Как не погубить талант ребенка? Развиваем способности у ребенка

Олеся Ахмеджанова

Творчество — необыкновенный источник энергии, знаний, развития и радости. Для детей такие занятия необходимы: малыши учатся создавать, проявляют себя, не боятся пробовать что-то новое. Как же найти творческое начало и раскрыть талант ребенка? Мы выбрали 30 полезных советов из книг МИФа, которые помогут родителям. Итак, поехали!

1. Нетворческих детей не бывает

Дети — невероятно творческий народ. Кому-то нравится рисовать и мастерить, кому-то — музицировать, а кто-то — прирожденный изобретатель, обожает играть с конструктором или разбирать технические игрушки. Есть малыши, которые любят наряжаться и ставят спектакли.

А кто-то с увлечением копается в земле и строит из прутиков и глины. Дети бесконечно пробуют и узнают, что им интересно и к чему лежит душа. Не думайте, что ваш ребенок не способен к творчеству.

Скорее всего, он ещё не нашел то самое занятие, что заинтересует по-настоящему.

2. Творческое расписание

Одно из важнейших условий творческого воспитания — выделить время для занятий творчеством. Найдите хотя бы 10–15 минут в будни и один-два часа в выходные, чтобы вместе с ребенком предаться рисованию, пению или чему угодно еще.

Открывайте в семейном распорядке «потайные окошки» для коротких творческих игр: за ужином поиграйте за столом в словотворчество, перед сном вместе сочините сказку, по дороге в детский сад или школу придумайте новые слова на мотив известных песен.


Как не погубить талант ребенка? Развиваем способности у ребенка

Источник

3. Отдыхайте от гаджетов

Во время творческих занятий выключите ненадолго телевизор, компьютер, планшет, смартфон и игровую приставку. Выделите корзинку, куда вся электроника отправляется «спать», пока вы занимаетесь творчеством.

4. Творческий уголок

Вирджиния Вульф писала, что каждому творческому человеку нужна собственная комната. Не у всех нас есть такая возможность, но важно выделить какое-либо пространство, пусть даже оно будет совсем маленьким.

Создайте у себя дома «творческий уголок», где ребенок сможет найти все необходимое для творчества.

Сложите туда то, что может разбудить его воображение: пробки, блестки, клей, нитки, разноцветную проволоку, бусинки, цветную бумагу… Если у вас в доме нет ни одного свободного места, то роль «творческого уголка» может играть коробка или полка.

5. Устраивайте творческие приключения

Творческое приключение — еженедельный, спланированный и подготовленный вместе с детьми поход куда-нибудь. Такая вылазка не должна длиться долго, но обязана быть ярким событием. Ее цель — пополнить духовные запасы.

Когда вы выбираете, куда бы отправиться, дайте волю фантазии, посмотрите на это приключение весело, отключите серьезность. Попробуйте спланировать мероприятие прямо сейчас с помощью упражнения из книги «Художник есть в каждом».
Как не погубить талант ребенка? Развиваем способности у ребенка
Упражнение из книги «Художник есть в каждом»

6. Будьте терпимы к небольшому беспорядку

Дети любят кавардак, и важно разрешать им его устраивать. Мамы и папы, смиритесь: игра — это всегда беспорядок. Если детей слишком жестко контролировать, они не получат радости от игры. Так что дайте своему внутреннему художнику — а заодно и ребенку — пространство для беспорядка. Это сделает вас свободными и принесет радость всем.


Как не погубить талант ребенка? Развиваем способности у ребенка

Источник

7. Делайте уборку после окончания занятий и просите ребенка помочь

Если у вас в доме далеко не все разложено по полочкам — а у большинства людей это именно так, — существует много способов разобрать беспорядок и очистить пространство. Например, поставить таймер на пятнадцать минут и за это время разложить по местам как можно больше. Это словно игра: таймер поднимает настроение, цель понятна, а результат приносит удовлетворение.


Как не погубить талант ребенка? Развиваем способности у ребенка

Упражнение из книги «Художник есть в каждом»

8. Одаренность не главное

Вы удивитесь, узнав, как много знаменитых музыкантов, художников, изобретателей, актеров, комиков, архитекторов, танцоров и писателей называют причиной успеха усердный труд, а не талант. Состоявшиеся люди творческих профессий твердят об этом раз за разом, опровергая миф, что творческие способности — удел избранных.

9. Не контролируйте ребенка

Люди, которым в детстве дают возможность раскрыть свои способности, остаются творческими личностями во взрослом возрасте. Если же детей постоянно контролировать и вмешиваться в их игры, они всегда будут сомневаться в своих поступках. Попробуйте дома выполнить упражнение, которое поможет преодолеть излишнюю настойчивость.


Как не погубить талант ребенка? Развиваем способности у ребенка

Упражнение из книги «Художник есть в каждом»

10. Материалы для творчества вместо дорогих игрушек

У сына моей подруги полно дорогих игрушек. Но вместо дракона, которого она заказывала из Америки, Тимоха обожает играть с деревянным мечом, который сделал ему дед, и складывать бумажные самолеты.

Смысл в том, что модные игрушки дарят гораздо меньше пространства для воображения, чем любимые «игровые инструменты» ребенка.

Чем проще, тем лучше. Самое основное — бумага. Только подумайте, во что может превратиться чистый лист бумаги. Он может стать картинкой, стихотворением, корабликом, ковром-самолетом — вариантов очень много. Пластилин, фломастеры, клей, деревянные палочки — все очень просто и весело.

11. Познакомьте ребенка с творческими людьми

Ходите с ребенком на выставки, концерты, спектакли или публичные чтения — пусть увидит, как выражают себя творческие люди. Это раскрасит ваши будни, а у ребенка появятся новые идеи. Часто именно так возникает интерес. А главное, творчество заразительно!

12. Превратите будничные дела в праздник

Будничных забот не избежать: настанет день, когда накопится стирка или в доме закончатся продукты. Включайте воображение и придумайте, как превратить в игру неотложные дела.

Например, снимая с сушилки чистое белье, попросите ребенка определить, где чья вещь. «Это мое! Это папино! Это твое!». В ванну добавьте мыльной пены и пускайте мыльные пузыри.

А перед сном позвольте ребенку самому выбрать, которую будете читать на ночь. Все эти небольшие хитрости превратят нудные дела в игру.

13. Давайте немного поскучать

В повседневной жизни нам часто бывает скучно. Но скука не синоним стагнации — все как раз наоборот. Она постоянно побуждает нас к действию: если вы заскучали, это подсказка, что пора менять направление деятельности.

Когда ваш ребенок будет жаловаться на скуку, постарайтесь воздержаться от искушения решить проблему и занять его чем-то. Дайте ему возможность найти что-то новое.

Слишком сложно? Тогда сначала выполните упражнение из книги «Художник есть в каждом».

Как не погубить талант ребенка? Развиваем способности у ребенка
Упражнение из книги «Художник есть в каждом»

14. Устраивайте творческие вечера

Собирайтесь всей семьей и дружно занимайтесь каким-нибудь видом творчества, а в следующий творческий вечер — другим. Это отличный способ познакомить ребенка с новыми видами занятий, которые, возможно, не увлекли бы его, занимайся он ими в одиночку

15. Пробуйте!

Не бойтесь позволять детям пробовать себя в разных видах творчества: только так они поймут, что творчество многолико и проявляет себя по-разному. Так они узнают, какие занятия им нравятся больше всего.

16. Сохраняйте моменты творчества

Когда в вашей семье появятся собственные творческие традиции, обязательно запечатлейте их. Фотографируйте рисунки и поделки, снимайте на видео музыкальные, танцевальные, литературные и театральные выступления.

Даже спустя много лет будет интересно и приятно вспомнить, чем вы занимались вместе с детьми.

Как не погубить талант ребенка? Развиваем способности у ребенка
Источник

17. Выставка работ

Покажите, что вы уважаете творчество своего ребенка, и ставьте на видное место те произведения, которые он выбрал. Принимайте его оценку собственных шедевров: оставляйте то, что он хочет сохранить, и убирайте то, что ему надоело.

18. Гуляйте на природе

Даже если вы оборудовали в доме прекрасное рабочее место, периодически меняйте обстановку. Природа подарит вам новые темы для работ и яркие впечатления. Если на улице хорошая погода, превратите в художественную студию свой двор, балкон или ближайший парк. Здесь вы сможете заняться масштабными проектами, не боясь что-нибудь испачкать.

19. Рассказывайте истории

Все дети фантазируют и придумывают истории. Попросите ребенка рассказать какую-нибудь историю о нем самом и подыграйте ему, даже если это будет просто забавный школьный случай. Основная задача — побудить ребенка рассказывать истории и делиться ими с нами. Потренируйтесь в умении слушать, выполняя упражнение.

Как не погубить талант ребенка? Развиваем способности у ребенка
Упражнение из книги «Художник есть в каждом»

20. Главное, чтобы было весело

Помните, как вы сами были детьми: смеялись, дурачились и веселились, когда придумывали что-то вместе? Наши детские проекты остаются в памяти, потому что подарили море положительных эмоций. Любознательность, тяга к экспериментированию, смекалка, навыки решения задач, потребность в творческом самовыражении — все это пробуждается в детях, когда им весело.

Радость — та самая искорка волшебства, благодаря которой дети хотят творить снова и снова

Хвалите ребенка, когда он много занимается, и тогда он будет заниматься еще больше. Поддержите его во время занятий, участвуйте в них вместе — тогда у него появится желание искать, открывать для себя новые направления.

22. Читайте книги с детьми

Во все времена родители любили читать детям. Давайте оглянемся на собственное детство: все мы помним, как нам читали наши самые любимые книжки.

Именно тогда мы начинали понимать, что слова состоят из букв — и сами учились читать.

Любимые истории из детства остаются с нами на всю жизнь, и часто именно они предопределяли наши интересы в гораздо большей степени, чем может показаться на первый взгляд.

23. Как понять, что нравится

Выберите подходящие по возрасту для вашего ребенка занятия в каждой сфере — изобразительное искусство, конструирование, музыка, танцы, театр, словотворчество — и опробуйте их вместе. Это не так просто, как кажется. Поэтому начните с упражнения по определению интересов.


Как не погубить талант ребенка? Развиваем способности у ребенка

Упражнение из книги «Художник есть в каждом»

24. Не нужно быть идеальными

Покажите ребенку, что нет никакой необходимости всегда быть идеальным. Если рисунок не удался, нет причин грустить — можно попробовать ещё раз. Успешный человек — не тот, кто никогда не совершал никаких ошибок, а тот, кто после падения находит в себе силы встать и начать заново.

Подайте детям пример того, что можно что-то делать не лучше всех на свете. Займитесь чем-то, что у вас не очень хорошо получается — и дайте ребенку понаблюдать за вами.

Читайте также:  Лечение разрыва сердца. Разрыв межжелудочковой перегородки.

25. Процесс важнее результата

Часто родители зацикливаются на второстепенных аспектах творчества. Вместо того чтобы гордиться дочерью, играющей в школьном театре, они возмущаются, что на общей фотографии в местной газете ее «плохо видно». Или переживают, что сын не получил должного внимания на музыкальном конкурсе.

Остановитесь. Хвалите детей за попытки. Покажите им, что процесс важнее результата: тогда у них появится желание проявить собственные способности.

Пока дети знают, что им есть куда стремиться, они будут продолжать развиваться.

  • поэтические или литературные чтения для детей;
  • библиотеки и книжные магазины;
  • мероприятия, где дети читают вслух;
  • книжные выставки;
  • литературные фестивали и книжные выставки-ярмарки.
  • бесплатные концерты на открытом воздухе;
  • концерты классической музыки для детей (они длятся куда меньше, чем «взрослые», и ребенок не устает);
  • выступления в музыкальных школах, домах творчества и студиях, где играют сами дети;

Как не погубить талант ребенка? Развиваем способности у ребенка
Источник

Пусть каждый член семьи слушает дома музыку, которая ему нравится. Потому что на вопрос «Какая у тебя любимая музыка?» не бывает неправильного ответа.

28. Если нравится искусство, посещайте:

  • выставки детских работ в школах, детских садах, домах творчества и студиях;
  • фестивали художественного и прикладного творчества;
  • мастер-классы ремесел на ярмарках и фестивалях (работа с деревом и металлом, тканью, кожей, гончарное дело, ювелирное ремесло);
  • музеи и выставки изобразительного искусства, фотографии;
  • мастер-классы по рисованию, лепке и другим видам искусства на свежем воздухе.

29. Если нравится театр, проводите время, посещая:

  • детские спектакли;
  • фестивали с участием мимов, клоунов и актеров.

Организуйте домашние кукольные (и не только) спектакли. Участвуйте в представлениях в детском саду, школе, доме творчества.

30. Примите как данность, что со временем круг творческих увлечений ребенка может измениться

Боритесь с желанием приписать ребенку один главный интерес или талант и причислить его к «музыкальным», «театральным» или «хорошо рисующим» детям. Будьте гибкими: пусть ребенок чувствует, что ему предоставлена свобода выбора и что он может беспрепятственно пробовать все и делать новые открытия.

Источник

Творчество должно радовать, вдохновлять, окрылять. А задача родителей — дать ребенку свободу и не превращать процесс в гонку за призами. Наслаждайтесь моментом. И если видите, что ваш ребенок по-настоящему увлечен во время рисования, игры на фортепиано или чтения стихов, то вы на правильном пути.

Обложка поста freepik

Как развить таланты ребенка

Как не погубить талант ребенка? Развиваем способности у ребенка

Таланты и способности начинают проявляться у детей в возрасте двух-трех лет, когда у ребенка формируется интерес к окружающему миру. Однако многие родители начинают задумываться о развитии способностей своего чада только тогда, когда тот начинает ходить в школу. В каком возрасте начинать заниматься развитием интеллектуального и творческого потенциала ребенка? Психологи называют различные сроки – от полутора до пяти лет.

Этапы формирования способностей у детей

Способность к определенной деятельности можно соотнести с возрастными периодами развития ребенка:

  • один-два года – возраст, когда начинают проявляться творческие способности и наклонности малыша. Одни дети любят танцевать и слушать музыку, другие – пытаются рисовать, а третьи – большую часть времени проводят в подвижных играх. Родителям стоит присмотреться к интересам ребенка и понять, чем ему нравится заниматься больше всего.
  • три-четыре года – это оптимальный возраст для регулярных занятий с малышом. В этот период дети наиболее восприимчивы к новым знаниям и с удовольствием занимаются разными видами творчества. В этом возрасте для всестороннего развития ребенка большое значение имеют такие виды деятельности, как рисование, лепка, музыка, конструирование.
  • пять-шесть лет – время перехода к более сложным задачам. Малыш начинает готовиться к важному событию своей жизни: поступлению в первый класс. Поскольку интересы и способности детей формируются в процессе какой-либо деятельности, ребенку рекомендуется посещение кружков и секций по интересам. Любой детский психолог посоветует родителям не пресекать инициативность своего чада, даже если они знают, что его увлечение временно. Задача взрослых – не подавлять, а всячески развивать и направлять творческую активность ребенка.

Занятия живописью направлены на развитие у детей творческого начала. О том, как научить ребенка основам рисунка, рассказывает психолог и педагог по живописи Мария Климакова.

  • семь-восемь лет – это период, когда ребенок начинает серьезно заниматься каким-то одним видом деятельности. Например, играет в театральном кружке, посещает музыкальную или художественную студию, выбирает «свой» вид спорта. Взрослым, практикующим ответственное родительство, желательно поддерживать его интерес к выбранному занятию. Помните, поощряя и запрещая, родители формируют характер ребенка.
  • 9-14 лет – наиболее важный период с точки зрения психического развития ребенка. В подростковом возрасте у детей формируются глубокие, устойчивые интересы, развивается самостоятельное творческое мышление. В этот период родителям стоит активно прививать ребенку практические навыки дисциплины и учить ответственно относиться к выбранному занятию.

Как развить способности у ребенка: 8 рекомендаций папам и мамам

Специалисты дают родителям следующие рекомендации по развитию способностей у ребенка:

  1. Поощряйте увлечения и интересы детей в самых разных областях. Если ребенок любит музыку, легко попадает в ритм мелодии или сочиняет свои собственные песни, отведите его в музыкальную студию. Если книгам и другому «умному» времяпровождению он предпочитает активные игры, займитесь с ним спортом и так далее.
  2. Не стоит навязывать свою точку зрения ребенку. Нередко родители забывают об этой прописной истине, пытаясь через детей претворять в жизнь нереализованные мечты и амбиции. Чтобы этого не происходило, взрослым придется учитывать интересы и желания ребенка, а не свои собственные.
  3. Предоставьте ребенку возможность заниматься тем, что ему интересно. Для этого постарайтесь обеспечить его всем необходимым (например, карандашами и красками, если он рисует, или спортивной одеждой, обувью и инвентарем, если он занимается спортом) и позвольте по мере возможности самостоятельно планировать занятия.
  4. Не стоит критиковать детей, если их опыт оказался не таким удачными, как вы ожидали. Хвалите и поощряйте ребенка за его усилия сделать что-то, а не только за его природный талант или удачу.
  5. Не сомневайтесь в ребенке и не сравнивайте его с другими детьми, даже если они объективно делают что-то лучше, иначе ваш малыш может потерять интерес к занятию. Помните, ваш сын или дочь при любой неудаче ждут от вас поддержки, а не осуждения или критики.
  6. Подготовьте ребенка к занятиям спортом или творческой деятельностью, объяснив своему чаду, почему ему стоит прислушиваться к мнению тренера и какой результат он получит, посещая те или иные занятия.

Как не погубить талант ребенка? Развиваем способности у ребенка

  1. Если ребенок отказывается заниматься выбранным ранее видом деятельности, не стоит ругать его. Постарайтесь разобраться, что это – обычная лень или его привлекает другой вид деятельности? Иногда лучше сменить несколько увлечений, чем годами заставлять ребенка заниматься тем, что не вызывает у него интереса. Настаивая на своем, вы можете надолго отбить у него желание заниматься чем-либо.
  2. Проследите, чтобы ребенок регулярно посещал занятия. Проявляйте интерес к его увлечениям, ищите разные способы мотивировать чадо к занятию своим хобби – например, почитайте ему биографии известных людей, достигших успеха в той же сфере, или расскажите о собственном положительном опыте.

Всем известно, что самая лучшая форма обучения для детей – игровая. Я-родитель представляет вашему вниманию развивающую игру для дошкольников, направленную на формирование и развитие внимания и умения ориентироваться в пространстве.

Екатерина Кушнир

У каждого ребенка может быть не один, а несколько талантов. Я-родитель предлагает понять, какой талант у вашего ребенка и как его развить.

Какой талант у вашего ребенка?

Дорогу таланту! Как развить в ребенке талант и что делать, если талантов нет

Существует точка зрения, что абсолютно все дети талантливы. Увы, специалисты уверены, что истинная одарённость встречается не так часто, как хотелось бы любящим родителям. Тем не менее, попробовать отыскать в ребёнке талант, а после постараться развить его – можно.

Как не погубить талант ребенка? Развиваем способности у ребенка

Где растут таланты?

Учёные уже давно заинтересовались тем, что же такое настоящий талант и откуда он берётся. Однако до сих пор единого мнения на этот счёт нет.

Одна из самых распространённых теорий утверждает, что способности передаются по наследству.

Такое мнение ещё в середине XIX века первым высказал английский исследователь Фрэнсис Гальтон (кстати, двоюродный брат Чарльза Дарвина). Он целенаправленно изучал родословные знаменитых современников и пришёл к выводу, что генетическая предрасположенность в значительной степени влияет на одарённость.

Высказанное им предположение многим показалось заслуживающим доверия. Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть концепцию Гальтона, представители разных наук изучили биографии членов семейств, давших миру таких гениев, как композиторы Иоганн Себастьян Бах, Вольфганг Амадей Моцарт и художник Рафаэль Санти. Оказалось, что в этих кланах действительно было немало одарённых людей.

Однако многих учёных  это и другие аналогичные исследования не убеждают.  Они считают, что делать однозначный вывод о генетической обусловленности способностей всё же нельзя. По их мнению, на развитие дара влияет благоприятная среда.

Читайте также:  Факторы влияющие на развитие нервной системы. Окружающая среда и нервная система ребенка

 Ведь нередко в семьях музыкантов, художников или спортсменов  дети с первых дней растут в особой атмосфере, способствующей формированию и дальнейшему пестованию определённого таланта.

Именно поэтому, а вовсе не по причине наследственности дети из одной семьи чаще выбирают одинаковое направление для дальнейшего развития, например, живопись или кинематограф, а не разные (хотя и такое бывает, конечно).

В наше время всё больше учёных придерживаются той точки зрения, что на одаренность влияет не что-то одно, а совокупность факторов. По их мнению, наиболее точная формула таланта такова:

Наследственность + благоприятная среда + мотивация ребёнка

В поисках таланта

Многие родители боятся не увидеть, проглядеть талант ребёнка. Специалисты успокаивают: настоящий дар сложно не заметить. Он всегда заявляет о себе в полный голос, да что там, буквально «вопит» о себе, причём нередко даже в самых неблагоприятных условиях.

Прекрасной иллюстрацией этому служат воспоминания известных актёров, музыкантов, спортсменов. В них нередко можно встретить рассказы о том, как мама, например, хотела, чтобы мальчик занимался музыкой, а он тайно бегал на стадион, поражая тренеров целеустремлённостью и спортивными способностями.

Вот это и есть проявление истинного таланта.

Однако даже если способности не ярко выражены, вполне возможно, что они всё же есть. Но вот как их обнаружить в этом случае?

Любая одарённость основана на взаимодействии нескольких психических функций. Зная об этом, психологи разработали методы, которые позволяют оценить, в какой мере развиты психические функции, отвечающие за ту или иную творческую способность у конкретного ребёнка.  Лучше всего применять эти методы к детям в возрасте от трёх – пяти лет и старше.

  • Наличие музыкальных способностей нетрудно распознать, отстучав какой-нибудь ритмический рисунок и попросив ребёнка повторить его. Те, кто учился в музыкальных школах или отдавал туда детей, знают, что этот метод преподаватели используют среди прочих во время вступительных испытаний. Конечно, чем старше ребёнок, тем сложнее должен быть ритмический рисунок. Если ребёнок сразу и безошибочно повторяет «отстуканное» взрослым, то можно предположить наличие у него дара музыканта.
  • Художественную одарённость поможет выявить тест креативности Торренса. Сам тест и его расшифровку несложно найти в Интернете. Если вы решите опробовать этот метод, то обязательно обратите внимание на следующие моменты: задания предназначены для детей от пяти лет; объяснять задания можно, но вот приводить примеры – нет.
  • Интеллектуальные способности помогут выявить такие разработки, как прогрессивные матрицы Равена, оценочная батарея тестов Кауфмана, шкала детских способностей Маккарти и другие. Для объективности лучше использовать не одну, а несколько разных методик. Имейте в виду, что почти все они рассчитаны на старших дошкольников.

Развиваем талант

Даже если ребёнок по-настоящему талантлив, надеяться на то, что он «пробьётся» сам, при этом ровным счётом ничего не делая и живя жизнью самого обычного ребёнка, не стоит. Такое случается, конечно, но крайне редко.

Известное изречение «талантам надо помогать, бездарности пробьются сами» очень верно по сути своей. Поэтому если в семье растёт одарённый малыш, то впереди много работы не только у самого ребёнка, но и у его родителей и других близких.

Ведь сейчас не те времена, когда можно дошкольника или младшего школьника отпустить одного, даже если спортивная школа или танцевальный кружок находятся в соседнем доме.

Искать преподавателей, водить на занятия, помогать организовывать работу придётся родителям, во всяком случае, пока ребёнок не подрастёт настолько, чтобы делать всё или почти всё сам.

Мамам и папам, желающим помочь ребёнку развить его способности, педагоги, тренеры и психологи дают следующие советы:

  • Не навязывайте малышу свои представления о том, как необходимо развивать его способности.

Это значит, что важно дать маленькому таланту давать возможность заниматься тем, что хочет именно он, позволять выплёскивать творческую энергию в тех формах, которые ему кажутся правильными.

В жизни это может выглядеть следующим образом: родители обеспечивают ребёнка всеми нужными материалами, необходимой литературой, подыскивают школу искусств, например, или спортивный клуб, но при этом не давят, не навязывают вопреки желанию ребёнка наиболее подходящую, на их взгляд, манеру исполнения, амплуа или вид спорта. Пусть ребёнок сам выберет, что ему ближе, классическая или современная музыка, роль вратаря или нападающего и т.д.

Помните, что дети имеют право на ошибку. Увлечённость процессом и удовольствие от занятий на первых порах гораздо важнее результатов. В противном случае есть риск воспитать ремесленника, а не творца. Конечно, на любительском уровне петь или играть в хоккей тоже неплохо. Но если у ребёнка настоящий талант, то жаль загубить его необдуманными действиями.

  • Берегите чадо от чрезмерных нагрузок.

Особенно это касается тех детей, кого требующий выхода дар толкает на буквально каторжный труд (а такие ребята есть, и их не так мало) или кто начал целенаправленно развивать его совсем рано.

Увы, среди талантливых детей высок процент развившихся из-за неправильно организованной жизни хронических заболеваний. Поэтому помните, что у вас хотя и одарённый, но всё же ребёнок.

Ему нужно играть, в том числе в подвижные игры, высыпаться, хорошо питаться, много гулять – в общем, жить счастливой насыщенной жизнью, а не быть прикованным к фортепиано или лыжам.

  • Не допускать перегибов или однобокости.

Позвольте ребёнку иметь много увлечений. Это не только сделает его жизнь более интересной, но и поможет комфортнее чувствовать себя в социуме. Ведь вряд ли вы мечтаете, чтобы ваше чадо стало учёным-«чудиком» или художником-затворником. Поэтому важно помнить, что всё хорошо в меру.

А если таланта нет?

Что же делать, если никакого таланта в горячо любимом чаде даже при огромном желании отыскать не удалось?

  • Во-первых, не нервничать и не третировать ребёнка. Среди десятков тысяч учеников детских школ искусств, спортивных секций, интеллектуальных кружков далеко не все – настоящие таланты. Многие просто любят то, чем занимаются, хотя и не рассчитывают на значительные успехи. Им вполне достаточно любительского уровня. Главное, трезво оценивать способности ребёнка и свою готовность помогать ему.
  • Во-вторых, понимать, что даже небольшие способности при правильной организации учебного процесса можно развить до вполне приличного уровня. Подтверждением тому – целые династии на нашей эстраде.
  • В-третьих, помнить о том, что, например, интеллект прекрасно поддаётся тренировке. Те же тесты, проверяющие IQ, мало кто сразу выполнит на максимальном для себя уровне. Но вот при должном старании вскоре результаты будут гораздо лучше. «Качать» мозг можно и нужно. Тем более, что такой подход даёт прекрасные плоды.

Фото — фотобанк Лори

Дата публикации 31.03.2017 Автор статьи: Яна Перепечина

Как не погубить детский талант?

Единственная разница состоит лишь в том, что одни родители развивают детские таланты, а другие просто не прикладывают для этого никаких усилий, не замечают и даже не придают особого значения тому, к чему у их детей есть природные наклонности. Но как ни странно, в каждом ребенке живет гений, которого можно разбудить, проявить, выпустить на волю, приложив определённые усилия для так называемого “высвобождения”. Для одних потребуется больше усилий, а для других – меньше, всё зависит, прежде всего, от истинного упорства и желания.

Хотя, на самом деле, не всё так просто – разбудить детский талант это не односторонний процесс, касающийся усилий самого ребенка. Очень важную роль в развитии детского таланта играет взрослый. В его компетенции направить, раскрыть детский талант, подтолкнуть ребенка к самопознанию, так же как и способность погубить талант своего малыша, и даже усыпить в нём истинного гения.

Читайте также:  Определение социально-экономической значимости. Социально-экономический анализ инфекций.

Когда проявляется детский талант?

Уже с двух лет дети начинают активно проявлять интерес к окружающему миру, познавать и осознавать его. У них появляются первые серьезные вопросы, первые пробы совершать собственные исследования.

Это естественный процесс, который нужно поддерживать и не мешать малышу развиваться.

Следует всевозможными способами поощрять его попытки исследования своего окружения, вступать с ним в совместный процесс познания.

Физиологически, период от рождения крохи и до трех лет, является временем, когда наиболее активно формируется связь между клетками головного мозга.

Поэтому, очень важно стимулировать и всесторонне развивать ребенка в столь важные и решающие годы, не угнетать любознательность и не препятствовать этому природному процессу.

Но взрослые часто не придают подобным вещам значения и не догадываются про ошибки, которые совершают в процессе воспитания.

Среди самых распространённых ошибок можно встретить такие:

1. Нежелание понять и услышать своего ребенка.

Как часто мы слышим от наших детей, что родители запрещают делать то и это, поступать так или эдак.

Не правда ли? Или когда ребенок пытается высказать свои мысли, свои желания, ему часто это не удается, просто по той причине, что его воспринимает как ребенка, а его проблемы и переживания не рассматривают как нечто важное.

Такое отношение взрослого приводит малыша к мысли о том, что его никто не понимает, что он одинок и ему не с кем поделиться своим «внутренним миром». Он начинает в себе замыкаться, перестает доверять взрослым, и как следствие, всё больше погружается в себя и закрывается от внешнего мира.

2. Навязывание своих идей и опыта.

Взрослые очень часто преувеличивают значимость своего возраста и опыта прожитой жизни, постоянно руководствуясь тем, что они старше, а значит мудрее, умнее и опытней.

Они привычно навязывают свою модель поведения и поступков, только потому, что они «жизнь прожили…».

Дети под руководством таких взрослых живут по прописанному сценарию, в итоге не становятся теми, кем могли бы стать на самом деле.

3. Ментальная порча.

Все негативные мысли, программы, установки родителей, направленные на детей являют собой ментальную порчу, которая постепенно разрушает ребенка как личность.

Достаточно оперировать негативными мыслями в адрес ребенка, плохо думать о нем, говорить ему, что он  бездельник, неуч, неудачник, бездарный, хилый, слабый и т.п., чтобы запустить программу разрушения в полный ход.

При этом, взрослый даже может и не догадываться о том, что так он разрушает энергетику ребенка.

4. Грубость и отторжение.

Со стороны взрослого грубое отношение к ребенку проявляется в отсутствии чуткости, в жестком воспитании, применении физических наказаний, оскорблений, чрезмерной раздражительности, неприятии ребенка.

В такой ситуации дитя чувствует себя помехой, что нередко приводит к апатии и даже депрессии, к избеганию новых ситуаций, недостатку инициативы и любознательности, неуверенности в себе, в своих способностях.

5. Пресс и психологическое давление.

Психологическое давление – влияние на человека, целью которого является смена его психологических установок, мнений, суждений и решений.

Дети, как еще не сформировавшиеся личности, наиболее склонны подпадать под такое давлением, и против своей воли, под натиском взрослых, совершать действия, которые им не интересны и не соответствуют их внутренним стремлениям.

Это вызывает у детей ответную негативную реакцию – протест или агрессию, и приводит к психологическому напряжению, которое сковывает «по рукам и ногам», провоцируя процесс внутреннего самоуничтожения себя как личности.

6. Опека и ограничение свободы.

Многие родители часто неправы, когда считают, что если ребенок будет находиться под их крылом, то это, во-первых, безопасней для него, так как «жизнь опасна», во-вторых – так ребенок вырастет успешным, не попадет под плохое влияние и не наживет себе неприятностей.

Чрезмерное беспокойство за ребенка ведет к тому, что он не может самостоятельно действовать, проявлять инициативу – для него становиться привычным, что о нем кто-то беспокоится, что-то за него решает и делает.

Такая опека – прямое ограничение свободы ребенка и возможности выбирать им комфортные для себя условия, чтобы двигаться в «своем направлении», интеллектуально расти и развиваться.

Такая чрезмерная опека чаще всего губит детский талант на корню.

7. Непринятие самостоятельности и личных решений своего ребенка.

Когда ребенок начинает проявлять инициативу, взрослые её критикуют, не воспринимают серьезно, отодвигают в сторону, только потому, что у них есть свой план действий и решений, которым должен следовать ребенок. Это происходит из-за непонимания и нежелания вникать в суть того, что хочет донести ребенок.

8. Недостаток внимания.

Современный ритм жизни привел к тому, что многие семьи в погоне за средствами существования перестали уделять надлежащее внимание своим детям.

Это касается не просто обыденных вещей – покормить, напоить, постирать, причесать, погулять с ребенком, а именно психологическое внимание. Это – когда Вы по-настоящему общаетесь с ребенком, знаете о его внутренних и внешних проблемах, и решаете их вместе.

Когда Вы помогаете ребенку, поддерживаете его стремления, занимаетесь его развитием, живете его внутренним миром, проживая его вместе с ним.

Приведенные причины являются основными ошибками взрослых, из-за которых ребёнок может так и не развить свой детский талант, а в будущем, остаться не реализовавшейся личностью, без перспективного роста, без собственных идей и мыслей, без развитых природных навыков и талантов.

Как культивировать детский талант?

Для того, чтобы не лишать своё дитя светлого будущего, и не закопать его детский талант своими руками, достаточно придерживаться таких постулатов:

1. Доверие.

Ребёнок должен всегда чувствовать поддержку со стороны взрослого. Поэтому, доверительные отношения следует выстраивать ещё с раннего возраста – они могут стать для вас первой лазейкой на пути к истинной дружбе.

2. Уделяйте как можно больше внимания.

Внимание – важнейший фундамент для построения доверия.

3. Научитесь слушать и слышать своего ребенка.

4. Перестаньте навязывать своё мнение – не лишайте ребенка личной свободы и воли .

Вы можете делиться своим мнением, своими взглядами на жизнь, но никогда не навязывайте их ребёнку. Ребенок должен стать собой, а не вашим клоном!

5. Никогда не кричите на ребёнка и не заставляйте совершать то, к чему он не готов и не проявляет интерес.

Лучше объясните, что нуждаетесь в его помощи, так, чтобы он осознал свою значимость в данной ситуации. Крик может только спровоцировать обратную реакцию – ребенок просто закроется в себе и будет вас воспринимать как агрессора, которому доверять нельзя.

6. Не унижайте.

Дети довольно-таки мнительны, они воспринимают каждое слово и обиду на свой счет, даже если это было не оправдано и сказано с «горяча». Унижение подавляет психику.

7. Не вымещайте свои обиды и не срывайте злость.

Ваше неверное поведение может причинить психологическую травму ребенку.

8. Принимайте ребенка таким, какой он есть, даже если в вашем сознании не укладывается его формирующееся мышление и взгляды на вещи.

Поверьте, Ваш ребенок сможет многое, если Вы ему поможете в этом. Никогда не поздно заняться своей самоорганизацией и постепенно стать лучше, как для себя, так и для него.

9. Используйте любые развивающие игры

Это может быть и лего, и паззлы, и Монополия, даже карандаши и краски. И не бойтесь разукрашенных стен – ремонт дело наживное, а  Девочкам недостаточно просто куклы Барби, поощряйте ее не пользоваться готовыми нарядами, а и придумывать модели самостоятельно и шить их. Поощряйте любое проявление творчества.

10. Читайте вместе со своим малышом

Давно уже доказано, что именно чтение, а не телевидение развивает мозг. Но недостаточно просто читать – старайтесь обсуждать прочитанное, додумывать различные версии развития событий, поощряйте фантазию.

Эти советы несложны в исполнении. Но, если Вы возьмете их на вооружение и разовьете детский талант, который пока не виден миру, Вы поможете своему ребенку в будущем реализоваться полнее и насыщеннее.

Если Вам понравилась статья — поделитесь ею с друзьями. Спасибо Вам!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector