Когда и как начинать знакомство детей со звуками

Почему так важно научить ребёнка слушать классическую музыку, какой именно должна быть правильная классика и как не ошибиться с выбором — об этом рассказывает мама, журналист и пресс-атташе Пермского театра оперы и балета им. П. И. Чайковского Ирина Корнеевская. Чтобы вам было ещё легче, вы найдёте здесь список из 100 классических произведений, которые можно включать ребёнку с младенчества.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Информационная среда и информационная гигиена

Мы завалены информацией: без преувеличения, чтобы выжить, современному человеку нужно уметь ориентироваться в лавине разнообразных данных, выбирать нужное и, самое главное, отсеивать мусор, не тратя на него внимание и время.

И если ты сам за 25-35 лет как-то этому научился, сформировал предпочтения (свой «новостной рацион»), то становясь родителем, внезапно понимаешь, что теперь тебе нужно проделать всю эту работу заново. То есть совсем заново, буквально с нуля.

Оградить нового в этом мире человека от лишнего и окружить ценным с самого рождения и до тех пор, пока он не скажет тебе «я сам лучше знаю».

Многочисленные методики раннего развития призывают молодых родителей как можно раньше и интенсивнее начать развивать все органы чувств вашего малыша, иначе «будет поздно». От таких агрессивных призывов немедленно развить ребёнка родителю следует избавляться как от информационного мусора, но не стоит кидаться и в другую крайность.

На ближайшие полтора десятка лет вы для своего ребёнка — главный пример того, как следует жить, что ценить, чего избегать

Бросать его в пучину информации, не фильтруя этот поток, — безответственно. Задача родителя — создать благотворную среду для развития. Предложить материал и наблюдать, принимает его ребёнок или нет.

Когда и как начинать знакомство детей со звуками

Одно из чувств ребёнка — слух. Новым для него является каждый звук окружающего мира, до восприятия музыки ещё далеко. Первые месяцы после рождения очень непросты для малыша. Известно, что новорождённый воспринимает мир как суп. Он ощущает себя и все окружающее как единое целое, он пока не знает, что такое «я»:

«Младенец ещё не делает различий между тем, что его органы чувств сообщают ему об окружении, а что — о его теле. Для младенца внешнее окружение и его тело — одно и то же.

То, что происходит снаружи, происходит и в его теле. И что чувствует его тело, чувствует всё и вся. Весь мир скучает, весь мир голоден, миру тепло, сыро или мир устал.

Всё есть одно единственное обонятельное-цветовое-звуковое впечатление».

Из книги «Капризничает? Значит, развивается!» Хетти Вандерейт, Франс Плой

Лично я скептически отношусь к совету включать классическую музыку младенцу первого полугодия жизни. На мой взгляд, от этого попросту мало проку. Более того, примерно до полугода у грудных детей нет избирательного внимания, разнообразные звуки младенца шокируют, так как сливаются. Из-за особенностей слуха мир грудных детей очень легко превращается в сумасшедшую какофонию.

Если вам всё же хочется включать малышу музыку с рождения, сделайте выбор в пользу колыбельных (и похожих на них произведений) в оркестровой обработке. Ну и петь колыбельные самому. Тут малышу и родной любимый голос, и музыка.

В младенчестве ребёнку нужно показать природу звукоизвлечения. Погремушка — шумит, колокольчик — звенит. Дудочка, ксилофон, барабан — базовый набор музыканта в пелёнках.

Когда и как начинать знакомство детей со звуками

Итак, в погремушки гремим, в барабан стучим, под колыбельные засыпаем. Пришло время открыть для малыша сундук с сокровищами. В вашем распоряжении несколько веков созданной человечеством музыки. Есть из чего выбирать!

10 пластинок, которые нужно послушать с детьми

Но имеет ли значение жанр и эпоха прослушиваемой музыки? Рок или классика? Этно или электронная музыка? Музыка, которую в народе зовут «классикой», обладает более сложной музыкальной структурой.

Исследователи считают, что именно эта «комплексность» академической музыки и влияет на развитие участков мозга, отвечающих за решение пространственных задач. Это, безусловно, не значит, что другая музыка бесполезна.

Никогда не стоит забывать, что многовековое музыкальное наследие человечества не ограничивается европейской академической музыкой.

Что касается репертуара классических произведений для ребёнка, плюс в том, что предыдущие поколения произвели качественный отбор за нас

То есть, плохие образцы попросту не сохранились бы в памяти человечества на сотни (или даже десятки) лет. Осталось отобрать то, что не испугает малыша резкостью, громкостью, крайними регистрами.

При отборе музыки для ребёнка я бы также рекомендовала избегать всяческих «адаптированных» версий. Например, когда вместо струнного квартета звучит синтезаторный ксилофон.

Почему-то некоторым кажется, что ребёнку такая дешёвая подделка понравится больше богатых тёплых тембров живых инструментов или будет более «понятна».

Не бойтесь предлагать ребёнку оригиналы, думая, что он их не поймёт. Искусство не нуждается в адаптациях

В вопросе выбора композиторов и произведений для прослушивания малышами, первая мысль, которая приходит в голову, — больше всего для этих целей подойдут венские классики и романтики.

Их музыка многим кажется более доступной для понимания по сравнению, например, с ХХ веком, в котором и не каждый взрослый разберётся.

В 1993 году даже возникла теория о «Моцарт-эффекте»: якобы прослушивание его великой музыки с пелёнок помогает вырастить гения. Позже, в 1999-м, эту теорию опровергли.

В какой атмосфере выросли Моцарт, Бетховен и Паганини

На мой взгляд, доступные произведения можно найти практически во всех эпохах. И скажу даже больше, способ знакомства с музыкой по хронологии, который будет удобен многим взрослым, в случае с детьми совершенно необязателен. Ребёнок познаёт ту реальность, которая его окружает, — такой, какая она есть.

Например, по вашему мнению, ребёнку необходимо выучить сначала основные цвета: красный, жёлтый и синий, а уже потом перейти к второстепенным — оранжевому, зелёному и так далее. Вполне возможно, что ребёнок обратит своё внимание сначала на фиолетовый, потом на чёрный, а красный он поначалу и вовсе не запомнит.

И эта «непоследовательность» не помешает ему со временем выучить все цвета и не скажется негативно на его понимании цветовой палитры.

  • Итак, если мы считаем, что отбирать произведения для фонотеки малыша нужно не по хронологии, то каковы главные критерии?
  • 1. Жанр и состав исполнителей

Напомню о несовершенстве органов чувств младенца — ушей в частности. Произведения, которые исполняет большой симфонический оркестр, представляют для малыша страшный шум. Ему не по силам что-то расслышать в этом.

А медные духовые инструменты, ударные и вовсе заставят малыша вздрагивать.

Поначалу выбирайте камерный состав оркестра; ансамбли — квартеты, дуэты; произведения для фортепиано или других инструментов соло под аккомпанемент фортепиано.

Отложить на будущее стоит и крупные музыкальные формы, и серьёзные жанры. Симфонии, оратории, мессы и прочие оперы малыш вряд ли оценит. Стоит сделать выбор в пользу не слишком длинных пьес или подходящих по определённым нами параметрам отрывков крупных произведений.

2. Эмоциональная окраска произведения

Этот пункт тесно связан с предыдущим. Потому что серьёзная мысль и мощный эмоциональный посыл заложены в большей мере в крупных произведениях. Ребёнок вряд ли сумеет сопереживать такой заряженной музыке — у него нет необходимого жизненного опыта и попросту его мозг ещё не созрел для восприятия такой сложной информации. Это слишком сильное воздействие на ребёнка, которого следует избегать.

3. Регистры, динамика

Этот пункт связан с предыдущим.

Потому что серьёзная мысль и мощный эмоциональный посыл, заложенные в крупных произведениях, как правило, достигаются использованием более сильных средств: звучанием в разных регистрах и использованием выразительной динамики.

Крайние регистры (очень низкие и очень высокие звуки) и контрастная динамика (фортиссимо, особенно внезапное, после пиано) — это слишком резкое звучание, оно сложно для восприятия маленькими ушами и попросту может испугать ребёнка.

4. Реакция ребёнка на музыку

Малейшее неудовольствие ребёнка в ответ на музыку должно стать для вас сигналом прекратить прослушивание этого произведения. Не нужно пытаться «дослушать», даже если осталось совсем немного. Мы резко против насилия по отношению к маленькому человеку даже в таком проявлении.

Музыка в вашей семье: влияние родителей на формирование музыкального вкуса ребёнка

Не нужно убеждать ребёнка в том, как полезно и приятно слушать классику, нужно самому получать от этого удовольствие. Всем опытным родителям давно известно, что ребёнок воспринимает не столько наши слова, сколько наш пример.

Если родитель говорит одно, а делает другое, то ребёнок сделает вывод из поступков, а не слов. Если мама методично по расписанию включает ребёнку Бетховена, а потом весело делает уборку под хиты группы «Блестящие», то вряд ли ребёнок сделает вывод, что классика — это хорошо, а попса — это мусор.

В первые годы жизни вы как никогда способны повлиять на формирование вкусов малыша.

Когда и как начинать знакомство детей со звуками

Если вы ещё ожидаете ребёнка, это значит, что у вас впереди несколько прекрасных месяцев, когда вы можете посвятить себе максимум времени. Потом будет долгий период, когда вы не принадлежите себе, вы просто аппарат жизнеобеспечения для вашего беспомощного поначалу малыша.

Пока ребёнок внутри вас, для него чрезвычайно важно ваше эмоциональное состояние, поэтому более глубокое знакомство с классикой для вас — идеальная находка

Итак, как начать понимать и любить академическую музыку? К счастью, современность позволяет нам получить доступ ко всей необходимой информации, чтобы прокачать скилл. Главное — постепенно знакомиться с новыми произведениями и по возможности ходить на концерты.

Можно выбрать для себя подходящий метод: знакомиться со знаковыми произведениями наиболее известных композиторов по хронологии или выбрать более близких нам по времени и духу авторов начала ХХ века. Некоторые советуют целиком отдаться во власть эмоций и «слушать сердцем», соотнося музыку с вашими эмоциями и настроениями.

Любителям основательного подхода может понравиться изучение музыки с углублением в теорию. Завсегдатаи светских мероприятий могут ходить на симфонические концерты, оперы и балеты.

Что бы вы ни выбрали, помните, что любое академическое произведение требует большего внимания, чем песня современных исполнителей

Скорее всего, во время первого прослушивания, произведение покажется вам сложным и непонятным. Однако после нескольких повторов вы начнёте понимать его логику, слышать отдельные темы. Продолжайте слушать — и то, что, казалось, невозможно охватить, станет близким и понятным.

Фонотека вашего ребёнка

Составление списков вроде «100 книг, которые каждый должен прочитать к 30 годам» и «100 лучших картин всех времён и народов» — всегда дело неблагодарное.

Такой список выглядит, с одной стороны, глупо и банально, потому что часть упомянутого набила всем оскомину, и с другой стороны — не вызывает отклика, потому что ещё половина названий вам ни о чём не говорит.

Такие «универсальные» списки — это не про вас и ни про кого другого. Это солянка, получившаяся случайным образом.

Когда и как начинать знакомство детей со звуками

Поэтому я выйду из этой ситуации следующим образом: в нашу сотню произведений для малыша я постараюсь включить наибольшее количество разных композиторов, чтобы у вас была возможность оценить разнообразие музыки, доступной слушателям, начинающих с самого что ни на есть нуля — маленьких детей. Вы сможете обратить внимание на композиторов, музыка которых привлечёт вас и позже самостоятельно познакомиться с другими их сочинениями. Этакая семейная методика погружения в классику. Мой выбор из 100 произведений — по ссылке ниже.

100 произведений академической музыки для детей

Кажется, что эта задача — разобраться в академической музыке с нуля — непосильна. Но если вы стремитесь к тому, чтобы классика играла важную роль в жизни вашего ребёнка, вы сами должны верить в музыку. Не заставляйте — ребёнка или себя — слушать классическую музыку. Это не работа, а целый мир, который откроется вам и станет источником прекрасных сильных эмоций.

  1. 6 заблуждений родителей о музыкальном образовании
  2. Главные отличия французской школы от нашей
  3. 5 слов, которые обманом вымогают у вас запятую

Источник: https://mel.fm/vospitaniye/1069234-record_library

Вводное занятие по обучению грамоте "Знакомство с буквами и звуками"

  • Тема: Вводное занятие.
  • Цели: Сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте.
  • Задачи:
  1. Развитие умения вслушиваться в слово; развитию активной мыслительной деятельности.

  2. Упражнять в дифференциации на слух слов и звуков; учить сравнивать, обобщать.

  3. Показать как звуки обозначаются цветными символами; дать определение места в звукобуквенных речках (в Сине-зеленой или Красной реке).

  4. Уточнение и обогащение словарного запаса с уточнением представления об окружающем мире.

  5. Воспитание умения ориентироваться на систему правил, необходимых для учебной работы.

  1. Дидактический материал (оборудование): колокольчик, раскраски с рисунками, карандаши простые и цветные, резинки, сказочные герои Слыш и Буковка, колокольчик,плоскостные изображения двух корабликов, набор магнитных звукариков.
  2. Ход занятия.
  3. Цель: Пробуждение интереса к познанию новых звуков.
  4. Составляем правила поведения на занятии:
  5. Ничего не трогать без разрешения воспитателя.
  6. Не вставать без разрешения.
  7. Не мешать другим.
  8. Не выкрикивать, а поднимать руку.
  9. Если хочешь что-то спросить – подними руку.
Читайте также:  Актовегин при планировании беременности: показания, дозировка, особые указания

— В одной прекрасной сказочной стране жил-был Слыш. У Слыша были большие уши, потому что он очень любил слушать, как звучат разные звуки. А еще у Слыша был большой рот, потому что он больше всего на свете любил произносить понравившиеся ему звуки. А помогал ему веселый язычок, который жил в большом ротике у Слыша.

Слыш любил гулять в своем сказочном городе и в сказочном лесу, расположенном недалеко от города, он прислушивался к разным звукам, запоминал их и играл с ними.

Жители волшебного города вешали на дверцы сказочных домов звонкие колокольчики. Однажды Слыш шел по улице и вдруг услышал, что справа на двери дома зазвенел колокольчик. Кто-то вошел в дом.

А потом зазвенел другой колокольчик — на двери дома слева. Маленькому Слышу так понравился звон колокольчиков, что он расправил свои большие уши и стал прислушиваться: звон раздавался то справа, то слева, то впереди, то сзади.

  1. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

  • Цель: Познакомить со звуками: поется или не поется звук (гласные и согласные);
  • Игра «Где звенит колокольчик?»
  • Цель: развитие слухового внимания.
  • Звонит колокольчик, а дети с закрытыми глазами определяют, где звенит колокольчик: справа, слева, внизу, вверху, сзади от него.
  • — Скажите, как звенит колокольчик?

— Однажды утром Слыш тщательно вымыл лицо и свои большие уши, затем вышел на балкон своего сказочного дома и стал слушать. Его соседи каждый день играли на разных музыкальных инструментах: вот кто-то играет на барабане — «бум-бум-бум».

А вот другой сосед заиграл на дудочке: «ти — ли- ли». Вдруг послышались прекрасные звуки металлофона: «ля-ля-ля». Слыш запоминал звучание каждого музыкального инструмента и с тех пор всегда правильно угадывал, какой инструмент звучит.

Все, что мы с вами слышим, назвали звуками.

  1. Знакомство со Звукариками.

Цель: Учить основам звукового анализа, помочь запомнить буквы. Развивать фонематический слух.

Все звуки поселились в сказочной стране «Звукоград». В этой стране есть две реки, волнами которых служат наши звуки. Мы их с вами будем называть Звукариками и познакомимся в какой реке они живут.

-Давайте споем звуки «А», «О», «У», как они произносятся? (Без преграды).

Например: звук [А] — рот открыт, язык спокойно лежит, воздух не встречает преграды, звук можно петь голосом («дирижирую» и вместе с детьми пропеваю звук выше — ниже).

— Эти звуки называются гласные. И живут они реке, по которой плавает Красный корабль, он плывет без парусов (ведь при произношении гласных звуков мы не встречаем преграды). Волны в ней особенные: красные.

Звук [М] — губы сомкнуты, воздух не может свободно выходить, т. к. ему мешают губы; звук можно потянуть (воспитатель с детьми произносит звук длительно, показывая руками, что звук «тянется», но его нельзя произнести выше-ниже, т.е. нельзя петь).

Это согласные звуки.

Давайте положим руку на шею и многократно произнесем звук [М]: «Что вы чувствуете?».

  1. Когда все убедятся, что «горлышко дрожит», объясняю, что это работают голосовые связки и такой звук называется звонким.
  2. Есть согласные, которые произносятся без голоса: глухо, их называют глухими.
  3. Дети делают анализ ее звучания, дают характеристику звука определяя, гласный или согласный и формируют из них “волны” для корабликов.

Но есть согласные звуки, которые произносятся очень мягко. Например, «ль», «мь»? (Показ)

А есть согласные звуки строгие, такие как «м», «н». Их назвали твердыми (показываю).

  • Мы с вами будем определять, какого цвета будет волна.
  • Игра «Какие звуки ты слышишь?»
  • Цель: развитие слухового внимания.
  • Дети прослушивают звуки и угадывают, что или кто их издает.
  • — Представьте, что вы сидит на полянке и слушает разные звуки.

Произносятся звуки: «с-с-с», «ш-ш-ш» и т.д. Дети отвечают, что так звучит или кто так говорит на полянке.

  1. Цель: снятие усталости и напряжения;
  2. Посадили дети березку.
  3. Посадили дети березку.
  4. Стала она расти.
  5. Вдруг налетел ветер и закачал березку.
  6. Пошел дождь и град.
  7. Затем снова засветило солнце.
  8. Березка распрямилась и стала расти дальше.

Выполняется стоя. На слова посадили дети березку приседают: под слова стала она расти медленно встают.

Под слова налетел вдруг ветер и закачал березку качаются из стороны в сторону; под следующие слова дети распрямляются, делают глубокий вдох и выдох. Садятся на свои места.

— Недалеко от Слыша в сказочном городе жила Буковка. У нее были красивые большие глаза, потому что она любила читать. А еще она обожала рисовать и писать, поэтому всегда носила с собой волшебный карандаш. Этот карандаш рисовал тем цветом, который был нужен его хозяйке.

Больше всего на свете Буковке нравилось читать и писать буквы. Правда, это у нее не очень хорошо получалось, ведь она только начала учиться читать и писать.

Игра «Заштрихуй дорожку».

Цель: развитие зрительного восприятия рядов.

Сначала Буковка рисовала простые картинки своим карандашом: «дорожки». Вот и мы с вами поможем ей: нарисуем дорожку.

Когда и как начинать знакомство детей со звуками

Встреча Слыша и Буковки.

— Одним прекраснымутром Слыш сидел на маленькой скамеечке в парке и ел душистое ванильное мороженое. Вдруг он услышал, что кто-то жалобно плачет: «а-а-а». Слыш огляделся и увидел на лужайке девочку с большими глазами. Она что-то искала в траве и всхлипывала.

Слыш подошел к незнакомке и спросил:

— Почему ты плачешь? Тебя кто-нибудь обидел?

— Нет, — ответила она. — Я ловила на лужайке бабочку и потеряла свой волшебный карандаш. А без него я не могу рисовать красивые картинки и писать буквы.

— Не плачь, — пожалел девочку Слыш. — Я помогу найти твой карандаш. А ты пока попробуй ванильное мороженое.

Слыш угостил незнакомку вкусным мороженым, и она перестала плакать. Тогда Слыш принялся искать волшебный карандаш. Недалеко от большого дерева он заметил упавший листочек, приподнял его и увидел красивый прутик. Он поднял его и спросил:

— Это случайно не твой карандаш?

— Да, да, это он! — обрадовалась девочка. — Спасибо, что ты помог мне, давай дружить. Меня зовут Буковка. А тебя?

  • — А меня Слыш.
  • И они пошли гулять, разговаривая обо всем на свете.
  • Игра «Звук, буква»
  • Цель: научить детей отличать звук от буквы.

— Давайте проверим, как вы знаете звуки. Что такое звук? (Это то, что говорим)

— Назовите звуки (дети по очереди называют)

— Давайте проверим, как вы знаете буквы. Что такое буква? (Это то, что пишем)

— Покажите буквы (дети по очереди показывают)

— А теперь поиграем: я говорю и ли показываю, а говорите: это звук или буква.

Источник: https://infourok.ru/vvodnoe-zanyatie-po-obucheniyu-gramote-znakomstvo-s-bukvami-i-zvukami-3217482.html

Учебно-методический материал по обучению грамоте (средняя группа) на тему: Знакомство со звуком | Социальная сеть работников образования

Усвоение дошкольником звуковой стороны слова длительный процесс.

В процессе ознакомления со звуковым строением слова необходимо сделать звучащее слово объектом наблюдения и анализа. Звуковая сторона слова рано становится объектом внимания ребенка.

Он замечает особенности произношения других людей, приводит конкретные примеры неправильного произношения, замечает разницу в отдельных звуках. Однако самостоятельно разложить слова на звуки не умеет.

Это объясняется тем, что в повседневном общении задача анализа звуковой стороны слова перед детьми не встает.

Ее необходимо решать только в связи с обучением грамоте. В результате работы по программе «Детство», ознакомление детей со звуковой стороной слова начинается уже в младших группах. Во второй младшей группе формируется умение вслушиваться в звучание слова, к концу года ребенок уже хорошо слышит специально акцентирующие в речи воспитателя звуки, сам пытается интонировать звук в начале слова.

  • В средней группе задачи значительно усложняются:
  • —  знать и различать понятие «звук», правильно его использовать; внятно и четко произносить звуки, вслушиваться в звучание слов;
  • —  знать, что слова состоят из звуков, могут быть длинными и короткими;
  • —  различать твердые и мягкие согласные звуки;
  • —  различать гласные и согласные звуки;
  • —  определять место звука в слове (первый, последний, в середине);
  • —  находить слова с заданным первым звуком (сначала на основе наглядности, затем — по представлению);
  • — к концу года учить анализу односложных трехзвуковых слов.Осуществляя, работу с детьми по развитию речи предварительно, знакомим с

термином «звук». Правильное понимание этого термина поможет им в дальнейшем осознать звуковой и слоговой состав слова. Введение термина в детскую речь не должно осложняться подробным раскрытием этого понятия. Задача воспитателя -помочь ребенку правильно употреблять его при речевом общении с взрослыми и сверстниками. Для этого используются разные методы и приемы.

Обязательный игровой характер обучения делает освоение абстрактного содержания естественными и доступными.

Использую уже устоявшиеся в практике обучения грамоте приемы, когда звуки речи сравниваются с природными или бытовыми звуками и называются «песенками»: песенка ветра, змеи-звук «ш», песенка жука, самолета — звук «ж», песенка мотора — звук «р», песенка насоса, водички — «с», песенка комара, колокольчика — звук «з» и т.д.

  1. С понятием «звук» знакомим детей средствами художественной литературы. Детей учим вслушиваться в стихотворения, в рифмующиеся слова, замечать в них часто повторяющиеся звуки:
  2. Мышонку шепчет мышь:
  3. «Ты все шуршишь, не спишь!»
  4. Мышонок шепчет мышь:
  5. Шуршать я буду тише»
  6. Усвоению термина «звук» помогают такие игры, как «Повтори как я», «Узнайчей голос», «Подскажи Петрушке звук».
  7. Например, игра «Подскажи Петрушке звук», дети должны быстро подсказать непроизнесенный Петрушкой звук, чтобы слово прозвучало полностью:

На солнышке грелся черноухий котено… к

На него смотрел белолапый щено… к

Малыш попросил маму купить красный ша…р

В зоопарке жил сло..н  /бегемо…т/ крокоди…л

Рассматривая игрушки или картинки с изображением животных, птиц, растений, предлагаются упражнения, которые учат детей слышать в словах разные звуки. Например, картинка «Лиса», задаются вопросы: Кто это? (лиса). Назовите это животное словом, в котором слышится песенка водички «с» (лисонька, лисица).

Когда дети овладеют термином «звук», переходим к решению следующих задач: слова звучат- состоят из звуков, звуки в словах следуют друг за другом. Необходимо научить детей слышать в слове отдельные звуки. Для решения этой задачи применяются игры и упражнения на вслушивание в звучание слов.

Произносят слова медленно, отчетливо, как бы прислушиваются к их звучанию. Например, игра «Назови как я». Детям советуют выделить голосом все звуки одинаково протяжно, наглядно демонстрируя процесс последовательного расположения звуков в слове (шшаарр, ммаашшииннаа, ззввеенниитт).

Такой способ произнесения помогает дошкольнику расчленить слово на звуки, и услышать, из каких звуков оно состоит.

Более сложные способы демонстрации последовательности звуков в слове осуществляются с использованием специальных пособий — звуковой линейки, моделирующей последовательное появление (исчезновение) звуков при произнесении слова. Используя звуковую линейку, демонстрируется определенная последовательность звуков, дети видят, что разные слова имеют разное количество звуков. Вначале знакомят с 2-х звуковыми словами (уж, ус).

Читайте также:  Как помочь ребенку при ангине?

Следующая задача средней группы — научить детей произносить слова интонационно выделяя звуки.

Прежде чем учить детей интонированию, воспитатель должен ознакомиться с правилами интонационного выделения звука в слове:

1.               Звук выделять на фоне слитного произношения слова.

2.       После того как он выделен, его нужно назвать изолированно, так как он слышится в слове. Например, слово мяч первый звук «мъ», в слове мак, первый звук

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/obuchenie-gramote/2015/01/20/znakomstvo-so-zvukom

Знакомство со звуком (а) и буквой А

Знакомство со звуком (а) и буквой А.

Цель: познакомить детей с гласным звуком а и буквой А. Учить подбирать слова со звуком а в начале, середине и конце слова. Дать первое понятие о гласном звуке. Развивать мелкую моторику, ориентировки на листе с наклонными линиями при печатании буквы А.

  • Оборудование: кукла, картинки: арбуз, Айболит, автобус; картинка с изображением буквы А, карандаши красного цвета, простые карандаши, счетные палочки, мяч.
  •                                          Ход занятия
  • Оргмомент

— Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Аня. Она приготовила для вас задания.

  1. — Что называют звуком? (это то, что мы произносим и слышим)
  2. — Что называют буквой? (это то, что мы пишем и видим)
  3. Отгадайте загадки.
  4. Что за чудо — синий дом!
  5. Ребятишек много в нём.
  6. Носит обувь из резины
  7. И питается бензином. (Автобус)
  8. Всех на свете он добрей,
  9. Лечит он больных зверей,
  10. И однажды из болота
  11. Вытащил он бегемота.
  12. Он известен, знаменит.

Это доктор …. (Айболит)

  •     Он большой, как мяч футбольный,
  •     Если спеет, все довольны,
  •     Так приятен он на вкус.

    А зовут его …(арбуз)

  1. — Какой звук вы слышите в этих словах?
  2. — Правильно, слышится звук «А».
  3. Артикуляция звука.
  4. — Давайте вместе произнесем звук «А».
  5. Широко рот открываем

Куклу ласково качаем. (Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)

  • Рот широко открыт .
  • Губы спокойны (не напряжены и не округлены) .
  • Кончик языка находится у нижних зубов, язык плоский.
  • — Когда мы произносим звук, как выходит из ротика воздух? (легко, свободно)
  • — Есть ли преграда? (воздух не встречает преграды)
  • Если при произношении звука воздух из ротика выходит легко и свободно, не встречает преград, то такой звук называется гласным.
  • — Каким цветом он обозначается?
  • Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «А»:
  • а, у, о, а, ы, и, а, э, у, а.
  • ом, уф, ам, ур, ат, ит, ык, ар, ау, ок
  • сом, кот, рак, азбука, ананас, ангел, индюк, Англия, умный, овощ, туфли, тапки, бант, бинт, бунт.
  • Игра «Где звук?» (в начале, в середине или в конце слова)
  • Аист, туча, астра, автобус, вата, рама, ракета, глина, река, камень, танк, труба, тайна, мышка, зима, рак, клад, луна, парк?
  • Игра «Придумай слово со звуком А» игра с мячом
  • (- в начале слова, в середине слова, в конце слова)
  •                                       Игра «Придумай предложение»
  • (придумайте предложение со словом Аня)

Физкультминутка. Аист.

  1. — Аист, аист длинноногий
  2. Покажи домой дорогу.
  3. — Топай правою ногой,
  4. Снова – правою ногой.
  5. Снова – левою ногой
  6. После – правою ногой,
  7. После – левою ногой,
  8. Вот тогда придешь домой.
  9. На зарядку солнышко
  10. Поднимает нас.
  11. Поднимаем руки мы.
  12. По команде – раз!
  13. А над нами весело
  14. Шелестит листва
  15. Опускаем руки мы.
  16. По команде – два.

Знакомство с буквой «А». Показ буквы «А».

  • — Вот буква вроде шалаша.
  • Не правда, ль буква хороша!
  • И хоть она проста на вид,
  • А начинает Алфавит.
  • — Вот два столба наискосок,
  • А между ними – поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

  1. Перед тобою буква А!
  2. — На что похожа буква А?
  3. — Из скольких элементов состоит буква?
  4. Игра «Найди букву А»
  5. Выкладывание буквы из палочек.

— Постройте букву А из пальчиков. Кто догадался, как это можно сделать?

  • Прорисовывание буквы в воздухе.
  • Печатание буквы.
  •  – Вы потрудились и пальчики устали, давайте их разомнем.
  • Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».
  • (Рука сжата в кулачок) Мы делили апельсин.
  •  (Крутим кулачком вправо-влево) Много нас, а он один!
  • (Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого) Эта долька для ежа, (Разгибаем указательный пальчик) Эта долька для чижа,
  •  (Разгибаем средний пальчик) Эта долька для утят,
  •  (Разгибаем безымянный пальчик) Эта долька для котят,
  • (Разгибаем мизинчик) Эта долька для бобра,
  • (Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево) Ну, а волку — кожура.
  • (Двумя руками показываем волчью пасть) Он сердит на нас — беда!
  • (Складываем руки домиком) В домик прячемся — сюда!

— Кукле Ане пора возвращаться домой. Давайте ей скажем до свидания!

  1. Итог:
  2. — Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?
  3. — С какой буквой?
  4. — Каким цветом обозначаем?

Источник: https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/znakomstvo-so-zvukom-a-i-bukvoj-a.html

Занятие с детьми дошкольного возраста "Знакомство со звуками и буквами"

Занятие с детьми дошкольного возраста «Знакомство со звуками и буквами».

Цель занятия:  Познакомить детей с понятиями “звуки речи”, “буква”, дифференцировать понятия – “звук” и “буква”.

Задачи:

  • Познакомить с понятиями и показать отличие – “звук”, “буква”
  • Расширить словарный запас
  • Способствовать развитию внимания, воображения, творческих способностей, мелкой моторики
  • Развивать умения говорить и слушать
  • Пробудить интерес к самому процессу обучения, используя игру как основную форму

1. ОРГМОМЕНТ

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Владимировна . А вас?

Вы знаете, зачем вы сюда пришли? Чем мы будем заниматься?

2. ХОД ЗАНЯТИЯ:

Но кто это нам мешает? Это мои игрушки: лисенок, ежонок. А у них есть знакомая мудрая сова, которая всегда сообщает им много интересного. Но что случилось?

Ежик и лисенок решили рассказать вам сказку о планете звуков и букв. А вы знаете, что такое звуки речи и буквы?

Послушаем их сказку? Узнаем, какие бывают звуки и буквы. Придется совершить космическое путешествие.

Нам понадобиться транспорт, – какой?

Рисуем ракету.

3. ЗВУКИ.

МОЖЕМ ОТПРАВЛЯТЬСЯ, ЗАКРОЙТЕ ГЛАЗА – (появляется космическое пространство с планетами.)

Планета звуков невидимая и очень большая. Она окружает нас повсюду, потому что звуки есть везде, но их нельзя увидеть. Их можно услышать и произнести.

Закройте глаза – что вы слышите? Аудио запись.

Как работает наша ракета? Вы правы, мы слышим это. А это значит, что мы уже приближаемся к планете звуков.

  • Мы пролетаем созвездие Льва – как он с нами здоровается?
  • Овена-барана?
  • Большая и малая медведицы?

Это звуки, которые издают животные, а люди произносят звуки речи. Из звуков речи состоят слова. И мы прекрасно понимаем друг друга.

  1. 4. ФИЗМИНУТКА
  2. Космонавт не ленись,Вправо, влево повернись,Руки вверх, руки внизНаклонись, назад прогнись,На одной ноге постой,На другой ноге постой -Это сделать нелегко.
  3. Теперь прыгай высоко.
  4. 5. ЗВУКИ ГЛАСНЫЕ
  5. Какие же они звуки речи?

Однажды солнышко придумало им имена. А случилось это так. На одной стороне планеты жили звуки, их пригревает солнышко и они пели, гласили – А О У Э Ы И. Да, эти звуки мы произносим с помощью только голоса. И называли их — гласными звуками.

6. ЗВУКИ СОГЛАСНЫЕ

На обратной стороне звуки — не умели петь, живли не весело, солнышко их не грело. Звуки страдают и при этом одни кряхтели – КККККК, гневались – ГГГГГ, рычали – РРРРР, шипели – ШШШШ, пыхтели – ППППП. Да, здесь уже одного голоса не достаточно, а есть звуки, которые произносятся без голоса. Что же помогает нам с вами произносить эти звуки речи. Отгадайте загадки: когда мы едим – они работают,

Когда не едим – они отдыхают,Не будем их чистить — они заболят. (Зубы)

Посильней ты их раздуй.На горячее подуй. (Щеки)

  • Всегда он в работе,Когда мы говорим,
  • А отдыхает, когда мы спим. (Язык)

 Да, эти звуки мы произносим с помощью губ, зубов и языка. Солнышко сказало им: “Негоже вам так жить. Гласные дружные и веселые. Вам надо с ними подружиться и стать опять счастливыми.

 — Согласны? – улыбнулось солнышко. – Согласны. Согласны! – хором ответили звуки, которые так и назвали со-гласные. Теперь гласные и согласные станут опять жить в мире, дружбе и со-гла-сии.

7. БУКВЫ

Затем звуки – невидимки – мы же их только произносим и слышим, захотели показать себя. Тогда они стали надевать красивые костюмчики и так появились буквы, которые мы пишем, видим и читаем.

Звуки мы произносим и видим, а буквы пишем и читаем.

Обведите буквы, которые вы знаете. (Обводим буквы.)

8. ИТОГ

  • Какие звуки речи мы знаем?
  • Как произносятся гласные звуки?
  • С помощью чего произносятся согласные?
  • Чем звуки отличаются от букв?

У вас получилась очень красивая планета. И мне хочется поблагодарить вас помощь и внимание.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/uroki/zaniatiie-s-diet-mi-doshkol-nogho-vozrasta-znakomstvo-so-zvukami-i-bukvami

Ознакомление детей со звуковой стороной речи

Звуковая сторона речи рано становится предметом вни­мания ребенка. Он замечает особенности произношения других людей, приводит конкретные примеры неправиль­ного произношения, замечает разницу в отдельных звуках. Однако самостоятельно разложить слова на звуки не умеет.

Это объясняется тем, что в повседневном общении задача анализа звуковой стороны слова перед детьми не встает. Ее необходимо решать только в связи с обучением грамоте.

Где ребенок специально учится вслушиваться в звуки, из которых состоят слова, различать их, вычленять из слова, анализировать звуковой и слоговой состав, слышать ударение.

В результате работы над звуковой стороной слова у детей формируется особое, лингвистическое отношение к речи, к языковой действительности. Сознательное отношение к языку является основой для освоения всех сторон языка (фонетической, лексической, грамматической) и форм речи (диалогической и монологической).

Ребенок начинает чувствовать выразительные (интонационные и лексические) средства языка, оттенки значений слов, их грамматическую форму. Он активно использует эти средства в связной речи и в повседневной жизни. Обучение разным сторонам родного языка взаимосвязано и оказывает взаимное влияние.

Ребенок знакомится не просто со звуками слова, но с «работой» звука в лексике, морфологии, словообразовании. При такой организации обучения возникает эффект саморазвития, когда ребенок начинает самостоятельно, помимо взрослого, экспериментировать, ориентироваться в сфере языка и речи, играть со словом, со звуками.

В результате он постигает больше того, что получил непосредственно на занятии. Это своеобразный эффект последствия, к которому и должно стремиться развивающее обучение.

Читайте также:  Преждевременные роды: что может спровоцировать, как начинаются и как предотвратить?

МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СО ЗВУКОВЫМ СТРОЕНИЕМ СЛОВА.

Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик. Работа по развитию звуковой стороны речи и овладению основами грамоты способствует развитию познавательных способностей, творческого воображения и пространственных представлений.

Фонематический анализ и синтез — это  способность расчленять слово на отдельные фонемы, определять их последовательность, количество, а так же составлять слово из отдельных звуков.

Дошкольники «погружаются» в звуковую действительность языка: учатся выделять отдельные звуки в словах, определять первый звук в слове, подбирать слова с определенным звуком и различать на слух твердые и мягкие согласные (без употребления самих терминов).

Сначала детей знакомят со звучащим словом, стараясь идентифицировать его с определенным образом предмета, явления, признака и т. п. Например, дошкольники устанавливают, что слово стол соответствует только предмету с этим названием, а слово кукла- кукле, зайчик- зайчику. Другими словами эти предметы и игрушки назвать нельзя.

Дети узнают, что одно и то же слово можно произнести громко и тихо, подобрать слова-«друзья» (мишка – шишка, свечка – печка, ком – бом, тук – лук, лисичка-сестричка, лягушка-квакушка и т. п.), что слова могут звучать похоже и различно.

В дошкольном возрасте дети получают представление о протяженности слов (короткие и длинные), знакомятся со слоговым делением слов на основе выделения гласных звуков. Термин «слог» (так же как и «звук») не употребляется.

Для решения данной задачи детям предлагают специальные дидактические игры, в которых дошкольники делят слова на части, прохлопывая, отстукивая или прошагивая ритмико-слоговую структуру одно-, двух– и трехсложных слов.

В подобных упражнениях в качестве вспомогательного средства используются заместители – мелкие фишки, игрушки, наглядно изображающие отдельные части слов. Эти заместители являются прообразом графической записи слогов.

На следующем этапе дети голосом выделяют некоторые согласные звуки: свистящие, шипящие, сонорные и другие (ьи, ж, ч, щ, ц, с – сь, з – зь, р – рь, м – мь), то есть такие звуки, которые можно произнести протяжно.

Затем для интонационного выделения голосом дошкольникам предлагают звуки, которые нельзя тянуть голосом: взрывные, губные и другие (к – кь, д – дь, т – ть).

 Таким образом, дети осваивают обобщенный способ интонационного выделения звуков в словах, позволяющий вычленить звук любой качественной характеристики.

Затем, выявляется еще одна особенность развития детей – образное восприятие. Как же научить детей делить слова на слога?

Взрослый просит детей хлопать в ладоши по мере произнесения каждого слога: мы-шо-нок. И тут же спрашивает: «Сколько раз вы хлопнули в ладоши?» (Много раз, три.) Это действие воспитатель проделывает неоднократно.

Потом взрослый вместе с детьми пробует измерить хлопками другие слова: ля-гу-шо-нок, ли-се-нок, же-ре-бе-нок, зай-чо-нок, а также слова с одним слогом: лев, лес, кот, мак, рак и т. п.

Когда дети научатся без труда выполнять эти действия, воспитатель просит их произнести короткие слова, а сам беспорядочно хлопает, затем спрашивает, верно ли он (или мишка-топтыжка, кукла Катя) выполнил задание.

При этом следует предлагать только контрастные примеры (короткие слова – много хлопков, длинные слова – один хлопок), чтобы ошибка была очевидной и дети могли ее исправить. Цель упражнения – научить малышей «протягивать» гласные звуки и делить слово на «кусочки» (слоги).

На этом этапе хорошо провести игру «Телеграф».

Для того чтобы принять телеграмму, ее нужно «записать»: взять мел, фломастер, карандаш или мелкие игрушки и, соответственно, на доске или листочке бумаги написать знаки по количеству частей слова или положить соответствующее количество игрушек перед собой.

Сначала для игры лучше использовать мелкие игрушки. Воспитатель говорит детям: «Послушайте и примите телеграмму: ма-ши-на: ма- (малыши откладывают грибочек, елочку или пуговку), – ши- (откладывают еще одну), – не/ (кладут третью игрушку). Сколько у нас частей в слове?» 

Таким образом, постепенно воспитатель подходит к значкам, обозначающим слоги. Наглядные средства позволят детям образно представить протяженность слов, научиться измерять и сравнивать их. Это очень важно, и успех наступит тогда, когда малыши поймут, например, что слово муравей больше, чем слово кит.

Итак, дети научились «измерять» слова, то есть обследовать их звуковую оболочку.

Теперь предстоит научить детей выделять отдельные согласные звуки (терминология не используется). Согласные отличаются от гласных тем, что их можно разделить на две большие группы с точки зрения их произнесения. Одни можно произнести длительно, другие произносятся отрывисто.

Звуки ш, ж, с, з, в, ф, л, р, м, н можно потянуть, звуки б, п, г, к, т, д, й, ч, ц можно только подчеркнуть голосом. Умение выделять звуки в словах помогает детям анализировать звуковой состав слов. А это уже первая ступень обучения грамоте.

Умение анализировать звуковой состав слова предупреждает пропуски букв при письме.

Выделение согласных звуков также начинается с образного восприятия. Этому способствует, например, игра «Жуки прилетели». Подобные игры можно придумывать и с другими звуками, например, ш — «песенка» ветра, з – зь — комара, с – сь — насоса, р – рь — мотора и т. д.

  • Для разнообразия можно прочитать детям стихотворение, выделяя звук ж:
  • ЛеЖебока рыЖий кот
  • ОтлеЖал себе Живот.
  • Кушать хочется,
  • Да лень ворочаться,
  • Вот и Ждет рыЖий кот —
  • МоЖет, миска подползет?

Воспитатель спрашивает детей: «Как вы думаете, какой звук чаще других повторялся в этом стихотворении?» (Ж, жук.)

Педагог предлагает малышам вместе прочитать стихотворение, выделяя звук ж. Очень важно, чтобы дети попробовали потянуть звук ж в каждом слове.

Если они испытывают затруднения при произнесении звука ж, можно предложить им для разучивания другое стихотворение или потешку со звуками р, ш или с (то есть из первой группы согласных).

Если кто-то из детей все же не может справиться с произнесением отдельных звуков, стоит обратиться к логопеду.

Можно немного усложнить упражнение, предложив детям отыскать в стихотворении или придумать слова с определенным звуком. Лучше это делать в форме игры-соревнования «Кто больше?». Каждый правильный ответ ребенка нужно поощрить игрушкой или фантиком, а в конце игры определить победителя.

Очень важно дать ребенку почувствовать уверенность в себе. С этой целью можно использовать «загадки-подсказки».

Например, если ребенок испытывает затруднение, подбирая слова со звуками р и ръ , следует указать на какой-нибудь предмет, в названии которого есть один из этих звуков (картина, кровать, кресло, дверь и т. д.

) и спросить: «Что это такое?» И в этом варианте игры нужно поощрять каждый правильный ответ. Воспитатель не должен напоминать ребенку, что он помог ему. Почувствовав себя уверенно, он в дальнейшем обязательно назовет много разных слов.

Сначала детей нужно знакомить со звуками: ж, ш, щ , й, ч, щ. Эти фонемы в русском языке не изменяются по звучанию. Все остальные согласные парные: р – рь, с – сь, з – зь, д – дь, к – кь, ф – фь и т. д. Это и есть основная трудность так называемого слияния звуков при чтении, которая, как правило, не учитывается и приводит подчас к по-буквенному чтению.

Отсюда главное правило: звуки нужно называть так, как они звучат в словах. Это значит, что в слове рак первый звук р, а в слове рис– рь , в слове лак – л, а в слове лес – ль и т. д.

Согласные звуки, которые не поддаются протяжному произнесению, труднее выделить голосом (например, кот, дом и т. п.). В этом случае нужные звуки следует выделять на фоне слитного проговаривания всего слова.

Иначе говоря, стараясь подчеркнуто произнести звук, не нужно отрывать его от всего слова. Образ слова нельзя разрушать, он целостен для ребенка. И здесь на помощь опять приходят стихи, потешки, поговорки.

  1. Четыре черненьких, чумазеньких чертенка
  2. Чертили черными чернилами чертеж
  3. Чрезвычайно чисто.
  4. Вот сколько на К я сумею назвать:
  5. Кастрюля, кофейник, коробка, кровать,
  6. Корова, квартира, картина, ковер,
  7. Кладовка, калитка, комод, коридор…
  8. Л. Куклин

Можно предложить детям поиграть в игру «Кто больше назовет «вкусных» слов со звуками к и кь». ( Колбаса, кефир, кекс, рыбка, конфета, шоколад, морковь, свекла, капуста, картошка и т. д.) При этом нужный звук лучше подчеркивать голосом.

А вот другой вариант игры – «Кто больше назовет слов со звуками р и рь!». Сначала воспитатель предлагает детям назвать предметы, которые находятся в комнате: дверь, ручка, рама, кровать, картина и т. д. Схематично (мелом на доске или карандашом на листе бумаги) педагог изображает эти предметы.

Затем просит малышей назвать слова, обозначающие животных и предметы, которые находятся на улице: речка, деревья, огород, забор, пруд, рыбки, корова, дрова, трава и т. д. Игра будет интереснее, если провести ее в виде соревнования: кто больше наберет фантиков, кто последним назовет слово и т. д.

Существует множество вариантов этой игры: можно предложить детям выбрать игрушки в «Детском мире», назвать зверей в лесу, зоопарке, описать, что окружает нас на необитаемом острове и т. п.

Если ребенок ошибся, лучше поправить его в шутливой форме: «Ты назвал слово сабля , а там нет звука ш. Если бы он был, то получилось бы шабля». Очень помогают развитию фонематического слуха чтение небылиц:

  • Жучка будку (булку) не доела:
  • Неохота, надоело…
  • А. Шибаев

Прочитав стишок-небылицу, воспитатель спрашивает у детей: «Какой звук заблудился? А как надо сказать?» Подобные упражнения помогают малышам понять, что один-единственный звук может полностью изменить смысл сказанного.

Если дети справляются с перечисленными заданиями, можно перейти к более сложным, объяснив дошкольникам, что есть звуки-братцы: старший и младший. При этом термины «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук» не употребляются. Дети различают звуки (братцев) акустически (на слух).

Воспитатель предлагает им сначала завести самолет с большим мотором (р-р-р), потом маленькую машинку с маленьким мотором (рь-рь-рь); надуть шину большим насосом (с-с-с), а воздушный шар – маленьким насосом (сь-сь-сь); показать, как шипят большая змея (ф-ф-ф) и маленькая (фь-фь-фь),звенит большой комарик (з-з-з) и маленький (зь-зь-зь).

Воспитатель подбирает предметные картинки на пары звуков: л – ль, р – рь, н – нь, м – мь , г – гь, д – дь, т – ть и т. д. Предлагает детям сначала собрать картинки со звуком с, потом со звуком съ (сначала со звуком в , потом со звуком вь и т. д.).

Когда дети научатся различать пары согласных звуков, можно поиграть в слова. Сначала воспитатель просит дошкольников назвать слова со звуком д , потом со звуком дь (сначала со звуком кь , потом со звуком к и т. д.). Дети с удовольствием займутся подбором слов к нужному звуку.

Мы советуем ограничиться только этим вариантом игры. Пока детям непонятно, что такое звук в середине и в конце слова. При необходимости лучше употреблять термин «последний звук». Напомним, что на данном этапе мы говорим так, как слышим, то есть на конце слова нож произносим звук ш , а в слове арбуз– звук с.

 Придет время, и дети узнают все премудрости орфографии.

Источник: https://ddu100grodno.schools.by/pages/oznakomlenie-detej-so-zvukovoj-storonoj-rechi

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector