Развитие двигательной активности у детей 1-2 лет

— Я его кормлю, кормлю — а он не растёт совсем. Может, у него глисты или что с гормонами не так? — Думает мама отстающего по росту и весу от своих сверстников малыша.

— Да что такое? Ест как все, а растёт, как на дрожжах? Может, это сахарный диабет или гормональное? — мучается мама крупного чада.

Как только малышу исполняется год, оказывается… ничего не меняется. Он не становится резко взрослее и продолжает жить так же, как и до этого. Для мамы одно облегчение: не нужно ходить ежемесячно на осмотры к педиатру, только раз в квартал.

Но так интересно знать: как развивается ребёнок? Не отстаёт ли от сверстников?

Скачайте чек-лист и узнайте, как правильно составить меню для малыша 1-3 лет

Оценка физического развития ребёнка начинается с измерений. Это сделать несложно. Однако как отличить норму от патологии? Для этого существует несколько способов.

По-старинке

Раньше все педиатры назубок знали формулы, помогающие оценить физическое развитие ребёнка. Некоторые пользуются ими сейчас. Почему бы и нет?

  • Как измерить ребёнка правильно и точно?
  • Рост
  • Формула вычисления роста до 4 лет = 100 — 8(4-n), n — возраст.
  • Считаем:
  • в годик = 100 — 8(4-1) = 100 — 24 = 76 см;
  • в два = 100 — 8(4-2) = 100 — 16 = 84 см.

Учитываем физиологический разброс показателей в 10% и получаем, что нормальным считается рост ребёнка:

  • в годик от 68,4 до 83,6 см;
  • в два от 75,6 до 92,4 см.

Развитие двигательной активности у детей 1-2 лет

  1. Вес
  2. Формула: 10,5 + 2n, n – число лет жизни.
  3. Вычисляем: двухлетка должен весить: 10,5 + 2х2 = 14,5 кг.
  4. Учитываем разброс показателей в 10%, получаем, что нормальным будет вес ребёнка:
  • в год от 8,95 до 11,05 кг;
  • в два года от 13,05 до 15,95 кг.

Посмотрите курс детского психолога «Периоды развития ребенка» (бесплатно в ViLine.Клубе)

Окружность головы

Окружность головы пятилетки равна 50 см. На каждый недостающий год убавляется по сантиметру.

Считаем:

  • в годик: 50-4 = 46 см;
  • в два: 50-3 = 47 см.

Учитываем разброс показателей в 10% и получаем границы нормы:

  • в годик от 41,5 до 49,5 см;
  • в два года от 42,3 до 51,7 см.

Современные измерения

И всё бы хорошо, но неточно, нет никакого деления на мальчиков и девочек.

Современные педиатры пользуются центильными таблицами.

Про то, как читать центильные таблицы у нас есть отдельная статья, но «шпаргалку» я всё же тут оставлю. Так читаются данные всех показателей.

Развитие двигательной активности у детей 1-2 лет

Рост мальчиков от года до двух

Развитие двигательной активности у детей 1-2 лет

Рост девочек от года до двух

Развитие двигательной активности у детей 1-2 лет

Вес мальчиков от года до двух

Развитие двигательной активности у детей 1-2 лет

Смотрите курс «Детский ортопед: о чем НЕ нужно волноваться маме» (бесплатно в ViLine.Клубе)

Вес девочек от года до двух

Развитие двигательной активности у детей 1-2 лет

Зависимость веса от роста (показатели мальчиков от года до двух)

Развитие двигательной активности у детей 1-2 лет

Зависимость веса от роста (показатели девочек от года до двух)

Развитие двигательной активности у детей 1-2 лет

Окружность головы — мальчики

Развитие двигательной активности у детей 1-2 лет

Окружность головы — девочки

Развитие двигательной активности у детей 1-2 лет

Внешний вид и особенности ребёнка от года до двух

Ребёнок выглядит непропорционально по отношению к взрослому: у него крупная голова, короткие конечности. Кости, связки и мышцы интенсивно растут и развиваются, поэтому чрезмерные нагрузки не нужны.

Правильно поступают мамы, берущие на длительные прогулки коляски или другие приспособления для перевозки детей — так малыши могут отдохнуть во время переходов и не испытывать костно-мышечных сверхнапряжений.

Ходит большинство детей неуклюже. Дело в том, что центр тяжести расположен выше и удержать равновесие сложно.

Неваляшка легко восстанавливает своё положение, так как центр тяжести у неё находится внизу. А попробуйте придать равновесие обычной пластиковой кукле — это сделать значительно сложнее.

Основные двигательные умения ребёнка от одного до двух лет

К году и трём месяцам кроха осваивает навык ходьбы и начинает активно передвигаться по дому, приседая там, где ему интересно для игры или чтобы поднять и рассмотреть игрушку. Некоторые дети могут пятиться и им это доставляет видимое удовольствие. Все малыши с удовольствием повторяют движения, показанные взрослым при игре.

  • Важное упражнение: присаживание с обручем. Мама держит обруч с одной стороны, а ребёнок — с другой. Мама говорит: «Приседаем!» и опускает обруч ниже — ребёнок приседает. Мама говорит: «Встаём!» и поднимает обруч повыше — малыш встаёт. В один подход — 3-4 раза.

К полутора годам детки начинают перешагивать препятствия приставным шагом, встречающиеся на их пути. Если понаблюдать за их играми, то можно увидеть своё отражение: дети этого возраста любят копировать действия взрослых.

Если мама — любительница поболтать по мобильнику, то ребёнок будет сосредоточенно ходить по комнате, прижав к уху подходящий предмет и «разговаривая» с воображаемым собеседником. Если папа часто сидит за компьютером — малыш увидит в одной из игрушек компьютер и будет повторять действия папы.

Дети курильщиков смешно берут в рот, к примеру, макаронину и понарошку «дымят».

С этого возраста некоторые дети умеют повернуться назад из положения стоя, чтобы взять игрушку.

  • Важное упражнение: перешагивание. На пол кладут гимнастическую палку. Мама берёт ребёнка за руку и вместе с ним перешагивает через палку, говоря: «Перешагиваем!» Постепенно малыш сам овладевает этим навыком.

Когда мой малыш станет взрослым, его рост будет…

В возрасте одного года девяти месяцев малыши осваивают ходьбу по поребрику (бордюру) — бруску шириной и высотой около 15-20 см. И это им очень нравится. Особый интерес представляют восхождение и спуск по наклонной поверхности, ступенькам. В этом возрасте наконец-таки становятся востребованными кубики и конструкторы лего (крупные): дети начинают строить дома и башни.

  • Важное упражнение: ходьба по наклонной доске. Сначала мама поддерживает кроху, потом страхует, а спустя некоторое время только наблюдает, находясь рядом.

К двум годам дети начинают преодолевать преграды высотой до 15 см, возникающие на их пути и делают это уже чередующимся шагом. Дети пытаются бегать, но это не всегда получается.

  • Важное упражнение: ползание на четвереньках. Особенно полезно тем деткам, которые не ползали до того как начать ходить. Мама устраивает полосу препятствий: подушки, низкие длинные скамейки по которым надо ползти сверху, стулья и табуреты под которыми нужно проползать, специальные тканевые трубы и т. д. Дети с огромным удовольствием преодолевают эту полосу препятствия несколько раз. Прекращать игру лучше до того, как кроха утомиться.

Когда я уставала — я сооружала такую полосу препятствия для дочери и пока она веселилась в ней — у меня было 20-30 минут для отдыха. А как вы решали эту проблемы с ребёнком в возрасте от года до двух?

Источник: https://viline.tv/deti/article/fiziceskoe-razvitie-detej-ot-goda-do-dvuh

Формирование двигательной активности детей 1-2 лет

Развитие двигательной активности у детей 1-2 лет

Чем больше и адекватно двигается ребенок, тем лучше у него формируется образ собственного тела, активнее развиваются мыслительные процессы и творческое начало, улучшается зрительное и слуховое внимание, тонизируется нервная система, появляется умение управлять своим поведением. Двигательные упражнения способствуют жизненной активности, уверенности в своих силах и полноценному психическому развитию личности ребенка.  

Формирование двигательных способностей ребенка происходит в соответствии с законом роста и развития детского организма, и требует от него умственного, физического и волевого напряжения.

Как правило, произвольные движения у младенцев формируются от центра тела к конечностям и сверху вниз: сначала укрепляются мышцы шеи (умение держать голову), затем – спины (умение приподнимать грудь), бедер (умение сидеть и ползать) и ног (умение стоять и ходить). Годовалый малыш уже достаточно свободно передвигается и многое умеет.

Однако в его движениях пока нет еще уверенности, раскованности, точности, ловкости и координации. Поэтому у детей второго года жизни следует тренировать мышечную систему, развивать моторику тела, рук и ног, укреплять дыхание, совершенствовать и расширять их двигательные возможности, помогать им осваивать более сложные движения, побуждая выполнять их быстро и четко.

  • Так же важно развивать у детей интерес и потребность в двигательных действиях.   
  • Советы по формированию двигательной активности детей  
  • •    Будьте доброжелательны к малышу и искренне заинтересованы в общении с ним.
  • •    Удовлетворяйте естественную потребность ребенка в движениях.
  • •    Побуждайте малыша выполнять физические упражнения вместе с вами, наблюдая, подражая и творя.
  • •    Малышам интереснее осваивать эмоционально окрашенные движения в играх, игровых упражнениях, сюжетно – ролевых занятиях.
  • •    Желательно сопровождать физкультурные занятия и игры музыкой, песенками, потешками.

•    Заинтересовать малыша можно и с помощью предметов (мячиков, обручей, ленточек, сюжетных игрушек и т.п.).

•    Для закрепления полученных навыков, необходимо на последующих занятиях многократно Развитие двигательной активности у детей 1-2 летповторять игры и упражнения, постепенно привнося в них новизну (повышение темпа, усложнение движений, смена последовательности и прочее).

•    Маленькие дети, несмотря на их активность и подвижность, быстро устают от однообразных движений. Поэтому не заставляйте ребенка выполнять одно и то же упражнение несколько раз подряд и чередуйте задания. 

  1. •    Играть с ребенком можно как дома, так и на улице.
  2. •    Поддерживайте, поощряйте и хвалите старания малыша.
  3. •    Предлагая игры и занятия, учитывайте индивидуальные, возрастные и физические особенности вашего ребенка.  
  4. Показатели развития крупной и мелкой моторики  
  5. 1 год – 1 год 3 месяца
  6. •    Одни ребенок в годик ходит, с трудом удерживая равновесие, при ходьбе поднимает руки, широко расставляет ноги и переваливается из стороны в сторону, часто падает.
  7. •    При затруднительных переходах может переходить на ползанье на четвереньках.
  8. •    Другой малыш будет уже длительно ходить и переносить игрушку, держа её обеими руками.
  9. •    Вползает по наклонной поверхности, сползает, залезает на диван и спускается с него на пол.
  10. • Устойчиво стоит, приседает, выпрямляется, наклоняется, поворачивается, пятится, подползает под препятствия.
  11. •    Поднимается по лесенке приставным шагом.
  12. •    Ходит по бревну или доске с поддержкой.

•    Подражает движениям взрослого или сверстника (поднимает руки, топает ногами, вращает кистями рук и т.д.).

  • 1 год 3 месяца – 1 год 6 месяцев
  • •    Хорошо скоординировано ходит в разных направлениях (прямо, по кругу, огибая предметы, 2-3 шага спиной вперед, переступает через неровности).
  • •    Ходит, перенося в руках предметы, размахивая ими, везя за собой машинку на веревочке или толкая перед собой каталку или кукольную коляску.
  • •    Ходит по слегка наклонной доске.
  • •    Поднимается и спускается по лестнице чередующимся шагом, залезает на шведскую стенку со страховкой.
  • •    Катит мяч в нужном направлении, скатывает его с детской горки, бросает мяч вниз, вперед, вверх, пытается ловить его.
  • •    Самостоятельно садится и сидит на стуле, скамеечке.
  • 1 год 6 месяцев – 1 год 9 месяцев
  • •    Выполняет разные упражнения по показу, словесной инструкции или самостоятельно.

Развитие двигательной активности у детей 1-2 лет

•    Перешагивает через небольшое препятствие на полу (игрушки, кубики и т.п.).

•    Ходит на носочках.

•   С поддержкой за руку ходит по гимнастической скамеечке, бревну или по другой ограниченной поверхности.

Читайте также:  Курантил при планировании беременности: инструкция по применению

• Может забросить мяч в корзину, выполнить упражнения с флажками, лентами, кольцами, гимнастическими палками и т.п.

  1. •    Легко влезает на диван, стул, спускается на пол.
  2. •    С удовольствием выполняет физкультурные упражнения и играет в подвижные игры.
  3. 1 год 9 мес. — 2 года
  4. •    Уверенно ходит по неровной дорожке, перешагивает через несколько препятствия.
  5. •    Самостоятельно ходит по доске, лежащей на полу.
  6. •    Залезает со страховкой на лестницу с перекладинами.
  7. •    Бегает в разных направлениях, подпрыгивает.
  8. •    Стоит на одной ноге, держась за опору; ходит на носочках.
  9. •    Подпрыгивает на месте и с небольшим продвижением вперед.
  10. •  Удерживает мяч одной или двумя руками, бросает мяч в цель, ловит мяч двумя руками, скатывает мяч с горки, ударяет по мячу ногой.
  11. •    Самостоятельно передвигается на машинке-каталке, отталкиваясь ногами.
  12. Книги для развития малыша
  13. Дарья Колдина

Источник: https://shkola7gnomov.ru/parrents/eto_interesno/fizicheskoe_razvitie/id/998/

Развитие двигательной активности у детей 1-2 лет

Развитие двигательной активности у детей 1-2 лет

Двигательная активность у детей просто впечатляет. Они готовы бегать, кататься на горках, прыгать чуть ли не круглосуточно. Конечно, это сильно выматывает родителей, но зато способствует развитию крупной моторики и расширяет круг возможностей для изучения окружающего мира.

Благодаря активным играм быстрее активизируются процессы формирования мышления и речи. Все это создает условия для гармоничного развития.

Как видим, двигательная активность у детей очень важна. Она позволяет малышу стать не только хорошим спортсменом, но и знаменитым художником или талантливым писателем. Поэтому вы должны всячески способствовать развитию двигательной активности у ребенка.

Считается, что двигательная активность и интеллект очень тесно связаны. В раннем детстве эта связь особенно важна. Кстати, потребность в движения у человека занимает второе место после потребности в дыхании.

Уже в год активность ребенка значительно возрастает. Он делает первые шаги, учится подниматься по ступенькам, пробует подпрыгивать. Каждое новое движение дается с трудом, поэтому ваша помощь необходима.

Для вас неумелые попытки малыша могут выглядеть забавно, но у него они вызывают чувство страха, который приходиться преодолевать. В такие минуты старайтесь быть рядом, чтобы вовремя его поддержать. Время от времени предлагайте новые интересные игры. Ваша уверенность передастся малютке, и у него все получиться.

Если ребенку не интересны ваши задания, заставить его их выполнять будет сложно.

Да и зачем? Для эффективного развития двигательной активности у ребенка, нужно заинтересовать малыша, чтобы он сам захотел что-то сделать.

Тогда это станет увлекательной игрой, в которую кроха будет играть с удовольствием. Используйте для этого любимые игрушки, которые будут попадать в «сложные» ситуации, а малыш должен будет их спасать.

В полтора года маленькому непоседе понравится повторять движения животных. Попрыгайте как лягушки или потопчитесь как медвежата.

В два года ребенок будет уже достаточно ловким, и можно устраивать соревнования на скорость. Например, кто быстрее проползет через комнату как паучок.

Чтобы развитие двигательной активности у детей приносило только пользу, не забывайте, что физическую нагрузку нужно увеличивать постепенно. Начните с простых упражнений, которые ребенок легко выполнит самостоятельно. И постепенно добавляйте новые. Но не чаще двух раз в неделю.

1 год – малыш может пройти 10 – 15 метров не останавливаясь. Если вы поможете, может забраться на невысокую вертикальную лестницу и спуститься с нее.

1 год 4 месяца – идет по обозначенной дорожке шириной 25 см.

1год 6 месяцев – сам садится на стул или лавку высотой 15 см. может пройти по наклонной доске.

1 год 8 месяцев – с легкостью преодолевает невысокие препятствия. Умеет кидать мяч в мишень.

2 года – ножки стали достаточно сильными. Пришло время для покупки трехколесного велосипеда.

Источник: http://ymp3.ru/moj-rebenok/razvitie-dvigatelnoj-aktivnosti-u-detej-1-2-let

"Физическое развитие детей от 1 до 2 лет"

  • «Физическое развитие детей от 1 года до 2 лет»
  • Выполнила воспитатель
  • МБДОУ детский сад №2 «Ромашка»
  • Кузнецова Ольга Владимировна

Физическое развитие детей 1-3 лет продолжается семимильными шагами.

Освоив навык хождения, малыши ведут себя все активней и активней, в этом возрасте их ни на минуту нельзя оставить без присмотра. Серьезные изменения происходят во всех системах и органах.

И очень многое зависит от того, как будут развивать ребенка в 1,2 и 3 года родители, каким навыкам и умениям они его обучат.

Как физически развивается ребенок в 1 год. Малыш, начиная с 1 года постоянно находится в движении, поэтому на скелет падает довольно большая физическая нагрузка. За детьми надо внимательно следить, чтобы они правильно сидели, спали не на слишком мягкой постели, носили обувь по размеру.

У ребенка в этом возрасте формируется процесс правильного теплообмена. Чтобы не нарушить его, ни в коем случае не следует допускать перегревания или переохлаждения малыша.

Поверхность кожи, приходящаяся на 1 кг веса тела, больше, чем у взрослых, поэтому дети могут легко перегреваться или переохлаждаться во время прогулок.

В процессе физического развития у ребенка 1 года совершенствуются органы дыхания и сердечно-сосудистая система, увеличивается их работоспособность.

Дыхание становится более глубоким, число дыханий к трем годам составляет 28-30 дыхательных движений в минуту, пульс — до 110 ударов в минуту.

Нормальное систолическое (верхнее) давление для ребенка в возрасте 1 года — 85-100 мм рт. ст., а диастолическое (нижнее) — 35-45 мм.

Особенностью физического развития ребенка в 1 год является замедленный рост волос и быстрая их смена. Толщина их постоянно увеличивается.

В этом возрастном периоде прорезываются первые коренные зубы. До 2-х лет количество зубов определяют так: возраст ребенка в месяцах минус 4. Таким образом, у ребенка в 18 месяцев должно быть 14 зубов. Но это, разумеется, усредненные данные.

Чаще всего к двум годам у малыша прорезываются уже все 20 молочных зубов. Их должно быть в каждом ряду по 10:4 резца, 2 клыка, 4 коренных; в отличие от взрослых, малые коренные зубы отсутствуют.

Развитие органов пищеварения у детей 1-3-х лет еще не завершено.

!!! В этом возрасте увеличивается ферментативная активность пищеварительных соков. Желудочно-кишечный тракт переваривает только хорошо обработанную пищу и недостаточно обезвреживает попавшие с пищей болезнетворные микробы.

На 2-м году жизни иммунитет, полученный ребенком при вскармливании грудным молоком, утрачивается, и вследствие этого малыши становятся более восприимчивыми к инфекции.

На втором году жизни в детском организме происходят значительные изменения. Начинается наиболее интенсивное развитие зрения, моторики движений и осязания.

Каждый месяц приносит прибавку в росте до 1 см, в весе -до 200 г. Ребенок интенсивно растет, у него развивается опорно-двигательный аппарат. Появляются новые двигательные навыки, совершенствуется координация движений рук. В результате ребенок много двигается и играет с предметами (кубики, пирамидки).

От 1 года до 1,5 лет ребенок дольше бодрствует (до 4-х часов). Он может обходиться без опоры, вставать и проходить небольшое расстояние, которое со временем увеличивается.

На развитие основных движений ребёнка частично влияют пропорции его тела: короткие ноги, длинное туловище, большая голова. Малыш до полутора лет часто падает при ходьбе, не всегда может вовремя остановиться, обойти препятствие.

Несовершенная осанка. Вследствие недостаточного развития мышечной системы ребёнку трудно долго выполнять однотипные движения, например, ходить с мамой «только за ручку».

Для детей второго года жизни характерна высокая двигательная активность.

Совершенствуется ходьба ребенка. Он учится ходить по неровной поверхности (поросшим травой небольшим возвышенностям), пытается обходиться без помощи взрослых. Неизбежны и падения.

Но упорству ребенка можно позавидовать. Ребенок уже в состоянии сам влезть на небольшой стул или диванчик, закрыть дверь. Он играет с пирамидками, пытается рисовать.

Малыш понимает простые указания и выполняет их.

Физическое развитие детей в этом возрасте уже позволяет им подниматься по лестнице – сначала с поддержкой, а потом и без неё. В год малыш пытается сам есть ложкой, одеться и раздеться без помощи родителей. Он охотно играет с мячом, строит из кубиков сложные сооружения.

Основной навык, который осваивает ребенок на втором году жизни, — ходьба. Его первые шаги еще неуверенные. Он часто падает и для скорости переходит на ползанье, чтобы быстрее достичь цели.

Одна из особенностей физического развития ребенка этого возрастного периода – хождение, переваливаясь с ноги на ногу. Когда малыш пытается бежать, то наклоняет туловище вперед, вытягивает руки.

Но ежедневная практика дает свои результаты.

В процессе того как развивается ребенок в 1 год, постепенно ему удается ходить прямо. Правда, он все еще широко расставляет ноги и руки для равновесия. Но зато для того, чтобы встать, он уже не хватается за опору.

Малыш становится на четвереньки, затем приседает на корточки и из этого положения встает прямо. Со временем он делает это все более уверенно. Весь второй год дети тренируются в ходьбе, и она доставляет малышам огромное удовольствие.

Дети чувствуют уверенность и начинают использовать свое новое умение. Ребенок бегает вперед, назад, по кругу, изображая самолетик.

Как физически развивать ребенка в 1 год? Нагрузки при физическом развитии детей старше 1 года должны строго соответствовать уровню развития жизненно важных органов.

При проведении физических занятий надо, чтобы ребенок понимал обращенные к нему слова, правильно выполнял все движения и не задерживал дыхание.

С этого возраста можно разрешать ребенку принимать недолгие солнечные ванны и купаться в открытых водоемах. Необходим индивидуальный подход к каждому ребенку.

Для того чтобы помочь малышу освоить ходьбу, нужно учить его ходить по ограниченной поверхности (узкой дорожке), почаще гулять по пересеченной местности, так как это труднее, чем передвигаться по комнате.

Другой навык, который осваивает малыш, — это самообслуживание. Ребенок уже достаточно владеет своим телом и пытается сам одеваться и раздеваться, есть, и имитировать движения взрослых. Конечно, сначала это усложняет жизнь родителям.

В процессе того как развивать ребенка в 1 год, нужно позволить малышу самому всовывать руки в рукава, надевать ботинки или снимать их. Пусть пытается самостоятельно причесываться. Можно сопровождать процесс одевания словами для обозначения действий, называть предметы одежды.

Пускай ребенок возьмет ложку и пытается, есть сам. Для него это пока игра. Вам нужно запастись терпением, вытирать кашу, лужицы супа и собирать еду по всему столу, полу. Конечно, легче накормить ребенка из ложечки. Но сначала малышу нужно позволить вволю освоить процесс кормления самого себя, а затем его докормить.

Со временем он будет владеть ложкой лучше и не придется больше уговаривать его съесть еще немного, ребенок сам съест столько, сколько нужно.

Необходимо убрать табуретки под стол, следить, чтобы рядом с газовой плитой их тоже не было. Можно соорудить ребенку горку из подушек и валиков.

Идеально подходит для освоения лазания горка. Здесь два удовольствия в одном — залезть и скатиться с горки вниз.

Читайте также:  Причины токсикоза при беременности

Не менее любимым занятием для малыша является «верховая езда». Для этого подходят и стульчик, и велосипед. Эти предметы должны быть устойчивы. Учитывая особенности физического развития детей 1-3 года жизни, нужно обеспечить безопасность малышей. Например, во время активных игр вокруг разложить подушки, чтобы неизбежные в первое время падения не имели серьезных последствий в виде травм.

Исходя из всего вышесказанного, необходимо определить ряд задач развития движений детей второго года жизни:

  • создавать условия, побуждающие детей к двигательной активности;
  • содействовать развитию основных движений;
  • учить ходить в прямом направлении, сохраняя равновесие и постепенно включая движения рук;
  • влезать на стремянку и слезать с неё, подлезать, перелезать;
  • отталкивать предметы при бросании и катании
  • выполнять движения совместно с другими детьми.

Источник: https://infourok.ru/fizicheskoe-razvitie-detey-ot-do-let-3424213.html

Двигательное развитие здорового ребенка. Как вовремя обнаружить отклонения в двигательном развитии детей?

Статья расскажет об основных этапах в развитии двигательной активности ребенка.

Движение является неотъемлемой частью полноценной жизни человека. Двигательная активность развивается у малыша от самого его рождения. Ее основные составляющие: крупная и мелкая моторика. Здоровый ребенок любознателен и активен в меру своего возраста, движения не причиняют ему дискомфорт и раздражения.

Если, по каким-то причинам, двигательная активность замедляется, в силах родителей развить ее надлежащим образом. Иногда, замедленное двигательное развитие говорит о серьезных заболеваниях. Поэтому, при наличии отклонений, необходимо обратиться к детскому врачу.

Значение двигательного развития ребенка

Двигательная активность — это основа полноценного развития малыша. невозможно гармоничное эмоциональное и умственное развитие, без активного познавания мира. Растущий организм нуждается в движении и для правильного развития всех органов и систем организма. Как правило, если у ребенка нет отклонений, его двигательная активность полностью соотносится с режимом дня.

Родителям рекомендуется лишь поощрять активность, а в более старшем возрасте позволять ребенку чаще играть в подвижные игры. Такая часть двигательной активности, как мелкая моторика начинает развиваться в дошкольном возрасте.

От того, как ребенок будет ею владеть, зависит его успешное обучение в школе. Поэтому, родители должны чаще играть с детьми в игры, которые развивают мелкую моторику.

Средства развития двигательной активности детей

Средства развития двигательной активности зависят, в первую очередь, от возраста ребенка. Спектр занятий будет отличаться у детей грудного возраста, дошкольников и школьников.

Для грудных детей существуют такие средства развития двигательной активности:

  • не нужно часто пеленать ребенка. Это негативно сказывается не только на его двигательной активности, но и на кровообращении организма в целом.
  • основное средство развития активности в грудном возрасте — собственные движения малыша (врожденные рефлексы)

Средства развития двигательной активности для дошкольников:

  • закаливание (пребывание на свежем воздухе, солнечные ванны и контрастные обливания водой)
  • гимнастика (утренняя, после обеденного сна)
  • подвижные игры
  • активный отдых (участие в кружках, в спортивных мероприятиях и эстафетах)
  • прогулки, походы
  • игры, развивающие мелкую моторику рук (конструкторы, пазлы)

Средства развития двигательной активности для школьников:

  • продолжения применения средств дошкольного возраста (закаливание, гимнастика и подвижные игры)
  • танцы
  • хождение в спортивную секцию

Диагностика двигательного развития детей

Не секрет, что активность ребенка зависит не только от генов, но и от режима дня. Для того, чтобы самостоятельно провести диагностики двигательной активности, нужно сравнить среднестатистические показатели нормальной двигательной активности данного возраста с активностью вашего малыша.

Диагностику рекомендуется проводить в спокойное для малыша время, когда он сыт и не хочет спать. Не нужно впадать в панику, если ребенок не выполняет каких-то действий. положенных в его возрасти.

Темпы развития у всех разные, а показатели усредненные. Однако, если задержка значительна, то это повод пройти диагностику у специалиста.

Показатели двигательного развития ребенка

Существуют стандартные показатели, которые демонстрируют двигательную активность ребенка.

  • Первый месяц жизни малыша сопровождается его минимальным движением. Активность проявляется во время физиологических потребностей. К концу первого месяца намечается расслабление мышц малыша, исчезает поза, характерная для плода
  • На второй месяц, малыш начинает поворачивать голову, хаотично размахивать ногами и руками
  • К концу третьего месяца жизни, движения перестают быть хаотичными. Ребенок может уже лежать на животе и приподнимать туловище. В это время развиваются органы зрения и ребенок с увлечение наблюдает за окружающим миром
  • В 4 — 5 месяцев у ребенка уже довольно развиты мышцы спины, он изгибает туловище, машет руками с игрушкой в руках. Он может уже ложится на бок, самостоятельно переворачиваться со спины на живот. В 5 месяцев ребенок может сжимать предмет всей ладонью
  • К 9 месяцу малыш учится сидеть. Вначале, хватаясь за палочку или пальцы взрослого. Потом, самостоятельно. Дети начинают самостоятельно ползать на животе. Некоторые дети уже могут стоять у опоры при помощи взрослого. Развивается моторика рук. Ребенок может самостоятельно брать предметы, перекладывать их из одной руки в другую
  • Следующий этап — ребенок учится стоять и ходить

После этого, начинается новый этап в двигательном развитии малыша.

Двигательное развитие ребенка до года

Двигательное развитие ребенка до года — важнейший этап на пути к здоровой жизни. В это время, у малыша развиваются мышцы, кости и внутренние органы. Именно в это время закладывается правильная осанка. Родители могут помочь правильному физическому развитию малыша. Для этого есть несколько общепринятых способов:

  • Массаж. Существует множество методик массажа, которые позволяют ребенку развиваться правильно и гармонично. Для каждого возраста существует своя методика, которая отличается набором движений и степенью давления
  • Гимнастика. Также есть несколько видов гимнастики для детей грудного возраста. Проводить ее нужно с осторожностью
  • Игры с малышом, также развивают активность и стимулируют физическое здоровье

Развитие двигательной активности ребенка раннего и дошкольного возраста

Если в грудном возрасте, двигательное развитие протекает у всех детей равномерно, то в дошкольном возрасте у различных детей оно может существенно отличатся. Существует три типа двигательной активности ребенка дошкольного возраста:

  • Высокий уровень активности. Дети с таким типом активности, считаются гиперактивными. Преимущественно, они проводят свое время активно двигаясь. Им сложно сосредотачиваться и успокаиваться
  • Средний уровень. Такие дети с удовольствием двигаются и играют в активные игры. Однако, могут некоторое время быть в спокойствии
  • Низкий уровень. Дети с низким уровнем активности с нежеланием играют в подвижные игры, быстро утомляются. Для них характерна пассивность и застенчивость

Двигательное развитие детей с ДЦП

Дети с ДЦП имеют собственную специфику развития двигательной активности:

  • Темпы развития двигательных функций у детей с ДЦП нарушены. В первые месяцы жизни это проявляется в рефлекторных действиях. С возрастом, такие рефлексы, как хватание и толкания должны исчезать. Вместо них, хватание и толкание должны развиваться, как ответные действия на раздражители. У детей с ДЦП рефлексы задерживаются на долго, что не дает формироваться произвольным ответным реакциям
  • Дети с ДЦП значительно позже удается удерживать голову. Период развития такой способности может затянуться до 5 месяцев
  • Сидеть ребенок с ДЦП учится лишь к 2-3 годам
  • Прямостояние и хождение развивается лишь в дошкольном возрасте

Особенности двигательного развития детей с нарушением зрения

Для детей с нарушения зрения, характерны некоторые сложности в развитии двигательной активности. В первую очередь, это связано с неумением ребенка сосредоточится на некоторых деталях.

Может произойти некоторая задержка с возможностью говорить. Но, к 3 — 4 годам она, обычно, активизируется. При разговоре, малыш не может сосредоточенно описать один предмет, резко меняет темы. Плохое зрение, также плохо сказывается на подвижных играх со сверстниками.

В дошкольном возрасте, именно родители должны максимально способствовать двигательной активности малыша с нарушенным зрением. Стимулировать его на активный досуг и подвижные игры.

Причины задержки  и нарушений двигательного развития ребенка

  • Патологии мышечного тонуса
  • Параличи в следствии инфекционных заболеваний и наследственности
  • Наследственные нервно-мышечные болезни
  • Миастения (мышечная слабость)
  • ДЦП

Важнейшим элементом в развитии ребенка, является участие в его жизни любящих родителей.

Видео: Двигательная активность детей

Источник: https://heaclub.ru/dvigatelnoe-razvitie-zdorovogo-rebenka-kak-vovremya-obnaruzhit-otkloneniya-v-dvigatelnom-razvitii-detej

Активизация двигательной деятельности детей 2–3 лет средствами подвижных игр



  • В статье показана необходимость активизации двигательной деятельности детей 2–3 лет, приведены методические рекомендации по организации подвижных игр, которые включают в себя поэтапное формирование двигательной активности детей раннего возраста.
  • Ключевые слова: деятельность, двигательная активность, подвижная игра, игры с речитативами, дети раннего возраста.
  • The article shows the necessity of activation of motor activity of children 2–3 years old, the methodical recommendations on organization of outdoor games, which include the gradual formation of physical activity of children of early age.
  • Keywords: activity, motor activity, motor activity, mobile game, games with recitatives, early childhood.

В последние годы ведущими направлениями в исследованиях по физической культуре стали изучение эффективности двигательной активности детей, совершенствование количественных и качественных показателей развития движений. Исследования профессора И. А.

Аршавского говорят о том, что у ребенка раннего и дошкольного возраста восстановление затраченной энергии характеризуется повышением исходного уровня, поэтому в результате движений масса тела не тратится, а приобретается. Одновременно возрастают и структурно-энергетические возможности организма. Общеизвестно, что систематические занятия физическими упражнениями в режиме дня способствуют улучшению функционального состояния центральной нервной системы, снижению напряженности сердечно — сосудистой и дыхательной систем, укреплению двигательного аппарата и повышают уровень физической подготовленности детей.

Слабая двигательная активность детей, особенно в период активного роста, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения и дыхания, является одной из причин ухудшения здоровья.

Открытость организма ребенка внешним влияниям, высокая восприимчивость к движениям позволяют формировать у него приспособительные механизмы к реальным условиям жизнедеятельности с момента рождения, используя при этом целенаправленный комплекс физической культуры.

Рассматривая активизацию двигательной деятельности детей двух-трёх лет, рассмотрим понятие «двигательная деятельность».

В общедоступных словарях «деятельность» определяется как это способ воспроизводства социальных процессов, самореализации человека, его связей с окружающим миром.

Понятием «деятельности» охватываются разные формы человеческой активности и сферы функционирования общества.

С помощью этого понятия даются характеристики различных аспектов и качеств бытия людей (деятельность физическая и умственная, внешняя и «внутренняя», творческая и разрушительная и т. д.) [5, с. 36].

Деятельность — это специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс [1, с. 48].

Понятие «двигательная активность» включает в себя сумму движений, выполняемых человеком в процессе его жизнедеятельности. У детей дошкольного возраста двигательная активность состоит из трёх частей: в процессе непосредственной образовательной деятельности, в процессе обучения в виде полезной и трудовой деятельности, как свободная двигательная активность [3, с. 22].

Двигательная активность оказывает влияние на формирование психофизиологического статуса ребенка.

Существует прямая зависимость между уровнем физической подготовленности и психическим развитием ребенка, двигательная активность стимулирует перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы, ритмические движения тренируют пирамидную и экстрапирамидную системы.

Дети, имеющие большой объём двигательной активности в режиме дня, характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, адекватными показателями состояния ЦНС, экономичной работой сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышенной иммунной устойчивостью, низкой заболеваемостью простудными заболеваниями [3].

Читайте также:  Лечение храпа у детей

Основной формой для развития двигательной активности детей двух — трёх лет является подвижная игра, под которой понимается «сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, основанных на разных видах движений и связанных с обязательными для всех правилами игры» [4, с. 54].

С детьми 2–3 лет обычно использую простые подвижные игры без правил. Особенно большую роль они играют в процессе адаптационного периода ребёнка к дошкольной образовательной организации. Данные игры не имеют определённой сюжетной линии, но они включают комплекс движений, которые должен освоить ребёнок. Дети постепенно их осваивают, выполняя каждое движение в своём темпе.

В качестве развития двигательной активности можно использовать такие задания как: «Перешагни через палку», «Пройди по дорожке», «Пройди по мостику», «Доползи до погремушки», «Проползи под воротики», «Будь осторожен», «Найди игрушку» и т. д.

, а потом можно предложить новые. С начала данные задания лучше провести индивидуально с ребёнком, чтобы он усвоил правильность выполнения каждого движения.

Потом можно их использовать с группой детей, включая как в занятие, так и предлагая для самостоятельной деятельности.

Игровые упражнения на третьем году жизни дети выполняют друг за другом или все одновременно.

Например, «Пройди по тропинке» (ширина 25 см): они вдут друг за другом; задание «Перешагни через палку» выполняют сразу всей подгруппой; причем переступая несколько палок; «Целься вернее» — каждый метает в свою цель (обруч) или все в одну корзину (сетку, ящик). Такая организация позволяет создать многократность повторения движений, что способствуют лучшему усвоению задания.

Постепенно игры можно усложнять. На третьем году жизни у малышей появляются устойчивые игровые интересы, они уже могут соблюдать простые правила, играя вначале небольшим коллективом, а затем уже всей группой. Содержания игр детей данного возраста обогащается, им становятся доступны игры, требующие выдержки, смены видов движений, сравнительно быстрой реакции на сигнал [3].

В. А. Шишкина отмечает: для того чтобы обогатить игру ребенка разнообразными движениями необходимо пользоваться игровым материалом, который должен отвечать возрастным особенностям детей. Он должен быть ярким, лёгким, чтобы вызывать у детей желание включить его в свою деятельность.

Детям 2–3 лет доступны такие физкультурные пособия как мячи, обручи. Они могут выполнять с ними простые действия: прокатить, подкинуть, бросить и поймать и т. д. Постепенно физкультурное оборудование будет усложняться: будут задействоваться небольшие скамейки, лестницы, кубы ящики и др.

Имея небольшой запас выполняемых действий нужно придумать максимальное количество упражнений на развитие движения с одним предметом, но при этом они должны быть просты и понятны.

Воспитатель должен увидеть, что новое движение понял каждый ребёнок, обратить внимание как его выполняют робкие дети, приободрить их, повторить с ними материал индивидуально.

В этом возрасте будут доступны физкультурные занятия с использованием танцевальных движений и музыкального сопровождения, утренняя гимнастика и подвижные игры.

Действия в этих играх элементарны и не продолжительны: трое-четверо детей старательно маршируют, а один подает команды; один прихлопывает руками, напевая «ля-ля-ля», а несколько детей танцуют.

Иногда они берутся за руки и пытаются повторить какое-нибудь одно (реже два) упражнения из комплекса гимнастики, организовать хоровод и даже подвижную игру. В таких играх дети особенно радуются общению, умению выполнять действия совместно [6, с. 13].

При выполнении любой деятельности у детей 2–3 лет наблюдается быстрая утомляемость, поэтому в подвижных играх необходимо использовать частую смену движений, обеспечивая их чередование с кратковременным отдыхом.

В процессе подвижных игр дети данного возраста выступают в одинаковых условиях. Все дополнительные роли, такие как кошка в игре «Кошка и мыши», сторож в игре «Куры в огороде» и т. д., выполняет сам воспитатель. После освоения игры данная роль передаётся ребёнку, но при этом контроль за ходом игры воспитатель сохраняет. Он напоминает детям, куда нужно двигаться, показывает движения.

Например, в игре «Воробышки и автомобиль» воспитатель сначала показывает действия воробышек, вместе с малышами бегает, расставив руки в стороны, — «воробышки летают», присаживается, стучит по коленям пальцами — «воробышки клюют зернышки» и т. д., а потом подсказывает детям, что воробышки должны убегать, когда едет машина, и изображает езду на машине.

В начале игры воспитателю необходимо объяснить правила игры. Обратить внимание детей, что в игре будут использованы специальные сигналы, которые помогут ориентироваться в игре и позволят вовремя менять или прекращать свои действия. Это могут быть зрительные сигналы, в качестве которых выступают разноцветные флажки или ленточки; слуховые — свисток, удар в бубен, хлопок в ладоши и т. д. [3].

Для привлечения и заинтересованности детей 2–3 лет к двигательной активности необходимо использовать подвижные игры с речитативами.

Например, подвижная игра«У медведя во бору» учит детей раннего возраста бегать по сигналу в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга. Среди детей выбирается медведь, который стоит в сторонке. Дети имитируют сбор ягод и грибов, сопровождая свои действия словами:

  1. У медведя во бору
  2. Грибы, ягоды беру.
  3. А медведь сидит,
  4. И на нас рычит.

Произнеся последнее слово, медведь начинает ловить детей. Ребёнок, которого он поймает, занимает его место.

  • В подвижной игре «Ножки» дети учатся выполнять движения в соответствии с текстом.
  • Воспитатель с детьми произносит:
  • Ножки, ножки,
  • Бежали по дорожке,
  • Бежали лесочком,
  • Прыгали по кочкам,
  • Прыг-скок, прыг-скок,
  • Прибегали на лужок,
  • Потеряли сапожок [4].
  • У детей 2–3 лет должна быть развита разная моторная деятельность, поэтому необходимо использовать разнообразные по содержанию, организации, по сложности согласования движений подвижные игры.

В работе с малышами целесообразно использовать игры с небольшим художественным текстом, который подсказывает детям движения и заменяет в игре правила («Зайка беленький сидит», «По ровной дорожке», «Поезд» и др.). Игровые образы должны быть понятны и интересны детям (кот, птички). Движения персонажей игр доступны для исполнения маленькими детьми.

При проведении подвижной игры необходимо помнить о выполнении основных образовательно-воспитательных задач. Одной из таких задач является развитие и совершенствование движений детей. Малыши должны соблюдать, хотя бы в общих чертах, обусловленный сюжетом и правилами способ выполнения движений.

По мере приобретения детьми двигательного опыта требования к выполнению движений должны увеличиваться. Вторая задача — приучать детей действовать в коллективе в соответствии с правилами игры.

При этом большое внимание уделяется воспитанию у детей организованности, дисциплины, умения сдерживать себя, выполнять двигательные задания по сигналу.

Выполнение этих задач зависит от того, как педагог сумеет привлечь малышей к игре, заинтересовать их. Одним из важнейших условий при этом является общение детей со взрослым и между собой.

Дети очень любят, когда взрослые участвуют в игре, но не просто ведущим, а непосредственным участником (птичкой, зайкой и т. п.). Воспитатель должен бегать, прыгать, ловить детей, показывая пример правильного выполнения движений. В таких случаях дети очень внимательно прислушиваются к каждому слову педагога, выполняют все его требования, охотно повторяют игры, хорошо их усваивают.

Большую роль на этапе предварительной работы с детьми играет объяснение правил. Необходимо рассказать, какие персонажи будут задействованы, какой характер имеет каждый герой (например, лиса — хитрая, медведь — неуклюжий и т. д.), при этом показать, каким голосом должен ребёнок озвучивать персонажа (медведя грубым голосом, лису — звонким. При этом лиса должна хитро зазывать детей.).

Важным условием, вызывающим у малышей интерес к игре, является непосредственное участие воспитателя в игре, проявление его заинтересованности.

Малышей не смущает то обстоятельство, что воспитатель, будучи, например, медведем, делает им замечания по выполнению движений, напоминает правила игры.

Они охотно подчиняются его указаниям и в то же время воспринимают его как активного участника игры. Дети 2–3 лет стараются подражать воспитателю в выполнении движений.

В процессе подвижной игры взрослый должен указывать на недостатки выполнения действий детьми, но делать это ненавязчиво, чтобы не отбить желания у ребёнка участвовать в процессе игровой деятельности. Если ребёнок плохо усвоил правила игры, лучше ещё раз напомнить ему.

При этом никогда нельзя критиковать ребёнка и повышать на него голос. Дети 2–3 лет обычно обижаются на такие замечания, и у них пропадает желание участвовать в коллективных играх, упражнениях.

Для совершенствования движений детей воспитатель в ходе игры может использовать разные приемы: показ, пояснения, указания, игровые образы.

Например, в игре «Мой веселый звонкий мяч» воспитатель предлагает детям подпрыгивать повыше, как мячики, может показать, как надо подпрыгнуть повыше и мягко приземлиться, поощряет малышей, хорошо выполняющих движение.

В процессе подвижной игры воспитатель следит за выполнением правил, за взаимоотношениями детей, за их состоянием. Все это очень важно, так как нарушение правил, например, со стороны большинства детей, или слишком возбужденное их состояние являются признаками утомления. В этом случае игру надо прекратить, переключить детей на более спокойную деятельность.

Непременным условием правильного руководства деятельностью детей является индивидуальный подход к каждому ребёнку во время игр. Сюжеты, правила и организация предложенных игр несложны, к тому же они вполне допускают выполнение заданий в соответствии с возможностями и желаниями каждого ребенка.

Таким образом, в процессе игры ребёнок 2–3 лет приобретает массу положительных эмоций. Он с удовольствием выполняет действия, которые показывает ему взрослый, следует определённому сюжету и правилам, а со временем у него повышается качество выполняемых им движений. Игра — это исключительно ценный способ вовлечения ребенка в двигательную деятельность.

Литература:

  1. Большой энциклопедический словарь. — [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://gufo.me/dict/bes
  2. Ильина Г. В. Развитие физических качеств дошкольников в непрерывной физкультурной деятельности: монография. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск, гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2015. 401 с.
  3. Лямцева И. В., Белинова Н. П. Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. С. 61–66.
  4. Мельников Ю. А. Подвижные игры в системе спортивной подготовки: терминологический словарь. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2014. 100 с.
  5. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — М.: АЗЪ, 2013. — 928 с.
  6. Шишкина В. А. Движение + движение. — М.: Просвещение, 1992. — 96 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, двигательная активность, подвижная игра, движение, воспитатель, правило игры, ранний возраст, двигательная активность детей, выполнение движений.

Источник: https://moluch.ru/archive/209/51248/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector