Нормы речевого развития детей

Нормы речевого развития детей

Речь – это важнейшая функция психики человека. Без ее полноценной реализации ребенок не может не только общаться, но и размышлять, обобщать полученные впечатления об окружающем. Именно поэтому развитию детской речи родители, педагоги и медики придают большое значение. Чтобы понять, правильно ли развивается ребенок, есть ли у него речевая патология, когда нужно обращаться к специалистам, важно знать возрастные нормы развития речи детей.

Как в норме развивается речь ребенка

Речь любого человека, если у него нет грубых нарушений нервной системы, развивается по одному и тому же алгоритму. Независимо от национальности, места и времени рождения она у всех проходит по одному пути. В каждом возрасте ребенок достигает определенного уровня речевых умений.

У всех детей есть индивидуальные особенности роста и развития, поэтому у них могут быть небольшие сдвиги во времени появления определенных достижений.

Таблица этапов речевого развития

Этапы Возраст появления
Доречевой этап 0-1 год
Первичное освоение родного языка 1-2 года
Этап формирования правил грамматики и основ языковой системы родной речи 2-7 лет
Совершенствование и обогащение речи 7-14 лет

К концу дошкольного возраста детская речь почти не отличается от речи взрослого человека.

С рождения до года

Основы правильной речи появляются не с рождением ребенка, а задолго до него — тогда, когда у плода закладывается нервная система, ткани мозга, лица и других органов, в дальнейшем отвечающих за правильное произношение.

Уже на первом месяце жизни внимательные родители могут различить по крику новорожденного, сыт он или голоден, чувствует дискомфорт или просто хочет видеть маму.

До года ребенок проходит огромный путь речевого развития – от полного молчания до появления первых слов.

Таблица начального развития речи у ребенка

Основные показатели доречевого и речевого развития Возраст появления
В детском крике можно различить радость или недовольство 1-2 мес.
Возникает гуканье, появляется гуление. Если малыш сыт или находится в хорошем настроении, он произносит сам или повторяет за взрослыми слоги. Часто это умение проявляется при виде матери или других близких людей, когда возникает «комплекс оживления» — активные движения ручками и ножками. 1,5-3 месяца
У ребенка появляется лепет – слова, состоящие из 1-2 слогов (ба-ба, ля-ля, а-ва, та-та), а также звукоподражания типа би-би, тик-так, гав-гав, ко-ко. В 11 месяцев малыш произносит не менее 3 слов и он понимает, про что говорит. 8 месяцев – 1 год
В 1 год и три месяца дети способны понять простую словесную инструкцию (дай ручку, покажи, что у тебя в кулачке, помаши рукой). Они могут сказать около 6 слов, к полутора годам словарь возрастает от 7 до 20 слов. Малыш показывает у себя по просьбе взрослых руку, ногу, живот, ушки, нос. 1 год – 1,5 года.

Чтобы речевое развитие детей шло нормальными темпами, нужно разговаривать с ними с первых месяцев жизни. Даже, не понимая значения слов, малыши улавливают ласковый оттенок речи взрослых. Во втором полугодии дети уже понимают значения многих слов, обращенных к ним во время кормления, одевания, умывания.

От года до трех лет

Если до года с малышом активно занимались, стимулируя его речь, то его артикуляционный аппарат хорошо развит, он понимает значение многих слов. На третьем году жизни дети обычно имеют развитую память, их внимание становится более устойчивым. Дети активно интересуются тем, что происходит вокруг них. С помощью взрослых они получают новые знания, знакомятся со стихами и сказками.

Основные достижения речевого развития детей второго года жизни:

  • Пассивный словарь. Знают названия окружающих их предметов, могут показать предметы и животных на картинках в знакомых книжках.
  • Активный словарь. К полутора годам он содержит 20-30 простых слов, к двум годам их уже 200-300. В основном, это существительные и глаголы.
  • Грамматический строй. Изменяют простые слова (дай киску – дай кику). К концу второго года в предложении уже 3-4 слова. Могут задавать вопросы взрослым, четко различимые по интонации.
  • Звукопроизношение. Произносят все гласные звуки и частично согласные. В простых словах звуки четкие и ясные, в сложных словах они могут «проглатываться».

Двухлетние малыши выполняют инструкцию из 2 частей: «Возьми на стуле колготки и отнеси их бабушке».

Основные достижения речевого развития детей третьего года жизни:

  • Словарный запас. С 2 до 3 лет количество слов, употребляемых детьми, увеличивается в несколько раз, достигает 1200 слов. В этом возрасте начинается словотворчество, когда малыши придумывают собственные образные словечки.
  • Грамматический строй речи. Дети говорят простыми предложениями, слова в которых правильно употреблены по родам и числам. Дети задают вопросы, пользуясь интонацией.
  • Звукопроизношение. Артикуляционный аппарат крепнет, но не все звуки пока употребляются правильно. Страдают шипящие и сонорные звуки, дети могут переставлять или пропускать слоги в 3-4-сложных словах.

Малыши этого возраста слушают сказки и стихи, запоминая часть текста наизусть. Они могут отгадывать простые загадки.

От трех до шести лет

В этом возрасте уже хорошо различимы отличия в речевом развитии детей. Одни малыши активно общаются, их речь насыщена словами и грамматически правильна. Другие дети имеют в своем лексиконе несколько десятков слов и только начали учиться строить предложения.

Основные достижения речевого развития детей этого возраста:

  • Словарный запас. К четырем годам он равен примерно 1500 слов, к пяти – 2000 тысячам и более. Дети много говорят, задают огромное количество вопросов, образовывают новые слова. Трех-четырехлетние дети допускают ошибки в произношении многосложных слов, в 5-6 лет эти ошибки не возникают.
  • Грамматический строй. Дети говорят связно и последовательно, употребляя фразы из 3-4 слов. В 3-4 года слова в предложении могут употребляться в неправильном порядке (я хочу нет). Иногда неверно изменяются слова по родам и числам (много ботинков). К 5-6 годам грамматика речи совершенствуется.
  • Звукопроизношение. В 3-4 года наиболее часто встречается смягчение звуков, замена шипящих, дефектное употребление звуков Л и Р. К 5-6 годам звукопроизношение совершенствуется, замена звуков исчезает. Могут отсутствовать сонорные звуки Л и Р.
  • Связная речь. Малышам 3-4 лет очень сложно построить даже короткое высказывание. Чаще всего они общаются при помощи диалогов. Дети этого возраста легко запоминают слова сказочных героев, отвечают на вопросы. В возрасте 4-6 лет ребенок рассказывает по картине, пересказывает сказки, делится впечатлениями. Речь старшего дошкольника богата образными выражениями.

От 7 лет

Речь детей этого возраста, выросших в благоприятной среде, ничем не отличается от речи взрослого человека. Именно здесь наиболее ярко заметны плоды усилий, вложенных взрослыми в речевое развитие детей.

Основные достижения:

  • Словарный запас. Ребенок младшего школьного возраста употребляет обобщающие слова, синонимы и антонимы. Он логично сочетает слова по смыслу, может объяснить значение сложных слов. При описании предметов или явлений ему несложно подобрать слова для описания их свойств и качеств.
  • Грамматический строй речи. Детям доступно образование даже трудных форм существительных, глаголов и прилагательных. Они могут подобрать однокоренные слова, образовать новое слово.
  • Звукопроизношение. Произношение всех звуков близко к идеалу, речь четкая и ясная.
  • Связная речь. Дети могут составить короткий монолог, построить короткое сообщение. Речь выразительна и богата интонациями. Они четко и логично пересказывают литературные произведения, отвечают на вопросы.

Что может затруднять речь ребенка

Очень важно, чтобы малыш с первых дней своей жизни слышал правильную, интонационно богатую речь взрослых. У «молчащих» родителей дети обычно начинают говорить немного позднее своих сверстников.

Развитие речи зависит от здоровья центральной нервной системы и полноценно развитых органов артикуляции – губ, языка, неба. Если здесь имеются нарушения, ребенок не сможет освоить родной язык в полном объеме. От нормального слуха зависит понимание речи. Если малыш неточно слышит или совсем не слышит обращенные к нему слова, он не сможет повторить правильно ни одного слова.

Возможные нарушения при нормальном слухе и развитом интеллекте:

  • Неправильное звукопроизношение. Чаще всего дети не произносят шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ, свистящие (С, З, Ц) и сонорные (Л, Р) звуки.
  • Маленький словарный запас и нарушения грамматического построения речи.
  • Позднее появление первых слов.
  • Малопонятная речь, невнятное произношение слов.
  • Значительное отставание экспрессивной речи от импрессивной, то есть дети все понимают, но сами не могут выразить свои мысли, не владеют речевыми навыками.
  • Утрата уже сформированной речи после травмы мозга или инфекций, затрагивающих головной мозг.
  • Гнусавая речь, сопровождающаяся нарушенным произношением всех звуков при расщелине верхнего неба.
  • Тихий, слабый или резкий голос.

Причины речевых дефектов:

  • родовая травма или асфиксия;
  • несовместимость по резус-фактору;
  • травма головного мозга;
  • наследственность, когда родители ребенка тоже поздно начали говорить,
  • заболевания центральной нервной системы;
  • неблагоприятное влияние близкого окружения;
  • плохие условия жизни малыша.

Очень вредна чрезмерная нагрузка на неокрепший речевой аппарат детей. Заучивание в 2-3 года сложных слов и стихотворений, попытка заставить его произносить нетипичные для этого возраста звуки (например, звук Р) могут привести даже к заиканию.

Когда нужно обратиться к логопеду

Как понять, что пора обращаться за помощью к специалистам:

  • в словаре к 3 годам всего несколько слов или просто лепет;
  • в первое полугодие жизни не появляется гуление, что может говорить об отсутствии слуха;
  • трехлетний малыш показывает пальцем, когда ему что-то нужно от взрослых;
  • одно слово обозначает разные предметы («кика» — это и конфета, и кошка, и книжка);
  • уже возникшая речь внезапно начала распадаться и ребенок замолчал;
  • высказывания малыша напоминают речь иностранца, только что освоившего чужой язык (кукла дай, папа пошла);
  • он переставляет слоги в словах (зажигать – жазигать);
  • движения органов артикуляции ограничены, часто течет слюна.

Очень часто у детей с серьезным недоразвитием речи не развиты мелкие движения пальцев рук, они неуклюжи и малоподвижны.

Существует неверное убеждение, что не стоит обращаться к логопеду до тех пор, пока ребенку не исполнится 5 лет. На самом деле, так поступают при простом нарушении звукопроизношения. Ребенок растет, укрепляются мышцы артикуляционного аппарата, и часть недостающих звуков появляется самопроизвольно.

В остальных случаях, чем раньше логопед, дефектолог и невропатолог диагностируют патологию, тем меньше времени потребуется на ее коррекцию, потребуется меньше усилий, чтобы помочь малышу.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Нормы речевого развития детей

Источник: https://kukuriku.ru/razvitie/rech/po-vozrastam/vozrastnye-normy/

Примерные нормы речевого развития детей — Интернет-журнал «Лицей»

Нормы речевого развития детейЗанятие ведет автор публикации, логопед Инна Крохина

Читайте также:  Существует ли опасность лечения зубов во время беременности: мифы и реальность

Правильно ли развивается наш ребенок? Как не пропустить момент, когда нужно обратиться к специалистам?

Этот вопрос много раз возникал в клубе «Супербабушка», где мы обсуждаем, чем и как заниматься с внуками, чтобы помочь им развиваться и познавать мир. По просьбе бабушек коротко расскажем о примерных нормативах речевого развития детей.

Помните: вывод о нарушении речевого развития ребенка может сделать только специалист!

Нормы развития речи  сегодня достаточно условны. Главный ориентир – развитие 5-летнего ребенка. На него  и должны равняться родители. Однако, если к трем годам ребенок не начал произносить слова, имеет смысл обратиться к специалисту.

  • 1 месяц – при звуках речи может перестать плакать, сосредоточиться;
  • 1 – 3 месяца – ребенок улыбается, если к нему обращаются с речью; поворачивает голову по направлению к источнику звука человеческого голоса в ответ на него;
  • 1,5 – 3 месяца – гуление: произнесение звуков «а», «ы» , «у», иногда в сочетании с «г», постепенно появляются звуки а-а-бм-бм, блъ, у- гу, бу (гуление у всех народов одинаково);

3 – 5 месяцев – произносит гласные и согласные звуки во время гуления, появляются звуки гн-агн, ля-аля, рн и т. П.;

  1. 5 месяцев – мягкие гласные: «я» и «и» чаще в сочетании с согласным;
  2. 6 месяцев – остаются звуки только родного языка;
  3. 6 – 7 месяцев – гуление переходит в лепет, произносит одинаковые слоги: «ма-ма-ма», «дя- дя-дя», «ба-ба-ба». Ребенок постепенно пытается подражать интонации, темпу, ритму, мелодичности, а также воспроизводить ряды слогов; расширяется объем лепетных слов, которые ребенок пытается повторить за взрослыми;
  4. 7 месяцев – узнает голоса близких;
  5. 7 – 9 месяц – появляются «п», «т», «д», «н»,зубные и зубно-носовое «нг»;
  6. 8 – 9 месяцев – реагирует на свое имя;
  7. 8 – 11 месяцев – начинает понимать слова и жесты, подражает звукам речи взрослых;
  8. 9 месяцев – хлопает в ладоши по речевой инструкции, выполняет простые словесные инструкции, дополняемые жестами;
  9. 9 – 10 месяц – появляются «в», «ла», «с» и очень отчетливо «к» и «г».  Позже всего появляются шипящие и свистящие звуки; появляются первые «нормативные», предметно отнесенные слова, соответствующие лексической системе данного языка;

10 — 11 месяцев – прислушивается к речи, музыке, понимает названия отдельных предметов, поворачивает к ним голову, может показать рукой при вопросе «Где часы?» и т.п.;

11-13 месяцев – появляются первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов («папа», «мама», «баба», «дядя»;

12 месяцев – словарь из 5 – 9 слов, появляется звук «о»;

1 год и 6 месяцев – может произнести 20 – 50 слов, «говорит на своем языке» – произносит множество слогов и их сочетаний, напоминающих слова.

Знает, кто такие «папа», «мама», «деда», «баба» и т.п. Хорошо развито звукоподражание. Произносит односложные или двухсложные слова: «папа», «мама», «на», «да», «дай» и т.п.

Показывает где у куклы глазки, носик и т.д., те же части тела показывает и других;

1 год 8 месяцев – 1 год и 10 месяцев – активно произносит двусложные слова «тетя», «кися» и два слога их трехсложных слов («синя» – машина). При произношении слов опускает первый звук в слове или конечный согласный. Использует именительный и винительный падежи для обозначения места;

2 года – понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию («пойди в кухню и принеси чашку»). Звуки может произносить правильно: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Пропускает или заменяет свистящие звуки (с, з, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ,) и сонорные (р, л,), появляются вопросы «Что?», «Где?», «Куда?»;

2 года – 2 года 2 месяца – говорит словосочетания: «мама Лена». Строит предложения из двух слов: «мама, дай», «баба, ди (иди)». Пытается произносить трехсложные и четырехсложные слова. Вставляет отдельные слова в знакомые стихотворения, называет картинки.

Свои просьбы оформляет в виде словосочетания или простого предложения с пропуском предлогов: «положи мяч стол». Использует дательный падеж для обозначения лица: «дай Вове», обозначает направление, опуская предлог: «иди маме».

Использует творительный падеж в значении орудийности действия: «бить молотком», предложный падеж со значением места: «лежит сумке». Словарь ребенка состоит 50 – 200 слов;

2 года 2 месяца — 2 года 6 месяцев — Произносит простые предложения из трех — четырех слов. Сложносочиненные предложения: «это мой большой мишка». Начинает употреблять в речи предлоги;

2 года 6 месяцев – словарь расширяется до нескольких сотен слов, употребляет в своей речи фразы, состоящие из 3 – 5 слов, правильно произносит звуки: с, з, л.;

3 года – повторяет наизусть двустишия и четверостишия. Строит многословные, в том числе сложноподчиненные предложения: «когда папа придет с работы, мы пойдем гулять». Ребенок понимает, кто он, – мальчик или девочка.

Правильно использует множественное число, правильно использует местоимения «я», «ты», «он». Выдумывает забавные словечки и выражения. Ребёнок называет своё имя, пол и возраст.

Словарь включает к трем годам 300 – 400 слов, к концу около 1000 слов;

3 – 4 года – различают и называют части предметов, их качества (величину, цвет, форму, материал), некоторые сходные по назначению предметы (туфли – ботинки), понимают обобщающие слова: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель. Появляются вопросы «почему?», «когда?».

Односложно отвечают на вопросы взрослого при рассматривании предметов, картин, иллюстраций. Повторяют за взрослым рассказ из 3 — 4-х предложений, составленный об игрушке или по содержанию картины; участвуют в драматизации отрывков из знакомых сказок, понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без неё.

Может оценить своё и чужое произношение, задаёт вопросы о значении слов;

4 года – должен уметь правильно пользоваться предлогами, согласовывать существительные с прилагательными и числительными, образовывать существительные с уменьшительно ласкательными суффиксами. Постепенно уходят дефекты звукопроизношения, правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а так же звуки ц. Исчезает смягчённое произношение согласных. Словарь 1600 – 2000 слов;

4 – 5 лет – употребляют существительные, обозначающие профессии; глаголы, обозначающие трудовые действия; определяют и называют местоположение предмета (слева, справа, между, около, рядом), время суток, характеризуют состояние и настроение людей; используют существительные, обозначающие названия частей и деталей предметов; прилагательные, обозначающие свойства; наиболее употребительные глаголы, наречия, предлоги. Может группировать предметы по классам: одежда, посуда, птицы и т.п. Пересказывают небольшие рассказы и сказки, знакомые и вновь прочитанные, составляют небольшие рассказы о предмете по содержанию сюжетной картины, совершенствуется диалогическая речь. Поддерживают беседу: правильно по форме и содержанию задают вопросы, отвечают на поставленные вопросы;

5 лет – использует сложные предложения, все грамматические формы, овладевает всеми типами склонений. В речи появляются деепричастия (сидя, лежа, прыгая и т.д.).

Употребляются все предлоги, в том числе в активную речь входят сложные предлоги (из-за, из-под и т.п.). Совершенствуются возможности пересказа. Образуют прилагательные от существительных (железо — железный).

Заканчивается формирование правильного произношения согласных. Словарь 1900 – 2200 слов.

Источник: https://gazeta-licey.ru/flight-scientific-and-pedagogical-gazette/educational-enviroment/6418-normi_rech

Нормы речевого развития детей 2-3 лет

В наше время нормы развития речи у ребёнка носят условный характер. Несомненно, умение правильно говорить – это один из важнейших компонентов в развитии ребёнка. Специалисты утверждают, что именно в речевом развитии чаще всего бывают отклонения.

Сегодня мне хотелось бы поговорить о том, какой должна быть речь ребёнка 2-3-х лет в норме.

1. Произношение звуков.

Ребёнок в возрасте 2-3-х лет должен начать произносить все гласные звуки, мягкие звуки [с’], [л’], [й’], а также твёрдые и мягкие звуки: [г], [х], [к], [м], [п], [б], [н], [в], [ф], [д], [т]. Произношение большинства звуков пока далеко не идеально.

В этом возрасте это вполне закономерно, поскольку подвижность мышц органов артикуляции развита недостаточно. Многие звуки, трудные для произнесения малыш меняет на более простые.

Например, шипящие звуки кроха часто замещает смягчёнными свистящими: шуба — «сюба» , жарко — «зяйко», чашка — «цяська» и т.д. В некоторых случаях звук [ч’] малыш заменяет на [т’]: мяч — «мять».

Иногда детишки этих лет шипящие звуки меняют на твёрдые свистящие: мишка — «миска»; могут смягчать твёрдые свистящие звуки: сумка — «сюмка», зубы — «зюбы».

Такие согласные звуки, как [р], [р’], [л] часто отсутствуют , искажаются или заменяются на звуки [л'], [й]. Например, рука — «ука», река — «ека», лампа — «ампа», салат — «сялят», стул — «стуй».

2. Лексический (словарный) запас.

Словарный запас у детей этого возраста обычно начинает активно пополнятся. У двухлетнего ребёнка в словаре накапливается около 300 слов, а в 3 года в словаре у малыша должно быть примерно 1000 слов.

Основными словами являются названия предметов, действий и местоимения, но всё чаще появляются слова-признаки, наречия, предлоги.

После двух лет ребёнок с интересом слушает и понимает простые сказки и детские рассказы. В таком возрасте малыш старается выполнять лёгкие словесные инструкции.

3. Фразовая речь.

Почти все мои коллеги сходятся во мнении, что в 2 года дети должны уже начать говорить фразами.

Фразы не обязательно должны быть правильными, они даже не очень понятны и, как правило, складываются из двух слов.

Например: «Мама, дём» — мама, идём. «Дай пи» — дай пить. Самое важное, что фраза или предложение появилось. Начиная использовать в своей речи предложения, малыши третьего года жизни допускают большое количество ошибок при согласовании слов. Например, «У меня много карандашов», «Это моя платье», «Тут три стулов».

  • Постепенно количество таких ошибок уменьшается, они становятся более редкими, и к 6 годам, в идеале, должны исчезнуть.
  • Если у ребёнка речь развивается без явных проблем, то к трём годам родители должны понимать более 60% из того, что говорит малыш.
  • Интересная статья?
  • Нажмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.

Оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b5b2f9424286300a954a66b/5bec81d7485f5600ab2637b7

Нормы речевого развития ребенка

Оценить отстает ли ваш ребенок в речевом развитии, или для него это норма, поможет статья. В ней описаны примерные нормы речевого развития для детей разного возраста от 3 месяцев до 3 лет. Но помните, что ставить диагноз самостоятельно своему ребенку вы не имеете права, так как малыш развивается в своем темпе.

Читайте также:  Синусит у детей: симптомы и признаки, виды, лечение, профилактика

Задача родителей, помочь ему в этом развитии, а не ставить палки в колеса. Не нужно впадать в крайности и совершать популярны ошибки, когда вы сравнивая чужих детей, решаете, что ваш малыш отстает. Оцените полную динамику в речевом развитии.

Две крайности

Нормы речевого развития ребенка – это двоякая тема, в которой борются две противоположности. В одной крайности находятся люди, которые считают, что есть определенные жесткие нормы, которых нужно придерживаться. И если что-то идет не так, ребенок не дотягивает до нормы — то нужно бить тревогу, бежать ко всем специалистам, выискивать в интернете диагноз своему ребенку.

Другая крайность представляет такую ситуацию, ребенок сам по себе развивается, а родители расслабленно наблюдают за его развитием: «Молчит и молчит, ничего страшного нет, придет время — заговорит». Они начинают искать в кругу своей семьи или знакомых, таких же молчунов, которые молчали, а потом в 5-6 лет сами по себе заговорили.

Такое через чур спокойное отношение опаснее, чем первая крайность, о которой написано выше.

Вот это две крайности. Мы же с вами выберем золотую середину. Дальше расскажем о приблизительных нормах речевого развития, которым нужно придерживаться, но без фанатизма. Каждый ребенок индивидуален, как и индивидуальны его темпы развития.

Всему свое время

Есть определенное время, до 3 лет, когда идет интенсивное развитие речевых зон головного мозга. Главное, это время не упустить, потому что потом развитие будет идти, но оно будет идти гораздо медленнее.

Отсюда такой феномен, как «дети-маугли». Дети воспитывались в кругу животных, и в свое время не научились говорить по-человечески, и уже никогда не научаться. Потому что время упущено.

Возраст Что происходит
3 месяца появляется гуление, происходит «Комплекс оживления»: у ребенка появляется ответная реакция на взрослого (осознанная улыбка)
6 месяцев период активного лепета, появляются отдельные слоги (ба, бо, да, до, та, то, ма, мо, кха, кхе)

Ошибка некоторых родителей

Некоторые мамы или папы с гордостью рассказывают знакомым: «Мой-то ребенок в полгода свое первое слово произнес: мама сказал, или папа сказал». Но он не сказал свое первое слово, это просто его лепетные слоги, которые он совершенно не соотносит с предметами или людьми, которые его окружают.

«Па-па» у него не папа, «ма-ма» у него не мама, это просто лепетные образования, которые появились у него в этот период его речевого развития.

Возраст Что происходит
10 месяцев-1 год начинается понимание обращённой к нему речи. Именно упрощённой речи. Когда вы говорите с ребенком не как со взрослым быстро, и употребляя много разных сложных слов, нет такой речи он не поймет

Вы должны разговаривать со своим малышом, как с маленьким ребенком, на его уровне. Если у вас в доме есть кошка, вы спрашиваете у малыша: «Где киса?». Ребенок поворачивается в эту сторону, смотрит на кошку.

Вот такими простыми фразами вы должны разговаривать со своим малышом:

  • лошадка иго-го;
  • паровозик ту-ту;
  • кукла Катя ам-ам (кушает);
  • машинка би-би;
  • мишка бух (упал).

Ребенку гораздо проще воспринимать такую медленную, упрощенную речь. Если вы будете в такой форме часто общаться со своим малышом, значит и он очень скоро заговорит с вами.

Возраст Что происходит
От 1 года – до 3 лет начинается глобальный период становления активной речи

Обычно, начиная с этого возраста родители сильно беспокоятся. Начинают сравнивать своих детей. А если им еще и медработник скажет, что в этом возрасте, в год ребенок должен знать до 10 слов, то вообще начинается паника.

Чтоб развеять ваши сомнения, приведем слова известного педиатра, доктора Комаровского из этого видео:

Ребенок ничего вам не должен. Это вы должны обеспечить ему благоприятную обстановку для его развития, окружить его своей любовью, своей заботой, оградить от вредного воздействия телевизора, планшета, мобильных телефонов и т.д.

Малыш развивается в соответствии со своими индивидуальными особенностями, расширяется его словарный запас, его кругозор, развиваются его познавательные способности, благодаря вашим с ним занятиям.

А то любим мы сравнивать своих детей: «Соседский Вася говорит 10, 20, 40 слов, а мой только пять с половиной». Никогда не сравнивайте детей. Не гоняйтесь за количеством, просто развивайте своего ребенка в комплексе. Много гуляйте, играйте, разговаривайте сами, читайте стишки, потешки, и отслеживайте динамику речевого развития малыша.

В этом видео предлагаем посмотреть, в какие 5 игр можно играть для запуска речи:

Проследите динамику развития

Что такое динамика развития? Это если на сегодняшний момент ребенок произносит пять с половиной слов. Но благодаря вашим занятиям, через месяц он произносит уже 10 слов, через 3 месяца – 30 слов, через полгода – предположим, 50 слов. Это и есть ваша положительная динамика развития.

Можно отслеживать эту динамику под запись. Вести дневник развития своего ребенка. Записывать: сегодня он произнес столько-то слов, а через месяц уже такое количество.

И вы сами наглядно увидите, что ваш малыш развивается, в соответствии со своими индивидуальными особенностями, но динамика есть. И это уже не задержка речевого развития.

Не надо сравнивать ни с каким соседским Васей, с его большим словарным запасом. Ваш малыш еще его догонит, и перегонит в развитии. Дайте только время.

Вернемся к приблизительным нормам речевого развития.

Возраст Что происходит
1 год – 1 год 3 месяца появляются первые слова
1,5 года активный словарь малыша может составлять от 5 до 25 слов. Такой большой диапазон имеет место быть
К 2 годам появляется элементарная фразовая речь, когда ребенок начинает объединять два-три слова, например:
Мама дай, дай пить, пить молоко, папа биби (уехал), би-би едет, Катя ам-ам (кушает), пойдём гулять, мыть руки, дождь кап-кап (идёт дождь).

Обращайте внимание ребенка и сами употребляйте нелепетные слова, чтобы ребенок начинал употреблять в своей речи нормальные слова:

  • не бибика, а машина;
  • не ав-ав, а собака;
  • не мяу, а кошка или киса.

Он может искажать слова, не выговаривать какие-то звуки – это вполне нормально, переставлять слоги, проглатывать слоги, говорить слова не полностью (не «собака», а «абака» или «бака», не «кошка», а «киса» или «иса»). Это тоже считается нормой для двухлетнего возраста.

Если к 2,5 годам нет этой элементарной фразовой речи, это значит поступил вам звоночек – у него начинается отставание от норм речевого развития, начинается задержка речи. Обращайтесь к специалистам и начинайте заниматься с логопедом, дефектологом.

Возраст Что происходит
К 3 годам заканчивается анатомическое созревание речевой области мозга, завершается благоприятный период в речевом развитии

Созревание может и запаздывать, и длиться до 4 лет, но это уже отставание – задержка речевого развития, которая требует коррекционной помощи специалистов.

Что считается нижним порогом норм речевого развития для детей 3 лет

Ребенок в 3 года должен уметь составлять простые предложения из трех слов, хотя бы: «Мама, пошли гулять»; «Большая машина едет» и т.д.

Ребенок в 3 года, чья речь хорошо развита и родители много с ним занимались, может читать стихи и пересказывать сказки, говорить хорошими развернутыми предложениями.

Но мы говорим о пороге между нормой и задержкой речевого развития — на что нужно обратить внимание.

Если ребёнок в 3 года не говорит простыми предложениями – это однозначно задержка речевого развития. Здесь требуется помощь специалистов.

В этом возрасте не обращайте внимание на совершенство звукопроизношения. Дети не все звуки произносят чисто и правильно, часто искажают их, часто меняют местами, проглатывают целые слоги. Это нормально, но обращайте внимание на развитие речи ребенка в целом – говорит ли ребенок в три года простыми предложениями.

  • Если он говорит, и, если его понимают даже чужие люди, значит его речевое развитие в норме, и вам беспокоиться не о чем.
  • Комплекс из 15 пальчиковых упражнений для развития речи детей смотрите в этом видео:

Выводы

Следуя рекомендациям из статьи, по поводу того, какие нормы речевого развития у ребенка должны быть в своем возрасте, не забывайте, что сравнивать своего ребенка вы не имеете права ни с кем другим.

Сравнивать то, как говорит ваш малыш нужно с ним самим. Оцените динамику в его речи — есть ли у него продвижения, или он остался на том же уровне по истечению какого-то времени, пока вы с ним занимались развитием.

Нет ничего не возможного, не теряйте терпения.

Следующая статья посвящена вопросу иностранных языков: как научить ребенка английскому дома.

Источник: https://mypupsiki.com/normy-rechevogo-razvitiya-rebenka/

Этапы нормального речевого развития у ребёнка

 Не забудьте отметить в соцсети , если статья оказалась полезной 

 I период. Подготовительный (от 0 до 1 года).

II период. Преддошкольный (от 1 до 3 лет).

III период. Дошкольный (3 – 7 лет).

IV период.  Школьный (от 7 до 17 лет).

I период.  Подготовительный (от 0 до 1 года).

Крик новорожденного является его первой голосовой рефлекторной реакцией.

К двум месяцам  первые голосовые реакции ребенка (крик, плач, кряхтение) приобретают коммуникативное значение, появляются отчетливые голосовые модуляции  (радость, повизгивание, хныканье).

     К 3 месяцам у ребенка начинает формироваться слуховое внимание, появляются первые подражательные мимические и голосовые реакции. В этот период у ребенка появляются первые, чаще гортанные согласные звуки. В этих звуках отсутствует напевность, произносятся они тихо, часто с закрытым ртом.

   К концу 3-го мес. у ребенка появляется гуление – напевное произнесение звуков (гласных и гортанных согласных). Гуление возникает спонтанно, но может быть вызвано и по подражанию.

3 – 4,5 месяца считается периодом «истинного гуления»: ребенок начинает гулить в ответ на положительные эмоциональные раздражители. Вне «комплекса оживления», без эмоциональной стимуляции гуление возникает уже с 3,5 мес.

(Е.М. Мастюкова).

Гуление – это непроизвольное воспроизведение ребенком звуковых комплексов. Гуление у всех народов мира протекает одинаково. Трудно переоценить значение данного явления для ребенка, т.к. в процессе гуления ребенок тренирует органы речевого аппарата: органы артикуляционного аппарата, дыхания, голосового, слухового  аппарата. Ребенок не только воспроизводит звуковые комплексы, но и все время себя слушает!!!

    После 5-ти месяцев гуление переходит в лепет. С 5 до 12 месяцев считается периодом лепета. Гулить начинают все дети, но, к сожалению, не у всех детей гуление переходит в лепет. Так у детей с нарушенным слухом гуление затухает – нет слухового контроля.

Читайте также:  Развитие памяти у детей

   Лепет — адекватное воспроизведение слогов. Эти слоги соотносятся с предметами, действиями, признаками (ба-ба-ба – бабушка; би-би- машина).

Лепет («лепетные» слова) это начало собственной речи ребенка. К 1 году ребенок говорит 5-10; 10-15 «лепетных»  слов (мама, папа, баба, деда, дядя и т.д.) (Аркин, Штерн).

По данным Бюллера – от 3 до 45 слов. Понимает больше — до 30 -50слов.

С 3-х мес. Отмечается «глазное общение», фиксация взора, слежение за движущейся игрушкой.

С 3-6 мес. ребенок поворачивает головку в направлении источника звука.

С 7 мес. – узнает голоса окружающих его родных и близких;

В 8-9 – реагирует на свое имя.

После 9 мес. Выполняет элементарные словесные просьбы: «Похлопай в ладоши – ладушки», «Помаши ручкой – до свидания».

На 2-ом году жизни начинается период различения фонем. Наибольшие сдвиги в развитии фонематического восприятия происходят в 1г.7мес. — 1г. 8 мес. Считается, что к 2-м годам первичный ФС у детей оказывается сформированным (показывает игрушку – Мишка-мышка).

             II период. Преддошкольный (от 1 до 3 лет).

Для этого периода характерно появление предложений из отдельных  аморфных слов-корней (1г. 3м.  – 1г.8 м.)однословная фраза (бах).

1г.8м.  — 1г. 10 м. – двухсловная фраза

Баба — ди (Бабушка, иди!).

Кука — бух (Кукла упала!).

Да яба — Дай яблоко.

В это время быстро наращивается предметный и глагольный словарь.

По данным А.Н. Гвоздева, дети имеют в активном запасе:

в 1.8 – 1.9 мес. —  80-100 слов.

в 2 года – 200-400 слов.

к 3 годам – 1000-1100 слов.

Ребенок объединяет эти слова в короткие предложения. В 2- 2.2 мес. выделяют период «физиологического aграмматизма». Ребенок объединяет слова в предложения, без соответствующего  грамматического оформления. Но при нормальном речевом развитии период «физиологического аграмматизма» длится недолго. Дeти сами  начинают правильно употреблять основные грамматические конcтрукции.

     В преддошкольном периоде начинается активное формирование произносительной сторoны речи. Формируются гласные и простые согласные звуки (м, мь, нь, н, д, дь,п,пь,б,бь,т,ть и др.).

К 3 годам дети пользуются простыми распространенными предложениями из 3-4 и более слoв,  употребляя наиболее простые грамматические конструкции (ед. и мн. ч. Сущ, вин. падеж.). Дети пользуются словами 2-3-х сложной структуры.

Вывод.

      Если ребенок в возрасте 2,5 – 3 лет находится на уровне только лепетных слов (их количество может доходить до 70 и более слов): уто-ухо; аёк – потолок; но – нос; тити- часы; по – пол; тути – туфли; ако-окно и т.д. и никак не объединяют их в предложение, это должно стать настораживающим симптомом для родителей, логопеда. Таких детей необходимо направлять на занятия в логопедические ясли.

     Таким образом, в возрасте 1.5 до 2- х лет происходит переход от паcсивного приобретения слов от окружaющих его людей, к активному расширению словаря ребенка в период использования вопросов, типа «Что это?», «Как это назывaется?»

   В возрасте двух лет они хотят знать, как зовут пробежавшего мимо мальчика, залаявшую где-то вдaлеке собаку.

Если взрослые не могут удовлетворить интерес ребёнка, то дети порой сами придумывают имя тому или иному предмету.

Это является показа­телем и одновременно следствием развития у маленьких детей болeе высоких степеней обобщения воспринимаемых предметов и явлений окружaющего мира.  

     К двум годам появляются прилагaтельные, чаще всего в форме именительного падежа мужского  или жeнского рода, но без согласования с существительными.

     Таким образом, в речи ребенка начинают обозначаться первые грамматические отношения между словами: сoгласование существительных в именительном падеже единственного числа с глаголом изъявительного наклонения (матик играет), некоторые формы управления глаголом (дай кисю). Однако в речи ребенка имеeтся большое количество аграмматизмов.

     В это же время начинается процесс формирования фразовой речи. Сначала это проcтые фразы из двух – трех слов, затем отмeчается расширение структуры предложения до 3-4 слов. Например, «Таня игает кука». Постепенно, к трeм годам, они усложняются. В возрасте 2.3 – 3 лет появляются служебные слова.

III период.  Дошкoльный (3 – 7 лет).   Речевой период.

Это период интенсивного речевого развития, когда у ребенка наблюдается бурный рост словаря, форми­руется более дифференцированное употребление слов в соответствии с их знaчениями. В это время активный словарь детей достигает 3000-4000 слов.

Идет дальнейшее формирование граммaтических категорий, систематизация некоторых грамматических форм. Дети овладевают навыками словоизменения и словообразования.

Речь такого ребенка еще ситуативная, первые их высказывания в объеме 2-3 предложений.  

В возрасте 3 лет у детей наблюдается активное фoрмирование произносительной стороны речи. Дети не только правильно произносят ряд звуков (гласные, согласные раннего и среднего онтогенеза), но и начинают их постепенно различать в своей и чужой речи. Выдeляется несколько этапов формирования фонетической стороны речи.  Выделяется 4 этапа:

1 этап (от 3 до 4 лет).

В возрасте от 3-х до 4-х лет выделяется период наличия физиологических недостатков произношения «физиологического косноязычия». Они являются результатом возрастных осoбенностей строения речевого аппарата, когда дети правильно произносить все звуки не могут, но они исчезают самостоятельно без логопедической помощи. Для этого периода характерно:

  • смягченное произношение согласных звуков ;
  • замены свистящих и шипящих звуков на Т-ТЬ, Д-ДЬ.
  • еще не сформированы сонорные звуки Л, Р,РЬ (пропуски, замены) и аффрикаты Ц,Ч=ТЬ (цапля=тяпля, мамочка=мямитька).
  • К,Г,Х = Т и Д (хлеб = тлеб).

 2 этап  ( от 4 до 5лет).

В этом периоде:

  • к 4 годам исчезает смягченное произношение;
  • появляется дифференциация звуков ЛЬ-J;
  • формируются свистящие, появляются шипящие;
  • недифференцированное употребление свистящих и шипящих звуков;
  • —   еще могут быть несфомированными сонорные звуки; Ц,Ч.
  • 3 этап (от 5 до 6 лет).
  • В 5 лет дети:
  • уверенно пользуются свистящими и шипящими звуками, аффрикатами;
  • формируются сонорные звуки Р, Рь  и Л и их дифференциация;
  • пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений (Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: конфеты, яблоки.).

     К 5-6 годам дети не только правильно произнoсят, но и различают все фонемы родного языка.

 4 этап (от 6 до 7 лет).

К 7 годам, если у ребенка нет отклонений в строении органов , нeт отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, то речь ребенка  формируется как полноценное средство общения.

  Дети не только правильно произносят, но и различают на cлух все фонемы родного языка.

А это свидетельствует о том, что у детей сформирована  готовность к звуковому анализу и синтезу, что является необходимым условием для успешного овладения грамотой.

Дети овладевают умением воспроизводить сло­ва различной слоговой структуры и звуконaполняемости. Возможны отдельные ошибки, как правило, в наиболее трудных для воспроизведения, малоупотребительных или незнакомых детям словах.

При этом достаточно всего один-два раза поправить ребенка, дать образец правильного произнoшения и организовать небольшую «речевую практику» в нормативном произнесении cлова, как ребенок достаточно быстро введет новое слово в свою самостоятельную речь.

В дошкольном периоде процесс усвоения языка про­текает столь динамично, что после трeх лет дети с хорошим уровнем речевого развития свободно общаются не только при помощи грам­матически правильно построенных простых предложений, но и некоторых видов сложных предложений; речевые высказывания уже строятся с использованием союзов и союзных слов (чтобы, потому что, если, тот..,. который и т.д.):

  1. ―Сегодня мы пойдем гулять на участок, потому что на улице тепло и нет дождика.
  2. —Мы все превратимся в сосульки, если подует злой и серди­тый ветер.
  3. Развивающийся навык речеслухового восприятия помогает контро­лировать собственное произношение и слышать ошибки в рeчи окружающих.
  4. В этот период у детeй формируется «чувство языка» (интуитивное чувствование языковой нормы употребления единиц языкa), что обес­печивает правильное употребление в самостоятельных высказывани­ях всех грамматических категорий и форм слов.

 Как отмечает Т.Б.Филичева, «…Если в этом возрасте ребенок допускает стойкий аграмматизм (играю батиком – играю с брати­ком; мамой были магазине – с мамой были в магазине; мяч упал и тоя – мяч упал со стола и т.д.

), сокращения и перестановки слогов и звуков, уподобления слогов, их замены и пропуcк – это является важным и убедительным симптомом, свидетельствующим о выраженном недоразвитии речевой функции.

Такие дети нужда­ются в систематических логопедических занятиях до поступления их в школу».

К 7 годам, если у ребенка нет отклонений в строении органов , нет отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, то речь ребенка  формируется как полноценное средство общения.

Таким образом, к школьному возрасту ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического владения языком является очень высоким, что позволяет ребенку в школьном возрасте перeйти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка.

IV период.  Школьный (от 7 до 17 лет).

   В этот период cовершенствуется связная речь и формируется письменная речь.

Многие исследователи отмечают что, усвоение языка нормально развивающимся ребёнком протека­ет спонтанно, естеcтвенно и без видимых усилий с его стороны. Особенности становления языка и речи у детей связаны с процес­сами физиологического созревания центральной нервной системы и с определённой её пластичностью. Это с одной стороны.

 В свою очередь,  нормальное формирование психофизиологических систем, обеспечивающих освоение речи, требует своевременной их стимуляции речевыми сигналами. При недоcтаточности такой стимуляции (напри­мер, в связи с нарушением слуха) процессы освоения речи задерживаются.

Возрастной период, на протяжении которого речь осваивается «без усилий», в психологии принято называть критическим периодoм, поскольку за пределами этого периода ребёнок, не имеющий опыта речевого общения, становится неспособным к обучению.

Протя­жённость критического периода разными исследователями определяется по-разному: наиболее часто выделяют два варианта – от рождения и до 9-11 лет или: от двух лет до периода полового созревания.

Необходимо от­метить, что в период от года до 12 лет хорошо «укладывается» динамика основных показателей становления языка и речи – за этот период устраняются «ненормативные» особенности ин­дивидуальной артикуляции, осваивается правильное употребление ан­тонимов, происходит понимание многозначных слов и идиом, имею­щих как конкретный, так и социально-психологический смысл. В этот же возрастной период наблюдаются и отклонения в речевом развитии различной этиологии, в том числе связанные с заиканием.

 Так же для вас может быть интересным:

  1. Критические периоды развития ребёнка.
  2. Развитие ребёнка от 0 до года.

Источник: https://logoznanie.ru/roditelyam/etapy-rechevogo-razvitiya/15-etapy-rechevogo-razvitiya.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector