Развитие ребенка 5 месяцев

Развитие ребенка 5 месяцевВ пять месяцев в развитии малыша происходит очередной скачок, требующий особого внимания родителей и приводящий к изменениям в образе жизни семьи.

Ребенок начинает переворачиваться со спинки на животик и обратно; начинает активно гулить, произнося первые слоги – часто осознанно; активно интересуется внешним миром, держит игрушки, способен эмоционально реагировать на музыку и — наконец-то — может спать всю ночь, не просыпаясь для кормления.

Физическое состояние

За пятый месяц жизни малыш прибавляет в весе от 500 грамм до килограмма, в росте — до двух сантиметров.

В пять месяцев младенец должен уметь переворачиваться со спинки на животик и подтягиваться, держась за руки родителей или перекладины кроватки, пытаясь сесть. Мальчики могут самостоятельно садиться и сидеть до 10 минут, у девочек такой навык появляется чуть позже.

В некоторых случаях развитие происходит так стремительно, что к пяти месяцам ребенок за неделю учится переворачиваться, подтягивать ножки и начинает ползать — сначала аккуратно, а затем активно, на четвереньках.

Малыш способен сам недолго держать бутылочку, крепко хватать палец взрослого, перекладывать игрушку из одной ручки в другую, пытается грызть игрушки.

Показатели роста и веса для ребят

В норме мальчики к пяти месяцам имеют следующие показатели:

  1. вес — от 6 до 9,5 килограммов;
  2. рост — от 64 до 66 сантиметров;
  3. окружность головы — от 40 до 45 сантиметров;
  4. окружность грудной клетки — от 40 до 47 сантиметров.

Нормы веса и роста для девочек

  1. вес — от 5,4 до 8,8 килограммов;
  2. рост — от 60 до 68 сантиметров;
  3. окружность головы — от 38,9 до 44 сантиметров;
  4. окружность грудной клетки — от 40 до 44,5 сантиметров.

Показатели эти весьма усредненные, но если малыш сильно отличается от его возрастной нормы — стоит посоветоваться с педиатром.

Что должен уметь делать малыш в пять месяцев жизни

К пяти месяцам и девочки, и мальчики уже многое могут и умеют. Самое главное — в малыше появляется осознанность, он активно интересуется окружающим миром, рассматривает игрушки и яркие книжки, хватает предметы и пробует их на вкус, эмоционально реагирует на голос родных, любимую музыку, хохочет, когда с ним играют.

Ребенок активно гулит, протягивает звуки, может произносить четко выраженные слоги (па-па, ма-ма, дя-дя), в некоторых случаях — целые слова.

Пытается сесть, переворачивается, «загребает» ручками и ножками, лежа на животе — готовится поползти. Некоторые малыши к пяти — пяти с половиной месяцам начинают ползать.

Важно! Как только малыш начнет переворачиваться со спины на живот — нельзя оставлять его на кровати без бортиков одного даже на пару минут. Малыш может перекатиться с середины кровати и упасть на пол. Спящего ребенка обязательно перекладываем в кроватку, бодрствующего — на пол или в манеж.

  • Если карапуза поставить на твердую поверхность, придерживая за ручки — он вытягивает ножки, пытаясь стоять или даже сделать шаг.
  • Ребенок может сжимать в кулачках предмет, подносить его к лицу, с явным удовольствием рассматривать, перекладывать вещь из руки в руку, отдавать предпочтение одним игрушкам перед другими.
  • У малыша появляются первые признаки самостоятельности — он с удовольствием держит бутылочку со смесью или водой, сам себя кормит.

На нашем сайте есть еще статьи и про следующие месяцы жизни малыша, такие как 6, 7, 8, 9, 10, 11,12 месяцев.

Особенности питания пятимесячных

  1. Развитие ребенка 5 месяцевДля малышей, находящихся полностью на грудном вскармливании, питание не меняется, так как прикорм начинают вводить только через месяц.
  2. В случае, когда педиатр считает, что ребенку не хватает молока из-за быстрого скачка в росте и увеличившейся физической активности, он может порекомендовать введение в рацион каши, заменяя ей одно кормление.
  3. При наличии постоянных проблем со стулом, то есть запоров, можно начать вводить овощное пюре — без соли, масла и специй, по схеме, согласованной с врачом.

Для детей, находящихся на искусственном вскармливании, в рацион добавляют каши и овощное пюре. Из стандартных пяти кормлений три приходится на привычную смесь, в одно кормление дают кашу и в одно — овощи.

Важно! Ни фрукты, ни соки, ни яичный желток пятимесячным малышам не нужны. Знакомство с фруктами откладывается на время, когда ребенку исполнится минимум 8 месяцев, желток — на девять — одиннадцать.

Психология

  • Развитие ребенка 5 месяцевВ этом возрасте у малыша происходит активный скачок в понимании речи взрослого и в звуках, издаваемых им самим.
  • Пятимесячный карапуз уже знает, ласково ли разговаривает с ним мама или сердится, веселит его или призывает сосредоточиться.
  • «Гуление» становится осознанным, ребенок способен произнести первые слоги, в некоторых случаях — слова, адресованные конкретному человеку или связанные с предметом (например, любимой игрушкой).

Малыш узнает маму, папу и других людей, которые находятся с ним постоянно, и начинает остерегаться посторонних людей. Привязанность к маме не только не ослабевает, но и усиливается — именно в этом возрасте малыши могут буквально «не слезать с рук», требуя к себе постоянного внимания.

  1. Карапуз начинает активно проявлять эмоции — хохочет, радуется, улыбается, обижается, сердится — иногда очень активно, причем переход от одной эмоции до противоположной может занимать несколько секунд.
  2. Привлекает к себе внимание мамы осознанно, плачем, толканием ножкой игрушек или перекладины кроватки.
  3. Узнает предметы — выделяет любимые игрушки, активно тянется к ним, способен выбрать из нескольких предметов самый яркий или самый привычный.

Примерный режим дня

Развитие ребенка 5 месяцевВ пять месяцев у многих малышей происходит очень важный этап для мамы — они перестают просыпаться для ночного кормления и наконец-то могут спать ночью по 9-10 часов подряд.

В остальном режим дня мало отличается от режима четырехмесячного ребенка. Это те же пять часов дневного сна и десять ночного, но время бодрствования увеличивается — ребенок может не спать около двух часов подряд, требуя к себе внимания, играя, развлекая себя самостоятельно.

  • В этом возрасте необходимо увеличить время для занятий гимнастикой, развивать у малыша мелкую моторику, читать ему сказки, потешки, петь песенки, ставить музыку.
  • Обязательно два раза в день гулять с карапузом, причем во вторую прогулку можно сажать его в слинг — пусть ребенок начинает познавать мир.
  • Режим дня у малышей в этом возрасте может быть разным, но придерживаться установленного распорядка стоит — так ребенок будет лучше спать, лучше кушать и активнее развиваться.
  • Примерный режим для малыша пяти месяцев такой:
  • 8:00 Пробуждение от ночного сна, первое кормление (молоко или бутылочка со смесью), чистка ушек и носика, умывание личика.
  • 10:00 Первый дневной сон.
  • 11:30 Пробуждение, второе кормление (для искусственников — каша), активные игры с мамой, зарядка или массаж.
  • 13:30 Прогулка в коляске, дневной сон на улице.
  • 14:30 Третье кормление — искусственнику дают овощное пюре.
  • 15:30 Игры с малышом, массаж, гимнастика на мяче.
  • 17:00 Прогулка и последний дневной сон на улице.
  • 18.00 Возвращение домой, четвертое кормление, спокойные игры. В этот период можно оставить малыша одного, дав ему погремушку — он вполне способен занять себя сам на время вплоть до получаса.
  • 20:00 Купание в большой ванне, занятия с малышом в воде.
  • 20.30 Пятое кормление, укладывание спать на ночь.

Малыши на искусственном вскармливании просыпаются в 12 или час ночи, чтобы получить бутылочку со смесью, груднички вполне могут проснуться несколько раз за ночь, чтобы покушать. Но в некоторых случаях ребенок может спокойно спать до самого утра.

Уход и гигиена

Мальчики

  1. Развитие ребенка 5 месяцевМалыши в пять месяцев начинают активно двигаться, переворачиваться, тянуть в рот игрушки, дотягиваются ножкой до лица, сосут пальчики.
  2. Гигиена в это время становится особенно актуальной — нужно не менее двух раз в неделю постригать ноготки на ручках и ножках, чтобы карапуз себя не поцарапал, мыть игрушки с детским мылом.
  3. Как и раньше, нужно ежедневно купать маленького мальчика, чистить ушки и носик, регулярно менять подгузник, подмывая малыша перед каждой сменой.
  4. Некоторые мальчики в этом возрасте начинают ползать, поэтому особое внимание стоит уделить безопасности комнаты — закрыть розетки, убрать мелкие предметы с пола, тщательно мыть полы, желательно ежедневно.

Девочки

Уход за пятимесячной девочкой мало отличается от ухода за мальчиком. Девочки чуть позже начинают переворачиваться и ползать, поэтому безопасностью дома можно озаботиться на месяц позже. Остальные правила такие же — тщательное мытье и обдавание кипятком игрушек, протирание бортиков кроватки теплой водой с содой.

У многих малышей в это время начинают резаться зубки. Игрушки — прорезыватели нужно мыть теплой водой с пищевой содой несколько раз в день, после мытья тщательно ополаскивать и протирать сухим чистым полотенцем.

Гимнастика

Занятия спортом в этом возрасте доставляет малышу необыкновенное удовольствие. К ежедневному массажу спинки, животика и ножек можно добавить потягивания ручек, перекрещивание их, сгибание-разгибание ножек, разминание стопы (очень мягкое), пальчиковый массаж.

Если ребенок еще не переворачивается — необходимо помочь ему, мягко поддерживая под спинку и живот, слегка подталкивая в нужном направлении.

Стимулировать двигательную активность можно, положив малыша на живот и поместив недалеко от него яркую игрушку — карапуз будет пытаться дотянуться до нее, пытаясь ползти.

Занятия

Подготовка спины малыша к будущим нагрузкам

Развитие ребенка 5 месяцевВ возрасте пяти месяцев спинку нужно готовить к большим нагрузкам. Еще немного — и малыш начнет сам садиться, ползать, а потом и вставать, держась за бортик кроватки.

Спинку укрепляют массажем (не только поглаживанием, но и похлопыванием, легкими постукиваниями, пощипываниями) и занятиями на мяче и в ванне.

Если ребенок до этого возраста купался в маленькой ванночке — можно перевести его в большую. Поддерживая малыша в воде под спинку и животик, стимулируя его переворачиваться в воде, можно хорошо укрепить мышцы спинки.

Занятия на большом мяче — перекатывания на животике — также весьма полезны.

Несколько раз в день нужно делать простое упражнение — разводить ручки карапуза в стороны, скрещивать и снова разводить — не менее 20 подходов за раз.

Мелкая моторика

Развитие мелкой моторики крайне полезно для малыша. В пять месяцев можно давать карапузу перебирать крупные бусы, вкладывать в ручки предметы разного веса, размера и материалов — шероховатые, гладкие, мягкие.

  • Полезно давать малышу зажать в кулачке платок или веревку и очень аккуратно ее вытаскивать.
  • Можно нашить на большой кусок ткани крупные пуговицы, деревянные гладкие кубики, различные кусочки ткани (бархат, шелк, крупное кружево), положить ребенка на животик и дать рассматривать и трогать эту самодельную игрушку.
  • Совсем мелкие предметы (крупу, бусины, семена) пятимесячным не дают, так как это небезопасно даже в присутствии взрослого.

Общение и тактильный контакт

Развитие ребенка 5 месяцевТак как в этом возрасте ребенок начинает понимать речь, эмоции и осознанно произносить звуки, общаться с ним нужно все время бодрствования. Потешки, песенки, сказки, просто разговор с малышом — очень полезны для его развития.

Показывая ребенку игрушки или предметы, нужно проговаривать их названия, как можно чаще обращаться к ребенку по имени, напевать под музыку.

Некоторые дети в этом возрасте максимально привязаны к взрослому и нуждаются в постоянном тактильном контакте. Не оставляйте кроху надолго одного, он нуждается в постоянных поглаживаниях, регулярном массаже. Малышей на искусственном вскармливании на руки стоит брать еще чаще, чем грудничков, так как им особенно не хватает телесного контакта с мамой.

Читайте также:  Спастическая кривошея у грудничка: причины, симптомы, лечение

Знакомство с книгой

Пять месяцев — прекрасное время, чтобы начать знакомство с книжкой, так как в этом возрасте малыши начинают живо интересоваться картинками.

Книги с яркими буквами и крупными, яркими изображениями животных, растений и игрушек нужно показывать, называя нарисованных персонажей, медленно и четко проговаривая слова. Многие дети очень любят книжки — игрушки для ванны.

Старайтесь только следить, чтобы карапуз не грыз уголки — это не пойдет ему на пользу.

Какие игры, игрушки можно использовать и мультики смотреть

  1. Развитие ребенка 5 месяцевВ этом возрасте из кроватки убирается мобиль и подвешенные погремушки — ребенок может дотянуться до них, оторвать часть игрушки и засунуть ее в рот.
  2. Лучшие игрушки — крупные пластмассовые, качественные, гладкие деревянные и мягкие текстильные, которые легко постирать.
  3. Они нуждаются в ежедневном мытье и обработке — необходимо учесть это при покупке.
  4. Пятимесячному карапузу можно покупать музыкальные игрушки, которые реагируют на действие — с кнопочками, шнурочками.
  5. Малыш быстро поймет, что его действие вызывает определенную мелодию, и будет с радостью заниматься.

Обратите внимание! В возрасте пяти месяцев можно посадить ребенка в специальное кресло и ненадолго — не больше десяти минут — поставить ему мультик с яркими персонажами и узнаваемыми героями, с запоминающейся мелодией (хорошо подходят старые советские).

Доктор Комаровский

Развитие ребенка 5 месяцевДоктор Комаровский считает, что девочки и мальчики в пять месяцев должны в первую очередь эмоционально реагировать на окружающий мир, брать игрушку из рук взрослого, переворачиваться и гулить.

Для активного развития нужен постоянный контакт с взрослым, разговоры, чтение книг, обязательно — хорошая музыка. Про питание Комаровский считает, что ребенок должен уметь кушать с ложки протертую пищу, но введение прикорма для грудничка можно отложить.

Частые проблемы в этом возрасте и как их решать

Основными проблемами в пятимесячном возрасте являются:

  • травмы из-за падений и ударов о крупную мебель после того, как ребенок начал переворачиваться и ползать;
  • проблемы с пищеварением из-за слишком раннего введения прикорма;
  • повышенная капризность, температура, раздражительность, плохой сон из-за начала прорезывания зубов.

Для того, чтобы подобных проблем не возникало, необходимо подготовиться к этому периоду:

  1. Обезопасить дом, купить манеж, выкладывать малыша на животик на пол, а не на кровать, не оставлять его одного.
  2. Перед введением прикорма советоваться с врачом и ни в коем случае не торопиться.
  3. Купить прорезыватели для зубов, специальный гель для десен.

Полезное видео

Предлагаем вам ознакомиться с полезным видео по теме:

Таким образом, пять месяцев — необыкновенно важный и интересный период в жизни малыша.

Он начинает готовиться к тому, чтобы сесть, поползти и заговорить, активно развивает эмоции, начинает различать цвета, интересоваться яркими игрушками и книжками.

Как можно чаще общайтесь с ребенком, играйте с ним, пойте песенки, носите на руках — ведь с каждым месяцем он будет становиться все более и более самостоятельным.

Источник: https://vashrebenok.org/razvitie/do-goda/5-mesyatcev.html

Ребенок в 5 месяцев (календарь развития)

Ребенок на 5-м месяце продолжает осваивать инструменты общения: улыбку, смех, лепет, которые становятся с каждым днем все выразительней, живей, и наполняются смыслом.

Он становится активней и мобильней в движении: переворачивается, из лежачего положения постепенно стремиться к сидячему, самостоятельно принимает различные позы.

 Развитие ребенка в 5 месяцев – это период закрепления и усовершенствования уже полученных ранее навыков и переход к новому образу жизни, когда малыш уже сможет сидеть.

Физическое развитие

Развитие ребенка 5 месяцев

Рост и вес

Умножьте на два массу тела вашего крохи при рождении – примерно столько весит теперь пятимесячный малыш. В конце 5 месяца ребенок должен иметь вес 6.5 — 7.5 кг (±1 кг) и рост 63 — 65 см (± 3 см). За этот месяц он набирает до 700 г и прибавляет около 2-х см.

Почти все безусловные рефлексы у ребенка к 4 — 5 месяцам угасают (см. 4 месяц), рефлекс Моро должен исчезнуть к концу 5-го месяца. (О рефлексах)

В физическом развитии малыша наблюдаются заметные изменения.

Что умеет младенец в конце 5-го месяца

  1. Ребенок в 5 месяцев может уже хорошо сидеть при поддержке спины, держась за что-то руками. Самостоятельно он сидеть пока не умеет (когда ребенок начинает сидеть самостоятельно?).
  2. Если поставить ребенка в вертикальное положение, поддерживая за подмышки, то он стоит почти прямо, не сгибая ножек.

  3. Если держать малыша в воздухе параллельно полу вниз лицом, то он приподнимает верхнюю часть тела и головку до средней линии и держит их в таком положении.
  4. Если потянуть его за ручки в лежачем положении, то малыш сам подтянется и не даст головке запрокинуться назад.
  5. Лежа на спинке, ребенок поднимает ножки и ручки, рассматривает их, тянет ступни в рот.

  6. Лежа на животе, приподнимается на предплечьях и уверенно держит головку.
  7. Протягивает руку к движущемуся предмету и уже может его схватить.
  8. Активно переворачивается на бочок, с живота на спину.

  9. Спинные мышцы ребенка в 5 месяцев уже развиты достаточно для того, чтобы он смог сделать «самолетик»: лежа на животике с приподнятой головой, двигает ручками и ножками.

Читаем еще: что умеет ребенок в 5 месяцев

Психическое развитие

  1. Лепет малыша становится разборчивее, это уже не примитивные отдельные звуки, а сочетание их: «ма», «ня», «да», «ба». Ребенок произносит их, повторяя несколько раз в разном сочетании, выдавая что-то вроде свирели.
  2. Кроха временами «разговаривает» сам с собой, четко разделяя слоги.

  3. Отличает строгую и нежную интонацию. Может обидеться, когда на него ругаются или кричат. Замолкает, когда с ним разговаривают, внимательно вслушиваясь. Старается обратить на себя внимание.
  4. Ребенок без труда узнает знакомые лица, настораживается при виде новых людей. Реагирует на выражение лица.

    Улавливает связи между прической, глазами, голосом, запоминает образ в целом. Любит рассматривать изображения лиц на картинках, предпочитает улыбающиеся.

  5. Даже если малыш кажется общительным в присутствии матери, то без нее, рядом с чужими, становится пугливым.

  6. На пятом месяце улучшается способность зрительного управления движениями рук: малыш без труда может взять нужный предмет, глядя на него.
  7. Пока не может отыскать прикрытую чем-то игрушку, но если ее закрыть не полностью, то ребенок поймет, где она спрятана.

  8. Некоторые дети могут уже запоминать качественные характеристики предметов, например: цвет или размер игрушки, какая она на ощупь, и предпочитать эти вещи другим.
  9. К началу 6-го месяца малыш может не только схватить и удержать игрушку, а потянуть ее на себя, отнять.

  10. Ребенок теперь может уделять самостоятельной игре 5 – 10 минут.

Если некоторые навыки (см. 4 мес.) у ребенка отсутствуют, то необходимо проконсультироваться с педиатром.

Как помочь ребенку развиваться

В этом периоде занятия с ребенком непременно должны быть сконцентрированы на развитии опорно-двигательного аппарата.

Особенное внимание нужно уделять упражнениям для мышц спины, так как малышу необходимо научиться сидеть, а также закреплению навыка переворота со спины на животик и обратно.

Необходимо проводить ежедневные 20 – 30 минутные занятия гимнастикой в сочетании с массажем. Все упражнения рекомендуется сопровождать счетом, так у ребенка формируется чувство ритма. Можно включить ритмичную музыку.

Упражнение на приседание с прогибом позвоночника (делать 1 раз в день):

  • Ребенок лежит на спинке. Вложите в ладошки малышу большие пальцы своих рук, пусть он их сожмет. Остальными пальцами обхватите ребенка за запястья.
  • Разведите руки ребенка чуть в стороны и подтяните его к себе, пока малыш не сядет.
  • Затем поднимите руки малыша вверх и зафиксируйте их там одной рукой.
  • Пальцами свободной руки проведите вдоль позвоночника крохи снизу вверх. Ребенок при этом рефлекторно разогнет спинку.
  • После этого, аккуратно поддерживая головку, положите малыша в исходное положение.

«Подползание»: лежа на животике, малыши уже стремятся дотянуться до лежащей рядом игрушки. Ползанием это еще не назвать, но можно считать первым шажком к тому, чтобы ползать. Раскладывайте рядом с крохой игрушки на расстоянии чуть большим, чем вытянутая рука ребенка.

Ладонью создайте опору для его ножек. Пусть малыш пытается подползать и хватать предметы. Это будет хорошей гимнастикой для всех групп мышц малыша.

Массаж для ребенка в 5 месяцев должен несколько усложниться. Кроме растирания, поглаживания, вибрации и поколачивания можно использовать пощипывание, щипцеобразное разминание и валяние.

Продолжайте носить ребенка на руках. «Разговаривайте» с ним, рассказывайте и показывайте ему все окружающее. Позволяйте крохе исследовать как можно большее количество предметов, но будьте осторожны, ведь ребенок теперь тянет все в рот, поэтому следите за чистотой игрушек и безопасностью окружающих предметов.

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет…

На некоторое время малыша теперь можно помещать в манеж, но не оставляйте его там на долго. Длительное пребывание в манеже или кроватке создает у крохи впечатление замкнутости и ограниченности пространства и может притуплять у ребенка стремление исследовать мир.

Игры

Для пятимесячного крохи интересны будут игры в «Ку-ку», «Сороку-ворону», «Идет коза рогатая», «Ладушки». (см. 4 мес.). В этом возрасте малыши любят игры с разными звуками:

  • «Как говорят животные»: произносите звуки, подражая животным. При этом называйте зверя и показывайте его на картинке.
  • Читайте ребенку книжки с потешками и четверостишиями, они развивают память малыша.
  • Прикасайтесь к разным частям тела ребенка, ласково называя их: носик-курносик, синенькие глазки, розовые щечки.
  • Пришейте к носочкам малыша маленькие колокольчики, пусть они звенят, когда ребенок шевелит ножками. На ручки можно сделать браслетики с колокольчиками или яркими нашивками (бабочка, цветочек), кроха будет разглядывать их, когда поднимет ручки.
  • Перекличка: вводите постепенно в «словарный запас» малыша новые слоги. Внимательно слушайте, что «говорит» ребенок, а потом отвечайте ему так, словно поддерживаете беседу. Через какое-то время малыш будет повторять за вами. Важно, чтобы кроха видел ваше лицо, наблюдал за жестами и мимикой.

Развитие ребенка 5 месяцевПоиграйте с малышом перед зеркалом. Возьмите ребенка на руки и помашите рукой отражению в зеркале. Возможно, малыш будет очень удивлен появлением второй мамы с кем-то на руках. Пока ребенок воспринимает отражение в зеркале как другой живой объект. Если вы возьмете в руку игрушку, то малыш будет пытаться схватить ее в зеркале, не замечая ее у вас в руках. Примерно до 1.5 лет дети не понимают, что в зеркале только отражение.

Для развития тактильной чувствительности сделайте набор разноцветных подушечек из разных тканей (фланель, шелк, вельвет). Когда малыш лежит на животике, давайте их ему, пусть трогает и разглядывает. Когда ребенок подрастет, такие подушечки можно будет раскладывать парами по цвету, размеру или рисунку.

Если любите шить, можно сделать специально для вашего малыша текстильную книжку с аппликациями из разных тканей, липучками, шнуровками, пришитыми пуговицами. Тематика книжки может быть различая, в зависимости от пола ребенка.

Питание и сон

Режим сна и бодрствования у ребенка в 5 месяцев остается такой же, как и в прошлом месяце (см. 4 мес.).

Для каждого малыша он индивидуален и зависит от биоритмов и темперамента: кто-то просыпается рано и так же ложится, а кто-то любит попозже встать и «гуляет» полночи.

Малыши еще могут путать день с ночью, но многие дети уже спят по ночам продолжительней, чем днем, просыпаясь 1 – 2 раза.

Кормление пока остается без изменений (см. 4 мес.). Продолжайте кормить грудью или смесью по требованию.

В 5 месяцев допускается введение первого прикорма если:

  • У вас мало молока;
  • Ребенок плохо прибавляет в весе, капризничает, не наедается;
  • Его мучают боли в животике или запоры, редкий или скудный стул;
  • Он часто срыгивает (за сутки более 2-х раз или после каждого кормления).
  • Читаем: О первом прикорме и важная статья о режим дня ребенка в 5 месяцев
  • В любом из этих случаев проконсультируйтесь с педиатром, чтобы он определил, что причина действительно в недоедании и подобрал первый прикорм.
  • ← 4 месяц                                                6 месяц →

Видео

Полный календарь развития ребенка в одной статье «развитие до года по месяцам» — http://razvitie-krohi.ru/razvitie-rebenka-do-goda/razvitie-rebenka-do-goda-po-mesyatsam.html

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Развитие ребенка 5 месяцев

Вам также может понравиться

Источник: http://razvitie-krohi.ru/razvitie-rebenka-do-goda/mesyats-1-12/rebenok-v-5-mesyatsev-kalendar-razvitiya.html

Ребенок 5 месяцев

  • Что умеет
  • Массаж
  • Развитие
  • Прикорм
  • Вес
  • Рост
  • Режим дня

Развитие ребенка 5 месяцев

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев

Существуют навыки, которыми обладает средне статический малыш в 5 месяцев. Физическое и психическое развитие зависит от состояния здоровья ребенка. Недоношенный младенец отстает от нормы на 1-2 месяца. После года, они полностью догонят сверстников. Ниже представленный примерный список умений, которыми должен владеть доношенный младенец в данном возрасте.

В пять месяцев дети умеют

  • Крепко держать игрушку, тянутся за ней, издавать громкие звуки погремушкой;
  • Тянуть ноги ко рту, кусать пальцы ног;
  • Уверенно поднимать головку лежа на животике;
  • В положении лежа, выпрямлять руки вертикально;
  • Переворачиваться с животика на спинку и, наоборот, в обе стороны, или одну;
  • Учатся ползать (попытки).

Способности девочек

Девочка в 5 месяцев умеет произносить слога. Она плавно переходит от гуления к лепетанию. Имитирует речь. Пытается сама сесть. Сажать их рекомендуют после 7 месяцев. Организм малышки еще не окреп. Ранее сидение пагубно влияет на органы малого таза.

Навыки мальчиков

Мальчики в 5 месяцев по натуре подвижней от девочек. Он лучше ориентируются в пространстве. Следит за движущимся предметом, старается его поймать. Умеет сидеть. Хотя все же, желательно, поддерживать, чтобы не было большой нагрузки на позвоночник.

Гимнастика и массаж для пятимесячного младенца

С маленькими детками следует ежедневно заниматься зарядкой. Гимнастические упражнения развивают физические навыки малыша. Профилактический массаж укрепляет мышцы.

Можно делать массаж самому, но, в начале, лучше обратиться к опытному детскому массажисту. Ниже предлагаем посмотреть видео:

Развитие ребенка в 5 месяцев

Развитие ребенка 5 месяцев

Пятый месяц жизни ребенка проходить в ярких красках эмоционального развития. Появляется выраженная реакция на общения со взрослыми. Кроха подарит ответную улыбку на нежный голос, но заплачет, услышав громкий строгий голос. Попытки перевернуться на живот становятся успешными. При гулении появляются согласные звуки: ма, па, ла. Горловые звуки похожи на пение. Пытается подражать, агукая в ответ.

Как развивать

5 месячный ребенок начинает активно исследовать окружающие предметы. У малыша появляется интерес к игрушкам для психического развития и моторики. Развивающие игры с младенцем должны быть направлены на изучение формы, цвета и звука. Среди игрушек появляются фавориты. Самыми любимыми станут:

  1. мобиль (музыкальная карусель);
  2. неваляшка;
  3. молоток с пищалкой;
  4. разные по цвету и звучанию погремушки.

Музыкальная карусель, подвешенная над кроваткой, перестает быть предметом пассивного наблюдения. При попытках дотянуться, схватить движущуюся фигуру, улучшается координация движений. Любимая игра — бросать на пол погремушки.

Развитие недоношенных детей

Для недоношенного младенца, который отстает в физическом развитии, пятимесячный возраст становится переломным. Начинается процесс «выравнивания». Показатели веса и роста приближаются к норме. К пяти с половиной месяцам, недоношенный ребенок должен уметь:

  • хорошо держать голову;
  • находить взглядом источник звука;
  • активно двигаться;
  • гулеть и агукать;
  • отвечать на улыбку.

Особенности развития носят субъективный характер. Отставая в одном, перегонит сверстников в другом.

Комаровский о развитии пятимесячных детей

Доктор Комаровский, комментируя пользу занятий физкультурой, массажа, посещения бассейна с детьми этого возраста сказал, что развитие малыша зависит от психофизиологического состояния мамы. Дайте ей выспаться, помогите сделать домашние дела. И тогда она подарит любовь и тепло, которую не заменит ни одна игрушка или дорогая процедура.

Первый прикорм с 5 месяцев

Развитие ребенка 5 месяцев

Многим родителям советуют в 5 месяцев начинать вводить малышу новые продукты, но ВОЗ утверждает, что ребенок не нуждается в прикорме, кроме материнского молока, до 6 месяцев. Грудное и искусственное вскармливание  полностью обеспечивает организм ребенка всеми необходимыми витаминами и минералами к данному возрасту.

Когда начинать давать прикорм

Ребенок проявит анатомические признаки готовности к прикорму, такие как:

  • интерес к еде;
  • должен держать голову прямо;
  • язык рефлекторно выталкивает твердую пищу. Этот рефлекс защищает от аспирации;
  • уметь проталкивать пищу в заднюю часть рта.
  • нижняя губа должна хорошо двигаться.

Желудочек ребенка должен созреть для прикорма и вырабатывать определенные ферменты.

Что можно давать пятимесячному малышу из еды

5 месячному ребенку можно дать (только одно из выбранных) чайную ложечку пюре из кабачка, цветной капусты, детские каши (овсяная, кукурузная, гречневая) и соки (яблочный). Эти продукты наиболее благоприятны для первого знакомства ребенка со взрослым питанием.

Сколько каши давать ребенку в 5 месяцев

Начинать давать каши нужно детям, которые плохо набирают вес. Молочные каши следуют давать, если мама уверена, что ее ребенок не аллергик, а так безмолочные. Начинать с чайной ложечки и смотреть за реакцией малыша, с каждым днем удваивая порцию. Заставлять кушать младенца нельзя. Каждый кроха будет по разному съедать количество каши в пределах 80-150 грамм.

Статья: все о начале прикорма.

Реакция организма ребенка на первый прикорм подскажет маме о правильности выбранного продукта и времени. Малыш выталкивает пищу языком, скорее всего, он не готов к прикорму. Не волнуйтесь, в кратчайшие сроки, он еще захочет попробовать.

Наш совет: готовьте огромный слюнявчик и приятного аппетита!

Сколько должен весить ребенок в 5 месяцев

Вес девочек (кг)

месяц
очень низкий
низкий
ниже среднего
средний
выше среднего
высокий
очень высокий
4 4.4 5 5.7 6.4 7.3 8.2 9.3
5 4.8 5.4 6.1 6.9 7.8 8.8 10
6 5.1 5.7 6.5 7.3 8.2 9.3 10.6

Вес мальчиков (кг)

месяц
очень низкий
низкий
ниже среднего
средний
выше среднего
высокий
очень высокий
4 4.9 5.6 6.2 7 7.8 8.7 9.7
5 5.3 6 6.7 7.5 8.4 9.3 10.4
6 5.7 6.4 7.1 7.9 8.8 9.8 10.9

Рост ребенка в 5 месяцев

Рост девочек (см)

месяц
очень низкий
низкий
ниже среднего
средний
выше среднего
высокий
очень высокий
4 55.6 57.8 59.9 62.1 64.3 66.4 68.6
5 57.4 59.6 61.8 64 66.2 68.5 70.7
6 58.9 61.2 63.5 65.7 68 70.3 72.5

Рост мальчиков (см)

месяц
очень низкий
низкий
ниже среднего
средний
выше среднего
высокий
очень высокий
4 57.6 59.7 61.8 63.9 66 68 70.1
5 59.6 61.7 63.8 65.9 68 70.1 72.2
6 61.2 63.3 65.5 67.6 69.8 71.9 74

Примерный режим дня ребенка в 5 месяцев

  • 6:00-8:00 Подъем. Завтрак. Утренние процедуры. Бодрствование;
  • 8:00-10:00 Сон. Возможна прогулка;
  • 10:00-12:30 Кормление. Время занятий гимнастикой и развивающими играми;
  • 12:30-14:30 Сон;
  • 14:30-17:00 Кормление. По распорядку активное время провождения.
  • 17:00-19:00 Прогулка с возможным сном;
  • 19:00-21:00 Вечерние спокойные занятия перед сном. Купание.
  • 21:30 Ужин. Спокойной ночи! Малыш дай маме отдохнуть хоть ночью…

Календарь развития ребенка до года:

  • 1 месяц
  • 2 месяца
  • 3 месяца
  • 4 месяца
  • 6 месяцев
  • 7 месяцев

Источник: http://enkid.ru/razvitiye-rebenka/razvitiye-rebenka-po-mesyatsam/rebenok-v-5-mesyacev

Развитие ребенка: 5 месяцев: меняем режим дня

К пятому месяцу жизни ребенок удваивает тот вес, который у него был при рождении. Не переживайте, если это произошло раньше, некоторые малыши в первые 2-3 месяца могут прибавлять больше 1 кг в месяц.

ЛюбахаГрудничок мало спитНе капризничает, просто не спит. В остальном всё нормально. К педиатру мы 8го числа идём, тоже спрошу.

Нормально это, было у кого? У меня двое старших и первые месяца три очень много спали, как и полагается20

Многие дети к этому возрасту уже проявляют активный интерес к пище.

Это нормальное формирование пищевого интереса, но оно не означает, что ребенку уже пора вводить прикорм. По рекомендации ВОЗ, введение прикорма детям, находящимся как на грудном, так и на искусственном вскармливании, рекомендовано с 6 месяцев.

Младенец может достаточно долго играть, лежа на животе. Он перебирает игрушки, которые находятся в его досягаемости, манипулирует ими. Многие пятимесячные дети уже пытаются встать на четвереньки. Они вытягивают руки, подтягивают и сгибают в коленях ноги. У многих к концу месяца получается вставать на четвереньки и раскачиваться вперед-назад. Это отличная подготовка к ползанию.

Ребенок уже умеет отличать своих людей от чужих. Маловероятно, что пятимесячный младенец будет так же спокойно находиться на руках у чужого человека, как это было, например, в 2-3 месяца. Если вы пришли в гости, дайте ребенку привыкнуть к обстановке и людям, сидя у вас на руках.

Он еще не умеет выражать эмоции таким сложным способом, как вы. Но может улыбаться в ответ на ваше приближение или на ваши смешные рожицы и звуки.

♦ Долго играет игрушками лежа на животе.

♦ Может самостоятельно захватывать игрушку и активно ей размахивать.

♦ Может вставать на четвереньки и раскачиваться вперед-назад.

♦ Издает множество звуков, удваивает слоги («та-та», «ба-ба», «ма-ма»).

Есть несколько аспектов, от которых зависит физическое развитие ребенка:

Первый – это окружающая среда.

Если деятельность ребенка ограничивать небольшим пространством (манеж или кроватка), то круг его активности снижается, а это может приводить к замедлению развития моторных навыков.

И наоборот, если он большую часть времени находится в относительно большом пространстве (например, на полу), то формирование физических навыков происходит более естественно и быстро.

Второй – время, проведенное ребенком на животе. Чем больше он находится на животе, тем чаще приподнимается на руках и тем быстрее происходит формирование всех процессов: ползания, сидения, ходьбы.

Так, очень часто приходится слышать жалобы на то, что ребенок не сидит и не ползает, от родителей, чьи дети целый день находятся на руках или лежат на спине.

А зачем ему ползать или ходить, если его и так удобно носят?

Третье – создание мотивации для ползания. Лежать на животе ребенку не совсем удобно. Соответственно, его важно заинтересовать, например, недалеко находящейся любимой игрушкой, чтобы ему захотелось дотянуться или доползти до нее.

Ребенок уже относительно сформировал (с вашей помощью) свой режим. Сейчас важно его придерживаться. Не забывайте, что младенец все так же легко переутомляется, важно соблюдать время бодрствования, не «передерживать» ребенка, поскольку перевозбужденный малыш труднее засыпает.

Соблюдайте ритуал укладывания на ночной сон: ванна, легкий массаж, песенка или книжка. Пропуск ритуала укладывания не очень благоприятно сказывается на сне ребенка. Не готовьтесь ко сну поздно, старайтесь укладывать ребенка на ночной сон тогда, когда он еще не сильно устал.

В 5 месяцев может начаться прорезывание зубов. Вообще, как только ребенок рождается, зубы начинают свое непрерывное движение в сторону ротовой полости, так что они могут начать беспокоить ребенка задолго до своего появления из десны.

У ребенка в пять месяцев уже отчетливо появляется смех. Старайтесь развивать его чувство юмора. Никаких сложных действий и приспособлений это не требует. Смешные рожицы или новые звуки (щелканье языком, раздувание щек) будут веселить вашего малыша на этом этапе.

Читайте книги, которые можно потрогать, с выпуклыми деталями. Хорошо в этом возрасте использовать картонные книги. Их ребенок не помнет, а даже если немного погрызет, то это вполне безопасно.

К 5 месяцам ребенок уже хорошо формирует слоги и умеет их удваивать. С каждым днем в его речи появляются все новые и новые звуки и их сочетания. До полноценного и осознанного «мама», конечно, еще далеко, но пройдет несколько месяцев, и малыш активно будет вас звать.

Ребенок уже достаточно привязан к маме, чтобы расстраиваться, когда та выходит из комнаты и оставляет его. Он будет выражать недовольство плачем и так же быстро успокаиваться, оказавшись на руках у мамы. Это важное время формирования связи между малышом и матерью.

В пять месяцев ребенок умеет выражать несколько видов эмоций: радость, печаль, беспокойство, страх. Позже объем эмоций будет только увеличиваться.

Автор текста: педиатр Екатерина Потеряева

Page 2

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует исключительно грудное вскармливание до 6 месяцев. Затем в дополнение к грудному молоку следует начинать вводить прикорм всем детям, независимо от вида вскармливания.

ЛюбахаГрудничок мало спитНе капризничает, просто не спит. В остальном всё нормально. К педиатру мы 8го числа идём, тоже спрошу.

Нормально это, было у кого? У меня двое старших и первые месяца три очень много спали, как и полагается20

Первый прикорм – это либо овощное пюре, либо каша. Он однокомпонентный, гомогенный и вводиться должен постепенно.

То, что мы начали давать ребенку прикорм, не отменяет грудного вскармливания. Если в первый прикорм вы ввели овощи, то во второй прикорм вводить стоит кашу (либо наоборот).

6 месяцев – это самое частое время начала активного прорезывания зубов. Однако они могут прорезываться как раньше, так и позже этого времени. У некоторых детей зубы начинают прорезываться только ближе к году и это тоже нормально.

Первыми прорезываются нижние резцы. Они могут появляться вместе, а могут друг за другом. После появления первого зуба их необходимо начинать чистить – 2 раза в день мягкой детской зубной щеткой. Это не только гигиена, но и приучение ребенка к тому, что зубы нужно чистить 2 раза в день, и один из ритуалов укладывания.

Ребенок уже четко различает людей – свой-чужой. Маловероятно, что он пойдет на руки к незнакомому человеку так же спокойно, как раньше. Скорее всего, он просто разревется. Это абсолютно нормальная реакция, защитный инстинкт, а не его капризность.

Младенец меньше спит. Время активного бодрствования может достигать 2,5 часа. Часто у ребенка остается к 6 месяцам 3 дневных сна (может быть 1 длинный сон и 2 коротких). В период бодрствования он требует все больше внимания, и мама от этого может уставать.

Некоторые малыши к этому возрасту способны спать всю ночь и давать маме выспаться. Однако другие, наоборот, просыпаются достаточно часто. Это может быть реакцией на прорезывание зубов.

♦ Умеет в положении лежа на животе вытягивать руки, долго удерживать такое положение, подтягивают ноги и сгибают их в коленях, пытаясь встать на четвереньки.

♦ Некоторые уже умеют ползать и вставать на четвереньки и раскачиваться вперед-назад.

♦ Появляется активная речь, которая пока является набором звуков и слогов.

♦ Берет игрушку из различных положений.

Эмоциональное развитие ребенка очень важно. Любимые игрушки, книжки с большими картинками – все это вызывает его бурный восторг. Как можно чаще читайте его любимые сказки, и вскоре он начнет их запоминать и реагировать улыбкой на знакомое начало.

Ребенок, который еще месяц назад лежал на животе и мог только вытягивать ручки и приподнимать немного грудь над полом, сейчас уже умеет вставать на четвереньки, а иногда и ползать (пусть на животе и совсем не далеко).

Некоторые дети в 6 месяцев начинают самостоятельно сидеть. Поэтому сейчас начинается время активного передвижения ребенка. Не оставляйте малыша одного на кровати и если оставляете на полу, то максимально обезопасьте окружающее пространство.

Ребенок активно играет с игрушками, легко их перекладывает из руки в руку. Гремит погремушкой, стучит игрушками об пол.

В этом возрасте легко развивать слух ребенка. Различные звенящие, бренчащие коробочки, пищащие игрушки – все привлекает его.

Обратите внимание: игрушки должны быть безопасными (в том числе по размеру), чтобы малыш не мог их проглотить или вдохнуть, поскольку основной метод познания ребенком окружающих вещей – через рот. Все, что можно, он хватает и пробует на вкус.

Любимая игра детей «Ладушки» – отличный вариант развития моторных навыков. Ребенок старается под песню попадать ладошкой по ладошке. Это развивает в том числе координацию движений.

Ребенок уже умеет удваивать и утраивать слоги – это начальное развитие речи. Эти попытки заговорить должны активно поддерживаться родителями. Несколько раз повторяйте ребенку названия тех или иных предметов. Можете пытаться вести с малышом своеобразный «диалог», отвечая ему на его активный лепет и поддерживая такой разговор.

Ребенок уже хорошо фокусирует взгляд и не скрещивает глаза. Он может следить за катящимся мячом или следит за достаточно быстрыми движениями старшего брата, играющего поблизости.

Вы можете увидеть, как малыш сосредоточенно смотрит на игрушку, которая находится у него в руке. Улучшается координация рук и глаз. Обратите внимание, как он сначала рассматривает объект, а потом пытается доползти до него.

Младенцы узнают о мире через прикосновение. Когда вы обнимаете или целуете своего ребенка, он понимает, что находится в безопасности и любви. Когда ваш ребенок чувствует прохладный ветерок на щеке, он узнает об окружающем мире.

Возможности для развития тактильных ощущений вашего ребенка в этом возрасте бесконечны даже в течение обычного дня. Малыш будет играть с игрушками и книгами, с вещами, имеющими различную текстурную поверхность. Посмотрите, нравится ли вашему ребенку прикасаться к мягкой плюшевой игрушке или чувствовать текстуру ковра. Пусть малыш благополучно исследует окружающий мир.

Не забывайте, что ребенку важно чувствовать себя в безопасности рядом с родителями и знать об этом. Целуйте, обнимайте детей так часто, как можете, они от этого становятся сильнее.

Автор текста: педиатр Екатерина Потеряева

Page 3

Малышу интересно сейчас абсолютно всё: какой на вкус пол, что лежит в тарелке, как шуршит пакет и почему его не пускают к горячей батарее.

Старайтесь максимально обезопасить окружающее пространство, чтобы не ограничивать малыша в его жизнедеятельности. Уберите бьющиеся, острые предметы подальше, изолируйте горячие батареи и нагреватели.

Безопасная окружающая среда – лучший способ развития ребенка.

ЛюбахаГрудничок мало спитНе капризничает, просто не спит. В остальном всё нормально. К педиатру мы 8го числа идём, тоже спрошу.

Нормально это, было у кого? У меня двое старших и первые месяца три очень много спали, как и полагается20

Активное прорезывание зубов сопровождает седьмой месяц. Но у некоторых детей первый зуб прорезывается только ближе к году, и это тоже нормально.

Первыми прорезываются нижние центральные резцы, а за ними верхние центральные резцы. После боковые верхние резцы, а потом нижние боковые резцы.

Заканчивается процесс прорезывания всех 20-ти молочных зубов ближе к 2-2,5 годам. Характерными симптомами прорезывания зубов являются беспокойство и капризность ребенка, повышенное слюноотделение, незначительное повышение температуры (не более 38,0 С), отказ от твердой пищи, жевание пальцев, небольшая сыпь вокруг рта.

Не используйте для обезболивания стоматологические гели, содержащие лидокаин. Множество проведенных крупных исследований доказали, что эти гели контактируют с десной крайне короткое время, а затем ребенок его просто проглатывает.

Этого времени не достаточно для обезболивания, но при частом использовании стоматологического геля ребенок проглатывает слишком большое его количество.

Это может привести к судорогам, тяжелым поражениям головного мозга, а также проблемам с сердцем и даже смерти ребенка.

В 6 месяцев ввели первый прикорм овощи и кашу. В 7 месяцев уже в прикорм добавляем мясо. Основой рациона ребенка первого года жизни стоит сделать телятину.

Поскольку железо, которое содержится в красном мясе, легче всего усваивается. Исследования не показали преимущества мяса кролика над телятиной.

Именно поэтому до 1 года основным мясным рационом ребенка должна быть говядина – все остальное иногда в качестве разнообразия.

Активный познавательный интерес ребенка необходимо поддерживать. Если месяц назад он просто проявлял интерес к пище, то сейчас он активно хватает ложку, которой его кормят и сам берет пищу из вашей (или своей тарелки). У него может быть хороший аппетит и активный пищевой интерес даже при отсутствии зубов. Поэтому пища должна быть протертой и безопасной.

7 месяцев – это возраст, когда ребенок начинает проверять границы дозволенного.

Вероятнее всего, щипать вас или тянуть за волосы сестру ребенку весело и он это делает потому, что ему любопытно, а не потому, что он непослушный и вредный. Лучшая тактика в данный момент – отвлечение.

Говорить ребенку, что он что-то делает неправильно в этом возрасте бессмысленно. Помните, что память у малыша достаточно кратковременна.

♦ Садится самостоятельно.

♦ Может активно и целенаправленно ползать.

♦ Активно берет игрушки.  Доползает до интересующей игрушки и играет ей самостоятельно.

♦ Пытается брать игрушки пальчиками, а не всей рукой.

7 месяцев – это время подражания. Ребенок повторяет ваши действия. Показывайте чаще как складывать пирамидку, строить башенку из кубиков и в скором времени он удивит вас своими умениями.

Беспокойный сон – это нормально для семимесячных детей. Активное прорезывание зубов (бывает даже сразу нескольких), накладывают свой отпечаток. Кроме этого дневные эмоции, новые навыки не дают покоя и ночью. Малыш во сне вновь проживает их и поэтому сон становится беспокойным. Это нормальный этап взросления.

Очень важно создание ритуала укладывания. При ежедневно повторяющихся действиях (купание, книжка или песенка, укладывание в кроватку) ребенок будет легче засыпать.

Младенец учится играть самостоятельно. Он уже может некоторое время заниматься с игрушками сам без помощи взрослого, перекладывает игрушки, рассматривает их, пробует на зуб.

Картонные книжки помогут ребенку научиться переворачивать странички и приучат к чтению. А книги-развивашки, содержащие разные игровые элементы, ткани разной структуры и сочетающие в себе разные развивающие методики – просто клад для молодой мамы.

Вероятнее всего ваш ребенок любит игру в «ку-ку». Ее любят все дети. К тому же игра учит его тому, что если мама вдруг пропала из поля зрения, то она тут же скоро появится.

Во время игры называйте игрушки, цвета, формы. Пусть малыш еще не готов повторить или запомнить всё, но это отличная база для его дальнейшего развития. Всю повседневную деятельность превращайте в игру. Так в этом возрасте формируется игровая и познавательная деятельность ребенка.

Ребенок позитивно реагирует на обращенную к нему речь, постоянно повторяет различные слоги и звуки. Формируется активная речь, он накапливает пассивный словарный запас. Разговоры взрослых в присутствии ребенка так же положительно влияют на развитие его речи.

Автор текста: педиатр Екатерина Потеряева

Источник: https://deti.mail.ru/calendar/childgrowth/5_mesyac/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector