Надо ли принуждать ребенка кушать? Организация питания ребенка

Надо ли принуждать ребенка кушать? Организация питания ребенка

Сначала  я думала назвать эту статью: «Как кормить дочку в 3 года, чтобы в 30 у нее были проблемы с лишним весом.» Но передумала…

Потому что это было бы дискриминацией по отношению к мальчикам. Тем несчастным мальчикам, которых тоже взрослые вынуждают есть.

Еда – естественная потребность организма. Голод и жажда – первичные инстинкты самосохранения. Попробуйте забыть накормить младенца. Он известит вас о голоде громким криком и не успокоится, пока его не накормят. Ребенок лучше знает, когда и сколько ему надо есть.

Удивительно, как отчаянные сторонницы кормления по требованию к годовастию ребенка превращаются в традиционных уговаривателей «ложечку за маму, ложечку за папу, ложечку за троюродную тетю». А еще через пару лет настает период ультиматумов: «Пока не съешь, из-за стола не выйдешь!» ( Варианты: «Не включу мультик», «Не дам конфету», «Не куплю игрушку»)

Естественный аппетит? Не, не слышали…

Был в моей жизни недолгий период работы консультантом в центре снижения веса. Там работали с людьми, чей лишний вес не являлся следствием тяжелого заболевания. Относительно здоровые (относительно – потому что с лишними кг к ним приходили отдышка, гипертония, варикоз и т.л.

) располневшие женщины сетовали на роды, возраст, наследственность.

И очень тяжело, с сопротивлением, которое приходилось ломать психотерапевту, принимали факт, что на самом деле причина лишнего веса  — неправильное пищевое поведение, пищевые привычки, в том числе усвоенные в детстве.

Когда вы идете на разные манипуляции, чтобы скормить порцию чего-либо ребенку, подумайте о его будущем. Не совершаете ли вы ошибку?

История Марины

Бабушка говорила, что еду нельзя выбрасывать. Бабушка радовалась и хвалила, когда Марина все доедала и подчищала тарелку кусочком хлеба. Бабушка часто читала рассказ «Общество чистых тарелок».

Бабушка говорила «Хорошие дети всегда съедают все, что положено на тарелку» Бабушка учила, что в гостях надо есть с добавкой, чтобы хозяевам было приятно.

Марина очень хотела быть хорошей девочкой, хотела, чтобы ее хвалили, хотела, чтобы бабушке и другим людям было приятно… Марина выросла, вышла замуж, родила двух детей, кормила семью обедами и ужинами. По-прежнему считала, что тарелки после еды должны оставаться пустыми.

И никогда не выбрасывала еду. Хорошая девочка Марина не могла навязывать мужу и детям свои правила. Но и отказаться от них не могла. Поэтому всегда доедала все, что оставили на тарелках муж и дети. Систематические переедания привели к набору лишнего веса.

История Натальи

В ее детстве было правило: «Съешь, что положили на тарелку — получишь конфету.» С годами выработалась потребность любой прием пищи заканчивать десертом. Иначе она не чувствовала сытости и удовлетворения.

Каждый день минимум четыре конфеты. С другой стороны, когда просто хотелось сладкого, внутренний выдрессированный ребенок напоминал, что сначала надо съесть что-то не сладкое.

И, даже при отсутствии голода, Наталья ела суп или кашу, чтобы позволить себе съесть конфетку…

История Ирины

Воспитатель детского сада грозно вещала: «Пока не съешь, из-за стола не выйдешь!» А еще угрожала вылить суп за шиворот, тому, кто этот суп недоест. Ирина верила, что именно так воспитатель и поступит.

 Один раз Ирина даже спрятала в карман ненавистную рыбную котлету, а потом на прогулке зарыла ее в землю на участке за верандой. Второй раз этот трюк провернуть не удалось. Воспитатель заметила, громко ругалась, стыдила котлетную аферистку перед всей группой.

Ирина выросла, но остался какой-то  подсознательный страх, установка, что съедать надо все, что лежит на тарелке, даже через «не хочу»

История Марии

Худенькую Машеньку всеми способами мама пыталась накормить. Мама бегала за Машей с ложкой по квартире, уговаривала, завлекала, рассказывая сказки. А потом в доме появился видеомагнитофон и видеокассеты с мультиками. Это было мамино спасение. Мама стала кормить Машу перед телевизором.

Пока Маша смотрела мультик, она охотно открывала рот и жевала. Маша любила мультики и старалась долго жевать. Потому что знала, что, как только она перестанет есть, мама выключит мультик. У взрослой Марии осталась привычка есть перед телевизором. Или за чтением. Или за компьютером.

Или хотя бы в компании за оживленной беседой. Обязательно что-то должно происходить параллельно с приемом пищи. А когда что-то происходит параллельно, то концентрация внимания уже не на приеме пищи, контакт с организмом нарушен, и очень легко пропустить момент насыщения, переесть.

С другой стороны, когда Мария просто смотрела телевизор, ее постоянно тянуло что-нибудь пожевать…

История Светланы

В детстве Светлану не кормили насильно, не поощряли сладким, не развлекали телевизором во время еды. Но проблема с лишним весом во взрослом возрасте у нее все-таки появилась. Потому что ее постоянно тянуло на «вкусненькое».

Когда маленькая Светочка падала и ушибалась, ей говорили: «Не плач, на конфетку!» Когда ее вели на прививку, ей обещали, что будет чуть-чуть больно, зато потом она получит шоколадку.

Когда однажды в парке ее, семилетнюю,  не пустили на аттракцион, потому что было возрастное ограничение «старше 12 лет», папа сказал: «Не расстраивайся, зато мы сейчас пойдем и налопаемся мороженым» Когда она ревела из-за плохой отметки за экзамен, мама гладила ее по спине и спрашивала: «Доченька, что тебе приготовить?» Во взрослой жизни Светланы стрессов и огорчений стало гораздо больше. Но у нее был сформированный в детстве поведенческий стереотип: когда грустно, больно, тоскливо, одиноко – надо съесть что-нибудь вкусненькое. Заедая стрессы, Светлана набрала лишних 40 кг.

Все эти примеры объединяет одно: употребление еды не по голоду и прекращение приема пищи не по сигналу наступления сытости.

Постоянно уговаривая, принуждая ребенка съесть еще ложечку через «не хочу», доесть до конца, мы нарушаем естественный контакт с телом. Ребенок перестает чувствовать, голоден он или сыт.

Во взрослом возрасте начинает ориентироваться не по внутренним сигналам организма (хочу есть), а по внешним факторам (пора пообедать).

«А как же его не заставлять? Он же сам есть целый день ничего не будет!» Конечно не будет.

Если его ранее постоянно заставляли есть, а потом вдруг оставили в покое, какое-то время ребенок будет наслаждаться правом ничего не есть и демонстративно отодвигать тарелку.

Но потом инстинкт самосохранения возьмет верх над амбициями.  Важно чтобы при этом в свободном доступе не было печенья, конфет и прочих сладостей. Иначе ребенок будет питаться только ими.

Надо ли принуждать ребенка кушать? Организация питания ребенкаЕсли  в очередной раз маме захочется «докормить» ребенка, то стоит притормозить и задуматься: « Что меня вынуждает так поступать?»

Стереотипы из прошлого? Свои установки: съедать нужно все, что положено на тарелку. Пожалуйста, не пересаживайте на ребенка своих тараканов.

Боязнь, что ребенок останется голодным? Поверьте, ребенок себе не враг, у него еще контакт с телом не разорван. Поест, когда проголодается.

Желание, чтоб ребенок набрал вес? Что с того, что он самый худой в группе, если ребенок здоров, активен и доволен жизнью.

Жаль продуктов? Жаль усилий, потраченных на приготовление? «Я старалась, готовила, а он не ест»  Пожалейте лучше ребенка. Насилие едой – далеко не лучшая форма проявления родительской заботы.

И еще пара маленьких наблюдений.  Аппетит у ребенка будет лучше, если привлекать его к процессу приготовления. Ведь это будет блюдо, которое он сам приготовил! (мама лишь чуть-чуть помогла) А овощи у многих детей лучше всего съедаются в виде супа-пюре с сухариками.

Психолог Анна Быкова

"Заставлять ли ребёнка есть?" Консультация для родителей

Заставлять ли ребёнка есть?

Консультация для родителей

Толкачева Е.Т.

Период адаптации в детском саду проходит у детей по-разному: новые вкусовые ощущения и запахи могут вызывать у малыша чувство тревоги и растерянности. Если заставлять ребёнка есть, только усугублять ситуацию.

Малыш, который только пошел в сад или долго привыкает к группе после лета, находится в состоянии стресса, испытывая нервное напряжение. В таком состоянии организму не до еды, сначала нужно установить минимальный уровень психологической безопасности – подобным образом действует любое живое существо.

На желание есть в саду может влиять и уровень социальной адаптации: процесс приема пищи на виду у всей группы некоторых детей смущает. Отказ от садовских яств может также быть способом манипуляции: ребенок чувствует, что его нежелание кушать тревожит родителей и вынуждает их забрать его из садика пораньше. 

Еще одной причиной может быть непривычное питание: многие дети консервативны в еде, а меню детского сада сильно отличается от того, что малыш привык есть дома, особенно, если мама не готовит каши и супы.

Переживая за малыша, родители нередко стараются плотно накормить его утром дома. В результате ребенок просто не успевает проголодаться к завтраку в детском саду и, естественно, отказывается от еды.

И здесь вполне имеют право на жизнь оба варианта: приводить малыша в сад после завтрака, либо постепенно уменьшать утреннюю порцию дома, приучая к еде в саду. 

Не стоит исключать и сезонности явления: зимой отсутствие аппетита может быть вызвано замедлением обменных процессов в организме, когда потребность в энергии, которую дает пища, падает. Да и сами энергозатраты ребенка играют далеко не последнюю роль. Очень часто аппетит напрямую зависит от активности малыша: чем он подвижнее, тем быстрее ему нужно будет восполнять энергетические запасы.

Заставляя малыша кушать, мы учим его не доверять своему телу, своим инстинктам, мы учим его не опираться на собственные потребности.

В.Л. Леви, психотерапевт, кандидат медицинских наук, автор множества книг по психологии пишет: «Ни одно существо в природе не принуждает к еде детенышей. Чувство голода – это сигнал готовности организма принять пищу, еда без аппетита – это насилие над организмом.

Заставляя ребенка есть, мы рискуем отравить его. Ребенок, которого регулярно заставляют есть, – пишет В.Л. Леви, – перестает отличать свои желания от чужих. Систематически принуждаемый к еде, он неизбежно вырабатывает отрицательное отношение, – и не только к пище.

Помните: не ребенок для режима, а режим для ребенка».

«Не нужно настаивать на том, чтобы ребенок съел всю порцию, если ему не хочется – единственно правильная тактика поведения, – пишет Януш Корчак, польский педагог, писатель, врач и общественный деятель. Максимум, что мы можем себе позволить, – это уговорить ребенка съесть первую ложку. Ведь иногда малыш отворачивается от еды, не зная, что ему предлагают».

Кроме того, по наблюдениям врачей, если предоставить малышу свободу выбора и не кормить насильно, предлагая ему полноценный набор продуктов, то ребенок сам выбирает себе вполне сбалансированное меню. 

Лучше всего заранее узнать, чем кормят в группе детского сада и, если в меню есть продукты, которые ваш малыш не любит, просто попросите их заменить или полностью исключить из индивидуального рациона. Если вы находите эти продукты полезными, старайтесь готовить их дома, чтобы малыш постепенно привыкал к ним.  

Если ребенок только пошел в сад, то самое главное – постараться минимизировать его тревогу, помочь с привыканием, адаптацией. Обратите внимание на общее состояние малыша, может быть, аппетит у него отбивают заложенный нос или воспаленная десна.

Детский сад для детей, а не дети для детсада! Если родители знают, что ребенок – малоежка, то стоит свои пожелания проговорить воспитателям сразу, и при необходимости написать какую-либо бумагу для медицинской карты или принести справку от врача (например, об аллергии).

Читайте также:  Грудное вскармливание в особых случаях

Вежливо попросите нянечку не заставлять ребенка доедать все до последней крошки. Можно сказать, например, что у вас не будет претензий к персоналу даже, если малыш ни к чему не притронется за весь день.

Напомните им, что нет таких правил, в которых написано, что ребенок должен все съесть.

Можно добавить веса своим словам, написав просьбу в письменном виде или придумав медицинскую легенду, почему ребенка нельзя заставлять: «Проблемы с поджелудочной железой, если перекормить – тошнит».

Смело обращайтесь к воспитателю или администрации учреждения с заявлением подобного рода: «Настоятельно прошу не кормить моего ребенка против его воли. Ответственность за возможные последствия, которые могут возникнуть в результате его «недоедания», беру на себя».

Главное, не волнуйтесь, скорее всего, со временем он привыкнет к новым блюдам и справится с тревогой, которую вселяет незнакомая среда, освоится и станет есть за компанию с друзьями.

Главные вопросы родителей, если ребенок плохо ест:

Вопрос № 1. Почему кормить ребенка насильно – это плохо?

Еда через силу  приносит больше вреда, чем пользы. Во-первых, у ребенка вырабатывается стойкая ассоциативная связь «еда = неприятности». Это ведет с одной стороны, к худшему усвоению пищи, а в дальнейшем – и к гастриту (т.к.

из-за стресса не вырабатываются необходимые ферменты). Во-вторых, чувство беспомощности и страха перед кормлением нарушает осознанное отношение к пище: ребенок не учится понимать свои истинные желания и потребности.

Это может привести к многочисленным проблемам в будущем – от невротической анорексии до алкоголизма и ожирения.  

Вопрос № 2. Почему применение шантажа и подкупа при кормлении – это плохо?

«Съешь суп – получишь конфету», «Пока не съешь – мультики не включим» и прочие манипуляции дадут совсем не тот результат, на который вы рассчитываете.

Ребенок освоит науку обмана и шантажа, «вернув» свои умения вам в подростковом возрасте. Еще раз – еда должна быть осмысленной и желанной, для здоровья, красоты, силы.

Обед или ужин, сопровождаемые приятной беседой с близкими людьми – одно из главных удовольствий и способов общения в большинстве мировых культур.

Голод – одна из базовых потребностей человека. Важно не только накормить ребенка, но и научить его чувствовать голод. Задача родителя – помочь ребенку понять, что он хочет именно есть, и что эту потребность можно утолить с помощью еды. Кроме того, на примере обращения с пищей мы учимся обращаться со всеми остальными своими потребностями и желаниями.

Если нас кормили насильно, мы будем точно так же насиловать себя во всем остальном: оставаться на нелюбимой работе, находиться в разрушающих нас отношениях, проживать свою жизнь совсем не так, как хочется, а как бы через силу.

Если нас уговаривали, подкупали, шантажировали — мы будет продолжать это делать по отношению к себе и к другим в самых разных сферах жизни.

Вопрос № 3. Почему ребенок хорошо ест дома и совсем плохо – в детском саду (или наоборот)?

Это признаки невротической реакции на еду, которая в свою очередь, вызвана отношением взрослых. Если дома мама не торопится, улыбается, помогает и при этом рассказывает что-то интересное, то в детском саду есть надо быстро, за неловкость всегда ругают и оставляют сидеть над тарелкой дольше других.

Или же наоборот – дома слишком настаивают и слишком нервничают по поводу еды, а в детском саду все проходит веселее и спокойнее. Разумеется, аппетит будет лучше там, где меньше переживаний.

Возможна и другая причина: отказываясь от еды дома, ребенок привлекает к себе всеобщее внимание и ему это нравится, а поскольку в других местах – детском саду или в гостях – нет таких «благодарных» зрителей, так и капризничать незачем. 

Основной критерий, на который стоит ориентироваться в питании ребенка, это его самочувствие. Если ваш малыш бодр, весел, полон жизненных сил и энергии – значит, ему хватает пищи. Если вас что-либо беспокоит – это повод обратится к специалисту. В частности, психолог может помочь вам найти подход к ребенку, наладить с ним контакт, в также разобраться в собственных взаимоотношениях с едой.

Вопрос №4. Что делать, если ребенок совсем-совсем ничего не ест?

Согласитесь, такое на самом деле случается крайне редко: как правило, «малоежка» постоянно перехватывает то печенье, то яблоко, то конфету. Для того чтобы наладить аппетит, психологи советуют использовать простую методику: в одно и то же время сажайте ребенка за общий стол, ставьте перед ребенком еду и предлагайте обедать (или ужинать) вместе со всеми.

Дальше не стоит ни обращать на него внимания, ни проявлять беспокойства или радости по поводу его аппетита. Поел – хорошо, не поел – тоже не страшно, еда убирается до следующего приема пищи. Рано или поздно голод возьмет свое, и ребенок начнет есть, особенно, если он много двигается и часто бывает на свежем воздухе.

Если же и в этом случае аппетит не проявляет себя, надо обратиться к врачу. 

Внешние проявления невротической анорексии обычно бывают однотипными: вначале ребенок ест только излюбленную пищу, отказываясь от обычно принимаемых ранее блюд жует медленно, глотает с трудом, желая скорее закончить эту неприятную ему процедуру. Настроение снижено, он хныкает, капризничает.

Постепенно к приему пищи вырабатывается отрицательный условный рефлекс, когда лишь упоминание о еде вызывает тошноту и позывы на рвоту.

Такое состояние может затянуться на недели и месяцы, ребенок упорно отказывается от еды и даже несколько теряет в массе тела, хотя выраженного физического истощения практически не наступает.

Вопрос № 5. В детском саду ребенка заставляют есть. Что делать?

Согласно закону «Об образовании в РФ», каждый ребенок, находящийся в образовательном учреждении, имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья (ст. 2).

Кроме того, тот же закон прямо определяет, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами» (ст. 44).

Это означает, что вы вправе требовать, чтобы ребенка не подвергали психическому насилию, которому, разумеется, относится насильное кормление, а также унижению в форме ультиматумов типа  «пока не съешь, из-за стола не встанешь». 

Что нужно сделать: – Объяснить сотрудникам детского сада свой взгляд на питание ребенка.

Какие ошибки в кормлении детей часто допускают родители?

Малыш кое-как поковырял кашу за завтраком, съел две ложки супа в обед и наотрез отказался от ужина. «Ну съешь хоть печенье!» – вздыхает мама, доставая заветную пачку, и аппетит у «малоежки» почему-то тут же просыпается.

Присмотритесь к тому, что он ест в промежутках между завтраком, обедом и ужином, советуют диетологи. Контролируйте перекусы. Самое распространенное заблуждение родителей состоит в том, что они не видят ничего страшного в стихийных «перехватах» на бегу.

Маленькому капризуле разрешают постоянно жевать что-то в промежутках между основными приемами пищи, предлагая ему то банан, то конфету, то печенье. Неудивительно, что кроха плохо ест за обедом – ведь он уже успел получить достаточно калорий. Пищевая пауза нужна дошкольникам – 3-4 часа.

Интервал между завтраком, обедом и ужином обычно составляет больше, и ребенку действительно нужен второй завтрак или полдник.

Следите за количеством молока, это очень питательный продукт. Выпив стакан молока за час до обеда, ребенок гарантированно откажется от супа.

Когда перекусы организованы неправильно, они могут серьезно ухудшить аппетит ребенка, не говоря уже о том, что они закладывают у малыша неправильные пищевые привычки. Так что внимательно следите за тем, что жует ребёнок в промежутках между завтраком, обедом и ужином – конечно, если хотите, чтобы главная роль в питании все-таки оставалась за ними.

Консультация разработана по материалам психолога, специалиста по работе с пищевым поведением Анны Шишковской

Надо ли заставлять детей есть?

Застывать в тоске над тарелкой с едой — многолетняя детская привычка, увековеченная в литературе. Родители заставляют съедать все до крошки, жестоко аргументируя голодными детьми Африки и приличиями, а дети, наплевав на то и другое, упорно прячут гречку под отклеившимся линолеумом или выкидывают в окно. Радости от этого нет никому.

Надо ли заставлять ребенка есть? Отвечает Эмилия Гаврилова, педиатр Центра врожденной патологии клиники GMS.

«Родители часто думают, что их дети мало едят, и пытаются
накормить ребенка получше. Обычно инициаторами являются бабушки, им отчего-то нужно, чтобы
внуки постоянно что-то ели.

На самом деле если вес и рост ребенка соответствуют
нормам и прибавка в весе достаточная, то нет никаких
оснований думать, что ребенок не получает достаточное количество питательных веществ.

Это касается детей разных
возрастов.

Совсем маленькие дети обычно пухлые, а по мере роста у
них вытягиваются ноги, обозначаются ребра — и тут все сразу думают, что ребенок
плохо ест, он похудел, и начинают его усиленно кормить.

Это ошибка. Чаще всего дети едят столько,
сколько им надо. Но могут съесть и больше, чем нужно, если их постоянно к этому
приучать — все время подсовывать еду или давать большие порции. И это может превратиться во вредную пищевую привычку. Ребенка нельзя
перекармливать, можно ему дать даже чуть меньше, чем указано в таблицах с возрастными
нормами, но не больше.

Другое дело, когда ребенок ест избирательно. Хотя и здесь надо быть внимательным. В развитии ребенка есть такой период, примерно с года до
двух лет, когда он останавливается на каком-то понравившемся ему наборе
продуктов и больше ничего не хочет.

Может год есть одни только макароны и курицу
или только картошку. Но организм так ловко устроен, что за этот год он не понесет
потерь. Не настаивайте на еде.

Сажайте ребенка за общий стол, предлагайте ему разные продукты, давайте брать их в руку: постепенно он расширит свой рацион.

А если ребенок более старшего возраста отказывается от целого ряда продуктов, например не ест молочное, то нужно обсудить с педиатром, чревато ли это чем-то и надо ли искать пищевые замены — или ребенок все-таки получает необходимые вещества из тех продуктов, которые и так часто ест.

Один из крайних вариантов — когда, например, семья вообще не ест продукты животного происхождения, а иногда подростки и сами принимают такое решение. Но в этой ситуации вполне реально составить полноценный рацион, к которому иногда рекомендуются добавки определенных витаминов и минералов.

Вообще, родители бывают разные. Бывают такие, которые постоянно едят, например,
шпинат и сельдерей — и во многом только потому, что считают, что это полезно. То есть любовь
к шпинату и сельдерею у них рождается из головы.

И вот такие люди, бывает, приходят ко
мне и говорят: «Что же делать, наш ребенок не хочет есть шпинат и сельдерей — а они такие полезные!» Конечно, не хочет, потому что детям это не очень вкусно. Ребенку совсем не
обязательно есть шпинат только из-за того, что там много витаминов, ему просто
нужны овощи.

Просто надо выбрать
те, которые понравятся ему самому: детей ведь не интересует польза.

Если ребенок вообще не хочет есть овощи — добавляйте их в разные блюда (в супы, например, котлеты, лазанью).

Если он ест только курицу, а говядину и свинину не хочет — готовьте ему котлеты из смеси фарша или ищите другие источники животного белка и железа.

Читайте также:  Секреция воды и электролитов в жкт. физиология слизи желудочно-кишечного тракта

А чтобы ребенок ел больше фруктов, держите их прямо на столе или в холодильнике уже вымытыми и порезанными на кусочки, так удобнее есть.

Некоторые родители, дети которых, по их мнению, мало едят или слишком худые, начинают давать
витаминные коктейли, в которых есть все необходимое: жиры, белки, углеводы, витамины и минералы. Это не совсем правильный путь.

Дали ребенку коктейль — и вроде бы все нужное там есть. Но это не так. Как молочные смеси не являются полноценным заменителем грудного молока, так и витаминные коктейли не заменят настоящие продукты.

В настоящих продуктах есть то, чего нет
в коктейлях: те же пищевые волокна, к примеру.

Когда приходит время прикорма, все действуют по-разному:
кто-то начинает с фруктовых банок, кто-то — с каши, кто-то — с супов. С чего именно — совершенно неважно, главное — придерживаться простых правил, к которым с годами
пришла медицина.

Первое: прикорм надо начинать не раньше четырех месяцев и не позднее
шести. Второе: детям до года не стоит есть мед. Как и в консервах, в нем может содержаться ботулотоксин. Правда, объемы его невелики и организм ребенка старше года с этой проблемой справится легко.
Третье: детям до года не надо давать цельное молоко, от него может случиться
воспаление кишечника.

Четвертое: детям после года можно постепенно начинать есть все с общего стола. Надо постараться сделать так, чтобы ребенок к этому возрасту уже ел много разнообразных продуктов, чтобы основой питания была именно еда, а не грудное молоко. Те продукты, которые не полезны взрослым, не полезны и детям. Хотя есть пара исключений: все знают, что есть много сахара и соли вредно.

Так вот, детям до двух лет их рекомендуют особенно ограничивать, но не потому, что они опаснее в этом возрасте, а поскольку тогда у детей с меньшей вероятностью разовьется пристрастие к сладкой и соленой пище в будущем. Другая особенность кормления детей до двух лет: в их питании не ограничивают жиры, потому что они очень важны для развития мозга.

Пятое: детям до четырех лет не стоит давать мелкую еду вроде
винограда, сырой моркови, карамели и орехов, потому что они могут этим подавиться. И если, подавившись хлебными
крошками, ребенок их быстро откашляет, то с твердыми кусочками или плотными оболочками могут возникнуть сложности. Наконец, шестое: детям любого возраста следует ограничивать потребление фруктовых соков.

Они не так полезны, как фрукты, но содержат много сахара.

Генетически у всех разные особенности метаболизма. Если в
семье привыкли много есть и все имеют избыточный вес, то у ребенка тоже, скорее всего, будет избыточный вес. Семья, склонная к ожирению, должна особенно
думать о том, как бы не перекормить ребенка.

И если вдруг ребенок стал слишком много
весить, то надо менять его диету. Чем раньше начать с этим бороться, тем проще будет справиться с проблемой. В пубертате это будет сделать
сложнее из-за гормональных перестроек и снижения двигательной активности: все же готовятся к ЕГЭ.

Если у ребенка в 7 лет вырос живот, то лучше не
надеяться на то, что тот в подростковом возрасте сам исчезнет. Но, чтобы
ограничить ребенка в еде, придется стараться всей семье. Есть важное правило: в доме не должно быть никакой запрещенной еды.

Если папа не может жить без
бутерброда, то пусть съедает его на работе, чтобы не искушать ребенка, которому удержаться будет практически невозможно.

Родители или доктора часто ставят неверные диагнозы, которые
предполагают жесткую диету. Сейчас очень модно, например, диагностировать лактазную
недостаточность или глютеновую непереносимость — или списывать все проблемы на аллергию.

Ребенка с такими диагнозами
ограничивают в еде, он не получает важных для него веществ, хотя на самом деле диета ему не нужна
и у его проблем другие причины. Или даже проблемы нет вовсе.

Поэтому если ребенку
поставили диагноз и посадили на диету, то можно на всякий случай
усомниться в правильности диагноза и перепроверить.

А еще есть страшилка о вреде пальмового масла. Но вот пример.

Пальмовое масло добавляют в молочные смеси не потому, что это дешево, а потому, что то, на основе чего делают детское питание, — это молоко, коровье или козье, а оно очень отличается по составу от грудного молока.

И для того, чтобы подогнать состав продукт поближе к составу женского молока, приходится добавлять пальмовое масло. Пока лучше ничего не придумали. Если в составе смеси нет пальмового масла, то значит, что она меньше похожа на грудное молоко. Про это мало пишут.

И два других факта о пальмовом масле: в его присутствии хуже усваивается кальций, поэтому в смеси кальций добавляют больше. Кроме того, пальмовое масло способствует тому, что стул становится более крепким — с учетом этого также несколько корректируют состав продуктов».

Переводим ребенка на общий стол: рекомендации педиатра

Одним из важных периодов в жизни малышей является перевод с индивидуального вскармливания на питание с общего стола. При этом могут возникать проблемы как физиологического, так и психологического характера. Некоторые мамы торопятся приучать малыша ко «взрослой» еде, другие с этим не спешат и считают ранний перевод детей на общий стол плохой идеей.

Слишком ранний переход ребенка на общий стол может привести к дисбалансу в работе пищеварительной системы и появлению аллергических реакций. Но и затягивать с этим тоже не следует, так как у ребенка должны формироваться вкусовые предпочтения в раннем возрасте.

Кроме того, более твердая пища с вашего стола будет способствовать правильному развитию челюстного аппарата и предотвратит появление неправильного прикуса.

Когда же можно начинать?

Признаки, по которым чётко можно определить готовность малыша к переходу на общий стол:

  1. Зубы. Они должны быть хотя бы в количестве передних 4-х. Если к году их насчитывается 6-8, то ваш ребенок может жевать ими что угодно.
  2. Интерес ко взрослой пище. Заглядывание в ваши тарелки, открывание рта, когда вы едите, выразительные намёки и прямые требования поделиться с ребёнком вашей едой — это все он, интерес.
  3. Если уже перепробована вся детская еда из разряда первого прикорма. Растворимые кашки, фруктовые и овощно-мясные пюрешки, фрукты и молочка – все это спокойно съедается и усваивается.
  4. Когда ребёнок хорошо жуёт- готов. Хорошо проверяется на детском печенье.

Как правильно это сделать?

Пищеварительная система даже годовалого ребенка ещё не готова ко встречи с продуктовым разнообразием из вашего холодильника.

Пищеварительные органы у детей этого возраста ещё незрелые и пока не работают в полную силу, не вырабатывают всех необходимых пищеварительных ферментов.

Кроме этого, у детей более тонкие стенки кишечника, из-за чего в кровь могут легко проникнуть разные токсины, подрывая иммунную систему. Также от употребления неподходящей еды у ребенка могут возникнуть как проблемы со стулом, так и аллергические реакции.

Принцип внедрения новых продуктов с общего стола точно такой же, как и по правилам первого прикорма. Дали что-то одно, посмотрели на реакцию, потом дали следующее. При появлении аллергии на какой-либо продукт следует исключить его из рациона на 6-12 месяцев.

Используйте простой прием: когда готовите для семьи, в нужный момент уберите в маленькую посуду объем пищи, который вы предложите ребенку. Нужный момент наступит перед добавлением в еду соусов, специй. До трех лет детям не дают жареную пищу, соусы (кетчуп, майонез).

Для улучшения вкуса в пищу можно добавить нежирную сметану (15%), нежирный сыр (10-17%), зелень. До трех лет ребенка оберегают от супа на мясном бульоне – бульон нужно разбавлять, и для всей семьи это куда полезнее. Часто можно услышать такую фразу: «чем раньше ребенка приобщить к взрослой еде, тем быстрее его организм к ней привыкнет».

Этой же фразой оправдывают ранний прикорм. Это неправда. В борьбе с неправильной пищей организм не укрепляется, а истощается.

 Ребенок, которого долго кормили полезной едой – паровой, не содержащей химических добавок, нежареной – гораздо лучше справится с неидеальной пищей, когда станет взрослее, чем ребенок, которого слишком рано закормили тяжелой пищей, и чей организм уже ею подорван.

При переходе ребенка на продукты питания со стола взрослых следует их тщательно измельчать примерно до полутора лет. А после (до 2 лет) достаточно перед кормлением овощи размять вилкой. На третьем году жизни измельчать следует лишь мясо.

Членам семьи необходимо изменить свои, неподходящие для ребенка, вкусовые привычки, отказаться от каких-то пищевых предпочтений. В крайнем случае родителям или старшим детям можно употреблять запрещенные малышу продукты (копченую колбасу, чипсы, кока-колу и др.

), когда младший ребенок этого не видит.

Перечень продуктов, запрещенных детям до 3 лет: грибы; любые консервы, в том числе домашнего приготовления; маринады и соусы, включая майонез, кетчуп; приправы (хрен, горчица); копчености; жирные продукты (сало, мясо утки и гуся, сыр с высоким процентом жирности); колбасные изделия; мясо и рыба, термически не обработанные (вяленые, соленые), жареные блюда; шоколад и кондитерские изделия с ним; чипсы; высокоаллергенные фрукты (малина, тропические фрукты, клубника, цитрусовые); газированные напитки; продукты с высоким содержанием сахара, включая пирожные и торты; орехи.

При составлении меню после года очень важно правильно сочетать продукты. 

Если, например, на завтрак дается каша, то на обед или ужин лучше приготовить овощные блюда (картофель, пюре, тушеная капуста, овощные запеканки и т. д.).

На завтрак вместо каши можно дать макароны или пюре, молочный суп, после полутора лет – омлет, запеканку, сырники.

На обед целесообразнее готовить блюда из мяса и рыбы, на полдник выдавать творог и фрукты, йогурт, печенье, на ужин — овощные, крупяные блюда, молоко, яйцо, сыр. В перерывах ребенок пьет сок, кефир, грудное молоко или смесь.

 Кулинарная обработка продуктов должна отвечать возрасту. Дети в 1,5 года уже активно жуют, потому и кулинарная обработка еды может быть почти такой же, как и для взрослых: овощи кусочками, котлеты, гуляш.

Однако пюреобразная консистенция отдельных блюд, как и раньше, одобряется.

Если ребенок все еще не любит кусочки – не беда, пусть горячие блюда (обед, завтрак) он получает в измельченном виде, зато в перерывах выдавайте кусочки фруктов, овощей, сухари.

Одноразовое употребление еды не должно превышать физиологичные возможности ребенка. Объем желудка на конец первого года жизни составляет 250 мл, на третьем году — 400-600 мл. Опорожнение желудка происходит через 4 часа, а в кишечнике еда может находиться от 24 до 48 часов. Количество основных кормлений уменьшается до 4-х раз в день.

Пищевой интерес ребенка складывается из привычек и предпочтений, заложенных до года. Если родители не совершали явных ошибок, приучая к прикорму, – не давили, не нервничали, не добавляли сахар и соль —  аппетит должен быть нормальным.

Если ребенок способен съедать норму формата «половина поварешки» – это очень хороший аппетит. Возможно, ваша «норма» питания ребенка завышена. За день малыш должен получить 1000-1200 г продуктов, включая молоко и кисломолочные продукты.

Потребность в калориях после года: 1100-1300 ккал в сутки.

При перевод ребенка на общий стол помните, терпение — залог успеха. В первое время, пока ребенок не научится кушать самостоятельно, маме придется кормить его другой ложкой. Но малышу вручать ложку нужно, даже если он не всегда попадает ею в рот. Когда ребенок ест сам, это способствует развитию не только самостоятельности, но и ловкости, координации движений.

Читайте также:  Жировой гепатит на УЗИ. Вторичный билиарный цирроз на УЗИ.

Порция в детской тарелке должна быть небольшой, лучше дать добавку, если ребенок этого захочет. Справившись со своей порцией, малыш почувствует себя победителем. Мама может его при этом похвалить. Если же порция была большой и ребенок не смог ее осилить, то чувства уверенности в себе он не получит, наоборот, появится ощущение собственной слабости.

Вполне возможно, что не все блюда будут по вкусу ребенку. Нужно запастись терпением. Неполюбившееся блюдо можно будет предложить повторно через пару месяцев, и на сей раз малыш, может быть, не станет его выплевывать. Пробуйте давать продукты в разных видах и вариациях. Некоторые детки не любят есть пюреобразную пищу, а предпочитают, чтобы продукты были кусочками.

Кто-то не любит суп, а кто-то и кашу. Кому-то нравится борщ, а кому-то — куриный суп с вермишелью.

Для того чтобы ребенок не отвлекался во время еды, уберите со стола все сладости и все то, что может привлечь внимание малыша. Перекусы, по возможности, должны быть исключены, но если все же вашему ребенку требуется перекус, то лучше дайте ему фрукты, ягоды или йогурт.

Перевод ребенка на общий стол имеет ряд преимуществ как для самого малыша, так и для всей семьи: во-первых, маме не придется готовить ребенку отдельно, что экономит ее время, во-вторых, вся семья неминуемо ест более полезную и здоровую пищу, и, наконец, ребенок учится есть то, что кушают взрослые, ощущая себя взрослее. И пусть терпение и последовательность станут главными вашими помощниками на этом пути!

С уважением, Екатерина Геннадьевна Рожненко,

врач-педиатр МЦ «Детский Доктор»

Надо ли заставлять малыша доедать?

Заставлять малыша доедать обед или разрешить ему оставить еду на тарелке? Чем чревато пищевое насилие и как понять, что ребенок наелся? На эти и многие другие вопросы сегодня нам ответит автор книг о здоровье, развитии и воспитании детей, врач-педиатр Олеся Владимировна Бутузова.

— Олеся Владимировна, расскажите, пожалуйста, по каким причинам ребенок может не съедать порцию полностью?

— Самая распространенная причина — он просто наелся. Вот представьте: детский сад, двадцать самых разных детей в одной группе, а первое, второе и компот им дают в одинаковом объеме. Логично же, что все эти детки не могут иметь одинаковый аппетит? На отказ от еды влияет огромное количество факторов, и потребность в питании очень индивидуальна.

На втором месте среди причин идут заболевания. Здесь можно вспомнить себя — когда повышается температура или во рту при стоматите появляются язвочки, аппетит сохраняется? Очень сомневаюсь! Так же и у детей — заболел и сразу же ест меньше. Это нормально, заставлять не нужно!

Совсем младенцы, которые кушают материнское молоко, могут уставать от сосания, еще не наевшись, если имеют укороченную уздечку языка. Или если у мамы проблемные соски — плоские либо втянутые.

— Правда ли, что ребенок может отказываться от еды, если у него режутся зубки?

— Да, такое действительно возможно. Во-первых, это больно. Вспомните себя с воспаленной десной или больным зубом. Разве хочется есть и делать себе больнее? А уж если прорезывание сопровождается повышением температуры и ухудшением самочувствия, то тут уже и вовсе не до еды.

— Правда ли, что некоторые дети не идентифицируют чувство голода и могут не есть длительное время? Когда в таких случаях необходимо обращаться к врачу?

— Да, такое возможно. К врачу имеет смысл идти, если ребенок вообще не проявляет к еде интереса и приходит на кухню позавтракать или пообедать, только если мама позвала. В противном случае он будет заниматься своими делами, играть, не вспоминая о еде и не жалуясь на голод.

— Может ли ребенок повторять пищевые привычки родителей и не доедать свою порцию, потому что родители также не доедают?

— До года — нет, а вот после, когда будет сидеть с родителями за одним столом, то может. Хотя, как показывает практика, в семье, где уважают мнение друг друга и право на индивидуальность, могут быть совершенно разные взрослые и дети. Более того, один ребенок может активно кушать и просить добавку, а другой при этом не доедать свою порцию.

— Может ли ребенок не доедать из-за того, что порция слишком большая? Как рассчитать оптимальную порцию для ребенка?

— Здесь нет универсальной схемы для детей даже одного возраста. Более того, даже для одного ребенка. Сегодня он много бегал и прыгал на свежем воздухе и неожиданно для мамы съел тарелку супа, а следом и второе.

А на следующий день ему нездоровится или активности меньше, и аппетит снижается. Я бы рекомендовала ориентироваться на желание ребенка.

Главное, не включать мультфильмы и не кормить с прибаутками — в последнем случае малыш не чувствует насыщения и может съесть больше, чем нужно.

— На что ориентироваться в питании ребенка: на схему кормления (в определенное время — определенное количество еды) или на ощущения малыша?

— Схема существует для приблизительного представления, сколько обычно едят дети в этом возрасте. На эти цифры можно опереться, но брать их за основу точно не стоит. Во-первых, у детей разный аппетит. А во-вторых, даже в одном возрасте они имеют разные рост и вес и, соответственно, разные потребности. Желание ребенка в этом вопросе — куда как более объективная величина.

— Нужно ли менять режим питания, если родители часто сталкиваются с тем, что ребенок не хочет доедать свою порцию?

— Иногда об этом действительно стоит задуматься. Если малыш регулярно не доедает свою порцию, то либо вы кладете ему много еды, либо он ест слишком часто. Убрав один прием пищи и равномерно распределив время остальных в течение дня, можно наладить питание.

Но это, безусловно, работает только тогда, когда ребенок действительно ест часто, а не много (за папу, за маму и за нескольких бабушек по просьбе родителей).

— Стоит ли родителям использовать специальные приемы (сказки, уговоры, мультики) для того, чтобы накормить ребенка?

— Нет, такие приемы крайне не рекомендованы. Особенно питание под мультики. Ребенок тогда совершенно не контролирует, что и в каком количестве он ест, наступило ли насыщение. Он открывает рот и жует автоматически, но все его мысли — в мультике на экране или в рассказах мамы. Ребенок не чувствует насыщения, ест столько, сколько ему даст мама, а не столько, сколько по-настоящему хочет съесть.

— Как понять, что ребенок не хочет есть не потому, что не голодный, а потому, что продукт ему не нравится или вызывает негативный эмоциональный отклик?

— Ребенок повзрослее об этом попросту скажет, малыши же отвернутся от супа с брокколи, но при этом с удовольствием поедят картофельное пюре с тефтелей. Только не нужно путать такие понятия, как еда и снэки с перекусами. Иногда родители говорят мне, что ребенок суп не ест, зато вовсю уминает печенье. Эти блюда не заменяют друг друга, поэтому налицо проблемы с питанием.

— Нужно или нет заставлять малыша полностью доедать порцию?

— Ни малыша, ни взрослого заставлять не нужно. Регулятором объема не должен служить мамин половник. Согласитесь, вы попросту не можете знать, сколько может и хочет съесть ребенок. Причем бывает так, что один и тот же малыш сегодня с аппетитом уплетает целую тарелку супа, а завтра съест этого же супа ровно половину. Ведь на аппетит влияет огромное количество самых разнообразных факторов.

  • Регулятором объема пищи могут и должны служить только чувства голода и насыщения.
  • — Почему нельзя заставлять малыша доедать все до конца?
  • — Потому что это приводит к перееданию, лишней нагрузке на желудочно-кишечный тракт, а в будущем нередко становится благодатной почвой для развития нарушений пищевого поведения.

Я знаю немало взрослых людей, которые психологически не могут оставить еду на тарелке и доедают абсолютно все даже без всякого желания. У них в голове просто сидит установка — не встанешь, пока тарелка не будет чистой. Или что выбрасывать еду стыдно.

— В каких случаях рекомендуется настоять на том, чтобы ребенок доел порцию до конца?

— Я не знаю таких случаев. Возможно, имеет смысл чуть настойчивее предложить ребенку продолжить трапезу, если он бросает еду ради того, чтобы побежать играть или смотреть телевизор. Однако и здесь нужно действовать деликатно, предоставив ребенку возможность съесть столько, сколько ему необходимо.

— Как насильное кормление может сказаться на пищевых привычках ребенка в будущем?

— Пищевое насилие, к сожалению, крайне опасная и для психики, и для желудочно-кишечного тракта история.

Во-первых, это нагрузка на органы пищеварения, которые вынуждены «перерабатывать» больше пищи, чем хочется и требуется организму. А во-вторых, это серьезная травма для неокрепшей психики ребенка.

Повзрослев, он не сможет слышать сигналы голода и насыщения, не сможет им доверять. В дальнейшем это может приобретать и вовсе патологические формы, приводя к ожирению или нарушению пищевого поведения вплоть до булимии или анорексии.

Причем процент таких пациентов катастрофически стремительно растет именно среди детей.

— Почему детское фруктовое пюре МАМАКО® с козьим творожком отлично подходит для стимулирования аппетита?

— Потому что это вкусно! Нежный творожок в сочетании с фруктовым пюре является прекрасным и при этом очень полезным десертом, который понравится даже «малоежкам». Нас, педиатров, и мам порадует состав — без ГМО, сахара, консервантов и красителей. При этом продукт содержит 20 % детского козьего творожка, что обеспечивает не менее 1/3 суточной потребности ребенка в твороге.

— Можно ли как-то сгладить неприятный опыт насильственного кормления и научить ребенка употреблять продукты, которые он не хочет есть из-за негативных переживаний?

— Да, со временем. Причем скорее даже когда он сам проявит интерес. Можно понемногу добавлять эти продукты в любимые блюда. Например, ребенок любит рагу, но имеет неприятный опыт с мясом. Поначалу можно добавлять немного измельченного мяса в рагу, совсем маленькую порцию, чтобы вкус блюда не слишком менялся.

Если ребенок ест его в таком составе, то через 3—4 раза процентное соотношение кролика или индейки в рагу можно увеличить. Но это касается преимущественно детей первого года жизни. У детей старшего возраста отсутствие в рационе нелюбимых по причине насильственного кормления продуктов некритично, так как все заменяемо.

Не ест брокколи? Замените на кабачок! Отказывается от телятины? Предложите курицу! Совсем не любит творог? Давайте на полдник йогурт или кефир!

Пищевое насилие — серьезная проблема в нашей стране, которая может давать корни серьезным психологическим нарушениям в будущем. Чтобы этого не допустить, важно с самого детства внимательно и с уважением относиться к желаниям ребенка во время приема пищи. Врач-педиатр Олеся Владимировна Бутузова

*Идеальным питанием для грудного ребенка является молоко матери. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые 6 мес. МАМАКО® поддерживает данную рекомендацию. Перед введением в рацион малыша новых продуктов проконсультируйтесь со специалистом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector