Как помочь ребенку справиться со страхом? Как научить ребенка не бояться?

365 дней вместе

Спокойные: гид по детским тревогам и страхам

15 октября 2020 1 732 просмотра

Екатерина Ушахина

Все дети время от времени испытывают тревогу и страх. Но иногда беспокойство становится настолько сильным, что начинает влиять на жизнь ребенка, мешая общаться, учиться и познавать мир.

Книга детских психологов Кэти Кресвелл и Люси Уиллеттс «Спокойные», основанная на результатах 15-летних клинических исследований, поможет родителям научить ребенка (и самих себя) не прятаться от страхов, а постепенно, шаг за шагом, самостоятельно с ними справляться.

Под обложкой вы найдете научные исследования, опыт сотен реальных семей и пошаговую стратегию борьбы с тревогой и страхами.

Опыт психологов и родителей

Как помочь ребенку справиться со страхом? Как научить ребенка не бояться?
Спокойные

У детей из-за тревожности появляются проблемы дома, в школе, в отношениях с друзьями. Родителям трудно понять, как правильно себя вести в такие моменты. Интуиция подсказывает одно, в интернете советуют другое, а окружающие рекомендуют третье.

Кэти Кресвелл и Люси Уиллеттс — практикующие психологи и основательницы клиники по лечению тревожных расстройств у детей. Они уверены, что именно родители (да, не врачи!) в первую очередь могут помочь детям справиться с тревожностью.

Как помочь ребенку справиться со страхом? Как научить ребенка не бояться?

Книга основана на принципах когнитивно-поведенческой терапии. Она эффективна в разных ситуациях, будь то боязнь общения со сверстниками или взрослыми, страх разлуки с близкими, фобии или опасения по поводу каких-то страшных событий.

  • Именно родители могут помочь детям преодолеть все типичные страхи: от боязни собак до страха высоты.
  • В книге вы найдете:
  • — 5 шагов, которые помогут справиться с любыми тревогами и страхами;
  • — типичные детские страхи и фобии, методы работы с ними;
  • — истории других родителей о том, как они помогли своим детям преодолеть тревогу и страхи;
  • — советы для детей разного возраста: 5-12 лет, малышей до 3 лет и подростков;
  • — страхи и проблем со сном, поведением и успеваемостью;
  • — краткое руководство для учителей по работе со страхами и тревогами в школе.

Как мама

Представление о мире дети получают от окружающих людей. Если родители думают о мире с тревогой и многого боятся, то и ребенок может начать воспринимать мир так же.

Как помочь ребенку справиться со страхом? Как научить ребенка не бояться?

Если родитель подходит к тревожным ожиданиям разумно, это поможет ребенку сформировать новое мировосприятие. Поэтому, вместо того чтобы пытаться скрыть свои страхи, используйте их как возможность показать хороший пример.

Подумайте, каким из ваших страхов уместно поделиться с ребенком, и покажите ему, как можно справляться с этим страхом.

Время для беспокойства

Если ребенок тратит большую часть дня на переживания, стоит выделить ему специальное «время для беспокойства». Это фиксированный отрезок (например, полчаса), когда вы можете обсудить любые проблемы.

Постарайтесь выбрать такой момент, когда вы сможете общаться, ни на что не отвлекаясь. Не откладывайте «время для беспокойства» на конец дня, ведь подобные разговоры могут стать причиной плохого сна у ребенка. Если в течение дня появляется какой-то страх, запишите его и продолжайте заниматься тем, что делали.

Например, используйте «особенную тетрадь» для страхов. Или сделайте почтовый ящик, куда ребенок будет «отправлять» сообщения о страхах в течение дня.

Как помочь ребенку справиться со страхом? Как научить ребенка не бояться?

Спонтанность полезна

Тревожным детям часто трудно вынести неизвестность. У них возникает множество вопросов типа «что, если?..». Здесь важно принять неопределенность и справиться с ней, а не пытаться ее избежать. Поэтому вместо того, чтобы всегда сообщать ребенку, что происходит (например, всегда иметь четкий распорядок), полезно внести некоторую спонтанность в его жизнь.

  1. Тут помогут эксперименты. Вот несколько примеров:
  2. — Договориться, чтобы кто-то другой забрал ребенка из школы.
  3. — Запланировать спонтанную встречу с другим ребенком, чтобы поиграть вместе.
  4. — Изменить планы на выходные.

Если малыш боится всего нового

Вот три простых упражнения, которые помогут, если малыш боится всего нового:

Поиграйте в новое. Постарайтесь привнести элемент веселья в освоение новых вещей. Допустим, если ребенок боится говорить вслух в присутствии незнакомых людей, то можно справиться со страхом при помощи забавных приложений (например, гася пламя на экране или разговаривая измененным голосом).

Игры, помогающие детям делать то, чего они боятся, дают возможность попробовать что-то новое и обнаружить, что это не так страшно, как казалось.

Как помочь ребенку справиться со страхом? Как научить ребенка не бояться?

Смените фокус. Выясните, что особенно увлекает ребенка, и побуждайте к этому занятию, когда им начинает овладевать беспокойство. Если вы в дороге, заключите пари, сколько красных машин он увидит, прежде чем доедет до места назначения, и предложите ему считать. Это поможет переключиться с беспокойства.

Инсценируйте страх. Маленьким детям часто легче описать то, что происходит с кем-то другим, а не с ними самими.

Говоря с ребенком, придумайте историю о том, как друг или известный персонаж попал в ситуацию, которая испугала бы вашего малыша, и посмотрите, что, по мнению вашего ребенка, с ним произойдет.

Можно превратить это в ролевую игру с помощью фигурок. Так ребенок поймет, что даже если его что-то расстроит, в конце концов все равно все будет хорошо.

Когда дети тревожатся, их мозг не отдыхает, а вот когда прыгают на батуте — другое дело! Эта книга навсегда изменит привычное отношение к страхам. Пять простых шагов и советы психологов сделают вашего ребенка счастливым и уверенным в себе человеком, которому тревоги не смогут помешать жить полноценной жизнью.

По материалам книги «Спокойные».

P.S. Хотите узнавать о самых интересных детских книгах и получать скидки на лучшие новинки? Подписывайтесь на нашу рассылку. В первом письме — подарок.

7 правил, чтобы помочь ребенку справиться со страхом

2 538

Я часто вспоминаю историю, как трехлетний сын получил от любимого дяди в подарок замечательного робота на батарейках. Высотой сантиметров 60, сверкающий красными глазами-лампочками, он с бибиканьем лихо разъезжал по комнате. Дядя был уверен, что подарок вызовет восторг. Но мальчик перепугался, закричал и рванул из комнаты.

Дядя повел себя мудро. Отключив робота и поставив его в сторону, пошел за ребенком. Посадил его к себе на колени, обнял и начал с ним ласково разговаривать. Обещал, что поможет подружиться с роботом.

Почувствовав себя увереннее, сын согласился посмотреть на подарок снова, потом решился дотронуться до него. В конце концов, завернул его в одеяло и стал баюкать, как младенца, превратив предмет страха в объект заботы. Я вздохнула с облегчением.

Сын сделал маленький шаг вперед в умении справляться со страхом.

Родители часто задают мне вопрос, как помочь ребенку избавиться от страхов. А тот или иной иррациональный страх испытывают 90 процентов детей в возрасте от 2 до 14 лет.

Чаще всего встречается боязнь темноты, каких-то животных, воображаемых монстров, привидений. В большинстве своем эти страхи с годами ослабевают или совсем исчезают.

Но бывает, что они сохраняются и мешают нормальному развитию ребенка.

Детский страх реален, даже если вам он кажется иррациональным

От взрослой реакции на детские страхи, зависит, будет ли ребенок чрезмерно тревожным или найдет способы справляться с боязнью.

1. Не делайте вид, что вам не страшно, если на самом деле чего-то боитесь

Ребенок очень точно чувствует, когда взрослые его обманывают, и начинает еще больше бояться. Лучше честно признаться, что у вас есть такой вот дурацкий страх, но вы постараетесь с ним справиться.

Разберитесь с собственными фобиями. Когда у родителя много страхов, например, он боится собак, высоты, привидений и так далее — скорее всего, и ребенок будет всего бояться. Если вы чувствуете, что иррациональные страхи мешают вам жить, нужно учиться с ними справляться не только ради себя, но и ради ребенка.

2. Не пытайтесь переубедить ребенка, если его мучает иррациональный страх

По крайней мере, не с этого надо начинать. Когда возникает паническая реакция, любые логические доводы оказываются бессильными. Поймите, что детский страх реален, даже если вам он кажется иррациональным. Покажите ребенку, что серьезно относитесь к его чувствам. Дайте понять, что вы на его стороне. Одно это уже снизит тревожность.

3. Никогда не ругайте ребенка за его страхи

Ему будет только тяжелей, потому что к страху еще добавится стыд. Важно, чтобы родители рассматривали страхи ребенка как одну из возможностей чему-то его научить, а не как изъян характера.

Подчеркивайте сильные стороны его характера, напоминайте о тех случаях, когда он сумел преодолеть испуг. Дайте понять, что считаете его достаточно сильным, чтобы справляться с трудностями.

4. Не дистанцируйтесь от ребенка

Если вы наказываете его за то, что он чего-то боится (например, запираете одного в комнате), то тем самым только вызываете панику.

Ребенка нужно подбодрить, и одних слов тут недостаточно. Детям хорошо понятен язык прикосновений. Нежно обнимите его, возьмите за руку. Такой телесный контакт воспринимается как защита. Ваше спокойное присутствие говорит, что с пугающей ситуацией можно справиться.

Чрезмерная реакция с вашей стороны будет иметь два неумышленных и неприятных последствия. Во-первых, видя, что вы взволнованы, ребенок решит, что повод для страха действительно есть. И если вы спешите к нему с объятиями и нежными словами, он запомнит, что безотказный способ привлечь внимание — это притвориться напуганным.

Будьте готовы поддерживать ребенка, но не перегибайте палку. Дети смогут справиться со страхом, только если их научат не убегать от него, а смотреть ему в лицо.

Читайте также:  Опухоли полости рта. Опухолеподобные поражения полости рта.

6. Не избегайте мест, людей и вещей, вызывающих у ребенка страх

«Защищая» ребенка таким образом, вы подаете ему сигнал, что страхи обоснованы и вы не верите в его способность справиться с ситуацией.

Постарайтесь постепенно приучить ребенка к тому, что кажется ему страшным. Двигайтесь маленькими шагами. Например, он боится больших собак. Для начала почитайте ему книги, в которых действуют «хорошие» собаки. Затем поиграйте вместе с игрушечной собакой. Потом познакомьте его с какой-нибудь маленькой собакой друзей. И наконец, предложите погладить большую собаку.

7. Не пренебрегайте работой со страхами

Научить ребенка адекватно реагировать на что-то новое, непривычное, непредсказуемое, пугающее, крайне важно для развития уверенности и самостоятельности. Задача — обеспечить его «инструментами», с помощью которых он сможет оценивать риски, адекватно подходить к любой новой ситуации и выдерживать то страшное, что нельзя изменить.

Нужно осознанно вырабатывать у ребенка устойчивость личности. Читайте ему книги, в которых дети одолевают свой страх. Обучите техникам релаксации. Хвалите каждый раз, когда он проявляет смелость. Учите различать оправданный страх, который сигнализирует о том, что нужно быть осторожным, и страх, который закрывает путь к чему-то новому и полезному.

Как помочь ребенку справиться со страхом? Как научить ребенка не бояться?

Мари Хартвелл-Уокер — американский психолог и психотерапевт с более чем 30-летним стажем.

Источник: psychcentral.com

Алина НикольскаяИсточник фотографий:Getty Images

3 хитрых приема, которые помогут ребенку победить даже самый сильный страх

Психолог рассказывает, как родители могут избавить своего ребенка от страхов с помощью игры и трех простых приемов.

Владислав Сотников, директор реабилитационных программ благотворительного фонда «Шередарь», клинический психолог, кандидат психологических наук, специально для читателей «Летидора» рассказывает, откуда у ребенка берутся страхи и как их победить.

Часто родители сами провоцируют возникновение страхов у детей. Например, ребенок пугается не столько какого-то явления, сколько реакции взрослого на него. И не всегда эта ситуация сопровождается бурными эмоциями и криками «не трогай!», «отойди!» или открытыми запугиваниями «Видишь вон того дядю? Сейчас он тебя заберет».

В литературе описан случай терапии девочки с явно немотивированным страхом похода в школу.

По результатам работы с мамой было выяснено, что в школу они ходили маршрутом, который в собственном детстве мамы связан с сильной травмой.

И проходя каждый раз с дочерью мимо этого места, она инстинктивно сильно сжимала руку ребенка. И девочка воспринимала это как сигнал об опасности, поэтому стала бояться школы.

Малыш не всегда говорит открыто о своих страхах — иногда просто потому, что еще не умеет разговаривать. Необязательно сразу идти к психологу, потому что любой родитель может заметить это сам, присмотревшись к поведению ребенка.

Например, известный своими трудами по изучению привязанности родителя и ребенка английский психолог Джон Боулби описывал систему внешних признаков, которые назвал «индикаторами страха»: осторожное всматривание, сочетающееся с подавлением двигательной активности, испуганное выражение лица, поиск контакта с кем-либо.

В старшем возрасте страх может маскироваться различными телесными недугами.

  • Часто от школьника перед контрольной можно услышать, что у него болит голова, живот, поднялась температура.
  • Реальное наличие или отсутствие этих симптомов принципиального значения не имеет, факт остается фактом: за реальным или мнимым их наличием скрывается страх, о котором ребенок не может или не хочет говорить открыто.
  • Есть такая экспресс-диагностика эмоционального состояния. Например, в течение 3-5 дней родитель должен отслеживать у ребенка следующие проявления:
  • • беспокойство, нервозность в течение всего дня;
  • • проблемы с концентрацией внимания на чем-либо;
  • • напряжение мышц лица, шеи;
  • • плаксивость, капризность;
  • • проблемы со сном и засыпанием.
  • Если хотя бы что-то из перечисленного проявляется систематически, то необходимо обратиться к специалисту за более тщательной диагностикой.

А надо ли вообще бороться со страхами? Несмотря на то, что эволюционно страх несет охранительную функцию (не побоялся, полез в темную пещеру — стал ужином для его обитателя), существование в роли «премудрого пескаря» в нашей жизни несет мало удовольствия, поэтому бороться и преодолевать страхи нужно.

Как показывает психологическая практика и многочисленные публикации коллег,

наиболее «благодарным» возрастом для работы со страхами является дошкольный и младший школьный возраст.

В этот период работа со страхами наиболее эффективна, так как впоследствии страхи наслаиваются друг на друга, вытесняются, маскируются — и приходится тратить больше усилий, чтобы добраться до корня проблемы. Работа со страхами у малышей вполне может идти без специального профессионального вмешательства.

Ребенок боится темноты — купите ему ночник; ночью его одолевают чудовища — создайте с ним магический предмет, который будет его защищать; ему страшно оставаться дома — возьмите ему домашнего питомца, с которым он будет проводить время, пока вы не вернулись с работы.

Ну и, конечно, огромный терапевтический потенциал несет в себе игра — волшебное действо, позволяющее ребенку в максимально безопасных условиях пережить ситуацию страха.

Страшное надо сделать смешным или ничтожным, а себя — большим и сильным.

А можно в буквальном смысле закопать свой страх в песок! Взять для этого фигурки, ассоциирующиеся со страхом (животные, насекомые, машинки, шприцы и тому подобное), или, если нет таковых, сделать их из пластилина, а потом торжественно закопать их во дворе или в тазике с песком.

Если ребенок хочет, то их можно достать, подержать в руках, посмотреть, какие они жалкие, и отправить в мусорку. Все эти несложные, но увлекательные действия оказывают колоссальное влияние на преодоление страхов детьми.

Ребятам далеко не всегда просто раскрыться и перешагнуть через свои страхи и переживания. Для работы с такими ситуациями мы используем эти простые приемы.

• Движение маленькими шажками

Принцип, что человека, который боится плавать, можно выбросить на середину озера, конечно, работает, но иногда заканчивается плачевно. Ребенок, испытавший ужас в попытке преодолеть свой страх, вряд ли захочет в ближайшее время попробовать снова, не говоря уже о том, что сам этот опыт может остаться травмой на всю жизнь.

Поэтому для каждого ребенка мы разрабатываем индивидуальную стратегию движения к своей цели. Например, к нам часто приезжают дети, которые боятся животных, и из-за этого не хотят участвовать в конных прогулках.

Тогда мы сначала предлагаем просто издалека посмотреть на лошадей в леваде, посчитать их количество, выбрать ту, которая больше всего нравится своей расцветкой. После этого предлагаем зайти на конюшню и посмотреть на них там, если захочется — погладить или даже покормить.

Когда все эти шаги пройдены, то предлагаем сесть на лошадь, если и это уже больше не страшно — то проехать на ней.

Так, страх может быть разбит на этапы, где финальное решение — попробовать или нет — остается за ребенком.

Попробуйте и вы, вспомнив какой-нибудь страх своего ребенка, разбить его на максимальное количество элементов, по которым можно было бы двигаться к его преодолению.

• Взрослый всегда рядом

Ребенку важно иметь взрослого, у которого в случае необходимости можно попросить помощи и поддержки. Традиционно в младшей детской смене есть ребята, которые боятся засыпать даже с ночниками, требуют оставить включенным основное освещение. Им всегда рассказывают, что рядом, буквально в шаговой доступности, есть взрослый, к которому они могут подойти и попросить о помощи.

Бдительные дети первое время проверяют после отбоя его присутствие, а потом уже спят самостоятельно.

Взрослый может быть не только гарантом безопасности, но и активным участником игры, позволяющей преодолеть страх.

Например, если ребенок боится каких-то природных явлений (гром, молния), то можно устроить грозу в квартире. Взять кастрюли, фонарики, включать-выключать свет, а потом рассказать ребенку о том, что такое гроза и как она появляется, как правильно себя вести в этот период и почему нет никаких поводов для беспокойства.

• Ребенок должен сам принять ситуацию

А для этого взрослому очень важно вернуть ему впечатление о том, что с ним произошло.

Одна из девушек-подростков, приехавших к нам на программу, панически боялась высоты, поэтому посещение веревочного парка со всей командой было для нее сомнительной перспективой, и она хотела остаться в коттедже. Но постепенно, шаг за шагом она добралась до 3-метрового уровня с заданиями, где смогла пройти половину этапов, и решила остановиться на этом.

Читайте также:  Первичный гиперпаратиреоидизм. Заболевания костей и гиперпаратиреоидизм

После этого работавшие с ней волонтеры рассказали ей о том, как они наблюдали за ее мужественным переходом с этапа на этап, просили поделиться тем, что она чувствовала и как она на это все-таки решилась.

Задавали все те вопросы, которые позволяют поверить в то, что это сделал именно ты.

Вспомните, когда вы в последний раз становились свидетелями успеха своего ребенка? Если последний раз это была давно, то удивляться появлению каких-то страхов у ребенка нет смысла.

Ему просто необходима ваша поддержка.

Эти три принципа несут в себе огромный практический потенциал, который подстраивается уже под каждого конкретного ребенка. Ведь даже простая игра в «Жмурки» или совместный просмотр мультфильма «Корпорация монстров» могут быть отличными лекарствами против страха.

В заключение мне хотелось бы вернуться к уже упомянутому выше Джону Боулби, который считал, что возникновение страхов имеет две причины. Первая — присутствие чего-то угрожающего, а вторая — отсутствие того, что обеспечивает безопасность.

Shutterstock

Как научить ребёнка не бояться других детей?

Случается так, что ребенок боится других детей и избегает контактов из них. Психологи такое состояние называют «страх чужих». Он может возникнуть у ребенка любого возраста, начиная с восьми месяцев. Почему ребенок боится сверстников и как бороться с этим страхом расскажет данная статья.

Причины «боязни других»

Детские психологи называют множество причин, по которым малыш боится детей, среди которых самые распространенные следующие:- дети обидели ребенка во время игры на площадке;- ребенок стал участником драки со сверстниками;- боязнь неадекватных действий по отношению к себе со стороны детей;- страх конфликтов, из-за неумения их решать;- гиперопека со стороны взрослых.Анализируя поведение ребенка следует учитывать темперамент и характер крохи. Бывают ситуации, когда дети избегают сверстников из-за собственной застенчивости. Такие детки предпочитают общение с одним, максимум двумя, хорошо знакомыми ему сверстниками и будет обходить стороной шумные компании. О боязни других детей свидетельствует плачь, крик, истерики, напряженное и даже нервное поведение при попытках завязать общение с ребятами. Выявить причину страха поможет наблюдение за крохой и его поведением.

Как помочь ребенку, перестать бояться других детей?

Страх перед детьми оказывает существенное негативное влияние на малыша. Существует много способов борьбы с такой боязнью. Но чтобы начать действовать, родителям необходимо определить случай, который послужил первопричиной развития данного страха. Например, это может быть неприятная ситуация в детсаде или школе, влияющая на поведение крохи.

Игры на многолюдной площадке, как способ борьбы со страхом

Начиная с двухлетнего возраста, родители должны помогать своему любимому чаду социализироваться в обществе.

В этом эффективно действует следующее:- с приходом на детскую площадку, необходимо попросить малыша поздороваться с детками, если там есть ребята с которыми кроха знаком, то нужно обратить на них его внимание;- использовать сюжетно-ролевые игры, например, один ребенок копает песок, второй грузит его в машину, третий отвозит машину и т.пр.;- не допускать, чтобы ребенка обижали — у крохи должны быть только приятные эмоции от игры на площадке. К тому же ребенок должен быть уверен в том, что родители ему помогут в любой ситуации и если нужно — защитят;- чтобы малышу было легче адаптироваться к социуму, его необходимо научить ждать своей очереди, делиться игрушками, меняться ими с другими детьми. Для этого маме и папе нужно показывать личный пример.В возрасте 2-2,5 года у ребенка активно развивается потребность в общении со сверстниками. Благодаря этому в большинстве случаев проблема боязни других детей сама по себе исчезает, так как интерес к общению в конце концов побеждает страх.Сейчас существует очень много детских центров для развития детей, где они учатся играть и делать что-то вместе. Малышу будет полезно посещать такие занятия, где опытные педагоги помогут наладить общение между детьми.

Личный пример — залог успеха

Появление страхов связано с определенными факторами, главным из которых является семейное воспитание. Зачастую родители не могут найти «золотую середину» и проявляют либо гиперопеку ребенка, либо, наоборот, не уделяют должного внимания крохе по причине занятости или нежелания проводить время с малышом.

Ребенок, который постоянно окружен маминым или бабушкиным вниманием, не чувствует потребности в общении со сверстниками или другими взрослыми. Гиперопека негативно влияет на малыша, так как ему в дальнейшем будет тяжело адаптироваться к жизненным ситуациям, когда мамы или бабушки не будет рядом.

Следует давать крохе немного свободы, например, пусть сам выберет куда пойти гулять, какую игрушку взять с собой или какую футболку одеть. Такие простые действия делают ребенка уверенным и способствуют полноценному развитию личности.Слова и действия взрослых оказывают влияние на психику малыша.

Например, если мама часто говорит, что она боится собак, то со временем и ее сын или дочь также будут опасаться их. Поэтому родителям необходимо следить за поступками и словами, так как они отражаются на детском восприятии мира.Если же проблема уже существует, то необходимо провести разъяснительную беседу с ребенком.

Можно рассказать ему о своих страхах и об успешном их преодолении. Нужно поддержать кроху и ни в коем случае не высмеивать его боязни. Если разговор не окажет должного эффекта, стоит обратиться за помощью к детскому психологу, который избавит малыша от страха других детей.

В сказках — ложь, да в ней намек

Сказки являются отличными помощниками в воспитании детей. Правильно подобранные сказки помогут избавить кроху от многих страхов. Прочитав сказку, родителям необходимо обсудить и проанализировать с малышом поступки героев и трудные ситуации, в которые они попадают и успешно преодолевают. Сказки помогут ребенку поверить в собственные силы.

Закладываем правильную модель поведения

Уже в детстве нужно заложить в психику ребенка правильную модель поведения. Это невозможно сделать без развития навыка общения.

Развивающие занятия в детских центрах, систематические игры на детских площадках, частые походы в гости научат малыша быть общительным, уважать других детей и быть гостеприимным.

Нужно чаще знакомить ребенка со сверстниками и показывать ему, что не стоит бояться этих ребят. Малыш должен знать, что играть с детьми интересно и увлекательно.

Что нельзя делать, если ребенок боится других детей?

Специалисты в детской психологии не рекомендуют делать следующее:- часто говорить о существующей проблеме страха;- рассказывать о детских боязнях своим знакомым, это травмирует психику малыша;- заставлять дружить с кем-то через «не хочу»;- навязывать общение с другими детьми;- не обращать внимание на то, что ребенка обижают другие дети или дают ему обидные прозвища;- говорить о других детях в негативном контексте.

Как побороть страх сверстников?

Самый простой способ преодолеть такую фобию — отвлечь малыша, переключить его внимание на второстепенную проблему. Можно попросить кроху нарисовать свои страхи, проиграть ситуацию с родителями. Дети могут сами справиться с проблемой, важно подсказать им, как это сделать.

Также необходимо чаще произносить простые формулировки, по принципу «Страх — это не страшно», «Бояться — нормально, боятся все, бояться не стыдно», «Страх нам помогает, страх заботится о нас», «Свой страх нужно принять». Это поможет ребенку спокойно относиться к своей фобии и успешно ее преодолеть.

Случаи, когда кроха избегает других детей, вовсе не редкость. Причина этого явления, в основном, кроется в том, что родители вовремя не научили малыша взаимодействовать со сверстниками, не показали, как выходить из конфликтов. Поэтому нужно начинать обучать свое чадо коммуницировать как можно раньше, чтобы он стал общительным и веселым в детской компании.

При этом нужно придерживаться общепедагогических рекомендаций в воспитании. Не нужно проводить на своем ребенке психологические эксперименты и следовать советом посвященных в ситуацию мамочек.

Любую информацию и рекомендации относительно воспитания необходимо пропускать через призму индивидуальных особенностей своей семьи и важнейшей ее части – маленького человечка, которому страшно.

Читайте также:  Преждевременные роды: что может спровоцировать, как начинаются и как предотвратить?

Чего боятся дети в разном возрасте? Советы родителям

Чего боятся дети в разном возрасте? Советы родителям.

Проблема детских страхов знакома многим родителям. Маленькие дети боятся Бабы-Яги, школьники – отвечать у доски, подростков страшит быть непривлекательным для противоположного пола.

  • Все многообразие страхов у детей можно разделить на две группы: дневные и ночные.
  • Дневные страхи
  • Дневные страхи у детей бывают:
  1. Личностные: страхи связаны с индивидуальными особенностями ребенка (стеснительностью, замкнутостью, тревожностью).
  2. Воображаемые: страх чудовищ, Зеленой Руки, Черной Маски и т.д.
  3. Навязчивые страхи или фобии: сильный и непреодолимый страх, связанный с каким-либо событием или явлением в жизни человека.

Ночные страхи

Ночные страхи у детей могут проявляться в виде кошмарных сновидений, снохождения и сноговорения. Страшные сны могут повторяться и преследовать ребенка почти каждую ночь. Процесс появления таких сновидений связан с работой мозга, который продолжает работать ночью и перерабатывает информацию, полученную днем.

Исследования показали, что ночными страхами страдают примерно 3% всех детей на планете до 14 лет.

Причины ночных страхов у детей:

  • чувствительность, тревожность и мнительность детей, а также их родителей;
  • перенесенный стресс;
  • смена привычной обстановки;
  • болезненное состояние, лихорадка;
  • несчастные случаи, испуг;
  • неблагоприятные семейные ситуации (ссоры отца и матери, развод);
  • эмоциональная отчужденность родителей;
  • повышенные требования к ребенку, частые физические наказания.

Чаще всего кошмарные сновидения преследуют детей с 5 до 12 лет.

Ребенок начинает бояться засыпать один, просит оставить включенным свет или лечь с кем-то из родителей. Спит беспокойно, ворочается, иногда даже вскрикивает.

Утром чувствует себя вялым, разбитым, подавленным, начинает капризничать. Родители тоже начинают нервничать, раздражаться, срываются на ребенке.

Вечером повторяется все заново – беспокойство, нарастающая тревога, нежелание ребенка идти спать.

Чего боятся дети в разном возрасте?

Во время беременности мамы

Да-да, знакомство с чувством страха происходит у ребенка еще во внутриутробном развитии, когда мама испытывает сильное беспокойство. Выделяемая порция гормонов попадает через плаценту от мамы к ребенку, и в ответ на это малыш может проявлять сильное двигательное беспокойство – толкаться, пинаться. Так он реагирует на страх.

В первые месяцы жизни

Беспокойство у младенцев зачастую связано с неудовлетворением их физиологических потребностей. Позднее появляется потребность в эмоциональном контакте с мамой. Если мама строга, неласкова, редко подходит и улыбается ребенку, он становится капризным, беспокойным. Также малыши боятся разлуки с мамой, чужих людей и громких звуков.

С 1 года до 3 лет

Ребенок растет, а вместе с ним растет его двигательная активность и стремление к познанию мира. И вдруг ласковая и добрая мама начинает ему что-то запрещать, ограничивать его свободу, повышать голос. Естественно, ребенок в этой ситуации начинает испытывать тревогу и беспокойство.

Малыши также испытывают сильный страх перед болью. Отсюда капризы и истерики перед походом к врачу, боязнь уколов и прочих хирургических вмешательств.

Причины страхов у ребенка

1. Гиперопека в сочетании с повышенной тревожностью родителей.

Беспокойные родители, переживающие по любому поводу, неосознанно дают ребенку установку: «Этот мир полон опасностей. Ты не сможешь справиться с ними самостоятельно. Будь всегда с нами, и мы защитим тебя».

Особенно страдают в этом плане единственные дети в семье.

2. Конфликты между родителями, частые физические наказания, особенно со стороны отца.

Ребенок в такой атмосфере вырастает пугливым и неуверенным в себе.

3. Эмоциональная «холодность» родителей.

У ребенка не формируется базовое доверие к миру, чувство защищенности и безопасности.

4. Психотравмирующая ситуация в прошлом, испуг.

Любой пережитый негативный опыт может закрепиться и вызывать чувство страха и в дальнейшем. Например, если ребенка в детстве укусила собака, во взрослом возрасте он будет избегать и бояться даже маленьких собачек.

5. Фильмы, видео, компьютерные игры с пугающими персонажами.

Мышление ребенка еще не обладает критичностью, и многие начинают бояться монстров из фильмов уже в реальном мире.

6. Психические расстройства.

Детям с нарушениями психики также свойственны многочисленные страхи. Особенно этим страдают дети с расстройством аутистического спектра.

Как распознать детский страх?

У малышей страх выражается в замирании или, наоборот, в повышенном двигательном беспокойстве, они плачут, прячутся за маму или убегают. Источник страха в этом случае выявить нетрудно.

Как помочь ребенку справиться со своими страхами?

Психотерапевтические техники

В борьбе с детскими страхами наиболее эффективны психотерапевтические техники, которые при определенной подготовке могут использовать и родители:

Рисование

Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, моделирует действительность, безболезненно соприкасается с пугающими, неприятными и травмирующими образами.

Попробуйте предложить ребенку нарисовать то, чего он больше всего боится. После этого можно разорвать рисунок, сжечь его, выкинуть в окно со словами «Вот мы и победили твой страх. Какой ты смелый и отважный!»

Игра

В сюжетно-ролевых играх дети приобретают определенные навыки, усваивают социальные формы поведения, берут на себя разные роли.

Ребенок, включаясь в игру, переступает порог застенчивости и страха, одерживает победы и терпит поражения, обретает уверенность в себе.

Сказкотерапия

Этот метод используется в коррекции страхов и тревожности у детей, начиная с пяти лет. Выбирается специальная сказка или сочиняется авторская, которая отражает конкретный страх ребенка. По ходу повествования персонажи одерживают над ним победу.

Ребенок на примере сказочных героев учится смотреть своим страхам в лицо и не бояться бороться с ними.

Как победить ночные страхи?

Чтобы ребенок спокойно спал ночью без кошмарных сновидений, он должен чувствовать себя в безопасности и знать, что ему ничего не угрожает.

  1. Ни в коем случае не ругайте и не стыдите ребенка за то, что он капризничает и не хочет спать один. Посидите с ним рядом, успокойте, погладьте по голове, дождитесь, пока он уснет.
  2. Днем ребенку необходима двигательная активность на свежем воздухе, подвижные игры.
  3. За 2-3 часа до сна у ребенка не должно быть:
  • компьютерных игр;
  • мультфильмов и сказок с пугающими персонажами;
  • ссор и выяснения отношений в семье;
  • тяжелой пищи;
  • духоты в комнате;
  • тесной, неудобной одежды для сна.
  1. Время засыпания должно быть одним и тем же, независимо будний это или выходной день.
  2. Пробуждение ребенка не должно быть резким. Лучше использовать не будильник, а мамины прикосновения и поглаживания.
  3. Укрепляйте организм ребенка. Занятия спортом и здоровый образ жизни станут лучшей профилактикой ночных страхов.

Рекомендации родителям

Помочь ребенку справиться со своими страхами – это значит понять его чувства, услышать его собственное «Я» и укрепить веру в себя.

  • Справиться с детскими страхами помогает совместная деятельность ребенка со взрослыми и сверстниками: прогулки, игры, посещение кукольного театра, цирка, спортивные мероприятия. Чем больше интересов у детей и разнообразнее их жизнь, тем меньше они будут фиксироваться на своих страхах, опасениях и тревогах.
  • Принимайте активное участие в жизни ребенка, но не пытайтесь все контролировать. Ребенок должен вам доверять, делиться с вами сокровенным.
  • Создайте комфортную спокойную атмосферу дома, в которой ребенок ощущал бы себя любимым и защищенным.
  • Ни в коем случае не пугайте ребенка в целях дисциплины сказочными персонажами («Будешь себя плохо вести – заберет Баба-Яга, утащит дракон» и прочее).
  • Приучайте ребенка к четкому распорядку дня и следуйте ему даже в выходные и праздничные дни.
  • Сократите количество времени ребенка, проведенное за гаджетами.
  • Не высмеивайте страх ребенка, не пытайтесь объяснить ему, что бояться нечего. Лучше скажите «Я с тобой, я понимаю, что тебе страшно».
  • Будьте терпеливы. Большинство страхов с возрастом проходят сами. Главное – не дать им отравить жизнь ребенка и перерасти в патологию.
  • Не игнорируйте страхи ребенка. Если не знаете, что делать и как помочь своему ребенку, обратитесь за советом к психологу.

Относитесь к детским страхам как к неизбежному явлению взросления ребенка, без лишнего беспокойства, осуждения и тем более, высмеивания. Если ребенок чувствует любовь и заботу взрослых, уверен, что его поддержат и защитят в любой ситуации, тогда он сможет самостоятельно одержать победу в борьбе со своими страхами.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector