Формируем правильное отношение детей к деньгам

Формируем правильное отношение детей к деньгам Формируем правильное отношение детей к деньгам

Вопросы о личных финансах детей интересуют каждого из родителей. У каждого возраста свои потребности, которые мамам и папам хочется удовлетворить. Но как не разбаловать свое чадо?

Зачем детям могут понадобиться деньги

Формируем правильное отношение детей к деньгам

На что потратить свои финансы дети решают самостоятельно. На нужные вещи для обучения или на свои желания… Родителям остается только принимать это как должное.

Когда дети начинают остро нуждаться в карманных деньгах

Детям нужны карманные деньги с возраста 7 лет. Точнее с того момента, как они пошли в школу. Это новая ступень развития ребенка. Малыши становятся самостоятельными, они взрослеют.

Им требуется учиться обращаться с финансами.
Особенно ребятишки нуждаются в личных деньгах, когда у их сверстников они уже есть.

И сумма, выделяемая на неконтролируемые расходы, должна быть примерно равна с суммой, которую выделяют друзьям малыша.

Совет! Если в семье существует проблема с деньгами, необходимо выделить малышу хотя бы минимальную сумму.

Непредвиденные ситуации могут застать малыша в любое время. Поэтому «заначка» в детском кармане может пригодиться.

Сколько можно давать карманных денег ребенку – в зависимости от возраста

Формируем правильное отношение детей к деньгам

Но приблизительные суммы можно определить в зависимости от возраста.

  • В возрасте 6-9 лет средняя сумма карманных сумм составляет 100 рублей в неделю
  • Дети от 10 до 14 лет в среднем получают от родителей 300 рублей в неделю
  • Подросткам от 15 лет родители выдают 500 рублей в неделю

Сумма карманных денег растет вместе с детьми. Каждая семья самостоятельно определят суммы, которые выделяются детям на карманные расходы.
Суммы, которые предоставлены выше, определены психологами. Но мамам и папам не стоит забывать о том, что эти финансы выдаются на небольшие личные расходы. Походы в кино с друзьями и прочие развлечения у чада будут за счет родителей.

Интересно знать, что в Германии существует закон о выдаче карманных денег детям. Он не только обязывает снабжать ребятишек евро, но и определяет конкретные суммы. В нашей стране у родителей существует право выбора.

Как сформировать правильное отношение ребенка к деньгам

Формируем правильное отношение детей к деньгам

Советы родителям:

  • Для игры можно использовать настоящие монеты. Они научат малыша считать. Изучить внешний вид денег тоже важно
  • Для детей 5-6 лет советуют отксерокопировать настоящие купюры и вводить их в «кассу магазина». В момент игры можно научить ребенка о стоимости и правильном подсчете сдачи. В этом возрасте малышу нужно поведать о приоритете в купюрах и монетах
  • Дети 7-10 лет уже могут самостоятельно ходить в магазин за небольшими покупками. Чтобы помочь детям понимать соотношение имеющейся суммы и цены, им можно разрешить на сдачу приобрести что-то вкусненькое
  • Психологи не рекомендуют вводить денежные поощрения за помощь по дому. Из-за этого может сложиться мнение, что за все в жизни получают деньги
  • Планирование расходов можно привить уже в старшем возрасте. Если деньги за питание не сдаются, ребенок покупает еду самостоятельно в буфете. Это поможет ему понимать, что он сможет купить и сколько денег у него останется на последующие дни
  • Сбережения – важная часть, которой нужно научить детей. Малышу можно посоветовать не тратить сдачу на мелкие конфетки после школы, а положить в копилку. Таким образом, через месяц он сможет купить себе новую игрушку
  • Карманные деньги выдаются строго по расписанию. Например, каждую неделю по понедельникам
  • Контроль над расходами ребенка вести не нужно. Он должен понимать, что за ним не следят и верят в его самостоятельность

Важно! Если малыш потерял деньги – родители не восполняют потерю.

Часто бывает, что взрослые решают лишить свое чадо денежного пособия в качестве наказания. Психологи это считают неверным подходом к воспитанию денежного понимания. Возможен вариант урезания суммы, но не более чем на 20%. Хотя и этот вариант специалисты не одобряют.

Ребенок хочет зарабатывать деньги сам? Способы заработка в интернете

Формируем правильное отношение детей к деньгам

Вот пара вариантов:

  • Самым распространенным способом заработать малышу является регистрация на различных сайтах, проставление «лайков», прохождение на определенные сайты. Одним из таких является сайт Wmmail. За каждое из действий чадо на свой счет будет получать скромные гонорары. Но и это порадует детей. Родители могут быть абсолютно спокойны, на предложенном сайте заработка порнография и прочие нежелательные ссылки и рекламы отсутствуют
  • Как бы странно не звучало, но можно заработать и на онлайн-играх. Многие создатели игр ищут себе работников для тестирования игр. За это платят небольшие суммы. Но дополнительная копеечка в личный карман будет иметься

Ребенок не тратит деньги, а только копит? Хорошо ли это

Выше писалось о том, что дети копят деньги. Некоторых родителей это очень беспокоит. Но волноваться не стоит.

Если малыш может отказать себе в булочке или соке, а бережно кидает свои монеты и купюры в копилку – это повод для радости.
Накопления говорят о том, что малыш понял цену финансам.

Он может откладывать на крупную покупку, что говорит о его самостоятельности. А может копить просто так, а потом потратить накопленную сумму по своему усмотрению.

Многие родители прибегают к варианту займа из детской копилки в случае тяжелой финансовой ситуации. Этого делать нельзя! Ребенок сам копил, себе в чем-то отказывал, он заработал эти деньги себе. А их изъятие или одолжение может затаить обиду чада на родителей. Поэтому личные сбережения малыша трогать не нужно.

Как оригинально подарить деньги ребенку: видео

Бывают ситуации, когда родителям хочется преподнести малышу деньги, которые не будут относиться к карманным. Но просто так отдать в руки купюру нет желания.

Как оригинально подарить деньги ребенку? Некоторые идеи можно позаимствовать из данного видео: Дети запомнят не только подарок, но момент его преподношения. Поэтому проявление креатива очень важно.

Загрузка…

Источник: https://NovostiOnline24.ru/biznes-i-finansyi/skolko-davat-karmannyih-deneg-rebenku-chtobyi-ne-razbalovat-ego-formiruem-pravilnoe-otnoshenie-k-dengam

Дети и деньги: как воспитать правильное отношение?

Психолог Анастасия Паршукова, психолог, руководитель выездного лагеря «12 коллегий«, рассказала incamp.ru, как воспитать у детей правильное отношение к деньгам и материальным ценностям. 

— Какие проблемы, связанные с деньгами, чаще всего возникают в отношениях детей и родителей?

— Отношение к материальным ценностям и система поощрения. Насколько бережно ребенок относится к дорогим вещам, которые покупают родители?  И стоит ли ребенка деньгами или дорогими подарками поощрять хорошо учиться и соблюдать правила?

— С какого возраста надо обсуждать с ребенком тему денег?

— Я делю детей приблизительно на четыре возрастные группы: младшую (4-7лет), школьную (7-11 лет), подростковую (11-14) и старшую подростковую (14-18).  Начинать можно с четырех лет. В этом возрасте появляется представление «мое-чужое», но дети по-прежнему часто просят родителей купить игрушку и с трудом останавливаются в запросах.

Важно правильно объяснить ребенку, почему вы не можете постоянно покупать новые игрушки. Четырехлетний малыш не поймет, что такое кризис или ипотека. Но он поймет, что есть «мое», а есть «чужое». Человек не может расходовать больше «моего», чем у него есть. Семье нужны не только игрушки, но и еда, одежда.

Если тратить все только на развлечения, то на остальное денег не останется.

Чуть позже, в возрасте 6-7 лет, стоит проговаривать, зачем мама и папа ходят на работу. Они каждый день выполняют ряд обязанностей, получают за них деньги. Деньги стоят усилий и времени мамы и папы. В 7 лет у ребенка уже есть представление о стоимости. Обсуждайте с ним, почему одни вещи дорогие, а другие – дешевые.

С походом в школу у детей появляется больше потребностей и вопросов. Почему у моего папы одна машина, а у папы Саши другая? Почему всем купили смартфон, а мне нет? Все эти вопросы требуют ответов и честного обсуждения.

В подростковом возрасте начинается новый пласт, дети начинают самостоятельно тратить деньги, уже появляются сомнения, на что стоит потратить деньги, на что – нет.

Подростки хотят иметь собственные деньги и возможность ими распоряжаться. Объясняйте, когда вы готовы дать лишние деньги, а когда – нет и почему.

Подростку стоит рассказать об экономике, банковской системе, кредитах, производстве. Это может быть ему интересно.

С четырнадцати лет ребятам уже можно подавать идеи самостоятельного заработка. Для подростка это полезный опыт. Неплохо, если он копит на что-то, если у него есть мечта или желание. Самостоятельные заработки помогут сформировать ответственность и правильное отношение к деньгам, работе.

— Если ребенок живет не в слишком обеспеченной семье и сталкивается в школе с дискриминацией?

— Это непростая ситуация, но такое происходит довольно часто. В школах нередко перемешиваются дети из разных семей. Важно быть честным с ребенком и рассказывать ему, сколько зарабатывают родители. Например, если работа нравится, а зарабатывают немного — родители сами должны принимать это и чувствовать себя комфортно. Я думаю, что ребенок это ощущение сможет перенять.

Сложности в классе все равно могут быть. Одноклассники иногда затрагивают  эту тему. К сожалению, материальное положение может сказываться на самооценке ребенка. Но надо это обсуждать, проговаривать.

Позиция родителей поможет ребенку выработать свое отношение и оценку происходящего.

Они могут поддержать его и дать мотивацию хорошо учиться, устраиваться на престижную работу и зарабатывать столько, сколько он захочет.

— Если семья, напротив, очень обеспеченная, как не избаловать ребенка?

— Важно дать понять ребенку, что есть ограничения на покупки, связанные с плохой успеваемостью или поведением, или, к примеру, с мнением родителей насчет покупки.

Кроме того, дети могут зарабатывать карманные деньги с четырнадцати лет. Это полезный опыт, который пригодится ребенку даже из очень обеспеченной семьи.

Он дает самостоятельность и формирует правильное отношение к жизни.  Если ребенок не осознает, что траты имеют границы, он может и не осознавать, что в общении с другими людьми тоже есть границы.

Важно показать детям, что финансовое положение семьи не определяет личность ребенка.

— Если родитель замечает, что ребенок «покупает» внимание других детей конфетами, мороженым, что с этим делать?

— Если в семье это неприемлемо, поговорите с ребенком о том, чего он на самом деле хочет. Когда ребенок таким способом пытается заработать внимание к себе, скорее всего, у него не получается заработать его по-другому. Если ребенку запретить оплачивать друзьям сладости, он не поймет, почему так нельзя, ведь это работает.

Стоит начать издалека, спросить про близких друзей, что они вместе делают. Постепенно выходить на то, что ему не хватает обычного общения по душам, лучшего друга и т.д. Можно спросить, что он делает, чтобы завести друзей, почему получается так, что после покупки конфет они начинают общаться, а если не покупает – не общаются.

Ребенок сам не всегда может адаптироваться к социальной среде, он выбирает тот способ приспособления, который кажется простым, и отнимать его сразу, пока не сформировался новый, нельзя.

— Как рассчитывать количество карманных денег? На что нужно ориентироваться: на то, что ребенок просит, или на собственное мнение?

— Вопрос сложный и очень индивидуальный. Размер определяется родителем. В карманные деньги должны входить деньги на еду в школе и еще на что-нибудь, конфетку или что-то приятное, чтобы ребенок мог распоряжаться своими деньгами. Когда ребенок идет гулять, тоже нужно дать немного денег.

Важно, чтобы карманные деньги у ребенка были. Что касается больших покупок, здесь суть в том, сколько вы можете позволить себе потратить на ребенка.

При этом в эти траты не должны входить обязательные расходы. Например, зимняя куртка не должна быть подарком на день рождения или Новый год. Куртка – это обязательная вещь, а не подарок и не его мечта.

На праздники хочется получить что-то приятное.

— Что делать, если ребенок был пойман на мелком воровстве у друзей, знакомых?

— Сначала нужно понять потребность ребенка, зачем он это делает. Может быть несколько вариантов: потому что плохо выстроена граница «свое-чужое», потому что ему не хватает денег на то, что он очень сильно хочет, из-за сильных эмоций: зависти, злости, мести, желания привлечь к себе внимание.

Часто нужны не деньги, а что-то большее. Даже если ему не хватает денег на покупку, это чуть больше, чем деньги, например, мечта, на которую он копит. В каждом из случаев стоит разбираться индивидуально.

Не стоит применять силу, наказание, запрещая что-то делать. Вероятнее всего ребенок найдет способ, как обойти эту систему и вновь вернуться к воровству. Лучше разговаривать об этом, стараться понять его.

Если такой возможности нет, лучше обратиться к психологу.

— Несколько слов на прощание.

— Отношение семьи к деньгам — это важная тема. Родителям стоит разговаривать с детьми о деньгах, это их очень интересует и в разном возрасте по-разному. Это значимый аспект жизни, на деньгах многое завязано. Со стороны кажется, что тема понятная, вот деньги, столько плачу, столько получаю. Но в ней много перипетий, вплетаются чувства и отношения. Ребенок по умолчанию этого не понимает.

Читайте также:  Фото-класс – учимся фотографировать детей правильно

Биографическая справка:

Формируем правильное отношение детей к деньгамАнастасия Паршукова — руководитель выездного лагеря «12 коллегий», психолог, ведущая групп. Анастасия получила высшее психологическое образование в Уральском Федеральном Университете. В настоящий момент ведет тренинги:

  • «Учиться на 5+»,
  • «Школа общения»,
  • «Уникальный Я»,
  • «Детско-родительская группа»,
  • «Личностный рост»,

проводит диагностику для школьников. Также Анастасия консультирует взрослых и ведет индивидуальные занятия для детей.

Если вам понравился лагерь «12 коллегий», забронируйте путевку прямо сейчас: Формируем правильное отношение детей к деньгам

Директор по маркетингу и PR incamp.ru

Источник: https://incamp.ru/blog/deti-i-dengi-kak-vospitat-pravilnoe-otnoshenie/

Формируем правильное отношение детей к деньгам

Формируем правильное отношение детей к деньгам

Деньги – одна из самых обсуждаемых и противоречивых тем. Одни считают их злом и источником всех проблем, другие бредят богатством. Где же истина? А она у каждого своя. И прежде чем воспитывать правильное отношение детей к деньгам, нужно самому принять какую-то позицию.

Причем важно найти баланс, чтобы деньги не были ни культом, ни злом. Ведь, по сути, они не несут ничего плохого, а все проблемы заключаются в нас самих. Разве приносят зло деньги, спонсируемые на построение больниц, поддержание детских домов? Знайте им цену и учитесь правильному обращению.

Ну, о каком отношении или финансовом воспитании может идти речь, если ребенок постоянно видит ожесточенные споры родителей по поводу семейного бюджета и взаимные обвинения? Подобное поведение приведет к тому, что ребенок вырастет жадным и мелочным или абсолютно не приспособленным к жизни в современном обществе. Вы этого хотите? Тогда давайте учиться финансовому воспитанию детей вместе.

Первые уроки по воспитанию правильного отношения ребенка к деньгам можно начинать уже с 5-7 лет. Как раз в этот возрасте малыш проявляет интерес к цифрам, использует нарисованные деньги в своих играх, и находит весьма неожиданные решения для их применения.

Первым шагом может стать участие ребенка в планировании семейного бюджета. Умение правильно рассчитать затраты на будущую неделю и продумать варианты экономии, станут надежным фундаментом для начала самостоятельной жизни.

Покажите малышу как разделить необходимые платежи на группы: обязательные (квартплата, продукты питания и одежды, спортивные секции и прочее), желаемые (походы в кафе, цирк, театр), накопления (откладываем на машину, отдых) и необязательные (игрушки, сладости).

Зная сколько денег расходуется, малютка сможет научиться планировать. Поставьте совместную цель сэкономить определенную сумму и думайте вместе как этого можно достигнуть. И не забудьте назначить приз за достижение цели. Подобная практика научит очень многому. Вы даже не представляете, насколько легче ребенку будет во взрослой жизни.

В возрасте 6-7 лет предложите ребенку начать откладывать деньги. Мало того, что это будет еще одним шагом на пути к умению правильно относиться к деньгам, но и поможет крохе стать более самостоятельным.

Единственный нюанс – нужно правильно поставить цель накопления, иначе это занятие может быстро надоесть. Пусть малютка откладывает себе на очень желанную игрушку.

Надеюсь, вы не ждете совершеннолетия? Первые карманные деньги нужно выделять уже с 6-7 лет. Так ему хотя бы будет на чем учиться.

Объясните ребенку, что такое кармане деньги и дайте свободу выбора. Пусть сам решает: купить мороженное или конфеты. А может откладывать часть из них на новейший конструктор.

Выдавать их нужно раз в неделю в определенный день. Причем сумма никогда не должна варьироваться. Возрастать она может только с возрастом, но никак не с увеличившимися расходами.

Некоторые родители практикуют поощрение ребенка за выполненную работу или хорошую успеваемость в школе. Конечно заманчиво, но не забывайте об обратной стороне медали. Ваша задача заинтересовать кроху учебой, а не возможным вознаграждением.

Полезная информация. Моей дочери 6 лет — надо попробовать

Я родился как раз во времена перестройки. Денег не хватало. Просить как то было не удобно, лучше бы давали определенную сумму и я бы распоряжался. Никогда не отказывали, говорили если надо куда то . попроси, дадим. Но зато желание работать и быть не зависимым у меня стало очень большим. Коммерческая жилка во мне присутствует)

Источник: https://plusss48.ru/moj-rebenok/formiruem-pravilnoe-otnoshenie-detej-k-dengam

Дошкольные финансы: нужно ли приучить малышей к деньгам

Министерство просвещения РФ и Банк России представили Программу «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности».

Программа обучения воспитанников детских садов началам финансовой грамоты разработана в рамках подписанного в 2017 году соглашения между Министерством образования и науки России и Центральным банком РФ о сотрудничестве в сфере повышения финансовой грамотности на всех уровнях образования (от детского сада до вуза).

Соглашением предусмотрено постепенное внедрение курса финансового просвещения в учебные программы образовательных заведений. В 2018–2019 гг. в ряде детских садов, равно как школ и вузов, запускаются пилотные курсы, для остальных учреждений освоение новой программы пока носит не обязательный, а рекомендательный характер.

Детские сады могут начинать обучать своих воспитанников с начавшегося учебного года, благо программа размещена на созданном ЦБ просветительском портале fincult.info.

Объективная реальность и суровая необходимость

А нужно ли вообще приучать малышей к деньгам и финансам? Многие поспешат возразить, ссылаясь на то, что счастливое детство не должно быть омрачено и опошлено ничем чем меркантильным.

На самом деле, подобная позиция отнюдь не столь чиста и благородна, как пытаются думать ее апологеты. Боле того, она зачастую идет вразрез с интересами самих детей, живущих отнюдь не в вакууме или сказочной стране.

Уровень финансовой грамотности населения России, объективно говоря, невысок. Более того, исследования последних лет показывают, что очень многие граждане и сами считают себя не шибко грамотными в финансовом отношении. Так, в недавнем опросе Высшей школы экономики немногим менее 20% респондентов оценили свои знания на единицу, а более четверти — на двойку. «Троечников» набралось 41%, «хорошистами» считают себя 12%, а «отличниками» — лишь 1% опрошенных. Конечно, финансовая грамотность россиян мало-помалу становится выше, но пока как-то слишком помалу.

Показательны также ответы еще на один вопрос исследования ВШЭ: «Насколько далеко вы смотрите при планировании своих затрат и сбережений?». Выяснилось, что только 15% опрошенных планируют свои финансы более чем на год.

21% респондентов рассчитывает на один — три месяца, а 27% не заглядывают вперед далее месяца. И всего 1% строит финансовые планы на 10 и более лет. К слову, весьма любопытно, кто входит в этот самый один процент.

Преуспевающие бизнесмены? Чиновники высокого ранга? Или наоборот — учителя, врачи, инженеры?

Прямые следствия недостаточной финансовой грамотности — огромное число жертв «финансовых пирамид», неумение многих жить по средствам, глубокая задолженность и банкротства. Список можно продолжать.

В общем и целом, картина складывается удручающая. Тем более что у многих из тех, кто принимал участие в опросе, да и не только у них, подрастают дети. С большой долей вероятности их познания в мире финансов также оставляют желать лучшего. В общем-то, дело не только в недостатке знаний у родителей, но и в их жизненных установках.

До сих пор некоторые родители, опасаясь, что их ребенок вырастет с убеждением, что деньги решают все, в общении с ним стараются вообще не касаться денежной темы. В итоге вырастает абсолютно безграмотный в финансовых вопросах человек, совершенно беспомощный во взрослой жизни.

Он не умеет зарабатывать деньги, не в состоянии ими разумно распорядиться. И в том же ключе воспитывает собственных детей.

И что — так до бесконечности? Но ведь так ни одно государство не выживет — его в конце концов «проглотят и даже не подавятся» экономически грамотные и проактивные улыбающиеся соседи.

Когда начинать?

С какого возраста ребенок может воспринимать элементарные экономические знания? Некоторые эксперты рекомендуют начинать уже с двух — трех лет. Возможно, это несколько рано, но с пяти лет — точно пора.

Разумеется, уровень подготовленности детей разный, но, как показывает практика, в старших группах детсада ребятишки уже разбираются в таких понятиях как цена, банковская карта, доход.

Конечно, в пять лет о знаниях в полном смысле этого слова говорить не приходится, речь лишь о базовых элементах или даже предпосылках экономического воспитания.

Сложно представить себе, что ваш крошка-сын, не выговаривающий еще несколько букв, вдруг всерьез начнет рассуждать об эмиссии, волатильности и инфляции. Но дошкольника вполне можно познакомить с самой концепцией денег — проще говоря, что такое деньги и зачем они вообще нужны.

Ему будет интересно узнать, что было, когда не было денег и как они появились. С ним можно поговорить о значении различных монет и банкнот. Можно объяснить, что деньги используются, чтобы покупать необходимые продукты и вещи.

Можно рассказать о том, как зарабатываются деньги, о богатстве и бедности.

Все дети — и маленькие, и постарше — задают родителям массу вопросов. И о деньгах тоже. Ни в коем случае нельзя уходить от ответа. Следует воспользоваться этой возможностью и доходчиво все разъяснить ребенку. Конечно, ваши ответы должны соответствовать возрасту ребенка и уровню его восприятия.

Можно и нужно знакомить с ребенка с бережливостью, рациональностью, трудолюбием. В переводе с греческого, экономика — управление домом, хозяйством. Такое определение очень хорошо подходит для целей финансового просвещения на дошкольном этапе.

Необходимо воспитывать в детях бережливое отношение к вещам, природе и природным ресурсам и, конечно, к деньгам. Финансовое просвещение необходимо встраивать в систему трудового и нравственного воспитания.

В итоге, дети должны прийти к пониманию того, что доход — это результат трудовой деятельности.

Уроки финансовой грамотности в детском саду, безусловно, должны проходить в игровой форме. Такой формат — идеальный способ соединить приятное с полезным. Ведь все дети с удовольствием играют — и в куклы, и в дочки-матери, и в прятки. Играют они и в магазин, а это очень удобный повод для знакомства с темой денег.

Для урока о современных деньгах Центробанк предлагает использовать распечатанные на плотной бумаге изображения монет, а также прочитать детям «Сказку о деньгах», которая есть в упоминавшейся программе.

Все эти игры и столь популярные сейчас квесты помогают решить несколько важных задач. Во-первых, дать детям самые элементарные, первичные экономические знания. Во-вторых, сформировать бережное отношение к деньгам. В-третьих, научить, как обращаться с деньгами: накапливать, тратить, вкладывать и т.д. В-четвертых, подвести детей к пониманию разницы между «хочу» и «надо».

Что дает ребенку финансовая грамотность

Финансовая грамотность закладывается с самого малого возраста. Если в детстве не сформировалось правильное представление о деньгах, у ребенка может появиться неверное, искаженное представление о финансах. Дети должны понимать, что деньги зарабатываются собственным трудом.

Что означает для ребенка быть финансово грамотным? Он умеет экономить деньги, понимает, как правильно ставить финансовые цели — как долгосрочные, так и краткосрочные, как инвестировать свои деньги и заставить их работать на себя, как сформировать бюджет и рационально распределить средства, чтобы хватило на все необходимые нужды, как с помощью современных технологий сохранять контроль над своими деньгами. Наконец, он приходит к пониманию того, что он должен стать единственным человеком, принимающим решения о своих деньгах.

Еще раз о роли родителей

Возлагать всю ответственность за финансовое просвещение на школы и детсады было бы недальновидно и контрпродуктивно. Научить ребенка правильному обращению с финансами могут только родители и только своим собственным примером. Увы, повторим, не все папы и мамы финансово грамотны.

Спросите себя: умею ли я сберегать и копить деньги, разбираюсь ли я в финансовых инструментах, есть ли у меня финансовая подушка безопасности, знаю ли я свои финансовые права? Многие не ведут учет доходов и расходов, тратят больше, чем зарабатывают, берут кредиты один за другим.

Если ребенок не получает примера правильного обращения с деньгами, он с большой долей вероятности будет наступать на те же самые «грабли», что и родители. Сколько бы просветительских курсов не прослушал.

Посему родителям предварительно стоит самим освоить финансовую грамоту — только это поможет им воспитать у своего ребенка правильное отношение к деньгам. Совсем нелишним будет регулярно проводить планирование семейного бюджета на предстоящий месяц с участием ребенка. Это поможет ему познакомиться ближе с миром личных финансов и получить свой собственный опыт обращения с деньгами.

Также взрослый может готовить ребенка к походу в магазин, предупреждать, какие именно будут сделаны покупки. Это не только позволит избежать неловких ситуаций, но и приучит детей к планированию. Если родители сами занимаются бизнесом, хорошо бы им объяснить ребенку, как устроено их собственное дело.

Источник: https://woman.rambler.ru/children/40956065-doshkolnye-finansy-nuzhno-li-priuchit-malyshey-k-dengam/

«Денежные расстройства родом из детства» — Татцентр.ру

Беседа с психологом Инной Кротовой о том, как родители сами толкают ребенка в мир, где все продается и покупается. И как этого избежать.

Дошкольники. Нельзя откупаться от ребенка

— Инна, чем отличается отношение к деньгам детей разных возрастов — дошкольников, младших школьников, подростков?

— В возрастной периодизации развития человека выделяется ведущая деятельность. Это тот оптимум, в котором наименьшее количество затрат энергии приведет к лучшему качественному развитию.

В процессе ведущей деятельности происходит адаптация ребенка к новой для него среде и окружению.

Деньги — один из главных элементов среды, следовательно, родителям надо проанализировать, как взаимодействует со средой ребенок на разных возрастных этапах, где в этот момент находится место денег.

В дошкольном возрасте ведущая деятельность — игровая, вид мышления — наглядно-действенный. Среда и мир познаются через манипуляции с предметами и в игровой форме. Нормальное стремление в этом возрасте — бесконечное любопытство. Если среда ребенка не даст ему этих положительно заряженных переживаний, то в будущем он будет искать их в азартных играх и экстремальных видах спорта.

Для дошкольного возраста очень важна игра — насыщенная, эмоциональная и предметная. Место денег в этом взаимодействии самое значимое для будущего финансового поведения и самое сложное для распознавания этой значимости.

— Почему?

— Во-первых, из-за того, что деньги для маленького ребенка — это элементы абстрактно-символичной среды, а у дошкольника еще не развито абстрактно-логическое мышление.

Значит деньги, как минимум, ребенком будут восприниматься как что-то непонятное. Да, купюры можно держать в руках и для предметного мышления этого достаточно.

Ребенок может определить, что это бумага, на которой можно, например, рисовать, или попробовать порвать — это тоже обоснованная позиция детства.

Во-вторых, деньги для ребенка с их непонятным смыслом — потому что их не дают рвать и на них не дают рисовать — остаются элементами среды, которыми владеют родители или продавцы. Ребенок может копировать поведение взрослого — давать денежки или карту, но это только копирование без понимания полного смысла такого обмена.

— Чего должны избегать родители при формировании правильного отношения дошкольника к деньгам?

— Все это — игра, «непонятность» денег, родители — в совокупности формирует финансовое поведение, в будущем проявляющееся уже у взрослого человека.

Ребенок живет эмоциями и действиями и ждет этого же от родителей, а вот родители, когда не могут этого дать, начинают откупаться подарками. В этом случае эмоции и любовь — то, что не покупается за деньги — становятся тем, что покупается и тем, что можно всегда заменить.

Так главная функция денег — функция обмена — получается усвоена, но в искаженной форме: когда тебе хотелось играть, любви и внимания, тебе дали игрушку (подарок, мультфильм, сладость и т. п.) и сказали, что у нее все есть. Среда в таких случаях в лице родителей дает понять ребенку, что тот, кто дает подарки и игрушки, не ценит тебя и твои интересы.

Читайте также:  Седьмая неделя беременности

Среда для ребенка становится некомфортной, обидной, агрессивной, неуправляемой.

Многие денежные расстройства родом из детства, когда деньгами заменяется область чувств, любовь, эмоциональная динамика. У таких детей — будущих взрослых все покупается и все продается. Власть, которая была скрыта в родительском общении, и будет их отношением к деньгам.

— Получается, что в дошкольном возрасте ответственность за будущее финансовое поведение лежит полностью на родителях?

— Именно. На родителях, на их злоупотреблениях денежной властью и откровенной подменой чувств, эмоций, переживаний и достижений ребенка деньгами.

— Какое поведение родителей дошкольников можно считать правильным в этой части?

— В тесной доверительной и эмоциональной связи можно начать объяснять дошкольнику, как можно овладеть внешней средой, в том числе и на уровне денежных отношений.

С дошкольного возраста можно начать давать раз в неделю фиксированную сумму, которая не будет зависеть от поведения ребенка и не будет поощрением или подарком.

Просто деньги, просто один из элементов среды — значит средой можно постепенно управлять и делать комфортной.

Ребенок начнет понимать, что у него есть личные вещи, личные элементы внешней среды, а значит в его личном пространстве все решения и ответственность лежат на нем, а не на родителях.

Получается, что внешняя среда управляема, как в игре, когда ребенок манипулирует предметами.

Родители должны принять, что ребенок на личные деньги может покупать, что захочет — нельзя вмешиваться и запрещать тратить деньги на «пустяки, ерунду». Но можно и нужно поддерживать, направлять, объяснять.

— Например?

— Например, в эквиваленте понятного для ребенка киндер-сюрприза. Раз в неделю даем дошкольнику 100 рублей — это один киндер. Через неделю даем 200 рублей — это два киндера или одна машинка, потом, например, не даем ничего, объясняя: или каждую неделю киндер или чуть больше сразу, но потом пауза.

Это лишь пример. Сумма и периодичность определяются родителями самостоятельно, исходя из семейного бюджета. Сумма не важна. Важен процесс и возможности, которые скрыты за овладением этого процесса.

Это первые экономические послания родителей, которые формируют экономические навыки детей здорового финансового поведения.

Давать деньги дошкольнику чаще одного раза в неделю нежелательно, должен быть привычный средовой цикл между «часто» и «редко» — неделя оптимальна. Важен процесс и система.

Деньги в «началке»: накопления не имеют ничего общего с жадностью

— Что меняется в младшем школьном возрасте?

— В младшем школьном возрасте ведущая деятельность — учебная. Это знакомство с новой информацией, новыми знаниями и овладение ими, это дальнейшее взаимодействие со средой.

У младших школьников вид мышления уже словесно-логический.

В учебной деятельности у детей формируются первые навыки самоконтроля, потому что нужно уметь подчинять свои внутренние потребности внешним целям и учиться расставлять приоритеты.

Деньги как элемент абстрактной среды здесь уже ближе к пониманию ребенка. Если говорить об их самой простой функции — обмена, то младший школьник уже понимает, что это не просто бумажка, а ценная бумажка. В этом возрасте большое значение для ребенка приобретает оценка. Оценка — показатель того, хорошо ли были освоены новые знания, успешен ли самоконтроль.

Каждый ребенок уникален и индивидуален, школьные оценки детей отличаются. Задача родителей — отмечать успехи ребенка и ни в коем случае не сравнивать его с другими детьми.

— В чем заключается денежная особенность этого возраста?

— Деньги становятся сферой, которую ребенку тоже нужно учиться регулировать, как минимум в области экономии и трат. Через это школьник будет испытывать свои силы в накоплении и тратах. Попытки накопить и не тратить в этом возрасте абсолютно нормальны и не имеют ничего общего с жадностью.

Жадность возникает в первую очередь у детей, которых «недолюбили» в дошкольном возрасте.

Когда родителям нужно было поддерживать эмоциональную сферу ребенка и быть с ним на одной волне его чувств и переживаний, когда он «боролся» со средой, а родители откупались подарками и не тратили время на эмоциональную поддержку.

Жадность — это оценка окружения с двух позиций, когда всегда мало и у других лучше, чем у тебя; а экономия и накопления ради конкретной цели — это нормально для младшего школьника, который вырабатывает первичные навыки самоконтроля.

Закрепить формирование позитивного экономического навыка здоровой экономии можно, если обращаться к ребенку за помощью и советом. Например, спросить, какую лучше покупку сделать в семье, на что лучше потратить деньги, если надо купить две вещи и так далее — чтобы подчеркнуть осведомленность и значимость ребенка.

Подростки. Карманные деньги — на разумные траты при разумных запросах

— А если говорить о подростках — как родители должны изменить собственное поведение?

— В подростковом возрасте ведущая деятельность — общение, в первую очередь со сверстниками. Родителям надо стать друзьями ребенка. Стремление этого возраста — поиск понимания и взаимопонимания.

Подростки прекрасно осознают, откуда берутся деньги и для чего они нужны. Тип мышления у них абстрактно-логический, сложностей с пониманием элементов абстрактно-символичной среды возникать не должно.

В идеале, особенность подросткового возраста в экономическом поведении — введение системного механизма карманных денег и собственных разумных трат и запросов в зависимости от бюджета семьи и реальных, а не выдуманных потребностей ребенка.

Но если ребенок будет чувствовать себя неуверенно в среде сверстников и не будет получать дружеской поддержки от родителей, то уровень развития его абстрактно-логического мышления позволит ему сказать самому себе, что «я слишком умен, чтобы соблюдать правила». Это может вылиться как в банальный подкуп сверстников подарками, угощениями, так и в агрессию и отъем денег у других.

С родителями в случае недопонимания воровство будет отличным способом контроля над ситуацией и агрессивной непонимающей родительской средой, ведь он «слишком умен, чтобы подчиняться правилам». А через деньги проще подчеркнуть свою значимость в группе сверстников, если твою значимость не ценят в семье и, наоборот.

— Получается, что дети начинают осознавать реальную ценность денег только в подростковом возрасте?

— В значении средства обмена и результата труда — да. В случае правильного развития событий абсолютно доступной для понимания ценность денег становится в подростковом возрасте. До этого родителям важно заложить фундамент для этого понимания.

Правильное отношение ребенка к деньгам закладывается в дошкольном возрасте, а к экономии — в младшем школьном, когда дети полностью зависят и определяются от типа мышления и ведущей деятельности. Необходимо объяснять суть денежных отношений с учетом возрастного мировоззрения и мироотношения ребенка.

Всегда надо помнить, что ребенок считывает отношение к нему. Недостаток любви и внимания приведет либо к жадности, либо к транжирству, деньги — просто способ компенсации.

Первое, что видит ребенок — это поведение родителей, в том числе и их экономическое поведение. Если не объяснять все нюансы, ребенок будет копировать это поведение.

Тогда, к примеру, слова родителей-транжир об экономии никогда не будут услышаны ребенком.

Каприз или потребность? Сколько денег и как нужно тратить на детей

— Инна, давайте подробнее поговорим о карманных деньгах. Какой возраст и какие суммы можно считать оптимальными?

— Ребенку очень важно знать, что есть его личные вещи, а есть общие. Начинать давать карманные деньги можно с дошкольного возраста по аналогии с киндерами, а если не с дошкольного, то точно с младшего школьного возраста. Оптимальные суммы — в пропорции от самой маленькой суммы, на которую ребенок может приобрести то, что ему интересно.

Карманные деньги — это та доля контроля над финансовой ситуацией, которая будет подвластна ребенку «здесь и сейчас». От нее уже будет моделироваться поведение — купить что-то сейчас же или потерпеть и накопить на что-то лучшее, купив позже.

Чем старше становится ребенок, тем вещи, которые будут его интересовать, становятся дороже. Сумму можно увеличивать, отталкиваясь также от пропорции минимальной траты.

Чем раньше вы начнете давать карманные деньги с соблюдением пропорции и системности, тем меньше у вас будет переживаний о его экономическом поведении в старшем возрасте.

При этом я отрицательно отношусь к премированию ребенка за хорошую успеваемость и выполненную работу по дому. Карманные деньги к такому «заработку» не имеют никакого отношения.

И в любом возрасте ребенка родителям важно помнить, что любовью и доверием избаловать нельзя. Ими можно воспитать гармоничного, умного и уверенного в себе человека, знающего цену и себе и деньгам.

— Как правильно объяснить ребенку, что любая, даже самая дорогая вещь не способна сделать его успешным, счастливым?

— В таких случаях надо быть искренне заинтересованным в этой потребности ребенка и не отмахиваться. Разъяснение такого рода вопросов не составит труда, именно в тех случаях, когда не было подкупов и подмены сферы чувств на подарки. Если с детства родители проявляли внимание, шли на диалог, то объяснить такие вещи ребенку будет легко.

В другом случае — только терпение и выяснение, в чем именно для ребенка заключается счастье этой покупки.

Если это желание обладать вещью «как у всех», то надо объяснить, что все люди разные, и вещи, и счастье у них — разные.

Если покупка нужна для того, чтобы «быть лучше, круче и дороже», проанализируйте собственное поведение — когда вместо того, чтобы говорить ребенку о любви, вы купили ему подарок, откупились, не отвлекаясь от своих дел.

  • — Нужно ли и в каких случаях поддерживать дорогостоящие увлечения детей?
  • — Только если за этой потребностью стоит искреннее увлечение, а не желание восполнить родительское «недолюбили».
  • — Что можно расценивать, как финансовые капризы ребенка?

— Финансовые капризы — это способ привлечь внимание, наиболее доступный для ребенка. Каприз — это, когда ребенок хочет вещь «здесь и сейчас» и не согласен на откладывание покупки ни при каких обстоятельствах. Каприз, если он не может объяснить, почему и для чего нужна вещь, просто «хочу и все».

  1. Традиционные инструменты манипулятора в таких ситуациях — требование от родителей решения о покупке в условиях дефицита времени и дефицита информации с открытым давлением.
  2. А вот если ребенок соглашается потерпеть, объясняет и понимает функции вещи, которую он требует купить, позже напоминает о покупке, то, скорее всего, это не каприз, а реально значимая для него вещь.
  3. — Какую долю расходов семейного бюджета вы считаете оптимальной на одного ребенка, включая питание, образование, хобби?
  4. — Это очень сложный вопрос, требующий индивидуального подхода.

Ребенок — равноправный член семьи, значит общий доход должен делиться на всех членов семьи в равных пропорциях. Это в теории. Но реальные запросы со стороны ребенка начинаются в более старшем возрасте. До подросткового возраста во многих финансовых потребностях ответственность несут родители и именно они могут трезво оценивать финансовое положение семьи, чтобы принимать решения о тратах.

Всегда важно найти баланс, при котором и родители, и другие члены семьи смогут чувствовать себя также комфортно, как и ребенок. Здесь как раз и следует отличать капризы от реальных потребностей и действовать в интересах всех членов семьи.

Беседовала Юлия Амочаева

Источник: http://tatcenter.ru/rubrics/mneniya/denezhnye-rasstrojstva-rodom-iz-detstva/

Как выстроить правильное отношение к деньгам у ребенка? Формируем правильное отношение детей к деньгам

Детей, как и прежде, редко просвещают относительно родительских доходов и расходов. Есть универсальные ответы: «денег нет» или «возьми, только отвяжись». И дети часто воспринимают отрицательный ответ как нежелание идти навстречу. Они знают, что родители ходят на работу, получают зарплату, тогда почему отвечают отказом?

Дети часто измеряют родительскую любовь деньгами. Вот кого-то больше любят, потому покупают все, а его, значит, любят меньше.

Так и складывается губительная психология зависимости эмоциональных отношений от денежных знаков, перерастающая в корысть и постоянный поиск материальной выгоды.

Исправить проблему могло бы своевременное объяснение реальных причин отказа и совместный поиск пути разрешения конфликта.

Есть еще одна проблема, которая растет на почве изоляции ребенка от финансовых вопросов — максимализм. Это ситуация, при которой ребенок не может адекватно оценивать деньги.

Либо они становятся главной целью в жизни человека из-за их недостатка в раннем возрасте.

Либо отношение к деньгам как к данности развивает у ребенка пассивность, нежелание развиваться и стремиться к чему-либо, поскольку с рождения у него есть все.

Каждая ситуация губительна по-своему. В первом случае, уже будучи взрослым, человек довольно часто оказывается неспособным воспринимать радости, неподвластные деньгам.

Во втором случае ребенок понимает, что у него все есть, ему не к чему стремиться, часто это осложняется высокомерным отношением к людям, менее обеспеченным, чем он.

Лишаясь денег, такой человек оказывается за бортом жизни, ведь зарабатывать и обеспечивать себя он не умеет.

Правильное финансовое воспитание ребенка — залог его счастливого будущего. Как же научить его правильным представлениям о деньгах?

Учить ребенка, в первую очередь, нужно тому, что не все в этой жизни решают деньги, деньги — средство для хорошей жизни, но никак не цель. Объяснять нужно, приводя примеры.

Самые успешные и богатые люди в большинстве случаев занимаются любимым делом, которое вдохновляет их, доставляет радость, потому и зарабатывают хорошо.

Ребенок должен осознавать, что самое главное в жизни — найти свое призвание, стать высококвалифицированным специалистом в своей области, тогда все остальное, как говорится, приложится. У каждого человека есть свои финансовые потребности, но чтобы этот уровень разглядеть, нужно хорошо понять самого себя.

Помимо этого, очень важно рассказать ребенку об альтернативных заработках. Это значит, что маленький человек должен понимать, что можно зарабатывать деньги по-разному: можно работать в государственной сфере, можно найти свое место в частных компаниях, создать свой бизнес, а также зарабатывать, используя свои таланты. Тогда у ребенка получится найти свой путь, у него появится выбор.

Нежелательно скрывать свои доходы от ребенка, он должен осознавать, как происходит процесс получения денег, что и сколько стоит в мире, в котором он живет. Ребенок должен четко осознавать, что разные профессии обеспечивают разный уровень жизни, тогда ему будет легче принимать решение в будущем.

Следует учить ребенка отношениям с финансами, учить правильно ими распоряжаться. Для этого можно выдавать карманные деньги, при этом стараться дать ему максимальную свободу, тогда ребенок посредством проб и ошибок поймет, как грамотно распоряжаться деньгами.

Существует также система поощрения. Однако не всегда эта система работает. Поощрять ребенка, безусловно, очень важно, но лучше сделать это при помощи ласковых слов и похвалы. Лучше рассказать ему о возможности подработки, не связанной с домашними делами.

Ребенок должен понимать, скольких часов работы стоила его родителям та или иная игрушка. Тогда он вырастет благодарным, умеющим адекватно воспринимать деньги и не будет связывать эмоциональный мир с миром финансов.

Но самое важное — объяснить ребенку, что богатство не гарантирует человеку счастье. Для того чтобы быть счастливым, нужно большее. А вот что именно, он сам обязательно поймет, когда станет взрослым.

Ребёнок и деньги

Читайте также:  Встречи с ребенком после развода

Дети и деньги
Дети учатся у родителей отношению к деньгам и обращению с ними по тому, как родители сами относятся к деньгам. А дети наблюдают за родителями, многое усваивают, делают выводы.

Изначально у ребенка нет отношения к деньгам. Он не понимает, что деньги — это эквивалент товаров и услуг, он пока не знает их стоимости.

Но с ребенком-дошкольником на эти темы уже можно разговаривать: объяснять на доступном уровне, откуда берется зарплата, почему в магазине дают сдачу, сколько конфет или мороженого можно было купить на те деньги, которые заплачены за ремонт вещи, сломанной ребенком. Надо объяснять свои действия. Например, что в данный момент деньги нужны на еду или на общую крупную покупку.

Дети могут иметь карманные деньги с того момента, когда возникает потребность самостоятельно их тратить и создаются для этого условия — как правило, в младшем школьном возрасте.

Но от ребенка тоже кое-что требуется. Он должен более или менее понимать, что деньги надо зарабатывать и что это немалый труд.

В семьях, в которых родители рассказывают детям о своей работе, те могут уже в первом классе проявлять такое понимание.

Хорошо, когда вместе с переходом на «денежные отношения» увеличиваются обязанности ребенка. Если он считает себя достаточно взрослым для траты денег по своему усмотрению — значит, дорос и до каких-то домашних дел.

И, конечно, сумма, которую мы предназначаем ребенку, зависит от достатка семьи.

Если возможности семьи ограниченны, родитель может спокойно и доходчиво объяснить ребенку, в чем заключаются финансовые трудности и как семья собирается с ними справляться.

Очень важно быть честными в детьми относительно семейного бюджета. Ведь когда дети со слезами на глазах упрашивают родителей купить им плеер или кофточку с капюшоном, а родители говорят им что нет денег — это не всегда правда.

Но если деньги есть — дети не могут об этом не догадываться и потому ждут от родителей хотя бы честного ответа, не получив который, находят его сами.

Вот ведь что интересно: когда в доме денег действительно нет, дети об этом знают и выпрашивают редко и самое необходимое.

В некоторых семьях дети получают деньги за хорошие отметки или за выполнение некоторых домашних дел. Психологи, как правило, не рекомендуют оплачивать оценки и помощь по дому: привыкший к денежному поощрению ребенок очень скоро за «просто так» может не захотеть учить историю или мыть посуду.

Ведь интерес к учебе или осознание необходимости хозяйственных дел может подмениться исключительно стремлением к деньгам. Все это не значит, что вообще никак не надо отмечать успехи сына или дочери в учебе или других делах. Но предпочтительнее эмоциональное поощрение.

Похвала или подарок по случаю окончания учебного года будет очень кстати — как признание заслуг и трудов ребенка, как знак внимания к его делам.

Тема воспитания у детей правильного отношения к деньгам, конечно же, волнует многих родителей. И это абсолютно оправданно, потому что пока мы живём в материальном мире, деньги имеют существенное влияние на всю нашу жизнь и жизнь наших детей.

Однако, надо признать, что обучить наших детей правильно взаимодействовать с деньгами мы можем лишь в той степени, в какой сами овладели этими важными навыками. Именно поэтому каждый родитель считает необходимым привить то оношение к деньгам, которое исповедует сам. Но ведь давно уже не секрет, что наша жизнь соответствует тем убеждениям, которые мы принимаем в своё сердце.

А теперь самое время задуматься, являются ли ваши собственные убеждения и отношение к деньгам конструктивными, помогают ли эти убеждения и привычки строить радостную обеспеченную жизнь, являются ли деньги вашими помощниками или это они руководят вами. И самый главный вопрос — чему вы хотите , говоря с ними о деньгах или касаясь этой темы в ежедневном взаимодействии с ребёнком?

К сожалению, очень многие родители считают своим долгом научить детей экономить деньги, не требовать многого, приучают к мысли, что зарабатывание денег — это тяжёлый труд. Конечно, доля правды в этом есть. Но есть и другая сторона, и здесь очень важно, как те же основы преподносятся ребёнку. Как догмы? Или ему дают возможность увидеть и оценить разные варианты отношений с деньгами?

Что является вашей главной целью в формировании денежного сценария ребёнка.

Вы хотите, чтобы сейчас у вас было меньше головной боли, когда вы проходите мимо витрин магазинов или вы действительно хотите, чобы ваш ребёнок научился ценить деньги ровно настолько, насколько они необходимы для комфортного обустройства его жизни? Уточню, что говоря о комфорте, я не имею ввиду нагромождение материальных благ или жизнь по принципу «Ни в чём себе не отказывай!»

Где же взять ответы на эти и ваши собственные вопросы по этому поводу, спросите вы. именно для того, чтобы найти ответы на волнующие вопросы и, может быть, попытаться сдвинуть собственные негативные убеждения в отношении денег мы организовали для вас .

  • Его запись вы можете прослушать прямо здесь, и если после этого у вас всё-таки останутся вопросы, не стесняйтесь их задавать.
  • Тема, действительно, очень важная и многогранная, так что приступив к ней с одной стороны, скоро понимаешь, что впереди ещё бескрайние просторы для исследования.
  • «
    , рассказала сайт, как воспитать у детей правильное отношение к деньгам и материальным ценностям.
  • — Какие проблемы, связанные с деньгами, чаще всего возникают в отношениях детей и родителей?

— Отношение к материальным ценностям и система поощрения. Насколько бережно ребенок относится к дорогим вещам, которые покупают родители? И стоит ли ребенка деньгами или дорогими подарками поощрять хорошо учиться и соблюдать правила?

— С какого возраста надо обсуждать с ребенком тему денег?

— Я делю детей приблизительно на четыре возрастные группы: младшую (4-7лет), школьную (7-11 лет), подростковую (11-14) и старшую подростковую (14-18). Начинать можно с четырех лет. В этом возрасте появляется представление «мое-чужое», но дети по-прежнему часто просят родителей купить игрушку и с трудом останавливаются в запросах.

Важно правильно объяснить ребенку, почему вы не можете постоянно покупать новые игрушки. Четырехлетний малыш не поймет, что такое кризис или ипотека. Но он поймет, что есть «мое», а есть «чужое». Человек не может расходовать больше «моего», чем у него есть. Семье нужны не только игрушки, но и еда, одежда.

Если тратить все только на развлечения, то на остальное денег не останется.

Чуть позже, в возрасте 6-7 лет, стоит проговаривать, зачем мама и папа ходят на работу. Они каждый день выполняют ряд обязанностей, получают за них деньги. Деньги стоят усилий и времени мамы и папы. В 7 лет у ребенка уже есть представление о стоимости. Обсуждайте с ним, почему одни вещи дорогие, а другие – дешевые.

С походом в школу у детей появляется больше потребностей и вопросов. Почему у моего папы одна машина, а у папы Саши другая? Почему всем купили смартфон, а мне нет? Все эти вопросы требуют ответов и честного обсуждения.

В подростковом возрасте начинается новый пласт, дети начинают самостоятельно тратить деньги, уже появляются сомнения, на что стоит потратить деньги, на что – нет.

Подростки хотят иметь собственные деньги и возможность ими распоряжаться. Объясняйте, когда вы готовы дать лишние деньги, а когда – нет и почему.

Подростку стоит рассказать об экономике, банковской системе, кредитах, производстве. Это может быть ему интересно.

С четырнадцати лет ребятам уже можно подавать идеи самостоятельного заработка. Для подростка это полезный опыт. Неплохо, если он копит на что-то, если у него есть мечта или желание. Самостоятельные заработки помогут сформировать ответственность и правильное отношение к деньгам, работе.

— Если ребенок живет не в слишком обеспеченной семье и сталкивается в школе с дискриминацией?

— Это непростая ситуация, но такое происходит довольно часто. В школах нередко перемешиваются дети из разных семей. Важно быть честным с ребенком и рассказывать ему, сколько зарабатывают родители. Например, если работа нравится, а зарабатывают немного — родители сами должны принимать это и чувствовать себя комфортно. Я думаю, что ребенок это ощущение сможет перенять.

Сложности в классе все равно могут быть. Одноклассники иногда затрагивают эту тему. К сожалению, материальное положение может сказываться на самооценке ребенка. Но надо это обсуждать, проговаривать.

Позиция родителей поможет ребенку выработать свое отношение и оценку происходящего.

Они могут поддержать его и дать мотивацию хорошо учиться, устраиваться на престижную работу и зарабатывать столько, сколько он захочет.

— Если семья, напротив, очень обеспеченная, как не избаловать ребенка?

— Важно дать понять ребенку, что есть ограничения на покупки, связанные с плохой успеваемостью или поведением, или, к примеру, с мнением родителей насчет покупки.

Кроме того, дети могут зарабатывать карманные деньги с четырнадцати лет. Это полезный опыт, который пригодится ребенку даже из очень обеспеченной семьи.

Он дает самостоятельность и формирует правильное отношение к жизни. Если ребенок не осознает, что траты имеют границы, он может и не осознавать, что в общении с другими людьми тоже есть границы.

Важно показать детям, что финансовое положение семьи не определяет личность ребенка.

— Если родитель замечает, что ребенок «покупает» внимание других детей конфетами, мороженым, что с этим делать?

— Если в семье это неприемлемо, поговорите с ребенком о том, чего он на самом деле хочет. Когда ребенок таким способом пытается заработать внимание к себе, скорее всего, у него не получается заработать его по-другому. Если ребенку запретить оплачивать друзьям сладости, он не поймет, почему так нельзя, ведь это работает.

Стоит начать издалека, спросить про близких друзей, что они вместе делают. Постепенно выходить на то, что ему не хватает обычного общения по душам, лучшего друга и т.д. Можно спросить, что он делает, чтобы завести друзей, почему получается так, что после покупки конфет они начинают общаться, а если не покупает – не общаются.

Ребенок сам не всегда может адаптироваться к социальной среде, он выбирает тот способ приспособления, который кажется простым, и отнимать его сразу, пока не сформировался новый, нельзя.

— Как рассчитывать количество карманных денег? На что нужно ориентироваться: на то, что ребенок просит, или на собственное мнение?

— Вопрос сложный и очень индивидуальный. Размер определяется родителем. В карманные деньги должны входить деньги на еду в школе и еще на что-нибудь, конфетку или что-то приятное, чтобы ребенок мог распоряжаться своими деньгами. Когда ребенок идет гулять, тоже нужно дать немного денег.

Важно, чтобы карманные деньги у ребенка были. Что касается больших покупок, здесь суть в том, сколько вы можете позволить себе потратить на ребенка.

При этом в эти траты не должны входить обязательные расходы. Например, зимняя куртка не должна быть подарком на день рождения или Новый год. Куртка – это обязательная вещь, а не подарок и не его мечта.

На праздники хочется получить что-то приятное.

— Что делать, если ребенок был пойман на мелком воровстве у друзей, знакомых?

— Сначала нужно понять потребность ребенка, зачем он это делает. Может быть несколько вариантов: потому что плохо выстроена граница «свое-чужое», потому что ему не хватает денег на то, что он очень сильно хочет, из-за сильных эмоций: зависти, злости, мести, желания привлечь к себе внимание.

Часто нужны не деньги, а что-то большее. Даже если ему не хватает денег на покупку, это чуть больше, чем деньги, например, мечта, на которую он копит. В каждом из случаев стоит разбираться индивидуально.

Не стоит применять силу, наказание, запрещая что-то делать. Вероятнее всего ребенок найдет способ, как обойти эту систему и вновь вернуться к воровству. Лучше разговаривать об этом, стараться понять его.

Если такой возможности нет, лучше обратиться к психологу.

— Несколько слов на прощание.

— Отношение семьи к деньгам — это важная тема. Родителям стоит разговаривать с детьми о деньгах, это их очень интересует и в разном возрасте по-разному. Это значимый аспект жизни, на деньгах многое завязано. Со стороны кажется, что тема понятная, вот деньги, столько плачу, столько получаю. Но в ней много перипетий, вплетаются чувства и отношения. Ребенок по умолчанию этого не понимает.

Биографическая справка:

Анастасия Паршукова — руководитель выездного лагеря

Источник: https://milonit.ru/psihologiya/kak-vystroit-pravilnoe-otnoshenie-k-dengam-u-rebenka.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector