Упражнения эйдетики для детей: игры и занятия на развитие образной памяти

Сегодня мы предлагаем вам поговорить о методике под названием «Эйдетика». Упражнения для развития разных видов восприятия будут рассмотрены в данной статье.

Упражнения эйдетики для детей: игры и занятия на развитие образной памяти

Мы все сейчас живем в информационном обществе. Каждый из жителей планеты ежедневно погружается в неимоверно большой поток информации. Откуда же он льется? Из телевизоров, газет, интернета, книг, рекламных плакатов и так далее.

Эта проблема на самом деле велика, даже в психологии совсем недавно ввели понятия «информационный стресс» и «информационная перегрузка». Важно запомнить, что всю входящую информацию совсем не обязательно усваивать. Задача каждого человека – научиться ее быстро анализировать, при этом усваивая нужную.

Это умение необходимо не только взрослым, но и детям в первую очередь.

Сейчас даже школьные программы сильно изменились. Современные дети должны усваивать гораздо больше информации, нежели школьники тридцать лет назад. Именно поэтому уровень познавательных и творческих способностей должен быть на высоте.

В этом поможет специально разработанная методика эйдетики. Упражнения есть для самых разных групп: малыши, дошкольный возраст, школьники и студенты. Все они направлены на развитие мышления, речи, памяти и воображения.

Сам термин «эйдетика» ввел сербский ученый Виктор Урбанчич еще в далеком 1907 году. Дальнейшее развитие данной методики пришлось только на двадцатые годы двадцатого века благодаря исследованиям немецкого ученого Эрика Йенша.

Что касается российской практики, то данным вопросом занимались довольно популярные ученые-психологи:

  • Павел Блонский.
  • Лев Выготский.
  • Александр Лурия.

Однако из-за некоторой полемики все проведенные исследования были заморожены практически до двадцать первого века. Интерес вновь вернулся только в девяностых годах двадцатого столетия. Именно в это время была открыта первая школа эйдетики. Упражнения были рассчитаны на все категории людей: от самых маленьких до взрослых. Основал ее в 1989 году Игорь Матюгин. Здесь людей обучали:

  • грамотной работе с информацией;
  • запоминанию большого объема текста по специально разработанной методике;
  • развитию памяти;
  • развитию образного мышления;
  • развитию воображения.

Методы

Сегодня мы предлагаем поговорить о самых эффективных инструментах методики «Эйдетика». Упражнения желательно выполнять не только с педагогами, но и с родителями в ходе ежедневных игр. Обратите внимание на то, что на основе представленных примеров можно придумать множество интересных игр.

Упражнения эйдетики для детей: игры и занятия на развитие образной памяти

Первый метод – зрительная прорисовка. Допустим, вы готовитесь к школе и учите цифры. Ребенку это дается довольно тяжело, попробуйте их превращать в какой-либо предмет. Например: шесть – замок, восемь – очки и так далее. То же самое проделайте с буквами.

Второй метод – мысленная прорисовка. Это подходит для запоминания стихотворений. Допустим, вы учите отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». Перед тем как заучивать его, постарайтесь погрузить ребенка в эту атмосферу. Пусть он почувствует запах моря, представит крики чаек, а на берегу — большой многолетний дуб и так далее.

Третий метод – запоминание точной информации. Эта техника включает в себя:

  • мнемонику (запоминание сложной информации путем смены вида, пример: «каждый охотник желает знать, где сидит фазан»);
  • цепной метод (выстраивание ассоциативного ряда, так информация будет воспроизводиться точно и последовательно);
  • акровербальную технику (преобразование информации в стихотворную или песенную форму).

Такие упражнения эйдетики помогут ребенку запомнить большой объем информации без скучной зубрежки, а в ходе увлекательной игры.

Упражнения для детей

Упражнения эйдетики для детей: игры и занятия на развитие образной памяти

В следующих разделах приведены примеры упражнений эйдетики для детей. Обратите внимание на то, что начинать заниматься нужно минимум с трехлетнего возраста. Не надо заставлять ребенка через силу, если у него будет хорошее настроение, то и учеба будет напоминать не каторгу, а увлекательную игру. На основе приведенных упражнений можно придумывать свои собственные игры.

Малыш должен сам проявлять интерес ко всему новому, чаще предлагайте ему такие занятия. Только не заставляйте, хорошее настроение – залог превосходного результата.

Карточки

Вот два упражнения эйдетики для детей дошкольного возраста, которые требуют некоторой подготовки родителей.

  1. «Сочиняем свои сказки». Родителям потребуется несколько карточек (абсолютно любое количество от трех до десяти) с изображением разных объектов. Дайте их ребенку и предложите придумать такую сказку, чтобы там встречались абсолютно все вещи с картинок. Для более взрослых деток можно усложнить задание: дайте определенную тему. Например: Новый год, отдых на море, поездка к бабушке в деревню и так далее.
  2. «Воришка». Для этой игры также нужны карточки, лучше начать с трех-четырех и постепенно увеличивать их количество. Разложите изображения на столе и внимательно рассмотрите их с ребенком. Попросите кроху отвернуться и заберите одну картинку со стола. Потом ему придется немного потрудиться и понять, какого же рисунка все-таки нет.

Развитие зрительного восприятия

Упражнения эйдетики для детей: игры и занятия на развитие образной памяти

Вот несколько упражнений эйдетики для школьников на развитие зрительного восприятия. Их можно и нужно выполнять с детками более раннего возраста.

  1. «Исследователи». Постарайтесь детально рассмотреть с ребенком какой-нибудь предмет. Наверняка вы знаете из фильмов и мультиков, как работают исследователи. Они как можно больше проговаривают характеристик изучаемого объекта. Возьмите тарелку или чашку и изучите ее. Называйте: форму, цвет, надписи, рисунки, повреждения и так далее.
  2. «Сыщики». В эту игру любят играть даже взрослые. Загадайте какой-нибудь предмет, который находится в поле вашего зрения. Задача ребенка – отгадать, что вы загадали, задавая наводящие вопросы. Чтобы было понятнее, сначала поменяйтесь местами с крохой. Пусть он загадает, а вы постарайтесь узнать, что именно.

Слуховое восприятие

Первая интересная игра называется «Музыкальные инструменты». Возьмите глубокую коробку и детские музыкальные инструменты. Сначала поиграйтесь ими с ребенком, потом спрячьте в коробку. Не доставая предмет из короба, издайте звук каким-либо инструментом. Ребенок должен отгадать, что это за предмет.

Вторая игра называется «Теремок». Опять нужна большая коробка и игрушки или карточки с изображением разных животных. Спрячьте все вещи в короб и спросите малыша: «кто в теремочке живет»? При этом нужно дать подсказку: «му-му», «мяу-мяу», «ква-ква» и так далее.

Различаем запахи

Упражнения эйдетики для детей: игры и занятия на развитие образной памяти

Вам потребуются небольшие коробочки и ароматные продукты. Например: специи, кофе. Разложите их по коробочкам и попросите ребенка рассказать, что там лежит. Можно усложнить задание: сделать среди всех коробочек две с одинаковым запахом и попросить ребенка найти пару.

Еще одно задание – рассказать, чем пахнет в доме. Если ребенку будет это сделать тяжело, то не ругайте, а помогите. Расскажите ему, что чеснок пахнет резко и остро, а лимон имеет бодрящий и освежающий аромат и так далее.

Развиваем память

Помимо всего, что было сказано ранее, есть упражнения эйдетики для студентов. Они также направлены на развитие памяти путем образного мышления. А сейчас несколько упражнений для развития памяти у деток дошкольного возраста, ведь на этом этапе необходимо начинать улучшать мыслительные процессы.

Упражнения эйдетики для детей: игры и занятия на развитие образной памяти

  • «Запоминание слов». Предложите несколько слов малышу в определенном порядке и предложите составить небольшой рассказ. Обратите внимание на то, что слова должны быть в той же последовательности, которую задавали вы. Дайте волю полету фантазии, эта история может носить фантастический характер.
  • «Танцы». Еще одно интересное упражнение. Все дети без исключения любят танцы и движение. Они с удовольствием разучат с вами новые движения и связки. Чтобы ребенок лучше запоминал последовательность, приводите ассоциации.

Источник: https://FB.ru/article/366403/metodika-eydetika-uprajneniya-dlya-detey

Эйдетика — методика, позволяющая хранить в памяти тонны информации: правда или миф?

Чтобы быть успешным, современный человек должен уметь удерживать в памяти огромное количество информации. Никакие записные книжки, заметки и «напоминалки» в смартфонах не способны охватить всё. Особенно, если дело касается некоторых мелочей.

Они могут быть не только визуальными (например, какой режим работы указан на входе в новый магазин), но и вкусовыми (какой вкус был в прошлый раз у ликёра), слуховыми (кому принадлежит этот голос, доносящийся из телевизора в другой комнате), а также обонятельными, двигательными и тактильными.

Думаете, все эти мелочи невозможно удерживать и воспроизводить при необходимости? На самом деле современные техники и приёмы развития памяти позволяют это делать. При регулярных тренировках человек способен надолго запоминать самые незаметные детали в больших объёмах. Имя методики, которая помогает всё это реализовать на практике, — эйдетика.

Общая информация

Упражнения эйдетики для детей: игры и занятия на развитие образной памяти

Что это такое

Эйдетика — это методика для развития памяти, мышления и воображения посредством ярких образов. Она позволяет активно запоминать и быстро воспроизводить любые детали.

Но самое главное — она признана одним из ведущих направлений, способствующих формированию неординарного мышления. К ней можно обратиться в любом возрасте.

Конечно, больших результатов добьются те, кто регулярно занимается с малых лет. Но, как показывает практика, для взрослых она тоже полезна.

Из истории

Повышенный интерес к эйдетике возник в последнее десятилетие. Многие думают, что это инновационная методика, разработанная учёными XXI века. На самом деле это ошибочное мнение.

Ещё в Древней Греции человек-эйдетик, обладающий идеальной зрительной (эйдетической) памятью, привлекал внимание учёных, философов и мыслителей того времени. Уже тогда они задумывались над тем, как её можно максимально развить. В античных манускриптах есть даже простейшие упражнения — они и положили начало эйдетике.

Всплеск интереса к данному учению наблюдался в начале ХХ века в Западной Европе. Первые подробные описания содержатся в работах сербского учёного Виктора Урбанчича (1907 год). Его идеи подхватил немецкий психолог и философ Эрик Йенш (20-е гг.

). Большой вклад в развитие эйдетики внесла марбургская школа психологии, основателем которой был Йенш. В России её теорией и практикой занимались П. П. Блонский, А. Р. Лурия, Л. С. Выготский. Однако после Второй мировой волна пошла на спад.

На сегодняшний день в России она неразрывно связана с именем И. Ю. Матюгина — доктора педагогических наук. В своих трудах он обосновал основные принципы метода, подробно описал её инструментарий и применяемые техники. Благодаря ему, по всей стране открываются Школы эйдетики, предлагающие заниматься людям все возрастов.

Основные понятия

Следует понимать разницу между понятиями «эйдетика» и «эйдетизм».

Эйдетизм — способность запоминать мельчайшие детали увиденного, нередко сопровождаемые при этом дополнительными образами — визуальными, вкусовыми, слуховыми, обонятельными, двигательными, тактильными.

Например, известный русский композитор Николай Рахманинов мог лишь один раз взглянуть на ноты и отыграть записанное в них музыкальное произведение от начала до конца.

Подобным даром обладали многие знаменитости.

Эйдетическая память по-другому называется зрительной или фотографической. Она может быть врождённой или приобретённой, т. е. сознательно развитой в течение жизни. В первом случае люди, обладающие такой способностью, воспринимаются окружающими как феномены.

Но в психологии это обычный вид памяти — наряду с сенсорной, пространственной и социальной.

А психотерапевты утверждают, что это и вовсе патология, так как люди, обладающие такой сверхъестественной способностью, часто страдают галлюцинациями, эпилепсией и прочими тяжёлыми психическими расстройствами.

Читайте также:  Кандидозный стоматит у детей: причины, симптомы, лечение

Эйдетический образ (ЭО) — субъективное представление предмета спустя некоторое время после непосредственного контакта с ним. Отличается отчетливостью, деталями, стабильностью (сохраняется в памяти на продолжительный срок). Чаще всего бывает зрительным или акустическим. Именно его формирование происходит во время занятий эйдетикой.

Эйдетическое мышление (ЭМ) — способность при обработке информации любого рода (синтезе, анализе, обобщении, сравнении) обращать внимание на мельчайшие детали и сохранять их в памяти для дальнейшего активного использования. Выдающиеся математики, для которых важна каждая цифра, стараются развивать ЭМ на протяжении всей жизни. И помогает им в этом эйдетика.

Эйдетическое воображение (ЭВ) — яркая фантазия, позволяющая человеку в деталях представить всё у себя в сознании, хотя на самом деле такого никогда не происходило. Причём эти образы настолько чёткие, что возникает некое дежавю. Ощущаются запахи, дуновение ветра, слышатся голоса, произносящие что-то с разной интонацией, кожа чувствует прохладу или прикосновения, словно это было наяву.

Развитию всех этих психических категорий успешно способствует эйдетика. Если ею заниматься долго и всерьёз, итогом станет эйдетическое восприятие, которое полностью преображает жизнь человека.

Он начинает осознавать окружающий мир в виде ярких, запоминающихся образов.

Это упрощает повседневные задачи, способствует быстрому реагированию даже на самые неожиданные ситуации, помогает быть успешным в разных сферах.

Происхождение. Термин «эйдетика» восходит к древнегреческому слову «εἶδος», которое переводится как «образ, вид, облик».

Польза

Упражнения эйдетики для детей: игры и занятия на развитие образной памяти

Основная задача эйдетики — развитие памяти и внимания. Однако этим её польза для личностного совершенствования не ограничивается. Она способна оказать гораздо более многогранное воздействие:

  • развивает образную память;
  • обостряет концентрацию внимания;
  • усиливает способность воображения;
  • позволяет запоминать гораздо быстрее и больше информации, чем при механической «зубрёжке»;
  • облегчает изучение иностранных языков;
  • упрощает запоминание нелогичных формул, труднопроизносимых терминов, многозначных чисел;
  • развивает образно-ассоциативное мышление;
  • снимает психологические стереотипы при запоминании информации;
  • повышает работоспособность.

Эйдетика добивается всего этого тем, что при запоминании материала активно используются яркие, часто неожиданные образы и эмоциональные компоненты. Тем самым процесс становится интересным, мотивированным и существенно упрощается.

Поэтому эйдетический метод развития памяти сейчас так активно внедряется в детские сады и школы. Воспитатели, учителя и родители прекрасно знают, как трудно заинтересовать маленького непоседу учёбой и выучить с ним что-то. Игровой деятельности надолго не хватает. Если в сочетании с ней использовать наглядные образы, дело пойдёт проще и гораздо быстрее.

Ещё более полезным метод эйдетики становится в старших классах и в студенчестве, когда приходится учить огромное количество материала. Если умело использовать наглядно-эмоциональные образы, это перестанет быть проблемой и существенно облегчит подготовку к экзаменам.

Методы

Главные инструменты эйдетики — ассоциации и акровербальная техника.

Работа с ассоциациями

Ведётся по двум направлениям: цепной метод и метод зрительных ассоциаций.

Цепной метод

Суть: связать между собой логическими цепочками можно даже самые отдалённые друг от друга предметы.

Упражнение: подбираются 10-15 совершенно разных слов (абсолютно любых: пуговица, фастфуд, правительство, закон, кактус, дедушка, палец, удовольствие, грамота, скотч).

Задание: составить из них связный рассказ или просто логическую цепочку. Примерный текст: Правительство издало закон получать от фастфуда максимум удовольствия, за что будут выдавать грамоты с кактусами.

Дедушка этому так обрадовался, что порезал палец — пришлось перематывать скотчем.

Согласно эйдетике, чем несуразнее получится логическая цепочка, тем ярче будут эйдетические образы. Забыть серого зайчика и жёлтое солнышко легко, потому что они типичны и будничны. А вот грамота с кактусом, закон о фастфуде, дедушка с пальцем, перемотанным скотчем, — это свежо и необычно. Результат — все 10 слов останутся в памяти.

Зрительные ассоциации

Суть: привязка той информации, которую необходимо запомнить, к конкретному месту, человеку, ситуации. Своеобразное «якорение» из НЛП.

Применение на практике. Например, при объяснении тем по русскому языку «Этимология» или «Однокоренные слова». Учитель демонстрирует классу веретено и часы и просит найти между ними что-то общее.

Естественно, это два совершенно разных предмета, никак не связанных между собой. Но оказывается, что веретено вертится, как стрелки на часах. Поэтому исторически слова веретено, вертеться и время — близкородственные и однокоренные.

В дальнейшем ученику достаточно будет вспомнить эти две вещи, чтобы воспроизвести данную информацию.

Акровербальный метод

Без него редко обходится тренировка памяти с помощью эйдетики, хотя его активно используют мнемотехника, нейробика, НЛП и другие направления.

Суть: чтобы облегчить запоминание учебного материала, он «зашифровывается» в стихотворения, различные аббревиатуры, коды, песни и даже анекдоты. Во-первых, получается наглядно. Во-вторых, увлекательно и познавательно.

В-третьих, легко запоминается. Ученик легко выучивает две строчки весёлого стишка, который в нужный момент вызывает в его подсознании необходимые образы и ассоциации. И вместо рифмы он рассказывает правило по русскому языку.

Используемые приёмы:

  • рифма («кое, либо, то, нибудь — дефис поставить не забудь»);
  • фразы из первых букв материала (цвета радуги в известной присказке про охотника с фазаном);
  • связка (при изучении теоремы Пифагора во всех красках представить, как он бегал вокруг своего треугольника и делал открытие);
  • зацепка (например, замена цифр предметами);
  • метод Цицерона.

Упражнения эйдетики для детей: игры и занятия на развитие образной памятиАкростих для запоминания цветов радуги

Эйдетика имеет в своём арсенале множество и других методик для развития идеальной зрительной памяти, образно-ассоциативного мышления и повышения концентрации внимания:

  • непринуждённое наблюдение;
  • текстология;
  • палиндромы;
  • гимнастика для мозга (нейробика).

Регулярно занимаясь эйдетикой, можно неплохо развить способность быстро и без принуждения запоминать максимальное количество самой разной информации.

Эйдетика для детей

Особую значимость эйдетика приобретает на занятиях с детьми. Их психика и когнитивные способности подобны пластилину. Если работать над развитием зрительной памяти и образно-ассоциативного мышления, начиная с раннего возраста (например, регулярно организовывать такие занятия для дошкольников), это принесёт отличные результаты.

Такие дети быстро сменяют игровую ведущую деятельность на учебную, активно втягиваются в процесс школьного обучения. У них редко возникают проблемы с заучиванием материала. Это позволяет им быть успешными в учёбе и реализовывать своё творческое начало (под воздействием хорошо сформированного эйдетического воображения).

Программа занятий (в качестве примера)

Примерная образовательная программа для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и преподавателей начальной школы и «Развитие памяти детей методами эйдетики».

Упражнения эйдетики для детей: игры и занятия на развитие образной памяти

Упражнения

Упражнения по эйдетике могут включать в свои занятия воспитатели детского сада, учителя начальных классов и психологи, работающие с маленькими детьми. Также их обязательно должны взять на вооружение родители, желающие всесторонне развить своего малыша.

Основные упражнения по эйдетике для детей дошкольного возраста позволят понять, как правильно организовать занятие и вести дальнейшую работу в данном направлении.

Зрительная прорисовка

Техника используется при изучении цифр. Детям раздаются листы бумаги с объёмными контурами изучаемой цифры. Они должны увидеть в ней фигуру какого-либо животного, человека, вещи и дорисовать. Например, ноль — зеркало, восьмёрка — кукла-неваляшка, тройка — змейка и т. д. В дальнейшем при воспроизведении цифры они будут вспоминать именно этот образ и быстро называть то, что требует учитель.

Мысленная прорисовка

При заучивании какого-либо стихотворения нужно, чтобы ребёнок максимально представил то, что в нём описывается. Можно воссоздать звуки леса или шум прибоя, брызнуть на кожу капельки воды, включить слайды на проекторе с нужными иллюстрациями. Дайте задание подробно описать, что он чувствует, ощущает, думает. Такое проговаривание закрепит эйдетические образы в памяти.

Эйдетика — уникальная современная методика для развития внимания, памяти и особого типа мышления. Она показывает отличные результаты и позволяет работать не только с детками. Это прекрасная возможность самосовершенствоваться, чтобы не стоять на месте и постоянно добиваться всё новых высот.

Память как фактор личностного роста

Источник: https://ponervam.ru/ejdetika.html

Простые упражнения для развития памяти, образного мышления и фантазии

Упражнения эйдетики для детей: игры и занятия на развитие образной памяти

Эйдетика — одно из новейших развивающих направлений в педагогической науке и психологии, которое представляет собой уникальную методику, предназначенную для освоения детьми навыков образного мышления. Оригинальные упражнения методики используются для обучения малышей в дошкольном и раннем школьном возрасте, поскольку в основе системы лежат игровые принципы. Вместо нудного заучивания информации образное мышление развивается через ассоциативные ряды. 

Мамы и папы могут успешно использовать эффективные развивающие приемы эйдетики для ребят в возрасте 4-12 лет. Методика помогает удачно подготовить малышей к школе, облегчить адаптацию к процессу усвоения знаний и разных учебных профилей (гуманитарных, технических, естественно-научных дисциплин).

Упражнения эйдетики для детей: игры и занятия на развитие образной памяти

Дети раннего возраста, находящиеся в дошкольном периоде, особенно любят эйдетику. Связано это с тем, что задания используются легкие, а проходят они в игровой форме с применением интересного инвентаря. 

Даже трехлетние малыши смогут выполнять разнообразные простые задания, так что трудностей с решением не возникнет. Для этого можно использовать самые элементарные базовые варианты упражнений эйдетики. 

Например, перед прогулкой можно попросить ребенка перечислить предметы одежды, которые ему пригодятся для прогулки. Назвать вещи ребенок должен по очередности, в которой начнет их на себя надевать.

У задания есть нюанс, непосредственно влияющий на развитие способностей к запоминанию и образного мышления: малыш должен назвать все предметы гардероба, не глядя на сами вещи.

Данный аспект и станет развивающим нюансом для улучшения памяти.

Эйдетика прекрасна тем, что данная методика воздействует и на психическое развитие ребенка, и помогает развивать воображение.

Многие родители сталкиваются с тем, что в раннем возрасте дети придумывают небылицы и глупые истории. Если не уделять этому внимания, невинные выдумки в некоторых случаях могут стать основой для настоящей лжи.

Во избежание подобных моментов, необходимо предложить малышу регулярно выполнять другое творческое упражнение. 

Следует назвать ребенку порядка 5-12 разных слов. Произнесенные слова ребенок должен не просто воспроизвести в нужном порядке, но после еще и придумать с ними небольшую историю. Такое задание успешно развивает речевые навыки малыша.

Также оно отлично тренирует его способности к запоминанию, пониманию и воспроизведению фраз. Задание является творческим, поэтому благоприятно воздействует на фантазию малыша, позволяя ей направиться в верное русло.

Многие родители после проведения такого задания удивляются, насколько талантливым и творческим может быть их ребенок.

В эйдетике можно выделить интересное задание с игровыми карточками для улучшения фотографической памяти. Дети раннего возраста особенно нуждаются в улучшении визуальной памяти, поскольку она облегчает процесс обучения не только в начальной, но и в средней школе.

Читайте также:  Особенности ультразвуковой фетометрии плода: таблицы основных показателей по неделям

Выберите самые яркие, эффектные и красивые карточки с птицами, зданиями, экзотическими животными, игрушками, известными персонажами. Малыш должен достать из всей пачки 10 любых картинок и сочинить историю с героями изображений. 

Следующее задание — запоминание цифр и чисел — очень похоже по методике на предыдущее, однако разница с ним существенна, поскольку цели у них разные. Предыдущее предназначалось для улучшения образного мышления, а данное задание затрагивает образную память.

Упражнения эйдетики позволяют малышам просто и быстро запомнить цифры. Строятся задания на основе образных и ассоциативных рядов, которые в сознании малыша вызывают числа. Ребенок мысленно должен выстроить ассоциацию каждой цифры с конкретным образом. 

Например, малыш должен назвать, на кого или на что похожи конкретные цифровые обозначения, с какими оттенками или звуками они могут ассоциироваться. Впоследствии, когда ребенок будет вспоминать выученные цифры, его головной мозг сам начнет воспроизводить образы, которые малыш самостоятельно придумал.

Упражнения эйдетики для детей: игры и занятия на развитие образной памяти

Нередко малышам бывает довольно тяжело учить стихотворения, а между тем способность к запоминанию и воспроизведению услышанного являются одним из важных показателей психического развития ребенка. Чтобы длительный процесс заучивания не стал истинной мукой для мам, пап и самих детей, можно использовать разнообразные задания эйдетики, которые результативно решат проблему. 

С помощью уникальных упражнений можно не только учить сами строчки стихов, но и создавать образы, с которыми у ребенка будут ассоциироваться слова и поэтические строчки. В психологии этот прием имеет свое наименование — «визуальная составляющая стихотворений».

Строфы должны преобразоваться в своего рода небольшой кинофильм. В нем каждое отдельное действие мысленно будет неразрывно ассоциироваться с конкретными словами из стиха.

Здесь особенно важно правильно запомнить словесную очередность, которая станет своеобразной кинолентой.

Также помогают закрепить процесс запоминания ассоциативные игры — подобные развлечения очень любят и взрослые, однако и для детей раннего возраста они станут идеальным заданием для формирования образного мышления и хорошей памяти. Необходимо назвать любое слово и попросить малыша придумать другое слово-ассоциацию с первым. Подобные интеллектуальные игры у детей особенно любимы за простоту и увлекательность.

В процессе выполнения приемов эйдетики родителям необходимо периодически совершать отвлекающие маневры. Подобный подход позволит ребенку отдохнуть от мысленной работы. Поможет обычная смена положения тела. Не всем известно, что подобный прием стимулирует повышение сосредоточенности.

Ребенок может пересесть в другой угол комнаты, сменить место дислокации, например, со стула на диван, побродить по комнате, выполнить несколько простых физических нагрузок.

Также для расслабления малыша можно оперативно перевести его внимание на что-нибудь другое для переключения умственной деятельности.

Родителям стоит помнить, что, если ребенок плохо запоминает, медленно читает, не способен усвоить базовую школьную программу, не стоит причислять его к бездарям, ругать и силком усаживать за домашние задания.

Потребуется набраться терпения и начать заниматься с ребенком по особой методике эйдетики.

Занимательные и одновременно полезные задания разной направленности помогут активизировать психическое развитие ребенка, улучшат образное мышление и способность к запоминанию, что впоследствии благоприятно скажется на обучении.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Источник: https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/razvitie_ditey/eydetika_dlya_detey_uprazhneniya_dlya_razvitiya_dlya_obraznoy_pamyati/

13. Программа развития памяти детей (Эйдетика) от 4 лет до 12 лет. — Логопед ОНЛАЙН

  •  Упражнения эйдетики для детей: игры и занятия на развитие образной памяти
  • Развиваем память, фантазию и воображение у ребенка.
  •  от 4 лет до 7 лет младшая группа
  • от 7 лет до 12 лет старшая группа
  • Периодичность
    —   начать можно в любое время.

При соблюдении режима
проведения — 2 занятия в неделю, цикл рассчитан на 3 месяца.
Время проведения — 60 минут.

Упражнения эйдетики для детей: игры и занятия на развитие образной памяти

Эйдетика – это
специальная методика, которая поможет малышу с легкостью запоминать большой
объем информации, а также правильно использовать свою память. Эйдетика для детей – это уникальная программа, целью которой является
развитие мышления и логики ребенка. Эйдетика
для детей 
– это уникальная
возможность развить в ребенке творчески потенциал.

Эйдетика для детей – ориентирована на активизацию скрытых творческих
способностей. Эйдетика для
детей 
– помогает детям не
быть шаблонными и стандартными. Эйдетика
для детей 
развивает память,
внимание, мышление и креативность у ребенка.

Цель:  развитие зрительной
и тактильной памяти, образного мышления, воображения, слухового и зрительного
внимания; активизация ресурсов познавательных процессов;

развитие речи; стимулирование
инициативности; воспитание уверенности в себе, а также борьба
со страхом перед неизведанным; обнаружение и развитие способностей
малыша.
Формирование элементарных математических
представлений, знакомство с буквами.

Методы: Методы обучения, которые
предлагает эйдетика, опираются на образное мышление ребенка, они
соответствуют законам природы. Эйдетика, способствуя гармоничному развитию
обоих полушарий, делает более гармоничным и самого ребенка.

Он становится более работоспособным, лучше учится, его память
и способность концентрировать внимание возрастают. Восприятие мира
и окружающих у ребенка становится более позитивным, а психика
устойчивее.

Результаты остаются на всю жизнь, для удержания навыка требуется
тренировка каждый день, или прохождение курса 2 раза в год.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН ЗАНЯТИЙ.

Тема занятия Цели и задачи занятия
1. Путешествие  в мир ассоциаций.
  • диагностика  воображения и фантазии.
  • развивать внимание к окружающему миру.
  • развивать умение видеть во круг .
  • Учим стихотворения методом оживления образов
2. Путешествие на остров слов
  • Диагностика и развитие словарного запаса.
  • Диагностика слуховой памяти. (обьем, кратковременной и долговременной.)
  • Упражнения и игры на развитие речи
3. Путешествие на остров образов картинок.
  • Диагностика зрительной памяти
  • Развитие зрительной памяти, увеличение обьема воспринимаемой зрительной информации.
  • Метод последовательных ассоциаций
  • Упражнения на развитие внимания (концентрация, переключаемость)
4. Объемное восприятие – волшебники.
  • Диагностика восприятия
  • Развитие восприятия.
  • активизировать познавательные процессы
  • Игра со стихами с помощью метода невербальных ассоциаций (четверостишье)
5. Путешествие на материк «Счеты»
  • Метод Пиктограмм
  • Обучение  запоминанию большого объема цифр
  • Обучение запоминать даты, числа, телефоны.
  •  Игра с цифрами и числами
6. Путешествие на материк «Художников»
  • Развитие абстрактного мышления.
  • Развитие ощущений и контроль своего тела.
  • Диагностика тактильной памяти.
  • Метод последовательных ассоциаций (количество слов увеличивается)
7. Путешествие на материк «Дружбы»
  • Диагностика и обучение фотографической памяти.
  • Обучение навыкам запоминания лиц и имен
  • Упражнения на развитие фотопамяти.
  • Метод «Карманов»
8. Путешествие «Веселья»
  • Ознакомление с техникой забывать.
  • обобщить полученные знания
  • метод Цицерона
 9. путешествие «Снайперы»
  • Диагностика внимания.
  • Упражнения и игры на развитие речи
  • Упражнения на развитие фотопамяти
  •  Упражнения на развитие внимания (устойчивость, наблюдательность)
Дополнения вносятся по мере освоения программы.
Развития и возрастным диапазоном
  • Интенсивный тренинг внимания.
  • Упражнения на развитие фотопамяти.
  • Тактильная, осязательная память.
  • Метод невербальных ассоциаций
  • Метод последовательных ассоциаций
  • Метод Цицерона
  • Метод Пиктограмм
  • Учим стихотворения методом Пиктограмм
  • Запоминаем тексты с помощью комбинирования методов Пиктограмма и метод Цицерона
  • Повторяем таблицу умножения образно
  • Учим стихотворения методом оживления образов
  • Упражнения и игры на развитие речи
  • Упражнения на развитие фотопамяти
  • Запоминание иностранных слов методом фонетических ассоциаций
  • Правописание словарных слов русского языка легко и весело
  • Интенсивный тренинг развития воображения и образного мышления
  • Упражнения на развитие внимания (концентрация)
  • Упражнения на развитие внимания (наблюдательность, распределяемость)
  • Разминка БКЦ (буквенно-цифровой код)
  • Учим стихотворения методом Пиктограмм
  • Метод «Паутинка» или карты Бюьюзена
  • Учим стихотворения методом оживления образов
  • Запоминание текстов и стихотворений комбинированным методами «Паутинка» и «Метод Цицерона»

Диагностика: Диагностика
уровня развития проводится в начале программы. (стартовая диагностика), через 5
занятий (текущая диагностика) и в конце программы  (итоговая диагностика). 

Примерный план занятия:

Эйдетика предлагает простые и интересные
для малыша методики развития памяти, которые эффективны и не дают скучать даже
самым непоседливым детям.

1. Запоминаем слова
Самое простое для ребенка — составить из них
необычный рассказ, в котором слова следуют друг за другом. Например, даны
слова: ресницы, гусь, море, стул, велосипед. Попросите малыша придумать фантастическую
историю, которая наверняка ему отлично запомнится. Например: „Хлопая ресницами,
стоял гусь и глядел на море, по которому плыл стул, а на берегу, выброшенный
волной, лежал велосипед». Такой метод можно закрепить с помощью списка
вещей, которые кроха должен надеть перед выходом на улицу (комбинезон, свитер,
шапка, шарф, варежки, носки, сапоги). Другой вариант: попробуйте вместе с
карапузом придумать стишок. Проговаривая его, ребенок должен представлять
картинку и (желательно) последовательность предметов.
2. Запоминаем движения
Тут вам помогут любимые сказочные персонажи
малыша. Например, надо запомнить движения танца — шаг вправо, шаг влево, прыжок
на месте, хлопок в ладоши, поворот на месте. Пусть это будет Человек-Паук,
который уворачивается от ударов врага, отступая вправо, влево, потом
перепрыгивает через карниз, хлопком в ладоши пускает паутину и, повернувшись на
месте, убегает. Сначала придумывать эти истории придется вам, но скоро ребенок
и сам станет проявлять инициативу.
3. Запоминаем картинки или образы
Научите малыша превращать задуманное в рассказ.
Приготовьте карточки с изображениями животных, предметов обихода, природы. К
каждым 5-10 картинкам нужно придумать рассказ на тему путешествия, спорта,
учебы или дружбы. Развитие памяти и внимания в будущем поможет ребенку быстро
выучить буквы и слоги, складывать из них слова и запоминать их. Используя
ассоциации, малыш развивает способность быстро находить оригинальные решения и
генерировать оригинальные идеи. Система эйдетики учит детей запоминать без
зазубривания, стресса, взяв за основу ассоциации и запоминающиеся особенности
предметов. Например, нужно запомнить слово boy (мальчик). Можно придумать рифму
„идет с тобой» и нарисовать шагающего мальчика — эта картинка и фраза
точно отложатся в памяти ребенка.

Дети вообще хорошо запоминают то, что нарисовано.
Ведь это не придуманный, а реальный (пусть и на бумаге) образ. Поэтому так
часто метод ассоциативного рисунка применяется в заучивании стихотворений. Еще
бы, слушать стихи любят все дети, а вот повторить их может далеко не каждый.

И
даже горя желанием выступить на новогоднем утреннике, многие малыши не в
состоянии выучить самое простое стихотворение. Слова не запоминаются, строчки
путаются, и неудача навсегда лишает ребенка желания выступать. Значит,
стихотворение нужно… нарисовать — последовательно и понятно. Какие-то слова
изобразить не получится, но это не страшно.

Глядя на рисунок, кроха сможет
повторить стихотворение, а когда сделает это несколько раз, оно прочно засядет
у него в памяти.

Объемное восприятие
Можно сколько угодно знакомить ребенка с понятием
формы, показывая „круглый» шарик или „квадратный» кубик, для него это
будет скучным и неинтересным занятием. А ведь подключая его фантазию и
внимание, в игре можно добиться результатов гораздо быстрее и уж, конечно,
веселее.
4. Развивающая игра
„Что изменилось?» Поставьте на стол несколько
предметов, среди которых будут шарики, кубики, раскрытая книжка, карандаш,
кукла. Попросите ребенка назвать каждую вещь и постараться запомнить их. После
этого переставьте игрушки и накройте простыней или полотенцем. Задача малыша —
угадать, где какой предмет находится. А чтобы запомнить, что было на столе,
стоит опять же обратиться к методу рассказа — поверьте, фантазия ребенка не
знает границ, нужно только дать ему возможность ее использовать.
5.Открытия каждый день.
Система эйдетики — это игра, благодаря которой
ребенок быстро и легко запоминает слова, числа, стихи, а позже — даты, сложные
определения, иностранные языки. Важно постоянно возвращаться к этой игре —
гуляя, обращать внимание, что дерево похоже на семерку, в окошке спряталась
четверка, а бабочка, сложившая крылья, напоминает тройку. Как запомнить, какие
автобусы идут от метро до дома? Очень просто: 73 — дерево, на котором сидит
бабочка, и 28 — лебедь в очках.

Читайте также:  Дизметаболические нефропатии у детей

Оценка
результатов:
Оценка качества усвоения материала
определяется на первом этапе  и на
последующих этапах, путем проведения промежуточных диагностических тестирований
и в конце курса определением обьем кратковременной памяти, обьем  долговременной памяти, обьем слуховой памяти,
обьем зрительной памяти, воображение, фантазия.  

Обеспечение
учебными материалами.

Программа обеспечена учебной литературой: пособия,
рабочие тетради, диагностические тесты, домашние задания.

Обучающимся,
предоставляется раздаточный материал в электронном виде.

Материал
необходимый для занятий:
 компьютер,
веб-камера, принтер, бумага А4, колонки. Стол, стул, тетрадь, карандаш.

Используемая  литература:

Лурия А.Р.
Маленькая книжка о большой памяти

Черемошкина Л. ВРазвитие
памяти детей

Матюгин И.Ю. Запоминание цифр

Матюгин
И.Ю Как научиться
забывать ненужное

Источник: https://www.sites.google.com/site/logopedonlain/psihologiceskie-programmy-razvitia-detej/programma-ejdetika-dla-detej-pamat-ot-4-let-do-12-let

Сборник игр и упражнений для развития детей

  • ГБПОУ КК ЕПК
  • Сборник игр и упражнений для развития детей
  • Работу выполнила
  • студентка Ш-31 группы
  • Жукова Анжелика

Преподаватель: Великановская Л. А.

Ейск, 2016 г.

Содержание:

  1. коррекционные игры

  2. дидактические игры

  3. игры на переключение и развития внимания

  4. игры на развитие памяти

  5. игры на развитие мышления

1.Коррекционные игры

«Сосредоточенность» (этюд на регуляцию эмоций)

Путешественник сидит за столом и внимательно изучает карту. Он обдумывает план похода. Выразительные движения: левая рука упирается локтем в стол и поддерживает голову, наклоненную влево, указательный палец правой руки двигается по воображаемой карте. Мимика: слегка прищуренные глаза, нижняя губа закушена.

«Ваське стыдно» (этюд на регуляцию эмоций)

Жила-была девочка Галя. У неё была кукла Таня. Галя играла с куклой, кормила её, укладывала спать. Однажды пришел туда кот Васька и свалил куклу на пол.

Пришла Галя домой, увидела, что кукла лежит на полу, подняла её и стала ругать Ваську: «Зачем ты, Васька, мою куклу свалил?» А Васька стоит, голову опустил: стыдно ему.

Прослушав рассказ, ребёнок показывает, как стыдно было коту Ваське.

«Море волнуется» (произвольность поведения чувств)

Водящий начинает так: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три: фигура радости, страха, стыда и т. д. на месте замри». Далее водящий выбирает наиболее яркую фигуру.

2.Дидактические игры

«Собери гусеницу»

Несколько «гусениц», которые состоят из разного количества разноцветных кругов (один кружок – голова гусеницы, на остальных написаны слоги), к каждому кругу прикреплены тесемки с двух сторон.

На столе разложить детали гусениц. Ребенку предлагается выбрать детали одного цвета. Прочитать слоги на каждом круге. Собрать из слогов слово. Прочитать получившееся слово.

Если слово собрано правильно, можно связывать детали между собой.

«Цветочки»

Разноцветные лепестки цветка с наклеенными на них картинками, сердцевины цветочка с нарисованными слоговыми схемами или с буквами, стебель с листочками. На столе разложить все детали цветов. Отдельно положить сердцевины. Был очень сильный ветер и сорвал все лепестки цветов.

Попробуй вернуть их на место. Чтобы правильно это сделать, нужно прохлопать слово-картинку. Если хлопнул 1 раз – положить лепесток к 1 цветку, если 2 хлопка – ко 2-му и т.д. Собрать цветок с лепестками-картинками «Насекомые». «Кто умеет летать?» Выбрать лепестки-картинки со звуком … «К» и т. д.

«Найди пару»

Альбомный лист с двумя одинаковыми картинками (для прочности-заламинировать), два шнурка, парные картинки.

Вариант 1. Педагог раскладывает на столе все картинки рисунками вверх. Затем берет две из них и показывает играющим. Объясняет: «Это мяч и это мяч. Два мяча-пара». После этого предлагает участникам игры самим, точно также подобрать пары, нанизывая их на шнурочки. Игра заканчивается, когда все пары нанизаны на шнурок.

Вариант 2. Один набор картинок раздается играющим. Другой остается у педагога. Педагог описывает картинку, не показывая её детям. Они должны по описанию угадать и назвать предмет. Пару нанизывают на шнурочки.

Вариант 3. Все картинки раздаются детям. Дети описывают свои картинки, обращая внимание на название предмета, его цвет, форму, части. У кого вторая картинка — нанизывает картинку на шнурочки. Игра заканчивается, когда подобраны все пары.

  1. 3.Игры на переключение и развития внимания
  2. «Летает – не летает»
  3. Упражнение на развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.

Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает — дети поднимают руки. Если не летает — руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.

«Съедобное – несъедобное»

Упражнение на развитие переключения внимания.

Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет — отбрасывается.

«Корректурная проба»

Ребенок получает бланк, на котором сплошными строками идут в случайном порядке буквы, и задание: вычеркнуть все буквы, с которой начинается строчка. Например, первая строка начинается с буквы В, значит, в этой строке вычеркиваем только эту букву. Вторая строка начинается с буквы З — вычер­киваем букву З.

  • Перед выполнением задания рекомендуется небольшая тренировка.
  • При выполнении этой работы фиксируются:
  • общее время;
  • количество знаков, просмотренных за минуту;
  • ошибки.
  • На выполнение задания отводится пять минут.
  • 4.Игры на развитие памяти
  • Тест на исследование зрительной памяти

Ребенку предлагается рассмотреть и запомнить все рисунки в течение 1,5 минуты. Затем рисунки убирают, а ребенок по памяти восстанавливает и зарисовывает изображенные предметы как можно точнее.

  1. Результат:
  2. Если ребенок большинство предметов точно изобразил и нужным цветом раскрасил — высокий уровень зрительной памяти и полноты восприятия.
  3. Если ребенок допустил много ошибок — низкий уровень.
  4. «Рассказываем сказку».
  5. Цель: развитие слуховой памяти, объема запоминания.
  6. Возраст: 5 лет и старше

1 вариант: дети сидят в кругу, один начинает рассказывать сказку другой продолжает. Каждый произносит 1 – 2 фразы, форсируя ход событий в сказке.

2 вариант: выбирают тему сказки. Задача не выйти за пределы темы. Придумывая сказку, дети часто кого в ней убивают, пугают, уничтожают. В этом случае в конце игры обсуждается, кому и почему хочется об этом говорить, какие ощущения при этом испытывают.

  • Упражнение «Запоминаем слова»
  • Цель: развитие слуховой механической памяти
  • Возраст: с 4 лет и старше

Не торопясь прочтите ребенку с интервалом в 5 секунд 10 приведенных ниже слов. Дети должны их запомнить и все их воспроизвести.

  1. Слова: тарелка, щетка, автобус, сапог, иголка, стол, лимон, озеро, рисунок, банка.
  2. 5.Игры на развитие мышления
  3. «Найди лишнее слово»
  4. Количество игроков: любое
  5. Дополнительно: серии слов

Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является «лишним».

  • Примеры:
  • Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
  • Храбрый, злой, смелый, отважный;
  • Яблоко, слива, огурец, груша;
  • Молоко, твогог, сметана, хлеб;
  • Час, минута, лето, секунда;
  • Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
  • Платье, свитер, шапка, рубашка;
  • Мыло, метла, зубная паста, шампунь;
  • Береза, дуб, сосна, земляника;
  • Книга, телевизор, радио, магнитофон.
  • «Бывает — не бывает»
  • Количество игроков: любое
  • Дополнительно: мяч

Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если — нет, то мяч надо отбить.

Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.

Тест «Заселение домика»

Этот тест позволяет оценить особенности мышле­ния ребенка. Выявляет комбинаторные умения и на­выки. С его помощью можно выявить, насколько ре­бенок умеет планировать свою деятельность и конт­ролировать ее результат.

Задание ребенку:

Посмотри на этот домик. В нем шесть этажей. На каждом этаже три комнаты. На каждом этаже живут три жильца: галочка, точка и палочка. (Рисуете рядом с домиком точку, галочку и палочку.

) Каждый в своей комнате. Самый верхний этаж, шестой, уже заселен вот так: точка, галочка, палочка.

Давай вместе заселим пятый этаж, так, чтобы порядок заселения пятого этажа был другой, не такой, как на шестом этаже.

Итак, в первую комнату успела въехать точка. Как разместятся остальные жильцы? Остались не­заселенными еще четыре этажа. Рассели жильцов так, чтобы все этажи были заселены по-разному и чтобы порядок заселения пятого и шестого этажа не повторялся.

  1. Результат
  2. Отлично, если ребенок полностью справился с заданием самостоятельно.
  3. Если он выполнил правильно только два-три варианта — это тоже неплохой, результат, тем не менее надо посмотреть, как ребенок выполнил это задание.
  4. Методика «Что здесь лишнее?

Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:2

«На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».

  • На решение задачи отводится 3 минуты.
  • Оценка результатов
  • 10 баллов — ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньше чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.

8-9 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин. до 1,5 мин.

  1. 6-7 баллов — ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин.
  2. 4-5 баллов — ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.
  3. 2-3 балла — ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.
  4. 0-1 балл — ребенок за 3 мин не справился с заданием.
  5. Выводы об уровне развития
  6. 10 баллов — очень высокий.
  7. 8-9 баллов — высокий.
  8. 4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий. 0-1 балл – очень низкий.

Источник: https://infourok.ru/sbornik-igr-i-uprazhneniy-dlya-razvitiya-detey-1463707.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector