Развитие опорно-двигательной системы ребенка

Развитие опорно-двигательной системы

Скелет и мышцы человека изменяются в течение жизни. В детстве, юношеском возрасте они быстро растут и развиваются. Рост и окостенение скелета завершаются к 25 годам. Кости растут в длину до 23-25 лет, а в толщину до 30-35 лет. Нормальное развитие опорно-двигательной системы зависит от полноценного питания, наличия в пище витаминов и минеральных солей.

На развитие скелета влияет также двигательная активность человека. У людей, которые занимаются физическим трудом, спортом, на костях в местах прикрепления мышц образуются выступы, бугорки. Это увеличивает поверхность соприкосновения сухожилия мышцы с костью, что содействует прочности прикрепления. Кроме того, надкостница обильнее снабжается кровью, кости быстрее растут.

Они крепче и прочнее.

Значение двигательной активности

Без движения нельзя представить жизнь и труд человека. Движения необходимы для его нормального физического и умственного развития.

Развитие опорно-двигательной системы ребенка

Ожирение сердца. Включения жира в мышечную ткань (показаны цифрами 1 и 2)

Недостаток движения, т. е. гиподинамия (буквально: снижение силы), вредно влияет на здоровье человека. Нарушается работа сердца, легких, снижается устойчивость к болезням, развивается ожирение. Для поддержания двигательной активности человек должен постоянно заниматься физическим трудом, физкультурой, спортом.

Значение тренировки мышц

При работе мышцы лучше снабжаются кровью. Она приносит клеткам мышц больше питательных веществ и кислорода.

В организме непрерывно идут процессы обмена веществ. Часть всосавшихся в кишечнике веществ идет на построение элементов клеток и тканей, на синтез ферментов. Другая часть распадается и окисляется с освобождением энергии. Эти процессы тесно связаны между собой. Чем сильнее идут процессы распада и окисления, тем интенсивнее создаются новые вещества.

При несоответствии между поступлением питательных веществ и энерготратами избыток всосавшихся веществ идет на образование жира. Он откладывается не только под кожей, но и в соединительной ткани, которая нередко замещает специализированные ткани (мышечную, печеночную и др.).

Рассмотрим, что происходит при интенсивной мышечной работе. Интенсивное биологическое окисление органических веществ приводит к образованию большого количества молекул АТФ, которые участвуют в работе мышц.

Мышечная работа происходит за счет распада молекул АТФ с освобождением энергии. После ее окончания обычно значительный запас неизрасходованных молекул АТФ остается в мышечных волокнах.

За счет этих молекул идет восстановление утраченных структур, причем их оказывается больше, чем было в начале работы. Это явление называется тренировочным эффектом.

Он наступает после интенсивной мышечной работы при условии достаточного отдыха и полноценного питания. Но всему есть свой предел. Если работа слишком интенсивная, а отдых после нее недостаточен, то восстановления разрушенного и синтеза нового не будет.

Следовательно, тренировочный эффект будет проявляться не всегда. Слишком малая нагрузка не вызовет такого распада веществ, который смог бы накопить много молекул АТФ и стимулировать синтез новых структур, а слишком напряженная работа может привести к преобладанию распада над синтезом и к дальнейшему истощению организма.

Тренировочный эффект дает лишь та нагрузка, при которой синтез белков обгоняет их распад. Вот почему для успешной тренировки затрачиваемые усилия должны быть достаточными, но не чрезмерными.

Другое важное правило состоит в том, что после работы необходим обязательный отдых, позволяющий восстановить утраченное и приобрести новое.

Систематические занятия физическими упражнениями способствуют росту и развитию мышц. Человек становится физически сильнее, выносливее.

Сейчас медицине известны вещества, которые могут резко поднимать на короткое время нервную и мышечную силу, а также препараты, стимулирующие синтез мышечных белков после действия нагрузок. Первая группа препаратов получила название допингов.

(Впервые допинг стали давать лошадям, участвующим в скачках. Они действительно показывали большую резвость, но после скачек никогда не восстанавливали свою прежнюю форму, чаще всего их пристреливали.) В спорте применение этих веществ категорически запрещено.

Спортсмен, принявший допинг, имеет преимущество перед теми, кто его не принимал, и его результаты могут оказаться лучшими не за счет совершенства техники, мастерства, труда, а за счет приема препарата, к тому же допинг очень вредно действует на организм.

За временным повышением работоспособности может последовать полная инвалидность.

Вещества второго типа используют в медицине, например при восстановлении мышечной деятельности после того, как снят гипс, наложенный после перелома кости. В спорте эти вещества находят ограниченное применение.

Как правильно распределить физические нагрузки? Надо ли выполнять силовые упражнения, едва проснувшись? Оказывается, нет. Цель утренней зарядки лишь в том, чтобы перейти от сна к состоянию бодрствования, усилить кровообращение и дыхание, поднять работоспособность.

Обычно зарядка включает от пяти до десяти упражнений для различных групп мышц. Зарядка начинается с потягивания, что способствует разминке мышц, суставов и связок. Затем выполняются упражнения для плечевого пояса, рук, туловища, тазового пояса и ног.

Заканчивается зарядка бегом на месте, ходьбой и дыхательными движениями, нормализующими кровообращение.

Развитие опорно-двигательной системы ребенкаВ комплекс физических упражнений обычно включают статические и динамические упражнения. К статическим относятся такие упражнения, как «ласточка», «позы йогов»; к динамическим – все упражнения, включающие те или иные движения. Статические упражнения развивают силу, выносливость, способность работать при недостатке кислорода, но они не могут развить быстроту, точность и целенаправленность движений. Это достигается с помощью динамических упражнений. Таким образом, статические и динамические упражнения дополняют друг друга и используются в нужном соотношении.

Один и тот же комплекс упражнений перестает оказывать влияние на организм человека, если он становится привычным. Поэтому раз в неделю комплекс упражнений обычно обновляют.

Развитие опорно-двигательной системы ребенка Развитие опорно-двигательной системы ребенка

Летом полезно плавать. При плавании работают все группы мышц. Плавание – прекрасное средство массажа тела и закаливания организма. Оно делает человека устойчивым к простудным заболеваниям. Зимой непременно ходите на лыжах. При лыжном пробеге работают мышцы ног, рук, спины, укрепляются кровеносная, дыхательная и нервная системы.

Развитие опорно-двигательной системы ребенкаДля того чтобы стать сильным, ловким, выносливым и работоспособным, необходимо регулярно заниматься физическим трудом, физкультурой и спортом. Тренировки повышают мышечную силу, способствуют улучшению координации и автоматизации мышечных действий. Тренировка действует благотворно не только на сами мышцы, но и на состояние скелета, на развитие всего организма. Усиленная мышечная работа способствует тренировке дыхательной и сердечно-сосудистой систем, развитию сердечной мышцы и мышц грудной клетки, улучшению настроения, создает ощущение бодрости и в конечном итоге приводит повышению жизнедеятельности всего организма.

Полезен для тренировки мышц и разнообразный физический труд: работа в саду и огороде, уборка класса и квартиры.

Скелет и мышцы изменяются в процессе всей жизни человека. Они совершенствуются при тренировках и деградируют при гиподинамии. Увеличение мышечной силы происходит при нагрузках, близких к предельным, достаточном питании и полноценном отдыхе.

Источник: http://biolicey2vrn.ru/index/razvitie_oporno_dvigatelnoj_sistemy/0-870

Развитие опорно-двигательной системы

Опорно-двигательная система человека изменяется в течение жизни. В детстве и молодости кости и мышцы быстро растут и развиваются.

Самый интенсивный рост и развитие происходит в возрасте 14 – 17 лет, а к 25 годам рост и окостенение скелета полностью заканчивается.

Для правильного развития костей и мышц необходимо, чтобы в пище содержались все необходимые для человека вещества (жиры, белки, углеводы, витамины и минеральные соли).

Развитие опорно-двигательной системы ребенка

На развитие скелета влияет двигательная активность человека. Самой природой в человека заложена потребность в движении. Еще в древности было замечено, что физические упражнения способствуют формированию сильного и выносливого человека, а их отсутствие ведёт к снижению устойчивости организма к заболеваниям, падению уровня трудоспособности и ожирению.

Развитие скелета и мышц тела взаимосвязаны. Чем сильнее развиты мышцы, тем прочнее кости скелета.

Так происходит потому, что мышцы развиваются и создают определённое натяжение и давление, а кости быстрее развиваются в тех местах, которые испытывают большее сжатие и натяжение.

У людей, которые занимаются спортом, на костях в местах прикрепления мышц образуются бугорки и выступы. Они увеличивают прочность прикрепления мышц.

Регулярная физическая нагрузка, которая соответствует возрастным возможностям организма, стимулирует обмен веществ, оказывает тренирующее воздействие на сердечно-сосудистую систему и органы дыхания. Занятия физкультурой и спортом, посильный физический труд развивают мышцы и костную систему. Под влиянием тренировок кости становятся более крепкими и устойчивыми к нагрузкам и травмам.

Вы уже знаете, что чем интенсивнее работает мышца, тем больше питательных веществ и кислорода приносит к ней кровь. При занятиях спортом происходит рост мышц, увеличение мышечной массы, и человек становится сильнее.

Разносторонняя мышечная деятельность повышает работоспособность всего организма. При систематических тренировках совершенствуется характер дыхательных движений. Увеличивается глубина дыхания, улучшается снабжение кислородом тканей организма.

Рекомендации по выполнениям физических упражнений

Чрезмерные тренировки могут сильно навредить организму. Слабое тело не может стать сильным в течение нескольких дней. Главный принцип тренировки – постепенное и систематическое увеличение нагрузки.

Проснувшись утром полезно выполнять зарядку. Её цель – разминка мышц и суставов, чтобы перейти от состояния сна к состоянию бодрствования. Выполнять силовые упражнения не стоит.

Развитие опорно-двигательной системы ребенка

В комплекс обычно входят упражнения для мышц шеи, спины, живота, ног и рук. Типичные упражнения для зарядки: потягивания, наклоны и приседания. Заканчивается она бегом на месте, ходьбой и дыхательными движениями, которые нормализуют кровообращение.

В комплекс упражнений для физических занятий включают статические и динамические упражнения, которые дополняют друг друга.

К статическим упражнениям относятся «ласточка», «позы йогов». Они развивают силу, выносливость, способность работать при недостатке кислорода.

К динамическим упражнениям относятся все упражнения, включающие движения. Они развивают быстроту, точность и целенаправленность движений.

Полезно плавать. Во время плавания работают все группы мышц.

Плавание – прекрасное средство массажа тела и закаливания организма. Оно делает человека устойчивым к простудным заболеваниям.

Зимой ходите на лыжах. При лыжном пробеге работают группы мышц ног, руг, спины, укрепляется кровеносная, дыхательная и нервная системы.

Когда мы развиваем мышцы, мы тренируем и нервную систему. Наши движения становятся более точными и быстрыми. Вспомните, например, какими были ваши первые движения на коньках или велосипеде и какими они стали, когда вы научились хорошо кататься.

Если человек ведёт малоподвижный образ жизни, игнорирует спорт и физическую культуру, эластичность и сократительная способность его мышц снижаются. Мускулы становятся слабыми и дряблыми. Нарушается координация движений.

Недостаток движений, или гиподинамия, – прямой путь к избыточному весу, ожирению и нарушениям работы опорно-двигательной системы. Слабость мышц спины может привести к изменению осанки, сутулости и заболеваниям позвоночника.

Великий русский физиолог Иван Петрович Павлов прожил долгую жизнь.  Он умер в 86 лет и до конца жизни оставался активным, бодрым, физически крепким и работоспособным человеком. Уже в глубокой старости он писал: «Всю мою жизнь я любил и люблю умственный труд и физический, и, пожалуй, даже больше второй».

Читайте также:  Тридцать пятая неделя беременности

Развитие опорно-двигательной системы ребенка

Ивана Петровича можно было очень часто видеть вскапывающим грядки огорода, бегущим на лыжах, совершающим прогулки на велосипеде.

Итог урока. Опорно-двигательная система характеризуется большой надёжностью и прочностью. Она может выдерживать огромные нагрузки, но для этого необходимо обеспечить её нормальное развитие.

Малая подвижность человека – гиподинамия – приводит к ослаблению мышц и всего организма в целом.

Систематические тренировки способствуют увеличению объёма мышц, их силы и работоспособности, а это, в свою очередь, влияет на физическое развитие всего организма. Двигательная активность – основа физического здоровья.

Источник: https://videouroki.net/video/17-razvitiie-oporno-dvighatiel-noi-sistiemy.html

Заболевания опорно-двигательной системы у детей

Костно-мышечная система человека осуществляет множество механических и биологических функций: защиту внутренних органов, смягчение ударов, поддержку кроветворения, кровообращения и обмена веществ.

Механизмы нервной регуляции позволяют осуществлять совместную работу костей, суставов и мускулатуры, благодаря чему человек передвигается, удерживает необходимую позу, отражает с помощью мимики различные психические состояния.

Терапия заболеваний опорно-двигательного аппарата (далее ОДА), как правило, является комплексной, при этом лечение остеохондроза, сколиоза, кифоза, бурсита, миалгии и других заболеваний будет иметь свою специфику в зависимости от возраста пациента.

По данным научных исследований около 7% детей имеют различные дефекты ОДА, что подразумевает наличие каких-либо органических или периферических расстройств приобретенного либо врожденного характера.

Группы диагнозов ОДА

Выделяют три группы диагнозов в зависимости от причины формирования нарушений:

  • связанные с центральной нервной системой (церебральные параличи различного происхождения, паралитические синдромы, негативные последствия полиомиелита);
  • врожденные аномалии развития (вывих бедра, деформированные и недоразвитые конечности);
  • приобретенные заболевания, при которых двигательные механизмы нервной системы остаются сохранными, но имеются парезы, дефекты стоп или кистей, нетяжелая степень сколиоза, полиартрит (следствие травмирования или интоксикации, туберкулеза костей, онкологических заболеваний, рахита, хондродистрофии).

Заболевания скелета и мышц у детей

Наиболее распространенными болезнями являются следующие:

  • Дисплазия тазобедренного сустава — его недоразвитие либо чрезмерная подвижность при плохой развитости соединительных тканей. Может способствовать вывиху (подвывиху) бедра. Обращаться к врачу желательно в первые 3 недели жизни ребенка после диагностирования неонатологом.
  • Сколиотическая болезнь (сколиоз) – трехплоскостное приобретенное, посттравматическое или врожденное искривление позвоночника. Имеется тенденция прогрессирования по мере роста ребенка.
  • Косолапость (односторонняя или двусторонняя) – неправильное расположение стопы, отклоняющейся пяткой внутрь или наружу. Чаще страдают мальчики.
  • Плоскостопие (первоначальное, поперечное, продольное) – опущение продольного или поперечного свода стопы. В запущенных случаях обнаруживаются боли в ногах и спине, нарушение походки, проблемы равновесия, выпирающая косточка большого пальца, предрасположенность к вросшему ногтю.
  • Болезнь Пертеса. Дефект, связанный с плохим кровоснабжением головки бедренной кости, что, при отсутствии лечения, может привести к некрозу, а так же гипотрофии ягодичных мышц.
  • Миастения (бульбарный паралич). Аутоиммунное заболевание (генетическая мутация), при котором мышцы быстро утомляются. Наиболее подвержены мышцы глаз, лицевые, жевательные. Может поражать дыхательную систему. Чаще развивается в связи с имеющейся опухолью вилочковой железы, а так же при онкологических заболеваниях некоторых внутренних органов.
  • Кривошея. Деформированная шея, отчего голова малыша наклонена в сторону поражения, лицо частично повернуто к здоровой стороне грудино-ключично-сосцевидной мышцы. Чаще встречается дефект правой стороны. Причинами могут быть ягодичное предлежание, флегмоны, абсцессы, поражение мышц в области шеи.
  • Детский церебральный паралич. Группа расстройств опорно-двигательной системы, связанных с аномалиями нервной системы, различных областей мозга, возникших во внутриутробном периоде. Сопровождается нарушениями мышечного тонуса, речи. Походка неустойчивая, что приводит к частым падениям, нередко имеются отклонения на психическом и физическом уровнях.
  • Бурсит. Воспаление суставных (локтевых, бедренных, чаще — плечевых) сумок.
  • Вывих (суставные концы полностью разошедшиеся) и подвывих (поверхности суставов частично соприкасаются) суставов. Одновременно могут наблюдаться повреждения сухожилий, сосудов, нервов.

Могут наблюдаться дистрофические изменения в хрящах суставов, что приведет в дальнейшем к развитию остеохондроза (шейного, грудного или поясничного отделов).

Степени выраженности двигательных расстройств

Выделяют несколько степеней:

  • Тяжелая степень. Характеризуется неспособностью ребенка передвигаться, выполнять акты самообслуживания;
  • Средняя степень. Навыки ходьбы есть, но осуществляются с помощью костылей, ходунков, трости и др.
  • Легкая степень. Самостоятельное передвижение, адекватное самообслуживание при слабом развитии мелкомоторных движений. Ребенок может принимать неправильные позы, иметь шаткую походку.

Причины развития патологий скелетно-мышечной системы

  • Наличие заболеваний у женщины в период вынашивания плода: герпетическая инфекция, хламидии, ОРВИ и др.
  • Имеющиеся хронические болезни, в том числе в период их обострения.
  • Тяжелый токсикоз.
  • Пребывание в экологически небезопасном районе.
  • Механическое травмирование плода и его кислородное голодание в результате асфиксии.
  • Менингококковая инфекция, воспаление мозга, травма головы, осложнения после вакцинации в возрасте до одного года.

Своевременно принятые меры по исправлению врожденных или приобретенных дефектов уменьшают риск развития еще более грозных заболеваний костно-мышечного аппарата в старшем возрасте и способствуют гармоничному физическому и психическому развитию ребенка.

Материалы по теме

  • Профилактика заболеваний опорно-двигательной системы

Центры доктора Бубновского

Развитие опорно-двигательной системы ребенка

Центр Бубновского на ул. Дм. Ульянова (метро Академическая)

117447, г. Москва, ул. Дм. Ульянова, д.31 (метро Академическая, Площадь Гагарина, Ленинский проспект) Лицензия № ЛО-77-01-009284

+7 (495) 114-55-65+7 (495) 114-55-64

по будням с 9:00 до 21:00 суббота с 9:00 до 19:00

воскресенье с 9:00 до 19:00

Записаться на консультацию Развитие опорно-двигательной системы ребенка

Центр на Ходынке (метро ЦСКА)

125252, г. Москва, проезд Березовой рощи, д.12 (Метро ЦСКА (7 минут) Полежаевская, Динамо, Аэропорт, Сокол, Зорге, Хорошевская)Лицензия № ЛО-77-01-017813

+7 (499) 762-72-72+7 (495) 722-22-04

по будням с 9:00-21:00 суббота с 9:00 до 19:00

воскресенье с 9:00 до 19:00

Записаться на консультацию

Центр Ходынке

125252, г. Москва, проезд Березовой рощи, д.12

+7 (499) 762-72-72,+7 (495) 722-22-04

по будням с 9:00-21:00 суббота с 9:00 до 19:00 воскресенье с 9:00 до 19:00

Центр на ул. Дм. Ульянова

117447, г. Москва, ул. Дм. Ульянова, д.31

по будням с 9:00-21:00 суббота с 9:00 до 19:00 воскресенье с 9:00 до 19:00

Источник: https://www.bubnovsky-vip.ru/zabolevaniya-porazheniya-defektyi-rebenka.html

Особенности развития опорно-двигательной системы у детей: ранний, дошкольный, школьный возраст

Доброго времени суток, уважаемые читатели блога «Воспитуля». Опорно-двигательная система у детей, её состояние, оказывает большое влияние на общее развитие организма. Именно этому посвящена эта небольшая статья.

Развитие опорно-двигательной системы ребенка

У ребенка раннего возраста кости содержат большое количество воды и только 13% минеральных солей. Кости мягки, податливы и способны легко менять свою естественную форму. Обилие хрящевой ткани, гибкость скелета оберегает костный аппарат от ломкости, но в то же время может быть причиной различных искривлений.

К 11-12 годам строение костей по химическому составу уже приближается к строению костей взрослого человека. В дальнейшем завершение окостенения ведет к постепенному прекращению роста тела в длину.

С ростом меняются пропорции тела. Так, у новорожденного относительно большая голова, короткие руки и ноги; у взрослого по отношению к общей массе тела она относительно небольшая, туловище короткое, руки и ноги длинные.

По сравнению с размерами новорожденного у взрослого человека длина головы увеличивается в 2 раза, туловище — в 3 раза, руки — в 4 раза, ноги — в 5 раз.

Это в значительной мере определяет физические возможности растущего организма на разных этапах его развития.

Мышечная система играет большую роль в жизнедеятельности ребенка. Новорожденный уже имеет все мышцы, необходимые человеку, но мышечные волокна составляют лишь 20-22% веса его тела. С возрастом мышцы сильно изменяются.

Правильная организация утренней гимнастики для дошкольников оказывает влияние на дальнейшее развитие опорно-двигательной системы. Примерные варианты утренней гимнастики для детей 3-4 лет смотрите в этой статье, а для 5-6 летних детей тут.

Например, у восьмилетнего мышцы составляют уже 27% веса тела, у пятнадцатилетнего — 33%, у восемнадцатилетнего — до 45%. наряду с увеличением объема изменяется и химический состав мышц. Растет их подъемная сила, скорость сокращения, улучшается способность к длительному напряжению.

(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Источник: https://vospitulya.ru/razvitie-detey/fizicheskoe/oporno-dvigatelnaya-sistema-u-detey.html

Развитие опорно-двигательной системы ребенка

Развитие опорно-двигательной системы ребенка

От того, насколько правильно происходит развитие опорно-двигательной системы ребенка, зависит его здоровье в будущем. Поэтому данному вопросу нужно уделять особое внимание.

Первый осмотр специалист проводит сразу после рождения ребенка. А когда малыш станет немного старше, состоится знакомство с участковым ортопедом.

В первый год жизни ребенка видеться вам придется достаточно часто. Ребенку необходимо пройти несколько плановых осмотров в 1, 3, 6 и 12 месяцев. В дальнейшем, если развитие опорно-двигательной системы ребенка происходит без нарушений, достаточно будет одного посещения в год.

Такой контроль очень важен. Ведь на первом году жизни развитие ребенка происходит огромными темпами. Ребенок садиться, делает первые шаги, учиться бегать. Все это создает немалую нагрузку на опорно-двигательную систему. Чтобы все прошло гладко, малютке нужен контроль ортопеда и ваше внимание.

Нередко родителям приходится сталкиваться с таким нарушением развития опорно-двигательной системы, как кривошея. Эта проблема может быть как врожденной, так и приобретенной.

Врожденная кривошея возникает вследствие травмы мышц шеи при родах. В качестве лечения назначают электрофорез и массаж с парафином. Консервативное лечение может продолжаться до 1 – 1,5 лет.

Приобретенная кривошеяя часто возникает, когда детская кроватка стоит у стены, и родители подходят к малютке с одной стороны. Поэтому, желательно сразу предусмотреть возможность подходить к крохе с обеих сторон. К тому же, так вам будет легче уложить ребенка спать.

Определить кривошею можно по наклоненной голове. Если обнаружили такое нарушение опорно-двигательной системы у ребенка, нужно как можно раньше начать лечение. Ортопед покажет вам, как делать специальный массаж.

Когда ребенок лежит в манеже, расставлять игрушки нужно так, чтобы малыш лежал здоровой стороной к ним. Он будет поворачивать голову, разрабатывая таким образом мышцу.

Не забывайте о витамине D. Его нехватка может привести к нарушению фосфорно-кальциевого обмена. Вследствие чего могут возникнуть нарушения в развитии опорно-двигательной и нервной системы.

Если вы заметили, что у крохи скатываются волосики и появляется небольшая лысинка, он потеет (особенно лоб) даже при незначительных нагрузках – обратитесь к доктору. Это могут быть признаки рахита.

При таком заболевании кости становятся более мягкими, ребенок плохо держит голову, роднички закрываются медленно. Первое, что нужно сделать – это восполнить нехватку витамина D в организме. Врач выпишет капли или таблетки. Дозировка будет зависеть от того, насколько запущена болезнь.

Чтобы как можно меньше принимать медицинских препаратов, чаще устраивайте прогулки. Солнечные лучи – лучшее лекарство от рахита и хорошая его профилактика.

Читайте также:  Симптомы и признаки многоплодной беременности

Еще одно нарушение развития опорно-двигательной системы – дисплазия. Но более подробно об этом заболевании читайте в статье «Дисплазия тазобедренных суставов».

Мне как то сказала специалист по лечению позвоночника, когда я пришла к ней с ребенком, что 95% проблем с позвоночником-это результат неправильно принятых родов. И врачи конечно этого не признают

Источник: http://ymp3.ru/moj-rebenok/razvitie-oporno-dvigatelnoj-sistemy-rebenka

Опорно-двигательный аппарат у детей

Опорно-двигательный аппарат аппарат состоит из костей, мышц, связок, сухожилий, хрящей, суставов и суставных капсул и предназначен для обеспечения изменения положения тела и передвижения в пространстве. Кости и их соединения составляют пассивную часть опорно-двигательного аппарата, а мышцы — его активную часть.

К моменту рождения ребёнка процесс оссификации полностью не завершён. Диафизы трубчатых костей представлены костной тканью, а подавляющее большинство эпифизов, все губчатые кости кисти и часть трубчатых костей стопы состоят из хрящевой ткани.

Точки окостенения в эпифизах начинают появляться только на последнем месяце внутриутробного развития и к рождению намечаются в телах и дугах позвонков, эпифизах бедренных и большеберцовых костей, а также пяточных, таранных и кубовидных костях.

Точки окостенения в эпифизах остальных костей появляются уже после рождения в течение первых 5-15 лет, причём последовательность их появления достаточно постоянна.

Совокупность имеющихся у ребёнка ядер окостенения представляет важную характеристику уровня его биологического развития и носит название «костный возраст».

Развитие костной системы у детей

После рождения ребёнка кости интенсивно растут, опорно-двигательный аппарат развивается. Рост костей в длину происходит благодаря наличию эпифизарного хряща (небольшой прослойки хрящевой ткани между окостеневающим эпифизом и диафизом). Периферический край этого хряща на поверхности кости называют эпифизарной линией.

Эпифизарный хрящ выполняет костеобразующую функцию до достижения костью её окончательных размеров (18-25 лет). В последующем он замещается костной тканью и срастается с эпифизом.

Рост кости в толщину происходит за счёт надкостницы, во внутреннем слое которой молодые костные клетки формируют костную пластинку (периостальный способ образования костной ткани).

Костная ткань новорождённых имеет порозное грубоволокнистое сетчатое (пучковое) строение. Костные пластинки немногочисленны, располагаются неправильно. Гаверсовы каналы выглядят неупорядочено разбросанными полостями.

Объёмы внутрикостных пространств невелики и формируются с возрастом.

По мере роста опорно-двигательного аппарата происходит многократная перестройка кости с заменой к 3-4 годам волокнистой сетчатой структуры на пластинчатую, с вторичными гаверсовыми структурами.

Формирование костной системы у ребенка

Перестройка костной ткани у детей происходит более интенсивно. Так, в течение первого года жизни перемоделируется 50-70% костной ткани, а у взрослых за год — всего 5%.

По химическому составу костная ткань ребёнка содержит больше воды и органических веществ и меньше минеральных веществ, чем у взрослых. Так, у новорождённых зола составляет 1/2 массы кости, а у взрослых — 4/5.

С возрастом содержание в кости гидроксиапатита (основного её минерального компонента) увеличивается. Волокнистое строение и особенности химического состава обусловливают большую эластичность костей у детей и их податливость при сдавлении.

Кости у детей менее ломкие, но легче изгибаются и деформируются.

Поверхности костей у детей сравнительно ровные. Костные выступы формируются по мере развития и активного функционирования мышц.

Кровоснабжение костной ткани у детей более обильное, чем у взрослых, за счёт количества и большой площади ветвления диафизарных, хорошо развитых метафизарных и эпифизарных артерий. К 2 годам у ребёнка складывается единая система внутрикостного кровообращения.

Обильная васкуляризация обеспечивает интенсивный рост костной ткани и быструю регенерацию костей после переломов.

Вместе с тем, богатое кровоснабжение с наличием хорошо развитых, перфорирующих ростковый хрящ эпиметафизарных сосудов создаёт анатомические предпосылки к возникновению у детей гематогенного остеомиелита (до 2-3 лет жизни чаще в эпифизах, а в более старшем возрасте — в метафизах).

У детей старше 2 лет количество кровеносных сосудов в костях опорно-двигательного аппарата значительно уменьшается и вновь возрастает лишь ко времени препубертатного и пубертатного ускорения роста.

Особенности развития костной системы у детей

Надкостница у детей более толстая, чем у взрослых, в результате чего при травме возникают поднадкостничные переломы по типу «зелёной ветки». Функциональная активность надкостницы у детей существенно выше, чем у взрослых, что обеспечивает быстрый поперечный рост костей.

Во внутриутробном периоде и у новорождённых все кости заполнены красным костным мозгом, содержащим клетки крови и лимфоидные элементы и выполняющим кроветворную и защитную функции. У взрослых красный костный мозг содержится только в ячейках губчатого вещества плоских, коротких губчатых костей и эпифизах трубчатых костей.

В костномозговой полости диафизов трубчатых костей находится жёлтый костный мозг, представляющий собой перерождённую строму с жировыми включениями. Наиболее выраженные изменения в костях происходят в течение первых 2 лет жизни, в младшем школьном возрасте и в периоде полового созревания.

Лишь к 12 годам кости ребёнка по внешнему строению и гистологическим особенностям приближаются к таковым взрослого человека.

Формирование суставов у детей

Возрастные особенности суставов у детей

К моменту рождения суставно-связочный аппарат анатомически сформирован. У новорождённых уже имеются все анатомические элементы суставов, однако эпифизы сочленяющихся костей состоят из хряща.

Капсулы суставов новорождённого туго натянуты, а большинство связок отличается недостаточной дифференцировкой образующих их волокон, что определяет их большую растяжимость и меньшую прочность, чем у взрослых. Эти особенности определяют возможность подвывихов, например головки лучевой и плечевой костей.

Развитие суставов наиболее интенсивно происходит в возрасте до 3 лет и обусловлено значительным увеличением двигательной активности ребёнка. За период с 3 до 8 лет у детей постепенно возрастает амплитуда движений в суставах, активно продолжается процесс перестройки фиброзной мембраны суставной капсулы и связок, увеличивается их прочность.

В возрасте 6-10 лет усложняется строение суставной капсулы, увеличивается количество ворсинок и складок синовиальной мембраны, происходит формирование сосудистых сетей и нервных окончаний синовиальной мембраны. В возрасте 9-14 лет процесс перестройки суставного хряща замедляется.

Формирование суставных поверхностей, капсулы и связок в основном завершается лишь к 13-16 годам жизни.

Источник: https://www.medmoon.ru/rebenok/d_bol54.html

Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата

Органы движения представляют собой единую систему ,где каждая часть и орган формируются и функционируют в постоянном взаимодействии друг с другом. Элементы, входящие в систему органов движения,подразделяют на 2 основные категории : пассивные(кости ,связки, суставы) и активные элементы органов движения (мышцы).

Размер и форма тела человека в значительной мере определяется структурной основой – скелетом. Скелет обеспечивает опорой и защитой все тело и отдельные органы.

В составе скелета имеется система подвижно сочлененных рычагов, приводимая в движение мышцами, благодаря чему и совершаются разнообразные движения тела и его частей в пространстве.

Отдельные части скелета служат не только вместилищем жизненно важных органов, но и обеспечивают их защиту. Например череп, гр.клетка и таз служат защитой мозга, легких , сердца и кишечника и др.

Кость новорожденного характеризуется большим количеством воды, кроме этого кости детей имеют больше оссеина, который придает кости упругость и эластичность. Кости людей старшего поколения имеют большее количество неорганических веществ, что придает кости хрупкость и ломкость.

Кость в своем развитии проходит три стадии:  1) соединительнотканную, или перепончатую (3-4 недели внутриутробного развития);  2) хрящевую (5-7 недель внутриутробного развития);  3) костную (точки окостенения появляются с 8-ой недели внутриутробного развития). 

Рост кости в длину осуществляется за счет замены хрящевой ткани костной. Этот процесс называется процессом окостенения.

Для нормального роста костей и их формирования необходимо полноценное питание. Процесс окостенения позвоночною столба происходит в строго определенном порядке: ядра окостенения сначала появляются в грудных позвонках (уже на 2 месяце внутриутробного развития), и затем окостенение распространяется по направлению к шейному отделу и копчиковому.

Первая волна усиленного роста происходит от рождения до 2 лет, затем рост немного замедляется, затем в возрасте 7-9 лет начинается вторая волна усиления роста, третья волна приходится на период полового созревания. Позвоночник новорожденного открыт сзади по линии всех дуг позвонков. К 7 годам дуги закрываются.

Полное срастание отростков позвонков с телом позвонков осуществляется в возрасте 18-24 лет.  Физиологические изгибы позвоночника появляются: шейный лордоз — 2,5-3 месяца, грудной кифоз — в 6 месяцев, с момента первых шагов -9-10 месяцев — поясничный лордоз и крестцовый кифоз. Сначала изгибы не фиксированы и исчезают при расслаблении мускулатуры.

Фиксация изгибов в шейном и грудном отделах происходит в 6-7 лет, а в поясничном — к 12 годам. Грудная клетка у ребенка имеет коническую форму — сжата с боков. У взрослого преобладает поперечный размер грудной клетки. Форму взрослого грудная клетка приобретает к 12-13 годам. Грудина начинает окостеневать на 2 месяце внутриутробного развития, окончательное окостенение приходится на 25 лет.

Окостенение ребер начинается на 6-8 неделе внутриутробного развития, затем в 8-11 лет появляются вторичные ядра окостенения. Слияние костных частей ребра происходит в 18-19 лет, а головки и тела ребра — в 20-25 лет. Скелет конечностей начинает окостеневать на 2-3 месяце внутриутробного развития.

Ключица — проходит только первую и третью стадии развития: процесс начинается на 6-ой неделе внутриутробного периода и к моменту рождения ключица полностью костная за исключением грудинного конца. Лопатка полностью окостеневает к 16-18 годам. Кости запястья и предплюсны становятся оформленными только к 7 годам, окостеневают к 12. Окостенение фаланг пальцев заканчивается к 11 годам.

У мальчиков ноги растут быстрее, чем у девочек. Ядра окостенения костей таза появляются в период от 3,5 до 4,5 месяцев утробного периода. Срастание всех трех костей таза происходит в 14-16 лет, а окончательное окостенение приходится на 25 лет. Половые различия формы таза появляются после 9 лет. Череп начинает дифференцироваться на 2-ом месяце внутриутробной жизни.

К моменту рождения ядра окостенения имеются во всех костях черепа, но их срастание происходит в постнатальный период.  У новорожденного швы (непрерывное соединение костей черепа) имеют вид соединительнотканной прослойки, которая окостеневает после 30 лет. Углы костей черепа к моменту рождения также хрящевые. Между ними существует пространства, заполненные соединительной тканью.

Эти участки называют родничками.

Всего их шесть: лобный — самый большой (от 2,5 до 5 см) — располагается между лобной и теменными костями, зарастает на втором году жизни; затылочный располагается между теменными и затылочной костями, имеет размер до 1 см и зарастает на 2-3 месяце после рождения; клиновидные (пара) и сосцевидные (пара) роднички зарастают либо во внутриутробном периоде развития, либо сразу после рождения.

Читайте также:  Амниоцентез: делать или нет, какие патологии выявляет, возможные последствия

Первые располагаются между лобной, теменной и височной костями, вторые — между затылочной и височной костями. Возрастные особенности скелетной мускулатуры Формирование скелетных мышц происходит на очень ранних этапах развития. На восьмой неделе внутриутробного развития различимы уже все мышцы, а к десятой неделе развиваются их сухожилия.

Связь первичной закладки с соответствующими нервами обнаруживаются уже на втором месяце развития. Однако двигательные нервные окончания впервые появляются лишь на четвертом месяце внутриутробного развития.. Раньше всего дифференцируются волокна мышц языка, губ, межреберных мышц, мышц спины и диафрагмы. Затем — мышцы верхней конечности и в последнюю очередь — мышцы нижней конечности.

К моменту рождения ребенка наибольшего развития достигают мышцы туловища, головы, верхних конечностей. В процессе постнатального развития происходят дальнейшие изменения макро- и микроструктуры скелетных мышц, У грудных детей прежде всего развиваются мышцы живота, позднее — жевательные мышцы. К концу первого года жизни интенсивность развития падает на мышцы спины и конечностей Мышцы верхних конечностей имеют к моменту рождения большую массу по отношению к массе тела, чем мышцы нижних конечностей. В 12-16 лет наряду с удлинением трубчатых костей удлиняются и сухожилия мышц, поэтому мышцы становятся длинными и тонкими и подростки выглядят длиннорукими и длинноногими. В 15-18 лет идет активный рост мышц в поперечнике. Рост мышц в длину может продолжаться до 23-25 лет, а в толщину до 35 лет

Химический состав мышц с возрастом также меняется. Мышцы детей содержат больше воды, они богаты нуклеопротеидами. По мере роста происходит нарастание актомиозина и АТФ, креатинфосфорной кислоты, миоглобина. В связи с тем, что миоглобин является источником кислорода, увеличение его количества способствует совершенствованию сократительной функции мышцы.

Источник: https://students-library.com/library/read/33789-vozrastnye-osobennosti-oporno-dvigatelnogo-apparata

развитие опорно двигательного аппарата детей

29 07 2019      Павел Грибенщиков       Пока нет комментариев

Из соединительной ткани развиваются кости свода и боковых отделов черепа, нижняя челюсть и, по мнению некоторых, ключица (а у низших позвоночных и некоторые другие) — это так называемые покровные или облегающие кости.

Они развиваются прямо из соединительной ткани; волокна её несколько сгущаются, между ними появляются костные клетки и в промежутках между последними отлагаются известковые соли. Образуются сначала островки костной ткани, которые затем сливаются между собой. Большинство костей скелета развивается из хрящевой основы, имеющей такую же форму, как будущая кость.

Хрящевая ткань подвергается процессу разрушения, всасывания и вместо неё образуется, при деятельном участии особого слоя образовательных клеток (остеобластов), костная ткань. Процесс этот может идти как с поверхности хряща, от одевающей его оболочки, перихондрия, превращающегося затем в надкостницу, так и внутри его.

Обыкновенно развитие костной ткани начинается в нескольких точках, в трубчатых костях отдельными точками окостенения обладают эпифизы и диафиз.

  • В последнее время вследствие увеличения числа детей с нарушением осанки возникает необходимость в создании дошкольных учреждений с ортопедической направленностью.
  • Изучение контингента этих детей показало, что во многих случаях наблюдается сочетание выраженных нарушений опорно-двигательного аппарата с отклонениями в развитии центральной нервной системы.
  • «___» _________ 2008 г.

В процессе оценки основное внимание уделяется не только оценке моторных возможностей ребенка (состоянию общей моторики, функциональным движениям кистей и пальцев рук, подвижности артикуляционного аппарата), но оценке уровня развития социального взаимодействия (контактность, эмоциональность, общительность и др.

), коммуникации и мобильности. Состояние ребенка оценивается не только с точки зрения выраженности патологического процесса, сколько с точки зрения влияния нарушений структур и функций организма на его активность, функционирование и социальную мобильность.

Современный инструментарий оценки уровня развития ребенка с нарушениями опорнодвигательного аппарата конструируется на основе Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ)[1].

Использование МКФ позволяет определить потребности ребенка не только в различных видах помощи, но и в специальных приспособлениях и технических средствах реабилитации.

Для изучения детей с ДЦП наиболее важно использовать шкалы, позволяющие оценить способность ребенка совершать функциональные движения, а также возможность включаться в различные виды повседневной активности. Из имеющихся инструментов оценки, разработанных отечественными и зарубежными авторами, наиболее эффективными представляются следующие.

1) изучить общие закономерности психического развития де­тей с нормальным и нарушенным двигательным развитием;

Попадание в организм ребенка фильтрующегося вируса вследствие контакта с больным, заражение капельным путем через пищеварительный аппарат, дыхательные пути вызывает вялые параличи конечностей, атрофию мышц, отсутствие двигательных рефлексов.

Благодаря успехам отечественной медицины, предложившей эффективные средства вакцинации, предупреждающей возникновение заболевания, полиомиелит почти полностью преодолен.

Однако, если же все же ребенок перенес эту тяжелую болезнь, вызвавшую нарушения опорно-двигательного аппарата, он получает неврологическую и ортопедическую помощь, ему создают также специальные условия педагогического характера.

Задания, требующие пространственных представлений, достаточно трудны для детей со спастической диплегией при ДЦП. Дети не могут верно скопировать предмет, его форму, им трудно соединить точки на листе бумаги или перерисовать направление стрелок. Иногда они изображают их в зеркальном изображении. Детям достаточно трудно усвоить правильную схему тела.

Задержка психического развития у дошкольников с детским церебральным параличом обусловлена недоста­точностью двигательного и речевого раз­вития, а также нарушением формирова­ния ряда высших корковых функций, В этом случае психические и интеллекту­альные нарушения являются вторич­ными по отношению к основному де­фекту — двигательным нарушениям. За­держка психического развития при дет­ском церебральном параличе характери­зуется нарушением мыслительной дея­тельности в сочетании с неравномерным развитием психических функций в це­лом; нарушением внимания, целена­правленности, работоспособности; склонностью к побочным ассоциациям, инертностью, эмоциональной лабильно­стью.

Все эти проявления усиливаются
при утомлении, в новой для ребенка
обстановке и являются одной из причин
школьной и социальной дезадаптации.

При чрезмерной физической и интеллектуальной
нагрузке, ошибках воспитания эти реакции
закрепляются, и возникает угроза
формирования патологического характера.

Специфические нарушения деятельности
и общения при детском церебральном
параличе, обусловленные двигательными
и речевыми расстройствами, в сочетании
с раним органическим поражением мозга,
способствуют своеобразному формированию
личности.

Опорно — двигательный аппарат состоит из скелета (костей), мышц, связок и суставов. Эти структуры образуют полости для внутренних органов, защищают внутренние органы, а также обеспечивают двигательные акты.

Опорно-двигательный аппарат человека состоит из костной и мышечной систем. С его деятельностью связана одна из ведущих функций всего живого — движение. Нет ни одной формы человеческой деятельности, которая протекала бы без движений. «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности, — писал создатель русской физиологии И.М.

Сеченов, — сводится окончательно к одному лишь явлению — мышечному движению». Скелет выполняет также опорную функцию для тела и защищает от повреждения нервную систему и внутренние органы.

Благодаря развитию опорнодвигательного аппарата человек приобрел такие сугубо человеческие качества, как труд и речь, которые явились важнейшими движущими силами антропогенеза.

При спастичности отмечается повышение возбудимости и сократительной способности мышц, что мешает выполнению произвольных движений. Это связано с поражением тех отделов головного мозга, которые осуществляют контроль над мышечным возбуждением.

  Главная      Учебники — Медицина     Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста (Голубев В.В.) — 2011 год

Двигаться ребенок начинает еще в животике у мамы, что всем известно. Эти движения в основном безопасные. Когда же малыш рождается, то первое его движение, которому, как правило, родители радуются, может стать для него первой опасностью, первой травмой. Речь идет о самостоятельном переворачивании ребенка с живота на спину и со спины на живот.

Обычно первый самостоятельный переворот малыш совершает тогда, когда мамы нет рядом. Поэтому с рождения надо приучить себя не оставлять ребенка без присмотра на незащищенных поверхностях и даже под присмотром соблюдать некоторые меры безопасности.

То есть если мамы рядом нет, то ребенок должен находиться на полу, в манеже или в кроватке с поднятыми боковинами. Данная мера нужна для того, чтобы малыш в случае, если перевернется, поползет, сядет и свалится, сделал это со своей высоты, а не с высоты кровати, стола или лестницы.

Если вы находитесь рядом с ребенком, например на кровати, то располагать его нужно в центре. Если кровать прямоугольная, то ребенок должен быть расположен на ней не вдоль, а поперек.

Ребенок и уход за ним. От рождения до 3 летСоколов Андрей Львович

Нарушения осанки оказывают отрицательное влияние на жизнедеятельность организма, функционирование важнейших органов и систем.

К моменту рождения ребёнка процесс оссификации полностью не завершён. Диафизы трубчатых костей представлены костной тканью, а подавляющее большинство эпифизов, все губчатые кости кисти и часть трубчатых костей стопы состоят из хрящевой ткани.

Точки окостенения в эпифизах начинают появляться только на последнем месяце внутриутробного развития и к рождению намечаются в телах и дугах позвонков, эпифизах бедренных и большеберцовых костей, а также пяточных, таранных и кубовидных костях.

Точки окостенения в эпифизах остальных костей появляются уже после рождения в течение первых 5-15 лет, причём последовательность их появления достаточно постоянна.

Совокупность имеющихся у ребёнка ядер окостенения представляет важную характеристику уровня его биологического развития и носит название «костный возраст».

Основным клиническим симптомом детского церебрального паралича является нарушение двигательной функции, связанное с задержкой становления и неправильным развитием статокинетических рефлексов, патологией тонуса, парезами.

Помимо нарушений в центральной нервной системе имеются вторичные изменения в нервных и мышечных волокнах, суставах, связках, возникают расстройства речи, зрения, специфические особенности формирования психической деятельности.

Применяется
для расслабления
крупных групп
мышц. Массируемая
часть тела
должна находиться
в выгодных для
расслабления
мышц условиях,
с хорошей опорой
для всего тела.
Движения рук
массирующего
как бы производят
переваливание
мышечных масс
с одной руки
на другую.

Здоровье ребенкаНаиболее распространенными врожденными дефектами опорно-двигательного аппарата у детей являются врожденная косолапость, врожденный вывих бедра и врожденная мышечная кривошея.

Как правило, в детских дошкольных учреждениях нет детей с выраженной симптоматикой перечисленных заболеваний, однако бывают случаи поздней диагностики врожденной мышечной кривошеи и врожденного вывиха бедра.

Эти дефекты успешно лечатся в условиях стационара.

  1. Таким образом, движения — необходимый элемент, фактор для нормального развития ребенка, поскольку с помощью них ребенок формируется физически, у него развиваются функции речи и мышления.
  2. Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
  3. Доказано, что имеется более 400 факторов, оказывающих повреждающее действие на центральную нервную систему (ЦНС) плода.

Источник: https://waketolife.ru/razvitie-oporno-dvigatelnogo-apparata-detei/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector