Развитие мышления у ребенка раннего возраста

Развитие мышления у ребенка раннего возрастаРебенок рождается, не обладая мышлением. Чтобы мыслить, необходимо обладать некоторым чувственным и практическим опытом, закрепленным памятью. К концу первого года жизни у ребенка можно наблюдать проявления элементарного мышления.

Основным условием развития мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их. В процессе воспитания ребенок овладевает предметными действиями и речью, научается самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними.

Развитие мышления выражается в постепенном расширении содержания мысли, в последовательном возникновении форм и способов мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности. Одновременно у ребенка усиливаются и побуждения к мыслительной деятельности — познавательные интересы.

Мышление развивается на протяжении всей жизни человека в процессе его деятельности. На каждом возрастном этапе мышление имеет свои особенности.

Мышление ребенка раннего возраста

Развитие мышления у ребенка раннего возраста

Овладение речью окружающих людей вызывает сдвиг в развитии наглядно-действенного мышления ребенка. Благодаря языку дети начинают мыслить обобщенно. Первые детские обобщения носят генерализованный характер: ребенок одним и тем же словом обозначает несколько разнородных предметов, в которых он уловил какое-либо внешнее сходство.

Так, мальчик одного года и трех месяцев называл яблоком («абака») не только круглые плоды, но и деревянное яйцо, мячик, металлический шарик; другой ребенок словом «кис-кис» называл кошку, пушистого щенка и все меховые вещи. Признаки, на основе которых дети обобщают, это чаще всего цвет, звучание, форма, «пушистость», блеск, т. е. признаки, наиболее выделяющиеся, привлекающие непроизвольное внимание.

Во второй половине второго года жизни появляются первые высказывания, в которых ребенок выделяет и называет какой-либо признак или действие предмета («чай горячий», «кукла спит»). К концу второго года ребенок способен вычленять из многих признаков предмета наиболее постоянные, устойчивые, объединять зрительные, осязательные и слуховые образы в общее представление предмета.

Развитие мышления у ребенка раннего возраста

Несколько позже можно заметить, как дети один и тот же предмет называют двумя словами, из которых одно — родовое понятие, другое — обозначение единичного предмета. Ребенок называет куклу «ля-лей» и в то же время «Машей». Это начало формирования общих понятий.

Если вначале речь ребенка вплетена в действие, то позже она предваряет его. Ребенок сначала скажет, что он будет делать, затем сделает. Это означает, что представление о действии предшествует действию и тем самым направляет и регулирует его. Регулирующая роль образа перестраивает наглядно-действенное мышление в наглядно-образное.

Дальнейшее развитие мышления выражается в изменении соотношения между действием, образом и словом. В решении задач все большую роль играет слово. Однако до семилетнего возраста мышление детей остается конкретным..

В одном из исследований детям от 3 до 7 лет предлагали решать задачи трех типов: в наглядно-действенном плане, в наглядно-образном и в словесном.

В первом случае ребенок мог достичь цели, пользуясь рычагами, смонтированными на экспериментальном столе; во втором случае мог решить аналогичную задачу, пользуясь только рисунком; в третьем случае условия задачи экспериментатор сообщал словесно, а ребенок рассказывал, как он решит ее (исследование Г. И. Минской).

Результаты получились следующие:

Возраст детей, лет Решили задачи (в % к числу предложенных)
в наглядно- действенном плане в наглядно-образном плане в словесном плане
3-4 55 17,5
4-5 85 53,8
5-6 87,5 56,4 15
6-7 96,3 72 22

Особенности мышления детей дошкольного возраста

Развитие мышления у ребенка раннего возраста

Из данных видно, что лучше всего дети решали задачи в наглядно-действенном плане. Даже трехлетние дети дали 55% правильных решений, а 6—7-летние решили их почти все (96,3%). Задачи второго типа оказались труднее. Самыми трудными оказались задачи третьего типа, словесные. Младшие дети их вообще не решили, а из более старших правильно ответили менее четверти. Данные указывают на определенную последовательность в развитии видов мышления в дошкольном возрасте. Впереди идет развитие наглядно-действенного мышления, вслед за ним формируется наглядно-образное и, наконец, словесное мышление.

У преддошкольника мышление не вычленяется из восприятий и носит ситуативный характер; младшие дошкольники могут думать и о том, что они непосредственно не воспринимают; средние и старшие дошкольники в мышлении выходят далеко за пределы личного опыта и могут рассуждать, рассказывать. Ребенок 6—7 лет достаточно умело использует факты, обобщает их и приходит к правильным предположениям.

Процесс отвлечения совершается у него не только при восприятии ряда предметов, но и под влиянием словесных описаний и объяснений. Однако ребенок все еще находится в плену образов конкретных предметов.

Зная из опыта, что железные предметы тонут в воде, он говорит, что гвоздь потонет, но этот вывод он подкрепляет не общим положением («все железные предметы тонут»), а ссылкой на единичный случай: «Я сам видел, как гвоздь тонул».

Об активности мышления детей красноречиво говорят их вопросы, которых очень много.

Первые вопросы порождаются затруднениями в практических действиях ребенка (сломалась игрушка, не крутится колесо машины, не достать мяч из-под дивана). Ребенок спрашивает, как достать, что делать.

Затем дошкольник, пытаясь приобщить взрослого к своей игре, спрашивает, как построить плотину на ручейке, почему не получается, где взять что-либо и пр.

Еще позже появляются вопросы. в которых ребенок выражает любознательность к тому, что его окружает: Почему теперь ночь? Почему капель падает? Отчего огонь в спичке, где он спрятан? и т. д. Мысль детей теперь направлена на различение и обобщение предметов, явлений, событий, наблюдаемых ими.

Поступление в школу меняет содержание деятельности детей. Значительно расширяется круг предметов и явлений, о которых они должны думать, повышаются и требования к самим процессам мышления.

Учитель учит детей внимательно следить за ходом рассуждения, точно выражать мысли в словах, сначала думать, а потом делать что-либо и пр. Хотя мышление младших школьников в целом остается еще конкретно-образным, элементы абстрактного мышления выражены все заметнее.

Дети могут мыслить на уровне общих понятий о том, что им хорошо известно, о знакомых животных, растениях, людях и их труде.

Темп развития мышления детей школьного возраста в значительно!: мере зависит от того, как их обучают.

Опытное обучение младших школьников по специальным программам повышенной трудности доказывает, что уже у детей 7—8 лет способность к отвлеченному рассуждению и последовательному выполнению умственных действий достаточно высока.

Применение научно разработанных методов обучения детей убыстряет развитие мышления. Преимущество этих методов в том, что учитель всегда знает, когда, на каком фактическом материале и каким образом следует формировать отдельные мыслительные процессы.

Мышление учащихся среднего  школьного возраста

Развитие мышления у ребенка раннего возраста

В старшем школьном возрасте мышление становится абстрактным. Вместе с тем наблюдается и развитие конкретно-образного мышления, в особенности под влиянием изучения художественной литературы. В одном исследовании было изучено понимание школьниками разного возраста переносного значения басни Крылова «Петух и жемчужное зерно».

Учащиеся I и II классов не понимали обобщения, лежащего в основе басни. Они воспринимали басню как маленький рассказ о петухе: «Петух копает», «Петух коричневый», «У петуха перья красивые».

Учащиеся III класса понимают, что в басне идет речь о человеке, а не о петухе, но понимание сковано конкретной ситуацией: «В басне говорится о том, что ячменное зерно для человека вкуснее, а жемчуг есть нельзя», «Подразумевается глупый человек, которому только бы поесть».

Школьники IV класса подмечают некоторые особенности художественного образа, дают развернутую характеристику персонажа: «Петух разрывает навозную кучу, думает, что все знает, гордый такой, белый», «Петух идет важный, гордый, надутый», и на основе описания делают из басни верный вывод. Учащиеся VI класса заметно выражают свое ироническое отношение к образу.

Восьмиклассники создают еще более детальный и динамичный образ, что позволяет им глубоко понять моральный смысл басни.

Обучаясь основам наук, школьники усваивают системы научных понятий, каждое из которых отражает одну из сторон действительности.

Формирование понятий — процесс длительный, зависящий от уровня обобщенности и абстрактности их, от возраста школьников, их умственной направленности и от методов обучения.

Как указано выше, в усвоении понятий существует несколько уровней: по мере развития учащиеся Ле ближе подходят к сущности предмета, явления, обозначенного понятием, легче обобщают и связывают друг с другом отдельные понятия.

Для формирования личности школьника большое значение имеет усвоение моральных понятий (понятий долга, честности, скромности, чуткости, товарищества и пр.). Овладение ими также проходит несколько уровней. Для первого уровня характерно элементарное обобщение конкретных случаев, взятых из личного опыта школьников или из литературы.

На втором уровне усвоения выделяются отдельные признаки понятия («чуткость—это помощь другу», «честность — это значит не вступать в сделку с собственной совестью», IX кл.). Границы понятия учащиеся то сужают, то излишне расширяют.

На третьем уровне учащиеся пытаются дать развернутое определение понятия с указанием основных признаков и приводят верные примеры из жизни.

На четвертом уровне происходит полное овладение понятием, указание его места среди других моральных понятий, успешное применение понятия в жизни.

Одновременно с развитием понятий формируются суждения и умозаключения. Для учащихся I—II классов характерны суждения категорические, утвердительной формы. Дети судят о каком-либо предмете односторонне и не доказывают своих суждений. В связи с увеличением объема знаний и ростом словаря у школьников III—IV классов появляются суждения проблематические и условные.

Учащийся IV класса может рассуждать, опираясь не только на прямые, но и на косвенные доказательства, особенно на конкретном материале, взятом из личных наблюдений. В среднем возрасте школьники употребляют также разделительные суждения и свои высказывания чаще обосновывают, доказывают.

Учащиеся старших классов практически владеют всеми формами выражения мысли. Суждения с выражением предположения, допущения, сомнения и т. д. становятся нормой в их рассуждениях. С одинаковой легкостью старшие школьники пользуются индуктивными и дедуктивными умозаключениями и умозаключением по аналогии. Самостоятельно могут ставить вопрос и доказывать правильность ответа на него.

Развитие понятий, суждений и умозаключений происходит в единстве с овладением школьниками логическими операциями — анализом, синтезом, сравнением, обобщением и пр. Успешное овладение мыслительными операциями зависит не только от усвоения знаний, но и от специальной работы учителя в этом направлении.

Читайте также:  Что можно во время беременности?
Понравилась статья? Подпишись на обновления!

Индивидуальные различия в мышлении. Самостоятельность мышления

Язык и речь. Речевая деятельность.

Источник: http://net22.ru/razvitie-myshleniya-u-detej-osobennosti/

Мбу детский сад № 170 "дружба"

Родители дошкольников более всего заняты поиском ответа на вопрос «как и чему учить ребенка?».

Они выбирают из множества новаторских методик «самую-самую», записывают ребенка в различные кружки и студии, занимаются различными «развивающими играми» и учат малыша чуть ли не с пеленок читать и считать.

Что же такое – развитие мышления в дошкольном возрасте? И, действительно, чему приоритетно обучать детей?

Как и в любой сфере развития личности, мышление ребенка проходит несколько стадий формирования. В психологии принято определять три стадии развития мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. 

Развитие мышления у ребенка раннего возраста

1) Наглядно-действенное мышление:

Один из наиболее ранних видов мышления, данное мышление обязательно включает в себя внешнее действие с предметом, определенное преобразование предмета (хотя бы перемещение в пространстве), что обеспечивает решение какой-либо задачи. Ребенок переживает лишь потребность решить практическую задачу.

Самостоятельного мыслительного действия еще нет, решение осуществляется путем внешних предметных действий – это начальная ступень развития мышления.

Самое главное в стадии развития наглядно-действенного мышления – то, что ребенок для удовлетворения своей потребности использует различные предметы в качестве орудий, средств достижения цели; в действии он осуществляет предметный анализ окружающей его ситуации, устанавливает некоторые пространственные отношения между предметами, выделяет в предметах- орудиях свойства, важные для достижения цели. Затем, по мере того как ребенок овладеет специализированными действиями с предметами домашнего обихода, он познает функциональные свойства этих предметов и их взаимосвязи в житейских ситуациях.

  • Почему необходимо развивать наглядно-действенное мышление?
  • Данный вид мышления  является необходимым базисным образо­ванием для развития мышления наглядно-образного, со­ставляющего основу успешного обучения в начальной школе. 
  • Что такое сформированное наглядно-действенное мышление?
  • Ребенок с высоким уровнем развития нагляд­но-действенного мышления хорошо справляется с любы­ми видами продуктивной деятельности, где для решения поставленной задачи требуется умение работать по на­глядному образцу, соотносить размеры и формы предме­тов (блоков конструктора, деталей механизмов).
  • Как развивать наглядно-действенное мышление?

На этом этапе основная задача родителей — не мешать стремлению маленького исследователя  опробовать все своими руками. Несмотря на то что, несомненно, в процессе своих действий малыш может что-то сломать, разбить, повредить, и даже пораниться сам. Поэтому важно поощрять его желание познавать, при этом, не забывая о мерах безопасности.

Хорошо тренируют такой тип мышления игрушки, элементы которых, каким-то образом отражают результат действий ребёнка  —  сортеры, наборы для прикладной деятельности, занятия с разными материалами — сыпучим песком, крупами, водой, снегом.

Старайтесь, чтобы  малыша во время игры формировалась четкая связь – «действие-результат действия», это будет полезно для будущих занятий логикой и математикой.

Самым эффективным спосо­бом  развития наглядно-действенного мышления является предметно-орудийная деятель­ность, которая наиболее полно воплощается в деятельно­сти конструирования. Поэтому желательно, чтобы в каждой группе, а также дома был набор самых разных конструкторов (пластмассовых, металлических, деревян­ных и др.).

Развитию этого этапа мышления способствуют зада­ния и упражнения со спичками (выложить фигуру из определенного числа спичек, перенести одну из них так, что­бы получить другую фигуру), а также задания с ножница­ми и бумагой.

2) Наглядно-образное мышление:

На базе наглядно-действенной формы мышления зарождается наглядно-образная форма мышления, при которой решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами. Это вид мышления, который осуществляется на основе преобразований образов восприятия в образы-представления, дальнейшего изменения, преобразования и обобщения реальности в образной форме.

Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению происходит при стремлении ребенка определить существенные связи и отношения объектов и представить их в целостном организованном виде.

Малыши становятся способными к первым обобщениям, основанным на практическом опыте их  предметной деятельности, результаты которой закрепляются в слове и реализуются в игровой деятельности.

Почему необходимо развивать наглядно-образное  мышление?

Еще в работах Аристотеля отмечена важность развития этого вида мышления. Создание мысленного образа помогает личности быть нацеленной на результат, стремиться к достижению запланированного, позволяет быть ориентированной в собственных поступках.

Именно оно помогает активизировать творческий потенциал, заложенный в каждом из нас.

Тот, у кого развито образное мышление, способен мыслить быстрее, чем те, у кого доминирует абстрактная память (так, скорость первого вида мышления – 60 бит/сек, а абстрактного – лишь 7 бит/сек).

Что такое сформированное наглядно-образное  мышление?

Развивающееся мышление дает детям возможность заранее предусматривать результаты своих действий, планировать их.

По мере развития любознательности, познавательных интересов мышление все шире используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью.

Ребенок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям.

Дошкольники прибегают ксвоего рода экспериментам для выяснения интересующих их вопросов, наблюдают явления, рассуждают о них и делают выводы. К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей.

Возникновение ее важно для дальнейшего развития интеллекта, несмотря на то, что дети часто производят неправомерные обобщения, недостаточно учитывая особенности предметов и явлений, ориентируясь на яркие внешние признаки.

Дети проявляют высокий уровень познавательной потребности, задают большое количество вопросов, в которых отражается их стремление по-своему классифицировать предметы и явления, найти общие и различные признаки живого и неживого, прошлого и современности, добра и зла.

Дети приобретают возможность рассуждать и о таких явлениях, которые не связаны с их личным опытом, но о которых они знают из рассказов взрослых, прочитанных им книжек.

Как развивать наглядно-образное мышление?

Развитию наглядно-образного мышления способствуют следующие виды заданий: 

  • прохождение лабиринтов;
  • рисование;
  • чтение, дальнейший анализ характеров главных героев;
  • упражнения, в результате которых каждой картинке, с изображенной на ней элементарной фигурой, следует придумать как можно большее количество ассоциаций;
  • использование игр с перестановкой палочек, спичек (к примеру, необходимо составить из 5 спичек два равнобедренных треугольника);
  • составление рассказов, в которых пропущена основная часть;
  • упражнения на поиск аналогов (следует отыскать как можно большее количество одинаковых свойств у одного выбранного предмета с любыми другими).

3)   Словесно-логическое мышление:

Наконец, третьей формой интеллектуальной деятельности ребенка является логическое мышление, которое только склады­вается к концу дошкольного возраста. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых: родителей и педагогов.

Сделать актуальной сферу обучения детей – создать такие ситуации, используя различные методы обучения, при которых тяга к познанию и восприятию того или иного материала, события станет постоянной, доминирующей. Необходим творческий подход обеих сторон – взрослых и детей – к данной проблеме.

Это возможно, когда ребенок прилагает собственные усилия через созданную взрослыми ситуацию творческого общения при решении различных задач.

При этом развиваются не только исполнительские способности: память, внимание, умение копировать действия других, повторять увиденное или услышанное, что не мало важно для развития детей, — но и творческие: наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности.

К шести годам у ребенка развивается глазомер, зрительная оценка пропорций, характеризующих какой-либо предмет, преднамеренное запоминание и умение воспроизводить усвоенное. О знакомых явлениях он может уже высказывать правильные суждения, делать умозаключения.

Почему необходимо развивать словесно-логическое мышление?

Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний учителя, умение ответить на его вопросы и сформировать собственные вопросы к нему – первое, что потребуется от ребенка в учебном процессе.

  1. Что такое сформированное словесно-логическое мышление?
  2. Возможность переходить к решению задач в уме возникает благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребенок, приобретают обобщенный характер, отображают не все особенности предмета, ситуации, а только те, которые существенны с точки зрения решения той или иной задачи. 
  3. Как развивать словесно логическое мышление?

Составление рассказа по картинкам. Перед ребенком в беспорядке кладут 4 картинки, на которых изображена определенная, хорошо известная ребенку последовательность событий. Взрослый просит ребенка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он расположил их именно так. Затем предлагается составить рассказ по картинкам.

Понимание грамматической конструкции предложений.

“Наташа пошла гулять после того, как полила цветы”.- Что Наташа сделала раньше: пошла гулять или полила цветы?

“Через много лет Сереже будет немного больше лет, чем Саше сейчас”. – Кто старше? (Саша).

  • Узнавание предметов по заданным признакам.
  • Назови предмет, про который можно сказать:
  • желтый, продолговатый, кислый; продолговатый, зеленый, твердый, съедобный.
  • Какой предмет обладает следующими признаками:
  • пушистый, ходит, мяукает; гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает.
  • Кто или что может быть:
  • высоким или низким; холодным или горячим; твердым или жидким;
  • узким или широким.
  • Какому времени года соответствует следующее описание:

«День становится длиннее. Все больше становится солнечных дней. Тает снег. С юга прилетают птицы и начинают строить гнезда.»

Сравнение двух или более предметов.

  • Чем похожи эти слова:
    • кошка, книга, крыша;
    • число, весло, кресло;
    • Назовите общие признаки:
      • яблока и арбуза;
      • кошки и собаки;
      • стола и стула;
      • ели и сосны;
      • голубя и дятла;
      • ромашки и гвоздики.
    • Чем отличается:
      • ручка от карандаша;
      • рассказ от стихотворения;
      • сани от телеги;
      • осень от весны;
      • дерево от кустарника;
      • лиственное дерево от хвойного дерева.

Проанализировать три логически связанных понятия, выделить одно, отличающееся от других каким-либо признаком. Объяснить ход рассуждений.

  1. ночник, торшер, свеча; слива, яблоко, персик; брюки, шорты, юбка; корова, лошадь, лев; елка, береза, сосна; картофель, морковь, огурец; петух, гусь, воробей;
  2. коза, свинья, корова.

Подобрать слово противоположного значения. Объяснить свой выбор. Составить предложение с союзом “а”, в котором будут объединены оба антонима.

  • покупать –
  • открывать –
  • помнить –
  • встречать –
  • толстый –
  • мелкий –
  • полный –
  • знаменитый –
  • голодный –
  • брать —

К каждому сочетанию слов подобрать двойной антоним. С каждой парой слов составить предложение.

  • Пример: умный друг – глупый враг.
  • тихий плач – радостная встреча – вспомнить радость – светлый верх – темное прошлое –
  • слабый мороз —
  • Логические задачи:
  • Рыбак поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Какая рыба поймана раньше всех?
  • На веревке завязали три узелка. На сколько частей эти узлы разделили веревку?
  • Коля ростом выше Егора, но ниже Сережи. Кто вше Егор или Сережа?
  • Маша купила 4 шара красного и голубого цвета. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько шаров каждого цвета купила Маша?
  • На столе стояло 3 стакана с вишней. Костя съел 1 стакан вишни. Сколько стаканов осталось?
  • Когда гусь стоит на одной лапе, он весит 2 кг. Сколько будет весить гусь, если встанет на обе лапы?
  • Что тяжелее килограмм ваты или килограмм железа?
Читайте также:  Как ребенку обращаться к отцу

Наиболее полно и связно объяснить, в чем неясность, неправдоподобность ситуации.

по рисунку

  • по изложенному в стихотворении:

Сел воробушек на дом, Провалилась крыша. Под березою с котом Пляшут польку мыши. Рыбка с мостика нырнула,  Вскрикнула и утонула.  Черепаха хвост поджала И за зайцем побежала, Возле речки, ну дела, Серого обогнала! Сидела кошка в птичьей клетке, А птичка съесть ее хотела, Но кошка прыгнула на ветку

  1. И, прочирикав, улетела.
  2. Подробно объяснить, в чем ошибка предложенных суждений.
  • ваза хрустальная, а стакан легкий;
  • зебра полосатая, а леопард злой;
  • холодильник белый, а ковер мягкий;
  • огурец зеленый, а яблоко растет на дереве.

“Отвечай быстро”. Цель — упражнять в классификации, сравнении, обобщении; упражнять в согласовании числительных и прилагательных с существительными.

  • Таблица, разделенная на 9 клеток.
  • В каждой клетке изображены птицы или животные: в первом ряду – воробей, голубь, дятел; во втором – оса, лиса, стрекоза; в третьем – волк, бабочка, снегирь.
  • Вопросы по таблице:
  • Как можно назвать всех, кто нарисован в первом ряду?
  • Сколько всего птиц в таблице? Назови их.
  • Кого больше зверей или насекомых?
  • На сколько групп можно разделить всех, кто нарисован в таблице?
  • Посмотрите на рисунки в третьем столбике. Что общего у всех, кто там нарисован?
  • Сравните животных первого и второго столбика. Что вы заметили общего?

Игры и игровые упражнении дают педагогу и родителям возможность проводить занятия с детьми более живо и интересно. Почти все игры, направлены на решение многих задач. К ним можно возвращаться неоднократно, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный.

Развитие мышления у ребенка раннего возраста Развитие мышления у ребенка раннего возраста

Источник: http://chgard170.tgl.net.ru/mihina-ev/469-osnovnye-etapy-razvitiya-myshleniya-doshkolnikov

Игры на развитие мышления у детей раннего возраста

  • Игры на развитие мышления у детей раннего возраста
  • Игра «Как ходит и пост петушок, как бегает и лает собачка»
  • Цель: развивать предметную и игровую деятельности, кругозор и образное мышление, речевой аппарат и звукоподражание.
  • Игровой материал и наглядные пособия: игрушечные петушок и собачка.

Описание: дети рассаживаются по кругу. Педагог показывает игрушечного петушка (собачку), обращает внимание на то, какой он красивый, показывает, как ходит петушок (бегает собачка), как поет (лает).

«Петушок» подходит к ребенку, ребенок воспроизводит движения «петушка» и звукоподражает.

  1. Игра «Сборные матрешки»
  2. Цели: развивать умение различать верх и низ предмета, координировать мелкие движения кисти руки; обогащать словарный запас.
  3. Игровой материал и наглядные пособия: двух — или трехместные матрешки с яркой раскраской.

Описание: педагог предлагает детям рассмотреть двух- или трехместных матрешек и объясняет, что их надо разобрать и правильно собрать: вложить меньшую в большую, соблюдая правильное положение (головкой вверх).

Далее вместе с детьми рассмотреть матрешек и задать наводящие вопросы: «Покажите, где расположена голова у матрешки? Значит, это верхняя часть матрешки. А где же нижняя часть матрешки? Конечно, там, где кармашек на платье».

И т. д.

  • Игра «Чудесный мешочек»
  • Цель: развивать образное мышление, память.
  • Игровой материал и наглядные пособия: игрушечные лошадка, мишка, кот, зайка, мешок, картинки с изображением животных.

Описание: педагог кладет игрушечных зверей в мешок. Ребенок вынимает игрушку и читает стихотворение об этом животном: если он затрудняется в выполнении задания, то стихотворение читает другой ребенок. И т. д.

  1. Игра «Игрушки разбежались»
  2. Цель: развивать память, внимание.
  3. Игровой материал и наглядные пособия: игрушки.

Описание: подобрать несколько предметов для игры, например: машину, несколько кубиков, кукольную мебель. Рассмотреть их вместе с ребенком, определить, как хотите с ними поиграть.

Объяснить, что нужно построить дом для куклы Кати и поставить там мебель. Предложить ребенку выйти в другую комнату. Разложить все выбранные предметы в разные места. Позвать ребенка и сообщить ему, что все игрушки разбежались и вы не можете их найти.

Пусть ребенок вспомнит, во что собирались играть, и найдет ваши игрушки:

  • Игра «Экскурсия по дому»
  • Цель: развивать речь, память, внимание.
  • Описание: педагог показывает куклу, рассказывает, что кукле Любе надоело жить в своем кукольном домике, она хочет отправиться в «путешествие» по всей комнате.

Предложить ребенку показать Любе все, что есть в групповой комнате, назвать каждую вещь и рассказать, для чего она нужна. Кукла Люба — любопытная девочка и любит задавать вопросы. Играть можно несколько дней.

  1. Игра «Подбери крышку»
  2. Цель: развивать навыки классификации и сопоставления предметов.
  3. Игровой материал и наглядные пособия: кастрюли разного размера с соответствующими им крышками.
  4. Описание: педагог говорит ребенку, что перепутались крышки от кастрюль, и предлагает помочь подобрать крышки по размеру.
  5. Игра «Найди домик»
  6. Цель: развивать навыки сопоставления.
  7. Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями зайцев: 3-е маленькими зайцами и 3 — с большими; карточки с изображениями домиков: 3-е маленькими домиками, 3-е большими.

Описание: педагог рассказывает ребенку о том, что «зайчики» вышли погулять и заблудились. Предлагает ребенку помочь «зайкам» найти свои «домики»: маленьким — маленькие, большим — большие. (Разложить карточки с изображениями домиков в хаотическом порядке.)

  • Игра «Один — гуда, другой — сюда»
  • Цель: развивать навык сопоставления, умение систематизировать предметы по признаку.
  • Игровой материал и наглядные пособия: 4 вырезанных из бумаги круга диаметром 3 см, 4 круга диаметром 6 см, коробки для больших и маленьких кругов.

Описание: придумать сюжет игры, например: бабушка пекла блины — большие (вырезанные из бумаги круги диаметром 6 см) и маленькие (вырезанные из бумаги круги диаметром 3 см). Большие — маме с папой, а маленькие — деткам. Но все блины перепутались. Надо помочь бабушке разложить их по тарелкам: распределить большие круги в большую коробку, маленькие — в маленькую.

Источник: https://infourok.ru/igri-na-razvitie-mishleniya-u-detey-rannego-vozrasta-3012537.html

Особенности мышления в раннем возрасте

Уже к началу раннего возраста у ребенка наблюдаются отдельные действия, которые можно считать проявлениями мышления. Это те действия, в которых ребенок обнаруживает связь между отдельными предметами или явлениями — например, подтягивает веревочку, чтобы приблизить к себе игрушку.

Но подобные догадки возникают только в тех случаях, когда предметы уже связаны между собой (игрушка уже привязана к веревке). В раннем возрасте он уже связывает между собой предметы, которые объективно и зрительно разъединены — он соединяет их в своих практических действиях. Это уже знакомые нам соотносящие и орудийные действия.

Само по себе их усвоение не требует особой самостоятельной работы мышления — взрослые дают образцы нужных действий и показывают использование орудий.

Но в процессе их усвоения ребенок начинает ориентироваться не просто на отдельные вещи, но на связь между предметами, что в дальнейшем способствует установлению таких связей в новых условиях при самостоятельном решении практических задач. Переход от использования готовых связей, показанных взрослым, к их самостоятельному установлению — важный шаг в развитии мышления.

Сначала установление таких связей происходит путем практических проб. Он пробует разные способы открывания коробочки, доставания привлекательной игрушки или получения новых впечатлений и в результате своих проб случайно получает эффект.

Например, случайно нажав на соску от бутылочки с водой, он обнаруживает брызжущую струю, или, сдвинув крышку коробочки-пенала, открывает ее и достает спрятанный там предмет. Мышление ребенка, которое осуществляется в форме внешних ориентировочных действий, называют наглядно-действенным. Именно эта форма мышления характерна для детей раннего возраста.

Малыши активно используют нагляднодейственное мышление для обнаружения самых разнообразных связей вещей и явлений окружающего их предметного мира. Внешние, практические ориентировочные действия служат основой и исходным пунктом для формирования всех форм мышления.

Настойчивое воспроизведение одних и тех же простых действий и получение ожидаемого эффекта (открывание и закрывание коробочек, извлечение звуков из звучащих игрушек, сравнения разных предметов, действия одних предметов на другие и пр.) дают малышу чрезвычайно важный чувственный опыт, который ложится в основу более сложных, внутренних форм мышления.

Конечно, этот опыт не осознан, он пока полностью включен в ткань непосредственного, конкретного действия, но важно, что предметы выступают здесь не со стороны своих практическипотребительских функций, а со стороны своих абстрактных, общих свойств вычленения существенных и функциональных признаков, которые открывает и познает ребенок.

Такое познание захватывает малыша и приносит ему новые познавательные эмоции — интерес, любопытство, удивление, радость от открытия. Познавательная активность и развитие мышления в раннем возрасте проявляются не только и не столько в успешности решения практических задач, но прежде всего в эмоциональной вовлеченности в такое экспериментирование, в настойчивости и в удовольствии, которое получает ребенок от своей исследовательской деятельности.

Повторение и воспроизведение исследовательских действий приводит к тому, что на их основе складываются внутренние психические действия. Уже в пределах раннего возраста у ребенка появляются действия, которые он совершает в уме, без внешних проб.

Например, употребив палку для доставания какого-либо предмета, лежащего на высокой полке, ребенок догадывается применить ее для того, чтобы достать мячик, закатившийся под диван.

В основе такой догадки лежит проба, проделанная в уме, или элементарная форма внутреннего действия, где ребенок действует не с реальными предметами, а с их образами, представлениями о предметах и способах их употребления.

Мышление, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами, называют наглядно-образным. В раннем возрасте этот вид мышления только зарождается и распространяется на весьма ограниченный круг решения задач. Задачи более сложные малыш решить не может или решает их в наглядно-действенном плане.

Читайте также:  Занятия йогой для беременных: польза, которую трудно переоценить

Большое место в развитии мышления детей раннего возраста занимает развитие обобщений — мысленного объединения предметов или действий, обладающих общими признаками.

Далее – Развитие обобщений в предметных действиях ребенка

Источник: http://www.online-diplom.ru/2016-smirnova-eo/detskaya-psikhologiya-56.html

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2013

В современных условиях информационного и технологизированного общества, перехода к рыночным отношениям и самостоятельной экономической деятельности людей особенно возрастает значение мышления в жизнедеятельности каждого человека, целью которого является анализ связей и отношений между предметами и явлениями, в результате чего у человека пополняются знания, складывается схема ситуации, вырабатывается план действия с ней [4, с.81].

Ведущую роль мышления в познавательной деятельности ребенка выделяют отечественные психологи (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, С.Л.Новоселова, B.C. Мухина, Л.Ф. Обухова и др.).

Так, С.Л. Новоселова рассмотрела развитие наглядно-действенного мышления детей раннего возраста с позиции теории деятельности.

Проведенный ею сравнительно-генетический анализ становления ранних форм мышления в онтогенезе человека и человекоподобных обезьян показал, что мышление с его человеческими качествами не возникает внезапно.

Оно «длительно подготавливается в филогенезе в виде необходимых предпосылок (возможности обобщения опыта манипулирования с предметами у обезьян) и приобретает новые качества уже в ходе антропогенеза, который служит водоразделом между животным интеллектом и человеческим мышлением» [2, с.45].

Л.Ф.

Обухова отмечает, что в раннем возрасте на развитие мышления значительное влияние оказывает предметная деятельность, которая в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка и направлена на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. Эта деятельность является ведущей в раннем детстве, она предметная, потому что мотив деятельности заключается в самом предмете, в способе его употребления [3, с. 81].

О важности предметной деятельности в развитии мышления ребенка раннего возраста пишет В.С. Мухина: «В раннем детстве, самостоятельно передвигаясь, действуя с объектами, малыш изучает их, выделяет их признаки. Установление связи между предметом и действием выступает предпосылкой практического решения задач.

Задача возникает перед ребёнком в практической деятельности и решается им с помощью предметных действий. Предметная деятельность через освоение ребенком соотносящих и орудийных действий создает возможности для того, чтобы малыш перешёл от использования готовых связей и отношений к их установлению.

То есть возникает наглядно-действенное мышление» [1, с.61].

В возрасте 1-3 лет начинают развиваться мыслительные операции, которые, как подчёркивал Д.Б. Эльконин, «складываются при овладении соотносящими и орудийными действиями [6, с.269].

Развитие первых мыслительных операций неразрывно связано с освоением речи. «К концу раннего детства возникает знаково-символическая функция сознания.

Ребёнок начинает осваивать операцию замещения, состоящую в том, что один предмет может быть использован как заместитель другого» [5, с.107].

Таким образом, на пороге раннего детства у ребенка впервые появляются действия, которые можно считать проявлением мышления, — использование связи между предметами для достижения цели.

В процессе усвоения соотносящих и орудийных действий ребенок начинает ориентироваться не просто на отдельные вещи, но на связь между предметами, что в дальнейшем способствует решению практических задач.

Первые мыслительные процессы возникают у ребенка в результате познания свойств и отношений окружающих его предметов в процессе их восприятия и действия с ними.

В предметной деятельности при переходе от ручных операций к орудийным в процессе освоения общественных способов употребления вещей происходит зарождение интеллектуальной деятельности – наглядно-действенного мышления. Первоначальная стадия развития мышления – его наглядно-действенная форма – проявляется в том, что ребенок практически манипулирует с вещами и схватывает связи между ними.

Целью исследования явилось изучение особенностей мышления детей раннего возраста.

Для изучения уровня развития мышления детей раннего возраста использовалась методика С.Н. Новосёловой «Изучение процесса практического решения наглядной задачи в раннем возрасте» [22, с. 124].

Оборудование: 1) кукла, палочка с кольцом на конце, тележка, на которой имеется вертикально закрепленный стержень; 2) таз, пластмассовые рыбки, сачок; 3) прозрачная банка, шарики, черпачок.

Проведение исследования. Детям предлагают три практические задачи, в ходе решения которых нужно выполнить задания, воспользовавшись специализированными орудиями и игрушками – орудиями, имитирующими орудия труда.

Исследование проводилось с детьми раннего возраста (2,5 – 3 года). Количество детей принимавших участие в исследовании – 20.

В результате проведенного исследования уровня развития наглядно-действенного мышления все испытуемые были поделены на три группы в зависимости от уровня развития у них наглядно-действенного мышления: с высоким, средним и низким уровнем.

Результаты, характеризующие исходный уровень развития мышления у детей раннего возраста по каждому из трех заданий представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Уровень развития мышления у детей раннего возраста по каждому из трех заданий методики С.Н. Новоселовой, в %

Согласно полученным данным, результаты эксперимента следующие.

При выполнении задания № 1 (Поехала кукла в гости)

— высокий уровень наглядно-действенного мышления показал характерен для 5,0% испытуемых. Так, Оля использовала палочку для передвижения тележки и при этом самостоятельно выполнила задание (передвигать тележку с куклой, не трогая ее руками). Эта девочка продемонстрировала способность достичь результат, учитывая особенности орудия, форму и положение предмета.

— средний уровень мышления имеют 35,0% детей, которые лишь частично справились с заданием, после подсказки взрослого.

— низкий уровень мышления проявили 60,0% детей, которые не смогли выполнить задание даже после подсказок взрослого, они не обращали внимание на палочку, а передвигали тележку руками. То есть они не способны учитывать особенности орудия, форму и положение предмета.

  • При выполнении задания № 2 (Ловись рыбка)
  • — высокий уровень мышления показали 10,0% детей раннего возраста, они обладают способностью установить взаимосвязь между предметом и орудием, учитывают ли форму, пространственное положение предметов.
  • — средний уровень мышления продемонстрировали 40,0% детей, которые лишь частично справились с заданием, после помощи взрослого.

— низкий уровень мышления проявили 50,0% детей, которые не смогли выполнить задание, они отказались от помощи взрослого, а самостоятельно не смогли выловить рыбку, т.е. эти дети не могут установить взаимосвязь между предметами, они не умеют учитывать форму предмета и его расположение в пространстве.

При выполнении задания № 3 (Достань шарики)

— высокий уровень мышления показали 10,0% детей раннего возраста, которые смогли самостоятельно достать все шарики из банки с водой, т.е. они обладают способностью установить взаимосвязь между предметом и орудием, учитывают ли форму, пространственное положение предметов.

— средний уровень мышления характерен для 35,0% детей, они лишь частично справились с заданием (выловили не все шарики), им помогал взрослый.

— низкий уровень мышления свойственен для 55,0% детей, которые не смогли выполнить задание, они отказались от помощи взрослого, а самостоятельно смогли выловить только 1 шарик, т.е. эти дети не могут установить взаимосвязь между предметами, они не умеют учитывать форму предмета и его расположение в пространстве.

Общий уровень мышления испытуемых детей раннего возраста представлен на рисунке 2.

Рис. 2. Уровень развития мышления у детей раннего возраста (методика С.Н. Новоселовой), в %

  1. Согласно полученным данным,
  2. — высокий уровень развития наглядно-действенного мышления имеют 10,0% детей. Эти дети при решении всех трех практических задач самостоятельно достигли результата, учитывали особенности орудия, форму, положение предметов и взаимосвязь между предметами;
  3. — средний уровень развития наглядно-действенного мышления характерен для 35,0% детей. При решении трех практических задач самостоятельно достигали результата только в тех случаях, когда им помогал взрослый, при этом они не всегда учитывают особенности орудия, форму, положение предметов и не совсем понимают взаимосвязь между предметами;

— низкий уровень развития наглядно-действенного мышления обнаружен у 55,0% детей исследуемой группы. Дети данной группы при решении трех практических задач не достигли результата, они отказались от помощи взрослого. Эти дети совсем не умеют самостоятельно учесть особенности орудия, форму, положение предметов и не понимают взаимосвязь между предметами

  • Таким образом, у детей раннего возраста уровень развития наглядно-действенного мышления преимущественно находится на низком и среднем уровнях. Особенностями наглядно-действенного мышления детей исследуемой группы являются неспособность:
  • — учитывать особенности орудия, его форму;
  • — учитывать положение предмета в пространстве;
  • — установить взаимосвязь между предметом и орудием.
  • Для развития наглядно-действенного мышления и создания предпосылок для развития наглядно-образного мышления детей раннего возраста необходимо проводить работу по следующим направлениям:
  • 1) совершенствование восприятия;
  • 2) развитие соотносящих и орудийных действий;
  • 3) развитие наглядно-действенного мышления;
  • 4) развитие познавательной активности;
  • 5) создания предпосылок сюжетно-ролевой игры;
  • 6) формирование целенаправленности действий ребёнка.

Каждое из этих направлений предполагает наличие в предметно-развивающей среде детского сада специальных игровых материалов и особые характеристики игрушек. Эти материалы и игрушки постоянно используются воспитателем в процессе развития мышления детей и организации их предметно-орудийной деятельности.

Своевременное включение ребенка в активные виды предметно-орудийной деятельности – это одно из условий развития его мышления.

Литература:

  1. Мухина, В.С. Возрастная психология: феномены развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Детство-Пресс, 2008. – 364с.

  2. Новоселова, С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте [Текст] / С.Л. Новоселова. — М.: Детство-Пресс, 2008. – 185 с.

  3. Обухова, Л.Ф. Детская возрастная психология [Текст]: Учебник / Л.Ф. Обухова. – М.: Владос, 2009. – 374 с.

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 2151 г.

    Москва «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» [Электронный ресурс] // Российская газета.

    Федеральный выпуск 5637 от 21 ноября 2011 г. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/11/21/programma-doshk-dok.html

  5. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст]: учеб. пособие для учащихся средних пед. учебных заведений / Г.А. Урунтаева. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 339 с.

  6. Эльконин, Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве Д.Б. Эльконин // Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1999. – С. 265-278.

Источник: https://scienceforum.ru/2013/267/6546

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector