Тактильное развитие детей первого года жизни

Формы элементарного восприятия развиваются достаточно рано, уже в первые месяцы жизни малыш начинает воспринимать окружающее, по мере взросления и становления развиваются рефлексы на раздражители.

Дифференциация раздражителей комплексного вида в первые месяцы жизни ребенка несовершенная и отличается от той которая возникает в старшем возрасте.

Объяснить это можно просто процесс возбуждения преобладает над процессом торможения.

Связь восприятия с действиями

Ребенок в возрасте 1-3 года выделяет для себя предметы яркие, подвижные, необычные для него запахи, звуки одним словом он выделяет все, что вызывает определенные эмоциональные и ориентировочные реакции. Связи восприятия возникают в моменты, когда малыш знакомится с предметами обычно в процессе игры и занятий.

Тактильное развитие детей первого года жизни

Связь ребенка с предметами, запахами и действиями характерная необходимость, новый предмет с которым сталкивается дитя, непременно привлекает его внимание.

Ребенок берет его в ручки, рассматривает, трогает и начинает воспринимать предмет с его особенностями. Так, например мальчики воспринимают машинку по мере ее условного разделения, колесики, кабина и прочие.

Девочки воспринимают куклу таким же образом, ножки, ручки, голова и все в целом воспринимается как кукла.

Вследствие небольшой практики двигательной и зрительной связи дети младшего возраста воспринимают предметы с неточностью. Особенно часто ребенок ошибается с восприятием предмета, который находится на некотором удалении.

Тактильное развитие детей первого года жизни

Для того чтобы научить малыша воспринимать окружающие предметы, психологи рекомендуют прибегать к специальным упражнениям. Упражнения касаются практически всех видов восприятия.

Абстрактное, то которое направлено на узнавание геометрических форм, квадраты, круги, треугольники. После изучения ребенок сможет понимать некоторые фигуры, ассоциируя их с предметами.

Так например он сможет воспринимать телевизор, и знать, что внешне это может быть квадрат или прямоугольник. Колесо это круг и так далее.

Немаловажно, что упражнения касаются самого сложного вида восприятия это времени. Возраст с 2 лет и до 4 самый трудный для того чтобы время воспринималось правильно, обычно в этом возрасте само понятие для ребенка недифференцированное и очень смутное. Ребенок может путать понятия 10 минут и 30 минут, и только в школьном возрасте приходит понимание того, что такое время.

Уникальные сдвиги развития восприятия возникают под полным влиянием речевого общения с людьми старшего возраста, обычно в роли этих людей выступают родители или бабушки с дедушками. Взрослые помогают детям, объясняя предмет, выделяя его функционал и отвечая на вопросы малыша. Все это помогает в развитие восприятия у детей.

Тактильное восприятие

Взрослый человек, входя в темную комнату первое, что ищет это маленький кусочек пластика, нажав на который в комнате будут светло. Это и есть тактильное восприятие. Не стоит объяснять на сколько важно это восприятия для ребенка.

Тактильное восприятие является кирпичиком в фундаменте общего развития малыша. Кроме того именно тактильное восприятие способствует правильному становлению речи. Связано это с особенностью мозга.

Известно, что зоны развития мелкой моторики и речевая зона находятся рядом, соответственно они связаны между собой.

  Как отпраздновать первый день рождения малышаТактильное развитие детей первого года жизни

Становление тактильного восприятие происходит с момента рождения, так ребенок реагирует на то, какая ему сейчас подложена пеленка, теплая или холодная, прикосновение мамы все это воспринимается ребенком. В первые месяцы рождения малыш исполняет только пассивную роль в развитие тактильного восприятия, тем не менее, это очень важные периоды успешного развития.

По мере подрастания малыш начинает уже самостоятельно развивать восприятие посредством ощупывания предметов.

В этот момент родителям непременно нужно прощать ребенку разные мелочи, так например рассыпанная по дому мозаика, может убраться, но именно этот процесс очень важен для тактильного восприятия.

Постоянные запреты, которые применяются во многих семьях, делают так, что ребенок развивается неправильно, и уже потом родители сталкиваются с огромной проблемой.

Развитие тактильного восприятия

Заниматься тактильным восприятием можно везде и дома и на улице во время прогулки.

Дайте возможность ребенку поучаствовать в процессе приготовления еды, к примеру, пусть перекладывает кухонные принадлежности вилки и ложки, конечно, внимательно следите за безопасностью ребенка ведь вилка предмет достаточно опасный.

Можно дать ребенку перебирать боб или горох. Прикосновения малыша к предметам играют на пользу малышу и прибавляют ему тактильных ощущений.

Тактильное развитие детей первого года жизни

На улице дайте возможность ребенку почувствовать камень, веточку дерева и прочие. Играйте в игры, которые помогают развить тактильные восприятия. Игра мешочек с сюрпризом. Положите в мешок маленькие предметы и игрушки, по мере того как ребенок опускает в мешок руку он для начала должен определит что за предмет попал к нему, и только потом доставать его.

Развитие восприятия цвета

Глаза ребенка с первых недель жизни получают возможность различать цвета, не случайно погремушки имеют достаточно яркие цвета, это помогает малышу не только различать цвета, но и концентрировать внимание.

Тактильное развитие детей первого года жизни

Яркие цвета развивают у маленького человека положительные эмоции. Как правило, основное восприятие цвета происходит после 4 месяцев жизни ребенка.

Однако, отношение к цвету у детей неустойчиво, и тот цвет, который сперва радует, может стать цветом раздражающим.

На примере можно сказать мальчик пытается разобрать машинку зеленого цвета, у него нечего не получается, соответственно он охладевает к зеленому цвету и цвет уже не привлекает.

Собственно для того чтобы развить у ребенка правильное восприятие цвета многого делать не нужно. Главное достаточное количество впечатлений. Разноцветные игрушки, красочные мультфильмы, все это развивает восприятие цвета.

  Развитие ребенка в один годик

Развитие восприятия музыки детьми

Особенности данного вида восприятия, по мнению специалистов, самый сложный процесс, который необходимо освоить ребенку. Музыка способна развить ассоциации живого характера, сенсорные ощущения и многое другое.

Красивая музыка развивает помимо восприятия музыки детьми фантазию и отражает настоящий момент, который переживает малыш. Восприятие этого элемента зависит от взаимоотношений в семье, отношения родителей к своему чаду.

Для развития музыкального восприятия рекомендуется использовать вокальную музыку, так как такая музыка более понятна ребенку. Классическая музыка уже элемент сложнее, но классика позволяет развить у ребенка чувство прекрасного.

Для того чтобы малыш с легкостью воспринимал музыку, ежедневно преимущественно в вечернее время рекомендуется ставить произведения данных жанров, лучше всего если музыка будут приглушена. Идеально сочетать музыкальное восприятие с некоторыми другими видами.

Например, прослушивания музыки в момент рисования, вы увидите разницу картинок, которые рисует малыш во время звучания музыки и без нее.

Развитие пространственного восприятия у детей

Процесс пространственного восприятия у детей происходит в тесном взаимодействии с познанием окружающего мира. Определение расстояния до предмета достаточно сложно воспринять, не только малышу, но и нередко взрослым людям. Тут может быть применена только средняя степень восприятия.

Для начала стоит пробовать развить у малыша оценку размеров предметов. В этом активно используются игрушки, но не машинки и куклы, лучше всего использовать кубики, мячики и прочие. Правильная оценка размера предмета впоследствии разовьет способность воспринимать этот предмет на расстоянии.

Тактильное развитие детей первого года жизни

Также отлично работает для развития пространственного восприятия иллюстрированная книга. Наверное, родители замечали, ребенок рассматривает картинки, при этом книга перевернута, но он различает и видит знакомые ему персонажи.

Малыш способен воспринимать картинку даже в таком виде, это и есть развитие восприятия ребенком.

Максимум восприятия пространства достигается в возрасте 10 лет, в этом возрасте ребенок способен адекватно видеть все то, что его окружает, приблизительно оценивать расстояние до предмета.

Развивать ребенка можно используя простые вещи. Расставьте кубики по комнате, так, чтобы они были видимы угловым зрением. Воспринимая расставленные предметы, малыш будет проводить воображаемую линию между ними. Тем самым активно развивая пространственное восприятие.

Моделирование, еще один уникальный метод развития пространственного восприятия. Для этого подойдет самый обычный конструктор. Позвольте ребенку самостоятельно моделировать, его мышление подскажет, как должно выглядеть в пространстве то, что он хочет смастерить.

Источник: https://shop-kid.ru/razvitie-vospriyatiya-u-detej

Тактильное восприятие у детей: развиваем с помощью упражнений

Тактильное восприятие первым открывает детям дверь в познание окружающего мира. Малышам столько всего предстоит узнать и усвоить. А начальный объем знаний они в буквальном смысле получают на ощупь.

Дошкольникам в освоении действительности помогают все каналы восприятия: тактильный, зрительный, слуховой, вкусовой, обонятельный. Работают они в тесной связке, «считывая» актуальную информацию присущим им способом.

Выясним, как задействуется тактильное восприятие у детей. 

Тактильное восприятие как познавательный процесс

Тактильное восприятие – это познание (обследование, распознавание) объектов при непосредственном касании. Этот вид восприятия еще называют осязательным. Его суть заключается в отражении характеристик, особенностей поверхности и структуры того, к чему прикасаются.

Тактильное развитие детей первого года жизни

Механизм тактильного восприятия основан на действии кожных рецепторов. Рецепторы являются сложным устройством, воспринимающим сенсорные сигналы и считывающим информацию. Эти устройства расположены по поверхности всего тела, обеспечивая кожную чувствительность.

Самые восприимчивые к разнообразной информации рецепторы сконцентрированы на пальцах рук. Ощупывая предметы, человек может получить так много информации, как будто он смотрит на них. Поэтому осязание считают, в первую очередь, познавательной функцией руки человека.

Процесс восприятия предоставляет ребенку возможность формировать образы, делать связанные с ними умозаключения. Чувственное отражение и тактильные ощущения дают такой же богатый материал для мыслительной переработки, как и зрительные.

Развитие тактильного восприятия у детей     

Восприятие дошкольника – познавательный процесс, который открывает двери к пониманию того, как устроен мир, какими особенностями обладают предметы и явления, как они взаимосвязаны между собой.

В первые годы жизни ребенка основной является предметная деятельность. Дети прикасаются к разным предметам и ощущают их особенности, обращают внимание на различия.

Твердая поверхность стола совсем не такая, как махровое полотенце, а пластиковый кубик отличается от мягкой игрушки.

Благодаря тактильным ощущениям малыш воспринимает такие признаки как твердость-мягкость, тепло-холод, колючесть-пушистость и пр.

Вся сенсорная информация постепенно накапливается детским мозгом. Дошкольник все больше и тоньше различает тактильные сигналы. После трех лет он уже прекрасно осознает, что пружинистость надувного шара сильно отличается от подобной характеристики резинового мячика, а вязкость манной каши вовсе не похожа на такое же свойство пластилина.

Тактильное восприятие предметов позволят ребенку непроизвольно накопить базу характеристик объектов, что в дальнейшем используется им для понимания свойств и особенностей всего окружающего.

Если в раннем детстве восприятие характеризуется непроизвольностью и хаотичностью, то в дошкольном возрасте оно становится осмысленным интеллектуальным процессом.

Эти качественные характеристики можно проследить даже на таком элементарном примере, как прикосновение. Малыш до 2-3 лет хватает, хлопает ладошкой по всему, до чего дотянется.

Читайте также:  Развитие мелкой моторики у детей до года

Младший дошкольник уже понимает, что все подряд трогать нельзя. Он проявляет осторожность, и в настораживающих его ситуациях прикоснется только пальчиком, быстро одернув руку.

Правда, остается еще проблемой то, что не все реально опасные ситуации распознаются ребенком.

Роль тактильных ощущений в восприятии формы

Многие образы в дошкольном возрасте формируются и запоминаются благодаря информации, поступающей через тактильные каналы. Получив в подарок огромную мягкую игрушку, ребенок наслаждается ее мягкостью, шелковистостью, еще не понимая, что же за существо олицетворяет этот великан.

Тактильное развитие детей первого года жизни

Потом взрослые объяснят, что к малышу пожаловал Мишка или Верблюжонок. Но главным признаком образа для дошкольника еще долгое время будет оставаться нежная искусственная шерсть.

Вычленение отдельного признака способствует и при восприятии формы и контуров геометрических тел, коих среди детских игрушек предостаточно. Дошкольник твердо усваивает, что кубики имеют четкие углы, а все, что отличается круглой формой, можно называть мячиком.

Узнавать эти формы в дальнейшем ребенку помогает зрительное и тактильное восприятие. В большинстве случаев малыш, конечно, увидит угловатые или сферические фигуры. Но, если предложить дошкольнику игру с закрытыми глазами и давать ему в руки предметы соответствующих геометрических форм (кубик, мячик, колечко, пирамидку), он успешно их определит.

Упражнения на развитие ощущений и осязания

Тактильное восприятие информации настолько важно, что в психологической науке его часто называют тактильным зрением. Причем, имеем тот случай, когда не бывает рано начать активное развитие осязательных способностей.

Тактильное развитие детей первого года жизни

В настоящее время существуют развивающие мягкие конструкторы с вырезанными формами и набором разнообразных фигур, которые ребенку нужно вкладывать в соответствующие ячейки.

Кроме готовых моделей, полезно использовать подручные средства. Повышают чувствительность кожных рецепторов манипуляции с песком, манной или другой мелкой крупой. Дети прикасаются ладошками, сжимают, пересыпают, погружают руки в такой сыпучий материал, что дает им различные ощущения.

Малыши с интересом ощупывают со всех сторон те предметы, которые им дает мама или другой значимый взрослый. Более того, они пробуют их на зуб, в чем нет никакой необходимости для продвижения в развитии осязательных навыков.

Достаточно просто дать возможность всячески потрогать предмет, обратить внимание на особенности поверхности или формы. Потом назвать свойства и объект, чтобы ребенок постепенно запоминал нужные связи. Например, «это желудь – сам он гладкий, но имеет шершавую «кепочку».

Детям среднего и старшего дошкольного возраста нравятся упражнения, в которых заключена некоторая таинственность.

А распознавание предметов или материала на ощупь содержит именно элемент загадочности.

Интересно проходит игра, когда предметы находятся за ширмой или в мешочке, и детям нужно распознать их только на основе осязательного обследования. Лучше, если в такой игре участвуют 2-3 человека.

Упражнение 1. Подготовьте набор мелких предметов, хорошо знакомых дошкольнику. В такой набор могут войти пуговица, ракушка, желудь, колечко, камушек, колпачок от шариковой ручки и подобные атрибуты. Сложите их в непрозрачный мешочек. Предложите детям по очереди запускать руку в мешочек, выбирать один предмет, описывать его словесно, не вытаскивая из мешочка, и называть.

Упражнение 2. Познакомьте заблаговременно детей с различными крупами и природными материалами: зерно, гречка, горох, бобы, тыквенные и подсолнечные семечки, некоторые виды орехов особенной формы. Как и в предыдущем упражнении, участникам необходимо определить на ощупь, что оказалось в их руке.

Упражнение 3. Подготовьте небольшие лоскутки ткани различной фактуры. Это могут быть клочки сатина, грубого полотна, бархата, батиста, органзы… Предварительно изучите с детьми тактильные особенности каждой ткани и ее название, а затем начинайте игру.

Подобные игры, несомненно, полезны детским ручкам. Помимо оттачивания кожной чувствительности и тактильного восприятия, они способствуют развитию мелкой моторики. Вопрос, нужно ли специально уделять внимание восприятию, основанному на тактильных ощущениях, снимается очевидной истиной, что процесс восприятия является основой для развития мышления и сознания ребенка.

Источник: https://alldoshkol.ru/process/taktilnoe-vospriyatie

Тактильное развитие детей до года. | Все о детках

Тактильное развитие детей первого года жизни

Тактильное развитие детей

Кожа ребенка является первым проводником в окружающий мир. Еще находясь в утробе у мамы, малыш трогает свое тело, кладет пальчик в рот, сосет его, тем самым, устанавливая тактильный контакт.  С помощью прикосновений он изучает новый для себя мир. Поэтому, очень важно, начать развитие тактильного восприятия сразу же, с первого дня жизни малыша.

Начинать развитие тактильных ощущений нужно с самых простых упражнений и уже потом, согласно возрасту ребенка, их можно будет усложнить и разнообразить.  Давайте узнаем об этом поподробнее:

Возраст ребенка от 1 до 3 месяцев.

Что может быть нежнее маминых прикосновений?! Ответ — ничто! Смело общайтесь с ребенком при помощи массажа. Первые ваши движения должны быть мягкими и не резкими, например, обычное поглаживание.

Чуть позже вы смело можете добавить в массаж такие элементы как растирание и разминание, а для разнообразия воспользуйтесь дополнительными атрибутами.

С этой ролью прекрасно справятся катающиеся предметы (мягкие мячики, фасоль, орехи, палочки или карандаши). Катайте их по спинке малыша, но без давления!

Для массажа стоп можно воспользоваться любой крупой. Рассыпьте крупу и, поддерживая ребенка за подмышки, поставьте на нее. Должен сработать врожденный рефлекс, который заставит его передвигать ножками.

Возраст ребенка от 2 до 6 месяцев.

В такой период малышу нравится трогать все, что привлекает его внимание. Поощряйте это! Давайте ребенку разные предметы, желательно, отличающиеся по текстуре. Это может быть ваше шелковое платье или шерстяная юбка. Пусть он в них барахтается и пробует «на зубок». Это очень важно! В ход могут идти любые различные предметы и игрушки, конечно, кроме колющих и режущих.

Не забудьте и про двери, стены, шкафы и зеркала. Возьмите ручку малыша и проведите ею по их поверхностям. А если поверхность еще и скользкая, приложите к ней спинку или животик ребенка. Поскользите по ней то вверх, то вниз. Поверьте, это доставит ему огромное удовольствие.

На заметку! Когда вы даете ребенку потрогать предмет, называйте его. Учеными доказано, если ребенок слышит одно и тоже слово больше 70 раз, он его запоминает.

Возраст ребенка от 8 месяцев.

Ребенок уже умеет сидеть и манипулировать ручками? Здесь для развития тактильного восприятия в ход идут рисование, аппликация и пальчиковые упражнения для маленьких.

Для рисования используйте только специальные безопасные краски, а еще лучше, если они будут съедобными. Ведь малыш, увидев такие яркие цвета, обязательно попробует их на вкус. Сделать съедобные краски очень просто. В детский творожок добавьте томатную пасту, шпинат и другие красящие продукты питания. Так вы будете уверенны, что во время творчества ваш малыш в полной безопасности.

Рисовать можно на любой бумаге, например, на толстом картоне, газете, на обоях и т. д. Главное, чтобы формат «холста» был не меньше А3. Специалисты считают, что маленькие просторы для рисования мешают ребенку развивать свои творческие способности. Кстати, рисовать малыш в таком возрасте должен исключительно только пальчиками. Кисточку рекомендуется давать не ранее 2 лет.

Для создания аппликации используйте различные материалы. Сюда подойдут крупы, листики, веточки, цветная бумага, фольга, фантики от конфет и многое тому подобное. Разложите перед ребенком все эти сокровища. Позвольте ему их потрогать, повертеть и даже, попробовать на вкус.

На данном этапе лучше закончить, так как ребенок до года способен концентрировать свое внимание не более чем на 2-3 минуты. С каждым последующим днем продвигайтесь в создании своей аппликации. Здесь главное постепенность. Если малыш не хочет сегодня этим заниматься, не заставляйте его, отложите на завтра. Это важное условие!

Ближе к 9 месяцам можно начинать пальчиковую гимнастику, но об этом уже в другой статье.

Кстати, если ваш малыш уже ходит в детский сад, то для вас большой сборник подвижных игр для детского сада. Предложите их своему воспитателю.

Источник: http://vse-o-detkah.ru/razvivayushhie-igry/taktilnoe-razvitie-detej-do-goda/

Влияние тактильных ощущений на развитие речи у детей до 1 года

Влияние тактильных ощущений на развитие речи у детей первого года жизни.

Не обязательно быть специалистом в области детской психологии или физиологии,чтобы заметить,какое огромное значение для развития ребёнка с самого маленького возраста имеют тактильные ощущения.

Прикосновение к материнской груди, попытки ухватить погремушку, дотронуться губками, ручками, ножками до любого незнакомого предмета-важнейшие, естественные действия малыша. Тактильное развитие детей первого года жизни Рука, пальцы, ладошки ребёнка-едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Тактильные ощущения позволяют ему мысленно сравнить различные поверхности и удивиться многообразию окружающей его природы. Можно сколько угодно рассказывать ребёнку о том,что это мягкая,пушистая собачка,пока он сам не прикоснётся пальчиками к шёрстки. Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление. Отставание детей в речевом развитии в детских домах прогрессирует,что заставляет воспитателей задуматься над новыми методами занятий с воспитанниками. Учёные, исследуя деятельность головного мозга у детей и психического, речевого развития ребёнка, обнаружили закономерность: чем лучше у малыша развиты тонкие движения рук и пальцев, тем лучше развиты мозг и речь. Создано много программ и занятий направленных на развитие тактильных ощущений и мелкой моторики детей, что помогает «разбудить» речевые зоны мозга. Совершенно точно установлено,что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики пальцев и тактильных ощущений. Иначе говоря, чем более подвижные, «послушные» пальчики у малыша, тем легче ему учиться говорить. Задержка речевого развития у ребёнка негативно влияют на формирование личности маленького человека,меняют его отношение к окружающему миру и к самому себе. Движение, осуществляя практический контакт — «реальную встречу» руки с внешним объектом,подчиняется его свойствам: ощупывая предмет,рука воспроизводит его величину и контур и через посредство сигналов, идущих от её двигательного аппарата, формирует «слепок» в мозгу. А.Н. Леонтьев писал: «сетчатка обученного глаза»-это, собственно говоря, сетчатка глаза первоначального научившегося у руки. В отличии от процесса контактной рецепции формы, величины и расстояния,которая осуществляется в движении, как бы принудительно навязываемом объектом, жёстко не определяется и не контролируется:ведь сам объект не оказывает физического сопротивления движению взора,какое он оказывает движущейся по нему руке. Это позволяет понять сложность взаимосвязей взаимодействие зрительно-тактильных связей. «Глаз учит руку-рука учит глаз». У ребёнка умение направлять движения своих ручек к предмету и его ощупывание возникают лишь только на 4 месяце. Хватание предмета возникает между 5 и 6 месяцами жизни. Развитие руки как анализатор,начинается с появления ощупывающих движений. Рука движется не за предметом,а по предмету. С ощупывания начинается интенсивное развитие движений ребёнка.

Читайте также:  Можно ли забеременеть при эндометриозе и как это сделать

Учитывая, возрастные особенности детей первого года жизни, необходимо проводить игры-занятия на развитие тактильных ощущений. Приведу несколько приемов, которыми пользуюсь на занятиях: вкладывание различных по форме шнурков,валиков, колечек, небольших мячиков в ладошку ребёнка,которые изготовлены из разных материалов и структуры; также применяю игры с крупой разные по величине; точечный массаж пальчиков и ладошке ребёнка; игры с водой.

Все игры-занятия сопровождаю художественным словом. Необходимо систематически проводить игры-занятия, чтобы ребёнок закреплял полученные ощущения и мог уже различать их по структуре ближе к году. Конечно необходимо проводить и индивидуальные занятия, учитывая физиологические способности детей. Дети с нарушение слуха и зрения, нуждаются в более частых и индивидуальных играх-занятиях. Систематическая работа на занятиях с детьми, конечно дают свои плоды. Наблюдая за малышами, как они развиваются, видишь результат своего воспитания. Конспект занятия по развитию речи для старшей группы Роль классного руководителя в становлении и формировании учебной группы колледжа Консультации для воспитателей ДОУ. Использование устного народного творчества для развития речи Развитие речи у дошкольников через игру

  • Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе
  • Развитие речи у детей 3-4 лет с ЗРР на материале сказок Сутеева
  • Этапы развития речи у ребенка
  • Задания в картинках на развитие речи для детей 3-5 лет
Ольга Степановна Капитонова # 16 марта 2016 в 14:15 +1
Скоро стану мамой! Вашу статью прочитала на одном дыхании! Полезная, познавательная информация! Спасибо! Удачи!
Ольга Сергеевна Дьякова # 16 марта 2016 в 16:37 +1
Оксана Анатольевна,спасибо за приглашение. С большим интересом познакомилась с вашей работой! Очень интересный, актуальный, содержательный материал. Желаю Вам дальнейших творческих успехов! Примите мой голос!
Любовь Владимировна Лычангина # 16 марта 2016 в 17:08 +2
Оксана Анатольевна, здравствуйте. Вы опубликовали педагогическую статью, которая имеет методическую ценность. Для того, чтобы коллегам было легче сориентироваться в области применения Вашего замечательного материала, в начале публикации следовало поместить описание. Далее обычно указывают автора, цель, задачи. Таковы требования сайта. Фотографии малышей всегда способны оживить даже сухой материал, а у Вас тут — живое слово! Голосую за Вашу качественную публикацию и желаю дальнейших творческих удач!
Татьяна Евгеньевна Сухарева # 16 марта 2016 в 17:37 +2
Добрый день Оксана Анатольевна. Познакомилась статьёй. Интересный и актуальный материал. Многие родители начинают «кусать локотки» когда у ребёнка наблюдается задержка в развитие речи. Проблему проще предупредить, чем затем исправлять. Вы даете советы, которые под силу выполнить любой маме. Начать всё таки следует массажа ладошек и каждого пальчика в отдельности. Затем возможно использование детского игрового коврика собранного из ткани различной по структуре. Там можно расположить (пришить, прикрепить на двусторонний скотч, привязать и т.д.) все те предметы которые Вы упоминаете в своей статье. Ребёнок сможет самостоятельно постигать окружающий мир. И главное мамы должны как можно больше разговаривать с ребёнком, петь колыбельные песни, играть в потешки и рассказывать сказки. Ваш материал может быть использован на занятиях будущих и молодых мам. Примите голос и желаю новых творческих идей.
Светлана Леонидовна Капуста # 16 марта 2016 в 21:54 +1
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Вы опубликовали очень полезную статью. Такие рекомендации необходимо давать всем родителям маленьких детей, т.к. в дальнейшем при поступлении в школу у детей возникает масса проблем в усвоении учебного материала вследствие недоразвития функциональных возможностей рук, мелкой моторики и недостаточности развития речи. Обучаю детей в коррекционной школе, ежедневно приходится работать над формированием и речевых навыков, и функциональных возможностей рук. Тема очень актуальная.
Людмила Александровна Прокопьева # 18 марта 2016 в 15:05 0
Здравствуйте, Оксана Анатольевна. В своей статье Вы затронули актуальную тему не только для молодых мамочек, на и для педагогического сообщества. Мои дочери уже выросли, но я как мама и бабушка могу воспользоваться вашими советами. Спасибо.Желаю успеха. Голосую +1.
Гузель Сагитовна Яхина # 19 марта 2016 в 10:44 0
Добрый день! Прочитала вашу статью… интересно, неординарно, гениально!

Источник: https://ped-kopilka.ru/blogs/oksana-anatolevna-tankova/vlijanie-taktilnyh-oschuschenii-na-razvitie-rechi-u-detei-pervogo-goda-zhizni.html

Развитие тактильных ощущений у детей

Шокурова Н. Ю. Развитие тактильных ощущений у детей [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 84-86. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8776/ (дата обращения: 08.10.2019).

Тактильные ощущения — одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром.

Не обязательно быть специалистом в области детской психологии или физиологии, чтобы заметить, какое огромное значение для развития ребенка с самого маленького возраста имеют тактильные ощущения.

Прикосновение к материнской груди, попытки ухватить погремушку, дотронуться губками, ручками, ножками до любого незнакомого предмета — важнейшие, естественные действия малыша. Рука, пальцы, ладошки ребенка — едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей.

Можно даже говорить о своеобразном сенситивном периоде развития руки. Рука ребенка прикасается к шершавой ракушке и гладкому камню. Тактильные ощущения позволяют ему мысленно сравнить различные поверхности и удивиться многообразию окружающей его природы.

В младенческом возрасте ребенок, совершая движения руками и ладонями, дотрагивается до различных предметов поначалу случайно, а затем целенаправленно и регулярно. Период хаотических физических контактов сменяется намеренным и координированным получением значимой информации об окружающем мире.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания.

Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление.

Мария Монтессори считала, что среди многих участвующих в восприятии предмета чувств надо изолировать одно-единственное, чтобы процесс упорядочивания мышления происходил наиболее успешно. Она предлагала детям несколько специальных дидактических материалов, в которых требовалось сравнить какие-нибудь очень похожие предметы с одним отличием.

Из этих предметов надо было выстраивать сериационные ряды, находить им пары. В некоторых случаях следовало закрыть глаза, если речь шла, например, о работе с шершавыми табличками, звонками, тепловыми или весовыми табличками. Внимание ребенка фокусируется именно на том изолированном чувстве, которое упражняется. Это явление хорошо знакомо нам, взрослым, например, когда мы слушаем музыку и хотим сосредоточиться на мастерстве ее исполнения: мы невольно прикрываем глаза, как бы изолируя слух. Так же и у детей: чтобы лучше ощутить гладкую или шероховатую поверхность, можно предложить им закрыть глаза, проводя по этой поверхности рукой. Тактильное чувство будет в таком случае утончаться само собой.

Тактильные ощущения — одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром. С первых дней жизни информацию о нем младенец получает от ухаживающего за ним взрослого, мамы.

Ощущения, получаемые малышом от общения с матерью, ухаживающим взрослым, накапливают опыт тактильной чувствительности, развивают тактильное восприятие, что, в свою очередь, стимулирует его умственную деятельность.

Ощущение возникает в результате воздействия определенного физического раздражения на соответствующий рецептор, первичная классификация ощущений исходит из рецептора, который дает ощущение данного качества или «модальности».

В качестве основных видов ощущений различают:

—          кожные ощущения — прикосновения и давления, осязания, температурных ощущений и болевых, вкусовых и обонятельных ощущений, зрительных, слуховых, ощущений положения и движения (статические и кинестетические);

—          органические ощущения — голод, жажда, болевые ощущения, ощущения внутренних органов и т. д.

В настоящее время существует научно-подтвержденный факт: от развития движений пальцев рук зависит функционирование зон коры головного мозга, отвечающих за речь. Стимулирование тактильных чувств также оказывает положительное влияние на координацию, внимание, мышление, воображение, зрительную и двигательную память.

Проблемы развития тактильного восприятия у детей первого года жизни связываются с такими действиями, как ощупывание, схватывание и манипулирование. Под тактильным восприятием подразумевают — получение информации благодаря ощупыванию руками и пальцами.

Тактильные образы объектов представляют собой отражение целого комплекса качеств объектов, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Они возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета.

С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов.

Тактильное восприятие играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда.

Более того, в процессе привычных действий человек зачастую почти не использует зрение, целиком опираясь на тактильно-двигательную чувствительность.

С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений:

  • —          лепка из глины, пластилина, теста;
  • —          аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);
  • —          аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);
  • —          конструирование из бумаги (оригами);
  • —          макраме (плетение из ниток, веревок);
  • —          рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»;
  • —          игры скрупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным);
  • —          собирание пазлов;
  • —          сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки), разных по величине, форме, материалу.
  • Кроме того, практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление.
  • Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике, об использовании элементов массажа и самомассажа рук, что, несомненно, также способствует повышению тактильной чувствительности.

Известно, что почти 18 % тела составляет кожа. Стимуляция ее нервных окончаний способствует формированию более полных представлений о предметах окружающего мира.

Для развития тактильной чувствительности у детей с интеллектуальной недостаточностью необходима предметно-пространственная развивающая среда, которая должна включать соответствующие материалы.

Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.

Полноценно организованная тактильная среда позволяет через развитие тактильной чувствительности расширить представления о различных предметах и объектах окружающей действительности.

Литература:

1.      Козлова С. А., Куликова Т. А., «Дошкольная психология» 2007 год.

Основные термины (генерируются автоматически): ощущение, окружающий мир, тактильное восприятие, тактильная чувствительность, предмет, материал, тактильно-двигательное восприятие, ребенок, ранний возраст, форма общения ребенка.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8776/

Особенности развития тактильных ощущений у детей дошкольного возраста

Особенности развития тактильных ощущений у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст — особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего предметного и социального мира, человеческих отношений, осознание себя в этом мире, развития познавательных способностей.  С раннего возраста чувственный опыт имеет большое значение в жизни ребенка.

Первоначальным действием ребенка с предметом – является хватание.

На концевых фалангах пальцев тыльной поверхности кисти находится наибольшее количество специализированных окончаний нервных волокон, расположенных в коже и реагирующих на прикосновения к ней.

Читайте также:  Как найти няню для ребенка?

Тактильное восприятие представляет собой отражение целого комплекса качеств объекта, воспринимаемых посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли [1].

Тактильные ощущения и восприятия детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуются слабым различением мышечных ощущений, что приводит к плохой координации. Дети быстро устают, снижается работоспособность. Отмечается скованность, неполный объем общихдвижений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики.

 Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности,  затрудняет овладение культурно-гигиеническими, трудовыми, учебными, а также навыками самообслуживания.

Отсутствует планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия дети ни использовали (слуховой, зрительный, тактильный и т. д.), а по результатам проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность.

Особенности  тактильных ощущений и восприятия ярко видны у детей с интеллектуальной недостаточностью в дошкольном возрасте и только под влиянием специально организованных педагогических условий и коррекционного-развивающего обучения они постепенно сглаживаются. [2]

Основной целью такой работы является не механическая тренировка движений или манипуляций, а систематическое развитие тактильного ощущения и восприятия, как базиса для развития познавательной, продуктивной деятельности, формирования жизненной компетенции.

Работа по развитию тактильных ощущений осуществляется как на индивидуальных коррекционных занятиях по сенсорному воспитанию, так и как часть занятий по познавательному развитию. Длительность таких занятий зависит от конкретной игры и от поставленных целей и задач, а также от индивидуальных способностей детей.

Ниже приведены примеры различных дидактических  игр, пособий, которые я использую в своей работе.

1. Пальчиковая гимнастика и элементы массажа, самомассажа: способствует повышению тактильной чувствительности.

В настоящее время разработано большое количество комплексов пальчиковых игр и упражнений (Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики Н.

Нищева,  Пальчиковая гимнастика Авторы: Л.Яртова, Ю.Кудинов; Пальчиковая гимнастика Узорова О. В., Нефедова Е. А. и др);

2. Использую в игровой форме следующие элементы массажных движений для пальчиков, кистей рук:

  • поглаживание,
  • растирание,
  • лёгкое надавливание,
  • пощипывание,
  • похлопывание,
  • сгибание, разгибание пальчиков, как всех, так и поочерёдно.

Используются упражнения:

  • катание одного грецкого ореха или шарика,
  • массажные мячи
  • катание ребристого карандаша,
  • имитация скатывания колобка, палочек, как в лепке,
  • сжимание резиновых игрушек разной плотности и др.

(Орешек на ладошке. Массаж для пальчиков. Авторы: Бардышева Татьяна Юрьевна, Абрамова Любовь Павловна, Моносова Елена Николаевна; Красикова И.С. Массаж вашего ребенка);

3. Игры из нетрадиционного материала:  Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, развития тактильных ощущений,  носящих игровой характер.

— «Покорми Хрюшу!» (птичку, собачку, коровку и др). Пластиковый контейнер от ватных палочек (либо другой подходящий по форме) с изображением мордочки животного (приклеить, нарисовать и др) с отверстием в районе рта. Кормить животное – проталкивать пальчиком любые крупы, семечки.

— «Веселые прищепки». Шаблоны из картона, линолеума – тучи, солнце, рыбка, еж и др. прицепляем прищепки к шаблонам: плавники для рыбки, лучи для солнца и т.д.

— «Закручиваем крышки». 1 вариант: закручивать крышки пустых пластиковых бутылок. 2 вариант: несколько крыше разных по размеру, одна бутылка. Нужно подобрать нужную крышку.

— «Бусы из макарон». Шнурок и крупные макароны с широким отверстием. Сделать бусы для мамы, бабушки, куклы нанизав макароны на шнурок.

—  «Шнуровки». Шаблоны из картона любой формы, проделать дырки дыроколом, подобрать шнурки, веревки.

— «Рисование на крупах». На подносе ровным слоем насыпан песок или крупа (манка, пшено, гречка, рис и др.). Рисуют кончиками пальцев, ладошками, кулачками рисуют разные рисунки по желанию, образцу или словесной инструкции, инсценируют стихи или песенки.

— «Сенсорные ванны». Крупы, косточки, семена гороха, фасоли, семечки в небольшой глубокой миске. Ребенок погружает руки как можно глубже, производя различные действия: «помешать» крупу, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук, найти на дне «бассейна» спрятанные игрушки или предметы.

— Рисунок из фасоли, гороха, небольших камушков, ракушек. На заранее подготовленный шаблон с контурами любых изображений выложить рисунок.

— «Зубочистка». Заранее подготовленный шаблон с контурами рисунка или цифры, буквы положить на коверна ковер, и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по контуру рисунка. Когда работа будет закончена, предложите ребенку посмотреть рисунок на просвет.

— «Веселые клубочки». Разматывать и наматывать пряжу.

4. Дидактические игры и упражнения. Игры направлены развития и коррекции тактильных ощущений ребенка:

  • «Поймай киску»
  • «Чудесный мешочек»
  •  «Определи на ощупь»
  •  «Платочек для куклы
  •  «Догадайся, что за предмет»
  • «Найди пару»
  • «Где я взял воду»
  • «Маленькая няня»
  • «Угости зверюшек»
  • «Теплый-холодный»
  • «Легкий-тяжёлый» и другие.
  • Воспитатели также могут использовать данные игры и упражнения в
  • индивидуальной работе и как часть занятий по познавательной и продуктивной деятельности.

 Не обязательно быть специалистом в области детской психологии или физиологии, чтобы заметить, какое огромное значение для развития ребенка с самого маленького возраста имеют тактильные ощущения. Прикосновение к материнской груди, попытки ухватить погремушку, дотронуться губками, ручками, ножками до любого незнакомого предмета — важнейшие, естественные действия малыша.

Рука, пальцы, ладошки ребенка — едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Можно даже говорить о своеобразном сенситивном периоде развития руки. Рука ребенка прикасается к шершавой ракушке и гладкому камню. Тактильные ощущения позволяют ему мысленно сравнить различные поверхности и удивиться многообразию окружающей его природы.

  В младенческом возрасте ребенок, совершая движения руками и ладонями, дотрагивается до различных предметов поначалу случайно, а затем целенаправленно и регулярно. Период хаотических физических контактов сменяется намеренным и координированным получением значимой информации об окружающем мире.

 Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление.

Мария Монтессори считала, что среди многих участвующих в восприятии предмета чувств надо изолировать одно-единственное, чтобы процесс упорядочивания мышления происходил наиболее успешно. Она предлагала детям несколько специальных дидактических материалов, в которых требовалось сравнить какие-нибудь очень похожие предметы с одним отличием.

Из этих предметов надо было выстраивать сериационные ряды, находить им пары. В некоторых случаях следовало закрыть глаза, если речь шла, например, о работе с шершавыми табличками, звонками, тепловыми или весовыми табличками. Внимание ребенка фокусируется именно на том изолированном чувстве, которое упражняется.

Это явление хорошо знакомо нам, взрослым, например, когда мы слушаем музыку и хотим сосредоточиться на мастерстве ее исполнения: мы невольно прикрываем глаза, как бы изолируя слух. Так же и у детей: чтобы лучше ощутить гладкую или шероховатую поверхность, можно предложить им закрыть глаза, проводя по этой поверхности рукой.

Тактильное чувство будет в таком случае утончаться само собой.    Тактильные ощущения – одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром. С первых дней жизни информацию о нем младенец получает от ухаживающего за ним взрослого, мамы.

Ощущения, получаемые малышом от общения с матерью, ухаживающим взрослым, накапливают опыт тактильной чувствительности, развивают тактильное восприятие, что, в свою очередь, стимулирует его умственную деятельность.     Ощущение возникает в результате воздействия определенного физического раздражения на соответствующий рецептор, первичная классификация ощущений исходит из рецептора, который дает ощущение данного качества или «модальности».

В качестве основных видов ощущений различают:

— кожные ощущения – прикосновения и давления, осязания, температурных ощущений и болевых, вкусовых и обонятельных ощущений, зрительных, слуховых, ощущений положения и движения (статические и кинестетические);

— органические ощущения – голод, жажда, болевые ощущения, ощущения внутренних органов и т.д.

В настоящее время существует научно-подтвержденный факт: от развития движений пальцев рук зависит функционирование зон коры головного мозга, отвечающих за речь. Стимулирование тактильных чувств также оказывает положительное влияние на координацию, внимание, мышление, воображение, зрительную и двигательную память.

Проблемы развития тактильного восприятия у детей первого года жизни связываются с такими действиями, как ощупывание, схватывание и манипулирование. Под тактильным восприятием подразумевают – получение информации благодаря ощупыванию руками и пальцами.

Тактильные образы объектов представляют собой отражение целого комплекса качеств объектов, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли.

Они возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета.

         С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов.

Тактильное восприятие играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда. Более того, в процессе привычных действий человек зачастую почти не использует зрение, целиком опираясь на тактильно-двигательную чувствительность.

С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений:

  1. лепка из глины, пластилина, теста;

  2. аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);

  3. аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);

  4. конструирование из бумаги (оригами);

  5. макраме (плетение из ниток, веревок);

  6. рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»;

  7. игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным);

  8. собирание пазлов;

  9. сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки), разных по величине, форме, материалу.

Кроме того, практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление.

Известно, что почти 18% тела составляет кожа. Стимуляция ее нервных окончаний способствует формированию более полных представлений о предметах окружающего мира.

Для развития тактильной чувствительности у детей с интеллектуальной недостаточностью необходима предметно-пространственная развивающая среда, которая должна включать соответствующие материалы.

Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.

Полноценно организованная тактильная среда позволяет через развитие тактильной чувствительности расширить представления о различных предметах и объектах окружающей действительности.

Таким образом, тактильные ощущения — обычные психические состояния, которые представляют собой отражение определенных свойств и состояний окружающей среды, возникающих при непосредственном влиянии на органы чувств, дифференцированное восприятие внутренних или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы.

Тактильные ощущения играют чуть ли не самую главную роль в сенсорном развитии детей раннего возраста. Без них малыш не научиться правильно понимать формы и поверхность объектов.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/osobiennosti_razvitiia_taktil_nykh_oshchushchienii_u_dietiei_doshkol_nogho_vozra

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector