Обучение детей сюжетно-ролевой игре

Обучение детей сюжетно-ролевой игре

  • МБДОУ «Детский сад комбинированного
  • вида №153»
  • г. Воронеж
  • Способы подготовки педагога
  • к проведению сюжетно-ролевой игры.
  • Воспитатель:
  • Мисюткина Наталья Владимировна

Обучение детей сюжетно-ролевой игре

Значение сюжетно – ролевой игры в развитии дошкольников

  • развитие мыслительных процессов (воображение, образное мышление, память, связная речь);
  • развитие эмоциональной сферы;
  • развитие социальных и коммуникативных способностей (сопереживать, договариваться, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссы, разрешать конфликты)

Обучение детей сюжетно-ролевой игре

Этапы развития сюжетно- ролевой игры

  • I этап: предварительная работа (чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, фотографий, экскурсии, беседы, отгадывание загадок и т. п.)
  • II этап: создание игровой обстановки, внесение атрибутов, новых игрушек и предметов, предметов-заместителей, рассматривание их, изготовление детьми предметов-заместителей, игрушек-самоделок, поделок, обучение игровым действиям с ними.
  • III этап: обучение ролевым действиям, ролевому диалогу, распределение ролей, разыгрывание игровых эпизодов.
  • IV этап: самостоятельная игра детей, расширение сюжета игры.

Обучение детей сюжетно-ролевой игре

  • 1,6 – 2 г. В раннем детстве закладываются предпосылки сюжетно- ролевой игры. Дети этого возраста предпочитают свободное, достаточно большое пространство, где можно удовлетворить потребность в активном движении: катание, лазание, игры с крупными двигателями.
  • 2-3 г. Первые сюжетно- ролевые игры дошкольников имеют огромное значение для решения задач всестороннего развития ребёнка. Именно сюжетная игра в этом возрасте отображает жизненные впечатления, закрепляет и уточняет знания об окружающем.
  • 3-4 г. Одной из основных задач воспитателя этой группы является своевременно сформировать у детей умение действовать на первых этапах игры, и именно от этого будет зависеть ,станет ли игра каждого ребёнка ведущей, самостоятельной деятельностью.

Обучение детей сюжетно-ролевой игре

  • 4-5 л. В играх среднего дошкольного возраста проявляются первые ростки дружбы, начинаются общие переживания, открываются большие возможности для воспитания таких качеств как доброжелательность, вежливость, заботливость, любовь к ближнему.
  • 5-6 л. Игры детей старшего дошкольного возраста направлены формирование умения самостоятельно организовываться в группы для общей игры, совместно обдумывать содержание игр, согласовывать свои действия с участниками игры, умение самостоятельно и справедливо разрешать споры.
  • 6-7 л. Игровой опыт детей подготовительной группы обогащается как за счёт усложнения сюжетной, событийной стороны игры, так и за счёт усложнения способов воспроизведения этих событий в игре.

Обучение детей сюжетно-ролевой игре

Что должен знать и уметь педагог?

  • понимать специфику детской игры;
  • иметь представление о ее развивающем значении;
  • знать о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе;
  • уметь играть соответствующим образом с детьми разных возрастных групп.

Обучение детей сюжетно-ролевой игре

Структура сюжетно – ролевой игры:

  • Сюжет (сфера действительности: быт семьи, труд взрослых, события в стране, др.);
  • Содержание (младший возраст – действия с игрушками, старший возраст – взаимоотношения взрослых);
  • Роль — игровая позиция ребенка, состоящая в отождествлении им себя или другого участника игры с каким-либо персонажем воображаемой ситуации;
  • Воображаемая ситуация
  • Правила

Обучение детей сюжетно-ролевой игре

  1. Задача воспитателя:
  2. Помочь организовать игры, сделать их
  3. увлекательными, насыщенными действиями,
  4. предложить действовать по намеченному
  5. плану.
  6. Педагог пользуется у детей достаточным уважением и доверием.
  7. Взрослый умеет, не нарушая замыслов детей, сделать игру увлекательнее .

Обучение детей сюжетно-ролевой игре

  • Принципы организации сюжетно-ролевой игры
  • 1-й принцип воспитатель должен играть вместе с детьми (взрослый — «умеющий интересно играть партнер»)
  • 2-й принцип воспитатель должен играть с детьми на всех возрастных этапах, но на каждом этапе сразу дети «открывают» и осваивают новый, более сложный способ ее построения.
  • 3-й принцип на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстникам.

Обучение детей сюжетно-ролевой игре

  1. Приёмы руководства сюжетно-ролевой игрой
  2. КОСВЕННЫЕ
  3. без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).
  4. ПРЯМЫЕ

непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.) . Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.

Комплексный подход к организации

сюжетно-ролевой игры

  • Ознакомление дошкольников с окружающим миром в процессе их активной деятельности.
  • Организация развивающей динамичной предметно-игровой среды.
  • Общение взрослого с детьми в процессе игры.
  • Интеграция в работе педагогов ДОУ.

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты:

Сюжет игры — это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих.

Содержание игры — это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и харак­терного момента деятельности и отношений между взрос­лыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности. В зависимости от глубины представлений ребенка о дея­тельности взрослых меняется и содержание игр. 

Роль — это игровая позиция ребёнка: он отожде­ствляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном  персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жиз­ни, заимствованные из отношений в мире взрослых .

Сюжетно — ролевая игра «Магазин»

  • Цель:  научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей: ввести понятия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».

Сюжетно — ролевая игра «Игрушки у врача»

  • Цель:  учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура»,

Сюжетно — ролевая игра «Зоопарк»

  • Цель:  учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура»,

Сюжетно-ролевая игра «Строим дом»

  • Цель:  познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе , расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».

Сюжетно-ролевая игра «Строим дом»

  • Цель:  познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе , расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».

Сюжетно — ролевая игра «Зоопарк»

  • Цель:  расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании, воспитывать любовь, гуманное отношение к животным, расширить словарный запас детей .

Сюжетно — ролевая игра «Детский сад»

  • Цель:  расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают, – воспитателя, няни, повара, музыкального работника, воспитать у детей желание подражать действиям взрослых.

Сюжетно — ролевая игра «Парикмахерская» Цель:  познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей.

  • Если в гости вы спешите, быть красивыми хотите. Заходите в наш салон. Вам всегда поможет он!

Сюжетно — ролевая игра «В библиотеке»

  • Цель:  расширить кругозор детей, научить детей правильно пользоваться услугами библиотеки, применять знания литературных произведений, ранее полученных на занятиях, закрепить знания о профессии библиотекаря, воспитать уважение к труду библиотекаря и бережное отношение к книге, расширить словарный запас детей: «библиотека», «профессия», «библиотекарь», «читальный зал».

Советы:

Советы:

1.Удовлетворять потребность детей в разнообразном общении со взрослым. Вводить детей в предметный мир, раскрывая способы употребления предметов и их назначение.

2. Учить выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой; выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой. Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы – заместители.

3. Подводить детей к пониманию роли в игре. Формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью.

Спасибо за внимание!

Источник: https://multiurok.ru/files/sposoby-podghotovki-piedaghogha-k-proviedieniiu-siuzhietno-rolievoi-ighry.html

Обучение дошкольников сюжетно-ролевой игре с младшего возраста

Добрый день, читатели моего блога с вами Татьяна Сухих! Сегодня разбираем проблему: обучение дошкольников сюжетно-ролевой игре. Ну, когда же тема эта закончится, наверное, думают многие из вас. Взяла я на свою голову тему для самообразования «Сюжетно ролевая игра в детском саду»…

Важно знать

Но это я кокетничаю, на самом деле, нисколько не жалею об этом. Сама поражаюсь, насколько данный вопрос оказался интересным, многогранным. А какие темы выбираете вы для самообучения? Расскажете о своем опыте!

  • Обучение детей сюжетно-ролевой игре
  • Мы, педагоги, постоянно учим чему-то воспитанников, но вот только одни умеют сделать обучение интересным, а другие превращают этот процесс в настоящую пытку для ребят.
  • Как обучать сюжетно-ролевой игре правильно, чтобы малыш полюбил творческие игры навсегда?

Мы все с вами знаем, что особую роль в успешном развитии ролевых забав играет обстановка, атрибуты. Кстати, могу поделиться наводкой на хорошее электронное пособие об игровом пространстве.

Обучение детей сюжетно-ролевой игре

Есть классный компакт-диск, на котором есть вся информация о творческих мероприятиях с дошкольниками, включая сценарии занятий по тематике народных обрядов, традиций. Правда, полезная штука для педагогов-дошкольников, методистов.

Но вернусь к главному на сегодня вопросу: обучение сюжетно-ролевой игре в детском саду. Чтобы процесс постижения ребятами премудростей ролевых забав проходил естественно, важно понимать, что для каждого возраста характерны свои возможности. Не нужно торопить события и привлекать деток младшей группы к сложным игровым занятиям. Это отобьет охоту у них играть вообще.

Каковы особенности сюжетно организованных мероприятий у дошкольников разных возрастных групп?

Как известно, младшая группа только постигает принципы ролевых забав, используя минимум атрибутов и простейшие, многократно повторяющиеся действия. Чем старше ребенок становится, тем должен быть сложнее сюжет, больше предметов.

  1. Обучение детей сюжетно-ролевой игре
  2. Например, рассмотрим простейшую детскую забаву в доктора.
  3. Младшие детки, воображая себя врачами, измеряют температуру куклам, заглядывали в горлышко.
  4. Если детям уже делали прививки или уколы, они могут повторить эти манипуляции на игрушках.
  5. Все, большего от этой возрастной группы требовать не стоит.

Средняя группа уже использует больше атрибутов, может назвать свои действия, а также обозначить простой сюжет.

С возрастом, а также получением новых знаний, впечатлений, опыта, дети воплощают это все в ролевых забавах.

Появляются разные специалисты – терапевт, хирург, используется много инструментов, можем делать анализ крови, воображать операционную, стоматологический кабинет и так до бесконечности.

Итак, как обучать сюжетной игре воспитанников детских садов, зная особенности каждого возраста?

Для успешного вовлечения ребят в процесс, воспитателю нужно обеспечить две вещи:

  • Правильную предметно-игровую среду, которая вызывает у деток желание придумывать сюжетные забавы. Игрушки, поделки, атрибуты должны быть яркими, эстетичными, безопасными.
  • Постоянное, систематическое вовлечение малышей в ролевые мероприятия, а не от случая к случаю. Это настолько же важно, как научить читать, писать.

Посмотрим, как обучать ролевой игре конкретно. Рекомендуется проводить этот процесс с каждым ребенком отдельно в утренние либо вечерние часы, когда детей в группе мало. Всего 10 минут достаточно. Если вы не поленитесь и охватите таким образом всех ребят, то первый этап, считайте, пройден.

Обучение детей сюжетно-ролевой игре

Подходим к малышу и предлагаем поиграть в шофера, например, при этом отводим ему главную роль. Либо заметив, что ребенок увлекся чем-то сам, просто подключаемся к процессу, разворачивая диалог, сюжет, добавляем новых персонажей.

Обучение детей сюжетно-ролевой игре

Поверьте, лучшего способа, как просто обучать сюжетно-ролевой игре всех детей, чем индивидуальное занятие, нееет. Если, все же, нет возможности забавляться с каждым отдельно, старайтесь привлекать в совместный процесс не более 3- деток.

Обучение ребят сюжетно-ролевой классической игре в средней группе, а также старшей подразумевает, что начальный этап пройден.

Читайте также:  Арбуз детям: польза и вред, суточная и возрастная нормы

Теперь важно обогащать игровой опыт воспитанников, предлагая новые варианты уже привычных забав. Например, к игре в шофера добавляем полицейского, светофоры, пешеходов.

В этой возрастной группе вопрос, как правильно обучать простой сюжетно-ролевой игре младших дошкольников, стоит не так остро.

Обучение детей сюжетно-ролевой игре

Воспитатель занимается индивидуально лишь с детками, которые не могут в силу разных причин включаться в общие забавы, не постигли возможности ролевых игр, стесняются или являются аутсайдерами в коллективе. С остальными ребятами воспитатель работает, используя все известные приемы, методы, которые способствуют расширению игрового опыта детей, мотивируют к самоорганизации, творчеству, фантазированию.

Уф, вряд ли мне удалось рассказать все о том, как грамотно обучать обычной ролевой социализирующей игре детей в садике, но я попыталась.

На этом прощаюсь! Не забывайте подписываться на новые статьи и делиться ссылками в соцсетях!

Обучение детей сюжетно-ролевой игре

С уважением, Татьяна Сухих

Кстати, рекомендую прочитать:

Источник: https://metodbv.ru/kak-obuchit-detej-syuzhetno-rolevoj-igre/

Методика обучения сюжетно-ролевой игре дошкольников

Методика обучения сюжетно-ролевой игре дошкольников

Игра играет важную роль в жизни дошкольника и является преобладающим видом самостоятельной детской деятельности. В сюжетно-ролевых играх развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации.

Свободная сюжетная игра является наиболее интересной для детей дошкольного возраста. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее субъективное чувство свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений, что не всегда может происходить в других видах продуктивной деятельности дошкольников.

Сюжетная игра не подразумевает создание конкретного продукта. В игре все условно. Ребенок успешно может осуществлять любую деятельность взрослых, включаться в любые игровые ситуации, а так же проживать «желаемые события». Данные возможности расширяют практический мир ребенка, создают положительный эмоциональный фон для развития.

Окружающий мир является источником для игры. Сюжетно-ролевые игры включаются в разные виды организованной и самостоятельной деятельности детей и имеют важное значение для развития и воспитания детей.

Сюжетно-ролевые игры обладают своей спецификой, которая отражает самобытность, самостоятельность, творчество ее участников. Главной особенностью сюжетно-ролевой игры является, то что ее создают сами дети, игровая деятельность носит ярко выраженный самодеятельный и творческий характер.

По мнению Д.Б. Эльконина самодеятельный характер сюжетно-ролевой игры заключается, в том, что дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, как развернут игру. В процессе сюжетно-ролевой игры дети воспроизводят те или иные действия, явления.

К. Д. Ушинский отмечал, что самое главное в сюжетно-ролевой игре то, что ребенок воплощает свои идеи, свои представления, свое отношение к событию, которое он разыгрывает.

Творческий характер сюжетно-ролевой игры обусловливаться наличием в ней замысла, реализация которого связанна с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отражать свои впечатления об окружающем мире. Сюжетно-ролевым играм присущи черты игровой деятельности: эмоциональная насыщенность, увлеченность, самостоятельность, активность, творчество, соревновательность и кооперация.

Сюжетно-ролевая игра по характеру является отражательной деятельностью. Говоря о сюжетно-ролевой игре как о ведущем виде игровой деятельности, необходимо заметить, что ее значение в развитии и воспитании детей дошкольного возраста крайне высоко.

Таким образом, можно отметить, что развивающее значение сюжетно-ролевой игры многообразно. Именно в игре ребенок познает окружающий мир, совершенствуются мыслительные операции, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания.

Своеобразие детской игры, требует от взрослого большой деликатности в педагогическом руководстве данным видом деятельности. Взрослый должен быть рядом, он должен быть непосредственным участником игры.

Он должен стать доброжелательным участником игры независимо от того, берет он на себя какую-либо роль или нет. Только в таком случае наиболее успешно осуществляется педагогическая функция взрослого.

М. Г. Яновская определила в качестве предмета исследования сюжет игры, ее этическое содержание, позволяющее ребенку наиболее ярко выразить ролевое поведение (и помогающие ему в этом). Игра, по ее мнению, возникает на основе нравственного ценного сюжета. Дети по собственному желанию ориентируются на наиболее привлекательный для них игровой образ.

Он возбуждает у них положительные эмоции, повышает интеллектуальную активность, а так же желание действовать в игре как герой.

Воспитатель получает возможность использовать такое стремление ребенка и вне игры, в процессе общения с ним в повседневной жизни: напоминают ему, каким внимательным, вежливым доктором он был во время игры в больницу или каким он был смелым, отважным капитаном, когда играли в путешествие на пароходе.

Успешнее воплощаются в игре положительные качества. Игровая деятельность должна быть сформированной, в нее должны входит необходимые психологические условия.

Всестороннее воспитания людей с учетом их возрастных особенностей требует систематизации используемых в практике игр, установление связей между разными формами игровой деятельности. Игра – это деятельность, мотив которой лежит в ней самой.

С одной стороны игра создаёт зону ближайшего развития ребёнка, а потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.

Это связанно с тем, что в ней появляются новые, более прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески, произвольно руководить своим поведением. С другой стороны, её содержание включает в себя продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющийся жизненный опыт детей.

Развитие ребёнка в игре осуществляется за счёт  разнообразной направленности её содержания. Существуют игры, прямо нацеленные на физическое воспитание (подвижные),  эстетическое (музыкальные), умственное (дидактические и сюжетные).

Некоторые из них в то же время способствуют и нравственному воспитанию. Многие виды игр можно объединить в 2 большие группы, которые отличаются степенью непосредственного участия взрослого, а также разными формами детской активности.

 

Активность детей в обучении играм носит в основном репродуктивный характер: в процессе решения игровых задач, дети воспроизводят разные способы решения задач. Игры имеют существенное преимущество перед специально организованными занятиями, так как в них складываются более удобные условия для проявления активного отражения в детской самостоятельной деятельности.

Достигнутые в игре процессы психического развития ребёнка существенно влияют на возможности его систематического обучения на занятиях, способствуют так же совершенствованию его реальной нравственно — эстетической позиции среди взрослых.

Развивающие значение игры заключается не только в реализации возможностей всестороннего развития ребенка, но и в том, что она способствует расширению сферы их интересов, возникновению потребности в занятиях становлению мотива новой деятельности- учебной, что является одним из важнейших факторов психологической готовности ребёнка к обучению в школе. 

Источник: https://infourok.ru/metodika-obucheniya-syuzhetnorolevoy-igre-doshkolnikov-2670992.html

Статья на тему: Технология обучения детей сюжетно-ролевой игре | Социальная сеть работников образования

Методы и приемы организации сюжетно-ролевых игр с детьми

В настоящее время большое внимание уделяется проблеме социализации в развитии и воспитании дошкольников.

Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию.

Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие.

Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими – с взрослыми и сверстниками.

  • Сюжетно – ролевая игра – первая проба социальных сил и первое их испытание.
  • Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.
  • Самостоятельная сюжетная игра – любимый вид деятельности дошкольников, именно в ней максимально разворачиваются их способности.
  • При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:
  • • развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания) ;
  • • использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей,

Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.

Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).

Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.) . Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.

Следующий педагогический подход представлен в исследованиях С. Л. Новоселовой и Е. В. Зворыгиной, которые выработали комплексный метод руководства игрой.

Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития интеллекта ребенка.

  1. Этот метод включает в себя следующие компоненты: — планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта детей;
  2. — совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта традиционной культуры игры; — своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;
  3. — активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых способов решения игровых задач и новых знаний о мире.
  4. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть малышам многообразие мира игры.

Ребенок развивается в процессе общения с взрослыми. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребенка, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое становиться необходимым условием развития ребенка. Сотрудничество заключается в том, что не только взрослый стремиться передать свой опыт, но и ребенок хочет и может его усвоить.

Поэтому, работая в группах с детьми,  я стараюсь установить эмоциональный контакт с ребенком. Для этого я применяю ряд дидактических игр, целью которых является формирование эмоционального контакта с взрослым, а также использую дидактические игры по формированию представлений о себе и о других.

Детей младшего дошкольного возраста надо учить обыгрывать игрушки. Для этого мною используются кошки, собачки, зайцы, мишки и т. д. Это способствует развитию у детей функции общения, оказывает воздействие на нравственное воспитание личности ребенка. Обыгрывая игрушки, я учу ребенка проявлять заботу, сопереживать. Особое внимание уделяю кукле.

Я учу ребенка воспринимать куклу как заместителя человека, а затем учу детей игровым действиям с ней: кормлению, раздеванию и одеванию, укладыванию спать и т. д. Для этого мною проводятся наблюдения и анализ действий в повседневной жизни. Эту работу лучше всего делать в процессе режимных моментов.

Я обращаю внимание детей на то, что сначала они вымыли руки, а потом сели за стол, надели пижамы, а затем легли в кровать и т. д.

Формирование игровой деятельности у детей должно проходить в тесной связи с расширением представлений о явлениях социальной жизни.

Вначале я предлагаю детям роли, которые наиболее близки им по содержанию. Это роли взрослых, с которыми они общаются в повседневной жизни (мамы, воспитателя и др.) Для обогащения опыта детей мною используются различные методические приемы: экскурсии, наблюдения за взаимоотношением людей в трудовой деятельности, чтение художественной литературы, беседы.

Большое внимание я уделяю умению детей действовать сообща в игровых ситуациях, согласовывать свои действия с действиями своих сверстников. С этой целью в нашем детском саду широко используются игры-драматизации.

Именно игры-драматизации способствуют развитию у детей подлинного общения и начального этапа ролевого поведения. Для игр-драматизаций подбираю сказки, в содержании которых имеются диалоги между персонажами.

Читайте также:  Двадцать третья неделя беременности

(«Колобок», «Теремок», «Кто сказал мяу», «Волк и семеро козлят», «Под грибом» и т. д.)

Одним из важных моментов в руководстве игрой детей на данном этапе является подведение к осознанию ими выполняемой в игре роли, а тем самым и подведение к подлинной ролевой игре.

Я даю ребенку различные роли, а для того, чтобы ребенок лучше смог проникнуть в образ персонажа, использую костюмы и различные атрибуты.

Большое место отвожу играм, отражающим труд взрослых. («Детский сад», «Поликлиника», «Магазин», «Парикмахерская» и т. д.)

Для проведения каждой из этих игр требуется подготовка детей. Для этого формирую у детей представления об этих профессиях, мною используются различные методические приемы: экскурсии, наблюдения за взаимоотношением людей в трудовой деятельности, чтение художественной литературы, беседы. Вместе с родителями подготавливаем соответствующие атрибуты к игре.

Игра в детском саду организовывается, как совместная деятельность, где воспитатель выступает, как играющий партнёр. С детьми младшего дошкольного возраста я подражаю отдельным действиям окружающих людей.

Вначале каждой игры стараюсь создать игровое настроение у детей, вызвать у них эмоциональное отношение к роли, при этом сама настраиваюсь на игру. Участвуя в игре, я стараюсь контролировать своё поведение, чтобы оно было естественным и эмоциональным, принимаю любые детские замыслы.

В процессе проведения игры я учу ребенка подчинять свое поведение роли, которую он взял на себя, т. е. действовать в воображаемой ситуации.

Во время игры стараюсь привлечь застенчивых детей, даю им роли (чаще главные, если они справляются) так как при осуществлении различных ролей дети сталкиваются с иными требованиями к собственным действиям со стороны окружающих, перед ними встаёт необходимость осваивать новый социальный статус, включатся в новый круг общения.

После каждой игры провожу с детьми беседу, в которой спрашиваю у детей, во что они играли, кем были, что делали и т. д.

С детьми старшего возраста играю в игры: «Семья», «Детский сад», «Школа», «Театр», «Моряки», «Космос», «Зоопарк», «Библиотека», «Магазин», «Железная дорога», «Музей». Мы стремимся передать характерные черты изображаемого человека, его переживания.

Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощь создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка.

  • Для того чтобы дети могли проявлять творчество в различных видах сюжетно-ролевых игр, чтобы они были интересны и привлекательны, мы создаем следующие условия:
  • — содержание игр соответствует интересам и возможностям детей;
  • — педагогическое сопровождение игр строится с учетом постепенного развития самостоятельности и творчества ребенка;
  • — создаются необходимые атрибуты к игре;
  • — предметно-игровая среда дошкольного учреждения постоянно изменяется.
  • Таким образом, педагогические мероприятия в организации сюжетно-ролевой игры детей сводятся к следующему:
  • Организовать место для игры, соответствующее возрасту и числу играющих на нем детей.
  • Продумать подбор игрушек, материалов, пособий и неуклонно следить за их обновлением соответственно запросам развивающегося игрового процесса и общего развития детей.
  • Руководя наблюдениями детей, содействовать отображению в игре положительных сторон социальной, трудовой жизни.
  • Следовать тому, чтобы группировка детей в игре (по возрасту, развитию речи, речевым навыкам) способствовала росту и развитию языка более слабых и отстающих детей.
  • Проявлять интерес к играм детей беседами, обусловленными их содержанием, руководить игрой и в процессе такого руководства упражнять язык детей.

Игра – это средство, с помощью которого дети проявляют свою самостоятельность во время распределения ролей и действий в процессе игры. Ребёнок живет в игре. И задача педагогов — стать направляющим и связующим звеном в цепи ребёнок-игра, тактично поддерживая руководство обогащать игровой опыт малышей.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/01/04/tehnologiya-obucheniya-detey-syuzhetno-rolevoy-igre

Из опыта работы «Как я учу детей играть в сюжетно-ролевые игры»

Огромную роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре — важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств; в игре реализуется потребность воздействия на мир.

Я работаю в 1 младшей группе «Капелька». В группе 18 детей, 10 — мальчиков и 8 — девочек. В начале года я обратила внимание, что дети не умеют играть в сюжетно-ролевые игры; они просто долго возят машинку, носят на руках куклу, также затрудняются продолжить развитие сюжета в игре. Я понимала, что у детей мал жизненный игровой опыт и этому я должна их научить.

  • В связи с этим я поставила перед собой задачи:
  • — научить детей объединяться в небольшие группы, воспитывать доброжелательное отношение к друг другу, соблюдать в игре элементарные правила;
  • — развивать у детей игровой и жизненный опыт;
  • — поощрять попытку детей придумывать сюжет игры, объединять несколько действий «лечить, готовить обед, довести до больницы куклу на машине».
  • Работу по развитию сюжетно-ролевых игр осуществляла по трем направлениям:

1. Создание необходимой развивающей среды.

2. Руководство сюжетно-ролевыми играми детьми. Обогащение их жизненного и игрового опыта.

3. Работа с родителями.

Свою работу я начала с того, что подготовила предметно-развивающую среду для сюжетно-ролевых игр в моей группе «Дочки-матери», «Шоферы», «Больница», «Парикмахерская». Игровую среду оснастила оборудованием, игрушками, атрибутами, игрушками-заместителями, которые находились в доступном для детей месте; имели красивый, эстетичный вид. Это привлекало желание детей играть в сюжетно-ролевые игры.

Сначала дети играли просто с игрушками, но я всегда была рядом. Моя заинтересованность, мой ласковый тон, мое включение в игру помогало моим воспитанникам в развитии сюжетно-ролевой игры, в ее продолжении, в ходе которой дети учились вести диалог с товарищем, учились делиться игрушками.

Во время игровой деятельности я старалась, чтобы дети относились к куклам, мишкам как к живым существам — ласково, заботливо.

Если кто-то из ребят бросал игрушку на пол, обращала внимание на то, что ей очень больно, пожалей ее, приласкай, поиграй с ней. Малыши быстро реагировали на эти слова. Для того, чтобы игра развивалась, я старалась пополнить, расширить знания детей об окружающем мире.

Книга «Моделирование игрового опыта детей на основе сюжетно-ролевых игр» автор Т. В. Березенковой стала мне оригинальным подспорьем. В календарном планировании ежедневно отражала работу, связанную с обогащением игрового и жизненного опыта детей по сюжетно-ролевой игре опиралась на технологические карты.

Для расширения кругозора детей также в своей работе использовала:

Чтение худ. литературы К. Чуковского «Доктор Айболит». Стихи А. Барто «Дома». С. Капутикян «Маша обедает».

Так, при знакомстве детей с книгой К.Чуковского «Айболит», я обратила их внимание на обложку, на которой был нарисован доктор в белом халате. Затем рассмотрели иллюстрации, изображающие то, как доктор лечит зверей — слушает трубочкой, ставит градусник, дает лекарство.

Затем была проведена беседа о том, как они с мамой посещали доктора и его обращение с больными. В ходе беседы использую иллюстрации, объяснения, что у доктора есть медсестра, она помогает доктору лечить больных. Мы рассмотрели чемоданчик доктора с его инструментами.

Во время ОД со своими воспитанниками изготовили для игры витаминки (лепка), горчичники (ОД ИЗО) раскрашивали в желтый цвет. В дальнейшем перешли к игре, сказала детям; «Я буду доктором.

Приходите ко мне лечить своих кукол». Заранее приготовила место, уголок для больницы. Медсестрой я предложила быть самой активной девочке-Насте Ч.

В игре своим разговором, тоном учила детей общению друг с другом.

Врач: «Здравствуйте! Садитесь, пожалуйста!

Поля: Здравствуйте, моя дочка заболела.

Врач: Давайте послушаем вашу дочку. Дышите глубже. А теперь поверните ее на спинку. Дышите. Покажите горлышко. Оно красное. У нее — ангина.

Подойдите к медсестре, она вам даст лекарство для вашей дочки.

Я всегда включаюсь в игру, принимая на себя ведущую роль. Слушая мои указания, подсказки «Соня, покорми свою дочку и пойди с ней на прогулку», «Степа, нам не хватает кирпичей для постройки гаража, привези на машине их нам» — и дети продолжают играть, разворачивается дальнейший сюжет игры.

Для расширения игрового опыта в своей работе активно использовала дидактические игры — «Поможем маме накрыть на стол», «Оденем куклу по сезону», «Покупаем куклу».

Наблюдали и беседовали о труде няни, повара, медсестры, мамы. Рассматривание картин «Мы играем», сюжетных картин «Мебель», «Посуда», «Транспорт», «Инструменты», «В больнице». Знакомила детей с названием блюд, которые мы кушали в детском саду.

Все это расширяло их кругозор, обогащало жизненный опыт. Если в игре у детей возникали конфликты из-за игрушек, ролей в игре, старалась уладить все так, например: «Маша играет с куклой в «Дочки-матери», а Ариша — тоже хочет быть «мамой».

Как же быть? Я предложила девочкам такой вариант: «А давайте у вашей дочки будет две мамы. Одна дома — другая мама работает в детском саду. Ты, Маша, одень дочку, покорми ее и отведи в детский сад. Дома тебя ждет много дел — приготовить ужин, погладить белье.

А в детском саду Ариша научит твою дочь рисовать, лепить, танцевать». Конфликт был улажен, все довольны, игра продолжалась.

Во время игр всегда хвалю детей, оценка их труда всегда положительная. «Молодец, Поля, ты заботливая мама. Степа, ты, трудолюбивый шофер, сам починил машину».

Я понимала, что сама не смогу научить детей играть в сюжетно-ролевые игры. Мне потребуется помощь родителей.

К оснащению предметно-развивающей среды в группе я привлекла родителей, которые с желанием откликнулись на мои просьбы — они сшили постельные принадлежности, фартуки-колпаки для кухни, спец.

одежду парикмахеру, одежду доктору и куклу-доктора, связали одежду для куклы по сезонам. Я провела родительское собрание по теме «Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка».

В игре -викторине, которая была организована, мои вопросы поставили родителей в тупик: «назовите любимую игру вашего ребенка? В какую конкретно игру вы играли с вашим ребенком недавно?» Родители затруднялись ответить на такой вопрос.

В дальнейшем была проведена консультация «Как играть с ребенком дома», предложена картотека игр на кухне, в автобусе, по дороге домой. Родители моей группы правильно восприняли все рекомендации, что очень помогает мне в работе.

Если в первое время дети играли в одиночку, довольно разобщенно, то сейчас они научились играть небольшими группами, причем стали проявлять к друг другу внимание, доброжелательность, научились уступать, делиться игрушкой с товарищем. Мы так же заметили, что дети изменились в характере поведения, стали более организованнее, дружнее, но проблемы еще остались.

Так в группе есть дети: Ярослав, Денис, которые неорганизованы, драчливы, не умеют играть с детьми, кричат «Мое», «Отдай». В ходе беседы с родителями, я выяснила, что дети единственные в семье, где их балуют и все дозволяют.

Посоветовала родителям пересмотреть свое отношение к воспитанию, повысить требования, давать посильные указания убирать игрушки после игры, поделиться с ребятами сладостями.

Также в группе есть девочки: Маша, Аня, очень застенчивые. Они играют где-то одни в уголке.

Я стараюсь этих девочек не оставлять без внимания, предлагаю активным подружкам взять их в игру, или беру их к себе в помощники, если я играю вместе с ребятами.

До конца года я планирую научить играть своих детей в полноценные сюжетно-ролевые игры. Я очень хочу и стараюсь, чтобы игра для моих детей стала неотъемлемой частью их жизни.

Читайте также:  Новогодние конкурсы для детей и взрослых: интересные, смешные и веселые, подвижные

Источник: https://dohcolonoc.ru/stati/13032-kak-ya-uchu-detej-igrat-v-syuzhetno-rolevye-igry.html

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018

Изучению сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста посвящено большое количество исследований. Этой проблемой углубленно зани­мались отечественные ученые: А.П. Усова, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Е.В. Зворыгина, С.Л. Новоселова, Д.В. Менджерицкая, Л.А. Венгер, Н.Ф. Комарова, З.И. Мануйленко, Р.И. Жуковская и др.

Л.С.

Выготский писал об игре как об основном условии развития ребенка, при котором он может проявить способности, открывающие уровень его ближайшего развития. Однако создавать зону ближайшего развития может лишь полноценная игровая деятельность.

В тех случаях, когда ведущая деятельность не сформирована, она не может способствовать становлению психических свойств и качеств ребенка, приобретению знаний, умений, навыков.

Под умственной отсталостью отечественные специалисты понимают те состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева, И.М. Бгажнокова). [2]

Исследования игровой деятельности детей, имеющих интеллектуальную недостаточность, показывают, что основным средством формирования сюжетно-ролевой игры у детей данной категории является обучение.

Специальные исследования игры детей с интеллектуальной недоста­точностью немногочисленны и на практике в ряде случаев обучение сюжетно-ролевой игре таких детей вызывает существенные затруднения. Данной проблемой занимались такие ученые как Л.Б. Баряева, А.П. Зарин, Н.

Д. Соколова, О.П. Гаврилушкина, Е.А. Стребелева, Г.Л. Выгодская и др.

В процессе игры ребенок не только отражает свои впе­чатления, знания и представления об окружающем, не только проявляет имеющиеся у него навыки, но и приобретает новые. В игре происходит развитие всех сторон психики ребенка-дошкольника (Л.С. Выготский А.В. Запорожец, Н.К. Круп­ская, А.Н. Леонтьев, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.).

Прежде чем приступить к обучению игре, дефектолог выявляет состояние игровой деятельности каждого ребенка в начале учебного года.

В привычной для ребенка обстановке, например в игровой комнате, нужно предоставить ему право самостоятельно, без чьего-либо вмешательства играть в предложенные игрушки.

Педагог только присутствует при игре ребенка, фиксируя каждое его действие. В ходе наблюдения необходимо отмечать:

1) проявляет ли ребенок интерес к игрушкам, какой характер носит этот интерес, является ли он разлитым (играет всеми игрушками, переходя от одной к другой) или избирательным (выбирает одну-две игрушки и совершает с ними определенные действия), насколько устойчив интерес ребенка к игрушкам и действиям с ними (длительно ли играет с каждой игрушкой или быстро прекращает игру), являются ли производимые им действия подлинно игровыми или носят формальный характер;

2) адекватность употребления игрушек в ходе игры (неадекватными называются действия, не диктуемые логикой игры: засовывание куклы в духовой шкаф игрушечной плиты, укладывание стола в кукольную постель);

3) характер игры. Подробно фиксируя все игровые действия ребенка, педагог делает вывод о их характере: являются ли они манипуляцией, процессуальными или сюжетными.

Манипуляцией называются такие игровые действия с предметами, которые не являются специфическими игровыми и характерными для данного предмета (рассматривание, ощупывание, постукивание, поворачивание и т.п.)

К процессуальным действиям относятся действия, не направленные на конечный результат. Ребенок получает удовольствие от самого процесса их осуществления (бесцельное катание машины, бесконечное одевание и раздевание куклы). По сравнению с манипуляцией эти действия представляют собой более высокий уровень развития игры. [1]

В отличие от процессуальной игры, игра с элементами сюжета является более целенаправленной. Ребенок действует осмысленно, производимые им действия связаны между собой. В ходе игры ребенок использует предметы -заместители при отсутствии необходимых игрушек (например, палочку вместо ложки, кубик вместо мыла) и осуществляет действия с воображаемыми объектами, что характерно для сюжетной игры.

4) анализ речи ребенка во время игры. Это позволяет сделать вывод о том, какова была ее роль по отношению к игровым действиям, составляла ли она с игрой единой целое, способствовала ли ее развитию.

Продолжительность игры обязательно хронометрируется.

Результаты индивидуального обследования игры ребенка позволяют сделать общее заключение о ее состоянии. Это заключение обязательно должно быть в личном деле. Желательно также сохранить протокол первичного обследования, в котором будет отражена общая картина игры ребенка при поступлении в группу специального детского сада.

Для того, чтобы сделать окончательные выводы относительно игровых умений детей, следует провести целенаправленное наблюдение за их совместными играми, в процессе которого педагогу удается выявить индивидуальные особенности поведения детей.

В процессе целенаправленного обучения у детей формируется интерес к игрушкам, предметно-игровым действиям с ними, формируются сами предметно-игровые действия и закладываются основы сюжетной игры. От действий с реальными предметами совершается переход к действиям с мнимыми предметами.

Затем возникают условные действия-жесты и, наконец, замещение действия и предмета словом. Процесс прогрессивен, так как развивается интеллектуальная деятельность ребенка за счет перехода от практических или игровых действий к действиям в умственном плане с символическими знаками.

[5]

С первого дня пребывания детей в детском саду педагоги должны проводить с ними целенаправленную работу по формированию навыков бережного отношения к игрушкам.

Умственно отсталые дети трех — четырехлетнего возраста вполне способны под руководством воспитателя аккуратно расставлять игрушки по местам.

Взрослый обязан реагировать на каждый случай порчи, поломки игрушки, не допускать небрежного отношения к ней.

Нужно поднять брошенную ребенком куклу и на глазах детей пожалеть ее, приласкать; взять валяющуюся машину и осмотреть ее, проверить целостность колес.

О. П. Гаврилушкина, Н. Д. Соколова указывают на то, что с умственно отсталыми детьми младшего возраста необходимо проводить целенаправленную работу по выработке у них навыка пользования игрушками.

Прежде всего, необходимо научить малышей обмениваться игрушками в процессе игры.

Наибольший эффект в этом направлении достигается тогда, когда воспитатель проводит специальные игровые упражнения, которые делают обмен естественным, оправданным потребностями игры. [7]

Дети старшего возраста должны в основном самостоятельно убирать игрушки после окончания игры, приводить их в порядок по мере необходимости и регулярно, не реже двух раз в месяц, под руководством воспитателя производить уборку игрового уголка.

В программе раздел «Игра» включает три направления обучение сюжетно-ролевой игре, подвижной и дидактической. Занятия по первому направлению проводятся учителем-дефектологом и воспитателем, по двум другим — в основном воспитателем.

В зависимости от расписания несколько раз в неделю обучение игре проводит учитель-дефектолог. Ежедневно во второй половине дня воспитатель проводит занятия по обучению детей игре.

На первом году обучения дефектолог организует наблюдение детей за предметно-игровыми действиями взрослого, обучает их воспроизводить, подражая действиям педагога при обыгрывании сюжетных и дидактических игрушек («Покормим зайку», «Покачаем куклу»). В процессе выполнения этих действий педагог должен стремиться вызвать эмоциональное отношение ребенка к обыгрываемой игрушке, поддерживать интерес к разнообразным действиям с игрушкой. [7]

На начальных этапах обучения важно воспитать у детей бережное отношение к игрушкам и научить их играть рядом, не мешая друг другу.

Для этого используются специальные приемы прямого руководства игрой: привлечение внимания ребенка к действиям с игрушкой другого ребенка, обмен игрушками между детьми, положительная оценка ребенком действий сверстника по подсказке взрослого. Взрослый выступает в этом процессе посредником и организатором положительного взаимодействия детей.

Обучая детей умению играть, педагог должен стремиться к тому, чтобы ребенок строил свои игры не только на основе показа воспитателя, но черпал материал для них из повседневной жизни.

Однако умственно отсталые дети не могут самостоятельно переносить увиденные ими явления окружающего в игру, что связано как со слабым интересом к окружающему, так и с недостаточным развитием воспроизводящего воображения и эмоционально-волевой сферы. Поэтому методы и приемы прямого руководства игрой дошкольников с интеллектуальной недостаточностью особенно важны.

Руководя игрой ребенка, необходимо подсказывать ему сюжетные действия, которые он мог неоднократно наблюдать в жизни: «Твоя дочка заболела? Что нужно сделать? Как ей помочь?» или: «Ты покормила Таню, а посуда грязная. Что нужно сделать?» и т.п.

Формирование игровой деятельности у умственно отсталых детей должно проходить в тесной связи с расширением представлений у них о явлениях социальной жизни.

Процесс ознакомления умственно отсталых детей с социальными явлениями осуществляется разными приемами косвенного руководства игрой: экскурсии, наблюдения за взаимоотношением людей в трудовой деятельности, чтение художественной литературы, просмотр диафильмов и кинофильмов, беседы. [3]

Большую трудность в руководстве игрой умственно отсталых дошкольников представляет организация игрового коллектива детей. На втором году обучения воспитатель еще не может поставить задачу организации коллективной ролевой игры, однако возможность организации игры подгруппами по два-три человека на этом этапе уже имеется.

Весьма эффективным для организации коллектива являются подвижные игры с элементами роли. Очень охотно играют дети в игры, персонажами которых являются животные, известные им из сказок, например, «Лиса и куры», «Волк и козлята» и т.п.

Главная цель работы педагога-дефектолога по разделу «Игра» состоит в том, чтобы в процессе обучения у ребенка сформировался сложный механизм игры, включающий в себя на высших ступенях ее развития воображаемую ситуацию, действия с предметами-заместителями, ролевое поведение. В результате направленного обучения у умственно отсталых дошкольников формируется умение развертывать сюжетно-ролевые игры, содержанием которых, как и у их нормально развивающихся сверстников, становиться отображение деятельности людей, передача их взаимоотношений. [4]

Таким образом, успешность процесса обучения сюжетно-ролевой игре детей с нарушением интеллекта обусловлена использованием в его построении комплексного подхода, который представляет собой систему педагогических воздействий, включающих в себя методы и приемы прямого и косвенного руководства игрой, способствующих возникновению и развитию сюжетно-ролевой игры. Последовательное его применение обеспечивает формирование всех компонентов игровой деятельности: целевого, потребностно — мотивационного, операционного, содержательного.

Список литературы

    Акимова, Л. Н. Значение игры для психического развития детей с интеллектуальными нарушениями[Электронный ресурс]: научная статья.- Электрон.текстовые дан. -2014. – Доступ с сайта научная электронная библиотека «Киберленика».- Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-igry-dlya-psihicheskogo-razvitiya-detey-s-intellektualnymi-narusheniyami

    Баряева, Л. Б., Гаврилушкина, О. П., Зарин, А. П., Соколова, Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью [Текст]. — СПб. : СОЮЗ, 2003. — 320 с. — (Коррекционная педагогика).

    Баряева Л. Б., Бгажнокова И. М., Бойков Д. И., Зарин, А. П. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта [Текст]: Программы, Методические рекомендации. — Псков : ПОИПКРО, 1999 — 406 с.

    Бгажнокова, И. М. Психология умственно отсталого школьника [Текст]: учеб.метод. пособие для студентов-заочников 1-2-х курсов дефектол. фак. пед. ин-тов. М. : Просвещение, 1987. – 96 с.

    Бгажнокова, И. М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью [Текст] // Дефектология. — 1994. — № 1 — С. 11-13.

    Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]. – СПб : Издательство «Питер», 2009 – 400 с.

    Венгер, Л.A. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка [Текст] // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. — М. : НИИ общей педагогики АПН СССР, 1978. — 155 с. С. 32 — 36.

    Власова, Т. А., Певзнер, М. С. О детях с отклонениями в развитии [Текст]. – М. : Просвещение, 1973. – 168 с.

Источник: https://scienceforum.ru/2018/2976/252

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector