Развитие самостоятельности у детей до года

Недавно я писала в своем блоге, что столкнулась с мнением общественности, что я приучаю ребенка к рукам, а в дальнейшем не смогу его отучить от них. Вот я и решила написать статью, посвященную воспитанию самостоятельности ребенка до года.

Сегодня я хотела поговорить о слингоношении, да и вообще о ношении ребенка на руках, кормлении по требованию, совместном сне в грудничковом возрасте и прочих вещах, которые должны обязательно привести к тому, что ребенок пожизненно будет держаться за мамкину юбку и с рук вообще никогда не слезет.

Какая потребность ребенка до года? Чтобы выжить, грудничку нужна мама. Ведь именно она его защита и пропитание. Чувствовать маму рядом — это базовая потребность ребенка до года, обуславливающаяся чисто биологическими причинами, считайте это инстинктом.

Грудничок чувствует себя спокойно и уверенно, если мама рядом, если он слышит ее голос, а лучше сердцебиение, которое слышал 9 месяцев в утробе. Малышу нужно чувствовать мамины прикосновения, и запах, ведь именно осязание и обоняние являются ведущими органами восприятия у ребенка до года.

Давайте разберем два сценария развития событий:

1. Полное удовлетворение потребности в близости и воспитание самостоятельности

Развитие самостоятельности у детей до года

И вот мама носит ребенка на руках, показывая ему окружающий мир, такой страшный и совсем непонятный. Мама кормит ребенка тогда, когда он проголодается. Мама берет его на руки, если у него что-то болит или ему страшно и одиноко. Она иногда отлучается, и малыш чувствует тревогу, но большую часть времени мама рядом, и он чувствует ее защиту.

Ребенок растет и учиться познавать мир сам, но он знает, что мама всегда рядом и защищает его. И постепенно он перестает на нее оглядываться и искать взглядом, потому что знает, что она рядом всегда, потому что доверяет ей.

Таким образом формируется базовое доверие к миру. Ведь именно через маму ребенок знакомиться с окружающим миром. А если ребенок чувствует себя защищенным в этом мире, то зачем цепляться за мамину юбку?

2. Воспитание самостоятельности с пеленок

Ребенка с рождения лишний раз не берут на руки, чтобы не приучать к рукам.

Развитие самостоятельности у детей до года

Только базовая детская потребность не удовлетворяется, не угасает к году, она переносится на следующий возрастной этап. Малыш рыдает, если мама пытается закрыть дверь в туалете, он боится, когда она уходит, не идет один играть в песочнице, все время тревожно ищет взглядом маму. А мама удивляется, почему так получается, ведь она воспитывала самостоятельность с пеленок…

К чему я веду? Между этими двумя сценариями, безусловно, есть множество промежуточных. И я не агитирую всех к совместному сну и слингоношению, не подумайте. Ярик спит в своей кровати, но после утреннего кормления остается спать со мной, т.к. Мне лень его перекладывать. Нам так удобнее.

Удовлетворять потребность ребенка в тактильном контакте с мамой можно по-разному. Но ее нужно удовлетворять с момента рождения ребенка. Не бойтесь приучать ребенка к рукам, ведь это то, в чем он нуждается. Через доверие ребенка к маме формируется базовое доверие к миру, т.е. восприятие мира, как безопасного места.

Что происходит, когда базовое доверие к миру не формируется? Как это влияет на воспитание самостоятельности?

Разберем на примере самого серьезного сбоя при формировании базового доверия к миру, который, например, присущ деткам- отказникам.  Отсутствие мамы с самого рождения приводит к тому, что ребенок относится к жизни, как к борьбе за выживание, он всегда напряжен и насторожен, ждет подвоха отовсюду, боится всего и вся.

Такие детки как ежики, они часто чувствуют себя недостойными любви и теплоты, просто не верят, что их могут просто любить…  Но при этом потребность в любви все еще требует удовлетворения. Ребенок постоянно ищет защитника,  т.е. маму. Часто такие дети оказываются ведомыми и легко внушаемыми.

Может ли быть чрезмерное удовлетворение потребности в близости? И как это влияет на воспитание самостоятельности ребенка до года?

Отвечу на вопрос, которые мне часто задавали раньше,  и чем меня сейчас пугают. Потом будет тяжело отучить ребенка от совместного сна? Он так и будет «ездить» на маминых руках?

Развитие самостоятельности у детей до года

При гармоничном развитии детско-родительских отношений ребенку будет неинтересно сидеть у мамы на руках, когда можно ползать/ходить и трогать все вокруг. Потребности сменятся, приоритет перейдет на предметную деятельность, познание мира. Да и начнет развиваться личное пространство, ребенок начнет отделять себя от мамы.

Но бывают случаи, когда мама мешает сепарации (отделению) ребенка. И тогда-то возникают проблемы!

Ну, самый просто и понятный пример: чрезмерная опека и паника в случаях, когда ребенок пытается что-то самостоятельно сделать. «Аааа, не трогай это! Это грязь!» «Не ходи туда, там опасно!» «Куда ты все лезешь?!» Ребенок от такого маминого поведения понимает, что мир — это опасное место и лучше держаться поближе к маме.

Так как же воспитывать самостоятельность у ребенка до года?

Парадоксально, но при помощи приучения к ручкам ???? Не бойтесь быть со своим ребенком столько, сколько ему требуется. Для малыша до года мама — это часть его тела. Как бы вы чувствовали себя, если бы не видели и не чувствовали свою руку?  Вот и малыш чувствует тоже в отсутствии мамы.

Источник: http://detologiya.ru/samostoyatelnost-0-1/

Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста

Родители начинают задумываться о воспитании самостоятельности в ребенке только после поступления в первый класс.

На самом деле основы характера и личности малыша закладываются еще в дошкольном возрасте, и начинать формировать независимость своего чада нужно в первые годы жизни.

О развитии самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, а именно как воспитать не только самостоятельного, но главное счастливого и уверенного в себе ребенка, мы расскажем в этом обзоре.

Ключевые составляющие детской самостоятельности

Инициатива и самостоятельность у детей дошкольного возраста формируется постепенно, одна за другой проявляются три ее ключевых составляющих:

  • инициативность
  • целеустремленность
  • самоконтроль

Именно в такой последовательности должна формироваться привычка к самостоятельности, любые «пробелы» на этапе ее развития могут привести к проблемам в будущем, когда наступит время поступать в школу.

Малыши начинают проявлять инициативу уже в 1,5-2 года, когда в попытке подражать маме берутся стирать белье или подметать пол.

Сначала они не понимают, с какой целью взрослые проделывают все эти операции, и их инициатива не несет никакого положительного результата.

Только когда ребенок начинает мыть пол, чтобы помочь маме навести порядок в доме, его инициативу можно считать конструктивной, направленной на развитие независимости.

Поощряйте кроху и объясняйте ему, для чего вы выполняете те или иные действия.

Малыш охотно берется за любое новое дело, но первая же неудача отбивает у него желание продолжать. Поэтому родители должны помочь развитию целеустремленности — умения сосредоточиться на выполнении задачи до достижения необходимого результата. В попытке качественно справиться с поставленными заданиями ребенок может переусердствовать, но злиться и наказывать его не стоит.

Похвалите его за настойчивость и целеустремленность и мягко поясните ошибку, чтобы в следующий раз результат удовлетворил и вас, и кроху.

Если вы все делали правильно, то к 3-3,5 годам ребенок научится понимать, когда поступил правильно, а когда — ошибся. Самоконтроль поможет ему корректно оценивать свои действия без необходимости наказания со стороны родителей.

Именно это умение является завершающим на первом этапе развития самостоятельности вашего дошкольника.

Со временем ему придется вновь пройти все эти шаги, чтобы освоить нормы поведения в садике и школе, но при вашей поддержке уже к 20 годам ваш отпрыск станет по-настоящему независимым человеком.

Этапы развития самостоятельности дошколят

Первые признаки самостоятельности проявляются у детей уже в 1,5-2 года, а к трехлетнему возрасту большинство малышей доводят родителей до отчаяния в попытке все делать своими руками. Кризис трехлетнего возраста плавно переходит в дошкольный период, к концу которого, в 6-7 лет, независимость становится одной из ключевых черт характера ребенка.

С двух лет кроха может самостоятельно орудовать ложкой, постепенно переходит на использование вилки, подражая взрослым. Чуть позже малыш осваивает навыки выбора одежды и тренируется стягивать с себя футболки и штанишки.

В 2-3 года его нужно начинать приучать и к чистоте, чтобы ребенок самостоятельно убирал свои игрушки на места, содержал свою комнату в порядке. К четырем годам большинство деток осваивают умение одеваться без помощи взрослых, а к шестилетнему возрасту они учатся завязывать шнурки.

Развитие самостоятельности у детей до года

При всем желании мамы проводить со своим чадом как можно больше времени, с первых лет жизни нужно учить ребенка находить себе занятия самостоятельно. Малыш должен сам придумывать себе развлечения, будь то чтение, игры или рисование. Ребенок, который может найти себе занятие без подсказки взрослых, никогда не скучает и не капризничает без повода.

Советы по воспитанию самостоятельности малыша

Алгоритм выработки у малыша полезных навыков и воспитания самостоятельности достаточно прост. Вначале ребенок наблюдает за тем, как родители выполняют какое-то дело.

Затем работа выполняется совместными усилиями родителей и малыша. На третьем этапе новое дело ребенок делает сам, но под неусыпным контролем взрослых.

Завершающая стадия позволяет малышу самостоятельно выполнять задачи без помощи со стороны родителей.

Для освоения и закрепления навыков обязательно выполнение трех условий.

  1. ребенок должен проявить инициативу и захотеть выполнить работу самостоятельно.
  2. на пути к успеху нужно предусмотреть небольшое препятствие, которое кроха сможет преодолеть.
  3. успешное выполнение задания нужно поощрить приятным вознаграждением.
  • Составьте приблизительный план освоения новых навыков с указанием возраста. Это поможет крохе лучше понимать поставленные цели и научит его выделять время на отработку новых умений, чтобы к указанному сроку он мог смело демонстрировать свои достижения.

В такой перечень можно со временем добавлять мелкие хлопоты по дому, чтобы ребенок постепенно привыкал помогать маме и не противился своим обязанностям, став постарше.

Развитие самостоятельности у детей до года

  • Предлагайте выбор. Естественно, нельзя предоставлять чаду полную свободу действий, лучше использовать «выбор в рамке». В этом случае ребенку предоставляется две альтернативы.

Например, предложите на завтрак яблоко или грушу, а в качестве пункта назначения прогулки — детскую площадку или парк. Возможность делать собственный выбор придаст малышу уверенность в себе, приучит обдумывать свои решения.

  • В случае ошибок важно не наказывать и не ругать ребенка, а позволить ему понять последствия своих поступков.

Долгие сборы могут привести к тому, что на прогулку идти будет поздно, а забытую на улице игрушку уже невозможно будет найти на следующий день. На таких примерах малыш поймет, что все зависит только от его поступков. Критика, наоборот, может окончательно отбить естественное детское желание пробовать делать что-либо своими силами.

  • Чтобы ненавязчиво привить малышу мысли о самостоятельности, читайте ему стихи, такие как «Неумейка» (Я. Аким), «Веревочка» (А. Барто), «Что такое хорошо и что такое плохо» (В. Маяковский). Отличным фильмом для семейного просмотра станет сказка «Про красную шапочку», в особенности песня про необитаемый остров.

Воспитание самостоятельности начинается с обустройства соответствующей среды в доме.

  • Обеспечьте малышу удобную низкую кроватку, которая позволит ему ложиться и вставать по организованному вами режиму.
  • Детская мебель должна соответствовать возрасту ребенка, чтобы он мог без присмотра взрослых заниматься рисованием, лепкой и другими видами творчества.
  • Расположите стеллажи с книгами, развивающими играми и конструкторами в пределах досягаемости малыша.
  • Безопасное зеркало также должно присутствовать в детской на правильной высоте, рядом с ним поместите расческу и другие предметы, необходимые для наведения красоты.
  • Подготовьте гардероб ребенка к его независимости, полки и штанги для одежды должны быть на доступной высоте.
  • Чтобы облегчить выбор, уберите из шкафа предметы, которые не соответствуют сезону, тогда малыш не попытается одеть футболку зимой, а свитер — летом.
  • Предусмотрите корзину и для грязного белья, чтобы ребенок сам складывал в нее вещи по мере загрязнения.
Читайте также:  Ароматерапия в косметологии

Самостоятельность у ребенка 4-5 лет должна проявляться в гигиенических процедурах, потому подготовьте к этому ванную комнату.

  • Обустройте скамеечку, стоя на которой ребенок сможет доставать до крана, мыла, зубной щетки и пасты.
  • Горшок и детское сидение для унитаза должны быть легко доступны.
  • На кухне выделите место для хранения детской посуды, которой кроха будет самостоятельно сервировать стол.
  • Используйте стеклянную или керамическую посуду, чтобы приучить ребенка к бережному обращению с хрупкими предметами.
  • Готовьте еду, с которой малыш справится без вашей помощи, и привлекайте его к приготовлению любимых блюд.

Развитие самостоятельности у детей до года

Ошибки родителей: инфантильность и синдром беспомощности

Две самых грубых ошибки родителей при воспитании самостоятельной личности — это чрезмерная опека и полное отсутствие поддержки.

В первом случае малыш растет инфантильным, а во втором — развивается синдром беспомощности. В результате, ребенок не может вырасти независимой и самодостаточной личностью.

Если бабушки и дедушки круглосуточно опекают вашего кроху, не позволяют ему самостоятельно выполнять даже самые простые, давно знакомые действия, он постепенно теряет инициативность.

Жажда независимости ищет другие способы проявления, из-за чего малыш часто капризничает, мается, не может занять себя самостоятельно.

При попустительстве со стороны взрослых такой ребенок и в школе не сможет на равных общаться со сверстниками, а уроки за него придется делать маме.

Другая сторона медали — это полное отсутствие поддержки со стороны родителей, когда ребенок пытается осваивать новые навыки. В такой ситуации постепенно теряется умение увлекаться, исчезает любопытство. Подобные дети могут долгое время заниматься одним и тем же делом, не проявляя к нему ни малейшего интереса.

Об этих двух ошибках рассказывает Людмила Петрановская на вебинаре «Точка кипения. Конфликты в семье», «Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста»

Вырастить ребенка самостоятельным — непростая задача, которая потребует от вас терпения, заботы и бесконечной любви к своему ребенку. Начните прививать независимость своему крохе с первых лет жизни и продолжайте следовать по этому пути, чтобы каждый день радоваться его новым достижениям.

Получите простые и понятные рекомендации по воспитанию здорового и счастливого человека прям сейчас! Запись вебинара «Цикл он-лайн лекций «Сбой связи. Травмы привязанности. Причины. Выходы.»»

Источник: https://viline.tv/deti/article/razvitie-samostoatelnosti-u-detej-doskolnogo-vozrasta

Развитие самостоятельности у детей в условиях большого города

Ребенок в мегаполисе значительно менее самостоятелен, чем его сельские сверстники. Как учить малыша взрослой жизни?

– Как развить в ребенке самостоятельность?

Развитие самостоятельности у детей до года– В первую очередь следует отметить, что жизнь и детей, и взрослых очень сильно изменилась за последнее время. В основном все семьи сейчас малодетные, хотя, возможно, аудитория сайта «Православие и мир» состоит из больших семей.

Кстати, мне хотелось бы ознакомить широкую аудиторию с термином «статистическая норма»: о многодетных семьях в социологических исследованиях говорят – «нестандартный репродуктивный выбор».

А «стандартный репродуктивный выбор» подразумевает, что взрослых в семье больше, чем детей, иногда сильно больше: один ребенок – папа, мама, два комплекта дедушек-бабушек, дяди-тети, а если повезет, то еще прабабушки-прадедушки.

Получается, что в стандартной семье взрослых значительно больше, чем детей. И, конечно, взрослым приятно позаботиться о детях даже в условиях нехватки времени. Поэтому часть того, что могло бы лечь в основу развития самостоятельности – обязанностей, бытовых умений – просто не отдается ребенку в то время, когда он готов эти обязанности на себя принять.

Тему о проблеме развития самостоятельности я бы начала с раннего детского возраста. Самый первый класс самостоятельности – бытовая самостоятельность: умение одеться, раздеться, умыться, поесть, заправить кровать, чуть позже – собрать свои вещи. Первый уровень бытовой самостоятельности – то, что делает ребенок для себя, по самообслуживанию. Эти навыки ребенок должен освоить к трем годам.

Однако сейчас в обычных стандартных небольших семьях ребенок до трех лет не одевается, да и после трех может не одеваться. До четырех лет он не ест самостоятельно, его кормят.

О том, чтобы иметь собственный развитый волевой навык – собрать игрушки или разложить свою одежку в шкафу, – об этом речи нет, потому что никто этот навык не формирует, а сам он не возникает.

И это все очень сказывается на самостоятельности в дальнейшем.

Взрослые как-то не очень понимают, что эти умения – смотреть за собой и устранять последствия своих действий – теснейшим образом связаны с формированием воли, а волевые качества участвуют в формировании интеллектуальных навыков.

Очень часто взрослые развивают ребенка однобоко.

Обычно в стандартной маленькой семье очень много сил уходит на развитие, которое понимается довольно узко – в первую очередь, конечно, интеллект, способности, мышление, ну, может, творчество и еще специфические двигательные вещи – танцы, например. В очень немногих семьях развиваются такие умения, как помощь в чем-то взрослому, какая-то работа в доме. Взрослые в помощи не нуждаются, в доме все на кнопках – включил, все заработало.

Такие дети, у которых эти навыки не сформированы, очень заметны в начальной школьной жизни – они хуже умеют отвечать за себя, не могут начать работу и завершить, они часто пасуют перед трудностями.

Развитие бытовой самостоятельности – основа всего. Если родители не развивают у ребенка самостоятельность такого рода, он растет как маленький потребитель, которого все обслуживают, а он к этому привык и требует обслуживания хорошего класса.

Второй уровень бытовой самостоятельности – минимальная забота о ближних. Важно донести до ребенка, что он не только может получить заботу, но и сам может позаботиться о ближних. Пусть это будет совершенно элементарный набор умений, те вещи, которые взрослый может сделать быстрее и лучше сам, – принести тапочки, принести питье, плед и т.д..

Следующий уровень формирования бытовой самостоятельности – домашние обязанности, когда ребенку уже года четыре, не раньше, классические четыре при условии нормального, не запаздывающего развития.

Эти обязанности должны присутствовать у ребенка изо дня в день, вне зависимости от ситуаций.

Например, именно он заботится о том, чтобы поливать этот цветок, и желательно без напоминаний; он отвечает за то, чтобы раскладывать ложки за воскресным обедом; он отвечает за то, чтобы протереть крошки со стола. Все это делается не для себя, это в кругу семьи.

Это не разовые обязанности, как на предыдущей ступеньке, когда, например, его попросили принести плед и он принес или даже сам догадался, а тут то, что он должен помнить сам и делать регулярно.

Такие обязанности очень формируют волю и характер в правильную сторону. Если этой самостоятельности внутри дома нет, то о самостоятельности во внешнем мире говорить нельзя. Потому что если ребенок не привык за собой смотреть и вообще отслеживать последствия каких-то своих действий, то, например, элементарно, дорогу переходить он не может, т.к. он привык, что за ним постоянно кто-то следит.

Развитие самостоятельности у детей до года

Самостоятельность сама в наших городских условиях не появляется именно потому, что взрослые очень контролируют, очень оберегают детей, и это понятно. Самостоятельность надо по ступенечкам формировать, и какие-то ситуации режиссировать.

– Родители перекладывают воспитание детей на нянь, детские сады, школы полного дня. А выходные хотят пообщаться друг с другом, с друзьями. Дети привыкают, скорее, к изолированности, а не самостоятельности.

– У ребенка сначала школа, потом няня – он вроде самостоятельный, потому что без мамы, но надо понимать, что няни и другие наемные граждане о развитии детской самостоятельности думают в последнюю очередь. Им проще все сделать самим.

На формирование самостоятельности уходит уйма сил. А правильных гувернанток, как Мэри Поппинс, к сожалению, большой недостаток.

Обычно это люди попроще, будут кормить ребенка с ложечки, делать за него уроки, убирать огрызки из-под стола.

Поэтому, если родителям значимо формирование детской самостоятельности, то это должно быть как-то оговорено с теми людьми, с которыми остается ребенок. Сама по себе самостоятельность не возникнет в условиях города.

– Дети практически не бывают дома в одиночестве, совсем не гуляют одни, привыкают, что всегда кто-то из взрослых их постоянно сопровождает. И это реальность большого города.

– Дети не перемещаются сами, у них мало собственного опыта – и социального, и фактического. Ребенка сопровождают в дороге чуть ли не до середины средней школы, предотвращают сложности, страхуют ребенка больше чем нужно. Это наша ситуация, мы должны к ней примериваться.

Времена не выбирают, «время всегда хорошее» (название замечательной детской книжки «Время всегда хорошее», Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак). И, зная, что сейчас такое время, нужно режиссировать ситуации, когда ребенок может остаться один.

Может, в дачном поселке можно отпустить погулять одного или в городе до ближайшего магазина отпустить. Очень полезны домашние тренировки – оставить родителей в покое, хотя бы ненадолго дать папе с мамой поговорить без помех, дать взрослому время для отдыха.

Очень часто, особенно если ребенок в семье один, родители выступают как обслуживающий персонал, более-менее высокого ранга, но ориентированный исключительно на удовлетворение его, ребенка, запросов.

Тут нужно акцентировать, что и ребенок может удовлетворить какие-то нужды мамы, папы, дедушки, бабушки, братьев-сестер. Это очень ценно, если не только отдается внимание ребенку, не только ребенок получает, но и сам ребенок может отдавать. Но этому нужно учить.

И это закроет ту пропасть нашей гиперопеки, которая возникает в наших больших городах.

Православное воспитание детей. Как не вырастить ребенка атеистом?

Источник: https://www.pravmir.ru/razvitie-samostoyatelnosti-u-d/

Помощь родителям в развитии самостоятельности у ребенка

Увлекаясь ранним развитием, не стоит забывать о воспитании самостоятельности у детей. Многие родители стремятся научить ребенка читать и писать, дать как можно больше знаний, не замечая при этом, что подавляют его волю и желания. Мало кто задумывается, какие это может иметь последствия.

Нельзя решать все за ребенка

Часто родители уверены в том, что лучше ребенка знают, что ему нужно, чем ему стоит заниматься, в какой кружок ходить, с кем дружить. Повзрослев, такой человек не может сам выбирать себе круг общения, работу, любимое дело. Ему сложно планировать свою жизнь, потому что он привык жить по указке родителей.

Каждая мама хочет, чтобы ее ребенок был здоров, умен, успешен в делах и личной жизни, чтобы он реализовал себя и был счастлив. Но как это сделать, если ребенок не знает, чего он хочет в жизни, не умеет ставить перед собой цели и добиваться их выполнения.

Быть успешным в любви и карьере невозможно, если человек постоянно боится сделать самостоятельный шаг, надеется на родителей, что они сделают все сами или проконтролируют выполнение.

У многих среди знакомых есть такой человек, который в 40 лет живет с мамой, не решаясь отделиться, работает всю жизнь на одной и той же нелюбимой работе, потому что на ней настояли родители.

Инфантилизм — довольно распространенное сейчас явление. Какие эмоции вызывает этот человек у противоположного пола? Жалость, скуку, безразличие. Никто не хочет своему сыну или дочери подобной судьбы.

Читайте также:  Краниосиностоз, причины, симптомы и лечение патологии

Но что же делать? Как развить самостоятельность у ребенка?

С какого возраста нужно развивать самостоятельность у детей

Развитие самостоятельности у детей до года

Что такое самостоятельность? Когда человек что-то делает сам, осознанно контролирует свои действия и добивается результата. Соответственно, развивать способность действовать самостоятельно нужно с раннего детства, как только ребенок начинает хоть что-то делать сам: ходить, кушать, одеваться, убирать игрушки. А начинает он это примерно с 1 года. Во всяком случае, ходить с года, а дальше по мере взросления.

Самый важный момент: как только дети осваивают новое действие, не надо стараться делать это за них.

Например, не стоит, если ребенок умеет ходить, часто носить его на руках, нельзя кормить его с ложки годами, убирать за ним игрушки, одевать, если он умеет это делать сам.

Иначе интерес к этой деятельности пропадет, малыш быстро увидит, что все сделают за него, и может отказаться это делать совсем.

Простым языком это называется избалованность, желание, чтобы все сделали за тебя, желание подольше остаться маленьким, беспомощным ребенком. Это проще и удобнее. Никому не хочется выходить из своей зоны комфорта.

У детей важно развивать чувство ответственности за свои действия. Самостоятельность в этом возрасте опирается на соразмерное возрасту количество обязанностей. Ни в коем случае не стоит все время выполнять за школьника домашнее задание. Помогать — да, но не выполнять полностью. Нельзя, чтобы это превращалось в систему.

С младших классов дети должны привыкать самостоятельно собирать портфель в школу, если что-то окажется забытым, с последствиями придется разбираться самостоятельно. Скорее всего, в следующий раз ребенок будет внимательнее проверять наличие всего необходимого. А вот показать, как лучше и быстрее всего проверять, все ли взято, надо родителям.

Помощь родителям как показатель самостоятельности

Дома по мере взросления у ребенка тоже должны быть свои обязанности. Помощь маме и для мальчика является очень полезной. Хорошо, когда о выполнении обязанностей, например, о мытье посуды или выносе мусора, не нужно ребенку напоминать. Если он сам отслеживает необходимость и выполняет свои обязанности, значит, у него высокий уровень самостоятельности.

Но не стоит расслабляться и останавливаться на этом. Скорее всего, ребенок сможет освоить еще какие-нибудь важные дела по самообслуживанию или помощи по хозяйству.

Жизнь состоит из ежедневных будничных мелочей. Например, с выбора маленькой девочки, какое платье сегодня одеть. Потом выбор увлечения, секции, который влечет за собой определенный стиль и распорядок жизни.

Сейчас много возможностей для детей заниматься, чем хочется, и в спорте, и в творчестве, и в саморазвитии. Задача родителей только направлять внимание детей в нужное русло, рассказывать, что еще интересного можно попробовать, кроме компьютерных игр: играть в теннис, кататься на лошади, рисовать, лепить, заниматься скалолазанием, играть в театральной студии и т.д.

Важные показатели самостоятельности — навыки самообслуживания в быту и помощь родителям по дому. Ребенок как можно раньше должен научиться убирать игрушки на место, одеваться и раздеваться, аккуратно складывать и вешать одежду, помнить, где находятся его вещи. При этом, разумеется, родители должны вести себя также и обучать на своем примере.

Привычка к самостоятельности с раннего возраста

Развитие самостоятельности у детей до года

Игра — самая важная деятельность в детстве. Привычка играть самостоятельно, уметь себя занять вырабатывается постепенно и не сама собой. Многое здесь зависит от поведения родителей. Если контролировать каждое движение ребенка, стараться видеть его постоянно, то и он без мамы, скорее всего, не сможет ни секунды.

Совсем необязательно страховать каждый шаг с тех пор, как ребенок научился ходить. Нужно постепенно, сначала на несколько минут оставлять его одного с игрушками, затем дольше и дольше.

Бесспорно, все комнаты, где малыш остается один, должны быть безопасны. И время от времени нужно проверять, чем ребенок занимается, потому что в своих проделках детская фантазия не знает границ. Никто не может предсказать, что придет малышу в голову, куда можно залезть и что натворить.

На улице ребенок свободно может играть с другими детьми. Маме достаточно следить за безопасностью ребенка, просто быть поблизости, если возникнет конфликт с другими малышами.

Ранний возраст развития ребенка — время первого опыта построения отношений в игре. Потом, в школьные и студенческие годы, человеку с такими умениями будет гораздо легче общаться, сближаться с людьми. А родительский контроль в детстве можно сделать незаметным для малыша, так и взрослым будет спокойнее, и ребенок будет уверен в своих силах.

Из отсутствия самостоятельности в мелочах (уметь убирать в комнате, подогревать себе еду) и невозможности распоряжаться своим свободным временем при постоянном диктаторском контроле взрослых вырастает инфантильный человек, который на всю жизнь застревает в детстве и боится брать на себя ответственность. Формируется стиль мышления, при котором человек старается в любых ситуациях не проявлять себя, не высовываться, затаиться.

На ранних порах это выражается отсутствием инициативы в играх. Такой ребенок не берет на себя главные роли, никогда не бывает в центре внимания.

Впоследствии ему, скорее всего, сложно будет ходить на собеседования, устраиваться на работу, рисковать, добиваться своих целей. Он будет мириться с худшими условиями жизни, низкой зарплатой, лишь бы не брать на себя ответственность, не выходить из зоны комфорта.

Сильные самостоятельные личности вырастают в основном у самостоятельных родителей. Детей нужно любить, но необходимо постепенно освобождать от опеки, и это совсем не противоречит любви. С годами детей надо опекать и контролировать все меньше, иначе ребенок эмоционально так и останется ребенком. Но чем больше разумной свободы дадут ему родители, тем успешнее и счастливее он будет в жизни.

Источник: https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/razvitie_ditey/razvitie_samostoyatelnosti_u_rebenka/

Развитие самостоятельности у ребенка

Развитие самостоятельности у детей до годаВоспитание ребенка — это очень многогранный процесс. Ведь все, что хотелось бы привить любимому чаду, надо не навязывать, а действительно воспитывать. Одна из таких граней воспитания — это развитие самостоятельности у ребенка.

Пред тем, как перейти непосредственно к развитию самостоятельности у ребенка, для начала следует упомянуть о составе семьи. Дело в том, что на данный момент существует немного многодетных семей.

Количество взрослых, в большинстве случаев, преобладает, поэтому с самого раннего возраста ребенок окружен заботой не только родителей, но также дядей и тетей, бабушек и дедушек. А иногда даже и прабабушек и прадедушек.

Если ребенок с самых пеленок привык видеть вокруг себя взрослых, которые все делают всегда сами, о какой развитии самостоятельности может вообще идти речь?

Развитие самостоятельности у ребенка следует начинать, конечно, не с самого рождения, но уже с 2-3 лет.

Именно в этом возрасте уже следует прививать ребенку привычку самому одеваться и убирать за собой игрушки. Для родителей намного легче сделать эту работу самим, ведь взрослые не нуждаются в помощи.

Поэтому ребенок просто привыкает, что ему все достается с легкостью, ведь мама и папа все сделают за него.

Как показывает практика, дети, у которых отсоветует развитие самостоятельности, намного труднее справляются с поставленными перед ними задачами в школе. Они боятся любых трудностей и пасуют перед любой проблемой. Такие дети уже никогда не смогут стать лидерами, ведь их самостоятельность в принятии решений и исполнении обязательств почти не развита.

Еще одна проблема — няни и гувернантки. Многие родители думают, что оставляя ребенка с няней, таким образом происходит их развитие самостоятельности.

А как же иначе, ведь чадо находится без мамы, значит ему приходится делать все самому?! Как бы не так. Няням легче самим что-то убрать после ребенка или одеть его, чем заставлять его это делать.

Поэтому, такие моменты следует сразу же обсудить с гувернанткой.

Так как же следует начать развитие самостоятельности у ребенка? Все начинается с малого — бытовая самостоятельность. Ребенок должен учиться сам одеваться и снимать одежду.

Также ему следует прививать хотя бы минимальную заботу о ближних. Любая посильная помощь, пускай просто принести плед, должна выполняться ребенком самостоятельно.

Он должен запомнить, что не только он нуждается в заботе и уходе.

Когда бытовая самостоятельность привита ребенку, можно приступать к следующему этапу — домашние обязанности. Конечно, это уже под силу детям немного старшего возраста, но разложить вилки и ложки на стол может и 4-х летний ребенок. Именно с этого возраста можно давать ребенку обязанности, которые он должен выполнять каждый день.

Не лишним будет также прививать ребенку ответственность за что-либо. Например, можете доверить ему уход за цветком. Любыми способами поощряйте инициативу ребенка сделать что-то самому. Да, взрослому справиться легче одному без помощи ребенка, но, именно его участие в повседневных бытовых делах очень важна.

Такое развитие самостоятельности у ребенка формируют волю и характер ребенка. Ведь если внутри семьи ребенок не может и не хочет сам ничего делать, то и во внешнем мире не может быть и речи о самостоятельности.

Кстати, отсутствие самостоятельности — это проблема детей в больших городах. Они постоянно остаются с кем-либо из взрослых, которые делают за них всю работу. Будь это детские сады, школы или няни. В маленьких городах и селах детей чаще оставляют на самих себя. Они чаще остаются дома одни и привыкают быть наедине с собой. Поэтому они быстрее становятся самостоятельными.

Как видите, развитие самостоятельности у детей — это многогранный процесс, которые требует комплексного подхода, постоянной работы с ребенком, и большой ответственности со стороны взрослых.

Развитие самостоятельности у детей до года

Источник: https://strana-sovetov.com/kids/1-6/4718-growing-your-child-independant.html

Развитие самостоятельности или самообслуживание детей раннего возраста

Родительское собрание в обычном японском детском саду

Воспитатель: Уважаемые родители. На следующей неделе наши дети будут строить корабль на прогулочной площадке.

Мы будем использовать различные материалы: дерево, металл, пластик, стекло… А так же применять в работе все необходимые инструменты: пилы, стеклорезы, молотки и гвозди, использовать лаки и краски.

Вы же понимаете, что травм не избежать. Поэтому научите детей безопасному использованию этих инструментов, здоровье ваших детей под вашу ответственность.

Родители ответили воспитателю благодарной улыбкой. Все понимают, что именно так происходит развитие ребенка, развитие познавательной самостоятельности у детей и обучение детей самообслуживанию.

Проблема века

Современные родители считают своим долгом начинать воспитание и обучение своего ненаглядного чадушки ещё задолго до рождения. Курсы и школы для будущих родителей подготовят тело мамочки к родам, научат папу петь колыбельные и дадут ещё массу умных советов по воспитанию будущего гения.

Центры раннего развития детей с самого нежного возраста подгрузят вас английским, музыкой, песочной анимацией и другими новомодными веяниями, забывая о том, что прежде, чем учить ребёнка читать сразу на трёх языках, следовало бы научить его самостоятельно помыть ручки, правильно пользоваться вилкой, собрать за собой игрушки и постирать платочек.

Вы скажите, что всему этому научит мама дома. Но, увы и ах!

Неумёхи или кому это выгодно

Всё чаще сейчас встречаются детки, которые в возрасте 5-ти лет не могут самостоятельно обуться, одеть рукавички или вытереть себе нос! Куда же смотрят родители? Да кто куда.

В домах современных успешных мам и пап всё чаще пользуются услугами домашнего персонала: купить продукты, приготовить еду, загрузить стиральную машинку и сделать уборку в доме, всё это делают мамины помощники, а родители заняты работой или собой.

Ах да, малышом занимается няня. А  ей и в голову не придёт обучать малыша таким простым, но крайне необходимым  для жизни вещам.

Ведь гораздо проще самой одеть, а не ждать пока малюсенькие пальчики нащупают пуговичку; поскорее накормить, быстро забросить еду в рот, вытереть и влить компот; самой собрать игрушки, чтобы мама ещё раз убедилась, что няня чистюля и умничка.

Читайте также:  С чего начать планирование второй беременности

Не мешай, я и без тебя устану

Есть и такие мамы, которые все дела по дому делают самостоятельно и каждодневная усталость только подстёгивает их сделать всё быстрее, а значит, самой, пока малыш занят мультфильмами или скучает в манеже.

А ведь если взрослые выполняют работу, которую малыш в силу своего возраста уже может сделать сам – то они совершают самое тяжёлое преступление перед будущим  крохи.

Они  лишают его именно в раннем детстве возможности самостоятельно ухаживать за своим телом и личными вещами, возможности почувствовать себя уникальным и самодостаточным человеком.

Всему своё время

Отговорка «но когда — нибудь же он научиться мыть посуду, застилать постель…» Научится, конечно, но его действия будут неловкие, любое домашнее дело будет доставлять ему только раздражение и отвращение, считая, что всё вокруг должно быть так, как в детстве, само собой и ниоткуда.  В возрасте до трёх лет закладывается основа не только социального поведения, основные нормы и правила жизни, но и все необходимые навыки самообслуживания. Дети-неумейки капризны и апатичны, не умеют ценить чужой труд, а значит, и к своему труду будут относиться без уважения.

Взять на карандаш

Заботливые мамы и папы регулярно подчитывают различные таблицы с критериями и оценкой знаний и умений малыша: считать до десяти, различать цвета, называть буквы и знать столицы всех стран мира. И мало кто задумывается о том, что умение причесаться и застегнуть молнию пригодиться в жизни гораздо чаще.

Развитие самостоятельности ребенка и его уровень

Специально для тех, кто любит таблицы. Приведены основные навыки самообслуживания детей раннего возраста в зависимости от этапа жизни малыша, а именно от 6 мес до 4 лет. Настоящие навыки как раз и определяют уровень развития самостоятельности дошкольников.

Возраст

Навыки и достижения самообслуживания детей

От 6-ти мес. до 1 года

Самостоятельно удерживать в руках бутылочку, поильник. Брать ладошковым захватом или пальчиками кусочки твёрдых фруктов, овощей или  хлеба. Снимать шапку без завязочек, послаблять шарфик

От 1 года до 2-х лет

Самостоятельно удерживать маленькую ложку в одной (в двух руках), аккуратно кушать не жидкую пищу, пить из чашки и при помощи соломинки. Мыть руки с мылом в присутствии взрослого.

Чистить зубы, полоскать рот водой, расчёсывать волосы. Развязать шнурочек, бантик из ленточки, шарф, снять шапку с завязками.  Снять носочки, рукавички.  Подбирать с пола мелкие соринки и выбрасывать мусор в ведро.

Снимать и натягивать простые штанишки с резинкой

С 2-х до 3-х лет

Чистить нос. Кушать с использованием вилки. Уметь ломать хлеб, булку. Самостоятельно убрать за собой игрушки, разложить по коробкам. Снимать верхнюю одежду, обувь с простыми застёжками.

Застёгивать-расстёгивать  крупные пуговицы, липучки, неразъёмные молнии. Снять покрывало с постели. Открыть-закрыть кран с водой, открутить крышку крема, зубной пасты.

Самостоятельно мыть руки и вытирать полотенцем, пользоваться туалетной бумагой. Помыть крупный фрукт или овощ (яблочки или огурчик)

После 3-х лет

Самостоятельно одеть и снять любую одежду с себя, помочь другу. Застёгивать кнопочки, крючки на одежде. Сложить одежду на стуле, на полке, повесить на крючок. Самостоятельно убирать посуду со стола, помыть чашку.

Постирать мелкую одежду (платочек, носочки) и повесить при помощи прищепки. Разложить игрушки на полке, разобрать по отдельным коробкам.  Вытереть пыль с ровных поверхностей. Поливать из лейки растения, собирать небольшие плоды и ягодки по показу взрослого.

Пользоваться безопасными ножницами. Вытереть (вымокать) небольшую лужу на полу или на столе

Все эти простые, но такие жизненно важные дела детки, конечно же, не выполнят сразу  идеально и так, чтобы потом взрослые не подправили или не доделали. Но без этого никак не обойтись, зато всё, за что берутся крохи,   они делают с огромным удовольствием.

И если приобщать малыша к домашним делам  и поощрять его самостоятельность  в уходе за собой, то вскоре  маленький и такой беспомощный ребёнок превратиться в ловкого, умелого и толкового партнёра – помощника.

Вы удивитесь, как много умеет ваш малыш, было бы желание родителей помочь ему в этом.

Игровая комната самообслуживания

Учитывая всю сложность положения,  для развитие самостоятельности у детей раннего возраста — мы создаём среду, в которой бы детки могли научиться ухаживать за собой. Могли приобрести необходимые в жизни навыки и основы развития самостоятельности в игровой форме.

Развитие самостоятельности у детей до года

Так перед окончанием развивающего занятия детки на 5 -10 минут заходят в комнату самообслуживания, где играя приобретают полезные навыки и знания.

Источник: https://aidaumnica.com/samostoyatelnost/

Развитие самостоятельности у детей

Развитие самостоятельности у детей до года

Самостоятельность – неотъемлемая часть становления личности. Долгое время считалось, что ребенок не может быть самостоятельным, так как он является незрелой личностью, поэтому всяческие его стремления и инициативы не получали должной реакции со стороны родителей и со временем сводились на нет.

Не так давно ситуация резко изменилась. Ребенка наконец-то начали признавать личностью, а в след за этим стали активно обсуждать вопрос о развитии его индивидуальности и самостоятельности.

Что же такое самостоятельность по отношению к детям? Понятно, что нельзя интерпретировать это понятие к малышам, так же как и ко взрослым. Самостоятельность – это действие ребенка, выполняемое без поддержки окружающих, его умение рассчитывает на себя и свои силы.

Самостоятельность у детей – это относительное явление. Невозможно его полностью применить к ребенку в возрасте 2-3 года. Однако, уже в этом возрасте следует обратить внимание на наличие зачатков самостоятельности у малыша, так как развитие этого важного качества поможет в дальнейшем принять трудности жизни, справляться с проблемами.

Как помочь ребенку развивать самостоятельность?

1) Не мешайте ему, если он увлечен каким-то занятием, пусть делает то что ему нравится (в разумных пределах).

2) Обеспечьте ребенка игрушками, которые в полной мере помогут развить в нем самостоятельность. Это могут быть конструкторы, такие как шарнирный конструктор Zoob, ребенок может создавать свои собственные модели без вашей помощи, главное купить вариант с подходящим размером деталей, подробнее об этом можно прочитать здесь.

3) Создайте к квартире условия, позволяющие ребенку максимально обходится без вашей помощи (подставка возле раковины, чтобы он мог мыть ручки, крючок для курточки, до которого он может сам доставать, такие важные бытовые мелочи приучают малыша обходиться без помощи взрослых).

Ребенок – это индивидуальная личность, развивается он тоже индивидуально. Поэтому отметим, что жестких критериев самостоятельности нет даже у детей одного возраста. Однако наблюдая за малышами во время игры можно четко понять и разделить детей на самостоятельных и несамостоятельных.

С возрастом показатели оценки развития самостоятельности меняются. Например, ребенок умеющий в возрасте 2-3 года самостоятельно надеть ботинки несомненно вызывает восхищение, а когда он выполняет данное действие в 6 лет , это уже не вызывает таких эмоций, так как умение обуваться в 6 лет мы принимаем как данность.

Нельзя самостоятельность приравнивать к полной свободе и дозволенности вашего чада. Все действия ребенка должны быть осмысленными.

Безопасность — прежде всего, ребенок не должен навредить себе и окружающим в стремлении быть самостоятельным.

Стремление помочь маме помыть пол или посуду — замечательная инициатива и проявление самостоятельности со стороны малыша и должно всячески поощряться взрослыми. Быть полезным для всех малышей очень важно.

Инициатива детей не должна вызывать негатива со стороны взрослых, что чаще все происходит в семьях. Родители должны набраться терпения и помочь ребенку вырабатывать в себе это важное качество.

Очень часто в стремлении уберечь свое чада от опасности папы и мамы сами тормозят развитие самостоятельности.

Чрезмерная опека вредит развитию самостоятельности у ребенка и вызывает полный инфантилизм, ведь родители все делают за малыша сами.

Интересно заметить, что полное отсутствие контроля со стороны родителей у таких деток вызывает беспомощность. Это две крайние меры в воспитании детей, которые очень часто встречающиеся в воспитании малыша.

Удачи вам!

Источник: http://www.razvitierebenka.net/publ/vospitanie_rebenka/razvitie_samostojatelnosti_u_detej/14-1-0-1487

Развитие самостоятельности у детей до года

Развитие самостоятельности у детей до года

Начиная где-то с трех месяцев, ребенок начинает осознавать себя как личность, а не как часть мамы. Кроха рассматривает свои руки, пальцы, и понимает, что это его тело. И именно сейчас он вступает на путь самостоятельности.

Возможности ребенка с каждым днем будут становиться все шире. Для всех сейчас главное направлять малыша, показывать, на что он способен и не тормозить его развитие.

Не забывайте, что самостоятельность – приобретенная черта, и зависит она, в первую очередь , от готовности родителей постепенно “отпускать” кроху.

По мнению психологов, самостоятельность ребенка должна основываться на привязанности. То есть, чтобы стать независимым, какое-то время нужно побыть зависимым. Когда малыш понемногу начнет отдаляться от вас, он будет спокоен, ведь он знает, что за спиной надежная защита.

Помните, малыш очень чувствителен к вашему мнению. Если его принимают здоровым, то и чувствует он себя соответственно, если больным – наоборот.

Поэтому, не забывайте как можно чаще хвалить ребенка, даже за небольшие достижения. Это даст понять малютке, что он все делает правильно.

Поступая таким образом, вы повышаете самооценку малютки, стимулируя его интерес к новым экспериментам и одержанию новых побед.

С чего начать развитие самостоятельности у ребенка

В первую очередь постарайтесь отказаться от пустышки. Конечно, она не раз выручала вас, когда нужно было успокоить кроху.

Но если при возникновении любой проблемы во рту у малыша оказывается соска, вряд ли это добавит ему самостоятельности. Наоборот, двигательная активность снизится, ребенок станет более пассивным.

Более подробно о том, стоит ли давать ребенку пустышку, читайте в статье “ Давать ли ребенку соску?”.

Не менее важно научить ребенка жевать. Ведь то, как он ест – это важный показатель его самостоятельности. У многих возникает вопрос: какая связь между консистенцией пищи и самостоятельностью? Но на самом деле это важно.

Если вы упустите нужный момент и продолжите измельчать продукты даже после года, малышу будет гораздо труднее перестроиться. Ведь раньше за него все делал кухонный комбайн, так зачем что-то менять? Поэтому через несколько месяцев после введения овощного прикорма начинайте учить кроху жевать.

Для начала разминайте овощи вилкой, а после – просто мелко нарезайте.

Еще одна вещь, которую вы обязательно должны сделать – это научить ребенка пить из чашки. Первую попытку можно предпринять уже в 6 месяцев, тем более, что для малютки это очень интересный опыт. К тому же это нужно не только для правильного формирования прикуса, но и для развития самостоятельности. Ведь ребенку нравится все делать «по-взрослому».

Чего делать не нужно при развитии самостоятельности:

— пользоваться ходунками. По мнению ортопедов малыш в подвешенном состоянии учится ходить намного медленнее и, соответственно, его развитие тормозится.

— выбрасывать любимую игрушку, даже если она потрепалась. Любимая игрушка всегда может развеселить или успокоить кроху. К тому же с ней малыш намного быстрее научится засыпать самостоятельно.

Источник: http://zdorovasimya.com.ua/razvitie-samostoyatelnosti-u-detej-do-goda/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector