Трудоустройство при шизофрении. Эффективность трудоустройства при шизофрении

Шизофрения накладывает определенные ограничения на человека, так как является хронической, и всегда существует риск рецидива. Даже если удалось надолго купировать симптомы, диагноз сохраняется.

В период обострения человек может быть опасен для себя и окружающих. Но при этом ставить на нем крест нельзя. У него есть высокие шансы жить полноценной жизнью.

Узнаем, насколько совместимы шизофрения и работа, и какой вид деятельности выбрать пациенту с такой болезнью. 

О шизофрении

Во всем мире насчитывается порядка 500 млн людей с психическими расстройствами. Примерно 60 млн из них имеют эндогенные заболевания шизофренического спектра. Их распространенность в разных странах одинаковая и составляет 1% с небольшими отклонениями в ту или иную сторону. Это значит, что шизофрения есть у 1 человека из 100.

Проявляется патология, как правило, в молодом возрасте, причем иногда и в раннем детстве. Но зачастую она манифестирует в период между 15 и 25 годами. Заболеваемость у мужчин и у женщин одинаковая, но у последних симптомы появляются несколько позже, чем у первых — спустя 5-7 лет после начала болезни.

Шизофрения — это одна из самых необычных и загадочных психопатологий. Ученые до сих пор не установили истинные ее причины и не способны дать 100-процентный прогноз относительно ее развития.

Болезнь очень коварная и непредсказуемая.

У некоторых пациентов она вызывает полный распад личности, в результате чего они полностью утрачивают связь с реальностью, а другие могут жить с этой патологией и вести обычный образ жизни.

Трудоустройство при шизофрении. Эффективность трудоустройства при шизофрении

Связано это с тем, что шизофрения способна принимать разные формы, каждая из которых имеет свои симптомы. В общем виде их разделяют на две группы: негативные и позитивные. Первые характеризуются пассивностью психики. Человек в таком состоянии апатичен, безынициативен и равнодушен. Он стремится к одиночеству, обрыву социальных контактов и молчанию.

Продуктивная симптоматика сопровождается активностью психики, когда больные видят галлюцинации и им в голову приходят бредовые идеи. Такие периоды называются приступами или обострениями, во время которых человек может быть опасен для себя и других.

Проблема трудоустройства

Сложность протекания и последствия патологии определяются формой течения. Так, параноидная и гебефреническая развиваются стремительно и приводят к стойкому шизофреническому дефекту. Вялотекущая или неврозоподобная развиваются годами и не всегда вызывает изменения в личности.

Иногда пациенты быстро восстанавливаются и приходят в норму. Другие нуждаются в длительной реабилитации. Более того, у одних ремиссии продолжительные, а у некоторых рецидивы повторяются почти каждый год. Проблема в том, что спровоцировать приступ может любой фактор, в том числе конфликт на работе, производственная травма или увольнение.

Трудоустройство при шизофрении. Эффективность трудоустройства при шизофрении

В ряде случаев человек после выхода в ремиссию возвращается к обычной жизни. Тяжелым пациентам присваивают инвалидность второй или третьей степени.

Вопрос трудоустройства при этом является для многих больных первоочередным. Пособия не такие уж и большие, а потому прокормить себя за счет государства практически невозможно.

Поэтому и работа важна для шизофреников не меньше, чем для остальных людей.

Однако в обществе есть стереотипы относительно людей с психическим нарушениями. Они воспринимаются неадекватными, неконтролируемыми, а главное — опасными. Не каждый работодатель готов взять на работу человека с шизофренией. При этом стоит учитывать, что она может развиться в том возрасте, когда больной уже успел выучиться и получить профессию.

Порядка 65% пациентов с шизофреническими расстройствами имеет высшее образование.

Людям с шизофренией, а также их родственникам следует знать, что данный диагноз не всегда мешает работать. Более того, при благоприятных обстоятельствах шизофреник может зарабатывать неплохие деньги и вести достойный образ жизни.

Основные противопоказания

В первую очередь нужно помнить о законодательных ограничениях. Людям с психическими отклонениями любого типа запрещается работать охранниками и военными, так как им нельзя пользоваться оружием.

Также с шизофренией не берут в пожарные, полицейские, приставы и пр. Обычно для получения такой работы нужно пройти медицинскую комиссию, которая будет включать и посещение психиатра.

Так как диагноз ставится на всю жизнь и стереть его из истории болезни нельзя, врач не даст допуска к производству.

Трудоустройство при шизофрении. Эффективность трудоустройства при шизофрении

Также людям с шизофренией не рекомендованы следующие виды деятельности:

  • Работа с плавающим графиком и ночными сменами. Сбивающиеся биоритмы потенциально опасны для шизофреников. Им даже не рекомендуется путешествовать с пересечением нескольких часов поясов. Желательно спать именно ночью по 7,5 часа в сутки.
  • Работа с высокой физической или эмоциональной нагрузкой. На предприятии, в котором деятельность проходит в режиме аврала, обычно слишком много суеты и конфликтов. Человеку с шизофренией лучше подобного избегать, иначе психика начнет уставать и рано или поздно даст сбой.
  • Работа с большим количеством социальных контактов. Шизофреники зачастую замкнутые люди. Как правило, эта болезнь развивается у шизоидов, которые не любят много общаться. Но после постановки диагноза коммуницировать с обществом не противопоказано. Более того, замкнутый образ жизни, вероятнее, будет вреднее для пациента. Однако и огромное количество контактов психике будет выдержать сложно, поэтому желательно выбирать работу спокойную и без большого потока людей.
  • Работа, связанная с обучением. Учить детей человек с шизофренией не сможет. Если патология выявлена у преподавателя, ему придется переквалифицироваться.
  • Работа, которая связана с опасностью — электричеством, газом, нефтью и пр. Подобные виды деятельности, в принципе, травмоопасные даже для здоровых. Шизофреник же гипотетически может создать опасную ситуацию не только для себя, но и для других.
  • Работа, связанная с сюжетом бредовых идей больного, если в период приступа у него наблюдался систематизированный бред. К примеру, человек работал в метро и ему казалось, что под землей скрываются инопланетяне. Понятно, что в «подземку» ему лучше вообще не спускаться, тем более для работы.

Трудоустройство при шизофрении. Эффективность трудоустройства при шизофрении

Перечислить все профессии для шизофреников в рамках статьи сложно. К тому же нужно отталкиваться от каждого конкретного случая. Необходимо понимать, что человек с шизофренией не может брать на себя ответственность за других людей. Во-первых, не факт, что он способен ее выдержать. Во-вторых, вряд ли работодатель доверит своих сотрудников больному с шизофреническим расстройством.

Кем можно работать

Кем устроиться пациенту с шизофренией, зависит от наличия или отсутствия инвалидности и ее группы. Всего их две — вторая и третья.

Третья является самой легкой, так как характеризуется стойкой ремиссией. Доступны любые виды деятельности, кроме ранее перечисленных.

Однако все равно придется проконсультироваться с психиатром, чтобы обсудить нюансы. Возможно, он сам предложит пациенту те или иные профессии.

При второй группе инвалидности рекомендуется выбирать спокойную работу. Желательно, чтобы она была монотонной или даже ручной. Нередко больных устраивают при психоневрологических диспансерах, чтобы держать их под наблюдением. Зарплаты, конечно, небольшие, но зато человек зарабатывает сам, что психологически помогает лучше справляться с заболеванием.

Где бы человек с шизофренией ни работал, ему придется соблюдать правила: как те, что предписал врач, так и предписанные работодателем.

Инвалидность присваивается не всем людям с шизофренией. В этом есть как плюсы, так и минусы. Из недостатков — отсутствие пенсии, а преимущество в том, что список профессий более разнообразный. В данном случае подходят:

Трудоустройство при шизофрении. Эффективность трудоустройства при шизофрении

  • библиотекарь;
  • работник архива;
  • секретарь;
  • бухгалтер;
  • сапожник;
  • редактор;
  • садовник и пр.

Сегодня многие люди выбирают работу на дому, особенно специалисты, которым не нужно общаться с людьми оффлайн. При шизофрении удаленно можно заниматься почти любой законной деятельностью. Ограничения есть, но они больше касаются распорядка дня, нагрузки и прочих организационных моментов. Соответствующие рекомендации тоже должен дать лечащий врач.

Работа преподавателем

Распространенный вопрос в данном контексте связан с возможностью преподавания при шизофрении. В школу человеку с таким диагнозом не попасть, так как любой учитель проходит медицинское обследование, в том числе у психиатра.

В вузах и училищах система трудоустройства намного проще. Гипотетически можно устроиться работать преподавателем в профессиональное учебное заведение, но только скрыв свою болезнь.

Это будет рассматриваться как правонарушение, влекущее определенную ответственность.

Снятие инвалидности

Трудоустройство при шизофрении. Эффективность трудоустройства при шизофрении

При стойкой ремиссии пациент может подать документы в медицинское учреждение о снятии инвалидности. Придется лечь в стационар на полное обследование, причем на несколько недель. Однако стоит учитывать, что инвалидность если и снимут, что бывает не часто, то сам диагноз, а вместе с ним и определенные ограничения, останется. Его можно снять только через суд, если получится доказать, что диагностика была проведена неверно.

Почему нужно работать

Трудоустройство для больных шизофренией — это вопрос не только денег. Трудовая деятельность дает и другие преимущества — укрепление мотивации, отработка навыков общения и контроль собственного психического состояния.

Если человек поймет, что он делает что-то важное для себя и общества, лечиться ему будет проще. Если же он останется без работы, то замкнется в себе или начнет употреблять алкоголь. Это может привести к очередному приступу.

Источники:

  • psihiatrov.net
  • mozg.expert
  • indepress.ru
  • 24health.by
  • psychiatry.ru
  • roza2012.net  

Работа для больных шизофренией: можно ли устроиться?

Шизофрения – расстройство психики, которое оказывает влияние на социальные аспекты жизни личности.

Связано это, прежде всего с тем, что болезнь проявляется в неуверенности в себе, нарастании замкнутости, утрате эмоциональных контактов, страхе перед окружающей действительностью, потере умения ее адекватной оценки и социальных контактов. Одним из основных симптомов шизофренического расстройства является апатия – отсутствие желания что-то делать.

Результатом влияния этих симптомов становится выпадение больных из социума, что еще больше усугубляет их состояние и способствует прогрессированию болезни. Нарушению социальных контактов иногда способствуют родные больного либо излишне, навязывая социальные контакты, либо ограничивая общение носителя расстройства, пытаясь скрыть «позорную» болезнь родственника.

В связи с этим одной из задач лечащего врача является просветительская работа с родственниками пациента, цель которой заключается в формировании осознания ситуации.

Сам больной и его близкие должны прийти к пониманию того, что это не конец Света, жизнь идет своим чередом, просто теперь нужно научиться жить немного по-другому, чтобы сохранить качество бытия.

Однако не только этот аспект вызывает озабоченность у психически нездоровых людей и их родных.

Далеко не все пациенты с диагнозом «шизофрения» имеют группу инвалидности, которая позволяет им получать пенсию – небольшую, но все-таки поддержку от государства.

Читайте также:  Физиология глотания и проглатывания пищи. регуляция акта глотания

Остальных больных волнует вопрос трудоустройства.

Несмотря на наличие болезни, им нужно откуда-то брать средства на свое содержание: питание, одежду, оплату коммунальных услуг и приобретение лекарства, стоимость которого достаточно высока.

Трудоустройство при шизофрении. Эффективность трудоустройства при шизофрении

Реабилитация

Тенденции развития современного общества направлены на восприятия всех групп инвалидов как полноценных членов общества. Больные шизофренией не являются исключением.

Они имеют некоторые особенности, но у них есть и свои права, и обязанности.

Психиатры считают, что такая позиция способствует успешному исцелению больных, тогда как чрезмерная опека, отстранение больных от социума становятся основными причинами, способствующими инвалидизации.

Одной из основных целей врача, занимающегося лечением больных шизофренией, является возвращение носителя расстройства в социум. Главный упор в своей работе психиатр делает на обучение жизни в новых условиях. Эту часть работы врача называют психосоциальной реабилитацией.

Она включает в себя обучение взаимодействию, восстановление мотивационных ресурсов, формирование утраченных в результате болезни способностей и функций. В ходе реабилитационных мероприятий больному предоставляется возможность найти для себя новую профессию с учетом имеющихся у него особенностей.

В настоящее время существует масса самых разнообразных методик, позволяющих психически нездоровым людям пройти курс реабилитации. К ним относят тренинги:

  • самоуважения,
  • независимого проживания,
  • общения,
  • уверенного поведения,
  • семейную терапию,
  • обучение умению справляться с остаточными симптомами психоза.

Практика показывает, что чем раньше начинается реабилитационная работа, тем успешней проходит восстановление социальных навыков, а значит, тем меньше последствий оставляет болезнь.

При выборе вида профессиональной деятельности необходимо учитывать новые особенности личности больного и его способности. Правильно подобранная работа помогает носителю расстройства реализовать себя, обеспечить свои финансовые потребности, способствует социализации и, как следствие, помогает справиться с болезнью, не допустить ее рецидива.

Трудовая реабилитация предусматривает прохождение трех этапов:

  • В зависимости от того учился или работал заболевший, имеющейся симптоматики расстройства, утраты трудовых навыков, пожеланий носителя расстройства больному можно продолжить выполнять тот вид деятельности, которым он занимался до болезни. В случае утраты имевшихся трудовых навыков больному рекомендуется прохождение тренингов с отработкой действий, направленных на их восстановление. Первое время в таких случаях применяется защищенное трудоустройство – больной работает под контролем соцработника или врача в упрощенном режиме.
  • Затем предусмотрено «переходное» трудоустройство, при котором больные работают в обычных условиях на предприятиях, но под присмотром специалистов по трудовой реабилитации.
  • Следующим этапом является трудоустройство на общих основаниях. В современных условиях принято опускать первые два этапа трудовой реабилитации и сразу переходить к последнему с обучением на рабочем месте. Однако, несмотря на такое упрощение процедуры, первое время больной работает под наблюдением соцработников.

Универсальных советов относительно трудоустройства и выбора новой профессии для больных шизофреническим расстройством не существует: кто-то способен добиться высоких результатов, выполняя исследовательские виды деятельности, для кого-то подойдут творческие профессии, а кто-то сможет выполнять только несложные физические манипуляции.

Не рекомендуемые виды деятельности при шизофрении

Существует ряд профессий, связанных с особыми производственными вредностями, которые способны принести вред здоровому человеку, не говоря о тех, у кого уже имеются проблемы. В перечень не рекомендуемых для больных шизофренией профессий включены следующие:

  • Профессии, предусматривающие трудовую деятельность, связанную с нарушением циклических биоритмов. Частые ночные смены могут спровоцировать ухудшение состояния больного.
  • Не рекомендуется для носителя шизофренического расстройства работа, которая сопряжена с выраженным психоэмоциональным напряжением. Завышенные требования, конфликты способны негативным образом отразиться на состоянии больного и спровоцировать рецидив расстройства.
  • Придется так же отказаться от работы, которая связана с бредовой симптоматикой больного либо с кем-то конкретным из коллектива.
  • Не рекомендуется психически нездоровым людям работа, связанная с опасностью – электричеством, огнем, газом.
  • Запрещаются людям, страдающим психическими расстройствами, все виды деятельности, связанные с контактом с оружием: вооруженная охрана, военные. В связи с этим при приобретении оружия или устройстве на работу, связанную с оружием, требуется прохождение медкомиссии.

Трудоустройство при шизофрении. Эффективность трудоустройства при шизофрении

Трудности трудоустройства

Современная действительность отличается особой жесткостью. Завышенные требования к человеку, безработица не позволяют найти достойную, интересную работу здоровым людям, что тогда говорить о больных, имеющих такой страшный диагноз как шизофрения. Устроиться на хорошую работу или сохранить имеющуюся практически нереально.

Несмотря на то, что сейчас непринято указывать вид конкретного заболевания, о наличии психического расстройства у соискателя рано или поздно станет известно.

Любой уважающий себя начальник отдела кадров, прежде чем принять в свой коллектив человека, «наведет о нем справки». И далеко не все работодатели и сотрудники согласятся работать с больным человеком.

В некоторых случаях работодателю и узнавать ничего не нужно, у больных явно просматриваются странности поведения.

Несмотря на такое безрадостное положение дел, отчаиваться все же не стоит. Во-первых, не все люди избегают контактов с психически нездоровыми людьми; во-вторых, ситуация, благодаря всеобщему психопросвещению, обещает со временем стать лучше; а в третьих, существует ряд видов деятельности, которые не требуют трудоустройства: творчество, работа на дому, предпринимательство.

Где можно работать больному с шизофреническим расстройством

Больным с шизофреническим расстройством, не имеющим инвалидности можно работать на обычных предприятиях, инвалидам II группы – в мастерских при диспансерах, инвалидам III группы – на предприятиях и организациях с учетом рекомендаций лечащего врача.

Что касается конкретных видов деятельности, то больным с диагнозом «шизофрения» без группы можно работать в библиотеках, научных лабораториях, на производстве, в области просвещения и культуры.

При отсутствии ограничений и позитивной симптоматики, сохранении навыков и знаний они могут выполнять работу лифтера, слесаря, инженера, бухгалтера, секретаря-референта, редактора, преподавателя ВУЗа, врача, руководителя среднего звена.

Больные шизофренией с мировой известностью

Жизнь многих знаменитостей является прямым доказательством того, что психическое расстройство не может стать причиной невозможности самореализации. Несмотря на закрытость общества и наличие ряда ограничений, эти люди смогли доказать не только самим себе, но и всему миру, что шизофрения – это не приговор.

Огромные возможности таким людям предоставляет творчество. Оно не ограничивает человека ни в чем, а напротив, создает условия для самовыражения. Среди таких людей великий живописец Винсент Ван Гог. Своеобразное восприятие действительности нашло отражение в его трудах, сделав его всемирно известным.

Этим же расстройством страдал Антонио Гауди, великий испанский архитектор. Данная патология была диагностирована у знаменитого джазмена Тома Харелла и у писателя Филлипа К. Дика, получившего известность благодаря роману «Воспоминания оптом и в розницу», по которому был снят фильм со Шварценеггером «Вспомнить все». 

Примеры жизни этих по-настоящему великих людей, сумевших использовать свой недуг, подталкивают к пониманию истины, что человек способен сам строить свою жизнь независимо ни от каких обстоятельств.

"Я все время испытывал тревогу": как в России работают люди с шизофренией — Агентство социальной информации

Когда впервые случился психоз, я учился в МИФИ на последнем курсе кафедры «Прикладная ядерная физика». Вышел из больницы, написал и защитил диплом. Через месяц на сайте «Работа.

ру» откликнулся на вакансию системного администратора в компании «Лира Керамика». Меня пригласили на собеседование и после него сразу взяли на работу. О том, что у меня шизофрения, я тогда никому не рассказывал.

После трех месяцев сам решил оттуда уволиться — хотел найти место получше.

Проходил трехдневный испытательный срок в компании «Оптима», но тут у меня началось обострение.

Ходил по этажам офиса, задавал незнакомым людям неуместные вопросы — конечно, они заметили, что у меня не все в порядке. Меня пригласили в отдел кадров, где со мной беседовал психолог. Пришлось рассказать о болезни. Я лег в больницу, в трудоустройстве мне отказали.

В 25 лет я в попал в Центр социальных инициатив «Русский дом», где занимаются реабилитацией людей с психическими расстройствами, помогают получить образование и устроиться на работу.

В Центре я начал активно помогать чинить компьютеры, настраивать сеть, позже организовал курсы компьютерной грамотности. Проводил уроки для моих же друзей —  других членов «Русского дома».

Еще до заболевания, во время учебы в МИФИ, я работал учителем информатики в школе. Преподавать мне очень нравится. 

Через год после моей реабилитации «Русский дом» предложил мне рабочее место в МГУ (Московском государственном университете): печатать на компьютере тексты на английском и русском языке для кафедры иностранных языков, следить за работой компьютеров на кафедре, помогать преподавателям осваивать новые для них программы. 

После двух лет работы в МГУ «Русский дом» помог устроиться копирайтером в компанию Saatchi&Saatchi. А дома я самостоятельно занимался изучением языков программирования для написания веб-сайтов.

Через два года я вернулся в МГУ уже в качестве инженера.

Сделал сайт кафедры иностранных языков, помогал преподавателям работать с новой системой «Истина» (система оценки деятельности сотрудников и учета педагогической нагрузки — Прим.Ред.). 

Четыре года назад сосед по даче предложил мне заняться администрированием двух интернет-магазинов, где продают запчасти. Это моя первая работа, куда я после реабилитации устроился самостоятельно. Уже без поддержки «Русского дома», но все-таки по знакомству. Я занимаюсь полным обслуживанием этих магазинов, на одном сайте полностью изменил дизайн.

Шизофрения не помешала мне устроиться на работу, начальнику обо всем известно. Но, я думаю, болезнь не стала препятствием только потому, что меня хорошо знает мой сосед, который посоветовал меня трудоустроить. 

Я был на собеседовании в «ВТБ Капитал», понравился начальнику IT-отдела, он сказал, что такие специалисты, как я, им нужны. Но второе собеседование в отделе кадров мне пройти не удалось. Со мной разговаривали HR и психолог.

Я сказал, что у меня шизофрения, после этого они совершенно изменились в лице и сказали, что перезвонят позже.

Через неделю молчания я сам с ними связался, мне ответили, что сейчас офис переезжает, это может занять несколько месяцев, «мы с вами свяжемся». Но, конечно, никто не связался. 

После «ВТБ Капитала» я проходил со скайпу собеседование в фонд «Сколково». Когда я сказал, что у меня инвалидность по психическому заболеванию, мне снова сказали «до свидания». 

Неудачные попытки трудоустройства не отбили у меня желание. Я хочу работать в крупной компании. А еще мечтаю в будущем открыть свою онлайн-школу по обучению программированию детей. И опыт работы в большой компании мне бы помог, но я понимаю, что из-за заболевания мне сложно будет получить такую работу.

Читайте также:  Осмотические диуретики. Петлевые диуретики

Трудоустройство при шизофрении. Эффективность трудоустройства при шизофрении unsplash.com

Дмитрий (имя изменено), 31 год. Диагноз поставили в 18 лет 

Я учился в Московском педагогическом университете на факультете социологии. Заболел сразу после первого курса. Взял академический, чтобы лечиться. После закончил еще один курс, а потом мое состояние ухудшилось.

Я избегал социальных контактов, в основном сидел дома, пойти куда-то трудоустроиться мне было очень сложно. Поиском работы занималась моя тетя. Она нашла мне подработку экспедитором в строительной компании на лето. В этой фирме я работал несколько лет подряд.

Заболевание сказывалось на работе — мне было сложно контактировать с людьми. Для меня это была чрезмерная нагрузка.

Потом опять через родственников меня устроили в компанию «Полиграфические ресурсы», в таможенный отдел. Я помогал таможенным брокерам, оформлял документы. Думаю, что коллеги видели, что со мной что-то не то, но как люди культурные ничего не говорили.

Все равно работа была для меня большим стрессом. У меня не было четко определенных обязанностей, которые я должен выполнять. Я не чувствовал себя полноценным работником. Постоянно думал, что я там по блату, что на самом деле не особо нужен, толку от меня мало. Через год все закончилось тем, что наш таможенный пост и отдел закрыли.

После этого я на полтора года засел дома. Потом тоже через родственников устроился в логистическую компанию на склад. Там был тяжелый график: смены по 12 часов, в том числе ночные. Я сумел выдержать только 3,5 месяца.

Пытался устроиться на работу через организацию «Перспектива». У них было мало предложений для людей с психическими заболеваниями. Но меня отправили на собеседование на должность мерчендайзера.

Приняли меня очень хорошо. Но службе безопасности не понравилось, что я состою на учете в психоневрологическом диспансере. Они спросили, в чем заключается мое заболевание. Ответил, что у меня навязчивые мысли, навязчивые ритуалы, например, я могу долго мыть руки.

Они этого не поняли и спросили, есть ли у меня припадки. Ответил, что я не эпилептик…В общем служба безопасности сказала, что я должен предоставить им справку из ПНД (психоневрологический диспансер — Прим. АСИ), что я могу у них работать. Я понял, что это бесполезно.

В конце 2015 года я попал в Центр социальных инициатив «Русский дом». В 2018 году Центр помог мне устроиться в межрегиональную общественную организацию «Равные возможности» на должность администратора.

Мне там очень нравилось, но я все время испытывал тревогу, что работаю недостаточно хорошо. Я думаю, что справлялся со своими обязанностями, но смотрелся тускловато на фоне студентов старших курсов, которые работали другими администраторами. Я не очень хорошо владею компьютером, часто спрашивал, как что-то сделать, работал медленнее остальных. 

Проблема еще в том, что когда я работаю, мне сложно пить лекарства, некоторые из них вызывают сонливость. На прошлых работах я часто уменьшал дозировку препарата или даже полностью отменял, но это приводило к возвращению болезни.

Потом «Русский дом» сообщил, что появилась вакансия лаборанта в МГУ. Когда я стал собирать документы для официального трудоустройства, мне надо было предоставить справку из психдиспансера. Там мне ответили, что люди с психическими заболеваниями не могут работать в медицинских и образовательных учреждениях.

В прошлом году «Русский дом» помог мне поступить в Технологический колледж на заочное отделение, специальность «Документационное обеспечение управления и архивоведение». По окончанию мне хочется найти работу, где не будет жестких сроков, не надо много общаться с людьми. Чтобы она была не очень сложной и я мог с ней справиться. 

Справка

Автономная некоммерческая организация «Центр социальных инициатив «Русский дом» — это реабилитационный центр для взрослых людей с психическими расстройствами, который работает по международно признанной модели социально-трудовой реабилитации «Клубный дом». Подробнее узнать о модели «Клубный дом» и ее трехуровневой программе трудовой реабилитации и трудоустройства можно на сайте «Русского дома».

Программа трудовой реабилитации и трудоустройства осуществляется «Русским домом» при финансовой поддержке Фонда президентских грантов в рамках проекта «Вместе к инклюзивному трудоустройству!».

Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен

Фгбну нцпз. ‹‹шизофрения у подростков››

При психопатоподобных и неврозоподобных расстройствах главной задачей остается по возможности удержать подростка в среде труда, учебы, активной жизни.

В зависимости от состояния и поведения подростки могут продолжать учебу или в обычной школе (или с облегченным режимом — сокращенный учебный день, дополнительные выходные дни), или в вечерней школе (с освобождением от работы), или даже проходить обучение на дому (практикуется до 8-го класса).

Вопрос об учебе в средних специальных и высших учебных заведениях должен решаться индивидуально, в зависимости от состояния больного и профиля учебного заведения. При этом надо учитывать интересы как больного, так и общества в целом.

Вряд ли целесообразно приобретение профессии, требующей очень напряженной работы, широких и быстро меняющихся контактов.

Даже при хороших и стойких ремиссиях риск рецидива все же достаточно высок, возможны также психогенные декомпенсации в стрессовых ситуациях; поведение больных в этих обстоятельствах трудно предсказуемо.

В связи с этим, с точки зрения общественных интересов, неоправданно будет приобретение профессии, при которых в случаях рецидива совершаемые по болезненным мотивам действия больного могут создать угрозу для жизни других людей или иные опасные ситуации.

В остальном при удовлетворительном состоянии перед больным не должны ставиться формальные преграды, обусловленные диагнозом «шизофрения». Подобный официальный диагноз в таких случаях может существенно препятствовать социальной адаптации [Личко А. Е., 1982].

По данным московских диспансеров, среди тех, у кого в подростковом и послеподростковом возрасте был поставлен диагноз вялотекущей шизофрении, т. е. у кого преобладали психопатоподобные и неврозоподобные расстройства, с годами у 31 % этот диагноз был снят в реабилитационных целях [Нисс А. И., 1979].

С другой стороны, оказалось также, что, судя по записям в историях болезни, диагноз вялотекущей шизофрении в 60 % явно маскируется каким-либо другим [Матвеев В. Ф., Барденштейн Л. М., 1982].

Обучение в ПТУ не рекомендуется и обычно не удается. Профессиональную подготовку лучше осуществлять по пути индивидуального ученичества — в коллективе взрослых такие подростки легче адаптируются.

При аффективных расстройствах при хороших полноценных интермиссиях в отношении учебы и выбора профессий не должно быть чрезмерных ограничений, кроме обстоятельств, указанных выше, учитывая, что риск повторных фаз остается достаточно высоким.

После перенесенной фазы психотического уровня первые полгода лучше вообще избегать интенсивных учебных нагрузок, особенно участия в конкурсах.

Если же наступают частичные ремиссии, например по тимопатическому Типу, то реабилитационная тактика должна быть такой же, как при психопатоподобных расстройствах.

При параноидных и инкогерентных расстройствах рекомендации в отношении учебы и труда зависят от качества ремиссии и необходимой поддерживающей терапии. Нужно всячески стремиться к тому, чтобы подросток получил неполное среднее (8 классов) и даже среднее образование.

При полных ремиссиях и когда для их поддержания достаточны небольшие дозы психотропных средств, возможно бывает обучение в обычной школе. При большой вялости от нейролептиков можно рекомендовать принимать их только во вторую половину дня и на ночь, на утро назначать пирацетам.

При неполной ремиссии или когда поддерживающая терапия нейролептиками сопровождается выраженными побочными действиями, лучше практиковать обучение по облегченной программе — в обычной школе с сокращенным числом уроков, с дополнительным выходным днем, или в вечерней школе, или индивидуальное обучение на дому.

Занятия должны быть равномерными, без искусственных напряжений — от экзаменов следует освобождать.

Обучение в ПТУ также не рекомендуется. Профессию лучше приобретать по пути ученичества на предприятиях, особенно там, где работает кто-то из близких.

Поступление в высшие и средние специальные учебные заведения (если будущая профессия не создает повышенный риск рецидива и если рецидив заболевания не грозит при данной профессии социально опасными ситуациями) может быть рекомендован только при полных и стойких ремиссиях — не менее чем через год с момента, как полная ремиссия установилась. Попытки поступления лучше делать после того, как подросток предварительно включился в более облегченную систему обучения: прошел подготовительное отделение, повторил программу последнего класса. Напряженные занятия, конкурсные экзамены без предварительной учебной тренировки и вскоре после того, как установилась ремиссия, грозят ухудшением состояния и возможностью рецидива.

При неполных ремиссиях после завершения восьмилетнего образования или при достижении 16-летнего возраста рекомендуется трудоустройство.

Нужно стремиться к тому, чтобы больной приобрел несложную, не требующую напряженного труда профессию.

Иногда это удается достичь только в лечебных мастерских при психоневрологических диспансерах, но иногда оказывается возможным и на обычной работе, особенно если вместе с подростком трудится кто-либо из его родных.

Важно, чтобы в период ремиссий, даже неполных, подросток не оставался без дела, не был предоставлен праздности. Отдых после больницы не должен быть продолжительным (кроме привычного летнего периода).

При апатоабулических расстройствах вовлечение в учебу и труд удается только при нерезко выраженных изменениях личности и при поддерживающей терапии активирующими психотропными средствами. В этих случаях рекомендации те же, что и при неполных ремиссиях после приступов с параноидными и инкогерентными расстройствами.

Следует только особо подчеркнуть вред безделья и праздности при апатоабулических расстройствах. Такие больные не могут сами чем-то занять себя.

Они нуждаются в постоянном стимулировании в отношении активности, труда, учебы по облегченной программе, в отношении выполнения домашних поручений, даже в том, чтобы следить за своей одеждой и чистотой тела.

Читайте также:  Роль гломерулотубулярного механизма почек. Роль ренина в регуляции функции почек

При тяжелых апатоабулических и гефебренических расстройствах ни учеба, ни систематический труд не удаются. При улучшении состояния следует попытаться втянуть больного хотя бы в какие-нибудь простые занятия.

Психообразование как составляющая процесса психореабилитации пациентов с шизофренией

В настоящее время в России и во всем мире отмечается заметный рост заболеваемости психическими расстройствами. Социальные аспекты оказания психиатрической помощи при шизофрении, которая занимает одно из ведущих мест среди всей психической патологии, закономерно вызывают интерес к проблемам социального функционирования и качества жизни пациентов, особенно молодого возраста[1].

В докладе Всемирной Организации Здравоохранения, посвященном состоянию психического здоровья (2001 г.

), сказано: «Психосоциальная реабилитация — это процесс, который дает возможность людям с ослабленным здоровьем или инвалидам в результате психических расстройств достичь своего оптимального уровня независимого функционирования в обществе».

Психореабилитация является постоянным, непрерывным процессом, который включает в себя комплекс медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических профессиональных мер.

В последнее время интерес практических работников, ученых, самих пациентов и членов их семей к психосоциальной реабилитации значительно возрос. В настоящее время существует большое число моделей психосоциальной реабилитации и взглядов на методы ее проведения.

Однако все ученые и практики сходятся во мнении, что результатом реабилитационных мер должна быть реинтеграция психически больных в общество. По мнению И.В. Шадриной и Е.Н.

Альшиной сами пациенты должны ощущать себя не менее полноправными гражданами, чем другие группы населения.

С учетом сказанного, целью реабилитации является улучшение качества жизни и социального функционирования людей с психическими расстройствами посредством преодоления их социальной отчужденности, а также повышение их активной жизненной и гражданской позиции.

  • Задачами реабилитации являются:
  • •                     уменьшение выраженности психопатологических симптомов с помощью триады — лекарственных препаратов, психотерапевтических методов лечения и психосоциальных вмешательств;
  • •                     • повышение социальной компетентности психически больных людей путем развития навыков общения, умения преодолевать стрессы, а также трудовой деятельности;
  • •                     • уменьшение дискриминации и стигмы;
  • •                     поддержка семей, в которых кто-либо страдает психическим заболеванием;
  • •                     создание и сохранение долгосрочной социальной поддержки, удовлетворение по меньшей мере базовых потребностей психически больных людей, к каковым относятся: обеспечение жильем, трудоустройство, организация досуга, создание социальной сети (круга общения);
  • •                     повышение автономии (независимости) психически больных, улучшение их самодостаточности и самозащиты.
  • Мероприятия по психосоциальной реабилитации изменяются в зависимости от потребностей пациентов, места, где проводятся реабилитационные вмешательства (больница или общество), также от культурных и социально-экономических условий страны, в которой живут психически больные люди. Основу этих мероприятий, как правило, составляют:
  • •                     трудовая реабилитация;
  • •                     трудоустройство;
  • •                     профессиональная подготовка, переподготовка;
  • •                     социальная поддержка;
  • •                     обеспечение достойных жилищных условий;
  • •                     образование;
  • •                     психиатрическое просвещение, в том числе обучение тому, как управлять болезненными симптомами;
  • •                     приобретение и восстановление навыков общения;
  • •                     приобретение навыков независимой жизни;
  • •                     реализация увлечений досуга, духовных потребностей.
  • Таким образом, видно, что психосоциальная реабилитация психически больных — это всеобъемлющий процесс, направленный на восстановление и развитие разных сфер жизни человека.

Высшая цель всех терапевтических вмешательств заключается в повышении прав у страждущих и их родственников. Для того, чтобы решать свои проблемы, вызванные болезнью максимально оптимальным образом, пациенты должны понимать суть своего заболевания и знать доступные варианты лечения.

Без понимания болезни и критики к своему состоянию, комплайенс и улучшение при долгосрочном лечении останется недостаточно оптимальными[2].

Только благодаря образованию, пациент сможет развить свой потенциал самопомощи, опираясь на 3 неотъемлемые профессиональные направления лечения:

Фармакотерапия психических расстройств определяется применением в основном трех классов психотропных препаратов, действие которых направлено на ослабление симптомов болезни.

К таким препаратам относятся нейролептики (антипсихотики), которые влияют на психотические симптомы, антидепрессанты, используемые при депрессиях, транквилизаторы, которые чаще всего применяются при наличии тревожных состояний.

Еще раз подчеркнем: эти лекарственные средства ориентированы не на устранение причины болезни, на ослабление ее симптомов или предотвращение рецидивов.

Психотерапия относится к вмешательствам, направленным на изменение поведения, настроения, эмоциональных реакций с помощью вербальных (словесных) невербальных психологических средств.

Психосоциальная реабилитацияэто комплекс мер, который дает возможность людям с ослабленным психическим здоровьем или инвалидам по причине психических расстройств достичь оптимального уровня независимого функционирования в обществе.

Объем каждой составляющей терапевтического процесса (фармакотерапии, психотерапии, психосоциальной реабилитации) зависит не только от основного диагноза, но также от стадии болезни, возраста пациента, условий его жизни.

Это значит, что лечение должно максимально соответствовать индивидуальным потребностям пациента в определенный период времени. Однако даже идеально подобранная схема лечения не всегда обеспечивает хорошие результаты.

  1. Наилучший результат достижим, когда пациент и его ближайшее окружение выступают не пассивными участниками сложного процесса исцеления, а активными партнерами при оказании помощи наряду с профессионалами.
  2. Условиями формирования партнерских отношений являются:
  3. •                     наличие у пациента и его ближайшего окружения знаний о природе психических заболеваний и их лечении, стиле общения и поведения в семье;
  4. •                     навыки решения специфичных для определенных заболеваний проблем;
  5. •                     владение способами контроля симптомов болезни

В большинстве семей такие знания и навыки минимальны, и нереально требовать их приобретения самостоятельным путем. Родственники больных должны иметь доступ к необходимой информации, а также возможность общаться друг с другом для обмена опытом, отражающим их удачи и поражения, а также для разработки способов решения наиболее частых проблем.

  • Доказана эффективность следующих форм работы с семьями:
  • •                     психиатрического просвещения;
  • •                     групп поддержки.

Психиатрическое просвещение как форма информационной социально-психологической поддержки родственников больных самих пациентов стало активно внедряться и в нашей стране. Тогда как в ряде зарубежных государств образовательный подход при оказании помощи семье применяется уже не одно десятилетие. Результаты научных исследований доказали, что психиатрическое просвещение служит основой:

  1. •                     раннего обращения за помощью при обострении болезни;
  2. •                     профилактики обострений повторных госпитализаций;
  3. •                     понимания душевного мира больного человека.

На взгляд Т.А. Солохиной, в основе образовательного подхода лежит убеждение о положительном влиянии семьи на процесс выздоровления родственника.

Однако еще в 50-е годы ХХ века среди врачей бытовало представление о семье как об одной из главных причин психического расстройства вследствие неправильного отношения ее членов к больному.

Терапевтическое воздействие состояло в том, чтобы с помощью определенных приемов изменить поведение членов семьи, тем самым избавить пациента от заболевания. Такой подход оказался «провальным», поскольку родственники не соглашались с тем, что причастны к болезни, а пациенты все равно не могли избавиться от ее симптомов.

Учитывая, что природа психических заболеваний остается еще до конца неясной, развитие биологической психиатрии изменило представления об их возникновении.

Данные обстоятельства позволили пересмотреть взгляд на роль семьи в ее возникновении и начать проведение образовательных программ по психиатрии, обучать правильному общению с пациентом, убеждать родственников в том, что их отношение к больному, знание природы заболевания, долговременное участие в лечении могут способствовать выздоровлению.

Иными словами, был признан огромный вклад помощи родственников в лечение больного члена семьи. Результаты многих исследований доказывают, что психиатрическое просвещение способствует снижению частоты рецидивов заболевания.

По мнению Т.А. Солохиной и Л.С. Шевченко родственники больных воспринимают обучение как попытку переложить всю ответственность за лечение на их плечи. [3]  Однако, по нашему мнению, это суждение неверно, поскольку обучение облегчает близким пациенту людям взаимодействие и с ним, и с профессионалами.

В настоящее время психообразование рассматривается как основная составляющая комплексного лечения шизофрении и должно быть предложено для всех пациентов, страдающих шизофренией.

Основным принципом психиатрического лечения является то, что каждый человек имеет право получить информацию о болезни и способах её лечения для того, чтобы принимать активную роль в своем лечении.

Предположительно, комплексная психообразовательная программа может использоваться как источник помощи участникам в опоре на их сильные стороны и поощрении чувства надежды на восстановление.

Согласно рекомендациям Американской психиатрической Ассоциации (APA) и DGPPN (Немецкого общества психиатрии, психотерапии и неврологии), психолого-педагогические вмешательства принадлежат к стандартам терапии острых и перенесших острое состояние пациентов с шизофренией. В контексте настоящей международно- признанной модели «диатез — стресс — уязвимость», психообразовательные вмешательства являются основными для дальнейших лечебных мероприятий[2].

В настоящее время под психообразованием принято понимать осуществляемый поэтапно процесс обучения психиатрических пациентов в области психических заболеваний и оказания психиатрической помощи, что обеспечивает их необходимыми знаниями и оказывает влияние на их установки и поведение в отношении собственного здоровья.

Как свидетельствуют американские авторы, семейное психиатрическое просвещение способствует снижению показателей рецидивов и облегчает процесс восстановления у людей с психическими расстройствами.

Разработан набор основных компонентов эффективных программ по психиатрическому просвещению семей, куда входят оказание эмоциональной поддержки, просветительная работа, предоставление ресурсов в кризисные периоды, а также формирование навыков решения проблем.

В последние годы психообразование активно внедряется в систему реабилитационных мероприятий психически больных в России, и его рассматривают как один из возможных путей преодоления стигмы психически больных и их родственников.

Оно направлено на информирование пациента и его родственников о психических расстройствах и обучение методам совладания с проблемами, обусловленными заболеванием, контролю над болезнью.

Наиболее широко психообразование применяется в ведении пациентов с психосоматической патологией: школы больных бронхиальной астмой, сердечно-сосудистыми заболеваниями, в частности хронической сердечной недостаточностью и т. п. Имеется отечественный опыт использования психообразования в клинике первого психотического эпизода.

Зарубежные авторы отмечают целесообразность использования психообразования на этапе становления ремиссии и в случае рецидива. В исследовании А.Н.

Еричева (2005) выявлен высокий уровень потребности в информированности со стороны больных и членов их семей, подчеркивается положительное влияние психообразования на психологическую и социальную адаптацию больных, их комплаентность [6]. Вместе с тем ряд вопросов остается открытым: по мнению авторов Л.Г. Серазетдиновой, Н.Н. Петровой, О.В. Малеваной до конца не определены место психообразования в системе реабилитации, соотношение его с психотерапией, особенности проведения у больных с различной психической патологией, критерии оценки эффективности, отсутствует супервизия для персонала, осуществляющего психообразование[4].

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector