Ребенок ломает игрушки. В чем причина агрессивного поведения ребенка?

Ребенок ломает игрушки. В чем причина агрессивного поведения ребенка?

  • Детская истерика — состояние бурного выхода неконтролируемых эмоций, неадекватное поведение ребенка проявляющееся когда ребёнок не получает того, что хочет.
  • Агрессия — разрушительное поведение, противоречащее принятым нормам и правилам в обществе, приносящее физический или моральный вред людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт.
  • Основными причинами истерик и агрессивного поведения детей могут быть:
  • негативизм матери (ее отчужденность от ребенка, постоянная критика, равнодушие, в результате чего ребенок испытывает недостаток родительского внимания);
  • терпимость членов семьи к проявлению агрессивного поведения ребенка по отношению к другим детям и взрослым (т.е., поощрение такого поведения);
  • суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, унижение, игнорирование);
  • ограничение самостоятельности ребенка;
  • авторитарное поведение родителей, когда они стремятся полностью контролировать ребенка;
  • чрезмерно уступчивое поведение родителей;
  • индивидуальные особенности  темперамента ребенка (возбудимость, вспыльчивость).

Внешне истерика проявляется в том, что ребенок кричит, кидает всё, что попадается ему под руку, топает ногами, размахивает беспорядочно руками, рыдает, всхлипывает, бьется головой о стену, бросается на землю, брыкается, дерется и пинается.

К внешним же проявлениям агрессии можно отнести, когда ребенок нападает на других детей и взрослых, обзывает их, намеренно употребляет грубые выражения, т.е. становится “грозой” всего коллектива. Это ершистый, драчливый и грубый  ребёнок.

Истерики могут начинаться в 9 месяцев, чаще в полтора года. В возрасте до трех лет у малыша, как правило, часто не получается контролировать свои эмоции, к тому же у него не настолько хорошо развита речь, чтобы он мог выразить переполняющие его чувства или желания.

По мере взросления ребёнка, знания его об окружающей действительности расширяются, и он реже прибегает к этому испытанному поведению протеста.

Причинами детской истерики и агрессии могут стать:

  1. Неврологические особенности.
  2. Ошибки в воспитании: непоследовательность, авторитарность, гиперопека или отстранение.
  3. Утомление, недосыпание, чувство голода.
  4. Состояние во время или после болезни.

Почему же это происходит?

Во-первых, это стремление добиться чего-то желаемого или обратить на себя внимание, проверка границ дозволенного. Во-вторых, неспособность выразить словами свои чувства, желания или потребности.

В третьих желание подражать взрослым или сверстникам. В четвертых ребенок отрывается от интересного занятия ради неинтересного.

И в пятых  не может скоординировать тело и мысли, чтобы сделать нечто новое, чему хочет научиться.

Можно выделить два типа истерик:

  • Истерика характера. Её цель — разрядить эмоциональное напряжение.
  • Цель манипулятивной истерики состоит в том, чтобы управлять другими людьми.

Каждая истерика начинается со стадии крика — ребёнок истошно кричит, ничего не требуя и никого не видя вокруг.

Затем наступает стадия двигательного возбуждения — начинает кидать всё, что попадается ему под руку, а если ничего нет, просто топает ногами и размахивает беспорядочно руками.

Заканчивается всё стадией рыданий — ребёнок рыдает, всхлипывает и смотрит страдающим взглядом.

Из многочисленных видов агрессии в детском возрасте чаще всего встречаются:

  • физическая — использование физической силы против кого-либо или чего-либо;
  • вербальная (словесная) — проявление грубости в речи, отрицательное речевое воздействие, обидное общение, выражение негативных эмоций и намерений в неприемлемой, оскорбительной для собеседника форме;
  • аутоагрессия — агрессия, направленная на себя, проявляющаяся в самообвинении, самоуничижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства.

Дети от рождения до 3 лет, как правило, проявляют аутоагрессию непроизвольно в тех ситуациях, когда родители что-либо им запрещают (например, бить и обижать другого).

Малыш не знает, как можно по-другому отреагировать на свои отрицательные переживания, поэтому в случае запрета: «Не отбирай лопатку у Миши!», малыш замахивается на мать, а когда та выражает неудовольствие, начинает колотить себя.

Дети до 3 лет не умеют контролировать и адекватно выражать свои эмоции.

Что же делать?

  • Обнять малыша, поговорить с ним спокойным, доброжелательным голосом, переключая внимание на другой объект. Не ждать, что он успокоится сам.
  • Найти компромиссное решение в конфликтной ситуации со сверстником. «Смотри у Миши лопата, а у тебя красивая машина! Вы вместе будете строители. Твоя машина — главная, она везет строительный материал. Вы сейчас построите большой дом». Дети обычно с удовольствием включаются в игру.
  • Больше гулять с ребенком, пусть он активно двигается, узнает новое, пробует и экспериментирует. Нужно переводить отрицательную энергию в позитивное русло.
  • Не заострять внимание на аутоагрессивных действиях, не обсуждать их с ребенком.

Таким образом можно сделать вывод о том, что склонны к сильным детским истерикам и агрессии в основном дети со слабым и неуравновешенным типом нервной системы.

Они  впечатлительны, сложно адаптируются, теряют контроль над своим поведением. Эти дети легко возбудимы, добившись своего, используют скандалы постоянно.

У детей до года истерики могут выражаться в приступах длительного истошного плача, возникающего даже при малейшей погрешности в уходе.

Ребенок ломает игрушки. В чем причина агрессивного поведения ребенка?Во время истерики:

  1. Не спорьте с ребенком, который все равно ничего не понимает.
  2. Не кричите, поскольку ваш гнев может только усугубить гнев ребёнка. Повышая голос и выходя из себя, вы как бы признаете правильность его метода.
  3. Научите его справляться с яростью, гневом и раздражением
  4. Не давайте ему возможности почувствовать себя как наказанным, так и поощренным за устроенную истерику. Сам факт скандала не должен что-либо менять.
  5. Не позволяйте детским скандалам, случающимся в общественных местах, вызывать в вас чувство стыда и неловкости перед окружающими.

И самое главное: научитесь сами освобождаться от гнева!

Если мы будем помнить, что за любыми вспышками ярости или гнева у детей скрывается боль, обида или разочарование, то нам будет легче справиться со своей агрессивностью, удержать свои негативные эмоции для того, чтобы понять своего ребенка и помочь ему.

Борозда А.В.

психолог центра раннего вмешательства

Как справиться с детской агрессией: советы психологов

В сложных ситуациях дети иногда ведут себя агрессивно. Со временем такая реакция может стать привычной и привести к неумению управлять эмоциями. Задача взрослых — вовремя предупредить агрессивное поведение, выявить его причины и помочь ребенку. О том, как это сделать, рассказывают специалисты столичного центра содействия семейному воспитанию «Маяк».

Откуда берется агрессия

«Частые драки, конфликты с одноклассниками и учителями — это проявления агрессии. С ними можно и нужно работать», — говорит педагог-психолог центра «Маяк» Рената Чишкина.

Частое и неконтролируемое выражение враждебности в итоге приводит к снижению успеваемости у ребенка, а в более старшем возрасте — к появлению вредных привычек (курение, алкоголизм, игромания) и проблемам с законом.

Среди причин детской агрессии специалисты выделяют две наиболее распространенные. Первая — проблемы в семье. Ребенок не учится управлять своими негативными эмоциями, если его родители часто открыто ссорятся.

Также в зоне риска дети, живущие сами по себе, когда родители не проявляют интереса к их жизни, не демонстрируют заботу и поддержку или же оценивают детей критически, подчеркивая неудачи и игнорируя достижения.

Кроме того, дети интуитивно стараются копировать взрослых: если мать или отец очень эмоционально реагируют на свои неудачи, то и ребенок перенимает такое поведение.

Вторая группа причин детской агрессии связана с окружением ребенка — детским садом, школой, друзьями, а также с информационным полем.

«Если ребенку не удалось завязать дружеские отношения с одноклассниками, он чувствует себя отверженным, испытывает тревогу. И такое состояние может провоцировать вспышки агрессии», — поясняет Рената Чишкина.

Дети, которых не приняли в школьном коллективе, иногда попадают в так называемые проблемные компании, где агрессивное поведение поощряется.

Свою роль могут сыграть и низкие оценки. Многие дети воспринимают их как критику. Ребенок может почувствовать несправедливость, обиду на учителя, и тогда его захлестнут эмоции, проявится агрессия.

Как помочь ребенку справиться с агрессией

«Если человек в детстве не научится контролировать свое агрессивное поведение, то во взрослой жизни агрессивное поведение будет контролировать человека», — говорит Рената Чишкина.

Специалистами разработано немало методик, повышающих навыки управления гневом. Так, снятию агрессивных состояний, в особенности у детей младшего возраста, способствует работа с тестом, пластилином, глиной и другими мягкими материалами. Лепить, мять, стучать по глине кулачком, рвать только что вылепленные фигурки — все это помогает ребенку избавиться от излишнего напряжения.

Не менее эффективны и активные физические игры. Они снижают агрессивность, учат соблюдать правила и адекватно реагировать на свои проигрыши.

Кроме того, специалисты центра «Маяк» советуют родителям контролировать взаимодействие детей с гаджетами. «Будьте в курсе любимых игр, фильмов, каналов на YouTube и TikTok, а также того, как много времени они занимают в жизни ребенка. Это поможет вам вовремя среагировать и предотвратить формирование агрессивного поведения.

И не бойтесь спросить у ребенка, что он чувствует. Часто дети держат переживания в себе.

Простые вопросы („Как прошел день?“, „Кажется, ты расстроен?“) позволяют начать разговор, который не только поможет решить проблемы, но и покажет ребенку, насколько он для вас значим», — советует педагог-психолог Илья Верпаковский.

Если же самостоятельно справиться с агрессией ребенка не получается, не бойтесь обратиться к специалистам. Приемные родители смогут найти поддержку в службах сопровождения замещающих семей. Узнать подробно об их работе можно на портале «Моя новая семья». 

Если вы хотите получить поддержку, лучше понять себя, свои личные и профессиональные ориентиры, рекомендуем записаться на бесплатные вебинары в Московскую службу психологической помощи населению на сайте www.msph.ru или прийти на бесплатную очную консультацию к психологу в одно из подразделений службы.

Также в круглосуточном режиме работают телефон неотложной психологической помощи 051 (для городского) и +7 (495) 051 (для мобильного) и чат психологической поддержки. Подробности на сайте www.msph.ru

Читайте также:  Мономорфные аденомы. Оксифильная аденома слюнной железы.

Источник

Ребенок ломает игрушки. В чем причина агрессивного поведения ребенка?

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Агрессивное поведение детей: причины, советы родителям

Нередко родители замечают за ребенком в возрасте 5–6 лет, как им кажется, агрессивное поведение. Оно может проявляться по-разному, например, в чрезмерной обидчивости, склонности ссориться со взрослыми и детьми, несдержанности. Задача родителя такого ребенка – понять причину его агрессивности, свести подобное поведение на нет.

Однако прежде всего нужно понять, что представляет собой понятие «агрессия детей»? Чем она отличается от обычной злости, которую время от времени испытывает каждый человек? Как распознать агрессивное поведение у детей? На эти и многие другие вопросы ответит BrainApps.

Что такое агрессивность?

Слово «агрессия» имеет латинское происхождение и буквально обозначает «нападение». Агрессия детей – нередкое явление, однако подобному поведению подвержены и взрослые люди. Основная его проблема – острое противоречие установленным в обществе нормам.

Агрессивное поведение вызывает психологический дискомфорт у окружающих, нередко является причиной физического, морального и материального ущерба.

Агрессивность детей – то, с чем нельзя мириться, ведь поведение маленьких детей можно контролировать, однако вырастая, агрессивный ребенок превращается в агрессивного взрослого и несет угрозу для окружающих.

Как понять, что ваш ребенок агрессивный?

  • Он часто ведет себя несдержанно, не умеет или не хочет контролировать себя. В некоторых случаях, агрессивный ребенок пытается взять под контроль свои эмоции, но ничего не получается.
  • Любит портить вещи, получает удовольствие, когда ломает или разрушает что-нибудь, например, игрушки.
  • Постоянно вступает в споры со сверстниками и взрослыми, ругается.
  • Отказывается выполнять просьбы и указания, знает правила, но не желает их придерживаться.
  • Совершает поступки назло, намеренно пытаясь вызвать негативную реакцию у окружающих людей: раздражение, злость.
  • Не умеет признаваться в ошибках и провинностях, до последнего оправдывается или перекладывает вину на других.
  • Ребенок долго помнит обиды, обязательно стремится отомстить. Отмечается чрезмерная завистливость.

Обратите внимание, что детей, особенно в возрасте 5–6 лет, случаются приступы непослушания. Злость, вызванная серьезной причиной, вроде обиды или несправедливого наказания – абсолютно нормальная реакция.

Бить тревогу стоит только в том случае, если более полугода вы регулярно замечаете в поведении детей хотя бы 4 признака из перечисленных.

Причины, по которым возникает агрессия у маленьких детей:

•        Агрессия у маленьких детей может быть вызвана проблемами в семье

Большинство причин аномального поведения маленького ребенка нужно искать в его окружении. Обстановка, в которой дети растут и развиваются, имеет большое значение в становлении личности. Дети формируют собственное поведение, опираясь на поведение близких людей, то есть, родителей и родственников.

Ребенок ломает игрушки. В чем причина агрессивного поведения ребенка?

Частая причина, по которой дети ведут себя агрессивно – напряженная обстановка дома. Не обязательно проявлять агрессию по отношению к детям, достаточно родителям часто ссориться между собой. Если ребенок видит агрессию со стороны родителей, присутствует при перепалках, слышит крики, это не может не отразиться на его эмоциональном состоянии.

Довольно части дети 5–6 лет формируют собственную модель поведения, глядя на родителей. Если мама или папа проявляет агрессивное поведение вне дома, а, например, в магазине или поликлинике, это может стать причиной агрессии детей.

•        Агрессия детей, вызванная причинами социально-биологического характера

Как мы уже говорили, агрессия детей в возрасте 5 лет появляется из-за окружения, в котором он растет, поэтому агрессивное поведение может быть вызвано недопониманием.

О чем родители разговаривают между собой, когда думают, что ребенок не слышит или не понимает? Каких взглядов на жизнь придерживаются и как их озвучивают? Допустим, мама или папа высказывают пренебрежение или неприязнь по отношению к людям, которые немного зарабатывают.

В таких семьях маленькие дети бывают агрессивны по отношению, например, к сверстникам, у которых потрепанная одежда или старые, дешевые игрушки. По это же причине, дети 5 лет могут проявлять агрессию, например, по отношению к уборщице в детском саду или на улице.

•        Агрессивное поведение у детей как следствие недостатка внимания

Когда маленький ребенок проявляет агрессию, причиной такого поведения может быть банальное привлечение внимания. Если родители не проводят с ребенком достаточно времени, относятся к его достижениям и успехам равнодушно, это часто становится причиной глубокой обиды у детей и, как следствие, агрессии.

Чем меньше ребенку уделяют внимания, тем больше вероятность того, что он начнет проявлять признаки агрессии. Между недостатком внимания и недостатком воспитания прослеживается довольно четкая связь.

Возможно ребенку попросту не объясняли, как вести себя со взрослыми и сверстниками? Ребенок 5–6 лет еще не понимает, как вести себя в социуме, если родители ему не помогают, он выбирает модель поведения интуитивно и делает это не всегда верно.

Очень важно, чтобы воспитание детей в возрасте 5 лет было последовательным и единым. Родители должны придерживаться одинаковых взглядов на воспитание. Когда мама и папа не могут прийти к согласию относительно воспитания и поведения детей, каждый тянет одеяло на себя, то, как следствие, дети путаются. В конечном итоге, это выливается в недостаток воспитания и проявление агрессии у детей.

Еще одна распространенная причина агрессивного поведения в семье у детей – наличие любимчика среди родителей. Например, мама постоянно строгая, заставляет следовать правилам, помогать ей по дому, часто ругает.

Папа, напротив, ведет себя с ребенком ласково, дарит подарки, многое разрешает. Дети в возрасте 5–6 лет уже способны выбрать среди родителей любимчика.

Если родители вдруг начнут ссориться, ребенок, скорее всего, будет проявлять агрессию по отношению к менее любимому родителю, защищая любимчика.

•        Агрессия детей, вызванная причинами личного характера

Иногда агрессивный ребенок проявляет признаки нестабильного, неустойчивого психоэмоционального состояния. Причин может быть довольно много.

В некоторых случаях, причиной такого агрессивного поведения становятся наличие страхов. Ребенка терзает ощущение тревожности, мучают страхи и ночные кошмары. Агрессивность детей в таком случае – всего лишь защитная реакция.

Если родители не привили ребенку чувства самоуважения, ребенок до 6-7 лет может выражать недовольство собой и собственным поведением агрессией. Такие дети остро воспринимают неудачи, не могут с ними смириться, часто не любят себя. Такой агрессивный ребенок испытывает отрицательные эмоции по отношению к себе, а заодно и к окружающему миру.

Причина агрессии в 5-6 лет может быть банальным чувством вины. Малыш кого-то несправедливо обидел или ударил, ему стыдно, однако признать свою ошибку он по каким-то причинам не может.

Как правило, это чрезмерная гордость и неумение признавать свои ошибки. Кстати, этому умению ребенка должны научить родители.

Нередко агрессивность таких детей направлена даже в сторону детей, перед которыми они испытывают вину.

•        Агрессия детей, вызванная нарушениями физического здоровья

Не всегда причины агрессии кроются в психологическом состоянии ребенка, его окружении. Нередко агрессию и агрессивность связывают с соматическими заболеваниями, например, с нарушениями в работе головного мозга. Они могут быть вызваны тяжелыми черепно-мозговыми травмами, инфекциями, интоксикацией.

Вспомните, если агрессивное поведение начало проявляться после перенесенной черепно-мозговой травмы, например, после сотрясения мозга, возможно причина агрессии именно в этой травме.

Иногда причина агрессивного поведения детей 5–6 лет – наследственность. Нередко родители ребенка 5–6 лет, проявляющего агрессию, до зачатия злоупотребляли алкоголем, наркотическими и психотропными веществами.

•        Может ли причина агрессивности детей крыться в увлечении видеоиграми?

Ученые довольно давно спорят по поводу того, может ли причиной агрессивного поведения стать увлечение жестокими компьютерными играми. На самом деле, сами по себе игры редко становятся причиной агрессии.

Увлечение играми с большим количеством насилия и жестокости является скорее следствием агрессивного поведения.

Безусловно, такие игры влияют на мозг человека, делают его менее сострадательным, но этого не достаточно, чтобы мирного, послушного ребенка превратить в агрессивного.

Как вести с ребенком 5–7 лет, который проявляет агрессию?

Если вы заметили в поведении ребенка в возрасте до 6–7 лет агрессию, а затем смогли выявить причину такого поведения, необходимо научиться правильно себя вести. Детскими психологами и педагогами разработан целый список рекомендаций, как правильно вести себя с агрессивным ребенком. Эти правила позволят не только не усугубить поведение детей, но и скорректировать его.

Читайте также:  Прогрессирующий парез руки без причин. Прогрессирующая слабость верхней конечности.

1.    Не реагируйте на незначительную агрессию детей

Если дети проявляют агрессию, однако вы понимаете, что она неопасна и вызвана объективными причинами, наиболее разумно вести себя следующим образом:

  • сделайте вид, что не замечаете агрессию в поведении;
  • покажите, что вы понимаете детские чувства, произнесите фразу: «Я понимаю, что тебе неприятно и обидно»;
  • попробуйте переключить внимание ребенка на объект, далекий от объекта агрессии, предложите заняться чем-то другим, поиграть.

Агрессия детей, да и взрослых, может накапливаться, поэтому иногда нужно просто внимательно послушать, что до вас хочет донести ребенок. Кроме того, не забывайте, что ребенку в возрасте 5–6 лет критически нужно внимание взрослого, а значит игнорирование – мощный и эффективный способ коррекции поведения.

2.    Оценивайте поведение ребенка, а не его личность

Сохраняйте спокойствие, разговаривайте твердым, доброжелательным голосом. Вам важно показать ребенку, что вы не против него, а против его агрессивного поведения. Не делайте акцент, что подобное поведение уже повторялось. Воспользуйтесь следующими фразами:

  • «Мне не нравится, что ты так со мной разговариваешь» – вы показываете свои чувства;
  • «Ты хочешь меня обидеть?» – вы показываете, к чему ведет агрессивное поведение;
  • «Ты ведешь себя агрессивно» – констатация неверного поведения;
  • «Ты ведешь себя не по правилам» – напоминание, что агрессивное поведение ведет к нарушению правил.

После приступов агрессивного поведения, с детьми нужно разговаривать. Ваша задача показать, что агрессия вредит больше всего самому ребенку. Обязательно обсудите поведение и агрессию, попробуйте вместе с ребенком представить, как было бы лучше поступить в подобной ситуации.

3.    Держите собственные негативные эмоции под контролем

Агрессивное поведение у детей – это неприятно. Агрессия детей может проявляться в криках, слезах, ругани, и казалось бы, естественная реакция взрослого человека на неуважительное отношение – ответная агрессия. Вот только не стоит забывать о том, что вы – взрослый человек, который способен контролировать собственные эмоции.

Если ребенок в 5-7 лет проявляет агрессию, постарайтесь сохранять спокойствие и дружелюбие. Ваша цель – гармония в семье, спокойный, послушный ребенок, а подобное не возможно без установления партнерских отношений между детьми или родителями.

Поэтому не повышайте голос, не кричите, контролируйте собственные жесты. Стискивание челюсти, сжатые кулаки, хмурый взгляд – признаки агрессии, которых стоит избегать при общении с детьми.

Кроме того, избегайте оценочных суждений о личности ребенка и его друзей, не пытайтесь читать нотации, и конечно, не применяйте физическую силу.

4.    Позаботьтесь о репутации ребенка

Агрессия у детей часто приводит к моментам, когда детям сложно признать собственную неправоту.

Может показаться, что ребенок в 5 лет маленький и еще ничего не понимает, однако это достаточный возраст для того, чтобы испытывать желание поддерживать репутацию.

Даже если ребенок не прав, постарайтесь не осуждать его публично, не показывайте окружающим своего негативного отношения. Порицание на публике мало эффективно и скорее всего станет причиной еще более агрессивных поступков.

Кроме того, учитесь идти на уступки. Когда вы узнали причину агрессивного поведения, предложите ребенку компромиссный вариант выхода из ситуации, при воспитании детей 5–6 лет — это оптимальный вариант. В таком случае ребенок не испытывает необходимости полностью подчиниться, он подчиняется «по-своему», что скорее поможет исчерпать конфликт.

5.    Выбирайте для себя такую модель поведения, которую ожидаете от детей

Вы всегда должны помнить, что когда дети 5 лет проявляют агрессию, вы должны пересилить себя и, что бы ни чувствовали, проявлять неагрессивную модель поведения.

В моменты проявления детьми агрессивного поведения, выдерживайте паузу, не спорьте, не перебивайте. Помните, что иногда детям в моменты агрессии нужно провести немного времени в одиночестве, чтобы успокоиться. Давайте ребенку это время.

И самое главное – жестами, мимикой, голосом выражайте спокойствие.

Мы уже говорили, что дети склонны перенимать поведение родителей. Дружелюбность и не агрессивность присуща детям от природы, поэтому они довольно быстро перенимают от родителей неагрессивную модель поведения.

Если вы будете придерживаться перечисленных правил, рано или поздно это поможет побороть агрессивное поведение у детей. Вы, однако, можете ускорить процесс, помочь ребенку 5–6 лет скорее избавиться от агрессии. Например, агрессия детей в некоторых случаях устраняется физической нагрузкой.

Отдайте ребенка в спортивную секцию, чтобы он выплескивал лишнюю энергию. Если замечаете за детьми зачатки агрессивного поведения, попросите их рассказать о своих чувствах, предложите нарисовать эмоции или вылепить из пластилина.

Это несколько отвлечет ребенка от злости и, возможно, раскроет в нем какой-нибудь талант.

Таким образом, подводя итоги, можно сказать: самое главное при появлении признаков агрессии у детей, сохранять спокойствие, быть понимающим, ищущим компромиссы родителем.

Ломать не строить. Если ваш ребёнок ломает и портит всё, что видит

Ребенок ломает игрушки. В чем причина агрессивного поведения ребенка?
Автор текста — психолог сайта Светлана

«С самого раннего детства до сегодняшнего дня мой сын ломает все: мебель,  игрушки, рвет книги. Стоит нам что-то купить, сразу же эта вещь приходит в непригодность! Вещи не ценятся, все разбрасывает по комнате…! Швыряет с особой агрессивностью по всей квартире все, что можно бросить. Стремится портить предметы: ножницами режет мягкую мебель, царапает подоконники, двери, столы. Наши просьбы, уговоры, беседы о ценности и дороговизне вещей — все без толку!  …» Такие жалобы часто слышишь от родителей. Такое поведение определяет слово «АГРЕССИЯ».

В психологической литературе часто агрессивное поведение характеризуется как «немотивированное нанесение ущерба людям, животным или предметам». Такое поведение проявляется в попытках ссориться с окружающими, выявлять физическое насилие, ломать предметы, портить вещи.

Такие проявления говорят, в первую очередь, об эмоциональной нестабильности ребенка, которая  сложилась под влиянием семейного воспитания, особенно, с жестокими, физическими мерами наказания. Но нестабильность эмоциональной системы может говорить и о проблемах в социуме.

 

Давайте разберемся в причинах агрессивности ребенка дошкольного возраста.

  • Малоразвитость и нестабильность нервной системы, которая все еще активно развивается в этом возрасте, отсутствие ее саморегуляции.
  • Темперамент. Из 4 видов темперамента холерики наиболее вспыльчивы, импульсивны и агрессивны.
  • Слабый словарный запас ребенка. Для того, чтобы выразить свои эмоции, негодование, страхи, потребности, нужно уметь говорить. А дети, особенно в возрасте 1-3 лет, не могут похвастаться достаточным количеством слов, чтобы все это изъявить.
  • Потакание желаниям своего чада. И так, малыш заметил: стоит ему начать нервничать, капризничать, ударить оппонента, как ему уступают. И здесь речь идет уже о закрепленной модели поведения!
  • Агрессия, как психологическая защита. Часто взрослые ставят ребенка в жесткие рамки, «НЕЛЬЗЯ» — их любимое слово. Или очень опекают ребенка. Как следствие – желание разрушить эти запреты, вырваться из контроля.
  • Неуверенность в собственной безопасности. Всем известна пословица: «Лучшая защита – нападение!»
  • Злость, когда что-то не получается. Это довольно частая причина такого поведения.
  • Эмоциональная холодность родителей.
  • Агрессия, как единственное средство привлечение внимания родителей к себе.

Приведу пример: в гости пришла подруга мамы, и они на кухне пьют чай. Ребенок пришел на кухню, и пытается привлечь внимание к себе, например, показать рисунок маме. Но мама всячески игнорирует дитя.

Тут ребенок подходит к младшему брату и ударяет его. Мать услышала крик младшего, и, наконец-то, уделила внимание старшему ребенку.

Пусть не то, на которое он рассчитывал, но все-таки внимание!  

  • Исследовательская активность ребенка. Например: «А что будет, если я ударю животное? А папу? А маму? И т.д.»
  • Насилие над ребенком. Иногда родители пытаются силой принудить ребенка что-либо делать, например, одеваться, а тот, в свою очередь, дает отпор, которое легко принять за агрессивность.
  • Несправедливое отношение родителей к поступкам детей.
  • Агрессия, как пример поведения. Агрессивное отношение родителей к старшему ребенку, грубость и физическое насилие  в общении между родителями, средства массой информации.
  • Усталость ребенка тоже может вызвать приступы агрессии.
  • Инкубационный период болезни.
  • Повышенная тревожность и мнительность ребенка.

В школьном возрасте можно выделить еще несколько причин деструктивного (разрушающего) поведения детей:

  • борьба за лидерство;
  • стремление получить желанный результат, чего бы это не стоило;
  • месть, защита;
  • подчеркнуть свое превосходство, путем ущемления достоинства одноклассников.
  • неумение регулировать свои эмоции;
  • заниженная самооценка;
  • неумение налаживать отношения со сверстниками.
  • желание обратить на себя внимание сверстников;
  • проблемы с коммуникативными навыками, развитием интеллекта
Читайте также:  Иммунитет при малярии. Признаки и клиника малярии

Подумайте, как жить ребенку в окружении, где не услышишь ни похвалы, ни одобрения, ни доброго слова, ни поддерживающего жеста.  Дети считают, что их недостаточно любят.

Родители слишком заняты своими проблемами, они не замечают тревожных сигналов,  и не предполагают, что их ребенок ощущает себя одиноким, никому ненужным.

И тогда у него  возникает  единственное желание — обратить, хоть как-то, на себя внимание, если нужно — даже с помощью силы, грубости, гнева, разрушений.

Как бы ребенок себя ни вел: дрался, конфликтовал со всеми близкими и друзьями,  мучил животных или крушил мебель — под этим  скрывается чувство страха, недоверия окружающему миру,  глубокой неуверенности в себе, бессилия перед сложившейся ситуацией. Что же делать, если вы заметили агрессию у ребенка?

  1. Обращайте внимание на нужды и потребности своих детей.
  2. Демонстрируйте модель неагрессивного поведения своим примером.
  3. Будьте последовательные в наказаниях ребенка, если наказываете, то за конкретные поступки. При наказании не унижайте детей.
  4. Обучайте детей допустимым методам выражения гнева.
  5. Не запрещайте ребенку проявить гнев сразу после события, которое вызывало агрессию.
  6. Учите детей распознавать собственное эмоциональное состояние и состояние окружающих людей.
  7. Воспитывайте способность к сопереживанию, симпатии к людям.
  8. Обучайте адекватным навыкам реагирования в конфликтных ситуациях.
  9. Учите брать ответственность за свои поступки на себя.

И так, вы прочитали внушительный список причин деструктивного, агрессивного поведения. А зная причину, легко можно предупредить и устранить последствия. Удачи вам! 

Детская агрессия. Как помочь проживать, а не подавлять в Центре новых медицинских технологий Новосибирск

Ксения Владимировна Попрядухина, невролог

Ваш ребёнок кусается, щипается, бьет других детей? Тогда вам пригодится эта памятка, из которой вы узнаете, как помочь малышу проживать агрессию, а не подавлять её. И какие игры помогут преодолеть детскую агрессию.

В какой-то момент (обычно это происходит, когда ребёнку от 2 до 4 лет) родители замечают, что их чадо будто подменили. Малыш становится неуправляемым, импульсивным, бурно проявляет эмоции. Это и есть «кризис трёхлетнего возраста».

Что такое агрессия

Агрессия это деструктивные действия, цель которых — нанести вред себе или другим людям. Как возникает агрессия — вопрос спорный. Франко-германский психолог Ж. Годфруа говорит о двух основных причинах агрессивного поведения: биологические механизмы и социальные факторы. Но нельзя забывать и об эмоциональной составляющей. Агрессия — это чувства. И прежде всего, гнев.

Откуда агрессия в детях? — Их жизнь в первые годы всецело зависит от родителей, которые дают еду, защиту, заботятся и любят.

Один из механизмов привлечь к себе внимание у ребёнка — проявить агрессию. Уже на третьем месяце жизни малыш стучит ножками, бьёт ручками. На такое поведение родители могут реагировать по-разному. Но если они игнорируют действия ребёнка или наоборот, мгновенно выполняют все требования, то малыш может вырасти чрезвычайно агрессивным.

Как дети проявляют агрессию? Специалисты выделяют 4 основных категории.

  • Дети, склонные к физической агрессии, обычно активны, деятельны, решительны, склонны к риску. Им нравится демонстрировать свою власть и силу, доминировать. Эти дети отличаются малой рассудительностью, несдержанны. Они действуют импульсивно, игнорируют этические нормы.
  • Дети, которые выражают агрессию в основном в вербальной форме, тревожны, психически неуравновешенны, неуверенны, сомневаются в себе. Они работоспособны и активны, но внешне кажутся высокомерными, угрюмыми. Даже небольшие неприятности выбивают их из колеи.
  • Дети, склонные к косвенной агрессии (скрытой или неосознанной) очень импульсивны. Они стараются сразу удовлетворить свои потребности, не считаясь с обстоятельствами, моральными и этическими нормами, мнением окружающих. Плохо переносят критику и замечания в свой адрес.
  • Дети, которые часто проявляют негативизм (сопротивление) впечатлительны, ранимы и эгоистичны. Критику воспринимают как оскорбление и сразу выражают своё негативное отношение.

В некоторых случаях проявлять агрессию нормально. Природой в нас заложено, что когда есть угроза, мы защищаемся. Но иногда агрессия становится «хроническим» состоянием.

Ребёнок уже не просто защищается, но и нападает сам, причём без видимого повода. Это говорит о том, что на ребёнка что-то давит, он не может расслабиться и постоянно «на взводе».

Чтобы работа с детской агрессией дала позитивные результаты, нужно выяснить природу этого состояния.

«Погода в доме»

Когда родители постоянно кричат и ссорятся, ребёнку плохо. Дело в том, что маленьким детям свойственен эгоцентризм — ощущение себя центром Вселенной. Из-за этого во время семейных ссор ребёнок всё принимает на свой счёт, поскольку считает, что вся жизнь семьи вращается вокруг него. У малыша в голове «паззл» складывается так: «Раз мама с папой ругаются, значит, я плохой».

Сомнительные методы воспитания

Когда родители не справляются со своими эмоциями: кричат на ребёнка, физически наказывают, молчат или игнорируют, ребёнок выходит из равновесия — отсюда и агрессия.

Даже такой популярный у родителей метод, как пугать малыша разлукой («Сейчас дядя заберёт тебя к себе», или «Я пошла, а ты тут оставайся») провоцирует нарушение поведения, ведь ребёнку очень страшно разлучиться с родителями и он постоянно находится в напряжении.

Отвержение и блокирование детских чувств и эмоций

Маленький ребёнок — это не только смех и улыбки, но и капризы, крики, обиды, слёзы… Если родители не принимают отрицательные эмоции малыша, то они копятся и трансформируются в агрессию. Неприятие чувств может проявляться в виде запрета («Мальчики не плачут») или высмеивания чувств («Как некрасиво! Распустила нюни»).

Высокий уровень тревожности

Часто сами родители вгоняют ребёнка в тревожное состояние, если сами на каждом шагу паникую и видят опасность («На качели нельзя, упадёшь», «К собачке не подходи, укусит»). Бывают и просто очень чувствительные и впечатлительные от природы дети, которых всё пугает.

Один из механизмов привлечь к себе внимание у ребёнка — проявить агрессию

И в том, и в другом случае ребёнок начинает думать, что мир враждебен по отношению к нему, и проявляет агрессию, чтобы защититься от опасностей.

Коррекция детской агрессивности

Работа по коррекции детской агрессивности начинается с изучения поведения ребёнка. Затем проводится диагностика — чаще всего применяются такие методы, как наблюдение, опрос и анкетирование.

Следующий важный шаг — совместная терапия ребёнка и родителей. Дело в том, что агрессивные дети часто выходят из семей, внутри которых наблюдаются агрессивные взаимоотношения. Поэтому семейная терапия особенно важна.

Занятия с маленькими детьми (2-4 лет) в основном проводятся в форме игротерапии. Родители и психолог — партнёры ребёнка по игре и участвуют с ним «на равных».

«Обстрел снежками»

Нужно приготовить «снаряды» — скомканную бумагу. И бросаться друг в друга «снежками», не забывая прятаться в укрытия и уворачиваться от «снарядов» соперника. Дети любят такую «войнушку» и готовы играть в неё очень долго.

«Катаем мячик»

Для игры понадобится теннисный мячик. Его надо уложить на стол или на пол так, чтобы он никуда не укатывался. Задача ребёнка — дуть на мяч так, чтобы он сдвинулся с места.

В более сложном варианте можно придумывать разные траектории и пытаться силой дуновения катить по ним мячик. Благодаря глубоким вдохам, мышцы малыша будут хорошо расслабляться.

— Дыхательные упражнения очень эффективны при работе с агрессией.

«Подерёмся?»

Участникам игры нужно вооружиться подушками и устроить бой. Чтобы было веселее, можно включить музыку. Главное, заранее договориться о правилах и решить, что драться можно только подушками, а обзываться запрещено.

«Пылевыбивалка»

Отличная игра, которая помогает агрессии выйти на физическом уровне. Вам потребуется подушка среднего размера, из которой ребёнок должен «выбивать пыль». Делать для этого можно всё, что угодно: бить подушку руками, пинать, подбрасывать, даже кричать.

Во время игры не нужно зацикливаться на цели преодолеть агрессию. Играйте, наслаждаясь процессом и давая волю эмоциями — это очень важно для достижения хорошего результата.

Для детей постарше (7-10 лет) чаще используется психодрама. Сначала разыгрываются сюжеты, которые предлагает ребёнок: это могут быть сцены из книг, фильмов, мультфильмов). Затем — эпизоды из реальной жизни, которые предлагают родители или психолог.

Дорогие родители! Будьте внимательны к детям. Сами демонстрируйте модель неагрессивного поведения, обучайте чадо приемлемым способам выражения гнева.

Объясните, как распознавать собственное эмоциональное состояние и состояние окружающих. Развивайте способности к эмпатии. Если требуется помощь специалиста, не откладывайте визит к врачу.

Проблему легче решить, пока ребёнок маленький и его агрессия не переросла в патологичное состояние.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector