Дыхательная система плода и новорожденного. Развитие дыхательной системы

Дыхательная система плода и новорожденного. Развитие дыхательной системы

Синдром дыхательных расстройств — патологическое состояние новорожденных, возникающее в первые часы и сутки после рождения вследствие морфофункциональной незрелости легочной ткани и дефицита сурфактанта. Синдром дыхательных расстройств характеризуется дыхательной недостаточностью различной степени выраженности (тахипноэ, цианозом, втяжением уступчивых мест грудной клетки, участием вспомогательной мускулатуры в акте дыхания), признаками угнетения ЦНС и нарушения кровообращения. Синдром дыхательных расстройств диагностируется на основании клинических и рентгенологических данных, оценке показателей зрелости сурфактанта. Лечение синдрома дыхательных расстройств включает оксигенотерапию, инфузионную терапию, антибиотикотерапию, эндотрахеальную инстилляцию сурфактанта.

Синдром дыхательных расстройств (СДР) – патология раннего неонатального периода, обусловленная структурно-функциональной незрелостью легких и связанным с ней нарушением образования сурфактанта. В зарубежной неонатологии и педиатрии термин «синдром дыхательных расстройств» тождественен понятиям «респираторный дистресс-синдром», «болезнь гиалиновых мембран», «пневмопатии».

Синдром дыхательных расстройств развивается примерно у 20% недоношенных (у детей, рожденных ранее 27 недель гестации, – в 82-88% случаев) и 1-2% доношенных новорожденных.

Среди причин перинатальной смертности на долю синдрома дыхательных расстройств приходится, по различным данным, от 35 до 75%, что указывает на актуальность и во многом еще нерешенность проблемы выхаживания детей с СДР.

Дыхательная система плода и новорожденного. Развитие дыхательной системы

Синдром дыхательных расстройств

Как уже указывалось, патогенез синдрома дыхательных расстройств у новорожденных связан с незрелостью легочной ткани и обусловленной этим недостаточностью антиателектатического фактора — сурфактанта, его неполноценностью, ингибированием или повышенным разрушением.

Сурфактант представляет собой поверхностно-активный липопротеиновый слой, покрывающий альвеолярные клетки и уменьшающий поверхностное натяжение легких, т. е. предупреждающий спадение стенок альвеол.

Сурфактант начинает синтезироваться альвеолоцитами с 25-26 недели внутриутробного развития плода, однако его наиболее активное образование происходит с 32-34 недели гестации.

Под действием многих факторов, в числе которых гормональная регуляция глюкокортикоидами (кортизолом), катехоламинами (адреналином и норадреналином), эстрогенами, гормонами щитовидной железы, созревание системы сурфактанта завершается к 35-36-й неделе гестации.

Поэтому, чем ниже гестационный возраст новорожденного, тем меньше у него количество сурфактанта в легких.

В свою очередь, это приводит к спадению стенок альвеол на выдохе, ателектазу, резкому снижению площади газообмена в легких, развитию гипоксемии, гиперкапнии и респираторного ацидоза.

Нарушение альвеолокапиллярной проницаемости приводит к пропотеванию плазмы из капилляров и последующему выпадению гиалиноподобных веществ на поверхность бронхиол и альвеол, что еще в большей степени снижает синтез сурфактанта и способствует развитию ателектазов легких (болезнь гиалиновых мембран). Ацидоз и легочная гипертензия поддерживают сохранение фетальных коммуникаций (открытого овального окна и артериального протока) – это также усугубляет гипоксию, приводит к развитию ДВС-синдрома, отечно-геморрагического синдрома, дальнейшему нарушению образованию сурфактанта.

Риск развития синдрома дыхательных расстройств повышается при недоношенности, морфо-функциональной незрелости по отношению к гестационному возрасту, внутриутробных инфекциях, гипоксии плода и асфиксии новорожденного, ВПС, пороках развития легких, внутричерепных родовых травмах, многоплодии, аспирации мекония и околоплодных вод, врожденном гипотиреозе и др. Материнскими факторами риска развития синдрома дыхательных расстройств у новорожденного могут служить сахарный диабет, анемия, родовое кровотечение, родоразрешение с помощью кесарева сечения.

На основании этиологического принципа различают синдром дыхательных расстройств гипоксического, инфекционного, инфекционно-гипоксического, эндотоксического, генетического (при генетически обусловленной патологии сурфактанта) генеза.

На основании развивающихся патологических сдвигов выделяют 3 степени тяжести синдрома дыхательных расстройств.

  • I (легкая степень) – возникает у относительно зрелых детей, имеющих при рождении состояние средней тяжести. Симптоматика развивается только при функциональных нагрузках: кормлении, пеленании, проведении манипуляций. ЧД менее 72 в мин.; газовый состав крови не изменен. Состояние новорожденного нормализуется в течение 3-4 дней.
  • II (средне-тяжелая степень) – ребенок рождается в тяжелом состоянии, которое нередко требует проведения реанимационных мероприятий. Признаки синдрома дыхательных расстройств развиваются в течение 1-2 часов после рождения и сохраняются до 10 суток. Необходимость в дотации кислорода обычно отпадает на 7-8 сутки жизни. На фоне синдрома дыхательных расстройств у каждого второго ребенка возникает пневмония.
  • III (тяжелая степень) – обычно возникает у незрелых и глубоко недоношенных детей. Признаки синдрома дыхательных расстройств (гипоксия, апноэ, арефлексия, цианоз, резкое угнетение ЦНС, нарушение терморегуляции) возникают с момента рождения. Со стороны сердечно-сосудистой системы отмечается тахикардия или брадикардия, артериальная гипотония, признаки гипоксии миокарда на ЭКГ. Велика вероятность летального исхода.

1. Возрастные особенности системы дыхания. 2.Анализ возрастных особенностей двух систем органов

1.     Возрастные особенности системы дыхания.

дыхание возрастной гигиенический воздушный

Дыхание плода. Дыхательные движения у плода возникают задолго до рождения. Стимулом для их возникновения является уменьшение содержания кислорода в крови плода.

Дыхательные движения плода заключаются в небольшом расширении грудной клетки, которое сменяется более длительным спаданием, а затем еще более длительной паузой.

При вдохе легкие не расправляются, а только возникает небольшое отрицательное давление в плевральной щели, которое отсутствует в момент спадания грудной клетки. Значение дыхательных движений плода заключается в том, что они способствуют увеличению скорости движения крови по сосудам и ее притоку к сердцу.

А это приводит к улучшению кровоснабжения плода и снабжения тканей кислородом. Кроме того, дыхательные движения плода рассматриваются как форма тренировки функции легких.

Дыхание новорожденного. Возникновение первого вдоха новорожденного обусловлено рядом причин. После перевязки пупочного канатика у новорожденного прекращается плацентарный обмен газов между кровью плода и матери. Это приводит к увеличению содержания в крови углекислого газа, раздражающего клетки дыхательного центра и вызывающего возникновение ритмического дыхания.

Причиной возникновения первого вдоха новорожденного является изменение условий его существования. Действие различных факторов внешней среды на все рецепторы поверхности тела становится тем раздражителем, который рефлекторно способствует возникновению вдоха. Особенно мощным фактором является раздражение кожных рецепторов.

Первый вдох новорожденного особенно труден. При его осуществлении преодолевается упругость легочной ткани, которая увеличена за счет сил поверхностного натяжения стенок спавшихся альвеол и бронхов. После возникновения первых 1 – 3 дыхательных движений легкие полностью расправляются и равномерно наполняются воздухом.

Грудная клетка растет быстрее, чем легкие, поэтому в плевральной полости возникает отрицательное давление, и создаются условия для постоянного растяжения легких.

Создание отрицательного давления в плевральной полости и поддержание его на постоянном уровне зависит и от свойств плевральной ткани. Она обладает высокой всасывательной способностью.

Поэтому газ, введенный в плевральную полость и уменьшивший в ней отрицательное давление, быстро всасывается, и отрицательное давление в ней снова восстанавливается.

Механизм акта дыхания у новорожденного. Особенности дыхания ребенка связаны со строением и развитием его грудной клетки. У новорожденного грудная клетка имеет пирамидальную форму, к 3 годам она становится конусообразной, а к 12 годам – почти такой же, как и у взрослого.

У новорожденных эластичная диафрагма, ее сухожильная часть занимает малую площадь, а мышечная – большую. По мере развития мышечная часть диафрагмы увеличивается еще больше. Она начинает атрофироваться с 60-летнего возраста, и взамен ее увеличивается сухожильная часть.

Поскольку у грудных детей в основном диафрагмальное дыхание, то во время вдоха должно преодолеваться сопротивление внутренних органов, находящихся в брюшной полости. Кроме того, при дыхании приходится преодолевать упругость легочной ткани, которая у новорожденных еще велика и уменьшается с возрастом.

Приходится преодолевать также бронхиальное сопротивление, которое у детей значительно больше, чем у взрослых. А поэтому работа, затрачиваемая на дыхание, у детей значительно больше по сравнению со взрослыми.

Изменение с возрастом типа дыхания. Диафрагмальное дыхание сохраняется вплоть до второй половины первого года жизни. По мере роста ребенка грудная клетка опускается вниз и ребра принимают косое положение.

При этом у грудных детей наступает смешанное дыхание (грудобрюшное), причем более сильная подвижность грудной клетки наблюдаются в ее нижних отделах. В связи с развитием плечевого пояса (3 – 7 лет) начинает преобладать грудное дыхание.

С 8 – 10 лет возникают половые различия в типе дыхания: у мальчиков устанавливается преимущественно диафрагмальный тип дыхания, а у девочек – грудной.

Изменение с возрастом ритма и частоты дыхания. У новорожденных и грудных детей дыхание аритмичное. Аритмичность выражается в том, что глубокое дыхание сменяется поверхностным, паузы между вдохами и выдохами неравномерны.

Продолжительность вдоха и выдоха у детей короче, чем у взрослых: вдох равен 0,5 – 0,6 с (у взрослых – 0,98 – 2,82 с), а выдох – 0,7 – 1 с (у взрослых – от 1,62 до 5,75 с).

Уже с момента рождения устанавливается такое же, как и у взрослых, соотношение между вдохом и выдохом: вдох короче выдоха.

Частота дыхательных движений у детей уменьшается с возрастом. У плода она колеблется в пределах 46 – 64 в минуту. До 8 лет частота дыханий (ЧД) у мальчиков больше, чем у девочек. К периоду полового созревания ЧД у девочек становится больше, и это соотношение сохраняется в течение всей жизни. К 14 – 15-летнему возрасту ч. д. приближается к величине у взрослого человека.

Читайте также:  Пантотеновая кислота. Физиология обмена аскорбиновой кислоты

Частота дыхания у детей значительно больше, чем у взрослых, изменяется под влиянием различных воздействий. Она увеличивается при психическом возбуждении, небольших физических упражнениях, незначительном повышении температуры тела и среды.

Изменение с возрастом величины дыхательного и минутного объемов легких, их жизненной емкости. У новорожденного ребенка легкие малоэластичны и относительно велики.

Во время вдоха их объем увеличивается незначительно, всего на 10 – 15 мм. Обеспечение организма ребенка кислородом происходит за счет увеличения частоты дыхания.

Дыхательный объем легких увеличивается с возрастом вместе с уменьшением частоты дыхания.

С возрастом абсолютная величина МОД увеличивается, но относительный МОД (отношение МОД к массе тела) уменьшается. У новорожденных и детей первого года жизни он в два раза больше, чем у взрослых. Это связано с тем, что у детей при одинаковом относительном дыхательном объеме частота дыханий в несколько раз больше, чем у взрослых.

В связи с этим легочная вентиляция на 1 кг массы тела у детей больше (у новорожденных она равна 400 мл, в 5 – 6-летнем возрасте она составляет 210, в 7-летнем – 160, в 8 – 10-летнем – 150, 11 – 13-летнем – 130 – 145, 14-летних – 125, а у 15 – 17-летних – 110).

Благодаря этому обеспечивается большая потребность растущего организма в О2.

Величина ЖЕЛ увеличивается с возрастом в связи с ростом грудной клетки и легких. У ребенка 5 – 6 лет она равна 710–800 мл, в 14 – 16 лет – 2500 – 2600 мл.

С 18 до 25 лет жизненная емкость легких является максимальной, а после 35 – 40 лет уменьшается.

Величина жизненной емкости легких колеблется в зависимости от возраста, роста, типа дыхания, пола (у девочек на 100 – 200 мл меньше, чем у мальчиков).

У детей при физической работе дыхание изменяется своеобразно. Во время нагрузки увеличивается ЧД и почти не меняется ДО. Такое дыхание неэкономно и не может обеспечить длительное выполнение работы.

Легочная вентиляция у детей при выполнении физической работы увеличивается в 2 – 7 раз, а при больших нагрузках (беге на средние дистанции) почти в 20 раз. У девочек при выполнении максимальной работы потребление кислорода меньше, чем у мальчиков, особенно в 8 – 9 лет и в 16 – 18.

Все это следует учитывать при занятиях физическим трудом и спортом с детьми различного возраста.

Возрастные особенности системы дыхания. Дети до 8-11 лет имеют недоразвитую носовую полость, набухшую слизистую оболочку и сужены носовые ходы. Это затрудняет дыхание носом и поэтому дети часто дышат с открытым ртом, что может способствовать простудным заболеваниям, воспалению глотки и гортани.

Кроме того, постоянное дыхание ртом может привести к частым отитов, бронхитов, сухости полости рта, к неправильному развитию твердого неба, к нарушению нормального положения носовой перегородки и др..

Простудно – инфекционные заболевания слизистой носа почти всегда способствуют ее дополнительному отеку и еще большему уменьшению и к тому суженных носовых проходов у детей, дополнительно способствует усложнению их дыхание носом.

Поэтому простудные заболевания детей требуют быстрого и эффективного лечения, тем более, что инфекция может попадать в полости костей черепа вызывая соответствующие воспаление слизистой этих полостей и развитие хронического насморка.

Из полости носа воздух попадает через хоаны в глотку, куда открываются также ротовая полость (зовет), слуховые (евстахиевы каналы) трубки, и берут начало гортань и пищевод.

У детей до 10-12 лет глотка очень короткая, что приводит к тому, что инфекционные заболевания верхних дыхательных путей часто осложняются воспалением среднего уха, так как инфекция туда легко попадает через короткую и широкую слуховую трубу. Об этом следует помнить при лечении простудных заболеваний детей, а также при организации занятий по физической культуре, особенно на базе водных бассейнов, по зимним видам спорта и тому подобное. Вокруг отверстий из полости рта, носа и слуховых трубок в глотке находятся узлы, предназначенные защищать организм от болезнетворных микроорганизмов, которые могут попадать в рот и глотки вместе с воздухом, который вдыхает, или с пищей или водой, употребляемых. Эти образования называются аденоиды или гланды (миндалины).

Особенности органов дыхания у детей

Органы дыхания у детей имеют относительно меньшие размеры и отличаются незаконченностью анатомо-гистологического развития.

Нос ребенка, слизистая оболочка носа у детей

Нос ребенка раннего возраста относительно мал, носовые ходы узкие, нижний носовой ход отсутствует. Слизистая оболочка носа нежная, относительно сухая, богата кровеносными сосудами.

Вследствие узости носовых ходов и обильного кровоснабжения их слизистой оболочки даже незначительное воспаление вызывает у маленьких детей затруднение дыхания через нос. Дыхание же через рот у детей первого полугодия жизни невозможно, так как большой язык оттесняет надгортанник.

Особенно узким у детей раннего возраста является выход из носа — хоаны, что часто является причиной длительного нарушения у них носового дыхания.

Придаточные пазухи носа у детей

Придаточные пазухи носа у детей раннего возраста развиты очень слабо или совсем отсутствуют. По мере того как увеличиваются в размерах лицевые кости (верхняя челюсть) и прорезываются зубы, возрастают длина и ширина носовых ходов, объем придаточных пазух носа.

К 2 годам появляется лобная пазуха, увеличивается в объеме гайморова полость. К 4 годам появляется нижний носовой ход. Этими особенностями объясняется редкость таких заболеваний, как гайморит, фронтит, этмоидит, в раннем детском возрасте.

Консультации детского лора в поликлинике «Маркушка».

У детей раннего возраста слабо согревается вдыхаемый воздух

Из-за недостаточного развития пещеристой ткани у детей раннего возраста слабо согревается вдыхаемый воздух, в связи с этим детей нельзя выносить на улицу при температуре ниже -10 град. С. Пещеристая ткань хорошо развивается к 8-9 годам, этим объясняется относительная редкость кровотечений из носа у детей 1-го года жизни.

Широкий носослезный проток с недоразвитыми клапанами способствует переходу воспаления из носа на слизистую оболочку глаз (осмотр детского офтальмолога а клинике «Маркушка»). Проходя через нос, атмосферный воздух согревается, увлажняется и очищается.

Каждые 10 мин носоглотку проходит новый слой слизи, которая содержит бактерицидные вещества (лизоцим, комплемент и др.), секреторный иммуноглобулин А.

Глотка у детей, ребенка

Глотка у детей относительно узкая и имеет более вертикальное направление, чем у взрослых. Лимфоглоточное кольцо у новорожденных развито слабо. Глоточные миндалины становятся видимыми лишь к концу 1 -го года жизни. Поэтому ангины у детей до 1 года бывают реже, чем у более старших детей.

Миндалины, аденоиды у ребенка, детей

К 4-10 годам миндалины уже развиты хорошо, и может легко возникать их гипертрофия. В пубертатном периоде миндалины начинают претерпевать обратное развитие.

Миндалины являются как бы фильтром для микробов, но при частых воспалительных процессах в них может формироваться очаг хронической инфекции, вызывающий общую интоксикацию и сенсибилизацию организма.

Разрастание аденоидов (носоглоточной миндалины) наиболее выражено у детей с аномалиями конституции, в частности с лимфатико-гипопластическим диатезом.

При значительном увеличении аденоидов (1,5-2-й степени) их удаляют, так как у детей нарушается носовое дыхание (дети дышат открытым ртом — воздух не очищается и не согревается носом, и поэтому они часто болеют простудными заболеваниями), изменяется форма лица (аденоидное лицо), дети становятся рассеянными (дыхание ртом отвлекает внимание), ухудшается их успеваемость. При дыхании ртом нарушается также осанка, аденоиды способствуют формированию неправильного прикуса. Лечение аденоидов — детский врач гомеопат, поликлиника «Маркушка».

Евстахиевы трубы у детей

Евстахиевы трубы у детей раннего возраста широкие, и при горизонтальном положении ребенка патологический процесс из носоглотки легко распространяется на среднее ухо, вызывая развитие среднего отита.

Гортань у детей

Особенности органов дыхания детей и их дисфункции

Как и любой орган, бронхолегочная система детей значительно отличается от взрослой, имеет свои характерологические и функциональные особенности.

Ткани, слизистые оболочки органов дыхания детей очень нежные и чувствительные. Отдельные составляющие бронхолегочной детской системы полностью формируются и развиваются только к подростковому возрасту (15 — 16 годам). Эти факторы очень важно учитывать при лечении и некоторых медицинских манипуляциях.

Носовая полость образована костями лицевой части черепа, внутренняя ее часть состоит из слизистой оболочки, покрытой волосками, которые задерживают загрязнения и некоторые микробы. Через нос проходит воздух, который увлажняется и нагревается там. Также данный орган помогает ощущать запахи. 

У детей носовая полость маленькая, носовые проходы узкие, на слизистой оболочке располагается большое количество кровеносных сосудов, а слизь достаточно густая и часто перекрывает носовые проходы, вследствие чего возникает насморк.

Поэтому любое воспаление в сочетании с такими особенностями может вызвать отёк, затрудненное дыхание и дыхание через рот, которое в свою очередь опасно проникновением дополнительной инфекции или переохлаждением.

У грудничков и новорожденных детей нарушение дыхания через нос может привести к отказу от груди, потере в весе, общему ухудшению состояния, отставанию в развитии из-за недостаточного снабжения кислородом. Дети с затрудненным дыханием носом часто страдают головными болями, повышением внутричерепного давления, нарушениями сна.

Читайте также:  Лечение хондроза плечевого сустава: медикаменты, массаж, ЛФК, народные средства

Глотка — это часть полости рта, которая соединяет носовую и ротовую полости с гортанью и пищеводом.

У новорожденных детей глотка достаточно узкая и развивается по мере роста малыша. Лимфоидные образования (миндалины) формируются к году. Их основная функция — защита организма от вирусов, инфекций и бактерий. Поэтому дети раннего возраста чаще болеют простудными заболеваниями в связи с недостаточной защищенностью глотки, и очень редко – в связи с ангиной.

Одним из распространенных заболеваний у детей являются аденоиды – изменения в глоточной миндалине и разрастания аденоидной ткани.

Одной из причин их возникновения могут стать перенесенные инфекции — грипп, корь, скарлатина и другие, чаще всего бывающие у детей 4 — 10 лет.

Самостоятельно увидеть аденоиды сложно, их может обнаружить детский ЛОР врач на осмотре при помощи специального прибора.

Евстахиева труба — это канал, который соединяет носоглотку со средним ухом. Основной функцией этого канала является удаление различных выделений из среднего уха, воздухообмен, защита от бактерий.

У маленьких детей устье евстахиевой трубы достаточно короткое, что дает возможность быстрого проникновения инфекции из глотки в среднее ухо. В результате малыши страдают отитом гораздо чаще, чем взрослые. При возникновении симптомов воспаления необходимо обратиться к детскому отоларингологу или педиатру, т.к. может потребоваться лечение антибиотиками.

Гортань

Общие сведения о развитии плода

Эмбриональный период продолжается от момента оплодотворения и до конца 2-го мес беременности. В этот период образуются зачатки всех важнейших органов и систем (нервная, сердечно-сосудистая, выделительная, эндокринная и др.

); происходит формирование туловища, головы, лица, зачатков конечностей, и эмбрион приобретает черты человеческого организма.

Процессы развития в этот период весьма интенсивны, приспособительные механизмы еще не развиты, поэтому зародыш очень чувствителен к действию повреждающих факторов ( недостаток кислорода, вирусы, инфекции, алкоголь и др).все это может привести к нарушению развития и гибели эмбриона или появлению врождённых уродств.

Фетальный период начинается с конца 8 недели и продолжается до родов.

В это время происходит быстрый рост плода, развитие органов и систем, обеспечивающих жизнедеятельность плода во время внутриутробной жизни и после рождения.Нервная система

Зачаток нервной системы образуется очень рано, впервые недели внутриутробного периода.

Формирование периферической и центральной нервной системы происходит быстро, функции её проявляются в ранних стадиях. Первые рефлексы в ответ на раздражение возникают у плода в 7.5 нед.

С 10 нед появляются рефлексы, вызванные раздражением участков кожи, в этот период начинают функционировать простейшие сигнальные рефлекторные дуги. На 21 нед появляются спонтанные сосательные движения, на 23-й искательная реакция в ответ на раздражение щеки.

У плода рано начинаются спонтанные движения; к 24 нед двигательная активность плода напоминает движения новорожденного. В конце первой половины с 18 — 20 нед.

беременности женщина начинает воспринимать движения плода 

Эндокринная система

Зачатки гипофиза, яичников надпочечников, щитовидной, поджелудочной и других желез внутренней секреции образуются на 1-2 мес внутриутробного периода. В течение первой половины беременности происходит развитие важнейших структур желез внутренней секреции и выявляются первоначальные функции.

На 21-26 неделе гипофиз пода в морфологическом отношении во многом сходен с гипофизом новорожденного. В щитовидной железе с 4 го месяца беременности отмечается накопление йода. Половые железы плода формируются в первой половине внутриутробного периода.

На их рост и развитие влияют эстрогенные гормоны, поступающие к плоду из организма матери.

Сердцебиение плода

В начале беременности сердцебиение плода можно определить с помощью ультразвукового исследования (УЗИ). В норме при трансвагинальном УЗИ сокращения сердца эмбриона обнаруживаются в 5-6 недель беременности, а при трансабдоминальном — в 6-7 недель. В первом триместре беременности (до 13 недель) частота сердечных сокращений (ЧСС) эмбриона меняется в зависимости от срока беременности.

В 6-8 недель ЧСС составляет 110-130 ударов в минуту, в 9-10 недель — 170-190 ударов в минуту, с 11-й недели беременности и до родов — 140-160 ударов в минуту. Такие изменения ЧСС связаны с развитием и становлением функции вегетативной нервной системы (той части нервной системы, которая отвечает за работу внутренних органов плода).

Частота сердечных сокращений — важный показатель жизнеспособности эмбриона.

Дыхание плода

В период внутриутробной жизни внешнее (легочное) дыхание у плода отсутствует. Дыхательная функция целиком осуществляется плацентой. Она осуществляет как транспорт кислорода от матери к плоду, так и выведение СО2 в обратном направлении.

Во внутриутробном периоде плод совершает нерегулярные дыхательные движения, которые с помощью ультразвукового исследования можно наблюдать начиная с 11-й недели беременности. По мере увеличения срока беременности частота дыхательных движений плода возрастает, составляя 30—70 в минуту.

Дыхательные движения грудной клетки являются показателем хорошего функционального состояния плода. Внутриутробные дыхательные движения плода имеют большое физиологическое значение.

Эти движения способствуют притоку крови к сердцу плода, попаданию амниотической жидкости в трахеобронхиальное дерево и легкие плода, что является одним из важных механизмов обмена околоплодных вод. 

Питание плода

Функции органов пищеварения плода замещает плацента, через которую питательные вещества доставляются плоду из организма матери. В плаценте вырабатываются ферменты, расщепляющие питательные вещества, которые переходят к плоду в состоянии, пригодном для усвоения его организмом. Плод заглатывает околоплодные воды, жидкая часть которых всасывается, а плотные частички входят в состав мекония.

Асфиксия новорожденных

Заболевание лечит: Педиатр

Содержание статьи

Асфиксия новорожденных – это патологическое состояние, которое может появиться у детей при рождении или в течение первых семи дней жизни. Характеризуется нарушением дыхания и гипоксией – нехваткой кислорода в организме.

Ключевые причины, по которым у новорожденных формируется детская асфиксия – это нездоровое течение беременности, болезни матери и плода.

Такие дети нуждаются в проведении реанимационных мероприятий, а прогноз зависит от своевременности оказанной помощи.

Общие сведения о заболевании

Асфиксию диагностируют у 4-6% детей. Причем процент колеблется в зависимости от степени недоношенности плода. У малышей, которые рождаются до 36 недели, частота развития патологии достигает 9%, а у детей, родившихся после 37 недели – снижается до 1-2%.

Научные определения асфиксии новорожденного сводятся к тому, что ребенок не может самостоятельно дышать или совершает поверхностные судорожные дыхательные движения, которые не позволяют организму получить кислород в достаточном объеме. Авторы рассматривают асфиксию младенцев как удушье, при котором сохраняются другие признаки того, что плод жив: есть сердцебиение, пуповина пульсирует, мускулатура слабо, но сокращается.

К причинам развития асфиксии новорожденных относят комплекс факторов риска, которые нарушают кровообращение и функции дыхания плода в утробе и в процессе рождения. К наиболее распространенным причинам относятся:

  • конфликт резусов крови мамы и ребенка;
  • аномальное развитие плода;
  • патологии нервной системы у малыша;
  • нарушение кровообращения, болезни сердца у малыша;
  • внутричерепная травма, которую малыш получил во время родового процесса;
  • инфекции, влияющие на плод в утробе (хламидиоз, герпес, краснуха и др.);
  • экстрагенитальные патологии матери (тиреотоксикоз, анемия, сахарный диабет);
  • инфекционные болезни во втором и третьем триместрах;
  • осложненные роды;
  • недоношенная или переношенная беременность;
  • вредные привычки матери (влияние на организм алкоголя, никотина, наркотиков);
  • неполноценное питание в период беременности Источник: Асфиксия новорожденных. Жетписова Л.Б. WestKazakhstanMedicalJournal, 2011.

Наиболее частой причиной асфиксии является внутриутробная гипоксия, то есть нехватка малышу кислорода в утробе матери.

Какими бы ни были причины патологического состояния, оно вызывает у ребенка одинаковые процессы:

  • нарушает обмен веществ и кровоциркуляцию;
  • сгущает, повышает вязкость крови;
  • наносится ущерб головному мозгу, печени, сердцу, надпочечникам;
  • органы отекают, происходит излияние крови;
  • происходят сбои в работе центральной нервной системы.

Чем дольше организм ощущает нехватку кислорода, тем более серьезной становится степень поражения тканей, органов и систем.

Основные признаки и симптомы

Наиболее очевидным диагностическим признаком является расстройство дыхательных процессов. Именно оно в последующем приводит к нарушениям работы сердечно-сосудистой системы, ослаблению мышечного тонуса и рефлексов ребенка.

Клинические проявления умеренной асфиксии:

  • вялость, слабость;
  • сниженная двигательная активность;
  • слабые реакции;
  • угнетенные рефлексы;
  • малоэмоциональный крик;
  • тахикардия;
  • аритмичное дыхание, иногда – с хрипами;
  • кожа – синюшная, но может быстро порозоветь.

Состояние ребенка при этом считается среднетяжелым. В течение первых 2-3 дней жизни он находится в состоянии повышенной возбудимости, которое может сменяться синдромом угнетения, слабости, вялости. Проявляется состояние мелким тремором рук и ног, нарушенным сном, слабыми рефлексами.

При тяжелой асфиксии клиническая картина включает:

  • отсутствие крика при рождении;
  • рефлексы сильно угнетены или резко снижены;
  • кожа синюшная, бледная, с «мраморным рисунком»;
  • дыхание поверхностное, аритмичное и периодически отсутствующее;
  • в легких прослушиваются хрипы;
  • биение сердца слабое, глухое;
  • судороги.
Читайте также:  Когда начинать учить ребенка английскому языку? Советы родителям, которые сами не владеют английским

При благоприятном преодолении острой тяжелой асфиксии на 2-3 сутки нормализуется дыхание, восстанавливаются рефлексы Источник: Гипоксия плода и асфиксия новорожденного. Кузнецов П.А., Козлов П.В. Лечебное дело, 2017. с. 9-15.

Виды асфиксии новорожденных

Классификацию проводят по нескольким признакам. В первую очередь, в зависимости от времени развития патологического состояния выделяют:

  • первичную, или внутриутробную асфиксию – развивается непосредственно в утробе матери;
  • вторичную, или внеутробную асфиксию – возникает в первые часы жизни малыша.

В свою очередь, первичная асфиксия также делится на два подвида:

  • антенатальную, или хроническую – развивается еще до начала родовой деятельности;
  • интранатальную, или острую – возникает в период раскрытия матки и выхода плода.

Классификация асфиксии по шкале Апгар

Чтобы поставить оценку степени тяжести асфиксии новорожденного, используют шкалу Апгар. С ее помощью врач оценивает частоту пульса, дыхание, мышечный тонус, окрас кожи и рефлексы, после чего определяет степень тяжести патологического состояния.

Чтобы поставить оценку, каждый из пяти признаков врач оценивает в 0, 1 или 2 балла. Соответственно, максимальная и самая лучшая оценка – 10 баллов. Оценку определяют с учетом таких критериев:

Признак 0 баллов 1 балл 2 балла
Пульс, ударов в минуту Нет До 100 От 100 и выше
Дыхание Нет Нерегулярное, слабое Активное, ребенок кричит и плачет
Тонус мышц Руки и ноги свисают Слабое сгибание рук, ног Активные движения
Рефлексы Нет Слабые Присутствуют, хорошо выражены
Цвет кожи Бледный, синюшный Тело – розовое, руки и ноги — синюшные Розовое тело, конечности

Состояние оценивают на первой и пятой минутах жизни. Соответственно, ребенок получает две оценки: например, 8/10. Если оценка составляет 7 и ниже, состояние малыша оценивают дополнительно на 10-й, 15-й и 20-й минутах.

В зависимости от оценки по шкале Апгар, определяют степень асфиксии:

  • 1-3 балла – тяжелая;
  • 4-5 баллов – средняя;
  • 6-7 баллов – легкая, или умеренная.

Оценка Апгар не отличается высокой степенью чувствительности. Поэтому если у ребенка присутствуют отклонения, для оценки асфиксии необходима дополнительная диагностика.

Диагностика

Диагностировать асфиксию в период вынашивания плода (первичную, или внутриутробную) позволяют:

  • мониторинг сердечного ритма плода, который проводят в ходе кардиотокографии;
  • анализ двигательной активности, дыхания и тонуса мышц плода, который проводят при ультразвуковом исследовании.

При вторичной, или внеутробной асфиксии постановка диагноза проводится с учетом наличия признаков патологического состояния, внешнего состояния младенца, степени тяжести проявления нехватки кислорода и дальнейших анализов, которые проводятся после выполнения алгоритма неотложной помощи ребенку.

Для диагностики используют:

  • оценку по шкале Апгар;
  • анализ крови из кожи головы, сосудов пуповины плода, в ходе которого определяют величину напряжения кислорода, напряжение углекислоты и кислотность крови.

В некоторых случаях также назначают ультразвуковое исследование головного мозга, с помощью которого определяют, насколько поражена центральная нервная система. Обследование также позволяет отличить гипоксическое повреждение нервной системы от травматического.

Лечение

Клинические рекомендации при асфиксии предусматривают первоочередное предоставление первой помощи новорожденному.

Это самый ответственный шаг, который при условии грамотного проведения снижает тяжесть последствий патологического состояния и риск развития осложнений.

Ключевая цель реанимационных мероприятий при асфиксии – достичь максимально высокой оценки по шкале Апгар к 5-20 минутам жизни новорожденного.

Провести последовательную и эффективную реанимацию новорожденного, родившегося в асфиксии, позволяют этапы и принципы АВС-реанимации Источник: Проведение лечебной гипотермии у новорожденных, родившихся в асфиксии. К. Б. Жубанышева, З. Д. Бейсембаева, Р. А. Майкупова, Т. Ш. Мустафазаде. Наука о жизни и здоровье, 2019. с. 60-67:

  • Принцип А («airway») – обеспечить свободную проходимость дыхательных путей на первом этапе реанимации. Для этого нужно создать правильное положение: запрокинуть голову, приспустить ее на 15 градусов. После этого – отсосать слизь, околоплодные воды из носа, рта, трахеи, нижних отделов дыхательных путей.
  • Принцип B («breath») – создать вентиляцию, обеспечить дыхание. Для этого создают струйный кислородный поток – проводят искусственную вентиляцию легких с помощью реанимационного мешка. Если ребенок не кричит – добавляют тактильную стимуляцию: поглаживание вдоль спины, похлопывание по стопам.
  • Принцип С («cordial») – восстановить работу сердца. В этом помогает непрямой массаж сердца. При необходимости – вводят адреналин, глюкозу, гидрокортизон и другие препараты. При этом нельзя прекращать вспомогательную вентиляцию из предыдущего этапа.

Уход за новорожденным ребенком, перенесшим асфиксию, проводится в условиях роддома. Малышей с легкой формой размещают в специальную палатку с высоким содержанием кислорода. При средней или тяжелой форме асфиксии младенцев размещают в кувез – специальный бокс, куда подается кислород. При необходимости проводят повторную очистку дыхательных путей, освобождают их от слизи.

Схему дальнейшего лечения, восстановления и ухода определяет лечащий врач. Общие рекомендации по уходу предусматривают:

  • поддержание в норме температуры тела, артериального давления, сердечного ритма;
  • создание максимального комфорта: оптимальной температуры окружающей среды, удобного положения;
  • проведение дыхательной терапии;
  • проведение инфузионной терапии – введение жидкости для восполнения потребностей Источник: Протокол проведения лечебной гипотермии детям, родившимся в асфиксии. Ионов О.В., Балашова Е.Н., Киртбая А.Р., Антонов А.Г., Мирошник Е.В., Дегтярев Д.Н. Неонатология: Новости. Мнения. Обучение, 2014. с. 81-83.

В ходе реабилитации следить за состоянием ребенка помогает регулярный мониторинг:

  • веса малыша (два раза в день);
  • неврологического и соматического статуса;
  • объема употребляемой жидкости;
  • состава питания;
  • основных жизненных показателей: пульса, артериального давления, сатурации, частоты дыхательных движений;
  • лабораторных характеристик крови, мочи;
  • рентгенограммы грудной клетки, брюшной полости;
  • ультразвукового исследования брюшной полости;
  • нейросонографии;
  • электрокардиограммы, эхокардиограммы.

После выписки малыша нужно регулярно наблюдать у педиатра, невропатолога.

Последствия и осложнения

Патология довольно опасна и относится к самым частым причинами детской смертности. Насколько благоприятным окажется прогноз – зависит от тяжести состояния малыша, показателя Apgar. Если оценка возрастает, прогноз считается благоприятным Источник: Современные методы лечения асфиксии новорожденных. Чередникова Е.Н., Шерстнев Д.Г. Бюллетень медицинских интернет-конференций, 2016. с.824.

Однако при тяжелом течении патологии на протяжении первого года жизни развиваются серьезные осложнения. К ранним последствиям, которые могут появиться в первые несколько суток после реанимации, относят:

  • остановку дыхания (самое частое и опасное осложнение);
  • сбой пульса;
  • судороги;
  • отек мозга;
  • нарушение работы мочевыделительной, пищеварительной систем.

К более поздним нарушениям относят такие диагнозы:

  • синдром повышенной возбудимости (гипервозбудимость);
  • повышенное внутримозговое давление (гипертензионный синдром);
  • поражения центральной нервной системы (перинатальная энцефалопатия);
  • сбои в работе эндокринных и вегетососудистых систем (гипоталамические нарушения).

При своевременном и грамотном врачебном вмешательстве, а также при условии качественного восстановительного периода асфиксия новорожденных в будущем может не иметь опасных последствий. Легкие формы асфиксии почти не влияют на ребенка, после болезни его дальнейшее развитие будет проходить так же, как у других малышей.

Профилактика асфиксии новорожденных

Профилактикой патологического состояния должна заниматься будущая мать в период беременности. Для этого следует:

  • посещать плановые гинекологические консультации;
  • придерживаться рекомендаций акушера-гинеколога;
  • обязательно принимать комплексы витаминов, если их назначает врач;
  • наблюдать за состоянием плода и плаценты в ходе плановых УЗИ;
  • любые заболевания лечить только под контролем врача, не заниматься самолечением;
  • соблюдать режим дня, не нагружать организм;
  • избавиться от вредных привычек;
  • гулять на свежем воздухе.

В акушерстве уделяется значительное внимание разработке результативных профилактических способов, которые позволяют снизить риск асфиксии при родах и в течение первых дней жизни младенца.

Источники:

  1. Современные методы лечения асфиксии новорожденных. Чередникова Е.Н., Шерстнев Д.Г. Бюллетень медицинских интернет-конференций, 2016. с.824
  2. Протокол проведения лечебной гипотермии детям, родившимся в асфиксии. Ионов О.В., Балашова Е.Н., Киртбая А.Р., Антонов А.Г., Мирошник Е.В., Дегтярев Д.Н. Неонатология: Новости. Мнения. Обучение, 2014. с. 81-83
  3. Проведение лечебной гипотермии у новорожденных, родившихся в асфиксии. К. Б. Жубанышева, З. Д. Бейсембаева, Р. А. Майкупова, Т. Ш. Мустафазаде. Наука о жизни и здоровье, 2019. с. 60-67
  4. Асфиксия новорожденных. Жетписова Л.Б. WestKazakhstanMedicalJournal, 2011
  5. Гипоксия плода и асфиксия новорожденного. Кузнецов П.А., Козлов П.В. Лечебное дело, 2017. с. 9-15

Информация в статье предоставлена в справочных целях и не заменяет консультации квалифицированного специалиста. Не занимайтесь самолечением! При первых признаках заболевания необходимо обратиться к врачу.

Наименование услуги (прайс неполный)
Цена
Прием (осмотр, консультация) врача-педиатра первичный, лечебно-диагностический, амбулаторный

1950 руб.

Консультация (интерпретация) с анализами из сторонних организаций

2250 руб.

Назначение схемы лечения (на срок до 1 месяца)

1800 руб.

Консультация кандидата медицинских наук

2500 руб.

Клинический анализ крови (ОАК, ЛФ, СОЭ) с микроскопией мазка при наличии патологических сдвигов, кровь, колич.

610 руб.

Нейросонография (УЗИ головного мозга)

1900 руб.

Эхокардиография (УЗИ сердца)

3500 руб.

Электрокардиография (ЭКГ)

1400 руб.

Рентгенография органов грудной клетки (обзорная)

1900 руб.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector