Развитие ребенка 1 месяц

4 Марта 2017

Что должен уметь ребенок в 1 месяц жизни: развитие, навыки и первый скачок роста. Как быть маме и чем помочь ребенку.

5-я неделя: новые ощущения — новый мир!

Развитие ребенка 1 месяцОколо пятой недели, когда наконец молодой маме кажется что все более или менее наладилось и жизнь вошла в определенный, пусть и совершенно новый, ритм, с ребенком начинает твориться что-то непонятное. Он кричит без повода, капризничает и в буквальном смысле слова не хочет «слезать с рук». На самом деле все объясняется очень просто — малыш переживает первый в своей жизни скачок, связанный с активным развитием органов чувств. 

Лейтмотив: назад, к привычному

Однажды проснувшись, Ваш ребенок понимает, что мир стал совсем другим. Принять его таким ему очень сложно и, естественно, главное желание — чтобы все стало так как раньше. Единственная постоянная для малыша в этот момент — мама. Он не может сказать об этом, не может протянуть ручки и сам обнять главного, самого нужного человека.

Зато может требовать внимания и физической близости криком.  В период первого скачка развития у детей наблюдаются не только капризы и беспричинный плач, но и ухудшение сна. Малыш, хотя раньше его невозможно было даже заставить этого делать, все чаще по своей воле ложится на живот, для многих в этот период такая поза и вовсе становится любимой.

С психологической точки зрения она дает ощущение защищенности от враждебного окружающего мира.

Как быть маме и чем помочь ребенку

Капризы и постоянный плач без повода заставляют маму задуматься — а что же не так с ребенком? Проверить подгузник, померить температуру, накормить, осмотреть нет ли сыпи… все эти действия оказываются безрезультатными и некоторые просто приходят в отчаяние, решают даже обратиться к врачу. 

На самом деле лучшее, что может сделать мама для своего ребенка — это взять себя в руки, успокоиться и просто быть с ним рядом. Физическая и психологическая близость подарит чувство защищенности и упокоит обоих. Итак, что же еще нужно предпринять, чтобы малышу было легче пережить переход на совершенно новый уровень развития?

  1. Спокойствие и только спокойствие! Капризы во время очередного скачка развития — это совершенно нормальное явление и относиться к ним нудно спокойно, как к должному. Многие начинают беспокоиться, что у них не хватает молока. На самом деле это всего лишь кажущееся. Просто во время кормления малыш получает ту самую желанную близость и успокаивается. А когда его отрывают от груди он снова начинает нервничать и беспокоиться. Приостанавливать грудное вскармливание из-за каких-то опасений в этот период не престо не рекомендуется, запрещается!
  2. Как успокоить ребенка. Тут, на самом деле, все просто — нудно чаще носить его на руках. Не стоит опасаться того, что он избалуется — в этом возрасте дети еще не реагируют на Вшу так называемую «слабину». Физический контакт дает малышу то самое чувство защищенности от внешнего мира и проблем, которые свалились на него. Кроме того, помните, что ваш малыш стал воспринимать мир гораздо разнообразнее. Поэтому с ним можно поговорить, спеть песенку или даже придумать какую-нибудь игру. 
  3. Отступайте от планов. Даже если Вы придерживаетесь четких графиков кормления и сна, во время скачка развития на пятой недели от них лучше всего отступить. Во-первых, малыш гораздо больше бодрствует, чем раньше. Во-вторых, он сам подскажет, когда и что нужно сделать — лучше всяких часов и будильников. 
  4. Сон — лучшее лекарство. Во время сна ребенок отдыхает не только физически, но и эмоционально. Поэтому крайне важно, чтобы спал он все же регулярно и довольно долго. С проблемой как уложить малыша можно справиться несколькими путями. Например, укачать его на руках или покатать в коляске. Кстати, некоторые замечают, что самые настоящие чудеса творит любая, даже не длительная автомобильная поездка. 

Что нового происходит в физическом развитии и поведении

Развитие ребенка 1 месяцПервое, что замечает практически каждая мама — это то что на 4-5 неделе колики отступают, газообразование и малышей становится гораздо менее обильным, зато появляются довольно обильные срыгивания, практически каждый раз после еды. Сразу же стоит отметить, что поводов для беспокойства нет — это совершенно нормально и связано с тем, что отверстие, связывающее кишечник и желудок, закрывается.  Еще одно физическое изменение, которое сопутствует скачку развития на 5 неделе — это появление слез. Если до этого малыш просто кричал, то теперь он умеет по-настоящему плакать. 

В эмоциональном развитии в этот период происходит гораздо больше изменений. Малыш начинает замечать и воспринимать многое из того что его окружает. 

Навыки. Теперь он:

  • внимательно рассматривает находящиеся в поле зрения предметы;
  • прислушивается к звукам;
  • активно реагирует на прикосновения;
  • начинает проявлять реакции по отношению к запахам;
  • улыбается;
  • демонстрирует предпочтения;
  • начинает произносить разнообразные звуки;
  • понимает, что происходит вокруг, пусть и на своем уровне.

Вместе с новыми ощущениями у ребенка появляются и свои предпочтения. Кто-то лучше реагирует на звуки, кто-то наоборот предпочитает рассматривать картинки, а кого-то приводят в восторг прикосновения. Развитие ребенка 1 месяц

Задача мамы на этом этапе — помочь малышу развиваться и открывать мир всесторонне, но в то же время не подавляя его индивидуальности. 

  1. Помочь увидеть. Итак, в возрасте пяти недель ребенок начинает проявлять интерес к самым разным вещам, в первую очередь цветным. Задача мамы на этом этапе — помочь ему их рассмотреть, притом непременно следует учитывать, что кому-то достаточно нескольких минут и интерес уже фокусируется на другом объекте, а кто-то «задержит» внимание довольно долго. Не забывайте, что радиус видимости в этом возрасте — не более 30 сантиметров. Помимо вещей ребенок начинает рассматривать лицо мамы. Непременно помогите ему в этом. 
  2. Помочь услышать. В 5 недель малыш отчетливо начинает различать голоса и звуки. Журчание воды, шум моря и ветра, шелест листы — со всем этим его уже можно начинать знакомить. Но все де самое главное на этом этапе — говорить с малышом. Звук маминого голоса для него самый приятный и желанный, не так важно — кукую информацию он будет доносить — сказу или «отчет» о том что сделано за день. 
  3. Помочь почувствовать. Во время своего первого скачка малыш начинает не только видеть и слышать, но и чувствовать прикосновения. Притом какие-то из них ему нравятся, а какие-то нет. Чтобы определить предпочтения нужно чаще играть в тактильные игры. 

После того, как первый скачок развития завершается, малыш снова становится жизнерадостным и дружелюбным. Только смотрит он теперь куда более осознанно и понимает гораздо больше чем раньше, что непременно способствует установлению еще большей близости между мамой и малышом.

Как развивать ребенка от 0 до 3 месяцев. Занятия и упражнения

В развитии ребенка на первых месяцах жизни имеет немаловажное значение способность держать головку. Многие детки даже к 2 месяцам не могут этого делать. В связи с этим следует регулярно выполнять упражнения, способствующие развитию этого навыка. 

  1. Малыш спокойно лежит на животе, мама (ну или папа) должна одну руку разместить у него под подбородком, другой одновременно удерживать обе стопы. Ребенок начинает отталкиваться ножками, тем самым пытаясь продвинуться вперед.
  2. Малыш находится в вертикальном положении, мама должна постараться удержать его на весу в положении сидя. Нужно соблюдать баланс, чтобы ребенок мог понять и почувствовать, что же такое равновесие и как его найти. 
  3. Малыша, лежащего на столе (естественно, на спине), нужно взять за ручки, и потянуть на себя. Делать это нужно очень аккуратно, движения должны быть мягкими и плавными. 

Упражнения следует повторять по 10-15 раз, в общей сложности длительность такой гимнастики должна быть не более 10 минут. 

Упражнения на развитие зрительного восприятия ребенка. Нужно взять яркую погремушку и поместить на расстоянии вытянутой руки перед ребенком, он начнет за ней наблюдать. Теперь водим игрушкой по сторонам, чтобы ребенок следил за ней глазками. Отдаляем игрушку, затем снова приближаем. Длительность такой зрительной гимнастики должна составлять 2-3 минуты.

Развитие слуховой активности. Наверняка в каждом доме, где есть малыш, имеются детские игрушки-погремушки. Их нужно подвесить над кроватью, и постукивать по каждой поочередно, тем самым привлекая внимание ребенка. Когда взгляд ребенка остановится на игрушке, он широко раскрывает глаза, потом затихает, слушая звук, а после радостно вскидывает ручки, и дрыгает ножками. 

Развитие речевой сферы ребенка. Нужно обязательно повторять за ребенком слова, которые он начинает произносить. Не лишним будет учить его новым звукам, говоря «ма», «па», «ба» и так далее.

Источник: https://womensec.ru/articles/kids/development/razvitie-rebenka-v-1-mesyats-zhizni.html

Развитие ребенка в 1 месяц: развивающие игры и упражнения

Развитие ребенка в 1 месяц зависит от того, занимается ли с ним мама, разговаривает ли с крохой, делает ли мамин массаж. Как развивать ребенка в 1 месяц, какие упражнения и игры ему нужны — об этом Вы узнаете сегодня.

Развитие ребенка 1 месяц

Малышу исполнился месяц. Он уже очень отличается от новорожденного.

Что же главное в развитии малыша в возрасте 1 месяц? Что важно не упустить и какие конкретно задачи нам важно решить? Что умеет малыш к концу этого месяца? Какой массаж будет полезен малышу в возрасте 1 месяц? Об этом мы говорили в статье «Месячный ребенок», где я обещала подробнее описать игры и упражнения с крохой. Выполняю обещание.

При проведении всех игр и упражнений очень важно учесть нюансы:

  • Малыш должен лежать головой к окну, чтобы ему при рассматривании предметов не бил в глаза яркий солнечный свет или свет фонаря.
  • Для всех игр надо менять игрушки и предметы каждые 3-4 дня.
  • Игрушки и предметы надо показывать так, чтобы Ваше тело или рука были вне поля зрения малыша. Поэтому погремушку держат на петельке, мордашки, рисунки прикрепляют к палочке (самый простой способ – это надрезать пополам один конец палочки и вставить в получившуюся щель картинку)
  • Упражнения и игры проводятся ежедневно 2-3 раза в день буквально по минутке или даже меньше (в зависимости от особенностей малыша).
  • Постепенно можно довести их длительность до 2-4 минут. После этого надо сделать паузу. Ребенок в 1 месяц не может заниматься 5 или 10 минут подряд!!! Лучше вернуться к упражнению после сна или прогулки.

Упражнение №1. «Мордашки». Развитие зрительного сосредоточения  и умения плавно прослеживать взглядом за передвигающимся предметом у ребенка  в 1 месяц

Что нужно приготовить:

Для упражнения Вам понадобятся игрушки с нарисованными личиками – грустными, веселыми, удивленными (погремушки, неваляшки, хлопковые солнышки, зайчики и т.п.). Чтобы они привлекали внимание малыша они должны быть яркими.

Очень хорошо привлекают внимание крохи красно-оранжевые цвета, но это не означает, что другие цвета нужно игнорировать.

Вместо игрушки можно использовать цветные картонные круги диаметром 10-15 см с нарисованными на них рожицами (рисуем обычным толстым черным фломастером – рисуем так, чтобы детали мордашки были очень хорошо контрастно видны на фоне), одноразовые тарелки (их надо прикрепить к палочке, чтобы было удобно показывать малышу).

На мордашке из картона или бумажной тарелки или игрушке должны быть нарисованы два глаза, нос и рот (вместе они образуют фигуру, похожую на букву Т). Именно этот признак является для младенца признаком человеческого лица на первых порах.

Как заниматься с малышом:

Когда малыш лежит в кроватке на спине, покажите ему игрушку на расстоянии 50 см. Покачайте игрушку, позвените ей, чтобы привлечь внимание ребенка.

Когда ребенок сосредоточится на игрушке, начните ее перемещать влево, верните в центр, затем переместите игрушку вправо, верните в центр. Мы в воздухе «нарисовали» горизонтальный путь игрушки.

А теперь начинаем вести игрушку вертикально – медленно поднимем мордашку вверх, остановимся, далее поведем вниз и снова вернемся. Получился «крестик» — сначала горизонтальное движение игрушки, затем вертикальное.

Читайте также:  Советы во время беременности и как с ними бороться

Полезные советы:

  • Если Вы не занимались ранее с малышом такими упражнениями (см. статью «Упражнения для новорожденных»), то вполне может быть, что он не сможет в 1 месяц следить за игрушкой или сможет следить за ней только горизонтально и не плавно. Не расстраивайтесь! Крошка всему научится! Ведь то, что не тренируется, не развивается или развивается медленнее. Просто начинайте несколько раз в день делать упражнение с плавным горизонтальным перемещением игрушки (по 2-4 минутки). Когда младенец легко и плавно будет прослеживать за перемещающейся игрушкой взглядом, будет останавливать свой взгляд на игрушке при ее остановке, можно будет усложнить это упражнение. А значит, вводить вертикальное перемещение игрушки. А когда малыш освоится и с вертикальным слежением за игрушкой, можно будет «рисовать» игрушкой в воздухе «крестик», а потом и более сложные фигуры – восьмерки, круги, змейки.
  • Для упражнения игрушки или предметы надо менять. За одной и той же игрушкой малыш следить не будет – она ему станет неинтересной.
  • Такие мордашки можно делать и из лоскутков. Берем квадрат яркой хлопчатобумажной ткани, в серединку кладем синтепон или набивку для подушек, прочно связываем «мешочек» (проверяем прочность, завязываем на двойной узел, можно для подстраховки и зашить, чтобы точно держалось очень прочно). Там, где мы связали наш мешочек, будет «шея». Можно завязать на нее бант из яркой ленточки. А получившийся шарик – будет «головой». Рисуем маркером по ткани рожицу на «голове», затем проглаживаем наш рисунок через 10-30 минут теплым утюгом через тонкую тряпочку или лист бумаги (здесь надо действовать согласно инструкции к маркеру) – и игрушка готова. Она понадобится малышу и позже 1 месяца. Можно набивать такие мордашки разными наполнителями – горохом, гречкой и т.д. Тогда в дальнейшем можно будет их использовать для развития тактильных ощущений у младенца.
  • Упражнение начинаем проводить с малышом 2 раза в день по минутке, постепенно доводим продолжительность до 2-4 минут.

Результат упражнения:

Ребенок умеет сосредотачивать свой взгляд на лице и плавно прослеживать взглядом за передвигающимся предметом.

Упражнение №2. «Две гирлянды». Развитие умения рассматривать игрушки длительное время у ребенка в 1 месяц

Что нужно приготовить:

Две гирлянды с погремушками. Одна из них должна быть уже знакома малышу (он ее видел, слышал ее звучание), а другая новая. Гирлянды соединяются по бокам двумя лентами.

Гирлянды нужно повесить так, чтобы верхняя находилась на высоте 50-60 см от ребенка, а нижняя – на высоте  примерно 20 см. Нижняя гирлянда знакома ребенку, а верхняя – новая.

Нужно рассчитать так, чтобы когда малыш случайно коснется нижней гирлянды, зазвенела бы верхняя гирлянда.

Как заниматься с малышом:

Повесить гирлянды. Подождать и понаблюдать, как малыш случайно заденет нижнюю гирлянду (Вы ему ничего не показываете! Это должно быть его самостоятельное открытие!) Посмотрите, стал ли ребенок рассматривать верхнюю гирлянду, когда она зазвенела. Если нет, то привлеките внимание малыша к верхней гирлянде. Сами потрясите нижнюю гирлянду так, чтобы пришла в действие и верхняя.

Полезный совет:

  • Упражнение можно проводить и с двумя игрушками.
  • Можно не только рассматривать гирлянды игрушек, но и гирлянды из цветных картонных фигурок с колокольчиками

Результат упражнения:

Ребенок более 1 минуты может сосредоточенно рассматривать звучащую верхнюю гирлянду.

Упражнение №3. «Две бабочки». Развитие умения следить глазами за поочередным перемещением двух предметов у ребенка в 1 месяц

Что нужно приготовить:

Вариант 1. Бабочки из двусторонней цветной бумаги или яркой гофрированной бумаги. Размер бабочки 7-10 см. Сделайте бабочки разных ярких цветов. Наиболее привлекательны бабочки красного и оранжевого цвета, но малыш различает и другие цвета.

Чтобы сделать бабочку:

  • Вырежите прямоугольник из бумаги.
  • Сложите его гармошкой.
  • К середине гармошки привяжите  длинную прочную нитку (не ленточку), за которую Вы будете держать бабочку.

Вариант 2. Две яркие игрушки на ниточке.

Как заниматься с малышом:

Малыш лежит на спине в кроватке. Возьмите обе бабочки (или игрушки) и привлеките к ним взгляд малыша – покачайте ими, потрясите. Если малыш их упорно не замечает, то просто подставьте бабочки под взгляд ребенка.

Теперь начинайте плавно перемещать одну бабочку влево по горизонтали. Остановитесь. Проследите, чтобы малыш тоже остановил свой взгляд на неподвижной бабочке. И сразу начинайте двигать вторую бабочку в другую сторону – вправо по горизонтали. Остановитесь. Затем верните в центр сначала первую игрушку. Затем – вторую.

Полезные советы:

  • Это упражнение для малыша очень сложное, поэтому его выполняют, когда малыш уже хорошо следит глазами за одной игрушкой по горизонтали и по вертикали.
  • Если малыш теряет траекторию движения бабочки (это нормально для ребенка в 1 месяц), то просто подставьте под его взгляд ту игрушку, которую он «потерял».

Результат упражнения:

Ребенок непрерывно следит за поочередным движением по горизонтали двух бабочек (или игрушек).

Упражнение №4.  «Шумелки». Развитие у ребенка в 1 месяц умения сосредотачиваться на звучании предмета, отыскивать звучащий предмет по звуку, поворачивать голову вслед за звуком

Что нужно приготовить:

  • Колокольчик, маракас, шаркунок или любую другую звучащую игрушку или детский музыкальный инструмент – треугольник, дудочку, ксилофон, шарманку, музыкальную шкатулку, металлофон.
  • Шумелки – самоделки: коробочки или баночки (из-под крема, киндерсюрприза и т.д.) с насыпанными вовнутрь бусинками, косточками, горохом, гречкой, семенами подсолнуха. Для безопасности ребенка (чтобы наполнитель не просыпался) эти баночки вкладывают в мешочек из лоскутка яркой ткани и очень прочно его завязывают. Можно нарисовать на шумелках смешные рожицы.
  •  Обязательно надо чередовать игрушки с разным звучанием – звонкие и приглушенные, шуршащие и поющие и т.д. Не используйте для игры с ребенком предметы с резким звуком!

Как заниматься с малышом:

Вариант 1. Ребенок лежит на спине. Перемещайте звучащую игрушку то горизонтально, то вертикально так, чтобы она находилась в поле зрения малыша. Потом плавно ведите звучащую игрушку вправо так, чтобы она исчезла из поля зрения малыша. Это будет стимулировать его повернуть голову вправо. Потом возвращаем игрушку в центр и точно также ведем ее влево.

Полезный совет:

  • Если малыш не поворачивает голову, то подставьте игрушку под его взгляд и продолжите. Снова доведите траекторию движения звучащей игрушки до ее исчезновения.

Вариант 2. Зазвучите игрушкой рядом с малышом вне поля зрения крошки. Когда малыш повернет голову и найдет звучащую игрушку  взглядом, начинайте передвигать игрушку в поле зрения ребенка

  • Полезный совет:
  • Если младенец голову не поворачивает, тогда покажите ему звучащую игрушку и начинайте отклонять ее в сторону, чтобы ему пришлось делать повороты головы при отслеживании ее трактории движения.
  • Результат:

Ребенок следит взглядом за перемещающейся звучащей игрушкой как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении и по сложной траектории ( по кругу, крестиком). Малыш может найти звучащую игрушку, при этом он поворачивает голову в нужную сторону.

Упражнение №5. «Диалоги с малышом». Развитие слухового сосредоточения и речевых реакций у ребенка в 1 месяц

Как проводить такие очень важные для ребенка упражнения мы уже знаем из статьи – « Месячный ребенок»

Упражнение №6. «Ладушки-ладошки». Развитие тактильной чувствительности у ребенка в 1 месяц, содействие раскрытию кулачков и разжатию и выпрямлению пальчиков рук малыша

К 1 месяцу ребенок уже может приоткрывать кулачок, в отличие от новорожденного, у которого ручки сжаты в кулачки. В этом упражнении мама массирует ладошку и пальчики ребенка, помогая ему выпрямлять пальчики и разжимать кулачки.

Как заниматься с малышом:

Сначала делайте круговые движения , гладя сжатый кулачок малыша. Затем начинайте поглаживать его пальчики по одному друг за другом. Начинаем гладить от основания пальчика и идем вверх до кончика. Затем теребим пальчик за кончик. Каждый пальчик массируется под одну строчку пестушки:

  1. Мальчик-пальчик, где ты был? (гладим кулачок)
  2. С этим братцем в лес ходил (указательный пальчик)
  3. С этим братцем щи варил (средний пальчик)
  4. С этим братцем кашу ел (безымянный пальчик)
  5. С этим братцем песни пел (мизинчик).

Затем тормошим большой пальчик, спрятанный в кулачке «Вот так! Вот так! Вот так!»

Затем указательным пальцем своей руки погладьте по кругу раскрытую ладошку малыша, увеличивая постепенно амплитуду движения и приговаривая – «Вот такие пальчики! Вот какие братцы!»

Для такого массажа можно использовать и другие слова, например:

  • Сорока-ворона кашку варила, деток кормила:
  • этому дала, этому дала, этому дала, этому дала,
  • а этому не дала: ты в лес не ходил, ты дрова не рубил,

ты печку не топил, и кашу не варил! Нет тебе ничего!

После того, как упражнение делается с одной ручкой, оно повторяется с другой.

Результат:

Ребенок быстро расслабляет пальчики. После игры он долго держит большой пальчик сверху кулачка.

Упражнение №7. «Игрушка». Развитие длительного сосредоточения на предмете у ребенка в 1 месяц

Что нужно приготовить:

Игрушки – зверята (или другие сюжетные) или погремушки на ручке. Размер игрушки  7-10 см и более.

Как заниматься с малышом:

Покажите малышу игрушку на расстоянии 50-70 см. Изменяйте ракурс, показывайте ее в фас и профиль, двигайте ее крылышками и головой и т.д.

Результат:

Ребенок непрерывно рассматривает игрушку 15 секунд и более.

Упражнение №8. «Шнурочки». Развитие тактильной чувствительности рук ребенка

Что нужно приготовить:

Вам понадобятся разные ленточки и шнурочки.  Ленточку можно брать из разного материала (джинсовая, атласная, джутовая и т.д.) шириной в 1-2 см. На шнурочке завязывают узлы. Расстояние между узлами 5 см.

Как заниматься с малышом:

Накрутите ленточку или шнурочек на свой указательный палец (забинтуйте). Погладьте этим пальцем ладошку малыша и тыльную часть ручек. Потом погладьте другими ленточками или шнурочками. Когда малыш привыкнет (через 3-4 повторения упражнения) вложите в руку малыша ленточку  (а затем шнурочек). Это лучше всего делать, когда ребенок пытается раскрыть ладошку.

Результат:

На основе ладонного рефлекса малыш схватывает предмет, вложенный в ладошку. Можете прикоснуться к ладошке малыша своим пальцем, и он цепко схватит Вас за палец.

Упражнение №9. «Попевки и переклички». Развитие речевого слуха, подготовка к овладению речью, развитие музыкального слуха  у ребенка в 1 месяц

Как заниматься с малышом:

Мама встает сбоку от малыша на расстоянии 40-50 см и начинает петь детскую песенку. Ребенок начинает прислушиваться (примерно 5 секунд) и поворачивает голову к маме. Мама приближается к малышу, разговаривает с ним, улыбается. Это ее появление для ребенка «награда» за удачное действие. Малыш тоже улыбается.

Мама начинает разговаривать с малышом. Если он ей отвечает звуками, то она их произносит: ааааа, эээээ. Малыш может повторять маме. Затем мама поет детскую песенку или играет с малышом в пестушку.

Упражнение № 10. «Учимся лежать на животе» Развитие движений головы у ребенка в 1 месяц. Развитие сенсомоторной активности

  1. Что нужно приготовить:
  2. Разные привлекательные для малыша предметы (зрительные и слуховые стимулы)
  3. Как заниматься с малышом:

Положите малыша на живот на твердую!!! поверхность (не диван!). Покажите ему вверху яркую игрушку, чтобы он поднял за ней головку и некоторое время ее удерживал. Действуй

те игрушкой, привлекая внимание младенца – показывайте ее в разных ракурсах и т.д.

В следующий раз, положив малыша на животик, покажите ему звучащую игрушку и водите ей то вправо, то влево. Малыш будет учиться поворачивать головку в положении лежа на животе.

  • Другие упражнения и игры с малышом, помогающие ему научиться держать голову Вы найдете в статье «Когда ребенок начинает держать голову?»
  • Результат:
  • Ребенок удерживает голову в положении лежа на животе не менее 5 секунд.

Кроме упражнений и игр для успешного развития ребенка в 1 месяц очень важно делать с малышом так называемый «мамин массаж» с пестушками. Он отличается от медицинского массажа и основан на древних традициях пестования младенцев. Что это такое — в видеоролике.

Читайте также:  Почему после родов болит грудь и что делать для облегчения боли

Очень нужны малышу и стихи для новорожденных и самых маленьких.

Все перечисленные игры и упражнения — базовые для развития ребенка в 1 месяц, т.е.

определяющие успешность развития младенца на дальнейших этапах.   Этот список, конечно же, можно продолжить. И главное — наблюдать за своим малышом и чутко реагировать на его запросы.

Ведь каждый ребенок по-своему воспринимает любую игру, любое упражнение.

  1. Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
  2. «Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»
  3. Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки
  4. Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»
  5. Развитие ребенка 1 месяц

Источник: http://rodnaya-tropinka.ru/razvitie-rebenka-v-1-mesyats/

Помесячное развитие ребенка до года: первый месяц

У вас с крохой сейчас период знакомства. Ты стараешься понять, каким твой ребенок появился на свет, что ему нравится, а что нет. Ведь он пришел в этот мир уже с определенным набором качеств и талантов, нужно лишь рассмотреть их и помочь развить.

Новорожденный: маленький соня

Большую часть времени (до 20 часов в сутки) малыш спит. Как правило, делает он это на спине в позе лягушки: ручки согнуты в локтях и подняты вверх, ножки согнуты в коленках и разведены в стороны.

Читай также: Почему нельзя игнорировать плач грудничка? Новые доказательства психологов

В остальное время он либо бодрствует, либо плачет, сообщая, что ему что-то не нравится: мокро, голодно, страшно, холодно, жарко.

Если перевернуть кроху на животик, то он пытается приподнять голову, особо старательным карапузам удается удержать ее в таком положении на протяжении нескольких секунд.

Вот и первое развивающее упражнение! Оно стимулирует двигательную активность, во время его выполнения укрепляются мышцы живота, шеи, спины. Кроме того, это отличная профилактика колик.

В положении на животике у ребенка легче отходит лишний воздух и потом не беспокоит боль в животике.

Развитие ребенка 1 месяц

С мамой лучше

Твое присутствие младенцу необходимо. Ты рядом, обнимаешь, прикладываешь к груди? Тогда малыш готов воспринимать информацию, поступающую из окружающего мира, в полном объеме. Что еще ты можешь сделать для его развития?

Массажи, упражнения, основанные на врожденных рефлексах, делай с крохой несколько раз в день.

Это могут быть звуки природы или классические произведения. Детские психологи советуют музыку Моцарта, Гайдна, Вивальди.

Сон на свежем воздухе – самый здоровый и продолжительный. Если же ребенок проснется, то его увлекут и зачаруют картинки, которые он увидит из-под опущенного капюшона коляски.

Читай также: Календарь развития ребенка по месяцам

Первые заплывы в ванной должны быть очень аккуратными. Бывает, малютка боится плавать. Делайте это вместе! Опустись в воду с малышом на груди, дай привыкнуть.

Карапуз любит сидеть на руках, но и фитбол оценит. Уложи малютку на животик и катай на мяче вперед-назад, влево-вправо.

Не бойся, что разбалуешь кроху, приучив его к рукам. Ему важно находиться рядом с тобой. Укладывай в слинг, чтоб было легче.

Что ребенок умеет в 1 месяц?

  • Сообщать о том, что категорически не нравится. 
  • Пытаться фокусировать взгляд на чьем-то лице. 
  • Видеть сны (плакать, улыбаться и похныкивать, если что-то приснилось).
  • Чувствовать голод и насыщение.

Читай также: Чему учится малыш от 0 до 3 месяцев

Развитие ребенка 1 месяц

Кормление новорожденного

Самое благоприятное развитие событий для новорожденного – сразу же после рождения оказаться у мамы на руках (контакт «кожа к коже») и попробовать хотя бы несколько капелек молозива.

После всех процедур снова приложи малютку к груди – и пусть лежит у тебя под боком столько, сколько нужно. Давай грудь по требованию – и тогда многих проблем (например, нагрубания или трещины) сможешь избежать.

Прошло несколько часов, а малыш не просыпается? Приложи его во сне.

Читай также: Как видит мир младенец от 0 до года? Доктор показала это с помощью картинок

Следи за тем, как ребенок берет грудь. Необходимо, чтоб он захватывал не только сосок, но и ареолу. Побуждай его открывать ротик как можно шире. Тебе не должно быть больно во время кормления!

Развитие новорожденного: когда держит голову?

Держать голову ребенок пока не умеет, поэтому ее нужно придерживать рукой. Побуждай маленького тренировать мышцы, укладывай его на животик на твердой поверхности.

Поначалу он будет возражать, возможно, даже капризничать, но уже через несколько дней ты увидишь, что занятия делают малыша крепче. Сперва он сможет удерживать голову в течение нескольких секунд, потом время увеличится.

Способность держать голову с рождения говорит о гипертонусе.

Здоровье малыша в 1 месяц

Неонатолог в роддоме  тщательным образом будет наблюдать за ребенком, чтоб удостовериться, что он полностью здоров. Только в этом случае вас выпишут домой.

Уже на следующий день к вам придет участковый врач из поликлиники. В дальнейшем он станет следить за тем, чтобы с крохой все было в порядке. Тем не менее никто, кроме тебя, не находится с маленьким круглые сутки.

Будь внимательна к любым изменениям в его состоянии!

Случается, через несколько дней после родов у ребенка  желтеет кожа. Желтуха новорожденных в легкой форме не опасна. Ее называют физиологической. Изменение цвета кожи связано с адаптацией организма в новых условиях окружающей среды. Обычно желтизна слабеет и постепенно исчезает на 7-8-й день жизни малютки. Его кожа станет нежно-розовой, как и положено.

Все, что от тебя требуется, – чаще прикладывать младенца к груди и следить за тем, чтобы молока было достаточно. Дополнительно, на свое усмотрение, крохе ничего предлагать не нужно.

Порой бабушки советуют давать водичку, травы, помогающие работе печени. Новорожденному это может только навредить! Если тебя что-то беспокоит, покажи ребенка врачу и следуй его рекомендациям.

Иногда деткам назначают гомеопатические крупинки, которые разводят грудным молоком и дают с ложечки перед кормлением.

Если уж хочешь что-то предпринять, сама пей травы, которые улучшают работу печени. Все необходимые малютке вещества попадут к нему через твое молочко и обязательно подействуют.

Читай также: Помесячное развитие ребенка до года: второй месяц

Ты четко выполняешь все советы доктора, а улучшений нет? Визит к врачу лучше не откладывать!

 depositphotos

Источник: https://tvoymalysh.com.ua/year/early-development/8260-pomesyachnoe-razvitie-rebenka-do-goda-pervyy-mesyats.html

Развитие ребенка в 1 месяц. Что умеет ребенок в 1 месяц

В календаре развития ребенка 1 месяц занимает особенное место. С появлением на свет у крохи уже есть определенные инстинкты, рефлексы, но у него нет пока, ни каких-либо знаний, ни опыта. У него нет причинно-следственного мышления. Все в мире для него происходит неожиданно: пусть то плач или касание груди мамы. Чуть позже он начинает понимать связь между простыми событиями.

Со временем малыш осознает себя в безопасности рядом с близким человеком. И для родителей однажды наступает момент, когда новорожденный перестает быть чем-то непредсказуемым и непонятным. Когда это случится, то можно сказать с уверенностью, что кроха приспособился жить вне утробы. Только родители способны это определить. У ребенка появляется настоящее доверие к самым близким людям. У молодых родителей, в свою очередь, крепчает уверенность в своих силах. Именно первые недели так важны для установки любви и доверия.

Физическое развитие

Первый месяц жизни — особенно ответственное время для родителей. Малыш требует особенного внимания. Особенно важен правильный уход за младенцем. За эти четыре недели малютка получит свои первые новые ощущения и познакомится с новым миром, а родители получат неповторимые впечатления и переживания.

Сразу же после родов органы малыша активно адаптируются к условиям внешнего мира. Перестраивается и изменяется система кровообращения.

Клетки с плодовитым типом гемоглобина быстро разрушаются, они больше не нужны для маленького организма. Активизируется иммунная система.

С первыми проблемами жизни вне утробы сталкиваются почки и система пищеварения. С новыми микробами знакомится кожа, кишечник и дыхательные пути.

Иногда кроха за первую неделю может потерять примерно 10% от массы тела. Это происходит из-за адаптации организма к незнакомой среде. Волноваться из-за этого не надо. Вскоре он быстро наберет вес и приумножит его. В первые дни маленький организм напряженно работает, стабилизация и расслабление наступает ко второй неделе жизни.

Вижу, слышу, ощущаю…

Ребеночек рождается с обязательным набором реакций, которые помогут ему адаптироваться в новом мире. При ярком свете или приближении предметов он прищуривает глазки. Недалеко от себя он способен следить взглядом за движущимися предметами или лицами людей.

У него даже есть собственные предпочтения среди всего окружающего. Например, любого младенца могут привлечь движущиеся предметы, особенно черно-белого цвета. Для того, чтобы привлечь внимание и убедиться в этой реакции, можно надеть обычную тельняшку и ходить рядом с крохой — это стимулирует его зрение.

У новорожденного отличный слух. Доказано, что он может отличать голос человека от любого другого звука. Но из-за того, что зрение и слух недостаточно скоординированы, услышав звук, ребенок не всегда повернется к источнику.

Если кроха услышит звук, который будет прямо перед ним, он не будет искать его. Такая координация будет развиваться со временем. Родители, должны помогать новорожденному научится связывать увиденное и услышанное при помощи предметов.

Следует знакомить с игрушками, которые его привлекают видом и звуком – это и станет основой для развития взаимосвязи.

У новорожденного есть и другие ощущения. Ему не нравятся резкие или просто сильные запахи. Он реагирует на прикосновения. Массаж разного рода способен возбудить или успокоить младенца, а ласковые поглаживания способны усыпить. Больше всего ему приятно прикосновение руки мамы.

Что умеет большинство младенцев в первый месяц жизни

За очень редким исключением, каждый малыш обязательно умеет в первые дни своего развития:

  1. активно двигать конечностями, издавать звуки;
  2. фиксировать взгляд на лице склонившегося над ним человека;
  3. узнает маму, по голосу, прикосновению, запаху;
  4. может сосредоточить взгляд на предмете, который не двигается вблизи;
  5. в положении лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову;
  6. хватать палец или небольшую игрушку.

Занятия с новорожденным

Так как большую часть времени младенец спит, а моменты активного бодрствования очень короткие, стоит не упускать их. Можно запланировать времяпрепровождение с малышом.

Когда малютка не спит, для его развития полезно менять его позы. Положить его на живот, на спину или бочок. Так он быстрее освоит простые движения руками и ногами. Можно пытаться рассмешить его, показать ему разные выражения лица, он обязательно заинтересуется необычными гримасами мамы и папы. Стоит проводить это время с наслаждением, а не воспринимать как обязанность.

Избаловать новорожденного невозможно. Стоит быстро реагировать на его просьбы. Получая достаточное количество внимания, он не будет подзывать родителей лишний раз. Все детки любят тепло мамы, папы, стоит почаще брать его на руки. Если его не носить на руках, он может стать апатичным и вялым.

Питание ребенка в 1 месяц

Самое лучшее питание для ребенка — грудное молоко. В первые полгода оно способно дать крохе все необходимые питательные вещества и микроэлементы. Если грудное вскармливание невозможно, а таких причин не так много, следует использовать адаптированную молочную смесь. Если грудное молоко все же есть, но в недостаточном количестве, смесью можно докармливать младенца.

 Смеси для новорожденных: какую смесь лучше выбрать?

В первый месяц жизни прикладывать к груди новорожденного надо как можно чаще: это стимулирует и наладит лактацию. Такой процесс называют «кормление по требованию». Большую часть молока ребенок высасывает в течение первых 10 минут. Если кроха засыпает раньше, чем проходит это время, следует пробуждать его и предлагать еще, чтобы он набирал вес.

Сон в первый месяц жизни

У новорожденного принято выделять 3 фазы сна и 2 фазы бодрствования. Выделяют:

  • глубокий сон, когда дыхание ребенка ровное и спокойное;
  • неглубокий сон: дыхание может сбиваться, ручки и ножки могут подергиваться;
  • не сон, а дрема, например, при сосании молока.
Читайте также:  Игры для детей доступные каждому

Во время бодрствования младенец может активно двигать руками и ногами или просто лежать спокойно: такое поведение говорит о том, что ему хорошо и его все устраивает. Плач сигнализирует о неудобстве, так он сообщает об этом.

Уход за ребенком в 1 месяц

  1. В период новорожденности уход за ребенком очень важен, от этого может зависеть его жизнь. Для него главная работа — просто сосать молоко, научиться правильно это делать. Часто у многих еще не получается сосать и не заглатывать воздух, а из-за этого могут появиться срыгивания.

    Перед кормлением ребенка можно выложить на животик на несколько минут, а после подержать вертикально, и дождаться отрыжки или срыгивания.

  2. У всех новорожденных в разной степени может быть вздутие животика. Чтобы облегчить его состояние, можно ладошкой по часовой стрелке делать легкий массаж.

    Или положить кроху к себе на живот и гладить спинку. За день надо проделывать это не один раз. Если боль мешает ребеночку даже спать, можно использовать укропную воду или газоотводную трубочку.

  3. Обязательно ухаживать ежедневно за пуповиной. Она сама отпадет ко второй неделе жизни.

    Пупочная ранка требует постоянной обработки, чтобы она не покраснела, припухла или не кровоточила.

  4. Следить надо за родничками (расхождение черепных костей с соединительными перепонками). Во время купания их надо аккуратно промывать во время мытья головы, вскоре они затянутся: маленький — к 3 месяцам, а к 18 месяцам — большой.

  5. Пупочная грыжа. Мальчиков во время плача надо обследовать на наличие пупочной грыжи. Она проявляется в виде припухлости в области паха, пупка или мошонки.
  6. Для стимуляции физического развития и для укрепления всех мышц крохи надо делать легкий массаж до 10 минут ежедневно.

    После кормления перед массажем должно пройти не меньше 30 минут.

  7. Очень важны прогулки на улице.
  8. Уход за кожей новорожденного необходим. Сейчас она особенно чувствительная и нежная. Для ухода используются мягкие материалы, крема и присыпки, которые предназначены специально для младенцев с первых дней жизни.

    При каждой смене подгузника надо подмывать малыша.

  9. Нужно правильно научиться подмывать младенцев. Девочку – спереди назад. Мальчика также, но раз в десять дней обычной водой промывать крайнюю плоть. Купаться можно каждый день.

Советы родителям новорожденного

Чтобы мама, особенно кормящая, и младенец были в хорошем настроении вся семья должна их поддерживать и помогать. Не должно быть нервозности и негатива со стороны «домашних».

Обязательно надо следить за состоянием комнаты, температурой, влажностью. Эту ответственность может взять на себя папа.

Нельзя забывать о массаже, купании и ежедневной гигиене малыша. Для развития младенца надо петь песенки или рассказывать стихи: так он скорее научится по-своему вступать в диалог, быстрее начнет пытаться говорить и агукать.

Надо позаботиться об контрастных игрушках, которые помогут в развитии зрения и восприятия.

Не только маме, но и другим членам семьи следует чаще разговаривать с крохой, сохраняя визуальный контакт, и вскоре он в первый раз осознанно улыбнется.

Первая неделя дома — Видео:

Читайте о других месяцах развития ребенка:

Развитие ребенка в 2 месяца, Развитие ребенка в 3 месяца, Развитие ребенка в 4 месяца, Развитие ребенка в 5 месяцев, Развитие ребенка в 6 месяцев

Источник: http://babyrebenok.ru/razvitie-rebenka-v-1-mesyats

Ребенок 1 месяц

Ребенок в доме это всегда радость. Но в первый месяц жизни он еще такая кроха. Поэтому за малышом нужно ухаживать и тщательно следить, чтобы он был здоров и крепок. Для этого необходимо установить для него режим дня, следить, чтобы рост, вес, стул и другие показатели соответствовали норме, а развитие и умения малыша отвечали его возрасту.

Режим дня ребенка в 1 месяц

Очень важным для развития младенца становится правильный распорядок дня. Нужно очень тщательно продумать весь распорядок так, чтобы он соответствовал потребностям ребенка и матери и был оптимальным для них обоих. Конечно, чтобы приучить новорожденного к распорядку, нужно стараться придерживаться одной и той же последовательности мероприятий.

Такой режим дня не только облегчит работу матери, но и предотвратит различные заболевания у крохи. Режим еще с самого детства помогает приучить ребенка к организованности и дисциплине. В первые месяцы жизни за основу распорядка берут период кормления и сна, учитывая дневное и ночное время.

К вниманию также принимают прогулки и мероприятия связанные с гигиеной.

В первый месяц жизни режим дня младенца будет примерно таким:

  • 6.00 – первое кормление. За кормлением следует сон;
  • 8.30 – умывание, гимнастики и массаж. В этот период хорошо было бы поиграть с ребенком, так как он пребывает в бодром состоянии;
  • 12.00 – второе кормление. Период общения с малышом;
  • 12.45 – время для прогулки;
  • 15.00 – период третьего кормления. Время для игр;
  • 15.45 – период дневного сна. За ним следует процесс кормления и игр;
  • 18.00 – время кормления, игр и сна;
  • 20.30 – время для купания;
  • 21.30 – период кормления, за которым следует хороший сон.

Нужно обратить внимание, что в первый месяц ребенок кушает и ночью – еще один раз. Какое время для такого кормления оптимальное, малыш определит себе сам. Как правило, это период между 1.00 и 2.00 часом ночи.

С течением времени в распорядок дня нужно будет вносить какие-то коррективы. Они будут связанные с сокращением количества кормлений, уменьшением и сокращением продолжительности сна и увеличением периода бодрствования.

Малыш будет проводить больше времени со взрослыми.

Рост и вес ребенка

Первый месяц жизни – это период, когда большинство малышей очень активно прибавляют в весе. Увеличение массы тела на 1500 г не просто хороший результат, но и показатель того, ребенок развивается с подобающей скоростью.

Существуют и случаи, когда  новорожденный плохо прибавляет в весе, это также зависит от наследственности. Если его родители не крупные, то и малыш не сильно отличится большими размерами. Хотя это не единственная причина.

Если неправильно организовать процесс грудного вскармливания, то прибавки в весе не будут высокими, то же самое происходит, если малыш чем-то болен.

Нужно помнить, что большинство детей теряют в весе уже на вторые сутки после рождения. Такой процесс вполне естественный, так как малыш при этом теряет лишнюю воду и избавляется от первородного стула. Если потеря веса ребенком становит 5-8% от общей массы и не выходит за границы этой нормы, то нет никаких причин для волнения.

Такую потерю веса называют физиологической. Для коррекции этой потери необходимо прикладывать малыша к груди с определенной частотой.

Если же малыш продолжает терять вес на протяжении первых четырех суток после рождения и потеря эта становит больше 8% массы тела, то тогда нужно обращаться за помощью к врачу, ведь так может проявляться и какое-то заболевание. На протяжении двух недель жизни вес ребенка должен восстановиться и набрать весовую норму, равную той, с которой он родился.

Потерю веса нужно корректировать с помощью кормления маминым молоком. Прибавка в весе на окончания первого месяца должна составить не меньше 500 г от минимального веса. Если прибавка будет меньше этой цифры, ребенку придется вводить докорм.

Вопросы правильного кормления лучше решать с врачом-педиатром, тем более в таком раннем возрасте. Нормой в первый месяц жизни малыша считается около девятисот граммов грудного молока.

Но нужно обращать внимание на то, что каждый ребенок имеет свои особенности: рост, вес и аппетит. Поэтому главное в кормлении — комфорт и удобство ребенка, а он уже сам определит, сколько еды ему нужно.

Если малыш здоров, весел и нормально прибавляет в весе, то нет причин волноваться – он питается правильно.

Стул ребенка в 1 месяц

Стул ребенка может подсказать матери о наличии каких-либо проблем или нарушений в организме крохи. Конечно, окончательные выводы можно получить только, сдав анализ кала в лабораторию, но кое-какие выводы, при наличии определенных знаний, можно сделать самому.

Первородный стул ребенка выходит на протяжении первых двух суток его жизни, и называется он меконием. Он имеет темно-зеленый цвет и состоит из всего того, сто успело накопиться в кишечнике малыша в период его внутриутробного развития. Следующие семь суток происходит выделение переходного стула. Он становится похож на кашицу, имеет желтоватый цвет, присутствует меконий.

По истечению десяти дней происходит формирование стула новорожденного. Он приобретает желтый цвет, имеет однородную консистенцию кашицы, кисловатый запах и не оставляет водянистых пятен на пеленке. Частота выделения стула в первую неделю жизни новорожденного составляет от шести до восьми раз в сутки.

Если вскармливание искусственное, то частота стула снижается до четырех раз в сутки.  

Что должен умеет ребенок в 1 месяц

Под конец первого месяца жизни ребенок должен уметь:

  • Вздрагивать и моргать при резком звуке. Уже в первые десять дней ребенок умеет различать звуки и определенно на них реагирует: плачет, прислушивается к голосу родителей.
  • Ребенок становится способным сосредотачивать свое зрение на определенном предмете и удерживать его в поле зрения. Такое сосредоточивание происходит уже во второй половине месяца.
  • Лежа на животе поднимать и около десяти секунд удерживать головку. Уже на восьмой день ребенок делает первые попытки поднять голову.
  • Улыбаться в ответ
  • Издавать отдельные звуки в ответ на услышанную речь

Так, некоторые малыши подражают взрослым, открывая рот и высовывая язык уже по истечению нескольких часов после появления на свет.

Те дети, о которых с самого начала их жизни заботятся, которых окружают вниманием, всегда быстрее развиваются и лучше воспринимают окружающий их мир.

Развивающие занятия и игры

Самое приятное для малыша в первый месяц его жизни является голос его родителей, особенно мамы. Поэтому частые разговоры со своим ребенком не только успокоят его, но и позволят ему лучше узнать окружающий мир.

Ребенка нужно называть по имени, а также использовать для этого разные ласковые слова, особенно при входе в комнату. Необходимо рассказывать ему о своих чувствах.

Если сделать малышу массаж ручек и ножек, разминая каждый его пальчик отдельно, то он лучше узнает и почувствует свое тело. Очень необходимы для развития малыша разные игры.

  • Лучшей игрушкой для столь маленького ребенка станет его мама
  • Играя с малышом, мама должна вести себя естественно, руководясь при этом своими чувствами и эмоциями.
  • Игра на развитие зрения ребенка

Нужно взять руки малыша и прижать к себе, посмотрев ему в глазки. Малыш в это время сконцентрирует свое внимание на маме. Он будет смотреть пристально, а потом отвлечется, но если продолжать упорно смотреть на него, то чрез некоторое время он опять обратит свой взгляд на маму.

Игра для развития ребенка

Пальцами рук нужно прикасаться к ладошкам ребенка. Малыш, в свою очередь, сожмет ладошку и ухватится за пальчик. В это время нужно разговаривать с ребенком или петь ему веселые песенки. Такая игра стимулирует хватательный рефлекс. Можно поиграть в велосипед, осторожно вращая ступни малыша.

Игрушки-подвески

Такие игрушки особенно увлекательны для малыша.

И так, чтобы малыш рос и развивался полноценно, ему обязательно нужно уделять достаточно времени и внимания.

Нормальное питание, здоровый режим дня и интересное времяпровождения способствуют тому, чтобы ребенок вырос здоровым и жизнерадостным.

Необходимо постоянно разговаривать с малышом, гулять с ним и в то же время рассказывать ему обо всем, что встретится на пути – это послужит развитию первой зрительной памяти.

Источник: https://mirmam.info/story/rebenok-1-mesyac

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector