Развитие речи у ребенка до года

Развитие речи у ребенка до года

Многие родители привыкли считать, что развитие речи начинается с первых слов «мама/папа». Но с первым вздохом ребёнка, с первым криком, который слышит молодая мама в родовой комнате, уже начинается подготовка малыша к освоению языка. А какие-то азы могут заложиться ещё раньше, ведь дети начинают слышать ещё в утробе!

Ещё до того, как ребёнок заговорит, он должен слышать вокруг богатую и красивую речь. Сначала он не понимает смысла слов, но чувствует эмоции, и это влияет на его психологическое состояние. Так формируется эмоциональная привязанность и закладывается фундамент дальнейшего развития.

А впоследствии ребёнок будет общаться в точности так, как говорили при нём, с теми же эмоциями и лексиконом. Именно поэтому первый год жизни так важен для того, чтобы заложить крепкую основу здоровой и гармоничной личности.

Для того, чтоб ребёнок заговорил правильно и своевременно, важно знать, как развивается речь до того, как малыш скажет первые слова.

 Как происходит развитие детской речи в первый год жизни?

Развитие речи ребенка до года проходит несколько ключевых этапов:

Первый месяц.

Развитие речи у ребенка до года

Второй месяц.

Малыш следит глазками, поворачивает голову на звуки, учится улавливать интонацию и реагировать на нее улыбкой, плачем, шевелением ручками и ножками. Его речь обогащается гласными звуками, несвойственными для взрослых, ребенок начинает гулить. При желании можно выделить звуки, напоминающие «а», «о», «у», «ы», «б», «г» и т.д. Появляется явная интонация.

Третий месяц.

Развитие речи у ребенка до года

Четвертый месяц.

У детей начинается следующий этап речевого развития – лепет. Это короткие звуки, которые напоминают простые слоги. Также малыш продолжает гулить и делает это продолжительно и певуче. Часто отвечает на голос родителей.

Пятый месяц.

Развитие речи у ребенка до года

Лепет усложняется, появляются целые цепочки слогов. Если ребёнок в хорошем настроении, то можно услышать длинное «мамамамама» или «каааааа». Очень важно постоянно говорить с детьми, это развивает умение сосредотачиваться. Кроме того, помните, что малыш всё слышит и очень скоро начнёт понимать.

Шестой месяц.

Лепет ещё более усложняется. В речи ребёнка появляются интонации, свойственные родному языку.

Стоит помнить, что все дети развиваются по-разному, и, если у соседки ребенок уже говорит что-то похожее на слова, а ваш нет – не стоит огорчаться, всему свое время.

Сюсюкать с малышом, стараясь повторить его речь, очень вредно. Так у него не будет стимула развиваться, ведь родители и без того разговаривают с ним на одном языке.

Седьмой месяц.

Развитие речи у ребенка до года

Восьмой месяц.

В этот период еще активнее начинают развиваться голосовые реакции.

Ребенок громко и четко произносит различные слоги, девочки могут повторять короткие слова (у мальчиков, как правило, это происходит на одиннадцатом-двенадцатом месяце жизни).

Знает названия многих предметов, может их показать. Также утрачиваются звуки, несвойственные родной речи, но все больше появляется звук, характерный для речи окружающих.

Девятый месяц.

Развитие речи у ребенка до года

Десятый месяц.

В этот месяц у ребенка появляется все больше новых слов, он старается повторять взрослую речь. При этом простые слова уже звучат четко и понятно (мама, папа, баба, ляля и т.д.).

  • Одиннадцатый месяц.
  • Словарный запас ребенка все больше расширяется, он учится имитировать звуки животных (ав-ав, мяу).
  • Двенадцатый месяц.

Развитие речи у ребенка до года

Вот так происходит развитие речи ребенка до года по месяцам. Для каждого периода есть специальные игры, потешки, шутки-прибаутки, благодаря которым у малыша формируется правильная постановка речи.

Алена Волкова, ваш консультант по развитию детской речи

Источник: https://rechrebenka.ru/razvitie-rechi-rebenka-do-goda-po-mesyatsam/

Как развивается речь малыша до года: норма и возможные нарушения, профилактика

Родители удивляются, когда психолог говорит, что необходимо развитие речи до года у малыша. Новорожденный не может разговаривать, но это не мешает ему общаться с мамой и папой. Природой заложено, с рождения ребенок пытается выжить, существовать в непонятном мире. В первые сутки он находит опору и поддержку у родителей, понимает что с ними безопасно.

Психологи доказали, новорожденный общается с близкими уже с самого рождения с помощью крика. Это помогает понимать, что он не один, получать ответную реакцию родителей. С первых секунд жизни начинается развитие речи крохи, когда он восклицает о том, что пришел в этот мир.

Развитие ребенка по месяцам

Развитие речи у ребенка до года

С первых дней родители и новорожденный общаются при помощи жестов. Младенец говорит о своих потребностях с помощью мимики, крика, движений. С каждым месяцем родителям становится понятнее, что нахмуренные брови и открытый рот обозначают удивление или страх, спонтанный возглас и резкие движения руками и ногами − счастье, радость. Формируется процесс общения, взаимопонимания. Оно достигается посредством речевого развития малыша. Младенец научается каждый день чему-то новому. Важно поддерживать кроху, обогащать его внешний мир красками, яркими эмоциями, постоянным общением, играми.

Ученые и психологи проводили исследование, когда беременная женщина, перед тем как ложиться спать, включала определенную мелодию. После рождения малыша, когда знакомая музыка начинала играть, кроха быстрее засыпал. Общаться с младенцем нужно еще до его рождения, начиная с внутриутробного развития.

 Речевое развитие по месяцам до года неразрывно связано с психологией. Без становления внимания, мышления, воображения, двигательной активности, моторики невозможно полноценное освоение речи. Ниже в таблице представлено развитие речи и психологических процессов ребенка до года по месяцам и нормам ВОЗ.

  • Развитие речи у ребенка до года
Возраст Речь Психологические процессы Навыки по ВОЗ
1-й месяц К концу периода новорожденный перестает плакать при появлении взрослого, возникают первые навыки взаимного общения, когда кроха внимательно слушает речь родителей. Период приспособления к окружающему миру. Малыш в основном реагирует плачем на знакомые звуки, прислушивается к незнакомым: мобиль, песня, погремушка и т. д., к концу первого месяца подносит ручки к лицу, носу, губам, чтобы они были на виду. Есть реакция на шум, может следить за игрушкой или погремушкой по вертикали.
2-й месяц С 4-6 недель появляется первая улыбка. Она больше носит рефлекторный характер. С 8 недель можно говорить о полноценной ответной улыбке. Любит подолгу рассматривать незнакомые лица, родных. Если показать крохе предмет на расстоянии 30-50 см, он сфокусирует на нем внимание. Одновременно и попеременно двигает руками и ногами, есть хватательный рефлекс.
3-й месяц Кроха начинает «агукать». Родители активно помогают ему в этом, повторяя и копируя речь малыша. Возникают первые звуки, которые новорожденный в состоянии осилить: г, к, н. Начинает хватать и удерживать игрушку, следить за погремушкой. Лежа на животике поднимает голову, узнает близких, начинает агукать.
4-й месяц Появляется первый смех. Ребенок может к 16 неделе развития полноценно смеяться в ответ на действия взрослого. Младенец пытается воспроизвести речь взрослого, возникает гуление. На расстоянии может распознать знакомые лица и предметы. Новый этап в становлении речи, так как начинается этап подражания. Может вытягиваться вперед и немного поворачиваться из положения лежа на животе.
5-й месяц Гулит и имитирует звуки с разнообразной интонацией и продолжительностью. Младенец реагирует на звук, отмечает его происхождение, пытается повернуться туда, откуда он идет. Возникает пение, переливающееся различными по интонации звуками. Отличает маму и папу, придерживает грудь во время кормления, выделяет «свою» игрушку, активно играет с ней, при ее виде может успокоиться.
6-й месяц В полгода кроха способен внимательно следить за речью взрослого, понимать ее интонационную окрашенность, когда мама ругается или хвалит, жалеет. Появляются первые слоги: ня, дя, ба, ма. Может использовать в игре обе руки, учится раскачиваться вперед-назад, играет на развивающем коврике с игрушками, зеркалом. Кроха начинает делить людей на две категории: свои и чужие. Пробует ползти по-пластунски, знает свое имя, хорошо переворачивается, пытается есть самостоятельно, повторяет за взрослым.
7-й месяц Малыш активно орудует голосом. С помощью него подзывает взрослого, играет, отвечает по-своему. Появляется первое звукоподражание животным голосам: бебе, гугу, мя и т. д. Понимает, когда к нему обращаются по имени. Активно играет с конструкторами, смотрит книги, любит мамино чтение. Первые попытки встать, уверенно сидит, произносит несколько слогов.
8-й месяц Появляется первый лепет, когда кроха начинает активно повторять слоги: баба, папа, дада, няня. Словарный запас малыша увеличился на несколько звуков. Теперь он может произносить: а, э, к, г, п, б, м. Реагирует на незнакомого человека. Ребенок начинает активно проявлять свое «я». С помощью крика, плача добивается своего, проверяет маму и папу на терпение. В этот период важно не переборщить с запретами и не позволять крохе быть главным в семье. Может есть сам, держа ложку в руке, перекладывает игрушку из одной руки в другую, поднимает ее с пола.
9-й месяц С малышом можно играть в подходящие по возрасту игры. Он с удовольствием общается со взрослым, лепечет, пытается с помощью голоса передать эмоции. Начинает самостоятельно передвигаться, что сказывается на речевом развитии. Если правильно организовать досуг малыша, игры окажутся познавательными и стимулирующими говорение. Ползет и тянется к интересующим предметам.
10 месяцев В словарном запасе у крохи имеются уже 2-3 слова, которые понятны только родным. Они могут зависеть от конкретной ситуации. Зачастую это: мама, баба, папа, дай, ня, няня, ляля. Происходит взаимосвязь между моторикой и мышлением, движения малыша приобретают большую координацию. Кроха активнее владеет пальчиками и руками. Можно предлагать самостоятельно есть пюре с помощью детской ложки. Характерная черта возраста − бросать игрушки. Признает «своих», не играет с чужими людьми, может играть в прятки, произносит первые кроткие слова: баба, мама, папа, няня, дай.
11 месяцев В словарном запасе есть 3-4 активно употребляемых слова. Ребенок играет в «Ладушки», эмоционально отвечает на действия взрослого в зависимости от ситуации. Происходит первое общение на улице или в гостях с другими детьми. Крохе интересно говорить на своем языке с малышами, находить отличительные и одинаковые черты с собой. С помощью крика, плача выражает недовольство, ползет назад и вперед.
12 месяцев Малыш может отвечать на просьбы взрослого, соотносит слово и предмет. Можно начинать играть в игру, подразумевающую нахождение предмета: «Где лампа? Где мама? Где баба? Где ручки?». Заканчивается этап младенчества. Малыш имеет характер, который проявляется в игре со взрослыми, детьми. Возникает кризисный период, когда многое сопровождается криком и плачем. Пытается встать на ноги, может произносить слоги, подражает родителям в интонации речи.

Стадии речевого развития

Развитие речи у ребенка до года

Развитие речи ребенка до года психологи делят на 4 стадии. Они отличаются рывком в освоении речи, длятся от одного до нескольких месяцев. Нужно понимать, что границы стадий стерты, каждый ребенок индивидуален. Если малыш отстает от какого-то периода на 1-2 месяца, можно говорить о патологии.

  1. От 0 до 8 недель − стадия крика. Новорожденный реагирует на все плачем, выкриком звуков, носящих носовой оттенок.
  2. От 2 до 5 месяцев − стадия гуления. Жизнь ребенка окрашивается в интонационные краски. Голос меняется в зависимости от состояния. Общение со взрослыми сводится к произношению и выкрику звуков: г, к, п, м, б, н. Появляются первые слоги: ба, па, ня, на, ля. Первый настоящий смех возникает в 3 месяца.
  3.  От полугода до 7 месяцев − лепет. Физиологически малыш готов произносить отдельные звуки и формировать их в понятные только ему и родным короткие слова: баба, мама, папа, няня, тата, дай, пи и т. д. Стадия называется лепетом, потому что младенец произносит слоги несколько раз, как будто что-то пытается рассказать.
  4. От 8 месяцев до 12 − стадия первых слов. В норме к окончанию первого года жизни кроха должен произносить до 25 слов. Они не отличаются сложностью, состоят, как правило, из одних и тех же слогов. Малыши в этом возрасте любят придумывать «свои» слова, значение которых понятно только близким.
Читайте также:  Когда приучать ребенка к ложке

Как развивать речь младенца до года

Существует несколько правил в логопедии и психологии, которые способствуют раннему развитию речи. Они несложны и относятся к эмоциональной сфере общения с малышом. Если мама и папа будут следовать им с периода беременности, ребенок будет активно осваивать речь.

  • С момента внутриутробного развития нужно разговаривать с ребенком в животике, петь песни, читать стихи, слушать музыку, посещать театры, музеи и т. д.
  • С рождения малыша вовлекать его в процесс говорения, общаться с младенцем на прогулке, во время массажа, игры, пеленания.
  • При выполнении массажа, ЛФК эмоционально, с мимикой и жестами рассказывать ребенку потешки, стихи, какой-то сюжет из сказки.
  • Читать ребенку сказки с раннего детства, потешки, стихи.
  • Вовремя показывать ребенка неврологу для исключения патологий.
  • Больше играть с малышом, в процессе рассказывать какого цвета, формы предметы, рассказывать об их свойствах, особенностях.
  • Чаще гулять  с малышом. После 4 месяцев, полугода будут полезны неспящие прогулки, чтобы малыш познавал окружающий мир. Важно показывать и рассказывать, что окружает кроху.

Развитие речи у ребенка до года

Занятия с логопедом в возрасте 1 года могут проводиться только совместно с родителями по показаниям невролога.

Как правило, они сводятся к тому, что специалист показывает, как общаться с ребенком, какие упражнения и игры подойдут для развития говорения.

Тревожиться стоит, если по достижении годовалого возраста ребенок не интересуется окружающим миром, не произносит простые слова из 1-2 слогов, нет ответной реакции на эмоциональную речь взрослого.

  1. Развитие речи у ребенка до года

Источник: https://LogopediaCentr.ru/razvitie-i-korrektsiya/formirovanie-rechi-u-detej-do-goda/

Развитие речи у ребенка до года

Ежедневно, общаясь между собой, мы произносим слова, но даже не задумываемся о том, как это происходит. Вероятно, именно поэтому родители часто не уделяют должного внимания развитию речи у малыша, считая, что он заговорит сам.

Между тем, речь — это результат сложной согласованной работы центральной нервной системы, органов дыхания и голосообразования. И ее можно развивать точно так же, как и двигательные навыки у ребенка.

Начинать проводить эту работу необходимо с первых дней жизни крохи еще в доречевой период. Поскольку если приступить к занятиям позднее, тоупускается драгоценное время. И это не столь сложно, как кажется на первый взгляд. Главное — обладать знаниями о развитии речи, ее периодах и способах вашей помощи ребенку на каждом этапе.

Что влияет на формирование речи у ребенка?

Развитие речи тесно связано с кожей, органами зрения, и слуха. Через них в центральную нервную систему поступает информация об окружающем мире, различных предметах, звуках и ощущениях.

В результате этого в головном мозге ребенка зарождается мотивация — желание высказаться.

Причем существует закономерность: чем больше информации ребенок получает, тем сильнее у него возникает желание высказаться.

Кроме того, на развитие речи оказывает огромное влияние мелкая моторика рук, поэтому ее необходимо разрабатывать.

Периоды развития речи

Пока малыш находится в утробе матери, у него нет необходимости каким-либо образом заявлять о своих потребностях, потому что они удовлетворяются мгновенно. Однако как только маленький человечек рождается, все меняется: он должен самостоятельно сообщать матери о своих нуждах. И с этого момента у него начинаются периоды развития речи.

Первый период — крик

Развитие речи у ребенка до года

Рождаясь, малыш заявляет о своем появлении в этом мире криком. На уровне безусловных рефлексов он кричит, когда ощущает дискомфорт (голод, боль, жажду), но как только его потребности удовлетворяются — он успокаивается. Это способствует формированию стереотипа поведения и осознанному привлечению внимания к себе.

Далее, примерно на третьей неделе жизни, за счет развития языка и губ во время сосания, маленький человечек начинает произносить звуки, отдаленно похожие на гласные буквы (гласоподобные звуки): а, у, я, ы. Разумеется, они не столь четкие, как у взрослого человека, но различить их можно. Длится этот период около трех-четырех недель.

Произношение гласоподобных звуков по времени совпадает с началом развития зрения и слуха. Малыш уже фиксирует свой взгляд на неподвижных предметах и лицах родных, прислушивается к человеческому голосу, узнает голос матери среди других.

Примерно к концу второго или началу третьего месяца жизни ребенка крик меняется, а внимательная мама четко различает его интонации: нытье, гневные восклицания, недовольство, резкий вскрик от боли, ворчание и другие.

Крик развивается параллельно с речью и присутствует довольно долго. И даже когда в лексиконе малыша появляются полноценные слова, лепет и звукоподражание, то крик продолжает играть большую роль в «общении» ребенка с взрослыми.

  • Как развивать речь
  • Создайте все необходимые условия для развития зрения и слуха: позаботьтесь о том, чтобы ребенок смотрел на яркие предметы теплых тонов и слушал звуки погремушек.
  • Для развития кожной чувствительности вкладывайте в ручки малыша игрушки, сделанные из разных материалов.
  • Обязательно говорите с крохой: проговаривайте те звуки, которые умеет произносить маленький человечек.

Второй период — гуление

Развитие речи у ребенка до года

Он начинается примерно в два месяца и длится до шестимесячного возраста. В этот период малыш произносит отдельные звуки: к, г, х. Или сочетает их с гласоподобными: агу, кхы, гу и другими. Любопытный факт: дети разных национальностей гулят одинаково.

Кроха гулит спонтанно, или рассматривая привлекательную игрушку. Однако наиболее часто ребенок гулит в качестве реакции на улыбку или разговор взрослого. Это признак того, что маленький человечек пытается наладить полноценный речевой диалог осознанно.

Кроме того, во время гуления малыш налаживает с вами не только речевой контакт, но и социальный, поскольку заглядывает вам в глаза, ожидая ответа на свой «разговор».

Как развивать речь

Отвечайте на языке ребенка! И вы увидите, что как только в вашей речи наступит пауза, то малыш важно, сложив губки, начнет вам достойно отвечать (эхолаличное гуление). Это говорит о том, что кроха пытается почувствовать слова и различные звуки, пробует разные интонации речи.

Начиная с трехмесячного возраста, для стимуляции развития речи добавьте массаж пальцев рук:

  • Растирайте большой палец по бокам движениями сверху вниз.
  • Массажирующими движениями растирайте подушечку большого пальца и его сустав по часовой стрелке.
  • Растирайте основание большого пальца.

Необходимо выполнять эти упражнения по 10-20 раз поочередно на обеих руках.

Учитывая, что с трех месяцев у ребенка активно развивается хватательная функция рук, разрабатывайте мелкую моторику: учите ребенка перекладывать игрушки из одной руки в другую.

Третий период — лепет

Развитие речи у ребенка до года

Как правило, он наступает в возрасте шести-семи и длится до одиннадцати месяцев. Однако иногда он может наступить несколько раньше — в пять месяцев.

Появление лепета совпадет с двумя факторами, которые создают благоприятные условия для его развития:

  • Изменение положения тела. Это очень важно, поскольку совершенствование общей моторики и развитие речи тесно взаимосвязано.
  • Введение прикорма (мясо, творог, фруктовые пюре). Увеличивает объем ротовой полости и благодаря этому создаются отличные условия для более разнообразных движений языка.

В периоде начала лепета ребенок произносит отдельные слоги: ма, ба, па и другие. По мере взросления лепет становится более выразительным: отдельные слоги соединяются между собой, образуя длинные слоговые цепочки: ма-ма, ба-ба, тя-дя-дя, ма-паба. Это прообразы будущих полноценных слов.

Развитие лепета тесно связанно не только с совершенствованием общей моторики, но еще с активным развитием памяти и психических процессов, общением крохи с взрослым.

Как развивать речь

Очень просто: говорите с ребенком и активизируйте дальнейшее развитие речи. Для этого возьмите малыша на руки, чтобы он видел ваши губы, и произносите четко слоги, пойте песенки нараспев, читайте несложные стишки. Это важно, поскольку кроха запоминает движения ваших губ, а затем в своем «разговоре» воспроизводит их.

Четвертый период — первые слова

Развитие речи у ребенка до года

  1. Он начинается с одиннадцатого-двенадцатого месяца жизни.
  2. Лексикон годовалого малыша, как правило, насчитывает от пяти до двадцати пяти слов.
  3. В них входят:
  • около 3-5 правильно произносимых слов: мама, папа, ляля, баба или другие.
  • несколько частично произносимых слов: па (упал), ди (иди или уйди), зя (нельзя), ки (киса) или подобные.
  • лепет: ням-ням, бух, кх, кока и другие.  
  • звукоподражание животных, птиц, звука машин: ку-ку, мяу (мяуканье кошки), ме (блеяние козы), му (мычание коровы) и похожие.  

Как развивать речь

На этом этапе словотворчество малыша находится в самом разгаре, поскольку он начинает ассоциировать слова с предметами, и для него каждое слово наполняется смыслом.

Поэтому, разговаривая со своим чадом, четко называйте окружающие предметы, игрушки и объекты своими именами. Не забывайте всегда комментировать свои действия.

Например, «сейчас мы положим куклу в кроватку» или «поставим машинку в гараж».

Кроме того, необходимо тренировать мышцы губ и щек. Для этого научите ребенка дуть в свистульку или губную гармошку. Можно надувать мыльные пузыри, но не забывайте следить за тем, чтобы малыш не вылил жидкость на себя, или чтобы она не попала ему в глазки.

Еще один прекрасный способ тренировки мышц губ и щек — гримасничанье. Попробуйте высовывать язык, строить рожицы, изображать на лице страх, удивление или радость. Вы увидите, крохе такое развлечение безумно понравится. Это не только полезно, но и увлекательно, поскольку дети не терпят рутину и лучше усваивают что-либо в виде игры.

Разрабатывайте мелкую моторику рук, выполняя упражнения в игровой форме:

  • Предложите малышу собирать мелкие предметы (вермишель, фасоль, пуговицы) в пластиковую бутылку с узким горлышком. Разумеется, при этом вы не должны ни на минуту оставлять малыша без присмотра, поскольку он может попросту поглотить эти предметы.
  • Занимайтесь рисованием и лепкой. Конечно, у крохи не все сразу получится: пластилин будет рваться, а карандаш не слушаться пальцев. Однако цель будет достигнута.
  • Во время купания передоложите маленькому непоседе постирать одежду игрушек. Дело в том, что в воде материал имеет более выраженную структуру. Поэтому, выполняя это упражнение, малыш отлично массирует свои пальчики. Для этой цели подойдет вельвет, набивные материалы и бархат.

Что ж, пожалуй, с тем, как формируется речь у ребенка до года, вы уже ознакомились. Однако помните, что по такому «сценарию» она развивается далеко не всегда. Ведь каждый ребенок индивидуален, его созревание запланировано природой и зависит от многих факторов. Поэтому запаситесь терпением и придерживайтесь этих несложных советов. И тогда у вас все получится!

Автор: Корецкая Валентина Петровна, педиатр,

врач-ординатор детского отделения

Источник: https://www.u-mama.ru/read/obaby/forone/6999.html

Как развивать речь ребенка до года?

Читая эту статью, многие мамочки скажут: «Как всё просто!». Нам-то, взрослым – да. Но для маленького ребёнка освоение речи и общение — это целая наука.

Читайте также:  Помощь при переедании у детей

1. Начинаем общаться с ребёнком как можно раньше

Почти каждый малыш от рождения имеет хорошие предпосылки для успешного овладения речью.

Вот только почему к году речевые успехи у всех карапузов разные? Некоторые мамочки с тайной завистью смотрят на какую-нибудь соседскую девочку Анечку.

Она в год бойко читает стихи Агнии Барто, легко общается со сверстниками. А вот их годовалые малыши не издают ни звука… Может быть, дело в речевой активности и инициативе самих взрослых?

Сейчас общение родителей с ещё не родившимся ребёнком достаточно распространено. Кто-то поёт песенки, читает стихи, рассказывает сказки. А некоторые мамочки ведут настоящие диалоги: задают вопрос, а кроха – толк! в животик ручкой или ножкой. Вот вам и ответ на поставленный вопрос.

Порой связь малыша с обоими родителями осуществляется на каком-то фантастическом уровне! Малыш способен ощутить дискомфорт в состоянии не только мамы, но и папы. А уж если кому-то угрожает опасность, маленький барометр начинает вести себя очень беспокойно! Угомонить буяна сможет только спокойный голос, тихая музыка или лёгкое поглаживание животика. Что мамочки обычно и делают.

Для родителей важно с самого начала обрести верный тон в общении с крохой уже на стадии беременности.

2. Спокойное и позитивное общение с малышом — залог успешного развития речи.  

Развитие речи у ребенка до года

При непосредственном общении с крохой в этот период (да и в дальнейшем!) не стоит создавать излишний звуковой фон (включать телевизор). Он отвлекает и не даёт ребёнку сконцентрироваться на речи. Малыш, выросший в шумной атмосфере, впоследствии двигательно расторможен и глух к словам взрослых. Впоследствии до него бывает трудно «достучаться» и родителям, и педагогам.

С раннего детства приучайте своего ребёнка к спокойному и позитивному общению. А начните – с веками апробированных приёмов: потешек, пестушек и приговорок. Созданные для развлечения малюток в стародавние времена, они не потеряли своей актуальности и сегодня. Их мелодичность, задушевность создают определённый настрой, убаюкивают и успокаивают малыша.

Малые фольклорные формы используются в сочетании с массажем, гимнастикой и пальчиковыми играми. Подобный симбиоз воздействует на речевые центры в коре головного мозга ребёнка, активизирует их. Как результат – своевременное появление речи, отсутствие проблем со звукопроизношением. (Потешки для самых маленьких вы сможете найти на нашем сайте в разделе«Потешки, пестушки и колыбельные»).

Каждый день малыша должен начинаться с позитива. Вот он проснулся, открыл глазки, сладко зевнул, потянулся, а мамочка уже тут как тут. Поглаживает его ручки и ножки, целует в лобик и в ушки. Да ещё и приговаривает:

  • Потягушеньки, порастушеньки,
  • Поперёк толстонюшеньки.
  • В ножки – ходунюшки,
  • В ручки – хватунюшки,
  • В ушки – слышунюшки,
  • В глазки – глядунюшки.
  • В роток – говорок,
  • В головку – разумок.
  • Послушав эти слова, да не единожды, каждый ребёнок вырастит и сильным, и крепким, и смышлёным, и говорливым, ведь такой настрой дают ему слова потешки.

Если вы всё будете делать правильно, то уже к концу четвёртой недели малыш начнёт улыбаться и давать голосовые реакции в момент общения.

Это будет обозначать, что у него появилось зрительное и слуховое сосредоточение. Каждое ваше взаимодействие с младенцем – сродни занятию. Ребёнок и взрослый получают определённую порцию знаний друг о друге.

Ваш кроха – целая вселенная, изучить и понять которую не так-то просто!

3. Развиваем кожные (тактильные) ощущения ребёнка

В период младенчества очень важно развивать тактильную (кожную) чувствительность малыша. Это – начальный этап на пути овладения тонкой моторикой рук и речью. Кожа ребёнка соприкасается с различными материалами, с поверхностью игрушек, с телом матери.

Благодаря этому у малютки формируются представления об окружающем мире. Он уже понимает, что тёплое и мягкое – это комфортно. Реакция соответствующая: улыбка и гуление. Мокрое, холодное, скользкое – противно. Отсюда и плач, капризы, когда памперс грязный.

Так малютка «говорит» о своём состоянии в доречевой период. Слов нет, — но маме всё понятно и так.

Развитие речи у ребенка до года

  1. Используйте с этой целью колокольчик на яркой ленте, погремушку.
  2. Но прежде обратите внимание ребёнка на руку (свою и его), погладьте пальчики малыша, приговаривая при этом слова потешки:
  3. Пальчики дружные,
  4. Все такие нужные.
  5. Их погладим, их потрём

Развитие речи у ребенка до года

И с тобой играть начнём.

После таких действий и слов начинайте игры с игрушками и предметами.

Но и после игр и манипуляций с предметами полезно вновь сделать массаж пальчиков и ручек крохи, ведь они трудились и очень устали! Чтобы ручка расслабилась, погладьте ладонь и тыльную сторону кисти.

Теперь осторожно возьмите в щепоть большой пальчик и аккуратно «пройдитесь» по нему от кончика до основания. То же самое – со всеми остальными пальцами на правой и левой руке. В другой раз проделайте упражнение под названием «Клубочки».

Указательным пальцем взрослый «мотает клубочки» на ладошке малыша. Это щекотно и забавно, поэтому ребёнок улыбается и повизгивает от удовольствия.

Со временем можно усложнить упражнение и выводить «кончик ниточки» поочерёдно на каждый пальчик: «Бабушка клубочки мотала, а киски их размотала. Ниточка – бабушке, ниточка – дедушке, ниточка — маме, ниточка – папе и ниточка деточке».

Ещё одна забава – «Подушечки». Беря поочерёдно кончики пальцев крохи большим и указательным пальцами своей руки, взрослый слегка надавливает на них и говорит: «Ах, какие мягкие подушечки есть у нашей крошечки. Эта подушечка – для бабушки. Эта – для дедушки. Эта – для мамы, эта – для папы. А для детки – самая мягкая, самая маленькая».

4. Ладушки и пальчиковые игры для самых маленьких

Развитие речи у ребенка до годаХлопать в ладоши малютку тоже надо учить. Для этой цели и придуманы всевозможные «Ладушки». Если ребёнок совсем мал, уложите его на пеленальный столик или на колени лицом к взрослому. Возьмите руки малыша в свои и выполняйте соответствующие движения:

  • Хлопают ладошки у нашей крошки:
  • Хлоп, хлоп, хлоп, ладошечки,
  • Хлоп, хлоп, хлоп, крошечки!
  • Ещё одни «Ладушки» предполагают несколько большую двигательную активность:

Ладушки, ладушки! (Взрослый берёт в свои руки ребёнка и совершает ритмичные хлопки.)

Где были? (Руки разводятся в стороны.)

У бабушки! (Хлопок)

Что ели? (Руки в стороны.)

Кашку! (Хлопок.)

Что пили? (Руки в стороны.)

Простоквашку! (Хлопок.)

Попили, поели, —

Шу! Полетели! (Взмахи руками ребёнка.)

На головку сели. (Ручки малыша приблизить к головке.)

Ребёнку очень нравится изображать маленькую птичку. В следующий раз эта роль достанется уже взрослому. Его рука изображает голодную птаху:

Птичка, птичка! (Указательным и большим пальцами, сложенными «клювиком» постучать по раскрытой ладошки ребёнка.)

Вот тебе водичка! (Поводить «клювиком» по ладошке.)

Вот тебе крошки

На маленькой ладошке. (Слегка пощипать ладошку.)

Со временем все эти движения будут выполняться самим ребёнком. Сначала – с помощью взрослого, а затем – самостоятельно.

Возможно, к году кроха научится не только выполнять нехитрые пальчиковые упражнения, но и произносить звукоподражания типа: «пи-пи-пи!», «ам!», «тук!».

Он начнёт активно использовать их во время игр и занятий. Что ж, браво! И малыш и вы заслужили аплодисменты. Дружно похлопайте в ладоши:

  1. «Ладошки – хлопошки»
  2. Ладушки-ладошки,
  3. Звонкие хлопошки.
  4. Хлопали в ладошки,
  5. Хлопали немножко.
  6. Кулачки сложили,
  7. Кулачками били.

5. Важные советы при занятиях развитием речи ребенка до года

  • Проделывая с ребёнком нехитрые физические упражнения, массаж или пальчиковую гимнастику, помните, что:
  • — руки взрослого должны быть чистыми, с коротко подстриженными ногтями;
  • — нельзя дотрагиваться до ребёнка холодными руками;
  • — движения ребёнка до 4-6-ти месяцев – относительно пассивны (ручки и ножки двигаются в нужном направлении благодаря воздействию взрослого);
  • — нельзя принуждать ребёнка выполнять то или иное упражнение против его воли;
  • — нельзя применять силу при разгибании — сгибании суставов и пальчиков: движения взрослых осторожны и корректны;
  • — заниматься с ребёнком надо не ранее, чем через час после еды;
  • — время занятий лучше оставить неизменным (утро или период бодрствования после дневного сна);
  • — продолжительность занятий от 2 до 10 минут (в зависимости от возраста);
  • — движения надо чередовать с поглаживанием, лёгким похлопыванием ручек, ножек, спинки;
  • — речевое сопровождение при выполнении каких-то действий обязательно;
  • — взаимодействие с ребёнком осуществляется на хорошем эмоциональном настрое: важны интонация вашего голоса, выражение лица.
  • Автор статьи: Карельская Елена Германовна, учитель-логопед высшей категории
  • назад к списку статей
  • Похожие материалы:

Источник: http://xn—-8sbhee6acfvbl4aa.xn--p1ai/index.php/deti-ot-0-1/73-razvitie-rechi-detey-do-goda.html

Развитие речи ребенка до года: Как развивать речь. Советы

Развивать речь ребенка очень важно, ждать, пока малыш сам заговорит — неправильно. Развитию речи стоит уделять не меньшее внимание чем развитию двигательной активности и остальным навыкам. Когда начинать развивать речь? — с самых первых дней жизни крохи.

Периоды развития речи ребенка до года

  1.       Первый период развития речи — это крик. Посредством крика новорожденный заявляет  своих потребностях: когда хочет кушать, когда болит животик и так далее.

  2. Примерно через пару недель начинается второй период развития речи: в крике ребенка можно услышать новые звуки, похожие на гласные, но не такие четкие, длится этот период несколько недель. Через 2-3 месяца после рождения ребенка мама уже может различать интонации в детском крике (недовольство, радость и так далее).

    На протяжении всего процесса становления детской речи крик имеет важное значение.

  3. Третий период начинается около 6 месяцев и продолжается до 11, хотя это рамки условные. Для данного этапа характерен лепет. На этом этапе можно различить отдельные слоги.

    Постепенно слоги объединяются между собой, но не всегда в четкие слова.

  4. Четвертый период — слова. Он начинается примерно в 11 месяцев, в год словарный запас ребенка должен составлять 5-20 слов.

Как развивать речь. Советы родителям

Очень важно разговаривать с ребенком, причем Развитие речи у ребенка до годаразговаривать много и желательно на его языке. Ребенок будет вам отвечать уже в 2-3-месячном возрасте. Разговаривайте постоянно — когда одеваете малыша, когда раздеваете, на прогулке, во время купания и так далее. Если вы сомневаетесь в том, что ребенок участвует в диалоге — попробуйте следующий эксперимент: рассказывайте малышу что-то, а потом сделайте паузу — малыш будет вам отвечать гулением.

Примерно с трех месяцев жизни ребенка можно делать массаж кончиков пальцев: большой палец растирайте по бокам сверху вниз, по часовой стрелке. Можно массировать всю поверхность ладошки, уделяя большое внимание подушечкам пальцев.

Когда в речи появляются слоги, важно их произносить вместе с малышом и повторять по несколько раз. Постоянно комментируйте свои действия «сейчас мы оденемся и пойдем на прогулку».

Положительно скажется на развитии речи ребенка до года чтение книг. Читайте малышу книжки, причем с выражением и интонацией.

Начинать стоит с потешек и стихов, затем (ближе к году) переходить на сказки.

Развитие речи ребенка до года во многом зависит от того, насколько развита мелкая моторика. Уделяйте побольше внимания собиранию мелких предметов.

Ближе к году можно давать ребенку в руки карандаш — захват карандаша требует определенных навыков.

Можно лепить с ребенком из мягкого пластилина или теста для лепки, конечно, на создание шедевров претендовать не стоит, но хотя бы рвать на мелкие части, катать шарик между ладошками или колбаску у ребенка вполне получится.

Можно рвать на мелкие части бумагу — детям невероятно нравится это занятие. Наверняка вы заметили, что дети очень любят брать на улице камни — не препятствуйте этому, пусть малыш перебирает их, главное, чтобы не проглотил.

Примерно с 6 месяцев произносите слоги, например, ма-ма, па-па, обязательно четко проговаривайте их и повторяйте несколько раз.

На улице называйте все предметы и обозначайте их звуками, например «это машина, она делает би-би», можно изобразить рев мотора.

Аналогично и с животными: называйте животное и его звуки «это кошка, она говорит мяу-мяу», «это собачка, она говорит ав-ав» и так далее. В этом деле вам также на выручку придет книга — показывайте на картинку и проговаривайте.

  • Полезные статьи:
  • ИГРЫ РАЗВИВАЮЩИЕ РЕЧЬ РЕБЕНКА
  • ЛОГОРИТМИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

Источник: http://razvitiedetei.info/razvitie-do-goda/razvitie-rechi-rebenka-do-goda.html

Развитие речи ребенка до года

Многие мамы начинают общаться со своим малышом, еще когда он находится в животике. В первые месяцы жизни – в период от рождения до года – важно не прекращать активно разговаривать с ребенком, чтобы способствовать развитию речевых навыков.

Развитие речи с первого месяца

«Он еще такой кроха, какая там речь!» – скажете вы. Тем не менее, уже с момента появления на свет ваш ребенок активно старается заявить о себе своим криком. В первый месяц жизни он общается с родителями в основном при помощи плача. Например, плач голодного малыша отличается по интонации и звукам от крика ребенка, который замерз, или у которого болит животик.

Конечно, новорожденный еще не понимает значение слов, но уже активно прислушивается к интонации сказанного.  На третьей неделе жизни малыш уже концентрируется на речи взрослого, и ему очень важно слышать тихие, успокаивающие слова в свой адрес. 

Какие факторы влияют на появление речи ребенка

  • Спокойное адресное общениеВ первые месяцы жизни кроха активно учится понимать мир. Ласковые интонации, услышанные от мамы, позволяют ему быстрее адаптироваться в незнакомой окружающей среде. Как можно чаще разговаривайте с ребенком, склонясь над его кроваткой. Пусть он видит ваше лицо, осознает, что вы спокойны и веселы. Важно, чтобы малыш слышал не только разговоры, которые взрослые ведут между собой, но и речь, обращенную непосредственно к нему.
  • Отсутствие излишнего шума

Старайтесь не включать фоном музыку или телевизор в периоды ваших разговоров с ребенком. Сначала ему будет сложно выделить вашу речь на фоне посторонних звуков, а посторонние звуки будут мешать осознанию того, что с ним общается мама.

  • Развитие тактильных ощущенийПрикосновение – один из главных инструментов познания мира. Чаще давайте вашему малышу игрушки, погремушки из разных материалов, позволяйте знакомиться с разными фактурами, формами и свойствами предметов. Взаимодействуя с различными материалами, ребенок научится выражать свои эмоции относительно того, к чему прикасаться приятно, а к чему – не очень. Главное, следите за безопасностью.
  • Мимика, жестыДаже во взрослом возрасте значительную часть эмоций и ощущений мы можем передать благодаря мимике. Не стесняйтесь кривляться перед малышом, стройте смешные рожицы, выражайте удивление, страх, радость. Сначала ребенок может заинтересованно смотреть, позже – будет улыбаться и смеяться в ответ, а потом научится повторять за вами.

Стадии речевого развития

Первая стадия – крик

Криком человек заявляет о своем появлении на свет. На уровне безусловного рефлекса крик помогает ребенку требовать удовлетворения своих потребностей. Чаще всего у новорожденных крик служит сигналом о дискомфорте: холодно, хочется есть, мокро.

С помощью крика кроха строит свой первый своеобразный диалог: вы можете заметить, что, покричав, он на какое-то время затихает, предоставляя маме возможность откликнуться на призыв. К третьему месяцу жизни, а часто и раньше, крик ребенка приобретает множество оттенков.

Это может быть недовольное ворчание, резкий визг, удивленное «восклицание» и многое другое.

С появлением следующих этапов в речевом поведении малыша, крик не исчезает, а продолжает активно развиваться. Даже с появлением в лексиконе слов, ребенок еще долго параллельно использует для общения крик.

Вторая стадия – гуление

Примерно со 2 – 3 месяца и до полугода в жизни младенца наступает период гуления. Он произносит фантастический своеобразный набор звуков, протяжно мелодично выпевая их. Гуление невозможно ни с чем перепутать. Дети всего мира гулят одинаково.

  Лечение заикания у ребенка 3 лет в домашних условиях

Именно в этот период, особенно в возрасте 3 – 4 месяцев, малыш не только активно общается с вами, но и испытывает особую потребность в эмоциональной отдаче со стороны взрослого.

Он так тянется к вам, рассказывая что-то на своем языке, но, не получив ответной реакции, этот импульс может затихнуть.

Дети, которые в этом возрасте были по какой-либо причине изолированы от своих родителей, в будущем часто испытывали задержку речевого развития.

Смотрите на своего малыша, стройте с ним диалог. В это время ребенок уже учится связывать голос и взгляд, что в будущем становится основой успешного общения. Можете разговаривать с ребенком на его языке, и вы увидите, как он потянется к вам. Постепенно сочетания звуков, которые будет воспроизводить малыш, станут все интереснее и длиннее.

Третья стадия – лепет

С 6 до 10 месяцев речь ребенка уже больше напоминает лепет. Именно в это время появляются первые слоги, задатки будущих слов – «ма», «ба», «па». Поначалу они будто случайно проскальзывают среди звуков, издаваемых малышом, но со временем складываются в цепочки: «ма-ма», «па-па-па».

Чтобы на этой стадии лепет развивался более активно, постоянно разговаривайте со своим малышом, читайте ему потешки и ритмичные стишки. Произносите слоги, чтобы ребенок видел, как вы это делаете. Старательно растягивайте звуки, складывайте губы трубочкой, используйте все возможности артикуляции, чтобы у малыша появилось желание подражать вам.

На этом этапе, примерно к десятому месяцу жизни, ребенок уже начинает ассоциировать слова с конкретными предметами или действиями.

Четвертая стадия – первые слова

После 10 месяцев установление взаимосвязи между словом и предметом уже происходит более прочно и осознанно. Появляются первые, самые важные и необходимые ребенку на данном этапе слова. Например, первыми могут стать слова «мама», «папа», «дать» и другие. Словарный запас пока мал, и одно слово в лексиконе малыша может приобретать десятки значений.

Важно помочь ребенку в его желании осваивать новые слова. Чаще разговаривайте с ребенком, при этом используя для всех окружающих вещей и явлений правильные понятия.

Дети очень часто стремятся повторять звуки за «говорящими» игрушками. В этом возрасте предмет, человек или животное часто ассоциируется у малыша со звуками, которые издает.

Так, кот устами младенца превращается в «мяу», паровоз – «чух-чух», машина станет поначалу «бибикой». Не стоит с пренебрежением относиться к этому детскому языку, стремясь сразу научить ребенка названиям предметов.

Это неизбежный этап развития – придет время, и «ав-ав» голосом вашего ребенка обязательно превратится в собаку.

Некоторые возрастные нормы

  • 1 месяц. Малыш умеет сосредотачивать внимание на голосе взрослого.
  • 2 месяца. Голос родителя может успокоить плачущего малыша.
  • 3 месяца. Кроха может реагировать на разговор звуками или смехом.
  • 4 месяца. Активно развивается гуление, малыш может издавать звуки, даже когда родители находятся далеко.
  • 5 – 6 месяцев. В это время малыш уже может адресовать свое общение конкретному человеку, но пока еще более активно реагирует на жесты, а не на слова.
  • 7 – 8 месяцев. Ребенок уже может повернуться к предмету, если его спросить, к примеру: «Где машинка?». Однако, связь еще неустойчива, и если машинка будет находиться в непривычном месте, малыш может ее не найти. Ребенок часто уже может сесть, встать или помахать ручкой по просьбе взрослого.
  • 10 месяцев. Малыш может найти несколько знакомых предметов, если поменять их местами.
  • 11 месяцев. Может дать маме почти любую игрушку, которую она попросит. Хорошо реагирует на слова, призыв, даже не сопровождающийся жестами.
  • 12 месяцев. В лексиконе появляются новые слова, их запас понемногу расширяется. Малыш хорошо ассоциирует их с предметами, но может использовать одно слово для того, чтобы назвать несколько явлений или вещей.

  Постановка звука «Л» — самостоятельно и с логопедом

 Помните, что ваш ребенок – это индивидуальность, и он не обязан развиваться строго по прописанным нормам в определенные сроки. Однако, стоит обратить внимание, если малыш: 

  • в первые полгода плачет постоянно одинаково, причину плача невозможно отличить;
  • до 6 месяцев не реагирует на эмоциональную речь взрослых;
  • после 6 месяцев не стремится повторить за мамой отдельные слоги и действия;
  • после 10 месяцев не реагирует на простые просьбы;
  • к году не пытается сложить отдельные слоги в слова (например, «мама»).

 Эти явления не обязательно служат сигналом о какой-либо патологии, тем не менее, если вы замечаете много тревожных «звоночков», это повод для того, чтобы поделиться своими наблюдениями с врачом, чтобы тот развеял ваши опасения и сомнения. 

Как способствовать речевому развитию ребенка

Начиная с самого рождения, постоянно разговаривайте со своим малышом. Даже когда он не может понять смысл слов, он уже воспринимает их интонацию. Пусть сначала это будут тихие убаюкивающие слова, песенки.

Когда вы занимаетесь домашними делами вместе с малышом, активно комментируйте свои действия, рассказывайте ему о происходящих процессах («Здесь у нас варится кашка, а здесь супчик»).

Активно используйте не только названия, но и звуки, ассоциирующиеся с чем-либо. Всем знакома игра «Кто как говорит?». Разные животные будут связаны в памяти малыша со звуками, которые они издают.

Интересуйтесь тем, что пытается рассказать вам малыш на этапе гуления и лепета. Вступайте с ним в диалог на его языке.

Общайтесь не только словами, но и мимикой, жестами. Чем больше вы будете применять эти средства в вашем разговоре, тем активнее малыш будет стремиться повторить за вами.

Рассматривая с малышом книжки, обращайте внимание на яркие картинки, показывайте и называйте животных, предметы и действия.

Самые простые «шумелки» вы можете соорудить самостоятельно. Насыпьте в пластиковую баночку с крышкой горох, крупу или макароны и потрясите. В зависимости от содержимого баночка будет издавать разные звуки. Вскоре малыш и сам начнет интересоваться игрушкой, будет трясти ею, захочет самостоятельно воспроизвести звук.

Некоторые важные правила таких игр:

  • при занятиях не дотрагивайтесь до малыша холодными руками или острыми ногтями, чтобы не напугать его;
  • при выполнении упражнений, в которых задействованы ручки и ножки, не применяйте силу, не заставляйте ребенка;
  • занятия обычно продолжаются не более десяти минут, прекратите занятия, если малыш потерял интерес;
  • проводите упражнения не в форме урока, а в форме игры;
  • сохраняйте позитивный настрой, не кричите на ребенка.

Источник: https://vospitanie.guru/rech/razvitie-rechi-rebenka-do-goda

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector