Воспитание вежливости у ребенка

Воспитание вежливости у ребенка

Что такое вежливость, какую роль она играет в жизни человека

Важно! Прежде чем преподносить уроки вежливости для детей, родителям самим надо хорошо понимать, что такое вежливость. Главное в воспитании крохи — не только знать, как формируются хорошие манеры, но и самому ими обладать.

Воспитание вежливости у ребенкаВежливость — важнейшее качество воспитанного человека, которое помогает установить нравственное равновесие, облегчить дальнейший путь в жизни. В древности словом «вежа» называли знатока, знающего правила приличия, умеющего выразить доброжелательное отношение к другим людям. И сегодня, общаясь с воспитанным человеком, ощущаешь его благорасположение, при этом беседа с ним доставляет радость и позитив. При этом каждый в жизни сталкивался с людьми, у которых масса положительных качеств, но если у них отсутствуют хорошие манеры, то начинаются неприятности. В то же время, если хорошие манеры являются лишь притворством, средством достижения собственных целей, такая тактичность не вызывает доверительных отношений. Поэтому вежливость не является необходимой мерой общения с людьми, она должна исходить из внутреннего состояния человека, из его общей доброжелательности ко всему окружающему. Известный священнослужитель Франциск Ассизский справедливо сказал: «Вежливость тесно связана с любовью. Она ее младшая сестра, всегда сопровождает ее, и раскрывает ей врата сердец».

С чего нужно начинать воспитание вежливости

У многих родителей возникает вопрос, как научить ребенка вежливости и хорошим манерам. Психологи говорят, что вежливость для детей начинается с «волшебных» слов. Уже с раннего возраста малышу необходимо объяснить, что в разных ситуациях нужно говорить: спасибо, пожалуйста, извините. Это первые слова вежливости, которые должен знать каждый ребенок. Специалисты дают такие советы:

  • Не заставляйте свое чадо заучивать эти фразы на автомате, старайтесь, чтобы он произносил их искренне.
  • Уделяйте внимание любым мелочам, за которые нужно благодарить, так как из них складывается наша повседневная жизнь.
  • Обращайте внимание ребенка, что говоря каждый раз слово «спасибо», он учится быть благодарным; желая спокойной ночи или доброго утра, он сам заряжается позитивом.
  • Стоит объяснить крохе, что нужно считаться с правами других людей, не высказывать громко свои негативные мысли, сдерживать свои эмоции, заменяя их «волшебными» словами.
  • Учите малыша отстаивать свое мнение не криками и кулаками, а вежливым отношением к окружающим.

Проблемы при обучении вежливым манерам

Не всегда мамам, папам и педагогам удается с первого раза обучить дитя этикету. Основными препятствиями, с которыми могут столкнуться взрослые при воспитании вежливости у детей, становятся следующие моменты:

  • карапуз не реагирует на замечания взрослых;
  • отмалчивается при попытке заставить его произнести «волшебные» слова;
  • использует в речи ненормативную лексику;
  • капризничает и не подчиняется просьбам взрослых проявить хорошие манеры.

С чем это связано?

  1. Воспитание вежливости у ребенкаЧасто такие проблемы с вежливостью проявляются у детей — трехлеток, так как кризис трехлетнего возраста характеризуется повышенным упрямством. Родители должны запастись терпением и исправлять погрешности в поведении малыша собственным примером. Не помешает чаще хвалить кроху за хорошие поступки.
  2. Зачастую подобное поведение проявляется и в младшем школьном возрасте, когда ребенок стоит на пороге перехода к подростковому периоду. В этот период ребята хотят доказать окружающим свою взрослость. И не находят ничего лучшего, чем нарушать этикет, вносить в свое поведение вызывающие манеры: грубый тон, нарочитое пренебрежение правилами поведения в общественных местах, нежелание выполнять застольный этикет. Задача родителей — проявить максимум понимания и показать своим поведением вежливое отношение к ребенку, к его возрастающей самостоятельности.

Как поступать с детской непосредственностью

При воспитании вежливости у детей родители часто сталкиваются с детской непосредственностью, которая проявляется, казалось бы, в неумении детей вести себя правильно в обществе. Порой взрослые могут попасть в такие неудобные ситуации, связанные с нарушением правил вежливости их детьми, как:

  • показ на людей пальцем в общественных местах;
  • высмеивание других детей, попавших в неловкую ситуацию;
  • обсуждение необычной внешности постороннего во всеуслышание;
  • обсуждение домашних дел при посторонних людях;
  • нарушение застольного этикета (ковыряние в носу, чавканье, хватание еды руками и подобное).

Даже при правильном воспитании такие ситуации могут возникнуть от недостаточного самосознания малышей.

Во всех этих случаях родителям необходимо поговорить со своим чадом еще дома, объяснить, какие поступки можно делать, а какие нельзя.

Постарайтесь при помощи разных способов (см ниже в тексте) объяснить крохе, если бы он был на месте тех людей, в отношении которых были произведены неэтичные действия, то ему стало бы неприятно общаться с такими ребятами.

Как обучать детей вежливости дома

Известно, что первые зачатки вежливости закладываются в семье. Практически правила вежливости для детей преподносятся близкими, а потом уже социумом. Карапуз неосознанно копирует поведение своих мам и пап.

Родители могут воспользоваться этим и ненавязчиво прививать первые правила этикета, например, если каждый вечер желать чаду спокойной ночи, а после пробуждения доброго утра, благодарить за добрые дела, просить прощения в неловких ситуациях, то дети уже с младенчества будут вести себя так же.

Как еще можно рассказать детям про вежливость? По советам специалистов используем детскую «азбуку вежливости»:

«Вежливые» игры

Воспитание вежливости у ребенка

Например:

  • Возьмите куклу или плюшевого мишку, протяните его лапку и скажите: Здравствуй! Ребенок протянет руку в ответ и ответит.
  • Передайте при помощи игрушки любой предмет и скажите: Пожалуйста, это тебе! Карапуз должен сказать: Спасибо!
  • Дети очень любят стишки, можно поиграть с игрушками, задавая вопросы про вежливость и хорошие манеры в стихотворной форме:

Кто из вас, проснувшись бодро, “С добрым утром!” скажет твердо? (игрушки «отвечают» маминым голосом: это я, это я, это все мои друзья!)

Кто из вас, скажите, братцы, Забывает умываться? (аналогично: это не я…)

  • У кого из вас в порядке, Куклы, книжки, шоколадки? (игрушки отвечают)
  • Кто из вас в трамвае тесном Уступает старшим место?
  • Кто из вас молчит, как рыба, Вместо доброго “спасибо”?
  • Кто быть вежливым желает, Малышей не обижает?

«Вежливые» загадки

Дошкольникам нравятся загадки в стихах, когда в конце фразы можно подставить правильное слово и закончить рифму. Подобные загадки помогают ненавязчиво закрепить правила вежливости для детей:

Воспитание вежливости у ребенка

  1. Если встретился знакомый, хоть на улице, хоть дома – не стесняйся, не лукавствуй, а скажи погромче:… (Здравствуй).
  2. Если просишь что-нибудь, то сначала не забудь, разомкнуть свои уста и сказать:… (Пожалуйста).
  3. Если словом или делом тебе помог кто – либо, не стесняйтесь громко, смело говорить:… (Спасибо).
  4. Говорить друзьям не лень, улыбаясь:… (Добрый день).
  5. Друг другу на прощание мы скажем:… (До свидания).
  6. Друг друга не стоит винить, лучше скорее всего… (Извинить).
  7. Когда виноваты, сказать вы спешите:… (Прошу вас, пожалуйста, извините).
  8. В чужой разговор никогда не встревай, и взрослых ты лучше… (Не перебивай).
  9. Зазеленеет старый пень, когда услышит:… (Добрый день).
  10. Если друг встречает друга, жмут друзья друг другу руку. На приветствие в ответ каждый говорит:… (Привет).

Просмотр мультфильмов

Существует много добрых мультиков, которые можно просмотреть совместно с крохой, например, про Винни-Пуха, Дюймовочку, Чебурашку и др.

После просмотра обсудите правильные или неправильные поступки героев. Пусть малыш выскажет свое мнение по этому поводу. Слушайте, не перебивая, это тоже элемент воспитания вежливости.

Если вы считаете, что его мнение не совсем правильное, мягко объясните неверные моменты.

Читая старые добрые сказки или авторские рассказы, можно извлечь из них уроки вежливости. Например, произведения Н. Носова, В. Осеевой, Г. Шалаевой, В. Степанова и многие другие помогут понять, что такое вежливость для детей. Довольно актуально в отношении хороших манер произведение Носова про Незнайку в Солнечном городе. Или сказки «Два жадных медвежонка», «Морозко», «Вежливый кролик».

Воспитание вежливости у ребенка

Пословицы

В культуре каждого народа обязательно есть и другие фольклорные формы, кроме сказок, которые также помогут закрепить правила вежливости для детей. Вы можете почитать пословицы про доброту и вежливость, малыши быстро их запоминают:

  • Про доброе дело говори смело.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Не мудрен привет, а сердце покоряет.
  • Ласковое слово лучше мягкого пирога.
  • Как проживёшь, так и прослывёшь.

Особенности детской «азбуки вежливости»

До 3-х летнего возраста

В этом возрасте кроха знает уже много правил этикета, но, в то же время, к трем годам малыш начинает познавать мир и ищет границы дозволенного. Он все чаще дерется, отбирает игрушки у сверстников, не всегда говорит спасибо и т.д.

Перед мамами и папами стоит нелегкая задача — не потеряв спокойствие духа, донести до своего дитя весь негатив его поступков. Делать это нужно серьезным тоном, объяснив малышу его плохое поведение. Не стоит после такого разговора сразу шутить и смеяться, иначе чадо ничего не поймет.

За хорошие поступки поощряйте и хвалите.

Дети после 3-4 лет

Воспитание вежливости у ребенка

  1. Дошколята нередко жалуются на своих товарищей по игре. Но нельзя обвинять их в том, что они ябеды. Это происходит потому, что ребята не всегда могут самостоятельно разобраться во взаимоотношениях с ровесниками и ищут помощи у взрослых. Стоит мягко объяснить ребенку, что его друг поступил по отношению к нему неправильно и необходимо напомнить товарищу о хороших манерах.
  2. Дети детсадовского возраста часто не хотят делиться своими игрушками. Раньше такие действия осуждались, но современные психологи говорят, что любимая игрушка — это продолжения собственного «Я» ребенка. Нельзя осуждать его за то, что он не расстается с ней. Вы можете предложить малышу поменяться на время с другим ребенком игрушкой. Или, если он не хочет этого делать, пусть любимая кукла или машинка подождут его дома.

Советы родителям

  • Бывает так, что ваше чадо начинают учить посторонние люди, что делать в этом случае? Даже если вы знаете, что он неправ и вел себя некрасиво, проявите сдержанность и постарайтесь достойно выйти из ситуации. Для ребенка такие моменты могут быть поучительными. Не стоит опускаться до склок и разбирательств. Вежливо ответьте, что вы разберетесь и поговорите со своим малышом сами.
  • Всегда будьте на стороне своего чада, поругать его нужно, но сделайте это дома за закрытыми дверями. Это относится и к малышам, и к школьникам. Другое поведение родителей будет расценено как предательство.
  • Дома в спокойной обстановке побеседуйте с сыном или дочкой, обыграйте ситуацию заново. Если он считает себя правым, объясните, что в любом случае с окружающими нельзя вести себя грубо.
  • Путем поощрения и замечания можно добиться многого в воспитании вежливости. Маленькие детки, которые только постигают азы этикета, должны часто слышать слова похвалы. Тогда они будут видеть разницу между хорошими и плохими поступками. Если дошкольник поступил нетактично, прежде чем делать замечание, выясните, по какой причине он сделал именно так. Возможно, такому поведению есть свое объяснение. Это может быть стеснение или плохое настроение, незнание правил. Если вы не научитесь понимать своего малыша, в дальнейшем будет трудно налаживать с ним контакт.
  • Откройте для себя и своих детей определенные правила, придерживаясь которых, родителям будет легче выработать у малыша вежливые манеры. Оформите их красочно, повесьте в доме на видном месте. Дошколенок лучше уясняет слово в сочетании с наглядностью.
  • Важно, чтобы ребенок чувствовал уважение со стороны своих близких и родственников, только тогда можно рассчитывать на взаимность.
  • Несмотря на открытость и доброжелательность между детьми и родителями, каждый из них должен знать свое место. Если кроха переходит границы и начинает общаться с вами как со сверстниками, нужно деликатно его поправить.
  • Всегда проще одернуть кроху и отчитать за неправильное поведение. Сложнее говорить и беседовать, объяснять, как правильно себя вести, а как нет. Но нужно уделять своим детям чуть больше времени, хвалить за хорошие поступки, напоминать, как близкие гордятся своим ребенком за то, или иное действие, проявлять свою любовь. Тогда у него появится чувство благодарности, он захочет говорить такие слова, как спасибо, пожалуйста, научится хорошим манерам.
Читайте также:  Виды, симптомы и диагностика пиелонефрита у детей

Источник: https://myintelligentkids.com/uchim-rebenka-xoroshim-maneram-i-vospityvaem-vezhlivogo-cheloveka

Как научить детей правилам вежливости? | Азбука воспитания

«Вежливый человек всегда в безопасности, грубый же окажется в беде»

(из сочинений японских воинов)

Обязательным условием нормальной жизни в обществе — поддержание оптимальных отношений между его членами и стремление избежать конфликтов. Это становится возможным, только признавая право каждого человека на внимание и уважение путём соблюдения правил вежливости.

К сожалению, в обществе нередко проявление резкости, грубости, неуважения к другим людям. Нормы приличного поведения часто пренебрегают, хотя установить взаимовыгодные и гармоничные отношения в социуме без вежливости установить чрезвычайно трудно.

Что такое вежливость и её значение?

Вежливостью называют черту характера, относящуюся к категориям «нравственности» и «поведения».

Человеку, наделённому этим качеством, свойственно:

  1. умение тактично и уважительно контактировать с людьми;
  2. способность находить компромиссные решения в конфликтных ситуациях;
  3. искусство слушать противоположную точку зрения.

Понятие «вежливость» в разных культурах имеет разное содержание. То, что в одних странах считается странным или грубым, в других считают проявлением вежливости. Это своеобразный инструмент, с помощью которого люди чувствуют себя комфортно, находясь в обществе и контактируя друг с другом.

Чтобы это произошло подрастающему поколению необходимо объяснять, что такое хороший тон, что такое этикет. С помощью специальных упражнений необходимо сделать так, чтобы вежливость для детей была естественной.

Она хорошо дополняется деликатностью, являющейся врождённым качеством, которому, к сожалению, научиться нельзя, но приблизиться, изучив правила вежливости детей, можно. Кроме родителей и педагогов, этому с успехом способствуют собственные старания обучающего и вдохновляющие примеры.

Критерий, по которому можно определить, насколько вежлив человек, можно по умению не ставить людей в неловкое положение. Находясь в обществе, каждый поступок и желание неизбежно, прямо или косвенно, отражается на других.

Поэтому всегда между желаниями и возможностями должна быть установлена граница. Для её укрепления существует самооценка и собственная установка не причинять зла и неудобств другим.

С чего начинать?

Первое, чему должен научиться ребёнок, это слова: «спасибо», «пожалуйста» и «простите» («извините»), и ситуации, когда их применение уместно.

К примеру, словом «спасибо» принято благодарить, и означает это слово то, которым мы говорим человеку «спаси Бог» за то, что он совсем не обязан был сделать. «Пожалуйста» означает «подарить, потому что любишь» (от др.-рус.

«жаловати»), произнося это слово, мы признаём свободную волю другого. Словом «простите» или «извините» мы просим прощения.

Эти слова должны употребляться свободно, автоматически, естественно, в противном случае, они звучат невежливо, с нотками хамства, неуважения и вражды.

В обучении вежливости детей нет мелочей, всё, что касается взаимоотношений, требует внимания. Правила вежливости для детей включают приёмы обращения, знакомства, приветствия, знакомства.

В общении необходимо помнить о «неравенстве» между взрослыми и детьми, присутствующими и входящими в помещение, девочками и мальчиками, ожидающими и опаздывающими.

Ребёнок должен понимать, что физические недостатки людей — не повод для насмешек; обращаться к сверстникам и младшим нужно по имени, к взрослым — по имени и отчеству. Нужно обращать его внимание на то, что высказывать открыто и бурно свои негативные эмоции почти всегда неуместно. И что высший показатель проявления вежливости к окружающим — сдержанность.

Практическое обучение детей

Практические занятия вежливости для детей начинаются в семье. Лучшие образцы для подражания — домочадцы, и в первую очередь — родители. То, что прививается примерным поведением (заслуживающим подражания), не привить насильственно.

Наблюдая за поведением малыша, нужно примечать его ошибки во взаимоотношениях, а позже в спокойной обстановке обсудить ситуацию и объяснить, почему он неправ. Желательно привести пример того, как это нужно было сделать.

В бытовых ситуациях ребёнку нужны слова: «спасибо» — «пожалуйста», «доброе утро» — «спокойной ночи» и т. п., и следить, чтобы он отвечал и подражал вам.

Воспитание вежливости с помощью игр

Игра — это самое доступное для понимания ребёнка средство постижения устройства мира, это самая благоприятная обстановка для обучения его необходимым навыкам.

Незаметно и ненавязчиво созданная в игре ситуация научит ребёнка лучше, чем тысяча слов. Например, взяв плюшевую игрушку в руки, поздоровайтесь с ребёнком. Так вы научите его приветствию. Попросите его о чём-то с применением слова «пожалуйста» и т. д.

Поощрения и замечания

Очень важно поощрять ребёнка похвалой, особенно тогда, когда он только начинает постигать азы вежливости. Отмечайте, когда он сделал всё правильно, так он будет более ориентированным, то есть хорошо усвоит, какое поведение является правильным.

Прежде чем сделать замечание, выясните, по какой причине он поступил невежливо. Возможно, этому есть объяснение. В разговоре может выясниться, что ребёнок стеснялся или был расстроен. Важно найти общий язык со своим ребёнком, чтобы навести к нему мосты доверия.

Хорошее средство обучения вежливости — совместный просмотр мультфильмов и художественных фильмов, обращая внимание на промахи героев или их проявления благопристойного поведения. Выскажите своё мнение и послушайте оценку персонажа со стороны своего ребёнка. Обсудите с ним «острые» моменты сюжета.

Проблемы воспитания навыков вежливого поведения

Случается, что ребёнок выходит из-под контроля: оговаривается, отмалчивается, не реагирует на замечания, не стесняется употреблять ненормативную лексику. Он никого не слушает и меняет обычную манеру поведения в семье.

Такое поведение характерно для детей подросткового возраста. Своими поступками он сознательно или бессознательно стремится доказать окружающим, что уже не ребёнок. При этом требует к себе уважительного отношения и неприкосновенности своего личного пространства. Любое вторжение он расценивает как крайнее неуважение.

Опытные педагоги считают, что такое поведение — результат недостатка внимания и равнодушия со стороны авторитетных для него людей. Отсюда грубость, в ответ — конфликт, словесная перепалка. У подростка возникает повод проявить самостоятельность, и он хлопает дверью. Вот знакомая для многих ситуация.

Единственный выход из создавшегося положения — проявить уважение к ребёнку и признать его «взрослым». В результате выяснения отношений он должен понять, что быть взрослым — это ответственность. Например, скажите ему: «я не буду трогать твою одежду, но ты должен следить за тем, чтобы она была в порядке»; «я не буду заходить в твою комнату, но ты теперь должен сам мыть пол и вытирать пыль».

Осторожно апеллируйте к кумирам ребёнка, не спекулируйте на его чувствах к той или иной знаменитости.

Приемлемо только ненавязчивое упоминание о лучших качествах его героя. Поинтересуйтесь его биографией. Негативные моменты жизни звезды хорошо бы разобрать по косточкам и обсудить с ребёнком, в чём была ошибка, которая привела к негативным последствиям, и что он при этом потерял.

Бывают ситуации, когда оценку поведения вашего ребёнка даёт посторонний человек. В этом случае оптимальным вариантом будет придерживать двух принципов:

  • родители всегда находятся на стороне своего ребёнка;
  • сдержанность, что означает не ввязываться в конфликт и не обострять отношения с третьим лицом.

Только наедине с ребёнком вы можете отчитать его за недостойное поведение и сделать «работу над ошибками», то есть тщательно разобраться в том, что произошло, и определить возможные варианты правильного поведения.

Что делать с детской непосредственностью?

Необходимо знать, что она происходит от недостатка самосознания. После любого проявления, таких как, показ на кого-то пальцем и громкое обсуждение внешнего вида постороннего человека, рассказ о домашних делах в гостях, нужно поговорить с ребёнком и обсудить ситуацию.

Попросите его представить, что он тоже может оказаться в неудобной ситуации.

Например, мама с такой же непосредственностью расскажет о его секретах или он в среде авторитетных людей будет осмеян без причин. Спросите, как бы он чувствовал себя в подобной ситуации.

Источник: https://azbyka.ru/deti/kak-nauchit-detejj-pravilam-vezhlivosti

Когда и как воспитать в ребенке вежливость?

Каждому родителю хочется, чтобы его сын или дочка выросли умными и вежливыми людьми. Но, как же воспитать понимание необходимости соблюдать принятые в обществе манеры поведения, научить ребенка не только правильно себя вести, но и осознавать важность “волшебных” слов? Давайте поговорим о вопросах воспитания вежливости в детях.

Когда пора?

Один из главных вопросов от родителей о вежливости — возраст, в котором нужно начинать обучение. Ответ прост — с младенчества.

Когда ребенок появляется на свет он напоминает пустой сосуд, который наполняется знаниями и умениями постепенно, копируя окружающий мир. Чтобы ребенок вырос вежливым, нужно подходить к этому вопросу комплексно.

Сочетать собственный пример, наглядные варианты обучения (ролевые игры, пособия, мультфильмы) и практический опыт (общение с другими детьми и взрослыми).

Условно этапы обучения вежливости ребенка можно разделить на 4 этапа:

  • Знакомство с миром через родительский пример (с рождения до 2,5 лет);
  • Изучение вариантов общения через игру, ролевые игры (с 2,5 — 4 лет);
  • Развитие ценностной базы, первичное этическое воспитание (с 4 до 6-7 лет);
  • Практическое использование накопленного опыта (с 7 лет).

Для каждого этапа характерны свои подходы, позволяющие воспитывать в ребенке необходимость, вести себя согласно принятых норм.

Первый период (с рождения до 2,5 лет) — время копирования поведения ближайших взрослых. Сын или дочка смотрят на маму и папу, усваивают их манеру общения между собой, с другими людьми. Именно в этот период закладывается знание вежливых слов, их значение.

Второй период (2,5 — 4 года). Малыш изучает “волшебные” слова во время игры. Предложите крохе устроить чаепитие для зверей и кукол. Покажите, как нужно благодарить, просить, вести себя. Перед посещением общественных мест рассказывайте, как нужно себя вести, что одевать и как говорить. Не забывайте употреблять вежливые слова в общении с карапузом.

Третий период (с 4 до 6-7 лет). В этот период дети очень интересуются взаимоотношениями между людьми. Нужно рассказать, почему важно использовать вежливые слова и соблюдать нормы поведения, показать на собственном примере, как приятно общаться с вежливым человеком.

Четвертый период (с 7 лет). К этому возрасту малыш уже знаком с нормами общения в обществе, начинает посещать школу. Во время общения с одноклассниками, учителями, другими взрослыми и детьми сын или дочка учатся правильно подбирать слова, высказывать свои мысли, сдерживать эмоции.

Каждый из обозначенных периодов очень важен для формирования осознанного понимания важности вежливого поведения. Слова “пожалуйста”, “спасибо”, “будьте любезны” и т. д. появляются в речи ребенка постепенно. Если вы в общении с малышом вежливы, рассказываете ему о нормах и даете возможность использовать знания на практике, то кроха быстро доведет употребление вежливых слов до автоматизма.

Как научить ребенка быть вежливым?

Воспитать ребенка вежливым несложно. Для этого нужно в обычной жизни карапуза стараться придерживаться норм поведения и объяснять ему в доступной форме важность употребления красивых слов. Давайте подробно рассмотрим способы воспитания вежливости.

Пример взрослых

Основную роль в формировании этических представлений ребенка играют его родители и взрослые, принимающие участие в воспитании. Чтобы кроха усвоил необходимость употребления в речи вежливых слов, он должен слышать их каждый день из уст самых близких людей.

С первых дней жизни сына или дочки старайтесь поддерживать в семье уважительные отношения: благодарите друг друга за помощь, говорите “спасибо” после еды, просите о помощи с употреблением слов “пожалуйста”, “будь добр” и т. д. Слыша эти слова из уст взрослых, кроха будет принимать их как нечто само собой разумеющееся, рано начнет употреблять их в речи.

Подмечено, что в семьях, где принято друг друга благодарить, общаться в уважительной форме, дети уже в 1,5 — 2 года начинают употреблять слова “пожалуйста” и “спасибо” в сокращенной форме “сиб”, “сибо”, “паси”, “поз” и т. д.

Читайте также:  Уровень хгч при внематочной беременности: расшифровка результатов анализа

К 3 годам дети начинают осознавать последствия своих поступков, в их лексиконе могут появиться слова “прости меня”, “извини” и т. д. Чтобы сын или дочка начали их употрелять, не забывайте извиняться перед ребенком при необходимости.

Чем старше становится малыш, тем большую роль в развитии его вежливости играет манера общения между близкими взрослыми. Основываясь на домашнем опыте, малыши выстраивают свои отношения со сверстниками.

В 4 — 6 лет крохи начинают обращать внимание на поведение других детей, взрослых, пытаются перенять их манеру общения. Многих родителей может шокировать ситуация, когда дошкольник приходит с улицы и начинает ругаться матом или вести себя грубо.

В такой ситуации нужно не ругать ребенка, а объяснить ему, в чем он не прав, почему такое поведение недопустимо. Идеально спросить сына или дочку, видел ли он, чтобы его мама или папа так себя вели. Если нет, то попросите ребенка больше так не делать.

Кроха обдумает свое поведение и постарается вести себя, как нужно.

Особенно контроля со стороны родителей требует их реакция в кризисной ситуации. Нам часто сложно совладать с эмоциями, когда мы расстроены. Нужно пытаться сохранять видимое спокойствие в присутствии ребенка, сдерживать себя. Кроха обязательно почувствует, что вас что-то беспокоит, но увидев ваше старание сдержать гнев и эмоции, будет стараться сам вести себя так в сложных ситуациях.

Для воспитания вежливого ребенка взрослые должны соблюдать несколько правил:

  • Употреблять вежливые слова в общении с близкими и чужими людьми;
  • Не ругаться, не обзывать друг друга и не употреблять унижающих достоинство слов в присутствии ребенка;
  • Неукоснительно выполнять принятые в обществе правила поведения, нормы;
  • Стараться объяснить крохе, зачем нужно быть вежливым.

Ролевые игры

С 2,5 лет у детей происходит постепенный переход от предметной деятельности к ролевым играм. Малышу теперь интересно разыгрывать разные ситуации, примерять к игрушкам разные роли. Этот период очень удобен для развития понимания важности соблюдения вежливости в общении между людьми.

Играя с куклами, машинками, мягкими игрушками, показывайте крохе, что каждый раз, встречаясь с другими людьми, нужно здороваться, интересоваться делами, прощаясь — говорить “до свидания”, “пока” и т. д.

Хорошо во время игры показать, как нужно вести себя за столом, в поликлинике, магазине, театре и т. д., показать, как нужно общаться с людьми в разных ситуациях. Во время игры ребенок отрабатывает шаблоны поведения, тренирует свои навыки общения. Чем чаще вы будете использовать этот метод для обучения вежливости, тем легче малыш будет воспринимать разные правила и нормы.

Книги

Книга играет важную роль в формировании знаний ребенка об окружающем мире. Знакомясь с историями, сказками, стихами ваш сын или дочка постигают не только новые знания, но и учатся общаться на примере сказочных персонажей.

Чтобы помочь ребенку усвоить необходимость употреблять “волшебные” слова, вести себя правильно в разных ситуациях, можно предложить крохе почитать Г. Остер “Вредные советы”, И. Кшижаник “Хорошие манеры для маленьких непосед”, Г. Шалаева “Правила для воспитанных детей” и т. д.

При подборе книг для обучения ребенка нужно руководствоваться возрастом сына или дочки, яркостью и доступностью иллюстрации. Прочитав правило, обязательно спросите кроху, как он считает нужно правильно себя вести, почему нужно употреблять то или иное слово. Обучение вежливости на примере книг — не только чтение взрослыми детям.

Сильнее всего на восприятие необходимости соблюдать этикет влияет обсуждение прочитанного с мамой или папой, где ребенок сам принимает решение, что быть воспитанным правильно.

Мультфильмы

Мультипликационные фильмы используются в обучении детей вежливости в качестве закрепления изученного. На примере героев можно обсуждать важность этикета, необходимость соблюдения правил, разбирать поведение сына или дочки.

Для обучения ребенка правилам вежливости можно использовать любой мультфильм, который нравится вашему ребенку и вам. Во время просмотра акцентируйте внимание на поведении героев, их речь и поступки, обсудите увиденное с ребенком. Спросите, почему, по мнению сына или дочки, то или иное поведение правильное или неправильное, как бы он поступил в данной ситуации.

Мультфильм — наглядный пример, позволяющий посмотреть со стороны на разные модели поведения. Если кроха видит, как взрослые общаются между собой, обсуждает правильное поведение с родителями, знакомится со сказками и рассказами, в которых поднимаются вопросы этикета, то мультик может стать финальным штрихом для закрепления полученных знаний.

Еще немного советов о воспитании вежливого ребенка

  • Обучая карапуза этикету, нужно помнить, что в первую очередь он должен понимать, зачем благодарить или соблюдать нормы. Старайтесь не использовать формулировки “потому что так надо”, “так принято”. Дети легче усваивают правила поведения, когда понимают, зачем их соблюдать;
  • Требуя от ребенка вести себя вежливо, внимательно следите за собственным поведением. Малыш твердо усвоит только те правила, которые выполняют его родители;
  • Старайтесь знакомить кроху с разными видами искусства и через них объяснять важность этикета. Театр, выставки, концерты и другие культурные мероприятия покажут малышу, как красиво и приятно быть вежливым на примере других людей;
  • Детей до 5 лет не нужно ругать или критиковать за проявление грубости, отсутствие “волшебных” слов в речи. Правильный вариант — отложить беседу до возвращения домой и поговорить о причинах нежелательного поведения, закрепить знания этикета при помощи книг, мультфильмов, разговора.

Вежливость — важный навык для каждого человека. Умение правильно вести себя в разных ситуациях, выстраивать диалог позволяют ребенку легче находить друзей, комфортно чувствовать себя в любом месте. Помогите своему ребенку научиться правильно вести себя дома и в обществе, чтобы гордиться им, видеть, как легко ему живется.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник: https://kukuriku.ru/vospitanie/kak-uchit-rebenka/vezhlivosti/

Как воспитать вежливость у детей и взрослых

«Поздоровайся с тётей», «Уступи место дедушке». С самого раннего возраста детям прививают вежливое поведение, и постепенно они усваивают его основные механизмы. Вежливость, как и хорошие манеры, являясь залогом мирного сосуществования, неотделимы от успешной жизни в социуме. Однако довольно часто мы сталкиваемся с невоспитанностью детей или грубостью подростков, которые выведут из себя любого взрослого.

Поскольку вежливость не является врожденным качеством, ее понимание и воспитание в разных семьях происходит по-разному. Французские эксперты – Аньес де Виарис (Agnès de Viaris), семейный психолог, автор книги «Повторная семья. Руководство по гармоничной жизни» и Фредерик Рувийуа (Frédéric Rouvillois), профессор права в Университете Париж Декарт, автор книги «История вежливости: от Революции до наших дней» – готовы помочь в постановке задач и достижении результатов в этом непростом вопросе.

Когда ребенок демонстрирует вопиющую невоспитанность, родители часто не признают свою вину и перекладывают ее на воспитателей, учителей, окружение своего ребенка или даже на характер самого ребенка.

Однако в первую очередь воспитание вежливости является, безусловно, задачей родителей, хоть это и бывает непросто.

Почему можно говорить «Эта тётя красивая», но нельзя «Эта тётя страшная»? Почему нельзя говорить «Это невкусно», а нужно «Я такое не люблю» (и в любом случае хотя бы попробовать)? Аньес де Виарис: «Именно родители должны заниматься воспитанием вежливости как способности проявлять понимание к другим людям и адаптироваться к окружающему миру». Фредерик Рувийуа подтверждает: «В идеале, родители должны воспитывать вежливость с помощью косвенных приемов, демонстрируя вежливое обращение в семье, с соседями и знакомыми на собственном примере, ведь теория без практики не принесет никаких результатов».

Важно также понимать и основной механизм вежливости и хорошего тона, который необходимо передать детям: к разным людям мы обращаемся по-разному. Нельзя одинаково разговаривать с другом, соседом и учительницей. Ключевой принцип при этом – уважение себя и других. Но что значит проявлять уважение? Это значит:

– соблюдать приличную речь и адаптировать ее к своему собеседнику; – стараться не делать замечаний, чтобы не причинять дискомфорт собеседнику; – уметь слушать; – не быть навязчивым, проявлять такт; – не вести себя громко в транспорте и других общественных местах; – уметь извиняться;

– проявлять интерес к собеседнику.

Однако, несмотря на усилия родителей, дети иногда ведут себя невоспитанно, и даже из рук вон плохо. Почему? Потому что всегда есть соблазн неожиданно удивить сверстника или взрослого неподобающим поведением и посмотреть на реакцию.

Иногда детям хочется преодолеть запрет: что будет, если сказать плохое слово? Если не сказать «спасибо»? К тому же, дети очень любят, когда взрослые обращают на них внимание, и готовы прибегать к любым способам, которые его привлекут (даже если для этого нужно плохо себя вести).

Поэтому нельзя идти на поводу у подобных проявлений: если ваш ребенок плохо себя повел, отругайте его, объясните ему, что он сделал неправильно, но не заостряйте внимание на этом, если не хотите, чтобы единичный случай перерос в привычку.

В то же время, продолжайте быть для него примером вежливого поведения, и когда ребенок снова начнет хорошо себя вести, не забудьте похвалить его. По словам Аньес де Виарис, «нет четкого списка приемов для воспитания вежливости, по большей части это вопрос здравого смысла; нужно объяснять, почему правила именно такие и наказывать за их несоблюдение.

Само собой, главная проблема – это авторитет. Без родительского авторитета невозможно заниматься воспитанием».

Несколько приемов, которые могут помочь: – отвечайте на вопросы, объясняйте детям почему одно делать можно, а другое – нельзя; – не реагируйте на просьбы ребенка до тех пор, пока он не прибавит «пожалуйста»; – напоминайте ему о вежливости в отношении других: «ты ничего не забыл сказать?», «а волшебное слово?»; – не забывайте о собственном примере: демонстрируйте манеры повсюду (даже в гостях у тети, даже на приеме у доктора или на кассе в магазине); – читайте вместе с ним сказки о вежливости, чтобы идея усвоилась в развлекательной манере, в комфортной для ребенка атмосфере.

Дети должны усвоить золотое правило: «Относись к другим так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе».

Всем родителям порой приходилось краснеть за то, что их дети показывают пальцем, или вдруг начинают сыпать откровениями, пытаясь доказать свою правоту.

И правда, мы учим детей говорить правду, в то же время запрещая им говорить «какой уродливый дядя», «почему он такой толстый?» или «фу, какой ужасный подарок».

Что нужно объяснить детям, которые не хотят быть вежливыми, чтобы говорить неправду?

Аньес де Виарис: «Некоторые говорят, что «спасибо» лицемерно, или что «подарок мне очень понравился» – это неправда, что это угодливость и даже лесть.

Но благодаря обучению дети должны научиться не только выражать свои мысли, но и слушать других, развивая эмпатию. Сопереживание – ключевой навык для успешной жизни в обществе.

Нужно уметь говорить то, что важно для себя, но при этом уметь прислушиваться и в соответствии с этим делать компромиссный выбор».

Фредерик Рувийуа признает, что этот вопрос действительно сложный. «Вспомним «честность любой ценой», о которой Мольер рассказывает в «Мизантропе».

Центральный вопрос в пьесе: «Что важней: честность или вежливость?» Бескомпромиссно честный Альцест упрекает свое окружение в заискивании перед некоторыми людьми. Но в конце концов он понимает, что так ему не построить мирные отношения с окружающими.

Вежливость учит нас, что необходимо отказаться от прямолинейности. Нельзя все время говорить правду, исходя из собственного интереса, а если поступать подобным образом, то никакую связь наладить не получится».

Так или иначе, большинству родителей удается привить вежливость и другие базовые навыки жизни в социуме своим детям, во многом – на своем примере. Так почему же взрослые иногда проявляют полное отсутствие манер, и даже откровенную грубость?

Читайте также:  Восьмая неделя беременности

«Все дети вырастают, меняются, и не всегда эти изменения – к лучшему» – отвечает профессор Рувийуа. Не всегда усилия родителей приносят плоды. Но это нельзя назвать общей тенденцией. Напротив, есть множество невоспитанных детей, которые в конце концов берутся за голову и приучаются с возрастом быть вежливыми, чтобы лучше себя чувствовать в обществе».

Существуют также и конкретные ситуации, в которых базовые правила вежливости не учитываются. Например, речи политиков зачастую пестрят резкими выражениями и оскорблениями. И как в таком случае соблюдать правило хорошего тона «не говорить о политике, религии и сексе», если вокруг этих тем и вращается политическая риторика.

Фредерик Рувийуа также приводит пример автомобиля в качестве исключительного: «Машина – отдельный разговор, но это тема совсем не нова. Выражение «ругаться как извозчик» пришло в оборот задолго до создания автомобилей».

В своем исследовании «История вежливости: от Революции до наших дней» он объясняет, что в авто, как и во время охоты, поведение кардинальным образом меняется. В целом вежливые люди превращаются в грубиянов за рулем или с ружьем в руках. «Возможно, они ощущают себя в позиции силы, безнаказанности.

Приобретенное поведение изменяется – становится более диким, жестоким, менее уважительным».

Но даже не принимая во внимание эти случаи, мы часто слышим, что «хорошие манеры исчезают». Наше общество становится все менее и менее вежливым.

Так ли это? Профессор Рувийуа утверждает, что «галантность, манеры никогда не существовали повсеместно, во все времена существовали общества, которые прибегали к манерам в большей или меньшей степени.

Сейчас мы живем в такое время, когда социальные связи меньше зависят от правил и норм, в котором социальная градация не столь четкая и когда всё ускоряется. Само собой, в таких условиях вежливость и манеры постепенно исчезают, несмотря на то что их важность и необходимость все признают».

Аньес де Виарис подтверждает: «в современном обществе, в котором царит сиюминутность, вежливость требует времени: чтобы здороваться, чтобы написать благодарственное письмо. Хорошие манеры приносятся в жертву быстроте».  

Фредерик Рувийуа подытоживает: «люди все отчетливей осознают, что вежливость и хорошие манеры необходимы им в профессиональной и личной жизни. Ведь чем жестче становится жизненный темп, тем более отлаженными должны быть социальные связи.

В то же время, в мире, где все происходит очень быстро, люди зачастую не находят времени научиться вежливости, не всегда могут ее практиковать. С другой стороны, по сравнению с 1968 годом (во время майских событий 1968 г.

во Франции прокатилась волна антиправительственных леворадикальных студенческих волнений), когда все считали вежливость пережитком прошлого, сегодня все больше людей понимают ее важность, и если они не переняли ее «по наследству» – делают все, чтобы самостоятельно воспитать ее в себе.

Со времен Французской революции было издано более 600 книг, посвященных правилам хорошего тона, и сегодня они пользуются большой популярностью. Взрослые покупают их не только для того, чтобы объяснить своим детям, как правильно себя вести, но и чтобы лучше понимать, как им самим правильно поступать в тех или иных ситуациях».

По материалам сайта aufeminin.com

Источник: https://letidor.ru/psihologiya/kak-vospitat-vezhlivost-u-detey-i-vzroslyh.htm?full

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2012

Вежливость — одно из важнейших качеств культурного человека. Не имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее впечатление на окружающих. Поэтому мы стараемся  привить ребенку вежливость с самых ранних лет.

Некоторые дети легко усваивают эти нормы, а некоторым это дается с трудом. Для того чтобы понять в чем же проблема сначала выделим определение «Вежливый».

«Вежливый» в словаре В.И. Даля — 1) соблюдающий правила приличия; учтивый, предупредительный, обходительный.

2) выражающий учтивость, исполненный предупредительности.[1]

«Вежливый» в словаре П.И. Ожегова  — соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый. Вежливое обращение.[3].

«Вежливый» в словаре русских синонимов — внимательный, обходительный, почтительный, предупредительный, услужливый, участливый, учтивый, корректный, уважительный, галантный, светский, тонкий, (благо)воспитанный, приличный, любезный, обязательный, приветливый; деликатный, тактичный; субтильный, благовоспитанный, бонтонный, милый, галантерейный, обычливый, куртуазный, мил, пристойный.

Вежливость — нравственная и поведенческая категория, черта характера. Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения. Вежливость считается выражением хороших манер и знания этикета.

Поскольку вежливость — культурный феномен, то, что считается вежливым в одной культуре, может считаться грубым или странным в другой.

Обычно вежливость позволяет людям чувствовать себя комфортно в обществе друг друга и избегать напряженности в отношениях.

Однако различия в нормах поведения людей разных культур и субкультур могут также приводить к тому, что в результате часть присутствующих может чувствовать себя неловко, стесняться грубости своих манер или даже воспринимать происходящее как агрессию.

Обучая детей правилам вежливости шаг за шагом: надо проявлять уважение к другим людям своими поступками (не толкаться) и своими словами (со взрослыми не говорят так, как с приятелями); надо с уважением относиться к имуществу (потому что оно им дорого и они будут огорчены, если его кто-то испортит).

Нами был разработан комплекс мероприятий, направленных на воспитание вежливости у детей дошкольного возраста. Сначала мы подобрали слова, которые использует вежливый человек и познакомили с ними детей. Нашли их значение.

«Пожалуйста». Буквально это значит «Подари, если любишь». Древнерусское «жаловати» значит «дарить что-либо из любви», просто так, не по обязанности. Сказать так означает: мы принимаем тот факт, что у другого есть свободная воля, над которой мы не властны. Он сделает это… если захочет.

«Спасибо». Другой, у которого есть свои собственные желания, не обязан был делать то, что сделал. Таким образом мы ему говорим, что признаем его заслугу в этом поступке и желаем ему спасения («спаси Бог») или в свою очередь желаем подарить ему что-то хорошее («благодарю»).

«Добрый день». Пожелание доброго дня не просто признак симпатии. Оно означает: «Я признаю твое существование. Ты значим, ты присутствуешь здесь, и я уважаю твою личность. Поэтому я тебя приветствую».

«До свидания». Прощание означает: «Я провел с тобой какое-то время. Наша встреча на этом заканчивается, но она значима для меня. Так что я надеюсь… свидеться с тобой снова!»[1].

В приемной мы разместили «Волшебное солнышко», которое каждое утро встречало детей, а вечером провожало и дарило им свои вежливые лучики. А в группе мы создали «Лестницу вежливости», и каждый ребенок мог принять участие в конкурсах на знание вежливых слов.

Вместе с детьми мы подбирали книги, журналы, картинки о вежливости, например, Б.Заходер «Очень вежливый индюк», И.Пивоварова «Вежливый ослик» и др. В группе подготовили выставку книг. Сюда вошли книги  Н. Чуб «Азбука вежливости», С.Я. Маршака «О вежливости», Л. В. Гангнус « Азбука вежливости», А.Усачева «Уроки вежливости», А. Житинского «Визит вежливости», В.Осеевой «Волшебное слово».

Мы ввели сказочный персонаж «Фею вежливости»,  которая посещала занятия, беседы, прогулки, участвовала во всех режимных процессах, награждала добрым словом вежливого ребенка. Показывала детям слайды о вежливости, устраивала совместные просмотры фильмов.

На данном этапе  проводилась  беседа «Быть вежливым, что это значит?» с целью, обогатить речь детей новыми словами и понятиями по теме «Вежливость».

Устраивалось чтение и обсуждение рассказа «Вежливый кролик». Вместе с детьми  мы выделили главных героев, их действия, отмечали, кто оказался самым вежливым.

Каждый ребенок высказывал свое мнение, рассуждал, почему кролика можно назвать самым вежливым.

Мы рассматривали сюжетные картинки, на которых изображены различные ситуации: мальчик уступает место бабушке; дети дарят цветы мамам; мальчик помогает маленькому ребенку построить горку. Вместе подбирали вежливые слова, которые использовали в этих сюжетах дети.

Во время прогулки проводила подвижную игру «Вежливый паровозик». Цель: продолжать развивать умение использовать вежливые слова в игровой деятельности.

Устраивали просмотр мультфильма «Крошка енот», отмечали проявления  вежливости, выделяли  слова, которые использовали герои мультфильма.  Разбирались различные ситуации и на основе их составлялись правила вежливости.

Ситуация 1.

После работы мама приготовила ужин, перемыла посуду и пошла стирать белье. Папа отправился на огород поливать огурцы. А Петя удобно устроился на диване и стал смотреть любимую передачу «В мире животных».

  • Правило 1.
  • Вежливый Человек постоянно думает об окружающих людях.
  • Ситуация 2.

Марине на день рождения подарили большой набор фломастеров. На следующий день она с гордостью показывала свой подарок девочкам. «Я никому их не дам, пока они новые» — говорила она подругам.

  1. Правило 2.
  2. Будь вежлив со своими товарищами.
  3. Ситуация 3.

Коля, вбежав в группу, закричал: «Привет, Серый!  Я сейчас, портфелем Светку толстую стукнул. Вот смешно было, когда она упала в лужу!»

  • Правило 3.
  • Вежливый человек не причинит неприятности другому человеку, не обидит его оскорбительным прозвищем.
  • Ситуация 4.

Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в трамвай вошла женщина с маленьким ребенком. Вова посмотрел на них и снова отвернулся к окну.

  1. Правило 4.
  2. Вежливый человек внимателен к людям.
  3. Ситуация 5.

У Наташи много друзей. Они часто встречаются, гуляют, играют,    выполняют вместе домашние задания. Наташе со своими друзьями не бывает скучно.

Правило 5.

Вежливый человек не ссорится с друзьями, работает и играет дружно[2].

Мы оформили стенд на тему «Самый вежливый ребенок в группе». На стенд помещалось фото ребенка, который чаще всего употребляет вежливые слова (иногда это могут быть несколько детей). Детям, которые употребляли вежливые слова, мы раздавались эмблемы «Вежливый котенок».

Также в приемной, для родителей мы поместили стенд «Вежливая неделя». На него вывешивались вежливые слова, стихи, рассказы,  с которыми мы знакомили детей.

Чтобы стимулировать у детей желание быть вежливыми мы провели беседу «Почему нужно быть вежливым человеком». Также детям предлагались иллюстрации из серии «Почему хорошо быть вежливым?».

Проигрывали  некоторые ситуации, например, по рассказу «Волшебное слово»:  «Как Павлик вежливо просил у сестры краски». Также разыгрывали ситуацию, где дети должны «Помочь ребятам перейти на другой берег». Дети предлагали  различные варианты, после все вместе отбирают самые лучшие.

В группе мы создали «Чудо — полку» для детей, куда выставляются подделки детей, рисунки, фотографии, отражающие вежливое поведение детей.

Мы предлагаем детям поиграть в сюжетную игру «Ждем гостей».

Проводили праздник «Вежливые дошколята. На празднике присутствовала Фея вежливости. Большое внимание  мы уделяли знакомству детей с  поговорками, пословицами о вежливости:

  • В просьбе поклон не в потерю.
  • На всякие приветы надобно иметь ответы.
  • Не будь в людях приметлив, будь дома приветлив.
  • Не спеши хватать: оботри руки.
  • Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много даёт.
  • Ласковое слово — что весенний день.
  • Когда совесть раздавали, его дома не было.
  • Поклониться — вперёд пригодится.

Таким образом, проведенная нами работы способствовала воспитанию вежливости у детей. Дети стали  здороваться со знакомыми людьми не только дома, но и в гостях,  благодарить за оказанную помощь, употребляет вежливые слова.

Список литературы

  1. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля.-СПб.-М., 1903-1909
  2. Николева Н.И. Ябеда-корябеда//Дошкольное воспитание. — 2006.- №10.
  3. Словарь русского языка. — М.: Рус. яз., 1989.-750 с.

Источник: https://scienceforum.ru/2012/10/265

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector