Особенности развития внимания и памяти у детей 3-5 лет, игровые занятия

Чтобы полноценно подготовить ребёнка к школе, нужно практически с самого его рождения обращать особое внимание на формирование высших психических процессов. Один из них — внимание.

Это избирательная, осознанная направленность восприятия на определённый объект в течение какого-то времени.

И если у малышей его как такового ещё нет (по крайней мере, оно очень незначительное), то развитие внимания у детей 3-4 лет, а уж тем более в 5 лет идёт практически семимильными шагами. И этому аспекту воспитания ребёнка необходимо уделять достаточно много времени.

Основные свойства

Особенности развития внимания и памяти у детей 3-5 лет, игровые занятия

  1. Объём. Если он маленький, невозможно одновременно сконцентрироваться на нескольких предметах, и тем более — удержать их в уме.
  2. Концентрация и устойчивость. Если они недостаточны, долго сохранять внимание, не ослабляя его и не отвлекаясь, невозможно.
  3. Избирательность. Без развития этого свойства дети не могут сосредоточиться на нужной части материала, необходимой для решения той или иной задачи, поставленной перед ними.
  4. Переключаемость. Если она плохо развита, трудно переходить с одного вида какой-нибудь деятельности на другой.
  5. Распределение. Без него ребёнок не сможет одновременно заниматься несколькими делами.
  6. Произвольность. Без её развития детям сложно сосредоточить внимание, если от него это потребуют.

Чтобы развитие внимания ребёнка в период с 3 до 5 лет соответствовало его возрастным особенностям, нужно целенаправленно работать над всеми выше перечисленными свойствами этой психической функции. Для этого есть специальные методики, игры, упражнения. Если драгоценный момент был упущен, и что-то не сформировалось в соответствии с нормами, придётся проводить специально организованную работу, подключая специалистов. Чтобы дело до этого не дошло, родителям полезно знать о возрастных особенностях развития внимания у детей 3-4-5 лет.

Особенности

Особенности развития внимания и памяти у детей 3-5 лет, игровые занятия

Общие

  • Способность управлять вниманием крайне невелика;
  • сложно направить его на предмет посредством словесных указаний;
  • для переключения требуется снова и снова повторять инструкцию;
  • объём включает в себя не более 5 объектов;
  • удержание возможно на протяжении всего 7-8 минут;
  • носит непроизвольный характер;
  • устойчивость зависит прежде всего от характера деятельности: на неё негативно влияет импульсивность малыша, капризное и безудержное желание тотчас получить нужный ему предмет, сделать что-то, ответить.

3 года

  • Идёт развитие первоначальной формы произвольного внимания;
  • распределение между 2 предметами или действиями практически недоступно;
  • малыш ещё не может быть внимательным как таковым;
  • внимание в этом возрасте проявляется только в конкретных психических процессах: ребёнок всматривается, вслушивается, хочет отгадать загадку, пытается читать «букварь», играет, увлеченно рисует.

4 года

  • Наконец появляется полноценная способность направлять собственное внимание на конкретный предмет или деятельность по указанию взрослого, по его инструкции;
  • соответственно, начинается развитие всех выше указанных свойств.

5 лет

  • Возникает самая первоначальная, элементарная форма полноценного произвольного внимания;
  • охотно и успешно играет в игры на внимание и память для детей 5 лет, выполняя все задания;
  • способен составить простейшую самоинструкцию для собственного внимания и следовать ей;
  • устойчивость формируется в активной деятельности, манипуляции предметами, в играх, при выполнении разных действий.

Вот такими темпами происходит развитие внимания детей 4-5 лет. В 3 года о формировании этой психической функции говорить ещё сложно, а через 2 года она уже должна соответствовать достаточно высоким критериям. Для того чтобы проверить, всё ли в порядке в этой области у вашего малыша, можно дать ему несколько несложных заданий на внимание.

Диагностика

Особенности развития внимания и памяти у детей 3-5 лет, игровые занятия

Диагностика развития внимания у малышей 4-5 лет проводится специалистами, а также при поступлении в 1 класс. Дома родители могут самостоятельно дать ему несколько заданий и посмотреть, насколько быстро и эффективно он с ними справится.

  1. Найти одинаковые предметы на картинке, назвать их цвет.
  2. Нарисовать 2 домика, 2 зайчика. Прочертить от каждого зверька тропинку к отдельному домику так, чтобы они пересекались. Проследить глазами путь каждого зайки к его личному домику. Показать, где кто живёт. Трудно сделать это зрительно? Разрешается провести по дорожке пальчиком.
  3. Раскрасить геометрические и неправильной формы фигурки по образцу.
  4. Нарисовать контуры нескольких (примерно 3-4) различных предметов так, чтобы они накладывались друг на друга. Найти, какие предметы изображены.
  5. Найти отличия на картинке. При затруднении разрешаются наводящие вопросы.

Если дошкольник затруднился выполнить какое-нибудь из заданий, значит этому аспекту следует уделять больше времени. А для этого существуют специально разработанные игры на развитие внимания у детей 4-5 лет, которые будут ему и полезны, и интересны одновременно.

Методики развития

Особенности развития внимания и памяти у детей 3-5 лет, игровые занятия

Неразрывно между собой связаны игры на внимание и память для детей 4 лет (+/- 1 год), так как эти две высших психических функции взаимосвязаны. Такие игровые занятия развлекут кроху, а попутно научат обращать внимание на что-то интересное и новое вокруг, что может пригодиться в дальнейшем.

Когда гуляете, описывайте все мелкие детали, встречающиеся вам на пути. Например, какие ярко-зелёные листочки на деревьях, какой красивый манекен на витрине, как весело виляет хвостом собака. Больше разговаривайте с крохой.

Чем бы малыш ни занимался, предлагайте ему комментировать то, что он делает. Пусть он в подробностях рассказывает вам, что он делает пальчиками при лепке или как вырисовывает штрихи и линии на рисунке. Года в 3-4 придётся родителям делать это самим. В 5 лет он уже сам сможет вам рассказывать обо всех своих действиях.

Мама (папа) в подробностях описывают ребёнку предмет, находящийся в комнате, но не называют его. Он должен сам отыскать его, угадать, о чём рассказывают. Начать нужно с общих черт, которые могут объединять загаданный предмет с другими. Потом постепенно сужать круг признаков. Чем раньше кроха угадает, тем лучше у него развивается внимание.

Интересная и весёлая игра на развитие внимания. Малыш должен внимательно посмотреть на маму 20-30 секунд, отвернуться и ответить на все мамины вопросы. Они могут быть самыми разными: «Какого цвета моя юбка?», «На мне висят бусы?», «Накрашены ли у меня губы?» Потом можно меняться ролями.

Эта игра на развитие внимания достаточно сложная, но обычно очень веселит детей. Она учит не отвлекаться от своего основного занятия. Дошкольник рассказывает стихотворение (можно просто считать), а взрослый пытается всеми способами помешать ему, отвлечь.

Подобного рода игры на развитие внимания у детей 3-4 лет позволят полноценно сформироваться данной психической функции. Это существенно облегчит жизнь малыша в дальнейшем, повысит его успехи в школьном обучении, придаст уверенности в собственных способностях.

Источник: https://vse-pro-detey.ru/razvitie-vnimaniya-u-detej-3-4-5-let/

Развиваем внимание у трёхлетнего ребёнка правильно

Последнее обновление статьи: 18.05.2019

Особенности развития внимания и памяти у детей 3-5 лет, игровые занятия

Особенности развития внимания у детей 3-х лет

В возрасте 3-х лет внимание ребенка чаще всего привлекают внешне интересные и яркие предметы, эмоциональные события. Сосредоточенным оно остается до тех пор, пока сохранен интерес к людям, игрушкам или действиям. Малыш легко отвлекается, может быстро бросить одно дело и начать заниматься другим.

Средняя продолжительность времени, когда ребенок сосредоточен на одном виде деятельности, составляет примерно 6-15 минут. Внимание у ребенка 3-х лет проявляется в различных психических процессах – он всматривается в заинтересовавшую его картинку, вслушивается в интересный рассказ, увлеченно рисует карандашами или играет, пытается читать книжки.

Распределение внимания между двумя разными действиями или объектами в таком возрасте практически невозможно.

В 3 года внимание у ребенка является непроизвольным, т.е. возникает непреднамеренно, само собой, и редко появляется под влиянием какой-либо задачи или цели.

Дети такого возраста не могут долго концентрироваться на одном объекте. По мере взросления начинает формироваться произвольное внимание, которое является результатом волевого усилия.

Его развитие происходит в процессе общения со взрослыми, во время игр и обучения.

Особенности развития внимания и памяти у детей 3-5 лет, игровые занятия

Внимание детей 3-х лет переключить непросто, поэтому очень важно заранее сообщить малышу об окончании игры, так как ему необходимо некоторое время, чтобы переключиться с одного вида деятельности на другой.

При этом внимание детей такого возраста очень сложно направить на какой-либо предмет с помощью словесных инструкций. Требуется несколько раз повторять просьбу, чтобы ребенок переключился на нужный объект.

Важно! Уважайте занятия ребенка – если он увлеченно чем-то играет, старайтесь не мешать и не отвлекать его. А если необходимо прервать занятие, предупредите кроху заранее, чтобы он имел возможность завершить игру.

Свойства внимания

Внимание обладает некоторыми особенностями и свойствами, которые характеризуют способности и возможности человека.

  • Концентрация – это удержание внимания на каком-либо действии или объекте. При недостаточно развитой способности концентрации внимания, малыш не может продолжительное время, не отвлекаясь, сосредотачиваться на определенной деятельности. У детей в 3 года развитие способности к концентрации находится на начальном уровне.
  • Переключаемость выражается в способности переносить внимание с одного объекта на другой. Развитие этого навыка у детей 3-х лет помогает им переключаться между разными видами деятельности.
  • Распределение – это умение одновременно выполнять сразу несколько действий либо удерживать внимание на нескольких разнородных объектах. Способность к распределению позволяет заниматься несколькими делами одновременно. В 3 года способность распределения практически отсутствует.
  • Устойчивость – это продолжительность времени, в течение которого человек способен удерживать внимание на каком-то объекте или действии. Степень устойчивости зависит от разнообразия выполняемых действий, причем действия или предметы могут меняться, а общее направление деятельности остается постоянным. Однообразные действия или предметы существенно снижают устойчивость внимания, особенно у детей в 3 года.
  • Объем внимания определяется количеством объектов, предметов или действий, которые человек способен воспринимать одновременно. У детей в возрасте 3-х лет он составляет не более 2-3-х предметов. Небольшой объем не позволяет удерживать в поле внимания несколько предметов.

Диагностика

Особенности развития внимания и памяти у детей 3-5 лет, игровые занятия

Родители могут самостоятельно проверить, насколько правильно идет развитие внимания у ребенка, и в каких вопросах ему нужно помочь. Все занятия у детей в 3 года проходят в игровой форме. Вы можете предложить малышу следующие задания:

  1. найти на картинке одинаковые предметы и назвать их цвет;
  2. раскрасить по образцу простые геометрические фигуры;
  3. найти отличия на двух похожих картинках.

Такие простые задания и игры позволят выявить, какие задачи вызывают трудности у ребенка и в соответствии с этим подобрать наиболее полезные упражнения. 

Развивающие игры

Развитие внимания и мышления у детей в 3 года происходит преимущественно в игровой форме. При этом очень важно создать обстановку, в которой малышу будет проще сосредоточиться.

Желательно убрать из поля зрения ребенка все игрушки и предметы, которые не пригодятся для занятия.

Старайтесь не давать для обычных игр предметы, которые предназначены для занятий, иначе интерес к ним будет потерян.

«Найди одинаковый предмет»

Простая игра, в которой можно использовать практически любые предметы – это могут быть конфеты, игрушки, карточки с картинками. Суть игры в том, чтобы дети находили одинаковые предметы.

«Общее и различия»

Хорошая развивающая игра, учит малыша концентрироваться и замечать мелкие детали. Для игры вам понадобятся похожие по форме или цвету предметы, а также карточки с рисунками. Попросите ребенка найти различия между двумя похожими предметами или картинками.

Особенности развития внимания и памяти у детей 3-5 лет, игровые занятия

«Что изменилось»

Эта игра полезна не только для развития малышей 3-х лет, но и для детей постарше. Использовать можно различные предметы – игрушки, карандаши, книжки. Их нужно расположить в один ряд, а затем попросить ребенка закрыть глаза, поменять пару предметов местами или убрать какой-то из них, и спросить, что поменялось.

Читайте также:  Причины энуреза (недержания мочи) у детей

«Что звучит»

Игра, которая развивает слуховое внимание. Вам понадобятся различные звучащие предметы и музыкальные игрушки. Приготовьте необходимые предметы, а ребенка попросите отвернуться.

Затем выберите какой-нибудь предмет и производите с его помощью звуки – позвените колокольчиком, постучите в барабан, подудите в дудочку или пошелестите страницами книжки.

Ребенок на слух должен определить, что это за звуки и какой предмет их издает.

«Запомни и расскажи»

Предложите ребенку рассмотреть простой рисунок, например изображения фруктов, овощей или игрушек. Затем спрячьте картинку и спросите малыша, что он смог запомнить – сколько было предметов, какого они цвета и т.д. Когда ребенок адаптируется к игре, можно брать картинки с более сложным сюжетом и большим количеством деталей.

«Сделай так же»

Возьмите раскраску с изображением одного крупного предмета, например яблока или мяча. Закрасьте половину рисунка, а затем предложите ребенку докрасить предмет таким же цветом.

Помните, что занятия с детьми 3-х лет не должны быть утомительными. Их продолжительность – не более 10 минут. Обязательно чередуйте активные и пассивные игры.

На развитие ребенка большое влияние оказывает окружающая среда и домашняя обстановка, в которой он растет.

Старайтесь больше общаться с малышом, постоянно обогащайте его знания, учите наблюдать и подмечать что-то новое и интересное на прогулке, дома или в поездке.

Это очень важно, ведь от уровня внимания зависит способность ребенка к восприятию, пониманию и усвоению информации, а также продуктивность учебной деятельности в целом.

Источник: https://rebenokrazvit.ru/deti-doshkolnogo-vozrasta/razvitie-sluxa-i-rechi/razvivaem-vnimanie-u-tryoxletnego-rebyonka-pravilno.html

Как развивать память ребенка 3-5 лет: способы, задания, время занятий

Когда ваше чадо было поменьше вы покупали ему развивающие игрушки и наблюдали с какой завидной смекалкой он складывает пирамидку, расставляет кубики и т.д. Пришла пора позаниматься вместе: порешать увлекательные задачки, раскрасить картинки и… позаботиться о его умственном развитии, важную роль в котором играет память.

Особенности развития внимания и памяти у детей 3-5 лет, игровые занятия

Чему учить

В современных школах подход к обучению иной, нежели в те времена, когда мы (родители) ходили в первый класс. Чтобы справиться с предстоящими нагрузками и «вывести» школьную программ, ваш ребенок к первому классу должен уметь:

  • схватывать большой объем информации (кратковременная памяти),
  • держать в уме несколько задач одновременно (оперативная память),
  • вспоминать нужные сведения в нужный момент,
  • откладывать информацию в «ящик» долговременной памяти.

Чтобы развить эти четыре функции памяти, нужно регулярно выполнять специальные задания. О них и пойдет речь ниже.

Как заниматься

В силу возраста ваш ребенок не в состоянии задерживать надолго внимание на заданиях, поэтому они должны быть короткими и максимально понятными для него.

Будьте готовы к тому, что обучение будет идти тяжело, ведь ничего подобного вы раньше ещё не делали: ребенку нужно время, чтобы понять, что вы от него хотите.

Но… и для вас, и для малыша, это будет полезный и приятный опыт, если вы сможете проявить максимум терпения и следовать рекомендациям по развитию памяти.

  1. Говорите задания мягким, веселым тоном. Для малыша занятия не должны стать чем-то обязательным, пусть они будут для него игрой. Используйте всю гамму положительных эмоций, чтобы заинтересовать малыша. Поощряйте, хвалите и предлагайте подумать ещё, если малыш ответил неправильно.
  2. Повторяйте задание, пока ребенок не поймет его сути. Говорите на доступном ему языке.
  3. Чтобы не отбить охоту заниматься, не заставляйте. Лучше отложите книжку и займите ребенка тем, что он любит делать больше всего. Но позже обязательно найдите способ заинтересовать его заданиями.
  4. Следуйте инструкциям. Если в задании написано «запомни, что лежит в ящиках, закрой картинки и скажи по памяти, что ты видел», значит так и нужно сделать, закрыть и не показывать пока не попытается вспомнить, а если не получилось, попытаться выполнить задание ещё раз.

Не переживайте, если ваш малыш не справляется с большинством занятий. Все дети уникальны, каждый ребенок в возрасте 3-5 лет имеет свои особенности развития, обусловленные генетикой и средой воспитания. Попробуйте понять в чём причина неудач.

Если причина неправильных ответов в непонимании задания, в незнании названий предметов, тогда начните с малого: объясните о каких предметах идет речь.

Если причина в другом, попробуйте найти другие задания, с боле простым описанием и более яркими картинками и понаблюдайте, как ваш ребенок будет справляться с ними.

Сколько время тратить на занятия

Сколько времени уделить на занятия в неделю? Сколько заниматься в день? Оптимальное время занятий определяется исходя из возрастных особенностей ребенка – 7 минут за раз, 1-3 раза в неделю (не чаще, чтобы не пропал интерес).

Существуют и специальные игры на развитие памяти, в них можно играть 2-3 раза в неделю или даже каждый день, не боясь отбить у ребенка интереса к занятиям.

Игры предпочтительнее, поскольку в активной деятельности процесс развития идет быстрее, а его результаты сохраняются надолго.

Полезно развивать память «между делом», не превращая занятия в обязательный ритуал. Например, если у вас есть два домашних питомца (два кота или кошка и собака), дайте одному мячик, другому клубок и произносите вслух, что и кому дали. Пусть малыш чуть позже, не глядя на животных скажет, кто с какой игрушкой играет (кошка с клубком, собака с мячиком).

Особенности развития внимания и памяти у детей 3-5 лет, игровые занятия

Обсуждайте с малышом всё, что происходит вокруг. Например, можете попросить малыша запомнить в чем одет его друг (подруга), если они играют вместе. Вместе назовите детали его гардероба: шапка, жилет, джинсы, ботинки. Немного позже (не больше 5 минут спустя), когда в поле зрения ребенка не будет его друга, спросите в чем же он одет.

Угадывайте источники звуков («Ой, а что это гудит/тарахтит…?»). Иногда можно попросить ребенка закрыть глаза и подать ему предмет, чтобы он на ощупь попытался определить что это у него в руках (тактильная память).

Задания для развития памяти

Задания можно взять у психолога на консультации, из специальной тетради для занятий с детьми или развивающие память игровые наборы – они продаются даже в супермаркетах (задания должны соответствовать возрасту малыша, он указывается на обложке или коробке, например, «3+», «4+» и т.д.).

Приведем пример заданий на развитие памяти.

Особенности развития внимания и памяти у детей 3-5 лет, игровые занятия

Вы можете создавать подобные задания и сами.

Например, выкладывайте задания из детских кубиков с картинками, просите ребенка запомнить, что на них изображено, а затем накройте чистым листом бумаги и проверьте, сколько картинок из 10-ти он запомнил (для 3-летнего можно взять пять кубиков, для 5-ти летнего – 10). Результат в пределах нормы – 7+/-2, это показатель того, что память хорошо развивается.

Можете показать малышу фотографии детей, называя их имена. Попросите ребенка запомнить, кого, как зовут. А покажите фото одно за другим и просите назвать их имена.

Положите в две коробки разного цвета разные игрушки, например, в красную куклу (машинку), в зеленую юлу. Попросите ребенка запомнить, в какой что лежит. Закройте коробки крышками и спросите спустя 1-2 минуты, что лежит в красной, что – в зеленой.

Учите вместе небольшие стишки («Гуси-гуси, га-га-га, есть хотите?..»), разгадывайте загадки («Угадай что это»), пересказывайте сказки («Колобок», «Морозко», «Репка», «Гуси-лебеди» и другие). Через месяц регулярных занятий вы можете попросить ваше чадо пересказать сказку самостоятельно. Задайте несколько наводящих вопросов: что происходило, с кем, где? что плохо, что хорошо?

Играйте в игры. Возьмите 5-6 картинок с изображением разных людей и одну с изображением паровоза. Представьте вместе, что карточки с изображением – это вагончики. В каждом «вагончике» каждый человек будет везти загадку. Правила игры:

  1. Человек в каждом «вагоне» должен быть назван, нужно также назвать загадку, которую он повезет в поезде.
  2. После положите карточки изображением вниз.
  3. Присоединить карточку к поезду можно только после того, как будет названа отгадка и человек, везущий загадку.
  4. Делайте ходы по очереди. И получайте за каждый правильный ответ одно очко. Можно предусмотреть дополнительные очки тому, кто подсказывает правильный ответ, если вдруг другой участник будет затрудняться ответить.
  5. Выигрывает тот, кто больше наберет очков. Приз – на ваше усмотрение.

Развивайте двигательную память – заучите пару танцевальных движений под любимую песню малыша.

Систематические занятия помогут перевести хаотичное развитие функций и видов памяти в стабильные умения и способности ребенка.

А чтобы процесс обучения не был стихийным, а целенаправленным помните, ЧТО вы пытаетесь добиться от занятий: чтобы малыш знал названия предметов (предметы мебели, одежды, игрушек) и держал в памяти несколько названий одновременно (словесно-смысловая память), мог сохранять информацию длительное время (ровно столько, сколько нужно для выполнения различных действий – оперативная память), чтобы вместе с памятью развивалась смекалка и сообразительность.

Источник: https://blog.lalipop.ru/psixologiya-i-razvitie/article/kak-razvivat-pamyat-rebenka-3-5-let-sposobu-zadaniya-vremya-zanyatiiy/

Занятия по развитию памяти и внимания у детей 3-4-5-6 лет

Особенности развития внимания и памяти у детей 3-5 лет, игровые занятия

Возрастные нормы

  • До года у детей превалирует моторная память. Они лучше всего запоминают и могут воспроизвести повторяющиеся действия и движения.
  • От года до двух происходит активное развитие нервной системы. Ребенок запоминает окружающих людей (помимо членов семьи), события, эмоциональные переживания. Кстати, «воспоминания детства» — то, что для взрослых людей олицетворяет чувство детского счастья, — как правило, относятся к этому возрасту.
  • Однако до 4 лет у детей память и внимание являются непроизвольными. Яркие предметы, сильные эмоции привлекают внимание и запоминаются сами собой. Специальных техник и методик для запоминания и удержания внимания дети пока не знают и пользоваться ими не могут.
  • В дошкольном возрасте — от 4 до 6-7 лет происходит большой рывок в развитии психических функций. Появившаяся возможность самоконтроля позволяет ребенку развивать произвольные внимание и память.

Нарушения внимания и памяти

Родителям следует обращать внимание на то, как развиваются у ребенка функции высшей нервной деятельности. Непроизвольные процессы удержания внимания и запоминания не поддаются контролю, а произвольную память необходимо развивать.

Нарушения памяти и внимания неизбежно влияют на способность к обучению, а значит отразятся и на общем интеллектуальном развитии.

На что обратить внимание:

  • Ребенок рассеян, небрежен в выполнении заданий.
  • Не может сконцентрироваться на одном деле, отвлекается на мелочи.
  • Ему сложно выполнить ряд последовательных действий, заданных взрослым. В 3 года ребенок способен запомнить и воспроизвести 4-5 таких «шагов» (пойти на кухню, взять со стола ложку, вернуться в комнату, постучать ложкой по двери, подойти к маме и т.д.), после 4-х лет количество действий, которые он может запомнить возрастает до 5-6 и выше.
  • Еще одним признаком является возможная нелюбовь к настольным играм — они также требуют сосредоточенности.

Упражнения для развития памяти и внимания

Запоминать и сосредотачиваться ребенку нужно учить. Большую поддержку могут оказать занятия со специалистами, которые помогут развить эти функции. Однако существует масса игр и упражнений, благодаря которым родители могут заниматься с детьми самостоятельно. Главное — желание и регулярность.

Читайте также:  Как купать ребенка

про развитие речи у детей в 3-4 года и развитие фонематического слуха.

Игры для детей 2-3 лет

  • Прятки во всех вариантах — от прячущейся под платочком мамы до запрятывания игрушек по комнате. Неизменно вызывает радость у детей, при этом активно развивает память, внимание, логику.
  • «Кто пропал?» Игрушки ставятся в ряд, после чего ребенок на мгновение отворачивается, а взрослый убирает один из предметов. Задача ребенка — угадать, кого нет на месте.
  • Вариации этой игры — поставить новую, дополнительную игрушку или поменять их местами, предложив ребенку восстановить порядок.
  • «Где ошибся художник?» Предложите ребенку «неправильную» картинку. Пусть он найдет, что нарисовано не так, как должно быть — корабли, летящие в небе, машина без колес и т. д.
  • «Делай как я» — называйте какое-либо действие, проговаривая его вслух («я шагаю», «я машу руками»), а ребенок должен повторять ваши движения. Превратите игру в «Путаницу» — говорите одно, а делайте другое.

Игры для дошкольников:

  • «Найди отличия». Дети с удовольствием разглядывают картинки, отыскивая, чем они отличаются друг от друга. Вы сможете подобрать такие задания как в интернете, так и в детских журналах и книгах с развивающими заданиями. Упражнение стимулирует как внимание, так и память.
  • Классическая игра «Съедобное-несъедобное» не только очень веселая, потому что в ней можно случайно «съесть» нечто невероятное, но и в вязи с тем, что она стимулирует внимание и быстроту мыслительной деятельности. Не откажите себе в удовольствии сыграть с ребенком!
  • «Вспомни все» — предложите ребенку закрыть глаза и по памяти рассказать, во что одет водящий, где лежит любимая игрушка, какие предметы мебели находятся у него за спиной или перед ним и т. д.
  • «Цепочка слов» — назовите любой предмет (например, стол), ребенок должен повторить слово и назвать еще одно, свое (стол, телефон), взрослый повторяет уже два слова и снова добавляет к ним еще одно. Играйте, постоянно удлиняя цепочку слов.

Игры для младших школьников:

  • Карточки «Memori» или «Пары» в этом возрасте пользуются большой популярностью. Играть в них можно он-лайн в интернете или купить (сделать самим). Сначала ребенок смотрит на открытые карточки, запоминая, где какая расположена. Затем карточки переворачиваются вверх рубашкой и по памяти нужно открывать парные карты.
  • Нестареющая классика — игра «Да и Нет не говорите». Ее наверняка помнят родители и даже бабушки и дедушки.
    Барыня прислала 100 рублей,
    Что хотите, то берите,
    Да и нет не говорите,
    Черный с белым не берите!
    Вы поедете на бал?
  • Задавайте провокационные вопросы, чтобы «вырвать» ответ, который нельзя не говорить. Обязательно поменяйтесь с ребенком местами, пусть он тоже постарается вас «поймать».
  • «Повтори за мной» — предложите ребенку воспроизвести нарисованный на бумаге узор или фигуру, сложенную из спичек. Чтобы усложнить задание, показав фигуру, закройте его бумагой, пусть процесс воспроизведения проходит по памяти.

Вспомните старый школьный «Морской бой», научите отпрыска играть в шашки и шахматы, играйте вместе! Такие развивающие задания обязательно понравятся ребенку. Конечно, они отнимут у взрослых некоторое время от домашних дел или отдыха после работы, однако наградой для вас обоих станут отличные результаты и прекрасные дружеские отношения с сыном или дочкой.

Запишитесь на консультацию!

Источник: http://karkusha.su/zanyatiya-po-razvitiyu-pamyati-i-vnimaniya-u-detey/

Как развить память, внимание и внимательность у ребенка 3-12 лет: упражнения, гимнастика и тренировка

Особенности развития внимания и памяти у детей 3-5 лет, игровые занятия

Проблема, как развить память у ребенка волнует всех заботливых родителей. Дети быстро впитывают информацию. Но, зачастую, из-за недостатка внимательности, плохой памяти им сложно обработать и запомнить ее. Это чревато нарушениями дисциплины, неуспеваемостью в школе, неуверенностью в себе.

У ребенка плохая память: что делать

Прежде, чем обращаться к специалисту, нейропсихологу, родителям следует проанализировать и устранить возможные источники проблемы.

Как влияет неправильный образ жизни на память ребенка?

Переутомление, недосыпание, несбалансированный рацион – вероятные ответы на вопрос, почему у ребенка плохая память. Активный отдых на свежем воздухе, 8-ми часовой сон в хорошо проветренном помещении обеспечат питание, а значит и развитие клеток головного мозга у детей.

Также на его работу благотворно влияют продукты:

  • фосфор (рыба);
  • Омега-3 кислоты (льняное масло, жирные сорта рыбы);
  • холин (яичный желток);
  • глюкоза и клетчатка (цельное зерно);
  • сложные углеводы (бобовые);
  • витамин В (молочные продукты);
  • железо и цинк (мясо, печень).

Важно! Сахар и сладости: фабричные кондитерские изделия, газированная вода, снеки нарушают баланс кровотока головного мозга ребенка. В результате ухудшаются высшие психические функции, в том числе и память.

Варианты эффективных занятий по развитию памяти

Как и любое другое умение, способность запоминать информацию совершенствуется при регулярных занятиях. Начинать тренировки можно в любом возрасте.

Малышам полезно читать сказки, особенно фольклорные, где множество повторений, коротких простых слов. Легко запоминаются потешки с созвучными рифмами. Одно из самых эффективных упражнений на развитие памяти, речевых навыков у детей – заучивание стихотворений.

Со свойствами сознания: мышлением, вниманием, двигательной и зрительной памятью взаимодействует мелкая моторика. Совершенствование навыков делать точные движения пальцами – идеальная гимнастика для детского мозга. Поэтому малышам полезно лепить, играть с крупами, горохом, катать предметы по поверхности стола.

Деткам постарше рекомендована пальчиковая гимнастика для развития внимания:

  1. Согните руки перед грудью, чтобы ладони были параллельно полу на одном уровне. Попеременно сжимайте то левую, то правую кисть в кулак.
  2. Сожмите кулаки на обеих руках. На одной руке поднимайте большой палец вверх, на второй показывайте кукиш. Одновременно чередуйте жесты.
  3. Поставьте руки перед грудью большим пальцем вверх. Одновременно сгибайте внутрь указательный и средний пальцы на одной ладони, мизинец и безымянный на второй. Чередуйте, увеличивая скорость.
  4. Прижмите друг к другу ладони на уровне груди. Разведите слегка пальцы так, чтобы они были прижаты: мизинец к мизинцу, указательный к указательному и т.д. Средние и большие пальцы остаются выпрямленными. Остальные попарно сгибайте.

  Все о социальном интеллекте

Диагностика на внимание для дошкольников

Профессиональную диагностику проводят специалисты. Но родители с помощью нехитрых тестов на внимание легко определят масштаб проблемы или ее отсутствие. Занятия требуют минимум времени и подручных материалов:

  1. Подготовьте карточки с изображением различных предметов. Для малышей – максимально простые, для младших дошкольников – времена года, профессии. Давайте 10 секунд на запоминание, уберите одну карточку. Малыши в 3 года должны правильно отгадывать задачи с 4 карточками. Старшим усложните задания, перемешайте изображения, попросите разложить в первоначальной последовательности.
  2. Этот тест определяет объем внимания. На листе бумаги нарисуйте ряд геометрических фигур, можно повторяющихся. Через 10 секунд убирайте или переворачивайте лист. Хороший результат – если ребенок смог повторить последовательность для 5-9 фигур (в зависимости от возраста).
  3. Вырежьте из журнала или распечатайте изображения различных предметов, надписи, знаки. Наклейте на лист бумаги 9-12 фрагментов, дайте 20 секунд, чтобы запомнить рисунок. У детей младшего дошкольного возраста средним уровнем считается показатель 7-8 изображений, которые он смог впоследствии назвать. Для старших следует усложнить задачу. Задавайте вопросы о количестве предметов, например: «Сколько цветов в букете? или «Над каким животным расположен вопросительный знак?».

Это не только тесты, но и отличные упражнения для развития внимания у детей разного возраста.

Важно! Занимайтесь регулярно по 10 минут в день. Старайтесь проводить занятия для развития памяти и внимания в игровой форме.

Что делать с невнимательностью ребенка в школе?

Рассеянность, несобранность, отсутствие у ребенка усидчивости приводят к плохим успехам в школе, нарушениям дисциплины, неуверенности в себе. Нередко причиной становится неумение сосредоточиться и воспринимать большое количество информации.

Лучший способ повысить внимательность – воспитывать организованность. У детей младшего школьного возраста необходимо выработать умение составлять четкий план действий.

Сначала взрослым следует проговаривать вместе с ребенком порядок поступков. Например, «Сложить рюкзак, не забыть сменную обувь, проверить пенал и т.д.». Со временем он сам будет контролировать ситуацию, станет собранным.

При подготовке уроков не исправляйте ошибки, позвольте малышу найти их самостоятельно. Это полезно для развития концентрации внимания. Это важное качество можно совершенствовать. Разделяют следующие свойства внимания:

  • объем (тест на проверку указан выше);
  • устойчивость (умение сохранять интерес при решении сложных задач);
  • концентрация (способность вникнуть);
  • распределение (способность делать несколько дел одновременно);
  • переключение (перемещение интереса с одного предмета на другой).

У школьника могут быть проблемы только с одной или несколькими категориями. Зная личностные особенности, родителям легче научить ребенка внимательности, способности контролировать свою память. Видимый прогресс наступает после нескольких недель регулярных занятий.

Важно! Поощряйте инициативу, хвалите за умение контролировать ситуацию. Это развивает самостоятельность, повышает самооценку.

Упражнения на развитие внимания для дошкольников (3-6 лет)

В этом возрасте память ребенка имеет особенности: механический или непроизвольный характер запоминания. При отсутствии нарушений легко усваивается все, что увлекает, вызывает сильные эмоции. Самые простые игры с малышом – идеальный способ, как развивать внимание. Ниже представлены варианты занятий для деток 3-4 лет:

  1. Поставьте перед крохой 4 предмета. Пусть малыш отвернется, уберите одну игрушку, попросите назвать, что пропало.
  2. Называйте ребенку три предмета на одну букву. Попросите повторить. Это развивает внимательность, увеличивает словарный запас, знакомит с буквами.
  3. Разучивайте простые танцевальные движения, попросите малыша точно их повторять.
  4. Пазлы, мозайка, конструктор способствуют воспитанию усидчивости.
  5. Из вырезанных из цветной бумаги фигур составляйте дом, поезд, машину и т.д. Называйте вслух форму, цвет, размер частей аппликации.

  Развитие абстрактного мышления

Для концентрации внимания ребят постарше незаменимы игры в шашки, шахматы. Сосредоточенность воспитывают: игры с лабиринтами, решение головоломок, нахождение отличий на картинках.

Автор методики для тренировки памяти Шамиль Ахмадуллин предлагает эффективный комплекс для дошкольников:

  1. Прикрепите на настенные часы вырезанные из бумаги буквы. Они должны располагаться между цифрами. Попросите ребенка следить за секундной стрелкой и после знака (хлопка в ладоши) называть место ее положения.
  2. Игра «До этого я» – не только полезная гимнастика мозга для детей, но приятный ритуал перед сном. Попросите малыша подробно рассказать о последовательности своих действий в обратном порядке. Например, «Надел пижаму, почистил зубы, поиграл, поужинал, пришел с папой из садика и т.д.»
  3. Игра «Вычеркни букву» благотворно влияет на развитие внимания для детей 6-7 лет. Распечатайте текст или используйте старые книги. Дайте задание вычеркнуть карандашом все буквы, например, «о», на первой странице. Выполняйте задание с секундомером. Отличный результат – не более 3-х пропущенных букв на листе.

Методики на память для младших школьников (6-10 лет)

В школе дети сталкиваются с большим объемом информации. Лучший способ, как научить ребенка запоминать ее – ускорить развитие произвольной и словесно-логической памяти. Если у него получится формировать образы, выстраивать связи между словами – он с легкостью усвоит школьную программу.

Эффективно ускорит развитие памяти у школьников игра в ассоциации. Скажите ребенку любое слово, пусть он придумает максимально количество определений, действий, характеристик этого предмета. Детям 8 лет и старше задавайте сложные вопросы: «Сколько весит?», «Что напоминает?».

Читайте также:  Лечится ли гепатит c?

Важно! Усложняйте задачу в соответствии с возрастом и интеллектом: называйте абстрактные существительные: «боль», «счастье», «терпение», «воздух», «сюрреализм».

Развить память ребенка поможет навык создания умственного образа. Продекламируйте ему отрывок из стихотворения и попросите устно описать пейзаж, обстановку, время года, характер героев. Если человек ярко представляет себе картинку, он легче запоминает ее.

  Как улучшить память, внимание, внимательность

Работа на следующем тренажере – действенный способ, как помочь ребенку быстро находить правильный ответ среди множества вариантов. Подготовьте таблицу и попросите ребенка прочитать слово «синий» или найти слова, написанные шрифтом определенного цвета.

Мозг у младших школьников создает два образа, возникает диссонанс, приходится переключать внимание, чтобы найти верный ответ. Для ребят от 9 лет и старше готовьте тренажер большего размера.

Таблицы Шульте помогают развить параллельное внимание для школьников, запоминать цифры, улучшить счет. Составить их легко самостоятельно. Нарисуйте таблицу и хаотично расположите в ячейках числа от 1 до 9. Их необходимо найти в правильном порядке. Выполняйте с секундомером. Для детей 8 лет и старше делайте большие таблицы 5х5, 6х6 и т.д.

Тренировки на концентрацию внимания и внимательность для школьников (10-12 лет)

У подростков способности усваивать материал находятся на самом высоком уровне.

Важно! Лучший способ, как развивать внимательность – читать ноты, играть на музыкальных инструментах. Заинтересуйте школьника чтением, настольными играми, судоку. Это увеличит словарный запас.

Нет лучшего метода, как развить внимательность у ребенка 10 лет, чем проверка его наблюдательности. Когда вы гуляете вместе, попросите описать в подробностях уже пройденный участок дороги.

Игра «Шаг назад» тренирует кратковременную память. Запишите на листике буквы, диктуйте их. Сделайте остановку. Попросите назвать последние 3 или 4 буквы. Визуальный вариант можно проводить с карточками с нарисованными геометрическими фигурами. Необходимо будет назвать форму и цвет.

В этом возрасте прекрасным вариантом, как повысить внимательность станет устное решение примеров из нескольких действий. Метод тренирует устойчивость внимания. Распределение, переключение совершенствуются, когда одновременно решаются примеры и мама читает вслух короткие пословицы, а затем просит их повторить.

На развитие мозга ребенка влияет множество факторов. Но настойчивые занятия, забота взрослых обеспечат отличную успеваемость и его успешность в будущем.

Источник: http://www.PamyatiNet.ru/pamyat-i-zapominanie/kak-razvit-pamyat-u-rebenka-3-12-let.html

Развиваем память и внимание детей в возрасте от 3 до 5 лет

21 Ноя 2016

Психологические черты возраста 3-5 лет

Ошибочно утверждать, что истинное развитие ребенка начинается в период его подготовки к поступлению в первый класс. Один из психических процессов высшего уровня – внимание – у ребенка формируется с момента рождения. Под вниманием понимается избирательное восприятие конкретного объекта в определенный промежуток времени. Процесс этот осознанный и не стихийный.

У детей в возрасте до 3 лет есть лишь предпосылки и скрытые способности к развитию внимания, которое проявляется слабо. К 3-5 годам внимание способно стремительно развиваться, что требует активного родительского участия.

Родителям, знающим о психологических чертах детского внимания в возрасте 3-5 лет, гораздо легче выбрать действенную методику развития внимания для своего ребенка.

Основные обязанности родителей

Далеко не каждому взрослому под силу быстро отсортировать главную информацию от второстепенной: нужное – взять, от лишнего – избавиться.

А ребенка тем более следует учить отбирать лишь важное в огромном потоке информации, который он воспринимает из окружающего его мира.

Родителям следует понимать, что при этом внимание, с одной стороны, является объектом развития, а с другой стороны – защитой для растущего детского мозга от переизбытка информации. Что это значит? razvitierebenca.ru

Дело в том, что к 3-4 годам внимание ребенку жизненно необходимо для распознавания нужных и ненужных сигналов внешнего мира.

Мозг реагирует на них мгновенно, но хранить их в неограниченном количестве не готов. А внимание «фильтрует» такие сигналы, избавляя детский мозг от перегрузок и сбоев.

Такая защита предупреждает возможные отклонения в деятельности и дальнейшем психическом развитии детей.

Объем информации, безусловно, важен, но если ее много. Вот почему родителям полезно изучить возрастные психологические черты внимания. Ведь любая развивающая методика, которую бы ни избрали родители или педагоги, не должна противоречить возрастным психическим возможностям ребенка.

Динамика развития внимания

  • Во-первых, обращаем внимание на объем информации, предназначенной для детского восприятия. Если информации очень много, то детское внимание рассеивается и не сразу концентрируется на главном. Если же информации крайне мало, то теряется возможность концентрироваться сразу на нескольких объектах, а значит, тренировки внимания и сохранения информации в памяти не происходит. Стало быть, информационный объем должен быть оптимальным для ребенка данного возрастного периода. Определить оптимальность информационного потока для ребенка несложно: в процессе занятий и после них не должно быть признаков переутомления и снижения интереса к новой информации.
  • Во-вторых, учитываем способность к концентрации на объектах и сохранению информации о них в памяти на длительное время. Если внимание неустойчиво, то сохранять его, не отвлекаясь, не получится.
  • В-третьих, стремимся к развитию избирательности у ребенка, которая помогает пользоваться узким информационным пространством для решения конкретной задачи.
  • В-четвертых, развиваем способность к переключению внимания с одного вида деятельности на другой.
  • В-пятых, помним о таком свойстве внимания, как распределение, без которого ребенку будет крайне трудно одновременно совмещать разные виды деятельности, что важно для его дальнейшей учебной и внеучебной деятельности.
  • В-шестых, работаем над произвольностью внимания, нужной ребенку, чтобы он мог его сосредоточить, когда это потребуется.

Итак, чтобы у детей от 3 до 5 лет внимание развивалось в соответствии с психологическими чертами возраста, требуется работать над всеми его шести свойствами. И эффективнее всего это получается в игровой деятельности, когда активизируется их живой интерес к происходящему, а значит, развивается и внимание.

Отсеиваем ненужное, концентрируемся на важном

Родителям важно усвоить одну истину: если в возрастном периоде от 3 до 5 лет внимание не совершенствовалось, то в дальнейшем – в школе и социуме – ребенок будет нуждаться в коррекционной работе специалистов с ним, что является нелегким процессом для развития личности. Чтобы развитие интереса проходило для ребенка менее болезненно, нужно работать над ним системно и своевременно.

  • Охарактеризуем общие психологические черты возраста детей от 3 до 5  лет:
  • — трудно контролировать интерес и сосредоточенность и управлять ими;
  • — трудно направлять внимание на объект через словесное оформление;
  • — требуется многократное повторение инструкции к действию;
  • — сложно переключать внимание с одного объекта на другой;
  • — требуется информационный объем – до 5 предложений (не более);
  • — воспринятая информация сохраняется в памяти около 7 – 8 минут;
  • — внимательность ребенка непроизвольна;
  • — на устойчивость внимания влияет заинтересованность ребенка в деятельности: малыш желает получить мгновенный результат деятельности, что возможно не всегда, и его интерес в таком случае часто ослабевает.

Возрастные особенности развития

У малышей-трехлеток происходят значительные изменения в психических механизмах развития внимания. Начинает развиваться первоначальная форма внимания произвольного типа. Малышу еще трудно распределять внимание между несколькими действиями или предметами.

Таких детей внимательными пока назвать не получается.

В этот период развития внимание прослеживается на уровне вслушивания в звуки, всматривания в объекты окружающего мира, детского желания найти отгадку к загадке, неумелых попыток к чтению, интереса к играм и рисованию.

Четырехлетки уже вполне способны сосредотачивать свое внимание на определенном предмете или виде деятельности с помощью взрослых или по заданному алгоритму действий. В этом возрасте развиваются свойства внимания как психического процесса: концентрация, избирательность, переключение, распределение.

У пятилеток формируется элементарное произвольное внимание, они преуспевают в играх, проверяющих и развивающих память и внимание, с желанием вступают в игру и стремятся выполнить все задания. Дети в этот период сами могут выстроить простейший алгоритм действий по заданию и его придерживаться. Внимание ребенка устойчиво, если они вовлечены в активную деятельность.

В любом возрасте уровень развития внимания у детей от 3 до 5 лет может быть оценен объективно лишь специалистом-психологом, который обычно дает несколько заданий на память и внимание и наблюдает, быстро ли и успешно ли ребенок с ними справляется или не справляется. Но результат такой диагностики следует воспринимать не как диагноз, а как ценные рекомендации к дальнейшей работе родителей и педагогов с малышом.

В процессе диагностики детям предлагается, к примеру, обнаружить одинаковые или похожие предметы на рисунке, прокомментировать их цвет или оттенки, найти дорожку к домику, поселить животное в домик для него характерный, найти непересекающиеся пути, дорисовать или раскрасить по шаблону, дорисовать контуры предметов, обнаружить различия в похожих рисунках. Наводящие вопросы могут выручить при прохождении подобных тестов, поэтому их задают обязательно, чтобы у детей не формировался психологический комплекс, и не исчезло желание работать далее. Как правило, повторная работа проводится над западающими фрагментами деятельности. Все игры или тестовые задания должны быть интересны детям, вовлекать их в активную деятельность. Лишь при этом условии их можно считать полезными для дальнейшего развития внимания и памяти (а эти два психические процесса связаны между собой очень тесно).

Развивающие методики

  • Гуляем интересно! При прогулке взрослый подробно описывает словами все, что видим и слышим вокруг себя; вместе с малышам он подбирает прилагательные-определения для всех объектов в поле зрения – какие цвета, какие звуки, какое дерево, какая собака и т. п.; следует добиваться, чтобы малыш называл качества предметов сам, помогать лишь тогда, когда совсем не получается.
  • Делаем и объясняем! Взрослый побуждает малыша объяснять, комментировать, что, как и почему он делает; в 3 годика малыш может слушать взрослого и учиться пояснять действия, а к 5 годам способен рассказать о своих действиях сам.
  • В поисках пропажи. Взрослый описывает в деталях предмет, который в комнате есть, но называть его нельзя; малыш сам пытается угадать то, о чем ему рассказали; чем раньше по возрасту ребенок начнет угадывать предмет, тем эффективнее продвигается развитие памяти и внимания.
  • Смотри и отвечай! Малыш смотрит на взрослого и отвечает на его вопросы: какого цвета одежда, есть ли бусы, какие ногти на руках и т. п.; взрослый и малыш меняются ролями, и тогда вопросы пытается задавать ребенок.
  • Помеха. Малыш пытается играть, рисовать, рассказывать стихотворение, считает вслух, а взрослый ему мешает это делать; игра учит не отрывать внимание от данной деятельности, отбрасывать ненужную информацию.
  1. Подобные развивающие игровые методики способствуют сближению взрослых и детей, зарождению привязанности и доверию между ними, но самое главное – работают на формирование и совершенствование внимания, без которого дальнейшее психическое детское развитие представляется проблематичным и болезненным.
  2. Если понравилась статья помогите проекту, поделитесь в соц сетях.
  3. активная ссылка при копировании обязательна на сайт http://razvitierebenca.ru/

Источник: https://razvitierebenca.ru/razvivaem-pamyat-i-vnimanie-detej/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector