Методики развития памяти у детей

Методики развития памяти у детей Содержание статьи: Дошкольники в отличие от детей школьного возраста и взрослых запоминают информацию механически. Увиденное, услышанное или тактильно ощутимое, а также знания о предметах сохраняются в памяти без применения специальных приемов запоминания или логического осмысления информации. Так происходит до тех пор, пока родители или педагоги не научат малыша управлять своей памятью. Если процесс развития основных психических функций прошел правильно, то ребенку будет намного проще во взрослой жизни.

Что такое память

Методики развития памяти у детей Память – это сложный механизм, который отражает прошлый опыт. Он основа на 3 процессах – запоминание, сохранение, воспроизведение. Запоминание – это процесс образования и закрепления в нервных клетках головного мозга информации, которая передается в виде нервных импульсов по отросткам клеток друг другу. Как следствие, устанавливаются новые пути поступления и извлечения информации. Во время запоминания устанавливается связь межу новыми и уже существующими путями. Ассоциация – это связь между отдельными событиями, фактами, предметами, явлениями, которые отражаются в сознании и закрепляются в памяти. Без ассоциации невозможна нормальная психическая деятельность, в том числе запоминание. Информация, которая поступает в головной мозг, сохраняется там в виде памятного следа (энграмма). Она очень устойчива, однако ее извлечение (воспоминание о чем-либо) сопряжено с большими трудностями. Но при регулярных тренировках памяти количество связей между нервными клетками увеличивается, они становятся устойчивыми, что облегчает извлечение энграммы. Сохранение памяти состоит из 2 важных компонентов – сохранение энграммы и связей в мозге. Запоминание и сохранение помогает быстрее вспомнить и воспроизвести информацию. Воспроизведение – это процесс появления в сознании ранее усвоенной информации и выполнение заученных движений. При воспроизведении образы, закрепленные в памяти, быстро «оживают». Например, когда человеку объясняют, как пройти куда-либо, то кроме адреса ему сообщают, что на пути находится магазин, светофор и т. д. Когда он отправится туда в очередной раз, то находит объект без дополнительной информации. Это хорошая память. Но для того, чтобы информация автоматически воспроизводилась, нужно неоднократно ее повторять. Для этой цели используют различные методики развития памяти.

Виды памяти

Методики развития памяти у детей

Мало кто задумывался над тем, что существует несколько видов памяти. Обычно у человека какой-то вид более развит, чем другие, и это нормально явление. Память бывает произвольной и непроизвольной. У дошкольников преобладает второй вид. Это значит, что дети 4 – 6 лет запоминают информацию механически, без каких-либо усилий. Произвольная память характеризуется тем, что человек ставит перед собой цель запомнить определенную информацию. Этот вид памяти более развит у школьников и взрослых людей. В зависимости от психической активности выделяют следующие виды памяти:

Зрительная. Если ребенок быстро запоминает лица людей, которых он видел 1 раз в жизни, то у него преобладает образная память. Или, например, малыш запомнил какой-нибудь запах или образ до самых мелких деталей, то это тоже свидетельствует о зрительной памяти. Ею могут обладать дошкольники и дети старшего возраста.

Словесная. Если ребенок легко запоминает простые стишки и может пересказать сказку, то он обладает словесно-логическим типом запоминания. Такой кроха может запомнить разговор практически слово в слово.

Двигательная. Если малыш быстро запоминает движения танца, который он увидел 1 раз, или прекрасно вышивает, то он обладает развитой двигательной памятью.

Эмоциональная. Дети с этим видом памяти хорошо запоминают информацию, которая вызвала у него определенные эмоции.

Кроме того, существует вкусовая, осязательная, обонятельная память. Однако эти виды являются дополнительными, а не основными.

Факторы, влияющие на развитие памяти

Методики развития памяти у детей

Во время занятий следует учитывать особенности развития памяти детей разного возраста. На запоминание влияют разные факторы, например, возраст. Чем старше ребенок, тем лучше у него работает память. Это связано с тем, что школьник лучше применяет технику применения памяти, чем дошкольник. Дети 4 – 6 лет запоминают информацию, не прилагая усилий, основываясь на естественные способности. А дети постарше связывают новую информацию с уже имеющимся опытом, образуют ассоциации, готовят заметки и т. д. Кроме того, большое значение имеет багаж знаний. При увеличении объема знаний ускоряется развитие памяти. Также на запоминание влияют интеллектуальные способности. Чем больше ребенок знает, чем активнее размышляет, тем больше материала он способен запомнить. Нередко появляются проблемы развития памяти детей. Нарушение памяти у младших школьников могут быть отдельным дефектом формирования психических функций или входить в целый их комплекс. У ребенка со слабой памятью появляются проблемы с усвоением школьного материала, он может нарушать дисциплину, а это грозит тем, что у него могут появиться проблемы с успеваемостью. Нарушения памяти приводят к тому, что ребенка считают ленивым или плохо мотивированным. Проблемы с образной памятью проявляются тем, что он плохо запоминает последовательность слов, медленно приобретает навыки чтения. Чтобы оценить зрительную или слуховую кратковременную память, ребенок должен воспроизвести только что полученную информацию. Для оценки долговременной памяти проверяют объем активного словарного запаса и умение воспроизводить общие сведения.

Возрастные особенности развития памяти

Методики развития памяти у детей

У детей от рождения о 1 года формирует моторная память, которая выражается первыми условными рефлексами. В этом возрасте кроха запоминает движения, которые он выполняет. Лучше всего запоминаются действия, которые сопровождались определенным результатом и получили эмоциональное подкрепление.

С 1 по 2 года малыш учится узнавать родных (кроме родителей). В этот период активно развивается нервная система, лучше усваивается информация. Ходьба и другая физическая активность обогащает опыт ребенка. Ближе к 2 годам начинает формироваться зрительная память, поэтому первые осознанные воспоминания относятся именно к этому периоду.

С 2 до 4 лет преобладает механическое запоминание. Малыш учится мыслить логически, запоминает сложные слова. При этом у него сохраняются воспоминания из раннего детства. В этом возрасте ребенок усваивает базовые двигательные функции.

Родителям следует учитывать особенности развития памяти у детей дошкольного возраста. С 4 до 6 лет доминирует непроизвольный характер запоминания.

То есть ребенок запоминает информацию независимо от желания и волевого усилия. Он запоминает материал, выполняя определенное действие.

Малыш может запомнить что-то увлекательное, интересное, на что он обратил внимание в процессе деятельности.

Методы развития памяти у дошкольников

Методики развития памяти у детей

Родители должны запомнить, что чем меньше ребенок, тем тяжелее ему что-нибудь запомнить. Это связано с тем, что его мозг устроен по-другому: он запоминает только ту информацию, которая ему нравится. Поэтому постарайтесь заинтересовать малыша. Начинать тренировать память можно после того, как ребенок произнес свои первые слова:

Описывать увиденное, делится впечатлениями. Попросите малыша рассказать, что он видел во время прогулки, чем он занимался утром, что ел на завтрак, какими игрушками играл, что ему больше всего понравилось в этом дне. Сначала все эти перечислять будут родители, но со временем кроха подключится к диалогу.

Пересказывать услышанное. Почаще читайте ребенку книги, а потом просите рассказать, что он запомнил, но не будьте слишком напористы.

Заучивать стишки. Стих для развития памяти тренирует мышление, внимательность, концентрацию, развивает творческие способности и т. д. Но выбирайте для занятий простые, понятные и веселые стишки, смысл которых ребенок понимает. Чтобы ускорить запоминание, нарисуйте иллюстрации для стишков. Также можно учить веселые песенки.

Запоминать важную информацию. Ребенок должен выучить имена близких, адрес проживания, дни рождения мамы, папы, бабушки и т. д. Чтобы закрепить знания, периодически спрашивайте у малыша эти данные.

Также можно разгадывать загадки, головоломки, ребусы.

Очень эффективны игры на развитие памяти:

Найди игрушку (10 месяцев – 1.5 года). На глазах ребенка кладут игрушку под 1 из 2 пеленок. Малыш должен вспомнить под какой пеленкой она находится. Если он угадает, не забудьте его похвалить.

Прятки (8 – 10 месяцев). Самый простой вариант – набросьте на лицо пленку и спросите: «Где мама?» Потом откройте лицо или дайте крохе самостоятельно стянуть платок.

Для детей старше года можно усложнить задачу – спрячьтесь на несколько секунд за кресло или спинку дивана. Ничего страшного, если кроха не сможет вас сразу найти, зато он поймет, что мама никуда не делась.

Со временем он поймет суть игры.

Чего не стало (2 года). Поставьте на стол несколько предметов. Пусть ребенок посмотрит на них 2 минуты, а потом отвернется. Тогда взрослый прячет 1 предмет, а малыш должен вспомнить, какого из них не стало.

Постепенно задание можно усложнить, убрав 2 и более предмета. Существует другой вариант этой игры – взрослый расставляет игрушки в определенном порядке, а кроха должен его запомнить.

Затем мама или папа нарушают этот порядок, а малыш должен вернуть предмет на место.

Ящик. Развитие памяти детей 4 – 5 лет можно проводить с помощью этой простой игры. Ящик состоит из маленьких коробочек, которые ставятся попарно, а потом склеиваются. Их количество постепенно увеличивается (для старших дошколят – 12 штук). В одну из на глазах малыша взрослый прячет предмет, а потом ящик закрывают на некоторое время. Ребенок должен найти предмет.

Эти простые упражнения для развития памяти рекомендуется проводить ежедневно по 10 минут. Так кроха не устанет от процесса и каждый день будет тренировать мозг. Развитие памяти у детей дошкольного возраста обязательно должно происходить в форме игры. Так процесс пройдет легче и не будет вызывать проблем и трудностей.

Развитие памяти в начальной школе

Методики развития памяти у детей

Родителям старших дошкольников нужно позаботиться о развитии долговременной памяти, чтобы ребенок хорошо учился. Для этого применяют следующие упражнения: • Сравнение нескольких предметов, нахождение схожих и отличительных особенностей. В качестве учебного материала можно использовать картинки или таблицы. • Ассоциации. Это приятный и простой способ развития памяти детей 6-7 лет. Начинайте играть в ассоциации со слов, позже переходите к словосочетаниям и предложениям. • Пересказ увиденного, услышанного, прочитанного. Ребенок с энтузиазмом перескажет вам сюжет любимого мультфильма или интересной сказки. Не забывайте расспрашивать кроху, что он делал сегодня в детском саду. Поначалу задавайте побольше наводящих вопросов, а позже кроха сам будет делиться впечатлениями после пережитого дня. В 1 классе многие родители сталкиваются с тем, что из-за плохой памяти ребенок отстает от своих сверстников. Чтобы этого не случилось, нужно регулярно с ним заниматься. Развитие памяти у детей младшего школьного возраста можно проводить с помощью следующих упражнений:

Таблица Шульте. Это таблица с цифрами, буквами, изображениями, которые школьник должен запомнить, а потом воспроизвести.

Рисунки. Нарисуйте ребенку 3 одинаковых животных в разных позах или разные геометрические фигуры и т. д. Предложите ему их рассмотреть на протяжении 1 – 2 минут, а потом спрячьте и попросите нарисовать сначала первую, потом вторую и третью картинку.

Воспроизведение композиции. Возьмите игрушки, палочки и другие мелкие предметы и расположите их в произвольном порядке. Но учитывайте возраст: чем младше ребенок, тем меньше предметов нужно брать. Попросите его запомнить композицию и воспроизвести (не обязательно очень точно).

Уже через месяц регулярных занятий мозг школьника будет функционировать намного эффективнее. Но чтобы сохранить и улучшить результат, нужно продолжать развиваться.

Тренировки разных видов памяти

Методики развития памяти у детей

Для развития зрительной памяти у детей 3 – 6 лет можно использовать игру под названием «Найди сам». Для этого склейте 3 – 4 коробка из-под спичек, поставив их друг на друга так, чтобы получилось 2 башни.

Сначала в 1 из коробков кладут мелкий предмет, например, пуговицу, а кроха должен сказать, в какую башню и какое отделение положили предмет. Потом в разные отделения одной башни прячут 2 предмета. На третьем этапе предметы кладут в разные башни, а малыш вспоминает, что где лежит.

Чтобы развить кратковременную память, ребенок открывает отделения сразу или через несколько минут. Старшие дошкольники могут открыть отделения башен только на следующий день.

Для детей очень важна тактильная память – запоминание ощущения от прикосновения к предметам с различной текстурой. Если у ребенка развит этот вид памяти, то он реже испытывает трудности во время обучения в школе. Для развития тактильной памяти можно использовать игру «Узнай предмет».

Читайте также:  Принципы закаливания грудных детей

Ребенку завязывают глаза, а потом поочередно кладут в его руку разные предметы, а он должен назвать его. После того, как он угадает 3 – 10 предметов, нужно, чтобы он назвал их в той последовательности, в которой они попадали ему в руку.

Таким образом ребенок выполняет 2 мыслительные операции – узнавание и запоминание.

Для развития двигательной памяти используют игру «Делай, как я». Сначала взрослый встает за спиной малыша и делает несколько движений его телом (поднимает руки, ноги, разводит их в стороны и т. д.

), а потом малыш должен повторить эти действия. Потом взрослый показывает ему несколько движений, а он повторяет их.

Затем можно поменяться местами, тогда ребенок сам показывает взрослому определенные действия, а он их воспроизводит.

Игра «Чудесные слова» тренирует слуховую память. Нужно подобрать 20 слов, которые связанные по смыслу, чтобы получились пары. Например, вилка – еда, банан – клубника, кошка – собака. Потом взрослый читает их ребенку, при этом пары нужно выделять интонацией.

Через несколько минут родители повторяют только первые слова пар, а вторые должен вспомнить малыш. Так тренируется кратковременная память. Чтобы совершенствовать долговременную память, ребенок повторяет слова через 30 минут и более.

Так происходит развитие памяти и внимания у детей дошкольного возраста.

Как видите, развитие памяти – это важнейший этап общего развития. Важно начинать занятия уже с раннего детства. Достаточно 10 – 15 минут в день, чтобы ваш малыш полноценно развивался. Если у родителей не хватает времени на регулярные занятия с ребенком, то на помощь придут курсы по развитию памяти для детей. Опытные педагоги подберут упражнения в соответствии с возрастом и психическими особенностями ребенка. После регулярных упражнений ваш ребенок будет демонстрировать хорошие результаты в учебе и взрослой жизни.

Источник: https://birth-info.ru/1112/parenting-Razvitie-pamyati-u-detey/

Методы диагностики памяти у детей дошкольного возраста

В нашем случае среди них находится узнавание, воспро­изведение и запоминание, в частности объем кратковременной зрительной и слуховой памяти (зрение и слух — основные орга­ны чувств человека), а также динамика процесса заучивания. Описываемые далее четыре частные методики предназначены для психодиагностики этих характеристик памяти человека.

Методика 11. «Узнай фигуры»

Эта методика — на узнавание. Данный вид памяти появляет­ся и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От раз­витости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспро­изведения.

В методике детям предлагаются картинки, изображенные на. рис. 12, в сопровождении следующей инструкции:

«Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и по­хожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похо­жую картинку».

Сначала для пробы ребенку предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных в ряду под номером 0, затем — по­сле того, как экспериментатор убедился в том, что ребенок все понял правильно, предоставляют возможность решить эту зада­чу на картинках с номерами от 1 до 10.

Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач, но не больше чем 1,5 мин даже в том случае, если ребенок к этому времени не справился со всеми задачами.

Методики развития памяти у детей

Рис. 12а. Наборы фигур к методике «Узнай фигуры»

Методики развития памяти у детей

Рис. 12б. Наборы фигур к методике «Узнай фигуры»

  • Оценка результатов
  • 10 баллов — ребенок справился со всеми задачами меньше чем за 45 сек.
  • 8-9 баллов — ребенок справился со всеми задачами за время от 45 до 50 сек.
  • 6-7 баллов — ребенок справился со всеми предложенными за­дачами в течение периода времени от 50 до 60 сек.
  • 4-5 баллов — ребенок справился со всеми задачами за время от 60 до 70 сек.
  • 2-3 балла — ребенок решил все задачи за время от 70 до 80 сек.
  • 0-1 балл  — ребенок решил все задачи, затратив на это более чем 80 сек.
  • Выводы об уровне развития
  • 10 баллов    — очень высокий.
  • 8-9 баллов   — высокий.
  • 4-7 баллов   — средний.
  • 2-3 балла    — низкий.
  • 0-1 балл    — очень низкий.

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное пси­хологическое исследование с элементами математической ста­тистики. — 640 с. C 88-90.

Методика 12. «Запомни рисунки»

Данная методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки, представленные на рис. 13 А. Им дается ин­струкция примерно следующего содержания:

«На этой картинке представлены девять разных фигур. Поста­райся запомнить их и затем узнать на другой картинке (рис. 13 Б), которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее пока­занных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй кар­тинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».

Время экспозиции стимульной картинки (рис. 13 А) состав­ляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зре­ния ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку — рис. 13 Б. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

Методики развития памяти у детей

Рис. 13. Набор фигур к методике «Запомни рисунки»

  1. Оценка результатов
  2. 10 баллов — ребенок узнал на картинке 13 Б все девять изобра­жений, показанных ему на картинке 13 А, затра­тив на это меньше 45 сек.
  3. 8-9 баллов — ребенок узнал -на картинке 13 Б 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.
  4. 6-7 баллов — ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.
  5. 4-5 баллов — ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.
  6. 2-3 балла — ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.
  7. 0-1 балл  — ребенок не узнал на картинке 13 Б ни одного изоб­ражения в течение 90 сек и более.
  8. Выводы об уровне развития
  9. 10 баллов — очень высокий.
  10. 8-9 баллов — высокий.
  11. 4-7 баллов — средний.
  12. 2-3 балла — низкий.
  13. 0-1 балл — очень низкий.

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное пси­хологическое исследование с элементами математической ста­тистики. — 640 с. C 90-92.

Методика 13. «Запомни цифры»

Эта методика предназначена для определения объема крат­ковременной слуховой памяти ребенка. В задании к ней ребе­нок получает инструкцию следующего содержания:

«Сейчас я буду называть тебе цифры, а ты повторяй их за мной сразу после того, как .я скажу слово «повтори»».

Далее экспериментатор последовательно зачитывает ребен­ку сверху вниз ряд цифр, представленных на рис. 14 А, с интер­валом в 1 сек между цифрами. После прослушивания каждого ряда ребенок должен его повторить вслед за экспериментатором. Это продолжается до тех пор, пока ребенок не допустит ошибки.

Методики развития памяти у детей

Рис. 14. Запомни цифры

Если ошибка допущена, то экспериментатор повторяет сосед­ний ряд цифр, находящийся справа (рис. 14 Б) и состоящий из такого же количества цифр, как и тот, в котором была допущена ошибка, и просит ребенка его воспроизвести.

Если ребенок дваж­ды ошибается в воспроизведении ряда цифр одной и той же дли­ны, то на этом данная часть психодиагностического эксперимента завершается, отмечается длина предыдущего ряда, хотя бы раз полностью и безошибочно воспроизведенного, и переходят к зачитыванию рядов цифр, следующих в противоположном поряд­ке — убывающем (рис. 15 А, Б).

Методики развития памяти у детей

Рис. 15. Запомни цифры

  • В заключение определяется объем кратковременной слухо­вой памяти ребенка, который численно равен полусумме макси­мального количества цифр в ряду, правильно воспроизведенных ребенком в первой и во второй попытках.
  • Оценка результатов
  • 10 баллов — ребенок правильно воспроизвел в среднем 9 цифр.
  • 8-9 баллов — ребенок точно воспроизвел в среднем 7-8 цифр.
  • 6-7 баллов — ребенок безошибочно смог воспроизвести в сред­нем 5—6 цифр.
  • 4-5 баллов — ребенок в среднем воспроизвел 4 цифры.
  • 2-3 балла — ребенок в среднем воспроизвел 3 цифры.
  • 0-1 балл — ребенок в среднем воспроизвел от 0 до 2 цифр.
  • Выводы об уровне развития
  • 10 баллов — очень высокий.
  • 8-9 баллов — высокий.
  • 4-7 баллов  — средний.
  • 2-3 балла — низкий.
  • 0-1 балл — очень низкий.

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное пси­хологическое исследование с элементами математической ста­тистики. — 640 с. C 92-95.

Методика 14. «Выучи слова»

С помощью данной методики определяется динамика про­цесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попы­ток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состо­ящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.

Запоминание ряда производится так. После каждого очеред­ного его прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребе­нок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. И так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда за шесть попыток.

Результаты заучивания ряда слов представляются на графи­ке (рис. 16), где по горизонтали указаны последовательные по­пытки воспроизведения ребенком ряда, а по вертикали — количе­ство слов, правильно им воспроизведенных в каждой попытке.

  1. Оценка результатов
  2. 10 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток.
  3. 8-9 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10-11 слов.
  4. 6-7 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8-9 слов.
  5. 4-5 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6-7 слов.
  6. 2-3 балла — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 4-5 слов.
  7. 0-1 балл — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.

Методики развития памяти у детей

Рис. 16. График заучивания ряда слов от попытки к попытке в мето­дике «Выучи слова».

  • Выводы об уровне развития
  • 10 баллов — очень высокий.
  • 8-9 баллов — высокий.
  • 4-7 баллов — средний.
  • 2-3 балла — низкий.
  • 0-1 балл — очень низкий.

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное пси­хологическое исследование с элементами математической ста­тистики. — 640 с. C 95-96.

Источник: https://psixologiya.org/psixodiagnostika/metodiki/1609-metody-diagnostiki-pamyati-u-det.html?showall=1

Как развить память у ребенка

Методики развития памяти у детейДошколят мы терроризируем математическими действиями, слоговым обучением чтению, четко выверенным письмом. Нигде и никогда, ни до школы, ни в школе не отводится времени на развитие памяти ребенка! А память — это скрепляющий раствор, на котором держатся кирпичики-знания, образуя монолитно мощную стену образования. Куда важнее развить у ребенка навыки быстрого запоминания, чем умение скоростного чтения или сложения в уме двухзначных чисел. Хорошая память — это залог успешной учебы, здоровой психики и экономии времени. Поэтому, лучше до школы акцент сделать не на приобретении навыков, которым малыш и так обучится в школе, а на развитии памяти. Есть и вторая причина, почему стоит именно в раннем возрасте заниматься формированием навыка запоминания.

Читайте также:  Лечение и профилактика диастаза живота после родов

Сознание маленького ребенка свободно, оно не скованно различными табу, не ограниченно рамками «этого не может быть». Его не удивляет, что колобок умет говорить, зайчик строит избушку, живущая в лесах Баба-яга и Кощей бессмертный для ребенка так же реальны, как воркующие голуби за окном. Малыш верит всему, для него не проблема вообразить несовместимые вещи, «напридумывать» фантастические образы и соединить их неправдоподобными связями. И пока он не растерял феерическую способность сочинять, оживлять стоит научить его навыкам запоминания.

Что такое память? Это наши образы и ассоциации. Что мы помним долгие годы? То, что нас некогда поразило, потрясло. Снеговик детства, слепленный вместе с отцом, вместо носа — морковка. И ярко — оранжевый овощ на фоне зернисто – мартовского снега помнится до сих пор.

Вековой шум моря, легкое щекотание крошечных подошв теплым песком, солено-мокрая прядь волос, попавшая в рот и безудержно беспричинное счастье, овладевшее нами… Это живо до сих пор, а химическая формула бензола и разложение трехчлена безвозвратно утеряны нашей памятью, потому что за ними никаких образов и ощущений нет, они были мертвы для нас в стадии запоминания.

Воспоминания держатся на образах, ассоциациях и ощущениях и чем они сильнее, тем дольше мы храним память о них. Поэтому именно в раннем детстве следует заняться развитием абстрактного и образного мышления, как базового фундамента для формирования хорошей памяти.

И подспорьем в этом будет способность ребенка легко пренебрегать логическими связями.

Видов памяти существует великое множество: оперативная, механическая и логическая, кратковременная и долговременная, произвольная и непроизвольная, непосредственная и опосредованная.

Память классифицируется по типу запоминаемой информации: зрительная, слуховая, двигательная; память на слова, цифры, лица.

Принцип развития любой памяти един. Информация, которую мы должны запомнить должна быть яркой и образной. Мы запоминаем то, что нас поразило и потрясло. Запечатлеваются яркие моменты жизни и для того, чтобы запомнить нужный информационный объем, мы должны его раскрасить, разложить на зрительные, слуховые и осязательные образы, и постараться войти в то, что запоминаем.

Не забывайте, объем запоминаемой информации должен быть интересен и понятен ребенку. Информация, «бьющая по нервам» сама запоминается. Учите ребенка прислушиваться к своим эмоциям, разбираться в них. Такого рода размышления о вызываемых чувствах способствуют лучшему закреплению информации.

Ниже перечислены игры — упражнения, которые научат придумывать ассоциации и находить черты сходства и различия в запоминаемых предметах и образах, упорядочивать нужную информацию.

Игры не только разовьют память, но, и раскрасят, обогатят восприятие мира, научат видеть то, что раньше уходило от нашего внимания.

1. Сначала надо раздвинуть границы воображения. Помогут этому вот такие необычные предложения: «Вообрази, как звучит мягкое пушистое облако? Нарисуй животное, которое никто никогда не видел, что ты можешь ощутить, если дотронешься до радуги, нарисуй, как пахнут мамины духи». 2. Называете ребенку сначала знакомые слова, например: доктор, ручка, улыбка, а он вам перечисляет, какие ассоциации возникают в его воображении, описывая их по схеме: форма-цвет, запах, какие они на ощупь и вкус. Вы записываете прилагательные, а затем перечисляете их, ребенок вспоминает, какое слово соответствовало какой группе прилагательных. Задание усложняется, и для визуализации образов используются незнакомые слова. 3. Поиграв в предыдущую игру, усложните условия, перечислите ребенку, одну — две, на ваш взгляд, характерные детали предмета, а ребенок должен вспомнить объект. Например, белый, малыш вспоминает — это доктор, гладко-длинное, это ручка, красно-теплая, улыбка.4. Берутся спички, пуговицы, мелкие детали конструктора, бумага, которую можно резать, рвать, мять. Вы диктуете с небольшим интервалом слова ребенку, а он выкладывает образы – ассоциации на услышанные слова и через некоторое время, глядя на выложенные фигуры, повторяет услышанное. 5. Игра на визуализацию слов и понятий, незнакомых ребенку. Малыш либо рисует образ, возникший в его сознании, либо описывает его словесно. «Как выглядит абракадабра, электрификация, субмодальность? А как эти слова пахнут, каковы они на ощупь?» В игре можно использовать различные термины и иностранные слова.6. Малыш выбирает любой предмет и оживляет его, представляя, что выбранный объект обладает интеллектом, может говорить и двигаться. Что он расскажет, куда пойдет, что будет делать, среди каких предметов будет себя комфортно чувствовать. Можно придумать сказку, о житие-бытие ожившей вещи. 7. Эта игра достаточно известная. Ребенок выкладывает карточки — картинки, запоминает их, переворачивает и называет. Задание со временем усложняется, карточек становится все больше, времени на их запоминание – меньше. Эта игра – разминка. Следующий этап, вы с паузой диктуете слова, а ребенок выкладывает карточки, которые не связаны с вашим перечнем слов и, за тем, глядя на карточки, он воспроизводит услышанные слова. Малыш, например, выкладывает картинку «мяч», вы диктуете слово «шкаф», ребенку нужно быстро и на крепко связать эти два слова, чтобы впоследствии назвать то слово, которое услышал, а не увидел.8. Игра на ассоциации. Называется слово, например, «луна» и ребенок перечисляет свои ассоциации на это слово: луна – космос – звезды – планеты — инопланетяне… Потом называется последнего слово ассоциативной цепочке и ребенок должен воспроизвести все слова-звенья наоборот, от последнего слова к первому.Если вспомним НЛП и его классификацию по ведущей модальности: визуалы воспринимают мир через зрительные образы, аудиалы через слух, кинестетики через ощущения, то понятно, что визулы, будут стараться то, что следует запомнить — увидеть. Поэтому, родители ребенка — визуала должны сделать акцент на развитии тактильной и слуховой памяти, на том, что менее всего развито.Эти игры не только развивают память, но и тестируют способности малыша, показывая его «слабые» или малоразвитые виды памяти. Например, малыш легко запоминает зрительные образы, но «тормозит» при запоминании со слуха или в установлении логических ассоциаций. Для того чтобы помочь малышу обратимся к технике запоминания.

Логические закономерности помогают связать запоминаемую информацию логической связью.

Если требуется запомнить перечень не связанных между собой слов или образов, то придумывается логическая связь, впоследствии помогающая вытянуть слово за словом и восстановить весь перечень.

Из разрозненных слов составляется связанный рассказ, и затем при воспроизведении, вспоминается сочиненный текст, и вычленяются из него нужные слова.

Последовательные ассоциации — запоминаются не сами слова, а ассоциации, которые к ним придумываются. Эта техника применяется, когда следует запомнить нечто абстрактное: иностранные слова или понятия, тогда на каждое «ничего не говорящее» слово придумывается ассоциация, вот она и запоминается.

Фонетические ассоциации. Суть метода в подборе созвучных ассоциаций. Метод хорошо применять при запоминании иностранных слов. Например, при запоминании английского слова «ball» — мяч, представляется, что вас задели мячом, и вы почувствовали боль.

Автобиографические ассоциации, ассоциации с реально пережитыми событиями. Например, нужно запомнить текст, рассказывающий о жизни морских рыб. Тут же в памяти всплывает ваше путешествие в Египет, плавание в маске и множество ярких рыб проплывающих неподалеку. И «приложив» факты и содержание на ваше воспоминание, легко можно запомнить текст.

Раскрашивание и усугубление. Трансформация информации, черно-белого образа — в цветной, маленького – в большой, плоского – в объемный. Хорошо запоминаются гипертрофируемые образы.

Вхождение — войти вовнутрь представляемой картинки, стать ее участником.

Соощущение позволяет усилить представления, почувствовать шероховатость, вкус, цвет, запах, звук представляемого образа. Этот метод называется тактильной, обонятельной памятью.

Любое «нечто» можно вообразить в виде предмета, имеющего размер, форму, цвет, запах, фактуру и вот две последующие составляющие мы крайне редко задействуем.

А попробуйте определить на ощупь слово «генетика», а чем пахнет слово «транскрипция»?

Избыточность. Для запоминания используется больше информации, чем есть в исходном материале. Делается акцент на второстепенных деталях. Здесь задействовано умение видеть и чувствовать больше, чем есть на самом деле.

Цифро-буквенный код. Цифровая информация более абстрактна, чем словесная, поэтому важна перекодировка, то есть оживление. Цифру от 0 до 9 представляем в виде образных крючков. Например, 1 – это палка, 2 – лебедь… 9 – перевернутый замок.

И при запоминании ряда цифр, мы запечатлеваем образы цифр, связывая их свыше перечисленными методами. Для того, чтобы не было путаницы в воспроизведение многозначных цифр, к каждой цифре от 0 до 9 придумывается несколько образов — крючков.

Например, 8 – матрешка, очки, бантик, снеговик.

Метод Цицерона. По этому методу запоминаемые образы и предметы располагаются в знакомой комнате. Потом достаточно вспомнить комнату, чтобы всплыла нужная информация.

Комбинированный метод. Чем больше ассоциаций вызывает знакомство с новой информацией, тем прочнее запоминание. Поэтому преувеличивайте, раскрашивайте, заставляйте двигаться, оживляйте, становитесь сами действующим лицом информационной цепочки, заменяйте с целью усиления образа, связывайте неожиданным, невозможным в жизни способом. Запоминаемую информацию делайте уникальной, она должна быть разноцветным фейерверком огней вашей памяти. Натренировавшись, вы станете настолько быстро выстраивать ассоциации, что время запоминания будет практически равняться времени поступления информации.

Как выбрать метод для лучшего запоминания информации? Сначала следует до автоматизма отработать все техники, а потом… расслабиться и довериться своему первому ощущению, которое и будет самым ярким и запоминающимся.

Как и когда заниматься? К развитию памяти следует относиться не как кропотливому труду, а как к игре. А играть можно всегда и почти везде.

Поэтому игры по развитию памяти не имеют временных ограничений, помните лишь, что внимание ребенка на одном виде деятельности можно удержать 15-20 минут.

Внесите дух соперничества: кто больше запомнит, кто быстрее назовет, кто придумает самый неправдоподобный образ.

Запоминание стихов. Взрослый медленно читает стихотворение вслух. Малыш слушает с закрытыми глазами, прорисовывая перед внутренним взором каждую строчку, насыщая ее деталями, и чем больше будет второстепенных компонентов, тем ярче будет поэтический образ.

Перенасыщение деталями ведет к тому, что малыш вживается в нарисованную им картинку, становится действующим лицом повествования.

Замечательно, если малыш начинает не только видеть строки, созданные поэтом, но и чувствовать запах, температуру, ощущать поверхность описываемых предметов. И впоследствии ребенку нужно лишь описать мир, созданный его воображением.

Для того, чтобы чтение стихотворения на память, не напоминало пересказ близкий к тексту, когда есть возможность слово заменить синонимом, научите малыша вслушиваться в звучание слов, рифму и ритм стиха.

Если малыш созрел к системному восприятию некого объема информации, например, вы, решили прочитать детскую энциклопедию с последующим пересказом отдельных глав, то выделите определенное время для ваших занятий и предложите малышу придумать некий обряд, позволяющий ему сосредоточиться, войти в состояние максимальной концентрации внимания.

Это может быть любой жест или несколько глубоких вдохов. Повторив эти движения несколько раз перед занятиями, ребенок заякорит, свяжет обряд с последующей фиксацией внимания. И впоследствии, когда ему необходимо будет быстро сосредоточиться, достаточно будет повторить знакомый жест, ритуал.

Затем текст читается, одновременно в сознании фиксируется название и автор текста, факты, действия, основное содержание. Ребенок сначала отвечает на ваши вопросы: кто автор, как называется прочитанный рассказ… Отшлифовав умение отвечать на поставленные вопросы, малыш начнет уже автоматически давать ответы на эти вопросы при пересказе.

При работе с текстом, изобилующим большим количеством фактов и понятий, дайте ребенку бумагу и карандаш, пусть рисует и пишет то, что поможет ему зафиксировать информацию. И ничего страшного нет, если вы не сможете разобрать его «закорючки», главное, чтобы они помогали ребенку воспроизвести текст.

При запоминании большого объема информации рисуйте карту памяти, используя разноцветные ручки и фломастеры, начиная с середины страницы. В центре пишется главная идея или тема, затем идут разветвления, указывающие на какие части, блоки делится текст. Для каждого ответвления напишите ключевое слово.

Читайте также:  Нервный тик у ребёнка: каким он бывает и как лечить правильно?

Эти слова должны отражать суть идеи, будить память. Не забудьте отдельным цветом выделить факты. Если содержание текста понятно, то появляется свое мнение о прочитанном или услышанном, личное отношение и комментарии к тексту тоже помогают в пересказе. Добавляйте символы и рисунки, чтобы легче потом было вспомнить.

В карте памяти должны быть отображены такие ключевые моменты: кто делает, что, когда, почему, где, как. Это позволит дольше сохранить информацию в активной зоне памяти.

С какого возраста заниматься? Существуют игры по развитию памяти для детей (10 месяцев — 1,5 года), например, «Найди игрушку», «Где мама?», «Чего не стало?» («Чего не хватает»). Правила игры кроятся уже в названии. Кто-то или что — то прячется, и это нужно вспомнить и найти.

Для детей постарше есть игры «Узнай предмет», «Волшебный мешочек». В этих играх ребенок на ощупь должен определить предмет. При этом развивается тактильная память, а для развития двигательной памяти есть игра «Делай, как я».

Малыш повторяет движения взрослого, темп со временем убыстряется, усложняются и сами движения.

Помимо игр, чтение книг, заучивание стихов, разгадывание загадок, головоломок и ребусов тоже прекрасно развивает память.

Помните, чем больше внимания родители уделяют развитию различных видов памяти, внимания и воображения малыша, тем выше интеллектуальный потенциал их ребенка.

Дата публикации 15.09.2010 Автор статьи: Марина Саватеева

Источник: https://materinstvo.ru/art/5750

Методики по развитию памяти

Исследование опосредованного запоминания

Методика предложена Лурия и Выготским, разработана и апробирована Леонтьевым.

Для исследования памяти, но оказалось также продуктивной для анализа особенностей ассоциации больных, т.е. характеристики мышления. Для проведения необходимо иметь наборы изображений предметов (картинки) и наборы слов. Рисунки 5х5 см.каждый. Менять слова, предлагающиеся для запоминания, не следует, т.к. методика тщательно апробирована.

 Набор карточек третьей серии:диван, гриб, корова, умывальник, стол, ветка земляники, самолет и т.д.Слова для запоминания: свет, обед, молоток, одежда, поле , игра, птица, лошадь, урок, ночь, мышь, молоко, стул, дорога. 4-ая серия несколько трудней, но интереснее для выявления особенностей мышления.

 Набор карточек: полотеце, стул, чернильница, велосипед, секундомер, глобус…Слова для запоминания четвертой серии: дождь, собрание, пожар, день, драка, отряд, театр, ошибка, сила, встреча, ответ, горе, праздник, сосед, труд. Раскладываются все 30 карточек серии в любом порядке. Вам нужно будет запомнить ряд слов.

Чтобы это было легче сделать, нужно каждый раз когда я назову слово, выбрать какую-либо карточку, чтоб она помогла вспомнить заданное слово. Вот, например, слово дождь, здесь его не нарисовано, но можно выбрать карточку, которая поможет запомнить это слово. Все отобранные карточки откладываются.

Спустя 40 минут или час, показывают по одной карточки в перемешанном порядке, просят вспомнить слово и спрашивают как удалось его вспомнить заданное слово, чем эта карточка напомнила слово. Истолкование результатов. Исследование направлено на сопоставление непосредственного и опосредованного запоминаия у детей разного возраста и взрослых.

Совершенно не важно какую карточку выберет исследуемый. Например, для запоминания»молоко» может выбрать коровы, т.к. она дает молоко. Здесь нет правильного или неправильного выбора, важно ,что испыт-ый установил содержательную, смысловую связь между словом и карточкой.

  • Цель исследования:
  • определить влияние системы вспомогательных средств на запоминание конкретных понятий.
  • Исследование состоит из двух опытов и проводится с одним испытуемым.
  • Опыт №1
  • Задача первого опыта:
  • определить объем памяти испытуемого при запоминании словесного материала, не предусматривающего заранее заданной системы связей.

В опыте используется классический метод удержания членов ряда. Экспериментальный материал состоит из 20 не связанных между собой простых слов, состоящих из 4-6 букв. Перед испытуемым ставится задача запомнить предъявляемые слова и по команде воспроизвести их на бумаге для записей.

Слова экспериментатор должен читать четко и быстро с паузами в 2 с. После окончания чтения через 10 с. испытуемому предлагается воспроизвести вслух или записать на бумаге запомнившиеся слова в любом порядке. Экспериментатор отмечает у себя в протоколе те слова, которые воспроизведены правильно.

Ошибочно воспроизведенные слова фиксируются в примечании. Протокол исследования выглядит следующим образом.

  1. Опыт №2
  2. Задача второго опыта:
  3. определить объем памяти испытуемого при запоминании словесного материала с заранее заданной системой смысловых связей.

В опыте используют метод удержания пар слов. Так же, как и в первом опыте, слова состоят из 4-6 букв. Перед испытуемым ставится задача прослушать пары слов и запомнить вторые слова каждой пары. Интервал чтения экспериментатором пар слов – 2с.

После окончания чтения экспериментатором нижеприведенных пар слов для запоминания, через 10 с. он снова читает первые слова каждой пары, а испытуемому предлагает вспомнить вторые слова этой же пары.

В протоколе второго опыта отмечают правильно воспроизведенные слова, причем ошибочные – фиксируют в примечании.

Методика «Пиктограмма»

ЦЕЛЬ: Исследование особенностей опосредованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня сформирования понятийного мышления.Методика может применяться для исследования детей и взрослых в групповом и индивидуальном обследовании.

(пиктограмма — рисуночный образ, создаваемый для опосредованного запоминания) — экспериментально-психологическая методика для изучения опосредованного запоминания, которое доминирует у взрослого культурного человека.

Используется также для характеристики особенностей мышления и аффективно-личностной сферы. Пиктограмма — рисуночный образ, создаваемый для опосредованного запоминания.

Представляет большую ценность для диагностики шизофрении.

Для проведения этого упражнения необходимы два рисунка.

На верхнем рисунке в 8 квадратах определенным образом расставлены точки. Ребенка просят посмотреть на первый квадрат (остальные 7 квадратов закрываются) и постараться точно так же расставить эти точки в пустом квадрате (заранее подготовить и дать ребенку рисунок с пустыми квадратами).

Время показа одной карточки — 1-2 секунды, на воспроизведение точек ребенку отводится не более 15 секунд.

Объем внимания ребенка определяется числом точек, которые он смог правильно вопроизвести на любой из карточек (выбирается та из них, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек).

Источник: https://multiurok.ru/files/metodiki-po-razvitiiu-pamiati.html

Методики развития памяти у детей, улучшение памяти

Память — это способность нервной системы к фиксированию, анализу, сохранению и дальнейшему озвучиванию получаемой информации. Родители интересуются, существуют ли упражнения, направленные на улучшение памяти, ведь неумение ребенка сконцентрировать внимание и запомнить требуемый объем информации может привести к возникновению сложностей при освоении школьной программы.

Есть различные методики развития памяти у детей. По утверждениям детских психологов, подобрав правильный комплекс упражнений, можно получить результаты в виде улучшения уровня восприятия ребенком информации и ее запоминания. Развивать память следует с самого раннего возраста, для каждого этапа развития малыша разработаны методики, позволяющие достичь поставленных целей.

Виды памяти

Существует ряд критериев для классификации видов памяти:

  1. В зависимости от того, какая психическая активность преобладает в повседневной жизни, выделяется:
  • эмоциональная память, развитие которой идет тем быстрее, чем насыщеннее окружающая жизнь, впечатления об окружающих людях и событиях. Чтобы тренировать этот вид запоминания у детей, нужно чаще посещать с ними новые места, обращать их внимание на окружающие пейзажи и звуки;
  • двигательная – возникает в самом раннем возрасте, развитие мышечной памяти на различных этапах жизни ребенка проявляется по-разному;
  • образная – подразделяется на зрительную, слуховую, вкусовую, обонятельную, осязательную. Каждое название говорит само за себя. Так, для развития зрительной памяти существуют специальные игры, развитию слуховой памяти поможет обучение малыша распознавать с закрытыми глазами звуки, издаваемые различными предметами. Развитие музыкальной памяти (которая сочетает в себе перечисленные выше слуховую, зрительную, эмоциональную, двигательную) невозможно без совершенствования составляющих ее элементов.
  • словесная (словесно – логическая) – совершенствуется по мере развития речи малыша.
  1. В зависимости от степени прилагаемых усилий предложена такая классификация видов памяти:
  • произвольная, когда человек прикладывает усилия для того, чтобы запомнить какой-либо конкретный материал. Впоследствии эта информация используется в нужных ситуациях;
  • непроизвольная – с ее помощью формируется значительная часть жизненного опыта. Развитие непроизвольной памяти происходит тем быстрее, чем активнее дети взаимодействуют с предлагаемым к изучению материалом.
  1. По сроку хранения, закрепления информации различают память:
  • оперативную – данные сохраняются на протяжении небольшого периода времени, пока идет обработка значительного объема информации, состоящего из наборов таких данных. Например, чтобы научиться читать, ребенку нужно вначале изучить буквы, затем слоги, идет постепенный переход от простого к сложному;
  • кратковременную – информация легко запоминается, но очень быстро стирается с «жесткого диска» мозга;
  • долговременную – для запоминания требуемого объема данных необходимо неоднократное повторение, однако такая информация остается с человеком надолго.

Улучшать память можно при помощи методик, разработанных учеными и психологами.

Способы развития памяти

Игры для развития внимания – простой и понятный ребенку способ тренировки способности концентрироваться. Начинать такие занятия нужно с раннего возраста, тогда малышу будет несложно усваивать и знания, получаемые впоследствии. Игры, как способ развития памяти, могут быть самыми разными. Уже с 10 месяцев можно предложить малышу занимательное задание «Найти игрушку».

Ребенку показывают погремушку, затем прячут ее под одну из двух пеленок, находящихся перед ним. «Прятки» – набросить на свое лицо платок и спрашивать: «Где мама?» – после чего можно снять платок или дать возможность сделать это малышу. «Что исчезло» (для деток от двух лет) – перед ребенком выставляют игрушки, а когда он отворачивается, одну убирают.

Кроха должен определить, чего не стало.    

Кроме игр, разработаны и другие методики тренировки способности запоминать информацию. Пальчиковая гимнастика для самых маленьких станет отличным способом развития двигательной, эмоциональной, словесной памяти. Детям постарше можно предложить увлекательные головоломки, помогающие совершенствовать логическое мышление.

Японская система развития памяти

Японская система развития памяти и интеллекта, предложенная знаменитым неврологом, профессором Рютой Кавашимой из Японии, набирает популярности во всем мире.

Автор методики утверждает, что всего за два месяца регулярных занятий, которые состоят из нескольких простых, но результативных упражнений, мозг человека сможет функционировать намного эффективнее и сохранит такую работоспособность на долгое время.

Этапы развития памяти детей

Психологи выделяют следующие этапы развития памяти детей:

  • от рождения до 1 года у малыша преобладают моторная и эмоциональная память;
  • в возрасте от года до двух лет ребенок учится ходить, появляются первые осознанные воспоминания, формируется образная память;
  • от 2 до 4 лет у ребенка активно развивается двигательная, эмоциональная, словесная память, закладываются навыки логического мышления;
  • развитие памяти в 6-7 лет: дети способны тренировать произвольную память, могут выучить то, что необходимо. Впечатления, полученные в это время, часто остаются на всю жизнь.

Упражнения для тренировки памяти

Наличие проблем с вниманием у дошкольников может привести к тому, что в дальнейшем возникнут сложности с обучением в школе. Специальные упражнения помогут усовершенствовать способность к запоминанию.

К ним относятся доступные для понимания ребенка игры, направленные на тренировку тактильной, эмоциональной, словесной памяти. Упражнения на развитие памяти школьников направлены на тренировку непроизвольного внимания, их лучше проводить в большой компании.

Лучшей же «гимнастикой» для мозга, стимулирующей развитие всех видов памяти, является чтение. Чем больше читает ребенок, тем выше его интеллектуальные способности, совершеннее логическое мышление.

Картинки для развития памяти

Хорошими помощниками на занятиях по усовершенствованию способности к запоминанию становятся яркие картинки, разработанные для каждого возраста. Такие уроки можно превратить в занимательное времяпровождение для всей семьи.

Игры на развитие памяти

Также существует множество игр, направленных на тренировку способности к запоминанию, анализу и воспроизведению полученной информации. Они помогают ребенку научиться концентрировать внимание, что пригодится ему в дальнейшей жизни.

Используем навыки логического мышления

Тренировать логику ребенка в дошкольном возрасте помогают математические и интеллектуальные игры (разгадывание загадок, складывание конструктора, определение отличий на картинках). У детей школьного возраста развитие логики происходит на занятиях математики

 

Источник: http://www.beitdan.org.ua/ru/studios/helpful-information/uluchshenie-pamjati/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector