Как научить ребенка принимать решения

Лиана Хазиахметова

Многие подростки плывут по течению и не задумываются, что жизнь — это результат их выбора. Можно отказаться от нездоровых отношений, нелюбимой профессии, даже похода в театр с классом, если не хочется, ведь отказ — это тоже выбор. Подростки привыкли, что за них все решают: в какой кружок ходить, какие фильмы смотреть, в какой университет поступать.

Джон Готтман в книге «Эмоциональный интеллект ребенка» подчеркивает, насколько важно поощрять самостоятельное принятие решений и при этом продолжать быть эмоциональным воспитателем своего ребенка.

Как научить ребенка принимать решения
Эмоциональный интеллект ребенка

Выбрать правильную степень участия в жизни подростка — одна из самых сложных задач, с которой сталкиваются родители.

Если раньше поощрение самостоятельности состояло в том, чтобы разрешать детям сделать то, что они уже готовы выполнить, то теперь настало время, когда они должны принимать решения по поводу действительно важных вещей.

Подростку следует чаще говорить: «Выбор за тобой», выражать уверенность в правильности его суждений и стараться не оказывать скрытого сопротивления под видом предупреждения возможного неблагоприятного исхода дела.

Сейчас поощрение самостоятельности означает, что время от времени вы разрешаете подростку принимать неразумные (но не опасные) решения.

Помните, что подросток может учиться не только на своих успехах, но и на ошибках.

И обучение будет тем более эффективным, если у него рядом есть заботливый взрослый — тот, кто поможет справиться с негативными эмоциями в случае неудачи и объяснит, как находить решения в будущем.

Ниже — идеи, как научить подростка принимать самостоятельные решения.

Списки

Когда вышел блокнот «Дыши. Списки на все случаи жизни», многие уже взрослые люди стали покупать его себе. Казалось бы, идея простая — составлять списки на разные темы. Но смотрите, что за этим стоит.

Как научить ребенка принимать решения
Дыши. Списки на все случаи жизни

Задумываясь о том, что нам нравится, а что нет, в какие места мечтаем съездить, как хотим провести свободный вечер, мы совершаем выбор, становимся осознаннее и учимся понимать себя. Объективно мы оцениваем себя, когда сидим в тишине и заглядываем себе в душу. А в момент, когда нужно сделать выбор, то вся осознанность улетучивается, и мы выбираем не лучшие варианты, а самые простые.

Например, у подростка внезапно освобождается вечер и встает вопрос: чем заняться? Спроси его об этом в другое время, он бы, возможно, сказал: «Посмотрю фильм, почитаю книгу, схожу куда-нибудь».

Когда же выбор нужно сделать немедленно, то он выбирает то, что проще всего организовать — компьютерные игры или общение в соцсети, поэтому важно заранее определиться с ценностями, любимыми занятиями.

Как научить ребенка принимать решения
Источник

Составление списков — как раз способ поразмышлять о себе объективно. Списки могут быть с любимыми фильмами, городами, занятиями, правилами, рецептами и даже словами, которые хочется чаще употреблять.

Автоматический и осознанный выбор

Подросткам часто кажется, что они не умеют выбирать. Им может быть страшно или непривычно. В блокноте «Ок, что дальше?!» есть упражнения, которые помогают осознать: выбор — это естественно и не так сложно, как кажется началу.

Как научить ребенка принимать решения
Ок, что дальше?!

Для начала поговорим об автоматических решениях. Каждый из нас ежедневно принимает несколько сотен решений. Иногда это занимает считанные секунды: по какой дороге пойти домой, синей или черной ручкой писать в тетрадке. Какие-то вещи требуют небольшой концентрации: что съесть на обед, что надеть в школу?

А некоторые занимают намного больше времени. Попросите подростка вспомнить свой день и выписать 20 решений, которые он принял на автомате (даже не задумываясь). Это упражнение снимает страх: оказывается, подросток постоянно что-то выбирает, и в этом нет ничего страшного!

Теперь пора перейти к осознанным решениям. Нужно вспомнить два недавних решениях. Одно, которое кажется подростку удачным, и другое, которое ему бы хотелось поменять. Задайте вопросы: «Какие ощущения ты испытывал в момент принятия каждого из них? Что ты чувствуешь в теле сейчас, когда вспоминаешь эти решения? Какие эмоции у тебя рождаются?»

Повышаем личную силу

Подросток должен четко понимать: он отвечает за свое поведение и свои чувства, поэтому выбирает, как поступать и что чувствовать. Чем старше человек становится, тем более сложными становятся эти решения. Чтобы научиться их принимать, нужно понять, что такое разумный выбор.

Он предполагает, что подросток не импульсивно совершает поступок, а вначале представляет, что именно предполагает получить в результате, а затем оценивает, насколько эти ожидания реалистичны, говорится в книге «Ты сильнее, чем ты думаешь».

Как научить ребенка принимать решения
Ты сильнее, чем ты думаешь

Сегодня в обществе успех ценится выше многого другого.

Важно быть лучшим: самым сильным, самым быстрым, самым богатым, самой умной, самой красивой, самой яркой звездой. Но это не имеет никакого отношения к личной силе. Личная сила — это когда мы делаем все, на что способны, в том деле, которое считаем важным лично для себя. И это значит, что мы довольны собой, даже если наш лучший результат — не самый лучший вообще.

Поговорите с ребенком о личной силе. Какие поступки делают его сильнее, а какие, наоборот, забирают личную силу.

Советы настоящих лидеров

Подростки очень эмоциональны. Чтобы принять удачное решение, нужно научиться контролировать свои эмоции. В идеале нужна проработанная база — сбор и анализ данных и поиск путей урегулирования для каждой конкретной ситуации.

В книге «Привычки лидера» описывается, как принимают решения руководители. Полезно знать, пусть пока до такой степени глубины анализа подросткам еще далеко.

Как научить ребенка принимать решения
Привычки лидера

Как научить ребенка принимать решения
Почему бы и не вдохновиться примерами лидеров. Источник

Принятие правильных решений — будни эффективного лидера.

Руководитель с широким кругом полномочий принимает десятки таких решений за день: внедрение новых систем и процессов, повышение эффективности операций, объединение и реструктуризация бизнес-единиц — это только часть его обязанностей. После тщательного анализа проблемы, сбора информации, оценки потенциальных решений необходимо приступать непосредственно к действиям.

Ниже — пятиминутные упражнения на развитие навыка из книги «Привычки лидера», которые можно адаптировать для подростков.

  • Обозначение корня проблемы

Большинство проблем проявляются поверхностными симптомами, которые в действительности вызваны скрытой основной причиной. Наилучшие решения направлены именно на ее устранение, но сначала эту причину необходимо определить. Практикуйте следующее упражнение. Обдумывая проблему, спросите себя: «В чем ее первопричина?».

  • Разбейте решение на несколько составляющих, если собранной информации недостаточно

Не откладывайте принятие решения, даже если вы считаете, что не обладаете всей полнотой сведений. Если, приступая к значительному проекту, вы боитесь совершить ошибку или ощущаете неуверенность, разделите его на серию коротких шагов. При необходимости дополнить собранную информацию спросите себя, какую часть запланированного можно осуществить уже сегодня.

Умение выбирать формируется не за один день. Почаще давайте подростку ошибаться (без вреда для здоровья), чтобы он овладел этим навыком в совершенстве.

Обложка поста: unsplash.com

Источник: https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2019/06/12/kak-nauchit-podrostka-delat-osoznannyj-vybor/

Как научить ребенка принимать решения: несколько простых советов для родителей

Перед родителями стоит немало задач, связанных с воспитанием детей. Одна из них: родители должны помогать своим малышам в процессе принятия решений с раннего детства.

Их роль в качестве проводника ребенка по жизни очень важна. Многие из родителей уверены, что дети развивают навыки принятия решения самостоятельно, без какого-либо вмешательства.

Однако именно они учат их этому с самого детства.

Как научить ребенка принимать решения

Важно научить детей принимать решения

Дети, которые умеют принимать решения, обладают массой преимуществ. Развитие подобных навыков поможет им повысить самостоятельность, уверенность в себе и ответственность. Эти качества чрезвычайно важны и очень ценятся в течение всей жизни.

Для детей важно принимать решения, чтобы оставаться независимыми. А что это означает? Это принятие решений без внешнего вмешательства и возможность следовать своим собственным принципам. Родители должны обучить своих детей этому, чтобы упростить им дальнейшую жизнь и самостоятельно решать различные проблемы без посторонней помощи.

Это не означает, что ребенок должен сам заботится о себе. Скорее всего, речь идет о том, чтобы дать им необходимые инструменты, которые очень нужны. В результате дети станут чувствовать себя полностью удовлетворенными как собственными решениями, так и результатами.

Как родители, многие из нас хотят, чтобы наши дети были независимыми и способными отвечать за собственные действия. Но эти качества не просто волшебны.

Скорее всего, этим навыкам родители должны научить детей различными способами. Хотя все меры, которые принимаются ими, могут быть не только простыми, но и эффективными.

Когда дети независимы, они обладают здоровой самооценкой и уверенностью в себе. Они не боятся совершать ошибки, когда дело доходит до принятия решений, и в целом они охотно оценивают, что и почему.

Ключи для обучения ребенка принятию решений

Когда родители начинают обучать своих малышей принимать решения, необходимо учитывать их возраст. Благодаря этому, проще всего решить, что проще.

Родители не могут ожидать одинаковых действий от 3-летних и 8-летних детей. Они должны подавать правильный пример и сохранять полную открытость, когда дело доходит до предоставления необходимых объяснений. Какие советы родителям следует использовать, чтобы научить детей принятию решений?

Как научить ребенка принимать решения

Родители должны давать малышам определенные задания

В зависимости от возраста и уровня развития, дети могут нести ответственность за выполнение отдельных задач. К примеру, они могут решить, какую одежду можно носить в определенные дни, убрать игрушки, застелить свою постель, привести в порядок комнату и др.

Нужно разрешать детям выполнять некоторые обязанности самостоятельно

Родители должны четко объяснить своему ребенку суть определенного задания и дать возможность сделать его самостоятельно. Конечно, нужно наблюдать за ними, но важно обеспечить пространство для экспериментов.

Когда ребенок попросит о помощи или не сможет выполнить задание самостоятельно, следует помочь ему. Эта тактика может быть применена, когда малышу нужно узнать, как работает новая игрушка.

Научите детей четко выражать свои мысли

Дети, которые учатся говорить, должны четко выражать свои желания. Например, если они хотят пить, то самый простой способ удовлетворить эту потребность — научить их говорить слово «вода».

Точно также родителям следует помочь детям, которым нужно посетить ванну или когда они испытывают боль.

Умение малышей четко и точно выражать свои мысли, когда они чего-то хотят, помогает им развивать свои языковые навыки. Но чтобы это произошло, сначала нужно научить детей повторять. Это правильный способ просить что-то много раз.

Как научить ребенка принимать решения

Определите, нужно вести переговоры детям или нет

То, что дети могут принимать решения, не означает, что они освобождаются от определенных норм и правил. Например, ребенок может выбрать, какую одежду носить при условии, что она подходит для этого случая и погоды.

Однако объясните им, что у них не всегда будет выбор по поводу пищи, которую они едят. Именно родители будут обеспечивать надлежащее питание для их правильного развития. Нравится им это или нет.

Как научить ребенка принимать решения

Научите ребенка принимать верные решения

Игра также полезна, когда доходит дело до обучения детей принимать решения. Например, один из родителей может взять по игрушке в каждую руку и попросить ребенка выбрать ту, которая нравится ему больше всего.

Родители должны использовать такие вопросы: «Какую из них ты предпочитаешь?» или «Какой вариант ты считаешь лучшим?» Это побудит ребенка задуматься о решении, которое он принимает.

Если родителям оно не нравится, потому что неправильное или имеется другая причина, то спешить и исправлять малыша не стоит. Сначала нужно объяснить ошибку ребенка и то, как он сможет исправить ее в будущем.

Ведь процесс принятия решений обычно состоит из проб и ошибок. Важно определить их в спокойной обстановке, чтобы дети далее учились и совершенствовались.

Источник: https://www.syl.ru/post/home-and-family/67812

Учим ребенка принимать решения — Parents.ru

«Скажи, маленькая, что ты хочешь: чтобы тебе оторвали голову или ехать на дачу?» Эти слова героини Фаины Раневской из фильма «Подкидыш» – классический пример ложного выбора. А нужно ли вообще предоставлять малышу право выбора и как это правильно сделать?

Как научить ребенка принимать решения

Чтобы вырасти самостоятельной личностью, отвечающей за свои решения, кроха как можно раньше должен иметь возможность сделать выбор.

Почему это так важно? Умение принять грамотное, обоснованное, взвешенное решение – одно из основных качеств личности, которое, увы, не является врожденным. Его надо формировать постепенно.

Развитие способности делать выбор укрепляет уверенность в себе, формирует качества лидера и зовет познавать мир.

Вы вполне можете предлагать своему малышу право выбора каждый день и с любовью оказывать ему помощь в принятии правильных решений. А делать это можно в повседневной жизни и во время игры!

Бери что хочешь!

Если крохе уже больше 6 месяцев, положите перед ним 2–3 разные погремушки. Ваш малыш сделал выбор. Другие игрушки на время уберите. Скорее всего, через пять минут он уже передумает. Вы можете предложить ему возможность нового выбора. Кроха может отказаться вовсе от погремушек или схватить их все. Это тоже выбор, не игнорируйте его.

Читайте также:  Все нюансы родов в соединенных штатах

Экскурсия по квартире

Возьмите малыша на руки и ходите с ним туда, куда он показывает. Спрашивайте его: «Куда пойдем?» Маленькие дети любят указывать рукой, куда им хочется попасть. Рассказывайте ребенку, куда вы пришли, что происходит вокруг.

Третий лишний

Дайте ребенку в каждую руку по одному предмету. Третий положите возле малыша. Назовите предметы и посмотрите, как ребенок будет действовать. Захочет ли он положить одну из вещей и взять третью?

По местам!

Возьмите три-четыре коробки и, например, кубики, резиновые игрушки и мячи. Пусть ребенок сам решит, в какую коробку положить каждый предмет. Спрашивайте малыша: «Куда положим кубик? А этот?» Как бы ребенок ни разложил игрушки – это его выбор, от которого он испытает радость.

Решай сам!

Как научить ребенка принимать решения

Общаясь с ребенком старше года, предлагайте альтернативу: «Ты будешь пить чай или сок? Почитаем книжку или поиграем в игрушки? Пойдешь со мной за молоком или останешься дома? Какие игрушки хочешь взять с собой в ванную?» Начинайте с самых простых вопросов. Ставить малыша перед сложным выбором слишком рано. Если вы предложите ему выбрать игрушку в магазине, то рискуете провести там весь день и столкнуться с проблемой ее цены.

Хотя психологи иногда советуют предлагать ребенку схожий выбор: если малыш не хочет спать, например, спросить его, в какой пижаме он будет спать, со слониками или мишками? Кроха должен согласиться на один из вариантов, хотя ни один его не устраивает.

Но такие вопросы можно использовать, только если малыш действительно капризничает и его отказ ничем не мотивирован. В других ситуациях псевдовыбор не подходит.

Иначе очень скоро перед подобным выбором вас поставит он: «Мама, выбирай – купишь мне новую игрушку или будешь целый день играть со мной в кубики?»

Вариант «Или ты убираешь игрушки, или будешь стоять в углу!» предполагает, что, если малыш не выберет уборку, он плохой, поступает неправильно.

Ловись, рыбка

Привяжите к игрушкам веревки и дайте малышу второй конец. Покажите, как можно достать игрушку. Не оставляйте ребенка без присмотра, понаблюдайте, какую из игрушек он решит подтянуть к себе первой. Можно оттягивать игрушки от ребенка, когда он учится ползать, – пусть тоже выберет, за какой ползти.

Где звенит?

Возьмите три небольшие коробочки (можно спичечные коробки), положите в одну из них монетки или любой звенящий материал. Оклейте бумагой одного цвета пустые коробки, другого – с мелочью, обмотайте все скотчем. Новая игрушка готова. Потрясите коробки и давайте их малышу. Покажите ребенку, как можно выбрать именно звенящую игрушку. Правильное решение сопровождайте аплодисментами.

Я рисую!

Как научить ребенка принимать решения

Дайте возможность малышу самому выбирать, чем рисовать, на чем рисовать и что рисовать. Для этого покажите крохе разные материалы и воздержитесь от советов.

Если ребенок хочет рисовать черной краской, дайте ему эту возможность, а позже покажите ему, что можно выбирать и более яркие и светлые цвета.

Может быть, посмотрев на две работы, вашу и свою, ребенок в следующий раз начнет рисовать другими красками, а может, и нет!

В выборе ребенка уже обнаруживаются зачатки его самостоятельности. Родителям необходимо давать малышу свободу развиваться. Однако если ребенку нужна ваша помощь, не отказывайте ему. Если дети ее получают, то они будут чувствовать себя более спокойно и уверенно в том, что у них все получится.

Угадай, в какой руке?

Играйте с ребенком в прятки. К примеру, вы можете спрятать в одной руке маленькую игрушку, а затем предложить малышу угадать, в каком кулачке она находится. Пусть ребенок выберет руку. Если он угадал, радостно воскликните и спрячьте снова. Можно, играя с малышом, зажимать игрушку так, чтобы ее было немного видно – так кроха не ошибется.

Прячьте мелкие предметы под стаканчики, зарывайте фасоль в одну из двух солонок. Пусть ребенок быстро принимает решения и не боится в таких ситуациях сделать неправильный выбор.

Список дел

Спросите у ребенка, чем он любит заниматься. Сделайте на отдельных листах картона картинки этих увлечений. Можно вырезать изображение из рекламных проспектов или нарисовать самим. Когда малыш заскучает, предложите ему воспользоваться собственной картотекой и найти занятия для вас обоих.

Что это такое?

Нарисуйте на листе бумаге большую кляксу и предложите малышу выбрать, в кого ее превратить. Дорисовывайте изображение тонкой кисточкой или карандашами, чтобы оно приняло новую форму.

На отдельных листах начертите круг, квадрат и треугольник. Пусть малыш дорисует изображения. Он может провести линии внутри формы или снаружи.

Прорежьте в листе отверстие. Теперь ребенку предстоит выбрать, как расположить рисунок. Сделать ли дырку центром композиции или просто разрисовать вокруг орнаментами, превратить дырку в отверстие для глаза в маске, в замочную скважину или окошко чердака.

Читать на эту тему:

  • Искусство обучения рисованию
  • Что и как развивать от года до двух?

Источник: http://www.parents.ru/article/uchim-rebenka-prinimat-resheniya/

Как научить ребенка принимать решения

Дата: 17, Июль, 2019 / Просмотров: 54

«Дети учатся принимать правильные решения, когда принимают решения, а не следуют указаниям», – так написал Альфи Кон в своей книге «Воспитание сердцем».

Как научить ребенка принимать решения

Являться в своей жизни «первоисточником», а не «пешкой» – это основная потребность людей. Исследования демонстрируют: человек не способен быть успешным, если ощущает себя беспомощными.

А вот ребенок, которому взрослый помогает развивать в себе независимость, будет больше доверять родителям, отличаться адекватной самооценкой, интересоваться учебой, стремиться держаться как можно дальше от неприятностей, легко справляться с трудностями и неудачами.

Также взрослая жизнь требует от вас (и будет требовать от ваших детей) решения всевозможных вопросов. Умение принимать обдуманное и взвешенное решение – это навык. Однако каким образом «прокачать» ту самую «решительную» мышцу, если все за тебя решают родители?

Альфи Кон предложил ряд принципов, помогающих принимать решения совместно с ребенком – без давления и скандалов.

Даже если мы не хотим оставлять за ребенком крайнее слово, мы вполне можем предоставить ему возможность первым высказать аргументы. Если дети спрашивают, можно ли делать что-либо, то есть смысл сказать: «А что ты сам думаешь?».

Прежде всего, так вы покажете, что считаетесь с точкой зрения ребенка. Но здесь немаловажно не покивать, а действительно услышать аргументы ребенка. Также вы побудите его сыграть важную роль в обсуждении последствий просьбы.

Высказывайтесь, но не давите

Родителю тоже необходимо высказаться – лишь своим примером он способен научить ребенка излагать собственную позицию. Немаловажно делать это корректно, не давить и не угрожать. И давать ребенку право на решение либо по крайней мере на продолжение обсуждения.

Скажем, нейтрально разъяснить, почему, по-вашему, ему следовало бы извиниться за поступок – и причем дать ему самому решить, верный ли это вывод и станет ли он извиняться.

(Ведь единственная альтернатива – это заставить его сказать, что он сожалеет, когда в действительности это не так).

Как научить ребенка принимать решения

Решайте вместе

Нередко родитель «попадает» на один из полюсов: «Я родитель – я решаю» либо «Делай что хочешь». Кон предлагает еще один вариант – разобраться вместе.

Представьте двух детей, проводящих очень много времени за играми на компьютере. Родители одного говорят так: «Что тут сделаешь? В такое время живем». Другие же пытаются взять все в свои руки, пряча от ребенка гаджеты.

Оба варианта не обучают детей держать под контролем то время, что они проводят в виртуально мире, и не позволяют понять, почему же нельзя так долго играть.

Разрешая же детям делать все, что они желают, притом не всегда одобряя это, родители рискуют внушить детям, что папе и маме все равно, они умывают руки и ни за что не отвечают.

(В ситуации с гаджетами невмешательство для родителей может оказаться приемлемым вариантом, так как, хотя и будут некоторые опасения, им бывает удобно, что ребенок чем-то занят и спокоен). Еще одна реакция – пример работы над ребенком.

Немаловажно даже не то, что спрятанный гаджет вряд ли даст нужный эффект (во всяком случае, ненадолго) и подобьет ребенка на поиски способа обхождения запрета. Немаловажно то, что это научит детей использовать силу либо подлость для достижения своей цели.

Конструктивная реакция здесь – это выслушать: и не только чтобы ребенок понял, что его слышат.

Выслушав его, вы должны честно поговорить о чувствах, тревогах и тех причинах, по которым вы пытаетесь ограничить ребенка.

И попробовать найти решение вместе: «Давай поищем вариант, который тебя устроит и не будет беспокоить меня. Давай подумаем, что возможно сделать, и попробуем сделать именно так».

Тогда вы, может быть, договоритесь об адекватном ограничении того времени, что ребенок станет в дальнейшем проводить перед ТВ и гаджетами, и о том, какие программы/игры ему будут разрешены, а какие нет, и почему.

Ложный выбор

Случается, что родители притворяются, словно дают ребенку возможность принимать решение, в действительности оставляя реальное право выбора себе.

Скажем, распространенный вариант – это предложение ребенку двух вариантов выбора, удобных родителю. В реальности это может быть так: «помоешь посуду сейчас либо сделаешь это в то время, когда по ТВ будет идти твоя любимая программа?».

Прежде всего – это не просьба, а приказ, поскольку просьба – это возможность отказа. Также ребенку в действительности не предлагается какого-либо выбора – понятно, что он не пожелает пропустить любимую программу.

Честно было бы сказать так: «Помой посуду немедленно либо не будешь смотреть ТВ вообще».

Еще один вариант ложного выбора – если взрослый создает видимость того, что дает ребенку возможность выбирать, однако в то же время четко дает понять, каким должен быть итог. Одни варианты будут приемлемыми, другие – нет.

От ребенка ждут, что он поймет, чего желает родитель – если планирует и в будущем иметь эту иллюзорную «возможность выбора». («Считаю, что ты еще не вырос для решения подобных вопросов самостоятельно» в действительности значит: «Ты выбрал не то, что я хотел».) Честно было бы сказать: «Я планирую совершить выбор за тебя».

Источник: https://puzenush.ru/sovety-roditelyam/kak-nauchit-rebenka-prinimat-resheniya/

Как научить ребенка принимать решения

Как научить ребенка принимать решения

В жизни все иначе. Человек так устроен, что постоянно возвращается мысленно в прошлое, анализирует, сравнивает, просчитывает последствия для того или иного варианта. А потом начинает винить себя за неправильно принятое решение.

Но есть и другая категория людей, которые ни о чем не сожалеют и воспринимают жизненные трудности как возможность получить бесценный опыт и стать мудрее, пусть даже ценой собственных ошибок.

Они смело идут по жизни, уверенно принимают решения и все у них получается.

Хотите, чтобы ваш малыш поступал также? Тогда предлагаем вашему вниманию несколько советов, которые подскажут, как научить ребенка принимать решения.

С чего начинать обучение ребенка принятию решений

Как бы удивительно это ни звучало, но даже новорожденный ребенок готов принимать решения. Какие-то звуки ему нравятся, какие-то нет, тоже самое с игрушками, сказками, времяпровождением. Этот процесс происходит естественно и незаметно.

Чтобы научить ребенка принимать решения, родителям непременно нужно поддерживать малютку в любых стремлениях.

Это вам может показаться безразличным, какого цвета будет футболка или какую сказку читать сегодня, а для крохи это очень важно.

Научитесь не только прислушиваться к желаниям малыша, но и сами предлагайте варианты: «Какой мультик будем смотреть: про котенка или щенка?». Это будет первым, но весьма значимым шагом в развитии самостоятельности.

Научить ребенка принимать решения помогут… ошибки

Вы должны понимать, что нельзя научить ребенка принимать решения за один день или неделю. Данное умение формируется длительное время из незначительных на первый взгляд, деталей. Немалую роль в процессе обучения играют ошибки.

Читайте также:  Как правильно дышать при родах и схватках?

Даже взрослые редко учатся на чужих ошибках, а дети так и подавно. Поэтому не нужно всегда и везде навязывать свое мнение, дайте возможность ребенку совершать ошибки и учиться на них. Пусть его решение трижды неправильное, но он принял его самостоятельно!

Наверняка очень часто вам приходится говорить ребенку, чтобы он не плакал, не боялся, не злился. Сначала вы все объясняете, потом уговариваете, иногда даже наказываете. А по сути, вы предлагаете малютке отказаться от своего выбора и принять ваше мнение, как единственно верное. Так может, стоит прямо говорить об этом?

В случае плохого поведения не нужно пытаться принуждать ребенка к чему-то. Вы должны объяснить ему, что слезы и истерики – это не единственный способ решения конфликтных ситуаций. Возможно, стоит дать ему выплакаться, а потом он и сам примет правильное решение, за которое останется только похвалить его.

На тему обучения ребенка принятию решений можно написать еще много советов, привести примеры, но это не так уж важно. Достаточно того, что вы будете создавать условия, когда ребенок сможет принимать решения, перестанете навязывать свое мнение и разрешите ему делать ошибки, и он вырастет решительным и самоуверенным.

Источник: https://vse-pro-detey.ru/kak-nauchit-rebenka-prinimat-resheniya/

Как научить ребенка принимать решения?

Как научить ребенка принимать решения? Как научить ребенка принимать решения

«Как научить ребенка делать выбор и принимать решения?» – часто этим вопросом задаются взрослые. Значительно облегчить будущее ребенка смогут родители, которые с раннего детства создадут условия, в которых малышу нужно будет самостоятельно делать выбор.

Принятие решений: правила для родителей

Предлагая малышу сделать выбор, важно соблюсти три простых условия. Во-первых, родителям стоит самим обозначить, из чего предстоит выбирать, иначе ребенок может просто растеряться.

Во-вторых, кроха должен чувствовать вашу поддержку: получить совет или рекомендацию, если они ему понадобятся.

И, в третьих, обязательно нужно обращать внимание малыша на то, что у любого решения есть последствия: «Если ты сейчас достанешь железную дорогу, мы не успеем в бассейн. Тебе же нравится плавать?»

Ребенок остался недоволен результатом своего выбора? Обсудите, как это произошло и что можно сделать в следующий раз, чтобы неприятность не повторилась. Постепенно малыш не только поймет, что несет ответственность за свои поступки, но и убедится, что может влиять на события – это придаст ему уверенности в своих силах.

Случается, что дети избегают выбора или принимают решение очень долго: выбирая что-то одно, он вынужден отказываться от других вариантов, и беспокоится, что совершает ошибку. Объясните ребенку, что он выбирает не самый лучший или «идеальный» вариант, а то, что ему нравится или кажется правильным в данный момент. И даже если он ошибется – это не страшно, ведь на ошибках учатся!

  • Позвольте малышу выбрать
  • Принимая за малыша большинство решений, родители не замечают, как много сценариев, подходящих для развития навыка принятия решений, они упускают в повседневной жизни.
  • Еда

Конечно, не стоит спрашивать двухгодовалого малыша «Что ты хочешь съесть?». Лучше и эффективнее предлагать ему на выбор, например, яблоко и грушу. Ребенку постарше старайтесь предлагать на ужин два блюда на выбор, а если такой возможности нет – спросите, например, «чем ты хочешь заправить салат – сметаной или оливковым маслом?»

  1. Одежда
  2. Оцените гардероб ребенка и оставьте в свободном доступе сезонные вещи, которые легко и удобно надевать и которые сочетаются между собой, – так малыш сможет ежедневно сам выбирать, в чем отправиться на прогулку.
  3. Игры и занятия

Позвольте ребенку самому выбирать, чем заняться в течение дня, но заранее предложите варианты и обсудите, когда пора начинать и заканчивать занятия. Не вмешивайтесь в процесс творчества: пусть малыш сам определяет, какими материалами пользоваться, что и как делать и что считать результатом.

Прогулки

Обсуждайте с малышом, куда вы сегодня направитесь и чем займетесь: «Пойдем в парк или на площадку? Хочешь на горку или на качели?» Передавайте ему инициативу передвижений, но обязательно предлагайте варианты. Когда придет время отправиться домой – предупредите заранее: «Через десять минут пора домой, давай собирать игрушки».

Развлечения

Перед выходными обсудите все вместе, чем вы хотели бы заняться – сходить в кино или на выставку, съездить на пикник или просто побыть дома. Пусть не всегда семья будет действовать в соответствии с пожеланиями ребенка, но он будет доволен, что его мнение учитывается.

В формате игры

Безусловно, одним из самых эффективных способов освоения новых навыков и умений в период раннего детства являются игры. «Потренироваться» в умении делать выбор и принимать решения малышу помогут простые игровые сценарии.

«Что ты выбираешь?» По очереди с малышом предлагайте друг другу забавные варианты выбора: «Где бы ты хотел жить, в Австралии или на льдине в океане? Каким животным ты бы стал, мышкой или драконом? Что тебе больше нравится, крылья или ласты?»

«Если бы я умел…» По очереди придумывайте, каким волшебным талантом вы бы хотели обладать и почему: «Если бы я умел летать, я бы незаметно прилетел в гости к бабушке. Если бы я мог превращаться в животных, я бы подружился со зверями в зоопарке».

«Когда я вырасту, я…» Пусть фантазия в ответах не будет ничем ограничена: «Я буду дрессировать тигров! Я поселюсь на Луне! Я стану настоящей принцессой!»

«Ваш заказ!» Поиграйте в кафе: пусть официант предлагает гостю разные смешные блюда из «меню» (жареных пиявок или котлетку из лопухов), а гость выбирает.

«По парам» Для игры подойдут куклы или плюшевые звери, фигурки конструктора, карточки и картинки с изображениями предметов и животных. Попросите ребенка расставить их в пары или разделить по группам и объяснить, почему: «Мишка и кукла вместе, потому что у них обоих красные бантики. Пожарный и врач вместе, потому что они помогают людям».

Посмотреть комментарии (2) Оставить комментарий Поделиться

Источник: https://mir-tema.ru/vospitanie/16961-kak-naucit-rebenka-prinimat-resenia

Как научить ребенка принимать решения. И почему это важно

«Дети учатся принимать правильные решения, когда принимают решения, а не следуют указаниям» пишет Альфи Кон в книге «Воспитание сердцем».

Быть в своей жизни «первоисточником», а не «пешкой» — базовая потребность человека. Исследования показывают, что люди не могут преуспевать, чувствуя себя беспомощными.

Зато дети, которым взрослые помогают развивать чувство независимости, больше доверяют родителям, отличаются устойчивой самооценкой, интересуются учебой, стремятся держаться подальше от неприятностей, спокойно переживают трудности или неудачи.

А еще взрослая жизнь требует от нас (и потребует от наших детей) решений самых разных вопросов: дома, на работе, в отношениях. Умение делать обдуманный и взвешенный выбор — это навык. Но как накачать «решательную» мышцу, когда решают за тебя родители?

Альфи Кон предлагает несколько принципов, которые помогут принимать решения вместе с ребенком. Без давления и скандалов.

Источник: pixabay.com

Дайте первое слово ребенку

Даже когда мы не желаем оставлять за ребенком последнее слово, можем предоставить первое слово — возможность изложить свои доводы.

Когда дети спрашивают, можно ли делать то-то и то-то, имеет смысл ответить: «А как ты думаешь?». Во-первых, так вы показываете, что считаетесь с их точкой зрения.

Только важно не просто покивать, а реально услышать доводы ребенка. Во-вторых, побуждаете сыграть активную роль в обсуждении последствий их просьбы.

Высказывайтесь, но не давите

Родителю также нужно высказаться — только собственным примером взрослый может научить ребенка выражать свою  точку зрения. Важно делать это в корректной форме, без давления и угроз. И оставляя ребенку право на окончательное решение или хотя бы продолжение обсуждения.

Например, нейтральным тоном объяснить, почему, на наш взгляд, ребенку стоило извиниться за свой поступок, — но при этом предоставить ему самому решать, правильный ли это вывод и будет ли он просить прощения.

(В конце концов, единственная альтернатива — заставить его сказать, что он сожалеет, когда на самом деле он не сожалеет).

Решайте вместе

Часто родитель оказывается на одном из двух полюсов: «Я родитель — я решаю» или «Делай что хочешь». Альфи Кон предлагает обратить внимание на третий вариант — разобраться вместе.

Представьте двоих детей, которые проводят слишком много времени за виртуальными играми. Родители одного пожимают плечами: «Что тут поделаешь? В такое время живем». Другие, напротив, берут дело в свои руки — и прячут все гаджеты.

Оба этих варианта не учат детей контролировать время, которое они проводят с гаджетами, и не помогают осознать, почему не стоит играть так много.

Позволяя детям делать все, что им хочется, даже не одобряя этого, мы рискуем внушить им, что нам на самом деле все равно, мы умываем руки и ни за что не отвечаем.

(В случае с гаджетами невмешательство для некоторых родителей может быть вполне привлекательным вариантом, поскольку, несмотря на определенные опасения, им все же удобно, что дети заняты и ведут себя спокойно). Вторая реакция — пример работы над ребенком.

Важно даже не то, что попытка спрятать планшет или телефон вряд ли окажется эффективной (а если да, то ненадолго) и спровоцирует ребенка на поиски способа обойти запрет. Важно то, что это учит детей прибегать к силе — или подлости, чтобы добиться своего.

Конструктивная реакция начинается с выслушивания — и не только чтобы малыши чувствовали: их слышат.

Выслушав ребенка, мы должны откровенно поговорить о наших чувствах и тревогах, причинах, по которым мы пытаемся ограничить ребенка.

И в конце концов поискать решение вместе: «Давай найдем вариант, который устраивает тебя и при этом не тревожит меня. Давай придумаем, что здесь можно сделать, и попробуем это сделать».

В таком случае вы, возможно, договоритесь о разумном ограничении времени, проведенного перед телевизором или компьютером, а также о том, какие программы или игры ребенку разрешены, а какие нет (и почему).

Ложный выбор

Иногда взрослые притворяются, будто позволяют ребенку принять решение, на самом деле сохраняя реальное право выбора за собой.

Например, часто встречается совет предлагать ребенку два варианта выбора, удобных родителю. В жизни это может выглядеть так: «помоешь посуду сейчас или предпочтешь сделать это, когда по телевизору будет твоя любимая передача?».

Во-первых, это не просьба, а приказ, потому что просьба подразумевает возможность отказа. Во-вторых, ребенку на самом деле не предлагают никакого выбора — очевидно, что он не захочет пропустить любимую передачу.

Честнее было бы сказать: «Вымой посуду сейчас же или не будешь смотреть телевизор».

Еще один вариант ложного выбора — когда родители делают вид, что позволяют ребенку выбрать, но при этом четко дают понять, каким должен быть результат. Одни варианты считаются приемлемыми, другие нет.

От ребенка ожидают, что он догадается, чего хочет родитель — если планирует и дальше иметь эту «возможность выбора». («Думаю, ты еще не дорос, чтобы решать такие вопросы самостоятельно» на самом деле означает: «Ты выбрал не то, что я предполагал».

) Честнее было бы сказать: «Я собираюсь сделать выбор за тебя».

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a2e4a163c50f79385340c86/5ced57b2749ecc00af429c68

Как научить ребенка принимать решения

Как научить ребенка принимать решения

Человек чувствует свой долг лишь в том случае, если он свободен.

А. Бергсон

Уверенность в себе, смелость в принятии решений – качества, сопутствующие самостоятельности. Большинство людей могут их развить и усовершенствовать. Но это нелегко.

Принять решение и воплотить его в жизнь становится легче по мере приобретения опыта. А уверенность в себе растет от достижения к достижению. Многие учатся больше на ошибках, а добившись успеха, не считают, что им будет везти теперь во всем.

Читайте также:  Что можно во время беременности?

Один из способов уйти от поражения – с самого начала объяснить подростку, что не все из того, что он делает, увенчается успехом. Но это не значит, что нужно опускать руки и сдаваться. Отдавая все силы тому, чтобы дело стало успешным, не обязательно все проблемы обсуждать с другими, приучайте ребенка обдумышать все самостоятельно.

Нельзя допустить, чтобы одна неудача сломила его. Если не удалось какое-либо дело, это не значит, что ребенок не удался как личность. Все, что требуется, – это чтобы число успехов на единицу превышало число неудач.

Донесите до сознания ребенка, что самый ненадежный способ избежать ошибок – ничего не делать, не идти на риск, никогда не терпеть неудач – это ничему не научит.

В выработке умения принимать решения помогут правила, сформулированные президентом США Джефферсоном. Расскажите о них своему чаду, разберите каждое правило.

  • Правила Джефферсона
  • • Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня (если проблему постоянно откладывать, она усложняется, поэтому проще разделаться с ней сейчас и не доводить до «гангрены»).
  • • Никогда не беспокой других из-за того, что можешь сделать сам.
  • • Не растрачивай своих денег, пока не держишь их в руках (проще говоря, не дели шкуру неубитого медведя).
  • • Не покупай того, что тебе не нужно, под предлогом, что дешево: и это еще дорого для тебя.
  • • Все, что делается охотно, не кажется тягостным (нужно постараться в каждом деле найти нечто, что может быть интересным, тогда и делать его будет приятно).
  • • Сколько горя причиняли нам несчастья, которые никогда не случались.
  • • Принимай все вещи с самой легкой их стороны.
  • • Если ты разгневан, сосчитай до десяти, прежде чем сказать что-нибудь, и до ста, если гнев силен.
  • Следующая глава

Принимать решения нужно быстро
Процент ошибок при быстрых решениях не выше, чем при долгих колебаниях, а сам факт решительности ускоряет дела и придает уверенность. Говорят, склонность думать и поступать спонтанно, не опираясь на прошлый опыт, – симптом душевного

ГЛАВА 10 КАК ГРАМОТНО И ЭФФЕКТИВНО ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ
конце главы 8 я обещал рассказать Вам о двух дополнительных техниках, которые помогут достичь состояния покоя, умиротворения. Процесс преимуществ/недостатков — второй из них. Это идеальный инструмент, чьей задачей

Как принимать важные решения
Принятие серьезных решений (например, каким делом вы собираетесь заниматься всю оставшуюся жизнь) — весьма сложная проблема для многих людей. Они приходят ко мне и говорят: «Мне нужно решить, чем заниматься всю оставшуюся жизнь!»Для начала я

Как научить детей принимать решения?
Принятие решений имеет первостепенную значимость.Возможность выбирать, чем сейчас заняться, с каким материалом, с кем из ребят, помогает детям развивать навыки принятия решений организованным и безопасным путем. Они учатся принимать

Глава 7
Как принимать беспроигрышные решения

Как научиться принимать самостоятельные решения
Если вы прошли какой-либо тренинг в Центре взаимоотношений GRC®, тогда вспомните, какие из приобретенных знаний изменили вашу жизнь к лучшему? Знаем, что многие из вас, отвечая на этот вопрос, могут составить длинный список

Развитие способности принимать верные решения
Трудные жизненные ситуации каждый человек представляет по-своему. Иными словами, они у каждого свои. Поэтому не будем их конкретизировать, опишем лишь общие подходы к их разрешению и приведем некоторые упражнения.Дело в том,

Модель «Последствия»
Почему решения надо принимать быстро
Мы то и дело вынуждены принимать решения на очень зыбкой основе. Так, например, в самом начале нового проекта, когда только предстоит вникнуть в детали, для принятия важных решений требуется изрядное мужество.

Как научить ребенка делиться
Жадность в той или иной мере свойственна всем малышам. На какой-то период любимыми словами ребенка становятся: «мой», «моя», «мое», «где мне?». Конечно, такие проявления детской натуры не радуют родителей. Почему ребенок жадничает? После двух

Позвольте ребенку самостоятельно принимать решения Нерешительные люди бывают особенно упорны в исполнении своих намерений, и таковы они по причине самой своей нерешительности: ведь, отказавшись от того, что они уже рассудили сделать, они должны будут еще раз принять

Источник: https://psy.wikireading.ru/81899

Учим детей принимать правильные решения – Развитие ребенка

Один из самых эффективных способов поддержать детей в стремлении стать успешными, счастливыми и полезными людьми – научить их уметь принимать правильные решения, а затем позволить действовать самостоятельно.

Решения, которые ваши дети принимают по мере взросления, определяют то, какими людьми они станут и какой жизненный путь выберут.

К сожалению, массовая культура пытается навязать им решения о том, что им следует носить, есть и пить, какие фильмы смотреть, в какие компьютерные игры играть и какую музыку слушать, тем самым лишая их возможности сделать свой собственный независимый выбор и принять свое собственное взвешенное решение.

Принятие плохих решений

Если мы зададим группе молодых людей вопрос о том, кто из них когда-либо поступал глупо, все с впечатляющим энтузиазмом и единодушием поднимут руки вверх. Если затем мы спросим, будут ли они совершать глупости в будущем, ответ окажется столь же пламенным. При этом на вопрос, почему же они поступают глупо, можно услышать, как правило, следующие ответы:

  • Я просто не подумал.
  • Тогда это казалось смешным.
  • Мне было скучно.
  • Я испытывал давление сверстников.
  • Я не принял во внимание последствия.
  • Я так поступил назло родителям.

Тем не менее, если мы зададим им вопрос о том, стоило ли делать все эти глупости, большинство детей ответят: «На самом деле, нет».

Из-за нехватки опыта и понимания дети часто принимают поспешные, эгоистичные и недальновидные решения. Отсутствие предусмотрительности приводит их к игнорированию последствий принятых решений и долгосрочных результатов.

Да, дети должны совершать глупые поступки. Неверные решения и последствия их принятия помогают научиться принимать лучшие решения в будущем. Однако проблема возникает тогда, когда плохие решения принимаются постоянно. Поскольку процесс принятия решений – это навык, дети могут научиться принимать неправильные решения.

Это обычно происходит тогда, когда родители не возлагают на них ответственность, а выручают из неприятностей, которые являются следствием их же неправильных решений. Такие дети думают, что не должны нести ответственность за свои решения, и могут продолжать поступать глупо, не опасаясь последствий.

Долгосрочные личные, социальные и затем профессиональные последствия для детей, которые растут, не умея принимать верные решения, весьма глубокие, негативные и очевидные.

Воспитание детей, умеющих принимать правильные решения

Предоставление детям права принятия решений – это поэтапный процесс, основанный на особенностях возраста, степени зрелости и опыте принятия решений. Иногда давать детям полную свободу в принятии решений просто опасно. Но вы можете начать обучать их этому навыку, начиная с самого раннего возраста.

Например, не следует приводить детей в ближайший магазин и говорить, что они могут выбрать все, что угодно; варианты выбора могут просто ошеломлять.

Но вы можете предоставить им выбор между твердым леденцом, шоколадной конфетой и жевательной резинкой (или еще лучше – между кунжутным печеньем, фруктами и арахисовым драже), и тогда им легче будет выбрать угощение по вкусу.

По мере взросления увеличивайте количество предоставляемых вариантов.

Затем повышайте значение решений, которые детям нужно принимать (например, дети могут решать, чем они будут заниматься или определять время своего отхода ко сну).

Каждый раз они должны определить и взять на себя ответственность за последствия своих решений. Кроме того, сохраните за собой право вето, но используйте его благоразумно.

Обучение способу принятия правильных решений

Навык принятия правильных решений представляет собой сложный процесс, на освоение которого уходят годы. Начинается он с обучения детей смыслу принятия решений. Дети часто делают поспешные выводы и, не задумываясь, действуют на их основании.

Первый шаг заключается в том, чтобы научить их обдумывать предстоящие действия. Несколько секунд раздумий помогут детям предотвратить реализацию большого количества неверных решений.

Ловите своих детей «перед прыжком», то есть тогда, когда вы видите, что они собираются действовать необдуманно, останавливайте их и проводите через весь процесс принятия решений.

Кроме того, поскольку вы не можете постоянно стоять за спиной у своих детей, используйте случаи их необдуманных действий (и их неблагоприятные последствия), чтобы вместе проанализировать то, как бы они могли поступить иначе, если бы время можно было повернуть вспять.

Следующий шаг заключается в том, чтобы научить детей думать, прежде чем действовать. Дети должны спрашивать себя: «Зачем я буду это делать?». Вы должны добиться того, чтобы дети понимали мотивы своих решений.

Одна из проблем заключается в том, что дети часто сталкиваются с противоречивыми мотивами. Они могут знать, что поступать определенным образом глупо, и все равно поступают так из-за давления сверстников.

За исключением самых зрелых детей, когда решение сводится к тому, чтобы поступить правильно или так, как понравится сверстникам, большинство детей почти всегда выбирают последнее.

Следующий вопрос, который дети должны задавать самим себе, это «Какие у меня есть варианты?». В любой ситуации у детей зачастую есть несколько возможных вариантов решения.

Например, если ребенок сталкивается с возможностью украсть конфеты из магазина вместе с друзьями, он может взять конфеты или не брать их, закрыв глаза на кражу друзей, или попытаться убедить их в том, что воровать нехорошо.

Затем дети должны спросить себя: «Какими будут последствия моих действий?», что на их языке звучит, как «В какие неприятности я могу попасть?». Они должны оценить риски и выгоду от своих решений.

Проблема заключается в том, что дети часто недооценивают затраты и переоценивают пользу своих решений. То, как ваши дети отвечают на этот вопрос, зависит от последствий и ожиданий, которые вы для них устанавливаете.

Если вы воспитываете детей в религиозных традициях, они будут принимать более взвешенные решения.

Еще один сложный вопрос для детей – это «Как мое решение повлияет на других людей?». Вследствие природного эгоцентризма в юном возрасте дети могут даже не задумываться о том, на кого, кроме них, может повлиять их решение. Обучив детей задавать себе этот вопрос, вы поможете им принимать решения, наиболее выгодные и для себя, и для других людей.

И, наконец, пожалуй, самый важный вопрос, который дети должны задавать себе: «Насколько решение служит моим интересам?». Когда дети осознают собственные интересы, они подходят к окончанию изучения процесса принятия решений.

Чтобы помочь детям принимать правильные решения, поместите список вышеупомянутых вопросов где-нибудь на видном месте в доме, например, на холодильнике.

Тренировка в принятии позитивных решений

Вы можете помочь своим детям научиться принимать правильные решения, поэтапно тренируя их. Помогите им ответить на вышеперечисленные ключевые вопросы и вместе сделайте продуманные шаги по направлению к принятию решения.

После принятия решения помогите им оценить, насколько правильным было это решение и, если оно оказалось плохим, какой урок они могут извлечь на будущее.

Вы также можете описать детям гипотетические ситуации, такие как моральная дилемма, можно ли лгать другу, и вовлечь их в разговор о том, какие решения они будут принимать в таких ситуациях.

Конечно, дети не всегда будут принимать продуманные решения, особенно в юном возрасте. Но если вы будете тренировать их и давать возможность приобретать опыт принятия правильных решений, они будут использовать его во взрослой жизни.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи: 5.00 из 5 на основе 3 оценок.

  • Facebook
  • Twitter
  • Вконтакт

Развитие ребенка
25.08.2016

Источник: https://childdevelop.ru/articles/develop/2217/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector