Клинический анализ инфекционной болезни. лабораторная диагностика инфекционной болезни

1

Городин В.Н 1

Наумов Г.Н. 1

Мойсова Д.Л. 2

Еремина Г.А. 2

Книжник Т.А. 2

Коваленко Е.Е. 2

Ахмедова О.А. 2

Кондрашова О.В. 2

Шубина Г.В. 2

Яковчук Е.Е. 2

Чернявская О.В. 2
1 МАОУ ВПО «Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования»2 ГБУЗ «Специализированная клиническая инфекционная больница»

1. Городин В.Н., Яковчук Е.

Е., Савицкая И.М. и др. Клиническая значимость применения молекулярных методов диагностики сальмонеллеза и шигеллеза пациентам ГБУЗ СКИБ. // Мат-лы VIII научно-практ. конф. ЮФО с междунар. участием «Актуальные вопросы инфекционной патологии», Краснодар – 2013, С. 34-35.
2. Кишкун А.А. Руководство по лабораторным методам диагностики. 2-е изд., переработ. и дополн./ М., «ГЭОТАР-Медиа».

– 760 с.
3. Кондрашова О.В., Ерёмина Г.А., Ахмедова О.А., Городин В.Н. Опыт работы по лабораторной диагностике лихорадки Западного Нила. // Мат-лы VIII научно-практ. конф. ЮФО с междунар. участием «Актуальные вопросы инфекционной патологии», Краснодар – 2013, С. 67.
4. Лабораторная диагностика / Под ред. В.В. Долгова, О.П. Шевченко. – М.: Из-во «Реафарм», 2005. – 440 с.
5.

Лабораторная диагностика инфекционных болезней: справочник / Под ред. академика РАМН В.И. Покровского и др. М., БИНОМ. 2013. – 653 с.
6. Методическое пособие: Организация и порядок лабораторной диагностики инфекционных болезней в период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи. / Под ред. Куличенко А.Н./ Куличенко А.Н., Малецкая О.В.

, Ефременко Д.В., Кузнецова И.В., Кутырев В.В., Топорков А.В., Карнаухов И.Г., Казакова Е.С., Шарова И.Н., Щербакова С.А., Пархоменко В.В., Рафеенко Г.К., Гончаренко Н.В., Давыдова М.А., Бычик Л.С., Петрик Е.М., Пустовая Ж.К., Клиндухов В.П., Гречаная Т.В., Городин В.Н., Бахтина В.А. / Ставрополь, 2013. – 97 с.
7. Наумов Г.Н., Городин В.Н.

Формирование единого учебного пространства в преподавании инфекционных болезней, эпидемиологии и микробиологии. // Международный журнал экспериментального образования. 2014, — № 10. – С. 219-222. 8. Наумов Г.Н., Шубина Г.В., Шавкунова Р.Г., Городин В.Н., Зотов С.В. Динамика микробного пейзажа возбудителей кишечных инфекций у населения города Краснодара за период 2003-2013 гг.

по данным бактериологической лаборатории краевого специализированного учреждения. // Инфекционные болезни, т. 12, прил. №1, 2014, С. 219.

Несмотря на впечатляющие и обнадеживающие успехи в борьбе с инфекциями, достигнутые в ХХ веке, следует признать, что и в начале нового тысячелетия инфекционные болезни остаются важнейшей проблемой медицины и здравоохранения во всем мире, в том числе и в Российской Федерации.

Значимость этой проблемы определяет все возрастающее число инфекционных поражений, вызываемых не только классическими возбудителями инфекционных заболеваний, но и неуклонный рост числа инфекций, вызванных условно-патоген-ными или оппортунистическими микроорганизмами. В значительной степени этому способствует увеличение продолжительности жизни и «старение» населения, увеличение количества лиц с сопутствующими заболеваниями и иммунодефицитами.

Возникшие в России в 1990-е годы социально-экономические проблемы привели к резкому росту заболеваемости туберкулезом, сифилисом, СПИДом и другими инфекционными болезнями. Возникла вполне реальная возможность возврата многих «побежденных» инфекций, например, дифтерии или сыпного тифа.  

Расширение международных контактов и бурный рост зарубежного туризма в страны Африки, Азии и Южной Америки, неблагополучные по эпидемической обстановке, а также резкое ускорение коммуникативных связей (самолетом в любую точку Земного шара можно попасть за 14-18 часов) привело к существенному увеличению заболеваемости «завозными» инфекциями, ранее регистрировавшимися в нашей стране только спорадически.

Все это предъявляет возросшие требования к работе в России противоэпидемической, микробиологической и инфекционной службы на всех уровнях государственной системы здравоохранения, а также к подготовке на всех уровнях квалифицированных и грамотных специалистов в этой области, начиная со студентов и до врачей [7]. Бурное развитие методической базы микробиологической диагностики инфекционных болезней и широкое использование новейших методик требует знакомства с ними различных категорий медицинских работников.

Особая роль в решении стоящих перед инфекционной службой России проблем отводится врачам широкой лечебной практики, которые первыми могут столкнуться с инфекционными больными при первичном обследовании больного, а также врачам клинических и микробиологических лабораторий, исследующим материал от больного.

Последние должны иметь грамотные представления обо всем спектре инфекционных возбудителей, которые могут встретиться в исследуемом материале, а также о различных методах их диагностики, в первую очередь основных современных методах, таких как полимеразная цепная реакция (ПЦР) и иммуноферментный анализ (ИФА).

Характерной чертой современного этапа раз­вития клинической медицины является увеличение значимости лабораторной диагностики, в том числе диагностики инфекционных болезней. Степень развития лабораторной службы, по мне­нию компетентных экспертов, наряду со служба­ми лучевой диагностики, является первостепен­ным рейтинговым критерием для учреждения здравоохранения.

  • В связи с этим деятельность медицинских лабораторий рассматривается в качестве важнейшей интегральной составляющей оказания пациенту качественной медицинской помощи в развитых странах мира.
  • Современной клинической лабораторной диа­гностике присущи:
  • — анализ патологического процесса на основе суммы знаний различных областей медицинской науки — генетики, молекуляр­ной биологии, микробиологии, иммунологии, биологии клет­ки, физиологии;
  • — применение разнообразных методоло­гических подходов для детекции расстройств, присущих тем или иным формам патологии;
  • — стремление к точному учету потребностей клиники к достоверной лабораторной информации для диагностики болезней, слежения за их течением и результатами лечения.

Развитие лаборатор­ной диагностики предоставляет практикующему врачу широкий спектр информации, которая требует грамотной интерпретации. Очевидно, что результаты лабораторных исследований при­обретают действительную ценность только при целенаправленном их назначении и корректной оценке совместно с данными клинической кар­тины заболевания.

Диагностика инфекционных заболеваний является одной из самых сложных проблем в кли­нической медицине.

Лабораторные методы иссле­дования при ряде нозологических инфекционных форм играют ведущую, а в целом ряде клинических ситуаций решающую роль не только в диагностике, но и в определении конечного исхода заболевания.

В настоящее время при диагностике инфекционных заболеваний наиболее часто используется 3 группы специальных лаборатор­ных методов исследования:

  1. — бактериологические методы;
  2. — серологические методы, в том числе иммуноферментный анализ (ИФА)
  3. в различных вариантах;
  4. — метод полимеразной цепной реакции (ПЦР) для обнаружения ДНК или                      
  5. РНК возбудите­ля инфекционного заболевания в исследуе­мом материале.

У одних пациентов для выявления этио­логии инфекционно-воспа­литель-ного процесса достаточно провести бактериологическое иссле­дование, в других клинических ситуациях ре­шающее значение имеют данные серологических исследований, в-третьих, получить необходимую информацию позволит только метод молекулярной диагностики. Однако, для постановки обоснованного диагноза, разработки адекватной терапии и прогнозирования течения и исхода заболевания, необходимо использовать данные комплекса различных методов лабораторных ис­следований.

В настоящее время имеется ряд капитальных объемных руководств по лабораторной диагностике инфекционных заболеваний [2,4,5], однако они сложны для восприятия из-за большого объема, не всегда доступны широкому кругу медицинских работников. Поэтому остаются востребованными издания в формате методических пособий, в частности, посвященные лабораторной диагностике инфекционных заболеваний [6].

Сотрудниками кафедры инфекционных болезней, эпидемиологии и микробиологии МАОУ ВПО «КММИВСО» совместно с врачами ГБУЗ «СКИБ»     г. Краснодара проводится работа по совершенствованию методов лабораторной диагностики инфекционных болезней [1,3,8].

Принимая во внимание вышесказанное, авторы на основе опыта работы лабораторной службы ГБУЗ «СКИБ» г. Краснодара разработали краткое методическое пособие, предназначенное для практических врачей инфекционной и лабораторной службы, а также других категорий медработников.

В пособии приведена информация о современных методах лабораторной диагностики (ПЦР, ИФА), наиболее широко применяемых в диагностике инфекционных заболеваний, их практическая интерпретация.

Пособие предназначено для врачей всех специальностей, студентов медицинских вузов (бакалавриат), врачей-интернов и клинических ординаторов.

  • В этом пособии на основании существующих нормативных документов в краткой форме с необходимыми пояснениями освещены следующие вопросы:
  • — порядок проведения лабораторной диагностики и госпитализации лиц при подозрении на инфекционные болезни в соответствии с ведущим синдромом болезни;
  • — эпидемиологические риски заноса опасных инфекционных болезней;
  • — порядок обследования лиц с подозрением на инфекционные болезни;
  • — правила проведения преаналитического этапа лабораторных исследований;
  • — порядок организации и проведения работ по забору, транспортированию и хранению проб клинического материала;
  • — принципы проведения исследований клинического материала;
  • — клиническая интерпретация лабораторных исследований в диагностике инфекционных заболеваний.

В последнем разделе в табличной форме представлена интерпретация результатов ИФА и ПЦР для широкого круга инфекционных заболеваний как вирусной (вирусные гепатиты A, B, C, D, E, G; корь, краснуха, герпетическая и цитомегаловирусная инфекции, инфекционный мононуклеоз, ветряная оспа, паротит, парвовирусная инфекция, грипп, энтеровирусная инфекция, лихорадка Западного Нила, геморрагическая лихорадка), так бактериальной, дрожжевой и протозойной (коклюш, хламидиоз, микоплазмоз, гнойные менингиты, листериоз, легионеллез, боррелиоз, кишечные инфекции, иерсиниозы, лептоспироз, кандидоз и токсоплазмоз) этиологии. В таблице представлены данные о материале, маркерах, сроках обнаружения, оценке и интерпретации результатов, а также комментарии по каждой инфекции.

По мнению авторов, пособие будет полезным источником информации для специалистов, занимающихся диагностикой (лабораторной и клинической) инфекционных заболеваний, а также для студентов-медиков различных уровней обучения, стремящихся к освоению современных диагностических методов в инфекционной патологии. У студентов эти знания существенно повышают качество их подготовки в области инфекционной патологии и могут дать преимущества в последующей профессиональной деятельности.

Библиографическая ссылка

Городин В.Н, Наумов Г.Н., Мойсова Д.Л., Еремина Г.А., Книжник Т.А., Коваленко Е.Е., Ахмедова О.А., Кондрашова О.В., Шубина Г.В., Яковчук Е.Е., Чернявская О.В. РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ» И ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ СОВРЕМЕННЫХ ЗНАНИЙ В ОБЛАСТИ ИНФЕКЦИОННОЙ ПАТОЛОГИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-6. – С. 822-826;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9485 (дата обращения: 29.04.2022). Клинический анализ инфекционной болезни. Лабораторная диагностика инфекционной болезни

Читайте также:  Нужно ли кормить грудью?

Диагностика инфекционных заболеваний

Диагностика инфекций (infectio – перевод с латинского – заражение). Инфекционные заболевания человека представляют собой группу болезней, вызываемых специфическими болезнетворными возбудителями, которые могут передаваться от зараженного человека здоровому.

Нередки и случаи передачи патогенных агентов человеку от носителей инфекций или заболевших животных (зоонозные заболевания). Следует отметить, что большинство зоонозных инфекционных заболеваний не передается от человека к человеку.

У человека и животных (домашних и диких плотоядных) насчитывают более 300 общих инфекционных возбудителей, из которых более 80 заболеваний вызываются бактериями, свыше 100 – вирусами, около 20 — грибами, 80 заболеваний связано с заражением гельминтами и около 20 — простейшими.

Известны инфекционные болезни, вызываемые, так называемыми арбовирусами – вирусами, передающимися людям через укусы насекомых, например клещей, комаров, блох и др., которые инфицируются от домашних или диких животных. Самая распространенная известная арбовирусная инфекция – клещевой энцефалит.

Вирус геморрагической лихорадки также передается клещами.

Как известно, клещи являются переносчиками и бактериальных инфекций, например клещевого боррелиоза (болезнь Лайма) или туляремии, хотя туляремию относят к зоонозным заболеваниям, передающимся человеку при непосредственном контакте с больными животными (грызунами), а также при употреблении зараженных продуктов или воды (алиментарный путь заражения). Таким образом, для каждой инфекции у человека характерен свой возбудитель и определенный путь передачи. Возбудителями инфекций могут быть бактерии, вирусы, риккетсии (микроорганизмы, сочетающие в себе особенности бактерий и вирусов), спирохеты, грибки, протозойные (паразитирующие простейшие, одноклеточные), глисты, которые выводятся из организма больного человека или животного при выдохе, мочеиспускании, дефекации, кашле, рвоте, и когда при определенных условиях этот биологический патологический материал становится источником заражения здорового человека.

Согласно литературным данным в настоящее время известно 1415 возбудителей инфекционных и паразитарных болезней. Наиболее обширную группу составляют болезни, вызываемые бактериями и риккетсиями (538 нозологий). Второе место принадлежит паразитарным болезням — 353 нозологии. Вирусные инфекции составляют 217 нозологий.

Постоянно возникают новые или впервые выявленные инфекционные заболевания. Так, начиная, с 1970-х голов ежегодно регистрируется, по крайней мере, одно инфекционное заболевание.

За последние годы стали известны более 30 инфекционных заболевании, это и ВИЧ, легионеллез, эпидемический ротавирусный гастроэнтерит и ряд африканских лихорадок (например лихорадка Эбола).

В настоящее время существенную роль в распространении инфекционных болезней играет развитие туризма, а также миграционные процессы.

Классификация инфекционных заболеваний

Что касается классификации основных инфекционных болезней человека, то существуют разные системы группировки инфекционных заболеваний. В нашей стране одной из наиболее распространенных является классификация Л.В. Громашевского, построенная в зависимости от локализации возбудителя в организме и механизме его передачи, таких групп насчитывается 5:

  • кишечные инфекции;
  • инфекции дыхательных путей;
  • кровяные инфекции;
  • инфекции наружных покровов;
  • инфекции с различными механизмами передачи, например передающиеся половым путем, воздушно-капельным путем (один из самых распространенных), фекально-оральный, контактный, трансмиссионный, вертикальный от матери к плоду, от матери к новорожденному в родовом акте, внесенные при операциях, инъекциях и т.п.)

Кроме того в РФ принята также международная более многоступенчатая классификация инфекционных заболеваний:

  • кишечные инфекции;
  • туберкулез;
  • бактериальные зоонозы;
  • другие бактериальные заболевания;
  • полиомиелит и энтеровирусные болезни центрально нервной системы;
  • вирусные заболевания, сопровождающиеся высыпаниями;
  • вирусные заболевания,которые передаются членистоногими;
  • другие вирусные заболевания;
  • риккетсиозы и другие инфекции, передаваемые членистоногими;
  • сифилис и другие венерические инфекции;
  • заболевания. которые вызываются спирохетами;
  • грибковые заболевания (микозы);
  • гельминтозы;
  • другие инфекции и паразитарные заболевания.

Инфекционные заболевания вызывают у пациента значительные изменения в картине крови, при многих инфекционных болезнях изменяется функция различных внутренних органов – печени, сердца, легких, мозга, почек, кишечника, практически все инфекционные заболевания протекают с изменениями широкого спектра биохимических параметров, отражающих различные стороны патогенеза. Установлено также, что, к примеру, вирусы краснухи, герпеса, коксаки, полиомиелита, цитомегаловирус и эховирусы (род энтеровирусов) могут вызывать серьезные нарушения в развитии плода и новорожденного. Кроме того в настоящее время есть основания считать, что некоторые группы вирусов могут быть виновниками возникновения диабета первого типа, к ним относят вирус Коксаки, вирус краснухи, реовирус 3 типа, вирус энцефаломиокардита, вирус эпидемического паротита, цитомегаловирус, вирус гепатита А.

Диагностика инфекций

Диагноз инфекционного заболевания основывается на анамнезе больного, эпидемиологическом анамнезе, включает инструментальные методы обследования и, как правило, диагностика инфекционных заболеваний не обходится без использования комплекса лабораторных методов.

Диагностика инфекционного заболевания начинается с базовых лабораторных методов исследования: это – клинический анализ крови.

Известно, например, что в клиническом анализе крови лейкоцитоз чаще всего выявляется в результате инфекционного заболевания, что многие вирусные, бактериальные и рикетсиозные болезни приводят к нейтропении (снижение нейтрофилов), а частой причиной лимфоцитоза и/или моноцитоза является инфекционный мононуклеоз.

Такой показатель крови, как скорость оседания эритрорцитотв (СОЭ), не являясь самостоятельным диагностическим показателем в силу своей неспецифичности, является индикатором общего неблагополучия и продолжает активно использоваться в медицинской практике для выявления и мониторирования инфекционных и воспалительных заболеваний различного происхождения.

Общий анализ мочи является лабораторным тестом, который часто используется при исследования инфекционных заболеваний не только почек, но и инфекций другой локализации.

Так некоторые инфекционные заболевания сопровождаются протеинурией нефротического типа (количество белка в моче не менее 3г/л). Например хронические инфекционные заболевания могут стать причиной нефротического синдрома.

Развитие протеинурии нефротического типа могут вызвать, например, бактериальный эндокардит, туберкулез, сифилис, лепра, гепатит В и С, мононуклеоз, цитомегаловирусная инфекция, ветряная оспа, малярия, токсоплазмоз, шистосомиаз.

Появление в моче бактерий и возникновение воспаления указывает на наличие инфекционного заболевания мочеполовой системы.

Достаточно эффективным при инфекционных заболеваниях является использование комплекса биохимических тестов, поскольку количественные и качественные изменения биохимических показателей в крови происходящие во время болезни, отражают происходящие при заболевании биохимические нарушения и позволяют следить за динамикой патологического процесса и адекватностью лечения.

К таким эффективным биохимическим параметрам, которые исследуются при инфекционных и воспалительных заболеваниях другого происхождения, например, относится – спектр белков сыворотки крови (белки острой фазы), ферменты и некоторые другие биохимические показатели. Использованием специфических лабораторных методов, например, при диагностике причин лихорадки неясного генеза, хронических инфекций выполняют ис.

В практической медицине часто требуется более глубокое лабораторное исследование с следования мазков из горла, посевы крови, мочи и других жидкостей и выделений организма для выявления бактерий, грибков, иногда, при изменениях характера стула, назначают исследования кала на яйца глист.

В настоящее время в лабораторной диагностике для выявления инфекционных возбудителей широко используются следующие специфические лабораторные методы:

  • микроскопические методы, позволяющие идентифицировать инфекционного возбудителя в биологическом патологическом материале с помощью разнообразных типов микроскопов после приготовления окрашенных или нативных мазков.
  • Культуральный (бактериологический) метод, который заключается в выделении чистой культуры возбудителя из патологического материала, с дальнейшей его идентификацией по морфологическим, культуральным, биохимическим, антигенным, токсикогенным (применяя специфические методы) свойствам и определение его чувствительности к антибиотикам и другим химиотерапевтическим препаратам. Эти исследования часто проводят при подозрении на гнойно-воспалительные заболевания.
  • Серологические исследования, в основе которых лежит специфическое взаимодействие антигена и направленных к нему антител. Эти исследования позволяют с диагностической целью определять (качественно и количественно) как антигены так и антитела к ним. Использование в лабораторной практике таких серологических методов как: ИФА(иммунофементный анализ), иммунофлюоресцентный, иммунофлюоресцентныф анализ — позволяет определять в крови больного антитела, относящиеся к различным классам иммуноглобулинов (ИГ А, ИГ М, ИГ Ж). Существование определенной закономерности в динамике выработки специфических антител различных классов при инфекционном заболевании позволяет судить как о стадии так и об интенсивности инфекционного процесса.
  • Молекулярно-биологические методы, к которым относится полимеразная цепная реакция (ПЦР-метод).

В основе ПЦР-диагностики лежит молекулярно-биологический метод амплификации (многократное копирование) малых фрагментов нуклеиновых кислот бактерий, вирусов, хламидий, микоплазменных и др.

с помощью фермента ДНК- полимереразы.

ПЦР-диагностика позволяет провести прямую идентификацию нуклеиновых кислот(РНК или ДНК), то есть генетического материала, инфекционного агента в различном биологическом материале.

Методика обследования инфекционного больного

Схема истории болезни.

Схема обследования инфекционного больного преследует основную цель — обеспечить планово-последовательное изучение субъективных и объективных проявлений болезни. Тщательное, вплоть до стереотипа, обследование больного позволяет избежать ошибок в диагностике.

Трудности в приобретении опыта обследования больного отмечаются только на первых этапах работы молодого врача, когда внимание его концентрируется на наиболее ярких проявлениях симптомов. При этом возможна гиперболизация одних признаков и недооценка других, скрытых.

Поэтапное обследование обеспечивает полноту и комплексность фиксации объективных и субъективных данных и позволяет сопоставить отдельные симптомы, что особенно важно в дифференциально-диагностическом плане.

Предлагаемая нами схема истории болезни традиционна, отражает многолетний опыт работы в инфекционной клинике и включает следующие разделы: паспортная часть; жалобы больного; анамнез заболевания; эпидемиологический анамнез; анамнез жизни; аллергологический анамнез; объективный осмотр больного; предварительный диагноз; план лабораторного обследования; лечение; динамическое наблюдение за больным; обоснование диагноза; эпикриз.

Паспортная часть.

Содержит следующие сведения о больном: фамилия, имя, отчество. Возраст. Дата поступления. Дата выписки. Диагнозы: направившего лечебного учреждения; при поступлении; клинический; окончательный: основной, сопутствующие, осложнения. Дата заполнения истории болезни.

В паспортной части ребенка, как и взрослого, полностью указываются фамилия, имя, отчество. Возраст новорожденных обозначается днями, детей раннего возраста — месяцами или годами с месяцами. Детям дошкольного и школьного возраста обычно указывается исполнившийся год и отмечается дата рождения.

Читайте также:  Несколько советов, как провести выходные

В истории болезни ребенка необходимо указывать место работы отца и матери, их домашний и служебный телефоны, а также название, адрес и телефон детского учреждения, которое посещал заболевший ребенок. Эти сведения необходимы для своевременного извещения о состоянии ребенка, дополнительного выяснения данных анамнеза заболевания и жизни, уточнения эпидемиологической ситуации.

Жалобы больного.

Следует подробно и точно перечислить субъективные жалобы больного и выяснить самочувствие при поступлении в стационар.

При выявлении жалоб важны не только констатация, но и детализация их: например, характер, интенсивность и локализация головной боли; особенности нарушения сна (бессонница, сонливость, нарушение ритма сна); не только повышение температуры, но и высота ее, наличие ознобов, потливости и др.

При уточнении жалоб нельзя ограничиваться только сообщением больного, необходимо дополнительно выявить жалобы по органам и системам, которые могут быть вовлечены в патологический процесс при том или ином заболевании.

При выяснении жалоб у детей врачу чаще всего приходится беседовать с матерью. Вначале матери предоставляется возможность свободно излагать жалобы, а в дальнейшем врач направляет беседу в нужную ему сторону. При отсутствии родителей жалобы уточняются у сопровождающих лиц, из выписки истории болезни (переводного эпикриза), истории развития ребенка.

Анамнез заболевания.

Выясняются дата заболевания и начало его (постепенное, острое, внезапное), начальные симптомы болезни, особенности их проявления, наличие продромального периода, изменение температуры тела, ее высота, характер температурной кривой; проявление обшей интоксикации (слабость, нарушение работоспособности, головная боль, мышечные боли, нарушение сна и др.). Обращается внимание на наличие сыпи на коже и слизистых: время ее появления, этапность высыпания, характер элементов сыпи и локализация. Далее выясняются симптомы поражения отдельных органов и систем. Обращается внимание на динамику выявленных симптомов, т. е. до какого времени болезнь усиливалась в своем развитии, были ли периоды улучшения и ухудшения в течении заболевания. Уточняются время первичного обращения к врачу, предполагаемый диагноз, результаты проведенных лабораторных и инструментальных методов обследования, характер догоспитальной терапии (прием антибиотиков, химиопрепаратов, бактериофага, специфических сывороток и углобулинов) и ее влияние на динамику болезни.

В сборе анамнеза у больного ребенка принимают участие врач-педиатр, родители и сам ребенок (для детей старших возрастных групп). При выяснении нужных сведений о больном ребенке должна быть создана атмосфера откровенности и взаимопонимания между врачом и семьей ребенка. При необходимости оказания больному срочной помощи анамнез должен быть кратким, конкретным.

При переводе больного из другого лечебного учреждения необходимо указать, в сопровождении какого лица (медработника) доставлен больной, уточнить характер возможных реанимационных мероприятий во время транспортировки.

Следует уточнить фамилию консультанта-инфекциониста, давшего санкцию на перевод, и воспользоваться его сведениями о состоянии ребенка, предварительном диагнозе и проведенном лечении.

Особое внимание надо уделить переводному эпикризу (выписке из истории болезни), который должен содержать в краткой форме полный и последовательный анализ клинико-лабораторных данных больного и объем проведенной терапии.

Такие же требования предъявляются и к оформлению направления (талона) на госпитализацию после амбулаторного (поликлинического) наблюдения. При отсутствии необходимых сведений врач приемного отделения должен через сопровождающее больного лицо или по телефону срочно уточнить их.

Эпидемиологический анамнез.

Преследует цель выявить возможный источник инфекции, пути заражения, иммунный статус макроорганизма.

Правильно собранный эпиданамнез дает возможность своевременно и правильно поставить диагноз, препятствует возникновению внутрибольничных инфекций.

Данные эпидзнамнеза в ряде случаев позволяют установить вероятные сроки инкубационного периода, определить характер противоэпидемических мероприятий.

При эвакуации санитарным транспортом одновременно нескольких больных (даже с одинаковым диагнозом) врач приемного отделения должен зафиксировать нарушение правил транспортировки, сообщив об этом в региональную СЭС, и принять меры по профилактике возможного развития внутрибольничной инфекции, осуществив раздельную госпитализацию доставленных лиц.

Выявляются наличие контакта с инфекционными больными (дома, у соседей, на работе); пребывание в дороге и в разъездах, контакт с приезжими лицами; проживание в эпидемически неблагоприятной местности в последнее время; уход за животными, случаи заболевания среди животных, участие в охоте; пребывание за границей.

При выяснении эпиданамнеза у матери или родственников больного ребенка следует уточнить, не было ли в квартире, в доме, во дворе или ближайшем окружении больных инфекционными болезнями.

Необходимо узнать, кто болел, когда, какой был контакт с этим больным (кратковременный, длительный, в каком периоде болезни).

Устанавливается наличие контакта заболевшего ребенка с больными в детском учреждении, в местах общественного пользования, в детской поликлинике и т. д.

Заболеваемость детей, посещающих ясли, детский сад, необходимо уточнить специальным запросом в детское учреждение, детскую консультацию, непосредственно у участкового педиатра, в СЭС.

Для детей, недавно приехавших в данный населенный пункт, следует выяснить эпидемическую обстановку по месту прежнего жительства и возможность контакта с инфекционными больными в дороге.

Обращается внимание на санитарное состояние квартиры, наличие мух и эктопаразитов. Выясняются условия водоснабжения: центральный водопровод, колодец шахтный, с крышкой или без нее; водоснабжение на работе. Дается характеристика санузла, состояния мусоропровода, выгребных ям (ящик, контейнер), санитарного состояния окружающей территории.

  • Большое внимание уделяется вопросам питания: употребление в пишу сырой воды, некипяченого молока, немытых овощей и фруктов, недоброкачественных продуктов; место питания (дома, в столовой), какими продуктами пользуется семья (из магазина, рынка).
  • Обращается внимание на соблюдение больным личной гигиены: частота посещения бани, смены нательного и постельного белья, мытье рук перед едой, состояние ногтей; наличие на коже повреждений, ранений, ссадин, царапин.
  • Учитываются характер работы больного и производственные вредности (парикмахер, продавец, животновод, работа в кожевенной промышленности, контакт с ядохимикатами).
  • При вирусном гепатите уточняется, переливалась ли кровь или плазма, проводились ли оперативные вмешательства, а также другие манипуляции, сопровождающиеся нарушением целостности кожи или слизистых, в течение последних 6 месяцев до заболевания.
  • Выясняются иммунологические данные, характеризующие восприимчивость организма к инфекции: сделанные профилактические прививки (какие, когда, сколько раз, время последней прививки); введение лечебных сывороток и специфических у-глобулинов; перенесенные в прошлом инфекционные заболевания (сроки, тяжесть, лечение).
  • Анамнез жизни.

При приеме детей выясняется, от какой по счету беременности родился ребенок, течение беременности (с токсикозом или без него, принимала ли мать в этот период лекарственные препараты и т. д.).

Уточняются условия режима и труда во время беременности (тяжелая физическая работа, профессиональные вредности), особенность родов (в срок или нет, как протекали).

Обращается внимание на длину и массу тела ребенка при рождении, закричал ли сразу, не было ли асфиксии, когда отпала пуповина, как заживала пупочная ранка. Уточняются масса тела ребенка при выписке и срок выписки из роддома.

Выясняются особенности развития нервной системы в период новорожденности: сосательный и глотательный рефлексы, их готовность в первые дни жизни.

Обращается внимание на психомоторное и физическое развитие ребенка на первом году жизни: длину и массу тела, когда стал держать голову, поворачиваться на бок, сидеть, стоять, ходить, когда стали прорезаться зубы, количество зубов к году; когда стал узнавать мать, произносить отдельные слоги, слова, фразы.

Большое значение имеют характер вскармливания ребенка с первых дней жизни (естественное, искусственное, смешанное), причины раннего прикорма, в каком возрасте ребенок был отнят от груди и как отразилось это на дальнейшем его развитии. Уточняются особенности физического и психического развития в дошкольном и школьном периодах, начало трудовой деятельности, образование.

  1. Обращается внимание на состояние здоровья родителей: возраст их к моменту рождения ребенка, перенесенные ими и ближайшими родственниками заболевания (туберкулез, сифилис, алкоголизм, нервно-психические заболевания, злокачественные опухоли, болезни обмена).
  2. У детей и взрослых выясняются перенесенные в прошлом заболевания (когда, какие, течение, осложнения).
  3. У женщин уточняется гинекологический анамнез: время появления, характер и продолжительность менструального цикла; беременность, роды, их количество, мертворождения, врожденные уродства, преждевременные роды, послеродовые заболевания; аборты, их количество (самопроизвольные, искусственные, осложнения).
  4. Обращается внимание на вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков (с какого времени и в каком количестве).
  5. Аллергологический анамнез.

Уточняются аллергические заболевания, перенесенные ближайшими родственниками и больным {какие, когда). Выясняются аллергические реакции на пищевые продукты и лекарственные препараты; связь аллергических состояний с местом пребывания больного, временами года и другими факторами внешней среды.

Объективный осмотр больного.

Общее состояние (удовлетворительное, среднетяжелое, тяжелое). Внешний вид больного: бодрый, угнетенный.

Выражение лица (живое, вялое, безучастное, тоскливое, страдальческое, возбужденное, томный взгляд), мимикз, одутловатость, гиперемия, бледность, нормальная окраска, бледный носогубный треугольник, герпетическая сыпь.

Телосложение, длина и масса тела. Положение больного в постели: активное, пассивное, вынужденное, положение «легавой собаки», опистотонус и т. д.

При обследовании детей следует учитывать поведение ребенка при осмотре: спокойное, беспокойное, безучастное, контакт с врачом, реакция на окружающее, интерес к игрушкам.

Осмотр кожных покровов следует производить, полностью раздев больного или обнажая большие поверхности тела. Сначала надо осмотреть лицо, шею, затем туловище и конечности.

Кожа: чистая, сухая, влажная; цвет кожи: нормальный, бледный, красный, цианотичный, желтушный (интенсивность, равномерность, оттенок ее — лимонный, шафрановый, охряно-желтый, зеленоватый, землистый), симптом Филипповича. Местный цианоз, акроцианоз. Эластичность, тургор кожи. Воспалительные процессы на коже.

Сыпь: время ее появления, этапность высыпания, локализация, количество (единичные элементы, необильная, обильная или множественная), характерные особенности (розеола, петехия, макула, папула, везикула, пустула). Кроме того, отмечаются эритема, пузыри, язвы, корки, рубцы, пигментация, шелушение (отрубьевидное, пластинчатое, листовидное), телеангиэктазин, «голова медузы», пролежни и другие особенности.

Видимые слизистые и склеры глаз: окраска (нормальная, желтушная), инъекция сосудов склер, энантема, петехии и гиперемия конъюнктив.

Читайте также:  Сон ребенка: вопросы и ответы

Подкожная жировая клетчатка: степень развития (чрезмерная, умеренная, слабая), равномерность распределения жирового слоя.

Отеки: общие, местные (лица, конечностей, шейной клетчатки и др.). Подкожная эмфизема.

Лимфатические узлы: подчелюстные, шейные, локтевые, паховые, их величина, консистенция, болезненность, подвижность, спаянность между собой, с окружающими тканями и кожей, кожа над узлами, изъязвление их.

Мышечная система: степень развития (слабая, средняя, чрезмерная), тонус мышц (пониженный, нормальный, повышенный), сила мышц (пониженная, средняя, высокая).

Боли в мышцах: самостоятельные, в покое, при движении, болезненность мышц при пальпации, их припухлость. Наличие атрофии мышц (отдельные мышцы или мышечные группы).

Костно-суставная система: величина, форма, пропорции мозгового и лицевого черепа (размер и характеристика родничков у детей раннего возраста; краниотабес, наличие бугров на черепе — лобных, теменных и т. д.).

Грудная клетка: форма, симметричность, наличие деформации (сердечный горб, гаррисонова борозда, рахитические четки на ребрах и т. д.).

Позвоночник: форма, наличие сколиоза, лордоза, кифоза, сутулости, осанка.

Конечности: пропорциональные, несоразмерно длинные или короткие, искривления (О- и Х-образные ноги); наличие «браслетов», периоститов.

Кисти и стопы: широкие, узкие; пальцы: длинные, короткие, типа «барабанных палочек». Наличие болезненности костей при пальпации.

Суставы: подвижность (активная, пассивная), объем движений (нормальный, увеличен, ограничен), деформации (костные, реактивный отек), болезненность при движении в суставах, окраска кожи над суставом.

Органы кровообращения: сердцебиение, боли в области сердца, одышка.

Пульс и его свойства: частота, ритм (аритмия, дикротия), наполнение, напряжение. Артериальное давление. Пульсация в области больших сосудов, яремной ямке и в подложечной области. Осмотр и пальпация области сердца.

Верхушечный толчок: локализация и характер. Перкуторное определение границы относительной и абсолютной сердечной тупости. Перкуссия сосудистого пучка.

Аускультация: ритм, характер тонов на верхушке и в основании сердца, наличие шумов.

  • Органы дыхания: боли в груди, их характер, интенсивность, продолжительность.
  • Кашель: сухой, влажный, лающий; мокрота, ее характерные особенности: количество, жидкая, вязкая, пенистая, слизистая, слизисто-гнойная, кровянистая (прожилки крови, сгустки, равномерность окраски).
  • Дыхание через нос или рот, движение крыльев носа, выделения из носа (обильные, скудные, жидкие, густые, бесцветные, желто-зеленые, кровянистые), носовые кровотечения, экскориации, корки.
  • Слизистая оболочка носа: гиперемирована, отечна, покрыта налетами.

Грудная клетка: нормальная, эмфизематозная, деформация. Число дыханий в I мин, глубокое дыхание или поверхностное, втяжение межреберных промежутков и других податливых мест грудной клетки. Данные сравнительной и топографической перкуссии (звук не изменен, укорочение, притупление); верхние и нижние границы легких, дыхательная экскурсия легочного края.

Диагностика инфекционных заболеваний

Диагностика
инфекционных болезней основана на
комплексном использовании клинических,
лабораторных и инструментальных методов
обследования. Клинические методы
предусматривают выявление жалоб
больного, анамнестических сведений
(анамнез болезни,
эпидемиологический анамнез, основные
сведения из анамнеза жизни) и клинический
осмотр больного.

Анамнез
инфекционной болезни – важное звено в
диагностике инфекций, он должен быть
выяснен путем активного
опроса больного: выявления
его жалоб на момент осмотра врачом,
времени и характера начала болезни
(острого или постепенного), подробного
и последовательного описания возникновения
отдельных
симптомов и их развития в динамике
заболевания. Это дает врачу возможность
составить
предварительное впечатление о вероятном
клиническом диагнозе. Старое правило
клиницистов гласит: «Анамнез —
половина диагноза».

При
сборе анамнестических сведений у
инфекционных больных особое внимание
необходимо
обратить на данные эпидемиологического
анамнеза.

При этом врач преследует
цель получить сведения о месте,
обстоятельствах и условиях, при которых
могло произойти
заражение: контакт с больными людьми
или животными, поездки за пределы города
или страны, возможность профессионального
или бытового заражения.

Обращается внимание на возможность
укусов насекомых и животных любые
повреждения кожных покровов (травмы,
ранения), лечебные парентеральные
вмешательства.
Активно выясняют возможные пути и
способы передачи возбудителя инфекции
данному больному…

Не
маловажной частью является анамнез
жизни. Только целостная
многофакторная клиническая диагностика,
учитывающая закономерности и взаимосвязи
патологических состояний в масштабе
жизни пациента, дает врачу серьезные
аргументы для прогноза и, таким образом,
дифференцированного планирования
терапии при внешне сходной симптоматике
болезни.

При
выяснении анамнеза жизни обращают
внимание на условия быта, питания, труда
и отдыха больного. Исключительно важны
сведения о перенесённых ранее заболеваниях,
в том числе инфекционных, и проводимом
при этом лечении.

Необходимо выяснить,
сделаны ли больному профилактические
прививки (какие и когда), есть ли в
анамнезе
указания на введение сывороток,
иммуноглобулинов, препаратов крови и
кровезаменителей,
а также возможные реакции на них.

Последовательный
и детальный осмотр позволяет выявить
симптомы и синдромы, характерные
для инфекционного заболевания.

На основе
информации полученной врачом, формулируется
предварительный диагноз
и очерчивается круг дифференциальной
диагностики.

В соответствии с диагнозом
(с оценкой формы и тяжести заболевания,
периода болезни,
наличия осложнений и сопутствующих
заболеваний) врач определяет необходимость
и место госпитализации больного в
инфекционном стационаре.

Для подтверждения
диагноза используются специфические
лабораторно-инструментальные методы
исследования:

Специфические лабораторно — инструментальные методы исследования

1. Бактериоскопия
(микроскопия), вирусоскопия(электроннаямикроскопия)

2. Бактериологическое
(выделение чистой
культуры).

3. Паразитологическое
исследование

(микроскопия и гельминтоовоскопия).

4. Биологический
метод
(заражение
животных).

  • 5. Вирусологическая
    диагностика
    (выделение
    вирусов и токсинов):
  • А) цитопатическое действие на культуру
    клеток (ЦПД);
  • Б) реакция нейтрализации летального
    эффекта на чувствительных животных и
    куриных эмбрионах;
  • 6. Серологическая
    диагностика

    (идентификация при помощи иммунной
    диагностической сыворотки):
  • A) реакция агглютинации развернутая
    (РА);
  • Б) ориентировочная (пластинчатая) реакция
    агглютинации;
  • B) реакция непрямой гемагглютинации
    (РНГА);
  • Г) реакция Кумбса
  • Д) реакция гемагглютинации (РГА) и реакция
    гемадсорбции (РГАдс);
  • Е) реакция торможения гемагглютинации
    (РТГА) и гемадсорбции (РТГАдс);
  • 7. Иммунологическая
    диагностика

    (идентификация антигенов и антител):
  • A) имуноферментный анализ (ИФА);
  • Б) метод флюорисцирующих антител (МФА);
  • B) реакция иммуиофлюорисценции (РИФ);
  • Г) радиоиммунологический анализ (РИА);
  • Д) иммуноферритиновая реакция;
  • Е) реакция преципитации
    (РП):
  • реакция преципитации в геле (РПГ);
  • метод иммуноэлектрофореза антигена в геле;
  • реакция нейтрализации токсина анатоксином (РН);
  1. Ж) реакция связывания комплемента (РСК);
  2. 3) реакция лизиса бактерий и гемолиза;
  3. И) иммуноблотинг;
  4. К) тонкослойный иммунный анализ (ТИА).
  5. 8. Метод
    генной диагностики
    :
  • полимеразная цепная реакция (ПЦР) или специфическая амплификация
  • 9. Экспресс-методы:
  • А) иммунологический (МФА,.РНТА, ИФМ);
  • Б) бактериоскопический.
  • 10. Алергологическая
    диагностика:

А). Кожные
пробы
со специфическими
аллергенами (тулярин, туберкулин,
бруцеллин, дизентерии).

Б). Клеточные
тесты
аллергологической
диагностики in
vitro:

  • проба повреждения нейтрофилов по Фрадкину (ППН);
  • торможение миграции лейкоцитов;
  • реакция бластной трансформации лимфоцитов (РБТЛ).

Бактериологическое
исследование
– включает в
себя бактериоскопию, посев материала,
взятого у больного, на питательные
среды, выделение чистой культуры
возбудителя и его идентификацию.
Определение типовой принадлежности
микроорганизма-возбудителя. Для
выращивания бактерий применяют различные
питательные среды.

По назначению питательные среды
подразделяют на следующие основные
категории:

Универсальные— среды, на которых
хорошо растут многое виды патогенных
и непатогенных бактерий. К ним относятся:
мясо-пептонный бульон, мясо-пептонный
агар.

Дифференциально-диагностические— среды, позволяющие отличать одни виды
бактерий от других по их ферментативной
активности или культуральным проявлениям.
К ним откосятся среды Эндо, Левина,
Плоскирева, Гисса и многие другие.

Селективные— среда, содержащие
вещества, используемые микроорганизмами
определенных видов и не благоприятствующие
или даже препятствующие росту других
микроорганизмов. Селективные среды
позволяют направленно отбирать из
исследуемого материала определенные
виды бактерий. Сюда относятся среды
Мюллера, селенитовая, Рапопорт, 1 %-ная
пептонная вода и другие.

Дифференциально-селективные
среды, сочетающие в себе свойства
диффереяаиально-диагностических и
селективных сред. Они используются, в
частности, для ускорения обнаружения
и идентификации бактерий, относящихся
к большому числу широко распространенных
видов энтеробакте­рий и псевдомонад
(среды Сиволодского).

Специальные— среды, специально
приготовленные для получения роста тех
бактерии, которые не растут или очень
плохо растут на универсальных средах.
К ним относятся среды Мак-Коя-Чепина
(для получения роста возбудителя
туляремии), кровяной МПА (для получения
роста патогенных стрептококков), среда
Левенштейна-Иенсена (для выделения
возбудителя туберкулеза) и другие.

Вирусологический
метод
основан на выделении
вирусов и их идентификации с использова­нием
культур клеток или куриных эмбрионов
(облигатный внутриклеточный паразитизм
вирусов накладывает отпечаток на методы
их выделения – посев материала проводится
не на среды, а в культуру клеток или
куриные эмбрионы)

Для проведения вирусологического
исследования важное значение имеют:
выбор материала и его предварительная
обработка, условия транспорти­ровки
и соблюдение необходимых условий для
культивирования вируса.

Материал для
исследо­вания определяется характером
вирусного заболевания, местом размножения
вируса в организме и путями его выделения.

Для подавления возможного роста бактерий
исследуемый материал обрабатывают
антибиотиками, или последние добавляют
в питательную среду для выращивания
культуры клеток в соответствующих
концентрациях.

Выбор способа культивирования
(заражение лабораторных животных,
куриных эмбрионов или культур клеток)
определяется биологией предполагаемого
возбудителя. Важное значение имеет
соблюдение стан­дартных условий
культивирования: оптимальная температура,
продолжительность, использование
дополнительных тестов для индикации
(бляшкообразование, реакции гемадсорбции,
гемагглютинации, имиунофлуоресценции
и т. д.).

Биологический
метод
основан на использовании
вместо питательных сред животных,
чувствительных к соответствующе­му
возбудителю. Наиболее часто используется
для быстрого получения чистой культуры
из сильно загрязненного сопутствующей
микрофлорой материала при лептоспирозе,
чуме, Ку-лихорадке и др.)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector