Мероприятия по снижению стигматизации. Разработка компаний по снижению стигматизации

Что такое стигма? Причины, приводящие к стигматизации психически больных людей.

Мероприятия по снижению стигматизации. Разработка компаний по снижению стигматизации

Стигма (stigma) по-латыни означает «признак, клеймо позора, открытая рана» и происходит от греческого «укол», «ожог», «клеймо». В древности существовал обычай клеймить рабов и преступников, выжигая на их теле клеймо.

Начиная со второй половины XIX века, слово «стигма» стало употребляться в переносном смысле как «метка, клеймо, ярлык».

В средневековой медицине слово «стигма» употреблялось как синоним понятия «симптом» (до сих пор мы иногда говорим об истерических стигмах).

В современном мире понятия «стигма», «стигматизация», употребляются чаще всего в социологическом значении. Это явление имеет две составляющие.

Во-первых, некоторой группе людей необоснованно приписывается определенная отрицательная характеристика (например, «все финны медлительны», или «все милиционеры взяточники»).

Во-вторых, если конкретный человек по основному признаку принадлежит к этой группе, то ему приписывается и соответствующая характеристика (всякий финн непременно считается медлительным, а всякий милиционер — взяточником, хотя в конкретных случаях это может оказаться вовсе не так).

Информация о том, что некий индивид страдает психическим расстройством (иногда даже просто о том, что он обращался к психиатру), определяет принадлежность этого индивида к социальной группе психически больных. Относительно этой группы в обществе господствуют устойчивые отрицательные представления.

Несколько лет назад в НЦПЗ РАМН был проведен социологический опрос. Все вопросы касались «человека, который лечился в психиатрической больнице». Никакой другой информации (давно ли этот человек лечился, каковы результаты лечения, с каким диагнозом он лечился и т.д.) намеренно не давалось. У людей спрашивали, может ли

Как избавиться от самостигматизации. Полезные советы.

· Повышайте уровень информированности. Основное оружие в борьбе с внутренней стигмой — повышение уровня своей информированности в данной области, преодоление страхов и предрассудков.

· Ищите союзников. Как в любой борьбе — важны союзники.

По мере повышения психиатрической грамотности пациентов и их родственников отношения с профессионалами (психиатрами, реабилитологами, психотерапевтами) делаются все более партнерскими.

Важная задача-поиск и присоединение к различным общественным организациям, объединяющим людей с подобными же проблемами. Это источник моральной и психологической поддержки на протяжении всего пути лечения и реабилитации.

Мероприятия по снижению стигматизации. Разработка компаний по снижению стигматизации

· Учитесь говорить о своих проблемах с другими. Как ни странно, обмен информацией о своем заболевании с другими людьми (например, с коллегами или соседями) может быть полезен. Он отнюдь не приводит к отчуждению, а лишь способствует тому, что люди лучше понимают вас и ваши проблемы, и, таким образом, тоже избавляются от предрассудков. Помогает в таком общении и личная симпатия.

· Не считайте себя самыми несчастными на свете. Пациентам и их семьям важно понять, что не только их постигло несчастье — психическая болезнь.

Есть много других семей, которые страдают так же, как и ваша, и так же, как и вы думают, что они — исключение. Постарайтесь познакомиться с такими семьями и вместе обсудить свои проблемы.

Совместно преодолеть их гораздо легче, а сама возможность обсуждать их — уже благо.

здоровья». Некоторые психиатрические отделения стали называть «отделениями функциональной неврологии», а психиатрические диспансеры одно время пытались переименовать в психиатрические консультации. Психиатров и сейчас часто называют психоневрологами и психотерапевтами.

Подобные методы оказались совершенно неэффективными. Большинство исследователей приходят к выводу, что в реальной работе по преодолению стигмы начинать нужно с преодоления самостигматизации. Прежде всего — это работа с самими пациентами и их близкими, связанная с повышением уровня их информированности в области собственной болезни и лечения.

Работа с общественным мнением включает изменение неадекватного представления о психических болезнях и больных в средствах массовой информации.

Многочисленные исследования показывают, что и на телевидении, и в печати создается гротескный образ психически больного.

Чтобы исправить ситуацию, к участию в подобных программах привлекаются известные люди, столкнувшиеся в своей жизни с психическими болезнями, которые делятся своим опытом, не боясь разоблачения. Это чрезвычайно позитивно сказывается на общественном мнении.

Программа антистигмы в Норвегии, например, носит комплексный характер.

Проводимый ежегодно форум «Дни шизофрении» (задумайтесь лишь о названии!) привлекает как специалистов в области психического здоровья для обсуждения вопросов лечения и помощи пациентам, так и самих больных, проводящих специальные семинары, выступления, концерты. Для школьников организуют специальные тренинги, как выглядят болезни и как помогать людям, в частности детям, если они столкнулись с проблемами психического здоровья.

такой человек занимать какую-нибудь руководящую должность; может ли он быть избран депутатом всероссийского или местного законодательного органа; может ли он работать в правоохранительной системе; может ли он работать с детьми. Отрицательный ответ в первом случае дали 68% опрошенных, во втором — 72% , в третьем — 80%, в четвертом — 84% опрошенных.

Следует еще раз подчеркнуть, что респонденты не знали, тяжело или легко этот гипотетический человек болен; продолжает он болеть или уже выздоровел. Однако никто из них не попытался хоть что-либо уточнить. «Он лечился в психиатрической больнице» — такая информация представлялась людям вполне достаточной для категоричного суждения.

Это и есть социальная стигматизация.

«Психически больные не могут занимать руководящие должности, они не могут работать в правоохранительных органах, и воспитывать детей» — такова господствующая в обществе характеристика, приписываемая всей группе психически больных, и, если кто-то психически болен, к нему автоматически применяется эта характеристика (точно так же, как и к любому финну автоматически приписывается медлительность).

Известно, что большинство пациентов с психическими расстройствами и их семьи (вторые чаще косвенным образом) подвергаются подобной дискриминации со стороны общества; практически всем им, в той или иной степени, пришлось столкнуться со стигматизацией. К кому-то стало плохо относиться начальство и коллеги, увидев больничный лист, выписанный в психиатрической больнице; с кем-то после

госпитализации переставали общаться друзья; кому-то отказывали в работе или помощи, опасаясь, что он «псих»;

кто-то подвергался различного рода оскорблениям и унижениям и т.д.

Обсуждая проблему социальной стигматизации, очень важно понимать, что не всякое отрицательное отношения к человеку, который болен психически, обусловлено стигматизацией.

Например, на работе сотрудники могут плохо относиться к больному потому, что он плохой работник и не справляется со своими обязанностями, из-за того, что он часто конфликтует в коллективе и т.д.

К стигме это никакого отношения не имеет, потому что отрицательное отношение к такому человеку объясняется его личными качествами, а не признаками, приписываемыми группе.

Последствия стигмы достаточно серьезны и тяжелы.

Больной и его близкие находятся в ситуации сильного морального и психологического напряжения, подвергаясь оскорблениям, различного рода необоснованным лишениям и ограничениям, ущемлению прав.

В результате пациенты и их семьи начинают чувствовать себя «не такими как все», «плохими», постоянно испытывать чувство вины, вынуждены отрицать или скрывать факт болезни, опасаясь «разоблачения».

В таких условиях становится страшно и трудно обратиться за помощью к психиатру, ведь это лишь «подтвердит» обвинения окружающих. Так нарастает отчуждение от знакомых, коллег, друзей, общества в целом. Это ведет к ухудшению качества жизни, социальной дезадаптации.

Самостигматизация.

Сказанное выше имеет прямое отношение к явлению, которое называется самостигматизацией. Естественно, что психически больные разделяют все существующие в обществе стереотипы, потому что они родились и выросли в этом же самом обществе.

Это относится и к стереотипам в отношении психических болезней. Поэтому, заболев, многие начинают относиться как к «людям второго сорта» к себе самим.

Они стыдятся бывать в обществе здоровых людей, опасаясь сказать что-нибудь не так; им кажется, что даже по внешнему виду можно догадаться, что они больны.

Часто это приводит к тому, что больной перестает стремиться улучшить свою жизнь («я ничего не могу, потому что я психически больной»). Самостигматизация поддерживает предубеждения по отношению к психически больным и тенденцию к их дискриминации.

Мероприятия по снижению стигматизации. Разработка компаний по снижению стигматизации

Мероприятия в рамках кампании в Калгари, ориентированные на широкие круги населения, включали рекламно-информационную кампанию на радио, газетные материалы, совещания по обсуждению содержания программ новостей, проводимые с участием больных шизофренией, а также телевизионные репортажи об основных событиях кампании. Краткие рекламные материалы на радио транслировались в течение более чем месяца по пяти местным станциям. Ниже приведен пример одной из трех таких 30-секундных вставок. Д-р Диксон: Я — доктор Рут Диксон. А сейчас вы услышите голос человека, выздоровевшего от шизофрении.

Мишель: Меня преследовали два голоса, которые высказывали унизительные для меня замечания, например такие: «Она глупая, бестолковая. Почему бы ей не убить себя?» Д-р Диксон: Сейчас она живет самостоятельно в нашем сообществе, воспитывая своего ребенка.

А ведь как часто бывает, что многие члены общества из-за своих страхов потворствуют дискриминации, отказывая таким людям в праве на дружбу, семью, работу или достойное жилье. Шизофрения — излечимое заболевание головного мозга.

Читайте также:  Физиологическое значение сна. мозговые волны

Поинтересуйтесь, как вы могли бы помочь нам в лечении людей, страдающих этой болезнью. Позвоните по номеру 1-888-685-4004.

Один телефонный опрос общественного мнения на основе случайного отбора телефонных номеров был проведен до начала кампании в 1997 г., другой — через восемнадцать месяцев после того, как в радиоэфир были запущены рекламно-информационные вставки.

Эти вставки, безусловно, имели очень большую аудиторию; 28% из числа тех, с кем устанавливался телефонный контакт во время второго опроса, сообщили, что слышали их по радио. Однако влияние на общественное мнение оказалось незначительным.

Опрос не показал ни повышения уровня информированности, ни улучшения отношения к людям с психическими болезнями.

Собственно говоря, отношение даже несколько ухудшилось — возможно, из-за широкого освещения в СМИ ряда событий негативного характера, которые, по стечению обстоятельств, совпали с периодом проведения кампании.

Мероприятия по снижению стигматизации. Разработка компаний по снижению стигматизации

Урок, вынесенный из опыта данной кампании, состоит в том, что усилия, направленные на четко очерченные группы (например, на учащихся средней школы или на журналистов), чаще приводят к успеху и в большей мере оправдывают себя, чем попытки повлиять на широкие массы населения в целом. Хороших результатов позволяет добиться просветительная работа с соседями новых групповых домов для психически больных, как показал опыт описанной выше соответствующей лондонской программы (Wolff, 1997).

Кроме того, адекватными целевыми группами могут быть: врачи общей практики; сотрудники местной полиции; персонал пунктов неотложной помощи; семьи больных шизофренией; домовладельцы, сдающие квартиры; потенциальные работодатели и т. п.

Возможностей много; конкретный выбор тех или иных вариантов будет определяться местными нуждами, однако подход в любом случае базируется на принципах, которые являются основополагающими для концепции социального маркетинга: разделение («сегментация») аудитории на небольшие, относительно однородные целевые группы и доведение до каждой из них четко сформулированного сообщения, наиболее подходящего для данного контингента.

Долговременные достижения кампании в Калгари значительны.

Материал о шизофрении вошел в качестве постоянной темы в учебный курс валеологии в большинстве средних школ города и прилегающего района; несколько местных групп совместными усилиями продолжают борьбу со стигмой; разработанные в период кампании стандарты по оказанию помощи психически больным, предназначенные для больничного пункта неотложной помощи, приняты в качестве государственного стандарта аккредитации больниц в стране; по всей провинции Альберта и в других регионах Канады организуются подобные кампании — против стигмы или просветительные, — проводимые под руководством потребителей; группы потребителей в Калгари и его окрестностях теперь ведут более активную просветительную работу относительно психических заболеваний с прихожанами церквей и членами других групп в сообществе, а также поддерживают более тесные связи с редакциями местных печатных изданий, радио и телевидения.

Кампания по снижению уровня стигмы не обязательно должна быть дорогостоящей. Многие меры, примененные в Калгари, не требовали больших затрат, а к более дорогим мероприятиям, таким как, например, реклама на радио, прибегали только в пределах доступных средств.

Двухгодичный бюджет проекта в Калгари, включая ограниченную кампанию в СМИ, ориентированную на широкие круги населения, составлял до 150 тыс. дол. США (плюс значительный объем времени, затраченного волонтерами).

Даже если бы финансирование было более скудным, все же удалось бы ввести соответствующую информацию о шизофрении в курс валеологии в средних школах, способствуя тем самым рассеянию тьмы невежества относительно этого заболевания у целого поколения.

Подобные кампании локального масштаба осуществимы в любой местности; проконсультироваться по вопросам их проведения можно в ВПА.

Те, кто заинтересован в организации подобной кампании, могут обращаться за рекомендациями по разработке местной программы к профессору Норману Сарториусу (Norman Sartorius), участвующему в реализуемой ВПА Программе борьбы со стигматизацией и дискриминацией в связи с шизофренией, по адресу: Hopitaux Universitaires de Geneve, Departement de psychiatrie, Belle-Idee, Batiment Saleve, 2 chemin du Petit-Bel-Air, 1225 CheneBourg, Geneva, Switzerland.

Во всем мире психическим заболеваниям сопутствуют высокие уровни стигматизации и дискриминации; правда, в развивающихся странах, где симптомы психоза иногда рассматриваются в более позитивном свете, это явление менее актуально.

Попытки если не устранить, то хотя бы ослабить стигму, предпринятые в промышленно развитых странах в период после Второй мировой войны, оказались по большей части безуспешными.

Тенденция к преувеличениям в СМИ, всяческие искажения при подаче информации репортерами и негативное отношение широких кругов общества продолжают оставаться основными проблемами.

Современные коммуникационные технологии открывают возможность более успешного наступления на стигму, и эти подходы с успехом используются как в рамках британской кампании «Победим депрессию», так и в ходе проводимой ВПА глобальной кампании по борьбе со стигматизацией и дискриминацией в связи с шизофренией.

— Также рекомендуем «Установленные причины шизофрении. Формирование шизофрении при стрессе»

Оглавление темы «Отношение к шизофрении в обществе»: 1. Негативное отношение к больным шизофренией. Теория ярлыков шизофрении 2. Навешивание ярлыка. Влияние стигмы на шизофрению 3. Семья больного шизофренией. Снижение стигматизации шизофрении 4. Социальный маркетинг по шизофрении. Эффективность социального просвещения о шизофрении 5. ТВ передачи о шизофрении. Фильмы о шизофрениия для снижения стигматизации 6. Изображение шизофрении в СМИ. Снижение стигм шизофрении через СМИ 7. Государственные программы по шизофрении. Снижение стигматизации в мире 8. Эффективность программ по снижению стигматизации. Улучшение отношения к шизофрении 9. Мероприятия по снижению стигматизации. Разработка компаний по снижению стигматизации 10. Установленные причины шизофрении. Формирование шизофрении при стрессе 11. Проблемы больных шизофренией. Предубеждения о шизофрении 12. Снижение заболеваемости шизофренией. Пути снижения заболевания шизофренией

Стигматизация

Древние греки применяли понятие «стигма» для обозначения телесных знаков, наличие которых свидетельствовало о негативном статусе индивида. Во времена христианства понятие «стигма» употребляли в случаях появления высыпаний, ран определенной локализации или физических недостатков и трактовались как проявление божьей милости.

Сегодня термин «стигматизация» используют, прежде всего, как свидетельство негативного отношения к людям на основании их принадлежности к определённой группе; стигма – это социальное положение индивида, которое воспринимается в определённой среде как унизительное, с чем связаны субъективные переживания. Стигма проявляется в том, что на основании только одного критерия принадлежности к группе, формируется негативное отношение к человеку, предубеждения к нему и дискриминация.

Теория стигматизации

Явление стигматизации было во все времена у всех народов.

История медицины знает много примеров социальной неприемлемости болезни вследствие её недостаточной изученности и непонятности патогенеза.

Мировоззренческие позиции, которые сложились исторически, поддерживают уставленные представления, что общественно необходимы ограничения прав и свобод людей с любыми психическими расстройствами.

Стигматизация является комплексной проблемой, многокомпонентным расстройством, своеобразной «второй болезнью», которая обусловлена не только реагированием на свою болезнь, но и на фактическое или воображаемое отношение окружения. Положение людей с психическими расстройствами, их права и качество жизни определяются имеющимися социальными установками и стереотипными представлениями.

Психологические предпосылки теории стигматизации: естественная потребность человека в устойчивом убеждении, что он хороший, а его социальная группа достойна уважения. Дискриминация является особенно негативным последствием стигмы и предубеждений.

Психически больные, которые скрывают свои расстройства, живут в состоянии напряжения и страха быть дискриминированными.

К тому же они не могут надеяться на уважение, которое имели к тому моменту, когда при определённых обстоятельствах их психическая болезнь становилась известной окружающим вследствие проявления некоторых дефицитарных расстройств: снижения волевых качеств, повышения чувствительности, снижения когнитивных процессов.

Сокрытие болезни может решить некоторые проблемы, но обостряет другие. На самом деле психически больные и люди, перенесшие психическое расстройство, нуждаются в общении и обсуждении с другими людьми вопросов, связанных с болезнью, её лечением и проблемами дальнейшей жизни в обществе.

Проявления в психиатрии

Стигматизация психиатрических пациентов проявляется в различных формах, каждую из которых необходимо учитывать: отношение общества к лицам, страдающим расстройствами психики; так называемая аутостигматизация самих пациентов; отношение врачей к своим пациентам; отношение общества к врачам-психиатрам и психиатрии в целом.

Стигматизация, связанная с психическим заболеванием, влияет также на семью пациентов и их близкое окружение. Хотя нередко члены семей отрицают это, но сокрытие болезни и удаление больных от окружающих из-за чувства стыда вызывает их социальную изоляцию.

  • Стереотип психических расстройств имеет все присущие стереотипам черты: упрощённость трактовки, неверифицированность, сильную аффективную окраску, чрезмерную категоризацию и активное противостояние с министереотипом.
  • Главные стереотипы проблем психического здоровья:
  • — люди с психическими расстройствами очень опасны, их следует избегать;
  • — люди с психическими расстройствами сами виноваты в своей инвалидности, которая возникает вследствие плохого и слабого характера;
  • — они полностью некомпетентны и нуждаются в лице, которое бы принимало за них решения;
  • — они получают определённые выгоды, потому что о них заботятся.
  • Негативные последствия стигмы психических расстройств — аутостигматизация и стигматизация.
  • Аутостигматизация прослеживается у больных и членов их семей, это:
  • психотравма вследствие осознания психических расстройств у больного и у членов семьи;
  • проблемы трудоустройства; проблемы социальных отношений;
  • снижение качества жизни больного и его семьи, социальная изоляция.
Читайте также:  Ребенок перестал слушаться…

Переживание стигмы проявляется чувством стыда, вины, стремлением скрыть болезнь, уединением, социальным отчуждением, усиливающейся дискриминацией. Больные вынуждены скрывать от всех факт своей болезни, чтобы избежать излишнего любопытства, сострадания с примесью настороженности, открытого пренебрежения и осуждения.

  1. Стигматизация, проявляемая предубеждением общества в отношении лиц с психическими расстройствами и членов их семей, часто вызывает несвоевременность обращения за психиатрической или психологической помощью из-за попыток скрыть от всех расстройство психического здоровья.
  2. Стигма влияет и на качество психиатрической помощи, определяя состояние проблем психического здоровья и общественную приемлемость освещения вопросов психиатрической помощи.
  3. Мифы о психических расстройствах существуют на индивидуальном и общественном уровнях и требуют тщательного анализа и опровержения.
  4. Реальными проявлениями стигматизации и реальными факторами, которые её усиливают, являются применение диагнозов психических расстройств и эпитетов психического здоровья и нездоровья как имён и употребление стигматизированных шуток и анекдотов; чувства и опасения вследствие невежества; дискриминация при страховании, лечении и трудоустройстве; несправедливая социальная изоляция вследствие жестких стереотипов.

Стигма психических расстройств имеет свои особенности: можно наблюдать более лояльное отношение общества к «странностям» и неадекватности поведения алкоголиков и наркоманов, чем к людям, которые обращаются к психиатру. Любые действия человека с психическими расстройствами оцениваются сквозь призму болезни. Даже в случае, когда эти действия вполне адекватны, реакция на них имеет предвзятую окраску.

Стигматизация — это разноплановый, разнонаправленный и многоуровневый процесс, который, кроме прямого отрицательного влияния на качество жизни больных и их семей, имеет общественные последствия, которые прослеживаются и на социальном уровне.

Последствия стигматизации:

  • заформализованность и негибкость психиатрических учреждений, отсутствие штатных должностей специалистов медико-социальной реабилитации и поддержки психически больного;
  • отсутствие адекватного обучения и трудоустройства пациентов с психическими расстройствами;
  • отсутствие государственных заказов на исследование и совершенствование психиатрической помощи;
  • недостаточное внимание государства к общественным организациям родственников пациентов.

Проявлением стигмы психических расстройств является также стигматизированный образ врача-психиатра.

Стигма психиатра имеет две главные формы: «демонизация» психиатрии и психиатров вследствие мифологизации психических болезней и формирование антипсихиатрических настроений и отталкивающего образа психиатра как «бездушной твари», которая всячески пытается изолировать в психиатрическую клинику чем-то несимпатичных ему людей; образ психиатра как человека, индуцированного психическими расстройствами пациентов.

Таким образом, преодоление стигматизации — это многогранный и длительный процесс, требующий решения многих проблем, связанных с предоставлением квалифицированной помощи людям с психическими расстройствами.

Дестигматизация является фактором социально-психологической реабилитации, а также ведущей предпосылкой помощи психического здоровья и здоровья в целом.

Преодоление и реабилитация

Преодоление стигматизации и аутостигматизации является важным элементом социальной реабилитации, которая направлена на формирование целеустремлённости и развитие социальной идентичности с опорой на сильные стороны человека.

Согласно этим принципам, важнейшей задачей психиатрической реабилитации является совершенствование компетентности лиц с психическими расстройствами, оптимизация поведения в привычном для них окружении, активность в привлечении пациентов в процесс реабилитации с целью приобретения определённых навыков и умений, а также организация социальной поддержки.

Развитие психиатрической помощи и системы охраны здоровья направлено на защиту права на полноценную жизнь лиц с психическими расстройствами, поэтому преодоление стигматизации и аутостигматизации является первоочередной задачей.

Современная реабилитационная работа с психически больными является важной составной частью лечебного процесса и его эффективности в достижении ремиссии и реадаптации пациентов.

Реабилитационный процесс должен быть индивидуализированным, иметь долгосрочную программу и быть ориентированным на динамику. Стратегия психиатрической реабилитации должна базироваться на поддержке больного в тяжёлом для него периоде возврата к активной жизни в обществе, поддержке его при последующих эмоциональных и интерполярных кризисах.

  • Поэтому, разрабатывая стратегию реабилитации, необходимо соблюдать следующие принципы:
  • • принцип партнёрства — уважение прав и индивидуальности психически больного и получение доверия;
  • • принцип разностороннего воздействия — влияние в различных сферах повседневной жизни, что требует сотрудничества коллектива специалистов различных направлений;
  • • принцип постепенного увеличения трудностей — до абсолютного или почти полного одиночества;
  • • принцип действия повторения — особенно касается лиц, у которых процесс протекает с периодическими обострениями и после каждого обострения нужно вспоминать предварительно приобретённые навыки;
  • • принцип согласованности фармакологических методов лечения;
  • • принцип оптимальной стимуляции — потребность в достаточном количестве раздражителей, чтобы не развивалось равнодушие и потеря интереса, в то время как чрезмерные раздражители и слишком трудные задачи для пациентов дезорганизуют и могут спровоцировать возникновение «реабилитационной депрессии».
  • Подытоживая перечисленные принципы, можно утверждать, что психосоциальная реабилитация стигматизации основывается на:
  • • формировании мотивации к общепринятым общественным нормам поведения;
  • • выработке навыков целенаправленной активности;
  • • тренингах общественных жизненных норм.

Кроме того, вопреки скептицизму, с которым когда-то относились к применению бихевиоральных методик в реабилитации, исследования последних лет подтвердили их значительную эффективность, особенно в работе с психически больными. Бихевиоральные методики, основанные на теории обучения, нашли своё особое применение в тренингах общественных навыков.

Тренинги включают навыки из всех сфер жизни, необходимые для самостоятельного функционирования.

Их тематика, последовательность, применение и динамика работы должны быть приспособлены к индивидуальным потребностям каждого пациента.

Тренинги общественных навыков начинают только после установления так называемого терапевтического контакта. Важным является создание безопасного климата и ликвидация факторов, которые могли бы создавать чувство угрозы.

Тренинги навыков надо начинать после редукции острых психотических проявлений. Хронические психотические проявления не являются противопоказанием к участию пациента в группе, если не вызывают повышенной рассеянности внимания.

Трудности пациента формулируются в оперативных категориях, используя простые примеры из жизни. Пациент должен всегда получать чёткие инструкции и объяснение каждого этапа тренинга.

Следует помнить о необходимости получения обратной информации от пациентов, помня, что мы учим пациентов формулировать (высказывать) свои мысли коротко и четко.

Также нужно помнить о необходимости регулярной оценки достижений в тренингах, что позволяет приспособить программу и темп её реализации под конкретного больного.

Рекомендуем интересное видео по данной теме

Мероприятия по снижению стигматизации. Разработка компаний по снижению стигматизации

ИНВАЛИДНОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТИГМАТИЗАЦИИ И СТАНОВЛЕНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ — Современные проблемы науки и образования (сетевое издание)

1

Бразевич С.С. 1

Сидорова А.Ю. 1
1 ГБОУ ДОД «Ленинградский областной центр развития дополнительного образования детей «Ладога»
Ограничения здоровья, ярко выраженные физические отклонения и соответствующий социальный статус создают определенные социальные стереотипы окружающего общества об «ущербности» и «неполноценности».

Принято связывать формирование подобных стереотипов с ограничениями в информационном поле и отсутствием просвещения общества по вопросам инвалидности.

Негативные последствия стигматизации, связанные с дискриминацией, социальной изоляцией и отчуждением, сказываются как на самом объекте стигматизации, так и на обществе в целом, напрямую мешая становлению толерантного сознания по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья, мешая осуществлению их социальной реабилитации.

Проблема стигматизации тесно связана с проблемами толерантности. В последнее время предпринимаются шаги с целью преодоления негативного отношения, но они не могут поменять ситуацию в ближайшем будущем.

Проблема инвалидности в широком смысле является проблемой гражданского общества, которое посредством своих институтов влияет на мировоззренческие позиции отдельно взятых людей.

1. Гоффман И. Представление себя другим в повседневной жизни / пер. с англ. и вступ. статья А.Д. Ковалева. – М. : Канон-Пресс-Ц ; Кучково поле, 2000. – 304 с.
2. Елсуков А.Н.

Стигматизация как способ выделения объектов в структурах коммуникативного действия // Университетская трибуна. Социология. – № 4. – 2010.
3. Липай Т.П. Стигматизация в практике общеобразовательных школ // Социс. – 2009. – № 5.
4. Мамедов А.К., Липай, Т.П. Социальная стигматизация : монография / А.К. Мамедов, Т.П. Липай. – М. : ИД «АТИСО», 2008. 5. Набойченко Е.

С. Влияние общественного мнения на стигматизацию ребенка с атипичной внешностью // Специальное образование. – № 2. – 2009.
6. Рождественская Е.Ю., Семенова В.В., Стрельникова А.В., Андреев А.Н. Отношение россиян к социально незащищенным группам // Социологический журнал. – 2007. – № 4. 7. Рубрика: обозрение. Словарь толерантности [Электронный ресурс].

– Режим доступа: http://www.tolerance.ru/review-dict/tolerantnost.html (дата обращения: 24.07.2011).
8. Худоренко Е.А. Лица с ограниченными возможностями здоровья. Проблема образования и инклюзии // Социс. – 2005. – № 9.

При условии напряжения социально-экономических отношений особое внимание в дискуссиях как в обществе, так и в среде ученых уделяется вопросам социальной политики.

В современном мире все больше преобладает точка зрения, что инвалидность не является причиной для жесткого ограничения человека. В ряде стран предпринимаются шаги, чтобы обеспечить для инвалидов доступ к объектам социальной инфраструктуры, дать возможность получать образование, регулировать их занятость. Но по-прежнему сохраняется и отношение к инвалидам как к «социальной обузе», основанное на патерналистских стереотипах.

Инвалидность (от лат. invalidus — слабый, немощный) — это стойкая, длительная или постоянная потеря трудоспособности, препятствия или ограничения жизнедеятельности человека с физическими или психическими отклонениями. Для государства понятие инвалидности означает в первую очередь потерю трудоспособности человеком, так как это ограничивает выполнение его обязательств перед государством [7].

Читайте также:  Нейрофиброма. Опухоли переферических нервов.

Существуют два основных взгляда на проблему социальных препятствий для инвалидов:

1) социальная модель — базируется на том, что трудности создаются обществом, которое не хочет предусматривать участия инвалидов в общественной жизни и их интеграцию в социальные процессы.

Сторонники этой модели (главным образом из числа благотворительных и общественных организаций) настаивают на создании доступной для инвалидов среды и адаптации социальной инфраструктуры к их потребностям и нуждам;

2) медицинская модель — опирается на представление о том, что причины трудностей инвалидов — в их ограниченных возможностях. Представители этого направления считают, что помощь инвалидам должна заключаться в создании системы специализированных учреждений для этой группы населения.

Эта модель критикуется как дискриминационная, направленная на ограничение инвалидов в общении, передвижении, участии в общественной жизни.

Большинство стран мира начинают отказываться от медицинской модели, так как она нецелесообразна, ограничивает как самих инвалидов, так и общество и государство, которые могут использовать труд инвалидов в общественно полезной деятельности.

  • Более современной является социальная модель, которая направлена на улучшение самого социального статуса инвалидов и повышение их социальной активности, давая возможность самореализации и личностного роста.
  • То есть общество заинтересовано в сохранении инвалида как активного агента социального пространства.
  • В общественное сознание россиян еще не пришло восприятие таких людей как равноценных граждан, поэтому одна из основных задач, стоящих перед Россией и российским обществом, это формирование такой среды, которая будет способствовать улучшению жизни инвалидов.
  • Инвалидность не должна восприниматься обществом как болезнь и становиться преградой для человека в реализации его потенциала [8].
  • В этом заключается проблема стигматизации.

Стигматизация (от греч. ярлык, клеймо) — это процесс выделения или «клеймения» индивидов, навешивание социальных ярлыков в виде определений «преступный», «неисправимый» и т.п. на основании некоторых внешне обозначенных, символически выраженных признаков.

Результатом стигматизации обычно становится маркирование, выделение человека и противопоставление его другим членам общности. Человек может выпадать из формальной или неформальной организационной структуры и пополнять ряды маргиналов.

Если стигма индивидом принимается, она становится фактором, влияющим на программирование и самопрограммирование поведения индивида [3].

Само понятие стигматизации в научный оборот ввел И. Гоффман. Анализ Гоффмана начинается с людей, имеющих физические недостатки, и постепенно переходит к более широкому ряду других отклонений.

В итоге Гоффман показывает, что наличие стигмы не есть нечто необычное, свойственное небольшому кругу физических и моральных калек, а является достаточно распространенным явлением среди «обычных граждан». Он утверждает, что «…

наиболее удачливые из нормальных, вероятнее всего имеют свои полускрытые недостатки, и для каждого маленького недостатка существует социальное обстоятельство, посредством которого он может превратиться в большой недостаток». Гоффман имеет дело с двумя основными типами стигматизированных индивидов.

Первый тип — индивид с проявленной стигмой, предполагающий, что его отличие уже известно и легко доказывается. Второй — индивид с латентной стигмой, предполагающий, что его недостаток никому не известен.

Проявленные и латентные стигмы могут принимать форму физических дефектов, например когда человек теряет какую-либо часть тела, а также жизненные обстоятельства могут влиять на личность, например когда человек отбыл срок в тюрьме, или имел душевную болезнь, или если он является членом этнической или расовой группы, которая часто рассматривается другими негативно. С точки зрения Гоффмана, люди с проявленными недостатками неминуемо встречаются с трудностями во взаимодействии с окружающими их людьми. Имея видимую всем стигму, человек заранее готовится к негативным реакциям других членов социума. Одновременно с этим люди с латентными стигмами стараются скрыть свойственные им недостатки, выстраивая взаимодействие так, чтобы другие ничего не узнали [1].

На современном этапе становится очевидным, что причиной стигматизации становятся закономерности социокультурного характера, оформленные в виде социальных стереотипов и установок.

Поводом для стигмы может послужить любое, даже самое незначительное природное или социальное качество, но чаще всего это негативно воспринимаемая черта характера, облика, статуса. Таким образом, стигма — это, прежде всего, социальный атрибут человека (группы), формируемый внешней социальной средой, в которой происходит действие [4].

  1. Вполне понятно, что ярко выраженные физические отклонения, ограничения здоровья и соответствующий социальный статус создают определенные социальные стереотипы окружающего их общества об их «ущербности» и «неполноценности».
  2. Принято связывать формирование подобных стереотипов с ограничениями в информационном поле и отсутствием просвещения общества по вопросам инвалидности.

  3. Негативные последствия стигматизации, связанные с дискриминацией, социальной изоляцией и отчуждением, сказываются как на самом объекте стигматизации, так и на обществе в целом, напрямую мешая становлению толерантного сознания по отношению к лицам с ограниченными возможностями, мешая осуществлению их социальной реабилитации.
  4. Проблема стигматизации тесно связана с проблемами толерантности.

Термин «толерантность» в переводе с латыни (tolerantia) означает терпение [7].

Это понятие пришло в общественные и гуманитарные науки из медицины, где оно обозначало или неспособность синтезировать антитела в ответ на введение определенного антигена (иммунологическая толерантность), или снижение реакции на повторяющееся введение вещества, привыкание организма (толерантность к психоактивным веществам).

Чаще всего термин «толерантность» используется в контексте регулирования межнациональных и межрелигиозных отношений.

Но если рассматривать инвалидность в социальном аспекте как нарушение социальной коммуникации в обществе, то вполне очевидно, что существует нарушение в отношении к инвалидам как категории населения, и также существует интолерантное отношение, выраженное в дискриминационных социальных стереотипах.

Говоря о знаковой природе многих социальных явлений, нельзя обойти и такое из них, как навешивание социальных ярлыков. Это явление имеет место в быту, в трудовых отношениях, в политике, искусстве, науке — словом, везде, где есть какой-нибудь коллектив со сложным переплетением личных и общественных интересов [2].

Говоря об инвалидах как специфической категории населения, надо отметить, что социальный ярлык инвалида носит преимущественно негативную окраску.

В качестве примера: межкультурное исследование В.А.

Завражина показало, что лишь половина российских респондентов высказалась за оказание помощи психически неполноценным людям (44% считают, что таких людей следует изолировать, 2% — ликвидировать, 2% — игнорировать), в то время как среди иностранных респондентов никто не поддержал идею ликвидации, изоляции или игнорирования людей с ограниченными возможностями, а 98% высказались за оказание им помощи [6].

  • В последнее время предпринимаются шаги с целью преодоления негативного отношения, но они не могут поменять ситуацию в ближайшем будущем.
  • Проблема инвалидности в широком смысле является проблемой гражданского общества, которое посредством своих институтов влияет на мировоззренческие позиции отдельно взятых людей.
  • Важным является не только гарантирование прав инвалидов как граждан, но и формирование недискриминационной среды, которая будет способствовать реализации этих прав и давать возможность реализовать инвалиду свой потенциал как личности.
  • Мифы и предрассудки складывались столетиями, и преодолеть их чрезвычайно сложно, тем более что за ними, говоря языком психоанализа, стоит стремление всего человечества к выживанию, поскольку для выживания человечества в целом важно, чтобы подавляющее большинство людей по всем показателям находилось в границах анатомо-физиологической нормы [5].

Социальные движения инвалидов в странах Западной Европы и США значительно активизировались во второй половине ХХ века, поставив своей целью бороться с тем образом инвалида, который сложился в средствах массовой информации, искусстве и культурном пространстве. Они пытаются разрушить негативные стереотипы о людях с ограниченными возможностями здоровья.

Эти движения ознаменовались как стремление создать возможность для социальной активности инвалидов и нежелание мириться с оценкой ущербности по отношению к ним.

Существующие в России подходы к социальной реабилитации инвалидов долгое время создавали ситуацию закрытости инвалидов как социально уязвимой категории населения. Усилия социальной политики сосредотачивались на том, чтобы создать некий набор социальных гарантий, выраженных в предоставлении ряда социальных трансфертов — пособий, льгот, пенсий.

Современный подход требует менять привычный вектор социальной политики. Это необходимо не только самим инвалидам, но и государству и обществу с целью преодоления «профессионального нищенства», изменения патерналистских стереотипов мышления.

Рецензенты:

Саакян Армен Коляевич, доктор социологических наук, профессор, декан факультета социального управления, Санкт-Петербургский университет управления и экономики, г. Санкт-Петербург.

Покровская Надежда Николаевна, доктор социологических наук, доцент, профессор, Санкт-Петербургский университет управления и экономики, г. Санкт-Петербург.

Ярославцев Александр Станиславович, д.м.н., профессор кафедры профессиональных гигиен медико-профилактического факультета, ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения РФ, г. Астрахань.

Библиографическая ссылка

Бразевич С.С., Сидорова А.Ю. ИНВАЛИДНОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТИГМАТИЗАЦИИ И СТАНОВЛЕНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8192 (дата обращения: 05.05.2022). Мероприятия по снижению стигматизации. Разработка компаний по снижению стигматизации

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector