Упражнения на релаксацию для детей

Упражнения на релаксацию для детей Упражнения на релаксацию для детей Упражнения на релаксацию для детей Упражнения на релаксацию для детей Упражнения на релаксацию для детей Упражнения на релаксацию для детей Упражнения на релаксацию для детей Упражнения на релаксацию для детей

Релаксационные игры – это способ снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста. Маленькие дети нередко находятся в состоянии высокого психоэмоционального возбуждения. Виной тому может быть адаптационный стресс, кризис трех лет, усталость. Предлагаю вашему вниманию релаксационные игры, которые помогут снять психоэмоциональное напряжение у ребенка, создать у него положительные эмоции, успокоят его и наладят сон.

Существуют разные релаксационные игры:

  • игры помогающие достичь состояния релаксации путем чередования сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышц тела;
  • игры помогающие добиться состояния релаксации путем чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой;
  • игры с прицепками – релаксация достигается путем сжимания и разжимания кистей рук с обычной бельевой прицепкой;
  • игры «усыплялки», колыбельные.

Игры на основе нервно-мышечной релаксации

«Поймай бабочку»

Цель: нервно-мышечная релаксация через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления.

Выполнение: ведущий показывает летящую бабочку, пробует ее поймать – выполняет хватательные движения над головой одной рукой, потом другой, обеими руками одновременно.

Дети повторяют показанные движения. Затем медленно разжимают кулачки, смотрят, поймали бабочку или нет. Затем соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат ее.

«Мороженое»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Детям предлагается поиграть в «мороженое». Вы – мороженое, вас только что достали из холодильника, оно твердое как камень, ваше тело ледяное. Но вот пригрело солнышко, мороженое стало таять. Ваше тело, ручки, ножки стали мягкими.

«Холодно — жарко»

Цель: снять психоэмоциональное напряжение.

Выполнение: Вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер, вам стало холодно, вы замерзли, обхватите себя ручками, головку прижали к ручкам – греетесь. Согрелись, расслабились. Но вот снова подул холодный ветер….

«Сорока-ворона»

  • Цель: снять эмоциональное напряжение.
  • Выполнение: Дети сидят в парах на стульях, проговаривая слова-потешки, по-очереди массируют друг другу пальчики правой рук, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, а в конце потешки поглаживают друг другу ладошки.
  • Сорока – ворона кашу варила,Сорока – ворона деток кормила, Этому дала, и этому дала
  • И этому дала, и этому дала
  1. А самому маленькому –Из большой мискиДа большой ложкой
  2. Всех накормила.

Игры на релаксацию путем чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой

«Часики»

Цель: снять психоэмоциональное напряжение через дыхательные техники, создание положительного эмоционального фона. Монотонные движения руками затормаживают отрицательные эмоции.

Проведение: сегодня мы будем с вами часиками. Станьте прямо, ножки слегка расставьте, ручки опустите вниз. Мама часики завела, и они стали тикать: тик-так. Размахивание руками вперед назад.

«Согреем бабочку»

Цель: достичь релаксации достичь релаксации через дыхательные техники.

Ведущий показывает на ладошке воображаемую бабочку, рассказывает, что она замерзла и не может взлететь. Предлагает согреть ее своим дыханием.

Дети дышат на ладошки (дыхательное упражнение: открыть рот и произнести длительный звук «А»). Бабочка согрелась и ее надо сдуть с ладошки.

Дети делают глубокий вдох через нос и выдох через рот (на выдохе вытянуть губы трубочкой, произнести долгий звук «У»).

Игры с прицепками

«Зайчик и собака»

Цель: снять напряжение, развить коммуникативную функцию речи, развивать воображение.

Читается стихотворение и выполняется действие.

Раз, два, три, четыре, пять — Вышел зайчик погулять (пальцы левой руки показывают «зайчика»).Вдруг охотник выбегает и собачку выпускает.

Собачка злая лает (правая рука открывает и закрывает прищепку, изображая, как лает собачка).

Зайчик убегает (левая рука убирается за спину).

«Лиса»

  • Цель: снять напряжение, развить мелкую моторику рук, развить коммуникативную функцию речи.
  • Ритмично открывать и закрывать «ротик» прищепки сопровождая действия проговариванием стихотворного текста.
  • Хитрая плутовка, рыжая головка, ​Ротик открывает, зайчиков пугает.

«Птичка»

Цель: снять напряжение, развивать мелкую моторику рук, развивать коммуникативную функцию речи.

Действия с прицепкой сопровождается текстом.

Птичка клювом повела (рука с прицепкой поворачивается из стороны в сторону),Птичка зернышки нашла (другая рука показывает ладошку с воображаемыми зернышками),Птичка зернышки поела (пощипывание прищепкой ладошки),Птичка песенку запела (прищепку ритмично открывают и закрывают «ротик»-поет. Психолог и дети напевают: ля-ля-ля).

«Пальчики»

  1. Цель: снять напряжение, развивать мелкую моторику рук, развивать коммуникативную функцию речи.
  2. Выполнять движения в такт стихотворению:
  3. Пальчик, пальчик шевелись: И согнись, и разогнись. Шевелиться вам не лень
  4. Час, и два, и целый день.

Игры – «усыплялки», колыбельные

Такие игры оберегают от чрезмерных впечатлений и эмоций, накопленных за день, успокаивают, увещевают. И даже лечат, ведь недаром слова некоторых колыбельных​ напоминают заговоры целительниц, «изгоняющие болезни и горести». Спокойная мелодия колыбельной способствует замедлению пульса, расширению сосудов, упорядочиванию мозговых ритмов.

Необходимо сопровождать «усыплялку» или колыбельную поглаживанием ручек, ножек, спинки, волос. Все эти действия нужны для того, чтобы выработать у детей условный рефлекс на засыпание. Если педагог делает это правильно, то дети буквально на глазах расслабляются, быстро отходят ко сну. Впоследствии они засыпают, едва педагог начинает напевать или проговаривать.

Дети, приученные отдаваться потоку образных представлений, станут спать глубоким, крепким сном. Будет у малыша продолжительный спокойный сон – будет и здоровье. Вот почему так много внимания испокон веков уделяется ритуалу отхождения ко сну.

Чтобы использовать «усыплялки» и колыбельные как способ релаксации, не обязательно уметь петь, можно задушевно и ласково проговаривать.

Детские колыбельные на Youtube.

«Малышам всем спать пора»

  • Цель: подготовка ко сну, снять напряжение с основных мышечных групп тела малыша.
  • Педагог читает колыбельную, сопровождая поглаживанием каждого ребенка.
  • Нашим пальчикам спать пора, Нашим ручкам спать пора, Нашим глазкам спать пора, Нашим ножкам спать пора, И животику спать пора, Спинке тоже спать пора,
  • Малышам всем спать пора.

«Усыплялки» для ладошек»

Цель: подготовить ко сну, снять отрицательные эмоции и напряжение с рук.

Дети лежат в кроватках, педагог проговаривает слова, сопровождая их движением.

Устали наши ладошки, хотят отдохнуть немножко (показать ладони, несколько раз расслабленно встряхнуть ими).Они собирали игрушки (показать как собирали невидимые игрушки).С мамой лепили плюшки (полепить из невидимого теста).С бабулей варили кашку (перемешивать невидимую кашку).Рвали в саду ромашки (сорвать несколько раз).Кидали хлебные крошки

Воробушкам на дорожке (собирать пальцы горсткой, перебирая ими, кидая не видимые крошки).

Устал наши ладошки,

Пускай отдохнут немножко (сложить ладони одну на другую, расслабить руки).

«Игрушки»

  1. Цель: подготовить ко сну, снять напряжение.
  2. Дети в кроватках, педагог настраивает детей на сон.
  3. Спать пора! Уснул бычок,
  4. Лег в коробку на бочок.

  5. Сонный мишка лег в кровать, Слоник тоже хочет спать, Хобот опускает слон, Видит сладкий, дивный сон.

Наши детки тоже спят, Тихо носики сопят. Мягкие подушки Согревают ушки.

Глазки закрываются,

Сказки начинаются.

Другие игры и упражнения для обучения ребенка расслаблению

Упражнения на релаксацию для детей Зачем и как играть в ролевые игры с детьми 3-7 лет

Дети-дошкольники обязательно должны ежедневно играть в ролевые и сюжетно-ролевые игры. Ролевая игра…

Психологические игры для детей (Татьяна Образцова)

Книга «Психологические игры для детей», которую мы предлагаем читателям, представляет собой своеобра…

Детские игры, которые лечат

Болезни – штука неприятная. Особенно детские. Дети очень не любят лечиться, поэтому, как только перв…

Значение игры для развития дошкольника

Лет двадцать назад большинство детей шли в школу, не умея ни читать, ни писать, ни считать. Всему эт…

Игры для детей при заболеваниях дыхательной системы

Цель. Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сом…

Игры для повышения самооценки ребенка

Для достижения успеха в этом деле необходимо, чтобы взрослый сам видел достоинства ребенка, относилс…

Игры и игрушки в развитии интеллекта и креативности ребенка

О важности игры и игрушки в жизни ребенка так много сказано и так много написано, что убеждать кого-…

Игры на разных стадиях развития ребенка

Пиаже, основывая свою таксономию игры на собственной теории когнитивного развития, утверждал, что на…

Случаи устранения страхов у детей посредством игры

Примеры начнем с девочки 3 лет, с которой произошла удивительная для родителей метаморфоза. Обычно г…

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/relaksacionnye-igry-dlya-detey

Базовые упражнения для релаксации детям: техника и методика выполнения

Упражнения для релаксации в школе и в детском саду важны для формирования эмоциональной стабильности как детей, так и педагогического коллектива. Иными словами — это глубокое мышечное расслабление, благодаря которому снимается психологический стресс.

О системе релаксационных упражнений

Большинство детей теряют душевное равновесие во время учебного процесса. Также у них появляется двигательное беспокойство и повышенная эмоциональность. Почти 78 % детей страдают разными видами неврологических заболеваний.

Потому педагоги должны следить за тем, чтобы дети регулярно выполняли релаксационные упражнения. Одним детям такие занятия помогают расслабиться, а другим сконцентрироваться.

Благодаря специальным игровым приемам можно немного отвлечь детей и снять стресс. Игры не только расслабляют, но и увлекают. Это важный аспект для дальнейшего развития ребенка.

Он не просто машинально выполняет то, что показывает учитель, но и углубляется в заданный образ.

Настрой на релаксацию

Здесь имеется в виду поэтапный переход в состояние расслабления. Это похоже на медитацию, но подано в игровой форме и адаптировано для детей. Настрой состоит из трех стадий:

  1. Ученики ложатся поудобнее и пытаются расслабиться.
  2. Закрывают глаза и мысленно осматривают все части тела.
  3. После этого должны прийти удовольствие, комфорт и расслабление.

Виды настроя на релаксацию

Упражнения для релаксации школьников требуют определенного настроя, который будет способствовать расслаблению.

Среди них некоторые педагоги выделяют следующие:

Учитель предлагает детям представить красивые и веселые воздушные шарики: «Этими шариками являетесь вы. Вас надувают, и вы становитесь легче. Потом вы поднимаете все выше и становится теплее. После того, как почувствовали легкий ветерок, посчитайте до трех и откройте глаза».

«Теплый летний вечер. Вы лежите на траве и вам уютно. С каждым вздохом вы поднимаетесь все выше и выше, пока не приблизитесь к облакам. Вы видите самое пушистое и красивое облако и поглаживаете его». Дети гладят друг друга. На счет 3 все открывают глаза.

Данное упражнение для релаксации дошкольников. Оно идеально подходит в этом возрасте. Дети должны представить, что они лентяи и грациозно нежатся на мягком ковре.

Дошкольники спокойно лежат, а вместе с этим отдыхает и все тело. Потом руки и ноги охватывает приятное тепло. Чувство приятного покоя наполняет все тело. Это упражнение помогает детям восстановить энергию.

Как и в предыдущих упражнениях глаза открываются на счет 3.

«Представьте, что вы стоите возле красивого и бурного водопада. Вас наполняет яркое солнце. Благодаря свежему воздуху дышится легко и свободно. Вы наполняетесь нежным светом, который неутомимо идет по всему вашему телу. Он гладит вам руки и пальцы. После того как вы почувствовали тепло, открывайте глаза».

Упражнения для релаксации в детском саду

Упражнения на релаксацию для детей

Абсолютно все детишки любят игры. Для детей дошкольного возраста такая форма проведения досуга наиболее приемлема. Упражнения можно выполнять когда угодно без дополнительных игрушек или других предметов. Методики бывают абсолютно разными. Подбор зависит от того, в какой возрастной категории находится ребята.

Одним из таких видов досуга является дыхательная гимнастика, которая поможет уснуть во время тихого часа. Упражнения, связанные с дыханием, успокаивают воспитанников. Чтобы эффект был максимальным, дыхательную гимнастику проводят на свежем воздухе. В зимний период также полезно выполнять задания на улице, но если сильный мороз, то лучше остаться в помещении.

Предложите дошкольникам на 10 минут сжать кулаки и напрячь животы. После истечения времени начать расслабление. Эксперты советуют проводить такие занятия в сидячей позе.

Также малышам поможет расслабиться звуковая терапия. Дети будут с удовольствием слушать шум леса, дождя и морского прибоя. Они представляют картину в своем воображении и успокаиваются, у них улучшается настроение.

Для детей старшего дошкольного возраста актуальным занятием будет арт-терапия. Им будет интересно рисовать, что-то конструировать либо лепить фигуры из пластилина.

Как расслабить детей постарше

Упражнения на релаксацию для детей

Упражнения на релаксацию для школьников младших классов помогают детям держать в хорошем тонусе свое эмоциональное состояние. Суть заключается в том, что первоклассник должен уметь самостоятельно успокаиваться после бурной перемены. Здесь важно, чтобы он научился сосредотачиваться на получении новой информации. Аутотренинг и дыхательная гимнастика этому способствуют наилучшим образом.

Глубокий вдох помогает снять возбуждение и переключиться на активный учебный процесс. Медленный вдох носом, а выдох через рот помогут настроиться на получение новых знаний. Спустя 3–5 минут ребенок успокоится и будет вести себя на уроке адекватно.

Чтобы дети всегда были внимательными на занятиях, такие упражнения необходимо проводить ежедневно на протяжении 10–15 минут.

Нервно-мышечная релаксация

Упражнения на релаксацию для детей

Данный вид упражнений разработал Эдмунд Джекобсон, который является ведущим американским неврологом. Мышечные зажимы происходят в результате постоянных стрессов и во время состояния подавленности. Автор методики утверждает, что эмоциональное состояние и мышечный тонус полностью взаимосвязаны. Потому занятия помогут не только расслабить мышцы, но и привести психоэмоциональное состояние в норму.

Идеально подходит такое упражнение и для релаксации педагога. Важные условия полного расслабления выглядят так:

  • каждое из упражнений выполняется два раза;
  • на вдохе происходит расслабление мышц, а на выходе напряжение;
  • заранее необходимо выбрать любую удобную позу.
Читайте также:  Гипертермия у детей: неотложная помощь при красном и белом типе патологии

Несколько упражнений по Джекобсону для взрослых

Для мышц ног:

  1. Постепенно сгибают и напрягают ноги, а потом расслабляют. Далее нужно на несколько секунд полностью расслабиться. Упражнение повторяют 2 раза.
  2. Вытягивают носки вперед, напрягают их на несколько секунд, а затем расслабляют.
  3. Оторвать ноги от пола на 10–15 см, напрячь и расслабить.

Для мышц рук:

  • Сжимают правую кисть в кулак, а потом напрягают и расслабляют. Потом проводят упражнение левой рукой, а дальше повторяют обеими сразу.
  • Сжимают правую руку в локте и напрягают бицепс. Процесс повторяют левой рукой т обеими сразу, как в предыдущем упражнении.

Также есть упражнения где напрягают, а потом расслабляют живот и спину. Такого эффекта достигают приподниманием таза или грудного отдела позвоночника над полом. Для удобства можно опереться на локти.

Детям подходят такие занятия:

  1. «Сморщенное лицо» — дети морщат по очереди все части лица, представляя, что скушали кислый лимон.
  2. «Пятки-носки» — дети тянут пятки к колену, а потом расслабляют их.
  3. «Черепашка» — дети поднимают плечи к ушам, представляя, что они находятся в панцире.
  4. «Бабочка» — дети сводят и разводят лопатки, представляя, что они порхают как бабочки.
  5. «Дотянуться до облака» — малыши вытягивают руки вверх пытаясь дотянуть их как можно выше, а потом расслабленно опускают их.
  6. «Сосулька» — кисти рук максимально сжимаются, а потом расслабляются.

Родители и педагоги, выполняя с детьми данные задания, должны обязательно хвалить своих маленьких подопечных. Тогда они начнут заниматься усерднее. Это специальные упражнения для релаксации мышц.

Релаксация для агрессивных детей

Упражнения на релаксацию для детей

Детям с повышенной тревожностью проводить процедуры расслабления нужно в первую очередь. Для этого следует заранее выбрать место, где будут проводится подобные мероприятия. Тревожного ребенка нужно тренировать в уютной комнате с красочным интерьером, где его ничего не будет раздражать.

Идеально подходят в этом случае занятия для расслабления мышечной системы. Например, вы можете предложить ребенку моделировать драку, где он якобы поссорился со своим другом и пробует сбросить пар.

При выполнении такого задания кисти ребенка должны быть максимально сжаты в кулаки, а челюсть плотно сомкнута.

Ребенка нужно попросить простоять в «боевой» позе минут 5, а потом предложить вспомнить все хорошие моменты, связывающие его с другом и постараться охладить пыл.

Также у агрессивного ребенка снять стресс поможет мысленная прогулка по лесу, либо по морскому побережью. Для усиления эффекта в этот момент можно поставить расслабляющую музыку, имитирующую пение птиц или шум волн. Можно и просто слушать при этом любимую музыку. Такая релаксация несомненно повысит настроение подопечного.

Дыхательные упражнения для релаксации помогут ему стать намного спокойнее, а уровень агрессии обязательно уменьшится. Глубокие вдохи и выдохи принесут ему умиротворение.

Программа для детей, страдающих заиканием

Ученые доказали, что психика и речь тесно взаимосвязаны между собой. Потому для того чтобы ребенок перестал заикаться, походов к логопеду недостаточно, нужно еще проводить упражнения для релаксации. Для этого необходимо достичь такого эффекта, чтобы ребенок мог снять не только физическое, но и психоэмоциональное напряжение, связанное со стрессами.

Тот, кто заикается, очень сильно напрягает мышцы лица и горца. В результате весь организм не выдерживает, и тогда дитя начинает нечетко выговаривать слова. Потому сначала важно провести упражнения для мышечной релаксации, а потом заняться расслаблением речевого аппарата. В этом большим деле большим помощником будет разучивание скороговорок. Вся работа завершается дыхательной гимнастикой.

Для детей, страдающих ДЦП

Упражнения на релаксацию для детей

Для этой категории детей существует цикл специальных упражнений, которые позволяют ликвидировать мышечную зажатость. Благодаря таким упражнениям дети увеличивают уровень самоконтроля, а также повышают двигательную активность:

  • Одним из таких увлекательных упражнений является специальное задание, которое называется «Давай познакомимся». Ребенок здесь должен сесть на коврик и сделать глубокий вдох, а потом задержать дыхание на несколько мгновений. После окончания развлекательного эксперимента ребенок говорит свое имя и фамилию.
  • «Растущий цветок» являет собой уникальное упражнение, где ученик должен представить себя в роли семени. По сценарию, взрослый садовник поглаживает семя и постепенно выращивает его. Ребенка нужно гладить по голове или по спине. В этот момент у цветка появляются стебли и листья (это тело и руки малыша), а затем добавляются бутоны (здесь кисти должны сжиматься в кулаки). После этого, цветок начинает расцветать и расширяться (ребенок потихоньку встает, разводит руки, растопыривает пальцы).
  • Еще одно упражнение имеет название «Надоедливая муха». Тут представляется ситуация, когда муха села села на лоб, и нужно принимать какие-то меры. Для начала пробуем пошевелить бровями, но муха остается. Она просто пересела. Что делать? Предлагают поморгать глазами либо подвигать челюстью, если муха пересела на подбородок.

Упражнения для релаксации для подростков

Упражнения на релаксацию для детей

Подростковый возраст – один из самых проблемных в школе, поскольку начинается период полового созревания и наблюдается повышенная активность детей во всех сферах. Из-за этого ребята получают много отрицательных эмоций, а это провоцирует их внутреннее и внешнее напряжение. Для устранения такого состояния или хотя бы минимизации его воздействия был разработан ряд упражнений для релаксации.

Проблема заключается в том, что часто подростки не проявляют агрессию, а пытаются ее подавить, замыкаются в себе, оставаясь наедине со своими страхами. Такое поведение может вызвать серьезные психические заболевания.

Например, многие подростки чувствуют неуверенность перед публичными выступлениями либо во время самого произношения речи. Потому им рекомендуют заниматься релаксацией, где мысленно проговаривается фраза: «Я спокоен».

Некоторые пытаются курить, пить или употреблять наркотики, утверждая, что это единственный способ, который поможет снять стресс.

На самом деле, они находятся в глубоком заблуждении, поскольку вышеперечисленные привычки пагубно влияют не только на нервную систему, но и на организм в целом.

Потому подросткам необходимо иногда расслабиться на 10–15 минут. Этого бывает достаточно, чтобы почувствовать, как стресс угасает. Также подростков учат критически оценивать свои умения, что поможет в будущем правильно определиться с профессией.

Что дает релаксация

Упражнения на релаксацию для дошкольников и детей старшего возраста — это отличный способ отвлечься от горестей и переживаний. Расслабляющие техники быстро снимают физическую боль и психологическую усталость. Для детей проводить расслабляющие упражнения очень актуально.

И ключевую роль тут играют двигательные упражнения. Во время занятий педагог формирует у своих подопечных позитивный настрой.

Учитель или воспитатель детского сада включает спокойную музыку и говорит успокаивающие фразы: «Вам хорошо, спокойно и приятно. Вы ощущаете комфорт, нежась на теплом морском песочке».

Тексты могут быть абсолютно разными, главное их посыл должен вызывать положительные эмоции.

Вывод

Упражнения на релаксацию для детей

Комплекс упражнений для релаксации полезен не только детям, но и их родителям, а также учителям. Регулярно выполняя релаксирующие упражнения, человек становится более спокойным и устойчивым к стрессовым ситуациям. В данной статье рассмотрены разнообразные способы релаксации детей, начиная от садика до окончания школы. Правильное и регулярное их выполнение быстро принесет необходимый результат, а ученики смогут наладить хорошие отношения не только с преподавателями, но и со своими сверстниками.

Все упражнения направлены на полное расслабление эмоциональной системы, а также организма в целом. Для внедрения в жизнь этих методик и повышения их эффективности потребуется участие всего педагогического состава, а также, возможно, и влияние родителей.

Источник: https://FB.ru/article/452000/bazovyie-uprajneniya-dlya-relaksatsii-detyam-tehnika-i-metodika-vyipolneniya

Релаксационные упражнения для детей

Капризы, усталость, нарушенный сон, отсутствие аппетита. Порой родители не могут понять, что происходит с их маленьким чадом. Все очень просто: малыши практически всегда пребывают в состоянии высокого психоэмоционального возбуждения.

Причин для этого предостаточно: стрессовые ситуации, адаптация, кризисный возраст, усталость, перенапряжение. На протяжении дня кроха получает такой объем информации, что его организму непросто с ней справиться.

Отсюда и сильный стресс, который отражается на поведении карапуза.

Получить положительные эмоции, снять напряжение и устранить нервозность помогают специальные релаксационные упражнения для снятия стресса у детей. Ведь для формирования здоровой психики  ребенку нужно уметь расслабляться.

Релаксационные игры в детском саду

Кто из детей не любит игры. Именно такая форма – игровая – активно используется при проведении релаксационных упражнений для детей раннего возраста.Преимущество таких упражнений состоит в том, что их можно выполнять в любой момент, и они не требуют дополнительного инвентаря. Методика подбирается с учетом возраста и склонностей детишек.

Например, снять возбуждение и успокоить ребятишек перед тихим часом помогает дыхательная гимнастика. Ее лучше проводить на свежем воздухе, чтобы организм кроме упокоения получил еще и кислородное обогащение.

Для расслабления мышц можно провести простое и несложное упражнение. Предложите малышам минут на 10 сжать кулачки или напрячь животики, а потом «отпустить» состояние напряжения. Для того чтобы результат был максимальным, релаксацию нужно проводить в полулежачей позе.

Прекрасным способом релаксации является звуковая терапия. Детишки с интересом и удовольствием слушают шум леса, морского прибоя либо дождя. Кроме того, они еще и пытаются представить картинку в своем воображении. Это не только успокаивает, но прекрасно поднимает настроение.

Дети старшего дошкольного возраста отлично воспринимают арт-терапию, или другими словами – творческие занятия: рисование, конструирование, лепку. Во время таких упражнений у малышей снимается психоэмоциональное напряжение, вдобавок происходит еще и творческое развитие.

Релаксационные упражнения для школьников

Научить малыша расслабляться и контролировать свое эмоциональное состояние необходимо до школьного возраста. Первоклассник уже должен уметь самостоятельно успокаиваться после веселой перемены и сосредотачиваться на получении новой информации. Для младших школьников наиболее подходят дыхательная гимнастика либо метод аутотренинга.

Снять возбуждение и переключиться на учебный процесс помогает глубокое дыхание. Ребенку нужно сделать медленный вдох через нос, а вот выдох нужно производить ртом. Несколько таких упражнений – и ребенок готов к уроку!

Что касается аутотренинга, то мысленный спуск на парашюте поможет школьнику переключиться на умственную деятельность еще до «воображаемого» приземления.

Расслабление – это важная составляющая полноценного развития детей. Но умение расслабляться приходит не сразу. Для этого нужно ежедневно проводить релаксационные занятия. Всего 10-15 минут в день помогут исключить многие проблемы, с которыми сталкиваются дети школьного возраста.

Нервно-мышечная релаксация по Джекобсону для детей

Эдмунд Джекобсон, американский невролог, разработал комплекс релаксационных упражнений для мышечной системы. Постоянные стрессы и подавление эмоций  приводят к мышечным зажимам.

Автор методики обнаружил, что эмоциональное состояние и мышечный тонус очень тесно взаимосвязаны, поэтому его упражнения помогают расслабить мышечную систему и нормализовать психоэмоциональное состояние.

И, что немаловажно, релаксация по Джекобсону полезна не только для детей, но и для их родителей.

Перед тем как перейти непосредственно к упражнениям, стоит обратить внимание на важные условия релаксации:

  • удобное положение тела (лежа либо сидя);
  • напряжение мышц происходит на вдохе, а расслабление – на выдохе (не более 5 секунд);
  • каждое упражнение нужно выполнять дважды.

А теперь предлагаем комплекс релаксационных упражнений для детей:

  • «Сосулька». Максимально сжимаем кисти рук, затем расслабляем.
  • «Дотянуться до облачка». Нужно вытянуть ручки вперед, как будто что-то нужно достать. Затем расслабляем их и опускаем на выдохе. После этого ручки поднимаем вверх и пробуем мысленно дотянуться к облачку и вновь опускаем их.
  • «Бабочка». Так, как бабочка складывает свои крылышки, так же детки должны свести свои лопатки. После чего они вновь расправляют свои «крылья».
  • «Черепашка». Предложите деткам ощутить себя черепашкой, которая пытается спрятать свою головку в панцирь (малыши поднимают свои плечики к ушкам), а затем высовывают ее из своего «домика».
  • «Пяточки – носочки». Сначала дети пробуют потянуть свои пяточки к коленкам, после чего расслабляют ножки. Затем тянут носочки и также на выдохе расслабляют.
  • «Сморщенное личико». Малыши морщат носик, лобик, щечки, глазки, как будто они скушали очень кислый лимон. На выдохе детки расслабляют мышцы лица.
  • «Улыбка». Предложите ребенку максимально широко улыбнуться. Выдыхая, он должен сделать губки трубочкой и издать какой-нибудь звук.

Желательно, чтобы родители выполняли такие упражнения вместе со своими детками и не забывали при этом хвалить свое чадо.

Релаксационные упражнения для агрессивных детей

Уметь релаксировать важно всем малышам, но деткам с повышенной тревожностью и агрессивностью  это просто необходимо.

Для начала следует позаботиться о месте проведения занятий. Очень важно, чтобы тревожный ребенок чувствовал себя комфортно, поэтому уютная комнатка с нежной цветовой гаммой создаст нужную атмосферу и не вызовет агрессивность у малыша.

Что касается релаксационных упражнений, то для такой категории малышей полезными будут занятия для расслабления мышечной системы. Например, «Драка». Предложите ребенку представить ситуацию, будто бы он поссорился со свои другом.

Ребенок готовится к предстоящей драке, при этом ручки у него должны быть как можно сильнее сжаты в кулачки, а челюсти сомкнуты.

Попросите его зафиксировавать такое состояние на несколько минут, а затем вспомнить хорошие поступки друга – и отпустить напряжение.

Отлично снимает агрессию аутотренинг. Ведь, представляя себя спокойным человеком, мы в итоге ним и становимся. Мысленная прогулка по лесу либо морскому побережью снимет излишнее напряжение и подарит позитивные эмоции.

Читайте также:  Развитие речи у ребенка до года

Глубокая дыхательная гимнастика просто необходима деткам с повышенной агрессивностью. Поэтому несколько глубоких вдохов и выдохов помогут ребенку стать намного спокойнее и умиротвореннее.

Очень важно, чтобы во время релаксационных упражнений присутствовал телесный контакт. Агрессивных малышей необходимо научить нормально воспринимать других людей и относиться к ним без злости и недоверия.

Релаксационные упражнения для детей с заиканием

Учеными доказано, что речевая деятельность и психика взаимосвязаны. Поэтому коррекция заикания у детей включает не только работу логопеда, но и релаксационные упражнения, чтобы расслабить мышечное и психоэмоциональное напряжение.

Заикающийся малыш, пытаясь что-то рассказать, настолько сильно напрягает мышцы лица и горла, что в итоге напряжение испытывает вся мышечная система тела.

Поэтому очень важно сначала провести упражнения, которые помогут снять общее напряжение, а уже потом провести занятия для расслабления речевого аппарата. Завершать комплекс упражнений нужно дыхательной гимнастикой.

Кстати, для коррекции можно воспользоваться методикой Джекобсона.

Релаксационные упражнения для детей с ДЦП

Ребятишкам с детским церебральным параличем помогут расслабляющие и дыхательные упражнения, цель которых – снизить мышечную зажатость и снять эмоциональное напряжение. Кроме того, занятия помогут увеличить двигательную активность и повысить у детей уровень самоконтроля.

Упражнение «Давай познакомимся!»

Предложите ребенку присесть на коврик. Затем, сделав глубокий вдох, малыш должен медленно поднять ручки вверх, сомкнуть ладони над изголовьем и задержать дыхание. Выдох делаем через рот, при этом ребенок должен наклониться вперед и опустить ручки на пол. На выдохе нужно произнести свое имя, можно и фамилию.

Упражнение «Растущий цветочек»

Инструктор-садовник предлагает малышу представить себя маленьким и сморщенным семенем (ребенок сжимается в клубочек, прячет головку и прикрывает ее ручками).

«Взрослый садовник», ухаживая за зернышком, гладит малыша по спинке, по головке – и «ребенок-цветочек» начинает расти.

Сначала у него появляются стебелек и листочки (тело и ручки малыша медленно вытягиваются вперед), затем показываются бутоны (кисти сжимаются в кулачки). И, наконец-то, цветок расцветает (кулачки резко разжимаются).

Упражнение «Надоедливая муха»

Предложите малышу прилечь и закрыть глазки. Дальше он должен представить, что лежит на весенней траве, и его согревает солнышко. Но вдруг на лобик села муха.

Предложите ребенку пошевелить бровями и согнать ее – муха не улетела, а пересела на одну щечку (ребенок надувает ее), а затем на другую (малыш надувает вторую щеку).

Надоедливое насекомое кружится вокруг глаз, попросите его поморгать ими. Муха присела на подбородок – предложите подвигать челюстью.

Упражнения для дыхания «Артист»

Малыш делает глубокий вдох и медленно поднимает ручки над головой. Необходимо на несколько секунд задержать дыхание. Затем выдыхаем, произносим продолжительный звук [а] и опускаем ручки.

Поднимаем медленно руки, только в этот раз фиксируем перед собой, задерживаем дыхание. Выдыхая, произносим продолжительный звук [у] – и опускаем ручки.

Специально для nashidetki.net- Марина Амиран

Источник: https://nashidetki.net/vospitanie-detej/relaksatsionnye-uprazhneniya-dlya-detej.html

Релаксационные упражнения для детей и взрослых

Многие релаксационные упражнения очень просты, а главное – абсолютно безвредны. Описанные ниже упражнения подходят как взрослым, так и детям.

Регулярное выполнение упражнений на расслабление помогает возбужденным, беспокойным детям постепенно стать более уравновешенными, внимательными и терпеливыми; заторможенные и скованные дети могут приобрети уверенность и бодрость.

Расслабляться можно не только с помощью дыхательных техник и упражнений на мышечную релаксацию. Возможно и расслабление через образы – так называемые визуализации – зрительные представления.

  • Дыхательные упражнения.
  • • Вдохните, медленно выдохните, затем также медленно сделайте глубокий вдох.
  • • Задержите дыхание на четыре секунды.
  • • Вновь медленно выдохните и медленно сделайте глубокий вдох.
  • • Задержите дыхание на четыре секунды и выдохните.
  • •Повторите эту процедуру шесть раз, и вы убедитесь, что стали спокойнее и невозмутимее.
  • А следующие упражнения на дыхательную релаксацию можно предлагать даже детям старшего дошкольного.
  • Упражнение «Задуй свечу».
  • • Сделайте глубокий спокойный вдох, набирая в легкие как можно больше воздуха.
  • • Вытянув губы трубочкой, медленно выдохните, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносите звук «у-у-у».
  • Повторите упражнение 5-6 раз.
  • Упражнение «Ленивая кошечка».

• Поднимите руки вверх, затем вытяните вперед, потянитесь, как кошечка. Почувствуйте, как тянется тело.

• Затем резко опустите руки вниз, одновременно на выдохе произнося звук «а!».

  1. Также повторите упражнение несколько раз.
  2. Эффект этих упражнений – в успокоении и избавлении от напряжения.
  3. Следующий способ релаксации – это мышечное расслабление. 
  4. При регулярных занятиях также снимается (и в дальнейшем не накапливается) напряжение, улучшается сон, настроение и работоспособность.
  5. Упражнение «Стряхиваем воду с пальцев».
  6. • Примите исходное положение: руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти пассивно свисают.
  7. • Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками (5-10 секунд).
  8. Перед упражнениями полезно детям полезно крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.
  9. Упражнение «Лимон».
  10. • Опустите руки вниз и представьте себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок.

• Медленно сжимайте как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствуйте, как напряжена правая рука.

  • • Затем бросьте «лимон» и расслабьте руку.
  • Выполните это же упражнение левой рукой.
  • Выполнение упражнения с детьми может сопровождаться следующим стихотворением-инструкцией:
  • Я возьму в ладонь лимон.
  • Чувствую, что круглый он.
  • Я его слегка сжимаю –
  • Сок лимонный выжимаю.
  • Все в порядке, сок готов.
  • Я лимон бросаю, руку расслабляю.

Расслабляться можно не только с помощью дыхательных техник и упражнений на мышечную релаксацию. Возможно и расслабление через образы – так называемые визуализации – зрительные представления.

Наши образы имеют над нами магическую власть. Они могут быть деструктивными (разрушающими) и оказывать негативное влияние на нашу жизнь.

Настойчиво лелея их в своем сознании, – например, представляя себя больным, беспомощным, несчастным, – мы действительно увеличиваем вероятность болезней и несчастий. Ведь каждый из нас действует в соответствии с имеющимся «образом себя».

И если мы «видим» себя печальным или злым, то большую часть времени будем именно печалиться и злиться.

  1. Но образы могут быть и позитивными, вызывающими состояние уверенности, спокойствия, радости, силы.
  2. Например, для расслабления можно использовать следующие образы:
  3. • Вы нежитесь на пушистом облачке, которое мягко обволакивает ваше тело
  4. • Вы качаетесь на волнах, и ваше тело чувствует покой и невесомость
  5. • Вы лежите на нагретом песке — на берегу моря или океана, слышите легкий шум волн и ощущаете свет и тепло солнечных лучей

При поиске наиболее близкого для вас образа дайте волю своему воображению. Возможно, к вам придет несколько образов. Не спешите с ними расставаться. Прочувствуйте, каким образом они действуют на ваше состояние. Возможно, вы сможете «соединить» эти образы в единую картинку, или это будет серия картинок.

Если вам не приходят на ум символические образы, вспомните какие-нибудь ситуации из личного опыта, когда вы испытывали спокойствие, расслабленность и комфорт.

Даже мимолетное «погружение» в приятную ситуацию благотворно воздействует на наше самочувствие. Не стоит торопиться выходить из созданного образа.

Постарайтесь получше рассмотреть все детали, почувствовать те ощущения, которые этот образ заключает в себе.

  • При успешной тренировке через некоторое время вам будет достаточно только вспомнить ваш образ, и тело на уровне мышечной памяти воспроизведет состояние расслабления.
  • Ниже в качестве примера приведены традиционные тексты упражнений на мышечную релаксацию с использованием зрительных образов.
  • Упражнение «Птица, расправляющая крылья».

• Представьте, что вы – птица, крылья которой крепко сжаты. Соедините лопатки, напрягите спину так сильно, как только можете. Вы ощущаете напряжение. А теперь медленно, не торопясь, освобождайте свои мышцы. Ваши крылья расправляются. Становятся сильными и легкими, невесомыми. Вы ощущаете расслабление.

Повторите упражнение 5–7 раз.

Упражнение «Раздувающийся шар».

• Представьте, что у вас в руках туго надутый шар. Вы держите его в руках. Ощутите его упругую поверхность. Шар продолжает раздуваться, вы с трудом удерживаете его, потому что он рвется ввысь. Ваши пальцы напряжены. Вы из последних сил удерживаете его.

Представьте, что этот шар – ваша проблема. Отпустите его – пусть летит. Положите руки на колени. Закройте глаза и сделайте глубокий вдох и длинный выдох. И еще раз вдох и длинный выдох. Дышите легко и спокойно. А теперь потянитесь всем телом и откройте глаза.

В некоторых упражнениях достичь расслабления и спокойствия помогает управляемая фантазия. Образы в таких упражнениях часто сочетаются с текстами внушений – это релаксация с элементами аутотренинга.

Аутотренинг — метод воздействия на свое физическое и эмоциональное состояние благодаря самовнушению. Аутотренинг эффективен для кратковременного отдыха, по-давления стрессов и излишней возбудимости.

Аутогенная тренировка (от греч. autos — сам и англ. training — тренировка, специальный тренировочный режим) — метод самовнушения, разработанный немецким психотерапевтом И. Шульцем в 1932 г. Этот метод предполагает обучение людей мышечной релаксации (расслаблению) и самовнушению, в целях последующего самостоятельного использования для воздействия на своё психическое и физическое состояние.

Такие несложные помогающие тексты взрослый может составлять сам – и для «личного пользования», и в помощь детям.

Главное – чтобы слова были позитивно окрашенными (избегайте частичек «не») и соответствующими ситуации. Например, можно использовать следующие внушения: «Я спокоен. Я уверен в себе. У меня все получится.

Я смогу достичь своей цели». Или: «Я отдыхаю. Мое тело расслабляется. Мне тепло и спокойно».

Образы для релаксаций могут быть и более сложными. Некоторые упражнения похожи на целые путешествия, конечная цель которых – хорошее настроение и самочувствие.

  1. Упражнение «Полет белой птицы».
  2. Это упражнение особенно полезно выполнять вечером, например, в конце напряженного дня для снятия усталости и обретения новых сил и душевного равновесия.
  3. Расположитесь как можно удобнее и расслабьтесь: закройте глаза, успокойте свое дыхание. Произнесите про себя следующий текст:
  4. «Я лежу на теплом желтом песке, надо мной спокойное, чистое, синее небо.
  5. В небе плавно летит белая птица.

Я поднимаюсь и лечу рядом с ней, я сам(а) – эта белая птица. Я лечу в спокойном синем небе, подо мной спокойное синее море. Вдали показался желтый песчаный берег, он все ближе и ближе.

Я подлетаю, опускаюсь на теплый желтый песок, снова превращаюсь в человека и ложусь на спину.

Я лежу на теплом желтом песке, надо мной спокойное синее небо, я расслаблен(а), я отдыхаю.

Ступней моих ног коснулась приятная прохлада, приятная прохлада заполнила мышцы ног, мышцы легкие и бодрые; приятная прохлада заполнила живот, мышцы спины, мышцы легкие и бодрые; приятная прохлада заполнила руки и грудь, мне легко дышать, приятная прохлада заполнила шею и голову; голова ясная и чистая. Все тело заполнено приятной прохладой, голова ясная и чистая, мышцы легкие и бодрые, три глубоких вдоха, открываю глаза, встаю.

Я отдохнул(а)!»

Источник: https://multiurok.ru/files/sbornik-rielaksatsionnykh-uprazhnienii.html 

Источник: https://yanina-nfdou7.edumsko.ru/folders/post/1196767

Релаксационные игры, упражнения и занимательный аутотренинг для учащихся начальной школы

Пояснительная записка.

Данная разработка предлагается учителям начальных классов для выработки у учащихся навыков расслабления и для психомышечной тренировки. Доброжелательная атмосфера в школе создаёт ресурсное состояние и добавляет позитивной энергии в процесс обучения и воспитания.

А для того чтобы педагогам было легче позитивно настроить детей, следует применять на уроках игры. Игры для учителей – это помощники в процессе обучения.

Когда вместо назидательных речей учитель использует организующие, активизирующие или успокаивающие игры, школьники по-другому воспринимают и личность учителя, и его урок.

Учителю необходимо прочувствовать настроение и состояние школьников, использовать ту игру, которая будет соответствовать поставленным целям и задачам. При проведении некоторых релаксационных игр, упражнений и аутотренинга желательно использовать музыкальное сопровождение.

  • Цели:
  • снятие психомышечного и психоэмоционального напряжения у детей, относящихся к «группе риска»;
  • охрана психического здоровья всех учащихся;
  • развитие концентрации внимания.
  • Игры на реализацию агрессивной потребности.
  • Игра «Ёж».

Условия игры: дети превращаются в ежей, которые приготовились встретить опасность, защищаются иголками. Сильно-сильно сжимаются в клубочек. Но все неприятели разбежались. Ежи остались в кругу друзей. Медленно они вытягиваются и греются на солнышке.

Игра «Хищник».

Условия игры: дети выбирают для себя предпочитаемый образ хищника (тигр, лев, волк, рысь и пр.), располагаются друг от друга на безопасном расстоянии. «Хищники» демонстрирую друг другу свою силу и храбрость. Показав свои возможности, успокаиваются, уважая силу и достоинства каждого.

Игры на реализацию вербальной потребности.

Игра «Хор».

Условия игры: каждому ряду детей задаётся новый звук для пропевания (а-о-и-у-е). Взрослый – дирижёр, который приближает или удаляет свои ладони друг от друга, задавая тем самым громкость звучания. Громкость изменяется от минимальной до максимальной плавно или скачкообразно. Заканчивается игра тихим звучанием.

Игра «Улей».

Условия игры: все дети превращаются в диких пчёл, которые тихо жужжат в своём улье. Но, почувствовав, что кто-то хочет забрать мёд, становятся сердитыми, громко жужжат. Однако волнения оказываются напрасными, и пчёлы успокаиваются.

Игра «Попугайчики».

Читайте также:  Причины энуреза (недержания мочи) у детей

Условия игры: дети становятся попугайчиками, которые повторяют какие-то слова или подражают голосам животных с интонацией ведущего. Ведущий произносит слово и выбирает глазами попугайчика.

Игры на организацию и реализацию двигательной потребности.

Игра «Хлопки».

Условия игры: когда начинается урок, а дети продолжают шуметь, учитель может хлопнуть в ладоши в определённом ритме и попросить повторить самого шумного ученика. Затем тотчас предложить повторить любому, кто услышал заданный ритм. Далее повторяет ритм тот ребёнок, на котором остановится взгляд учителя. Потом хлопки задаются в новом ритме. И игра продолжается.

  1. Правила: тот, кто хлопнет в ладоши, не поймав взгляд педагога, пропускает ход.
  2. Варианты: вместо хлопков можно использовать постукивание пальцами.
  3. Игра «Порядок в классе».
  4. Подобные игры можно использовать, если урок требует зрительного сосредоточения.

Условия игры: дети закрывают глаза, а педагог бесшумно изменяет что-нибудь в оформлении класса (например, снимает цветок с окна и др.) Чем старше дети, тем больше может быть изменений. Даётся команда ребятам: «Открыть глаза и навести порядок в классе».

Правила: кто быстрее всех увидит все изменения в классе, тот становится ведущим. Кто раньше открывает глаза или подсматривает, тот в следующей игре не участвует.

Варианты: вместо перестановки предметов можно предложить некоторым детям пересесть.

Игра «Солнце».

Условия игры: дети сидят за партами. Учитель предлагает по речевому сигналу «Солнце» медленно подняться из-за парты, поднять руки вверх, развести их в стороны («лучики») и улыбнуться друг другу.

Игра «Ветер».

Условия игры: дети стоят и по речевому сигналу «Ветер» делают максимально глубокий вдох животом и медленный выдох. Для собственного контроля можно держать руку на животе, чтобы дыхание было брюшным.

Релаксационные игры.

Игра «Подснежник».

Инструкция взрослого. Вы уже готовы играть? Тогда пора превращаться. Ваши руки превращаются в лепестки, а тело в нежный стебелёк. Вы будете красивыми цветами, подснежниками.

В лесу под сугробом спрятался нежный Цветок. Он крепко сложил свои лепестки. Прижал голову, чтобы согреться, и уснул до весны. Солнышко стало пригревать сильнее, лучики солнца постепенно пробуждают Цветок, он медленно растёт, пробираясь сквозь снежный сугроб, поднимается, встаёт. Ласковое солнышко так далеко, а Цветочку хочется почувствовать близко тепло.

Ведь кругом ещё снег, и он в лесу появился самым первым. Он тянется вверх. Поднимается всё выше-выше. И вот он вырос и окреп. Лепестки стали раскрываться. Наслаждаясь весенним теплом, Цветок радуется и гордится своей красотой. Он как будто улыбается. «Это я – первый весенний Цветок, и зовут меня Подснежник», — кивает он всем головой. Но весенняя погода капризна.

Подул ветерок, и стал Подснежник раскачиваться в разные стороны, раскачиваться. Цветочек склонялся всё ниже и ниже и совсем лёг на проталину. Побежали ручьи, и вода подхватила наш Подснежник в длительное, сказочное путешествие. Он плывёт и удивляется чудесным весенним превращениям. А вот он приплыл в какую-то сказочную страну. Поднялся, осмотрелся. Чему-то удивляется и радуется.

Чему удивился Подснежник? Расскажите друг другу.

Игра «Дождь в лесу».

Инструкция взрослого. И вот опять игра. И мы вновь превращаемся. На этот раз мы будем деревьями. Встаньте друг за другом.

В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои листочки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся. Пальчики-листочки танцуют под солнышком. Вдруг подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держаться корнями деревья. Устойчиво стоят и только раскачиваются.

Ветер принёс дождевые тучки. И деревья почувствовали первые нежные капли дождя. Дотронься своими пальцами до спины впереди стоящего. Пусть движения будут лёгкими, как будто дождик стучит ласково.

Дождик стал стучать сильнее, а потом ещё чуть сильнее. И деревья стали жалеть друг друга. Гладить, защищать от сильных ударов дождя.

Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с себя лишние капли дождя и оставили только необходимую влагу. Почувствовали свежесть, бодрость и уверенность.

Игра «Помощники».

Инструкция взрослого. А сейчас мы поиграем в помощников. Поработаем немного на даче. Поможем бабушке и дедушке по хозяйству. Приготовились.

Бабушка постирала бельё, а отжать его не может. Поможем ей. Крепко, крепко держим в кулачках, отжимаем сильнее, ещё сильнее. А теперь стряхиваем и вешаем на верёвку. Если подняться на носки, то как раз достанем. Ещё немного. Ну вот, с бельём управились.

Поможем и дедушке: он посыпает дорожки песком. Берём песок в руки и равномерно посыпаем землю вокруг себя. Стараемся. Хорошо. А чтобы песок лежал плотно, потопаем ногами. Сильней. Ещё сильнее.

Осталось дрова нарубить. Поднимаем топор высоко-высоко. Замахиваемся и резко опускаем его прямо на бревно. Ух, получилось! Ещё раз поднимаем. Ух, здорово! Размахиваемся сильнее. Ух, ещё раз! Ух, готово!

Поработали, устали. Ну что ж, пора отдыхать! Найдите себе удобное место. Почувствуйте, как устали руки, пусть они отдыхают. Ноги потрудились, отдыхают. Тело отдыхает. Плечи отдыхают. Шея и лицо тоже отдыхают.

«Игра с песком».

Набрать в руки воображаемый песок. Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках. Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы. Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела. Повторить игру с песком 2-3 раза.

Игра «Лицо загорает».

Подбородок загорает – подставить солнышку подбородок, слегка разжать зубы и губы. Летит жучок, собирается сесть кому – нибудь из детей на язык. Крепко закрыть рот. Жучок улетел – слегка открыть рот, облегчённо выдохнуть воздух. Прогоняя жучка, можно энергично двигать губами.

Нос загорает – подставить нос к солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу, рот оставить полуоткрытым. Бабочка улетела – расслабить мышцы губ и носа. Снова прилетела бабочка, качается на качелях – двигать бровями вверх-вниз.

Бабочка улетела совсем – спать хочется,

расслабления мышц лица. Не открывая глаз, принять удобную позу. Звучит тихая, спокойная музыка.

Игра «Насос и мяч».

Играют двое. Один изображает большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. «Мяч» стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки и шея расслаблены, корпус наклонён несколько вперёд, голова опущена (мяч не наполнен воздухом).

По мере надувания «мяча», он постепенно выпрямляет ноги, туловище, голову, надувает щёки, руки отходят от боков. «Мяч» надут, и насос перестаёт накачивать. Шланг насоса выдёргивается, и из «мяча» с сильным шипением выходит воздух.

Тело вновь обмякает, возвращается в исходное положение. Затем игроки меняются ролями.

Игра «Смешинка».

Ведущий. Сегодня мы будем веселиться. Просто так. Хочется нам – и веселимся. Садитесь на стульчики и настраивайтесь смеяться. Просто смешно, и всё тут. Я помогу вам. Пальчик покажу. Улыбаемся. Смеёмся. Сначала тихонько, потом громче. Ой, смешинка в рот попала. Хохочем во всё горло! Молодцы! Достаточно, Весёлые вы ребята! А кто смеялся громче и больше всех?

Игра «Плывём в облаках».

Звучит спокойная, расслабляющая музыка.

Ведущий. Сядьте на стульчики, займите удобное положение. Закройте глаза, дышите легко и медленно. Вообразите, что вы находитесь на природе в прекрасном месте. Тёплый, тихий день, вам приятно, и вы чувствуете себя хорошо. Вы абсолютно спокойны.

Вы сидите и смотрите вверх на облака – большие, пушистые, белые облака в прекрасном синем небе. Дышите свободно. Во время вдоха вы начинаете мягко подниматься над землёй. С каждым вдохом вы медленно и плавно поднимаетесь навстречу большому пушистому облаку. Вы поднимаетесь всё выше.

На самую верхушку облака. И мягко утопаете в нём.

Теперь вы плывёте на вершине большого пушистого облака. Ваши руки и ноги спокойно раскинуты в стороны, вам лень шевелиться. Вы отдыхаете.

Облако медленно вместе с вами начинает опускаться всё ниже и ниже, пока не достигнет земли.

Наконец вы благополучно растянулись на земле, а ваше облако вернулось к себе на небо. Оно улыбается вам, вы улыбнитесь ему. У вас прекрасное настроение. Сохраните его на весь день.

Игра «Мороженое».

Ведущий. Я знаю, что вы все любите мороженое. А теперь вообразите, что вы побывали в гостях у Снежной королевы. Замёрзли и сами стали похожи на мороженое. Тело, руки, голова скованы холодом. Б-р-р…

Но вот пришёл добрый волшебник и сказал: «Закройте глаза! Положите руки на колени. Вам удобно, вам ничто не мешает. Сейчас начнём оттаивать. Согреваются и оттаивают пальчики ног, согреваются и оттаивают ступни, согреваются и расслабляются колени. Тепло идёт от пальчиков ног вверх, ноги тёплые, они расслабляются.

Согреваются пальчики рук. Пальцы расслабляются, согреваются и расслабляются ладони. Согреваются и расслабляются кисти рук. Тепло от кистей идёт к локоткам. От локотков тепло идёт к плечам. Руки тёплые, руки расслабились. Нам тепло. Тепло идёт по всему телу, от живота поднимается к груди, шее, голове. Лицу жарко, лицо расслабилось, рот приоткрылся. Голова повисла».

Растаяло мороженое. Растеклось сладкой лужицей по полу.

А теперь потянитесь вперёд плечиками, откройте глаза. Возьмите карточку, на которой нарисован человечек. Это вы. Красным фломастером отметьте, где вы первый раз почувствовали тепло. Возьмите другую карточку. И отметьте, где больше всего чувствуете тепло сейчас. Спасибо! Вы молодцы! Из вас получилось отличное мороженое.

Игра «Шалуны»

Учитель предлагает детям по сигналу пошалить: бегать, прыгать ит.д. По второму сигналу все шалости должны прекратиться. Упражнение повторяется несколько раз.

Игра «Снеговик».

Ребёнку предлагается представить, что он – только что слепленный снеговик. Тело должно быть твёрдым, как замёрзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять.

Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения ребёнок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться.

Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в лёгкое облачко.

Игра «Необыкновенная радуга».

Ведущий включает спокойную, расслабляющую музыку.

Ведущий.  Сядьте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами необычная радуга.

Первый цвет – голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящая вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару, он освежает, как купание в озере. Ощутите эту свежесть.

Следующий – жёлтый цвет. Жёлтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыплёнка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение.

Зелёный – цвет мягкой лужайки, листьев и тепла лета. Если нам не по себе, если мы чувствуем себя не уверенно, — зелёный цвет поможет чувствовать себя лучше.

Откроем глаза. Что вы чувствовали и ощущали, когда представляли себе, что смотрите на голубой, жёлтый, зелёный цвет? Возьмите с собой эти ощущения на весь день.

Игра «Заколдованная фигура»

Ведущий. Пожалуйста, все расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место. Представьте себе, что мы оказались на поляне в волшебном лесу. Это поляна заколдована злой волшебницей, и кто попадёт на неё – застывает, как каменная фигура. Застыньте, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь, примерно так. (Можно показать детям, как.)

И тут мимо пролетала добрая фея. Она взмахнула волшебной палочкой – и всех нас расколдовала. Наклонитесь вперёд и расставьте руки, чтобы они болтались, как тряпки. Покажите, что вы уже не «деревянные». Станьте мягкими и подвижными. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, суставы подвижными.

Только фея обрадовалась, увидев двигающихся по поляне детей, как злая волшебница налетела тучей и опять заколдовала всех. Все стали негнущимися, застыли, как дерево и камень.

Можно просить детей быть попеременно то в одном, то в другом состоянии до полного расслабления.

Но фея не привыкла отступать, она снова взмахнула волшебной палочкой и «разморозила» детей. Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть  с них капельки воды. Стряхните капельки воды с верхней части ног и ступней. Давайте поблагодарим фею за спасение. Потянитесь, выпрямитесь. Мы бодрые и свежие.

Игра «Росток»

Исходное положение – дети сидят на корточках в кругу, нагнув голову к коленям и обхватив их руками.

Ведущий. Представьте себе, что вы – маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растёте, постепенно выпрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста.

В начале освоения этого упражнения на каждый счёт называют часть тела, которая активизируется в данный момент при абсолютной пассивности, расслабленности других: «один» — медленно выпрямляются ноги, «два» — ноги продолжают выпрямляться и постепенно расслабляются руки; «три» — постепенно выпрямляется позвоночник (от поясницы к плечам); «четыре» — разводятся плечи и выпрямляется шея, поднимается голова; «пять» — дети поднимают руки вверх, смотрят на них,  будто  тянутся к солнцу.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/relaksatsionnye-igry-uprazhneniya-i-zanimatelnyy-autotrening-dlya-uchashchikhsya-nachalnoy-shkoly.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector