Задержка психического развития у детей: причины, симптомы, лечение

ЗПР у детей – это распространенная патология, требующая продолжительного лечения. Игнорирование проблемы чревато серьезными последствиями. При своевременном обращении к врачу и отсутствии других нарушений большинство малышей догоняют сверстников и живут полноценной жизнью.

ЗПР, или задержка психического развития – это собирательное понятие всех нарушений, характеризующихся отставанием детей в интеллектуальном и эмоциональном развитии. Такой диагноз обычно ставят в 4–6 лет. Что это такое подробно расскажет врач-невролог или психотерапевт.

Задержка психического развития у детей: причины, симптомы, лечениеЗПР у детей хорошо поддается коррекции в возрасте до 5 лет. При позднем начале лечения вероятность полного выздоровления гораздо ниже

Отставание становится заметным в разном возрасте:

  • у малышей до года оно проявляется нарушением психомоторных навыков;
  • в 2–3 года отмечается задержка речевого или психоречевого развития (сокращенно ЗРР или ЗПРР).

Если лечение ЗПР не дало желаемых результатов до 10 лет, говорят об интеллектуальной недостаточности или умственной отсталости.

Некоторым малышам диагноз ЗПР ставят в более раннем возрасте. Если проблема устраняется, его снимают.

Чаще всего нарушение обнаруживается при поступлении в детский сад или школу. Ребенок с ЗПР плохо осваивает новую информацию, испытывает трудности с обучением, не проявляет интереса к интеллектуальной работе.

У детей раннего возраста такую патологию заподозрить невозможно, поскольку навыки, необходимые для полноценной жизни, формируются постепенно. Очень важную роль в этом плане играет моторика.

Под этим понятием понимают последовательность движений, которые направлены на достижение определенной цели, например, взять ложку и поднести ее ко рту.

Если она не соответствует возрастным нормам, есть предпосылки для развития ЗПР в будущем, поскольку двигательная активность напрямую связана с психической деятельностью.

Отставание затрагивает все или отдельные сферы психики, например:

  • Эмоциональную – инфантилизм. Эмоции малышей находятся на более ранней ступени развития, чем у сверстников. Отмечается внушаемость и недостаточная самостоятельность.
  • Интеллектуальную. Замкнутость и необщительность таких детей препятствует их активности и инициативности. Наблюдаются трудности с успеваемостью и обработкой новой информации.
  • Речевую. Если остальные сферы развиваются нормально, пациенту ставят диагноз ЗРР. Когда страдают другие, например, речевая и интеллектуальная — ЗПР.

ЗПР и умственная отсталость – это разные патологии, хотя на начальных этапах симптомы очень похожи. Первая считается временным диагнозом, который пересматривается после пройденного курса терапии. Если психическая деятельность возвращается к норме, его снимают. В обратном случае ребенок считается умственно отсталым. В медицинской терминологии такое состояние называется олигофрения.

Задержка психического развития у детей: причины, симптомы, лечениеЗадержка психического развития может быть вызвана генетическими факторами и передаваться малышу от ближайших родственников

У некоторых пациентов предпосылки для ЗПР возникают еще на этапе внутриутробного развития. К таким относят фетоплацентарную недостаточность, гипоксию, врожденные пороки развития головного мозга и других органов. Они возникают под воздействием негативных факторов, влияющих на нормальное течение беременности. В этот список входят:

  • вредные привычки матери, прием медикаментов;
  • инфекции и хронические болезни женщины;
  • неблагоприятная атмосфера, в которой пребывала мать, будучи в положении.

Проблемы на этапе родоразрешения тоже приводят к ЗПР у детей. К таким относят:

  • родовые травмы;
  • продолжительный безводный период;
  • затяжные роды, сопровождающиеся гипоксией;
  • экстренное кесарево сечение;
  • асфиксию в родах.

Не менее распространенными причинами задержки развития считаются социально-бытовые и психологические факторы. К таковым относят:

  • дефицит внимания родителей;
  • напряженную атмосферу в семье, постоянные скандалы;
  • обучение под психологическим давлением;
  • физическое насилие над малышом;
  • редкие прогулки на улице;
  • недостаток общения со сверстниками.

На развитии речи плохо сказывается нечеткое произношение слов взрослыми. ЗРР часто диагностируют у детей, которые живут в семьях, где разговаривают на нескольких языках. На скорость психического развития влияют зрительные нарушения, плохой слух, проблемы с моторными функциями.

К редким причинам относят:

  • приобретенные поражения головного мозга, спровоцированные опухолями, травмами, инфекциями;
  • сердечно-сосудистые нарушения;
  • нарушение мозгового кровообращения и др.

Распространенной проблемой считается увлечение гаджетами. Когда малыш слушает сказку и рассматривает картинку, его мозг сам дорисовывает недостающую информацию, например, «котик побежал», «птичка полетела» и т. п. Это отлично развивает детскую психику. Когда ребенок сидит перед монитором, этого не происходит.

Задержка психического развития у детей: причины, симптомы, лечениеЗанятия при диагнозе ЗПР проводятся совместно с логопедом, детским психологом или психотерапевтом

Факт наличия ЗПР устанавливается на основании заключения психо-медико-педагогической комиссии и нейропсихологической экспертизы. При первичном визите собирается анамнез пациента. На этом этапе врача интересует вся информация, касающаяся беременности и родов матери, здоровья пациента и ближайших родственников, социально-бытовые условия и т. п.

Для поиска причины назначают:

  • аудиометрию;
  • КТ или МРТ головного мозга (в очень редких случаях);
  • доплеровское сканирование сосудов;
  • электроэнцефалограмму;
  • электрокардиограмму и пр.

Диагностикой и коррекцией нарушения занимаются неврологи, психологи, психиатры, логопеды.

В первую очередь не стоит откладывать поход к врачу, поскольку ранняя диагностика значительно улучшает прогноз. Устранение задержки проводится по индивидуальной программе, соответствующей особенностям малыша. В нее входит:

  • прием медикаментозных средств: ноотропов, витаминных комплексов, успокоительных, психостимуляторов;
  • занятия с логопедом;
  • курсы психотерапии;
  • массажи;
  • лечебная гимнастика;
  • физиотерапевтические методы, например, магнитотерапия.

Хороший результат дают дельфинотерапия, иппотерапия, акупунктура (иглоукалывание).

В домашних условиях родителям необходимо:

  • регулярно пополнять словарный запас ребенка;
  • вместе учить стишки;
  • читать интересные рассказы;
  • выполнять развивающие упражнения, чтобы научить малыша сопоставлять и обобщать факты;
  • показывать карточки с картинками и просить малыша раскладывать их в определенном порядке;
  • уделять ребенку как можно больше времени и оградить его от эмоциональных потрясений.

На время лечения нежелательно менять привычную обстановку, поскольку маленькие дети привязываются к людям, животным, предметам домашнего интерьера. Переезд, развод, смена детского сада или школы может усугубить ситуацию и повлечь сильный стресс.

Занятия проводят в уютной атмосфере. Недопустимо оказывать психологическое давление и наказывать за неудачи.

Задержка психического развития у детей: причины, симптомы, лечениеОсобенности развития детей с ЗПР очень похожи на проявления аутизма, поэтому многим детям ставят ошибочный диагноз

Если ученик с нарушением (ЗПР или отсталостью) учится в обычном классе, для него составляется специальная адаптирующая программа, позволяющая подтянуть знания.

Цель таких занятий – улучшить мышление и внимательность, а также заинтересовать ребенка, чтобы он стал более усидчивым.

Упражнения для совместного выполнения:

  • разложить по дому разные игрушки и попросить принести ту, которая соответствует определенным признакам, например «синяя круглая» или «с длинным хвостом и рогами»;
  • показывать всевозможные развивающие картинки типа «чего не хватает» или «найди 10 отличий»;
  • положить на столе несколько предметов, затем спрятать один и предложить ребенку угадать, чего не хватает;
  • назвать ребенку части тела – нос, рот, уши, затем попросить повторить за мамой или другим родственником.

Слова взрослого должны быть четкими и разборчивыми. Если малыш еще не говорит или делает это плохо, длинные слова лучше не использовать. Для начала достаточно фраз типа «возьми стакан», «папа привет» и т. п. Со временем словарный запас расширяется более сложными фразами, например, «принеси синий стаканчик», «налей воду в чашку», «папа смотрит телевизор» и т. п.

Негативные последствия вызывает не сам диагноз ЗПР, а причины, которые его спровоцировали.

Тяжелые органические поражения головного мозга чаще всего носят необратимый характер и приводят к самым разнообразным осложнениям, начиная от умственной отсталости, заканчивая инвалидностью или летальным исходом. В плане психического развития может быть поставлен диагноз олигофрения различной степени тяжести:

  • дебилизм;
  • имбицилизм;
  • идиотизм.

При легкой степени умственной отсталости дееспособность сохраняется. По мере взросления подросток испытывает определенные трудности в общении с окружающими, плохо обучаем, замкнут. Внешние признаки неблагополучия, как правило, отсутствуют. Такие люди не отличаются от здоровых, самостоятельно себя обслуживают, ходят на работу. В более тяжелых случаях особенности поведения более выражены.

У многих малышей на этапе обследования обнаруживают кретинизм, связанный с дефицитом гормонов щитовидной железы на этапе эмбрионального развития или после рождения. При своевременном обнаружении и коррекции гормонального фона негативных последствий удается избежать. В запущенных случаях болезнь носит необратимый характер и приводит к тяжелым формам олигофрении.

Задержка психического развития у детей: причины, симптомы, лечениеЛечение подбирается в зависимости от характеристик детей с ЗПР, а также причин отставания в развитии

Иногда ЗПР путают с аутизмом, однако это разные состояния, проявляющиеся общими симптомами. У аутистов отличается восприятие окружающего мира, поэтому другим людям их поведение кажется странным. Полностью аутизм не лечится, исключение составляют случаи, когда диагноз был ошибочным.

Диагноз ЗПР не должен пугать родителей, поскольку он не окончательный. Это всего лишь временное отклонение, которое в большинстве случаев поддается коррекции. Ранняя диагностика повышает шансы на успех. После 5–6 лет нарушение устранить намного сложнее, потому затягивать с лечением не стоит.

Читайте в следующей статье: ребенок не разговаривает

Источник: https://www.baby.ru/wiki/simptomy-i-lecenie-zpr-u-detej/

ᐉСимптомы, причины и диагностика ЗПР. Признаки ЗПР у детей

Задержка психического развития – это состояние, при котором у пациентов наблюдается нарушение эмоционального и психологического характера. У пациентов с ЗПР заторможены процессы мышления, нарушены навыки памяти и внимания.

Что вызывает ЗПР – причины

Примерно в 75% случаев точная причина заболевания неизвестна. Можно лишь предположить, что дело в дефектах в генах (или хромосомах), травмах или состояниях, которые развиваются у плода в утробе матери, заболеваниях раннего возраста и влиянии окружающей среды.

Задержка психического развития у детей: причины, симптомы, лечение

Роль генетики

Если у одного или обоих родителей есть умственная отсталость, гораздо больше шансов, что у их детей также будет это состояние. Существует много генетических (унаследованных) причин ЗПР, которые возникают из-за недостатков или упущений в генетическом материале, переданном от родителя к ребенку.

Иногда умственная отсталость вызвана аномалиями в хромосомах, а не отдельными генами. Синдром Дауна, одна из наиболее распространенных причин задержки психического развития, вызван дополнительной хромосомой в клетках.

Другой довольно распространенный хромосомный дефект, называемый хрупким синдромом Х, вызывает ЗПР в основном у мальчиков.

* Гены — это химические вещества в организме, которые помогают определить характеристики человека, такие как цвет волос или глаз, и унаследованы от его родителей. Они расположены на хромосомах, обнаруженных в клетках тела.
* Хромосомы (KRO-mo-somes) являются нитевидной структурой внутри ядра клеток, на которых расположены гены.

Проблемы во время беременности

Инфекции у беременных женщин, таких как краснуха или токсоплазмоз, также являются причиной задержки психического развития у детей. Несмотря на то, что мать может не пострадать от инфекции, развивающийся плод заражается через материнский организм и у него наблюдается поражение определенных участков ЦНС и иных органов и систем.

Беременные женщины, которые употребляют алкогольные напитки, рискуют иметь умственно отсталого ребенка через состояние, известное как синдром фетального алкоголя (ФАС). Это распространенная и предотвратимая причина ЗПР.

Некоторые препараты (например, кокаин или амфетамины), когда они принимаются во время беременности, могут нанести вред психическому развитию ребенка.

Недостаточное питание матери и облучение во время беременности также могут вызывать подобные нарушения в развитии.

Родовые травмы

Кислородное голодание у плода во время родов также является причиной ЗПР. Младенцы, рожденные преждевременно, обычно умственно отстают, особенно, если ребенок весит менее 1,5 кг.

Нарушения, возникающие после рождения

ЗПР может быть вызвана такими проблемами, как отравление свинцом или ртутью, серьезное недоедание, несчастные случаи, которые вызывают тяжелые травмы головы, прерывание подачи кислорода в мозг (например, почти утопление) или заболевания, такие как энцефалит, менингит и необработанный гипотиреоз у младенцев.

Важно понимать: прежде, чем приступить к лечению и коррекции состояния ребенка, необходимо определить корни проблемы.

Читайте также:  Болевой порог у детей – почему некоторые не боятся боли

Основные виды ЗПР

Задержка психического развития классифицируется по четырем основным видам.

Задержка психического развития у детей: причины, симптомы, лечение

ЗПР конституционального характера

Причины: генетика.
Симптомы: игровое настроение вне зависимости от возраста, привязанности нестойкого проявления, нарушение эмоционально волевой сферы, частые перепады настроения.

ЗПР соматогенного характера

Причины: тяжелые заболевания с осложнениями работы мозга. Патологию могут спровоцировать перенесенные хирургические вмешательства, заболевания сердечно-сосудистой системы, дистрофии разного генеза и степени тяжести, аллергические проявления.
Симптомы: беспричинные капризы, повышенная нервозность, излишняя закомплексованность.

ЗПР психогенного характера

Причины: дефицит родительского внимания и любви, ошибки в воспитании, неблагоприятные условия жизни.
Симптомы: психозы, приступы нервозности, нарушение интеллектуальной сферы, что в результате приводит к общей психологической незрелости.

ЗПР церебрально-органического характера

Причины: внутриутробные нарушения, которые могут возникнуть из-за приема женщиной в период беременности алкогольных, токсических и наркотических веществ. Иногда причиной развития именно данного вида патологии могут быть родовые травмы и кислородное голодание мозга в период родов.
Симптомы: неустойчивость психического состояния.

Симптомы задержки психического развития у детей в разных возрастных промежутках

Иногда признаки расстройства можно наблюдать у детей сразу после рождения, а в некоторых случаях, проблемы начинают проявляться уже в школьном возрасте и позже. Важно научится вовремя разглядеть особенности вашего малыша.

Задержка психического развития у детей: причины, симптомы, лечение

  1. ЗПР до года: поздно начинает держать головку, ползать, ходить, говорить, пользоваться столовыми приборами.
  2. Признаки ЗПР в год – тихий, неэмоциональный ребенок, с ограниченным или отсутствующим набором простых слов, не проявляет реакции на обращение к нему.
  3. ЗПР 2 годат– нет желания познавать что-то новое за счет повторения за окружающими, примитивный набор слов (до 20), нет умения составлять логические фразы и предложения, ограниченные навыки памяти.
  4. Симптомы ЗПР у детей 3 лет – быстрая неосознанная речь с проглатыванием звуков, слогов или окончаний слов, при ответе на вопрос может долго размышлять и повторять сам вопрос, движения замедленные или проявляется гиперактивность, познавать окружающий мир желания нет, агрессивность, повышенное слюноотделение, узкий спектр эмоций, могут проявляться признаки ДЦП.
  5. ЗПР 4 года – плаксивость, агрессивность, эмоциональная нестабильность, беспричинный смех или истерика, слаборазвитая речь, игнорирование просьб взрослых, сложность в контактировании с окружающими.
  6. ЗПР у дошкольника 5 лет – игнорирование сверстников, агрессивность или полная пассивность, резкие перепады настроения, речевые сложности, особенно в построении даже простого диалога, сложности с памятью, отсутствие простых бытовых навыков.
  7. ЗПР 6 лет ­– поведенческие нарушения, сложности в концентрации внимания, выполнении элементарных бытовых навыков, заметное отставание от сверстников в речевом, эмоциональном и интеллектуальном развитии.
  8. ЗПР у детей симптомы 7 лет – сложности с чтением, проблемы с логическими задачами и математическими вычислениями, отсутствие эмоционального контакта со сверстниками, скупой речевой запас, сложности в озвучивании своих мыслей и просьб, проблемы поведенческого характера (агрессия, плаксивость, нытье, замкнутость в себе, безосновательный смех и т.д.).
  9. Особенности ЗПР у подростков – психическая неустойчивость, не развита самооценка, нет устойчивости к критике, старается избегать коллектив, психомоторная расторможенность и возбудимость, подавленная познавательная активность, ограниченная память (чаще кратковременная), нарушение словесно-образного, наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, речевые нарушения, отсутствие мотивации, развитие инфантилизма. Характерным симптомом психофизического инфантилизма – истероидная психопатия и депрессивные состояния.

В раннем возрасте проблематично диагностировать ЗПР.

Максимально выраженные симптомы можно наблюдать в дошкольном возрасте, когда уже должны быть сформированы навыки самообслуживания, ориентации в пространстве, коммуникабельности, полноценно развитая память и сформированная речь.
В независимости от возраста, в котором была диагностирована задержка психического развития, к коррекции данного состояния необходимо приступить незамедлительно.

Скрининг и тесты

Диагностика ЗПР может быть выполнена только сертифицированным психологом, способным управлять, подсчитывать и интерпретировать тест интеллекта или познания.
Скрининг заболевания включает тесты для анализа интеллектуального и адаптивного развития ребенка, в том числе аномального теста на развитие Денвера и тестирования IQ (эти тесты проводятся с детьми и подростками до 18 лет.)

Задержка психического развития у детей: причины, симптомы, лечение

Осложнения и последствия

Несвоевременная диагностика детей с ЗПР и коррекция данного сложного психического состояния может навсегда отпечататься на жизни ребенка. Подростковый возраст у полноценного ребенка проходит со сложностями, а для ребенка с ЗПР могут дополнительно развиться комплексы неполноценности, которые провоцируют ряд трудностей в общении с противоположным полом и со сверстниками.

Низкая самооценка оставляет негативный отпечаток на успеваемости, стремлении, как результат появляется повышенная конфликтность в коллективе и семье. Запущенные ситуации могут повлечь за собой необратимые последствия – тяжелую форму депрессии и суицид.

ЗПР может спровоцировать развитие хронических и неизлечимых пороков: разнообразных психических расстройств, нарушение письменных, речевых, бытовых навыков.

В зрелом возрасте могут наблюдаться проблемы с адаптацией, работой в коллективе, созданием семьи.

Правила воспитания ребенка с ЗПР

Каждый родитель после услышанного диагноза, в первую очередь, должен эмоционально собраться и подготовится к сложной борьбе за полноценное будущее ребенка.

Ведь в медицинской практике есть достаточно много примеров, когда дети после диагностирования ЗПР учились в обычных школах и демонстрировали пусть не высокие, но среднестатистические образовательные успехи.

Второе, что нужно понять, — у ребенка что-то не получается не по причине его лени, ему просто все дается немного сложнее и медленнее.

Не нужно самостоятельно развивать у своего крохи чувство неполноценности постоянными упреками и руганью. Основная задача родителей – поддержать, мотивировать, помочь, продемонстрировать понимание и любовь.

Можно ли предотвратить ЗПР?

Не существует определенного способа предотвратить задержку психического развития. Улучшение медицинского обслуживания, пренатальное тестирование и просвещение в области общественного здравоохранения позволяют избежать некоторых случаев ЗПР.

Люди, которые хотят стать родителями, могут получить генетическое консультирование, чтобы определить вероятность умственной отсталости от наследственного расстройства.

Медицинские тесты, такие как амниоцентез, выбор хорионической ворсинки и ультрасонография, могут помочь выявить наследственные нарушения обмена веществ и хромосом связанных с умственной отсталостью.
Прививки могут защищать беременных женщин от инфекций, которые наносят вред плоду.

Скрининг анализов крови для новорожденных может выявить некоторые расстройства при рождении, что позволяет проводить более раннее лечение. Также важно защитить детей от отравления свинцом и травм головы.

* Амниоцентез (am-nee-o-sen-TEE-sis) — это тест, в котором длинная тонкая игла вводится в матку матери, чтобы получить образец амниотической околоплодной жидкости. Фетальные клетки в жидкости исследуются на предмет генетических дефектов.

* Отбор проб хорионических ворсинок (выборка VOR-lus KOR-ee-on-ik) — это тест, в котором маленькая пробирка вводится через шейку матки, а небольшой фрагмент плаценты, поддерживающей плод, удаляется для генетического тестирования.

* Ультрасонография (ul-tra-so-NOG-ra-fee) — это безболезненный тест, в котором используются высокочастотные звуковые волны для записи и отображения формы плода в матке матери.

Жизнь с ЗПР

Нет лекарств от задержки психического развития. Лечение фокусируется на том, чтобы помочь людям путем создания навыков обучения, поведения и самопомощи. Для детей с ЗПР поддержка родителей, специально обученных педагогов и общества, помогает достичь своих максимальных способностей и стать полноценной частью общества.

Код по МКБ-10

F80-F89 — нарушение психического развития

Задержка психического развития у детей: причины, симптомы, лечение

Особенности диагностирование ЗПР у детей – отзывы

Отзывы взяты с сайтов:
https://www.baby.ru/community/126532/forum/category/2588742/»>https://www.baby.ru/community/126532/forum/category/2588742/
https://forum.detiangeli.ru/index.php?topic=2648.60″>https://forum.detiangeli.ru/index.php?topic=2648.60
http://www.woman.ru/kids/deti-ot-goda-do-3-let/thread/4727858/

http://www.woman.ru/kids/deti-ot-goda-do-3-let/thread/4727858/

Положительные Отрицательные
У нас у дочери ЗПР по причине обширного кислородного голодания в утробе матери и в период родов (у меня была приросшая плацента к матке по всему периметру, чего на УЗИ не увидели). Но, я благодарю Господа, что мы попали к грамотному доктору, которая координировала все мои дальнейшие действия, подобрала медикаментозное лечение, и мы, пусть и не совсем такие, как сверстники, зато многое понимаем, и стремимся к обучению. Нам скоро в садик, важно верить, что все будет хорошо, мамочки, не отчаивайтесь, все у вас получится! (Юлия Сергеевна) Меня в последнее время просто разрывает, наверное, осенняя депрессия. Сыну практически 2 года, нам поставили диагноз ЗПР, но по развитию он даже на полугодовалого не тянет, кроме того, что умеет ходить. Что-то мне подсказывает, что дело не только в психической задержке, а врачи даже не пытаются «рыть» и «копать» дальше. (Соня)
Нам диагностировали ЗПР средней тяжести в возрасте 5 лет. Проходили занятия с логопедом, психиатром, катались на лошадях, проходили дельфинотерапию, и знаете, дочь менялась с каждым днем на глазах. Мы продолжаем бороться за здоровое будущее самой дорогой в жизни девочки! (Светлана) Диагностировать ЗПР в раннем возрасте невозможно, как ни крути, так как все организмы индивидуальны. Так что не стоит пичкать малышей лекарствами с самого рождения только потому, что он развивается не совсем так, как вам бы хотелось!)Ольга)
У нас были проблемы с развитием речи и поведением, занятия с логопедом и психиатром, всего за полгода решили все нюансы. А все почему, потому что мы начали бить во все колокола, когда в полтора года так и не услышали от сына ни единого слова, только несвязный лепет. Сейчас нам 2, и мы разговариваем уже предложениями, осознанными, да и с поведением картина наладилась. Правду говорят, ранняя диагностика – поможет решить многие проблемы! (Елизавета) Как по мне, каждый человек индивидуальный, а критерии, которые приписывают ЗПР, можно приписать каждому второму. Как по мне очень сомнительный диагноз. (Лиля)
Я переболела краснухой беременная на 6 месяце, и рискнула родить, несмотря на все уговоры медиков провести искусственные роды. И знаете, да, нам все дается сложнее, каждый навык мы оттачиваем повторениями, но все поддается корректировке, если сильно любить свою кроху. (Милена)

Вывод

Разочарование, чувство вины, опустошенность, депрессивное состояние – типичные эмоции родителей, которые столкнулись с диагнозом ЗПР. Каждый родитель мечтает, чтобы их ребенок был полноценным, умным, красивым.

Но в данном случае, ни гнев, ни истерики, ни укоры, ни слезы, не помогут вашему ребенку.

Нужно стать стопроцентной опорой для него, демонстрировать свою поддержку, понимание и любовь, подбирать врачей, педагогов, и поверьте, все у вас получится.

Источник: https://autizmy-net.ru/zaderzhka-psihicheskogo-razvitiya-prichinyi-simptomyi-diagnostika/

Как определить ЗПР у ребенка? Симптомы и признаки

Каждый ребенок уникален и неповторим. Однако, существуют временные рамки, в соответствии с которыми он должен развиваться физически, умственно и психологически. Родители с самого рождения должны внимательно следить за тем, какие навыки осваивает малыш.

Ведь очень важно своевременно выявить признаки ЗПР (задержки психоречевого развития). В данной статье мы рассмотрим вопрос который волнует некоторых родителей и специалистов: как определить ЗПР у ребенка, какие симптомы и признаки характерны для этого нарушения.

Задержка психического развития у детей: причины, симптомы, лечение

Диагноз ЗПР у ребенка — что это?

Родители должны знать, что диагноз ЗПР у ребенка — это не всегда приговор. Однако, данное нарушение требует особого подхода к воспитанию и обучению. У ребенка с таким диагнозом наблюдается серьезное отставание в психическом развитии. Не соответствуют возрасту уровень мышления, памяти, внимания.

Нарушения характерны для эмоционально-волевой сферы. В данном случае важна не только коррекционная работа педагогов, но и поддержка со стороны родителей. А во многих случаях также лечение соответствующими лекарственными препаратами.

Чем раньше начинается такая работа с ребенком, тем больше у него шансов на нормальную жизнь.

Симптомы и признаки ЗПР у ребенка

Первые симптомы и признаки ЗПР (задержки психического развития) у ребенка могут быть замечены родителями, которые внимательно наблюдают за развитием своего малыша.

Нужно записывать, когда дочь или сын начал переворачиваться, сидеть, вставать, ходить, лепетать, говорить. Необходимо обратить внимание на то, как малыш проявляет интерес к окружающему миру.

Читайте также:  Двадцать четвертая неделя беременности

В домашних условиях можно провести специальные тесты для выявления ЗПР.

Задержка психического развития у детей: причины, симптомы, лечение

Зачастую, ЗПР у детей обнаруживают в возрасте 5-7 лет. В более раннем возрасте диагноз ставят при очень явных признаках.

Итак, перечислим симптомы и признаки ЗПР у ребенка:

  • эмоции доминируют над послушанием
  • гиперактивность
  • наличие разного рода страхов
  • робость, застенчивость, отсутствие инициативы
  • слабая концентрация внимания на умственной деятельности
  • плохое восприятие информации на слух, преобладание зрительного восприятия
  • отсутствие целостной картины при запоминании информации, ребенок не может сделать выводы
  • небольшой объем знаний в сравнении со сверстниками
  • ограниченный словарный запас, сложность в построении предложений
  • искажение звуков при произношении
  • нарушения слуха
  • отсутствие желания принимать участие в коллективной деятельности
  • отсутствие желания следовать примеру взрослого

Причины возникновения ЗПР у детей

Причины возникновения ЗПР у детей могут быть самыми разными. Их условно можно разделить на 2 группы — биологические и социальные.

Среди биологических причин:

  • Неблагоприятное течение беременности: тяжелый токсикоз, внутриутробные инфекции, лечение сильнодействующими лекарственными препаратами, гипоксия плода, резус-конфликт, вредные привычки матери.
  • Перинатальная энцефалопатия (поражение головного мозга) вследствие внутричерепных родовых травм (применение щипцов, кесарево сечение, стимуляция), асфиксии, недоношенности, желтухи новорожденных и др.
  • Тяжелые соматические заболевания на раннем этапе жизни ребенка: грипп, рахит, эпилепсия, черепно-мозговые травмы, гидроцефалия, эндокринные нарушения и т.д.
  • Наследственная предрасположенность.

Задержка психического развития у детей: причины, симптомы, лечение

Среди социальных причин:

  • неполная, неблагополучная семья, отсутствие родителей
  • частые психологические травмы в жизни ребенка
  • авторитарный характер воспитания
  • гиперопека
  • дефицит общения со сверстниками и взрослыми

Стоит отметить, что биологические причины являются первоосновой ЗПР у детей. А наличие неблагоприятных социальных факторов усугубляет проблему.

Ребенку поставили диагноз ЗПР. Что делать?

Конечно, если ребенку поставили диагноз ЗПР, у родителей может возникнуть масса вопросов. Многие взрослые не знают, что делать: как теперь вести общение с ребенком, как это отразится на его судьбе. Надеемся, что наши советы, помогут Вам в такой непростой ситуации.

Первый совет для родителей детей с ЗПР — не надейтесь, что диагноз пройдет самостоятельно. Это не легкий насморк, а нарушение функций мозга.

Во-вторых, для точной диагностики обратитесь к специалистам, которые длительное время работают именно с интеллектуальными нарушениями. В рядовой поликлинике, как правило, таких специалистов нет. Ведь существует риск перепутать ленивость ребенка, нежелание заниматься скучной деятельностью, с его большим несоответствием в развитии.

В-третьих, при подтвержденном диагнозе ЗПР, смиритесь, что Вашему ребенку необходима регулярная помощь квалифицированных педагогов, психолога и, скорее всего, медикаментозное лечение.

Если малыш дошкольного возраста, то ему необходимо посещать коррекционную группу детского сада.

Если же диагностирован ребенок младшего школьного возраста, то ему будет лучше обучаться в специальном коррекционном классе или спецшколе.

В-четвертых, хорошая новость в том, что при грамотной работе специалистов и помощи со стороны родителей ЗПР- диагноз обратимый, ребенок может от него навсегда избавиться. Единственное условие — раннее начало коррекционной работы.

В-пятых, если родители детей с ЗПР отказываются признавать проблему, либо слишком поздно приходят к специалистам, то такие дети навсегда остаются неполноценными.

И последний совет родителям детей с ЗПР — примите во внимание, что с данным диагнозом ребенок может иметь полноценную жизнь. У него есть шансы на хорошую успеваемость в школе и поступление в ВУЗ. Для этого необходим комплекс мер: ранняя диагностика и коррекционная работа, благоприятная обстановка в семье, поддержка со стороны родителей и близких ребенка.

Необходимо хвалить Ваше чадо за малейшие достижения, иметь положительный настрой. Возможно, пересмотреть подход к воспитанию, отношения в семье. Тогда во взрослой жизни Ваш ребенок будет совершенно нормальным и психически здоровым человеком.

Источник: https://KinderBoo.ru/kak-opredelit-zpr-u-rebenka/

Задержка психического развития (ЗПР)

Задержка психического развития у детей: причины, симптомы, лечение

Задержка психического развития (ЗПР) – темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморе­гуляции поведения, примитив­ностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. Диагностика ЗПР проводится коллегиально комиссией в составе медицинских специалистов, педагогов и психологов. Дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном коррекционно-развивающем обучении и медицинском сопровождении.

Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Число лиц с задержкой психического развития достигает 15-16% в детской популяции.

ЗПР является в большей степени психолого-педагогической категорией, однако в ее основе могут лежать органические нарушения, поэтому данное состояние также рассматривается медицинскими дисциплинами – прежде всего, педиатрией и детской неврологией.

Поскольку развитие различных психических функций у детей происходит неравномерно, обычно заключение «задержка психического развития» устанавливается детям-дошкольникам не ранее 4-5 лет, а на практике — чаще в процессе школьного обучения.

Задержка психического развития у детей: причины, симптомы, лечение

Задержка психического развития (ЗПР)

Этиологическую основу ЗПР составляют биологические и социально–психологические факторы, приводящие к темповой задержке интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

Биологические факторы (негрубые органические повреждения ЦНС локального характера и их остаточные явления) вызывают нарушение созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается парциальными нарушениями психического развития и деятельности ребенка.

Среди причин биологического характера, действующих в перинатальном периоде и вызывающих задержку психического развития, наибольшее значение имеют патология беременности (тяжелые токсикозы, резус-конфликт, гипоксия плода и др.

), внутриутробные инфекции, внутричерепные родовые травмы, недоношенность, ядерная желтуха новорожденных, фетальный алкогольный синдром и т. д., приводящие к так называемой перинатальной энцефалопатии.

В постнатальном периоде и раннем детском возрасте задержку психического развития могут вызывать тяжелые соматические заболевания ребенка (гипотрофия, грипп, нейроинфекции, рахит), черепно-мозговые травмы, эпилепсия и эпилептическая энцефалопатия и др. ЗПР иногда имеет наследственную природу и в некоторых семьях диагностируется из поколения в поколение.

Задержка психического развития может возникать под влиянием средовых (социальных) факторов, что однако не исключает наличие первоначальной органической основы нарушения. Чаще всего дети с ЗПР растут в условиях гипоопеки (безнадзорности) или гиперопеки, авторитарного характера воспитания, социальной депривации, дефицита общения со сверстниками и взрослыми.

Задержка психического развития вторичного характера может развиваться при ранних нарушениях слуха и зрения, дефектах речи вследствие выраженного дефицита сенсорной информации и общения.

Группа детей с задержкой психического развития неоднородна. В специальной психологии предложено множество классификаций задержки психического развития. Рассмотрим этиопатогенетическую классификацию, предложенную К. С. Лебединской, которая выделяет 4 клинических типа ЗПР.

ЗПР конституционального генеза обусловлена замедлением созревания ЦНС. Характеризуется гармоническим психическим и психофизическим инфантилизмом.

При психическом инфантилизме ребенок ведет себя, как более младший по возрасту; при психо-физическом инфантилизме страдает эмоционально-волевая сфера и физическое развитие. Антропометрические данные и поведение таких детей не соответствуют хронологическому возрасту.

Они эмоционально лабильны, непосредственны, отличаются недостаточным объемом внимания и памяти. Даже в школьном возрасте у них преобладают игровые интересы.

ЗПР соматогенного генеза обусловлена тяже­лыми и длительными соматическими заболеваниями ребенка в раннем возрасте, неизбежно задерживающими созревание и развитие ЦНС.

В анамнезе детей с соматогенной задержкой психического развития часто встречаются бронхиальная астма, хроническая диспепсия, сердечно-сосудистая и почечная недостаточ­ность, пневмонии и др. Обычно такие дети долгое время лечатся в больницах, что вдобавок обусловливает еще и сенсорную депривацию.

ЗПР соматогенного генеза проявляется астеническим синдромом, низкой работоспособностью ребенка, меньшим объемом памяти, поверхностным вниманием, плохой сформированностью навыков деятельности, гиперактивностью или заторможенностью при переутомлении.

ЗПР психогенного генеза обусловлена неблагоприятными социальными условиями, в которых пребывает ребенок (безнадзорностью, гиперопекой, жестоким обращением).

Дефицит внимания к ребенку формирует психическую неустойчивость, импульсивность, отставание в интел­лектуальном развитии.

Повышенная забота воспитывает в ребенке безынициативность, эгоцентризм, безволие, отсутствие целеустремленности.

ЗПР церебрально-органического генеза встречается наиболее часто. Обусловлена первичным негрубым органическим поражением головного мозга. В этом случае нарушения могут затрагивать отдельные сферы психики либо мозаично проявляться в различных психических сферах.

Задержка психического развития церебрально-органического генеза характеризуется несформированностью эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности: отсутствием живости и яркости эмоций, низким уровнем притязаний, выраженной внушаемостью, бедностью воображения, двигательной расторможенностью и т. п.

Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают полноценно, однако ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже – слуховое, поэтому объяснение учебного материала детям с задержкой психического развития должно сочетаться с наглядной опорой.

Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Лю­бые посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание.

Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и де­фицита внимания.

Память у детей с задержкой психического развития характеризуется мозаичностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при воспроизведении информации.

У детей с задержкой психического развития более сохранно наглядно-действенное мышление; более нарушенным оказывается образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое мышление невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать выводы.

Специфика речи у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного высказывания, речевой инактивностью. Наиболее часто ЗПР сочетается с задержкой речевого развития, полиморфной дислалией, нарушениями письменной речи (дисграфией и дислексией).

Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность.

Дети с задержкой психического развития часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками. Игровая деятельность детей с ЗПР отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюде­нием игровых правил.

Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто – гиперкинезы и тики.

Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания.

Задержка психического развития у может быть диагностирована только в результате всестороннего обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога, логопеда, дефектолога, педиатра, детского невролога, психиатра и др.

При этом производится сбор и изучение анамнеза, анализ условий жизни, нейропсихологическое тестирование, диагностическое обследование речи, изучение медицинской документации ребенка.

В обязательном порядке проводится беседа с ребенком, исследование интеллектуальных процессов и эмоционально-волевых качеств.

На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержки психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях специальных образовательных учреждений.

С целью выявления органического субстрата задержки психического развития ребенок нуждается в обследовании медицинских специалистов, прежде всего, педиатра и детского невролога. Инструментальная диагностика может включать проведение ЭЭГ, КТ и МРТ головного мозга ребенку и т. д. Дифференциальная диагностика задержки психического развития должна проводиться с олигофренией и аутизмом.

Работа с детьми с ЗПР требует мультидисциплинарного подхода и активного участия педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов, дефектологов. Коррекция задержки психического развития должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно.

Читайте также:  Кисломолочные продукты и фрукты для детей

Дети с задержкой психического развития должны посещать специализированные ДОУ (или группы), школы VII вида или коррекционные классы общеобразовательных школ. К особенностям обучения детей с ЗПР относятся дозированность учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, частая смена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий.

Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления); эмоциональной, сенсорной и моторной сферы с помощью игровой терапии, сказкотерапии, детской арт-терапии.

Коррекция нарушений речи при ЗПР проводится логопедом в рамках индивидуальных и групповых занятий.

Совместно с преподавателями коррекционную работу по обучению учащихся с задержкой психического развития проводят педагоги-дефектологи, психологи, социальные педагоги.

Медицинская помощь детям с задержкой психического развития включает медикаментозную терапию в соответствии с выявленными соматическими и церебрально-органическими нарушениями, физиотерапию, ЛФК, массаж, водолечение.

Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть преодолено.

Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика.

С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают самостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и даже ВУЗах.

Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планирование беременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятный условий для воспитания и развития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование у специалистов и организация коррекционной работы.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/children/mental-retardation

Задержка психического развития у ребенка

Задержка психического развития у ребенка – это специфическое состояние, подразумевающее замедленный темп формирования отдельных функций психики, а именно процессов памяти и внимания, мыслительной деятельности, которые запаздывают в формировании сравнительно с установленными нормами для определенного возрастного этапа. Данный недуг чаще диагностируется у малышей на дошкольном этапе, во время проведения тестирования и проверки их на предмет умственной зрелости и готовности к учению, и проявляется ограниченностью воззрений, дефицитом знаний, неспособностью к умственной деятельности, незрелостью мышления, превалированием игровых, детских интересов. Если признаки недоразвития функций психики встречаются у ребят, находящихся на старшем школьном возрастном этапе, то рекомендуется задуматься о наличии у них олигофрении. Сегодня замедленное развитие функций психики и способы коррекционного воздействия такого состояния являются актуальной психоневрологической проблемой.

Причины задержки психического развития у ребенка

Сегодня проблемы задержки психического развития (ЗПР) детей во всем мире психологами осознаются в качестве одних из наиболее актуальных проблемных вопросов психолого-педагогической направленности.

Современная психология выделяет три ключевые группы факторов, провоцирующих замедленный темп формирования отдельных процессов психики, а именно особенности течения беременности и прохождения непосредственно родового процесса, факторы социально-педагогического характера.

К факторам, связанным с протеканием беременности, обычно относят перенесенные женщинами вирусные болезни, например, краснуха, выраженные токсикозы, употребление спиртосодержащих напитков, табакокурение, воздействие ядохимикатов, внутриутробное кислородное голодание плода, резус-конфликт.

Ко второй группе факторов-провокаторов относят травмы, полученные младенцами во время родового процесса, асфиксию плода или его обвитие пуповиной, преждевременную отслойку плаценты.

Третья группа охватывает факторы, зависящие от недостатка эмоционального внимания и дефицита психологического воздействия на младенцев со стороны взрослого окружения. Также сюда относят педагогическую запущенность и ограничение жизнедеятельности на протяжении продолжительного времени.

Особенно это ощущается детьми до 3 лет. Также в раннем детстве отсутствие эталона для наследования провоцирует отставание развития детей.

Положительный благоприятный эмоциональный климат семейных отношений, в которых растет и поддается воспитательному воздействию малыш, является фундаментом для его нормального физического формирования и психического развития.

Постоянные скандалы и чрезмерное употребление алкогольных напитков, ссоры и насилие в семье ведут к торможению эмоциональной сферы малыша и замедлению темпа его развития.

Одновременно с этим и излишняя опека может спровоцировать замедленный темп формирования функций психики, при котором у детей затрагивается волевой компонент. Кроме этого, данному недугу часто подвержены постоянно болеющие малыши.

Заторможенность развития нередко может наблюдаться у крох, которые ранее перенесли различные травмы, задевшие головной мозг. Нередко возникновение данного недуга у малышей напрямую связывают с задержкой их физического развития.

Симптомы задержки психического развития у ребенка

Диагностировать у новорожденных наличие заторможенности развития невозможно при отсутствии явных физических у них дефектов. Нередко сами родители приписывают собственным чадам надуманные достоинства или несуществующие успехи, что также затрудняет диагностику.

Родителям малышей следует внимательно наблюдать за их развитием и бить тревогу, если они начинают позже ровесников сидеть или ползать, если к трехлетнему возрасту, они не в состоянии самостоятельно выстраивать предложения и владеют слишком маленьким словарным запасом.

Часто первичные нарушения формирования отдельных процессов психики замечают воспитатели в детском дошкольном заведении или педагоги в школьном учреждении, когда обнаруживают, что одному школьнику сложнее ровесников дается обучение, письмо или чтение, наблюдаются трудности с запоминанием и с речевой функцией.

В таких ситуациях рекомендуется родителям показать малыша специалисту, даже если они уверены, что его развитие соответствует норме.

Так как раннее выявление симптомов задержки психического развития детей способствует своевременному началу коррекционного воздействия, что ведет к дальнейшему нормальному развитию малышей без последствий. Чем позже родители забьют тревогу, тем сложнее детям будет в учебе и в адаптации в среде ровесников.

Симптомы задержки психического развития детей нередко связывают с педагогической запущенностью. У таких малышей отставание развития обуславливается, прежде всего, социальными причинами, например, обстановкой в семейных связях.

Дети с задержкой психического развития часто характеризуются наличием разных видов инфантилизма. У таких малышей выходит на передний план незрелость эмоциональной сферы, а дефекты формирования интеллектуальных процессов уходят на задний план и проявляются не так заметно.

Они подвержены многократным изменениям настроения, на уроках или в игровом процессе они характеризуются неугомонностью, стремлением выплеснуть в них все свои выдумки. Одновременно с этим их довольно сложно увлечь умственной деятельностью и интеллектуальными играми.

Такие малыши быстрее ровесников утомляются и не способны сконцентрироваться на выполнении поручения, их внимание рассредоточивается на более занимательные, по их мнению, дела.

Дети с задержкой психического развития, наблюдающейся, прежде всего, в эмоциональной сфере, часто имеют проблемы с обучением в школьном учреждении, а их эмоции, соответствующие развитию малышей младшего возраста, нередко доминируют над послушанием.

У детей с преобладанием незрелости развития в интеллектуальной сфере все происходит наоборот. Они практически неинициативны, нередко чрезмерно стеснительные и застенчивые, подвержены целому ряду различных страхов. Перечисленные особенности тормозят выработку самостоятельности и формирование личностного становления крохи.

У таких малышей также превалирует игровой интерес.

Часто они довольно тяжело переживают собственные неуспехи в школьной жизни или в учебном процессе, нелегко уживаются в незнакомой обстановке, в школьном заведении или дошкольном учреждении, долго привыкают к педагогическому коллективу, однако в тоже время примерно ведут себя там и слушаются.

Диагностировать задержку психического развития у детей, установить его тип и скорректировать детское поведение могут квалифицированные специалисты. В ходе проведения комплексного обследования и осмотра крохи следует учитывать следующие факторы: темп его деятельности, психоэмоциональное состояние, моторику и особенности ошибок в процессе обучения.

  • Диагностируют задержку психического развития у малышей, если наблюдаются следующие характерные особенности:
  • — они не способны к коллективной деятельности (учебной или игровой);
  • — их внимание развито слабее, чем у ровесников, им проблематично сконцентрироваться для усвоения сложного материала, также тяжело не отвлекаться в ходе объяснений педагога;
  • — эмоциональная сфера малышей весьма уязвима, при малейших неуспехах такие дети склонны замыкаться в себе.
  • Отсюда выходит, что поведение малышей с задержкой психического развития можно опознать по их нежеланию брать участие в групповой игровой или учебной деятельности, нежеланию следовать примеру взрослого, достигать заданных целей.
  • В диагностировании данного заболевания существует риск ошибки, вследствие того, что можно спутать незрелость развития крохи с его нежеланием выполнять задачи, которые не соответствуют его возрасту, или заниматься неинтересной деятельностью.

Лечение задержки психического развития у ребенка

Современная практика доказывает, что дети с задержкой психического развития могут обучаться в обычном общеобразовательном учреждении, а не в специализированном коррекционной направленности.

Родителям и педагогам должны понимать, что сложности в обучении детей с незрелостью развития процессов психики в начале школьной жизнедеятельности являются не результатом их лености или недобросовестности, а имеют под собой объективные, серьезные причины, которые только при совместных усилиях будут успешно преодолены.

Поэтому малыши с заторможенным темпом формирования психических процессов нуждаются в оказании комплексной совместной помощи родителей, педагогов и психологов. Такая помощь представляет собой: персональный подход к каждой крохе, регулярные занятия со специалистами (психологом и сурдопедагогом), в некоторых случаях – лекарственную терапию.

Для медикаментозного лечения задержки психического развития детей применяют нейротропные препараты, гомеопатические средства, витаминотерапию и др. Выбор препарата зависит от особенностей малыша индивидуального характера и от коморбидных состояний.

Большинству родителей сложно принять, что их чадо в силу особенностей формирования будет схватывать все медленнее, чем окружающие ровесники. Родительская забота и понимание в соединении с квалифицированной специализированной помощью помогут создать благоприятные положительные условия для обучения и обеспечат целенаправленное воспитание.

Итак, коррекционное воздействие будет максимально эффективным при условии выполнения родителями нижеприведенных рекомендаций.

Совместно направленная работа педагогов, близкого окружения крохи и психологов является фундаментом для успешного обучения, развития и воспитания.

Комплексное преодоление обнаруженной у малыша незрелости развития, особенностей его поведения и спровоцированных ими затруднений заключается в анализе, планировании, прогнозировании и совместных действиях.

Коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития на всем своем протяжении должна быть пронизана воздействием психотерапевтического характера. Другими словами, кроха должна иметь мотивационную направленность к занятиям, замечать собственные успехи и ощущать радость.

У малыша необходимо выработать приятное ожидание успеха и радость похвалы, удовольствие от произведенных действий или выполненной работы. Коррекционное воздействие подразумевает непосредственную и непрямую психотерапию, индивидуальные занятия и групповую терапию.

Целью коррекционного воспитания является формирование психических процессов у малыша и приумножение его практического опыта в комплексе с преодолением недоразвития моторики, речевых и сенсорных функций и т.д.

Специализированное воспитание малышей с заторможенностью в развитии направлено на предотвращение вероятных вторичных аномалий, которые могут возникнуть вследствие своевременно непобежденной недостаточности готовности малышей к учебному процессу и жизни в социуме.

В процессе работы с ребятами, страдающими заторможенностью в развитии, необходимо использовать непродолжительные по времени игровые задания для выработки положительной мотивации. В целом выполнение игровых заданий должно заинтересовать малышей и привлекать их. Любые задания должны нести посильный характер, однако при этом не быть чересчур простыми.

Проблемы задержки психического развития детей зачастую заключаются в том, что такие малыши обнаруживают неготовность к школьному обучению и взаимодействию в коллективе, вследствие чего их состояние усугубляется.

Именно поэтому для успешной коррекции нужно знать все особенности проявлений заболевания и комплексно воздействовать на малышей.

При этом от родителей требуется терпение, заинтересованность в результате, понимание особенностей собственных чад, любовь и искренняя забота о детях.

Источник: https://psihomed.com/zaderzhka-psihicheskogo-razvitiya-u-rebenka/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector