Что такое дисграфия

Рассматривается такое заболевание, как дисграфия, часто диагностируемая у детей раннего возраста. Что это за болезнь, каковы симптомы дисграфии и как с ней бороться ребенку и родителям.

Дисграфия относится к особенностям реализации нервно-психических функций, которые затрагивают весьма незначительную часть возможностей психики человека, однако могут повлечь за собой серьезные трудности в социализации и развитии ребенка.

Часто из-за недостаточной информированности педагогов и родителей дисграфия превращается в настоящий кошмар для школьников. О том, что такое дисграфия и как с ней бороться – читайте далее.

Что такое дисграфияДисграфия — что это за болезнь?

Письмо — отфильтрованное мышление.Стивен Кинг. Как писать книги. Мемуары о ремесле

ИЗ СТАТЬИ ВЫ УЗНАЕТЕ:  [скрыть] 

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

↑Первое, что необходимо знать о дисграфии: это не психическое заболевание и не «отклонение». Если у ребенка диагностирована дисграфия, это не значит, что он глупее или хуже прочих детей. Однако полное игнорирование этой особенности, безусловно, может повлечь за собой трудности в развитии.Дисграфия диагностируется в основном у учеников средней школы. У дошкольников достоверно установить диагноз не представляется возможным ввиду возраста, а у взрослых дисграфия может возникнуть только вследствие поражения определенных зон головного мозга вследствие перенесенной болезни или в комплексе другого психического заболевания.Само понятие дисграфии подразумевает частичное нарушение процесса письма. Ребенок при этом нарушении способен писать отдельные элементы, но испытывает определенные трудности, такие как:

  • неспособность согласовать слова по падежам (только на письме);
  • неспособность писать слоги в словах слитно (или раздельно);
  • отсутствие окончаний в словах;
  • замена слогов в слове местами и т.д.

Так как дисграфия является своеобразием нервной системы, а не патологией, то и лечения от нее не существует. Однако вовремя выявленная дисграфия поддается успешной коррекции в такой степени, что после специальных занятий ребенок может владеть письменной речью в той же степени, что и любой другой сверстник. Разумеется, успех коррекции зависит от степени выраженности нарушения к началу лечения.Гораздо серьезнее самой проблемы являются ее психологические последствия, связанные с осуждением и насмешками со стороны сверстников, педагогов и даже (к сожалению, это не редкость) родителей. Окружающие, не понимающие невозможности ребенка нормально осуществлять письмо, принимают дисграфию за лень, отсутствие старания или глупость. Вслед за этим, как правило, следует наказание, плохие оценки и репутация «глупого», «неспособного», «ленивого» ребенка.

Что такое дисграфияДисграфия — трудности в чистописанииВ связи с тем, что письмо является неотъемлемой частью учебы и общего развития ребенка, дисграфия резко бьет по успешности обучения, практически «ставя крест» на дальнейшем образовании. Именно поэтому так важна своевременная коррекция частичной неспособности к письменной речи.Помимо этого, не всегда и не все замечают проблему. Многие дети подвергаются жесткой критике и даже агрессии со стороны родителей и учителей за неспособность хорошо учиться. Это вызывает тяжелый комплекс вины, чувство собственной ущербности по сравнению со сверстниками. В результате ребенок еще больше закрывается, снижает ожидания к собственным успехам и перестает развиваться в интеллектуальном плане.

Существует прямая зависимость между недооцененными успехами школьников и ранним формированием зависимостей.

Не найдя одобрения и успеха в школьной программе, ребенок может эскапировать в компьютерные игры, «сомнительные» компании, вплоть до увлечения алкоголем и наркотиками.

Поддержка и адекватное отношение к школьникам с дисграфией позволяет уберечь их от психологической травмы и девиантного поведения в будущем.

Дисграфия редко проявляется в «чистом» виде. У детей и подростков часто наблюдается комплекс нарушений восприятия и продуцирования речи, возникший вследствие нарушений развития определенных зон коры или определенных воздействий в процессе развития.

В зависимости от вида проявления проблемы, выделяют следующие виды дисграфии:

  • Артикуляционно-акустическая. Слова пишутся с ошибками, потому что ребенок одновременно не может правильно их выговаривать и воспринимать на слух. Ошибочное произношение кажется ему верным, отсюда и появляются ошибки на письме.
  • Акустическая. Ошибки возникают из-за того, что ребенок не различает на слух близкие по звучанию буквы.
  • Дисграфия на почве несформированности языкового анализа и синтеза.
  • Аграмматическая. Часто развивается в двуязычных семьях, где родители говорят на разных языках. Ребенок при этом не усваивает нормы согласования слов в роде и падеже.
  • Оптическая. Ребенок не различает начертание букв, «зеркалит» их, добавляет лишние детали и т.д.

Кроме того, выделяют смешанные формы этих расстройств.

Дисграфию следует различать с неспецифическими нарушениями письма, которые являются следствием умственной отсталости, педагогической запущенности или задержкой в психическом развитии.

Установить наличие дисграфии можно не ранее, чем в 8,5-9 лет. Это тот возраст, когда у детей устанавливается почерк и уверенная способность к письму.Установить наличие дисграфии может только специалист: нейропсихолог или логопед.

Очевидными признаками расстройства служат типовые повторяющиеся ошибки, которые не связаны со знанием языка.Как было сказано выше, при различных формах дисграфии типичны разные ошибки.

Важно учитывать при этом и дополнительные факторы: общую развитость мелкой моторики ребенка, правильность речи, языковую среду и общий уровень интеллектуального развития.

Различные виды дисграфии вызывают различные типовые ошибки.Несколько примеров на каждый случай:

  • Акустическая и артикуляционно-акустическая: хлеб – «хлеп», игра – «икра», в школу – «фшколу». Разница между первой и второй формой состоит в том, что в случае артикуляционно-акустической дисграфии ребенок неправильно проговаривает слова, а не только прописывает.
  • Несформированность языкового анализа и синтеза: найти – «на йти», идти в школу – «и дтившколу», мишка – «миш».
  • Аграмматическая: кошка села – «кошка сесть», солнце встало – «солнце встала».
  • При оптической дисграфии изменяется начертание букв, добавляются лишние: шишка – «шишишка».

↑Причины дисграфии могут лежать в различных плоскостях. Прежде всего, это нарушения работы определенных областей коры головного мозга. Особенности их функционирования могут быть связаны как с наследственностью, так и с травмами, инфекциями, неблагоприятным течением беременности, отравлениями и т.д.Другая причина – неблагоприятная обстановка для обучения.

Разноязычные родители, смена страны проживания, элементарная запущенность в воспитании могут привести к тому, что ребенок неверно усваивает языковые особенности письма.Реже встречается нехватка речевых контактов: ребенок предоставлен телевизору и компьютеру, с ним мало разговаривают, он практически не общается устно со сверстниками и не читает книг.

Либо обратная ситуация: семья проживает вдали от цивилизации, мало общается между собой, ребенок с малых лет работает и не обучается ни правописанию, ни чтению.

Профилактикой дисграфии является гармоничное и своевременное развитие высших психических функций ребенка.

Развитие должно происходить последовательно и без принуждения: например, некоторые специалисты говорят о влиянии применения «ходунков» на развитие дисграфии, т.к. «скачок» через нормальную стадию ползания препятствует естественному развитию моторных зон в коре больших полушарий.

Кроме того, с ребенком необходимо много говорить, стараясь грамотно выстаивать свою речь и стимулируя развернутый и грамотный устный ответ. Развитие мелкой моторики в раннем возрасте также положительно сказывается на развитии письма впоследствии.

Наконец, родителю следует быть чутким и внимательным к проблемам своего ребенка и не занимать обвинительную позицию по отношению к его трудностям и неудачам. Коррекцию дисграфии, если прослеживаются ее характерные признаки, лучше начинать в раннем возрасте с привлечением квалифицированного специалиста, дабы избежать трудностей в дальнейшем. Что такое дисграфияИзбавляемся от дисграфии

  1. В основной комплекс упражнений входит:

Так как немалую долю в развитии дисграфии играет состояние коры головного мозга (в частности, ее моторных зон), в лечении дисграфии может быть использована медикаментозная и физиотерапия. Лечение включает в себя препараты для улучшения питания клеток головного мозга, а также упражнения, направленные на усиление кровообращения и развитие общих моторных функций.В качестве специфического метода воздействия разрабатывается индивидуальный комплекс процедур, включающий в себя восполнение недостающих «звеньев» в процессе развития речевых навыков. Ребенок читает вслух, пишет диктанты, тренируется в элементах чистописания и т.д.Логопед составляет программу коррекции дисграфии с учетом наличного состояния психики ребенка. Вместе с правильностью письменной речи улучшаются все навыки, отвечающие за успешность освоения новой информации, в частности, школьной программы.

  • психогимнастика (разучивание стишков, сопровождающихся активными движениями и жестикуляцией),
  • разучивание правил правописания,
  • выполнение упражнений на улучшение запоминания (увеличение объема активной памяти и освоение ресурсов памяти),
  • выполнение упражнений для развития мелкой и крупной моторики (подвижные игры, чистописание, рисование, манипуляции с мелкими предметами) и т.д.

Кроме того, активно используется методика распознавания букв и звуков (в том случае, если нарушения не вызваны дисфункцией определенной системы), выполнение заданий на поиск ошибок, общие упражнения на увеличение скорости письма и улучшения почерка.

  • Если вы или ваш ребенок сталкивались с проблемой дисграфии и ее преодоления, поделитесь своим опытом в х к этой статье.
  • Данькина Надежда · 16 июл, 2019

Несмотря на кажущуюся сложность коррекции, прогноз для детей и подростков с дисграфией положительный. Если сложности в письме не связаны с прогрессирующим психическим расстройством, то их можно скорректировать таким образом, что человек практически не будет испытывать трудностей с письмом.Жизнь человека с дисграфией в современном мире существенно облегчена наличием компьютеров и других электронных устройств с быстрой автоматической проверкой правописания. Тех. данные: Обновлена: 01.09.2019, 23:00 Количество слов: 1353 Время на чтение: 7 мин. Распечатать ???? Спасибо авторам за эту статью, которую уже прочли 2 161 раз! Спасибо нашим читателям, которые оставили 1 комментарий и уже оценили статью 2 раз!

Читайте также:  Последствия гемолитической болезни новорожденных

Оцени и ты:

Источник: https://PsyMod.ru/2704-disgrafija-chto-jeto-za-bolezn.html

Дисграфия

Что такое дисграфия

Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения. Диагностика дисграфии включает анализ письменных работ, обследование устной и письменной речи по специальной методике. Коррекционная работа по преодолению дисграфии требует устранения нарушений звукопроизношения, развития фонематических процессов, лексики, грамматики, связной речи, неречевых функций.

Дисграфия – специфические недостатки письма, вызванные нарушением ВПФ, принимающих участие в процессе письменной речи.

Согласно исследованиям, дисграфия выявляется у 53 % учащихся вторых классов и 37-39% учащихся среднего звена, что говорит об устойчивости данной формы речевого нарушения.

Высокая распространенность дисграфии среди школьников связана с тем фактом, что около половины выпускников детских садов поступают в первый класс с ФФН или ОНР, при наличии которых невозможен процесс полноценного овладения грамотой.

По степени выраженности расстройств процесса письма в логопедии различают дисграфию и аграфию. При дисграфии письмо искажается, но продолжает функционировать как средство общения.

Аграфию характеризует первичная неспособность овладеть навыками письма, их полная утрата.

Поскольку письмо и чтение неразрывно связаны, нарушение письма (дисграфия, аграфия) обычно сопровождается нарушением чтения (дислексией, алексией).

Что такое дисграфия

Дисграфия

Овладение процессом письма находится в тесной взаимосвязи со степенью сформированности всех сторон устной речи: звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Поэтому в основе развития дисграфии могут лежать те же органические и функциональные причины, которые вызывают дислалию, алалию, дизартрию, афазию, задержку психоречевого развития.

К последующему появлению дисграфии может приводить недоразвитие или поражение головного мозга в пренатальном, натальном, постнатальном периодах: патология беременности, родовые травмы, асфиксия, менингиты и энцефалиты, инфекции и тяжелые соматические заболевания, вызывающие истощение нервной системы ребенка.

К социально-психологическим факторам, способствующим возникновению дисграфии, относятся двуязычие (билингвизм) в семье, нечеткая или неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, невнимание к речи ребенка со стороны взрослых, неоправданно раннее обучение ребенка грамоте при отсутствии у него психологической готовности. Группу риска по возникновению дисграфии составляют дети с конституциональной предрасположенностью, различными речевыми нарушениями, ЗПР.

К дисграфии или аграфии у взрослых чаще всего приводят черепно-мозговые травмы, инсульты, опухоли головного мозга, нейрохирургические вмешательства.

Письмо является сложным многоуровневым процессом, в реализации которого участвуют различные анализаторы: речедвигательный, речеслуховой, зрительный, двигательный, осуществляющие последовательный перевод артикулемы в фонему, фонемы в графему, графемы в кинему. Залогом успешного овладения письмом является достаточно высокий уровень развития устной речи. Однако, в отличие от устной речи, письменная речь может развиваться только при условии целенаправленного обучения.

В соответствии с современными представлениями, патогенез дисграфии у детей связан с несвоевременным становлением процесса латерализации функций головного мозга, в т. ч. установления доминантного по управлению речевыми функциями большого полушария. В норме эти процессы должны быть завершены к началу школьного обучения.

В случае задержки латерализации и наличия у ребенка скрытого левшества корковый контроль над процессом письма нарушается.

При дисграфии имеет место несформированность ВПФ (восприятия, памяти, мышления), эмоционально-волевой сферы, зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений, фонематических процессов, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи.

С точки зрения психолингвистики, механизмы дисгрфии рассматриваются как нарушение операций порождения письменного высказывания: замысла и внутреннего программирования, лексико-грамматического структурирования, деления предложения на слова, фонематического анализа, соотнесения фонемы с графемой, моторной реализации письма под зрительным и кинестетическим контролем.

В зависимости от несформированности или нарушения той или иной операции письма выделяют 5 форм дисграфии:

  • артикуляторно-акустическую дисграфию, связанную с нарушением артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия;
  • акустическую дисграфию, связанную с нарушением фонемного распознавания;
  • дисграфию на почве несформированности языкового анализа и синтеза;
  • аграмматическую дисграфию, связанную с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи;
  • оптическую дисграфию, связанную с несформированностью зрительно-пространственных представлений.
  • Наряду с «чистыми» формами дисграфии, в логопедической практике встречаются смешанные формы.
  • Современная классификация выделяет:
  • I. Специфические нарушения письма:
  • 1. Дисграфии:
  • 1.1. Дисфонологические дисграфии (паралалические, фонематические).
  • 1.2. Метаязыковые дисграфии (диспраксические или моторные, дисграфии вследствие нарушения языковых операций).

2. Дизорфографии:

  • 2.1. Морфологические дизорфографии.
  • 2.2. Синтаксические дизорфографии.

II. Неспецифические нарушения письма, связанные с педагогической запущенностью, ЗПР, УО и т. д.

Признаки, характеризующие дисграфию, включают типичные и повторяющиеся на письме ошибки стойкого характера, не связанные с незнанием правил и норм языка.

Типичные ошибки, встречающиеся при различных видах дисграфий, могут проявляться смешением и заменами графически сходных рукописных букв (ш-щ, т-ш, в-д, м-л) или фонетически сходных звуков на письме (б–п, д–т, г–к, ш-ж); искажением буквенно-слоговой структуры слова (пропусками, перестановками, добавлением букв и слогов); нарушением слитности и раздельности написания слов; аграмматизмами на письме (нарушением словоизменения и согласования слов в предложении). Кроме этого, при дисграфии дети пишут медленно, их почерк обычно трудно различим. Могут иметь место колебания высоты и наклона букв, соскальзывания со строки, замены прописных букв строчными и наоборот. О наличии дисграфии можно говорить только после того, как ребенок овладевает техникой письма, т. е. не раньше 8–8,5 лет.

В случае артикуляторно-акустической дисграфии специфические ошибки на письме связаны с неправильным звукопроизношением (как произносит, так и пишет).

В этом случае замены и пропуски букв на письме повторяют соответствующие звуковые ошибки в устной речи. Артикуляторно-акустическая дисграфия встречается при полиморфной дислалии, ринолалии, дизартрии (т. е.

у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи).

При акустической дисграфии звукопроизношение не нарушено, однако фонематическое восприятие сформировано недостаточно. Ошибки на письме носят характер замен букв, соответствующих фонетически сходным звукам (свистящих — шипящими, звонких – глухими и наоборот, аффрикат — их компонентами).

Дисграфию на почве нарушения языкового анализа и синтеза характеризует нарушение деления слов на слоги, а предложений на слова.

При данной форме дисграфии ученик пропускает, повторяет или переставляет местами буквы и слоги; пишет лишние буквы в слове или не дописывает окончания слов; пишет слова с предлогами слитно, а с приставками раздельно.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза встречается среди школьников наиболее часто.

Аграмматическая дисграфия характеризуется множественными аграмматизмами на письме: неправильным изменением слов по падежам, родам и числам; нарушением согласования слов в предложении; нарушением предложных конструкций (неправильной последовательностью слов, пропусками членов предложения и т. п.). Аграмматическая дисграфия обычно сопутствует общему недоразвитию речи, обусловленному алалией, дизартрией.

При оптической дисграфии на письме заменяются или смешиваются графически сходные буквы.

Если нарушается узнавание и воспроизведение изолированных букв, говорят о литеральной оптической дисграфии; если нарушается начертание букв в слове, — о вербальной оптической дисграфии.

К типичным ошибкам, встречающимся при оптической дисграфии, относится недописывание или добавление элементов букв (л вместо м; х вместо ж и наоборот), зеркальное написание букв.

Довольно часто при дисграфии выявляется неречевая симптоматика: неврологические нарушения, снижение работоспособности, отвлекаемость, гиперактивность, снижение объема памяти и др.

Для выявления органических причин дисграфии, а также исключения дефектов зрения и слуха, которые могут привести к нарушениям письма, необходимы консультации невролога (детского невролога), офтальмолога (детского окулиста), отоларинголога (детского ЛОРа). Обследование уровня сформированности речевой функции проводится логопедом.

Задачами диагностики письменной речи служат разграничение дисграфии с элементарным незнанием правил правописания, а также определение ее формы. Обследование при дисграфии осуществляется в несколько этапов. На первом проводится изучение и анализ письменных работ.

Для выяснения возможных причин дисграфии внимательно изучается общее и речевое развитие ребенка; обращается внимание на состояние ЦНС, зрения, слуха. Затем исследуется строение артикуляционного аппарата, речевая и ручная моторика, определяется ведущая рука и т. д.

Важное место при обследовании лиц с дисграфией занимает оценка состояния звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза; слуховой дифференциации звуков; слоговой структуры слова; особенностей словарного запаса и грамматического строя речи.

Только после всестороннего изучения сформированности устной речи переходят к обследованию письменной речи: ребенку или взрослому с дисграфией даются задания на списывание печатного и рукописного текста, письмо под диктовку, составление описания по картинке, чтение слогов, слов, текстов и т. п.

На основании анализа типичных ошибок, отраженных в протоколе обследования речи, выносится логопедическое заключение.

Общие подходы к преодолению дисграфии предполагают восполнение пробелов в звукопроизношении и фонематических процессах; обогащение словаря и формирование грамматической стороны речи; развитие связной речи.

Важное значение в структуре логопедических занятий по коррекции дисграфии занимает развитие аналитико-синтетической деятельности, слухового и пространственного восприятия, памяти, мышления, двигательной сферы. Полученные навыки устной речи закрепляются с помощью письменных упражнений.

По основному заболеванию лицам с дисграфией и аграфией могут назначаться курсы медикаментозной терапии и реабилитационного лечения (физиотерапия, массаж, ЛФК, гидротерапия).

Для преодоления дисграфии требуется слаженная работа логопеда, педагога, невролога, ребенка и его родителей (или взрослого пациента). Поскольку нарушения письма самостоятельно не исчезают в процессе школьного обучения, дети с дисграфией должны получать логопедическую помощь на школьном логопункте.

Предупреждение дисграфии должно начинаться еще до начала обучения ребенка грамоте.

В профилактическую работу необходимо включать целенаправленное развитие ВПФ, способствующих нормальному овладению процессами письма и чтения, сенсорных функций, пространственных представлений, слуховых и зрительных дифференцировок, конструктивного праксиса, графомоторных навыков. Важное значение имеет своевременная коррекция нарушений устной речи, преодоление фонетического, фонетико-фонематического и общего недоразвития речи.

Сложную проблему представляет вопрос оценки успеваемости по русскому языку детей с дисграфией. В период проведения коррекционной работы целесообразно осуществлять совместную проверку контрольных работ по русскому языку учителем и логопедом, выделение специфических дисграфических ошибок, которые не должны учитываться при выставлении оценки.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/speech-disorder/dysgraphia

Дисграфия

Диагностирование дисграфии, первым делом, включает оценивание письменных работ, обзор устной и проверка письменной речи. При рассматриваемом нарушении коррекционное воздействие заключается в ликвидации расстройства звукопроизношения, вырабатывании неречевых функций, лексики, фонематических процессов, грамматики, связности речи.

Причины

Дабы записать продиктованное предложение правильно, человеку необходимо знать, помимо тонкостей написания букв, особенности их разграничения и сохранять смысловую словесную последовательность.

Процесс освоения навыками письма обусловлен тесной взаимосвязью со степенью зрелости всех аспектов устной речевой деятельности (звукопроизношение, фонематическое восприятие, связность речи, ее лексико-грамматическая правильность).

Поэтому в истоке возникновения дисграфии нередко лежат аналогичные органические причины и функциональные факторы, которые порождают: дислалию (на фоне сохранности слуховой функции и иннервации артикуляционного аппарата наблюдается отклонение в воспроизведении звуков), алалию (недоразвитие речевой деятельности либо ее отсутствие при сохранности слуха и интеллекта), дизартрию (отклонения в произношении из-за расстройства иннервации органов, необходимых для воспроизведения речи), афазию (локальное отсутствие речи либо нарушение ранее сформировавшейся речевой деятельности), задержку психоречевого созревания.

Если отмечается расстройство разграничения звуков, нарушение их произношения, отклонения в анализе и обобщении, то может развиться дисграфия.

Большинство научных деятелей, исследующих причины возникновения дисграфии, убеждено, что на его формирование оказывают существенное воздействие аномальные факторы, воздействующие на кроху в материнской утробе, равно как и после произведения на свет.

Помимо того порождать дисграфию могут также продолжительные заболевания соматического характера и повреждения головы. Дисграфия у детей нередко бывает генетически обусловленной.

Итак, к появлению рассматриваемого отклонения письменной речи зачастую приводит недоразвитие мозга при внутриутробном формировании малыша, его повреждение в натальном или постнатальном периодах (асфиксия плода, родовые травмы, перенесенные менингококковые патологии, соматические недуги, порождающие слабость нервной системы).

Помимо перечисленных аспектов можно выделить социально-психологические моменты, приводящие к появлению данного отклонения, такие как: двуязычие родителей (билингвизм), дефицит речевого взаимодействия, непонятная или неверная речь взрослых, невнимательность к детской речевой коммуникации, преждевременное обучение малыша грамоте (когда отсутствует психологическая готовность).

Дефицит речевой коммуникации занимает далеко не последнюю позицию в порождении рассматриваемого нарушения. В семьях, где взрослые свободно общаются на разных языках, также нередко у крох может наблюдаться описываемые дефект.

Дисграфия у взрослых лиц отмечается не реже, нежели у малышей. Основной причиной, порождающей рассматриваемое отклонение во взрослом периоде, являются опухолевые процессы, проистекающие в мозге, менингококковые инфекции, мозговые травмы, асфиксия.

Симптомы

  • Проявления, характеризующие описываемую патологию, включают типичные воспроизводящиеся на письме ошибки устойчивого характера, необусловленные незнанием грамматики и языковых норм.
  • Классические ошибки, наблюдающиеся при различных вариациях дисграфий, могут обнаруживаться в:
  • – смешении и замене графически схожих рукописных букв (к примеру, ш – щ, м – л) либо фонетически похожих звуков (б – п, ш – ж);
  • – нарушении раздельности либо слитности написания слов;
  • – искажении буквенно-слогового построения слова (буквенные перестановки, их добавление или пропуски);

Также выделяют неречевую симптоматику, а именно: неврологические отклонения, расстройство когнитивной сферы, восприятия, памяти, моторики, психические отклонения.

Помимо перечисленного, данное отклонение характеризуется замедленным начертанием букв и неясностью почерка. Также часто наблюдаются «соскальзывания» слов со строк, колебания высоты букв и их наклона, замены строчными литерами прописных и наоборот.

При артикуляторно-акустической вариации дисграфии характерные погрешности написания обусловлены неверным звукопроизношением (индивид пишет также, как произносит).

Здесь замены и пропускания букв при письме повторяют аналогичные звуковые погрешности в устной коммуникации. Артикуляторно-акустическая разновидность рассматриваемого отклонения наблюдается при ринолалии, полиморфной дислалии, дизартрии.

Другими словами, описываемая разновидность возникает у малышей с фонематической незрелостью речи.

Акустическая форма характеризуется недоразвитием фонематической перцепции на фоне сохранности звукопроизношения. Погрешности в письме здесь проявляются заменой литер, соответствующих близким звукам (шипящих – свистящими, глухих – звонкими и наоборот).

Дисграфию, возникшую вследствие расстройства языкового обобщения и анализа, характеризует отклонение в расчленении на слоги слов, на слова – предложений.

Описываемая разновидность дисграфии проявляется пропусками, повторениями или буквенно-слоговыми перестановками, написанием дополнительных букв либо опусканием окончаний слов, написанием слитно предлогов со словами и наоборот, раздельно – с приставками.

Чаще встречается дисграфия у младших школьников именно на почве разладов в языковом разборе и обобщении.

В ошибочном склонении слов, нарушении согласованности слов и предложных конструкций (неправильном порядке слов, выпускании членов предложения) проявляется аграмматическая дисграфия. Данная разновидность обычно сопровождает общее недоразвитие речевой коммуникации, обусловленное алалией и дизартрией.

Нередко при рассматриваемом отклонении обнаруживается неречевая симптоматика: понижение работоспособности, гиперактивность, неврологические сбои, отвлекаемость, снижение памяти.

Дисграфия у взрослых лиц характеризуется аналогичной симптоматикой и проявляется она устойчивыми ошибками при написании на фоне знаний орфографических норм и правил грамматики.

Виды и формы

Можно выделить нижеприведенные формы рассматриваемого недуга: акустическую, артикуляторно-акустическую, аграмматическую, оптическую и дисграфию, вызванную расстройством процесса анализа и обобщения знаковой системы, соотносящей понятийный смысл и типовое звучание (язык).

Акустическая вариация дисграфии проявляется подменой букв, отвечающих фонетически схожим звукам. Специфика данной разновидности заключается в верном произношении таких звуков устно.

Зачастую при письме смешиваются звонкие буквы с глухими, шипящие – со свистящими, компоненты – с аффрикатами, заключенными в них.

Помимо того рассматриваемая разновидность дисграфии обнаруживается и в неверном обозначении при написании мягкости согласных, например, «лубит», «писмо».

Дисграфия у детей артикуляторно-акустической формы заключается в произведении ошибок при написании вследствие наличия нарушения звукопроизношения. Другими словами, кроха, основываясь на собственном неверном произношении, закрепляет его и в письменной речи. Поэтому, пока неоткорректировано звукопроизношение, не следует заниматься исправлением письма, основываясь на проговаривании.

Аграмматическая дисграфия обусловлена незрелостью грамматической структуры речи. Малыш пишет вопреки грамматическим правилам («хороший сумка», «веселые девочка»). Грамматические огрехи на письме встречаются в словесных конструкциях, их сочетаниях, предложениях.

Данная вариация дисграфии чаще обнаруживается у третьеклассников. Здесь школьник уже овладел грамотой и «вплотную» подошел к постижению правил грамматики, но освоить нормы словоизменения именных составных частей речи кроха не может.

Это и обнаруживается в неверном написании морфем, стоящих в окончании словесной конструкции и показывающих связь слова с иными словами.

Оптическая вариация дисграфии основывается на недоразвитии зрительного обобщения и анализа, пространственных представлений.

Все литеры русского алфавита «укомплектованы» набором определенных элементов («овалы» и «палочки»), и состоят из нескольких «характерных» элементов. Схожие составляющие, всячески соединяясь в пространстве, образуют разнообразные литеры: и, ш, щ.

Когда малыш не ухватывает отличий между буквами, это приводит к сложностям в освоении навыков начертания букв, а также к неверному воспроизведению их на письме.

Дисграфия у младших школьников, спровоцированная расстройством процесса анализа и обобщения знаковой системы, считается наиболее распространенной.

Ей присущи такие ошибки: пропуски литер и даже слогов, «передислокация» букв, слогов, начертание в слове дополнительных букв, недописывание слов, удвоение букв, слогов, написание с предлогами слитно, а с приставками раздельно, соединение в слове слогов из разных слов.

Некоторые авторы выделяют также моторную форму дисграфии, которая обусловлена сложностями в произведении движений кисти при письме. Помимо того отмечается нарушение взаимосвязи моторных представлений слов и звуков со зрительными образами.

Вследствие этого возможно появление писчего спазма, характеризующегося возникновением изменение двигательных актов руки, что провоцирует отклонения при письменной деятельности. При этом возможность выполнять иные действия рукой сохранены.

Диагностика

Диагностические мероприятия, первым делом, включают исключение физиологических причин, аномалий слуха и зрительных патологий. Поэтому проводится обследование «узкими» специалистами – окулистом, невропатологом, отоларингологом.

При этом, прежде всего, дабы диагностировать рассматриваемое нарушение, необходимо проведение логопедического исследования, так как, в первый черед, надобно оценить уровень дозрелости речевых функций. Здесь важно определить является ли ошибочное написание литер дисграфией либо это обычная безграмотность, основанная на незнании норм правописания.

  1. При обследовании малышей на дисграфию, сперва-наперво, проверяют:
  2. – степень общего развития крохи;
  3. – уровень зрелости устной речи (здесь оценивают качество произношения звуков, умение их различать, наличие фонематического обобщения и анализа, специфики грамматического построения речи, лексику);
  4. – умение осуществлять звуковой анализ;
  5. – состояние моторики (речевой и ручной), комплектность артикуляционного аппарата;
  6. – количество словарного запаса, правильности речевого построения;
  7. – письменную речь (здесь проводится разбор письменных работ крохи, ему дается задание, состоящее из таких блоков: переписывание текста, диктант, описания картинок, чтение по слогам и буквам).
Читайте также:  Особенности питания ребенка 3-6 лет – советы для гениев

Также, дабы определить причины дисграфии необходимо проведение исследования зрения, проверки слуха и зрелости ЦНС. Помимо того, проводится тестирование для выявления ведущей руки.

  • – распознавать и акцентировать в слове заданный звук;
  • – подбирать картинки, названия которых начинаются с обозначенного звука;
  • – изобретать слова;
  • – расчленять предложения на слова, затем на слоги;
  • – сопоставлять слова согласно звуковому составу;
  • – выявлять звуковые коверкания в словах, произносимых самим крохой либо другим индивидом;
  • – воспроизводить за логопедом последовательно нескольких слогов.

Дабы проверить дошкольника на вероятность наличия дисграфии рекомендуется оценить его подход к рисованию, а также на характер самих рисунков.

Если трех-четырехлетка не любит рисовать, то это нередко свидетельствует о предрасположенности крохи к дисграфии.

Рисунки малыша, имеющего дисграфию, отличаются присутствием прерывистых, рваных, дрожащих линий, совершенных излишне слабым либо, напротив, чересчур сильным нажатием карандаша

Коррекция и лечение

  1. При выявлении рассматриваемого нарушения необходимо незамедлительно начинать работу по исправлению дефектов письма.

  2. Коррекционная программа определяется в соответствии с разновидностью отклонения и осуществляется нижеприведенными методами:
  3. – выполнение упражнений, улучшающих память;
  4. – разучивание с крохой норм правописания;
  5. – работа по увеличению объема словарного запаса;
  6. – выполнение письменных упражнений различного характера;
  7. – массаж;
  8. – назначение успокоительных препаратов.

Методика «модель слова» предполагает использование карточек с изображением объекта и схематического начертания слова. Малышу дают карточку, на которой нарисован какой-то объект и начертана схема слова. Ему необходимо, взглянув на карточку, обозначить предмет и произнести по порядку звуки слова. Затем ему необходимо соотнести каждый звук с литерой, после чего написать слово.

Методика распознавание звуков и букв предполагает написание ребенком большого числа букв. Затем крохе необходимо подчеркнуть слова с обозначенным звуком и написать его. После этого малышу потребуется отыскать в слове и предложениях эти буквы и зачеркнуть их. Последний этап заключается в работе с рисунками, обозначение которых содержит отрабатываемый звук.

Метод Эббигауза предполагает заполнение пробелов в словах. Малышу дают знакомые ему слова, но некоторые буквы в них пропущены. Ребенку необходимо заполнить пробелы нужными буквами, прочесть слово и правильно его записать.

Метод исправления ошибок подразумевает нахождение крохой ошибок, их исправление и написание правильно слов. Малышу дают карточку со словом, в котором допущена ошибка, и озвучивают это слово правильно. Ребенку следует отыскать ошибку, исправить ее и верно переписать слово.

Профилактика

Для профилактики описываемого недуга вся среда, окружающая кроху, должна стимулировать развитие его когнитивной сферы, интеллектуальной функции.

С этапа младенчества особое внимание надобно уделять полноценному формированию устной речевой деятельности, потому что основным фундаментом, на котором базируется письмо, является именно устная речь.

Дабы предотвратить возникновение отклонений в слуховом различении звуков необходимо «приучать» слух малышей к более «тонкому» звуку при помощи обучения крохи распознаванию разнообразных неречевых шумов, таких как: шуршание бумаги, звонок телефона, стук часов, гул дождя, стук по столу. Также следует развивать умение выявлять местонахождение источника звука.

Если у малыша выявлены определенные проблемы в произношении либо наблюдаются звуковые замены, то следует обязательно ликвидировать описанные дефекты и только после их устранения можно приниматься за обучение чтению. Часто встречаются случаи, когда у крохи поставлены звуки, однако он продолжает путать их при произношении. Это также требует коррекции, поскольку аналогичные замены возможны и при написании.

Источник: https://psihomed.com/disgrafiya/

Если ребенок пишет с ошибками или что такое дисграфия и как с ней бороться

Что такое дисграфия, ее симптомы, способы коррекции и профилактика

Что такое дисграфия

Дисграфией называется частичное расстройство процесса письма, которое связано с тем, что психические функции, которые принимают участие в реализации и контроле письменной речи недостаточно сформированы или разрушены.

Как проявляется дисграфия

Проявляется дисграфия стойкими, типичными и повторяющимися ошибками, которые человек делает при письме. Эти ошибки не исчезают сами по себе, знание правил русского языка не поможет полностью устранить это нарушение, необходимо специальная коррекция.

Как диагностируют дисграфию

Для диагностики дисграфии существует специальная методика, которая предполагает обследование письменной и устной речи, анализ письменных работ.

Как корректируется дисграфия

Для коррекции дисграфии необходимо устранить нарушения, которые возникли при развитии фонематических процессов, а также нарушения звукопроизношения, связной речи, грамматики и неречевых функций.

Причины дисграфии

Дисграфия обнаруживается примерно у трети детей школьного возраста, впервые, как правило, ее наличие определяют во втором классе. Нарушение процесса письма не возникает само по себе, кроме того эта проблема отражается также на:

  • звукопроизношении;
  • лексико-грамматической стороне речи;
  • фонематическом восприятии;
  • связности речи.

Нередко дислексия возникает на фоне дизартрии, дислалии, афазии, алалии, задержке психического развития, родовых травм. Нарушение письменной речи также может возникнуть в результате поражения головного мозга во время беременности и родов.

В целом к причинам появления дисграфии можно отнести множество факторов, которые влияют на ребенка с момента зачатия и на протяжении всей его жизни.

Профилактика дисграфии

Из вышесказанного следует, что профилактикой дисграфии следует заниматься с самого рождения ребенка. В первую очередь малыш всегда должен слышать правильную речь. Взрослые, общаясь с ребенком, должны произносить слова четко, не искажая их.

Кто может помочь ребенку с дисграфией

Коррекцию дисграфии проводит логопед, иными методами преодолеть данное нарушение практически невозможно.

Кто в группе риска

Если ваш ребенок готовится к школе или уже пошел в первый класс, проверьте, не относится ли он к группе риска:

  • у левшей дисграфия развивается намного чаще, чем у правшей;
  • у переученных левшей дисграфия развивается практически всегда;
  • в семьях, где общаются на нескольких язык, риск возникновения дисграфии у детей в разы выше;
  • дисграфия часто возникает у детей, которых слишком рано начали учить грамоте или слишком рано отправили в школу;
  • дисграфия частый спутник нарушений, связанных с вниманием и памятью;
  • если у ребенка есть проблемы со звукопроизношением и он занимается с логопедом, вероятность возникновения дисграфии очень высокая.

Виды дисграфии

В настоящее время выделяется пять основных видов дисграфии:

Артикуляторно-акустическая

Возникает чаще у детей с нарушенным звукопроизношением. Во время письма при таком виде расстройства ребенок фиксирует в письменной речи свои речевые ошибки. При такой форме расстройства логопед в первую очередь занимается исправлением звукопроизношения.

Акустическая

В этом случае при письме ребенок заменяет правильные буквы на те, которые соответствуют близким им звукам. Например, вместо буквы П он может писать букву Б и наоборот. При таком виде расстройства, как правило проблем в звукопроизношении не наблюдается.

Аграмматическая

Эта форма дислексии вызвана недоразвитием грамматического строя речи. При этой форме расстройства учащийся допускает постоянные ошибки, несмотря на то, что прекрасно знает все правила русского языка. Основные признаки данной формы дисграфии начинают проявляться не раньше третьего класса.

Оптическая

Данная форма расстройства вызвана нарушениями в процессе пространственного и зрительного анализа. В этом случае ребенок просто не понимает различия между буквами и их элементами, поэтому не в состоянии писать правильно.

Моторная

Эта форма дисграфии возникает в результате нарушения языкового синтеза и анализа. Является самой частой формой дисграфии. Выражается она проявлением специфических ошибок: пропуск букв или целых слогов; недописывании букв; переставление слогов и букв в слове; добавление лишних букв; повторение в слове букв или слогов; соединение в одно слово разных слов; написанием приставок раздельно, а предлогов слитно.

Дизорфография — одна из разновидностей дисграфии

Люди, страдающие дизорфографией не в состоянии освоить элементарные правила орфографии, несмотря на то, что могут знать их наизусть. Это нарушение не позволяет определить орфограмм, особенно если они содержат безударные гласные или находятся в окончаниях слов. Также при дизорфографии возникают трудности с овладением правилами синтаксиса и пунктуации.

Что делать, если вы обнаружили у ребенка признаки дисграфии

В первую очередь необходимо обратиться к логопеду. Также следует пройти обследование у лора, окулиста, невролога и психолога.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/59ac54054bf161a5f926a729/59e7077857906abf1f8d62a8

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector