Нарушения речи у детей

Нарушения речи у детей

Речевые расстройства могут быть самыми разными, причем они могут появиться не только у детей, но и у взрослых. Нарушение речи – общее понятие, характеризующее любое отклонение, связанное с устной (а иногда и письменной) коммуникацией. Проявляться подобные дефекты могут по-разному – неспособность произносить правильно отдельные буквы, неверное фонетическое восприятие речи, бесконтрольное воспроизведение звуков и другие. Существует несколько классификаций таких нарушений.

Речевые отклонения у взрослых людей

У взрослых дефекты речи обычно отличаются от тех, которые характерны для детей. Они могут быть как хроническими, так и неожиданно появившимися. Если проблема возникла внезапно, лучше проконсультироваться со специалистом, так как это может быть симптомом какого-либо заболевания.

Нарушения речи у детей

Симптомы речевых нарушений у взрослых

Проявляются коммуникационные дефекты по-разному — все зависит от того, какие причины их вызвали. Часто отмечаются такие проявления:

  • слюнотечение;
  • заикание;
  • охриплость голоса;
  • очень быстрая речь;
  • неоправданно замедленное проговаривание фраз;
  • скованность мышц, отвечающих за мимику;
  • трудность речевого выражения мыслей;
  • нечеткость слов;
  • слишком частое сокращение голосовых мышц.

Обычно развивается сразу несколько подобных симптомов.

Формы нарушения речи

Существует несколько форм речевых дефектов, которые у взрослых развиваются чаще всего. Среди них отмечают:

  1. дизартрию – замедленность и нечеткость повествования вследствие патологии мышц или нервных окончаний, отвечающих за речь;
  2. спастическую дисфонию – сдавленность или охриплость голоса из-за непроизвольных сокращений голосовых связок (иногда человек начинает задыхаться в процессе речи);
  3. афазия – сложности в восприятии устного текста и подборе слов для выражения мыслей (иногда также проявляется в виде неправильного произношения).

Нарушение речи в целом – любое негативное изменение функций речевого аппарата человека – например, если меняется произношение слов или речь становится тяжелой для восприятия.

Почему может нарушаться функция коммуникации

Причин изменения произношения или восприятия речи может быть много – все зависит от конкретного нарушения.

Например, если у человека отмечается афазия, она могла стать результатом инсульта, тромбообразования, появления новообразований в головном мозге или травм головы. В некоторых случаях взрослым становится сложно подбирать слова и трактовать их при болезни Альцгеймера или старческом слабоумии (деменции).

Нарушения речи у детей

Коммуникативные функции у человека могут нарушаться при следующих патологиях и состояниях:

  • болезнь Паркинсона;
  • параличи (в том числе церебральный);
  • рассеянный склероз;
  • дистрофия мышц;
  • челюстные патологии;
  • травмы головы;
  • инсульты;
  • болезнь Лайма;
  • чрезмерное употребление спиртных напитков;
  • паралич Белла или иные состояния, при которых ослабевают лицевые мышцы;
  • опухоли головного мозга.

На качество коммуникации могут повлиять и зубные протезы – если их установить неправильно или слишком туго, речь может стать нечеткой.

В результате стресса или перенапряжения, проблемы с речью у человека могут появиться вследствие развития спастической дисфонии. Голос становится напряженным или же наоборот воздушным. Некоторые специалисты утверждают, что развивается это состояние из-за нарушения работы участка мозга, который отвечает за мышечную и двигательную активность голосового аппарата.

Если у взрослого внезапно поменялся голос, причины могут быть следующие:

  • онкология гортани;
  • чрезмерное употребление кофе, стимуляторов ЦНС и антидепрессантов (вещества влияют на качество голоса, делая его сдавленным, глухим);
  • наросты и полипы на связках (они мешают чистому произношению);
  • слишком активная голосовая деятельность (связки перенапрягаются, и из-за этого меняется голос; часто такое случается у певцов).

Если нарушение возникло не из-за новообразований в гортани или голосовых связках, это не так опасно, так как легко поддается коррекции.

Если речь нарушилась внезапно, можно заподозрить наличие серьезных проблем со здоровьем, которые требуют неотложной помощи (например, если у человека нарушается восприятие речи и произношение, у него не исключен инсульт).

Терапия речевых нарушений

Конкретные терапевтические меры зависят от выявленного заболевания. Обычно для быстрого выздоровления специалисты назначают и домашние процедуры, и врачебную помощь.

Нарушения речи у детей

Чем поможет врач

Специалист точно определит патологию, из-за которой начались проблемы с речью. Для этого назначают диагностические мероприятия, которые включают в себя:

  • МРТ либо КТ головного мозга;
  • рентген полости черепа;
  • неврологические тесты;
  • анализы крови и мочи;
  • анализ дикции пациента на слух и анализ восприятия речи.

В последнем случае врач обычно разговаривает с пациентом, чтобы послушать его речь и определить, насколько хорошо человек понимает то, о чем ему говорят (если сложности возникают с пониманием, можно предположить отклонения, затрагивающие не только голосовые связки, но и головной мозг).

Нарушения речи у детей

Чтобы нормализовать речь, может потребоваться курс занятий с логопедом. К этому специалисту направляют практически всех больных, у которых есть какое-либо расстройство речи, независимо от причин состояния.

Хирургическое вмешательство может потребоваться, когда в области голосовых связок есть новообразования. Если диагностирована спастическая дисфония, спазм иногда снимают уколами ботокса непосредственно в связки.

Как можно помочь в домашних условиях

Спастическая дисфония может стать серьезной помехой для общения. В сложных ситуациях пациенту подбирают специальные электронные устройства, которые преобразовывают напечатанный текст в речевое сообщение. Это может упростить общение до момента выздоровления пациента.

При афазии, особенно если у человека наблюдается спутанность восприятия действительности, лучше общаться с ним упрощенными фразами и предложениями. Чтобы пациент ориентировался в том, что происходит вокруг него, лучше чаще об этом с ним говорить, не забывая указывать время и место.

Нарушения речи у детей

На время лечения лучше ограничить внешние раздражители. Лучше не допускать нахождения человека с афазией без сопровождения, так как он может потеряться.

Если у человека проблемы с голосом, первое, что он должен сделать – осторожно относиться к голосовым связкам и не напрягать их лишний раз. Лучше также исключить употребление агрессивных химических веществ (например, препаратов от депрессии или кофе, так как они могут дополнительно стимулировать перенапряжение).

Если у человека дизартрия, лучше перейти при общении с ним на письменное общение или язык жестов. Пациенты с дизартрией не всегда правильно воспринимают устную речь других людей, поэтому говорить нужно медленно, с паузами – больному будет проще ответить на вопросы.

Нарушение речи у детей

Ребенок начинает пользоваться вербальной и невербальной речью уже с рождения. Это помогает оценить степень его развития – достаточно ли хорошо ребенок владеет навыками коммуникации для своего возраста.

Нарушения речи у детей

Признаки задержки развития

У детей речевым дефектом может считаться отсутствие каких-либо признаков развития, которые характерны для конкретного возраста:

  • в первый месяц жизни – крик при каком-либо неудобстве;
  • к четвертому месяцу – отсутствие реакции малыша на обращение к нему;
  • к пятому – шестому месяцу – не произносит отдельные сочетания звуков и не следит за предметами, на которые указывают взрослые;
  • к седьмому месяцу – не привлекает к себе внимание произношением звуков;
  • к девятому месяцу не произносит простые слоги;
  • к десятому месяцу не произносит слоги и не отвечает на жесты (кивки, махание рукой на прощение);
  • к году — полутора лет  жизни не выполняет простых просьб и не произносит простые слова (мама, папа, дай);
  • ко второму году жизни не может осмысленно говорить.

Но не стоит воспринимать эти задержки слишком серьезно, все детки развиваются по-разному. Если вы замечаете небольшое отставание в этом нет ничего страшного, просто следите за этим.

В старшем возрасте речевые отклонения могут проявляться в нечеткости речи (проблемы с дикцией), ее полном отсутствии или невозможности правильного произношения некоторых звуков.

Диагностика патологии

Чтобы точно установить характер патологии, нужно обратиться к врачу. Такими нарушениями занимаются следующие специалисты:

  1. невропатолог (определит состояние головного мозга малыша, исключит патологии центральной нервной системы);
  2. отоларинголог (выявит нарушения слуха ребенка при их наличии);
  3. психолог (необходим детский специалист: он определит состояние психики ребенка).

Нарушения речи у детей

Если предыдущие специалисты не выявили отклонений, развитием речевого аппарата малыша должен заняться логопед.

Причины нарушений

Чаще всего проблемы со звукопроизношением  у детей возникают вследствие следующих факторов:

  • генетические нарушения (поздняя речь у одного из родителей, неправильный прикус, аномалии зубов, нёба, заикание, неправильное функционирование мозговых центров, ответственных за устную коммуникацию);
  • болезни, которые были у ребенка в первые годы жизни (инфекционные и бактериальные инфекции, травмы горла, нёба или полости рта, травмы головы, воспаление ушей);
  • травмы, полученные при родах (удушение, малый вес ребёнка при рождении, травмы из-за узкого таза матери или медицинских инструментов);
  • внутриутробные отклонения (гипоксия, инфекционные болезни, которая мать перенесла при беременности, травмы, резус-конфликт ребенка и матери, недонашивание или перенашивание ребенка, угроза прерывания беременности, вредные привычки, прием лекарственных средств, стрессы).

Повлиять может и социально-бытовая среда, в которой находится ребенок. Если с малышом родители не общаются, речь может развиваться очень медленно.

Формы нарушений речи

У ребенка может наблюдаться сразу несколько видов отклонений устной речи. Среди них:

  1. неправильная интонация;
  2. проблемы голосообразования;
  3. нечеткость произношения звуков;
  4. неправильное формирование темпа речи.

Нарушения речи у детей

Если у ребенка нет психических отклонений, которые нужно устранять с помощью специалистов, у него могут развиваться такие нарушения коммуникации (при условии, что малыш понимает речь):

  • тахилалия – неоправданно быстрая речь;
  • брадилалия – патологически медленное произношение;
  • дисфония – ухудшение голосовых качеств вследствие патологии связок;
  • алалия – расстройство речи вследствие нарушений в работе головного мозга;
  • афазия – утрата возможности произношения слов при уже сформированной речи;
  • ринолалия – нарушение произношения звуков из-за анатомических особенностей;
  • дислалия – нарушение коммуникации при нормальном слухе и отсутствии отклонений в строении головного мозга.

Терапия речевых нарушений у детей

Для постановки точного диагноза следует обратиться к врачу. Специалист также поможет подобрать план лечения, который подойдет ребенку при его патологии.
Чаще всего, если отсутствуют нарушения в работе головного мозга, достаточно выполнения логопедических упражнений и дыхательной гимнастики для улучшения работы речевого аппарата.

Нарушения речи у детей

Если коммуникационные дефекты вызваны анатомическими или психическими отклонениями, может потребоваться оперативное вмешательство или длительное лечение медикаментозными средствами. В таких случаях логопедические упражнения для восстановления речи также используются.

Дефекты произношения могут возникнуть не только в детстве, когда аппарат речи только развивается: из-за некоторых болезней и травм коммуникационные навыки взрослых также могут ухудшиться. Важно вовремя определить характер патологии и устранить ее: тогда последующее восстановление будет проходить намного проще и быстрее.

Читайте также:  Кишечный грипп у детей: что необходимо знать о болезни, методах лечения и профилактики

Источник: https://VseoRechi.ru/narushenie-rechi/narushenie-rechi.html

Нарушения речи у детей

Нарушения речи у детей

Одной из основных характеристик общего развития ребенка является становление речи. При нормальном развитии ребенок имеет хорошие способности для овладения языком и речью. Речь является высшей психической функцией. Между речью и головным мозгом существует тесная связь, именно поэтому нормальное развитие речи напрямую зависит от работы головного мозга. Важными факторами для нормального развития речи являются: зрелое состояние коры головного мозга, сохранный слух и сформированный артикулярный аппарат. Кроме того, в формировании речи ребенка с самого его рождения немаловажную роль играет речевое окружение малыша.

Нарушение речи у детей является одним из наиболее частых явлений в медицинской практике. Подобные нарушения нередко встречаются и у взрослых. Причины, вызывающие речевые нарушения могут быть самыми разнообразными.

Сложные аномалии развития речи могут сопровождаться нарушением артикуляции, дикции, нарушением темпа речи, маленьким активным и пассивным словарем, неправильным построением фраз и предложений, различными дефектами в произношении звуков.

Кроме того, ребенок может плохо различать звуки на слух.

Причинами нарушений развития речи могут стать:

  • аномалии течения беременности или родов;
  • поражения органов слуха;
  • нарушения функций, которые исполняет артикуляционный аппарат;
  • отставание в психическом развитии;
  • неблагоприятное воздействие наследственных факторов;
  • неблагоприятные воздействия факторов социального характера, т.е. недостаточное речевое общение и воспитание ребёнка;

Процесс становления речи с большими затруднениями происходит у детей, отстающих в физическом развитии, ослабленных, не получающих полноценное питание или перенесших заболевания в раннем возрасте.

Причиной задержки развития речи также может являться снижение слуха.

При этом у ребенка может отмечаться либо полное отсутствие самостоятельной речи, либо нечеткая речь, лишь отдалено напоминающая нормальную. 

На сегодняшний день не существует единой классификации нарушений развития речи. Основные нарушения развития речи у детей дошкольного возраста можно условно разделить на несколько групп. К первой группе относятся нарушения речи, связанные с органическими нарушениями ЦНС (афазия, алалия, дизартрия).

В большинстве случаев эти заболевания вызывают либо полное отсутствие речи, либо недоразвитие речи. Ко второй группе заболеваний относятся дефекты речи, которые были вызваны функциональными изменениями ЦНС (заикание, мутизм, сурдомутизм). Эти дефекты вызывают нарушение нормального темпа речи.

При некоторых из них ребенок отказывается от общения при полном отсутствии каких-либо дефектов речевого аппарата. К третьей группе относятся речевые дефекты, которые возникают вследствие дефектов в строении артикуляционного аппарата (механические дислалии, ринолалия).

Эти заболевания вызывают нарушения дикции у детей.

Работать над речевыми нарушениями необходимо в детском возрасте, пока речь ребенка развивается интенсивно. Одной из основных форм работы над исправлением дефектов речи являются логопедические занятия.

Для каждого ребенка на занятиях подбирается определенный комплекс артикуляционных упражнений. Выбор комплекса зависит от расстройства, наблюдаемого у ребенка.

С помощью комплекса упражнений логопед постепенно устранит нарушения звукопроизношения у ребёнка.

Клинический институт мозга
Поделиться статьей в социальных сетях

Программы:

Нарушения речи у детей

Нарушения речи у детей

Другие статьи по теме:

  • Функциональная диагностика

Источник: https://www.neuro-ural.ru/patient/dictonary/ru/n/narusheniya-rechi-u-detej.html

Нарушения речи у детей и их лечение

Нормальное формирование речи ребенка зависит от трех физиологических факторов: зрелости коры головного мозга, развитого артикуляционного аппарата и полностью функционирующих органов слуха.

Кроме этого, речь развивается под действием фактора социального, а именно полноценного речевого окружения малыша с первых дней его жизни. И если из уравнения убрать одно из четырех условий, то в итоге вы получите определенный речевой дефект.

Какими бывают нарушения речи у детей, и как можно их исправить?

Нарушения речи у детей

Что такое речь

Речь – это высшая психическая функция, которую обеспечивают два центра, находящиеся в разных отделах головного мозга:

  • Центр Вернике. Место расположения – слуховая кора височной доли. Отвечает за восприятие звуков речи.
  • Центр Брока. Место расположения – нижние отделы лобной доли. Отвечает за речедвигательную функцию (воспроизведение звуков, слов и фраз).

В зависимости от преобладания того или иного центра речь подразделяется на импрессивную и экспрессивную. Импрессивная речь представляет собой процесс восприятия слов на слух, понимание их смысла, а также значения высказывания в целом. Экспрессивная же речь – это процесс высказывания слов на определенном языке. У левшей речевые центры располагаются в правом полушарии, у правшей – в левом.

Чтобы адекватно овладеть речью, ребенок должен усвоить ее составляющие:

  • Фонетика. Необходимо научиться различать все 42 фонемы русского языка, понимать, как их отличительные признаки меняют смысл слов (пыл-пыль, гость-кость).
  • Грамматика. Грамотная речь предполагает построение осмысленных речевых отрезков (словосочетаний, предложений, текстов).
  • Синтаксис. Овладение речью требует изучения правил сочетания слов в предложении.
  • Семантика. Правильная речь неразрывно связанна с умением объяснять значение отдельных слов и фраз.
  • Прагматика. Существуют также и социальные правила, которые предписывают, что и кому следует говорить.

В норме дети интуитивно осваивают законы построения родного языка и к школьному возрасту активно применяют их на практике.

Причины речевых нарушений

Причины речевых нарушений можно условно поделить на внутренние, или эндогенные, и внешние, или экзогенные.

К внутренним причинам нарушений речи у детей относятся факторы, провоцирующие нарушения слуха либо задержку в психофизическом развитии:

  • внутриутробные патологии (аллергии и иные заболевания матери во время беременности, наследственность, токсикоз беременности, резус-конфликт, акушерские патологии, курение и употребление алкоголя во время беременности, осложненные роды и т.д.);
  • повреждения нервной системы (гипоксия и родовые травмы).

К внешним причинам речевых нарушений относятся:

  • отсутствие эмоционального положительного окружения и общения;
  • подражание выраженным речевым нарушениям;
  • психические травмы (испуг, стресс, неблагоприятная обстановка в семье);
  • общая физическая ослабленность (незрелость организма, недоношенность, рахит, нарушения обмена веществ, тяжелые заболевания внутренних органов и, особенно, головного мозга, травмы).

Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются у детей с нарушениями слуха. Это может быть связанно с отсутствием реакции на звуки, неспособностью их имитировать. Кроме того, задержка развития речи может быть спровоцирована аутизмом или общим отставанием в психическом развитии.

Формы нарушений

Согласно одной из распространенных систем классификации (клинико-педагогической), все нарушения устной речи можно поделить на расстройства фонационного и структурно-семантического оформления высказываний.

К расстройствам фонационного оформления высказываний относятся:

  • Дисфония или афония. Возникает из-за патологических изменений голосового аппарата. Голос при этом становится охриплым, утомляемым, при некоторых формах голосовые связки в момент фонации находятся в состоянии резкого напряжения или спазма.
  • Брадилалия. Речь правильно координирована, но чрезмерно замедленная. Возникает, когда процессы торможения доминируют над процессами возбуждения.
  • Тахилалия. Явление обратное предыдущему. При этом темп речи в два раза превышает нормальный. Нарушение может сопровождаться повторением или пропуском слогов.
  • Заикание. Нарушение ритмики речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
  • Дислалия. Нарушение или затруднение произношения какой-либо фонемы родного языка, например, картавость.
  • Ринолалия. Изменение тембра голоса, более известное как гнусавость.
  • Дизартрия. Затрудненная артикуляция, обусловленная ограничением подвижности органов речи. В детском возрасте приводит к нарушению чтения и письма или общему недоразвитию речи.
  • К нарушениям структурно-семантического оформления высказываний относятся:
  • Алалия. Недоразвитие или отсутствие речи, обусловленное повреждением речевых центров головного мозга при нормальном слухе.
  • Афазия. Утрата речи, спровоцированная локальными поражениями головного мозга. В отличие от алалии возникает нарушение уже сформировавшейся речи.

Кроме этого в педагогической практике выделяют нарушения процесса чтения (дислексия) и письма (дисграфия).

Лечение

Помощь ребенку с нарушениями речи должна быть комплексной, с привлечением ЛОР-специалистов, неврологов, логопедов, психологов, педагогов и, конечно, родителей.

Главную роль в решении проблем нарушения речи у детей играют систематические коррекционные мероприятия. Под контролем специалистов дети постепенно обретают новые речевые навыки и умения, хотя всегда есть риск, что малыш останется с недостаточно развитой речью.

Помимо педагогической коррекции нередко проводится терапия ноотропными препаратами, которые стимулируют интеллектуальную деятельность, благотворно влияют на процессы обучения, стрессоустойчивость, улучшают память. Однако эти средства имеют и побочные эффекты вроде раздражительности, беспокойного сна, что иногда корректируется дозировкой.

Главная же особенность детей с речевыми нарушениями связанна с тем, что это состояние затрудняет социальную адаптацию. Поэтому не только врачам и педагогам, но и самим родителям нужно приложить максимум усилий для того, чтобы помочь ребенку наладить контакт с его окружением.

Источник: https://ymadam.net/deti/zdorov-e-rebenka/narusheniya-rechi-u-detej-i-ikh-lechenie.php

Логопед не поможет: нарушения речи, с которыми справятся только врачи

Как распознать у ребенка речевые нарушения, с которыми родителям надо вести ребенка не только к логопеду.

Рассказывают специалисты «Детской академии речи» и Центра речевой неврологии «ДокторНейро».

Для каждого родителя рождение малыша — это тот удивительный и ни с чем не сравнимый момент, когда общение с крохой раз и навсегда из заочного превращается во взаимное.

Сначала первый тактильный, а потом и первый зрительный контакт, первый сфокусированный взгляд, первая реакция (какой большой спектр эмоций!), первая улыбка, первое гуление и, наконец, первая речь.

Ребенок не рождается со сложившейся речью, он идет к ней постепенно: учится правильно и четко произносить звуки, двигаться от слогов к словам, связывая слова друг с другом, строить фразы, внятно и последовательно излагать мысли.

Но иногда случается, что время идет, а первых слов все нет и нет. Или речь появляется, но неразборчивая, непонятная, о смысле слов приходится только догадываться. И эти наступающие на разных этапах жизни ребенка отклонения в речи, конечно же, вызывают у родителей тревогу.

И в большинстве случаев первое, а порой и единственное, что приходит в голову таким родителям — искать помощи у логопеда.

Но вот вопрос — в каждом ли случае логопед способен помочь? Всегда ли он может решить проблему нарушения речи самостоятельно? Попробуем разобраться.

Логопед — это коррекционный педагог, занимающийся выявлением, устранением и профилактикой речевых нарушений. То есть, судя по этому определению, логопед работает с уже очевидным проявлением проблемы: исправляет неправильную речь.

Это проявление — нарушение речи — может быть до какой-то степени индивидуальной особенностью малыша, а может быть симптомом какого-либо нарушения, у которого есть медицинская причина — что-то такое, что случилось с организмом ребенка и повлекло за собой сбой в развитии речи.

Читайте также:  Празднование первого дня рождения ребенка

Что это значит?

А то, что логопед не врач, и он не занимается лечением причины нарушения речи.

Если нарушение речевого развития — это симптом, проявление какого-либо заболевания, то в таком случае логопеду необходима помощь других врачей и специалистов.

Сам по себе, без комплексного подхода к устранению причины нарушения, логопед не поможет. О чем, кстати, хороший, грамотный специалист всегда сообщит родителям.

Не секрет, что нормативный процесс формирования речи у всех детей протекает по одинаковому сценарию. И существуют возрастные нормы этого процесса — в определенные моменты жизни ребенок должен обладать определенными речевыми навыками.

Несоответствие этим нормам свидетельствует о том, что что-то в развитии ребенка происходит не так.

Но, с другой стороны, дети все-таки разные и нельзя требовать, чтобы все они развивались как по команде. Несмотря на то что возрастные нормы развития речи существуют, допускаются некоторые вариативные колебания вокруг ключевых показателей этих норм в ту или другую сторону.

Проблема заключается в том, что до 2,5 лет довольно трудно однозначно утверждать, лежит ли в основе речевых нарушений какая-либо медицинская причина или они являются допустимыми вариациями нормы (развитие происходит полноценно, но с опозданием: структуры мозга созревают чуть позже).

Что это значит? Что во втором случае помощи логопеда может быть вполне достаточно, а в первом к процессу коррекции речевых нарушений необходимо подключение других врачей и специалистов.

Если до 2,5 лет поведение ребенка не вызывает тревоги (малыш активен, контактен, играет с другими детьми, узнает близких, у него выражена реакция оживления), а коррекционные занятия дают результат, то, скорее всего, помощи логопеда будет достаточно — специалист «подгонит» речь ребенка под возрастные нормы.

Но если занятия с логопедом не имеют положительной динамики или наряду с речевыми проблемами проявляются какие-то другие настораживающие признаки, уместно говорить о наличии органических причин нарушения речи.

В таком случае на помощь только логопеда полагаться опасно и однозначно стоит пройти комплексное диагностическое обследование.

И вот почему: чем ближе подходит время к 2,5-3 годам, тем отставание в речи ребенка становится более значительным и заметным. Его все сложнее интерпретировать как индивидуальную особенность развития.

Скорее всего, нарушение развития речи не будет единственным проявлением проблемы.

У малыша могут наблюдаться определенные особенности в поведении (специалист может увидеть их и раньше, но к этому возрасту они становятся более выпуклыми).

Например, ребенок на фоне затруднений с речью может не реагировать на обращенную к нему речь, не смотреть в глаза, не пытаться вступить в контакт с другими детьми, не проявлять интереса по отношению к другим людям, демонстрировать однообразие в играх, моторную неловкость. Такие особенности поведения говорят о том, что малыш может находиться в аутистическом спектре и ему требуется помощь не только и не столько логопеда, сколько невролога, невропатолога, дефектолога, нейропсихолога, а иногда и генетика.

Или, например, другой вариант проявления нарушения речевого развития: ребенок не замыкается, охотно настроен общаться, интеллектуально развит, но его речь непонятна. Он говорит на тарабарском языке, добавляя для убедительности к «словам» паралингвистические средства — мимику, жесты, интонацию.

Скорее всего, это неврологическое нарушение алалия. Участки головного мозга малыша, отвечающие за его речь, повреждены.

Такому ребенку однозначно требуется помощь речевого невролога вкупе с нейропсихологом и логопедом.

Ребенок может вообще замкнуться, отказаться разговаривать в принципе. И при этом его интеллект также сохранен, к тому же нет никаких органических патологий. Это классический невроз. В основе такого поведения исключительно психологические причины, и справляться с таким речевым негативизмом должен психолог.

Проблемы со слухом, определенно, являются причиной нарушения качества речи! Конечно, без помощи врача-сурдолога не обойтись. А в случае высокой степени потери слуха ребенку необходимы занятия не столько с логопедом, сколько с сурдопедагогом.

Отсутствие речи у ребенка или его неспособность освоить артикуляцию простых звуков может стать основанием для осмотра органов его артикуляционного аппарата (полости рта, мягкого и твердого неба, костного строения черепа, челюстей). И без исправления каких-либо дефектов помощь логопеда невозможна.

Возраст три года — это пограничный рубеж.

Если к трем годам речь не выправилась, развивается неполноценно или не развивается вообще, к помощи речевого невролога стоит обратиться даже в том случае, если комплексное диагностическое обследование не выявило у ребенка каких-либо ярко выраженных патологий и нарушений развития.

Речевое отставание после трех лет становится причиной для отставания уже развития психического.

Дело в том, что человеческая психика до определенного возраста проходит обязательные поэтапные ступени развития. Нормальное психическое развитие происходит только в том случае, если последовательно пройдена каждая ступень. Речь — одна из этих ступеней.

Как только ребенок заговорил (а именно начал общаться с помощью речи), его психика начинает в своем развитии опираться на это умение говорить, на эту приобретенную способность к коммуникации. Речь не дана человеку, чтобы просто произносить слова. Смысл речи — в общении! И без подключенного в определенный момент опыта общения психика не может дальше развиваться полноценно.

Именно поэтому, начиная с 3-3,5 лет, речь ребенка должна войти в норму как можно быстрее.

А что это значит? Это значит, что мозг малыша должен работать в режиме гиперактивности.

С одной стороны, ему приходится догонять свой возраст, а значит, работать с большим усилием, но, с другой стороны, пока он догоняет, время не стоит на месте, и мозгу ребенка приходится идти на опережение — одновременно развиваться «сейчас» и наверстывать упущенное ранее.

Это и есть режим гипернагрузки. Но человеческому мозгу присуща одна особенность:

когда обстоятельства загоняют его в режим перегрузок, он включает механизмы самозащиты и начинает сам себя оттормаживать.

Без визита к неврологу и медикаментозной поддержки здесь не справиться. Ее назначение в данном случае — работать и на устранение причины нарушения, и на оказание помощи мозгу для переключения в «турборежим».

Отказываться в такой ситуации от помощи невролога и подвергать мозг ребенка перегрузкам не стоит. Помощи одного логопеда тут точно недостаточно.

Но не будем умалять роль логопеда. Она огромна и не ограничивается, как можно было бы подумать, одной постановкой звуков.

Ведь наша речь — это не только правильное звукопроизношение, но и фонетико-фонематическое восприятие звука (умение определенных зон коры головного мозга различать звуки), словарный запас и грамматический строй (умение правильно образовывать формы слов и новые слова, соединять слова в предложения), связная речь (умение связно составлять рассказы, сочинять, придавать речи образную окраску). И всеми этими настройками занимается логопед.

Но есть одно «но», когда логопед не поможет: помощь специалиста не будет полноценной, если родители полагаются исключительно на его работу.

С ребенком нужно обязательно говорить! Как можно больше.

И обязательно на равных. Не только в рамках бытового общения, и не в формате сказки на ночь, и тем более не для того, чтобы сделать ему внушение.

Нет, нет и нет! Обсуждать, интересоваться, делиться, говорить, говорить, говорить.

Только так, и никак иначе!

Источник: https://letidor.ru/obrazovanie/logoped-ne-pomozhet-narusheniya-rechi-s-kotorymi-spravyatsya-tolko-vrachi.htm

Нарушение речи у ребенка

• Логопеды отмечают, что судить о том, нет ли у ребенка нарушений речи, можно только когда ему исполнится 5-6 лет.  • До этого времени его речь проходит этап становления, и совершенно нормально, если малыш не выговаривает какие-то буквы. Главное, чтобы он говорил и развивал эти навыки. • Чтобы определить причины нарушения речи, может потребоваться не только консультация логопеда, но и невролога или ЛОР-врача.

Нарушение речи у ребенка – это сложности с произношением, грамматическим строем предложений, бедность словарного запаса, порывистая, невнятная или прерывающаяся речь.

Этими проблемами занимается и медицина, и психология, и педагогика, поэтому эффективность логопедической коррекции зависит, как правило, от квалификации врача, который ее проводит.

Заметим, что на фоне проблем с речью, слух ребенка может быть в пределах нормы, как и его интеллектуальный уровень. 

Это нарушение речи у ребенка не требует вмешательства специалистов до определенного возраста. Однако если четырехлетний малыш при наличии хорошего слуха, достаточного словарного запаса, строит предложения без серьезных грамматических ошибок, но искажает звуки при произношении (С вместо Ш, Л вместо Р и т.д.), стоит обратиться за консультацией к логопеду. 

Нарушение звукопроизношения и тембра голоса из-за физиологических дефектов речевого аппарата, которые приводят к тому, что ребенок гнусавит, говорит «в нос» – устраняется терапевтически, а в некоторых случаях и хирургически. Наиболее сложные формы ринолалии вызывают расщепление мягкого и твердого неба, травмы носовой или ротовой полости, паралич мягкого неба. 

Ребенок с ринолалией говорит неразборчиво, монотонно. Заболевание также может вызывать искривление носовой перегородки, полипы или аденоиды. В этом случае необходима консультация ЛОР-врача.

Это нарушение речи у ребенка вызвано органическими поражениями нервной системы, при которых страдает сразу вся произносительная сторона. Дизартрия представляет собой ограничение объема движения органов речи и ослабление контроля над ними.

Ребенок с дизартрией испытывает сложности с надуванием щек, выполнением простейших упражнений, вроде «лошадки» или «трубочки», кроме того, он не может поднять брови или нахмуриться. Дизартрия предполагает комплексное неврологическое лечение органических поражений нервной системы и их последствий. Необходима консультация невролога.

Алалия – это частичное или полное отсутствие речи на фоне нормального слуха. Ребенок может пытаться общаться с окружающими жестами или рисунками, но не является умственно отсталым, его речевой аппарат хорошо сформирован, парезы, паралич или другие аномалии развития отсутствуют.

Алалия вызвана, как правило, поражением речевых областей мозга до рождения. Когда ребенок не понимает человеческую речь, алалию называет сенсорной, если же понимает, но не может воспроизвести – моторной. Нужна консультация логопеда и психолога.

Читайте также:  Когда зарастает родничок у новорожденных

На сегодняшний день причины и сущность заикания не до конца понятны. Это нарушение предполагает повторение звуков или слогов, растягивание гласных, остановки речи. Как правило, заикание связывается со страхом, волнением или сильным испугом, в этом состоянии нарушается дыхание и координация движений речевого аппарата.

Как показывает практика, различные авторские методики лечения заикания обладают разной эффективностью, и родителям есть из чего выбрать. Ребенку потребуется консультация логопеда.

Источник: https://deti.mail.ru/article/narushenie-rechi-u-rebenka/

Нарушения речи у детей

Статьи средняя группа

Нарушения речи у детей

Каждый заботливый родитель, чей ребенок попадает в логопедическую группу, стремиться узнать, что за нарушение речи у его ребенка, чем оно вызвано и как помочь малышу избавиться от этой проблемы. Но логопедические заключения состоят сплошь из малопонятных терминов и аббревиатур, которые не всегда понятны.

Прежде всего, необходимо понять, что речь – очень сложный, многокомпонентный процесс. Это и произношение звуков, и умение различать звуки речи на слух, и словарный запас, и грамматическое оформление высказывания. Правильная, развитая речь предполагает умение рассказывать, правильно подбирая слова, связывая их по смыслу, согласовывая в роде, числе, падеже.

Различают устную и письменную речь, активную и пассивную. Пассивная речь – это то, что ребенок понимает, но не может самостоятельно сказать. Обычно активная речь лишь немного меньше по объему, но бывает, что пассив намного превышает актив. Тогда говорят, что он все понимает, но сказать не может. Это происходит при некоторых речевых нарушениях.

  •  В логопедическом заключении часто встречаются такие аббревиатуры как ОНР, ФФНР, ФНР и ЗРР, а также слова дислалия, дизартрия, алалия и ринолалия, заикание, давайте разберемся в их значении.
  • ОНР или общее недоразвитие речи обозначает различные сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом, нарушено формирование всех компонентов речи.
  • В  речи ребенка не хватает некоторых звуков или они неправильно произносятся, нарушается слоговая структура слова, ребенок опускает, переставляет слоги, воспроизводит приблизительный образ слова, так что его трудно понять.
  • Речь аграмматична, встречаются неправильно образованные или измененные слова, например: куричный,  медвежонки, зеркалко, у ребенка бедный словарный запас, не развито умение рассказывать, снижен объем речевой памяти, ребенок с трудом учит стихи, сказки.

Тяжелое нарушение речи сказывается и на общем развитии, и на поведении ребенка. Он не может выразить свои потребности, становится агрессивным, не умеет договариваться со сверстниками. Не понимает речевой инструкции, не может получить полноценные знания из бесед, объяснений, книг.

Рядом с аббревиатурой ОНРвсегда пишется уровень речевого развития ребенка, например, ОНР II уровня. Выделяют четыре уровня ее недоразвития, обозначая их при этом соответственно: ОНР I, ОНР II, ОНР III, ОНР IV. Самый «тяжелый» — это I уровень.

Уровни различают по степени развития связной речи.

При I уровне речевого развития ребенок способен произнести только отдельные «лепетные», грамматически не оформленные слова: би-би, ляля. Он пользуется указательными жестами, чтобы добиться понимания.

При II уровне речевого развития ребенок общается с помощью двухсловных фраз. В активной речи преобладают существительные и глаголы.

Для III уровня характерна развернутая фразовая речь, но с большим количеством грамматических ошибок.

Коррекционная работа с такими детьми включает в себя не только коррекцию звукопроизношения, но и работу над расширением словаря, развитием связной речи, формированием грамматического строя, коррекцию неречевых процессов – моторики, памяти, восприятия.

Даже при первом уровне речевого развития ребенок может начать говорить самостоятельно, без занятий с логопедом. Однако это будет речь с особенностями, неправильная, аграмматичная.

  1. ФФНР или фонетико-фонематическое нарушение речи – это нарушение формирования произносительной (звуковой) системы языка у детей.
  2. Это может происходить из-за неправильного строения артикуляционного аппарата: укорочения подъязычной уздечки, неправильной формы языка, слабости мышц языка, неправильного прикуса, высокого или очень низкого неба.
  3. Часто причиной ФФНР является нарушение фонематического слуха, то есть умения на слух четко различать звуки родного языка.
  4. Внешне это проявляется в неправильном произношении звуков.
  5. Ребенок «опускает», то есть не произносит некоторые звуки, например, говорит ыба вместо рыба, или ужа вместо лужа; заменяет звуки на более простые в произношении «табака» вместо «собака«, «лыба» вместо «рыба«, «фуба» вместо «шуба«; искажает звуки, то есть произносит звуки, которых нет в фонетической системе родного языка, например произносит горловой звук Р или  межзубный звук С; смешивает звуки,  то есть в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по произношению или звучанию: вместо «столяр строгает доску» говорит «старял стлагает дошку«.
  6. Логопедическая работа с детьми с ФФНР заключается в одновременной коррекции звукопроизношения и фонематического восприятия.

ЗРР или задержка речевого развития — это отставание в речи от нормы развития детей до 4 лет. При этом речь ребенка развивается самостоятельно, без специальной помощи, но соответствует речи ребенка более младшего возраста.

Дислалия –  неправильное произношение отдельных звуков или их групп.  Например, свистящих или шипящих. В речи ребенка «сложные» для него звуки могут заменяться на схожие (вместо «рыба», ребенок говорит «лыба»), отсутствовать полностью (вместо «рыба», «ыба») или искажаться, т.е. например, ребенок говорит понятно, произносит все звуки, но картавит.

Источник: https://infourok.ru/narusheniya-rechi-u-detey-1811196.html

Нарушения речи

Нарушения речи – различные расстройства речевой деятельности, препятствующие полноценному речевому общению и социальному взаимодействию.

О нарушениях речи говорят в том случае, если имеют место отклонения функционирования психофизиологичес­ких механизмов речи; несоответствие уровня речевого развития возрастной норме; недостатки речи не преодолеваются само­стоятельно и могут негативно влиять на пси­хическое развитие индивида.

Изучением и преодолением нарушения речи у детей и взрослых занимается педагогическая наука – логопедия, а также содружественные ей науки медицинского цикла (нейрофизиология, неврология, отоларингология, стоматология и др.).

Современные классификации рассматривают нарушения речи с позиций этиопатогенеза (клинико-педагогическая клас­сификация) и в аспекте расстройства психофизической организации речевой деятельности (психолого-педагогическая классификация).

Таким образом, клинико-педагогическая клас­сификация включает нарушения письменной речи (дислексию/алексию, дисграфию/аграфию) и нарушения устной речи, которые делятся на расстройства фонационного (внешнего) оформления речи (дислалию, дизартрию, ринолалию, брадилалию, тахилалию, заикание, нарушения голоса) и расстройства структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания (алалию и афазию).

Психолого-педагогическая классификация выделяет нарушения языковых компонентов речи (ФФН и ОНР), а также нарушения в применении языковых средств (заикание, мутизм). Возможны сложные комбинированные дефекты (ФФН + заикание, ОНР + заикание).

Все многообразие причин, вызывающих нарушение развития речи, может быть поделено на биологические и социальные. Так, биологические факторы, вызывающие нарушения речи, могут воздействовать в различные периоды онтогенеза.

На стадии внутриутробного развития и родов наиболее неблагоприятное воздействие на созревание и последующее функционирование мозговых структур ребенка оказывают гипоксия плода, внутриутробные инфекции, родовые травмы и пр.; в первые месяцы после рождения – травмы, мозговые инфекции.

Нарушения речи у лиц старшего возраста, как правило, связаны с сосудистыми поражениями головного мозга (инсультом, разрывом аневризмы сосудов головного мозга), тяжелыми травмами головы, опухолями мозга, нейрохирургическими вмешательствами.

Социально-психологические факторы, приводящие к нарушению развития речи у детей, могут выражаться в отсутствии должного внимания к формированию детской речи со стороны взрослых; неправильной речи окружающих; необходимости усвоения ребенком-дошкольником одновременно двух языковых систем; излишней, не соответствующей возрастным возможностям стимуляции речевого развития ребенка, стрессах и т. д.

Предрасполагающими условиями к возникновению нарушений речи у детей служат, так называемые, критические периоды в развитии речевой функции: 1-2 года, 3 года и 6-7 лет.

Эти периоды являются сензитивными для развития речи: в это время происходит наиболее интенсивное формирование психофизиологической основы речи, и нервные механизмы регуляции речевой деятельности чрезвычайно ранимы.

Поэтому любые, даже, казалось бы, незначительные биологические или социальные факторы, действующие в критические периоды, могут привести к возникновению нарушений речи.

Нарушения речи носят стойкий характер и, возникнув под влиянием того или иного фактора, не исчезают самостоятельно, без специально организо­ванной логопедической помощи.

Кроме этого, нарушения речи отрицательно сказываются на развитии интеллектуальной сферы, поведения и личности в целом.

Вместе с тем, в большинстве случаев нарушения речи обратимы, и целенаправленная и своевременно предпринятая коррекция позволяет вернуть человеку радость общения и предупредить развитие вторичных психических наслоений.

Логопедическая помощь лицам, страдающим нарушениями речи, оказывается в системе образования (специализированных ДОУ, логопедических группах, логопедических пунктах, школах для детей с тяжелыми нарушениями речи и пр.

), в системе здравоохранения (логопедических кабинетах при поликлиниках, диспансерах, стационарах, специализированных медицинских цент­рах, домах ребенка и т. д.), частных развивающих центрах.

В этих учреждениях логопеды проводят консультации, всестороннее диагностическое обследование и коррекцию нарушений речи.

Курс логопедических занятий проводится по специальной программе в соответствии со спецификой нару­шения речи.

На занятиях по коррекции нарушений речи используются речевые упражнения, артикуляционная и дыхательная гимнастика, логопедический массаж, логоритмика.

Логопедическое воздействие при нарушениях речи активно сочетается с лекарственной терапией, психотерапией, массажем, физиотерапией, лечебной физкультурой, при необходимости – хирургическим вмешательством.

Профилактика нарушений речи начинается фактически с момента зарождения новой жизни и продолжается уже после рождения, на протяжении всей жизни.

Она включает в себя заботу о благоприятном протекании беременности, нервно-психическом и физическом здоровье беременных и детей, раннее выявление факторов риска нарушений речи и их устранение.

Важнейшее значение в профилактике нарушений речи у детей имеет речевая среда.

Ознакомиться с основными видами речевой патологии и формами логопедического воздействия Вы можете в разделах «Нарушения речи» и «Логопедия» на сайте «Красота и медицина». Вашему вниманию также предлагается каталог организаций, оказывающих логопедическую помощь, удобный сервис поиска специалиста-логопеда в Москве с возможностью онлайн-записи на консультацию и лечение.

далее…

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/speech-disorder

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector