Что нужно знать родителям о возрастных особенностях детей 4-5 лет

Ребенок растет, и каждый новый год преподносит вам сюрпризы. Вот ему уже 4 или 5 лет. В это время дети становятся очень активными. Бегать, прыгать, играть — это все, чего хочет малыш.

Отлично, если в это время он находится в детском саду, ведь там у него большая компания. Что нужно знать родителям о возрастных особенностях детей 4-5 летВажно в этот период развивать его в речевом и эмоциональном плане.

Профессиональные воспитатели знают все возрастные особенности детей 4-5 лет, в то время как для многих родителей это «трудный возраст».

Если же ребенок находится с вами, то необходимо заниматься с ним каждый день. В форме игры он получает необходимые знания о мире. Сейчас ему необходимы друзья, общение со сверстниками.

Старайтесь делать его жизнь яркой и разнообразной — так он научится всему гораздо быстрее.

Ни минуты покоя

Главной особенностью этого возраста можно назвать высокую активность. Ребенок, будь то девочка или мальчик, не может усидеть на месте. Поэтому с ним нужно много играть, особенно в активные игры с перемещениями и беготней. Многие дети 4-5 лет уже ходят в садик. Там воспитатели знают, как правильно построить с ними коммуникацию.

Много времени Что нужно знать родителям о возрастных особенностях детей 4-5 летотводится активным играм внутри помещения и на улице. Прогулка — обязательный пункт в режиме дня. Очень хорошо, если садик имеет большую территорию с качелями, лесенками, разными турниками для малышей. Здесь дети найдут выход для своей энергии.

Если малыш находится дома с мамой или бабушкой, то может возникнуть проблема: ему нужны друзья по играм и возможность быть в движении. Дома взрослые быстро устают от его игр, просят посидеть, полистать книжку. Если не давать выхода энергии, в 4-5 лет малыш постоянно будет перевозбужденным. Это значит:

  • перебои с аппетитом;
  • капризы, плач;
  • отказ от дневного сна;
  • проблемы со сном ночью.

Если малыш остается дома, а не ходит в садик (любое дошкольное учреждение), психологи советуют выводить его погулять не менее 2 раз за день. Один раз перед обедом, а второй — вечером. Это то время, когда на площадках всегда есть дети, с которыми можно познакомиться и поиграть вместе.

Особенности детишек 4-5 лет

У них уже было достаточно времени, чтобы изучить поведение взрослых. Дети слышали много сказок, видели мультфильмы и фильмы. Они сформировали для себя многие понятия, в том числе о том, что роли мужчин и женщин различаются. У них разные профессии и интересы. Малыши все еще хотят играть все вместе, но теперь роли будут строго распределены.

Дети в этом возрасте очень эмоциональные. Совершенно Что нужно знать родителям о возрастных особенностях детей 4-5 летнормально, если новая игра, новый человек или какой-то предмет вызывает буду восхищения. Многим детям присуща открытость. Они говорят с родителями обо всем, задают вопросы. Тут главное не испортить момент. Родители не должны реагировать раздражительно или агрессивно на вопросы ребенка.

Эмоции он тоже перенимает от вас. И вашу же агрессию малыш может использовать при общении с другими детьми или даже взрослыми. На этом этапе развития ребенка обязательно контролируйте свои слова и действия. Вы закладываете в нем модель общения с людьми, решения проблем — всего, с чем столкнется малыш. Он будет действовать по этим моделям не год или два, а всю свою жизнь.

Игры

Игра становится сложнее. Сейчас в нее может быть вовлечено сколько угодно товарищей. Роли делятся на мужские и женские. Девочки — принцессы, жены, мамы, учителя. Мальчики — военные, моряки, водители, папы.

Большой компанией они могут перемешать все, но эта игра будет Что нужно знать родителям о возрастных особенностях детей 4-5 летподчиняться их правилам.

Тут появляются вполне осмысленные диалоги, работает фантазия. Принцесса может дать какое-то задание военным или своим подданным. Мальчики с готовностью будут выполнять его. Часто игра подразумевает использование разных предметов.

Многие из них «волшебные». Конечно, волшебным яблоком или золотой короной может быть все что угодно. В 4-5 лет воображение прекрасно работает. Какой-нибудь деревянный кубик может стать вообще любой вещью, необходимой для игры.

Часто разыгрывается ситуация «семья». Дети решают, кто мама, папа, дети – даже домашние животные могут присутствовать. Мама готовит, ухаживает за ребенком, водит его в садик. Папа ходит на работу. Особенно интересно, когда появляется несколько таких «семеек».

Все они разные, ведь отношения в семьях детей тоже разные. Что нужно знать родителям о возрастных особенностях детей 4-5 летЗдесь воспитатель может увидеть отображение внутрисемейных проблем детей.

Кроме таких ролевых игр, детям начинают нравиться игры-соревнования. Здесь есть успех, победа, радость от того, что ты быстрее, сильнее или сообразительнее.

Воспитатели знают много простых эстафет (бег, препятствия), игр на поиск предметов и т.д. Во время прогулки в теплое время рекомендовано проводить такие игры на улице.

После этого у детей отличный аппетит, а дневной сон проходит без капризов.

Мышление

В 4-5 лет у детей лучше всего развито наглядно-образное мышление. Ребенок может решать практические задачи, в уме находить ответ. Мышление лучше развивается у тех, с кем занимаются. Сейчас много развивающих книжек для Что нужно знать родителям о возрастных особенностях детей 4-5 летмалышей, в детском саду обязательно проводят «уроки», где детям рассказывают про нашу жизнь, профессии, животных и т.д.

В этом возрасте активно развивается воображение. Причем тут крайне важно не ограничивать детей, а давать им простор. Если рисуете с ребенком пейзаж, то не ставьте ему жесткие рамки: «обязательно деревья, река, солнце и облака». Воображение отличает нас друг от друга. Уже в таком раннем возрасте можно увидеть, как думает малыш, какая у него цепь ассоциаций.

Восприятие мира

Детям уже известны многие формы, цвета, материалы. Ребенок может дать ответ, чем живое отличается от неживого. Это говорит о том, что его психическое развитие идет правильным путем. Восприятие мира невозможно без пополнения знаний. Водите детей в музеи, театры, показывайте им фильмы про животных.

Этот опыт они будут использовать для построения ассоциаций. Сейчас развивается Что нужно знать родителям о возрастных особенностях детей 4-5 летзрительное соотношение. Он уже умеет концентрировать внимание на главном, отбрасывая второстепенное. Например, у вас есть мячики разного цвета, размера, назначения. Ребенок уже может сказать: пусть они разные, но красный, желтый или черный — все это мячики. Затем предложите ему распределить их и сказать, для чего они нужны.

Мир такой, каким мы его показываем детям. Сейчас для них нет грани между сказкой и реальностью. Дети верят, что где-то есть Василиса Прекрасная, Баба Яга, говорящий Серый Волк. Они не отделяют еще персонажей от реальных людей. Дети бывают в восторге, если встречают человека в костюме Деда Мороза.

Концентрация

У детей 4-5 лет концентрация внимания на одном занятии может достигать 20-25 минут. Это не так мало. Малыш 3 лет и 10 минут не проведет, заинтересовавшись одним предметом. В детском садике или в любом другом развивающем учреждении проводятся занятия с малышами – на одно отводится максимум 25-30 минут.

Что нужно знать родителям о возрастных особенностях детей 4-5 лет

Сейчас важно продолжать стимулировать развитие моторных функций, в чем помогут конструкторы, лепка из пластилина, сбор паззлов. Воспитатель рассказывает детям простейшие вещи, например, как различаются листики у разных деревьев, и во время прогулки они ищут подходящие листья.

Запоминание происходит очень легко. Так, за какие-то 20 минут малыша 5 лет можно научить многому. Советуют вводить иностранный язык, ведь он развивает речь, память, дает преимущество.

Учить любой язык в таком раннем возрасте – значит учить его с легкостью. Падежи, слова, фразы заучиваются быстро. Потом, в школе, ребенку будет гораздо проще.

Многие родители продолжают занятия, так что уже в средней школе иностранный язык может быть выучен практически в совершенстве.

Речь

Устная речь развивается сейчас благодаря общению. Дети, которые посещают садик, говорят лучше. Конечно, если нет адаптационных проблем. В случае постоянного страха и стресса ребенок уходит в себя, перестает разговаривать. Если же все хорошо, то совместные игры Что нужно знать родителям о возрастных особенностях детей 4-5 летпомогут учить новые слова.

За день в садике ваш малыш может выучить 10-15 новых слов. Здесь важно все: общение, чтение, разговор. Словарь ребенка в 5 лет может включать до 2000 слов.

Сейчас им интересно имитировать звуки животных, автомобилей. Речь становится более сложной. Малыш использует развитые предложения, сложные конструкции, непрямую речь.

Для развития речи детям очень полезно слушать сказку, а затем пересказывать ее или разыгрывать.

Эмоциональное развития

Бурные эмоции — часть взросления. В 5 лет детям до всего есть дело. У них появляются симпатии и привязанности. Кто-то будет утверждать, что влюбился. Не волнуйтесь: все эти эмоции быстро друг друга сменяют. Для детей сейчас очень важно понять, как другие реагируют на их действия.

Ребенок Что нужно знать родителям о возрастных особенностях детей 4-5 летрассказывает стихотворение, показывает сценку перед родными. Затем он ждет от вас оценку, похвалу и поощрение. Если их не последует, то это сильно его расстроит. Уделите 2 минуты времени, похвалите его, попросите показать еще что-нибудь. Это важно, ведь сейчас формируется его «я», отношение к себе, самооценка.

Дети очень откровенны в проявлении чувств. Часто обнимаются, говорят родителям, как сильно их любят. Это приятно для каждой мамы. Поощряйте эмоциональность, но рассказывайте о том, где, как и перед кем ее можно демонстрировать.

Страхи

Сейчас больше всего они боятся отрицательных персонажей. Баба Яга, Серый Волк, Кощей будут прятаться под кроватью малыша еще какое-то время. Если вы сами выдумаете кого-то, то это существо тоже займет место в его страхах. Поэтому психологи не советуют пугать ребенка, когда тот себя плохо ведет, что «кто-то» заберет его – это может травмировать его психику.

В таком возрасте дети часто боятся темноты и одиночества. Других страхов пока не должно быть, иначе вам нужно задуматься о посещении психолога. Детские страхи в 4-5 лет должны быстро проходить и забываться.

Совет родителям от детского психолога

Развитие детей зависит в первую очередь от родителей. В садике ребенок проводит целый день, но несколько часов дома перед сном для него самые важные.

О чем вы говорите, что делаете, что позволяете себе в компании друзей — все это видит малыш. Для него сейчас формируется прочная модель поведения и, главное, модель семьи.

Холодные отношения родителей или их чрезмерная привязанность друг к другу, агрессия или неуважение — все это он запомнит, и это отразится на его будущей жизни.

Сейчас важно создать комфортный климат для малыша. Его окружают сказки, друзья, любящие родные. Вы должны проводите много времени вместе, хотя бы в выходные дни. Тогда детство будет самой счастливой порой.

Уже в 6-7 лет многое поменяется: ребенок идет в школу, взрослеет. Такого беззаботного детства, как в 4-5 лет, уже никогда не будет.

Источник: https://rebenkoved.ru/sovety-roditelyam/chto-nuzhno-znat-i-umet/aktivnost-i-lyuboznatelnost-rebenka-v-4-5-let.html

Возрастные особенности детей 4 – 5 лет: после кризиса

Ребенок на пятом году жизни разительно отличается от того, каким он был год назад. И это связано не только с совершенствованием физических навыков и умений.

Возрастные особенности развития детей в возрасте 4 – 5 лет характеризуются, прежде всего, тем, что дошкольник уже пришел в себя после недавнего кризиса, поэтому способен более плодотворно развиваться в психоэмоциональном, творческом плане.

Малыш становится намного мудрее, прогрессируют его аналитические способности.

Что нужно знать родителям о возрастных особенностях детей 4-5 лет

Общая картина возраста

Возраст 4–5 лет для родителей пора относительного штиля: «войны за власть и территорию» завершены, теперь ребенок более спокоен, собран, послушен. Он уже не нуждается в постоянной опеке со стороны взрослых и стремится к внешней самостоятельности (хотя психологическая близость с родителями, особенно с матерью, будет важна для ребенка на протяжении, как минимум, всей школьной жизни).

Читайте также:  Отёк квинке у детей: возможные причины, симптомы, лечение

Одной из главных отличительных черт этого возраста является то, что ребенок начинает любить родных. Не просто говорить «люблю», потому что так принято выражать чувства среди его ближайшего окружения, а по-настоящему любить, понимая всю глубину этой привязанности. Это ценное чувство важно не утратить, не разрушить неправильными действиями взрослых.

По-прежнему огромное влияние на общее развитие ребенка оказывает развитие психическое. При этом характеристика возрастных особенностей периода 4–5 лет включает следующие аспекты.

  • Демонстрация самостоятельности и инициативы для повышения собственной значимости в глазах родителей. Это значит, ребенок стремится завоевать уважение и высокую оценку взрослых своим поступкам, ждет от них похвалы за достижения и добрые дела. Не получив похвал, малыш отреагирует обидой.
  • Внимание к своему здоровью и самочувствию. Малыш уже довольно точно может описать свое состояние и старается сообщить маме или воспитателю, если самочувствие ухудшилось.
  • Этическое становление. Малыш начинает понимать ощущения и чувства других людей (не только себя или сверстников), учится сопереживать чужому горю, находить выход из конфликтных ситуаций при общении с окружающими.
  • Активная социализация. Круг отношений только внутри семьи для ребенка окончательно разрывается. Дошкольник все больше погружается в мир сверстников, все больше нуждается не только в их внимании, но и в одобрении, поддержке, уважении. Дети пятилетнего возраста не просто играют вместе – они делятся впечатлениями о произошедших событиях, покупках, о том, как прошел их день.
  • Развитие воображения, повышение роли сказок. На пятом году жизни у ребенка активно развиваются творческие способности и воображение. Малыши часто живут в придуманном мире, где они играют главную роль, побеждают зло, обладают силой, мудростью, добиваются признания своих достижений, которые недостаточно реализованы в реальности. К тому же, обычная сказка сейчас помогает ребенку найти решение многих его насущных психологических проблем, предлагая систему образов, среди которых малыш выбирает более импонирующие. Он учится различать добро и зло, быть положительным.
  • Неуемная любознательность. Дошкольнику этого возраста интересно все на свете. Он задает самые разнообразные вопросы и ждет полных ответов от взрослых. Если в этот момент он не будет удовлетворять потребность в такой информации, у него может навсегда пропасть тяга к познанию!
  • Ранимость и чувствительность. На пятом году жизни дошкольники болезненно реагируют на замечания, наказания. Неловко брошенная фраза взрослого может зародить в ранимой детской душе букет комплексов, которые помешают ему успешно реализоваться во взрослой жизни.
  • Страхи и кошмары. Бурное развитие фантазии может не всегда положительно сказываться на эмоциональном состоянии ребенка, порождая самые разные страхи и «плохие сны».
  • Значительное усложнение игровой деятельности. Игра в этом возрасте у детей становится гораздо более сложной, сюжетно-ролевой. Дети играют в магазин, в дочки-матери, больницу, войнушки. Во время игр малыши развивают способности взаимодействия, проявляя всю гамму эмоций: ссорятся, мирятся, помогают, ревнуют, дружат.
  • Различие людей по половому признаку становится намного глубже. Теперь дети могут разделять по половому признаку не только одежду или прическу, но и, например, поведение, профессии, черты характера, манеру поведения, родственные связи (девочка – сестра, дочь, внучка, мальчик – сын, брат, внук).
  • Повышенная склонность к запоминанию. Хотя память еще непроизвольна, именно на пятом году ребенок склонен запоминать множество самых разных вещей с такой интенсивностью, которой он уже не достигнет в последующие годы.

Совет

В этом возрасте недостатки воспитания могут привести к тому, что вредные привычки или черты характера ребенка закрепятся на всю дальнейшую жизнь, исправить это будет очень сложно.

Правильно реагируйте на поведение ребенка, своевременно «гасите» все «горячие точки». Прививайте ему нормы и правила поведения, чтобы избегать конфликтов и непослушания.

При необходимости обратитесь к профессиональному детскому психологу.

Что ж, вполне благополучная картина, если не считать страхов. Но в том и заключается важная обязанность родителей – вовремя реагировать на происходящее с их малышом. Направляя фантазию в нужное русло, увлекая ребенка интересной беседой или веселой игрой, переключая малыша на позитив, они могут блокировать страхи.

Что нужно знать родителям о возрастных особенностях детей 4-5 лет

Стремительное развитие речи

Как видно, возрастные особенности развития ребенка пятого года жизни характеризуются ростом навыков социализации (особенно – в детском коллективе), эмоциональных проявлений, настоящим буйством воображения. Все это приводит к активному совершенствованию речевых навыков:

  • малыш уже употребляет от одной до трех тысяч слов, относящихся к разным частям речи;
  • строит предложения из 6–10 слов;
  • понимает значение предлогов и правильно их применяет в речи;
  • правильно употребляет множественное число;
  • использует в речи сравнительные и оценочные суждения;
  • правильно называет свой возраст, имя, фамилию, адрес проживания;
  • может поддержать беседу – развернуто отвечает на вопросы, правильно строит собственные вопросительные конструкции;
  • учит наизусть детские стихи, песенки, потешки;
  • знает названия и суть нескольких профессий.

Совет

Если ребенок значительно отстает от приведенных здесь ориентиров развития, займитесь выравниванием положения.

Оттачивайте мелкую моторику, координацию, больше читайте ребенку, окружите активной речевой средой – проговаривайте с ним все, что происходит или планируется, обсуждайте его чувства, впечатления. Добавьте эмоции: хвалите, радуйтесь вместе с ребенком, восхищайтесь его достижениями.

Ведь речь – главный инструмент человеческой коммуникации, показатель зрелости мышления, уровня развития интеллекта, готовности к общению с преподавателями в школе (а до нее осталось не так много).

Что нужно знать родителям о возрастных особенностях детей 4-5 лет

Логика, математические способности

Возрастная любознательность и стремление показать степень своей «взрослости» на этом этапе роста и развития вместе с совершенствованием процессов развития головного мозга не могут не повлиять на уровень интеллекта в целом и на расширение палитры логически-математических навыков в частности. Сейчас быстро увеличивается объем памяти, внимание способно концентрироваться на более длительное время. Это период, когда в память дошкольника можно вложить самые разнообразные знания, которые пригодятся ему в дальнейшем.

Мышление ребенка этого возраста – наглядно-образное, причем на первом месте по-прежнему стоит наглядность, поэтому его действия, в том числе мыслительные, отличаются практическим характером.

Лишь к концу пятого года мышление постепенно перейдет в словесно-логическое, построенное на логическом рассуждении. Ребенок освоит сложные умственные операции обобщения, сравнения, анализа, синтеза, классификации, сможет делать логические выводы.

Это будет говорить не только об уровне общего развития, но и о степени готовности ребенка к обучению в школе.

Сейчас идет активная подготовка к переходу на новый тип мышления. Ребенок этого возраста уже многое знает и умеет:

  • ориентируется в расположении предметов (спереди, сзади, в середине, сверху, снизу);
  • знает основные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник);
  • считает до 9, сопоставляя количество предметов с конкретной цифрой;
  • может расположить цифры от 1 до 5 в прямой и обратной последовательности;
  • при сравнении предметов понимает понятия «меньше», «поровну» («равно»), «больше»;
  • может найти сходства и различия на изображении;
  • складывает картинку, разрезанную на 2–6 частей;
  • собирает по образцу конструкции без посторонней помощи (сложной формы пирамиду, фигуры из конструктора);
  • вставляет недостающие фрагменты изображения (пазла);
  • находит пары предметов, лишний предмет в цепочке, может объяснить свое решение;
  • подбирает противоположные слова, понимая их значение;
  • может объяснить несоответствие картинки действительности, найти лишние детали;
  • в состоянии собирать буквы в слоги – можно начинать обучение чтению.

Что нужно знать родителям о возрастных особенностях детей 4-5 лет

Другие навыки, кругозор, физическое развитие

В промежутке между 4 и 5 годами малыш достаточно уверенно ориентируется в предметах и событиях окружающего мира. Сейчас он может:

  • назвать группы животных (птиц, насекомых, рыб и т. д.), назвать их представителей и основные отличия (лапы, крылья, усы);
  • назвать группы фруктов, ягод, овощей, деревьев, цветов, кустарников, различает их виды и характеристики;
  • различает домашних и диких животных, знает их названия;
  • различает культурные и дикие растения;
  • понимает разницу между продуктами и блюдами из них;
  • ориентируется во времени суток (сейчас утро, день, вечер, ночь);
  • знает основные особенности строения человека, отличает его части тела от животных (лапы и ноги, волосы и шерсть, ногти и когти);
  • знает, как выглядят времена года, каковы их особенности, какие бывают осадки в разное время года, холодно или тепло.

В плане самообслуживания ребенок этого возраста уже вполне самостоятелен. Он не только умеет пользоваться средствами гигиены и туалетом, вилкой, ложкой, но и в состоянии сам завязывать шнурки, застегивать кнопки, липучки, молнии, пуговицы. Уже не путает правый ботинок с левым.

Что нужно знать родителям о возрастных особенностях детей 4-5 лет Активно развивается мелкая моторика, что также свидетельствует о подготовке рук к обучению письму. Малыш может самостоятельно:

  • нанизывать крупные бусины на нить;
  • проводить линии без отрыва карандаша от бумаги;
  • штрихует рисунок прямыми линиями, не вылезая за границу;
  • раскрашивает, не вылезая за край, обводит по контуру.

В плане физического развития ребенок на пятом году жизни уже более скоординирован, легче держит равновесие. Все его действия становятся более уверенными, малыш становится быстрым, ловким, нуждается в постоянном движении.

Физиология детей этого возраста требует от взрослых внимания к осанке ребенка, дозирования нагрузок, чередования их с отдыхом.

Основные физиологические особенности ребенка пятого года жизни:

  • быстрый, но неравномерный рост мышечной массы, что приводит к быстрой утомляемости;
  • гибкость, поскольку окостенение скелета еще не завершено (поэтому силовых упражнений следует избегать);
  • развитие детской дальнозоркости из-за того, что хрусталик приобретает плоскую форму;
  • увеличивается объем легких, брюшной тип дыхания уступает место грудному, из-за чего потребность в кислороде у детей этого возраста резко возрастает;
  • повышается чувствительность к резким звукам и сильному шуму.

Что нужно знать родителям о возрастных особенностях детей 4-5 лет

Родитель, помни!

Итак, на пятом году жизни все сферы развития маленького человека в большей части зависят от детской психологии. Именно психологические аспекты – любовь, забота, понимание, ощущение собственной ценности, авторитета у сверстников, чувство гармонии и благополучия, уверенность в своих силах – определяют то, насколько успешным вырастет человек.

Поэтому родителям важно обеспечить своему чаду необходимые психологические условия для закладки фундамента успешной личности.

  • Позаботиться о развитии игровой фантазии малыша. Разрешайте ему пользоваться для игр не только «готовыми» игрушками. Пусть играет вашими сломанными вещами, палками, камнями – всем, что вам кажется хламом.
  • Прививать малышу трудолюбие, вовлекать во все домашние дела. При этом выполняйте их совместно, демонстрируя ребенку свою увлеченность и удовлетворение.
  • Оптимизировать количество необходимых для выполнения законов, правил, а главное – запретов. Если их будет слишком много, ребенок не сможет все усвоить и начнет открыто протестовать. По возможности запрет заменяйте альтернативой (на паркете рисовать нельзя, а на ватмане – пожалуйста).
  • Контролировать свою реакцию, если ребенок справедливо обиделся. Не срывайтесь на малыша, не раньте его психику. Умейте признавать перед ним свою неправоту и просить прощения. Помните: он учится на вашем примере.
  • Делиться с малышом собственными чувствами. Это научит его понимать не только вас, но и окружающих.
  • Анализировать с ребенком все межличностные конфликты, в которые он попадает в детском коллективе.
  • Чрезмерно не давить на совесть малыша. Постоянное чувство вины может привести к неуверенности, замкнутости, страхам, комплексам.
  • Ограждать от разговоров или фильмов, повествующих о страшных историях, не говорить с ним о смерти, тяжелых болезнях. С его уровнем развития фантазии это только навредит.
  • Интересоваться всяческими проявлениями творчества ребенка, хвалить его за успехи, но не ругать, не критиковать и не укорять за неудачи. Помогайте ему, поддерживайте.
  • Всегда отвечать на вопросы ребенка. Подогревайте в нем тягу к познанию. Показывайте, что вам важно его мнение.
  • Обеспечить максимальное игровое пространство. Разрешайте малышу много играть со сверстниками, играйте с ним дома, решайте сложные проблемы и занимайтесь домашними делами в игровой форме.
  • Читайте побольше детских книг. Интересуйтесь мнением о прочитанном, просите рассказать, что особенно понравилось, охарактеризовать, оценить персонажей.
Читайте также:  Кишечное расстройство у ребенка

Возраст 4–5 лет – пограничный между кризисом 3 лет и подготовкой к обучению в школе. От того, как пройдет этот период, во многом будет зависеть и успешность ребенка в освоении навыков, необходимых для обучения. Поэтому развитию малыша нужно уделять постоянное внимание.

Текст

Источник: https://Razvivashka.online/sfery-razvitiya/osobennosti-razvitiya-4-5-let

Воспитание ребенка 4-5 лет. Особенности возраста и развития

Вроде бы кризис 3 лет позади, и к садику малыш уже успел привыкнуть – казалось бы, родителям можно выдохнуть и расслабиться. Но на горизонте уже маячит подготовка к школе и появляется новая волна задач по обучению и развитию вашего чада.

Чем отличается воспитание ребёнка 5 лет от предшествующих периодов? Как способствовать развитию способностей, необходимых для успешного обучения в школе? Как взаимодействовать с ребёнком в этот период?

Важные задачи воспитания ребёнка

  •  развивать навыки общения;
  • прививать нормы и правила поведения в обществе;
  • способствовать развитию самоконтроля в поведении;
  • развивать умственные способности и тягу к знаниям;
  • вовремя заметить интересы ребёнка и склонности к той или иной деятельности, чтобы помочь ему в развитии таланта;
  • найти золотую середину между игрой и временем на обучающие занятия;
  • воспитание ребёнка 4 лет по-прежнему должно быть наполнено вашей заботой и любовью к нему, ведь он много времени проводит в детском саду, и внимания ему явно не достаёт.

Проблемы в воспитании ребёнка 4-5 лет

На данном возрастном этапе трудности в воспитании могут возникать вследствие затянувшегося кризиса 3 лет. А препятствуют его разрешению обычно неверно выбранные способы взаимодействия с ребёнком, многочисленные запреты и наказания, подавление воли малыша и неумение вовремя понять его потребности и истинные причины поведения.

Некоторые родители не учитывают изменившиеся с возрастом потребности детей и продолжают общаться с ними на прежнем уровне, пытаются занимать их теми же видами деятельности, что и раньше, хотя ребёнку они могут уже быть неинтересны. Такая позиция неблагоприятна для детского развития и обучения новым навыкам. Поэтому взрослые должны очень чутко относиться к предпочтениям своего чада, чтобы понимать, чем его можно заинтересовать.

Если же родители способствовали развитию самостоятельности ребёнка и мягко направляли его действия, то проблем в воспитании ребёнка в возрасте 4-5 лет и в дальнейшем будет значительно меньше.

Что нужно знать родителям о возрастных особенностях детей 4-5 лет

Особенности развития детей 4-5 лет

  1. Более активно, чем раньше, развивается мелкая моторика, ребёнок более умело пользуется карандашами, кистью, ручкой и другими принадлежностями для творческой и учебной деятельности.
  2. Ребёнок много времени играет со сверстниками, общается с ними.
  3. Развивается сильный познавательный интерес.

    Малыш стремится всё узнать, задаёт много вопросов взрослым. Он активно впитывает в себя новую информацию.

  4. Ребёнок хорошо управляет своим телом и координирует движения.
  5. В этом возрасте дети уже практически не нуждаются в дневном сне. В садике это остаётся необходимостью, и они подчиняются тем требованиям.

    А вот дома большинство детей уже не спят днём.

  6. Ребёнок 4-5 лет знает основные геометрические фигуры, цифры от 0 до 9, собирает простые пазлы, находит сходства и различия между двумя предметами, называет обобщающим словом группу предметов, знает основные профессии, умеет правильно задавать вопросы, может пересказать содержание сказки или рассказать наизусть простое стихотворение, умеет аккуратно раскрашивать картинки.

Различия в поведении и воспитании мальчиков и девочек

В возрасте 5 лет в поведении и воспитании мальчиков и девочек имеются некоторые различия.

  • В этот период детям уже следует прививать характерные черты для их пола: мальчикам – мужественность, девочкам – женственность. Уменьшительно-ласкательные слова («зайка», «солнышко» и т. д.) рекомендуется чаще применять к девочкам. А вот в общении с мальчиками их следует применять как можно реже, они ведь будущие защитники. Лучше обращаться к ним по имени или со словами: «сынок», «помощник».
  • Обычно в возрасте 4-5 лет в большинстве случаев наблюдаются различия в предпочтении игр и игрушек. Мальчики любят машинки, конструкторы, роботов, спортивные игры. Девочкам нравятся куклы, мягкие игрушки, творческие занятия. Но не стоит переживать, если ваши дети выбиваются из стандартных ситуаций и предпочитают игрушки противоположного пола. Приоритеты часто меняются, и такой случай в наше время не редкость.
  • Чаще всего девочки уже более усидчивы, чем мальчики, поэтому воспитание мальчика 4-5 лет может даваться несколько сложнее, чем воспитание девочки того же возраста.
  • В этот период могут начать проявляться разные способности: девочки склонны запоминать больше стихов и песен, а мальчики – любят считать.
  • В целом поведение мальчиков в 4-5 лет характеризуется проявлением большей физической активности по сравнению с девочками, склонностью к коллективным спортивным играм.

Что нужно знать родителям о возрастных особенностях детей 4-5 лет

Как правильно воспитывать ребёнка в 4-5 лет?

  1.  Развивайте стремление к познанию: наблюдайте за тем, что интересно ребёнку, рассказывайте ему об окружающем мире, отвечайте на его вопросы, смотрите вместе полезные передачи. Ни в коем случае не отмахивайтесь от общения со своим «почемучкой», какими бы странными ни казались его вопросы. Отвечайте на всё понятным ему языком.

    Старайтесь не говорить «не знаю», лучше вместо этого (если вопрос ставит вас в тупик) сказать: «Давай-ка вместе разбираться» и, посмотрев в авторитетные источники, дать ответ.

  2. Хвалите ребёнка за стремление познавать мир, за его выводы. Если, как вам кажется, он сделал неправильные умозаключения, не критикуйте и не высмеивайте его.

    Лучше предоставьте ему возможность подумать ещё и исправить свои выводы с помощью наводящих вопросов, например: «Ты правда думаешь, что…?», «А помнишь, мы с тобой читали, что…? Значит…» и т. д.

  3. Этот возраст считается благоприятным для того, чтобы отдать ребёнка в какую-нибудь спортивную секцию или танцевальную студию исходя из его предпочтений.

    Такие занятия помогут ему восполнить возможный недостаток физической активности, реализовать свои способности и сформировать полезные увлечения.

  4. Контролируйте то, как ребёнок усваивает правила поведения. Спокойно, без криков и угроз, указывайте ему на ситуации, когда он «поступает плохо», и как нужно было себя повести.

  5. Способствуйте тому, чтобы ребёнок пребывал в хорошем настроении. Если замечаете, что он печален или много молчит, не игнорируйте такое поведение, постарайтесь узнать его причину. Не забывайте озвучивать чувства (помогайте ребёнку их осознавать и проговаривать): «Вижу, ты чем-то расстроен (грустишь, напуган…)», «Ты сегодня задумчивый.

    Можешь поделиться своими мыслями?» Поиграйте со своим чадом, рассмешите, потанцуйте, предложите ему то, что он любит. Важно формировать у детей оптимистичный взгляд на мир.

  6. Не задавайте риторических вопросов и не занимайтесь констатацией фактов «плохого» поведения в стиле: «Почему ты всё ломаешь?» или «Ты опять разбросал игрушки».

    Такие высказывания не стимулируют ребёнка исправить свои действия. Вместо этого используйте конкретные просьбы: «Говори, пожалуйста, потише» или мотивирующие фразы: «Давай уберём игрушки, и тогда сможем быстрее пойти гулять».

  7. Важно много общаться с ребёнком на тему дружбы, доброты, честности, щедрости и отзывчивости, развивая в нём эти качества.

    Используйте в том числе стихи, рассказы, мультфильмы и сюжетно-ролевые игры.

  8. Давайте ребёнку задания и стимулируйте к тому, чтобы он выполнял их аккуратно и доводил до конца. Если начал рисовать – то нужно дорисовать, если убирает игрушки или какие-либо принадлежности – то на свои места, если выполняет какие-то упражнения – то не отвлекаясь.

    Лучше чаще чередовать занятия разными видами деятельности, но при этом выполнять каждое из них качественно и до конца. Это развивает усидчивость.

  9. Приобщайте ребёнка к культурной жизни. Ходите вместе на спектакли, выставки, детские представления, ёлки. Активно обсуждайте с ним все мероприятия, спрашивайте, что ему понравилось, куда бы хотелось пойти снова.

  10. Помните о личном примере. Ребёнок очень хорошо понимает ваши действия и привычки и перенимает их. Поэтому не допускайте противоречий в том, что говорите ему и как себя ведёте сами. Это один из самых важных принципов в вопросе о том, как правильно воспитывать ребёнка в любом возрасте.

Игры и игрушки в 4-5 лет

Вовлекайте детей этого возраста в подвижные игры на свежем воздухе, в том числе спортивные, сюжетно — ролевые и настольные игры дома. Различные конструкторы, пазлы, кубики для обучения чтению, куклы и машинки разных марок.

Раскраски, наборы для творчества, которых сейчас очень много в продаже, тоже порадуют ребёнка. Велосипед, самокат, коньки, лыжи – очень полезные приобретения для активного отдыха. И, конечно, не забывайте ежедневно читать вместе книги, обсуждать их содержание, пересказывать, учить стихи.

Несмотря на то, что ваш малыш становится менее импульсивным и его способности к обучению с каждым днём возрастают, он по-прежнему остаётся ребёнком, который нуждается в игре, активной деятельности и вашем внимании. Помните о том, что нельзя забирать у него детство раньше времени.

Что нужно знать родителям о возрастных особенностях детей 4-5 лет

Вам также может понравиться

Источник: https://detiivzroslie.ru/vospitanie/vospitanie-rebyonka-v-4-5-let-osobennosti-vozrasta-obuchenie-i-razvitie

Воспитание ребенка 4 5 и 6 лет советы психолога

Что нужно знать родителям о возрастных особенностях детей 4-5 лет

Психика ребенка в таком раннем периоде достаточно уязвима. Ведь он умеет воспринимать эмоции окружающих, обижаться, стыдить, разочаровываться, это именно то, что он осознает в этом возрасте.

Многие думают, что если малыш подрос и находит самостоятельно себе занятия, то не стоит ему уделять особого внимания для его воспитания. Родители тратят много времени на свои дела, забывая о нем, о том, что он всегда хочет, чтобы на него обращали внимание, хочет знать, что его любят.

Очень важно в таком возрасте придерживаться методов психологии проводить совместные игры, читать книги, выполнять занятия, дела по дому, ведь поведение строится на подражании взрослого, именно совместное времяпровождение является наиболее важным.

Малыш должен чувствовать свою ответственность в отведенном для него деле, также необходимо хвалить его, если у него получилось что-то сделать. Если он старался, но не смог сделать, все равно похвалить нужно и сказать « в следующий раз обязательно получиться».

Задачи воспитания и обучения ребенка

Основные задачи воспитания и обучения мальчиков и девочек в 4-5 и 6 лет, зависят от родителей и гармонии в семье, прежде всего – это:

  • научить их общаться в обществе;
  • дать как можно больше информации и знаний;
  • благодарить за оказанную помощь и презенты;
  • уважать старших и не перебивать их во время разговора.

Психология показывает, что в этом возрасте выявляется любовь выступать перед окружающими, желание рассказывать стихи, танцевать, петь, поэтому задачей родителей является помощь и развитие талантов своих детей.

Поведение и воспитание

Правильное воспитание и поведение в период 4-5 лет хорошо развивает познавательную деятельность. Необходимо выполнять задания, которые рекомендует психология стараться придерживаться некоторых методов, находить время как можно чаще общаться с ребенком, давать ему полезную информацию, учить всему новому.

Сейчас именно тот период, когда им все интересно, возникает много вопросов, поэтому папа для мальчика, девочки может стать настоящим «учителем жизни». Мужчины много чего знают и могут доступно дать ответ на заданный вопрос ребенка.

Начинаются формироваться нравственные качества: проявляется чуткость, понимание, доброта, чувство дружбы. Нужно поддерживать и научить мальчика и девочку положительно относиться к окружающим.

Родители должны знать психологию поведения мальчиков и девочек в этом возрасте и на своем примере научить их освоить правила культуры поведения со сверстниками, старшими, выполнять поставленные задачи, учить как правильно вести себя в общественных местах, как делиться игрушками, где уступить, а где стоять на своем.

Пятилетнему малышу свойственны перепады настроения, непредсказуемость поведения, дети становятся физически и психологически выносливыми, могут выполнять поставленные задачи родителя.

Теперь с ними легко договориться, родители должны стать с ними лучшими друзьями. Хорошее воспитание закладывается на любви, которая должна чувствоваться в любых ситуациях, даже когда сделал плохое, не нужно чтобы родителей боялись.

Всегда будьте на стороне своего ребенка, доверяйте ему, помогайте решать проблемы, будьте для него опорой в жизни. Умейте всегда находить альтернативу, проявлять понимание, не нарушая индивидуальность маленького человека.

Как правильно воспитывать ребенка в 4 года советы

Воспитание должно быть правильным, ведь это для них важный возрастной период. Закрепляются черты личности и формируется характер. Ребенок копирует в своей жизни поведение собственных родителей, ведь взрослые для него образец подражания.

В этот период главное уделять много внимания, развивать познавательные процессы. Психология предлагает давать малышу занимательные задания, много рассказывать, ему это интересно и хорошо запоминается.

Разработать некоторые правила в семье и четко следить за их выполнением, например ребенок должен уметь убирать за собой, складывать игрушки, выбрасывать мусор в ведро т.п. Но желательно не забывать хвалить, награждать поцелуем за выполненное дело.

Особенности воспитания

Особенности воспитания ребенка 4 и 5 лет заключаются в том, что должны придерживаться установленных правил в семье, которых следует четко придерживаться.

Если мама запретила, то отец тоже должен быть заодно с мамой. Не должно быть исключение сегодня можно, а завтра нет.

При воспитании родители должны быть наблюдательными и внимательными, чтобы вовремя реагировать на причины непослушания.

Отношения родителей с детьми строятся непрерывно, ежедневно. Особенностью воспитания считается правильно определенный тип темперамента, поэтому учитывая его можно уверенно сказать, что общение и воспитание будет проходить, намного легче, правильно.

Именно данное правило поможет сформировать гармоничную личность. Нужно всегда стараться строить доверительные отношения, развивать их личность, не ограничивать воображение, уметь слушать, чаще смеяться с детьми, научить общаться, уметь правильно реагировать на истерики, позволять совершать ошибки и учиться на них.

Нравственное воспитание ребенка

Ребенок начинает по своей воле следовать нормам морали, он может правильно сделать правильный моральный выбор на деле.

Психология показывает, что у него в этот период складываются моральные ценности жизни и доверительные отношения к людям, проявляется сочувствие, проявляется чувство вины, становится доверчивым.

Для всех нравственных норм закрепляются социальный способ поведения, например: «Нельзя врать взрослым», «нельзя брать чужое» и т.д. Они умеют разделять, что можно делать, а что — нельзя.

  • Нравственное развитие детей в 4-5 лет признаки:
  • у них формируются первые моральные суждения и оценки;
    начинают понимать смысл нравственной нормы;
    возрастает действенность нравственных представлений;
    возникает сознательная нравственность, то есть его поведение начинает придерживаться нравственной нормы.
  • Правильное воспитание советы психолога

Правильное воспитание советы родителям из психологии

1. Не нужно задавать вопросы, которые провоцируют на плохое;
2. Говорить позитивные просьбы;
3. Не нужно объяснять ребенку то, что он уже знает;
4. Не нужно читать часовые нотации;
5. Не нужно манипулировать ребенком

6. уметь находить компромисс, учить преодолевать трудности в жизни;

Трудности в воспитании в 4 5 и 6 лет

  1. Трудности в воспитании возникают тогда, когда родители не знают особенности детского поведения и постоянно требуют от ребенка определенных действий, достижений, не учитывают его личное мнение, не позволяют самостоятельно принимать решение, не слушают, постоянно критикуют, ругают и унижают.
  2. В таком случае девочка или мальчик полностью закрываются, перестают доверять родителям, делают все наперекор и показывают свой характер, плохо учатся в школе, дальше проблемы во взрослой жизни.
  3. Чтобы избежать трудностей в воспитании, нужно начинать применять методы психологии, прежде всего, стоит научиться вежливо просить, а не приказывать и требовать, правильно реагировать на истерики, развивать личность.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс.Дзен (16 оценок, среднее: 3,19 из 5) Загрузка…

Источник: https://mysekret.ru/psixologiya/detskaya-psixologiya/vospitanie.html

В родительский уголок: возрастные особенности детей 4-5 лет по фгос

Дети среднего дошкольного возраста (5-6 лет) очень активны, у них отмечается постоянная потребность в движении. Это связано с некоторыми физиологическими особенностями их организма:

  • процесс окостенения позвоночника еще продолжается, позвоночник довольно гибкий и может деформироваться при длительных статических позах;
  • происходит развитие крупных мышечных групп, поэтому необходимы регулярные посильные нагрузки.

Также в данный период совершенствуются следующие физические возможности малышей:

  • повышается выносливость;
  • улучшается координация;
  • движения становятся более точными и уверенными;
  • улучшаются показатели скорости и ловкости.

Вместе с тем, нужно знать, что развитие мускулатуры происходит неравномерно. Ритм сердечных сокращений легко нарушается. Поэтому дети быстро устают и периодически нуждаются в отдыхе.

Совет №1

Предоставляйте ребенку возможности для активной подвижной деятельности. Не допускайте его переутомления (бледный вид, отдышка, потеря координации). Своевременно изменяйте нагрузку и вид деятельности. Не разрешайте выполнять силовые упражнения.

Психологическое развитие

В возрасте 4-5 лет многие психические процессы у ребенка становятся более произвольными и осознанными.

Мышление среднего дошкольника переходит на новый уровень — появляется образное мышление. Познание происходит на основе практических действий. Дети могут сопоставлять предметы по форме, находить подобные, группировать по существенным признакам.

Совет №2

Предлагайте ребенку для игры геометрические фигурки, паззлы, мозаику, конструкторы Лего и других производителей.

В 4-5 лет ребенок становится очень любознательным. У него появляется потребность в интеллектуальном общении. Он пытается осмыслить те явления, которые его окружают, задает много вопросов взрослым.

Совет №3

Рекомендации! Не отмахивайтесь ребенка, если он будет приставать к вам с вопросами. Постарайтесь в доступной форме объяснить интересующую его тему.

В среднем дошкольном возрасте увеличивается объем памяти. Дети могут запоминать около 7-8 названий предметов. Появляется произвольное запоминание, могут заучивать небольшие стишки наизусть. В процессе освоения речи и слушания художественных литературных произведений у детей развивается образная и словесная память.

Совет №4

Читайте детям сказки. Просите их пересказывать услышанное.

У средних дошкольников улучшается внимание, оно становится более устойчивым. Дети способны сосредоточенно заниматься одним видом деятельности в течение 15-20 минут.

Активно развивается воображение. Ребенок много фантазирует, придумывает вымышленных друзей, создает вокруг себя сказочный мир. Он мечтает о собственных сверхвозможностях, большом признании его заслуг. Благодаря развитому воображению ребенок может понять то, что он сам не видел, но о чем ему подробно и понятно расскажут. Вследствие бурной фантазии у него могут появиться страхи.

Совет №5

Не оставляйте детские страхи без внимания. Обсуждайте с ребенком то, что его пугает. Поищите информацию, как можно избавиться от страхов и в случае необходимости обращайтесь к специалистам.  

Преобладающим видом деятельности остается игра. Изменяется ее содержание и усложняются формы проведения. Появляются ролевые игры. Содержание игры акцентируется на обыгрывании отношений между людьми. У детей могут возникать конфликты при распределении ролей.

Совет №6

С 4 лет нужно предлагать детям игры, соответствующие его полу.

В этом возрасте дети активно и с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Им очень нравится рисовать. У детей активно развивается мелкая моторика.

Совет №7

Рисуйте с детьми, занимайтесь художественной лепкой, учите их петь и танцевать. Пытайтесь их увлечь этими занятиями, а не заставлять. Предлагайте самые простые идеи для поделок. Хвалите за выполненную работу. Некоторые поделки можно дарить кому-то из близких людей, чтобы ребенок увидел значимость своего труда.  

Активно развиваются речевые способности. Увеличивается словарный запас. Улучшается звукопроизношение. Дети способны четко выражать свои мысли. Они могут описать свои ощущения, рассказать, как выглядит предмет, пересказать небольшой рассказ.

У детей развивается связная речь, формируется грамматическое чутье. Они учатся согласовывать слова, употреблять предлоги.

Совет №8

Если у ребенка остаются проблемы со звукопроизношением, не оставляйте эту проблему без внимания — обратитесь к логопеду.

Социальное поведение

Средний дошкольник еще не осознает правила поведения и различные социальные нормы, он импульсивен. Вместе с тем, у него уже формируется общее представление о том, как нужно себя правильно вести в обществе.

Он хорошо понимает, что значит плохой поступок. Причем, ребенок способен выявлять признаки нехорошего поведения не только у своих сверстников, но и у себя самого. Он сильно переживает, если нашкодит, поскольку понимает, что это плохо.

Поэтому взрослые могут регулировать его поведение.

Основные этические понятия только начинают формироваться. В ходе этого процесса ребенок больше внимания обращает не на нравоучения взрослых, а копирует их поступки и модель поведения. Он готов прислушиваться к советам родителей.

Совет №9

Никогда при детях не делайте то, что запрещаете им. Ваши требования должны быть обоснованными, тактичными. Будьте последовательны и терпеливы.

Дети уже умеют контролировать большинство своих эмоций. У них развивается эмоциональная отзывчивость. Они способны понимать чувства других людей, сопереживать.

Ребенок становится более усидчивым, покладистым и спокойным. Он может выполнять простые бытовые обязанности, однако быстро отвлекается, теряет интерес к труду и не всегда доводит начатое дело до конца.   

Совет №10

Если ребенок не закончил начатое дело, не ругайте его, а предложите доделать все вместе, заинтересуйте каким-то поощрением.

У детей в возрасте 4-5 лет возрастает потребность в общении, поиске друзей. К тому же от общения в деятельности (во время игры или прогулки), которое преобладает в младшем дошкольном возрасте, они переходят к личностному общению.

Повышается самостоятельность, ребенок способен проявлять инициативу. В этот период для него становится важным признание окружающих. Он старается добиться их уважения, услышать одобрение своих действий. В таком возрасте дети очень обидчивы и эмоционально реагируют на критику.

Совет №11

Почаще хвалите ребенка, обнимайте. Говорите, что гордитесь им, довольны его поведением или поступком.

Усиливается гендерное самосознание. Дети не только хорошо осознают свою половую принадлежность, но и учатся вести себя соответственно ей. Также расширяются их представления о половой принадлежности (мужской пол — мальчик, юноша, мужчина, сын, старик и т.д.). Они учатся различать мужские и женские профессии, понимать специфику поведения и общения с людьми разного пола.  

Средний дошкольник может анализировать свое самочувствие, начинает обращать внимание на свое здоровье. В случае недомогания способен сообщить об этом взрослому и объяснить в чем проблема.

Информация по ФГОС о возрастных особенностях детей является одним из способов осуществления активного сотрудничества между семьей и дошкольным учреждением.

Благодаря такой педагогической поддержке родители смогут правильно выстроить свои взаимоотношения с малышом, что поспособствует формированию у  дошкольника высокой самооценки.

Ребенок станет более уверенным, овладеет навыками и способностями, полезными для дальнейшей жизни.

Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы более 20 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: http://pedsovet.su/dou/6548_vozrastnye_osobennosti_detey_4-5_let

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector