Развитие органов чувств у эмбриона. Формирование органов чувств

Органы чувств закладываются в первом триместре и развиваются до предполагаемой даты родов. Когда плод начинает слышать, чувствовать прикосновения и реагировать на свет?

Органы чувств плода — осязание

Когда плод чувствует боль? Чувство осязания развивается самым первым — через 60 дней после зачатия формируется нервная система, с этого момента, число сенсорных рецепторов постепенно возрастает и уже на 14-ой, ребеночек ощущает прикосновения всем телом в том числе, и боль. Изучать окружающий мир с помощью ручек малыш способен на 19-20 неделе, в этот же период формируется навык сосания. Тенденция исследовать пространство с помощью прикосновений, развивается до конца беременности.

Чувство обоняния

Органы чувств плода отвечающие за обоняние (ротик и носик) появляются около 10-й недели развития, на 13-ой, он учится глотать. Малыш «пьет» амниотическую жидкость, которая готовит желудочно-кишечный тракт и мочевыводящие пути к работе после рождения.

Кроме того, околоплодные воды учат малыша различать вкус. С помощью УЗИ специалисты заметили, что плод, пробуя воды, морщится и прекращает глотание, если ему не нравится вкус, и наоборот, частота глотаний увеличивается, когда они сладкие.

Подобные вкусовые упражнения не проходят даром, новорожденные с развитым органом чувства обоняния отличаются острым слухом и узнают маму по запаху сразу после рождения.

Также, они положительно сказывается и на формировании иммунитета, например, если будущая мама потребляет продукты аллергены, он ознакомится с ними раньше, чем появится на свет, что снизит вероятность проявления аллергической реакции в будущем.

Развитие органов чувств у эмбриона. Формирование органов чувств

 Зрение

Глазки формируются на 20-м дне после зачатия, до 27 недели беременности они закрыты. После этого срока, глаза открываются и кроха реагирует на яркий свет проникающий в матку. Для правильного развития такого органа чувств, как зрение, кроме сбалансированного питания необходим прием фолиевой кислоты.

Слух

Средний срок, когда плод начинает слышать, это 22-я неделя. Ученые утверждают, что амниотическая жидкость хорошо проводит звуковые волны, позволяя крохе слышать голос матери, музыку или другие звуки.

Самое громкое для него, это сердцебиение, кровоток и работа желудочно-кишечного тракта мамочки. Шум за пределами уютного гнездышка подавляется телом матери и одеждой.

Чрезмерно громкие звуки заставляют сердечко плода часто биться, вызывая стресс, поэтому прикладывание наушников с музыкой к животу не рекомендуется.

Гродненская областная детская клиническая больница

Подробности

Опубликовано 31 Март 2022

Просмотров: 65

Развитие органов чувств у новорожденного ребенка

     С точки зрения ребенка, самое лучшее, что есть во внутриутробной жизни,- это относительное отсутствие внешних воздействий. В матке темно, тепло и влажно, она надежна, как бомбоубежище, в котором гораздо тише, чем в окружающем мире. И это необходимо.

Как только процесс пошел, протомозг вашего маленького эмбриона будет штамповать нейроны с ошеломляющей скоростью в 500 000 клеток в минуту. Через три недели после зачатия он уже легко различим и продолжает в том же духе приблизительно до середины гестации.

Эмбриону необходимо проделать огромную работу за очень короткое время!

     Особый вред клеткам нервной системы наносят алкоголь и никотин. При этом рацион должен содержать все необходимые витамины и микроэлементы, быть сбалансированным и полноценным. Жизненно важно, чтобы нервная трубка развивалась правильно. Если происходит нарушение развития, у ребенка могут сформироваться пороки развития головного и спинного мозга.

     После рождения питание ребенка продолжает существенно влиять на рост всех клеток организма. При этом невозможно переоценить важность образования миелинового слоя.

Часть его образуется еще до рождения – в частности, вокруг тех нервных соединений, которые отвечают за сосательный рефлекс новорожденного, за то, чтобы он мог кричать и шевелить пальцами.

Но те нервные соединения, которые необходимы при ходьбе, речи и для контроля за мочеиспусканием, к моменту рождения не покрыты миелином.

   Около 75% материала для миелина поступает в наш организм с жирами, остальные 25% поступает с белком. Грудное молоко здоровой матери – лучший источник и того, и другого. Кроме того, в материнском молоке содержится цинк, необходимый для роста клеток нейроглии.

     Вестибулярный аппарат играет важную роль в развитии координации движений и равновесия.

Эта часть мозга одной из первых начинает функционировать еще во время внутриутробного развития ребенка – всего через 16 недель после зачатия.

Даже 15 минут укачивания, растирания, перекладывания или поглаживания недоношенного ребенка четыре раза в день значительно помогут ему в развитии координации движений и, следовательно, способности к обучению.

     Плод способен проявлять рефлекс Моро еще в утробе с восьми месяцев беременности. Это нормальная реакция, которая обычно возникает, когда младенец испуган, особенно если ему кажется, что он падает. Считается, что это единственная врожденная реакция страха, которой обладает человеческое существо.

Отсутствие отчетливо выраженного рефлекса Моро может быть признаком неврологического расстройства. Младенцы должны проявлять его в первые пять месяцев после рождения. Однако его существование ограничено.

Если такой рефлекс сохраняется после пяти месяцев, это так же может служить признаком неврологического расстройства.

   Ткани, передающие вкусовые ощущения, возникают на крошечном язычке эмбриона не раньше 8 недели после зачатия. Сами вкусовые ощущения появляются не ранее третьего триместра. Вкусовые компоненты материнской пищи попадают через плаценту в околоплодную жидкость, которую заглатывает плод. Возможно, все, что способно проникнуть через плаценту, может повлиять на будущие предпочтения ребенка.

   То же самое относится к запахам. Уже через пять недель после оплодотворения происходит формирование системы мозга, отвечающей за обоняние. Со второго по шестой месяц жизни в утробе носовые полости закрыты пробками из тканей организма, которые не позволяют воспринимать никаких запахов вообще.

В третьем триместре тканевые пробки заменяются слизью и множество нейронов устанавливают прямую связь с зонами восприятия в мозге. Материнская плацента становится менее «придирчива», позволяя проникать все большему числу молекул, переносящих запах.

В шесть месяцев ребенок в утробе может чувствовать запах духов и распознавать чеснок в пицце, которую вы только что съели. Родившись, младенец может предпочитать именно эти запахи.

Это происходит потому, что запахи и определенный тип памяти формируют эффективные нейронные связи в человеческом мозге (в действительности многие матери могут определить своего младенца по одному только запаху).

     Ощущение прикосновения вступает в строй одним из первых. Месячные эмбрионы ощущают прикосновения к их носам и губам. Способность быстро распространяется, практически вся поверхность тела становится чувствительной к возрасту 12 недель.

Но ранее пятого месяца после зачатия дети не могут по-настоящему ощущать прикосновения, как воспринимаем его мы с вами. К началу третьего триместра плод активно демонстрирует избегающее поведение (например, пытается уплыть при приближении иглы для биопсии).

Отсюда мы заключаем, что неродившийся ребенок может чувствовать боль, хотя напрямую оценить это невозможно.

     Может ли ребенок видеть, находясь в утробе? На этот вопрос довольно трудно ответить, по большей части оттого, что зрение является наиболее сложным из чувств. Зрительная система начинает формироваться приблизительно через четыре недели после зачатия.

Эксперименты показывают, что если на матку направить сильный луч света, то плод, входящий в третий триместр, будет реагировать движением или учащением сердцебиения (либо и тем и другим). Однако для создания адекватно функционирующей системы зрения требуется так много времени, что у ребенка уходит более девяти месяцев на то, чтобы была завершена работа.

На протяжении этого периода мозг использует внешний визуальный опыт для завершения своих внутренних работ.

   Зарождение в слуховой системе ткани наблюдается через четыре недели после зачатия. В шесть месяцев ребенок способен отвечать на звук движением. В семь – различать различные звуки. Дети в утробе могут слышать материнский голос к концу второго триместра беременности, и после рождения они предпочитают его другим голосам.

Так песня может стать первым и важным «контактом на расстоянии» между матерью и ребенком и способна укрепить связь между ними. С самого рождения ребенка привлекает музыка. Для младенцев это естественный, инстинктивный язык. Младенцы начинают понимать музыкальное (эмоциональное) содержание речи раньше, чем учатся вычленять и понимать отдельные слова.

Так же доказано, что уровень стресса у детей снижается активнее, когда они слышат песни матери, а не ее речь. Доказано, что новорожденные способны интуитивно находить в музыке ритм и следовать ему. С другой стороны существует миф: если играть Моцарта для своего живота, это повысит способности будущего ребенка к математике.

В реальности ваш ребенок просто будет помнить Моцарта, наряду с другими вещами, которые он слышал, нюхал и чувствовал на вкус, находясь в утробе.

   Так растут наши дети внутриутробно, помогите им немного и они станут лучше нас.

Врач 10 отделения Лещинская М.Р.

Перинатальный центр Республики Тыва — Внутриутробное развитие ребенка

Внутриутробное развитие вкуса начинается довольно рано. Во рту у шестимесячного плода уже есть вкусовые сосочки, и он способен различать вкус околоплодной жидкости, которую заглатывает. Околоплодная жидкость на 98-99% состоит из воды, но также содержит гормоны, белки и другие питательные вещества.

Если мама, не использующая в своем повседневном рационе чеснок, вдруг съела что-то сильно чесночное, малыш может состроить недовольную гримасу в момент, когда почувствует вкус чеснока в околоплодных водах. Вообще малыши уже во внутриутробном возрасте большие сладкоежки и предпочитают сладкие околоплодные воды всему остальному.

Ребенок способен связывать вкус околоплодных вод с состоянием матери. К примеру, если мама выпьет чашку крепкого кофе, дыхание и сердцебиение малыша участятся, отражая состояние материнского организма.

И даже если в следующий раз женщина выпьет кофе уже без кофеина, малыш отреагирует также, почувствовав вкус кофе в водах, поскольку он уже научился ассоциировать вкус кофе с особой физиологической реакцией.

 

Внутриутробное развитие слуха

Слух развивается у плода в возрасте с 15 недели по 20 неделю беременности. На 16 неделе беременности малыш способен воспринимать звуки, а на 26 неделе начинает реагировать на них. Это доказывают ультразвуковые исследования: резкий звук извне может заставить малыша дернуться, а новый звук, издаваемый материнским организмом, может привести к учащению сердцебиения ребенка.

По мере того, как развивается слух плода, малыш учится распознавать источник звука. Все мы знаем, что новорожденный поворачивает головку в сторону источника нового звука, но этой же способностью обладают и недоношенные детки, рожденные после 32 недели беременности. Эта способность необходима как для общения, так и для выживания в целом.

Читайте также:  Афтозный стоматит у детей - симптомы, причины, лечение, профилактика

Но, конечно, самым приятным звуком во внутриутробной жизни младенца остается мамин голос. Малыш учится распознавать его, привыкает к определенному ритму языка, выделяет всевозможные оттенки и тоны голоса матери.

Малыши предпочитают слушать то, с чем уже познакомились, находясь в утробе. К примеру, если мама часто во время беременности читала какую-то сказку своему старшему ребенку, то и младший после рождения, скорее всего, будет относиться к этой сказке особенно трепетно.

Проникающие в утробу звуки музыки притягательны для ребенка и играют важную роль во внутриутробном развитии плода. Музыка может возбуждать малыша либо, наоборот, успокаивать.

Начиная с 32 недели беременности, малыш может запоминать музыку и узнавать ее после появления на свет.

Слушая любимую мелодию, плод может даже двигаться в такт музыке! К 38 неделе беременности малыш начинает различать музыкальные стили.

И последнее о музыке – классическая музыка лучше слышна из утробы, чем эстрадная. А определенные типы музыки (например, фортепьянная или хоровая) по частотности схожи с голосом мамы.

 

Внутриутробное развитие осязания

В утробе не так много «развивающих игрушек» для ребенка. Фактура и форма у пуповины не такая, как у большого пальца, который так приятно пососать. Пуповина длинная, с рифленой поверхностью и способна изгибаться в разные стороны. Такие исследования имеют огромное значение для внутриутробного развития органов чувств и мозга ребенка.

 

Внутриутробное развитие зрения

Уже на 26 неделе беременности веки плода разлепляются, и он начинает моргать. А через 6 недель – к 33 неделям беременности – малыш начинает различать перемены в освещении.

Яркий свет, к примеру, от фонарика может проникать сквозь кожу живота, стенки матки мамы и изменять облик внутриутробной среды. Перемена в освещении – новый внутриутробный опыт для малыша, на который он может отреагировать учащенным сердцебиением.

К сожалению, «видеть», как мы (различать цвета и формы), он научится уже после рождения.

Внутриутробное развитие обоняния

Очевидно, что нюхать в утробе ребенок не может, так как находится в околоплодной жидкости. Но рождается малыш с отличным обонянием: он запоминает запах мамы, запах ее тела, запах груди. Именно поэтому многие неонатологи советуют не пользоваться молодым мамам духами и туалетными водами, потому что малыш может из-за нового резкого запаха отказаться от груди.

Внутриутробное развитие плода

Практически каждой будущей маме в такое особенное для нее время, как беременность, хочется знать: что же происходит с ее организмом? Как крохотный эмбрион становится малышом с глазками, ручками и ножками, готовый появиться на свет? Как проходит этот невероятный и интересный процесс, называемый внутриутробным развитием?

Внутриутробное развитие – важнейшая часть жизни человека. Во время этого процесса происходит развитие и формирование организма, которое, как правило, длится 9 месяцев с момента зачатия и до кульминационного момента – рождения.

В случае появления малыша на свет раньше положенного срока, его помещают в специальный бокс, где ребенок в поддерживаемых условиях формируется и догоняет других малышей в развитии. В наше время, когда медицина всё более развита, врачи способны выходить детей, появившихся на свет и на седьмом, и на восьмом месяце беременности.

Процесс внутриутробного развития можно разделить на триместры, каждый из которых имеет свои особенности:

Первый триместр, длится от зачатия до тринадцатой недели

Триместр, во время которого происходит настоящее волшебство: из скопления клеток появляется почти уже человек, у которого в зачаточном состоянии сформировано большинство органов – мозг, маленькое сердечко, нервная система и даже зачатки мышечной системы.

А у мамы в это же время начинаются первые изменения в организме, иногда не самые приятные. Большинство женщин считают именно первый триместр самым сложным из-за токсикоза, смены гормонального фона и общего стресса.

Второй триместр, длится с тринадцатой до двадцать седьмой недели

Ранее появившийся органы и системы продолжают своё развитие. Ребенок уже начинает слышать звуки благодаря развитию органов чувств, начинают свою работу мочевыделительная система и кишечник, а кроветворная система производит красные и белые кровяные тельца.

И пока малыш потихоньку начинает познавать окружающий его мир, у мамы продолжаются изменения в организме. Токсикоз, появившийся в первом триместре, постепенно уходит, но могут появиться другие симптомы. В этот период женщине показано «есть за двоих» и не забывать о необходимых витаминах, минералах и питательных веществах.

Третий триместр, длится с двадцать восьмой недели до рождения

Малыш уже готов появиться на свет – он активно набирает вес, начинает видеть, чувствовать вкус, у ребенка заметны первые рефлексы, например, сосательный, его легкие уже полностью сформированы.

Мама уже заждалась своего малыша – последние недели самые тяжелые в том числе из-за нетерпения. Становится всё сложнее носить большой живот – ребенок уже стал достаточно тяжелым, что отзывается и болями в спине, и давлением на мочевой пузырь с легкими.

Эти три триместра – одни из важнейших периодов в жизни каждой мамы. Главное не забывать следить за собственным здоровьем, грамотно питаться, давать малышу все необходимые витамины и минералы, а также следовать советам для каждого триместра, и эти девять месяцев ожидания наградят вас здоровым крохой.

Защитные механизмы беременности

В течение 40 недель развития беременности что-то меняется плавно, что-то — быстро и коренным образом, одни изменения внешне не заметны, в том числе и окружающим, на другие может обратить внимания и сама будущая мама. Но каждый день этих недель и каждое изменение исключительно важны для развития и сохранения беременности.

Подготовительный этап

Обычно беременность наступает на 16-25-й день цикла. Но ее началом принято считать первый день последней менструации. Дело в том, что организм женщины включает механизмы подготовки к беременности и , таким образом, заблаговременно ее сохранения еще до того, как произошло зачатие.

Это яйцеклетка.

Во время 1-2 недель после менструации организм женщины из множества выбирает одну яйцеклетку, которая зреет в яичнике и спускается потом в маточную трубу. Этот процесс (овуляция) регулируется гормонами , и это — первое необходимое условие для возникновения беременности.

Тем временем организм готовится к возможному оплодотворению. Слизистая оболочка матки растет и утолщается, в железах  шейки матки увеличивается выделение слизистого секрета. Шеечный канал расширяется , чтобы сперматозоиды могли проще пройти через него.

К середине цикла, когда чаше всего и происходит зачатие, в организме женщины все готово для «встречи» яйцеклетки со сперматозоидом. Во время полового акта происходит семяизвержение, и во влагалище оказываются миллионы сперматозоидов. Яйцеклетки, дожидающейся их, достигают только сотни из них, а защитный слой женской половой клетки прорывает лишь один.

Процесс оплодотворения

Только один сперматозоид из миллионов пропускает яйцеклетка.

Происходит зачатие — и тут же включается еще один механизм защит беременности: начинается химический процесс, делающий оболочку непроницаемой и не допускающий другие сперматозоиды к яйцеклетке. Если защиту порвут два сперматозоида, это приведет не к появлению близнецов (это заблуждение), а к проблемам в развитии зародыша, и чаще всего такую беременность прервет сам организм. Поэтому к яйцеклетке «допускается» единственная мужская половая клетка. Ядра яйцеклетки и сперматозоида соединяются. В клетке начинается деление. Зародыш в это время продвигается по маточной трубе к матке, чтобы прикрепиться к ее стенке.

Зародыш, в таком виде будущий плод передвигается по маточной трубе.

Оказавшись в матке, состоящая уже из сотен клеток бластоциста (так к этому моменту называется зародыш) начинает выделять специальные ферменты. Они воздействуют на слизистую оболочку матки, приводя к разрывам тканей.

Это нужно, чтобы образовалась смесь из крови и клеток — ими бластоциста питается. Если слизистая матки оказывается недостаточным источником питания для бластоцисты, беременность прервется.

Поэтому ее утолщение и набухание — еще один механизм защиты беременности.

Бластоциста. В таком виде зародыш попадает в матку.
В таком виде зародыш прикрепляется к стенке матки, выделяя ферменты для имплантации.

Итак, зародыш прикрепляется к слизистой оболочке матки. Это тоже очень важный этап в развитии и сохранении беременности.

Если прикрепления не произойдет , начавшие развиваться клетки выведутся из организма в следующую менструацию, и женщина даже не поймет, что произошло оплодотворение.

Если же все пойдет хорошо, менструации прекратятся, и в организме женщины запустятся новые мощные механизмы, сохраняющие беременность и готовящие ее к материнству.

На пути перемен

Чтобы как следует закрепиться в матке, зародышу обычно требуется примерно 13 дней. После этого вероятность сохранения беременности становится выше.

Включается еще один механизм ее защиты: эмбрион начинает вырабатывать собственный прогестерон, способствующий развитию эндометрия (слизистой оболочки матки). Это нужно для питания зародыша и развития плаценты.

Формирование этого важного органа Заканчивается к 15-16-й неделе, но даже не до конца развившись, плацента начинает работать.

Вот это уже эмбрион на первой неделе задержки менструации.

Плацента — новый орган, появляющийся в организме будущей мамы специально для обеспечения развития малыша и сохранения беременности. Это одновременно и защитный барьер для ребенка, и связующее звено между ним и организмом матери.

Через нее малыш дышит: по сосудам плаценты через пуповину в развивающийся организм с кровью поступает кислород и выводится углекислый газ. Через нее же он питается , получая с кровью «готовые»питательные вещества, воду, электролиты, витамины и минералы и отдавая назад продукты жизнедеятельности.

Плацента также является фильтром, не допускающим к ребенку агрессивные антитела из организма мамы, но передающим защитные вещества, в том числе те, которые не позволяют развиваться инфекционным заболеваниям. Именно плацента не дает материнскому организму воспринять плод как инородное тело и отторгнуть его.

Она становиться эндокринной железой, то есть органом, выделяющим гормоны, вещества, регулирующие обмен веществ и физиологические процессы.

Так формируется плацента, обеспечивающая жизнь малышу.

Прогестерон снижает возбудимость матки и ее сократительную способность, что предотвращает роды до срока. Начав формировать, плацента выделяет хорионический гонадотропин человека (ХГЧ).

Именно наличие этого гормона в крови и моче показывают тесты на беременность на ранних сроках. Выработка ХГЧ — очень важный механизм защиты беременности.

Читайте также:  Лизис кровяных сгустков - плазмин. Повышенная кровоточивость

Если этого гормона недостаточно, оплодотворенная яйцеклетка отсоединится от матки, и произойдет менструация, то есть беременность прервется.

ХГЧ влияет на желтое тело яичника, обеспечивая синтез прогестерона и эстрогенов, которые нужны для поддержания беременности и , в свою очередь, защищают и сохраняют ее. Увеличение количества эстрогенов вызывает увеличение размеров матки и наружных половых органов. В целом за время беременности матка изменится больше всего.

Из треугольной она станет округлой, с 50 г в начале беременности вырастет до 1200 г, а ее объем к моменту родов будет больше в 500 раз.

Увеличатся в размерах и маточные трубы, и яичники, а стенки влагалища станут более эластичными. Плюс к этому эстрогены вызывает расслабление тазовых связок у мамы (при родах это облегчит прохождение ребенка через родовые пути).

Во время беременности эстрогены усиливают поглощение кислорода тканям, улучшают энергетический обмен и активность ферментов. Это важно: организму будущей мамы нужно работать за двоих и обеспечивать рост малыша.

Прогестерон же снижает возбудимость матки и ее сократительную способность, что предотвращает роды до срока.

На 5-й неделе беременности у ребенка начинают закладываться и развиваться основные органы и системы. Сначала — нервная система, потом — сердце и кровеносная система, появляются зачатки печени и поджелудочной железы. Но все время беременности ребенок будет дышать, питаться, очищать свой организм от продуктов жизнедеятельности с помощью тела мамы, в котором растет.

Это уже человек! 6-7 недель беременности.

Изменения во внутренних органах и системах у женщины

Итак, чтобы беременность сохранялась и развивалась, в ее организме происходит перестройка работы всех систем, но наибольшие перемены касаются кровеносной , дыхательной и выделительной.

Кровеносная системаВо время беременности все кровеносные сосуды расширяются. Объем циркулирующей в теле крови увеличивается в среднем на 1,5 л. Пульс учащен на 10-15 ударов даже во сне ( а если растут близнецы — и больше).

Сердце бьется чаще, для этого сердечная мышца растет и утолщается.

Дыхательная системаЛегкие ребенка зарабатывают только после его рождения, с первым вдохом и криком младенца, поэтому беременная женщина дышит и за себя, и за него.

На каждом вдохе она поглощает на 10-15% больше воздуха. чем обычно.

Выделительная системаВ период вынашивания малыша почки буду­щей мамы работают в усиленном режиме, чтобы выводить продукты жизнедеятельно­сти (свои и малыша), и количество мочи уве­личивается.

На уровне органов чувствРебенок начинает познавать окружающий мир с помощью развивающихся органов чувств задолго до того, как появится на свет.

Например, он глотает окружающую его амниотическую жидкость, начиная с 12-й не­дели и до конца беременности, и многие исследователи считают, что именно тогда он начинает ощущать вкус и запах.

Осязание формируется первым, к тому моменту, когда он начинает двигаться внутри мамы, то есть к 7-8-й неделе.

На звуки ребенок начина­ет реагировать к 24-й неделе, причем чем громче звук, тем сильнее реакция.

Возмож­но, в том числе поэтому у беременной жен­щины изменяется реакция на привычные вкусы, запахи, звуки: теперь на них вместе с нею реагирует и ребенок, и женщина со­знательно и подсознательно желает убе­речь его от неприятных ощущений и дать приятные.

Например, нередко беременным перестает нравиться громкая музыка, даже если до этого они ее любили. Ча­сто обоняние становится более чутким, и будущая мама ста­рается избегать сильных резких запахов (например, табачного). То же — со вку­сом.

Чаще всего женщине во время беременности кажутся неприятными на вкус те продукты, кото­рые неполезны для раз­вивающегося малыша (например, алкоголь, ко­фе). А «хочется» при этом именно того, в чем со­держатся нужные в данный момент орга­низму мамы и ребен­ка питательные ве­щества.

Психологические механизмыВместе с физиологическими перемена­ми происходят и психологические — ведь изменяющийся гормональный фон, рост новой жизни внутри женщины не могут не влиять на ее поведение и реакции на окру­жающее.

Будущая мама становится более чувствительной и ярче реагирует на все происходящее, что также охраняет ее и бу­дущего малыша от излишних перегрузок.

Исследователи отмечают сниженный или неустойчивый фон настроения, обилие жа­лоб, повышенную концентрацию на своем самочувствии, склонность к эмоциональным вспышкам, повышенный уровень тревожно­сти.

Но если представить себе гормональную бурю, происходящую в организме женщины на протяжении 40 недель, понимать глубину изменений во всех системах организма, за­ложенное природой желание женщины выно­сить здорового ребенка, при этом сохранив собственное здоровье, становится понятно, что тревожность и изменения настроения беременной — не прихоть и заслуживают внимания. То, что женщина становится бо­лее внимательной к своему самочувствию — тоже фактор сохранения беременности. Пусть большая часть ее волнений окажется напрасной, «ложной тревогой», зато она не упустит то изменение в организме, которое может оказаться важным, вовремя обратит на это свое внимание и расскажет врачу.

Но увлекаться страхами и негативными пе­реживаниями тоже не стоит. Ведь плод тесно связан с матерью, и считается, что он про­живает те же эмоции, что и она. Оптимизм и радостное отношение к жизни, которые ис­пытывает будущая мама, ощущает и малыш.

Это оберегает его нормальное развитие и предотвращает проблемы, сохраняя бере­менность.

Поэтому стремление женщины, ожидающей ребенка, восстанавливать ров­ное эмоциональное состояние, не задержи­ваясь в страхе, тревоге — это тоже механизм защиты беременности.

Органы чувств новорожденного

У новорожденного каждый из пяти органов чувств уже сформирован и находится в рабочем состоянии.

Только что родившийся ребенок хорошо различает темноту и свет. Если глаза младенца закрыты, то на яркий свет он жмурится и поворачивается в сторону его источника.

Чересчур сильный свет его раздражает, и малыш может расплакаться. Ребенок видит лучше всего на расстоянии 20-25 см., а лицо мамы при кормлении грудью находится от него именно на таком расстоянии.

Малыш внимательно изучает мамино лицо, запоминает его и узнает.

Движение глазных мышц пока не скоординировано, поэтому он может косить. Ребенок моргает при прикосновении к векам и на направленный в глаза яркий свет (мигательный рефлекс).

Слух

Сразу после рождения слух несколько снижен (из-за жидкости во внутреннем ухе), но к тому моменту, как он окажется дома – устанавливается хороший слух.

От сильного звука младенец вздрагивает, закрывает глаза, реагируют мимические мышцы лица (морщит лоб, появляется гримаса плача), изменятся глубина и частота дыхания.

Малыш чутко реагирует на мамин голос, сосредоточенно вслушивается в него, ему нравиться, когда с ним разговаривают эмоционально: нежно, ласково, весело, игриво. Поэтому разговаривайте с вашим малышом, пойте ему колыбельные песни — общайтесь, даже если вы думаете, что он еще ничего не понимает.

Обоняние

Малыш различает все запахи, но на резкие запахи реагирует одинаково: морщиться, зажмуривает глазки, может чихнуть или заплакать. У него учащается пульс и дыхание. Для новорожденных особенно приятен запах маминого молочка.

Вкус

Очень, очень любит сладкое. Именно сладковатый вкус маминого молока – самое лучшее лакомство для малыша. Ваша кроха с наслаждением будет его сосать и причмокивать.

А вот горькое, соленое, кислое (если мама злоупотребила чесноком, луком или другими пряностями, то изменившийся вкус молока может не понравиться малышу) вызовет у него возмущение – он перестанет сосать, скривится, расплачется.

Осязание

Следует отметить, что одним из первых ощущений новорожденного является осязание в области рта.

Затем формируется, «настраивается» координированная деятельность рук.

Однако стремление грудного ребенка брать все в рот не может объясняться лишь пищевой доминантой: это еще и наиболее отлаженный познавательный инструмент.

Посредством рта младенец не только определяет пригодность того или иного предмета в пищу, но и определяет его форму, твердость, характер поверхности и т.д., т.е. характеристики лишь косвенно связанные с питанием.

С развитием активного осязания при помощи рук, потребность все проверять ртом исчезает. В дальнейшем становление зрительного анализатора начинает вытеснять осязание.

Если новорожденному становиться жарко, его беспорядочные движения усиливаются. Если малышу холодно, он сморщит личико, быстро-быстро задергает ручками и ножками, как бы пытаясь согреться, расплачется.

Также развита болевая и тактильная чувствительность. Прикосновения матери являются существенной потребностью малыша. Материнские прикосновения стимулируют не только кровообращение ребенка, они обеспечивают развитие его эндокринной, иммунной и нервной систем, способствуют развитию головного мозга.

Внутриутробное развитие: когда малыш начинает видеть, слышать и чувствовать

Почему-то большинство мам в первую очередь спрашивают о том, что же он там, в животе, слышит, и надо ли с ним разговаривать, ставить музыку, читать стихи… На самом деле слух — далеко не первый орган чувств, который появляется у будущего малыша. Прежде всего, чтобы что-то чувствовать, нужна нервная система. Она закладывается очень рано, на 5-й неделе, а к 6 неделям у малыша уже есть все отделы головного мозга. Как дальше развиваются его органы восприятия, в какой последовательности ребенок начинает реагировать на внешнюю среду?

Музыка помогает не только детям. Врачи из Национального университета Ченг Кунг на Тайване раздали беременным женщинам диск с получасовой записью спокойных композиций Брамса, Дебюсси и звуков природы, имитирующих частоту сердцебиения. Уже после двух недель будущие мамы стали меньше тревожиться, у многих исчез страх перед родами и снизился уровень стресса.

…формируется в 6 недель. И это не слух и не зрение, а тот орган, о котором мы редко вспоминаем, хотя все не понаслышке знаем, как он действует. Это — вестибулярный аппарат.

Сам малыш в 6 недель еще не двигается, но зато он находится в подвижной среде: двигается мама, двигаются органы у нее в животе (убедиться в этом можно во время УЗИ: вы спокойно лежите на кушетке, но даже в это время матка и все внутренние органы находятся в постоянном движении). Так что плод сразу получает большое количество информации.

Именно потому, что свою первую, внутриутробную жизнь ребенок проводит в состоянии постоянного движения, он настроен на то, что и после рождения будет двигаться. Неудивительно, что, когда младенца кладут в неподвижное место, он испытывает дискомфорт, а успокаивается и быстрее засыпает в движении — на руках, в слинге или в рюкзаке-кенгуру, в коляске.

Прикосновения

В 7,5 недели появляется тактильная чувствительность (чувствительность кожи). Прежде всего на лице, в области рта (ведь первое, что малышу предстоит научиться делать после рождения, это сосать). Уже к 8 неделям чувствительна вся поверхность лица, на 9-й неделе — ладошки, а к 10 неделям — поверхность тела.

Читайте также:  Реакция тревоги или стресса нервной системы. регуляция автономной нервной системы

На протяжении беременности ребенок получает немало материала для развития тактильной чувствительности. Он трогает себя, стенки плодного пузыря, пуповину (есть видеозаписи, на которых видно, как малыши массируют пуповину, щупают и даже облизывают).

Скоро ребенок уже вырастет настолько, что сможет прикасаться к стенкам матки и мама будет ощущать, как он ее трогает изнутри. Теперь у мамы и папы появляется новая замечательная возможность общаться с «внутренним жителем» с помощью прикосновений. Можно устраивать настоящие «тактильные сеансы».

Удивительно, но еще не родившиеся малыши очень чутко различают, знакомые ли руки трогают живот. Ребенок спокоен, когда прикасается мама, и затихает, если это делает кто-то другой. Как он догадывается?

Его реакция на прикосновения другого человека во многом диктуется реакцией мамы. Ее дыхание, сердцебиение, поступающие в кровь гормоны показывают ребенку, как мама относится к тому человеку, который в данный момент рядом.

Если маме хорошо, если она относится к тому, кто прикасается к животу, доброжелательно и доверчиво, то и малыш достаточно быстро начинает отвечать на прикосновения и вести себя активно.

А если мама испытывает дискомфорт, то и он настороженно замирает.

Дети могут воспринимать и прикосновения домашних животных (например, кошек, собак). Если мама любит своего питомца, то и ребенок не прочь «пообщаться» с ним через живот.

Еще не родившимся малышам очень нравится контактировать с кошками, они хорошо реагируют на кошачье мурлыканье.

Большие собаки чаще всего прикасаются к животу хозяйки носом или языком, и эти активные ласки еще не родившимся детям тоже в радость. Конечно, только мама может решить, хочет ли она такого контакта.

Уже с 11-й недели ребенок начинает обследовать себя не только руками, но и ртом. Если рядом со ртом оказывается пальчик, то он его захватывает. На 12−13-й неделе появляются сосательные движения, а полностью они формируются к 18-й неделе.

В 9 недель уже заложена вся система пищеварения — от вкусовых почек на языке до желудочно-кишечного тракта. Малышу есть на чем упражнять свою вкусовую чувствительность. В околоплодные воды попадают практически все вещества из крови мамы, в том числе гормоны.

А у гормонов есть свой вкус! Адреналин и другие гормоны стресса в большой концентрации имеют горьковатый вкус, эндорфины — сладкий.

Родившись, ребенок будет узнавать маму по запаху и по запаху же чувствовать, в каком она душевном состоянии (то есть какие гормоны у нее выделяются в кровь).

До рождения вкус и обоняние еще не разделены — нюхать в околоплодных водах малыш еще не может, его носик закрыт слизистыми пробками. Но химическая чувствительность у нас единая, и нервные центры, отвечающие за восприятие вкусов и запахов, тесно взаимосвязаны.

Через кровь и через все оболочки тела мамы к еще не родившемуся малышу отлично проникают ароматические компоненты пищи, специй — эфирные масла. В крошечных дозах он знакомится с маминой пищей, привыкает к маминым любимым вкусам. Поэтому, если мама особенно любила какие-то продукты во время беременности, то и ребенок будет их любить.

Мышечное чувство

В 10 недель появляется еще один вид чувствительности, о котором часто забывают, — проприоцептивная чувствительность, или мышечное чувство. Это рецепторы в мышцах, которые позволяют нам координировать свои движения.

После 10 недель ребенок начинает двигаться скоординированно, он легко делает все, что хочет: переворачивается, шевелит руками и ногами.

К моменту рождения он прекрасно управляет своим телом: может почесаться, перевернуться, пососать пальчик, а близнецы друг друга ощупывают, гладят и целуют. В то же время, родившись, ребенок вдруг оказывается совершенно беспомощным.

Во всем виновата гравитация, разница водной и воздушной среды. Представьте себе, что вы просыпаетесь, а руки и ноги вас не слушаются, невозможно даже повернуться! Скорее всего, любой из нас почувствовал бы себя не в своей тарелке. Так что новорожденному есть о чем беспокоиться…

И, наконец, слышать

И только после становления системы движения формируется слух. Слуховой аппарат есть уже к 14 неделям, а к 16 неделям он полноценно работает, ребенок демонстрирует ориентировочную реакцию на звук.

Таким образом, к 16 неделям у него уже есть все органы чувств, кроме зрения, и он активно реагирует на окружающую среду.

К тому моменту, как мама почувствует первые шевеления, малыш уже очень хорошо с ней знаком.

Многие слышали об «эффекте Моцарта». В научных кругах эта тема вызывает много споров, но эффект проверяли уже и на американских студентах, и на крысах… — и на младенцах.

Судя по всему, мелодичные композиции Моцарта и правда улучшают умственные способности, внимание и память.

А дети, которым до рождения ставили произведения австрийского композитора, впоследствии вели себя гораздо спокойнее детей контрольной группы.

Что же он там слышит? Существует миф, будто новорожденный переходит из тихого места в шумное и громкое пространство… Но из тихого ли? Когда взрослому человеку предлагают послушать через наушники запись внутриутробных шумов, он не выдерживает: по децибелам это сравнимо с шумом стадиона в момент забивания гола.

Приложите ухо к чьему-нибудь животу — и вы убедитесь, что там все время что-то происходит: урчит, мурчит, булькает, перетекает. Это звуки работы кишечника, стук сердца, шум кровотока в сосудах, звук легких, похожий на раздувающиеся меха.

Поэтому после рождения не все дети хотят засыпать в полной тишине — вы вполне можете разговаривать и заниматься своими делами там, где спит ребенок.

А есть еще и голос мамы — «изнутри» он звучит не так, как мы привыкли, а словно из водопроводной трубы. Водная среда способствует проведению шумов и даже усиливает определенные звуки. Исследования показывают, что у ребенка снижена чувствительность к низким частотам.

Там, в животе, очень много шумов на низких частотах, и если бы он слышал их все, то, скорее всего, это было бы чрезмерной стимуляцией. Зато у малыша есть избирательная чувствительность к высоким частотам — то есть частотам человеческого голоса.

И он внимательно прислушивается, отлавливает их.

Узнай меня

После рождения дети узнают голоса окружающих людей, и эмоциональная реакция на этих людей будет такая, как была у мамы.

Поэтому перинатальные психологи советуют: если вы планируете, что ребенок будет часто встречаться с какими-то людьми, тем более если эти люди будут с ним сидеть, то имеет смысл его с ними заранее «познакомить» (и при этом настроить себя на хорошее отношение к ним).

Очень интересно наблюдать, как дети встречаются с кем-то, чей голос слышали до рождения, — например, с врачом, психологом, который вел занятия по подготовке к родам или консультировал маму. Дети, открыв рот, слушают знакомый голос… такая реакция бывает и через год, и через 2−3 года, и даже во взрослом состоянии — если это очень значимый человек для мамы.

Нужно ли его «развивать»?

Идея обучения до рождения давно уже носится в воздухе. Раз органы чувств еще не родившегося малыша уже вовсю работают — то, может быть, надо устраивать для него дополнительные занятия? Ставить музыку, читать стихи или слова на иностранных языках — глядишь, родится гений…

Перинатальные психологи говорят: да, плод может обучаться, выносить из своей внутриутробной жизни определенный опыт. Но этот опыт нужен ребенку не для того, чтобы стать гением, а для налаживания отношений с мамой, для адаптации в нашем мире после рождения.

Конечно, если мама любит музыку, ребенок тоже будет ее слушать с удовольствием. И он может достаточно четко дать маме понять, подходит ему та или иная композиция или нет.

Во-первых, движениями — например, если малыш сильно толкается, двигается не в такт музыке. Кроме того, во второй половине беременности не только ребенок получает мамины гормоны, но и мама получает от него гормональные сигналы.

Ей не нужно об этом задумываться, она просто чувствует комфорт или дискомфорт.

Музыкальные предпочтения еще не рожденных детей ученым хорошо известны: они отвергают неструктурированную музыку, слишком сложную, с низкочастотными басовыми компонентами.

И наоборот: высокочастотную, мелодичную, хорошо структурированную музыку дети любят. Лучше всего подходит народная музыка, народные детские песенки.

Из инструментов дети не любят ударные, зато любят флейту и другие духовые, а также пение.

Категорическая рекомендация перинатальных психологов — не надевайте на живот никаких наушников, не пытайтесь разговаривать с животом с помощью рупора и т. д. Те, кто придумывает такие рекомендации и такие приборы, видимо, очень плохо понимают, как формируется нервная система малыша.

Все эти дополнительные приборы приводят к перевозбуждению нервной системы, информационному и сенсорному стрессу, от которого плод никак не может защититься. Если у мамы наушники на животе, то сама она не слышит, что там происходит, и не участвует в этом процессе.

Тогда как в норме звуки приходят к ребенку через околоплодные воды и через мамино тело, и их всегда сопровождают мамины эмоции.

Педиатр из университета Аляски Уильям Залленбах показал, что в последний триместр беременности многие дети «танцуют» — ритмично двигают руками, вращаются в такт музыке. Он же экспериментально показал, что дети, с которыми мамы во время беременности не только разговаривают, но и вместе слушают музыку, намного спокойнее, реже плачут и лучше едят.

Авторы некоторых таких методик обещают родителям вырастить гениев и приводят факты, что благодаря такой стимуляции дети после рождения развиваются с опережением: раньше начинают смотреть в глаза, держать голову, говорить… Но любой врач скажет вам: не надо раньше, надо — вовремя. Опережающее развитие — это очень большая нагрузка.

Дети, получавшие такую чрезмерную стимуляцию в попытках родителей «улучшить природу», после рождения оказываются возбудимыми, гиперактивными, быстро психически истощаются. Нет ни одного доказательства, что они потом лучше учатся в школе — зато есть свидетельства, что хуже. Поэтому не стоит переделывать природу.

Слушайте музыку, разговаривайте и пойте своему малышу, но не с целью вырастить гения, а просто потому, что вам это в радость.

Больше полезных материалов о развитии детей — в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector