Лучшие игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей от года

Каждая современная мамочка понимает значение развития мелкой моторики рук для своего крохи.

Но не все знают, как правильно развивать навыки мелкой моторики у своих детей, какие упражнения для этого необходимо выполнять и какие подручные средства задействовать.

Перед тем, как поговорить об упражнениях и занятиях, стимулирующих моторику у детей, давайте разберемся с самой сутью данного понятия и инструментами ее влияния на развитие малыша.

Мелкая моторика ребенка до 3 лет

Мелкая моторика – это умение выполнять различные довольно мелкие манипуляции, задействуя для этого кисти рук и пальцы. Другими словами – это усовершенствованное понятие «ловкости». Точность движений рук и пальцев ребенка объясняется скоординированностью и целенаправленностью важных систем его организма, как мышечной, так и нервной.

Мелкая моторика ребенка до 3-х лет состоит из большого количества самых разных действий: сначала малыш учится захватывать игрушку, немного позже – уже умеет ощупывать ее составные части, а в 2-3 года приобретает первые навыки рисования, старательно удерживая карандаш или ручку.

Новорожденный малыш сначала рассматривает свои ручонки, а потом, посредством первых своих игрушек, учится управлять своими движениями. Первые «захваты» предметов выполняются при помощи всей ладошки, а уже к полугоду он может взять игрушку лишь двумя пальчиками.

Лучшие игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей от года

Доказано, что мелкая моторика напрямую связана с центральной нервной системой ребенка. Ее влияние на зрение, слух, память, скорость реакции, восприятие, развитие речи – очень велико.

В головном мозге ребенка центры, отвечающие за моторику и речь «соседствуют» друг с другом. Стимулируя моторику подушечек пальцев рук, мы активизируем речевой центр.

Лучшие игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей от года

Крупы для мелкой моторики

Для развития мелкой моторики у детей уже давно применяют различные крупы. Больше всего подходят не слишком мелкие: гречка, рис, перловка, овсянка, а также семечки. Самым маленьким исследователям дают поиграть с фасолью, горохом, кукурузой, разными сортами макарон (рожки, вермишель, ракушки).

Лучшие игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей от года

Важно: во время занятий не оставляйте малыша одного, во избежание несчастного случая: кроха может проглотить крупинку или подавиться ею.

Если вы все же опасаетесь давать ребенку играться крупами в чистом виде, предлагаем вам взять несколько полотняных мешочков и, заполнив их разными видами круп, дать ребенку ощупать их. Этот прием тоже является прекрасным упражнением для развития ловкости пальчиков.

Когда ребенок достигнет 2-3 лет, с ним можно будет проводить более сложные и интересные занятия, с участием различных круп, например:

  • мама рисует на листе бумаге какое-либо изображение (лучше, чтобы это было забавное животное: кошечка, собачка, мишка, чтобы малыш заинтересовался);
  • ребенку предлагается покрыть рисунок тонким слоем клея, используя кисточку;
  • далее необходимо «раскрасить» рисунок, используя крупы. Например, на ушки наносим гречневую крупу, на брюшко – ячневую, лапки покрываем пшеном.

Лучшие игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей от года

Лучшие игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей от года Рисование для мелкой моторики

Рисование – не только прекрасный способ разнообразить досуг ребенка, но и отличный метод улучшения его мелкой моторики.

Для начала, важно обучить малыша правильно держать ручку, карандаш и кисточку для акварели. Запаситесь терпением: далеко не у каждого ребенка это получается с первого раза.

Зато, когда детка уже уверенно держит «орудие» в своих пальчиках, можно приступить к несложным упражнениям.

  • Научите малыша не только закрашивать картинки, но и обводить их контур, который может состоять из пунктирных черточек.
  • Рисуйте не только на горизонтальной поверхности, но и на зеркале, доске или специально отведенной для таких занятий стене.
  • Сейчас в продаже есть множество ковриков для «водяного» рисования; в комплекте идет специальное полотно, которое, при попадании на него воды, быстро высыхает, и маркер, который наполняется водой. Разрешите малышу также рисовать руками, окуная пальчики в воду, а затем выводя узоры пальчиками на поле для рисования.
  • Пользуйтесь пальчиковыми красками, которые не являются токсичными, поэтому безвредны даже для годовалых карапузов. Пусть уже едва научившийся сидеть и ползать малыш создает шедевры своими пальчиками.Лучшие игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей от года
  • Можно насыпать на поднос песок, и водить по нему пальчиком малыша; далее пускай он выводит на песке линии или просто перебирает песчинки. Когда малыш станет старше, можно обучать его геометрическим фигурам, начертав их на песке, и перенеся такие занятия, например, в песочницу.

Рисовать можно не только карандашами, красками или руками: задействуйте для художеств и другие «орудия», такие как ватные палочки или поролоновые губки.

Соединение предметов для моторики

Разборка и собирание воедино различных предметов – отличный тренинг для мелкой моторики ребенка. Предлагаем вам несколько интересных упражнений, которые надолго увлекут даже самого непоседливого малыша:

  • завинчивание и раскручивание крышек бутылок и различных по форме и объему пузырьков;
  • застегивание пуговичек, разных по размеру и форме – не только поможет в развитии моторики, но и в процессе приучит малыша самостоятельно одеваться;
  • расстегивание молний и «постижение» шнуровки: такие занятия можно включать в свой досуг, уже начиная с 2-х лет; пусть малыш не только совершенствует ловкость пальчиков, но и становится самостоятельнее в обиходе;Лучшие игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей от года
  • собирание пазлов и мозаик;Лучшие игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей от года
  • построение башенок и пирамидок: выбирайте виды конструкторов с такой величиной деталей, которая подойдет вашему ребенку по возрасту. Такие занятия, помимо моторики, совершенствуют воображение и тренируют фантазию;Лучшие игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей от года
  • возьмите свои старые бусы с крупными «запчастями» и широкими отверстиями и разберите их; дайте малышу кусочек мягкой проволоки или шнурок: пусть он попытается «починить» мамино украшение и нанизать бусинки обратно.

Лучшие игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей от года

Упражнения для мелкой моторики рук у ребенка

Элементарные и простые упражнения – лучший способ развить мелкую моторику крохи. Самым маленьким карапузам можно делать массаж ладошек, гладить, слегка надавливать и массировать подушечки каждого пальчика.

Затем, когда малыш уже с интересом наблюдает за вашими действиями, водите по его ладошке, приговаривая разные потешки и присказки, например, известную всем с младенчества «Сорока-ворона». Играйте с малышом в «Ладушки» – так ваше чадо научится хлопать в ладоши, сгибать и распрямлять пальчики.

Когда ребенку исполнится 6-7 месяцев, можно позволить ему играть с бумагой. Дайте ему несколько листов цветной бумаги, лучше, чтобы она была мягкой. Он начнет рассматривать ее, а затем станет рвать на маленькие кусочки: в его возрасте – это крайне полезное и увлекательное занятие, которое заставит его визжать от восторга.

  • Деткам постарше в качестве упражнения для моторики можно предложить лепку из пластилина или соленого теста, а также упомянутую выше шнуровку.
  • Использовать для улучшения моторики можно самые разные, отличающиеся по фактуре и размерам предметы
  • А самыми элементарными пальчиковыми упражнениями являются следующие:
  • пальчики сжимаются в кулачок, далее ребенок вращает кистью влево, потом вправо. Повторить упражнение 5 раз;
  • пальцы с силой сжимаются в кулачок и плавно разжимаются;
  • выпрямить пальчики, а затем сгибать и выпрямлять первые 2 фаланги; повторить 5-7 раз;
  • игра «веер»: разведенные прямые пальчики, начиная с мизинца, сгибаются веерообразным движением. Когда все пальцы собраны в кулачок, провести упражнение, начиная с большого пальца.

Пальчиковые игры для моторики рук

Пальчиковые игры необходимы не только ребенку: они являются хорошим подспорьем для мамочки, которая его воспитывает. Ведь это не только отменная методика развития моторики малыша, но и прекрасный способ отвлечь его и развеселить: каждая такая игра обычно сопровождается веселым стишком или детской потешкой.

Детки, которые регулярно и с удовольствием выполняют пальчиковую гимнастику, быстрее своих сверстников начинают говорить, постигают азы письма, имеют хорошую память и двигательную координацию. Они более собраны и устойчивы к стрессу. Пальчиковые игры необходимы ребенку как можно чаще: лучше всего проводить их каждый день.

Очень важно словесно развлекать ребенка в процессе такой игры. Огромный арсенал пальчиковых игр, заданий и тренингов с забавными, веселыми присказками представлен здесь. Выбирайте игру по своему вкусу, развлекайтесь и развивайтесь!

Пальчиковое развитие для детей дошкольного возраста

Для детей дошкольного возраста главными атрибутами и помощниками пальчикового развития являются занятия по изготовлению поделок, которые помимо моторики развивают еще и воображение, творческие навыки, умение и желание мастерить.

Купите ребенку детские безопасные ножницы, разноцветные картон и бумагу. Необходимо научить его вырезать, пользоваться клеем, создавать яркие аппликации и мастерить поделки.

Соберите сухие, разноцветные листья на улице и создайте из них яркое осеннее панно.

Эти занятия необходимы не только для пальчикового развития, они также разовьют творческое мышление ребенка, усидчивость и внимательность. Навыки, полученные в процессе таких игр, обязательно пригодятся в детском саду и школе.

Музыкальные игры для моторики рук

Если вы ожидаете от своего ребенка музыкальных достижений, знакомьте его с разнообразными музыкальными инструментами уже с младенчества. Нажатие кнопок и клавиш отлично развивает моторику детских пальчиков, а сопровождающий их звук помогает маленькому человечку понимать связь между его действиями и воспроизводимой музыкой.

Для таких занятий хорошо подойдут детские пианино, бубны, барабаны, гармони, маракасы, ксилофоны и балалайки. В процессе музыкальных игр развивается не только мелкая моторика и активизируется работа пальцев в целом, но совершенствуется и зрительно-двигательная координация, сенсорика и мыслительная сфера, регулируются усилия пальцев и кистей рук ребенка.

Нарушения мелкой моторики

В раннем детском возрасте нарушение развития моторных функций особенно заметно, и тянет за собой ощутимые последствия. Ведь речевое развитие малыша напрямую связано с его моторными навыками и зависит от степени развития движений кистей и пальцев. О нарушениях мелкой моторики можно говорить, когда ребенок:

  • скован, имеет плохую координацию;
  • нерасторопен и неуклюж;
  • часто роняет предметы;
  • редко участвует в подвижных играх, ему сложно подавать и ловить мяч;
  • в возрасте 3-4 лет не может правильно держать карандаш и провести ровную линию;
  • заметна несогласованность действий рук ребенка.

Статистические данные: около 5% всех деток-дошколят страдают нарушениями мелкой моторики и двигательной координации, подавляющее большинство из них – мальчики.

Однако сам диагноз «двигательное нарушение» должен поставить врач, а если вы заподозрили у своего малыша некоторое отставание в развитии моторики, проводите с ним профилактические меры: выполняйте массаж пальчиков и гимнастику для мелкой моторики рук.

Гимнастика для мелкой моторики рук

  1. С некоторыми приемами гимнастики для совершенствования моторики рук ребенка предлагаем познакомиться из видео.
  2. Регулярное выполнение разнообразных упражнений, представленных в нашей статье, обязательно даст ощутимые результаты, не только в плане улучшения навыков мелкой моторики: оно также поможет вашему малышу освоить правильную речь.
Читайте также:  Анализ хгч при беременности: как правильно сдавать, расшифровка результатов, таблица нормальных показателей по неделям

Источник: https://qulady.ru/razvitie-melkoj-motoriki-u-rebenka-igry-uprazhneniya-i-gimnastika-dlya-melkoj-motoriki.html

Упражнения и игры на развитие мелкой моторики для малышей до года, детей 2-3, 3-4 лет

Вы, дорогие мамочки, наверное, обращали внимание на то, как ваш малыш в начале своей жизни неловко берет в руки предметы, а как интересно наблюдать за детьми, когда они впервые берут в руки ножницы.

 Они такие смешные, привычные нам движения  получаются у них неуклюжими.1. Игры для малышей до года    1.1. Пальчик, пальчик  где ты был    1.2.Шеф-повар в подгузниках   1.3.Будущий архитектор    1.4.Мамин помощник

2.

Игры для детей  1 года  до 3 лет

   2.1.Пальчиковые игры никто не отменял     2.2. Художник и скульптор      2.3.Творим , что хотим

3. Игры для детей  4-5 лет

   3.1. И снова здравствуйте пальчиковые игры    3.2. Открытие сезона-конструктор    3.3. Начинаем готовить руку к письму   

Лучшие игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей от годаПро держание карандаша или ручки я вообще уже ничего не говорю, сколько  маминых нервных клеток  гибнут безвозвратно при обучении ребенка письму. Вся эта неловкость возникает вследствие неразвитой мелкой моторики у ребенка.

К тому же специалисты утверждают, что мелкая моторика рук напрямую связана с речевым центром, поэтому всем родителям рекомендую с самого раннего возраста заниматься ее развитием.

Считается, что чем лучше малыш умеет совладать со своими пальчиками, тем меньше у него возникнет проблем с речью. Дети с развитой мелкой моторикой рук хорошо выговаривают все звуки, начинают раньше выражаться предложениями, у них лучше развито логическое мышление ну и  рука в большей степени готова к освоению письма.

Чем раньше вы начнете уделять этому вопросу внимание, тем лучше будет результат. 

В 90-х годах я имела счастье работать в детском саду. В те недалекие, по сути, времена наглядных пособий и развивающих игр практически не было. Приходилось делать все своими руками.

Что именно делать подсказывали мне сами детки. Я внимательно наблюдала за ними в процессе игры. На самом деле игр для развития мелкой моторики великое множество.

 В этой статье мы расскажем о наиболее популярных у детей, а, следовательно, эффективных играх.

Результат будет положительным, если ребенок будет играть с удовольствием! 

Игры для малышей до года 

Заниматься развитием мелкой моторики нужно уже с 6 месяцев. Для этого малышам необходимо давать в ручки предметы разных фактур, чтобы они познавали мир на ощупь. Все детали игрушек должны быть достаточно крупными. Можно просто мять любимую мягкую игрушку, можно сжимать/разжимать ладошки и т.п.  

Пальчик, пальчик  где ты был? 

Что касается игр, то лично из моего опыта я бы вам посоветовала начать с пальчиковых игр. Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, они способствуют  установлению  эмоциональной связи малыша  с мамой.

 Он слышит ее голос, возникает  тактильный контакт (очень важны для ребенка прикосновения. Чаще обнимайте, гладьте свою кроху). Плюс эмоциональная окраска игры(малыши очень чувствительны к настроению мамы, поэтому больше позитивных эмоций , дорогие мои).

 

Самые  топовые пальчиковые игры для малышей — это «Ладушки, ладушки»  и «Сорока белобока».  

Почему они? Мне кажется, они у каждого из нас  уже  заложены на генном уровне. Поэтому легко воспринимаются и усваиваются ребенком. Малыши до года с огромным удовольствием играют в эту игру.

И уже, буквально, через несколько дней они сами начинают повторять за вами движения.

Мне  кажется, они особенно тащатся от вот этого — «Полетели, полетели, на головку сели», моя детвора просто ухахатывалась.

По мере того, как ребенок подрастает ассортимент пальчиковых игр  можно расширять, сохраняя их в своей копилке до школьного возраста, например:

Этот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик) 

Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик) Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик) Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик) Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик) Ну?а?вместе  — кулачок!  Месяцев с 9   активно  добавляем  игры с предметами   

Шеф-повар в подгузниках

Лучшие игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей от годаКак бы это непедагогично не звучало, но самым популярным предметом для игры почему-то у детей оказывается  кухонная утварь. Мой старший сын мог часами сидеть со мной на кухне перекладывая ложки из кастрюли в кастрюлю, или складывая миски (ну вообще удобно — мама готовит и ребенок при ней занят). Думаю, интересным  вариантом могут служить пластиковые контейнеры разного размера-это вам и вкладыши и крышечки открыть можно, а если мама добрая, то и водичку попереливать.  Ну, в общем, вашей фантазии есть, где разгуляться.  

Будущий архитектор

Лучшие игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей от годаНа втором месте по  популярности среди игр на развитие мелкой моторики (по моим наблюдениям) стоят пирамидки. Очень нравятся детям большие пирамидки в их рост, ну и не большие, но объемные тоже подойдут (естественно что, демоверсия на первых порах с вас мамули). Кстати, разноцветные пирамидки отличное пособие для изучения цветов с ребенком. Кто-то возразит, мол, рано еще. Я отвечу — пробуйте собирать, но не заставляйте. Темпы развития   деток у каждого свои.

Третье место уверенно занимают кубики – подойдут мягкие, большие и   обычные пластмассовые крупные разных цветов.  

Затем идут вкладыши.  В магазинах сейчас великое множество таких игр. Выбирайте пока покрупнее и проще по форме, овал, квадрат и.д. что бы малышу было интересно.  

Мамин помощник

Лучшие игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей от годаПолезным занятием для ребенка, который еще не умеет уверенно стоять на ногах, но активно ползает, будет собирание различных предметов по полу. Рассыпьте кубики или игровые мячики по всей комнате, поставьте корзину  и простите малыша приносить в нее предметы. 

Кроме того, в возрасте до года ребенку разрешается играть и шалить одновременно. Например, найдите лист бумаги и попросите малыша порвать его, предварительно продемонстрировав, как это нужно делать. Убрать тоже можно попросить ребенка по аналогии с кубиками и мячиками. 

Есть одно важное условие. Вы должны играть с малышом. Играть до тех пор, пока он сам не освоит так сложно, дающиеся ему, движения. Вам не обязательно иметь в  арсенале 151 тысячу игр (все равно не запомните). Играя, вы поймете,  что Вашему ребенку нравится. Выберет наиболее подходящие ему игры и занимайтесь на здоровье! 

Игры для детей  1 года  до 3 лет 

Период с 1 года  до 3 лет является самым жадно познаваемым. Ребенок стремительно осваивает мир, пробует буквально все на зуб. 

Игра и еще раз игра — это единственная форма для общения и развития детей в дошкольном возрасте.

Ваше взрослое  занудство:  «сделай то, веди себя правильно, и т.д.» ни к чему не приведет. Все через игру!!!  Препятствием к этому может стать только ваша лень. Не ленитесь, играйте, и вы увидите чудеса вашего игрового  воспитания.

  

Пальчиковые игры никто не отменял 

Наш хит-парад, по прежнему, возглавляют пальчиковые игры. Это универсальные игры, в которые можно играть весь дошкольный   а то и начально-школьный период жизни ребенка (просто они немного усложняются).  

Раз, два, три, четыре, пять —  Вышли в садик погулять. Ходим – ходим мы по лугу, Там цветы растут по кругу. Лепесточков ровно пять, Можно взять и посчитать  Пальцем одной руки считаем пальцы на другой, слегка нажимая на подушечки. Указательным пальцем одной руки выполняем круговые поглаживания ладони другой. Считаем пальцы, в обратном порядке поглаживая их. 

Затем читаем стихотворение снова и повторяем все движения на другой руке.  

Поиграли – отдохните, Ваши пальчики встряхните. Сгибайте ваши пальчики, Совсем как ушки зайчики.  Расслабляем руки и встряхиваем их. Обе ладони с пальцами, прижатыми друг к другу, приставляем к голове и сгибаем сомкнутые пальцы несколько раз. 

Стихотворение и все движения можно повторить.  

Художник и скульптор  

Рисование — на втором месте (это опять, по моему мнению и опыту, у вас может быть по другому. Напишите,  потом обсудим).  

Сначала  пробуйте ладошками и пальчиками. Отлично подойдут старые обои (есть, где разгуляться) и краски для рисования руками. Вот где веселье и раздолье (главное ковер не разукрасить). 

Потом учимся держать кисточку карандаш мелки и рисовать, рисовать,  рисовать!!! Причем в начале карьеры вашего художника неважно что, главное,  что бы работали пальчики и кисти. Ваша задача вдохновлять мастера.  

Лепка — однозначно любимое занятие практически всех детей.

Лучшие игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей от годаМатериалы могут быть разнообразными: пластилин, специальная глина, 

Тесто (да, да). Замесите ребенку обычное пресное тесто и пусть лепит. 

Лепите сами вареники, посадите рядом малыша и пусть ваяет шедевры, не беда, что вся кухня и творец в муке, это все поправимо, зато сколько удовольствия. 

Творим , что хотим 

Далее по списку популярных игр идут  всякие вкладыши, крупная мозаика. Можно дома набрать крупных пуговиц, в крышке пластикового контейнера, которая легко открывается сделать прорезь по величине пуговиц. Ребенок складывает пуговички в «копилку», потом высыпает, а затем  опять складывает.

Мои воспитанники за эту «копилочку» просто тряслись. Внимание! Пуговицы берите крупные, потому что, соблазн засунуть пуговицу в нос или ухо почему — то у детей очень велик.

Лучшие игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей от годаМожно просто смешать фасоль с рисом и попросить разложить их отдельно в разные емкости, а можно и вовсе завлечь малыша ролевыми играми. Например, взять разные фигурки домашних животных, слепить для них из пластилина тарелки и накормить каждого крупой. 

А еще замочки, задвижки, дома можно оборудовать министенд с выключателем, петельками с замком и.т.д. 

Ну и конечно, куда без прищепок 

Этот подручный материал любят не только сами дети, но и родители с педагогами.  

Во-первых, прищепки у всех есть дома, во-вторых, стоят они копейки, в-третьих, они могут увлечь ребенка надолго и с пользой.

Лучшие игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей от годаС помощью прищепок можно отрабатывать навыки конструирования и учить цвета. Для этого нужно сделать заготовки с картона, например, вырезать желтый круг, который в последствие станет солнышком с лучиками-прищепками, или же туловище ёжика, которому предстоит нацепить иголки-прищепки и т.д.  

Кроме того, можно вырезать из картона 4 геометрических фигуры разных цветов, и попросить ребенка на каждую из них одеть прищепки такого же цвета. 

Игры для детей  4-5 лет 

И снова здравствуйте пальчиковые игры

 «Сороконожки» 

По извилистой дорожке  Кисти рук подушечками опираются на стол (лапки сороконожек). По команде «сороконожки» начинают быстро двигаться. В движении участвуют все пальцы. «Сороконожки» могут менять направление движения по команде «направо»/»налево», обегая мелкие предметы на столе.  
В сад бегут сороконожки. 
Раз, два, три, четыре, пять —  
Никому их не догнать. 

 

 «Бабочка» 

Утром солнце засияет —  Большие пальцы обеих рук перекрещиваются, а ладони располагаются горизонтально и превращаются в «крылышки» бабочки.  
Бабочка с цветка взлетает. 
Попорхает – утомится,  «Бабочка» садится на спинку стула (край стола, книжку ит.д.), складывает «крылышки», затем снова начинает летать. 
Отдохнет – опять кружится. 

Продолжаем творить  

Этот период у детей идеально подходит для самостоятельного выполнения творческих заданий под руководством взрослого.

  • лепка  
  • апликации (учимся работать ножницами) 
  • рисование  
  • Открытие сезона-конструктор

Лучшие игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей от годаНедавно делая уборку в комнате сына, я наткнулась на огромный коробок с деталями от  конструктора.  Вы знаете, именно начиная с этого возраста и почти лет до 14 — это было самое любимое занятие моего ребенка. Часами он сидел и создавал шедевры из этих деталек. 

Читайте также:  Прививка от гриппа детям: делать или нет, противопоказания и возможные последствия

Так что, если ваш малыш просит конструктор  — не жадничайте, купите, это очень хорошее занятие для развития мелкой моторики. Строительство целых городов, железных дорог, которые можно использовать для дальнейшей игры, – это идеальное познавательное времяпровождение.

Начинаем готовить руку к письму  

Любителям рисовать можно дать задание обвести картинки по пунктирным линиями или же писать различные значки небольших размеров, например, клеточки, кружочки и т.д. Таким образом, происходит  подготовка руки к письму, что в будущем благоприятно скажется на подчерке вашего чада. Лучшие игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей от годаВсе описанные нами игры  развивают не только мелкую моторику рук, но и тактильные ощущения, помогают выучить основные цвета, формы, ориентироваться в размерах. Помните, чем больше вы будете играть с ребенком, тем интересней ему будет познавать этот мир.  Оцените материал:

  • Получайте самые свежие мнения на почту Получить

Источник: https://LuckyMummy.ru/598-igry-na-razvitie-melkoj-motoriki.html

Лучшие игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей от года

Лучшие игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей от года

Непосредственная связь с развитием коры головного мозга делает этот вид деятельности для детей просто необходимым. Поэтому каждый родитель должен обеспечить своему чаду набор развивающих игрушек, а также регулярно проводить с ним игры и упражнения для развития мелкой моторики, начиная с года.

Игры на развитие мелкой моторики

Какие игры на развитие мелкой моторики можно проводить дома со своим малышом?

В кастрюлю, глубокую чашку или тазик налейте тёплой воды (глубина должна составлять не более 20 см) и выложите дно посуды красивыми камешками и ракушками. Самый яркий из них разглядите вместе с ребёнком и потом опустите на дно вместе с остальными похожими на него камешками. Ребёнок должен найти его среди всех и достать со дна.

Для этой игры нужна будет песочница: можно воспользоваться той, что на улице, но в целях гигиены лучше заполнить песком дома какой-нибудь таз или другую ёмкость. Покажите ребёнку шарик и при нём закопайте его в песок. Он должен будет его достать.

Затем закопайте игрушку так, чтобы малыш не видел, в каком месте вы его спрятали. Он опять будет должен отыскать его. На последнем этапе игры закопайте в песок сразу два предмета: шарик и кубик. Однако задание ребёнку сформулируйте конкретно: вам нужен именно шарик.

Такая игра отлично развивает логику и формирует моторику детских пальчиков.

Приготовьте две ёмкости: в одной должен быть сухой песок, а в другой — влажный. Предложите ребёнку «испечь» из песка «печенье» с помощью специальных формочек. Малыш должен самостоятельно прийти к выводу, что сделать их он сможет только из сырого материала.

Помимо моторики, данные игры развивают память и внимательность, которые так необходимы маленькому. Для ребёнка старше трёх лет можно не ограничивать его деятельность только весёлыми играми. Попробуйте выполнять с ним и более серьёзные упражнения с целью развития моторики.

Упражнения для развития мелкой моторики

Лучшие игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей от года

Существуют самые разные упражнения для развития мелкой моторики, которые увлекут ребёнка не меньше, чем весёлые, озорные игры. Не зацикливайтесь на каком-то одном упражнении: старайтесь чаще их менять, чтобы деятельность малыша была разнообразной. Если какое-то упражнение у него никак не получается, оставьте его, но обязательно вновь и вновь возвращайтесь к нему до тех пор, пока ваше чадо с ним не справится.

Вы читаете стихотворение и показываете малышу, что нужно делать с пальчиками. При необходимости для начала ему можно помочь. С течением времени, в ходе регулярных тренировок ребёнок должен самостоятельно делать упражнения под ваше чтение:

  • Дружат добрые зверята (все пальчики нужно соединить в «замочек»)
    Дружат малые зайчата (мизинчики обеих рук должны соприкоснуться)
    Дружат в озере бобры (безымянные пальчики должны соприкоснуться)
    Дружат в небе комары (средние пальчики соприкасаются)
    Дружат милые ежата (указательные пальчики)
    Дружат даже медвежата (большие пальчики)
    Вот как разыгрались —
    По лесу разбежались! (руки опускаются, а кисти расслабляются и встряхиваются)
  • Предложите покатать ребёнку между ладонями грецкий орешек. А сами приговаривайте:
  • Я катаю мой орех,
    Чтобы стал круглее всех!

Ребёнок должен выпрямить указательный палец руки и начать методично и ритмично вращать им. Потом повторить то же самое указательным пальцем другой руки. Последний этап — включить в упражнение обе руки.

Не только игрушками можно развивать моторику рук у вашего малыша. Интересные упражнения и разнообразные интересные игры на развитие мелкой моторики увлекут ребёнка не меньше, а пользы иногда от них будет гораздо больше.

Будучи вовлечён в активную деятельность, кроха будет вынужден мыслить, думать, логически размышлять, делать выбор, анализировать. Всё это будет способствовать его интеллектуальному и речевому развитию.

Не упустите этот важный момент в жизни вашего малыша.

Источник: https://vse-pro-detey.ru/igry-i-uprazhneniya-dlya-razvitiya-melkoj-motoriki-u-detej-ot-goda/

Материал по теме: Развитие мелкой моторики рук. Игры и упражнения | Социальная сеть работников образования

Развитие мелкой моторики рук. Игры и упражнения.

       Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной. Развитие мелкой моторики у детей имеет большое значение. Почему?

        Область мелкой моторики рук охватывает огромное количество самых разных движений. Навыки мелкой моторики помогают нам совершать как примитивные жесты (например, брать в руку предметы), так и достаточно мелкие и сложные движения (к примеру, писать). От степени развития мелкой моторики зависит почерк человека.

        Развитие мелкой моторики у детей напрямую определяет качество жизни.

Огромное количество бытовых действий связано именно с мелкой моторикой: нам приходится застегивать пуговицы и зашнуровывать ботинки, вдевать нитку в иголку.

Кроме этого, исследователи установили связь между развитием мелкой моторикой рук и развитием речи, так что развитие мелкой моторики у детей помогает им быстрее и лучше заговорить.

       Учёные доказали тесную связь развития мелкой моторики с развитием речи у ребёнка.

Оказывается, речевой центр головного мозга расположен очень близко к моторному центру, который отвечает за движения пальцев.

Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, то речевой центр также активизируется! Поэтому развитие мелкой моторики необходимо для быстрого и правильного формирования навыков речи.

        К сожалению, в последнее десятилетие во всём мире значительно возросло количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы с письмом.

Ещё тридцать лет назад процент таких детей был гораздо меньше! Какова причина этого явления? Да просто в старое время не было обуви  и одежды на липучках.  Зато были ботиночки на шнуровке, одежда с пуговицами, крючками и завязками.

Дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали пуговицы и крючки, таким образом тренируя свои пальчики! Ведь для таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики.  А сейчас дети освобождены от сложного процесса зашнуровывания ботиночек и аккуратного застёгивания пуговок.

  Выходит, что раньше мелкая моторика детей развивалась за счёт таких обыденных действий, а сейчас она страдает. Соответственно, страдают и речевые навыки, появляются проблемы с письмом, ведь моторика и речь тесно связаны.

           Развитие мелкой моторики у детей — это естественный процесс, она начинает развиваться еще в младенческом возрасте на базе общей моторики. Ребенок начинает с простых хватательных жестов, потом учится перекладывать предмет из руки в руку, осваивает «пинцетный захват». В два года ребенок уже способен правильно держать ложку и карандаш, начинает рисовать.

           Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

 

           Задача педагогов и детских психологов — донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики.

Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома. 

Пальчиковый тренинг

Простые

  1. Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кистью влево, затем вправо, 4 — 5 раз.
  2. С силой сжимать и разжимать пальцы. 5 — 6 раз.
  3. Выпрямить пальцы, большой палец отвести в сторону и проделать им круговые движения сначала влево, затем вправо. 4 — 6 раз.
  4. Выпрямить пальцы, одновременно сгибать и разгибать две первые фаланги. 5 — 6 раз.
  5. Развести прямые пальцы, последовательно, веерообразным движением, начиная с мизинца, согнуть все пальцы в кулак. Затем, начиная с большого пальца, вернуться в исходное положение. 3 — 4 раза.
  6. Сжать пальцы в кулак. Попробовать разгибать и сгибать отдельно каждый палец. Стремиться к тому, чтобы другие оставались собранными в кулак. Упражнения выполняются сидя, поставив локти на стол. Постепенно довести количество повторений до 10 — 15 раз. Закончив гимнастику, следует потрясти расслабленными кистями и сделать массаж.

Комплексы упражнений (потешки)

«Дружат в нашей группе девочки и мальчики».Пальцы рук соединяются ритмично в замок.»Мы с тобой подружим маленькие пальчики».Ритмичное касание одноименных пальцев обоих рук.»Раз, два, три, четыре, пять».Поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев.

«Начинай считать опять.Раз, два, три, четыре, пять.Мы закончили считать».Руки вниз, встряхнуть кистями.

При выполнении этого упражнения дети сидят на своих местах и ритмично, поочередно, скачками двигают по поверхности стола от себя к его противоположному краю прямые пальцы обеих рук.

Пошли пальчики гулять,пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.ритмичные движения по столу указательных пальцев.движение средних пальцев в быстром темпе.А четвертые — пешком.медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола.Пятый пальчик поскакалритмичное касание поверхности стола мизинцами.стук кулаками по поверхности стола.

Читайте также:  Едем в отпуск - какие лекарства должны быть в аптечке для ребёнка

Побежали вдоль реки.движение указательных и средних пальцев по поверхности стола от себя к краюДети наперегонки.Повторить несколько раз.

В гости к пальчику большомувыставляются вверх большие пальцы обеих рукПриходили прямо к дому:Ладони вместе, одноименные пальцы соприкасаютсяпоочередно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках одновременно.

Безымянный и последнийСам мизинчик-малышокпальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцыПостучался на порог.кулаки стучат друг о другаВместе пальчики — друзья,ритмичное сжимание пальцев в кулакиДруг без друга им нельзя.

  1. «Ну-ка, братцы, за работу!»

«Ну-ка, братцы, за работу!Покажи свою охоту.Большому — дрова нарубить.Печи все — тебе топить.

А тебе — воду носить,А тебе — обед варить,А малышке песни петь,Песни петь да плясать,

Родных братьев забавлять».

  • Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулак, поочередно разгибают все пальцы.

«Наши алые цветкиРаспускают лепестки,Ветерок чуть дышит,Лепестки колышет.Наши алые цветкиЗакрывают лепестки,Тихо засыпают,

Головой качают».

  1. Ладони соединены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются, затем производятся плавные покачивания кистями рук, затем медленно закрываются, приобретая форму цветка, производятся покачивания головкой цветка.

«Мы делили апельсин,Апельсин всего один.Эта долька для кота,Эта долька для ежа,Эта долька для улитки,Эта долька для чижа,

Ну, а волку кожура!»

  • Начинать с мизинца, загибать попеременно все пальцы.

«В прятки пальчики игралиИ головки убирали.Вот так, вот так,

Так головки убирали».

  1. Сжимание и разжимание пальцев рук.
  2. Расслабляющие (самомассаж кистей и пальцев рук)
  1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки. Затем положение рук меняется.
  2. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.
  3. Растирание ладоней движениями вверх-вниз.
  4. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.
  5. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.
  6. Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.
  7. Надавливание незаточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево.
  8. Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.
  9. Сейчас в продаже есть множество игр, целенаправленно развивающих соответствующие навыки. Но нет ничего проще, чем использовать подручные средства, которые есть в любом доме.  Итак, несколько упражнений для развития мелкой моторики:
  10. «Резиночка». Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой.
  11. «Каляки-маляки». Берем поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу (например, манку). Лучшей доски для рисования не придумаешь. Сначала взрослый рисует на «доске» линии, а малыш повторяет. Пусть это будут очень простые фигуры: квадраты, круги, зигзаги. Снеговик, домик, солнышко.
  12. «Солнышко улыбается». Упражнение от Марии Монтессори. Вырезаем из плотной бумаги круг и рисуем на нем улыбающееся солнышко. Покупаем большое количество цветных скрепок и прикрепляем их по периметру. Можно поиграть с цветами: например, нанизывать сначала желтую скрепку, потом зеленую, потом красную. Или 3 желтых, 3 зеленых, и так далее. Здесь в упражнение добавляется счет. Объясните ребенку, почему солнышко улыбается: оно довольно, потому что с ним играют.
  13. «Мозаика». Соберите пуговицы разных цветов и размеров. Их можно, во-первых, сортировать по диаметру, цвету и фактуре (гладкие-шершавые). Во-вторых, из них можно составлять картины, выкладывать на листе бумаге разные фигуры. Получается пуговичная мозаика. Мальчиков можно заинтересовать чисто «мужскими» играми.
  14. Например, навинчивать гайки на болты или нажимать на кнопки импровизированного пульта управления (можно взять старый, уже отслуживший пульт от телевизора без батареек). Хочешь, представляй, что ты шофер, хочешь — пилот самолета или танкист.
  15. Очень полезны игры, сопровождаемые короткими ритмичными стихотворениями. Например:
  16. Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке: «Прищеплю прищепки ловко я на мамину веревку».
  17. Берем решетку для раковины, которая состоит из множества «ячеек». Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно — и двумя одновременно, говоря: «В зоопарке мы бродили, К каждой клетке подходили, И смотрели всех подряд: Медвежат, волчат, бобрят».
  18. Особое место в играх на развитие моторики занимают рисование и лепка. Маленький художник может начинать творческую деятельность с рисования масляной пастелью. Если не найдете ее в продаже, подойдут восковые мелки. Они помогут малышу научиться держать мелок двумя пальчиками (а там и до держания ручки-карандаша рукой подать).
  19. Рисуйте различные фигуры: линии (прямые и волнистые), круги, овалы, квадраты и треугольники, закрашивайте их. Если не получается, поначалу возьмите руку малыша в свою и помогайте ему. Бумага должна быть довольно большого размера, допустим А3, чтобы малыш не промахивался мимо. Со временем перейдете на фломастеры и краски.
  20. Лепить можно из пластилина, а можно — из теста. Тесто, безусловно, гораздо безопаснее. Лепить сначала можно невразумительные «комки», потом — простые фигурки, буквы. Со временем поучитесь на ощупь узнавать вылепленные буквы. В тесто можно втыкать разные мелкие предметы: зернышки, горошины, те же пуговицы.
  21. В развитии мелкой моторики действует то же правило, что и в развитии других навыков: больше игры, меньше принуждения. И регулярность. Не стоит потакать капризному «не хочу, не буду». Придется проявить дипломатические способности. Будьте терпеливы, настойчивы и мудры.

Но даже без лишних трат можно устроить ребенку необходимое обучение. В ход пойдут все подручные средства:

  1. Крупы (запускать ручки в таз с фасолью так приятно! А если на дне малыша ожидает какая-то игрушка – так даже вдвойне! Дошкольникам можно поручить сортировку и перебирание различных круп)
  2. Природные материалы: желуди, каштаны, шишки, камушки, ракушки, палочки
  3. Кухонная утварь
  4. Различные емкости, пузырьки, коробочки
  5. Молнии, шнурки, завязки, нитки, веревочки, застежки, пуговицы, ткани различных размеров, форм, цветов и текстуры
  6. Бусины и кольца очень интересно нанизывать на тесьму
  7. Из спичек, ватных палочек и зубочисток можно выкладывать различные рисунки (конечно же, под присмотром родителей)
  8. Мальчики особенно оценят болты и гайки, а также вышедшие из строя технические приборы (телефоны обычные и сотовые, калькуляторы). А девочкам пойдет на пользу одевание-раздевание любимых кукол.

   А какой ребенок не любит приклеивать-отклеивать магниты на холодильнике? Это занятие можно разнообразить по своему желанию и возможностям.

Позволяйте также кушать руками «мелкую еду» (горошек, кукурузу, ягоды), чистить вареные яйца, картофель в мундире, мандарины. Очень занятным будет надевать скрепки на картон или прищепки на веревку.

Вообще полезно приобщать детей к домашним обязанностям и учить помогать в уборке по дому:

  1. Подметать и собирать мусор, а также мыть полы.
  2. Собирать с пола соринки, помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).
  3. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок), очищать фисташки, отшелушивать пленку с жареных орехов.
  4. Лепить из теста печенье и украшения к пирогу.
  5. Открывать почтовый ящик или входную дверь ключом.
  6. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться, а так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.
  7. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (это занятие к тому же благотворно влияет на зрение).
  8. Вешать белье (нужно натянуть веревку для ребенка).
  9. Помогать родителям отвинчивать различные пробки — у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.
  10. Собирать на даче или в лесу ягоды.
  11. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.
  12. Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.
  13. Перелистывать страницы книги.
  14. Затачивать карандаши (точилкой) и стирать нарисованное ластиком.

Важные правила в процессе развития мелкой моторики у детей

  1. Занятия должны напоминать игру, а не уроки в школе. Можно придумать по ходу какую-то забавную историю или даже сказку.
  2. Игры и занятия должны быть систематическими. Даже во время прогулки можно помассировать малышу ручку или насобирать красивых камушков и листочков.
  3. В ходе игры побольше разговаривайте с малышом, ведите диалог, разыгрывайте сценки.
  4. Важно, чтобы ребенку нравились и игрушки, и сам процесс – позаботьтесь об этом. А также искренне покажите, что вам это тоже приносит неимоверное удовольствие.
  5. Нельзя заставлять маленького ученика. Дайте ему право выбора. Возможно, он хочет рисовать, а не лепить – прислушайтесь к его пожеланиям.
  6. Выбирайте игры и занятия, подходящие по возрасту и развитию именно вашему ребенку.
  7. Старайтесь перепробовать как можно больше различных способов развития мелкой моторики.
  8. Но ни в коем случае не занимайтесь всем сразу.
  9. Не забывайте хвалить ребеночка за каждый успех – критика в этом деле абсолютно неуместна!
  10. Контролируйте время – оно для каждого ребенка индивидуально. Не пересиживайте и не переутомляйте его.
  11. И не ограничивайте детей в проявлении инициативы и фантазии!

   Постарайтесь, чтобы в дошкольном возрасте ваш ребенок уверенно умел проделывать следующее:

  1. рисовать, используя в изображениях мелкие детали;
  2. раскрашивать, не заходя за контур и не оставляя пробелов;
  3. вырезать крупные многоугольные фигуры;
  4. лепить из пластилина мелкие детали;
  5. застегивать и расстегивать пуговицы;
  6. одеваться и обуваться;
  7. шнуровать обувь и завязывать шнурки, застегивать молнии;
  8. наливать в чашку молоко из пакета;
  9. умываться и чистить зубы.

   Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями. Не пренебрегайте навсегда уходящим временем – используйте его рационально. Ведь это такое счастье – наблюдать, как растет и развивается ваш ребенок! И принимать непосредственное участие в этом увлекательном процессе!

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/09/27/razvitie-melkoy-motoriki-ruk-igry-i-uprazhneniya

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector