Кризис трехлетнего возраста – и снова в бой?

Кризис трехлетнего возраста – и снова в бой?

Кризисы детского развития – неотъемлемая часть становления детской личности. В процессе взросления малыш неосознанно переосмысливает взаимоотношения с окружающим миром.

Возрастные кризисы у детей происходят приблизительно в одно и то же время. Кризисы развития затрагивают жизнь каждого крохи.

Особенность развития ребенка младшего возраста – неравномерное, скачкообразное взросление, когда периоды спокойствия и относительного послушания сменяются бурными проявлениями своего «я».

Несмотря на то, что многие родители с тревогой воспринимают детские возрастные кризисы, педагоги и психологи уверенны, что они необходимы для становления полноценной личности.

Все возрастные кризисы ребенка – это переход на новую ступень развития, самостоятельности и осознания своего места среди окружающих его людей.

Как распознать?

Главный признак приближающегося перелома в жизни крошки – изменение в поведении. Из послушного и милого чада он превращается в капризную и раздраженную плаксу. На любые замечания и просьбы сделать что-либо остро реагирует, часто впадает в истерику.

Родителям сложно распознать начало данного этапа в развитии ребенка, так как капризы часто связывают с избалованностью, недомоганием и особенностями характера. Детские кризисы завершаются тоже незаметно, ведь два поколения уже научили понимать желания друг друга.

Периоды переломных этапов

Классификация переломных моментов в жизни детей весьма условна. Одни психологи выделяют четыре кризисных периода (новорожденных, кризис 1 года жизни, трех лет, а также кризис семи лет у ребенка). Другие утверждают, что каждый год жизни является своеобразным переломным моментом, и происходит даже до одного года у ребенка.

В любом случае кризис у ребенка 3 лет характеризуется самыми яркими проявлениями взросления, ведь в этот период малыш начинает интенсивно развиваться.

Главным предвестником этого переломного этапа в жизни малыша является кризис первого года жизни.

Кризис трехлетнего возраста – и снова в бой?

Малыш начинает ходить и пытается рассказать о своих потребностях. Уже в этом возрасте кроха проявляет попытки к самостоятельным действиям. Кризис 1 года ребенка часто застает родителей врасплох. Милая кроха, спокойно лежащая в своей кроватке, превращается в юного капризного исследователя, которому важно попробовать, пощупать, разломать.

Годовалого малыша интересует все: мамина косметика, папины инструменты и даже мусорное ведро. Кризис одного года проявляется в протесте против попыток ограничить возможности малыша в этих и других не менее важных исследованиях.

Что делать родителям в этой ситуации? Необходимо максимально обезопасить окружающее ребенка пространство и позволить ему наслаждаться изучением всего нового и неизведанного.

Если родители смогут научиться взаимодействовать со своим малышом, это поможет им безболезненно пережить этап взросления в 3 года, а также другие не менее важные периоды. Например, кризис 7 лет у ребенка возрастная психология считает важным переломным моментом в жизни маленького человека. К нему родители тоже должны быть готовы.

Особенности трехлетнего возраста

В возрасте трех лет у ребёнка появляется острая необходимость в принятии самостоятельных решений. Начинается осознание и принятие себя, своего места в семье.

Кризис трехлетнего возраста обычно продолжается несколько месяцев. Однако нередки случаи, когда этот период затягивался: родители не смогли наладить контакт со своей крохой. Тогда продолжением этапа взросления является кризис 4 лет у детей.

Третий год жизни характеризуется появлением новых навыков в социальном плане, у малыша быстро формируется психика. Эти возрастные особенности предопределили следующие признаки начала кризиса:

  • Упрямство;
  • Самостоятельность;
  • Нежелание считаться с мнением других;
  • Негативное отношение к окружающим, часто перерастающее в агрессивное поведение;
  • Обесценивание вещей и событий;
  • Бунт.

Кризис трехлетнего возраста – и снова в бой?

Характеристика признаков:

  • Упрямство выражается в непременном желании сделать все наперекор воле родителей. Кроха откажется от обеда не потому, что не хочет кушать, а потому что он уже заявил о своем нежелании садиться за стол.
  • Попытки к самостоятельным действиям начинаются потому, что в этом возрасте дети активно интересуются всем, что их окружает. Маленькие исследователи очень хотят выполнять те же дела, что и взрослые, но получают отказ. Встретив на своем пути такое пренебрежительное отношение к попыткам вести взрослую жизнь, крохи разражаются бурной истерикой.
  • Нежелание учитывать мнение других людей – еще один признак взросления ребенка. Так как малыш все хочет сделать сам, без участия взрослых, его совершенно не интересует их мнение на этот счет.
  • Часто возникающая агрессия и негативное отношение к окружающим связаны с тем, что, взрослея, кроха пытается не только вести самостоятельный образ жизни, но и навязать свою волю родителям. Интересным является тот факт, что негативное отношение ребенок может проявлять чаще к одному человеку, которого собирается «воспитывать». С остальными взрослыми людьми малыш может быть послушен.
  • Детский кризис 3 лет ярко проявляется в обесценивании для малыша всего того, что было значимо для него раньше. Он ломает игрушки, начинает кривляться, обзываться, показывая, что не нуждается в том, что было так нужно ему в младшем возрасте.
  • Ребёнок всячески пытается доказать родителям, что его желания важны в такой же степени, как и желания взрослых. А так как родители чаще всего не согласны с ним в этом вопросе, всячески выражают свой протест через крики, истерику и неповиновение.

Реакция родителей

Советы родителям, как вести себя с ребенком, дают все: бабушки, соседи и друзья. Однако их рекомендации часто противоречивы.

Кто-то считает, что ребенку лучше уступить, чтобы избежать скандалов в общественном месте или сохранить спокойствие дома.

А кто-то утверждает, что нельзя потакать прихотям малыша, и нужно категорически запрещать все его порывы к самостоятельности. И то, и другое мнение ошибочно.

Важно помнить, что негативное поведения крохи – попытка манипуляции взрослыми. И в этом вопросе важно соблюдать правило золотой середины.

Максимально безболезненно преодолеть кризис 3 лет помогут рекомендации родителям

  • Взрослые должны понимать, что их ребенок – личность. Пусть он еще многого не умеет и не знает, но, чтобы всему научиться, ему нужно для начала попробовать что-то сделать.
  • Родители должны давать ребенку право выбора: в одежде, игре, еде. Необходимо позволять крохе участвовать в жизни семьи, помогать по хозяйству.
  • Важно уважать самостоятельность малыша. Мудрые родители с помощью нехитрых уловок могут убедить ребенка в том, что он все может делать сам.
  • Не заострять внимание на плохом поведении. Важно твердо дать понять крохе, что истерика не позволит добиться желаемого. Можно отвлечь ребенка, переключив его внимание на другое действие или предмет.
  • Если истерика перешла в стадию наивысшего напряжения, ее нужно просто переждать. Дома достаточно спокойно объяснить малышу, что разговор с ним будет продолжен только тогда, когда он успокоится, а пока он должен побыть один.
  • Если истерика произошла в общественном месте, нужно по возможности лишить маленького манипулятора публики. Как правило, при отсутствии зрителей ребенок быстро успокаивается.

Кризис трехлетнего возраста – и снова в бой?

Взрослые должны четко понимать, что от их действий зависит не только поведение ребёнка в этот конкретный момент, но и закладывается основа его личности, модель поведения во взрослой жизни.

Памятка для родителей трёхлетних детей

  • Вы всегда должны быть спокойны. Крики, угрозы и наказания после каждой истерики приведут к тому, что вы с малышом перестанете слышать и понимать друг друга без агрессивных проявлений.
  • Часто причиной истерики является желание крохи привлечь к себе внимание. Поиграйте с ним, посмотрите мультфильм – и у малыша пропадёт всякое желание что-то вам доказывать.
  • Всегда предлагайте ребенку несколько вариантов решения проблемы. Пусть выберет, какую кашу съесть на завтрак, или в какой куртке выйти на улицу.
  • Никогда не показывайте ребенку степень раздражения от его плохих поступков. Малыш всегда должен быть уверен в вашей любви.
  • Обязательно выясните, что послужило причиной капризов.

Любовь – лучшее лекарство.

Кризис трехлетнего возраста – и снова в бой?

Переломный этап – сложный момент в жизни ребенка. И не важно, проходит он в четыре года или это кризис 6 лет. Как бы ни было тяжело в эти моменты родителям, детям приходиться ещё сложнее. Малыши не понимают, что с ними происходит. Они еще не умеют контролировать свое поведение. Поэтому задача родителей состоит в том, чтобы максимально помочь им пережить эти непростые этапы жизни.

Правильная тактика поведения в это время вырабатывается путем проб и ошибок, ведь каждый ребенок индивидуален. Однако для всех детей на любом жизненном этапе важны любовь, терпение и понимание родителей.

Источник: https://vospitannie.ru/vozrast/krizis-rebenka-3-let.html

Кризис трехлетнего возраста: его признаки и что делать родителям

Кризис трехлетнего возраста – и снова в бой?

Когда малышу исполняется три года, то в его поведении начинают происходить явные перемены и не в лучшую сторону. Он начинает капризничать по поводу и без него, он может устроить истерику или отказывается слушаться. Что вдруг происходит с послушным и ласковым малышом? Почему он так себя ведет? А причина кроется в «кризисе трехлетнего возраста», который переживает практически каждый ребенок и его родители. Очень важно, чтобы взрослые правильно реагировали на такие проявления характера своего ребенка и помогали ему преодолеть этот непростой этап в его жизни.

Кризис трехлетнего возраста у всех детей наступает в разное время, но это примерно возраст от двух с половиной до трех с половиной лет.

Длится этот период недолго и является как бы переходом или перестройкой из младшего возраста в начинающийся этап взросления.

У мальчиков и девочек признаки кризиса могут проявляться по-разному и зависят от индивидуальных особенностей ребенка и его темперамента. Конечно же, свою роль играют и отношения в семье, и методы воспитания.

Первым признаком кризиса является проявление упрямства. Чтобы не просили малыша, он будет отвечать: «Не хочу!», «Не надо!», «Я сам!». Это может начаться уже в возрасте 1,5-2 лет, а закончится только к четырем годам.

Наиболее эмоциональная фаза проявляется в возрасте трех лет. В этот период капризы и упрямство можно наблюдать от пяти до двадцати раз в день. При этом капризничают чаще девочки, а упрямятся – мальчики.

Обострение признаков кризиса может начаться с посещением детского сада.

Трехлетний ребенок начинает чувствовать себя самостоятельной личностью со своим характером и со своими желаниями. Это новшество в личности малыша показывает начало изменений в его жизни.

Становление происходит и вконфликтах со взрослыми, и в познании нового, и в формировании самосознания. Ребенок начинает чувствовать себя взрослым, а родители и бабушки сюсюкают с ним.

Ребенку это не нравится, появляется внутренний протест, который и выливается в капризы и упрямство.

Основные признаки кризиса

К этим признакам не относится плохое поведение ребенка или его желание повредничать, у них свои характерные особенности.

Негативизм

Это проявление бывает избирательно. Просьба мамы или папы может не выполняться категорически, но пожелания остальных членов семьи удовлетворяются.

Негативизм мешает ребенку даже выполнять собственные желания, не говоря уже о просьбах родителей или других взрослых. Ему все время хочется всему и всем противостоять и противоречить.

Все, что предлагают взрослые (даже любимую прогулку в парк на качели) ребенок игнорирует.

Такие негативные реакции не следует путать с обычным непослушанием. Непослушный ребенок чаще всего негативно относятся только к родительским просьбам, а свои он с удовольствием выполняет.

Меры воздействия:

  • приказной тон по отношению к ребенку категорически противопоказан;
  • родителям не стоит настаивать на своем, если ребенок не согласен с ними. Лучше поступить так, как хочет в данное время малыш. «Не хочешь спать – хорошо, иди поиграй!» или «Не хочешь одеваться на улицу – не надо, сегодня прогулка отменяется!» и т.п.
  • негативно настроенного и чрезмерно эмоционального малыша нужно на некоторое время оставить в покое.

Упрямство

Сразу стоит отметить, что настойчивость и упрямство – это абсолютно разные вещи. Настойчивость воспитывает в ребенке силу воли, умение достигать своей цели и доводить начатое дело конца, чтобы получить положительный результат. Настойчивый малыш будет складывать пирамидку или собирать детские пазлы до тех пор, пока у него все не получится.

Читайте также:  Насколько опасна гипоплазия плаценты и поддаётся ли она лечению

У упрямого ребенка цель совсем другая. Он хочет добиться своего только потому, что он этого уже один раз добивался. Отказался однажды идти кушать, когда его звали, и теперь, даже если он будет голоден, все равно не пойдет из-за своего упрямства.

Меры воздействия, которые подойдут только в период кризиса:

  • не нужно настаивать родителям на своей просьбе или пытаться переубедить малыша разными способами;
  • дайте ребенку почувствовать себя «победителем»;
  • при отказе от еды оставьте на столе приготовленный ужин или завтрак и скажите, что малыш может кушать, когда захочет сам.

Деспотизм

Кризис трехлетнего возраста – и снова в бой?

Советы:

  • таким детям необходимо повышенное внимание и ласка;
  • на манипуляции ребенка не стоит поддаваться;
  • родители должны вести себя так, чтобы дети понимали, что без их капризов и истерик тоже можно получить родительское внимание;
  • вовлекайте ребенка в домашние хлопоты на кухне, готовьте вместе праздничный пирог или обед для папы.

Обесценивание важного и интересного

Все, к чему был так привязан ваш малыш (например, игрушка, домашнее животное, книга и т.п.) начинает его раздражать и даже вызывает негативную разрушительную реакцию. Ребенок может с легкостью порвать свою самую любимую книжку, поломать машинку, ударить котенка. В общении со взрослыми проявляется грубость и кривляние, в лексиконе появляются плохие слова.

Советы:

  • отложите на этот период все виды воспитательных бесед и нравоучений;
  • отвлеките внимание малыша другими занятиями. Например, вместе порисуйте, сделайте аппликацию или поздравительную открытку. Можно почитать интересную книгу или с помощью игрушек придумать и показать свою сказку.
  • все, что в этот период тревожит родителей, доносите до своего крохи через ролевые игры, переводя воспитательные моменты на игрушку.

Проявление строптивости характера

Этот кризисный симптом чаще всего проявляется в тех семьях, где родители не могут найти общий язык в вопросах воспитания ребенка. Эти разногласия приводят к тому, что малыш перестает всех слушаться. Его строптивость проявляется на все, что предлагают взрослые – это обычные предметы, просьба умыться или почистить зубы, приглашение в гости или на прогулку.

Меры воздействия:

  • используйте смену деятельности как метод воздействия на данном этапе (например, вместо уборки своих игрушек предложите ребенку поиграть в конструктор или порисовать). Если не настаивать на немедленном исполнении вашей просьбы, то скоро малыш сам все сделает, как нужно.

Настоящий бунт

Такой маленький бунтовщик будет постоянно со всеми конфликтовать и даже «воевать». Ему не нужен никакой существенный повод, чтобы в очередной раз сказать или прокричать свое «Не буду!» или «Не хочу!». Трехлетний малыш хочет постоянного внимания к себе и выполнения всех его прихотей.

Советы:

  • спокойно выслушивайте своего ребенка;
  • оставайтесь в любой ситуации доброжелательными;
  • если дело касается жизни и здоровья вашего ребенка, то необходимо настоять на своем решении проблемы (например, игра вблизи проезжей части, опасные качели или опасные предметы).

Своеволие

Своеволие – это в каком-то смысле синоним самостоятельности. Подрастающий ребенок хочет все делать сам – купить хлеб в магазине, перейти сам дорогу, открыть ключом дверь или включить свет. Некоторые пожелания такого рода вызывают у родителей и бабушек обеспокоенность, потому что «он еще ребенок».

Совет:

  • разрешайте своему малышу делать те дела, которые не угрожают его здоровью. Развивать самостоятельность просто необходимо. В этом возрасте у ребенка, кроме проявления самостоятельности, должно еще воспитываться терпение и желание добиваться положительного результата.

Что делать родителям?

Кризис трехлетнего возраста – и снова в бой?

  • Длительность кризиса трехлетнего возраста во многом зависит и от реакции родителей. Необходимо всегда оставаться спокойным и рассудительным при любом поведении вашего ребенка. Поберегите свои нервы и не поддавайтесь на провокации малыша. Крик или наказания в этой ситуации только нанесут вред.
  • Ограничения и запреты должны быть разумными, но и вседозволенность – это не то, что нужно в данной ситуации. Правила должны быть строгие, но только на действительно важные вещи и действия. Лучший выход для детей и родителей – это «золотая середина».
  • Любые попытки самостоятельности, которые не представляют опасность для жизни и здоровья ребенка, необходимо поощрять. Это касается стирки, уборки, приготовления пищи, ремонта. Пусть малыш по мере своих сил участвует во всех домашних делах вместе с мамой и папой.
  • У каждого ребенка должно быть право выбора. Например, какое платье или кофточку надеть в детский сад. Можно спросить у малыша в магазине, какой выбрать сок или каким цветом купить чашки. Даже такие непринципиальные для родителей ситуации повышают у ребенка самооценку и придают ему уверенности.

Как справиться с капризами и истериками

Чтобы уменьшить количество повторяющихся капризов и детских истерик необходимо проявлять как можно больше внимания и родительской любви к своему крохе. Ведь чаще всего такое поведение детей направлено именно на привлечение такой реакции родителей. Прислушайтесь к советам профессионалов:

  • Не нужно пытаться что-то объяснять ребенку в период эмоциональной вспышки. Если это происходит дома, то просто оставьте кроху в покое на некоторое время. Если такое поведение проявилось в многолюдном месте, то переключите внимание своего крохи на проезжающий автобус, пробегающую кошечку или красивый цветок.
  • Аффективную вспышку можно погасить с помощью игры. Попробуйте развеселить ребенка детским кукольным театром или веселой песенкой, семейной спортивной игрой или занятием с домашним питомцем.
  • Не забывайте о мерах профилактики. Перед походом в магазин или в гости пытайтесь заранее договариваться с ребенком о возможном развитии событий, чтобы предотвратить истерику. Не забывайте предлагать что-нибудь взамен того, чего нельзя.

Детских капризов и истерик будет намного меньше, если:

  • Родители сами не будут раздражаться, и будут сохранять спокойствие;
  • Со стороны взрослых малыш будет получать достаточное количество ласки и внимания;
  • Взрослые смогут вовремя определить причину «неправильного» детского поведения;
  • Родители не станут выяснять отношения с ребенком, пока он не успокоится.

Кризисный этап в жизни ребенка пройдет намного легче, если между ребенком и родителями взаимоотношения будут теплые и доверительные.

Кризис 3-летнего возраста: как правильно общаться с ребенком в этот период (видео)

Источник: https://babymir.net/krizis-trexletnego-vozrasta-priznaki-krizisa-i-kak-ego-preodolet/

Развитие детей в кризисный период: способы коррекции поведения

Кризис трехлетнего возраста – и снова в бой?

Ребенку исполнилось три года – уже в прошлом бессонные ночи, бесконечные стирки, прикорм. В этом возрасте дети уже самостоятельно едят, охотно идут на контакт с ровесниками, могут выразить свои потребности, объяснить некоторые поступки. Казалось бы, наступила та благословенная пора, когда в период некоторой самостоятельности ребенка мамы и папы могут позволить себе заняться собственными делами. Однако любые планы родителей разрушаются вмиг только потому, что любимое чадо внезапно заявляет о своем повзрослевшем «Я».

В столь раннем возрасте ласковое и послушное дитя вдруг может стать совсем другим. Малыш начинает капризничать, проявлять упрямство и непослушание, становится необычайно требовательным. И все это потому, что наступает кризис трехлетнего возраста.

Конечно, нельзя оставаться равнодушным к тому, что происходит. С истеричным поведением ребенка нужно бороться, и эффективность этой борьбы возможна лишь в том случае, когда есть четкое понимание, в чем состоит особенность развития ребенка в этом возрастном периоде.

Также очень важно знать, каковы причины подобного поведения. Лишь в этом случае все меры, предпринимаемые родителями, будут результативными. В противном случае можно предсказать, что они столкнутся с морем слез и яркими проявлениями истерики.

Здесь уместно будет напомнить о том, что кризисом трехлетнего возраста специалисты называют именно тот физиологический процесс, при котором идет кардинальная перестройка связей между функциями отделов головного мозга. Теперь полушария начинают действовать по-разному – как у взрослых. А еще в столь раннем возрасте начинается первичное становление ребенка как отдельной независимой личности.

Еще вчера родители не знали, как развить в своем малыше самостоятельность, и вот сегодня он эту самостоятельность проявляет в избытке. Стоит приготовиться к тому, что теперь слова «я хочу» ребенок будет произносить наиболее часто. Развитие ребенка достигло того уровня, когда кроха уже осознает себя личностью, у которой есть свои собственные потребности и желания.

Однако проблема не в том, что дети в трехлетнем возрасте осознают себя как личность, а в том, что они не знают, как с этим быть. Ребенок еще не понимает способов проявления себя и предпринимает отчаянные попытки самоутвердиться, доказать старшим свою позицию.

Причем прощупывание границ дозволенного происходит даже в самых пустяковых вопросах. Как это делается? Ребенок пытается добиться своего с завидным упрямством.

Чаще всего ему приходится кричать и закатывать истерику, потому что поступать по-другому он просто не умеет.

У кризиса трехлетнего возраста есть свои характерные признаки, которые не позволят спутать их с похожими проявлениями – например, недостатками воспитания.

Кризис трехлетнего возраста – и снова в бой?

Детские психологи выделяют несколько факторов яркого проявления возрастного кризиса.

Эта черта у детей начинает выходить на первый план вне зависимости от важности или уместности повода. Малыш может не испытывает острой нужды в чем-либо. Просто он принял для себя определенное решение и теперь не собирается от него отказываться.

В конкретном случае не нужно путать упрямство с настойчивостью. О настойчивости можно говорить лишь тогда, когда ребенок действительно чего-то искренне хочет и ищет адекватные пути исполнения желаемого.

Развитию ребенка в трехлетнем возрасте может сопутствовать и достаточно агрессивное поведение, когда он обижает своих сверстников, домашних питомцев и даже родителей. Дети идут на неосознанную грубость в попытке любой ценой отстоять свою позицию. Нередко в столь раннем возрасте происходят конфликты на игровых площадках и в детских садах.

К счастью, свою злость и негодование в большинстве случаев ребенок все же растрачивает на свои игрушки, книжки, мультфильмы, которые он ранее любил.

Ребенок может отказываться от выполнения привычных дел, которые до этого делались каждый день. Он не хочет чистить зубы, мыть руки, укладываться спать. Прежний алгоритм действий перестает его устраивать. Теперь он все будет делать по-своему – так, как ему захочется.

  • Отрицательное отношение к взрослым.

На столь ранний возраст приходится еще одно негативное проявление кризиса: ребенок может совершенно не воспринимать то, что ему говорят старшие. То есть малыш отказывается выполнять что-то только потому, что ему это предложили взрослые. Неприятие проявляется даже относительно того, что нравится ребенку.

Этими словами малыш отвечает на любое предложение помощи. Ребенок действительно желает все делать самостоятельно, без содействия родителей. Впрочем, бывает и так, что к подобному поведению приводит чрезмерная опека, которая просто мешает малышу самостоятельно развиваться.

Маленьким диктатором может попытаться при содействии родителей стать ребенок, который является единственным в семье. Возможно, у него большая разница в возрасте с братом/сестрой.

В этом случае он желает показать свою власть: малыш под любым предлогом навязывает свои правила, указывает всем, кто и чем должен заниматься.

Когда чадо не одно, и разница между детьми невелика, то порой именно так проявляется детская ревность.

У детей может быть весьма острая реакция на позицию взрослых, особенно, когда те не разделяют их взгляды. В этом случае ребенок начинает активно протестовать способами, доступными для его возраста: слезами, криками, истериками. На такое поведение нельзя реагировать жестким наказанием. Каждый отдельный случай требует индивидуального подхода.

В период кризиса дети чрезмерно эмоционально воспринимают как успехи, так и неудачи. И когда у них что-то получается очень хорошо, может проявиться выраженное чувство гордости.

Читайте также:  Когда вводить первый прикорм?

Кризис трехлетнего возраста – и снова в бой?

В кризисный период родителям придется набраться терпения и придерживаться единой линии поведения, позволяющей мягко, но настойчиво корректировать поведение ребенка.

  • Поощряйте детскую самостоятельность.

Ребенок рвется рисовать на стене? Пусть рисует, но на прикрепленном к стене листе бумаги. Появилось желание стирать? Пусть стирает. Приготовьте ему тазик с водой и несколько носовых платков. Ранний возраст не помеха для таких дел. Предоставьте ему возможность проявить самостоятельность.

  • Демонстрируйте спокойствие.

Кризис трехлетнего возраста длится порой довольно долго. Но развитие ребенка продолжается и в этот период: он по-прежнему ориентируется на эмоциональное поведение близких. Родители должны сдерживать негатив и раздражение. Кричать и тем более бить ребенка нельзя.

Не упрекайте детей в каких-то абстрактных вещах. Наказывайте ребенка адекватно и только за конкретные проступки.

  • Предоставляйте право выбора.

Не стоит разговаривать с ребенком исключительно в приказном тоне. Формируйте доверительные отношения, уважая его точку зрения. По возможности позвольте ему принимать несложные бытовые решения: выбирать себе одежду для прогулки, книжку для прочтения на ночь, вариант маршрута для прогулки и прочее.

Обговаривайте возникающие конфликты. Объясняйте, малышу в чем конкретно он не прав. Делайте это не во время конфликта, а когда стихнут все негативные эмоции.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Источник: https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/vospitanie_detey/krizis_trekhletnego_vozrasta_u_detey_sovety_roditelyam/

Кризис трехлетнего возраста и снова в бой

Кризис – это период, когда происходит активное формирование новых черт личности, становление новых взаимоотношений в обществе. В 3 года это происходит следующим образом:

  • Ребенок начинает проявлять самостоятельность и болезненно воспринимает попытки взрослых помогать  ему, все чаще звучит фраза: «Я сам!»;
  • Происходит осознание понятий «мое» и «не мое», появляется стремление оградить свое, пресечь       попытки других овладеть этим своим;
  • Сопротивление всему и всем, стремление сделать наоборот;
  • Проявление агрессии к взрослым и сверстникам, особенно это может проявляться по отношению к одному из близких родственников, например, к бабушке, которую раньше преданно любил;
  • Авторитарность, ребенок пытается указывать взрослым, что они должны, по его мнению, делать;
  • Появление новых эмоций, например, гордость после похвалы;
  • Истерики, попытки манипулировать взрослыми.

Кризис в этом возрасте может проявляться в меньшей или большей степени. Спровоцировать его может гиперопека со стороны взрослых, ограничение самостоятельности, отсутствие единого стиля воспитания, когда один из родителей пытается проявлять строгость, а другой балует.

В 4 года ребенок начинает осознавать себя не частью мамы, а самостоятельной личностью. Он понимает, что когда-то был маленьким, и живо интересуется, что с ним было раньше. В этом возрасте малыш считает себя взрослым и может указывать другим на их неправильное поведение.

Кризис в 4 года в большинстве случаев продолжение кризиса трехлетнего возраста, точнее, его отголоски. В целом ребенок в этом возрасте ведет себя более сдержанно, и все же могут присутствовать следующие проявления:

  •  Ребенок не слушается, проявляет упрямство;
  •  Он все еще охвачен духом противоречия и делает все наоборот;
  •  Он может обидеться и замкнуться в себе;
  •  Он эмоционально нестабилен, то бурно радуется, то плачет, а то вообще безразличен ко всему;
  •  Он стремится быть только первым и болезненно воспринимает неудачи;
  •  К физиологическим признакам можно отнести плохой сон, отсутствие аппетита, снижение иммунитета.

В возрасте пяти лет ребенок старается подражать взрослым, он уже способен управлять своими эмоциями, у него появляются  определенные интересы, увлечения, все больше его привлекает общение со сверстниками, все меньше он нуждается в маминых ласках.

Кризис 5 лет у детей тоже имеет определенные симптомы:

  •  Ребенок в этом возрасте очень нервный, его реакция на слова или поступки взрослых может быть бурной;
  •  Малыш очень хочет быть похожим на родителей, но он осознает, что до взрослого возраста ему еще очень далеко, и это одна из причин нервозности, порой замкнутости;
  • В 5 лет ребенок вдруг начинает врать, на самом деле так он фантазирует, выдает желаемое за действительное;
  •  Пятилетки часто бывают неразговорчивы, у них пропадает желание делиться с мамой или папой своими переживаниями, успехами, неудачами, впечатлениями;
  •  Самый опасный симптом – появление страхов, например, страха темноты;
  •  В этом возрасте дети уже имеют некоторое представление о смерти, и у них появляется страх потери близкого человека;
  •  Признаки кризиса любого возраста – упрямство, непослушание, агрессивность, и пятилетним детям они тоже присущи.

Предлагаем ознакомиться:  Ребенком в возрасте до 14 лет

Что советуют психологи?

Нужно ли помогать ребенку, который переживает возрастной кризис? Безусловно. Во-первых, сам малыш очень утомляется, испытывая бурю эмоций. Во-вторых, самих родителей выматывает такое неуправляемое поведение ребенка.

В принципе, подходы к воспитанию в 3-5 лет примерно одинаковы:

  •  Родителям следует отказаться как от авторитарного стиля, так и от чрезмерной опеки, нужно постараться найти золотую середину, давая малышу определенную самостоятельность, прислушиваясь к его мнению, обсуждая и анализируя с ним его хорошие и плохие поступки;
  • Всем взрослым членам семьи необходимо договориться и выработать единый подход к воспитанию;
  •  Частые истерики у ребенка, конечно, могут вывести из себя кого угодно, однако, необходимо вести себя в эти моменты хладнокровно, не реагируя на вопли, а чтобы предотвратить истерику, нужно научиться переключать внимание малыша;
  • Если малыш упрямится, пытается оспаривать все, что ему говорят взрослые, не стоит продолжать дискуссию и силой пытаться переломить его упрямство, он ведет себя так, прежде всего, потому, что пытается найти слабое место взрослого, новые способы манипулирования родителями;
  • Не нужно поторапливать ребенка за столом или в детском саду, когда он одевается, возможно, таким образом он пытается заставить родителей помогать ему, как это было в более младшем возрасте, пусть есть целый час, тогда и следует выпускать его из-за стола;
  • Нужно давать ребенку возможность почувствовать себя взрослым, давая ему несложные поручения, например, в его обязанности может входить полив цветов или кормление рыбок;
  • Родителям придется учиться находить компромиссы в сложных вопросах, в чем-то уступать малышу, иногда признавать его правоту, спрашивать совета, например, папа может спросить у сына, какой букет больше подойдет маме, а у дочки спросить совета, какую рубашку надеть на семейный ужин;
  •  Четырехлетнего ребенка нужно постепенно приучать к труду, как минимум, он должен собирать игрушки, а в 5 лет уже и постель может застелить, и чашку за собой помыть;
  •  Как бы ни хотелось поругать ребенка за изодранные брюки или принесенного с улицы котенка, делать это нужно крайне редко, вообще, любое наказание – это исключительная мера воспитания, когда малыш действительно совершил серьезный проступок, иначе он просто привыкнет к постоянным понуканиям, упрекам, наказаниям и перестанет на них реагировать или станет выплескивать злость на более слабых.

Предлагаем ознакомиться:  Как вывести гниды у трехлетнего ребенка

Все советы, которые предлагаются родителям в этой статье, обобщенные, но каждый ребенок индивидуален, и возрастной кризис у каждого из них проявляется по-разному. Родителям важно понимать потребности своего ребенка, тогда этот сложный период пройдет менее болезненно.

Что делать?

От мамы зависит довольно много. И в такие кризисы мы должны занять правильную позицию… Помочь ребенку побыстрее пройти через этот период жизни.

Как правило, в три года ребенку не хватает свободы. Ему хочется быть самостоятельнее. Хочется чувствовать свою значимость. И весь кризис — это своеобразный бунт за свободу. Мы должны удовлетворить эту потребность в свободе. Так или иначе.

Если же вы понимаете, что ребенок и правда затеял «бунт», прислушайтесь к следующим советам:

  1. Не паникуйте и не вините себя ни в чем.
  2. Постарайтесь относиться к ребенку с уважением. Проявляйте больше внимания к его мнению, к его интересам. Это уже не крошечный малыш, а почти взрослый человек!
  3. Как можно чаще давайте ребенку возможность выбирать. Пусть он выберет из предложенных вариантов, куда вы пойдете гулять, что он наденет, что вы приготовите на ужин… Ищите возможности выбора на каждом шагу.
  4. Часто на ваш вопрос: «Будешь кушать суп или овсяную кашу?» малыш будет отвечать — «Макароны!» Но не отчаивайтесь. Объясняйте, что макарон в доме нет. Есть только суп и каша. Если ребенок сообщит, что тогда он ничего не будет есть… Уважайте его выбор. Пусть ничего не ест.
  5. Старайтесь быть как можно мягче с ребенком. По возможности давайте ему больше любви. Если малыш разрешает его обнимать (хоть иногда!) — обнимайте. Как минимум, по утрам. Побольше играйте в его любимые игры. Говорите приятные слова. Показывайте, что вы его любите, несмотря ни на что.
  6. Говорите, как вы понимаете малыша. Что вы понимаете, как ему обидно, что нельзя обедать макаронами. Озвучивайте его чувства: «Тебе грустно, ты расстроен, ты злишься».
  7. Иногда нужно проявить свое жесткое «нет». Если малыш затеял что-то опасное, нужно твердо и решительно пресекать это. Как бы он ни истерил. Вы должны занять позицию: «Так делать нельзя. Поэтому, к сожалению, я обязан унести тебя отсюда».
  8. Если вы не можете обойтись без наказаний, наказывайте. Но не шлепками. Важно как-то отстранить ребенка. И делать это не со злостью, а спокойно, из чувства долга. Я выводила дочку за дверь комнаты. На минуту-две. Для нее это было серьезным наказанием.
  9. Отделяйте поведение малыша от самого ребенка. Он ведет себя так не потому что он плохой. А потому что в нем происходят изменения, которые он не может спокойно «переварить». Сам ребенок остается хорошим и любимым.
  10. Этот метод нежелателен, но я им пользовалась от отчаяния. Находите момент собственной выгоды. И подайте это, как логичное последствие. Например, дочка разбросала какие-то вещи и игрушки. На что я говорю, что не буду с ней играть, пока она все не уберет. Потому что я не играю в беспорядке. На это дочка продолжала увеличивать беспорядок, но я получала много свободного времени. Здесь важно не отступать от своих слов.
  11. Насколько это возможно, уменьшайте возможности для конфликтов. Например, уберите до лучших времен мозаику, если не хотите собирать ее по всей квартире. Уберите подальше одежду не по сезону (если малыш настойчиво желает летом гулять в куртке). Не ходите гулять с самокатом, если ребенок не желает везти его обратно. И так далее.

Кризис трехлетнего возраста – и снова в бой?

Детские кризисы — это еще и возможность заглянуть внутрь себя. Увидеть свои недостатки, оценить непаханное поле для работы над собой. Когда ребенок послушный, кажется, что я очень даже неплохая мама. Но кризис обнажает все наши проблемы… И помогает нам стать лучше.

Поэтому важно принять этот этап вашей жизни с малышом с благодарностью. Учитесь быть мудрее, терпеливее, мягче. Учитесь любить своего ребенка. Бескорыстно служить ему. В подобные кризисы хорошо видны ваши мотивы.

Кризис трехлетнего возраста – и снова в бой?

Источник: https://baby4u.ru/krizis-trekhletnego-vozrasta-snova/

Кризис трехлетнего возраста

Кризис трехлетнего возраста – и снова в бой?В районе трех лет практически у всех детей наступает период, когда они из послушных и ласковых малышей превращаются в маленьких тиранов. Они становятся совершенно неуправляемыми, упрямыми и вредными. Какие же изменения происходит в сознании ребенка в этот период, почему они проявляются в его поведении таким образом и как себя вести родителям? По мере развития речи происходит трансформация восприятия ребенком окружающего мира. От непосредственно ощущения мира ребенок переходит к восприятию мира через его описание. «При помощи языка, грамматики и синтаксиса он узнает специфическое описание мира, которое его потом научат называть реальностью» Вот что мы читаем на эту тему у Карлоса Кастанеды:

«Для мага реальность, или мир, который мы все знаем, — это всего лишь описание этого мира». Ради подтверждения этой предпосылки дон Хуан сосредоточил все свои усилия на приведении меня к подлинной убежденности, что то, что я воспринимал как окружающий меня мир, было просто его описанием, которое вдалбливали в меня с самого рождения. Он указал, что всякий, кто входит в контакт с ребенком, является учителем, беспрерывно описывающим ему мир, вполоть до того момента, когда ребенок становится способным воспринимать мир так, как его описывают. Согласно дону Хуану, у нас не остается никаких воспоминаний об этом знаменательном моменте просто потому, что ни у кого из нас не могло быть никакой точки отсчета для сравнения его с чем-либо иным.

Читайте также:  Тридцать восьмая неделя беременности

Для дона Хуана реальность нашей повседневной жизни состоит из бесконечного потока интерпретаций восприятия, которые мы, индивидуумы, разделяющие некое специфическое членство, научились делать одинаковым образом».

Благодаря сходному восприятию действительности мы можем понимать друг друга, поскольку вкладываем сходный смысл в одинаковые слова; символический язык обеспечивает преемственность и расширение информационного поля. Благодаря употреблению языка ребенок может впервые выстроить представление о серии или последовательности событий, и таким образом начинает конструировать мир огромной временной протяженности. Он строит прочное понятие времени — не просто длящееся настоящее воображаемых объектов, как на предыдущей стадии, но линейную цепь абстрактных представлений, следующую от прошлого к будущему. «Поскольку теперь возможно вербальное представление последовательности событий, добавляется временное измерение: человек обретает свое первое понимание прошлого и будущего. Хотя еще нельзя точно измерить длинные периоды времени, прошлое и относительно отдаленное будущее появляются как полноправные временные измерения».

С появлением речи резко ускоряется развитие сознательного мышления, появляется способность к осмыслению происходящего, и, следовательно, неконтролируемый эмоциональный отклик на событие замещается более продолжительным временным промежутком между «стимулом и реакцией». Ребенок учится самоконтролю и владению собой.

Теперь, когда ребенок начинает осваивать мир времени, события не только непосредственно с ним случаются. но и могут воображаться во времени. Последовательную цепь событий можно выстроить в сознании, и в сознании же ее проиграть. Если происходящее в реальной жизни событие просто случается, то в пространстве языка появляется возможность выбора — я могу сделать то, или я могу сделать это. Возможность выбора, исключительно человеческое качество — наше благословение, и наше проклятие. Слово ИЛИ создает точку выбора, точку принятия решения, а, следовательно, вводит в осознание понятия причины и следствия, а также ответственности — следующие важные вехи в развитии личности.

Обретение языка — важный шаг в эволюции сознания. Однако, за него приходится платить немалую цену. Вместе с языком ребенок обретает прошлое и смотрит в будущее.

Вместе с понятием «прошлое» появляется сожаление, а вместе с понятием «будущее» — неопределенность и страх.

Одновременно с возможностью выбора появляется понятие «грех», и ребенок оказывается «выброшен из райского состояния неведения и доверия в мир разделенности, изоляции и смертности».

На предыдущей стадии развития физическое тело выделилось из материального окружения, теперь ум начинает дифференцироваться от физического тела. Плата за такой рост в сознании — признание собственной отдельности, а значит уязвимости и незащищенности. Поэтому большинство детей вскоре после обретения языка проходят через продолжительный период ночных кошмаров. В это время для ребенка как никогда важны любовь, тепло и поддержка со стороны родителей. В этот период, когда ребенок начинает ощущать себя как отдельную самостоятельную личность, он должен завершить процесс физического отделения от родителей. Он хочет занять свое, предназначенное только ему место в семейной системе. Начинается кризис трехлетнего возраста, время капризов и истерик, время великого противостояния «кто кого», по силе сравнимый разве что с подростковым кризисом.

Это время испытания родителей на прочность…

И когда станет совсем невмоготу, постарайтесь услышать за абсурдными требованиями, истерическими воплями, топанием ногами и битьем головы о пол крик о помощи маленького беззащитного существа, оказавшегося в одиночестве перед лицом обступившей его реальности.

Если ваш малыш решил закатить вам истерику, дайте ему почувствовать, что

  • истерикой он ничего не добьется;
  • вы понимаете его чувства и любите его, но не будете выполнять его требования;
  • не собираетесь с ним что-либо обсуждать, когда он в таком состоянии;
  • готовы ждать, пока он успокоится.

Когда он успокоится, обнимите его и пожалейте, ему самому не сладко. Не наказывайте за истерику, просто дайте понять, что таким способом он по определению не сможет ничего добиться. Из вас двоих сильный взрослый — вы; опора, поддержка, защита — вы. Ваша внутренняя сила должна стать его собственной внутренней силой. Но, может быть, ваш внутренний ребенок также беззащитен и слаб, как и ваш малыш? Тогда вы вряд ли сможете сохранить спокойствие и рассудительность в подобной ситуации, а значит, не сможете поддержать своего малыша и передать свою силу. Но кто же, если не вы, это сделает?

В статье использованы материалы из книги Кена Уилбера «Проект Атман».

Источник: https://materinstvo.ru/art/7759

Кризис трехлетнего возраста и как с ним справиться

Ребёнок начинает ощущать свою самостоятельность и у него появляется осознание самого себя как отдельной личности. Позитивным моментом этого периода является стремление к самостоятельности, он старается делать все сам: одеваться, раздеваться, выбирать что-то, есть, умываться, чистить зубы и т.д.

Ребёнок становится капризен, не управляем, непослушен, протестует против власти родителей, бунтует и упрямствует. Также для этого периода характерна быстрая утомляемость и склонность к психическим срывам. Малыш очень остро нуждается в общении, как с родителями и остальными родственниками, так и с другими детьми, принятии, признании, одобрении и поощрении.

Детская психология утверждает, что упрямство ребёнка является следствием дисбаланса между требовательностью и уважением взрослых. Существует опасность, что этот кризис затянется, войдёт в привычку. Но можно это предотвратить, позволив ребёнку самовыражаться и почувствовать себя значимым. Почувствовать себя любимым.

Каковы же симптомы вышеописанного кризиса?

  • Негативная реакция буквально на все. Он все отрицает и постоянно говорит «нет» безо всякой видимой причины. Он непослушен и делает все наоборот
  • Бунт против всего. Ребёнок чувствует себя маленьким и беззащитным, зависимым от взрослых, и как бы борется с этой «властью» взрослых, отстаивая свое «Я
  • Упрямство. Ребёнок становится необоснованно упрямым
  • Своеволие. Навязчивое желание все делать самостоятельно, не важно, что он это делает так медленно, что постоянно везде опаздывает
  • Агрессия. Она может быть направлена и на взрослых, и на детей
  • Обесценивание. Ребёнок нуждается в получении своего собственного опыта создания системы ценностей. Поэтому даже любимых маму и папу он может отвергать, дерзить и грубить им, бросить любимые игрушки. Не стоит реагировать на это негативно, так как это — преходящее состояние

Многие родители пугаются этих проявлений кризиса трехлетнего возраста, начиная переживать, что их чадо заболело, и начинают водить его по врачам, почему-то не доходя до детского психолога.

Другие, напротив, могут реагировать эмоционально на все это, раздражаясь, и начинают ужесточать меры воспитательных воздействий на малыша, чем только усугубляют конфликт. Слишком занятые родители вообще могут не заметить начало изменений в поведении ребёнка, и своим игнором усугубляют кризис, либо начинают потакать капризам.

Как же помочь ребёнку и не стать объектом его манипуляций?

  • Нужно создать малышу спокойную любящую атмосферу и чёткий режим дня
  • Постараться научить ребёнка осознавать изменение своего состояния
  • Научить понимать себя и окружающих. Объяснить ему глупость и бессмысленность бесконечного протеста
  • Уделять ему достаточно внимания
  • Не показывать ему свое превосходство над ним, стать ему другом. Общаться с ним как бы наравне, как со взрослым
  • Не реагировать на истерики, и ни в коем случае не сдаваться, стоять на своём
  • Постоянно показывать ему свою любовь
  • Поддерживать авторитет мамы и папы. Бабушек также надо убедить, что границы и запреты нельзя нарушать. Никогда! Пытаясь таким образом «переманить» ребёнка на свою сторону, они очень вредят ему
  • В случае истерики постараться его сначала отвлекать, никогда не меняя своего решения, а потом научить его самого следить за собой и успокаиваться

Конечно, это никогда не получится, если родители сами часто выходят из себя, не умеют контролировать свое состояние.

Так что, перед тем как начать воспитывать ребёнка, нужно сначала воспитать себя!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d76092ee4fff000aed43732/5d78c7a780879d00c341f7c2

Кризис трехлетнего возраста

Источник фото: Яндекс.Картинки

Трехлетний возраст ребенка — это время, при котором у ребенка появляется нетерпение почувствовать себя самостоятельным! Очень часто слышится фраза «Я сам». Выражается указанный период, у каждого малыша, по — своему. Эта возрастная черта называется кризисом трех лет. Привязывать кризис к возрасту, не нужно, так как это всего лишь условность. У одних перемены начинаются с двух с половиной, у других только с четырех. Случается, что период проходит незаметно. Временной отрезок данного периода зависит от отдельного случая, а еще – от грамотного поведения родителей.

Источник фото: Яндекс.Картинки

Причины

Для начала, о причинах кризиса трех лет и о значении для развития ребенка. Этот возрастной период важен в формировании представления о себе, как об отдельной личности. Присутствует потребность обозначить себя, как отдельное «Я», это выражается в сопротивлении всему, что исходит от взрослых.

Причиной также является восприятие малышом своей независимости, но исходя из особенностей возраста, ему, все еще, нужна помощь родителей, он проявляет злость на них, используя все свои средства.

Оттого как поведут себя родители в то время по отношению к своему чаду, будет зависеть формирование уверенности в себе, в своей нужности, и понимание того, что он любим.

Симптомы

Главный симптом, показывающий начало возрастных изменений — это упрямство во всех его проявлениях: независимость; самостоятельность; капризы; истерика.

Это важный, требующийся каждому малышу, этап оценивания себя как личность, со своими желаниями. Родителям необходимо осознать, что это очень серьезный процесс и не мешать его становлению. Без него ребенку будет сложно перейти на следующий этап развития.

Рекомендации родителям

Возрастные изменения сложны, в равной степени как для детей, так и для их родителей. Важно пересмотреть восприятие своего, уже не маленького, малыша. Если в процессе воспитания ничего не менять, то кризис продлится не один месяц.

От того, как ведут себя с ребенком взрослые, во время переломного периода, зависит, сохранятся сильные волевые качества, такие как активность, упорство и стремление к самостоятельности. Не станет ли он слабым, зависимым человеком с низкой самооценкой.

Нужно хвалить, уделять внимание, объяснять, ставить рамки и границы в поведении, заниматься совместным творчеством, не забывать о справедливости, по отношению к наказаниям. Чем быстрее родители начнут перестраивать свои взаимоотношения с ребенком, тем менее болезненно пройдет период кризиса. Важно проявить максимум терпения и лояльности.

Если ребенку дать возможность самостоятельно принимать решения, позволить совершать поступки, которые приведут его либо к успеху, либо к провалу, тем меньше времени уйдет на прохождение сложного периода становления личности.

Источник фото: Яндекс.Картинки

Разумность и знание особенностей возраста – основные помощники в нелегкой борьбе за счастливого в будущем человека. Необходимо любить детей такими, какие они есть и помогать им. Хорошо, когда рядом находятся любящие и понимающие люди, которые делают ребенка счастливым человеком. А для этого нужно приложить много терпения и сил.

Какие методы в воспитании вы использовали в этот период? Пишите в х!

Еще больше советов на канале СУПЕР МАМА!

Источник: https://zen.yandex.com/media/id/5d4481722f4ad700b33d49f4/krizis-trehletnego-vozrasta-5d67f9b080879d00ac5a5354?from=feed&rid=787058671.473.1567598818069.68535&integration=site_desktop&place=layout

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector