Развитие слуха у детей на первом году жизни

Состояние слуха у новорожденного ребенка волнует всех, без исключения, родителей. Их пугают возможные патологии и сложность их лечения. Но не все так безнадежно. Рекомендуется сначала протестировать состояние слуха у малютки.

И сделать это требуется как можно раньше: при появлении первых подозрений. Грамотные сурдологи проанализируют развитие чувства у малыша и назначат комплекс мероприятий.

Ранняя диагностика и проведенное лечение смогут решить возникшую проблему.

В каком возрасте дети начинают слышать?

Малютка появляется на свет с уже развитым слухом. Еще находясь в утробе матери, он начинает слышать звуки из внешнего мира. Крошка различает голоса и выделяет голос матери (его он слышит чаще всего остального).

Крохотуля отличает тембры голосов, но смысл слов ему не ясен. Некоторые педиатры считают: малютке более приходятся по нраву высокие ноты.

Для правильного развития разговаривать с ребенком следует начинать с самого рождения.

Особенности реакции новорожденного в ответ на звуки

Крошка слышит все, но реагирует на звуки по-разному. Резкие и громкие вызывают испуг, малютка может даже заплакать. А монотонные и тихие оставляет без внимания. Для того чтобы крошка мог активно развиваться, с первых дней его появления в доме требуется создать спокойную, комфортную атмосферу.

Как проверяют слух у младенцев?

Слух у младенцев проверяется еще в родильном доме. На 3-4-й день процедура проводится у детей, рожденных в срок. У недоношенного грудничка этот процесс откладывается до 7-го дня. Результаты проверки заносятся в карту крошки. Мамочка может ознакомиться с записями.

Аудиометр

Аудиометр — прибор, который позволяет определить, слышит ли малютка. В основу действия положен принцип отражения звуковой волны от барабанной перепонки.

Развитие слуха у детей на первом году жизни

Он подключается к ушку во время покоя или сна. Звук достигает барабанной перепонки и отражается от нее. Это значит, что преград для проникновения волны не существует. Малютка может улавливать звуки.

Прибор абсолютно безопасен. Обследование занимает около 10 минут. Оно безболезненно для ребенка.

Первое тестирование проводится в роддоме. Недоношенным крошкам и деткам, находящимся на лечении в палате интенсивной терапии, процедуру откладывают. Иногда прибор не фиксирует прохождение волны. Одной из причин может быть большое количество родовой смазки в ушном проходе. В этом случае обследование повторяют.

Рефлекс Моро

Проверить слух поможет реакция Моро. На расстоянии 15-20 см от головки малыша требуется хлопнуть в ладоши. Если крошка услышал, то он:

  • вздрогнет или замрет;
  • изменит мимику;
  • моргнет;
  • вскинет ручки и ножки.

Развитие слуха у детей на первом году жизни

Но самостоятельно проверять рефлекс Моро не следует: только врач знает, с какой силой следует хлопнуть в ладоши, чтобы не напугать крошку.

Метод Калмыковой

Этот способ проверки основан на том, что разные предметы издают разные по силе звуки. Емкости из пластика наполняются на 1/3 или ½ крупами различного помола:

  • мелкого (манкой или пшеном);
  • среднего (гречкой-ядрицей или рисом);
  • крупного (цельным горохом или фасолью).

Дальше следует действовать по алгоритму:

  1. Один из родителей играет с ребенком яркой игрушкой.
  2. Второй — встряхивает банку с мелкой крупой сбоку от малыша и наблюдает за его реакцией.
  3. Делается перерыв на 1-2 минуты.
  4. Затем процедуру повторяют с банкой, где насыпана крупа среднего размера.
  5. Снова перерыв на 1-2 минуты.
  6. Повторяют исследование с банкой, где содержатся крупные фракции.

Развитие слуха у детей на первом году жизни

Если ребенок слышит, он отреагирует на слух. Нормой считается проявление реакции на 2-3 банки. Если малютка не услышал грохота банки с крупными горошинами, требуется показать его врачу.

Преимущество метода: родители могут самостоятельно проверить слух малыша дома.

Как развивать слух?

Малютка рождается слышащим. Но слух интенсивно развивается в течение всего первого года жизни. Выделяются признаки, соответствующие периодам жизни малютки:

  • реагирует на громкие звуки: шевелит ручками и ножками, вздрагивает во сне и просыпается, меняет мимику (0-5 недель);
  • пытается обнаружить глазками источник звука, поворачивает головку в сторону, откуда звук раздается (до 4 месяцев);
  • поворачивает головку в ту сторону, откуда слышится звук, вслушивается в звуки (до 7 месяцев);
  • учится находить источник звука при расположении его справа, слева и снизу (до 9 месяцев);
  • умеет находить источник звука при расположении его справа, слева, сзади, снизу, сверху (до 1 года).

Развитие слуха у детей на первом году жизни

Знание соответствия навыков этапам развития поможет вовремя установить отклонение и компенсировать его.

Уход за детскими ушками

За ушками малютки рекомендуется ухаживать. Следует очищать внешнюю часть ушной раковины от пыли и грязи, аккуратно вычищать вытекшую серу. Но ни в коем случае нельзя засовывать турунду внутрь слухового прохода: это может повредить его.

При мытье требуется следить за тем, чтобы вода не попадала внутрь ушка. После окончания процедуры следует аккуратно промокнуть раковину салфеткой.

Предрасполагающие факторы к возникновению тугоухости

Тугоухость передается по наследству. При наличии у кого-то из близких родственников такой патологии рекомендуется немедленно сообщить о ней врачу. Таких деток обследуют повторно.

Развитие слуха у детей на первом году жизни

У каких еще малышей может развиться заболевание:

  • маловесных, при появлении на свет имеющих вес менее 2,5 кг;
  • недоношенных, рожденных до 37-й недели;
  • имеющих патологии развития костей лица;
  • принимающих антибиотики;
  • перенесших внутриутробно заболевания (токсоплазмоз, цитомегаловирус).

Деток из группы риска педиатры наблюдают с особым вниманием.

Когда следует беспокоиться?

Окончательный диагноз о патологиях со слухом ставит врач-сурдолог. Но следить за развитием слуха мамочка должна постоянно. Стоит насторожиться, если:

  • крошка не реагирует на разговоры с ним, не поворачивается и не радуется;
  • малютка не пугается внезапных громких звуков;
  • малыш не играет с музыкальными инструментами;
  • крохотуля постоянно трогает ушки (это может быть следствием инфекции).

При появлении хотя бы одного признака рекомендуется обратиться к участковому педиатру. Он направит малютку на обследование. Важно понимать: чем раньше начнется лечение, тем успешнее оно окажется.

Источник: https://grudnichky.ru/razvitie/sluh-u-rebenka.html

Развитие органа слуха у ребенка

Развитие слуха у ребенка начинается задолго до его рождения. В формировании одного из главных чувств принимают участие внешние и внутренние процессы. Новоиспеченным родителям необходимо знать, когда ребенок начинает видеть и слышать, чтобы правильно контактировать с ним и оказать положительное влияние на становление речи.

Развитие слуха у ребенка до рождения

Не все будущие мамы знают, на какой неделе ребенок начинает слышать. Формирование ушной раковины происходит еще на ранних сроках. К 15 неделе будущий ребенок способен воспринимать звуки, окружающие его. После 25 недель кроха не просто слышит. С этого срока он выражает ответную реакцию на звуки.

При резких громких голосах и криках снаружи плод в утробе отворачивается. Услышав новый звук, начинает волноваться, что выражается в увеличении частоты сердечных сокращений. В завершающем беременность триместре эмбрион в животе увлечен распознаванием звуков. Младенец слышит, как по венам мамы течет кровь, узнает стук ее сердца, голос.

Поэтому так важно уже в это время установить контакт с будущим ребенком. С переходом на последние три недели гестации начинается период, когда ребенок может слышать маму и отличать тон ее голоса.Развитие слуха у детей на первом году жизни

Что происходит после рождения?

Время, когда ребенок начинает слышать после рождения, начинается с первых минут его жизни. Первоначально младенец плохо реагирует на глухие низкочастотные звуки.

В первые недели новорожденного привлекают громкие и звонкие шумы.

Родители часто думают, что младенец в этот период не воспринимает звук и интересуются у педиатра тем, со скольки месяцев ребенок начинает слышать после рождения.

Основные этапы развития слуха у детей протекают плавно, но внимательные мамы могут отметить, что еще вчера ребенок не реагировал на определенные звуки, а сегодня уже хорошо воспринимает их.

  • В первые 4-8 недель кроха не реагирует на звук с низкой частотой. Большую часть времени он проводит во сне, не просыпаясь от разговоров и суеты, происходящих вокруг него.
  • К 3 месяцам наступает то время, когда ребенок начинает слышать звуки, на которые ранее не обращал внимания. В этот период обостряется зрение новорожденного, он пытается сопоставить то, что видит глазами с тем, что слышит ушами.
  • К 5 месяцам отчетливо прослеживается взаимосвязь слуха и речи в развитии ребенка. Младенец не просто слышит звуки. Он может уловить источник и отыскать его глазами. Когда мама ведет беседу с грудничком, он внимательно прислушивается и почти не отводит взгляда, испытывая огромный интерес. На каждое обращение младенец пытается ответить гулением, смехом, и другими речевыми приемами, доступными для него теперь.
  • 7 месяцев – это возраст, в котором ребенок начинает слышать и воспринимать свое имя. Младенец поворачивает голову на источник звука, когда к нему обращаются. В ответ на положительные эмоции мамы или других членов семьи он отвечает гулением и пытается произносить первые слоги.
  • К завершению первого года жизни малыш четко произносит первые слоги, из которых впоследствии получаются слова. В этом возрасте дети слышат себя и свою речь, пытаются ее рефлекторно скорректировать, следуя примеру взрослых.

Влияние контакта с мамой на развитие слуха

Сложно переоценить значение слуха для развития речи. Родители не должны задаваться вопросом о том, во сколько начинают слышать новорожденные дети, чтобы начать устанавливать с ними контакт. Разговаривать с будущим малышом маме необходимо уже со второго триместра.

Узнав голос матери еще в животе, ребенок после родов будет успокаиваться, когда услышит его. Те книги и музыку, которые кроха слышал в утробе, он воспринимает охотнее после рождения.Развитие слуха у детей на первом году жизни

Взаимосвязь слуха с грудным вскармливанием

Доказано, что грудное вскармливание является идеальным питанием для новорожденного ребенка. Вместе с материнским молоком младенец получает комплекс необходимых для него витаминов и микронуклиентов. Статистика показывает, что такие дети реже страдают инфекциями среднего уха.

Питаясь материнским молоком, ребенок становится менее склонен к аллергическим реакциям, которые негативно отражаются на развитии слухаРазвитие слуха у детей на первом году жизни

Слух и речь ребенка

Не дожидаясь того момента, когда ребенок начинает отчетливо слышать звуки после рождения, врачи неоднократно обследуют его слух. Первый скрининг выполняется еще в родильном доме на 3-4 сутки после появления новорожденного.

При помощи специального аппарата осуществляется посыл низкочастотного звука и фиксируется ответная реакция мозга на раздражитель. Если таковая не получена, можно заподозрить нарушения.Развитие слуха у детей на первом году жизни

Следует отметить, что развитие слуха у недоношенных детей чаще сопровождается различными проблемами. Статистика показывает, что около 3 младенцев из 10, родившихся раньше положенного срока, плохо слышат.

Слух и речь ребенка неразрывно связаны между собой. Чем больше беседовать с малышом, комментировать собственные действия, тем быстрее он заговорит. Родителям следует постоянно обращать внимание на ответную реакцию крохи.

Если ребенок начал плохо слышать, это неизбежно отразится на его речи в будущем. Как правило, дети с нарушением слуха позже начинают говорить и чаще нуждаются в помощи специалистов – психологов, дефектологов и логопедов.Развитие слуха у детей на первом году жизни

Источник: https://vseogv.ru/zdorove-malysha-prikorm/razvitie-organa-sluha-u-rebenka

Когда новорожденный начинает слышать: все, что надо знать родителям об особенностях слуха

  • Развитие слуха у детей на первом году жизниНоворожденный ребёнок — это хрупкое и очень интересное создание.
  • Забрав его из роддома, родители не перестают смотреть на его стремительное развитие и адаптацию во внешнем мире.
  • Но, так как дети такого возраста ещё не могут объясняться самостоятельно, возникает вопрос — во сколько месяцев слышит малыш?

На какой неделе после рождения ребенок различает звуки?

Слух новорожденного ребёнка формируется довольно быстро. Еще до появления на свет дети способны различать звуки в животе у матери. Именно поэтому врачи часто рекомендуют больше общаться со своими малышами в период внутриутробного развития. Это помогает ребёнку в дальнейшем быстрее отличать голос матери от других звуков, окружающих его.

Читайте также:  Сколько молока/смеси должен съедать новорождённый за одно кормление и за сутки: формулы и таблицы для расчёта

После рождения уши малыша около трёх дней наполнены специальной жидкостью, из-за которой слух не может быть чётким. Именно из-за этого дети поначалу реагируют только на громкие звуки или вибрацию. Уже через 3-4 недели после рождения ребёнок способен узнавать привычные звуки и шумы. Реакция выражается в:

  • способности останавливать взгляд на определенных, понравившихся, предметах;
  • во внимательном изучении человеческих лиц;
  • в небольшом косоглазии;
  • в более внимательном рассматривании черно-белых картинок, чем цветных.

Важно! Если женщина во время беременности курит, принимает большое количество лекарственных препаратов, употребляет спиртные напитки или переносит такие заболевание, как корь или краснуха, то стоит обратить особое внимание на развитие слуха у малыша.

Как слышит грудничок?

В течение первого месяца развития дети способны слышать только громкие звуки, но после этого периода времени, они начинают различать и реагировать на различные голоса и другие посторонние звуки. Чтобы понять, что ребенок начинает хорошо слышать, стоит обратить внимание на такие признаки:

  1. В зависимости от скорости речи ребёнок может вести себя активно или спокойно;
  2. Интонация — сердитый голос может расстроить малыша, а ласковый, наоборот, будет успокаивать и радовать;
  3. Происходит разделение на звуки, которые нравятся, и которые не нравятся.

Часто новорождённые дети могут увлечься каким-то одним предметом, издающим приятный для них звук, например, погремушкой. Тогда они могут на какое-то время перестать обращать внимание на другие шумы, но это вполне естественно и быстро проходит.

Что слышит малыш?

  1. Развитие слуха у детей на первом году жизниНа первой неделе жизни ребёнок слышит только близкие и громкие звуки.
  2. Он не воспринимает их как чёткие, поскольку ухо ещё недостаточно развито.
  3. Постепенно малыш начинает активнее реагировать на голоса, особенно материнский, поскольку он способен успокоить и помочь почувствовать безопасность.
  4. К основным реакциям на правильно развитие слуха у новорождённого можно отнести:
  • поворот головы по направлению шума.
  • поиск глазами источника звука.
  • плач, как сильный, так и всхлипывания.
  • интенсивные движения руками и ногами.
  • замирание и прислушивание.

Внимание! Специалисты не рекомендуют включать детям громкую музыку, повышать на них голос или посещать с ними места, где может быть очень шумно. Это может значительно повлиять на формирование слуха.

Как проверить детский слух?

Развитие слуха у детей на первом году жизниУже через 2-3 дня после рождения, еще находясь в роддоме, врачи делают первую проверку слуха с помощью специальной аппаратной аудиограммы.

На этом этапе можно определить отклонения и патологии. В дальнейшем детский слух нужно проверять на медицинских комиссиях.

Для того, чтобы проверить слух новорожденного дома, существует несколько методов:

  1. Хлопки в ладоши. Для этого надо сделать несколько хлопков вне зоны видимости малыша. Если нет никаких патологий или затруднений в развитии, то ребёнок вздрогнет или посмотрит в сторону звука;
  2. С помощью любой крупы. В три разные ёмкости, желательно пластиковые, нужно насыпать сушеный горох, гречку и манку. Все эти крупы создают колебания разной интенсивности. В первые несколько недель ребёнок будет реагировать на звук гороха, так как он издает низкие тональности.

Стоит помнить, что объективно оценить слух новорождённого ребенка без специальной аппаратуры не получится, так как уши и слуховые каналы только формируются.

Какие факторы могут привести к нарушению слуха

Существует две основные классификации нарушения слуха у детей: тугоухость и глухота. По своей природе они бывают наследственные, природные или приобретённые. Причин для развития этих патологий несколько:

  • вирусные заболевания или инфекции.
  • тяжелый период беременности у матери.
  • применение вредных или токсичных веществ во время вынашивания плода.
  • наследственность.
  • различные генетические мутации.
  • болезни лор-органов, например, аденоиды.

Опасность возникновения нарушений органов слуха состоит в первую очередь в том, что может произойти задержка в психологическом или же интеллектуальном развитии ребёнка, из-за чего малыш не сможет жить полноценной жизнью.

Как развивать слух?

Развитие слуха у детей на первом году жизниПомимо обычных звуков и маминого голоса, которые окружают новорождённого, нужны дополнительные средства для правильного формирования слуха.

На помощь могут прийти различные музыкальные инструменты и игрушки. К примеру, это могут быть погремушки и колокольчики.

Суть метода развития слуха заключается в привлечении внимания ребёнка звуком.

Важно, чтобы эти звуки не были слишком громкие или неприятные, так как они могут напугать или расстроить малыша.

Также можно петь детские песни и колыбельные, главное — следить за голосом, он должен быть спокойным и ласковым. Не стоит забывать, что хорошо развитый слух помогает ребёнку быстрее адаптироваться во внешнем мире и быстрее начать понимать человеческую речь и разговаривать.

Совет! Малыш будет быстрее развиваться, если подвесить над кроваткой музыкальные игрушки — мобиле. Помимо слуха, будет также формироваться зрение. Ребёнок не будет скучать и сможет быстрее засыпать.

Полезное видео

Рекомендуем также посмотреть полезное видео по теме:

Правильное развитие новорождённого малыша — залог счастья родителей. Именно поэтому стоит уделить пристальное внимание формированию слуха. Очень важно следить за реакцией и любыми изменениями в поведении ребёнка, чтобы вовремя предотвратить возникновение заболеваний и патологий.

Источник: https://vashrebenok.org/razvitie/do-goda/nachinaet-slyshat.html

Развитие слуха у детей на первом году жизни

Специалисты считают, что прослушивание классической музыки при беременности приносит удовольствие и помогает в развитии мозга крохи.

Естественно звуки, которые слышит ребенок, сильно приглушены околоплодными водами. После рождения на него сразу обрушивается шумовой шквал.

Понемногу малютка выделяет голос матери, а затем и знакомую музыку. Развитию слуха у малышей следует уделять особое внимание.Развитие слуха у детей на первом году жизни

Наверняка вы замечали, с каким интересом ребенок слушает то, что вы говорите. Это можно объяснить тем, что за период нахождения в утробе он привык к низкочастотным звукам. Поэтому он их слушает с удовольствием. Кроме того, они хорошо помогают ему привыкнуть к внешнему миру. Ученые говорят, что новорожденные легко выделяют речь человека из шумового потока.

Учитывайте, что в первые недели жизни младенец пугается резких звуков: вздрагивает, моргает, резко сводит и разводит руки. Однако к трем месяцам они постепенно начинают привлекать его внимание. Ребенок не только перестает бояться, но также начинает прислушиваться.

В этот период специалисты рекомендуют проверить слух у крохи. Для этого нужно встать возле кроватки, чтобы малыш не видел вас, и тихо хлопнуть в ладоши. Если он отреагировал на звук, то все нормально.

Четырехмесячный ребенок может безошибочно находить источник звука. Для этого достаточно кому-нибудь из старших заговорить с ним, он сразу же начнет протягивать ручки. В данный период желательно приобрести музыкальные игрушки, чтобы они помогли сформировать у малютки слуховое внимание.

Сначала удержать внимание ребенка каким-либо интересным звуком получается лишь максимум на 20 секунд. Однако развитие слуха у малышей происходит быстро, и очень скоро это время должно увеличиться до 4 минут.

Пятимесячный ребенок уже может различать интонации голоса.

Малыш шести месяцев уже слушает вас. Он постепенно начинает разбирать слова. Сейчас очень важно не упустить время и начать с ним заниматься.

Показывайте ему вещи и произносите их названия по слогам. Если вы будете регулярно проводить занятия, то к году он будет безошибочно показывать на любую названную вещь и произносить некоторые слова.

Имейте в виду, что музыка вызывает у ребенка не меньше эмоций, чем ваши голоса. Он может без труда определить настроение произведения. Желательно включать музыку ежедневно, так как это оказывает положительное влияние на развитие слуха у малыша. И не стоит ограничиваться лишь детскими песенками. Современная или классическая музыка тоже может понравиться крохе.

Учитывайте, что у деток почти каждый месяц меняются музыкальные пристрастия. К примеру, если в 6 месяцев малыш стучит какой-либо игрушкой в такт ритмичным песенкам, то в 11 месяцев его могут привлечь более спокойные композиции. Так что музыка должна быть разнообразной.

Кассирова Елена

Источник: http://kinderinfo.ru/razvitie-sluxa-u-detej-na-pervom-godu-zhizni/

Речевое развитие в первый год жизни

Развитие слуха у детей на первом году жизни

На первом году жизни у ребенка идет интенсивное развитие головного мозга, слуха, а также органов речи.

Слуху принадлежит ведущая роль в овладении речью. Слыша речь окружающих, малыш в первую очередь начинает прислушиваться к голосам и отыскивать взглядом источник звучания, а затем и поворачивать голову к говорящему, сосредоточивая свое внимание на его лице, губах, пытаясь таким образом установить контакт со взрослым.

Одновременно с развитием слуха у младенца проявляются голосовые реакции, он издает разнообразные звуки, слоги, их сочетания. В 2-3 месяца появляется гуление, в 3-4 месяца — лепет. Подражая речи взрослых, малыш пытается самостоятельно произносить отдельные звуки, различные их сочетания, слоги, а к концу года — слова.

Время появления слов на первом году жизни у всех детей различается: одни начинают говорить в 8-9 месяцев, другие — в 1 год 2 месяца, а некоторые — еще позднее. Запас слов у годовалых детей также неодинаков и колеблется от 2-3 слов до 15-20.

В первые месяцы младенец произносит звуки непроизвольно. Начиная со второго полугодия в лепете ребенка появляются четкие звуки. Среди них чаще всего встречаются гласные звуки а, у, и, из согласных — в основном звуки п, б, м, к, т, г, д и некоторые другие.

На ранних этапах речевого развития ребенок, играя со звуками, упражняет свой речевой аппарат и слух, подготавливая их таким образом к правильному усвоению звуков в дальнейшем, поэтому роль лепета имеет большое значение и в последующие этапы речевого развития ребенка.

Далее подробней остановимся на этапах речевого развития в первый год жизни ребенка.

Возраст ребенка от 0 до 1 месяца

Новорожденный большую часть времени спит. В этот период сон и бодрствование мало чем отличаются друг от друга.

Уже в первые дни жизни ребенок может следить за медленно перемещающимся источником света. А к концу первого месяца — выделять взрослого из окружающей обстановки. Примерно в это же время у новорожденного возникает первая улыбка.

Когда ребенок чем-то озабочен, он издает рефлекторный крик или рефлекторные звуки. Его плач не дифференцирован: малыш одинаково реагирует плачем и на голод и на шум. Малыш вздрагивает, если сильно хлопнет дверь.

Возраст ребенка от 1 до 3 месяцев

Появление первых положительных эмоций — от первой улыбки до «комплекса оживления»: малыш останавливает взгляд на лице мамы, улыбается ей, оживленно двигает ручками и ножками, издает радостные звуки.

Уже в 2–3 месяца малыш спокойно бодрствует, он прислушивается к звукам, по-разному на них реагирует: резкие и громкие пугают его, к мелодичным звукам он прислушивается, голоса людей слушает с большим вниманием, радуется им.

Сам начинает «разговаривать» в те моменты, когда спокоен, чаще всего издает отрывистые и гортанные звуки аа, га, ги, кхы. Затем они становятся более протяжными: а-а, о-о, а-га, а-ги, а-бу. Это значит, что малыш вступил в так называемую стадию гуления.

Возраст ребенка от 3 до 6 месяцев

К четвертому месяцу ребенок быстро и безошибочно находит взглядом лицо говорящего человека. Он сам поворачивается к взрослым и улыбается им, когда они говорят между собой. Подражая речи взрослых, малыш пытается самостоятельно произносить отдельные звуки, различные их сочетания.

На улыбку малыш отвечает улыбкой, на речь взрослого — произнесением звуков, звукосочетаний, слогов. Спустя некоторое время вы обнаружите, что ребенок, выговаривая отдельные звуковые сочетания, начинает повторять их: па-па-па, ма-ма-ма, га-га-га, ка-ка-ка…

Это значит, что малыш вступил в новую стадию речевого развития, которая определяется как лепет.

Возраст ребенка от 6 до 9 месяцев

«Расцвет» лепета. Готовность к совместной игровой деятельности. Малыш слушает взрослого и подражает ему, понемногу усваивает правильное произнесение звуков, звукосочетаний и слов.

Читайте также:  Плановое кесарево сечение: на каком сроке делают, как проходит, подготовка

У ребенка развивается речевой слух, совершенствуется артикуляция, произнесение звуков речи. Но ведь это только одна сторона усвоения языка. Речевое общение предполагает понимание речи.

Именно в этом отношении малыш во втором полугодии первого года жизни добивается многого.

С ростом возможностей ребенка — с формированием у него восприятия предметов, движений, действий — растет и необходимость в более четком управлении его поведением.

Конечно, что-то можно сообщить малышу интонацией голоса, мимикой, жестами — подозвать его, попросить приподняться, пресечь какое-то нежелательное действие.

Однако без точного обозначения предметов, действий, разных свойств и качеств вещей невозможно дальше двигаться. В этот период развития ребенку необходимо передавать смысл слов.

Возраст ребенка от 9 до 12 месяцев

Слово для ребенка наконец приобретает смысл.

К концу первого года жизни малыш владеет примерно 10 словами, состоящими преимущественно из одинаковых слогов (мама, папа, баба, дядя); у некоторых детей обнаруживаются слова, составленные даже из разных слогов (Ната, Таня, Катя). Среди них могут быть звукоподражательные (ав-ав, кс-кс), так называемые облегченные слова, образцы которых дает ему взрослый (би-би — машина, бо-бо — больно).

Ряд гласных и согласных звуков к этому времени произносится довольно ясно (а, о, у, м, б, п, г, к). Одно и то же слово может относиться к разным предметам, если малыш «открыл» в них что-то общее. Так, слово-звукосочетание ко может относиться и к кошке, и к одеялу, и к подушке, т. е. ко всему теплому и мягкому.

К концу года малыш понимает значительное количество слов и выражений: имена близких людей, названия игрушек, предметов, нарисованных на картинках, некоторых действий.

Отдельно заметим, что развитие речи — процесс очень индивидуальный для каждого ребенка. Не стоит паниковать, если ваш малыш не демонстрирует те или иные показатели нормы. Однако обратить внимание на этапы развития речевой активности и на очередность этих стадий следует обязательно. Занимайтесь, больше разговаривайте с ребенком — и результат не заставит себя ждать.

Рекомендуемые игры для стимулирования активной речи у ребенка от рождения до года

  • Развитию у младенца слухового и зрительного восприятия способствуют игры: «Интересная игрушка», «Колокольчик», «Пальчики», «Сорока-белобока».
  • Игра «Дразнилки» тренирует мышцы лица и учит малыша подражать мимике взрослого.
  • Стимулируют речевую и двигательную активность ребенка игры: «Ладушки», «Наши ручки, наши ножки».
  • Игра «Телефон» стимулирует активную речь и звукоподражание с разной интонацией.
  • С помощью игры «Первые песенки» можно стимулировать гуление малыша, а в процессе игры «Первые слова» учить его первым лепетным словам.

Развитию как слухового, так и зрительного внимания ребенка, а также его мышления способствуют игры «Прятки», «Что там?».

Игра «Где мой носик?» привлекает внимание ребенка к звучанию собственного имени, игра «Моя семья» учит малыша узнавать членов семьи на фото.

Источник: http://www.dar-baby.ru/content/article/1391

Развитие слуха у детей на первом году жизни

Развитие слуха у детей на первом году жизни

По мнению специалистов, прослушивание классической музыки во время беременности не только принесет удовольствие, но и будет способствовать развитию мозга ребенка.

Правда звуки, которые слышит малыш, приглушены околоплодными водами. Поэтому, после появления на свет, на него обрушивается шумовой шквал. Постепенно кроха выделит голос мамы, а потом и знакомую музыку.

Вы наверняка обращали внимание, с каким интересом малыш слушает все, что вы говорите. Это объясняется тем, что за девять месяцев кроха привык к низкочастотным звукам, и теперь слушает их с удовольствием. К тому же, они помогают ему быстрее адаптироваться в окружающем мире. Ученые установили, что младенцы легко выделяют человеческую речь из шумового потока.

Обратите внимание, что в первые 2 месяца жизни новорожденный пугается резких звуков: моргает, вздрагивает, резко разводит и сводит руки. Но уже к трем месяцам они наоборот начинают привлекать его внимание. Кроха не только перестает пугаться, но начинает прислушиваться, и поворачивает голову в сторону источника.

Кстати, в этом возрасте специалисты советуют проверить слух у ребенка. для этого станьте рядом с кроваткой, чтобы кроха вас не видел, и негромко хлопните в ладоши. Если он повернулся на звук, значит все норме.

В 4 месяца малыш безошибочно находит источник звука. Достаточно кому-то из взрослых заговорить с ним, он тут же начинает гулить, и протягивать ручки. Сейчас самое время приобрести музыкальные игрушки. Они помогут сформировать у ребенка слуховое внимание.

Поначалу, удержать внимание малютки интересным звуком получается только на 15 – 20 секунд. Но развитие слуха у детей происходит очень быстро, и вскоре это время увеличится до 2 – 4 минут.

Ребенок в 5 месяцев уже умеет различать интонации голоса (особенно родителей). Он безошибочно определяет, когда мама счастлива, а когда грустит.

Шестимесячный малыш не только слышит, но и слушает вас. Он начинает разбирать отдельные слова. Ребенок знает свое имя и поворачивается, когда его зовут. Сейчас важно не упустить момент, и начать заниматься с крохой.

Показывайте ему предметы, и по слогам произносите их название. Если проводить регулярные занятия, к году он безошибочно будет показывать на любой названный предмет. И даже сможет произносить некоторые слова.

Учтите, что музыка может вызывать у малютки не меньше эмоций, чем голоса родителей. Он без труда определяет настроение произведения. Старайтесь ежедневно слушать музыку, это положительно влияет на развитие слуха у ребенка. Причем не ограничивайтесь только детскими песенками. Классическая или современная музыка также может понравиться ребенку.

Имейте ввиду, что у него чуть ли не каждый месяц меняются музыкальные пристрастия. Если в 6-8 месяцев кроха с удовольствием стучит игрушкой в такт ритмичным песням, то в 9-11 месяцев его вполне могут привлечь спокойные композиции. Поэтому музыка в вашей коллекции должна быть разнообразной.

Источник: http://rk-ekvator.ru/moj-rebenok/razvitie-sluxa-u-detej-na-pervom-godu-zhizni

Слух новорожденного

Малыш начинает слышать, еще находясь в животе у мамы, но его слух продолжает активно развиваться после рождения.

Развитие слуха у детей на первом году жизни Еще во время беременности уже на четвертой-пятой недели у крохи начинает формироваться слуховой аппарат, но пока что малыш не может слышать. Уже начиная с 15-16 недели, малютка может различать звуки.

Примерно с 26 недели кроха начинает реагировать на звуки, а с 32 недели – поворачиваться в сторону источника звука.

Этапы развития слуха до года?

Уже в первые недели жизни малыш реагирует на громкие резкие звуки вздрагиванием, а также может внезапно раскидывать согнутые в локтях ручки с растопыренными ладошками в стороны – это называется симптом Моро. Причем этот рефлекс может сохраняться до четырех месяцев.

Также в возрасте одного месяца кроха замирает, реагируя на звук. Кроме того. Он отличает голос мамы среди других, и также реагирует на него.

К двум месяцам ребенок начинает ворочаться во сне, если слышит громкий звук, или может проснуться. Также когда малыш слышит мамин голос, он становится более оживленным, активно двигает ножками и ручками, улыбается.

Уже в 3-4 месяца кроха начнет поворачивать голову в ту сторону, где слышит голоса, погремушку и другие знакомые звуки.

Еще с двух месяцев кроха начинает пытаться издавать звуки, «агукать». Это напрямую связано со слухом – кроха слышит речь и пытается что-то повторить. Уже к 4-5 месяцам малютка начинает лепетать, издавая более разборчивые звуки, его интонация меняется при смене настроения, в голосе можно различить радость при виде родителей.

В возрасте 8-10 месяцев признаком нормального развития слуха является увеличение количества новых звуков, произносимых ребенком. Он уже намного быстрее поворачивается в сторону источника звука, а ее начинает внимательно слушать, когда люди разговаривают между собой.

В годик кроха начнет выговаривать что-то более похожее на слова, которые вы будете понимать. Для незнакомых людей эти звуки будут непонятны, но вы будете знать, что те слоги, которые издает малютка, означают конкретные слова.

Как проверить в домашних условиях слух новорожденного?

В первые месяцы или даже недели вы можете проверить, слышит ли малыш, при помощи обычного громкого хлопка.

Если кроха вздрогнул, отреагировал резким морганием или широко открыл глазки, раскинул ручки – это все признаки наличия слуха.

Если у новорожденных деток нарушен слух, это выглядит как нарушение в развитии.

Ведь слух – один из основных способов познания мира, а если малыш не слышит, или слышит плохо, то развиваться будет намного медленнее.

Что должно насторожить?

Ребенок реагирует на громкие звуки уже в первые недели жизни. Если вы видите, что нет никакой реакции, что кроха не воспринимает мамин голос, не вздрагивает от громких резких звуков – вы обязательно это заметите.

Когда заканчивается формирование слуха ребенка?

Сам слуховой орган на момент рождения уже практически сформирован.

Но после появления малыша на свет продолжает активно развиваться центральная нервная система, то есть мозг, который учится распознавать звуки и реагировать на них, а также развивается острота слуха.

Формирование слуха продолжается примерно до четырех лет, а иногда может длится до достижения ребенком школьного возраста.

К какому доктору обращаться в случаи нарушения слуха ребенка?

Проверкой органов слуха и их лечением занимается отоларинголог, или, другими словами, ЛОР. Если у вашего малыша возникнут проблемы с речью, что может случиться из-за плохого слуха, вам нужно будет обратиться и к логопеду.   Ваше мнение очень важно для нас! Оцените статью!

Сервис расчета точной даты родов

рассчитать

Контролируй вес во время беременности

подробнее

Рассчитать день овуляции по календарю.

рассчитать

Подробный календарь по неделям

смотреть

Источник: https://40-nedel.ru/629-Kak-razvivaetsya-sluh-u-rebenka.html

Как слышит ваш ребёнок?

Анна Григорьевна Кисина, заведующая  Московским городским детским сурдологическим центром.

“Невозможность видеть отделяет человека от вещей. Невозможность слышать отделяет человека от людей”.

Эммануил Кант

Слух имеет большее значение для человека, чем другие чувства.

Он служит для предостережения об опасности, для приема информации, для развития речи, для овладения знаниями, для социальной коммуникации и может вызывать очень сильные эмоции.

Врожденный или рано приобретенный недостаток слуха влечет за собой не только речевые и интеллектуальные, но и тяжелые эмоциональные и социально-психологические дефекты развития.

Известно, что ребенок как слышит, так и говорит. Даже небольшое снижение слуха, врожденное или наступившее в раннем возрасте, нарушает созревание связей мозга, что приводит к необратимым потерям в формировании речи малыша.

Процессы созревания головного мозга особенно интенсивны в период от рождения до 2 лет, когда мозг увеличивается в 3 раза, а созревание височной области коры головного мозга, обеспечивающей тонкое дифференцирование звуковых раздражителей, продолжается до 5-6 летнего возраста.

Если речь уже начала формироваться, то наступившая до 5-6 лет тугоухость или глухота может привести к распаду недостаточно сформированной речевой функции. Несвоевременное выявление нарушений слуха у детей ведет, как правило, к необратимым изменениям.

Ограничение сенсорной информации приводит к нарушению формирования анализирующей системы мозга. Поэтому нарушение слуха нередко сопровождается задержкой психического и интеллектуального развития, все это приводит к тому, что ребенок становится инвалидом.

Своевременная коррекция слуха ребенка делает возможным его «нормальное» развитие, определяет полноценное участие человека с нарушенным слухом в последующей производительной жизни общества, т.е.

вовремя начатые реабилитационные мероприятия могут предотвратить инвалидизацию больного и его изоляцию от общества.

Наша цель – не упустить время, не только месяцы, но и дни, когда между слышащим и неслышащим ребенком почти нет различий, когда точно направленная и организованная коррекционная работа может эти различия ослабить, а может быть, и вовсе стереть.

К сожалению, и до настоящего времени нарушения слуха у детей часто выявляются в 2-3 года и позже; только в этом возрасте им начинают оказывать систематическую помощь.

К этому возрасту ребенок даже с относительно небольшим снижением слуха, как правило, не владеет речью: не понимает обращенной к нему речи взрослых и детей, самостоятельная речь либо полностью отсутствует, либо резко недоразвита.

В этом случае общение между слышащим взрослым и неслышащим ребенком затруднено и сводится в основном к удовлетворению физиологических потребностей малыша (кормление, туалет, прогулка, сон). Ограниченность речевого общения приводит к задержке развития познавательной деятельности ребенка.

У малыша не формируются соответствующий возрасту интерес к окружающему его миру, к взаимоотношениям людей, к предметам и действиям с ними, ребенок не умеет играть, он лишь бесцельно манипулирует предметами.

Негативных последствий нарушений слуха для личностного развития ребенка можно избежать при раннем начале коррекционного обучения. Неслышащий ребенок должен иметь такие же сенсорные возможности для физического и психического развития, как и слышащий.

Речь идет о своевременном адекватном двустороннем слухопротезировании и дальнейшей многолетней совместной работе родителей, ребенка с нарушенным слухом, и сурдопедагога по развитию у малыша слуховой функции и устной речи.

Полная реабилитация глухих и слабослышащих детей включает в себя комплекс медико-психолого-педагогических мероприятий:

  • раннее выявление детей с нарушениями слуха (аудиологический скрининг, проводимый уже в родильном доме или в детских городских поликлиниках),
  • определение степени и характера поражения органа слуха,
  • слухопротезирование (подбор ребенку врачом-сурдологом индивидуальных цифровых слуховых аппаратов, обеспечивающих необходимое звукоусиление),
  • проведение педагогической коррекции с младенцами и детьми раннего возраста.

Для того чтобы квалифицированно провести слухопротезирование, нужен большой комплекс сведений о состоянии ребенка, поэтому малыш должен пройти весь комплекс аудиологического обследования в специализированных сурдологических центрах. Пока мы не знаем точно, каково состояние слуха малыша, подбирать индивидуальные слуховые аппараты нельзя: можно нанести вред.

Слухопротезирование детей принципиально отличается от слухопротезирования взрослых тем, что в первом случае оно направлено на развитие способности обучения речи, а во втором – только на восстановление способности узнавания речевых стимулов.

Слуховой аппарат должен не только усиливать звук, не только обеспечивать приемлемую разборчивость речи, но и уменьшать напряжение от прислушивания. От правильного подбора цифрового слухового аппарата (соответствия его технических характеристик остаточной слуховой функции больного) полностью зависит качество слухопротезирования.

Большая часть взрослого населения и сегодня воспринимает слуховой аппарат в детском протезировании как чудесную машинку, надев которую на ушко ребёнка, мы предоставим ему все звуки и радости мира слышащих, в том числе – умение говорить всё и сразу. Но это далеко не так. После первичного слухопротезирования ребенку и его родителям предстоит огромный путь.

Необходимо, чтобы каждый родитель до конца понимал, что будущее его неслышащего ребенка во многом определяется в первые месяцы жизни, что «откладывание» коррекционной помощи на годы (до достижения малышом возраста 2-3 лет) и даже на месяцы недопустимо. В этом случае ребенок лишается драгоценного времени, когда можно помочь ему не «сбиться» с естественного пути развития.

Коррекционная работа, начатая в младенчестве, направлена в первую очередь на формирование и развитие соответствующих возрасту основных видов детской деятельности.

До 4-4,5 месяцев неслышащий ребенок проходит те же стадии предречевого развития, что и слышащий. Каково бы ни было состояние слуха – нормальное, сниженное или даже его отсутствие, – все дети в этом возрасте гулят. Это реакция малыша на его физическое состояние: «Мне хорошо, я сыт, мне уютно. Далее ребенок повторяет услышанный звук.

Вот мама засмеялась, и ребенок в ответ начинает смеяться. Затем ребенок непроизвольно издает какой-то новый для него звук. Он услышал его, осознал, что это он так сделал, и начал искать способы воспроизвести этот звук снова, идет формирование лепета. До этого момента звуки у детей интернациональные – они все гулят одинаково.

Постепенно от этих физиологических, не связанных со слухом реакций дети переходят к лепету. Это следующий важный этап в развитии младенца, и он тесно связан с состоянием слуха. До этого между слышащим и неслышащим малышами не было существенных различий.

С момента, когда должен осуществиться переход к лепету, у неслышащего ребенка начинается отставание в развитии. С появлением лепета они резко нарастают. Для неслышащего звуков не существует, поэтому он не может им подражать, а стало быть, у него нет перехода к лепету, и, значит, естественный путь развития речи становится невозможен.

Первый год – единственное время, когда можно «вернуть» ребенка в естественное русло развития. Благодаря слуховым аппаратам и специальным упражнениям, гуление у не слышащего ребенка удается перевести в лепет, увеличивается звуковой багаж, появляется интонационная структура речи.

Процесс становления речи неслышащего ребенка максимально сближается с тем, как протекает этот процесс у слышащих: появляется понимание первых слов, потом сами слова, затем фразы.

Появление у ребенка с нарушенным слухом возможности повторять те или иные звуки и слоги за взрослым, которые он услышал в слуховом аппарате, является огромным достижением. Оно знаменует возникновение нового этапа в развитии речи глухого и слабослышащего малыша – переход от гуления к лепету.

Важно в этом возрасте воспитать у неслышащего малыша привычку к общению, создать такие взаимоотношения, при которых образуются глубокие внутренние связи, личностные, эмоциональные. Очень важно, чтобы неслышащий ребенок понял, что его голосовой аппарат – надежное средство общения.

Если снижение слуха обнаружено в течение первого года жизни ребенка (в возрасте 5-6 месяцев), если ребенок слухопротезирован и режим работы его двух индивидуальных слуховых аппаратов хорошо подобран, и родители вместе с сурдопедагогом занимаются с малышом, то путь развития неслышащего малыша становится естественным и не отличается от пути развития слышащего ребенка. Таким образом, коррекционная работа, проводимая с первых месяцев жизни, позволяет ребенку уже к году начать понимать речь и активно использовать речевые средства общения. Малыш может называть лепетно некоторые предметы и действия, речевое общение со взрослыми для него совершенно естественно, именно поэтому он мало чем отличается от слышащего сверстника.

При благоприятных условиях развития и интенсивной коррекционно-педагогической работе к двум годам общение ребенка с взрослыми строится на основе понимания речи.

Однако речевое общение предполагает не только понимание речи, но и самостоятельное ее продуцирование.

На третьем году жизни словарь понимаемой и самостоятельной речи ребенка, занятия с которым начаты на первом году жизни, может быть достаточно богатым.

Нарушения слуха могут быть выявлены в самые разные сроки, и, следовательно, коррекционное воздействие у одних детей начинается в первые три месяца жизни, у других – в период от 3 до 6 месяцев, а у третьих – на втором, третьем, четвертом году жизни.

В том случае, когда коррекционная работа начинается только на втором году жизни, ребенок не владеет устной речью: не понимает речь и не говорит. В процессе общения он использует отдельные голосовые реакции, как правило, однообразные и монотонные. Все взаимоотношения ребенка со взрослым осуществляются при помощи взглядов, естественных жестов, действий, голосовых реакций.

Это резко отличает его от слышащих детей данного возраста. Если нарушение слуха у ребенка выявлено только на втором году жизни, этапы реабилитации он проходит те же (слухопротезирование и коррекционная работа с сурдопедагогом). Но такому ребенку необходимо пройти «пропущенные» физиологические этапы развития, т.е.

переход к лепету, даже если ему уже 2 года или 3 года. У него появляется возможность достичь этапа, когда речь становится формируемой, но, конечно, уже с отставанием в развитии от сверстников.

Когда первичное слухопротезирование и коррекционная работа начинаются только на третьем году жизни, отставание в развитии неслышащего ребенка от своих сверстников значительно, он резко отличается от слышащих детей данного возраста.

Но не нужно опускать руки, квалифицированное слухопротезирование и ежедневная работа вместе с сурдопедагогом, направленная на развитие ребенка, позволят неслышащему малышу к 7-8 годам догнать своих ровесников в развитии и в дальнейшем обучаться в интегрированной среде со своими сверстниками.

Когда первичное слухопротезирование и коррекционная работа начинаются только на четвертом-пятом году жизни, разница в развитии неслышащего ребенка и его сверстников огромна, между неслышащими и слышащими детьми одного возраста уже пропасть.

Но и в этом случае, несмотря на значительное нарушение в развитии ребенка, необходимо начинать комплекс реабилитационных мероприятий (слухопротезирование, занятия с сурдопедагогом по определенной программе).

Эти дети не могут овладеть речью без специальных приемов обучения.

Дети с различными по степени тяжести нарушениями слуха или глухотой, которые не были вовремя выявлены и не получили своевременно адекватной электроакустической коррекции слуха, направляются в специализированные детские сады и школы. Наличие социально-психологических барьеров не позволяет им включиться в жизнь общества, в результате чего они вынуждены в ряде случаев отказаться от активной жизни и ограничиться общением в социальном пространстве себе подобных.

Нельзя забывать о проблеме влияния незначительного снижения слуха на развитие речи детей, нужно помнить, что даже слабая потеря слуха и флюктуирующая (т.е.

изменяющаяся) тугоухость могут помешать ребенку получить полное академическое образование. Речь представляет собой сложную психическую функцию человека.

Даже при малом нарушении слуха, как правило, происходит недоразвитие всех компонентов речевой системы, охватывающее лексику, грамматику, фонетику.

Ограничение сенсорного притока приводит к несформированности слухового внимания.

При нормальном развитии ребенка слуху принадлежит ведущая роль в восприятии чужой речи, служащей примером для подражания, ребенок может осуществлять контроль над собственным произношением.

Такой самоконтроль не является врожденным, а вырабатывается постепенно в процессе общения. Потребность в нем особенно высока во время формирования речевых стереотипов.

Снижение самоконтроля, характерное для лиц с нарушением слуховой функции, обусловливает возникновение различных изменений в развитии речевой деятельности. Поэтому ребенок даже с небольшой потерей слуха нуждается в качественном своевременном слухопротезировании цифровыми слуховыми аппаратами и дальнейшем факультативном сопровождении логопеда или сурдопедагога.

Процент школьников с минимальной тугоухостью также довольно значителен – 5,4%. Отмечена значимая связь между минимальной тугоухостью, поведением и успеваемостью.

У этих детей выявлены дефицит внимания, большая дисфункция в поведении, в социальной поддержке и самооценке.

Они испытывали больше трудностей при прохождении различных образовательных и функциональных тестов по сравнению с нормально слышащими детьми.

  • Неполноценность органа слуха обусловливает нарушение звукопроизношения, недоразвитие слоговой структуры слов, неправильное оформление фраз и построение высказываний, что в свою очередь влияет на психологическое состояние ребенка в обществе сверстников.
  • Таким образом, детям с нарушением слуха, независимо от степени поражения функции, необходима своевременная адекватная реабилитация, а именно, протезирование современными цифровыми слуховыми аппаратами и сурпопедагогическое сопровождение.
  • Своевременная коррекция нарушения слуха (в течение 6 месяцев с момента потери слуха) делает возможным полноценное развитие ребенка и определяет возможность обучения ребенка с нарушенным слухом в массовых школах наравне со своими ровесниками.

Источник: http://www.otoskop.ru/rus/2009/05/kak-slyshit-vash-rebyonok/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector