Проверяем позотонические рефлексы у ребенка

Контроль развития ребенка в первый год его жизни имеет решающее значение для его Проверяем позотонические рефлексы у ребенкаблагополучия в дальнейшем. Если грудничок здоров, развивается «по плану», то визиты к неврологу будут профилактическими. Если у малыша обнаружат патологические изменения, то своевременная коррекция предотвратит серьезные отклонения физического, когнитивного и психического развития.

На осмотре у невролога оцениваются основные показатели нервно-психического развития малыша посредством проверки его врожденных рефлексов. Необходимость ранней диагностики обусловлена особой гибкостью формирования структур мозга и чувствительностью ЦНС грудничка к внешним воздействиям (и негативным).

Прием невролога преследует несколько целей:

  • контроль развития малыша
  • информирование родителей о состоянии ребенка, потенциальных опасностей для здоровья, методах лечения или профилактики отклонений от нормы, о принципах и приемах развивающих занятий для здорового грудничка
  • лечение выявленных патологий

Диагностика показателей отставания развития в возрасте до 3 месяцев особенно важна. С большой точностью она помогает предсказать будущие проблемы в формировании у ребенка определенных навыков до года, а иногда и на весь дошкольный период его жизни.

Обратите внимание!

На приеме у невролога можно и нужно задавать все интересующие вас вопросы. Любые. Чтобы не забыть важные моменты – предварительно продумайте их дома и запишите. Активность родителя является действенной помощью работе врача!

Именно семья оказывает на малыша первого года жизни то влияние, которое становится основой его здоровья или патологии в будущем. Роль матери неоценима – постоянное взаимодействие ее и ребенка есть основное условие стимуляции развития.

Первый визит к неврологу – как подготовиться?

Проверяем позотонические рефлексы у ребенка

Осмотр новорожденного неврологом происходит еще в роддоме. Там грудничку делают ультрасонографию головного мозга через родничок.

Позже, когда родничок зарастет, УЗИ головного мозга сделать будет невозможно – кости черепа не пропускают ультразвуковые лучи. Обследование проводят с целью обнаружения аномалий.

Часто выявляют кисты головного мозга, но на сегодня нет объяснений их появлению. Небольшие, до 5 мм образования проходят самостоятельно. Если киста больше – за ней наблюдают в динамике.

Второй визит к неврологу должен состояться через месяц жизни грудничка. К нему следует подготовиться заранее. На чем необходимо акцентировать внимание маме при ежедневном уходе за малышом? Что смотрит невролог в 1 прием?

Беспокойство должны вызывать следующие вещи:

  • Слишком кратковременные периоды сна. Если малыш накормлен, то он обычно спит. Поводом проснуться для него: голод, холод, сильный шум, боль в животе. Желудочные колики заставляют ребенка плакать «сквозь сон», не просыпаясь. Здоровый ребенок спит большую часть суток.
  • Задержка психического развития. К концу первого месяца своей жизни малыш научается: фокусировать взгляд на лице матери, яркой игрушке. Поворачивать голову на звук. Если он остается безучастным к внешним раздражителям, то это серьезный повод для тревоги.
  • Дрожание (тремор) подбородка и рук, посинение носогубного треугольника, судороги.
  • Частые срыгивания, рвота после кормления. Все груднички часто срыгивают. Причиной тому служит воздух, попадаемый в желудок с молоком. Особенно этому подвержены дети на искусственном вскармливании. Грудничок отрыгивает воздух в первые минуты после кормления, с воздухом выходит немного пищи – это нормально. Тревогу должны вызывать обильные срыгивания, которые не связаны по времени с кормлением.
  • Фиксация ребенка в определенной позе. Здоровый грудничок постоянно двигает ногами и руками хаотично, не принимая определенной позы. При выкладывании на живот не может долго удерживать голову. Обязательно сообщите врачу, если ваш малыш «научился» хорошо держать голову или предпочитает определенную позу – это свидетельствует о гипертонусе его мышц.

Читайте так же:  Препараты при межреберной невралгии: симптомы и причины

Чего маме делать не нужно, так это пытаться самостоятельно проверять рефлексы. Это должен делать только специалист. Мама должна накормить дитя перед приемом за полчаса минимум и рассказать врачу о нем как можно больше подробностей.

Что смотрит врач на приеме?

  • Проверяем позотонические рефлексы у ребенка
  • Осмотр невролога в 1 месяц начинается с визуальной оценки малыша, его позы, движений.
  • Затем доктор последовательно проверяет:
  1. Развитие нервной системы. Испытывает все врожденные (безусловные) рефлексы, оценивает их сохранность и силу.
  2. Физическое развитие. Проводит посредством оценки формы и размера черепа, соответствия роста головы нормативным параметрам.

Оральные безусловные рефлексы

  • Сосательный. Малышу вкладывают соску, которую он принимается активно сосать. Автоматизм угасает к году. В это время необходимо отучать ребенка от соски и бутылочки, чтобы не переводить сосательный рефлекс в категорию условных (специально сформированных).
  • Поисковый. Этот рефлекс хорошо знаком внимательным родителям – любое прикосновение ко рту или щекам ребенка заставляет его поворачивать голову в эту сторону и открытым ртом искать грудь. Особенно ярко это выражено у голодного младенца.
  • Хоботковый. Автоматизм связан с непроизвольным сокращением круговой мышцы рта при легком хлопке по губам – грудничок тут же вытягивает губы трубочкой.
  • Ладонно-ротовой – сложный автоматизм, относящийся к спинально-оральным. При надавливании на ладони малыша в районе большого пальца он «группируется» вперед в грудном отделе, наклоняет голову и открывает рот.

Позотонические рефлексы

Проверяем позотонические рефлексы у ребенка

  • Шейный тонический ассиметричный. Если повернуть ребенку голову в сторону без его участия, то у него автоматически разгибаются на этой стороне рука и нога, на противоположной стороне тела конечности сгибаются. Срабатывают сгибатели-разгибатели, малыш «встает» в позу фехтовальщика.
  • Лабиринтный тонический. При выкладывании малыша на живот он автоматически вначале все подбирает под себя (сгибатели), затем совершает как бы плавательные движения. Завершается цикл элементами спонтанного ползания.
  • Шейный тонический симметричный. При пассивном наклоне головы ребенка вперед, он разгибает ноги и сгибает обе руки. При запрокидывании головы в обратном направлении, конечности действуют наоборот – ноги сгибаются, руки разгибаются.

Обратите внимание!

Только специалист знает куда и как следует нажать для проверки работы автоматизмов. Самостоятельная проверка рефлекторных реакций малыша вызовет у него как минимум дискомфорт, как максимум непроизвольное мочеиспускание, дефекацию (рефлексы Переса, Таланта).

Спинальные рефлексы

Проверяем позотонические рефлексы у ребенка

  • Нижний и верхний хватательные рефлексы – непроизвольное сгибание ладоней и стоп при нажатии на определенные точки. Верхний знаком родителям по тому, как крепко хватается ребенок при вкладывании в его ладошку пальца взрослого.
  • Верхний защитный рефлекс. Поскольку все врожденные рефлексы «даны» грудничку для выживания, то при выкладывании на живот малыш поворачивает голову в сторону. Его цель – не задохнуться. Проходит автоматизм к полутора месяцам.
  • Рефлексы Переса, Таланта и Объятий проверяют при помощи манипуляций на спине, ударов по пеленальному столику.
  • Рефлекс опоры, выпрямления, паттерн ходьбы. При касании опоры в положении «стоя» ноги грудничка непроизвольно выпрямляются, наклон его тела вперед провоцирует автоматическое вышагивание. К 3 месяцам эти «умения» угасают и появляются вновь к году, когда ребенок учится стоять и ходить самостоятельно. У малыша с отклонениями в развитии паттерн ходьбы сохраняется надолго.

Нарушение или угнетение спинальных рефлексов является тревожным симптомом, который может свидетельствовать о нарушении работы спинного мозга. Следует понимать, что на выраженность рефлексов оказывает значительное влияние состояние грудничка, то, как давно он ел и спал. Об этом мама должна сообщить врачу.

Оценка физического развития

Проверяем позотонические рефлексы у ребенка

Что проверяет детский невролог на приеме, так это рост головы малыша. В норме за первый месяц жизни голова увеличивается в окружности на 1,5 см.

Вариативность размеров имеет место быть (девочка меньше мальчика), но слишком быстрый рост головы, как и слишком медленный, свидетельствует о возможных патологиях – гидроцефалии или микроцефалии.

Обе патологии чреваты умственной отсталостью, задержкой физического развития.

Обследует невролог и состояние родничков. У здорового малыша роднички закрываются: большой (теменной) к 8-10 месяцам, малый (затылочный) к 2-3. Более быстрое закрытие родничков не дает голове нормально расти, более медленное – говорит о возможном внутричерепном давлении. Оценивается не только размер, но и форма головы.

Невролог оценивает общее состояние ребенка, его настроение, эмоциональные реакции, типичное выражение лица. Результаты обследования сообщает родителям.

Следующий осмотр невролога в 3 месяца и в 6. Эти осмотры отличаются от того, что смотрит невролог в 1 раз.

Визит к неврологу в 3 месяца

Если на первом приеме отклонений не выявлено, то осмотр невролога в 3 месяца носит больше профилактический характер.

Врач оценивает навыки грудничка, которые у него сформировались:

  • умение держать голову
  • умение поворачиваться на спину с живота
  • комплекс оживления по отношению к близкому человеку
  • реакции на речь, ласковый голос

В три месяца ребенок более расслаблен, быстро фокусируется на движущих предметах, проходящих людях. Поворачивает голову на мамин голос, отзывается на речь улыбкой, смехом, быстрыми движениями рук и ног. Начинает агукать.

Обратите внимание! Важный момент этого визита – получение допуска на проведение прививок. Доктор либо дает на это разрешение, либо грудничок получает медотвод – временное освобождение от прививок по медицинским показаниям.

Визит к неврологу в полгода

Что проверяет невролог в полгода? Это умения, которых уже очень много, если родители занимались их развитием.

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев:

  • сидеть, переворачиваться с живота на спину и обратно, пытаться встать с поддержкой, играть с ногами, руками
  • самостоятельно брать игрушки, перекладывать их из руки в руку
  • кушать с ложки прикорм в виде полужидкой субстанции
  • держать бутылочку с водой, самостоятельно пить
  • произносить некоторые слоги, выражать эмоции мимикой, жестами, звуками
  • отличать «своих» от «чужих», выделять маму или одного значимого человека, который осуществляет постоянный уход

Этот визит впервые может принести трудности в обследовании ребенка, поскольку он научился реагировать на обстановку и незнакомых людей.

Маме важно выбрать время для посещения врача так, чтобы ребенок не был сонным, уставшим или голодным.

Стремитесь построить доверительные отношения с врачом, не игнорируйте даже профилактические визиты к доктору – это поможет избежать многих сложностей в воспитании и развитии ребенка.

Источник: https://spinous.ru/neurology/budushhee-vashego-rebenka-napryamuyu-zavisit-ot-togo-chto-vidit-nevrolog-v-1-mesyac.html

Тонические рефлексы

Как мы уже говорили в предыдущих статьях, ДЦП – это территория не угасших врожденных рефлексов. Особенно патологичны тонические рефлексы. Как их распознать?

Как мы уже говорили в предыдущих статьях, ДЦП – это территория не угасших врожденных рефлексов. Особенно патологичны тонические рефлексы. Как их распознать?

Лабиринтный тонический рефлекс (ЛТР)

Когда ребенок лежит на спине, рефлекс проявляется легким напряжением мышц-разгибателей шеи, спины и нижних конечностей, а в положении на животе наоборот повышен тонус мышц сгибателей.

Этот рефлекс затухает, в положении на спине, к концу первого месяца жизни, а на втором месяце — в положении на животе. Рефлекс играет важную роль для формирования координации движений, т.к.

вызывается изменением положения головы в пространстве, которое, в свою очередь, стимулирует аппарат лабиринтов, находящихся во внутреннем ухе.

У детей с ДЦП ЛТР сохраняется и проявляется в усилении напряжения мышц разгибателей в положении на спине и напряжении мышц сгибателей в положении на животе.

Читайте также:  Куда поехать с грудным ребенком

В результате ребенок на спине лежит запрокинув голову, ноги напряжены и вытянуты (иногда скрещены), руки чаще вытянуты, пальцы сжаты в кулак. При тяжелой степени выраженности ЛТР ребенок может лежать, касаясь поверхности только затылком и пятками (поза опистотонуса).

При попытке приподнять и наклонить голову ребенка к груди напряжение в мышцах увеличивается и ребенок вслед за головой приподнимается всем туловищем.

В положении на животе — голова прижимается к груди, руки и ноги сгибаются во всех суставах, руки прижимаются к груди, ноги подтягиваются к животу, таз приподнят. Как следствие, такая поза тормозит развитие двигательных навыков, ребенок не может поднять голову, опереться на руки, прогнуть спину.

В дальнейшем, при сохранении лабиринтного тонического рефлекса у ребенка развивается патологическая поза сидения.

А именно: голова опушена, спина круглая, из-за напряжения в мышцах бедра и сгибания бедренных суставов, мала площадь соприкосновения с поверхностью опоры.

Ребенок сидит неустойчиво, что бы сохранить равновесие опирается на руки. Попытка поднять голову, зачастую приводит к потере равновесия.

На фоне сохранения ЛТР происходит задержка или недостаточное развитие реакции оптической опоры на руки, поэтому при падении вперед дети не вытягивают руки и, как правило, получают травмы головы и лица. При стоянии на коленях ребенок так же испытывает большие затруднения т.к. не может разогнуть руки и опереться на них.

Подрастая, дети используют всевозможные компенсаторные позы, стремясь преодолеть разгибательный тонус ЛТР, например, сидят с опущенной головой и наклонившись вперед, согнув ноги в коленях, при стоянии, что бы сохранить равновесие так же сгибают ноги в коленях и тазобедренных суставах. Эти компенсаторные позы в свою очередь приводят к формированию патологичного двигательного стереотипа, вторичным деформациям туловища и конечностей, образованию контрактур в суставах.

Симметричный шейный тонический рефлекс (СШТР)

СШТР проявляется в изменении тонуса мышц конечностей в зависимости от положения головы. При сгибании головы – рефлекторно сгибаются руки и разгибаются ноги. При разгибании головы – разгибаются руки и сгибаются ноги. Действие СШТР сохраняется при любом положении тела – стоя, сидя, лежа на боку, спине, животе.

Для ребенка до 8 месяцев это врожденная рефлекторная реакция, у детей с ДЦП эта реакция сохраняется и после 8 месяцев. Слабо выраженный симметричный шейный тонический рефлекс, в возрасте старше 8 месяцев, не приводит к серьезным патологиям. Сильная выраженность приведет к формированию контрактур в конечностях.

Кроме того, не угасший СШТР препятствует, синхронизации дыхания, произвольному открыванию рта, движениям языка, что влечет за собой нарушения речи.

Следует помнить, что при сильно выраженном ЛТР, шейные тонические рефлексы заметны слабо. При уменьшении выраженности лабиринтного тонического рефлекса (ЛТР), шейные тонические рефлексы становятся заметнее.

Проверяем позотонические рефлексы у ребенка

Патология симметричного шейного тонического рефлекса. а) при запрокидывании головы, б) при опущенной голове.

Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР)

Рефлекс проявляется тем, что при повороте головы в сторону разгибается рука со стороны, в которую повернута голова и сгибается рука с противоположной стороны. Поза фехтовальщика. В норме рефлекс затухает на 2-4 месяце жизни, у детей с ДЦП этого затухания не происходит.

В результате патологичного влияния АШТР у ребенка может развиться кривошея, за счет того, что голова часто повернута в одну сторону. Вытянутая рука препятствует захвату игрушки, перевороту на бок и живот.

Не формируется необходимая для ручных действий координация «глаз – рука», которая ведет к нарушению ориентации в пространстве. Когда ребенок смотрит на игрушку, то рука со стороны его взора не может согнуться что бы ее взять.

Если же ребенок с усилием пытается согнуть руку и дотянуться до игрушки, голова немедленно непроизвольно отворачивается в противоположную сторону. Нарушается единство поля зрения и поля действия.

Проверяем позотонические рефлексы у ребенка

Асимметричный шейный тонический рефлекс.

Длительное сохранение тонических рефлексов всегда является патологичным и требует особого внимания. ДЦП – это территория задержавшихся тонических рефлексов!

Для их подавления обязательно требуется проведение соответствующих реабилитационных мероприятий. Лучшим способом подавления тонических рефлексов является специальная рефлексонормализующая гимнастика.

Источник: https://dcpmama.ru/ltr-sshtr-ashtr.html

Рефлексы новорожденных

Проверяем позотонические рефлексы у ребенка

Малыш, который появился на свет, так слаб и беспомощен. Ему требуется много заботы, любви и вашего тепла. Однако, у малыша есть уже и свои умения, которые ему даны природой для адаптации к внешнему миру.

Мы говорим о рефлексах новорожденных – именно они, наличие их или отсутствие, говорят о здоровье малыша, или наличии определенных проблем.

Проявления этих рефлексов, их выраженность могут помочь доктору вовремя заметить неврологическую или другую патологию и оказать малышу своевременную помощь.

Что это такое – рефлекс?

Рефлекс (от лат. reflexus — отражённый) — стереотипная реакция живого организма на определенное воздействие, проходящая с участием нервной системы.

Другими словами, это набор реакций малыша на определенные внешние раздражители, которые проявляются специфическими двигательными и эмоциональными проявлениями. Рефлексы нужны ребенку для обеспечения его жизнедеятельности на первых этапах.

Они в основном носят защитный характер, или тесно связаны с пищевым поведением и поддержанием жизнедеятельности на определенном уровне.

Как должен выглядеть новорожденный ребенок

Все рефлексы делятся на безусловные, с которыми малыш родился, заложенные изначально на генетическом уровне, унаследованные от предков. Вторая группа – это условные рефлексы, которые формируются у крохи с началом самостоятельной жизни, и помогающие ему в адаптации. В период новорожденности проверяют в основном безусловные рефлексы.

Их можно условно разделить на группы: оральные, спинальные и позотонические. Основные отличия заключаются в том, что оральные рефлексы замыкают свою дугу в головном мозге, в самых глубоких его структурах, спинальные – замыкаются на уровне различных сегментов спинного мозга.

Позотонические замыкаются сложно – сразу в нескольких отделах спинного мозга, и отвечают за способность новорожденного распределить мышечный тонус соответственно его положению в пространстве. Со времененем они затухают. Как только ребенок овладевает навыками поднятия и удержания головы, сидения и стояния, они сменяются уже на мезэнцефальные.

Это так называемые симметричные цепные рефлексы, которые контролируются средним мозгом – это правильная постановка рук и ног, таза и выпрямление тела при поворотах и наклонах головы.

Как правильно проверить?

На правильную оценку рефлексов зависит состояние ребенка – когда он ел, когда он спал и насколько малышу комфортно в данных условиях. Например, сытый малыш менее активно будет давать оральные рефлексы. Предупредите врача перед осмотром, когда малыш кушал последний раз, и как давно он спал.

Кроме того, для осмотра надо выбрать тихое теплое место, желательно с естественным освещением, ребенок должен быть полностью обнажен. Врач сначала оценит позу малыша, его внешний вид, внимательно посмотрит, как он реагирует на окружающее.

Кроме этого, врач оценит его двигательную активность, спонтанные движения рук и ног, реакцию на свет и звук.

Все врачи знают сроки появления и исчезновения различных рефлексов. Некоторые остаются на всю жизнь, другие должны быстро исчезать. Поэтому будут оценивать не только наличие того или иного рефлекса но и его сочетание с другими.

Врач последовательно проверит и оценит рефлексы, начиная с простых, переходя к сложным, или вызывающим у крохи беспокойство. Кроме наличия самого рефлекса, необходимо отметить его симметричность с обеих сторон, усиление или ослабление рефлекса, появление патологических проявлений.

Не стоит заниматься выявлением рефлексов самостоятельно – это должен осуществлять только специалист – не все из них приятны крохе, и своими неосторожными движениями вы можете навредить ребенку.

Врач же владеет техникой проверки рефлексов, и его работа не вызовет дискомфорта у малыша, позволив провести оценку быстро и качественно.

Проверяем оральные рефлексы

Данная группа рефлексов играет жизненно важную роль в развитии малыша, обеспечивая его возможность питания – с помощью набора рефлексов малыш может сосать. Эти рефлексы должны вызываться с первых минут жизни, но у недоношенных малышей они могут вызываться не в полном объеме. Все зависит от степени и срока рождения.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Навыки ребенка на первом году жизни

Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина), является эволюционно самым древним. На его основе складываются разнообразные руко-ротовые реакции ребенка, малыш познает мир изначально ртом и руками. Первые 2 месяца он выражен очень ярко, затем начинает ослабевать и в три месяца можно уловить лишь отдельные его компоненты.

Проводится путем надавливания на область ладошки малыша большим пальцем, при этом кроха открывает рот и сгибает головку. Вызывается в норме у всех новорожденных, более выражен у голодного ребенка.

При поражении ЦНС обнаруживается вялость рефлекса, а при неврологических нарушениях у детей старше 2 месяцев не выявляется его затухания.

Хоботковый рефлекс – вызывается легким постукиванием кончиком пальца в области циркулярной (круговой) мышцы рта. В результате происходит вытягивание губ «хоботком». Этот рефлекс входит в комбинацию сосательных движений и в норме вызывается до 2-3 месяцев. При неврологических проблемах ребенка его угасание задерживается.

Искательный рефлекс (поисковый Куссмауля) – вызывается поглаживанием фалангой пальца в области уголка рта. Не дотрагиваясь до каймы губ. В ответ вызывается опускание угла рта и поворот головы в сторону раздражителя. Если же надавить на середину нижней губы, это приведет к открыванию рта, опусканию нижней челюсти и сгибанию головы.

Рефлекс вызывают осторожно – не вызывая дискомфорта у крохи, потому как при болевом раздражении происходит только поворот головы в противоположную сторону, что может спутать врача. Более выражен рефлекс перед кормлением. А при его исследовании стоит еще обратить внимание на интенсивность поворота головы, имеются ли хватательные движения губами.

Этот рефлекс присутствует до 3-4 месячного возраста, сменяясь реакцией на зрительный раздражитель – малыш оживляется при виде груди или бутылочки. На основе эго формируются мимические реакции, перед тем как захватить сосок многие малыши раскачивают головкой и улыбаются.

Важно оценить симметричность данного рефлекса и его выраженность, отсутствие рефлекса с одной стороны может говорить о поражении лицевого нерва.

Сосательный рефлекс – возникает с рождения в ответ на раздражение губ, полости рта и нёба. Если вложить малышу в рот сосок или мизинец, он начинает активно осуществлять сосательные движения. Рефлекс сохраняется обычно до 12-18 месяцев. Его отсутствие говорит о тяжелых неврологических проблемах.

Спинальные рефлексы

Основным рефлексом является защитный рефлекс новорожденного. Если кроху положить на живот, происходит рефлекторный поворот головки в сторону. Этот рефлекс выражен с рождения малыша. Угнетение же данного рефлекса говорит о тяжелом поражении нервной системы, равно как и выраженное поворачивание головы, и ее запрокидывание назад.

Читайте также:  Сахарный диабет у детей и подростков: типы, методы лечения и прогнозы на будущее

Рефлекс опоры и автоматической походки крохи вызывается с рождения, конечно, ни стоять ни ходить кроха не может. Но за счет врожденных рефлексов можно наблюдать феномен опорной реакции.

Если держать ребенка подмышки на весу, он поджимает ножки, но если его поставить стопами на ровную поверхность, он выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах и всей стопе. Такая положительная реакция опоры ног является подготовительным этапом к шаговым движениям.

Если малыша слегка подать вперед телом и головкой, то он сделает несколько шаговых движений – автоматическая походка. Иногда при походке малыши перекрещивают ноги на уровне голеней и стоп.

Это не патология и связано с более сильным сокращением мышц-сгибателей, что является физиологичным для новорожденности. Этот рефлекс физиологичен только до 1-1.5 месяцев.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Плановые осмотры ребенка до года

Рефлекс ползания (Бауэра) и спонтанное ползание. Для проверки рефлекса кроху кладут на живот на твердую ровную поверхность, голову кладут ровно по средней линии тела. В таком положении он совершает движения, подобные ползающим.

А если к подошвам подставить ладонь, ребенок рефлекторно отталкивается от нее ножками, усиливает ползающие действия, скоординированности действий рук и ног, однако, не отмечается. В положении на боку и спине подобных действий не возникает. Рефлекс вызывается с 3-4 дня и угасает к 4 месяцам жизни.

Рефлекс угнетен или отсутствует у детей, рожденных в асфиксии, при травмах и кровоизлияниях в ЦНС.

Верхний и нижний хватательные (с рефлексом Робинзона). Проявляется у новорожденных, если надавить на ладошки. При этом кроха обхватывает пальцы, что его можно слегка приподнять вверх. Физиологичен до 3-4 месяцев и позднее сменяется произвольным захватыванием предметов.

Аналогичный рефлекс вызывается на ножках. При надавливании на подушечку стопы происходит подошвенное сгибание пальцев. Если же пальцем нанести штриховое раздражение на подошву стопы, происходит тыльное сгибание стопы и веерообразное расхождение пальцев – так называемый физиологический рефлекс Бабинского.

Рефлекс Галанта – проводится в положении ребенка на животе. Производится раздражение кожи спины, врач проводит пальцем по околопозвоночной линии, при этом малыш выгибает спину по дуге, отгибаясь от исследователя.

Нога со стороны раздражения разгибается в области колена и тазобедренного сустава.

Обычно начинает выявляться с 5-6 дня и физиологичен до 3-4 месяцев жизни, запаздывание рефлекса, равно как и его позднее угасание опасны с плане поражения нервной системы.

Рефлекс Переза – проводится в последнюю очередь, так как вызывает негативную реакцию со стороны малыша.

Обычно малышу, повернутому спинкой верх, проводят пальцем по выступающим остистым отросткам позвонков направлении от копчика к шее. При этом малыш начинает плакать.

Кричать, приподнимть головку, разгибать туловище, подгибая верхние и нижние конечности. Обычно он вызывается с рождения и угасает к 3-4 месяцам.

Рефлекс Моро – или объятий. Имеет несколько методик проведения и состоит из двух фаз. Обычно его вызывают ударом по поверхности, где лежит кроха на расстоянии около 15 см, либо приподниманием его разогнутых ножек и таза над постелью, внезапным пассивным разгибанием нижних конечностей.

В результате – ответная реакция проходит в две фазы. Первая – это отведение рук в стороны и открывание кулачков, через некоторое время ручки возвращаются в исходное положение. Рефлекс выражен после рождения и при переноске ребенка на стол можно наблюдать его еще в родзале.

Обычно угасает к 4-5 месяцам.

Надсегментарные позотонические рефлексы

Эти рефлексы отвечают за важнейшие этапы развития малыша – способность держать головку, сидеть, ползать, стоять и ходить. Они тесно связаны с мышечным тонусом крохи и его регуляцией – распределением тонуса при изменении положения тела в пространстве. Кроме периферических нервов в формировании этих рефлексов задействованы еще и отделы головного мозга – продолговатого и среднего.

Зрение, слух, осязание, вкус и обоняние новорожденного

К рефлексам продолговатого мозга относят:

Ассиметричный шейный тонический рефлекс вызывается при поворачивании головки лежащего на спине ребенка таким образом, чтобы нижняя челюсть находилась на уровне плеча. При этом происходит разгибание руки и ноги, к которым обращено личико, и сгибание противоположных. Обычно более выражена в ручках, в ногах бывает не всегда.

Симметричный шейный тонический рефлекс – сгибание головки приводит к повышению тонуса в мышцах-сгибателях рук и мышцах-разгибателях ног.

Тонический лабиринтный рефлекс исследуют в положении на спине, у крохи отмечается максимальное повышение тонуса в разгибательных группах мышц, а в положении на животе – в сгибательных.

Наблюдаются с периода новорожденности до 2 месяцев и постепенно переходят в рефлексы с вовлечением среднего мозга. Вначале эти рефлексы зачаточные. Начинаются с лабиринтного установочного рефлекса на голову – малыш начинает выпрямлять головку при перемене положения тела.

Этот рефлекс стимулирует развитие цепи последовательных рефлексов, помогающих приспосабливать туловище к вертикальному положению. Развиваются так называемые цепные симметричные рефлексы, обеспечивающие установку шеи, туловища, рук, таза и ног малыша.

К ним относятся:
– шейная выпрямляющая реакция – если поворачивать голову в сторону, за нею следует и поворот всего туловища в ту же сторону. В результате формирования этого рефлекса ребенок примерно к 4 месяцам может повернуться из положения на спине на бочок.

– туловищная выпрямляющая реакция – при соприкосновении стоп малыша с опорой происходит выпрямление головы. Это отчетливо можно наблюдать с первого месяца жизни.
– выпрямляющий рефлекс туловища становится выраженным к полугоду жизни, сменяя собою примитивную шейную выпрямляющую реакцию.

Ребенок может повернуть туловище и головку относительно таза.
– защитная реакция рук заключается в разведении их в стороны, вытягивание вперед или отведение назад в ответ на внеземное изменение положения туловища, создает предпосылки для баланса тела в вертикальном положении.

– защитный рефлекс Ландау является частью выпрямляющих реакций. Если малыша подержать свободно в воздухе лицом вниз, то вначале он начнет поднимать голову, затем наступает сокращение мышц спины и ног и иногда малыш изгибается дугой. Этот рефлекс появляется полностью к 4.5 месяцам. А отдельные его элементы прослеживаются и ранее.

Источник: https://mamabook.com.ua/refleksyi-novorozhdennyih/

Позотонические рефлексы

Рефлексы

Безусловные рефлексы новорожденных Читать далее →

Нарушение мышечного тонуса у младенца

Что такое мышечнный тонус?
Для чего он нужен и в каких случаях необходимо лечение ?
Наши мышцы никогда не отдыхают, они всегда находятся в напряжении ( даже во сне ). Мышечным тонусом врачи называют минимальное напряжение, которое сохраняется в состоянии покоя.

☝ У плода очень высокий тонус, что помогает ему сохранять в утробе матери позу эмбриона. Если малыш был бы в расслабленном состоянии, то он не смог бы удерживать положение с плотно прижатыми к телу конечностями и подбородком и занимал…

Читать далее →

komareks

Этот загадочный тонус

Вероника Карэновна, невролог. источник
Если играть в ассоциации, то «детский невролог» хоть сколько-нибудь опытные в общении с этим специалистом родители будут связывать со словом «тонус».

И почему же так много ему уделяется внимания? Диагноз ли это? Как с ним бороться и нужно ли? Вот ответы на некоторые интересующие молодых мам и пап вопросы.

Итак, что же такое мышечный тонус? Читать далее →

Этот загадочный тонус…

Оранская Вероника Карэновна,невролог, г. КраснодарЕсли играть в ассоциации, то «детский невролог» хоть сколько-нибудь опытные в общении с этим специалистом родители будут связывать со словом «тонус». И почему же так много ему уделяется внимания? Диагноз ли это? Как с ним бороться и нужно ли? Вот ответы на некоторые интересующие молодых мам и пап вопросы.

.. Читать далее →

Здоровье новорожденных

Обсудите вашу тему в сообществе, узнайте мнение активных пользователей Бэбиблога

Перейти в сообщество

komareks

Этот загадочный тонус

Вероника Карэновна, невролог. источник
Если играть в ассоциации, то «детский невролог» хоть сколько-нибудь опытные в общении с этим специалистом родители будут связывать со словом «тонус».

И почему же так много ему уделяется внимания? Диагноз ли это? Как с ним бороться и нужно ли? Вот ответы на некоторые интересующие молодых мам и пап вопросы.

Итак, что же такое мышечный тонус? Читать далее →

elena

что это такое и с чем это едят

Первые движения крохи происходят благодаря мышечно-суставному чувству, при помощи которого ребенок еще задолго до появления на свет определяет свое место в пространстве. На первом году жизни мышечно-суставное чувство дает ребенку мощный стимул для развития.

Именно благодаря ему кроха учится совершать сознательные движения (поднимать голову, тянуться за игрушкой, переворачиваться, садиться, вставать и т.д.). И основной характеристикой мышечного скелета новорожденных является тонус.

Читать далее →

Татя

Полезная инфа про тонус

Мышечный скелет.

О нарушениях мышечного тонуса у грудничков и их корректировке Авторская статья Версия для печати Рейтинг : на основании 318 оценок Оценить статью Сообщений в обсуждении: 8
Первые движения крохи происходят благодаря мышечно-суставному чувству, при помощи которого ребенок еще задолго до появления на свет определяет свое место в пространстве. На первом году жизни мышечно-суставное чувство дает ребенку мощный стимул для развития. Именно благодаря ему кроха учится совершать сознательные движения (поднимать голову, тянуться за игрушкой, переворачиваться, садиться, вставать и т.д.). И… Читать далее →

♛Анна♛

ДИСТОНИЯ — НЕРАВНОМЕРНЫЙ ТОНУС

ДИСТОНИЯ — НЕРАВНОМЕРНЫЙ ТОНУСКогда у ребенка одни мышцы чересчур расслабленны, а другие — наоборот, слишком напряжены, говорят о неравномерном тонусе — дистонии. В данном варианте у ребенка выражены признаки гипо- и гипертонуса.

Асимметрию тонуса легко обнаружить по неравномерному распределению кожных складок. Особенно ярко это заметно, когда младенец лежит на животе на твердой, ровной поверхности. В таком положении новорожденный с дистонией будет заваливаться на один бок, на тот, где усилен тонус.

Голова и таз ребенка будут повернуты в сторону напряженных мышц… Читать далее →

Источник: https://www.BabyBlog.ru/theme/pozotonicheskie-refleksy

Физиологические рефлексы у детей до года

Природа защищает новорожденных с первых минут жизни, закладывая в них безусловные рефлексы. Благодаря ним только родившийся младенец может сосать материнскую грудь, получая питание, и с их помощью дети осваивают двигательные навыки.

О рефлексах

Проявление рефлексов у новорожденных контролируется разными отделами мозга, и по становлению автоматизмов и времени их угасания педиатры и неврологи определяют, нет ли у крохи поражения отделов мозга или нарушения их функций.

В период новорожденности у малыша задействованы исключительно безусловные рефлексы, которые со временем либо исчезают, либо перерождаются в условные. Приобретенные в процессе развития и созревания отделов мозга двигательные реакции являются словно личным опытом младенца. Безусловные физиологические рефлексы необходимы грудничку для разных целей:

  • Чтобы пережить процесс родов и тяжелый для него период адаптации к новому миру и иным условиям, такие автоматизмы исчезают со временем «за ненадобностью»;
  • некоторые рефлексы постепенно перерождаются в двигательные навыки;
  • часть рефлексов у детей остается с ними на всю жизнь.
Читайте также:  “да” и “нет” в меню кормящей мамы

Проверка работы рефлексов важна для оценки состояния и темпов развития крохи в первые месяцы жизни, а также для стимулирования образования условных автоматизмов. Очень полезно включать в ежедневные гимнастические занятия:

  • проверку рефлекса ползания, которая будет снижать тонусность мышц, помогать крохе осваивать процесс ползания и способствовать отхождению газиков;
  • стимулирование хватательного автоматизма, особенно если он слабый, и малыш плохо и мало держит предметы в руках;
  • ежедневно следует проверять, остался ли у крохи нижний хватательный автоматизм и рефлекс Бабинского, такое контрастное стимулирование будет способствовать правильному развитию стопы;
  • защитный автоматизм помогает малышу при выкладывании на животик укреплять мышцы шеи и плеч, что приблизит момент, когда он сможет удерживать головку, и в целом ускорит темпы развития мускулатуры ребенка.

Оральные автоматизмы

Безусловные рефлексы новорожденных этой группы отвечают за процесс сосания и проявляются в первые часы жизни крохи.

Сосательный рефлекс

Данный автоматизм проявляется при воздействии на полость рта ребенка: если вложить малышу в ротик соску или сосок, он тут же начинает делать характерные сосательные движения.

Сосательный рефлекс важен не только для получения пищи: благодаря регулярным движениям челюсти правильно формируется лицевой скелет у детей, происходит очистка ушек от загрязнений.

Сосательный автоматизм сохраняется у детей на первом году жизни.

Хоботковый автоматизм

Если приложить к губам грудничка палец, сосок или соску, кроха вытянет их, словно хоботок.

Сосательный автоматизм работает в паре с хоботковым: почувствовав объект, из которого можно получить пищу, ротик малыша принимает нужную форму, захватывает «источник питания» и начинает производить сосательные движения.

Хоботковый автоматизм наблюдается у детей до 2-3 месяцев, плавно угасая к концу этого срока. Дольше он сохраняется у малышей, имеющих поражение ЦНС.

Искательный рефлекс

Этот автоматизм также помогает новорожденному питаться. Если дотронуться до уголка рта ребенка, он повернет голову в ту сторону, которой вы коснулись. Рефлекс угасает к 3-4 месяцам, когда младенец начинает хорошо видеть.

Реакция Бабкина

Если надавить на ладошки грудничка, у него приоткроется ротик, а подбородок прижмется к груди. По становлению этого автоматизма специалисты определяют состояние малышей, особенно если роды проходили тяжело: если рефлекс слабый или отсутствует, значит у ребенка есть нарушения в работе ЦНС. Рефлекс Бабкина угасает после 3 месяцев жизни.

Глотательный автоматизм

Он позволяет ребенку проглатывать пищу. И если сосательный рефлекс постепенно затухает к концу первого года жизни, то глотательный остается с человеком навсегда.

Двигательные автоматизмы

  1. Защитный рефлекс проявляется, когда младенца кладут на животик — малыш должен повернуть головку в сторону. Вложив в кроху такой автоматизм, природа охраняет его от удушения из-за невозможности перевернуться самостоятельно на бок или на спину. Защитный автоматизм проявляется у малышей с первых часов жизни, но у детей с поражением ЦНС он может отсутствовать.

  2. Рефлекс опоры можно выявить, если, поддерживая кроху под мышки, предоставить его ступням опору. Малыш при этом должен выпрямить корпус и встать на полную стопу. При легком наклоне вперед грудничок начинает «шагать». Эта реакция — временное явление и из нее не вырастают двигательные навыки. Автоматизм в норме должен угаснуть до 1,5 месяцев.

  3. Рефлекс Бауэра представляет из себя способность совершать ползательные движения. Автоматизм проявляется у малыша в любой позе и усиливается, если его ступням предоставить опору. Специалисты отмечают наличие этой реакции с 3-4 дня, а угасает она постепенно к 4-5 месяцам, когда ползание становится для ребенка осознанным занятием.

  4. Хватательный рефлекс заключается в том, что при вкладывании объекта в ладони младенца, ребенок его зажимает в кулачок и прочно удерживает. Данный автоматизм отмечается у детей до 3-4 месяцев. Хватательный рефлекс есть и на нижних конечностях: если надавить на стопу в области 2 и 3 пальцев, малыш согнет пальчики ног.

    Как правило, наличие этого автоматизма на ступнях проверяется вместе с рефлексом Бабинского.

  5. Рефлекс Бабинского — это неосознанное разгибание и расправление пальчиков стопы после проведения пальцем по наружной стороне ступни от пяточки к пальцам.

  6. Рефлекс Моро у новорожденных проявляется сразу после появления на свет и заключается в симметричном разведении и сведении ручек младенца в ответ на различные раздражители: похлопывание по бедру, резкий шум, удар по пеленальной поверхности в 15 см от головки ребенка. Автоматизм этот постепенно угасает к полугоду.

  7. Реакция Галанта действует, когда новорожденного, лежащего на боку, поглаживают по линии позвоночника, в ответ на эти действия малыш изгибает спинку. В норме автоматизм начинает проявляться с 5-6 дня и наблюдается до 3-4 месяцев, если же у младенца имеется поражение спинного мозга, рефлекс Галанта не будет действовать.

  8. Рефлекс Переса проявляется при болезненном надавливании на остистые отростки позвонков, реакция ребенка на такие действия должна быть соответствующей — малыш будет плакать, мышечный тонус у него резко повысится, что приведет с сгибанию конечностей. Автоматизм Переса наблюдается у малышей до 4 месяцев, но отсутствует у детей с поражением ЦНС.

Позотонические рефлексы

Данная группа автоматизмов отвечает за двигательное развитие младенца и контролирует тонусность мышц. Именно благодаря им дитя может поднимать головку, а впоследствии учится сидеть, стоять и ходить. В норме эти рефлексы проявляются постоянно у новорожденных, а у недоношенных выражены слабо.

  1. Реакция Магнуса-Клейна характеризуется разгибанием и сгибанием определенных конечностей при повороте головы лежащего ребенка. Так, если лицо крохи обращено к правой ручке, то она распрямится, а левая, наоборот, согнется.
  2. Шейный автоматизм также связан с изменением тонуса мышц при движении шеей. Если согнуть голову новорожденного, у него повысится тонус сгибателей рук и разгибателей ножек, то есть верхние конечности согнутся, а нижние — разогнутся. При обратном движении головки малыша ручки его распрямятся, а ножки подогнутся.
  3. Лабиринтный рефлекс выражается в тонусе мышц-разгибателей в положении на спине, если же кроху выложить на животик, его спинка, ручки и ножки словно подогнутся, и младенец примет позу эмбриона.
  4. Группа установочных реакций появляется со второго месяца жизни и позволяет малышу удерживать части своего тела: сначала головку в вертикальном положении, затем приподнимать ее, лежа на животике. Со временем рефлекторная тонусность перерастет в контролируемую мозгом, а пока малышу помогает сама природа.
  5. Физиологические реакции выпрямления и равновесия позволяют крохе координировать свои движения и удерживать свое тело при сидении и в вертикальном положении, причем автоматизм выпрямления постепенно сменяется на автоматизм равновесия. Поначалу у младенца возникает тонусность мышц, которая влияет на его положение, а затем его организм учится самостоятельно балансировать, напрягая определенные мышцы. На основании этих сложных реакций выстраивается база практически всех двигательных навыков.

Источник: https://newbabe.ru/razvitie/refleksy-u-detej.html

Мигательный рефлекс Если подуть в личико малыша, то он прищурит глазки. Рефлекс отдергивания ноги

В положении новорожденного на спине, когда нижние конечности его расслаблены, поочередно наносят укол иглой на каждую подошву. Происходит одновременное сгибание бедер, голеней и стоп. Рефлекс должен вызываться одинаково с обеих сторон (симметричен).

Рефлекс может быть ослаблен у детей, родившихся в ягодичном предлежании, при наследственных и врожденных нервно-мышечных заболеваниях, миелодисплазиях. Снижение рефлекса часто наблюдается при парезах ног. Отсутствие рефлекса свидетельствует о повреждении нижних отделов спинного мозга ребенка.

Перекрестный рефлекс экстензоров.

В положении новорожденного на спине, разгибаем одну ногу и в области подошвы наносим укол — в ответ происходит разгибание и легкое приведение другой ноги. При отсутствии рефлекса можно предполагать патологию поясничного утолщения спинного мозга.

Виды позотонических рефлексов новорожденного ребенка:

  • 1. Асимметричный шейный тонический рефлекс (Магнуса — Клейна). Проявляется при пассивном повороте головы ребенка в сторону. Происходит разгибание рук и ног на стороне, к которой обращено лицо ребенка, и сгибание противоположных. Рука, к которой повернуто лицо малыша, выпрямляется. В этот момент повышается тонус разгибателей плеча, предплечья, кисти — поза «фехтовальщика», а в мышцах руки, к которой обращен затылок, повышается тонус сгибателей.
  • 2. Симметричные тонические шейные рефлексы

При пассивном сгибании головы новорожденного ребенка увеличивается мышечный тонус сгибателей в руках и разгибателей в ногах. В тоже время, когда малыш разгибает голову, проявляется обратный эффект — разгибаются руки и сгибаются ноги.

Асимметричные и симметричные шейные рефлексы новорожденного выражены у новорожденных постоянно. У недоношенных детей они слабо выражены. Рефлекс Ландау

Придайте ребенку «положение пловца» — поднимите малыша в воздух так, чтобы его лицо смотрело вниз, и он тут же поднимет голову, а затем и выпрямит (или даже выгнет) спину, а также разогнет ноги и руки — ласточка, от 6 месяцев до полутора лет. 1.асимметричный шейный топический рефлекс Магнуса — Клейна

  • 2. симметричные шейные тонические рефлексы
  • 3. тонические лабиринтные рефлексы
  • 4. рефлекс Ландау

Эти рефлексы в норме исчезают в первые 2-3 месяца. Так по мере угасания безусловных и шейно-тонических рефлексов ребенок начинает удерживать голову, сидеть, стоять, ходить и осуществлять другие произвольные движения.

Задержка обратного развития тонических рефлексов (свыше 4 месяцев) свидетельствует о поражении центральной нервной системы новорожденного.

Сохраняющиеся тонические рефлексы препятствуют дальнейшему развитию движений ребенка, формированию тонкой моторики.

В последние годы говорят о наличии плавательного рефлекса у новорожденного, который заключается в том, что малыш будет барахтаться и не утонет, если его опустить в воду. Этот рефлекс можно проверить только в присутствии инструктора в бассейне для новорожденных.

Проблемы с рефлексами — первые симптомы патологии центральной нервной системы. Если вас насторожили какие-то отклонения от нормы, то не стесняйтесь обращаться к врачу.

Повторный осмотр обязательно должен состояться спустя назначенное время — оно может быть различным в зависимости от предполагаемого характера патологии — от нескольких дней до месяца, что поможет исключить имевшиеся подозрения или, при необходимости, провести своевременное лечение.

Помните, что ребенок меняется каждый день, и проявления рефлексов зависит от целого ряда условий (сытости, усталости и многих других). Очень важно проверять врожденные рефлексы в динамике. Вовремя начатое лечение — залог здоровья ребенка в будущем.

Источник: https://studwood.ru/1577290/meditsina/migatelnyy_refleks_podut_lichiko_malysha_prischurit_glazki_refleks_otdergivaniya_nogi

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector