Развитие слухового восприятия у детей до 3-х лет

Довольно часто от родителей можно услышать, что их малыш в 5 лет все еще не выговаривает букву «р», заменяя ее на «л», в 4 года не способен проговаривать все согласные, а при произношении шипящих создается впечатление, будто кроха в рот набрал каши.

Развитие слухового восприятия у детей до 3-х летПочему дети заменяют звуки, почему не выговаривают согласные, в чем причины нарушения речи и можно ли говорить о таковых в возрасте 2-3 лет, когда речевое развитие находится на одной из самых начальных стадий?

На самом деле главная причина нечистой речи у детей — это не до конца развитое слуховое внимание и память, а вместе с ними и фонематический слух. Поговорим о том, почему так важно развивать фонематический слух с раннего возраста, и рассмотрим эффективные способы повышения уровня развития слухового внимания и памяти у малышей.

Понятие фонематического слуха

Итак, фонематический слух — это способность различать и узнавать звуки в речи. Ребенок с нормально развитым фонематическим слухом будет иметь способность анализировать и синтезировать речевые звуки.

Неспособность Развитие слухового восприятия у детей до 3-х летзапоминать и повторять услышанное свидетельствует о том, что у ребенка не до конца сформировано речевое звукоразличение, то есть он не слышит слова и звуки так, как они произносятся взрослыми. В итоге нет ничего удивительного в том, что малыши 2-3 лет неспособны правильно воспринимать слова, а впоследствии также неспособны правильно их воспроизводить.

Обычно дети коверкают слова, но не настолько, чтобы их нельзя было узнать. Так, например, имя «Саша» у малышей обычно превращается в «Саса» или «Шаша», «рак» в «лак» или «як», «жук» в «зук», и так далее.

Особенно Развитие слухового восприятия у детей до 3-х леточевидной недоразвитость фонематического слуха станет заметной при поступлении ребенка в школу, пусть и раннего развития, где необходимо будет изучать азы письма. Именно поэтому при первых признаках нарушения фонематического слуха у ребенка следует уделить внимание его развитию в раннем возрасте — в 2-3 года, когда упражнения и занятия действительно будут иметь эффект.

Если даже после продолжительной работы согласно инструкциям логопеда родители не видят результатов, можно предположить, что на предыдущем этапе были упущения в процессе развития слухового внимания, восприятия, памяти.

Как проверить уровень фонематического слуха у детей?

Проверить развитие фонематического слуха у ребенка в возрасте 2-3 лет может каждый родитель дома без сторонней помощи. Достаточно будет попросить кроху выполнить следующие задания:

  1. ПроговоритьРазвитие слухового восприятия у детей до 3-х лет парные слоги, например: са-за, па-ба, да-та и пр.
  2. Повторить цепочки из нескольких слогов, например: ба-па-па, ту-ту-ду и пр.
  3. По картинкам определить предметы, в названии которых отличается только один звук, например, усы-уши, коза-коса, рама-рана и так далее.
  4. Хлопнуть, как только в цепочке звуков услышит заданный звук, например «з».

Обратите внимание, что чаще всего дети меняют местами звуки, похожие по звучанию и произношению. На основе полученных результатов можно будет составить программу коррекционной работы с малышом, предлагая ему поиграть в эффективные игры для совершенствования фонематического слуха, а также слухового внимания и памяти.

О роли фонематического слуха

Развитие фонематического слуха с раннего возраста очень важно для малыша, который в будущем должен будет постичь звуковую сторону языка, научиться правильному фонематическому восприятию.

Что подразумевается под фонематическим восприятием? В первую очередь это умение отличатьРазвитие слухового восприятия у детей до 3-х лет звуки друг от друга и определять звуковой состав слова.

Так, если малыш не испытывает сложностей при определении источника звука, способен менять интонации при произношении слов и звуков, отлично справляется с заданиями выше, предназначенными для оценки фонематического слуха, то проблем у него нет и имеет смысл лишь помочь малышу развиваться в этом направлении. Помогут в этом простые игры, в которые можно играть в свободное время и которые обязательно стимулируют развитие фонематического слуха у детей 2-3 лет.

Игры для развития фонематического слуха

«Флажки». Ребенку предлагают взять в руки два флажка разных цветов, например красный и желтый. Объясните крохе, что ему нужно будет поднять желтый флажок, как только он услышит правильно произнесенное слово, и красный, если слово было произнесено неправильно. Пример: собака-кобака-лобака-табака и пр.

Поиграть с малышом можно будет и с помощью картинок, Развитие слухового восприятия у детей до 3-х летнапример,предложив ему хлопнуть в ладоши, как только он увидит на них слова, похожие по звучанию. Очень важно подбирать простые яркие картинки с названиями предметов, явлений и объектов, знакомых ребенку в возрасте 2-3 лет.

Также можно предложить крохе поиграть в учителя. Взрослый должен будет читать сказку или стихотворение, намеренно делая ошибки в словах. Ребенку нужно будет вслушаться в произносимую взрослым речь и поправить его, когда он ошибется – это поможет ускорить развитие его фонематического слуха.

Отличная игра, которую оценят все малыши без исключения, — в маленьких поэтов. Детям нужно будет предложить закончить начатые стихотворные строчки. Например: «волк в густом лесу вдруг увидел…» (лису). Если ребенок будет с легкостью подбирать смысловые рифмы, со временем ему можно предложить сочинить короткий стишок самостоятельно.

Также ребенку можно предложить повторить цепочку звуков с заменой одного согласного или гласного, с парными глухими и звонкими согласными, вместе с ним разучить чистоговорки и загадки.

Обратите внимание, что загадки для 2-3-летних детей обязательно должны быть простыми, с намеком на отгадку. В качестве загадок подойдут четверостишия, в которых можно пропускать отдельные слова. Необходимость подбора рифмованной отгадки будет способствовать развитию фонематического слуха детей.

Чтобы стимулировать развитие фонематического слуха, крохе также можно зачитывать потешки, в которых будут повторяться определенные слоги и сочетания.

Отличный вариант для развития слухового восприятия — это подвижные игры, в рамках которых малышу нужно будет быстро действовать, следуя инструкциям ведущего.

Особенность таких игр — быстрое переключение с одного действия на другое в соответствии с речевой командой. Примеры таких игр ниже.

Подвижные игры для развития фонематического слуха

Игра «Кто первый». Цель этой игры — развитие слухового внимания и координации движений. В процессе игры в середине комнаты ставят один стул, вокруг которого будут бегать несколько малышей под музыку.Развитие слухового восприятия у детей до 3-х лет Как только музыка кончится, один из малышей должен будет успеть занять стул.

Игра «Дождик». Так же как и предыдущая, игра стимулирует развитие речи, координации, слухового внимания. В ходе игры также устанавливают стулья – меньше, чем количество детей – после чего зачитывают стихотворение, заранее предупреждая малышей, на какой фразе нужно занять стул. Кто не успеет этого сделать, тот проиграет.

Пальчиковая гимнастика для развития фонематического слуха

Как ни странно, пальчиковая гимнастика также может ускорить развитие фонематического слуха у детей в возрасте 2-3 лет. И если для детей в возрасте 2 лет такая гимнастика невозможна без участия взрослых, то малыши 3 лет вполне смогут справиться с заданиями самостоятельно по образцу.

Играть с малышомРазвитие слухового восприятия у детей до 3-х лет можно, тренируя разгибание пальцев, таким образом, чтобы поспособствовать развитию слухового внимания. Можно предложить малышу сжимать ладони в кулачок, поочередно сгибая пальцы на каждой из рук. Чтобы малышу было интереснее, каждому пальчику можно дать имя.

В заключение отметим, что развитие фонематического слуха связано со способностью детей к анализу и синтезу звуков.

Чем лучше будет развита слуховая память и внимание, тем лучше окажется фонематическое восприятие.

Если кроха не сможет внимательно слушать и понимать речь, у него не получится научиться правильно воспроизводить слова. Очень важно для детей 2-3 лет научиться сравнивать речь взрослых с собственной речью.

Источник: https://rebenkoved.ru/sovety-roditelyam/chto-nuzhno-znat-i-umet/razvitie-fonematicheskogo-sluha-u-malyshej.html

Слуховое восприятие и его влияние на развитие речи ребенка

Одно из важнейших условий полноценного овладения речью – правильное слуховое восприятие окружающей действительности. И если с последним у ребенка возникают сложности, то это автоматически может сказаться на его умении говорить. Как этот вопрос раскрывается в логопедии? И как можно предотвратить появление такого отклонения — рассмотрим в данной публикации. 

Большое количество дефектов слухового восприятия образуется вкупе с общим недоразвитием речи (ОНР). 

Развитие слухового восприятия у детей до 3-х летОсновным признаком ОНР является нарушение функционирования всех элементов речевого аппарата

ОНР может сопровождаться отклонениями от нормы в звукопроизношении, грамматике, лексике, а также характеризоваться отсутствием связной речи.

Все это объясняется профильными специалистами проявлениями

  • неразвитости нейрофизиологических структур,
  • познавательных процессов,
  • нарушениями психомоторного,
  • эмоционального,
  • социокультурного развития ребенка.
  • Кроме того, дети, страдающие ОНР, обладают массой отклонений психологического, слухового и звукового восприятия, что связано с нарушенным кровообращением и неправильным функционированием полушарий мозга.
  • В частности, исследователи отмечают, что, как правило, при таких нарушениях уровень активности правого полушария не соответствует возрастными нормативам, и часто нервные импульсы левого полушария мозга у дошколят симметрично отражаются в противоположном.
  • Тем не менее, доказано!
  • Неполная развитость слухового восприятия влечет за собой недоразвитость речевого навыка, причём основополагающим компонентом выделяется фонематический элемент.

Три уровня общего недоразвития речи

Выделяют три уровня, которым соответствуют разные степени речевых осложнений.

I уровень

Характеризуется фонематической неопределённостью. Артикуляция неустойчива, слуховое распознание звуков вызывает трудности. Слоговосприятие и их воспроизведение в системе слова ограничено. Интонации неточные, ударения расставляются неверно.

II уровень

Звуковосприятие все еще недостаточно, но уже различаются некоторые дифференцируемые фонемы. При этом неверная структура слога и некорректная его звуконаполняемость мешает понятному произношению слов.

III уровень

Характеризуется наличием допустимо развёрнутой речевой функции с понятными фразами, но с присутствием в ней лексико-грамматического, а также фонетического недоразвития. Ребёнок воспринимает конкретные звуки, но если их отдельное произношение уже не вызывает трудностей, то их применение в лексической единице не всегда успешно.

Читайте также:  Особенности ведения многоплодной беременности

Этапы формирования звуковосприятия с учетом ОНР

  1. Полное неумение дифференцировать звуки + ребенок не воспринимает обращенную к нему речь.
  2. Малыш способен различить акустически отличающиеся фонемы, однако не в состоянии дифференцировать похожие.

    Наличие проблем в говорении объясняет иное понимание и ощущение речи, нежели у взрослого человека.

  3. Дошкольник вычленяет звуки согласно их смыслоразличительным признакам. Кроме того, с объектом-предметом может сопоставляться как правильно, так и неправильно сказанное слово.

    Для данного этапа характерно сохранение косноязычия, однако все более явными становятся признаки корректного произношения.

  4. Навыки говорения ребенка практически соответствуют его возрастной норме. Однако фонематическое дифференцирование по-прежнему недостаточно уверенное.

    Это проявляется в процессе освоения и произнесения еще неизвестных ему слов.

  5. Происходит завершение процесса формирования фонематического восприятия: речь становится правильной. Главным показателем этого специалисты называют умение ребенка различать корректное произношение от некорректного.

Развитие слухового восприятия у детей до 3-х летПричиной проблем со слуховым восприятием в большинстве случаев называется неспособность ребенка дифференцировать звуки

В целом, специалисты придерживаются мнения, что недостаточное фонематическое восприятие может быть связано с неспособностью различать похожие по акустическим и артикуляционным признакам звуки. Дети активно взаимозаменяют их, а в результате само слово, его строение заметно искажаются.

По мнению профильных специалистов, помочь развить слух малышу поможет поддержание мелодичного окружения. Но во всем хороша мера, и не стоит перегибать палку, включая, к примеру, круглосуточно музыку.

  1. Помните!
  2. Самое благоприятное воздействие оказывают голоса родителей и ближайших родственников, а также классика и мелодичные композиции.
  3. Кроме того, слуховое восприятие прекрасно развивают звуки природы: дождя, пения птиц, дуновения ветра и прочее.
  4. Вообще, очень полезно научить ребенка слышать, что происходит вокруг него, и, пожалуй, нет ничего лучше, чем делать это в естественных условиях.
  5. Не стоит исключать и практические упражнения, они помогают развить не только слух, но и аналитический склад ума, креативное мышление, навыки запоминания.

Развитие слухового восприятия у детей до 3-х летРазвить слуховое внимание поможет простая погремушка или детский музыкальный инструмент

Первое, что нужно сделать – научить определять малыша, где находится источник производимого шума или звука. Этот навык он начинает постигать уже на третий месяц своей жизни. Чтобы помочь ему в этой задаче, приобретите погремушку, которая издает приятный звук. С ее помощью, можно закрепить новое умение вашего малыша и добиться развития его слухового внимания.

Еще одна важная рекомендация по теме развития слухового восприятия заключается в том, что родителям нужно больше разговаривать со своим ребенком. Слыша родную речь, голос мамы, в голове у него начинают складываться речевые алгоритмы. Чуть позже возникает понимание, каким образом соединяются звуки.

  • Не исключайте из своего инструментария и музыкальные игрушки, которые помогают развить не только слуховое восприятие, но и формируют музыкальный вкус.
  • Как помочь ребенку развить слух, какие игры будут эффективны – смотрите в видео:

Заключение

Среди дошкольников часто встречаются случаи, когда слуховое восприятие имеет нарушения.

Важно знать: даже незначительные отклонения такого характера способны нанести серьёзный ущерб речевой практике ребёнка.

Обнаружив первые признаки ОНР, следует своевременно обратиться к специалисту за помощью, пока отклонения не привели к более серьёзным формам патологии: алалии, ринолалии, дизартрии.

Источник: http://defektologpro.ru/logopediya/sluhovoe-vospriyatie-i-ego-vliyanie-na-razvitie-rechi-rebenka.html

Развитие слухового восприятия у детей до 3-х лет

Развитие слухового восприятия у детей до 3-х лет

Каждый звук головной мозг получает в виде импульсов. И чем больше будет таких раздражителей, тем активнее происходят мыслительные процессы.

Но не все звуки одинаково полезны. Попробуйте составить список лучших, на первое место с уверенностью можно поставить голоса родителей и родственников. Далее идут классическая музыка и мелодичные песни.

Как развить слуховое восприятие у ребенка

Хорошо развивают слуховое восприятие у ребенка звуки природы. Когда на улице идет дождь, откройте окно, пусть кроха учится различать мелодии в шуме дождя. Дети вообще любят слушать, что происходит вокруг них, будь то пение птиц или голоса играющих рядом малышей.

В принципе, для развития слухового восприятия ничего сверхъестественного делать не нужно. Просты игры и занятия принесут отличный результат. Люди, у которых хорошо развит слух, отличаются стойким восприятием, аналитическим складом ума, нестандартным мышлением и замечательной памятью.

Вы наверняка обращали внимание, как отличается реакция новорожденного на различные звуки. Колыбельная помогает крохе успокоиться, расслабиться и быстро заснуть.

Громкая музыка или неожиданный звонок телефона могут напугать малютку. Такие звуки заставляют срабатывать безусловные рефлексы.

Если хлопнуть в ладоши около манежа, малыш разведет руки в стороны, разожмет кулаки и обхватит себя.

Первым шагом в развитии слухового восприятия у ребенка является умение находить источник звука. Уже в 3 месяца малютка поворачивает голову на ваш голос и начинает улыбаться. Это проявляется так называемый «комплекс оживления».

Сейчас самое время купить погремушку с мелодичным звуком. Она поможет не только закрепить новое умение, но и развить слуховое внимание. Периодически устраивайте и занятия по развитию слуха у ребенка. Потарахтите погремушкой слева или справа, снизу или сверху над головой крохи. Пусть он определит источник звука и тянется к нему руками.

Одна из рекомендаций по развитию слухового восприятия у ребенка (также это касается и развития речи) – как можно больше с ним разговаривать.

Когда малютка слышит родную речь, когда мама с ним разговаривает, он смотрит, как общаются взрослые, у него создается речевая карта. Постепенно происходит понимание, как соединяются звуки.

Поэтому нужно совершенствовать восприятие речи. И помогут вам в этом игры.

Для игры можно использовать что угодно: музыкальный молоточек, жестяную банку, наполненную фасолью, часы… Дайте малышу возможность послушать, какой звук издает каждый предмет. После чего пусть он отвернется и угадывает, какой из звуков слышно сейчас. На улице также обращайте внимание на разные звуки: сигнал автомобиля, пение птиц, скрип снега под ногами, шум ветра.

Английские исследователи говорят, что музыкальные игрушки: маракасы, барабан, ксилофон, мини-рояль помогают развивать слуховое восприятие у ребенка и музыкальный вкус. Поэтому не нужно ограничивать малютку. Лучше помогите ему и сыграйте пару простейших мелодий.

Наверняка у вас дома неплохая музыкальная коллекция, но ребенок растет, и у него формируются свой вкусы. Чтобы учесть их, сходите вместе в магазин и выберите то, что понравится ему. И ничего страшного, если он предпочтет классике современную музыку.

Если есть возможность, посетите филармонию. Там вы познакомите кроху со звуками разных инструментов.

Показатели развития слухового восприятия у ребенка

1,5-3 месяца – когда слышит голоса родных, оживляется.

4-5 месяцев – в ответ на общение с ним начинает гулить.

6 месяцев — 1 год – поворачивает голову в сторону источника звука. На расстоянии до метра реагирует на тиканье часов. Реагирует на оклик из другой комнаты.

1,5 года – словарный запас содержит около 15 слов. Копирует голоса животных. Откликается на обращение к нему (без повышенного голоса и жестикуляции).

2 года – словарный запас расширяется до 150 слов. Слышит, когда к нему обращаются с расстояния 5 метров. Не видя источника, определяет, что издает звук.

3 года – начинает говорить сложными предложениями. Может отличить похожие мелодии.

Источник: https://vse-pro-detey.ru/razvitie-sluxovogo-vospriyatiya-u-detej-do-3-x-let/

Развитие слухового, зрительного, тактильного, фонематического восприятия у детей 3-4 лет

Главная » Авторские публикации » Статьи

Развитие слухового, зрительного, тактильного, фонематического восприятия у детей 3-4 лет

  • учитель — логопед
  • Конева Екатерина Николаевна
  • МАДОУ № 8  г. Шимановск, Амурской области
  • Развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия:
  1. Что шумит? (шумовые коробочки).
  2. «Дождик». Различать ритм постукиваний по металлофону.
  3. «Угадай, на чем играю?» (барабан, металлофон, дудочка деревянные палочки, шумовая коробочка и т.д.).
  4. «Волшебная ложечка». (Определить, почему стучит ложечка).
  5. “Хлопни, как я: один хлопок, два хлопка, три хлопка”.
  6. «Кто?» (определить по звукоподражанию животное, птицу).
  7. «Далеко – близко» (определить тихое – громкое звучание колокольчика).
  8. «Самолет высоко – низко» (высота голоса).
  9. «Звуковые ручейки»: высокое звучание: «буль – Буль», низкое звучание «буль-буль».
  10. «Ветер – шалун» (слышать тихое и громкое шуршание листьев).
  11. «Кто летит?»( жуки жужжат “Ж – Ж – Ж”, комарики звенят: “З – З- З- З”).
  12. «Сложи в желтую корзину желтые овощи». (В зеленую – зеленые, красную — красные).
  13. «Сложи из двух, трех половинок овощ, фрукт».
  14. «Узнай овощ, фрукт по контуру».
  15. «Подбери чашку к блюдцу» (и наоборот).
  16. «Найди угощение для собачки, кошки, коровы».
  17. «Подбери пару: обувь, носочки, варежки».
  18. «Лабиринт». Проводи цыпленка к маме.
  19. Определить цыпленка по ушкам и хвостикам.
  20. Составить из треугольников елочку.
  21. «Что в чудесном мешочке?».
  22. Составь фигуру из палочек.
  23. «Найди животное по силуэту».
  24. «Подбери пару».

Развитие фонематического восприятия и представлений: Игры для развития фонематического слуха рекомендуются для детей после 3 лет. Понятие фонематический слух включает фонематическое восприятие, фонематические представления и звуковой анализ и синтез, которым дети овладевают не только в дошкольный период, но и в ходе подготовке к обучению грамоте. Достаточное развитие фонематического слуха необходимо ребенку для усвоения звуковой системы языка, для грамотной устной и письменной речи. Маленький ребенок замечает различия в звучании слов. Он отличает одни речевые звуки от других. Может уже заметить дефектное произношение звуков в словах своих сверстников. Ребенку становится доступным фонематическое различие звуков. Рекомендуемые упражнения помогут малышу освоить звуковую систему родного языка, подготовить к усвоению грамоты, письменной речи: Игры и игровые приемы на узнавание неречевых звуков:

  • Игры: «Отгадай, что звучит?», «Отгадай, кто кричит?», «Угадай, кто идет?», «Угадай, кто сказал?», «Кто внимательный?», «Где позвонили?», «Кто сказал?» — развивают звуковое восприятие и фонематический слух у детей с различными проблемами.
  • Игры со звуковыми символами: гласные звуки А, О, У, И (зрительное и слуховое восприятие).
  • Игры на звуковые символы – работа над рядом гласных звуков: А, О, У, И, Ы (звукокомплекс из символов). Определение позиции звука – первый (в начале), последний, в середине.
  • Игры на различение слов, близких по звуковому составу.

Категория: Статьи | Добавил: Evita (03.12.2014)
| Конева Екатерина Николаевна

Просмотров: 6955 | Теги: ФФНР, зрительное восприятие, тактильное восприятие, фонематическое восприятие, 3-4 года
| Рейтинг: 4.9/13

Логопедические пособия на заказ

Всего комментариев:
Развитие слухового восприятия у детей до 3-х лет

Источник: https://logopeddoma.ru/publ/stati/razvitie_slukhovogo_zritelnogo_taktilnogo_fonematicheskogo_vosprijatija_u_detej_3_4_let/2-1-0-174

Нервно-психическое развитие детей первого года жизни (Часть 3)

Эта статья является третья «в блоке» очень важной темы «Нервно-психическое развитие детей первого года жизни». Мы уже обсудили, как происходит развитие двигательных навыков, моторики вашего малыша, зрительной сферы. Теперь наступило время перейти к слуховому восприятию и развитию речи (так называемый доречевой период).

Развитие слухового восприятия

Вы замечали, что новорожденный пугается резких звуков, он вздрагивает, прикрывает глаза, иногда морщит лобик и кричит.

Развитие слухового восприятия у детей до 3-х лет

  • к трехмесячному возрасту, ваш малыш со вниманием прислушивается к разным звукам. Ваш малыш меняет поведение, в зависимости от интонации говорящего и силы звука;
  • у малыша появляется поисковое движение источника звука;
  • малыш постепенно учится отличать голос матери от других голосов;
  • к полугодовалому возрасту, малыш может слышать высокочастотные звуки (свисток, звонок), звуки разговорной речи, и тихие звуки (шепот);
  • поворачивает головку в направлении звука;
  • учится связывать слуховые и зрительные впечатления;
  • к полугодовалому возрасту гуление вашего ребеночка становится более разнообразным. В гулении появляются множество новых звуков и интонаций, прибавляются некоторые согласные звуки. Т.е. появляется лепет;
  • развивается слуховая память, пополняется словарь звуков;
  • после шести месяцев важную роль играет диалог между значимым взрослым и малышом. Маленький при общении использует не только гуление и лепет, малыш дополняет свой «посыл» жестикуляцией и мимикой!

Сигналы тревоги!

  1. Полное отсутствие или частичное присутствие вялого гуления, позднее появление гуления (после 4-5 месяцев).
  2. Отсутствует поворот головки в направлении источника голоса.
  3. Малыш не проявляет реакцию на шепотную речь.
  4. Малыш не реагирует на игрушку-пищалку.

  5. Необычные голосовые реакции: единообразные, звуки гуления без интонации.

  • Если вы наблюдаете такие признаки у вашего малыша, вам необходимо срочно обратиться к специалисту!
  • Хочу обратить ваше внимание, дорогие родители, в этом возрасте практически невозможно разделение развития слухового и зрительного восприятия и развития мелкой моторики малыша.
  • Отсутствие или недоразвитие хотя бы одного звена этой сложной цепи развития, повлечет за собой нарушения или задержку развития в других областях.

К восьми – десяти месяцам малыш понимает значения единичных слов, откликается на свое имя, замирает, когда ему произносят «нет», «подожди». Умеет выполнять отдельные действия («дай», «ладушки»).

В возрасте девяти – десяти месяцев на вопрос «где» могут сориентироваться. Малыш или находит глазками, или показывает ручкой.

В период семи – девяти месяцев лепет разнообразен, активен. Некоторые детки имеют в своем словаре двусложные слова (это такие слова, которые состоят из двух одинаковых слогов: мама, папа, баба). Но, следует отметить, что чаще всего эти слова не имеют адекватную смысловую нагрузку. А являются переходом к целенаправленным словам.

Сигналы тревоги для периода девяти месяцев:

Если малыш к девяти месяцам…

  1. У малыша нет реакции на свое имя. Не останавливает, когда его зовут.
  2. Малыш не поворачивает головку в направлении источника (разговор или шепот).
  3. Отсутствие лепета, или же он вялый и неактивный.
  4. Малыш не выполняет простых действий по просьбе взрослого («дай», «нельзя»).

Теперь давайте перейдем к развитию речи. В период до года ваш малыш находится в доречевом периоде. Своеобразный подготовительный этап.

Развитие речи немного отличается от всего описанного ранее. Эта функция связана со знакомством и исследованием окружающего мира. На основе развития двигательной активности, зрительных и слуховых реакций, эмоционального диалога мама – малыш образуется речевая активность вашего малыша.

Вы уже знаете, что новорожденный ребенок общается с миром с помощью плача, крика, мимики и позы тела. Криком малыш говорит вам о том, что хочет кушать, или ему холодно или больно. Чем лучше взрослые понимают такие сигналы, тем продуктивней их взаимоотношения.

Любопытно, что сосательный рефлекс (когда малыш производит активные сосательные движения) является предпосылкой для будущего развития речи!

Немного попозже появляется «комплекс оживления» (своеобразное эмоционально-выразительное поведение). Малыш уже умеет произносить гортанные звуки, улыбается, активно двигает ручками и ножками.

В возрасте трех месяцев малыш в качестве «общения» использует гуление и смех. Малыш не понимает смысл слов, однако прекрасно реагирует на различную интонацию (ласковая и веселая интонация вызывает смех).

Интересный факт! В радостных криках выражается не только хорошее настроение малыша, но и радость от собственного умения звукообразования!

В период четырех – пяти месяцев быстрыми темпами развивается гуление. В этом возрасте малыш умеет произносить напевные гласные звуки («а-а-а», « у-у-у»). Постепенно они переходят в «ау-ау-ау» или «вау-вау». Таким образом, малыш привлекает к себе внимание взрослого или пытается установить с ним контакт.

В возрасте пяти – шести месяцев появляется лепет. Малыш произносит первые слоги «ма-ма», «ба-ба», «ва-ва». Речь начинается приобретать познавательную функцию.

После полугода ребенок осваивает указательный жест. Например, когда взрослый произносит «ав-ав» и спрашивает «где?», малыш поворачивается в сторону предмета и показывает пальчиком.

Постепенно расширяется опыт понимания обращенной речи!

В период от девяти месяцев до года начинает овладевать навыками речевого подражания. Малыш стремится произносить новые слоги совместно с взрослым.

Обратите ваше внимание, что малыш может использовать один и тот же слог для обозначения знакомых ситуаций и вещей. Эти первые «слова» имеют большой понятийный спектр.

В данный период наступает важный момент в развитие речи и мышления. Малыш умеет реагировать на запреты, выполняет простые действия по просьбе.

К окончанию первого года пассивный словарь ребенка гораздо больше, чем активный. Но у малыша есть великое стремление общаться с вами любым доступным ему способом. Это важно для развития речевой функции.

Есть немало факторов, от которых зависит овладение речью на первом году. Сюда относятся: работа органов слуха, развитие речевых зон в коре больших полушарий, состояние артикуляционного аппарата, также немало важным является эмоциональное состояние малыша, удовлетворение его потребностей в исследовании окружающего мира, активность речевой среды.

Сигналы тревоги

Давайте рассмотрим сигналы тревоги по возрастным периодам:

Для трех месяцев:

  1. Не вздрагивает при резком и неожиданном звуке.
  2. Сам не издает звуки.
  3. Нет реакции на лицо и на голос взрослого.

Для шести месяцев:

  1. Не поворачивает голову или не поворачивается сам на звук.
  2. Не произносит звуки.
  3. С помощью звуков и мимики не мотивирует вас к общению.

Для девяти месяцев:

  1. Не тянет ручки к взрослому.
  2. Нет реакции на свое имя.
  3. Не повторяет звуки за вами.
  4. Когда самостоятельно играет, не «комментирует» это звуками.

Для двенадцати месяцев:

  1. Нет указательного движения рукой.
  2. Не подражает вашим жестам.
  3. Не применяет жесты сам.
  4. Не понимает просьб о выполнении отдельных действий («дай»).
  5. Нет реакции на игры в прятки, ладушки.
  6. Не дает взрослому игрушку, чтобы поиграть вдвоем.

Успехов во взрослении вашему малышу!

Источник: https://www.mapapama.ru/children/razvitie/nervno-psixicheskoe-razvitie-detej-pervogo-goda-zhizni-chast-3

Развитие ребенка в 3 года: слуховое восприятие

Чем старше становится ребенок, тем интереснее ему изучать окружающий мир, тем сильнее у него это желание. Его интересует практически все и звуки, шумы также входят в это число.

Занятия по развитию ребенка в 3 года должны включать в себя не только изучение свойств предметов, их цветов, но и звуков, которые они могут издавать.

От нас (родителей) требуется предоставить ему все необходимое для того, чтобы малыш мог услышать максимальное количество разных звуков, помочь ему запомнить их, а также научить малыша различать и воспроизводить их.

[su_spoiler title=»Развитие слухового восприятия ребенка в 3 года: что выбрал мишка?» open=»no» style=»fancy» icon=»plus» anchor=»Развитие слухового восприятия ребенка в 3 года: что выбрал мишка?» class=»»]

Для этой игры вам необходимо приготовить несколько музыкальных инструментов (конечно же игрушечных). Это может быть барабан, какая-то пищалка, гармошка и т.д. Также приготовьте ширму или что-то, что сможет выполнять её роль, и любого игрушечного героя. В нашем случае это будет мишка.

Сначала разложите все инструменты перед малышом и вместе с ним их изучите, прослушайте. После этого скажите о том, что каждая игрушка имеет свой голос. Скажите, что одна звучит протяжно (это будет гармошка), другая издает свист (свистит) и это пищалка, а третья стучит «бум-бум» (конечно же барабан).

Позвольте ребенку самостоятельно поиграть с инструментами, пусть он извлечет звук из каждой. После этого поставьте перед малышом ширму, чтобы он не мог заглянуть за неё, и попросите его угадывать предмет, на котором будет играть мишка. Если малыш отгадает, то выгляньте из-за ширмы и снова сыграйте на том же инструменте.

В следующих играх можно добавить колокольчики, бубен, погремушку и т.д. Кстати, если взять обычную банку и наполнить её чем-то, что она, в зависимости от содержимого, может греметь, шуршать, звенеть и т.д. Это еще одни звуки, с которыми будет полезно познакомить вашего малыша для его развития.

[/su_spoiler]

[su_spoiler title=»Развитие слухового восприятия ребенка в 3 года: тихо или громко?» open=»no» style=»fancy» icon=»plus» anchor=»Развитие слухового восприятия ребенка в 3 года: тихо или громко?» class=»»]

Набор и количество исходных предметов для этой игры зависят полностью от вашей фантазии. Можно брать любые предметы, имеющиеся у вас дома, которые могут каким-либо образом звучать: деревянные и железные ложки, крышки от кастрюль, стеклянные баночки разного размера (в них еще можно насыпать разной крупы), пластиковые бутылочки и т.д.

Возьмите любой предмет и потрясите его или постучите по нему чем-то. К примеру, по жестяной баночке можно постучать деревянной ложкой. После предложите малышу сделать тоже самое, только обязательно проговорите: «Ты берешь баночку и трясешь ею, она гремит».

Когда ваш малыш научится и будет извлекать звуки при помощи предметов уже самостоятельно, его можно познакомить с понятиями «тихо» и «громко». Для этого возьмите две пластиковых бутылочки, наполните одну мелкими предметами, а вторую крупными.

После этого потрясите первую и скажите: «Вот такой звук громкий», потрясите вторую и скажите: «Вот такой звук тихий». Обязательно дайте бутылочки малышу, чтобы он сам попробовал издавать с их помощью звуки.

Попросите его извлечь громкий / тихий звук.

  • Вечером, после игры, когда малыш ложиться спать, спросите его, как ему спеть песенку: тихо или громко.
  • [/su_spoiler]
  • Больше материалов по развитию ребенка в 3 года вы найдете в разделе «Развитие от года до 3 лет» нашего клуба родителей Тумми.

Источник: http://roditeli.club/razvitie-rebenka/ot-goda-do-3-x-let/razvitie-rebenka-v-3-goda-sluxovoe-vospriyatie/

Развитие слухового восприятия у детей

Развитие слухового восприятия у детей состоит из двух этапов: вначале ребенок учится различать звуки окружающего мира, а затем идентифицировать речь людей. Слуховое восприятие бывает физическим и фонетическим. Умение слышать, понимать и отличать звуки помогает детям ориентироваться в окружающем мире, а также становится базой для планомерного развития речевых навыков.

Итак, как же должен развиваться слух у детей?

Развитие физического (неречевого) слуха

Уже с первых дней жизни ребенок воспринимает различные звуки окружающего мира, однако примерно до месяца он не разделяет их по громкости, интенсивности и характеру звучания. Этот навык, являясь врожденным умением, развивается абсолютно у всех детей, за исключением тех случаев, когда у ребенка наблюдаются серьезные проблемы в строении слухового аппарата.

Физический слух необходим нам для ориентировки в окружающем мире. Становясь старше, ребенок сможет сопоставлять звук с действием. Например, по интенсивности и громкости автомобильного шума можно понять, насколько далеко от нас находится машина, даже не смотря на нее.

Развитие слухового восприятия у детей, особенно его физической составляющей, зависит от разнообразия звуков в жизни ребенка.

Чтобы поспособствовать формированию тонкого слуха, неонатологи рекомендуют родителям с самого раннего возраста прививать детям любовь к музыке.

Кроме того, физический слух хорошо развивают звуки живой и неживой природы — мяуканье кошки, пение птиц, шум дождя, звучание ветра и т.д.

Развитие фонематического (речевого) слуха

Фонематический слух является основой речи ребенка. Благодаря этому умению ребенок может воспринимать и различать на слух звуки родного языка, а также дифференцировать сочетания речевых звуков — слоги, слова, предложения и т.д.

Практически сразу после рождения ребенок способен отличить голос матери от голосов других людей. Но поначалу этот навык базируется только лишь на интонационном окрасе, то есть, младенец еще не различает отдельных речевых звуков. Первое проявление фонематического слуха появляется у ребенка ближе к трем месяцам, когда он реагирует на голоса родных, а также осваивает первый лепет.

Для развития фонематических способностей ребенка родителям нужно чаще разговаривать с ним. При этом следует уделять пристальное внимание правильности своего произношения, артикуляционной и интонационной выразительности.

Нормы слухового развития у детей

  • Развитие слухового восприятия у детей должно соответствовать следующим нормам:
  • 1-3 месяца — ребенок оживляется, когда слышит человеческую речь.
  • 4-5 месяцев — ребенок лепечет и гулит, быстро реагирует на посторонние шумы.

6 месяцев — 1 год — ребенок слышит не только громкие звуки, но и шепот. Узнает знакомые шумы (дождь, звучание песен и т.д.).

1 год — 1,5 года — ребенок имитирует голоса взрослых, подражает животным. Может произнести около 10 слов.

2 года — слышит речь с расстояния 5-ти метров. Определяет источник звука, не видя его.

3 года — различает мелодии. Использует в своей речи интонационную выразительность (может говорить тихо, громко, взволновано, удивленно и т.д.).

Источник: https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/razvitie_ditey/razvitie_slukhovogo_vospriyatiya_u_detey/

Мир вокруг меня: развитие восприятия ребенка от 1 до 3-х лет

За первый год жизни ребенок накопил огромный чувственный опыт. Но не надо забывать, что его накопление проходило на основе продолжающегося развития нервной системы. В раннем детстве (от 1 до 3-х лет) восприятие, как психический процесс продолжает оставаться несовершенным. Это проявляется, прежде всего, в том, что ребенок не может выделить все признаки и свойства предмета, что каждое отдельное свойство он воспринимает и осознает в деятельности с этим предметом. Малыши быстрее осваивают такие внешние признаки предмета, как величина, а затем форма. Если мама, играя с ребенком, постоянно называет и выделяет для малыша размер предметов, то к концу второго года жизни ребенок самостоятельно может найти и показать большой и маленький мячик, большую и маленькую собачку, и т. д. Чем больше различаются предметы по размеру, тем легче ребенку воспринимать этот признак и оценить его значение для предметной деятельности. Например, если предлагать ребенку складывать в коробочку шарики, то лучше взять очень маленькие и очень крупные, которые явно не соответствуют размерам коробки. Тогда ребенок в процессе собственной деятельности оценит значение размера предмета.

Очень важно так организовать деятельность ребенка, так подбирать материал для обследования, чтобы ребенок именно из собственной практики, а не со слов взрослого познавал признаки и свойства предметов.

Форма предметов тоже осваивается малышами достаточно рано, в сравнении с цветом. Дети 1,5 — 3 лет гораздо легче подбирают предметы похожие по размеру и форме, чем по цвету.

Это связано с тем, что признак цвета не играет роли в результативности действия.

То есть, если палка короткая или длинная, то от этого будет зависеть, достанет ли ребенок ей мячик, а ее цвет не будет иметь никакого значения.

Если Вы будете внимательно наблюдать за ребенком в течение продолжительного времени, то Вы увидите, как меняется характер его действий с предметами. Сначала процесс освоения носит хаотичный характер, ребенок спонтанно пробует то один, то другой способ выполнения. Затем возникает новый способ ориентировки во внешних признаках предметов — это примеривание.

Способность использовать отдельное свойство предмета, как мерку для сравнения, сопоставления, соотнесение предметов и их частей, — это начальная ступень в развитии логики ребенка.

Яркий пример использование мерки — это игра с пирамидкой и матрешкой, когда ребенок учиться выполнять действия, примериваясь к размеру (самому маленькому и самому большому).

Разница между детьми 2 и 3 лет будет заключаться в том, что 2-х летний малыш будет многократно примеривать детали, пробовать то одно, то другое колечко или матрешку, ошибаться и исправлять ошибки.

Ребенок 3-х лет будет выполнять эту задачу на основе зрительного соотнесения, разложит, рассмотрит, оценит зрительно размер, затем соотнесет друг с другом отдельные части игрушки.

Такое зрительное соотнесение становиться возможным потому, что у ребенка складываются определенные представления о свойствах предметов. Ребенок не просто знает, что такое мяч, он знает, что он круглый, что может быть большим или маленьким и разного цвета, что он катиться и подпрыгивает.

Для развития соотносительных действий используйте дидактические игрушки: вкладыши, крупные пазлы, крупный конструктор, тренажеры с завязками, кнопками и пуговицами.

Учите малыша подбирать предметы по определенному признаку, только когда убедитесь, что ребенок хорошо ориентируется в свойствах предметов. Учите подбирать предметы сначала такой же формы, потом размера, а потом цвета.

Используйте игровые ситуации: найти котенку такой же клубок, одеть кукле такой же башмачок, подарить мишке такой же бантик и т.д.

В связи с развитием предметной деятельности у детей раннего возраста активно развивается тактильное восприятие, ведь обследуя предмет и действуя с ним, ребенок руководствуется не только зрительной, но и тактильной информацией.

Дети различают множество свойств окружающих их предметов: тело, холод, мягкость, шершавость, колкость и многое другое.

Ребенок может самостоятельно не называть все знакомые ему свойства, но в его сознании они закрепляются за вполне определенными объектами.

Не забывайте, что развитие тактильного восприятия не мене важно для детской психики, чем развитие зрения, слуха и движений. Следите за разнообразием окружающих ребенка предметов и постоянно называйте ему те свойства, которые он воспринимает через обоняние и осязание.

Развитие слухового восприятия у детей раннего возраста — это, прежде всего, развитие восприятия человеческой речи. Чем больше деятельность ребенка сопровождается речью взрослого, тем активнее развитие фонематического слуха. Иными словами, чем больше с малышом говорят, тем быстрее происходит его речевое развитие.

Помните, что малышу надо многократно называть предмет и его свойства, просить повторить за взрослым названия предмета и его признака, задавать ребенку простые вопросы о предмете и давать образец ответа на них.

Развитие слухового восприятия не ограничивается восприятием речи. Ребенок продолжает открывать для себя «звучащий» мир, хорошо знакомые предметы.

В различных играх полезно упражнять детей в узнавании предметов только на слух. В этом могут помочь музыкальные игрушки и игрушки со звуком, а также бытовые предметы.

К концу раннего возраста восприятие ребенка настолько совершенствуется, что позволяет перейти на следующую ступень развития познавательной деятельности.

Версия для печати

Источник: http://www.detsad164.ru/advice/psychologist/statya27

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector