Как помочь выпускнику сдать экзамены? Советы родителям старшеклассников

ЕГЭ расшифровывается как единый государственный экзамен. В России это итоговый экзамен за курс среднего общего образования. С 2009 года ЕГЭ является единственной формой государственной итоговой аттестации 11 классов. 

Как и ОГЭ в 9 классе, ученики сдают ЕГЭ по двум обязательным предметам: русскому языку и математике. Но математика при этом имеет два уровня — базовы и профильной. Остальные дисциплины выбирают самостоятельно из утверждённого списка. 

Сертификат ЕГЭ действителен в течение четырёх лет, следующих за годом сдачи экзамена. По результатам ЕГЭ можно поступить в учреждения высшего образования. 

Как помочь выпускнику сдать экзамены? Советы родителям старшеклассников

Как помочь ребёнку пережить ЕГЭ

Вот несколько советов родителям выпускников перед ЕГЭ. 

Совет 1. Помогите с подготовкой к ЕГЭ

Залог успешной сдачи экзамена — качественные знания. Не в ваших силах вложить их в голову сыну или дочери, но вы можете помочь найти репетиторов, купить необходимые пособия или курсы, предложить участие по мере необходимости. Родители могут проявить участие словами:

  • «Хочешь, давай повторим такую-то тему? Я могу тебя поспрашивать, если что, обращайся». 
  • «Тебя устраивает курс подготовки? Чувствуешь, что занятия приносят пользу?» 
  • «Ты уверен, что правильно организовываешь своё время? Давай вместе подумаем, как оптимизировать график подготовки?» 

Многие выпускники, сдающие ЕГЭ, выбирают онлайн-подготовку. Это помогает экономить время и силы. Предложите ребёнку рассмотреть такой вариант.

Например, в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» готовиться к экзаменам можно с преподавателями из лучших вузов России, экспертами ОГЭ и ЕГЭ. Курсы подготовки по математике и по русскому языку входят уже в базовую программу.

В рамках индивидуального маршрута обучения можно взять также курсы подготовки к декабрьскому сочинению и курсы по профильным предметам.

Совет 2. Не давите

Давление окружающих — один из самых стрессовых факторов, сопутствующих ЕГЭ. Педагоги в школе подают экзамен так, будто это единственная цель в жизни каждого школьника.

Потенциальными баллами за ЕГЭ измеряют все шансы на успех в будущем. Выпускник чувствует себя так, будто у него нет права расслабиться.

Если родители присоединяются к хору учителей и вторят: «Если не сдашь, будешь работать дворником! Не опозорь нас там!», то последствия могут быть печальные. 

Чтобы поддержать ребёнка перед ЕГЭ, важно научить сына или дочь не бояться провала. Жизнь не кончается на экзамене и не определяется его баллами. В крайнем случае ЕГЭ можно пересдать, а вот здоровье и потраченные нервы уже не вернуть. 

Совет 3. Поработайте с собственными эмоциями

Если вы беспрерывно нервничаете по поводу ЕГЭ и того, как сын или дочь себя проявят, тревога неизбежно передастся и ребёнку. Это понизит его адаптивные возможности и сопротивляемость экзаменационному стрессу.

Чтобы помочь ребёнку сдать ЕГЭ, выберите правильный стиль общения с подростком в период подготовки к экзаменам — оптимистический, задорный и с юмором. 

Совет 4. Создайте психологический комфорт

Вокруг ЕГЭ создаётся нервная атмосфера. Важно, чтобы дома царило максимальное спокойствие. Ребёнку нужна некая безопасная гавань, где можно отдохнуть и расслабиться, не думая о демоверсиях, бланках и типовых задачах. Постарайтесь предъявлять меньше требований в отношении бытовых дел — в период подготовки детей к ЕГЭ можно сделать скидку. 

Совет 5. Организуйте «пробный экзамен»

При подготовке к экзамену проработайте с ребёнком всю схему процедуры ЕГЭ от и до. Он должен знать, что можно брать с собой (шоколадку, паспорт, чёрные гелевые ручки) и что нельзя (телефон, шпаргалки). Выпускник должен уметь правильно заполнять экзаменационный бланк и рассчитывать время на экзамене, чтобы успеть справиться со всеми заданиями.

Чтобы привыкнуть к формату экзамена и заодно прокачать свои знания, предложите ребёнку сходить на пробные ЕГЭ в школе или специальных центрах. На пробных ЕГЭ всё как на настоящих — на входе стоит охранник с металлодетектором, подростка сажают в аудиторию с чужими людьми, читают инструкцию, и он пишет экзамен. А через какое-то время присылают результаты.

Если нет возможности пройти такую подготовку в ЕГЭ, проведите пробник самостоятельно.

Распечатайте школьнику демоверсию из интернета, бланк, выделите время в свой выходной, уберите все отвлекающие предметы (в том числе телефон) и засеките время.

Выступите в роли наблюдателя — ребёнок не должен никуда подсматривать. Это поможет трезво оценить, насколько он готов и какие пробелы нужно подтянуть. 

Резюме

Советы родителям при подготовке к ЕГЭ включают в себя помощь ребёнку, отсутствие давления, проработку собственной тревожности, создание психологического комфорта в семье и организацию пробного экзамена. 

ЕГЭ — важная ступень в образовании, но недостаточные баллы не поставят крест на дальнейшей карьере. Основная рекомендация родителям — призывайте ребёнка делать всё возможное и не тревожьтесь попусту.

5 советов родителям выпускника: как помочь ребёнку не выгореть перед ЕГЭ

Как помочь выпускнику сдать экзамены? Советы родителям старшеклассников

Последний год в школе — непростой период для детей. Экзамены, поступление, постоянное давление, да еще и личные драмы, которые сопровождают подростка. Как вести себя родителям? Как помочь настроиться на учебу, но не передавить? Советует наш блогер, репетитор по математике Виктория Сабинина.

Подготовка к ЕГЭ начинается с выбора будущей профессии. Понятно, что в марте этот выбор делать поздно, но вы можете помочь ребенку определиться с факультетами и вузами, исходя их тех экзаменов, которые ребенок (или вы вместе) выбрали.

Не злитесь, что подросток не может сделать конкретный выбор — в 18 лет с выбором вообще сложно. Да и с профориентаций сегодня ни школа, ни родители не справляются. Но ваша поддержка и опыт могут помочь. Начать разговор на эту тему можно с таких вопросов:

  • Что тебе интересно и чем тебе нравится заниматься?
  • Какой предмет тебе нравится?
  • Что в этом предмете нравится?
  • Что ты думаешь о профессии…? (вместо пропуска поставьте любую понравившуюся вам профессию)
  • О какой профессии ты бы хотел узнать больше?
  • Если бы у тебя возможность на неделю стать кем угодно, кем бы ты стал?

Ничего страшного если ребенок не знает, что ответить. Главное — чтобы он задумался. Тогда процесс сдвинется с мертвой точки.

И не злитесь на ответы: если подросток поймет, что от вас не стоит ждать поддержки, он закроется в себе и не услышит ваши советы. Подскажите, что узнать о профессиях можно на сайте proprof.ru, а посмотреть на зарплаты и требования можно на hh.ru.

Ну и не скупитесь на профориентацию и консультацию психолога: лучше один раз заплатить 5000, чем потом платить за второе высшее.

2. Помогите определиться с вузами

Когда ребенок определится со списком профессий, надо выбрать вуз. Поищите рейтинги лучших вузов (лучше воспользоваться разными списками), подумайте, что вам важно в выборе вуза: город, наличие военной кафедры, логистика, платное отделение, может, конкретный педагог или необычный факультет? Составьте свой список критериев и ориентируйтесь на него.

Посмотрите, по каким предметам вузы требуют ЕГЭ и какие баллы на выбранные специальности нужны. Определитесь, возможно ли поступить на бесплатное туда, куда хочется и готовы ли вы (а платить будете вы) пойти на платное.

3. Помогите с подготовкой к экзаменам

Да, еще не поздно! Я предлагаю ответить на такие вопросы: с какими предметами ситуация сейчас хуже всего? Может, взять репетитора или найти курсы, которые помогут подтянуть знания там, где есть сомнения в своих силах? Если репетитора или курсов нет, как ребенок будет готовиться оставшиеся два месяца?

Здесь дам совет: пусть ребенок определиться, в какие дни недели и какое время он будет готовиться самостоятельно.

Договоритесь, что всей семьёй будете относиться к этому времени, как к времени с репетитором: ребенок не отвлекается на сериалы, телефон и интернет-развлечения, а вы не отвлекаете ребенка даже на самые важные дела. Если какая-то сторона нарушает договор, его может нарушить и другая.

4. Держите руку на пульсе

По всем предметам, которые ребенок будет сдавать, надо вовремя проводить срез знаний. Если выпускник занимается с репетитором, они должны хотя раз в месяц (а сейчас — чаще) писать пробные ЕГЭ и отслеживать прогресс. Если школьник учится самостоятельно, можно найти центры, где этот экзамен можно сдать.

Не всякая учеба добавляет знаний. Если это ваш случай, срочно меняйте стратегию. Не стесняйтесь менять репетитора или курсы, или даже совсем отказываться от них. Зачем вам тратить деньги и время на то, что не приносит результат?

5. Поддерживайте ребенка в этом году

Это лучшее, что вы можете сделать! Дайте понять, что вам не все равно. Говорите, что он делает важное дело и вы готовы выслушать и поддержать. Не забывайте, что это сложный год для школьника и, если необходимо, снизьте нагрузку по домашним делам.

И последнее — пункты выше сформулированы как «помогите», а не «сделайте». Ребенок должен сам принимать решения, вы ему можете только помочь. Поддерживайте и направляйте, а не давите и заставляйте.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

fizkes / shutterstock

Родительское собрание "Как помочь ребенку успешно сдать экзамены"

  • (слайд  1)
  • Родительское собрание
  • «Как помочь ребенку успешно сдать экзамены»
  • (слайд  2)

Экзамены представляют собой нелегкую, но неизбежную часть нашей жизни.

Одни воспринимают экзамены достаточно легко и идут на экзамены уверенные в успехе. У других экзамен и оценка за него тесно связаны с беспокойством и тревогой.

Они не только накануне экзамена, но и иногда лишь при мысли о нем испытывают состояние страха, неуверенности в себе, тревогу. Волнуются не только дети. 

Часто родители накануне экзаменов так волнуются, что забывают, сколько лет ходило их «чадо» в школу и зачем… Именно родители создают накануне экзаменов тревожную обстановку дома. Преобладание отрицательней оценки с их стороны в процессе подготовки выпускника к экзамену вызывает чувства внутренней незащищенности, неуверенности в себе и страха.

Чтобы помочь своему ребенку в подготовке и сдаче экзамена, постарайтесь заранее смоделировать ситуацию испытаний вместе с ним. Для этого поговорите с выпускниками прошлого года, их родителями, посетите учебное заведение, в которое будет поступать ваш ребенок.

       Ситуация неуспеха особенно мучительна для ребенка, если он скован страхом не оправдать ожиданий родителей.

(слайд  3)

Очень важна психологическая поддержка ребенка, если у него на экзамене не тот результат, на который рассчитывал.  В ситуации неуспеха выпускник остро испытывает чувства разочарования, обиды, вины за неоправданные надежды родителей.

Преодолеть или существенно смягчить напряженное состояние ребенка обязаны родители. Необходимо вместе с ним продумать возможные способы выхода из создавшейся ситуации, не драматизируя ее.

Читайте также:  Реактогенность вакцин. Оценка реактогенности вакцин.

Постарайтесь сами принять и помочь принять ребенку возникшую ситуацию.

Не стоит идти на поводу своих страстей и эмоций, лучше попробовать снизить значимость проблемы, например, сказав: «Это для меня не так важно, как здоровье моего ребенка, как благополучие нашей семьи. Ничего страшного не произошло! Все можно исправить!»

Бывает так, что, испугавшись процедуры экзаменов и заранее уверовав в свою минимальную успешность в любой ситуации проверки знаний, ребята вообще прекращают образование и тем самым перекрывают возможности для самореализации и получения хорошей работы.

С введением в наших школах ЕГЭ и ГИА тревожное состояние выпускников и родителей усилилось как неизбежное следствие всего нового, неизведанного.

Педагогическая практика и опыт проведения ЕГЭ и ГИА показали, что проблему можно избежать или хотя бы свести ее к минимуму, если и взрослые, и учащиеся будут всесторонне подготовлены к выпускным экзаменам, будут владеть полной информацией, знать способы реагирования на возможные ситуации.

  Мотивация – это необходимое условие успеха. Родителям старшеклассников важно сформировать у ребенка мотив к сдаче экзаменов, а это, значит, показать перспективу. Парадоксальный факт, но то, что может быть мощным ресурсом, как правило, по вине родителей оборачивается большим минусом. В основе негативного, «несерьезного” отношения учащихся к сдаче экзаменов может лежать родительская установка, которая связана с возможностью поступления в вуз за плату. Хочется предостеречь родителей от такого подхода, так как у любой медали есть и оборотная сторона. Во-первых, у ребенка закрепляется инфантильность, а это неспособность принимать самостоятельные решения. Во-вторых, закрепляется пассивность. А «халява” сама по себе развращает. Такая позиция неприемлема, так как способствует формированию соответствующего эмоционального фона, подрывает веру ребенка в успех и собственные силы. И коль скоро речь зашла об эмоциональном компоненте, то следует охарактеризовать проблематику, связанную с данным компонентом. Правила организации жизни ребенка в предэкзаменационный и экзаменационный период. Предэкзаменационный период и экзаменационный – это время, когда старшеклассники ощущают большую психоэмоциональную нагрузку. Это время тревожного ожидания, интенсивной подготовки и сдачи экзаменов. Старшеклассники испытывают стресс.

  1. (слайд 4 )
  2. Стресс — состояние психического напряжения, возникающее у
  3. человека под влиянием сильных воздействий.    
  4. (слайд  5)
  5. Причинами  экзаменационного стресса являются:
  • интенсивная умственная деятельность;
  • нагрузка на одни и те же мышцы и органы из-за длительного сидения;
  • нарушениережима сна и отдыха;
  • негативные переживания

(слайд 6 ) А стресс, по определению Ганса Селье, канадского ученого французского происхождения – «это то, что ведет к болезни и быстрому старению организма”. Родители должны поддерживать психоэмоциональное здоровье своего ребенка.(слайд 7)

Так как же помочь детям в стрессовых ситуациях экзаменов?

Во-первых, для того чтобы не терять головы, не нужно ставить перед детьми сверхзадач. Начинать подготовку к экзаменам надо заранее, понемногу, по частям.

Во-вторых, родители должны следить за соблюдением режима дня.

Сон — не менее 8 часов; если у ребенка есть желание и потребность, то пусть поспит и после обеда.

В период экзаменов дети часто недосыпают, занимаются вечером или ночью, поддерживая себя крепким чаем или кофе. Этого делать ни в коем случае нельзя. Ночные занятия неэффективны, истощают нервную систему и приводят к сонливому состоянию.

продолжать работу, придется сначала выспаться, а значит, потерять время, когда работоспособность высокая. Спать нужно при открытой форточке или окне. Это обеспечит полноценный отдых и восстановит работоспособность.

(слайд 8)Прогулки на свежем воздухе, занятия спортом, дискотеки — около 3,5 часов.

Подготовка к экзаменам — 8 часов в день. Лучшее время, когда внимание и память находятся «на высоте» — с 10 до 12 и с 16 до 18 часов.

Умственные занятия дети должны чередовать с физическими упражнениями и отдыхом. Каждый час нужно делать 10—15-минутные перерывы на активный отдых: встать, походить, сделать несколько упражнений, несложную работу по дому. После 2,5—3 часов работы можно сделать более продолжительный перерыв (30 мин) для приема пищи, после чего позаниматься еще часа три.

Не следует забывать о нагрузке на глаза, так как в период подготовки к экзаменам она увеличивается. Если устали глаза, значит, устал и весь организм. Снять их усталость помогут простые упражнения:

  • посмотреть попеременно вверх-вниз, вправо-влево (15—20 сек);
  • попеременно фиксировать взгляд на удаленном предмете, потом на листе бумаги перед собой (по 20 сек);
  • «рисовать» глазами различные фигуры сначала по часовой стрелке,потом в обратную сторону.

В период подготовки к экзаменам желательно избегать просмотра видеофильмов, телепередач, игры в шахматы, чтения художественной литературы, так как они увеличивают и без того большую умственную нагрузку.

(Слайд 9) В-третьих, для сохранения сил и повышения работоспособности огромное значение в период подготовки к экзаменам имеет организация полноценного питания. Оно должно быть 3—4-разовым, калорийным и богатым ты мозгу необходимы разнообразные продукты.

  • Снять утомление при тяжелой умственной работе, укрепить нервную систему помогут грецкие орехи.
  • Улучшают мыслительную деятельность калий и кальций, которые содержатся в кураге, изюме, йогурте, твороге
  • Активизирует обмен веществ в мозге, улучшает и обостряет память, облегчает запоминание обыкновенная морковь.
  • Антистрессовое действие оказывают шоколад и клубника.
  • Способствует концентрации внимания, вселяет бодрость и уверение в себе банан.
  • Способность к концентрации внимания усиливает обычный peпчатый лук. По мнению немецких ученых половинка луковицы в день в период нервного напряжения просто необходима.
  • Снять нервозность за счет снижения активности щитовидной железы поможет капуста. Чтобы прошел «мандраж», нужно съесть перед экзаменом салат из капусты.
  • Освежает мысли и облегчает восприятие информации за счет удара дозы витамина С лимон.

Нельзя давать школьникам накануне экзаменов седативные препараты

Волнение у школьников бьет через край? Ни в коем случае не нужно давать седативные препараты.

«Успокаиваться» надо заранее.

Детям необходима ваша душевная поддержка, ваша вера в знания и успех вашего ребёнка. А небольшое волнение перед экзаменом даже необходимо, чтобы молодой человек учился собираться с силами, мыслями, умел сконцентрироваться, когда это необходимо – это тоже своего рода урок, необходимый  в жизни.

(Слайд 10) И последнее, великий французский просветитель Вольтер как-то сказал: «Эмоции – это ветер, который надувает парус судна. Он может привести корабль в движение, а может и потопить его…” Не передавайте своей тревоги детям.

  • (Слайд 11)
  • Ваше понимание и уверенность помогут вашему ребенку.
  • Итак, успехов в сдаче экзаменов!

Как помочь ребенку сдать ЕГЭ: советы родителям

Вложить знания в чужую голову невозможно, но родители как никто другой способны помочь своему ребенку прийти на экзамен психологически подготовленным, устойчивым к стрессу, с ясной головой и хорошим самоконтролем. «Учёба.ру» собрала советы экспертов, как вести себя с выпускником в последние месяцы перед ЕГЭ и заодно справиться с собственной тревожностью.

2

vincentraal / Flickr / CC BY-SA 2.0

Чем раньше начнешь готовиться к ЕГЭ, тем выше будет балл Поможем подготовиться, чтобы сдать экзамены на максимум и поступить в топовые вузы на бюджет. Первый урок бесплатно

По словам педагогов и психологов, которые проводят анализ характерных ошибок на ЕГЭ по всем предметам, значительную их часть можно отнести к категории «несуразных», «глупых», то есть сделанных не из-за недостатка знаний, а из-за волнения, неумения сконцентрироваться и контролировать свое эмоциональное состояние. Как говорит психолог кафедры возрастной психологии факультета «Психология образования» Московского государственного психолого-педагогического университета Александра Фокина, когда детей просят охарактеризовать общий фон перед экзаменами, они говорят так: «Нас запугивают отовсюду».

«Запугивание, принуждение, давление со стороны взрослых ведет к тому, что называется „детским саморазоружением“, когда ребенок отказывается от того, что называется ресурсами: знаний, навыков, компетенций, эмоциональной саморегуляции. И приходит на экзамен с опустившимися руками», — предупреждает психолог.

Волнение родителей можно понять, они переживают и хотят с высоты своего авторитета направить подготовку к экзамену в правильное русло.

Но важно понимать: тревожные родители, которые нагружают ребенка своей паникой, давят, излишне контролируют, рисуют негативный сценарий, невольно становятся для него на экзамене врагами.

Психологи рекомендуют родителям другие несложные методы и модели поведения, которые помогут им стать для выпускника друзьями и опорой.

Тревога заставляет нас предаваться чувствам вместо того, чтобы действовать. Психологическая противоположность тревожности — реализм и здравый смысл. Задача родителей — быть их носителями.

Необходимо создать дома спокойную, деловую атмосферу.

Помните: то, что вы говорите в период подготовки, то, каким тоном вы обсуждаете предстоящее испытание, какой прогноз рисуете, — все это ребенок принесет на сам экзамен.

Общение с ребенком по поводу ЕГЭ не должно вызывать никаких эмоций: страха, ненависти, тревоги, чувства вины и стыда. Все должно быть направлено только на дело. Если есть проблемы, их надо конструктивно решать.

Посмотрите рекомендации ФИПИ, разборы наиболее часто встречающихся ошибок, сходите в школу, поговорите с учителем, в каком месте провалы есть конкретно у вашего ребенка.

Сосредоточьтесь на том, чтобы проработать слабые места.

Научитесь спокойно и рационально обсуждать с ребенком вопросы, связанные с предстоящим испытанием, — именно вести диалог, а не выступать в роли совести, указки или диктатора. Как бы ни было велико ваше волнение и уверенность в своей правоте, прислушивайтесь к тому, что говорит ребенок, к тому, что его пугает, на чем он зациклен.

Дайте эмоциям ребенка проявиться. Какими бы они ни были, избегайте назидания и поучения в ответ, но и не стоит сразу утешать — это психологически воспринимается как неприятие проблемы всерьез.

Соберитесь с силами и обсудите с ребенком самый негативный вариант развития событий, составьте вместе план, четко проговорите дальнейшие ваши действия на случай провала на экзамене.

Родители лучше всех остальных знают своего ребенка и, соответственно, то, какие способы восприятия и усвоения материала ему больше всего подходят: кому-то нужно проговорить материал, кто-то запоминает лучше в движении — ему надо ходить и рассказывать, а для кого-то полезнее всего нарисовать схему, написать опорную шпаргалку.

Но абсолютно для всех работает правило: любой навык формируется только при многократном повторении. Частота тут гораздо важнее, чем длительность, поэтому лучше учиться по 15 минут ежедневно, чем три часа время от времени. Помогите ребенку выбрать те блоки, темы, разделы в каждом предмете, на которых нужно сконцентрироваться.

Ставьте реалистичные, конкретные и достижимые цели — те, которые зависят от самого ребенка, от его умений и стараний.

Есть и нехитрые приемы быстрого повышения уровня знаний, которым учат психологи. Они полезны для всех учеников, но в период подготовки к экзаменам — особенно. Первый называется «Три предложения» — выходя с занятия, прочитав какую-то тему в учебнике, прослушав лекцию, мысленно повтори содержание в трех предложениях.

Учеников часто пугает колоссальный объем и огромные тексты, которые им, будто бы, надо выучить. Расскажите им про «метод пяти П»: просмотри, придумай вопросы, подчеркни ключевые слова, перескажи, проверь себя. Для некоторых предметов поможет и еще одно «П»: проиллюстрируй.

Самая большая услуга, которую может оказать родитель в деле успешной сдачи ЕГЭ, — научить ребенка справляться со стрессом, контролировать свой эмоциональный настрой.

Только мамы и папы знают, как их подросток справляется со стрессовыми ситуациями, которые то и дело возникают в его жизни, что ему помогает отвлечься и сконцентрироваться.

Это может быть музыка или спорт, общение с друзьями или мороженое — подходит абсолютно все, лишь бы это помогло привести его в, как говорят психологи, «ресурсное состояние». То есть то состояние, в котором он верит в себя, справляется со стрессом и готов действовать.

На официальном сайте ЕГЭ психологи делятся некоторыми простыми приемами, с помощью которых можно прямо на экзамене, не привлекая внимания, восстановить эмоциональное равновесие:

  • резкий поворот головы вправо активизирует левополушарные процессы, которые отвечают за рассудительность, здравомыслие, логику;
  • медленное дыхание: считаем до 12 — долгий вдох, как будто ныряем в воду, долгий выдох, задержка дыхания, три-четыре повтора; в результате мозг наполняется кислородом, нервы успокаиваются, разум активизируется;
  • чередование быстрого моргания и медленного открывания и закрывания глаз подходит для расслабления;
  • переключение внимания: нужно выбрать взглядом любой предмет, который находится в зрительном поле, мысленно сказать, что это такое, и определить пять свойств, любых, которые придут в голову, и мысленно сказать, зачем он нужен.

Все эти нехитрые приемы и советы помогут и вам, если вы чувствуете, что нервы на пределе, и вы волнуетесь едва ли не больше ребенка. А справиться со своей тревожностью очень важно, если вы хотите, чтобы ваш выпускник максимально достойно и без разрушительных последствий прошел это испытание.

Как пережить ЕГЭ: 6 советов родителям выпускников — Милосердие.ru

Первый единый государственный экзамен пройдет уже 28 мая. К этому дню мы собрали несколько простых и практических советов для родителей выпускников, которые хотят помочь своим детям справиться с волнением и правильно провести последние дни накануне ЕГЭ.

Сколько часов в день уходит на подготовку к ЕГЭ
По наблюдениям взрослых, их дети готовятся к госэкзамену весьма интенсивно. Только треть (33%) говорят, что школьники тратят на это до 5 часов в неделю, – выяснил опрос, проведенный  проектом Дети Mail.Ru. 31% респондентов отмечает, что на подготовку уходит от 5 до 10 часов. Интервал в 10—20 часов указали 18% опрошенных, свыше 20 часов — 19%. На вопрос «Насколько загружен ваш ребенок в связи с подготовкой к ЕГЭ?» варианты «очень загружен» и «довольно загружен» в сумме составили 85% ответов. При этом самый расслабленный режим подготовки у школьников Санкт-Петербурга: там 14% указали малую загрузку учеников, а 6% — нулевую (в среднем по России эти показатели составляют 11% и 4% соответственно).
Респонденты отмечают, что их дети испытывают «очень сильный» (37%) или «довольно сильный» (36%) стресс перед ЕГЭ. Только 5% родителей верят, что перед госэкзаменом с учениками в этом плане ничего особенного не происходит.

Готовьте ребенку его любимые блюда

Не нужно продумывать распорядок дня за ребенка – он в состоянии сделать это сам, но нужно проследить, что он достаточно ест и спит.  «Если ребенок истощен, шоколадка на ЕГЭ его не спасет.

Я считаю, что неделю перед  экзаменом нужно кормить ребенка тем, что он любит.

Любит суши – заказывайте суши, любит шашлык – жарьте шашлык, благо поста пока еще нет. Любит блинчики – пеките блинчики. Последние несколько дней самые нервные,  поэтому нужно хорошо питаться», – говорит детский и семейный психолог Екатерина Бурмистрова.

Гуляйте

Заставлять нельзя, но попытаться стоит. «Добавьте в расписание дня 1-2 часа на свежем воздухе: велосипед, прогулка в парке, все, что ребенку нравится.

Спорт, любая физнагрузка на воздухе снижает нервозность», – говорит врач-невролог Андрей Горлов.

Если же ребенок гневно отмахивается от предложений прогуляться, можно попробовать организовать ему рабочее место на свежем воздухе: на даче, на скамейке в парке или хотя бы на балконе.

«Выпускники доводят себя до астении (нервно-психической слабости – прим. Ред), и этого не чувствуют. А вот родители должны чувствовать. Мало ел, мало спал, не был на солнце – и готово. Если не выходить из помещения, можно за месяц довести себя до депрессии», – говорит Екатерина Бурмистрова.

Нужна ли при подготовке к ЕГЭ помощь психолога?
По поводу помощи профессионального психолога мнения родителей разделились: 54% говорит о том, что таковая не нужна, остальные 46% считают ее благотворной – выяснил опрос, проведенный проектом Дети.Mail.Ru.  Фактически же по утверждению респондентов к психологу в период подготовки к ЕГЭ обращается не более 5% школьников. Половина респондентов отметили, что ребенок не посещает психолога, хотя это могло бы быть полезно. 43% настроены решительно против: их дети не ходят к психологу и ходить не будут; чаще всего такой ответ давали в Санкт-Петербурге (48%), реже — в регионах (41%).

Не повышайте планку, фокусируйте достижения

До экзамена всегда либо очень далеко, либо один день. И только накануне выпускнику  становится виден масштаб всей драмы: не выучил, не повторил, не успел и здесь, и тут. Возникает паника.

Родители должны сделать все, чтобы ее предотвратить или пресечь на корню! Нельзя усугублять тревогу, вставлять свое «Мы тебя предупреждали!», ставить высокую планку, рассуждать о том, как важен высокий бал.

Важно успокоить ребенка и сконцентрироваться на успехе: «Смотри, ведь ты успел то и это, давай не будем настраиваться на плохое».

Лучше всего успокаивает общение с теми, кто уже сдал ЕГЭ в прошлом году. Слова родителей иногда не действуют –  ведь у них нет такого опыта, они не сдавали ЕГЭ. «Родитель в первую очередь должен сказать ребенку, что он в него верит, что уверен, что он справится, но  в то же время поймет, если что-то пойдет не так.

С одной стороны, нужно подчеркнуть веру в человека, с другой –  его право на ошибку», – советует Екатерина Бурмистрова.

И никаких «Не сдашь ЕГЭ – пойдешь в дворники!». Неизвестно, как на ребенке скажется такое напутствие, особенно если он и вправду не сдаст.

Продумайте тайм-менеджмент ЕГЭ

«Распределите время. Учителя и репетиторы обычно учат этому, но можно проговорить еще раз, сколько минут можно потратить на задание, а потом, если оно не дается, пойти дальше.

У ЕГЭ строгие требования  в форме. И хотя учителя объясняют их много раз, каждый год некоторые школьники  из-за волнения  неправильно оформляют работу  – в этом случае результат аннулируется.

Не туда поставил галочку, нарисовал зайчика на полях, и бланк считается испорченным. Это особенно обидно.

Те, кто хорошо подготовлен и уверен в себе, нередко не проверяют работу. Это иллюзия легкости: «я все решил, я пойду». Важно настроить человека на максимальную проверку. Если ты решил быстро, ты молодец, но лучше посиди еще, помедитируй над заданием», – объясняет Екатерина Бурмистрова.

Таблетки от стресса?
Три четверти опрошенных проектом Дети Mail.Ru утверждают, что готовящиеся к ЕГЭ старшеклассники не поддерживают себя медикаментами — ни антистрессовыми, ни против утомления. При этом жители Петербурга к медикаментозной поддержке прибегают реже всех: лишь каждый пятый здесь отметил, что его дети принимают медикаменты для снятия стресса, (в среднем по стране — каждый четвертый).

Не доставайте аптечку

Успокоительные снимают тревогу, но тормозят мозговую активность, к тому же  могут вызывать сонливость.

Большинство врачей не советуют применять медикаменты. «Здоровый человек способен справиться со стрессом своими силами. Если ребенку не прописаны лекарства, не нужно их пить. После этого может начаться синдром отмены. Вмешиваться в работу организма без причины не нужно. Надо стараться наладить свое состояние сменой видов деятельности», –  объясняет Андрей Горлов.

  • Екатерина Бурмистрова считает, что нужно использовать те способы успокоиться, которые уже помогали ребенку –
  • экспериментировать с лекарствами и методами накануне экзамена не стоит.
  • Это могут быть массаж, расслабляющие процедуры вроде пенной ванны или успокоительные на основе трав, которые ребенок уже пил.

Когда не обойтись без помощи врача

«Нервничать – это нормально, ведь для ребенка это первое серьезное испытание. Но если началось глобальное нарушение питания, бессонница больше двух ночей подряд, навязчивые повторяющиеся движения, заикание, нужно обратиться к специалисту – терапевту, неврологу», – советует Екатерина Бурмистрова.

5 интересных фактов о ЕГЭ
– Автором идеи проведения ЕГЭ в России является Владимир Филиппов, возглавлявший Министерство образования с 1998 по 2004 год.
– Основой для ЕГЭ по английскому стали тесты FCE и IELTS, разработанные в Кембридже  — кстати, для проверки не школьных знаний, а готовности иностранца к учебе или работе в странах, где используется английский язык.
– Самый титулованный критик ЕГЭ — нынешний президент РАН академик Александр Сергеев. Из политиков за отмену ЕГЭ выступали Геннадий
Зюганов, Владимир Жириновский, Сергей Миронов, Михаил Прохоров.
– 60 % выпускников знаменитой физматшколы при Новосибирском университете после сдачи ЕГЭ поступают не в НГУ, а в вузы Москвы и Санкт-Петербурга.

– В 2013 году в одной из московских школ на ЕГЭ по истории треть учеников не опознала по фотографии Медного всадника. (предоставлено порталом Дети Mail.Ru)

Вот еще очень полезный текст-совет для родителей накануне ЕГЭ

Советы психолога родителям и выпускникам перед ЕГЭ

  • Советы психологов родителям
  • Рекомендации для родителей в помощь детям
  • Нередко нервозность нагнетают родители выпускников своими рассуждениями о ненужности и неправильности ЕГЭ.
  • Первый совет для родителей — раз уж Единый государственный экзамен неизбежен, постарайтесь не накручивать ребёнка и не нагнетайте ситуацию.
  • Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание».

И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся выпускные экзамены для одиннадцатиклассников. Многие юноши и девушки после небольшого перерыва снова подвергаются проверке знаний и умений – уже на вступительных экзаменах.

Безусловно, экзамены – дело сугубо индивидуальное, где выпускник или абитуриент оказывается один на один с комиссией. А родителям остается только волноваться за своего ребенка, ругать его согласно русской традиции или пытаться поддержать на расстоянии. Взрослые уже сделали все, что было в их силах.

Замечательно, если у родителей есть возможность оплачивать занятия с репетиторами, но только этим их помощь ни в коем случае не должна ограничиваться. Именно родители могут помочь своему одиннадцатикласснику наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к выпускным и вступительным испытаниям.

Помощь взрослых очень важна для учащегося, поскольку ему, кроме всего прочего необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи экзаменов.

Согласитесь, что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку – умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись – вдохнуть полной грудью и идти дальше.

  • Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки, – на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторения. Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он или «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые – в часы спада.
  • Прочитайте список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов биологии, химии или любого другого предмета, который ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы зададите вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.
  • Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.
  • Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во-первых, ребенку будет интересно знать ваше мнение на этот счет (возможно, он даже удивится, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это такое). Во-вторых, необходимо помочь ребенку понять, что доставать шпаргалку имеет смысл только тогда, когда он не знает вообще ничего. Если ему кажется, что, ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить отметку лучше, рисковать не стоит. В любом случае помочь человеку может только та шпаргалка, что написана его собственной рукой.
  • В выходной день, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию письменного экзамена. Например, возьмите один из вариантов вступительных задач по математике из справочника для поступающих в вузы. Договоритесь, что у него будет 3 или 4 часа, усадите за стол, свободный от лишних предметов, дайте несколько чистых листов бумаги, засеките время и объявите о начале «экзамена». Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или родственники.
  • Остановите испытание, когда закончится время, дайте школьнику отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться?
  • Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости, — лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы одиннадцатиклассник обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающими телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.
  • Если ваш ребенок получил оценку ниже, чем хотелось бы, или вовсе провалил вступительный экзамен, помогите ему справиться с этой бедой. Не осуждайте и не насмехайтесь над ним, вместо этого воспользуйтесь возможностью понять, в чем причина неудачи, обсудите, какие выводы можно сделать и что означает в данном случае пресловутое «не повезло».
  1. Как помочь детям подготовиться к экзаменам
  2. Уважаемые родители!
  3. Самое главное в ходе подготовки к экзаменам — это снизить напряжение и тревожность ребенка, а так же обеспечить подходящие условия для занятий.

Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятность допущения ошибок.

Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов — это может отрицательно сказаться на результате экзамена. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок, в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».

-Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением, стрессом.

Первый шаг на пути избавления вашего ребенка от стресса состоит в том, чтобы научиться распознавать определенные признаки, сообщающие о том, что он испытывает стресс.

Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Оптимальный режим занятий – 40 минут, 10 минут перерыв.

В перерыве лучше заняться не умственной, а физической деятельностью: помыть посуду, громко спеть свою любимую песню, потанцевать, слепить из газеты свое настроение, порисовать.

В зависимости от того, кто Ваш ребенок – «жаворонок» или «сова», пусть занимается преимущественно утром или вечером.

Днем можно (и нужно) заниматься и «совам», и «жаворонкам».

Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

Хорошо бы ввести в интерьер для занятий желтые и фиолетовые цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность – достаточно повесить на стену картину, сшить покрывало или подушки, или просто развесить над столом листы цветной бумаги.

-Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища, сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага стимулируют работу головного мозга.

Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала.

Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он этого не умеет, покажите ему, как это делается на практике.

Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью и т.д.

Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка для подготовки были различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренировка ребенка именно в форме тестирования, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.

Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

  • Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
  • Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:
  • 1. пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
  • 2. внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования — не дочитав до конца, по первым словам учащиеся уже предполагают, ответ и торопятся его вписать);
  • 3. если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;

4. если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант ответа.

Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

Признаки стресса:

  • физические: хроническая усталость, слабость, нарушение сна (сонливость или бессонница), холодные руки или ноги, повышенная потливость или выраженная сухость кожи, сухость во рту или в горле, аллергические реакции, речевые затруднения (заикания и пр.), резкая прибавка или потеря в весе, боли различного характера (в голове, груди, животе, шее, спине и т.д.).
  • эмоциональные: беспокойство, сниженный фон настроения, частые слезы, ночные кошмары, безразличие к окружающим, близким, к собственной судьбе, повышенная возбудимость, необычная агрессивность, раздражительность, нервозность по пустяковым поводам.
  • поведенческие: ослабление памяти, нарушение концентрации внимания, невозможность сосредоточиться, неспособность к принятию решений, потеря интереса к своему внешнему виду, навязчивые движения (кручение волос, кусание ногтей, притопывание ногой, постукивание пальцами и пр.), пронзительный нервный смех, постоянное откладывание дел на завтра, изменение пищевых привычек (голодание или избыточный прием пищи), злоупотребление лекарствами, употребление алкоголя, курение.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector