Условия развития ребенка в семье должны быть…

Условия развития ребенка в семье должны быть…

Что значит и какая семья считается полной полноценной: понятие, плюсы и преимущества

Полная полноценная семья — одно из самых важных социальных образований, которое сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Существует большое количество подходов к изучению сложности и многогранности данного явления, влияния полных и неполных семей на формирование личности человека. Нужно знать, что значит полная семья и как правильно выстраивать в ней взаимоотношения.

Плюсы полной семьи для ребенка заключаются в том, что она является центром его развития, особенно когда он маленький. Она оказывает довольно большое воздействие на то, каким он станет в будущем, какое место в обществе займет. Действительно, наличие или отсутствие одного из родителей может негативно сказаться на всем последующем развитии.

Преимущества полной семьи сложно переоценить — это важнейшее условие для воспитания ребенка. Но если в семье есть мама и папа, то это не значит, что все условия для нормального развития ребенка выполнены и можно больше ничего не предпринимать, а только поучать малыша.

Понятие полная семья означает, что родители должны быть дружны, любить и уважать друг друга, должны присутствовать взаимопонимание, уважение и интерес родителей к делам ребенка, постоянная забота друг о друге.

Наличие или отсутствие этих факторов создает особую для каждой семьи атмосферу и стиль жизни, а это еще зависит и от кругозора родителей, от того, как они используют свое свободное время, их умения организовать жизнь семьи и вовлечь в эту жизнь детей.

Поговорим далее о том, какая семья считается полной и какие особенности воспитания в ней могут присутствовать.

Особенности полной и неполной семьи: дети без полноценной семьи

Особенности полной и неполной семьи накладывают отпечаток на развитие ребенка. Для нормального гармоничного развития личности малышу нужно, чтобы его воспитание осуществлялось как матерью, так и отцом. Это важно и для мальчиков, и для девочек.

Дети без полноценной семьи лишены возможности наблюдать межполовые отношения в бытовых и других аспектах.

На примере того, как мама и папа строят свои взаимоотношения, как они взаимодействуют друг с другом в определенных жизненных ситуациях, у ребенка закладывается основа взаимоотношений между мужчиной и женщиной, супругами, родителями и детьми.

Дети из полных и неполных семей отличаются тем, что всю полноту родительской любви малыш воспринимает посредством той теплоты и внимания, которые дают ему мама и папа.

Мама любит своего ребенка, безусловно, просто за то, что он есть, папина же любовь зачастую оценочная и требовательная.

Он радуется его успехам, гордится им, его советы и требования стимулируют дальнейший личностный рост ребенка.

Для малыша материнская любовь значит то, что он в будущем будет иметь уверенность в себе, ощущать собственную значимость, собственное достоинство. Отцовская любовь ставит рамки и границы дозволенного, упорядочивает поведение ребенка. Тем не менее полная и неполная семья существуют в современных реалиях и это нужно учитывать в формировании стиля воспитания малыша.

Чувство собственного достоинства и уравновешенность личности закладываются в детские годы. Практически все установки, которые человек проносит через свою жизнь, в том числе и взаимоотношения полов, усваиваются в детстве.

Для правильного развития ребенок должен видеть подобные образцы поведения, они могут быть как правильными, так и неправильными, а также наблюдать разные взаимоотношения между людьми, получить понятие о справедливости и несправедливости, испытать на себе разные типы любви.

Большое количество исследований однозначно утверждают о том, что дети, которые растут в полной семье, имеют более спокойный и уравновешенный характер, у них возникает меньше комплексов и психологических проблем.

Конечно, ни одна семья не застрахована от жизненных неурядиц и проблем, но в полной семье проблемы переживаются намного проще.

Ребенок в такой семье не остается без поддержки взрослых, что положительно влияет на формирование его уверенности в себе.

Наблюдая за родителями, малыш учится на их примере справляться с трудностями и проблемами, а позже перенесет такой полезный навык и в свою семейную жизнь.

Условия развития ребенка в семье должны быть…

Малыш видит семью в лице окружающих его близких людей — мамы, папы, бабушки и дедушки, а также братьев и сестер, если таковые имеются.

В зависимости от состава семьи, взаимоотношений в ней, а также отношений членов семьи к окружающим людям, ребенок составляет свое видение мира (положительное или отрицательное), формирует свои взгляды, строит отношения с другими людьми.

Отношения в семье могут также повлиять и на то, как ребенок в дальнейшем будет строить свою карьеру, какой путь он выберет.

Какова роль семьи в воспитании и развитии детей дошкольного возраста

Одним из главных условий успешного воспитания детей является положительный пример старших членов семьи, авторитет родителей.

Для того, чтобы понять, какова роль семьи в воспитании детей, психологи говорят, что положительно влияет на развитие ребенка не только то, что он наблюдает модель поведения своих родителей, но бабушек и дедушек.

Малышу также будет полезно знать историю своего рода. Бабушка и дедушка всегда помогут в воспитании ребенка, посидят с ним, накормят, погуляют и поиграют.

Интересным является то, как дети в разном возрасте по-разному нуждаются во внимании папы и мамы.

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста заключается в формировании правильного мировоззрения:

  1. С рождения и до года за ребенком ухаживает мама. Поначалу новорожденный физически чувствует, что он является частью матери. К полугоду он уже осознает, что не связан с мамой физически, но все равно она продолжает оставаться для него главным человеком. Несмотря на то, что папа также принимает участие в уходе за ребенком, он воспринимает его только по собственному желанию. Позже малыш начинает осознавать, что мама и папа имеют на него равные права. Дети, которые видят равноправие родителей в семье, менее склонны к соперничеству в старшем возрасте, способны на поиски компромиссов в общении с другими людьми.
  2. В возрасте от 1-го года до 3-х лет малыш с большим удовольствием проводит время с папой, пока мама занимается своими делами. Если папа может веселиться наравне с ребенком, то его значимость в глазах ребенка еще больше возрастает.
  3. В возрасте от 3-х до 6-ти лет ребенок заметно взрослеет. Дети начинают чувствовать все происходящее вокруг очень остро, в это время нуждаются в любви и поддержке обоих родителей. При этом роль семьи в воспитании и развитии ребенка заметно возрастает, поскольку малышу требуется дополнительная эмоциональная поддержка при подготовке к школе.

Роль семьи: отца и матери в воспитании ребенка

Роль матери в воспитании детей в семье всегда будет ведущей, поскольку она имеет возможность больше уделять им времени. В полной семье мама отвечает за создание эмоционального фона, теплой семейной атмосферы, тогда как папа выполняет больше регулирующую и контролирующую функции. Если семья полная, мать и отец правильно распределяют свои роли и участвуют в становлении ребенка.

Условия развития ребенка в семье должны быть…

Если говорить о конкретике, то можно отметить, что мужчины в доме создают специфическую интеллектуальную среду, и присутствие отца положительно сказывается на развитии математических способностей, как мальчиков, так и девочек.

Наличие отца в семье влияет не только на характер умственного развития детей, но и на формирование их интереса к обучению в целом, получение образования, стимулирует их желание учиться. Выявлена прямая зависимость — чем чаще мальчик бывает с отцом, тем лучше он учится.

Положительный образ отца (активный, деловой, подтянутый, нацеленный на успех) вызывает у ребенка стремление соответствовать ему.

Многие психологи отмечают, что девочки, выросшие без отца, очень плохо разбираются в математике, сосчитать что-либо для них составляет проблему, они не могут нормально планировать бюджет и иногда склонны к растратам.

Роль отца в воспитании детей в семье одинакова значительна и для девочек и для мальчиков. У девочек, растущих в полных семьях, гораздо выше координация и социальные навыки, навыки общения, они гораздо увереннее идут по жизни.

Ведь женщинам в любом возрасте важно одобрение противоположного пола, и если папа будет хвалить дочь за ее аккуратный внешний вид, можно быть уверенным, что девочка запомнит такие похвалы на всю свою жизнь и будет пытаться соответствовать этому идеалу.

Полезные навыки общения с отцом также закладывают в девочках дальнейший стиль общения с противоположным полом.

Если отец подавлял своим авторитетом, не слушал, в ответ на слова дочери говорил что-либо резкое, вроде «Не болтай глупости!», то можно быть уверенным в том, что в будущем уже девушке-подростку будет сложно строить отношения с молодыми людьми, всегда будет присутствовать некая неуверенность.

Кроме интеллектуальной составляющей, есть еще и социальный аспект. Семья позволяет показывать ребенку и прививать ему определенные социальные навыки (сюда относятся общение, социальная роль и т. д.), которые он будет развивать в своей дальнейшей жизни.

От отца он может взять его социальную доминирующую роль, уверенное поведение, модель решения конфликтных ситуаций или других жизненных проблем. От матери ребенок получит возможность знать, когда, где и что можно говорить, увидеть социальную роль женщины, понять стиль общения.

Те ощущения и та уверенность, которая закладывается в самом раннем возрасте, когда ребенок растет с мамой и папой, приносит свои плоды в течение всей жизни.

Многие психологи отмечают рост интереса молодых родителей к семейным ценностям, они начинают сознательно воспитывать не только ребенка, но также и себя.

Когда родители вполне осознают, что от них в очень большой степени зависит формирование личности их ребенка, то они начинают вести себя так, что все их поступки и поведение в целом позволяют сформировать у сына или дочери те качества и такое понимание человеческих ценностей, которые они хотят ему, передать, которые кажутся им наиболее ценными, полезными и добрыми. Данный процесс воспитания можно назвать сознательным, потому как постоянный контроль родителей за своим поведением, их отношение к другим людям, внимание к правильному построению семейной жизни позволяют воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.

Проблемы воспитания ребенка в полной семье

Минусы воспитания ребенка в полной семье также имеются, но они связаны исключительно с тем, как родители относятся к воспитанию ребенка и какое количество времени они ему уделяют. Т. е. минусы можно найти только в качестве воспитания, но никак не в количестве родителей.

Проблемы полных семей не стоит преуменьшать, поскольку они могут быть не очевидны. Например, семья, в которой оба родителя заняты. В нашей стране принято, что работают как мужчины, так и женщины.

И чем больше родители нацелены на материальное благополучие для себя и семьи, тем большее время они уделяют работе, при этом часто уезжают в деловые поездки, в связи, с чем отсутствуют дома большую часть времени, оставляя своего ребенка, доверяя его воспитание старшему поколению (бабушкам и дедушкам).

При этом такого рода нацеленность может проистекать из искреннего родительского желания, чтобы уж их-то ребенок ни в чем не нуждался и жил лучше, чем они сами.

Из ситуации, когда родители в полной семье не могут или не хотят уделять малышу достаточное количество времени и заботы, вытекает несколько проблемных аспектов воспитания в полной семье для самого ребенка.

  1. Разные подходы к воспитанию родителей и бабушек, а значит, разные требования к ребенку — он может путаться, он может не знать, что ему на самом деле разрешено, а что же все-таки нельзя делать, а иногда и просто игнорировать запреты обоих поколений.
  2. Ребенок должен оставаться один в доме с незнакомым для него человеком, например наемной няней, пытаться с ним искать общий язык, ему может быть некомфортно, страшно, он может думать, почему же родители его вот так «бросили».
  3. Если няня не имеет должной квалификации и образования, то за ребенком может осуществляться небрежный уход, возможны в таком случае оскорбления и наказания, которые сильно травмируют его психику.
  4. Если ребенок привязался к своей няне, то он часто воспринимает ее как маму, что также усложняет ситуацию в семье. Когда же услуги няни больше не потребуются, ребенок будет очень сильно переживать отсутствие человека, к которому он так привязался.
  5. Поведение ребенка может изменяться в то время, когда родители появляются и пытаются пообщаться с ним. Чаще всего он замыкается, начинает капризничать и что-то требовать, ведь он может быть не готов, что с ним будут заниматься родители. Взрослые, видя такое поведение, выходят из себя, расстраиваются, чувствуют себя виноватыми в том, что мало времени уделяют ребенку, и даже в тот небольшой период времени, когда они рядом, успели только накричать или наказать его. Вот такой вот «воспитательный процесс» наблюдается практически во всех полных семьях, в которых и папы, и мамы работают.
  6. Родители, понимая, что они уделяют малышу мало времени, будут стараться каждую свободную минуту проводить с ним, иногда врываясь в распорядок дня ребенка ураганом и ломая его. Детям же нужно четко установленное время еды, отдыха, игр. А затем, когда свободные минуты истекают, родители опять бегут по делам, а малыш остается в слезах, так как ему не хватает такого малого времени общения с самыми любимыми людьми. Он чувствует себя брошенным и ненужным.
Читайте также:  Обучение моделированию и конструированию детей: основы

Взаимоотношения с детьми, воспитывающимися в полной семье

Условия развития ребенка в семье должны быть…

Минусами семьи, в которой один родитель полностью погружен в жизнь с ребенком, а второй находится на периферии, являются:

  • почти полное растворение одного родителя в ребенке, которое психологи называют невротическим слиянием. Пока дети маленькие, это не является проблемой, а вот когда они подрастают и начинают познавать внешний мир, такое пристальное внимание со стороны матери/отца начинает наносить вред, мешая адекватной социализации (наверное, каждый когда-то видел одержимых мамочек, которые в ответ на вопрос о самочувствии ребенка говорят: «Мы заболели!», хотя ребенок уже ходит в школу и является самостоятельной личностью);
  • такого рода слияние приводит к тому, что все негативные и позитивные эмоции выплескиваются на ребенка, которому трудно это перенести. Он не в силах оценить ситуацию объективно, видит все глазами взрослого человека, которому доверяет, что может привести к неправильному формированию некоторых детских установок, отношений, и впоследствии повлияет на его взрослую жизнь;
  • возникает некоторое отдаление и непонимание между работающим взрослым и ребенком. Если работающий родитель остается с малышом и хочет провести с ним свой выходной или свободный вечер, то он сталкивается с неприятием, слезами, неумением общаться и незнанием распорядка дня ребенка.

Условия развития ребенка в семье должны быть…

Материал подготовлен редакцией сайта ladycharm.net

Источник: https://ladycharm.net/2018/10/polnocennaya-semya-zalog-razvitiya-rebenka/

Развитие и воспитание ребенка в семье — статья сайта о детях imom.me

Каждый родитель мечтает вырастить успешного, умного, счастливого ребенка. Все это возможно, при правильном воспитании детей в семье. Взрослые должны придерживаться определенной стратегии, помогающей сформироваться личности.

С их помощью ребенок познает мир, учится новому, понимает, как вести себя в обществе, узнает о моральных ценностях. Какой сложится картина мира, во многом определяет атмосфера в доме. Самое важное в воспитании детей в семье — домашняя культура, любовь и индивидуальный подход родителей.

Поэтому, воспитательную стратегию важно составить правильно и гармонично.

Содержание:

  • 1 Роль семьи в воспитании детей
    • 1.1 Совместное воспитание ребенка в семье
    • 1.2 Участие отца в жизни ребенка
  • 2 Современный взгляд на метод воспитания
    • 2.1 Принципы семейной педагогики
    • 2.2 Как развивать ребенка
  • 3 Советы родителям по воспитанию детей

1 Роль семьи в воспитании детей

Условия развития ребенка в семье должны быть…

Для ребенка дом — маленький мир, с которого он начинает познавать. Воспитание складывается за счет участия всех членов семьи. Они являются для него эталоном, на который нужно равняться. Семейный институт — первый на жизненном пути человека, который закладывает важные понятия о бытие, социуме, культуре, нормах. Все знания, полученные ребенком от родителей и родных, будут сопровождать его в будущем. Плохо, если «багаж» окажется легким, посредственным, не несущим ценности. Пример: не рассказывали о правилах этикета, почему важно иметь собственное «Я», что самое главное в жизни. Такие дети, оказываются неприспособленными к социальной жизни, не понимают причин трудностей в школе, общении с друзьями. Важно делиться с собственным опытом, объяснять в чем особенность общения между детьми, детьми и взрослыми, только взрослыми. Чем чаще говорить с ребенком, тем более он адаптирован к социуму. Постепенно расширяйте круг общения чадо: приглашайте своих и его друзей, родственников, устраивайте семейные вечера. Не забывайте, ребенку интересно общаться с разными людьми, но чужие не заменят родителей, их наставничество, опеку, заботу.

Члены семьи и родители, ответственны за интеллектуальное развитие, они стимулируют ребенка к покорению гранитных вершин науки. Если малыши наблюдают пренебрежительное отношение взрослых к саморазвитию, чтению, изучению мира, то перенимают эту манеру.

Когда родитель говорит: «книжки для дураков, а мы уже все знаем», » я устаю, мне не до книг», «потом почитаю сказку, лучше поспать» — ребенок истолковывает фразы, так «чтение — малонужное занятие, его можно отложить».

Продумайте кто сможет почитать ребенку на ночь, договоритесь с малышом читать не больше одной страницы в будни. Семья должна приучать чадо к умственному развитию, начиная от развивающих игр до занятий в прописях.

Если они входят в привычку, то ребенок будет хорошо учится в школе, быстро усваивать информацию, о таких говорят «схватывает на лету». Мотивировать на это должна семья, самостоятельно ребенок к этому не придет.

1.1 Совместное воспитание ребенка в семье

В воспитании детей участвует вся семья, каждый домочадец оказывает влияние на ребенка. Сюда относят родителей, бабушек, дедушек, братьев/сестер, теть — всех, кто окружает чадо. Он наблюдает за взаимоотношениями, копирует их манеры, перенимает реакции взрослых. Важно, чтобы семья придерживалась общей линии воспитания, прививала единые ценности.

Если они будут отличаться: сила денег и бескорыстность, главенство физической силы и доброта — ребенок растеряется, придет в ступор. Дисбаланс и подмена ценностей вредит на этапах становления личности. Только когда она сформируется, то сможет самостоятельно выделять приоритеты. Правда, тоже на основе тех, которые привили родные.

Поэтому сразу договоритесь с домочадцами провести беседу. Запишите в одну колонку, что по мнению каждого, представляет нравственные ценности, жизненные приоритеты. Согласовывайте ответы. В итоге, должны остаться те, которые действительно нужны. В другую выпишите запреты, что нельзя ребенку. Обсудите, как будет проходить воспитательный процесс.

Пример: нельзя бить ребенка, сравнивать с другими, ругать, что не успел на горшок. Если проводить беседы не в стиле семьи, то просто коротко обсудите с родственниками, каких правил придерживаться. Не отчаивайтесь, если будут критиковать и учить, как правильно воспитывать детей.

Прежде чем терять контроль, подумайте, есть ли смысл в советах, прав ли человек? Отбросьте эмоции и посмотрите на наставление с другой стороны. Вдруг он действительно говорит так из лучших побуждений, у него есть опыт.

Если совет абсолютно «мимо», то поблагодарите за помощь и… Все! Не заставляйте себя следовать чужим сомнительным рекомендациям. Делайте, как велит родительское сердце и чутье. Но, не забывайте прислушиваться к рассудку.

Ищите компромиссы с членами семьи, рассказывайте почему нужно воспитывать так, умейте друг друга слышать. Иначе, скандалы и оживленные споры, навредят ребенку: будет винить себя, считать, что стал яблоком раздора.

Совместное воспитание — как плыть на лодке, и грести в одну сторону всем вместе.

1.2 Участие отца в жизни ребенка

Кто катает на плечах, шутит смешнее всех, готов побыть «лошадкой», даже после работы и покатать на могучей спине. В воспитании детей в семье, важную роль играет папа. Вне зависимости от пола ребенка, дочка и сын одинаково нуждаются во внимании и любви отца.

На уровне подсознания, он первый защитник. Обычно папы выбирают более строгие стили воспитания, чем мамы. Это объясняется разницей мужчин и женщин. Основной проблемой является неправильное представление, о малозначимой роли отца в жизни ребенка. Мало только обеспечивать едой, одеждой, игрушками.

Нужно общаться, проводить совместно время, учить новому. Не расстраивайтесь, если муж только играет с ребенком. Игра — тоже способ развития и воспитания. Предложите найти общие интересы, которыми бы они могли заниматься вместе.

Выжигание по дереву, футбол, катание на коньках по выходным, игра на музыкальном инструменте, домино.

Если семья неполная, то найдите представителя мужского пола, который бы компенсировал отсутствие отца. Он его не заменит, но окажет необходимую психологическую поддержку. Это может быть дедушка, крестный, дядя, близкий друг семьи, которому доверяете.

2 Современный взгляд на метод воспитания

Условия развития ребенка в семье должны быть…

Если раньше придерживались универсальных способов воспитания, то сейчас методы изменились. Многие психологи: Карл Юнг, Алина Делисс, Юлия Гиппенрейтер, советуют определить психотип ребенка. По мнению Карла Юнга, темперамент проявляется уже в раннем возрасте. Понимая, к какому типу относится чадо, можно выработать уместный подход. Вы будете лучше чувствовать ребенка, понимать настроение, причины поступков, особенности характера. Придерживаться одного шаблона воспитания и обучения ребенка в семье — бессмысленно. Родители двух и более детей, могут подтвердить, что у каждого неповторимый характер. То, что действовало со старшим безотказно, на младшего может никак не влиять. Интроверт и экстраверт требуют разного подхода. Найти общий язык и понять меланхолика, будет сложнее, чем сангвиника. Все люди разные, в том числе и дети. Учитывайте это в воспитательном процессе, а еще пол, возраст, характер, историю жизни ребенка.

2.1 Принципы семейной педагогики

Воспитательный процесс в семье состоит из:

  • Чувство равенства и взаимоуважения. Если в семье есть авторитет (чащу мужчина), то это никак не должно унижать достоинство других. Все члены семьи равноценны, в том числе и ребенок.
  • Дружба. Объяснить, в чем ее смысл. Приводить примеры из сказок и жизни. Какая бывает дружба: между членами семьи, соседями, одноклассниками, с животными и т.д.
  • Любовь. Какая бывает любовь, почему важно любить себя и окружающих. Прививать чувство любви и заботы: поливать цветы, обнимать близких, говорить о чувствах.
  • Принятие ребенка, какой он есть. Взрослые могут корректировать поведение чадо, но не пытаться сделать из него своих копий или образов грез.
  • Право на плохое настроение, желания побыть одному.
  • Выделять личное пространство.
  • Не требовать от ребенка, что ему не по силам. Задача взрослых, постепенно его к этому подготавливать.
  • Давать внимание и заботу. Безразличное отношение, инертность семьи — сказывается на психологическом состоянии, изменяет видение мира. Этим детям сложно обрести счастье, добиться уважения в кругу знакомых или одноклассников. Они неуверенные, застенчивые, слабохарактерны.
  • Игра — понятный способ для детей, изучения мира и развития. В форме игры будет легко привить правила, нормы, новые знания.
  • Большинство вредных привычек у детей, можно обнаружить у их родителей. Поэтому боритесь со слабостями. Теперь есть ради кого стараться взять себя в руки.
  • Развивайте положительные качества у ребенка и корректируйте негативные, научите с ними совладать. Можете обратиться к разновидностям детской арт-терапии.
  • Введите доверительные отношения.
  • Поощряйте достижения ребенка. Мотивируйте на новые свершения. Хвалите.

Детские психологи отмечают, что вредит не только безучастность к жизни ребенка, но и гиперопека.

Читайте также:  Арбуз детям: польза и вред, суточная и возрастная нормы

2.2 Как развивать ребенка

Существует множество способов, позволяющих повысить уровень знаний и навыков. Воспитание ребенка в семье, как и развитие — ежедневный процесс. Занятия должны быть разными, чтобы развивать разностороннюю личность. Чередуйте их, чтобы они не наскучили.

  • Чтение. Первые книги крохе читают родители, формируя у него интерес к занятию. Потом он сам начнет делать первые попытки. Поощряйте стремления. Для разнообразия, читайте вслух по ролям. Можно выучить диалоги и разыгрывать кукольные спектакли. Расширяйте жанры книг: от сказок до детских энциклопедий.
  • Теплые беседы. По вечерам делитесь впечатлениями, воспоминаниями. Так, ребенок получает из ваших уст драгоценный жизненный опыт, учится на чужих ошибках, понимает как устроен мир. Постарайтесь «дозировать» негативные истории. Ребенок должен о них знать, но преподносите их правильно. Разъясните, почему так случается, как на это реагировать.
  • Придумывайте вместе сказки, героями которых будет ваша семья. Развивайте у ребенка фантазию, обогащайте внутренний мир. Проектируйте возможные жизненные сюжеты, прививая через них манеры поведения. Пример: праздник, поход в школу, решение спора.
  • Развиваем творческое мышление, оно пригодиться не только для креативных заданий. Такие дети умеют с легкостью выходить из трудных ситуаций, благодаря нестандартному виденью проблемы.
  • «Очумелые ручки». Занимайтесь создание поделок, мастерите. Научите ребенка видеть, как можно использовать повторно ненужные предметы, создавать из них новые.
  • Лепим, творим, вытворяем, в общем занимаемся рукоделием. В распоряжении множество вариантов, найти нечто по душе не составит труда. Скрапбукинг, создание топиариев, лепка из теста, фелтинг, ошибана, вышивка крестиком на картоне. Возможно, одно из них станет хобби.

Обучение ребенка в семье, сочетается с воспитанием. Поэтому, чадо будет получать двойную пользу от занятий. Проводите их весело — они отложатся в памяти и будут ассоциироваться с самым приятным.

3 Советы родителям по воспитанию детей

Условия развития ребенка в семье должны быть…

Родители несут ответственность за детей, их будущее. Некоторых, это по-настоящему пугает, ведь страшно совершить проступок. Быть мамой и папой не так просто, как кажется. Тяжелый груз изнуряет, бывает родители начинают считать себя плохими. Есть несколько советов, которые могут облегчить родительскую ношу.

  • Признайте — от ошибок никто не застрахован. Смиритесь с этим, а не пытайтесь избежать. Простите заранее ошибки, которые вы можете совершить. Вот увидите, станет легче. Ваше легкое душевное состояние передается и ребенку. Делитесь рассказами про казусы с ребенком, тогда он сможет избежать ваших ошибок, проще относиться к неудачам.
  • Будьте терпеливы.  Развитие и воспитание ребенка в семье длительный и сложный процесс. Чадо испачкалось, разбило дорогую вазу, не может научитьсяопределять время по часам — вспомните сразу Карлсона. «Спокойствие! Только спокойствие». От криков, агрессивных споров, телесных наказаний, ребенок не станет вас лучше понимать. Наоборот, доверие и взаимопонимание, будет трудно вернуть. А вазу можно будет купить новую.
  • Не забывайте, что ребенок, даже маленький, тоже имеет право на плохое настроение. Любому родителю хочется, чтобы чадо всегда улыбалось и бегало довольное. Но нельзя этого требовать. Чтобы не усугублять положение, поинтересуйтесь в чем причина хандры. Поддержите ребенка, попробуйте его порадовать.
  • Питание и режим сна влияет на самочувствие ребенка. Разнообразие в рационе блюд, соблюдение часов сна — улучшает интеллектуальные способности, повышают психологическую устойчивость, физическую активность.
  • Вносим разнообразие в жизнь. Детский сад, школа, дополнительные занятия, дом — однообразие дня психологически истощает. Постепенно, ребенок эмоционально выгорает, угнетает рутина. Но менять что-либо ему сложно. Распорядок входит в привычку, единственным местом отдыха становится дом. Но даже в родных стенах он не может получить расслабления. А выходить из зоны комфорта становится тяжелее. Регулярно выезжайте на природу, дачу, ходите в парк, посещайте мероприятия. У ребенка есть увлечения? Запишитесь в соответствующий кружок, секцию.

Контролировать себя ради дитя.

Пример: папа обжегся, закономерная реакция выпустить пар и выругаться. Ребенок скорее всего продублирует ее в будущем. Хорошо, если близкий готовый объяснить, почему так повторять нельзя. Но вряд ли, отцу понравится, когда его начнет отчитывать в следующий раз ребенок. Это подрывает авторитет главы семейства. Поэтому, нужно справляться с вредными привычками и контролировать реакции.

Плохой пример.

Ребенок еще не знает, что хорошо и плохо. Поэтому отрицательный пример, который показывают взрослые, чадо может расценивать как норму.

Его будет трудно переубедить в обратном, ведь основы уже заложены. Если себя так нельзя вести, то почему маме или папе позволительно? Это распространенная проблема в воспитательном процессе.

Взрослые должны избавиться от вредных привычек и контролировать себя.

Главное в семейном воспитании ребенка — это любовь. Говорите, как сильно вы любите ребенка, проявляйте внимание, заботу. Дети, растущие в ласке, вырастают счастливыми людьми. Они реже страдают от психологических недугов, добиваются высоких положений в обществе.

Источник: https://imom.me/razvitie-i-vospitanie-rebenka-v-seme/

Условия для развития ребенка

19 Август 2014      admin74      Главная страница » Развитие детей      Просмотров:   4590

От того, в каких условиях развивается личность, во многом зависит, насколько цельной, творческой, жизнерадостной, деятельной она будет. Поэтому родителям так важно с первых дней жизни создать условия для развития ребенка.

Создайте собственное пространство для ребенка

Идеальным местом для пребывания маленького человека в доме должна стать детская комната.

Если в первые месяцы жизни дитя нуждается в постоянном присутствии родителей, то через некоторое время ему потребуется собственное пространство, где он будет ощущать себя полноправным хозяином.

Даже если у вас нет возможности выделить ребенку отдельную комнату, оборудуйте детский уголок, где он будет хранить свои игрушки, книжки, где можно поставить маленький стол или парту.

Условия развития ребенка в семье должны быть…

Одним из основных условий для развития ребенка является самостоятельность, поэтому ваша задача – предоставить ему такую возможность: с 2-3 месяцев давайте время малышу самостоятельно позаниматься игрушками.

Повесьте над кроваткой яркие погремушки, карусельку. Разместите все это на доступной для малыша высоте, чтобы он, задевая игрушки ручками, слышал звуки. Если ребенок не капризничает и увлечен этим занятием, не стоит его прерывать.

Став старше, он с удовольствием будет играть с предметами разной фактуры. Педагоги считают, что развитие тактильной чувствительности при исследовании различных материалов от ткани до дерева и меха влияет на формирование интеллекта ребенка, пополняя его жизненный опыт.

Наполните его жизнь впечатлениями

Кроме собственного пространства для игр, ребенку для развития необходимы впечатления. Особенно важно это для детей дошкольного возраста примерно с 3 до 7 лет. Психологи утверждают, что в этот период люди получают самые незабываемые и сильные эмоции. Связано это с тем, что у детей в это время бурно развивается воображение, и новые впечатления активно подпитывают его.

Как известно, в памяти остается только то, что эмоционально окрашено. Поскольку здоровые дети впечатлительны по своей природе, будьте уверены, что радость от совместных поездок, походов в зоопарк, планетарий и цирк останется с ними навсегда.

Важно для дошкольников узнавать новые виды деятельности. Сегодня многие художественные студии предлагают родителям вместе с детьми посетить совместные уроки рисования. Трудно передать словами восторг ребенка, у которого с первого раза получилось создать маленькую картину: дом на опушке зимнего леса или прекрасного павлина.

Некоторые родители протестуют против посещения ребенком детского сада, считая, что там «детьми не занимаются».

Если вы решили посвятить ребенку свое время до школы, то обязательно выберите альтернативный вариант его общения с детьми: детские развивающие центры, кружки, секции.

Кроме того, что ваш малыш будет там учиться общению со сверстниками, в этих организациях проводятся праздники, а в спортивных секциях соревнования, принимая участие в которых, ваш ребенок обогатится новыми впечатлениями.

Ярким моментом в жизни 6-7-летнего ребенка может стать поход с взрослыми в лес с ночевкой. Особенно если привлечь его к подготовке: пусть сам смонтирует вместе с папой удочки и снасти для рыбалки, соберет котелок и припасы вместе с мамой.

Условия развития ребенка в семье должны быть…

А сколько незабываемых впечатлений получит ребенок от купания и пляжа, ночных звуков и шорохов, плеска рыбы в камышах, катания на лодке!

Итак, смена обстановки и разнообразные впечатления – второе важное условие для развития ребенка.

Создайте творческую среду

Мы уже довольно много говорили о важности творчества в жизни ребенка. Компьютерные игры в этом деле не помощники: являясь готовым продуктом, они не развивают фантазию и воображение.

Ребенок «зацикливается» на образах виртуальной игры, замыкается в ее рамках и перестает интересоваться другими видами деятельности, становится асоциальным.

Между тем, только ситуативная и ролевая игра со сверстниками является развивающей по сути, а ребенок утрачивает к ней интерес.

Регламентируйте занятия ребенка с компьютером, чтобы не допускать таких «перекосов», и поощряйте общение с другими детьми.

Важно, чтобы деятельность доставляла ребенку удовлетворение, положительные эмоции, тогда он сам будет инициировать занятия. Например, вы увидите, как он ждет нового посещения развивающей школы или мечтает закончить новую поделку в кружке.

Творчество возможно не только в специализированных центрах, но и дома в повседневной жизни. Например, предоставьте ребенку возможность украсить комнату к празднику, нарисовать новогодние флажки для гирлянды, придумать вместе с вами оформление праздничного пирога для бабушки и т.д. Побуждайте его фантазировать, вносить новые предложения, помогайте с их реализацией.

Подводя итог сказанному, хочется отметить, что создать условия для развития ребенка не так сложно.

Три главных компонента: собственное пространство, новые впечатления и творческая среда – и ваш ребенок успешно развивается как личность.

Но самым главным, «цементирующим» успех компонентом является ваша заинтересованности в его развитии, ваша поддержка, похвала, искренняя радость даже небольшим его победам.

Источник: https://sonyaclub.ru/usloviya-dlya-razvitiya-rebenka/

Условия для правильного развития ребенка

Категория: Педагогика малыша до года

Внешняя среда оказывает непосредственное влияние на жизнедеятельность любого, в первую очередь растущего, организма. Состояние здоровья ребенка во многом зависит от микроклимата помещения, где он постоянно находится, чистоты и свежести воздуха, качества одежды, которая соприкасается с его кожей, мебели, которой он пользуется и т. п.

Расскажем более подробно о том комплексе мер, который позволит добиться хороших результатов в развитии и воспитании малыша.

Помещение. Еще до рождения ребенка надо выделить и оборудовать детскую комнату или уголок в наиболее освещенной части комнаты, освободив его от лишних предметов. Это облегчит уборку и поддержание чистоты.

Температура воздуха в комнате для новорожденного ребенка должна быть не ниже 22 °С. Для этого в холодное время года приходится иногда устанавливать дополнительные обогревательные приборы.

Однако повышать температуру воздуха выше 23— 24 °С не рекомендуется, так как это может привести к перегреванию ребенка и снижению его сопротивляемости простудным заболеваниям.

Для детей более старшего возраста температура воздуха должна быть более низкой: малышам до года — в пределах 20—22 °С, а для детей старше года, учитывая их большую двигательную активность, 18—19 °С.

Независимо от времени года в помещение, где находится ребенок, необходимо открыть широкий доступ свежего воздуха. Для этого комнату надо проветривать несколько раз в день. В холодное время года для проветривания открывают фрамугу или форточку (сначала в отсутствие ребенка, а затем и при нем). Летом держат окна открытыми весь день, а по возможности и ночью.

В комнате, где помещен ребенок, нельзя стирать и сушить пеленки и белье, категорически запрещается курить. Пол, окна, двери и мебель ежедневно должны подвергаться влажной уборке.

Детская мебель, одежда, обувь. Для ребенка нужна детская кроватка с боковыми сетчатыми или решетчатыми стенками. Она должна иметь жесткое дно.

Матрац также рекомендуется жесткий — из конского волоса, морской травы, сена.

Читайте также:  Симптомы респираторного аллергоза у детей

Не следует использовать матрацы из пуха или поролона, так как это может приводить к перегреванию ребенка, а в ряде случаев — к аллергии. Спать на раскладушке или в коляске детям нельзя.

Подушку ребенку до одного года не кладут, чтобы не вызвать у него искривление позвоночника из-за неправильной позы в кроватке.

Детям более старшего возраста можно сделать небольшую плоскую подушку из морской травы или пера птицы.

В кроватку ребенка во время бодрствования рекомендуется вкладывать толстый фанерный лист, обтянутый байковым одеялом и клеенкой. Очень удобен детский манеж, где ребенок может более активно двигаться и играть.

Детям старше года нужна специальная мебель: стул для кормления, детский стол, детский стульчик, шкафчик для игрушек. Вся детская мебель должна быть легкой, удобной, хорошо подвергающейся гигиенической обработке. По мере роста ребенка необходимо приобретать мебель больших размеров или соответствующим образом приспосабливать имеющуюся.

Малыша нельзя постоянно оставлять в кроватке или манеже. Начиная с 7-месячного возраста, его следует спускать на пол, создавая условия для развития движений. С этой целью часть комнаты можно огородить барьером высотой 40—45 см, пол застелить байковым одеялом и легко моющейся клеенкой.

В такой импровизированный манеж можно поместить каталку, гладкое или обшитое клеенкой бревно, большой мяч. Все это стимулирует активные движения ребенка — ползание, вставание, переступание.

Для детей более старшего возраста (с 10—11 мес) рекомендуется сделать небольшую горку с лесенкой и скатом, скамейку, шведскую лесенку.

Одежду детям раннего возраста желательно шить из гигроскопичных хорошо стирающихся материалов (хлопок, лен, шерсть), а для пальто, куртки, комбинезона допускаются материалы с примесью синтетических волокон.

Она должна соответствовать возрасту ребенка, сезону, температуре воздуха, защищать как от охлаждения, так и от перегревания, быть удобной, свободного покроя, не стеснять движений ребенка.

Очень важно, чтобы одежда малыша была максимально приспособленной к тому, чтобы он мог самостоятельно ею пользоваться.

Грудным детям рекомендуются распашонки (ситцевые или трикотажные и фланелевые), фланелевые кофточки с длинными рукавами, ползунки (ситцевые, фланелевые, трикотажные), позднее — колготки.

В более старшем возрасте (после года) — нижнее белье из хлопчатобумажной ткани и трикотажа (трусики, майки, футболки), платья или рубашки из ситца, фланели, трикотажа, колготки (в теплом помещении и летом — носочки), шорты из хлопчатобумажной или шерстяной ткани.

В прохладном помещении малыша можно одеть в шерстяное платье или брюки, шерстяную кофточку.

Чтобы обеспечить ребенку свободу движений в холодное время года, для прогулок рекомендуется комбинезон с шерстяной кофточкой и рейтузами. Для прогулок и сна на открытом воздухе для ребенка первого года жизни очень удобно использовать спальный мешок, который не стесняет дыхания и позволяет малышу принять удобное положение.

Голову ребенка даже самого раннего возраста в помещении следует держать непокрытой. На улице летом можно надевать легкий чепчик (при ветре или пребывании на солнце), более старшим детям — панамку или шапочку с козырьком. В холодное время года советуем надеть хлопчатобумажную косынку и шерстяную шапочку, а в морозную погоду — меховую.

Обувь для ребенка необходимо подбирать по размеру. Она не должна быть слишком широкой или узкой, так как это может привести к деформациям стопы.

Уже с 8—9 мес, когда ребенок начинает вставать и переступать у барьера, ему следует надевать кожаные ботиночки с жестким задником и небольшим каблучком (0,5—1 см), а не мягкие пинетки или одни носочки, так как это способствует развитию плоскостопия.

Более старшим детям, хорошо овладевшим ходьбой, подходят кожаные туфли или сандалии, которые также должны иметь жесткий задник и каблучок до 1 см.

Чтобы ноги ребенка не перегревались, он не должен носить в помещении теплые тапочки и тем более валенки, а также резиновую обувь. Резиновые сапожки можно использовать только для прогулок в сырую погоду.

При этом обязательно надо надевать шерстяные носочки. Летом, в теплую погоду, детям очень полезно ходить босиком (на хорошо очищенном грунте, песке или траве).

Это является хорошим закаливающим средством и одним из методов профилактики плоскостопия.

Перечень рекомендуемой одежды и обуви для ребенка в соответствии с сезоном года и при различной температуре воздуха в помещении и на улице приведен в следующих статьях.

Одежду и обувь для ребенка желательно подбирать красивую, ярких расцветок. Это дает ему новые зрительные впечатления, повышает эмоциональный тонус, является одним из моментов эстетического воспитания.

Детское белье, одежду и обувь следует хранить отдельно от одежды взрослых. Стирают детское белье и одежду также отдельно, не пользуясь при этом стиральными порошками, так как это может вызвать аллергические реакции. Белье детей первого года жизни стирают только детским мылом, обязательно подвергают кипячению.

Высушенное белье (сушить лучше на свежем воздухе) проглаживают горячим утюгом. Очень важно тщательно проглаживать пеленки и распашонки для ребенка в первые недели его жизни, так как кожа у него очень нежная и легко восприимчива к болезнетворным микробам. Кипячение и проглаживание надежно обеззараживают пеленки.

Предметы ухода за ребенком. Ребенок первых месяцев жизни нуждается в особенно тщательном уходе. В этом возрасте любые нарушения окружающей среды могут привести к возникновению серьезных заболеваний.

Предметы и средства ухода за ребенком следует приготовить заблаговременно, еще до его рождения.

В первую очередь необходимо позаботиться о том, чтобы новорожденный был обеспечен достаточным количеством пеленок, распашонок и другого белья, чтобы их можно было свободно менять по мере необходимости.

Новое белье следует заранее прокипятить, прогладить горячим утюгом и хранить в специальном шкафу или тумбочке.

Для ухода за кожей ребенка и слизистыми оболочками надо иметь вату, марлевые салфетки или бинты, которые должны быть новыми, не бывшими в употреблении, в первое время желательно приобрести марлю, вату и бинты в стерильной упаковке.

Вата и бинты должны храниться в чистых (прокипяченных) стеклянных банках с крышками.

Обработка кожи ребенка с целью профилактики опрелостей производится детским кремом или стерильным растительным маслом (оливковым, подсолнечным, кукурузным), которое надо предварительно прокипятить и хранить в специальном пузырьке.

Для купания ребенка нужны детская ванночка, водяной термометр, мягкая губка или рукавичка из байки, детское мыло, кувшин для обливания ребенка в конце купания. Ребенка первых месяцев жизни желательно укладывать на специальный матерчатый гамачок, натянутый на проволочную основу, с помощью которого ребенку придается в ванне полулежачее положение.

Подмывают ребенка после каждого мочеиспускания и опорожнения кишечника, используя для этого небольшой таз и кувшин. При наличии горячего водоснабжения можно подмывать ребенка под краном, тщательно регулируя температуру воды.

Ногти на руках и ногах обрезают специально выделенными ножницами с закругленными концами, причесывают отдельным гребнем. Этими предметами никто не должен пользоваться.

Очень важно соблюдать особую чистоту при хранении сосок и пустышек. Их следует помещать в прокипяченные стеклянные банки с хорошо закрывающимися крышками. Эти банки надо кипятить не реже 2 раз в неделю. Соски кипятят после каждого использования.

Необходимо иметь в запасе несколько стерильных градуированных бутылочек (приобретаются в аптеке) — для воды, сцеженного грудного молока, соков и др. Бутылочки, как и соски (пустушки), после каждого употребления должны быть тщательно вымыты и прокипячены.

Такие предметы ухода, как баллон для клизмы, газоотводная трубка, пипетка для глаз, пипетка для носа, также должны храниться в отдельных закрытых чистых стеклянных банках.

Когда ребенку исполнится 6 мес, родителям следует настойчиво приучать малыша пользоваться горшком. Однако нельзя насильно сажать ребенка на горшок, так как это вызывает негативную реакцию и задерживает выработку необходимого навыка. Если ребенок умеет самостоятельно сидеть, очень удобно пользоваться специальным стульчиком для высаживания.

К началу второго года жизни следует приобрести детскую зубную щетку и приучать его чистить зубы сначала без пасты, а позднее специальной детской зубной пастой. Малышу надо выделить специальный стаканчик для полоскания рта после еды.

Игрушки. Правильный подбор игрушек имеет огромное значение для нервно-психического развития ребенка.

Игрушка становится первым и основным средством, при помощи которого малыш познает окружающую среду, знакомится с цветом, формой, объемом и другими свойствами различных предметов, учится манипулировать ими.

Игрушки во многом способствуют развитию активных движений ребенка, развитию его речи, мышления. Подбирать их надо в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями ребенка, его вкусами, склонностями.

У лее с первых недель жизни у ребенка формируются основы бинокулярного (двумя глазами) зрения, что позволяет видеть предметы в пространстве. К концу первого месяца жизни он уже может некоторое время фиксировать глазами крупные предметы, а в последующем следить взором за передвигающимися крупными и яркими предметами. В это же время начинает различать звуки и прислушиваться к ним.

Игрушки-подвески рекомендуется использовать с первых дней жизни ребенка. В кроватке примерно на расстоянии 70 см над грудью малыша следует подвесить яркую крупную игрушку для рассматривания. Такие же крупные и яркие игрушки (шары, большие пирамиды, куклы, мишку и др.

) надо разместить в разных местах комнаты недалеко от детской кроватки (поставить на полку, прикрепить к стене). Периодически игрушки-подвески меняют, используя другие, иной формы, цвета.

При общении с малышом ему следует показывать яркие и звучащие игрушки (погремушка, бубен, колокольчик).

Когда ребенку исполнится 2—2,5 мес игрушки подвешивают ниже, на высоте вытянутой руки ребенка. При этом крупные игрушки надо заменить более мелкими, удобными для захватывания. Такая тактика преследует цель развить у ребенка способность ощупывать и брать в руки различные предметы. Однако надо оставить и крупные игрушки для рассматривания.

Ребенку в возрасте 5—6 мес в кроватке или манеже надо подвешивать несколько разнообразных по форме, цвету и фактуре игрушек (шарики, колокольчики, ленточки), которые укрепляются на одном общем шнуре таким образом, чтобы малыш, потянув к себе один захваченный предмет, вызывал перемещение других. Такое перемещение и звучание других игрушек переключает на них внимание ребенка и вызывает у него желание захватить новую игрушку. Одновременно с подвешенными в манеж или кроватку ребенка помещают другие игрушки (в основном новые). Они стимулируют ребенка к поворотам, подползанию.

После 6 мес малыш начинает активно манипулировать самыми разнообразными игрушками. Надо предлагать ему игрушки для вкладывания и вынимания (матрешки, мисочки), для нанизывания (пирамидки), толкания (тележки, машины), катания (шары, мячики) . Нужны и так называемые сюжетно-образные игрушки — куклы, мишки, зайцы и др.

Развитию моторики пальцев, очень важной для общего развития ребенка и особенно речи, помогает использование различных коробочек (круглых, квадратных, треугольных, продолговатых) с крышками, кубиков разной величины и цвета, колец разной величины и толщины. Рекомендуются такие пособия, как «Чудесный мешочек», «Волшебный фонарик», в которые вкладываются различные более мелкие игрушки. Это побуждает ребенка доставать игрушки из мешочка или фонарика и рассматривать их.

Одновременно с игрушками на стенах комнаты следует повесить 2—3 картины, эстампа с изображением крупных игрушек, ярких фруктов или каких-либо понятных ребенку предметов, чтобы развивать ориентировку в окружающем и способствовать развитию речи.

Ребенку более старшего возраста (после года) необходимы игрушки для определения формы предмета (шар, куб, пирамида и др.), цвета предмета, его величины. Он должен научиться подбирать их по цвету, форме, величине и др.

Большой интерес для ребенка представляют сюжетные игрушки: куклы, машины, игрушечные овощи, фрукты, а также природный материал (шишки, желуди, листья, цветы). Дети очень охотно занимаются игрушечными животными, птицами, домиками, мебелью и др. Для развития речи малыша следует использовать различные детские книжки, картинки, макеты, диафильмы.

Обновлено: 2019-07-09 22:32:50

Источник: https://medn.ru/semiy/pedagogika-malyisha-do-goda/usloviya-dlya-pravilnogo-razvitiya-re.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector