Стоит ли делать трагедию из-за плохих оценок ребенка? Ошибки в воспитании двоечника

Евгения Климкович

Доброго дня, уважаемые родители! Признайтесь, у кого из вас в школьные годы не было в дневнике плохих отметок? Даже если кто-то и заядлый отличник, наверняка двойки были у каждого.

А теперь вспомните, какова была реакция ваших родителей? Скорее всего, Вы наталкивались на суровый взгляд отца или повышенный голос матери, готовых в сию же минуту отправить Вас мести метлой дворы или тряпкой намывать подъезды. Ведь именно такую перспективу даже сегодня многие родители прочат своим «преуспевающим» в учёбе  детям.

А как на самом деле правильно: ругать ли ребёнка за плохие оценки, хвалить ли за то, что он ещё хоть как-то умудряется «переваливаться» из класса в класс либо успокаивать получившего «неуд» отличника, что «у всех бывает»?

План урока:

  • 1 Как оно часто бывает
  • 2 Важность отметок
  • 3 А как должно бы быть?

Как оно часто бывает

Устоявшаяся статистика: узнав о полученной ребёнком двойке, мы невольно «включаем» негативную реакцию. Правда? Конечно! Мы начинаем злиться, пробуем прочитать нотацию, что нужно вовремя всё учить, сопровождаем это повышенной интонацией и на невербальном языке пальцев рук недовольно возмущаемся.

Стоит ли делать трагедию из-за плохих оценок ребенка? Ошибки в воспитании двоечника

Что мы имеем взамен? Столкнувшись пару раз с такой агрессивной реакцией, когда отчитывают, даже не вникнув, а почему «опять двойка», школьник уходит в себя, замыкается и попросту не доводит до сведения итоги своей «успеваемости», отодвигая порицательную процедуру как можно дальше, пока «тайное не станет явным».

Пронесло раз-два-три, и не говорить, что что-то не получается, входит в устоявшуюся привычку, сопровождаемую ложью и утаиванием истинного положения вещей. И мы начинаем возмущаться уже по другому поводу: «Да он (она) ещё и врёт!» Хотя, по мнению психологов, такое враньё — это не что иное, как простая попытка ребёнка защититься от родительских агрессивных нападок.

Чем это заканчивается? Как правило, классикой жанра – к подростковому возрасту ребёнка мы с ним не можем говорить на одном языке.

Наши дети, как мы начинаем говорить, «становятся неуправляемыми»: родителей не слышат, претензии игнорируют.

И что интересно, мы ведь не роемся в глубине памяти и не ищем причины такого поведения, а продолжаем читать нотации с уверенностью, что наконец-то всё изменится. Увы, уже не изменится.

Стоит ли делать трагедию из-за плохих оценок ребенка? Ошибки в воспитании двоечника

И вот ведь парадокс: казалось бы, обычная двойка, с кем не бывает, а сколько последствий! Приведу мнение психологов, которое даст однозначный ответ на наш вопрос: ругать школьника 7-12 лет за плохую отметку в школе просто не имеет смысла. В этом возрасте дети не способны ещё мудро оценивать ситуацию и сделать правильные выводы из Вашей критики. Вывод будет лишь один: «Я плохой!» Так нужно ли?

Важность отметок

В наших школах от системы оценок освобождены только лишь первоклашки, которым в тетрадях в первый год учёбы педагоги рисуют улыбки и хмурые личики. Для всех остальных – это мерило, когда к ребёнку липнет ярлык «двоечник» и «отличник».

При этом классическая российская школа привыкла навязывать стереотип всеобщего оценивания и раздавать штампы публично: спросите, как учится тот или иной ребёнок, и большая часть учеников, не говоря об учителях, расскажет Вам в красках о его успеваемости. И это становится либо комплексом либо возносит на пьедестал, приучая к зависимости от оценки окружающих на всю последующую жизнь.

Да, для нас, родителей, школьные оценки зачастую тоже имеют немаловажное значение. Мы считаем, что это показатель будущего успеха ребёнка, «зелёный свет» для поступления в лучшие ВУЗы страны и стремительно летящая вверх карьера. Но вынуждена вас огорчить: это не 100%-ный счастливый билетик, открывающий все двери. Нет! Это лишь половина будущего успеха.

Но без оценок никак. Именно поэтому нужно объяснять, для чего есть в школе «пять», а для чего ставят «два», и почему нелишним станет хорошо учиться, но при этом плохие отметки – не всегда показатель незнания, а повод подтянуться.

Стоит ли делать трагедию из-за плохих оценок ребенка? Ошибки в воспитании двоечника

И что это вовсе не потому, чтобы сказать отличной оценкой, что «ты сегодня хороший», а «двойкой» показать, что «ты плохой». Это в первую очередь, оценка трудов и повод поработать над пробелами. Вообще психологи советуют не заострять внимание на полученных «2» и «3», когда это мелькает лишь изредка. Но при регулярном появлении «красных лебедей» стоит поискать причины.

  • Это может быть слишком сложная школьная программа, которая не по силам ребёнка без учёта его природной склонности к тем или иным наукам.
  • Причиной неуспеваемости нередко становится потеря мотивации к учёбе либо задержавшаяся депрессия, когда становится просто неинтересно учиться хорошо.
  • «Двойки» ученик нередко получает по вине учителя, например, из-за предвзятого отношения к нему педагога либо по причине низкой квалификации учителя, неполноценно объясняющего детям учебный материал.

А как должно бы быть?

Итак, теперь для нас очевидно, можно ли отчитывать своего школьника за плохие оценки. Нет, не можно! Родительская ругань – не помощник в учёбе, а лишь повод поселиться неуверенности и вызвать отвращение ко всему учебному процессу в принципе.

Стоит ли делать трагедию из-за плохих оценок ребенка? Ошибки в воспитании двоечника

Так что же нам, возмущённым родителям делать? Вед тут «палка о двух концах». Если не обращать внимание совсем, так можно и запустить всю учёбу, поднять которую на должный уровень будет ой как сложно.

  • В первую очередь, «считать до десяти», то есть, не рубить с плеча сразу, а успокоиться. Мир на двойке не рушится. И от Вашего спокойствия зависит конструктивность разговора. Главный вопрос: почему так произошло, и что не хватило, чтобы справиться успешно?
  • Во-вторых, если причины «не стоят выеденного яйца» (например, чуток знаний не хватило, немного не справился с волнением) и не носят регулярный характер, стоит обсудить, как выровнять ситуацию и помочь исправить плохую отметку. И не отказывайте в помощи, отдав это на откуп самому ученику, особенно в начальных классах, когда не все дети справляются с трудными задачами самостоятельно.
  • Когда плохая отметка стала следствием банальной лени, на что пусть ребёнок и имеет малюсенькое право, придётся взять процесс подготовки к урокам под свой жёсткий родительский контроль и в первое время, может, даже и учиться вместе. Почему бы и нет?! Реагировать нужно не на плохую оценку, а на расхлябанность, которая к ней привела. И с этим застойным состоянием придётся бороться только вместе.
  • Если желание получать хорошие оценки пропало, так как «никому это не нужно», поищите мотивацию. Позитивную и правильную. Это вовсе не значит, что нужно сразу ограничить время на прогулки и общение с друзьями. Выход и не в блокировке компьютера и планшета и прятании пульта управления от телевизора. Стоит ли делать трагедию из-за плохих оценок ребенка? Ошибки в воспитании двоечникаВ первую очередь заведите за правило интересоваться учёбой, да и вообще жизнью ребёнка, не только, когда засветятся в дневнике «2» да «3» и Вас попросят срочно подойти в школу. Дайте понять, что детская учёба важна ему первоначально, но и Вам тоже. Ну и поощряйте Вашего ребёнка за успехи словами и делами.
  • Когда школьнику ну никак не даётся какой-то предмет, придётся подумать о дополнительных занятиях. Это раньше учителя разжёвывали всем всё и закладывали чуть ли не в рот каждому, потому двоечником можно было быть только из-за собственной лени. Теперь же ситуация крайне изменилась, причём не в нашу с вами сторону. Педагогам с такой школьной нагрузкой не то что разжевать, успеть бы основу донести. А дальше – сами. Так что если на «сами» нет ни времени, ни знаний, попробуйте обратиться к репетиторам, чтобы подтянуть упавший до плохого уровня предмет.

Можно ли хвалить за пятёрки? Тоже риторический вопрос, ведь главное – не переусердствовать, а то «зазнается» и перестанет учиться. Однако можно и нужно! Но хвалить не за полученные отметки, а за знания, которыми ребёнок готов с Вами поделиться после школьного дня. Хвалить не за «5» по контрольной, а за то, как он с трудными заданиями справился, и что ему в этом помогло. Чувствуете разницу?

Стоит ли делать трагедию из-за плохих оценок ребенка? Ошибки в воспитании двоечника

Ну как, убедила вас в том, что в вопросе с оценками работает метод пряника без кнута? А вы как боретесь с плохой успеваемостью? Рассказывайте в х) Не забудьте подписаться на новости блога, чтобы не пропустить ничего важного и интересного!

Побольше вам пятерок!

Ваша «ШколаЛа»!

Стоит ли делать трагедию из-за плохих оценок ребенка? Ошибки в воспитании двоечника

Оценки против ребенка: как школа портит психику

Я абсолютно уверена, что одна из самых худших вещей в школьном обучении — это система оценивания. Трудно представить что-то более травмирующее, чем постоянное сравнение с другими людьми и публичное озвучивание негативных отметок.

Чем опасна школьная система оценивания?

В первую очередь оценки серьезно вредят реальным достижениям во взрослой жизни. Если бы я, как состоявшийся профессионал, вдруг начала себя сравнивать с другими, то тут же ушла бы в депрессию.

Я всегда смотрю не на других, а на то, какой была я полгода, год назад. Оцениваю, какой проект за это время разработала, как круто что-то придумала и реализовала. Почему же тогда мой ребенок должен сравнивать себя с другим человеком, причем по каким-то довольно субъективным параметрам?

Считая оценки в дневнике важным показателем успехов, мамы и папы делают серьезную ошибку. Фактически они пытаются убедить ребенка, что вся его ценность определяется отметкой. Причем отмеку эту выставляет «чужая тетя», которая плохо его знает, и ее мнение вряд ли можно считать эталоном.

Читайте также:  Иммунотоксикология тетрахлорметана. Влияние ТХДД (тетрахлордибензодиоксина) на иммунитет

Стоит ли делать трагедию из-за плохих оценок ребенка? Ошибки в воспитании двоечника

Ребенок верит, будто то, что о нем думают посторонние люди, гораздо важнее, чем он сам, его таланты и интересы. Таким отношением родители транслируют своим детям, что самое важное в жизни — это внешняя оценка.

Трудно придумать лучший способ вырастить неуверенного в себе человека без собственного мнения и права выбирать интересы. Запомните: предъявляя ребенку претензии по поводу низкой оценки, мы начинаем формировать в нем зависимость от чужого мнения — вопреки своему собственному.

По моему убеждению, в школьном обучении вообще никак нельзя реально оценить успехи или неуспехи ребенка. Оно по большей части не имеет ни практического применения, ни объективно измеряемых результатов.

Оценки — государственный инструмент контроля

Чем оценивание вредно в первую очередь? Целых 10–11 лет ребенку планомерно внушают, что его мнение о себе не важно. Значение имеет только мнение посторонних, «специально уполномоченных» людей, выраженное в виде отметки.

Стоит ли делать трагедию из-за плохих оценок ребенка? Ошибки в воспитании двоечника

Какова эта отметка — «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и т.д. — не имеет значения. Любая из них переносит фокус внимания школьника с его, как это называется в психологии, «внутренней референции» (с опоры на собственные ценности и мнение о себе) на то, что о нем думают окружающие.

То есть система оценок одинаково вредит как отличникам, так и двоечникам. Когда родители слишком много внимания уделяют оценкам, ругают, критикуют, дети ощущают себя преданными. Им кажется, что для мамы мнение учительницы гораздо важнее, чем они сами.

И в этом есть доля истины. Слишком внимательным отношением к чужой оценке мы отчасти предаем ребенка и формируем из него неудачника.

Гордыня и заниженная самооценка — две стороны одной медали

Вот вам реальный пример из жизни моей дочери.

Если она в начальной школе успевала прочитать полкниги, пока соседка по парте читает одну страницу, это еще не повод ставить ей 10 баллов (по российской системе — «отлично»).

Просто читала моя дочь уже шесть лет, потому что прошла курсы скорочтения и одолела за это время несколько сотен книг. А соседка и 10 книг не прочитала.

Буквы она учила в школе, читает всего два года — и то по старой методике.

Моя дочь имеет навык извлечения правильной информации и правильной формулировки. Пока другой ребенок задумается, как же ему отвечать на вопрос, она скажет ясно и четко. Но все же это заслуга не столько моего ребенка, сколько правильной методики обучения, то есть потраченных на индивидуальные занятия 10 часов и вложенных в это 100 долларов. А проблема ее соседки — в неправильном обучении.

Традиционное оценивание в этой ситуации повредит обеим девочкам (и их самооценке). Это не их собственные результаты, а результаты разного подхода их мам к обучению.

И получается, что моя девочка совершенно неоправданно может начать считать себя выше. Гордыня, возникшая на пустом месте, повредит прежде всего ей самой.

А другой ребенок будет выслушивать от взрослых (чаще от родителей): «Ты не тянешь, ты плохо учишься, ты глупая, ты не такая, какой нужно быть».

Как правило, такие реплики будут рождаться больным самолюбием родителей: их ребенок должен быть лучшим!

Получается, что психологическое давление ребенок испытывает не только в школе, но и дома. Даже если вы не даете негативных оценок вслух, дети довольно быстро приклеивают эти ярлыки друг другу. Но хуже всего, что они приклеивают ярлыки «глупый», «неспособный», «не такой» сами себе.

Такую негативную внутреннюю оценку крайне трудно исправить: потом будет нелегко заставить ребенка поверить в собственные силы, убедить, что он талантлив и может добиться в жизни всего, чего захочет.

Страх негативной оценки — родом из школы

Каков итог? Когда ребенок станет взрослым человеком, у него попросту не будет своего мнения. Ему чужая оценка будет важнее собственного мнения о себе.

Взрослый страх негативного оценивания обычно формируется именно в школьные годы и именно родителями, придающими чрезмерную значимость школьным оценкам.

Зачем мучить ребенка, если в 30 лет нам все равно, была ли у нас тройка по химии в восьмом классе? Это никак не сказывается на взрослых успехах или неудачах. Как и отличная оценка, полученная 20 лет назад, вовсе не гарантирует любви или успеха в бизнесе.

Очень часто люди, которые действительно достигли в жизни успеха, богатые люди, в школе учились крайне неровно. По интересным предметам или у хороших учителей у них наверняка были высокие оценки. По скучным предметам или у посредственных педагогов на похвалу рассчитывать им не приходилось.

И это здоровый подход, потому что действительно богатыми и успешными людьми становятся те, кто умеет фокусироваться. Те, кто выбирает два-три качества и максимально развивает их. Те же, кто стремится к средним показателям по всем предметам, вырастают середнячками. Без особых достижений в жизни.

Стратегия успеха — развивать свое самое сильное качество и «покупать» слабое. Зарабатывайте за счет своих сильных качеств — и платите людям, которые сделают за вас то, что у вас не получается.

Как школьные оценки влияют на характер

Есть еще одна очень серьезная проблема. Для того чтобы получать социальное внимание в школе, ребенок должен быть либо отличником, гением, победителем олимпиад, либо хулиганом и двоечником. Хорошист или троечник социально проигрывает: его не замечают. И это беда для детей. Из них впоследствии формируется серая масса — именно благодаря системе школьного оценивания.

Все сказанное не значит, что успехи или неуспехи ребенка никак нельзя оценить. Но оценивать их должна сама жизнь. Например, когда ребенок выигрывает (или проигрывает) в спорте — это правильная оценка, по результату его личных достижений. Он начинает осознавать, как оценка зависит от количества приложенных усилий, потраченного времени и прочих вложений.

Альтернативные методы оценивания детей

Когда бабушка начинает выговаривать одной из моих девочек за плохие оценки и та расстраивается, я ей говорю: «Хорошо, ты сейчас получишь “отлично”. А как во взрослой жизни эти отличные оценки помогут тебе заработать лишнюю тысячу долларов? Объясни мне взаимосвязь между этим предметом и твоим будущим заработком».

И тогда у меня дети начинают думать: «Мама, а как во взрослой жизни? Что надо уметь и сделать, чтобы удался проект? Как взрослые зарабатывают? Что нужно, чтобы стать профессионалом, чтобы приглашали на хорошую работу?» А это уже другая позиция, другое мировоззрение.

Стоит ли делать трагедию из-за плохих оценок ребенка? Ошибки в воспитании двоечника

Лучше всего мое отношение к оценкам продемонстрировать наглядно. Для примера возьмем кружок бисероплетения.

Каждая девочка в нем делает свои украшения. Сама выбирает интересные образцы и работает в своем темпе. Кто-то сделает одно изделие, кто-то за это время десять, кто-то — простое, кто-то — сверхсложное.

Результат налицо, а процесс доставляет удовольствие. И в конце ребенок сам себе поставит оценку, сам себя мотивирует и сам себя убедит стараться больше, быть терпеливее или выбирать задачи сложнее.

Другой пример — кружок компьютерной мультипликации. Занятие творческое, требует усидчивости, внимательности и нетривиальных решений. Когда ребенок начнет показывать друзьям готовые ролики, для него это станет лучшей оценкой и сильнейшей мотивацией. Зачем еще какие-то оценки со стороны?

Как выработать у ребенка правильное отношение к школьным оценкам

Не надо его ругать, не надо его унижать по поводу низких оценок. Ему надо спокойно разъяснить:

• Во-первых, это его оценка только на данный момент. Позже она изменится, если он захочет. Нужно всего лишь приложить больше усилий. • Во-вторых, это по большей части оценка его поведения и соответствия ответов указаниям в методическом пособии преподавателя. То есть для хорошей оценки важно не то, как много ты знаешь, а то, понравился ли твой ответ учителю, согласен ли он с твоим мнением.

Конечно, формально запрещено ставить оценки не за знания, а за поведение, но учителя все равно это делают. Ребенок должен понять, что оценка не определяет его как человека. Не влияет на отношение родителей, которые его любят. И существуют более важные вещи, чем мнение о нем других людей.

Да, каждому нужен результат в виде аттестата, в виде поступления в вуз, в виде баллов по тестированию. Субъективное мнение учителя не так уж важно, если результат достигнут. И это следует проговаривать все школьные годы.

В общем, я категорически против системы оценивания как таковой: жизнь лучше, чем любые педагоги, оценит результат. Школа оценивает не те результаты, не по тем критериям, и часто это делают не те люди. Так зачем же травмировать ребенка и портить его детство? Зачем вредить своим детям?

Читайте также:  Лечение и отдых в Крыму. Отдыхаем с пользой здоровью

Из книги «Образование для жизни. Школьная программа с пользой и без насилия. Для раздумывающих и начинающих»

Стоит ли делать трагедию из-за плохих оценок ребенка? Ошибки в воспитании двоечника

Ольга Юрковская на Фейсбук:

Как реагировать мудрому родителю на школьные отметки

– Вы уже подготовились к школе? – Да, дневник и ремень купили… (Анекдот)

Отдав ребёнка в школу, многие родители быстро впадают в эмоциональную зависимость от оценок. Мамы, папы, а иногда и бабушки радуются «хорошим» и расстраиваются из-за «плохих». Свои эмоции взрослые проявляют открыто и даже намеренно стремятся продемонстрировать их ребёнку: «Ты меня обрадовал!» или «Ты меня расстроил!». А ещё принято за хорошие отметки хвалить, а за плохие ругать, стыдить и наказывать.

Такая реакция мам и пап настолько привычна, что кажется естественной и само-собой разумеющейся.

Прежде, чем говорить о том, как стоит реагировать на отметки сына или дочери, хочу поделиться некоторыми своими мыслями на тему школьного обучения и успеваемости.

1. Не все дети, будут учиться на 4 и 5.

Почему?

• У всех детей разные способности. Я не имею в виду, что одни более, а другие менее способны. Я напоминаю о том, что способности могут находиться в разных областях. Только часть из широкого спектра способностей и талантов раскрывается в рамках типичного учебного процесса.

• Для некоторых школьников приготовление домашних заданий и работа на уроке не попадает в зону ведущего интереса и высокой личной значимости. И это естественно. Для нас, взрослых, карьера и профессиональный рост тоже далеко не для всех возглавляют иерархию ценностей.

Кстати В.С.

Юркевич (признанный специалист по работе с одарённые детьми) утверждает, что большинство одарённых детей в начальных классах учится не очень хорошо, так как им не свойственна так любимая учителями «старательность».

Эти дети готовы массу времени и сил тратить на то, что им интересно и их трудно заставить выполнять рутинную работу (прописывать буковки и списывать слова, переписывать несколько раз, «чтобы не было помарок»).

• У всех детишек разный темп формирования навыка.

Одни, после объяснения на уроке, уже понимают как выполнять подобные задания и легко справляются с первой же самостоятельной работой, а другим нужно время на освоение нового материала.

Причём, это не значит, что первые «умнее» вторых. Детям с творческим типом мышления легче придумывать, чем воспроизводить то, что демонстрируют другие. Иногда в школе они производят впечатление тугодумов.

2. Школьная успеваемость не показатель интеллекта.

По тем же причинам, которые перечислены в пункте № 1.

3. Помарки и ошибки в работе не показатель того, что ребёнок не старался. Оценивая уровень старательности, учитесь замечать количество потраченной ребёнком энергии на выполнение задания, а не ориентироваться на оценку и даже качество выполнения работы.

Например, гиперактивный ребёнок тратит гораздо больше сил на выполнение письменной работы, чем ребёнок, способный управлять своей активностью.

«Невнимательный» — иногда звучит из уст родителей и учителей как обвинение. Взрослые забывают, а некоторые не знают, что не все дети способны управлять своим вниманием, особенно в процессе длительной деятельности. Катастрофическое увеличение количества описок и «глупых» ошибок может быть показателем усталости.

4. Ни один ребёнок и ни один подросток не мечтает о двойках!

Иногда дети, получившие «плохую» оценку, нуждаются в утешении, а не в порке. Представьте, что после выговора от начальства, придя домой, вы слышите от супруга или супруги что-то типа: «Как ты мог?! Ты меня расстроил! Как тебе не стыдно!…» А ребёнку ещё труднее и обиднее. Он ждёт поддержки и понимания.

5. Следите за тем, чтобы ваше общение с ребёнком не ограничивалось темой школьных отметок и выполненных/невыполненных домашних заданий.

Чем больше отметки мальчиков и девочек не удовлетворяют ожидания родителей, тем выраженнее этот перекос в отношениях. Детям, у которых учёба идёт легко, повезло больше — у их мам и пап остаётся время поговорить со своими чадами на другие темы и сохранить приятные друг для друга отношения.

6. Чем тяжелее даётся ребёнку учёба, тем в большей похвале, эмоциональной поддержке он нуждается.

Давайте рассмотрим ситуацию: ребёнок старался выполнить задание, а у него не получилось или получилось «не очень» (буквы некрасивые, ответ не сходится и т.п.), а потом ещё и отметку получил низкую.

И дальше по нарастающей — дети похихикали, учитель пожурил (возьмём мягкий вариант), родители расстроились/отругали или даже наказали. Нейронная сеть свяжет эти неприятные переживания и учебную деятельность.

В результате (по законам нейропсихологии) — у ученика неминуемо сформируется негативное отношение к учёбе и мотивация уйдёт на «ноль».

7. Вместо наказаний используем «метод естественных последствий».

8. На каждую цель стоит тратить столько сил, сколько она заслуживает.

Хорошая школьная успеваемость даёт множество преимуществ растущему человеку и это вполне достойная цель. Но, в погоне за знаниями и высокими оценками не лишайте ребёнка возможности жить полноценной жизнью. Помните, что у детей должно оставаться время на общение со сверстниками и членами семьи, для занятий физкультурой и любимой деятельностью.

9. Помните, что назначение оценки — показать ученику насколько он усвоил тот или иной материал, какой навык у него пока недостаточно хорош.

Школьная отметка — это не оценка личности, не оценка способностей, не повод расстраиваться! Отнеситесь к ней как к информации о том что уже усвоено, а что пока нет. Это повод разобраться и найти способ решения проблемы.

Если мы принимаем этот принцип, тогда фразам типа «Ты меня расстроил!» и «Как тебе не стыдно!» нет места. Наша задача — помочь ребёнку сделать вывод и выстроить план решения проблемы.

Предлагаю примерно следующую последовательность диалога по поводу «плохой» оценки:

1. Как тебе самому эта оценка?

Или (когда плохие оценки стали уже типичной ситуацией и у сына или дочки включился внешний «пофигизм», как механизм психологической защиты): «Я вижу, что тебе самому эта оценка неприятна». Или даже: «Ты делаешь вид, что тебе все равно, но я вижу что эта оценка тебе неприятна».

2. Как так получилось что ты получил…?

Если хотите чтобы разговор удержался в русле поиска причины, то следите за своими интонациями. В них не должно быть обвинения и запугивания.

• Наверняка ответ будет поверхностный — не отражающий истинной причины. Продолжайте задавать уточняющие вопросы до тех пор, пока не дойдёте до тех действий (или бездействий), которые привели к проблеме.

• Возможно ответственность будет перекладываться на других. Например, «Сосед по парте отвлекал!». Задавайте вопросы и комментируйте ответы так, чтобы вернуть ребёнку ответственность за произошедшую ситуацию: «Как так получилось, что ты на него отвлекался?»

3. Как планируешь решать проблему?

Вас не должен удовлетворить обобщённый ответ типа: «Я буду стараться!» (Что именно ты будешь делать? Что конкретно ты будешь делать по-другому?), «Я исправлю!» (Как именно ты будешь исправлять?).

Постарайтесь, чтобы итогом разговора был конкретный план действий.

4. Этого достаточно для решения проблемы? Есть что-то, что может помешать? Как этого можно избежать?

Будьте готовы к тому, что ребёнку сначала будет сложно находить ответы на вопросы, помогите ему их найти.

Разговаривая таким образом, мы формируем у нашего сына или дочери алгоритм реагирования на трудности и неприятности. Мы учим сосредотачивать внимание на поиске решения проблемы — ответ на вопрос «Что делать?» важнее, чем выяснение «Кто и в чём виноват?».

В этой статье я дала понять неравнодушным к судьбе своих детей родителям, что не всё так просто. Есть масса нюансов в воспитании школьников, о которых большинство родителей даже не подозревает. И в одной статье невозможно расписать все подводные камни и результаты, к которым приводят неправильные реакции на отметки и вообще учёбу в школе.

Главное — не вырастить отличника, а вырастить человека способного идти по жизни уверенно, получая радость от движения к своим целям, не потерять в бездумной погоне за «пятерками» физическое и психическое здоровье детей и взаимопонимание с ними.

  • Светлана Цуркан
  • Другие статьи этого же автора:
  • Чтобы ребёнок с желанием учился
Читайте также:  Видео временной остановки кровотечения из сонной артерии. Техника временной остановки кровотечения из сонной артерии

Как зарыть талант ребёнка своими руками. 7 ошибок родителей.

  1. Как воспитать ребёнка счастливым
  2. Если статья понравилась, не забудьте поставить лайк, это хороший стимул к работе :).
  3. Подписывайтесь на мой канал и группу ВКонтакте, чтобы получать больше интересной информации.

Как реагировать на двойки ребенка (особенно в конце года)? Отвечает психолог

© Коллаж Дарья Каракулова

Сохраняем спокойствие в сезон контрольных

Любому родителю бывает неприятно, когда ребенок приходит домой с двойкой из школы. Это стресс, иногда даже посильнее рабочего. Родитель может чувствовать стыд, вину, разочарование и даже страх, что ребенка оставят на второй год и он станет дворником.

Это нормально, но часто это не имеет под собой реальной основы. Разбираемся с экспертом образовательного центра «Каменный город», психологом Сергеем Галиуллиным, как родителю реаировать на плохие оценки, чтобы не испортить отношения с ребенком и не испортить отношение ребенка к учебе.

Правда в том, что от плохой оценки в школе не застрахован никто и не всегда дело в уме ребенка. Причины, по которым ребенок получил двойку, могут быть самыми разными: от фактического незнания материала до плохого настроения учителя. Это во-первых.

А во-вторых, было бы странно что-то начать делать идеально с первого раза. Разве мы можем сразу научиться плавать или встать на лыжи? Так почему дети должны с первого раза понимать крепостное право или логарифмы?

Результаты международного исследования «Уверенность в процессе обучения», проведенного в 2019 году компанией Harris Insights & Analytics, неутешительны: 79 процентов школьников в России переживают сильный стресс из-за неуспеваемости.

Думается мне, что такие высокие цифры вызваны самой школьной системой, в которой перепутаны причина и следствие: оценка становится не отражением знаний, а способом измерить успех. Учителя хвалят отличников, приводят их в пример, а двоечников высмеивают. Вот это ненормально.

Это не значит, что надо не обращать внимание на двойки ребенка. Надо, иначе это будет безразличием, которое даже хуже негативной реакции.

Ругая ребенка за двойки, вы растите в нем страх допустить ошибку, который никак не способствует школьной успеваемости и приводит только к новым неудачам.

Не обращая внимания на двойки, вы показываете ребенку, что он тоже может относиться к своей учебе безразлично.

Как же тогда реагировать? Спокойно разобраться в ситуации и наметить план действий, как ситуацию можно исправить.

Например, если двойка получена за плохо сделанное домашнее задание или ответ у доски, можно обсудить, что помешало ребенку подготовиться лучше. Может ему неудобно, он не успевает по времени, может ему мешает шум телевизора? Может он слишком волнуется и это ему мешает? Спросите ребенка, как это можно изменить? Предложите помощь, но не делайте за ребенка.

Бывает, что двойка получена за поведение и тогда важно разобраться, что привело к такой ситуации. Возможно, стоит обсудить её с учителем, после чего объяснить ребенку, как вести себя, чтобы это не повторилось.

Помните, прямо сейчас вы закладываете в ребенка алгоритм действия в трудных ситуациях.

Как ваш ребенок сам будет относиться к неприятностям в будущем? Впадать в крик, сжиматься, замирать, истерить или спокойно решать проблемы? Покажите ему пример, чтобы дальше ребенок не боялся трудных ситуаций, потому что даже если он прямо сейчас с ними не справится — это не станет ни для кого концом света.

Из-за одной точно нет.

По закону ребенка могут оставить на второй год только в двух случаях:

— Он был переведен в следующий класс условно, но не успел за установленный срок пересдать академические задолженности (двойки по итоговым контрольным).

Как правило, это происходит, если задолженности были почти по всем дисциплинам.

Тогда родителям предлагают сделать выбор: пойти на повторное обучение, пройти ПМПК и по ее рекомендациям перейти на обучение по адаптированным образовательным программам или учиться по индивидуальному учебному плану.

— Если ребенок не сдал промежуточную аттестацию в конце четвертого или девятого классов, он не будет переведен на следующую ступень обучения. Либо нужно успевать пересдавать за лето, либо оставаться на повторное обучение.

8 причин, по которым дети добровольно становятся двоечниками

Почему дети готовы получать двойки и как перевоспитывать таких школьников? «Летидор» обратился за помощью к детскому психологу.

Двойка – это всегда неприятно. Этой оценкой наказывают за невыполненные уроки, ею можно напугать даже самых «неприступных» учеников. Но, оказывается, эти страшилки не для ребят, выбравших путь «сознательного двоечника». Кто ими становится и как найти на них управу, «Летидору» объясняет психолог-педагог Ольга Юткина.

Ольга Юрьевна Юткина, психолог, руководитель Содружества Педагогов Раннего Развития

Такое случается, когда родители ждут от детей исключительно победы: для них есть только одна оценка – «пятерка». А приносить домой только хорошие оценки у школьника пока не получается. В итоге ребенку становится все равно, что он получит – «двойку» или «тройку», ведь результат всегда один и тот же: родители расстраиваются. А для того чтобы влепили «два», даже и стараться не нужно.

К более высоким успехам ребенка приведет его усердие. А стараться он начнет только тогда, когда осознает, что даже один лишний балл – это уже маленькая победа.

В возрасте 4-7 лет дети особенно нуждаются в одобрительном отношении взрослых даже за незначительные достижения. Если не поддерживать малыша в его малых успехах, в будущем у него не будет потенциала идти к более высоким успехам.

В младшей школе дети учатся отнюдь не для того, чтобы «быть образованными», а потому что рассчитывают на похвалу за свои старания от счастливых мам и пап. Отсутствие похвалы и поощрений способны перечеркнуть любое рвение к учебе. Эмоциональное «Какой же ты молодец!» в сотни раз эффективнее строгого «Ты должен!».

Если педагог в глазах ребенка не выглядит авторитетным человеком, у своего школьника вы не обнаружите ни интереса к знаниям, ни стимула к учебе. Ребенок не способен настроиться на урок, не может запомнить материал, да и вообще не считает нужным воспринимать информацию на уроке всерьез.

В этом случае родителям нужно найти и подчеркнуть в учителе максимальное количество достойных качеств, которые оценит и сам ребенок. Маленький секрет: на младшеклассника хорошо подействует сходство с любимым героем из фильма.

Подростки могут решить, что в старших классах девочки обращают больше внимания на «плохих» мальчиков. Отчасти это действительно так, ведь в сложном подростковом возрасте многие школьницы приписывают отрицательным персонажам особенную силу и привлекательность. А «скатиться до двоек» в учебе – это самое простое, что можно сделать, чтобы сразу стать «плохишом» и «лидером».

Здесь помогут хорошие примеры из жизни и активные занятия спортом: продемонстрируйте ребенку, что для мужчины на самом деле значит «быть крутым».

Все родители заинтересованы в том, чтобы их чадо достойно училось в школе. Но случается, что ребенок идет наперекор желанию мамы и папы, чтобы их «наказать».

Например, семейные конфликты или развод родителей могут поселить в душе ребенка сильную обиду: школьник решает, что став двоечником, донесет до мамы и папы мысль, что «я тоже имею на вас влияние!», «вы будете со мной считаться!», «вот только захочу и доведу вас до истерики!».

Главное – не упрашивать школьника взяться за ум, иначе он решит, что это идеальный рычаг для управления родителями. Просто расскажите ребенку что-нибудь из серии: «Ничего страшного! Даже когда после школы ты пойдешь работать дворником, мы все равно будем тебя любить».

Ваш школьник запросто может приносить домой двойки, чтобы заполучить родительское внимание.

Возможно, сын уже просил папу помочь с домашним заданием только потому, чтобы тот просто провел вечер рядом с ним, а дочь наверняка пыталась обратить на себя внимание мамы с помощью красивой тетрадки с ровным почерком.

Но родители почему-то не проявили сильных эмоций. Тогда ребенок решает, что он идет неверным путем, и начинает думать: «А уж на двойки мама и папа точно отреагируют!».

Вовсе не обязательно часами сидеть рядом с детьми, обсуждая каждую мелочь, случившуюся за день. Достаточно дать понять ребенку, что вас всегда интересуют его дела, несмотря на сильную занятость.

Например, сосед по парте уделяет урокам всего 10-15 минут и всегда отвечает «на пять». «Значит, и я так могу. Просто прочитаю и все запомню!» – думает ученик. Увы, нет. Возможно, ваш школьник более медленный в восприятии материала, ему не так легко дается запоминание. Но пока еще в силу возраста он неадекватно понимает свои способности и возможности.

Расскажите своему ребенку, что у всех разные подходы к выполнению домашнего задания. К тому же никто на самом деле не знает, сколько потребовалось времени Васе, сидящему за соседней партой, чтобы выучить стихотворение дома.

Сколько «поучительных» историй о том, что самые богатые люди нашей планеты отнюдь не корпели над учебниками, нам рассказывают СМИ. И знакомые всегда готовы привести парочку примеров «несправедливости жизни», в которых их одноклассники-двоечники теперь почему-то успешнее и богаче, чем они – круглые отличники.

Объясните ребенку, что это лишь отдельные истории, которые к тому же далеко не всегда соответствуют действительности. Вспомните, кто из любимых актеров ребенка или просто из взрослых, которых он уважает, в детстве были отличниками: дети возьмут пример с тех, к кому они испытывают симпатию.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector