Первый вдох новорожденного

Подробности Подробности Категория: Малыш после рождения Опубликовано 27.08.2014 16:48 Просмотров: 29643

Первый вдох

Первый вдох новорожденногоТатьяна Саргунас

  • Когда начинаешь объяснять,
  • тогда сам начинаешь понимать…
  • (из личного опыта)

Будущие родители, особенно те, кто планирует рожать дома, часто волнуются по поводу первого вдоха новорожденного малыша.Пока мы просто живем и дышим, то совершенно не задумываемся, как мы это делаем. Но когда в нашей жизни случается, что у нас скоро родится маленький человечек, то возникает много вопросов:

  • А как он сможет сделать ПЕРВЫЙ ВДОХ?
  • Как это происходит?
  • Что заставляет малыша сделать этот первый вдох и затем включить дыхание на всю жизнь?
  • Почему некоторые новорожденные не начинают сами дышать, и им требуется помощь?
  • Какие условия необходимы для того, чтобы ребенок самостоятельно начал дышать?
  • Как помочь ему, если рядом нет специалистов и современной медицинской техники?
  • И как сами родители могут помочь малышу, если такая помощь потребуется?

Наиважнейшую роль в дыхании ребенка в начале его жизни играет пуповина и плацента.До рождения плацента и пуповина полностью обеспечивают дыхательный процесс развивающегося плода. А после рождения, постепенно завершая свою деятельность, они создают оптимальные условия для первого самостоятельного вдоха и плавного перехода малыша на автономное (самостоятельное) дыхание через легкие.

Как дышит ребенок внутри мамы?

Первый вдох новорожденногоЛегкие малыша созревают приблизительно к 6,5-7 месяцам внутриутробного развития. Процесс газообмена – дыхательный процесс – благодаря замкнутой системе кровообращения «ребенок-пуповина-плацента-ребенок». Эта система начинает работать с момента образования плаценты, в самом начале внутриутробного развития.В кровь малыша из крови матери через специальные клетки плаценты попадают:- кислород,- и питательные вещества.Из плаценты по пуповине они доставляются непосредственно ребенку.И, по обратному маршруту, выводятся из организма ребенка:- лишняя углекислота,- и продукты метаболизма – проще говоря, шлаки.Итак, питание и газообмен у развивающегося плода происходит через пуповину.Первый вдох новорожденного— 2 канала с артериальной (насыщенной питательными веществами и кислородом) кровью, которая циркулирует от плаценты к ребенку,- 1 канал с венозной (насыщенной продуктами метаболизма и углекислотой) кровью, которая циркулирует от ребенка к плаценте.Первый вдох новорожденногоПродолжая рассуждать о дыхании ребенка, еще раз повторимся: кислород попадает в кровь плода из крови матери через плаценту по пуповине. И пока плацента имеет контакт с материнской маткой, и пуповина активно пульсирует (110-130 ударов в минуту), ребенок не нуждается в дыхании через легкие. И если малыш уже родился и пуповина работает с такой же интенсивностью или несколько мощнее, то это значит, что:- плацента еще не отделилась от стенок матки,- новорожденный пока не нуждается в срочном «включении» легких.Что заставляет малыша сделать первый вдох Первый вдох новорожденного

Новорожденного ребенка заставляет сделать первый вдох нехватка или отсутствие кислорода.  Малыш только что родился, и он связан с материнским организмом пуповиной. К моменту рождения активность пульсации пуповины можно разделить на три степени:

• пуповина пульсирует с интенсивность выше 120-130 ударов в минуту; это говорит о том, что плацента активно функционирует, продолжая снабжать ребенка а) кислородом и питательными веществами, б) выполнять работу по выведению из организма ребенка продуктов метаболизма и лишней углекислоты.

В ЭТОМ СЛУЧАЕ РЕБЕНОК МОЖЕТ НЕ ДЫШАТЬ ЧЕРЕЗ ЛЕГКИЕ. НО ПРИ ЭТОМ ПРОЯВЛЯЕТ ВСЕ ПРИЗНАКИ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ.

• пуповина пульсирует с интенсивностью ниже 120-110 ударов в минуту; это говорит о том, что плацента функционирует, но уже завершает свою деятельность – она готовится к отделению от стенок матки, но она продолжает снабжать ребенка а) кислородом и питательными веществами, б) выполнять работу по выведению из организма ребенка продуктов метаболизма и лишней углекислоты.

В ЭТОМ СЛУЧАЕ РЕБЕНОК МОЖЕТ НЕ НАЧАТЬ СРОЧНО ДЫШАТЬ ЧЕРЕЗ ЛЕГКИЕ. НО ПРИ ЭТОМ ПРОЯВЛЯЕТ ВСЕ ПРИЗНАКИ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ. По мере снижения пульсации пуповины (приблизительно начиная с 90-80 ударов в минуту) ребенок начинает делать самостоятельные дыхательные движения, которые выглядят как робкие, пробные попытки исследовать новые возможности своих дыхательных функций.

• пуповина не пульсирует или пульсирует очень слабо – при прощупывании пуповины ощущается «нитевидный» пульс; это говорит о том, что плацента не функционирует – она готова к отделению от стенок матки, она больше не снабжает ребенка кислородом и не выводит из его организма лишнюю углекислоту.

В ЭТОМ СЛУЧАЕ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН НАЧАТЬ СРОЧНО (в течение 10-30 секунд) ДЫШАТЬ ЧЕРЕЗ ЛЕГКИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОж. ЭТО ВОЗМОЖНО В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ОН ПРИ ЭТОМ ПРОЯВЛЯЕТ ВСЕ ПРИЗНАКИ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ.

——————————————————-

ж Если ребенок не начинает самостоятельно дышать при непульсирующей пуповине в течение 10-30 секунд и не проявляет признаки жизни, присущие новорожденному>>, то срочно вызывайте скорую помощь, а в ожидании ее приезда незамедлительно начинайте проводить мероприятия по оказанию первой помощи для включения дыхания новорожденного).

Первый крик новорожденного

Источник: http://poslerodovojperiud.sargunasaqua.ru/index.php/malysh-posle-rozhdeniya/41-pervyj-vdokh?showall=1&limitstart

Первые минуты рождения

Первый день после рождения, несомненно, может считаться самым важным и сложным днем в жизни человека. В эти первые 24 часа жизни новорожденного весь его организм перестраивается, приспосабливаясь к принципиально новым условиям.

 На протяжении первых секунд после рождения малыш практически полностью обездвижен, не воспринимает звуковые и зрительные раздражители, не реагирует на боль, его мышцы полностью расслаблены, не вызываются рефлексы.

Это состояние называется «родовой катарсис» («катарсис» в переводе с греческого означает «очищение»). Связано это с колоссальным количеством самых разнообразных ощущений и раздражителей, обрушивающихся на ребенка в первые секунды его жизни.

Срабатывает защитный механизм,предотвращающий развитие у новорожденного так называемого информационного шока.

Плод, на протяжении девяти месяцев находившийся в животе мамы, мгновенно оказывается в совершенно новых для себя условиях: вместо привычной температуры в матке 37°С, — температура помещения, кажущаяся ребенку очень низкой; вместо окружавшей его водной среды — воздушная; вместо относительной невесомости — сила земного тяготения; вместо темноты и тишины — яркий свет и шквал самых разнообразных звуков.

Чтобы защитить новорожденного от шока, в процессе эволюции и возникло это защитное состояние — состояние отсутствия реакции на внешние раздражители. Длится оно очень недолго и заканчивается при пересечении пуповины. В этот момент начинается жизнь ребенка как самостоятельного организма.

Первый вдох ребенка

Через 1-2 минуты после рождения ребенку пережимают пуповину при помощи двух стерильных зажимов, между которыми ее перерезают. Как только прерывается кровоток по сосудам пуповины, малыш совершает свой первый вдох.

Если не пересечь пуповину, состояние ребенка постепенно будет ухудшаться. Если новорожденный с непересеченной пуповиной будет располагаться выше уровня мамы, объем его крови будет стремительно падать; если ниже — наоборот, нарастать (по закону сообщающихся сосудов). Оба эти состояния чреваты серьезными осложнениями.

Первому вдоху малыша способствует тот факт, что на протяжении последних минут родов в крови плода возрастает концентрация углекислого газа, а уровень кислорода, наоборот, значительно падает — это раздражает дыхательный центр в мозге, он посылает сигнал о нарастающем кислородном голодании, и ребенок делает первый в своей жизни вдох, которому предшествует громкий крик.

Первое знакомство с мамой

Сразу после рождения ребенка на несколько минут помещают на живот маме.

С одной стороны, это необходимо для того, чтобы полезные микроорганизмы, находящиеся на ее коже, попали на пока еще стерильную кожу новорожденного.

С другой — такое тактильное взаимодействие между мамой и малышом способствует установлению психологического контакта между ними и помогает обоим справиться с перенесенным в родах стрессом.

После перерезания пуповины на животике новорожденного остается пуповинный остаток (кусочек пуповины длиной от 3 до 5 см), который особым образом обрабатывают дважды в сутки до момента его отпадения или отсечения на 3-4-й день после рождения.

Головка ребенка имеет очень необычную форму: она несколько удлинена сверху вниз и спереди назад. Причина этого в том, что головка плода в процессе родов постепенно меняет форму, приспосабливаясь к форме и размерам родовых путей мамы.

Этот механизм позволяет избежать повреждения головки в ходе родов, так как ее исходные размеры значительно больше просвета родовых путей.

Лицо новорожденного обычно сморщенное. Веки, как правило, несколько припухшие за счет длительного сдавления, а также за счет задержки жидкости, которая происходит вследствие особенностей гормонального фона мамы перед родами.

Кожа только что родившегося ребенка имеет багровый, иногда синюшный оттенок, она обычно покрыта белой густой творожистой смазкой, состоящей из жиров и частичек верхнего слоя кожи плода. Эта смазка помогает малышу продвигаться по родовым путям мамы и защищает его кожу, пока он находится в ее животе, окруженный околоплодными водами.

Если ребенок рождается преждевременно, смазка обильно покрывает все тело толстым слоем. В том случае, если роды запоздали, количество смазки бывает скудным, а в некоторых случаях она может совсем отсутствовать.

Как только новорожденный начинает кричать, цвет кожи изменяется — она из синюшной становится ярко-розовой.

Первый туалет малыша

После пересечения пуповины новорожденного обмывают теплой водой и обтирают сухими стерильными пеленками. После этого удаляют смазку, обрабатывая кожу ребенка стерильным маслом (смазка имеет жировую основу и растворяется маслом). Затем младенца снова обтирают пеленкой. Цвет кожи новорожденного чаще всего ярко-розовый, но может быть и бледно-розовым.

В некоторых случаях, когда в процессе родов малыш долго не может продвинуться в родовых путях, или если у него тугое обвитие пуповины вокруг шеи, на личике могут появиться голубые или фиолетовые точки.

Это мелкие кровоизлияния в кожу, причиной которых является давление извне (от стенок влагалища мамы) или/и кислородное голодание (при обвитии пуповины).

После завершения первого туалета новорожденного ему закапывают в глазки антибактериальные капли для профилактики инфекционных заболеваний глаз.

Первый осмотр малыша

Врач-педиатр, все это время находившийся рядом с новорожденным, после завершения его обработки полностью осматривает малыша и делает заключение о его состоянии на момент рождения.

Существует специальный тест, состоящий из пяти критериев, по которым оценивают состояние новорожденного через 1 минуту после рождения и повторно — спустя 5 минут. Оценочными критериями являются следующие показатели: пульс, дыхание, мышечный тонус, рефлексы и цвет кожных покровов.

Таким образом, оценка по шкале Апгар всегда состоит из двух цифр, первая из которых отображает состояние ребенка на момент рождения, а вторая — его способность к адаптации. Как правило, первая оценка на 1-2 балла ниже, чем последующая. Показатели 8-10, 7-9 баллов являются нормальными.

Более низкие цифры свидетельствуют о кислородном голодании малыша в родах и нарушенной адаптации.

Если состояние мамы и малыша нормальное, то через 20 минут после рождения новорожденного прикладывают к груди.

Раннее прикладывание к груди играет очень важную роль в становлении грудного вскармливания, формировании иммунной системы крохи и способствует физиологичному течению послеродового периода у мамы.

Первые два часа после рождения

Первые два часа после рождения малыш, как и его мама, должны провести в родильном зале. Ребенок при этом может находиться в поле зрения мамы.

Если роды были партнерскими или есть акушерка, которая в послеродовом периоде может постоянно быть рядом с родильницей, малыш какое-то время может находиться у мамы на руках.

Читайте также:  Синдром хронической усталости: симптомы и лечение

Многие женщины сразу после родов испытывают слабость, желание подремать, их неоднократно осматривает акушер-гинеколог, поэтому на протяжении этих двух часов в родзале ребенок не всегда может находиться в непосредственном контакте с мамой.

В первые 30 минут жизни младенец пребывает в состоянии максимального напряжения приспособительных реакций. Происходит кардинальная перестройка систем дыхания и кровообращения, о которой говорилось выше.

На протяжении этого периода ребенок очень возбужден, он практически постоянно громко кричит (это необходимо для полного расправления легочной ткани и лучшей вентиляции легких), активен, зрачки его расширены, тонус мышц, практически отсутствовавший в первые секунды жизни, значительно повышается.

В последующие шесть часов жизни малыша наступает период относительной стабилизации. Обычно, если младенец благополучно справился с первыми задачами, поставленными перед ним жизнью, и адаптация проходит успешно, то он засыпает. Частота сердечных сокращений ребенка урежается, дыхание становится менее глубоким, мышечный тонус уменьшается.

В эти часы происходит снижение температуры тела по двум основным причинам. Во-первых, тело крохи, попавшее после рождения в гораздо более прохладную среду, быстро охлаждается за счет теплообмена и испарения влаги. А во-вторых, в этот период снижается уровень основного обмена веществ и, соответственно, теплопродукция.

К тому же у всех новорожденных система терморегуляции еще совсем незрелая, и им сложно поддерживать постоянную температуру тела. Ребенок нуждается в дополнительном обогреве, иначе может произойти так называемая холодовая травма или же, наоборот, новорожденный может достаточно легко перегреться, что для него также нежелательно.

Особенно это актуально для детей, рожденных преждевременно: у таких малышей данное пограничное состояние, как, впрочем, и все остальные, проявляется более остро, зачастую переходя из физиологического состояния в начальную стадию заболевания.

Спустя 2 часа после рождения ребенка еще раз осматривает педиатр, и кроху переводят из родильного зала в палату послеродового отделения.

Важность первого дня жизни ребенка невозможно переоценить.

Первый вдох, первое кормление, первый контакт с мамой и окружающим миром, перестройка системы кровообращения и колоссальный объем информации, поступающий через органы чувств в мозг малыша, — все эти моменты во многом предопределяют то, как новорожденный будет адаптироваться к внеутробному существованию, как будет протекать период новорожденности и как он будет развиваться в дальнейшем.

Нужны ли новорожденному обследования?

В подавляющем большинстве случаев никаких дополнительных обследований малышу сразу после рождения не требуется. Исключение представляют те случаи, когда возникает подозрение на то или иное врожденное заболевание.

Так, поводом для обследования является подозрение на гемолитическую болезнь новорожденных — состояние, вызванное разрушением эритроцитов плода из-за иммунологического конфликта, связанного с различной резус- или групповой принадлежностью крови мамы и плода.

Такой конфликт может развиться в случаях, когда у мамы резус-фактор крови отрицательный, а у малыша — положительный. В этом случае у ребенка сразу после рождения берут кровь из пуповины для определения группы крови и ее резус-фактора, а также для определения концентрации билирубина.

У некоторых новорожденных малышей берут кровь на общий анализ для определения уровня гемоглобина (при подозрении на анемию) и лейкоцитов (при подозрении на внутриутробную инфекцию).

Первые прививки

Согласно принятому календарю профилактических прививок, в течение первых 12 часов жизни здоровым новорожденным проводят первую вакцинацию от вирусного гепатита В. Укол делают внутримышечно в переднюю поверхность бедра ребенка.

Вакцина переносится хорошо. Противопоказаниями к прививке являются недоношенность, внутриутробные инфекции, асфиксия (удушье) в родах и связанные с ней заболевания новорожденного.

Безусловно, если мама заявляет о своем несогласии с предстоящей вакцинацией, ее не проводят.

Источник: http://www.goagetaway.com/page/pervye-minuty-rozhdenija

Первый вдох новорожденного

Механизм первого вдоха новорожденного

Дыхательным центром называется совокупность нейронов, обеспечивающих деятельность аппарата дыхания и его приспособление к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. Эти нейроны на­ходятся в спинном, продолговатом мозге, варолиевом мосту, гипоталамусе и коре большого мозга.

Основной структурой, задающей ритм и глубину Дыхания, является продолговатый мозг, который посылает импульсы к мотонейронам спинного мозга, иннервирующим дыхательные мышцы. Мост, гипоталамус и кора контролируют и корригируют автоматическую Деятельность нейронов вдоха и выдоха продолговатого мозга.

Дыхательный центр продолговатого мозга является парным, симмет­рично расположенным на дне ромбовидной ямки образованием. В его состав входят две группы нейронов: инспираторные, обеспечивающие вдох, и экспираторные, обеспечивающие выдох. Между этими нейронами суще­ствуют реципрокные (сопряженные) соотношения.

Чем обусловлен первый вдох новорожденного?

Это значит, что возбу­ждение нейронов вдоха сопровождается торможением нейронов выдоха и, наоборот, возбуждение нейронов выдоха сочетается с торможением ней­ронов вдоха. Мотонейроны, иннервирующие диафрагму, расположены в III-IV шейных сегментах, иннервирующие межреберные дыхательные мышцы, — в Ш-ХН грудных сегментах спинного мозга.

Дыхательный центр очень чувствителен к избытку углеки­слого газа, который является его главным естественным возбудителем. При этом избыток СО2 действует на дыхательные нейроны как непосред­ственно (через кровь и спинномозговую жидкость), так и рефлекторно (че­рез хеморецепторы сосудистого русла и продолговатого мозга).

Роль СО2 в регуляции дыхания выявля­ется при вдыхании газовых смесей, содержащих 5-7% СО2. При этом про­исходит увеличение легочной вентиляции в 6-8 раз.

Вот по­чему при угнетении функции дыхательного центра и остановке дыхания наиболее эффективным является вдыхание не чистого О2, а карбогена, т.е. смеси 5-7% СО2 и 95-93% О2.

Повышенное содержание и напряжение ки­слорода в среде обитания, крови и тканях организма (гипероксия) может привести к угнетению дыхательного центра.

После предварительной гипервентиляции, т.е.

произвольного увели­чения глубины и частоты дыхания, обычная 40-секундная задержка дыха­ния может возрасти до 3-3,5 минут, что указывает не только на увеличение количества кислорода в легких, но и на уменьшение СО2 в крови и сниже­ние возбуждения дыхательного центра вплоть до остановки дыхания.

При мышечной работе в тканях и крови возрастает количество молочной ки­слоты, СО2, которые являются мощными стимуляторами дыхательного центра. Снижение напряжения СО2 в артериальной крови (гипоксемия) со­провождается увеличением вентиляции легких (при подъеме на высоту, при легочной патологии).

Механизм первого вдоха новорожденного

У родившегося ребенка после перевязки пуповины прекращается га­зообмен через пупочные сосуды, контактирующие в плаценте с кровью матери. В крови новорожденного накапливается углекислый газ, который, так же как и недостаток кислорода, гуморально возбуждает его дыхатель­ный центр и вызывает первый вдох.

Рефлекторная регуляция дыхания осуществляется постоян­ными и непостоянными рефлекторными влияниями на функцию дыха­тельного центра.

Постоянные рефлекторные влияния возникают в результате раздражения следующих рецепторов:

1) механорецепторов альвеол – рефлекс Э. Геринга — И. Брейера;

  • 2) механорецепторов корня легкого и плевры — плевропульмональный рефлекс;
  • 3) хеморецепторов сонных синусов — рефлекс К. Гейманса;
  • 4) проприорецепторов дыхательных мышц.

Рефлекс Э. Геринга — И. Брейера называют рефлексом торможения вдо­ха при растяжении легких. Суть его: при вдохе в легких возникают им­пульсы, рефлекторно тормозящие вдох и стимулирующие выдох, а при выдохе — импульсы, рефлекторно стимулирующие вдох.

Он является при­мером регуляции по принципу обратной связи. Перерезка блуждающих нервов выключает этот рефлекс, дыхание становится редким и глубоким.

У спинального животного, у которого произведена перерезка спинного мозга на границе с продолговатым, после исчезновения спинального шока дыхание и температура тела не восстанавливаются совсем.

Плевропульмональный рефлекс возникает при возбуждении механо­рецепторов легких и плевры при растяжении последних. В конечном итоге он изменяет тонус дыхательных мышц, увеличивая или уменьшая дыха­тельный объем легких.

  1. Рефлекс К. Гейманса заключается в рефлекторном усилении дыха­тельных движений при повышении напряжения СО2 в крови, омывающей
  2. сонные синусы.
  3. К дыхательному центру постоянно поступают нервные импульсы от проприорецепторов дыхательных мышц, которые при вдохе тормозят ак­тивность нейронов вдоха и способствуют наступлению выдоха.
  4. Непостоянные рефлекторные влияния на активность дыха­тельного центра связаны с возбуждением экстеро- и интерорецепторов:
  5. слизистой оболочки верхних дыхательных путей;
  6. температурных и болевых рецепторов кожи;
  7. проприорецепторов скелетных мышц.

Источник: https://triumph-strategy.ru/pervyj-vdoh-novorozhdennogo/

Первый вдох новорожденного

Первый вдох после рождения нельзя объяснить каким-либо одним фактором или одним регулирующим механизмом.

По-видимому, начальный вдох представляет собой судорожную реакцию на центральную гипоксемию, а затем растяжение легких раздражает тензорецепторы в крупных воздухоносных путях и усиливает первый вдох (парадоксальный рефлекс Геда).

Кроме того, новорожденный получает как экстероцептивные (температурные, тактильные, болевые, световые, звуковые), так и проприоцептивные (мышечные, сухожильные, суставные) сигналы.

Такие разнообразные сенсорные стимулы активизируют ЦНС и поддерживают ритмическую деятельность дыхательных нейронов, обеспечивая поток импульсов к ретикулярной активирующей системе продолговатого мозга. В это же время активация шейных симпатических узлов повышает сенситивность сонного гломуса к гипоксемии. При возбуждении ЦНС центральные хеморецепторы быстро реагируют на гиперкапнию и колебания величины рН в спинномозговой жидкости.

Заполнение легких воздухом. В большинстве случаев давление на вдохе в пределах 10-30 см вод. ст. достаточно, чтобы преодолеть силы поверхностного натяжения, эластическую упругость легких, сопротивление грудной клетки и дыхательных путей.

При первом вдохе в легкие поступает от 20 до 80 мл воздуха.

Способность легких удерживать часть воздуха при выдохе зависит от количества сурфактанта, который быстро поступает в образовавшуюся воздушно-жидкостную среду.

В результате этого к концу 1-го часа жизни ФОЕ составляет 80-90% от физиологической нормы. Установившееся соотношение между объемом и давлением делает каждый последующий вдох более легким.

Всасывание легочной жидкости. В результате сдавливания грудной клетки новорожденного при прохождении родового канала из легких удаляется 1/3 объема легочной жидкости. Еще 1/3 жидкости выводится после рождения через лимфатические пути и остальная — через систему легочных капилляров.

Всасывание обеспечивается осмотическим градиентом между легочной жидкостью и кровью, а также преходящим повышением проницаемости легочного эпителия.

Освобождение от легочной жидкости стимулируется бета-адренорецепторами во время и после родов: повышение секреции адреналина подавляет выработку легочной жидкости и способствует выходу сурфактанта.

Легочное кровообращение. У плода только 8-10% сердечного выброса проходит через легкие. Вследствие повышенного сопротивления легочных сосудов большая часть крови из правого желудочка направляется через артериальный проток и овальное отверстие в большой круг кровообращения.

С началом вентиляции легких сопротивление в легочных сосудах снижается и, следовательно, возрастает поступление крови в левое предсердие. Снижение сосудистого сопротивления в равной степени зависит от 3 факторов: механического (расправление легких), улучшения оксигенации легких и увеличения внутриклеточного рН.

Перевязка пуповины повышает давление и сопротивление в сосудах большого круга кровообращения, а также прерывает поступление венозной крови из плаценты в правое предсердие. В результате изменения направления градиента давления в области овального отверстия последнее закрывается.

У плода кровь в артериальном протоке движется справа налево, а у новорожденного — в обоих направлениях, вследствие чего стенки протока контактируют с относительно высоко насыщенной кислородом кровью. Это ведет к сокращению мускулатуры протока и его функциональному закрытию. В регуляции тонуса протока участвуют простагландины.

Их роль подтверждается тем фактом, что в условиях гипоксии простагландины E1 и Е2 расслабляют мышечный слой стенки артериального протока. Позднее его закрытие у новорожденного связано с дисбалансом между констриктивным действием кислорода на гладкомышечные клетки стенки протока, скоростью синтеза простагландинов и реакцией протока на кислород и простагландины.

Читайте также:  Уход за зубами ребенка

Регуляция дыхания

Сон. Сон оказывает глубокое воздействие на дыхание. У новорожденных сон состоит из быстрой и медленной фаз, а также так называемых промежуточных фаз.

В первые 6 месяцев жизни преобладает быстрый сон, но затем соотношение между быстрой и медленной фазами становится таким же, как у взрослых, т. е. быстрая фаза занимает 20% всего периода сна, медленная — 80%.

Дыхание в фазу медленного сна регулируется автоматически благодаря действию нервных или метаболических механизмов. В противоположность этому при быстром сне дыхание как бы не зависит от автоматизма и находится под произвольным или поведенческим контролем.

Быстрый сон сопровождается заметным снижением тонуса скелетных мышц, включая межреберные, в результате чего в момент вдоха расширение грудной клетки сочетается с сокращением диафрагмы (парадоксальное дыхание).

Влияние сна на дыхание полностью не изучено; противоречия в литературе по этому вопросу связаны, по-видимому, с проблемой определения фазы сна в момент исследований.

  • Химическая регуляция. В течение 1-й недели после рождения реакция легких на гипоксемию состоит из 3 фаз:
  • 1) стимуляция периферических хеморецепторов, ведущая к преходящей гипервёнтиляции (наблюдается только через 24 ч после рождения, в теплой среде);
  • 2) центральная депрессия;
  • 3) центральная стимуляция (при тяжелой гипоксемии), вызывающая судорожное дыхание.

Гипоксемия не только подавляет вентиляцию легких, она не способствует пробуждению новорожденного, угнетает реакцию легких на двуокись углерода. Вдыхание 100% кислорода также ведет к снижению вентиляции легких (вследствие раздражения сонного гломуса).

Гипервентиляция возникает через несколько минут после уменьшения ФОЕ вследствие накопления СО2, спазма сосудов мозга и раздражения тензорецепторов в легких. Изменения вентиляции под воздействием СО2 контролируются Н+-рецепторами в продолговатом мозге. Чувствительность хеморецепторов возрастает к концу гестации и в течение всего постнатального периода.

В фазу быстрого сна влияние СО2 на вентиляцию легких выражено слабее из-за снижения тонуса мускулатуры грудной клетки.

Респираторные рефлексы. Рецепторы воздухоносных путей играют важную роль в регуляции функции дыхательного центра. Рефлексы Геда и Геринга-Брейера возникают при стимуляции тензорецепторов в легких и реализуются посредством блуждающего нерва. Парадоксальный рефлекс Геда проявляется уже в первые недели жизни.

Он обеспечивает дополнительное усилие на вдохе, когда верхние дыхательные пути уже растянуты, что очень важно для аэрации легких сразу после рождения. Геринг и Брейер показали, что длительное раздувание легких подавляет дыхание, ограничивая таким образом вдох у новорожденного.

Этот рефлекс, регулирующий частоту дыхания и объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, у взрослых заметить трудно. У недоношенных он выражен ярче, чем у родившихся в срок. Интересно отметить, что он полностью исчезает в фазу быстрого сна.

Рефлекс Геринга-Брейера — учащение дыхания в ответ на уменьшение объема легких — важен, по-видимому, для регуляции дыхания у недоношенных, у которых в легких всегда имеются ателектазы. Охлаждение кожи лица стимулирует дыхание через афферентные пути тройничного нерва.

Раздражение слизистой оболочки полости носа (например, при отсасывании содержимого из легких) может привести к апноэ. Такой же эффект наблюдается при стимуляции хеморецепторов гортани, что уменьшает рискаспирационной пневмонии у новорожденных.

Дыхательная мускулатура. Слабость мускулатуры, участвующей в акте дыхания, — существенная особенность у новорожденных. Около 50% ткани диафрагмы взрослого составляют мышечные волокна, в которых интенсивно протекают окислительные процессы. Такие волокна отличаются способностью к значительной нагрузке.

У недоношенных данные волокна занимают менее 10% массы диафрагмы, у родившихся в срок — до 25%. Рефрактерность мускулатуры диафрагмы может возникнуть, в частности, в фазу быстрого сна, когда интенсивность дыхания обеспечивается в основном за счет растяжения грудной клетки.

В результате дыхание замедляется, объем вентилируемого воздуха уменьшается, наблюдаются периоды апноэ.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s16162t13.html

Что нужно знать о дыхании новорожденных

Органы дыхания, осуществляющие постоянный обмен газами между организмом и окружающей средой, являются одной из важнейших жизнеобеспечивающих систем в человеческом организме. Непрерывное поступление в кровь кислорода,  также как и постоянное выделение из крови углекислот газа, — основная функция дыхательной системы, без которой немыслима жизнь любого живого организма на Земле… 

  • Работу дыхательной системы можно разделить на два основных этапа.
  • Первый — это проведение воздуха по верхним дыхательным путям (носу, носоглотке, гортани, трахее и бронхам) к легким, где в альвеолах осуществляется газообмен между воздухом и кровью: из воздуха в кровь поступает кислород, а из крови в воздух — углекислый газ.
  • Второй — собственно газообмен: в кровеносных сосудах, приносящих кровь к легким, циркулирует венозная кровь, бедная кислородом, но насыщенная углекислым газом, а от легких к тканям и органам устремляется кровь, обогащенная кислородом и освобожденная от углекислого газа.

Дыхательная система новорожденных детей, как и другие органы и системы, имеет целый ряд возрастных особенностей. Эти особенности, с одной стороны, обеспечивают необходимый для новорожденного режим работы системы дыхания, а с другой — обусловливают предрасположенность к осложнениям, характерным только для этого возраста.

Особенности дыхательной системы новорожденного

Слизистые оболочки верхних дыхательных путей новорожденного гораздо обильнее, чем в более старшем возрасте, снабжаются кровью, что создает предпосылки для развития отека. В связи с этим у новорожденных и детей первых месяцев жизни очень часто отмечается затруднение носового дыхания.

Этому способствует и то, что у детей первых месяцев жизни носовые ходы анатомически узки. Поэтому у младенцев при развитии вирусного или бактериального насморка в первую очередь развивается резко выраженный отек слизистой носоглотки, вслед за чем начинается обильное истечение слизи.

Эти симптомы, характерные для ринита в любом возрасте, у новорожденных и детей первых месяцев жизни выражены наиболее ярко, что усугубляется еще и тем, что малыши в этом возрасте еще не умеют дышать ртом.

Поэтому при появлении воспалительного процесса в носоглотке у новорожденного ребенка резко нарушается сон и процесс кормления, — ведь для того чтобы обеспечить адекватное поступление воздуха в легкие при насморке, ребенок должен кричать.

  • Следует особо остановиться на возрастных особенностях гортани.  У малышей имеющих избыточный вес, склонных к аллергическим реакциям, слизистая оболочка гортани в еще большей степени предрасположена к отеку. Поэтому у «пухленьких» малышей,  находящихся  на  искусственном вскармливании (именно они часто страдают лишним весом), часто развивается достаточно  грозное осложнение  простудных и особенно вирусных заболеваний — ларингит со стенозом гортани. Вследствие отека закрывается значительная часть просвета гортани, и малышу трудно дышать. Это состояние требует экстренной медицинской помощи.
  • Анатомически узкими являются у новорожденных трахея и бронхи. Поэтому при возникновении воспалительного процесса в этой части дыхательной трубки у младенцев может достаточно быстро развиться дыхательная недостаточность вследствие затруднения поступления воздуха в альвеолы легких.
  • Между глоткой и внутренним ухом человека имеется так называемая слуховая (евстахиева) труба, основное значение которой заключается  в поддержании  постоянства давления во внутреннем ухе. У малышей первых месяцев жизни евстахиева труба отличается тем, что имеет достаточно широкий  просвет при  относительно малой длине. Это создает предпосылки для более быстрого распространения воспалительного процесса из носо- и/или ротоглотки в полость уха. Именно поэтому отиты чаще случаются у детей раннего возраста, у дошкольников и школьников вероятность их возникновения уже меньше.
  • Еще одной важной и интересной особенностью строения органов дыхания у младенцев является то, что у них отсутствуют придаточные пазухи носа (они начинают формироваться только к 3 годам), поэтому у детей раннего возраста никогда не бывает ни гайморита, ни фронтита.
  • Легкие новорожденного развиты недостаточно хорошо. Рождается ребенок с легкими, альвеолы которых практически полностью заполнены амниотической жидкостью (околоплодными водами). Жидкость эта стерильна и в течение первых двух часов жизни постепенно выделяется из дыхательных путей, благодаря чему воздушность легочной ткани повышается. Этому способствует и то, что на протяжении первых часов жизни новорожденный ребенок обычно продолжительное время кричит, совершая глубокие вдохи. Но, тем не менее, развитие легочной ткани продолжается на протяжении всего периода раннего детства.

Первый вдох

Жизнь ребенка как самостоятельного организма начинается в тот миг, когда он совершает свой первый вдох. Происходит это сразу после рождения и пересечения пуповины, соединяющей его с материнским организмом.

До этого на протяжении всего периода внутриутробного развития газообмен между организмом плода и окружающей средой осуществлялся посредством маточно-плацентарного кровообращения: плод получал артериальную кровь, обогащенную кислородом, и отдавал матери свою кровь, насыщенную углекислым газом.

Но как только эта связь прерывается, происходит запуск сложного механизма, направленного на стимуляцию дыхательного центра новорожденного, расположенного в мозге.

Мощной стимуляции дыхательного центра способствует и то, что на протяжении последних часов родового акта плод испытывает умеренное кислородное голодание, нарастающее постепенно, вследствие чего в крови растет концентрация углекислоты. Именно этот фактор является одним из важнейших раздражителей, побуждающих новорожденного ребенка сделать глубокий вдох и громко закричать сразу после рождения.

Правильный уход – это важно!

Дыхание у новорожденных и детей первых месяцев жизни осуществляется в основном за счет сокращения диафрагмы — мышцы, отделяющей грудную полость от брюшной, в отличие от взрослых людей и детей старшего возраста, у которых в процессе дыхания также принимают участие межреберные мышцы и мышцы брюшного пресса. Поэтому у младенцев функция дыхания страдает при проблемах, связанных с функцией пищеварительного тракта: при запорах, повышенном газообразовании, кишечных коликах происходит переполнение кишечника и увеличение его объема, что, в свою очередь, вызывает нарушение сократительной функции диафрагмы и, соответственно, затруднение дыхания. Поэтому так важно следить за регулярным опорожнением кишечника малыша, не допускать повышенного газообразования. Также очень важно не пеленать ребенка слишком туго: это ограничивает подвижность грудной клетки и диафрагмы.

Чтобы малыш не болел

Говоря об особенностях дыхательной системы новорожденных и детей первых месяцев жизни, следует особенно остановиться на вопросах профилактики заболеваний этих органов.

Заболевания дыхательной системы занимают лидирующие позиции среди всех болезней раннего возраста.

Что же нужно предпринимать родителям, чтобы их малыши как можно меньше болели простудными и вирусными ринитами, фарингитами, ларингитами и бронхитами?

Прежде всего, необходимо поддерживать здоровый микроклимат в помещении. Это подразумевает оптимальную температуру (23—24° С) и достаточную влажность воздуха. Особенно это актуально в зимний период, когда из-за отопления в помещении создаются условия, негативно сказывающиеся на органах дыхания человека любого возраста.

Особенно уязвимые органы дыхания младенцев реагируют на эти негативные факторы в первую очередь. Повышенная температура и особенно сухость воздуха в обогреваемом помещении нарушают барьерную функцию слизистой носоглотки. Пересыхая, слизистая перестает эффективно сопротивляться проникновению вирусов и микробов.

Поэтому нужно контролировать температуру воздуха в комнате, где находится ребенок, и при необходимости устанавливать в ней увлажнители.

Важно не закутывать ребенку лицо во время прогулок. Излишнее укутывание способствует тому, что слизистые дыхательных путей малыша развиваются в «тепличных» условиях. Поэтому случайное поступление в дыхательные пути холодного воздуха может стать причиной развития простудного заболевания.

Как уже говорилось выше, носовые ходы новорожденного ребенка анатомически узки, поэтому при проведении туалета необходимо регулярно освобождать их от корочек.

Читайте также:  Свинка у детей: особенности лечения и опасные последствия у мальчиков

Делать это надо с особой осторожностью при помощи ватного жгутика, а не ватных палочек, потому что слизистая новорожденного чрезвычайно нежна, уязвима и гораздо более обильно, чему взрослых, кровоснабжается — повреждение ее чревато обильным кровотечением и развитием воспалительного процесса.

При уже возникшем насморке необходимо регулярно освобождать полость носа от слизи с помощью груши (выпустить воздух из груши, ввести в нос малыша и дождаться, пока стенки груши расправятся) или специального приспособления, а при необходимости по назначению врача использовать сосудосуживающие капли в нос, помогающие избавить младенца от выраженного отека слизистой носоглотки и обеспечить адекватное поступление воздуха вдыхательные пути.

В периоды повышенной заболеваемости гриппом и ОРВИ нужно проводить профилактику этих заболеваний у всех членов семьи, ограничить визиты посторонних людей. Всем взрослым стоит провести вакцинацию от гриппа.

Хорошей мерой профилактики вирусных заболеваний дыхательных путей является смазывание носа малыша противовирусными мазями (например, мазью ВИФЕРОН, ГРИППФЕРОН).

Эти мази, кроме своего основного противовирусного действия, создают на слизистой носа защитную пленку, которая обеспечивает дополнительный защитный барьер на пути проникновения вирусов.

Основными мерами профилактики простудных и вирусных заболеваний органов дыхания являются грудное вскармливание и рациональный режим ухода за новорожденным. Грудное вскармливание обеспечивает постоянное поступление в организм новорожденного иммуноглобулинов матери, защищая малыша от большинства заболеваний.

С первых недель жизни ребенка нужно уделять внимание закаливающим процедурам: проводить воздушные ванны, гигиенический массаж и гимнастику. Все эти процедуры способствуют лучшему развитию дыхательной мускулатуры, оптимизируют кровообращение (в том числе и в грудной клетке), укрепляют защитные силы организма.

Необходимы продолжительные прогулки с ребенком на свежем воздухе, регулярные (дважды в день) сквозные проветривания детской комнаты (в то время, когда там нет малыша).

Постарайтесь так организовать процедуру купания, чтобы ребенок полюбил ее: это прекрасная закаливающая процедура, кроме всего прочего положительно сказывающаяся на всем развитии ребенка, в том числе и на развитии его дыхательной системы.

Излишне говорить о том, что курение любого члена семьи негативно сказывается на  организме  новорожденного.

  Вдыхание даже  ничтожных концентраций  табачного дыма вызывает нарушение двигательной функции ворсинчатого эпителия слизисто оболочки дыхательных путей, что влечет собой развитие склонности к затяжным и рецидивирующим   ринитам,   трахеитам и бронхитам.

Дети курильщиков значительно чаще страдают и аллергическими заболеваниями дыхательных путей, у них часты астматические бронхиты, в последующем развивающиеся в такое тяжелое заболевание, как бронхиальная астма.

Здоровье человека закладывается в период внутриутробного развития. А первый месяц жизни во многом предопределяет то, как реализуется  потенциал,  заложенный внутриутробно. Поэтому мы должны прилагать все усилия для того, чтобы наши дети как можно реже болели: отсутствие простудных и вирусных заболеваний на первом году жизни ребенка — хороший фундамент для крепкого организма.

Как дышится крохе?

Даже при соблюдении всех мер предосторожности, свободном пеленании, обеспечении нормальной деятельности кишечника новорожденного дыхание ребенка первых месяцев жизни остается поверхностным.

Поверхностное дыхание недостаточно обеспечивает кислородом кров малыша, этот дефицит компенсируется за счет увеличения частоты дыхательных движений. Если у взрослых нормальной частотой дыхания является 18-19 дыхательных движений в минуту, у детей младшего возраста — 25-30, то у новорожденных — 40-60.

Новорожденный ребенок дышит часто, но и этой частоты может оказаться недостаточно — при таких нагрузках, как кормление и перегревание, частота дыхательных движений может возрасти.

Если при этом нет затруднения дыхания, одышки, то учащение дыхания при подобных нагрузках является нормой.

Важно следить за характером дыхания: если его учащение сопровождается дыхательными шумами, включением в акт дыхания вспомогательной мускулатуры, раздуванием крыльев носа и стоном, то это является явной патологией, о которой нужно немедленно сообщать врачу.

Источник фото: Shutterstock

Источник: https://www.9months.ru/zdorovie_malysh/2934/vdoh-vydoh

Физиология новорожденного первый вдох

Первый вдох новорожденного происходит по такому механизму — перемежающееся сжатие грудной клетки в процессе родов через естественные родовые пути облегчает удаление из легких фе­тальной жидкости. Сурфактант выстилающего альвеолы слизистого слоя, снижая поверхностное натяжение и необходимое для открытия альвеол давление, облегчает аэрацию легких.

Несмотря на это, давление, необходимое для наполнения возду­хом легких при первом вдохе новорожденного, выше, чем при вдохе в любом другом возрасте. Оно колеблется от 10 до 50 см вод. ст. и обычно составляет 10-20 см вод. ст., в то время как при последующих вдохах у здоровых новорожденных и у взрослых оно около 4 см вод. ст.

Это обусловлено необходимостью преодоления при первом вдохе сил поверхностного натяжения (особенно в мелких разветвлениях бронхов), вяз­кости оставшейся в дыхательных путях жидкости и поступления в легкие приблизительно 50 мл воздуха, 20-30 мл из которых остаются в легких, образуя ФОЕ.

Большая часть фетальной жидко­сти из легких всасывается в легочный кровоток, который многократно увеличивается, так как весь выброс правого желудочка направляется в сосу­дистое русло легких. Остатки фетальной жидко­сти выделяются через верхние дыхательные пути и проглатываются, а иногда вновь попадают из ро­тоглотки в дыхательные пути.

Механизм удаления жидкости нарушается при кесаревом сечении или вследствие повреждения эндотелия, гипоальбуминемии, повышенного венозного давления в легких, поступления в кровь новорожденного седативных препаратов.

Пусковые факторы первого вдоха новорожденного многочис­ленны. Каков вклад каждого из них, неизвестно. В их число входят снижение Ро2 и pH и повыше­ние Рсо2 вследствие прекращения плацентарного кровообращения, перераспределение сердечного выброса после пережатия сосудов пуповины, сни­жение температуры тела, разнообразные тактиль­ные стимулы.

У детей с низкой массой тела при рождении лег­кие значительно податливей, чем у доношенных, что затрудняет первый вдох новорожденного. ФОЕ у глубоко недо­ношенных наименьшая в связи с наличием ателек­тазов.

Нарушения вентиляционно-перфузионного отношения наиболее выражены и длительны при образовании воздушных полостей по типу воздуш­ных ловушек. В результате ателектазов, внутрилегочного шунтирования и гиповентиляции развива­ется гипоксемия (Рао2 50-60 мм рт. ст.) и гиперкапния.

Наиболее глубокие, близкие к таковым при болезни гиалиновых мембран нарушения газооб­мена наблюдаются у детей с экстремально низкой массой тела при рождении.

Статью подготовил и отредактировал: врач-хирург

Видео:

Полезно:

Источник: https://www.erudity.ru/tips/fiziologiya-novorozhdennogo-pervyi-vdoh/

Физиология новорожденного первый вдох. Первый вдох новорожденного

Ритмическая последовательность вдоха
и выдоха, а также изменение характера
дыхательных движений в зависимости от
состояния организма регулируются
дыхательным центром
, расположенным
в продолговатом мозге.

В дыхательном
центре имеются две группы нейронов:
инспираторные
и экспираторные.
При возбуждении инспираторных нейронов,
обеспечивающих вдох, деятельность экспираторных
нервных клеток заторможена, и наоборот.

В верхней
части моста головного мозга
(варолиев мост
) находится пневмотаксический
центр
, который контролирует деятельность
расположенных ниже центров вдоха и выдоха
и обеспечивает правильное чередование
циклов дыхательных движений.

Дыхательный
центр, расположенный в продолговатом
мозге, посылает импульсы к мотонейронам
спинного мозга
, иннервирующим дыхательные
мышцы.

Диафрагма иннервируется аксонами
мотонейронов, расположенных на уровне
III-IV шейных
сегментов
спинного
мозга.

Мотонейроны, отростки которых
образуют межреберные нервы, иннервирующие
межреберные мышцы, расположены в
передних рогах (III-XII)
грудных сегментов
спинного мозга.

Регуляция
деятельности дыхательного
центра.

Регуляция
деятельности дыхательного центра осуществляется
с помощью гуморальных, рефлекторных механизмов
и нервных импульсов, поступающих из вышележащих
отделов головного мозга.

Гуморальные
механизмы.
Специфическим регулятором
активности нейронов дыхательного центра
является углекислый
газ
, который действует на дыхательные
нейроны непосредственно и опосредованно.

В ретикулярной формации продолговатого
мозга, вблизи дыхательного центра, а также
в области сонных синусов и дуги аорты
обнаружены хеморецепторы
, чувствительные
к углекислому газу.

При увеличении напряжения
углекислого газа в крови хеморецепторы
возбуждаются, и нервные импульсы поступают
к инспираторным нейронам, что приводит
к повышению их активности.

Углекислый
газ
повышает возбудимость нейронов
коры головного мозга. В свою очередь клетки
КГМ стимулируют активность нейронов
дыхательного центра.

При
оптимальном содержании в крови
углекислого газа и кислорода
наблюдаются дыхательные движения,
отражающие умеренную степень возбуждения
нейронов дыхательного центра. Эти
дыхательные движения грудной клетки
получили название эйпноэ
.

Избыточное
содержание углекислого газа и недостаток
кислорода в крови усиливают активность
дыхательного центра, что обусловливает
возникновение частых и глубоких дыхательных
движений – гиперпноэ
.

Еще большее
нарастание количества углекислого газа
в крови приводит к нарушению ритма дыхания
и появлению одышки – диспноэ
. Понижение
концентрации углекислого газа и избыток
кислорода в крови угнетают активность
дыхательного центра.

В этом случае дыхание
становится поверхностным, редким и может
наступить его остановка – апноэ
.

Механизм первого вдоха
новорожденного.

В
организме матери газообмен плода
происходит через пупочные сосуды.
После рождения ребенка и отделения
плаценты указанная связь нарушается.

Метаболические процессы в организме
новорожденного приводят к образованию
и накоплению углекислого газа, который,
так же как и недостаток кислорода, гуморально
возбуждает дыхательный центр.

Кроме того,
изменение условий существования ребенка
приводит к возбуждению экстеро- и проприорецепторов,
что также является одним из механизмов,
принимающих участие в осуществлении
первого вдоха новорожденного.

Рефлекторные механизмы.

Различают
постоянные и непостоянные (эпизодические)

рефлекторные влияния на функциональное
состояние дыхательного центра.

Постоянные
рефлекторные влияния
возникают в результате
раздражения рецепторов альвеол (рефлекс
Геринга — Брейера

), корня легкого
и плевры (пульмоторакальный
рефлекс

), хеморецепторов дуги аорты
и сонных синусов (рефлекс
Гейманса

), проприорецепторов дыхательных
мышц.

Наиболее важным рефлексом является
рефлекс Геринга — Брейера
. В альвеолах
легких заложены механорецепторы растяжения
и спадения, являющиеся чувствительными
нервными окончаниями блуждающего нерва.
Любое увеличение объема легочных альвеол
возбуждает эти рецепторы.

Рефлекс Геринга
— Брейера является одним из механизмов
саморегуляции дыхательного процесса,
обеспечивая смену актов вдоха и выдоха.


При растяжении альвеол
во время вдоха нервные
импульсы от рецепторов
растяжения по блуждающему
нерву идут к экспираторным
нейронам, которые, возбуждаясь,
тормозят активность
инспираторных нейронов,
что приводит к пассивному
выдоху.

Легочные альвеолы
спадаются, и нервные
импульсы от рецепторов
растяжения уже не поступают
к экспираторным нейронам.
Активность их падает,
что создает условия
для повышения возбудимости
инспираторной части
дыхательного центра
и осуществлению активного
вдоха
.

Кроме того, активность инспираторных
нейронов усиливается при нарастании
концентрации углекислого газа в крови,
что также способствует проявлению вдоха.


Пульмоторакальный
рефлекс
возникает при возбуждении
рецепторов, заложенных в легочной ткани
и плевре. Проявляется этот рефлекс при
растяжении легких и плевры. Рефлекторная
дуга замыкается на уровне шейных и грудных
сегментов спинного мозга.

К дыхательному центру постоянно поступают
нервные импульсы от
проприорецепторов
дыхательных мышц.
Во время вдоха происходит
возбуждение проприорецепторов дыхательных
мышц и нервные импульсы от них поступают
в инспираторную часть дыхательного центра.
Под влиянием нервных импульсов тормозится
активность вдыхательных нейронов, что
способствует наступлению выдоха.


Непостоянные рефлекторные
влияния
на активность дыхательных
нейронов связаны с возбуждением разнообразных
экстеро- и интерорецепторов

Источник: https://www.abcderma.ru/acne/fiziologiya-novorozhdennogo-pervyi-vdoh-pervyi-vdoh-novorozhdennogo/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector