Как развить мелкую моторику у детей от 3 до 5 лет: самые эффективные методики

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста, дошкольного периода занимает умы родителей, обеспокоенных будущим обучением ребенка в школе. В нашей статье вы узнаете, что такое мелкая моторика, как и зачем ее развивать.

Определение

М. Монтессори, В.А.Сухомлинский, А.Р. Лурия, другие психологи, педагоги и физиологи посвятили жизнь изучению свойств и особенностей мелкой моторики.

Они обнаружили зависимость уровня развития речи дошкольников от организации движений пальцами, кистями. Точность выполнения манипуляций зависит от развития мелких мышц.

При застегивании пуговок, рисовании, лепке усиливается работа речевых отделов мозга.

Мелкая моторика рук скоммутирована с сознанием, мышлением, пространственной ориентацией, памятью, со зрением. Это важно и для развития речи, успехов в обучении ребенка, дальнейшей жизни уже взрослого человека.

Таким образом, под понятием логопедического термина “мелкая моторика рук ” подразумевается комплекс умственных и физиологических процессов. Задействуются зрительная, костная, мышечная, нервная системы. От слаженности их взаимодействия зависит точность, совершенность моторики пальчиков и скорость развития речевой функции.

Как развить мелкую моторику у детей от 3 до 5 лет: самые эффективные методики

Диагностика

Обследование уровня развития физиологических особенностей мелкой моторики у детей – это важный этап коррекционной, развивающей работы.

Диагностику проводят логопеды, дефектологи, неврологи, педагоги детских садов.

Особенность проведения обследования заключается в том, что ребенок повторяет манипуляции за педагогом. Для проведения занятия создайте непринужденную обстановку, лучше использовать игру. Задания делятся по возрасту обследуемых.

Для обследования развития мелкой моторики рук у детей 3-4 лет используются следующие упражнения:

  1. Прикосновение указательными пальчиками к носу с закрытыми глазами.
  2. Сгибание фаланг на обеих кистях поочередно.
  3. Выполнение двух противоположных действий одновременно. Например, одну ручку сжимает в кулак, а пальцы другой разжимаются.
  4. Складывание большого и указательного пальцев в кольцо.
  5. Манипуляции с пуговицами: расстегивание, застегивание.
  6. Перекладывание мелких предметов со стола в коробочку.

Как развить мелкую моторику у детей от 3 до 5 лет: самые эффективные методики

Анализ уровня развития мелкой моторики рук у детей 4-5 лет проводится следующим образом:

  1. Ребенок должен нарисовать прямую, ломаную линию.
  2. Нанизывать пуговки на нить.
  3. Вытягивать указательный, средний пальчики.
  4. Погладить большим пальцем все остальные пальцы.
  5. Разрезать бумагу на ровные полоски.
  6. Выполнить движение щепоть и распрямить ладошку обратно свободно.

Нормы

Развитие мелкой моторики рук у детей происходит постепенно. К определенному возрасту ребенок должен выполнять следующий набор действий, соответствующий уровню физиологического, умственного развития:

  • В 2-2,5 года малыш умеет расстегивать липучки, большие пуговицы, проталкивает мелкие предметы в отверстия, снимает прищепки, размашисто рисует. Осваивает простые упражнения пальчиковой гимнастики.
  • В 2,5 – 3 года откручивает крышки, рисует пальцами, лепит куличики, копирует линии. Умеет нанизывать бусинки на жесткую нить, проволоку, разрезать лист бумаги, собирать крупу ложкой в емкости и переносит ее в другую баночку.
  • В 3 -3,5 года рисует ровные линии, обводит пунктиры, повторяет простые фигуры по образцу карандашом, лепит шарики, колбаски из пластилина. Умеет застегивать и расстегивает все виды замочков, пуговиц, хорошо выполняет пальчиковую гимнастику, свободно владеет ножницами.
  • В 4 года правильно держит карандаш, рисует шестигранники, звезды, вырезает любые геометрические фигуры. Умеет сортировать мелкие предметы, разворачивает обертки, нанизываеть мелкие бусы на нить лепить фигуры из теста, пластилина, завязывать узлы, повторяет пальчиком в воздухе контуры предметов.
  • В 5 лет копирует буквы, цифры, складывает бумагу в несколько раз, рисует дом. Умеет определять мелкие предметы на ощупь, шнуровать ботинки, ловить мяч двумя ручками. В старшем дошкольном возрасте навыки развития мелкой моторики у детей заключаются в том, что руки, пальцы уже сформированы для овладения письмом.
  • В 6 лет дошкольник копирует сложные фигуры карандашом, части тела человека, ловит брошенный предмет одной рукой, может выполнить зеркальное отображение. Умеет играть на клавишном инструменте, заплетает косички, почти полностью овладевает возможностями моторики рук к 1 классу.

Развитие  навыков у детей 2-3 лет может проходить индивидуально, с небольшими отклонениями. Чаще всего они быстро догоняют сверстников.

При обнаружении на диагностике сильных отклонений от норм, например, выполняется 1-2 задания из 6 правильно или средне, можно говорить о нарушениях в интеллектуальном, физиологическом плане.

Коррекцию развития проводят специалисты, чаще всего детям хватает одного года полноценных занятий с педагогом, чтобы войти в возрастную норму, устранить отставания в развитии речи.

Если к 3-4 годам малыш не может держать правильно карандаш, не складывает пирамидку, не удерживает ложку, ножницы в руке, не ловит, не кидает мяч, то нужно срочно обращаться к специалистам. Эти показатели свидетельствуют о серьезных отклонениях в развитии, воспитании.

Как развить мелкую моторику у детей от 3 до 5 лет: самые эффективные методики

Развиваем мелкую моторику

Для детей младшего дошкольного возраста используются следующие занятия.

Массаж

Используется самомассаж и помощь взрослых. Проводят 2 раза в день, используют как разминку перед рисованием, лепкой. В комплекс упражнений входит:

  • Разминание ладоней, кистей.
  • Погружение ладошек в сухой бассейн с песком крупой, крышками от пластиковых бутылок и т.д.
  • Использование приспособлений: ежиков, колечек для пальцев, шариков “марлбс”.

Массаж ладоней нужно делать упругими движениями, растирать кожу докрасна. Можно использоватьподручные средства, например, карандаш, орехи. На первом занятии обучите дошкольникам правильным массирующим движениям, что он мог прикладывать необходимое количество сил для разминания рук.

Орех катается между ладоней, удерживается по краям на весу. Карандашик просовывают между пальчиками, фиксируют в определенном положении.

Как развить мелкую моторику у детей от 3 до 5 лет: самые эффективные методики

Малышам в возрасте 3-5 лет подойдут следующие упражнения для самомассажа:

  • Прищепка
    Разминаются подушечки пальцев с помощью бельевой прищепки. Кожа прикусывается легкими, но ощутимыми движениями. Прищепка как бы кусается. Обязательно провести процедуру на обеих ручках.
  • Разминка с помощью Су-Джок
    Это специальные мячики с шипами для развития мелкой моторики рук. Упражнения улучшают кровоток, разминают и тренируют мышцы.
    Дети катают их по ладоням сверху вниз.

Как развить мелкую моторику у детей от 3 до 5 лет: самые эффективные методики

Важно не забывать о здоровьесбережении, кожа рук, пальцев должна быть чистой, без царапин, подготовленной к массажу.

Пальчиковые игры

Необходимы для развития речи и координации движений, разминки мышц ладоней, фаланг.

Пальцы делают шагательные движения по столу

Как развить мелкую моторику у детей от 3 до 5 лет: самые эффективные методики

Дети изображают пальцами очки, образуя круги с помощью большого и указательного пальцев. Подносят их к глазам.

Как развить мелкую моторику у детей от 3 до 5 лет: самые эффективные методики

Считаем пальчики: раз, два, три и т.д. Загибаем каждый палец поочередно, проговаривая стишок о том, как пальчики искали грибочки, кулачок не разжимаем.

Как развить мелкую моторику у детей от 3 до 5 лет: самые эффективные методики

Изображаем кулачком и ладошкой стол, меняйте положение рук поочередно. Потом стул: поднесите к кулачку раскрытую ладонь, приставьте ее к одной из сторон кулака.

Как развить мелкую моторику у детей от 3 до 5 лет: самые эффективные методики

Используется стих:
Лисенок в лодочке плывет (ладошки сложены в виде лодки),

Зайчонка в лодочку зовет (малыши машут, призывая друга).

Как развить мелкую моторику у детей от 3 до 5 лет: самые эффективные методики

Ребенок изображает пальцами ножницы, делает характерные движения, будто режет ткань.

Пальчиковые краски

Развитие мелкой моторики происходит быстрее посредством изобразительной деятельности. Используйте современные методы и материалы для рисования. Одним из них являются пальчиковые краски.

Рисуйте фигуры, пейзажи, большие композиции по образцу или фантазийно.
С ребенком 1-2 лет рисуйте линии, круги. С детьми с 3-4 лет – животных, дома, машины, геометрические фигуры.

Для работы со старшими дошкольниками распечатайте для рисунков сложные образцы, с необходимостью использовать большое количество оттенков, изображением многоугольников, цифр, букв.

Аппликация

Занимательный метод для занятий с детьми всех возрастов. Дети с 4-5 лет уже вырезают фигуры крупных и мелких размеров. Умеют приклеивать бумагу к картону, размещать элементы произведения на листе.

Используйте для аппликаций конструкции с небольшими деталями. Например, осеннее дерево с множеством маленьких листочков на кроне, или аппликацию в форме рыбки, где нужно вырезать каждую чешуйку отдельно.

  • В качестве материала подойдет цветная бумага, салфетки, гофрированный картон, природные средства (палочки, камушки, песок, крупа).

Из скрученных салфеток получаются отличные цветы. Материал можно не только крутить в шарики, но и рвать на части, приклеивая кусочки друг на друга.

Из цветного риса и манки можно сделать овечку. На листе рисуется контур овечки, он покрывается клеем ПВА, затем на туловище посыпается манка, а ножки и рога выполняются из риса.

Лепка

Для занятий используется пластилин различной жесткости, тесто, кинетический песок.

Малышам в возрасте 2-4 лет подойдет мягкий пластилин. Их нужно обучить катать колбаски, шарики, конструировать простые фигуры, прикрепляя их к картону.

Дети постарше уже могут выполнять и сложные задания. Например, картину из пластилина разными способами.

Используйте метод размазывания и конструирования. Обязательно наглядно показать ребенку как соединяются детали, как изготовить мелкие части и использовать цветные элементы.

Во время занятий развивается не только моторика, но и творческий потенциал ребенка, расширяется кругозор, знания о цвете, форме, размере, фактуре материала. Изобразительная деятельность вырабатывает навык усидчивости, целеустремленности.

Как проводить занятия

  • Занимайтесь с ребенком регулярно, уделяя внимание массажу, играм, гимнастикам, творческим занятиям.
  • В 2-3 года достаточно массировать кисти, пальчики 3-5 минут. Потом выполнить 1-2 упражнения гимнастики с произношением небольших стишков. Пару раз в неделю проводите занятия по лепке, обучению рисованию.
  • К 4-5 годам увеличьте время самомассажа до 10-15 минут 2 раза в день. Выполняйте пальчиковую гимнастику не менее 20 минут в день. Рисовать или лепить ребенок должен ежедневно.
  • В старшем дошкольном периоде заниматься можно более 30 минут без перерыва. Чередуйте массаж, тренировку пальчиков и кистей в одном занятии. Лепите, рисуйте с ребенком вместе, обязательно включайте в композицию сложные элементы, изображение букв и цифр.
  • Основной принцип занятий – это систематичность, последовательность. Учитывайте особенности развития детей при подборе материалов, карточек, стихов, заданий.

В детском саду есть стенды, методические рекомендации для родителей о том, как развивать мелкую моторику рук у ребенка. Советуйтесь с педагогами и повторяйте пройденный в ДОУ материал дома.

Источник: https://orechi.ru/razvitie-rechi/razvitie-melkoj-motoriki-ruk-u-detej-doshkolnogo-vozrasta

Развитие мелкой моторики рук у дошкольников (детей 2, 3, 4, 5, 6, 7 лет)

Уже в девятнадцатом веке учёными-биологами была открыта связь умственных и творческих способностей человека с развитием умения воспроизводить точные движения пальцами и кистью рук (мелкой моторики). Впоследствии было установлено, что формирование речи у маленького ребёнка неотделимо от умения правильно повторять небольшие движения руками.

Читайте также:  Основные причины сахарного диабета i и ii типа у детей, характерные для заболевания признаки

Уроки письма и рисования, игра на музыкальных инструментах, развитие памяти, внимания и мышления, хорошая координация движений — всё это связано с развитием мелкой моторики. Кроме того, фаланги пальцев — основные инструменты трудовой деятельности представителей ряда профессий.

Всё перечисленное указывает на необходимость уделять большое внимание этому вопросу при организации дошкольного обучения.

Теоретические аспекты проведения занятий по развитию мелкой моторики в ДОУ

Одной из проблем, вызванной ухудшением экологической ситуации на нашей планете, стало увеличение количества детей с различными нарушениями речевого развития. На настоящий момент эта цифра превысила 50 процентов, хотя в конце ХХ в. речь шла только о 17 процентах.

Поэтому и воспитатели, и родители должны помогать ребёнку преодолевать недостатки в формировании правильной речи. Важной частью такой работы является использование упражнений для развития мелкой моторики.

Этот вид заданий применяется для воспитанников всех возрастов в системе дошкольного образования, но имеет некоторые различия по отдельным группам.

С увеличением возраста дошкольника выполнение упражнений требует приложения большей физической силы, движения становятся более сложными, детали — более мелкими. Это направлено на улучшение ловкости пальцев, повышение точности и скоординированности движений.

Как развить мелкую моторику у детей от 3 до 5 лет: самые эффективные методики

Перебирание крупы — увлекательнейшее занятие для малыша

Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли.

В. А. Сухомлинский

Формирование и совершенствование тонкой моторики пальцев рук ребёнка усложняет строение мозга, развивает психику, речевые и интеллектуальные способности, способствует становлению личности дошкольника. Это и является основной целью занятий в детском саду.

Задачи занятий

  • Развитие умения ребёнка производить точные движения кистью и пальцами рук.
  • Развитие тактильной чувствительности рук.
  • Формирование способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
  • Развитие речи, улучшение произношения звуков.
  • Развитие мышления, воображения, ориентировки в пространстве, памяти, внимания.
  • Овладение жизненно важными умениями, бытовыми навыками.
  • Подготовка руки к письму.
  • Развитие умения создавать поделки из различных видов материала (пластилина, бумаги, круп, пуговиц и т. п.).
  • Снятие психоэмоционального напряжения.

Как развить мелкую моторику у детей от 3 до 5 лет: самые эффективные методики

Рисование пальчиковыми красками развивает тактильную чувствительность

Простые движения рук помогают снять напряжение не только с самих рук, но и с губ.

Таблица: приёмы, применяемые для развития моторики разных возрастных групп

Виды развития мелкой моторики ребёнка

Выделяют несколько видов психофизического развития дошкольника:

  • Зрительно-моторная координация обеспечивает визуальное восприятие движущихся предметов и соотносит его с движением тела, она определяет движение руки ребёнка во время письма или рисования, умение найти оптимальный способ выполнения графического задания, обеспечивает тактильную чувствительность.
  • Графомоторное развитие позволяет правильно удерживать ручку или карандаш, определяет положение пишущей руки, включает пространственную ориентацию, в том числе на листе бумаги, чувство ритма.
  • Психомоторное (двигательное) развитие включает вырабатывание не только мелкой, но и крупной моторики. Причём крупная моторика считается базовой, без её достаточного развития ребёнок не сможет правильно отрабатывать мелкие движения.

Как развить мелкую моторику у детей от 3 до 5 лет: самые эффективные методики

Для овладения навыком письма важно, чтобы ребёнок правильно держал ручку

Система занятий по развитию мелкой моторики в дошкольном учреждении учитывает особенности всех видов развития ребёнка. Ежедневно в занятия включаются упражнения, направленные на решение этой задачи.

Педагоги привлекают к работе и родителей, потому что отработку мелких движений с детьми нужно проводить постоянно: во время игр, выполняя несложные поручения по дому, одеваясь и раздеваясь самостоятельно.

Игры на развитие мелкой моторики в детском саду

Игра в жизни дошкольника — это основной вид деятельности. Через игру он знакомится с окружающим миром, у него формируется психика, происходит становление личности и физическое развитие. Упражнения, связанные с улучшением мелкой моторики, часто построены на повторении небольших движений пальцами.

Ребёнку быстро надоест выполнять такую работу, если не подать её в виде игры. Игровая деятельность повышает настроение, развивает воображение и фантазию, совместные игры с ровесниками пробуждают чувство коллективизма, а игры с участием родных объединяют семью.

В детском саду упражнения по развитию мелкой моторики можно совмещать с разминкой занятия.

Для дошкольников старшего возраста можно включать в занятия представления из театра теней.

Как развить мелкую моторику у детей от 3 до 5 лет: самые эффективные методики

Такие игры с прищепками не только развивают мелкую моторику, но и закрепляют знание цветов

Таблица: картотека игр по развитию мелкой моторики в ДОУ

Фотогалерея: примеры игр для развития мелкой моторики

Как развить мелкую моторику у детей от 3 до 5 лет: самые эффективные методики Пальчиковая игра «Два медведя» направлена и на запоминание частей тела Как развить мелкую моторику у детей от 3 до 5 лет: самые эффективные методики Дошкольники с удовольствием выполняют упражнение «Чижик-пыжик» Как развить мелкую моторику у детей от 3 до 5 лет: самые эффективные методики Игра «Царёв двор» требует хорошей координации движений Как развить мелкую моторику у детей от 3 до 5 лет: самые эффективные методики Игра «Зайка и ёжик» подойдёт для самых маленьких воспитанников

Фотогалерея: театр теней

Как развить мелкую моторику у детей от 3 до 5 лет: самые эффективные методики С помощью театра теней можно показывать различных животных Как развить мелкую моторику у детей от 3 до 5 лет: самые эффективные методики Данные фигуры не так просты в исполнении, как кажется Ребёнок должен запомнить определённое положение рук для получения соответствующего образа

Занятия по развитию мелкой моторики в ДОУ

Как правило, те или иные упражнения по развитию мелкой моторики воспитатель включает в ежедневные занятия с детьми. Но можно провести полноценный урок, ориентированный на достижение этой цели. Как и любое занятие с дошкольниками в детском саду, оно состоит из 3 частей:

  1. Вводная часть: в неё включаются упражнения для разминки пальцев, кистей рук; здесь же происходит завязывание сюжета занятия, используются приёмы для повышения интереса детей к участию в уроке.
  2. Основная часть: используя развитие сюжета, включаются упражнения, соответствующие поставленным задачам.
  3. Заключительная часть: подводятся итоги занятия, проводится релаксация.

Подробнее о том, как составить план по развитию мелкой моторики, читайте в нашей статье — Как составить план самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников».

Занятие может быть посвящено лепке из кинетического песка или солёного теста

Для правильного планирования работы педагог должен проводить диагностику развития мелкой моторики воспитанников ДОУ. Диагностика проводится по следующим критериям:

  • Статические нагрузки на мускулатуру кисти рук. Выполняются упражнения, в которых ребёнок должен удерживать пальцы в определённом положении при счёте до 10.
  • Динамические нагрузки. Даются задания с ножницами и по ровному отрыву бумаги (проверяется скоординированная работа обеих рук).
  • Тактильные ощущения. Дошкольник должен уметь определить методом ощупывания форму предмета и материал, из которого он сделан: металл, стекло, пластмасса, дерево.
  • Величина тонуса мышц кистей рук. Упражнение на сжатие двумя или одной рукой какого-то предмета, можно сжимать ладонь воспитателя.
  • Умение координировать движения руки. Вдевание нити в ушко иголки, упражнение на быструю смену двух статических положений кисти руки (кулак — ребро).
  • Работа щепоти руки. Анализируется, как ребёнок держит ручку, в какой руке, когда пишет; получается ли выполнить растирание комочка соли кончиками пальцев.

Для верного определения уровня развития ребёнка важно проводить диагностику в комфортной для малышей обстановке

Все диагностические упражнения выполняются детьми после показа воспитателем. Желательно фиксировать информацию в непринуждённой обстановке, создавая игровые ситуации.

Видео: диагностика мелкой моторики детей 4–5 лет

Развитие мелкой моторики начинается с первых месяцев жизни. Каждый новый предмет ребёнок стремится потрогать, подвигать, даже попробовать на вкус. Эти действия заложены самой природой.

Взрослым нужно только помочь маленькому человеку получить больше информации из окружающего мира, научить его правильно двигаться, развивать речь, воспитывать характер. Ведь от этого зависит интеллектуальное и творческое развитие личности.

И родители, и воспитатели должны сделать всё необходимое, чтобы ребёнок смог полностью раскрыть свой потенциал и в будущем стал успешным человеком.

Источник: https://melkie.net/rannee-razvitie/razvitie-melkoy-motoriki-u-doshkolnikov.html

Как развить мелкую моторику у детей от 3 до 5 лет: самые эффективные методики

Мелкая моторика — комплекс скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук и ног. В этом принимают участие нервная, мышечная, костная и даже зрительная системы. К ней относятся разнообразные движения: от всем привычных жестов до самых мелких манипуляций.

С точки зрения анатомии, 1/3 двигательной проекции на коре головного мозга составляет именно проекция кисти, расположенная рядом с речевой зоной.

Поэтому так важно развитие мелкой моторики у детей 3-4-5 лет: от неё будет зависеть сформированность речевых навыков, успехи в школьном обучении, благополучная социализация ребёнка.

В чём её возрастные особенности и как добиться её максимального прогресса у деток дошкольного возраста?

Содержание:

  • Особенности
  • Нормы
  • Отклонения
  • Диагностика
  • Методики развития

Особенности

Как развить мелкую моторику у детей от 3 до 5 лет: самые эффективные методики

В дошкольном возрасте в норме моторные навыки по сравнению с 2-3 годами становятся разнообразнее и сложнее. Доля манипуляций, требующих согласованных действий рук, увеличивается. Нужно знать, какими возрастными особенностями характеризуется развитие мелкой моторики у детей 4-5 лет, чтобы направить его в нужное русло.

  1. К 3 годам, движения пальцев детей становятся, хоть как-то похожи на движения взрослого человека.
  2. Навыки мелкой моторики, приобретённые ранее, совершенствуются.
  3. Дети учатся класть вещи в определённое место.
  4. До 3 лет малыш захватывал и держал преимущественно ладонью, а теперь он активнее использует пальцы.
  5. Дошкольники от 3 до 5 лет пытаются рисовать круги и линии, резать ножницами бумагу, снимать и надевать свободную, просторную одежду.
  6. Мелкая моторика теперь формируется в совокупности с кинестетическим чувством. Ребёнок начинает осознавать положение и перемещение собственного тела в пространстве. Запускается процесс развития зрительно-тактильно-кинестетических связей. Благодаря этому, движения рук выполняются под контролем зрения.
Читайте также:  Клещевой энцефалит у детей: симптомы, лечение, профилактика, вакцинация

Таким образом, развитие мелкой моторики рук у детей 3-4 лет происходит последовательно, постепенно. Сначала надо научиться дотягиваться до предмета, чтобы схватить его, а после этого манипулировать им. Важное значение в этом процессе имеет координация движений обеих рук и глаз. Педагоги, психологи, физиологи определили нормы и отклонения в развитии мелкой моторики в дошкольном возрасте.

Нормы

Как развить мелкую моторику у детей от 3 до 5 лет: самые эффективные методики

По мнению специалистов, развитие моторики у детей 4 лет и даже 5 должно соответствовать следующим нормативным требованиям.

  1. Стучит предметом о предмет.
  2. Берёт бусинку или крошку хлеба (любую круглую мелкую деталь) двумя пальцами, причём это должны быть большой и указательный.
  3. Рисует на листе бумаги, а потом перечёркивает рисунок.
  4. Вытаскивает маленькие предметы из прозрачной банки.
  5. По аналогии строит мостик из 3 кубиков.
  6. Самостоятельно строит башню не менее, чем из 3 кубиков.
  7. Старается нарисовать вертикальную линию: погрешность не должна превышать 30°.
  8. Перерисовывает крестик, круг, квадрат.
  9. Рисует человечка с не менее, чем 3 элементами.

Именно к таким нормам должно стремиться развитие мелкой моторики рук у детей 4-5 лет: если большую часть навыков из этого списка ваш ребёнок усвоил, формирование его мышления и двигательных способностей не требует коррекции.

Когда наблюдается частичная задержка (и даже опережение) по 1 или 2 показателям, говорят о негармоничной динамике функций мышления, речи и мелкой моторики.

В том случае, когда ребёнком не усвоена большая часть перечисленных навыков, необходима более точная диагностика на отставание в той или иной степени.

Отклонения

Если развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет недостаточное для этого возраста, у ребёнка будут наблюдаться характерные отклонения от нормы:

  • нарушена техника движений;
  • страдают двигательные качества: ловкость, быстрота, сила, координация, точность;
  • диагностируются недостатки психомоторики;
  • плохо сформированы элементарные навыки самообслуживания;
  • слабые технические навыки в рисовании, лепке, конструировании, аппликации;
  • неумение правильно держать кисточку или карандаш, регулировать силу нажима на них;
  • затруднения при использовании ножниц.

Если развитие моторики у детей 4-5 лет происходит по данному плану (5-6 нарушений), это отклонения. Несмотря на отсутствие у них грубых двигательных расстройств, уровень физического и моторного прогресса гораздо ниже, чем у нормально развивающихся малышей дошкольного возраста. И здесь очень важно вовремя это распознать.

Диагностика

Как развить мелкую моторику у детей от 3 до 5 лет: самые эффективные методики

Чтобы выявить, что развитие мелкой моторики у детей 3 лет и старше нарушено, нужна диагностика. Точные результаты скажет специалист, но в домашних условиях её тоже можно провести. Попросите малыша выполнить следующие несложные упражнения.

  1. Прочтите ему потешку, выполняя при этом несложные движениями пальцами и кистями рук, а потом попросите его повторить их вслед за вами.
  2. Вытянуть перед собой руки. Одна рука сжата в кулак, другая выпрямлена. Нужно медленно, но одновременно изменить положение кистей.
  3. У него должно получаться «шагать» по плоской поверхности пальцами (указательным и средним поочерёдно).
  4. Он должен уметь «загибать пальчики» поочерёдно, начиная с мизинца.
  5. Попросите его выполнить упражнение «щепоть-ладонь». Предлагается соединить пальчики левой руки в щепотку так, будто он изображает клюв дятла, и постучать по правой ладони, которая должна быть вертикально раскрыта. То же самое выполнить, поменяв руки.
  6. Попросить развернуть одновременно обе руки в строгой последовательности: кулак — ребро руки — ладонь.
  7. На глазах у ребёнка разберите пирамидку и дайте ему задание собрать её заново.
  8. Похожее упражнение с матрёшкой: сначала её разбирают у него на глазах, а потом просят собрать.
  9. Попросите срисовать домик, состоящий из обычных элементов, простых для воспроизведения даже при отсутствии таланта художника. Проверьте, насколько точна получившая копия. Особое внимание уделите таким мелким элементам, как крыльцо, труба, дверь, — именно они будут указывать на динамику развития в руках мелкой моторики.
  10. Предложите обвести рисунок по точкам, но при этом заранее обговорите, что отрывать карандаш (ручку, фломастер) от бумаги нельзя.
  11. Нужно заштриховать фигуру прямыми линиями, при этом стараясь не выходить за её контуры. Просите ребёнка использовать штриховку разного вида: горизонтальную, вертикальную, по диагонали, волнистую.

Теперь подведите итоги. Если в 3 года ему дозволительно выполнять хотя бы 30% от всех этих упражнений, то к 5 годам мелкая моторика должна быть так развита, что нормой считается 80-90% этих заданий. Если у вас эти показатели ниже, с малышом нужно больше заниматься. Иначе это потом плачевно скажется на его дальнейшем речевом и даже интеллектуальном развитии.

Важнейшим фактором, который определяет развитие мелкой моторики детей 3 лет и старше, является своевременно организованная помощь коррекционно-педагогического характера.

Дети с отклонениями должны быть направлены в коррекционные группы при специализированных детских садах.

Чтобы этого не случилось, родители должны как можно больше заниматься с ребёнком дошкольного возраста, развивая мелкую моторику в пальчиках: методик и способов имеется очень много.

Методики развития

Чтобы развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет было в рамках нормы, его можно ускорять. Есть разные методики.

Игры с мелкими предметами

Ребёнку с 3 лет просто необходимо предлагать все те игры, где нужно собирать мелкие части в единое целое:

  • мозаика;
  • пазлы;
  • конструктор.

Такие игры не только способствуют развитию мелкой моторики, но и формируют творческое воображение, ориентировку в пространстве. Ещё об играх и упражнениях можно прочесть здесь.

Пальчиковые игры

Как развить мелкую моторику у детей от 3 до 5 лет: самые эффективные методики

Пальчиковые игры для развития мелкой моторики

Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики для детей 3-4 лет могут опираться на:

  • цветные палочки;
  • скороговорки;
  • стихи;
  • пальчиковый алфавит;
  • пальчиковый театр.

В первое время для трёхлетних малышей будет нормой повторение движений вслед за взрослым. Но в 5 лет, слыша стихотворение, в котором заложено задание на выполнение простейших движений пальчиками, он должен делать их уже самостоятельно.

Массаж кистей и пальцев

Такой способ развития у рук мелкой моторики предполагает несколько методик:

  • профессиональный массаж у специалиста;
  • самостоятельная разминка пальчиков и кистей родителями («как умеют», что называется);
  • предлагайте ребёнку запускать мелкий волчок, чтобы он крутился как можно дольше;
  • пусть он запускает руки в крупы (рис, пшено, гречку) и песок, трогая там пальчиками по отдельности каждую крупинку.

Игры с элементами массажа очень хорошо способствуют развитию в пальчиках и кистях мелкой моторики.

Лепка

Здесь трудно формулировать какие-то конкретные задания. Просто давайте дошкольнику пластилин в руки: пусть его пальчики творят из него то, что придумает его неуёмное воображение. Главное — чтобы лепка присутствовала в ежедневных занятиях малыша с 3 до 5 лет.

Рисование

Как развить мелкую моторику у детей от 3 до 5 лет: самые эффективные методики

Несмотря на то, что рисование точно так же, как и лепка, требует полёта фантазии, она нацелена на более конкретное развитие мелкой моторики. Поэтому здесь есть выполнение определённых заданий:

  • рисование по трафаретам;
  • штриховка;
  • рисование по фигурным линейкам;
  • работа с занимательными прописями специально для дошкольников.

Работу по развитию мелкой моторики рекомендуется проводить регулярно по 5 минут несколько (5-6) раз в день. Результатов можно добиться, используя разные виды деятельности: игру, лепку, рисование, аппликации, конструирование.

Регулярные занятия способствуют попутно формированию восприятия, речи, чувства цвета.

Только в совокупности всех этих усилий, которые потребуются и от родителей, и от самих дошкольников, развитие мелкой моторики детей 3-4 лет может быть успешным.

Источник: https://vse-pro-detey.ru/razvitie-melkoj-motoriki-u-detej-3-5-let/

Как развить мелкую моторику рук: 5 простых шагов

Как развить мелкую моторику у детей от 3 до 5 лет: самые эффективные методики

Вы удивитесь, но развивать мелкую моторику рук у ребенка очень легко. Представляю вашему вниманию 5 простых шагов для «пробуждения» ручек и пальчиков у малыша.

Шаг 1. Массаж и самомассаж рук с предметами и без

Когда малыш еще совсем маленький, мама может делать простой массаж ручек. Легкими движениями помассируйте ладошку, пальчики, останавливаясь на каждой фаланге. Согните и разогните пальчики, прижмите ладошки друг к другу.

Очень полезно с малых лет проводить ручки по поверхностям с разной фактурой и температурой (дать подержать что-то мягкое, гладкой, холодное, теплое).

Любые ощущения, полученные через прикосновения, пробуждают зону головного мозга, ответственную за умственное и речевое развитие.

Когда ребенок вырастет, можно предложить ему сделать массаж ладошек самому, повторяя за вами. Также малышам, освоившим хватание, будет интересно катать массажный мячик, игрушку ежика или карандаш в ручках.

Шаг 2. Пальчиковые игры или пальчиковая гимнастика

Как развить мелкую моторику у детей от 3 до 5 лет: самые эффективные методики

Сейчас выпускается очень много интересных книг и пособий, где можно найти отличные игры для пальчиков. Детки всех возрастов очень любят и всегда с удовольствием откликаются на упражнения, в которых мама рассказывает стих и показывает интересные движения руками и пальчиками.

С возрастом пальчиковые игры можно усложнить и включить в них какой-нибудь интересный сюжет. Например, разыграть по ролям сказку, где главными героями будут пальчики. А если вы еще нарисуете на них забавные рожицы и превратите в настоящих персонажей, спектакль точно пройдет «на ура!». Перед сном можно показывать театр теней, составляя с ребенком из рук силуэты птиц и животных.

  • В общем, вариантов пальчиковых игр бесконечное множество.
  • Шаг 3. Игры с предметами и материалами
  • В качестве предметов для развития мелкой моторики могут выступать и купленные в магазине игрушки, природные материалы (шишки, желуди, каштаны), бытовые предметы (кастрюли, ложки, крупы, вода).
Читайте также:  Профилактика и лечение рахита у грудничков

Стоит отдельно остановиться на купленных игрушках. Многие мамы стремятся полностью обеспечить своего малыша новомодными развивающими игрушками, разработанные по специальным системам и методикам.

Желание развивать своего ребенка похвально, при этом следует помнить, что обычные природные материалы, простые кубики, конструкторы, мозаика и другие игрушки «из нашего детства» развивают мелкую моторику ничуть не хуже, а иногда даже лучше, чем дорогие аналоги.

Как развить мелкую моторику у детей от 3 до 5 лет: самые эффективные методики

Вы удивитесь, как много игр можно придумать с тем, что под рукой.

Например, малыши с удовольствием ищут в крупах спрятанные маленькие игрушки, вылавливают предметы из тазика с водой, перебирают мамины украшения, играют с песком, прищепками, щетками.

Ребенку постарше можно предложить выложить контур рисунка спичками или скрепками.  Предметы обихода открывают огромный простор для проведения детских игр.

Задумайтесь, у наших бабушек и прабабушек не было специальных игрушек для развития мелкой моторики, однако ручки у малышей были развиты просто отлично. Почему? Потому что ребенок рос «рядом со взрослым». Что делает взрослый, то дают и малышу (естественно, в уменьшенном и более безопасном виде).

Любая интересная деятельность, в которой задействованы ручки малыша, отлично развивает мелкую моторику.  Поэтому  поощряйте природное любопытство ребенка и насыщайте окружающую среду разнообразными предметами (и специальными игрушками, и бытовыми устройствами).

Шаг 4. Игры на тренировку бытовых навыков и умений

Держать ложку, застегивать одежду, зашнуровывать обувь, выполнять нехитрые дела по хозяйству – вроде рядовые действия, а дают колоссальный толчок для развития мелкой моторики. Вы можете купить специальные приспособления для тренировки навыков самообслуживания, однако лучше освоить такие действия в быту.

Как развить мелкую моторику у детей от 3 до 5 лет: самые эффективные методики

Что касается дел по хозяйству, дети любят подражать взрослым. Уже годовалые малыши могут проводить тряпочкой по полу, как будто моют полы, и имитировать другую хозяйственную деятельность. Всячески поощряйте такую «помощь». Это развивает не только мелкую моторику, но еще и отзывчивость и самостоятельность.

  1. Шаг 5. Детское  творчество
  2. Лепка, рисование, аппликации и другие виды творчества, где ребенок руками соприкасается с различными материалами, развивают мелкую моторику.
  3. Рекомендую обязательно включать творческую деятельность в совместное времяпрепровождение с малышом.
  4. Творческие поделки, сделанные вместе, развивают мелкую моторику, умственные способности, речь, создают атмосферу любви и эмоционального контакта ребенка с мамой.
  5. Занимайтесь с детьми с удовольствием и поощряйте их любознательность!
  6. Алена Волкова, ваш консультант по развитию речи

Источник: https://rechrebenka.ru/kak-razvit-melkuyu-motoriku-ruk-5-prostyh-shagov/

Развитие мелкой моторики рук у детей

Как развить мелкую моторику у детей от 3 до 5 лет: самые эффективные методики

Мелкая моторика рук у детей, развитие речи и развитие интеллектуальных качеств ребенка неразрывно связаны, что было научно доказано сравнительно недавно. Однако детские игры, требующие скоординированных движений рук, встречаются в древнейших традициях многих народов мира. На Руси это бессмертные «Ладушки» и «Сорока-Белобока», хорошо известные всем нам с детства. Каждый родитель так или иначе слышал о необходимости развития мелкой моторики, но далеко не все знают, что это такое и как правильное ее развивать.

Мелкой моторикой принято назвать совместную работу нервной, мышечной и костной систем, позволяющую совершать мельчайшие манипуляции кистью руки, в частности, пальцами.

Чтобы воочию представить себе, что это, вспомните, как «летают» по клавишам пальцы виртуоза-пианиста или как гитарист перебирает струны.

Для музыканта развитая мелкая моторика – вопрос профессионализма, она гарантирует ему автономную работу рук (пальцы играют сами) и позволяет сосредотачиваться на общей картине произведения, а не следить за извлечением каждого звука.

Со стороны это выглядит просто, но если вы попробуете наиграть на клавишах элементарную мелодию, то сразу поймете, как многого вам не хватает. Примерно столько же не хватает ребенку, чтобы правильно держать столовый прибор, карандаш или кисточку, красиво писать, выводить плавные линии и т. п. Пройдет несколько лет, прежде чем его ручки навсегда освоят эту науку.

Влияние мелкой моторики на общее развитие ребенка

Как развить мелкую моторику у детей от 3 до 5 лет: самые эффективные методики

В организме человека, особенно в отдельных его системах, все взаимосвязано. Как бы вы ни хотели напрячь одну единственную мышцу тела, это не удастся – в ближайших мышцах тоже возникнет напряжение. По этому принципу, занимаясь спортом, вы можете нагружать только руки, но косвенную нагрузку и стимуляцию получат также сопряженные с ними мышцы спины, груди и шеи. Точно такие же связи характерны и для центральной нервной системы: стимулируя один мозговой центр, вы косвенно воздействуете на другой.

Моторный центр тесно связан с речевым центром, зрительным центром и центрами, отвечающими за внимание и память. Вот почему мелкая моторика существенно влияет на общее развитие головного мозга малыша.

Обратите внимание, основная активность развития мелкой моторики приходится на дошкольный возраст (4–5 лет). В этом возрасте движения ребенка становятся сложнее и разнообразнее: большая роль отводится пальцам рук (в 2–3 года захват предмета осуществляется с помощью ладони).

  • Движения ребенка начинают походить на движения взрослого.
  • Ребенок учится класть предмет на место.
  • Ребенок пробует рисовать линии и круги, резать бумагу.
  • Развивается зрительно-тактильно-кинестетическая связь. Ребенок осознает себя в пространстве, учится совершать движения под контролем зрения, манипулирует предметами. Движения обеих рук и глаз становятся координированными.

Нормативы развития мелкой моторики у детей 4–5 лет

По мнению специалистов, моторика ребенка до 5 лет должна соответствовать этим 8-ми нормам. Если способности ребенка отвечают данному набору требований, значит, моторика развивается нормально, коррекция не требуется.

#1

Умеет стучать предметами друг о друга

#2

Может взять мелкий предмет (например, пуговицу) большим и указательным пальцами

#3

Зачеркивает свои рисунки

#4

Достает мелкие вещи из прозрачной тары

#5

Может построить мост из трех кубиков и башню из трех и более кубиков

#6

Рисует вертикальную линию (допустимо отклонение 30°)

#7

Может срисовывать фигуры (квадрат, круг, крестик)

#8

Пытается рисовать человечка (из 3 и более элементов)

Если развитие мелкой моторики у детей раннего возраста не соответствует большей части этих требований, самое время подумать о диагностике.

Диагностика мелкой моторики у детей раннего возраста самостоятельно

Как и в случае с любой другой болезнью или отклонением, диагностика – работа квалифицированного специалиста. Только врач поставит точный диагноз, определит степень риска и направление лечения. Однако в домашних условиях вы можете протестировать ребенка, используя игры и упражнения для развития мелкой моторики, и сделать первоначальные выводы.

  • Подражание. Поиграйте с ребенком в игру, где вы будете делать несложные движения ладонями и пальцами рук, а ребенок – повторять за вами.
  • Меняем положение рук. Обе ручки вытянуты вперед, одна сжата в кулачок, вторая – распрямлена. Задача – одновременно распрямить кулачок сжатой руки и сжать в кулачок прямую.
  • Шагаем пальчиками. Имитируем шажки указательным и средним пальцами по плоской поверхности.
  • Посчитаем до пяти. Ребенок поочередно загибает пальцы от мизинца к большому.
  • Птичкин клюв. Пальчики одной руки собираем в щепотку и «клюем» ею несколько раз раскрытую прямую ладонь другой руки. Меняем руки.
  • Раскрываем ручки. Задача – одновременно раскрыть обе руки: кулак – ребро – открытая ладонь.
  • Матрешка. Разберите матрешку и попросите ребенка ее собрать.
  • Рисуем домик. Нарисуйте простейший домик с дымоходом, дверцей и порогом. Попросите ребенка его срисовать.
  • Соединяем точки. Попросите ребенка обвести контур точечного рисунка (то есть соединить все точки). Отрывать карандаш от листа нельзя.
  • Штриховка. Задача – закрасить фигуру штрихами, не нарушая ее границ. Штрихи могут быть различными по ориентировке.

К пяти годам нормально развивающийся ребенок не справляется с 10–15% этих заданий. Если ребенку 3, он должен выполнить не менее трети. По тому, насколько ваши показатели ниже, можно судить о серьезности проблемы.

Если ниже не намного, бить тревогу не следует – скорее всего, с ребенком нужно больше заниматься. Если отставание существенное – незамедлительно обратитесь к специалисту.

С помощью своевременной коррекции педагога и занятий в специализированном детском саду преодолеть задержку вполне реально. Значительно хуже обстоят дела, когда время уже упущено.

Игры с игрушками и упражнения на мелкую моторику

Лучшие развивающие игрушки для развития мелкой моторики у детей с 3 лет – это всевозможные «собиралки» мелких частей в целое. Конструкторы, пазлы, мозаики и другие варианты, предполагающие многочисленные манипуляции с мелкими предметами.

Кроме того, отлично подойдут любые игры, связанные с рисованием, лепкой, вырезанием аппликаций, склеиванием и свертыванием поделок из бумаги и т. п.

Никуда не делись и традиционные занятия для развития моторики детей дошкольного возраста «на руках», наподобие «ладушек», и считалочки с загибанием пальчиков.

В качестве упражнения незаменим массаж, причем любой: от профессионального массажа у специалиста до родительской импровизации. Массаж можно применять ежечасно в обыкновенных бытовых действиях, например, вытирая мокрые ручки или согревая замерзшие пальчики. Находите повод! На кухне маленькому помощнику можно предложить запустить руки в крупу и нащупывать там отдельные крупинки.

Старайтесь подыскивать ребенку незамысловатые игрушки, которые просто занимают руки от скуки. Например, бусы, которые можно бесконечно перебирать, или маленький крутящийся волчок.

Хорошую службу и двойную пользу сослужат ручкам ребенка пуговицы, кнопки, молнии, бретельки, шнурки и завязки, которыми наверняка изобилует его одежда. Учите ребенка одеваться самостоятельно, от простого к сложному.

Источник: https://www.Teatr-Benefis.ru/staty/dlya-roditelej/razvitie-melkoj-motoriki-ruk-u-detej-doshkolnogo-vozrasta/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector