Хорошие манеры малыша. Учим ребенка, как вести себя

Родители, конечно же, хотят, чтобы их дети были вежливыми и культурными. Ребенок может себя хорошо вести, но забывать поблагодарить или поздороваться.

Учить хорошим манерам нужно с раннего детства, ведь воспитанный человек располагает к себе, многого добивается в жизни, хорошо социализируется.

 Как же научить малыша всегда говорить «волшебные» слова и вести себя в обществе в соответствии с общепринятыми правилами?   

Хорошие манеры малыша. Учим ребенка, как вести себяОбучение вежливости

Семейные ценности 

Дети учатся вежливому общению на примере собственной семьи. Если в вашей семье принято называть бабушек на «вы», то и малыши будут использовать эту форму обращения.

Существуют стандарты хороших манер, но в определенной среде могут быть какие-то особенности, которые считаются нормой.

Например, пожилой профессор говорит «вы»  19-летнему студенту, а в офисе сотрудники, независимо от возраста, ко всем обращаются на «ты», и это не вызывает возмущения.

Если в семье папа будет обращаться ко всем на «вы», а мама, наоборот, на «ты», у ребенка возникнет недопонимание, как же правильно себя вести.

Вот почему родителям нужно заранее договориться, чтобы не травмировать психику малыша противоположными требованиями и задачами.

Когда мы учим детей вежливости, то передаем семейные ценности, поэтому важно действовать в команде, поддерживать друг друга, иметь единую точку зрения. 

Хорошие манеры малыша. Учим ребенка, как вести себяПравилам вежливости детей надо методично учить

Учимся говорить «волшебные» слова 

«Пожалуйста», «спасибо», «извините» – это базовые слова вежливости, которые малыш должен научиться говорить с раннего детства.

Дети не поймут, как важно быть вежливым, пока родители не объяснят, зачем говорить такие слова.

Также нужно рассказать, что в обществе не принято вести себя высокомерно, оскорблять окружающих, игнорировать чужое мнение и желания. К другим людям нужно относиться уважительно, общаться дружелюбно.  

Важно научить малыша просить прощения. Сказать «извините» не так сложно, но это простое слово поможет примирить обе воинственно настроенные стороны. На своем примере показывайте, что всегда нужно просить прощения, если вы не правы. 

 Невежливый ребенок: что делать взрослым, если малыш постоянно перебивает

Здороваемся вежливо 

Научите сына/дочь здороваться со знакомыми, родственниками и соседями. Если кто-то заходит в комнату, приветствуйте его первыми, и тогда малыш также будет выражать дружелюбие по отношению к окружающим людям. 

Хорошие манеры малыша. Учим ребенка, как вести себя

Общаемся вежливо 

Научите ребенка разговаривать культурно, не повышать голос при разговоре. Также расскажите правила ведения телефонных разговоров. Сначала нужно поздороваться с человеком, выслушать, не перебивать, в конце звонка попрощаться.  

Культурно ведем себя за столом 

Семейные обеды и ужины станут хорошим примером для малышей, как себя нужно вести за столом. Вместе с маленькими членами семьи накройте на стол.

Красиво расставьте тарелки, разложите вилки, ложки. Введите правило за столом не отвлекаться на мобильные телефоны и другие гаджеты.

Лучше использовать время для живого общения, которого и так не хватает в наше время. Что еще нужно знать детям: 

  • перед едой обязательно мыть руки; 
  • в процессе еды не нужно разговаривать; 
  • если хотите, чтобы вам подали тарелку с хлебом или что-то еще, попросите вежливо; 
  • в завершение обеда/ужина обязательно скажите «спасибо»; 
  • если еда упала на пол, поднимать ее не нужно; 
  • если кроха захотел раньше уйти из-за стола, он должен спросить родителей, не против ли они, после этого поблагодарить за обед или ужин, убрать за собой приборы и только потом выйти из кухни. 

Хорошие манеры малыша. Учим ребенка, как вести себяДевочка не знает правила поведения за столом

Если у ребенка не все получается правильно, не нужно его ругать, упрекать или, тем более, выгонять из кухни. Терпеливо и спокойно объясните, в чем его ошибка, скажите, что в следующий раз у него все обязательно получится.  

Культуре поведения за столом нужно учить маленьких членов семьи с раннего детства. Потом он будет посещать с вами рестораны и кафе, ходить на детские праздники, поэтому лучше заранее рассказать и показать, как себя нужно вести в общественных местах.

Интересно: Манеры за столом: как ребенок учится есть

Не употреблять ругательства 

Если родители позволяют себе использовать нецензурные или грубые слова, дети наверняка будут повторять за взрослыми. Мама и папа начинают учить малышей, что такие слова говорить нельзя, они плохие.

У крохи возникает закономерный вопрос: «Почему тогда любимые родители употребляют запрещенные слова? Значит, это говорить все-таки можно?». Следите за своей речью, не допускайте использования нецензурной брани, слов-паразитов, и тогда дети будут говорить культурно и красиво.

Ведь никому не хочется, чтобы их дочь-принцесса или сын-умница выражались, как портовые моряки? 

Хорошие манеры малыша. Учим ребенка, как вести себяПочему ребенок ругается матом. Фото cityforkids.ru

Что еще нужно знать родителям

Вот, что обязательно нужно знать родителям: 

  1. Если кроха говорит неправильно, аккуратно поправляйте, но ни в коем случае не критикуйте. «Сколько раз тебе можно говорить!», «Любой мальчик давно бы понял, только не ты» – такие фразы занижают самооценку ребенку. Если общаться в таком тоне, вы потеряете доверие, и ваши слова не будут иметь никакой ценности. 
  2. Объясняйте, почему в одних случаях можно так говорить или делать, а в других – нет. Например, бабушку мы можем называть на «ты», а воспитателю нужно говорить исключительно  «вы». 
  3. Не ждите, что кроха поймет то, что вы говорите, моментально. Постоянно повторяйте правила хорошего тона, показывайте на своем примере, как нужно себя вести.  
  4. Иногда малыши проверяют границы дозволенности и специально начинают игнорировать хорошие манеры, о которых говорят родители. Не нужно спорить, доказывать, ругать, просто повторяйте, как нужно себя вести.  
  5. Если кроха что-то не то сказал или сделал в обществе, не нужно стыдиться этого. Тут, скорее, вопросы к взрослым и их завышенным требованиям. Родители часто переживают, что окружающие подумают или скажут. Но ребенок не должен быть инструментом, с помощью которого повышается самооценка у родителей. 
  6. Учить хорошим манерам должны родители. Если с малышом сидит бабушка, заранее договоритесь с ней, что нужно говорить крохе по поводу поведения в обществе.  

Хорошие манеры малыша. Учим ребенка, как вести себя

Если кто-то учит вашего ребенка, как себя вести, вежливо ответьте: «Благодарю вас, но в нашей семье свои правила». Приведем пример из жизни. Соседка встречает маму с малышкой на улице и начинает причитать: «Бедная Машенька, вот мама тебя замучила, заставляет со мной здороваться. Я и без этого проживу, и зачем только она дергает бедняжку?».  

И обратная ситуация, когда кто-то на улице начинает учить вашего малыша: «Почему ты не здороваешься? Какой невоспитанный мальчик растет!».  

В любом случае задача родителей – встать на сторону ребенка и защитить его от нападок. Назойливым советчикам можно сказать: «Спасибо, но дочь/сына мы воспитываем с мужем». Уже потом, наедине, поговорите с ребенком, обсудите то, что случилось.

Спросите у дочери/сына, что они чувствуют, почему посторонний человек позволил себе такие высказывания.

Объясняйте маленьким членам семьи, что с помощью этикета можно найти общий язык с другими людьми и уменьшить вероятность возникновения проблемных ситуаций в общении.  

Оставить комментарий

Хорошие манеры малыша. Учим ребенка, как вести себя

Подсказка родителям: как научить ребёнка хорошему поведению

Хорошие манеры малыша. Учим ребенка, как вести себя

«Только посмотри на это безобразие!», «Какой ты неряха!», «Когда ты уже научишься делать то, что тебе говорят!», «Опять ты делаешь всё не так!», «Сколько раз тебе сказано?»… Знакомы ли вам эти фразы? Ну, некоторые из них? Приходится ли вам использовать их в общении с вашим ребёнком?

К сожалению, стоит некоторое время понаблюдать за родителями и ребёнком в каком-нибудь многолюдном месте, и можно услышите фразы, подобные этим. Такие комментарии и замечания только ухудшают самооценку ребёнка, не учат его правильному поведению, а только сообщают, что он что-то сделал плохо.

Как же тогда учить наших детей желаемому поведению? Без нотаций, крика, бесконечных замечаний? Как помочь ребёнку понять, какое именно поведение вы ожидаете от него? Как научить его такому поведению? Один из самых эффективных путей, по которому вы можете пойти — это позитивное подкрепление.

Позитивное подкрепление — это обучение ребёнка желаемому поведению не через критику плохого поведения, а через поощрение хорошего. Как это сделать? Родителям следует делать акцент на том, что у ребёнка получается правильно, верно, хорошо, и говорить ему об этом, поощрять его, вместо того, чтобы делать акцент на плохом поведении, постоянно критикуя его.

Часто бывает так, что на хорошее поведение родители внимания не обращают, воспринимая его как «само-собой-разумеющееся», а замечают именно плохое поведение, и всегда говорят о нём ребёнку. Подкрепление хорошего поведения в этом случае не происходит, а происходит противоположное: постоянное фокусирование на плохом поведении.

Старайтесь поступать по-другому — отмечайте ребёнка за хорошее поведение!

Правила и ограничения. Родителям следует чётко и ясно заранее предупреждать ребёнка о том поведении, которое они ожидают от него и рассказывать ему о последствии непослушания.

Значит ли это, что не нужно наказывать ребёнка? Нет, не значит.

Наказание в виде прекращения игры с ребёнком, временного ограничения каких-то удовольствий, и «time out» (об этом речь пойдёт в следующий раз) — это естественные последствия непослушания, о которых ребёнок должен знать.

Но вы, как родитель, отвечаете за то, чтобы чётко и ясно объяснять ребёнку заранее, возможно по несколько раз, какое поведение вы ожидаете от него, что правильно делать, и что — нет. Будьте уверены, что ребёнок вас услышал и понял, а так же знает о действиях, которые вы предпримите в случае непослушания.

Давайте разберём ситуацию, где маленький Максим приглашён на День Рождения к Ване. Мама Максима знает, что он очень активный мальчик. Когда они подходят к квартире Вани, мама Максима говорит ему: «Пожалуйста, веди себя в гостях хорошо». Максим получил очень туманное, «общее» предупреждение. Так как он находится в предвкушении праздника, скорее всего, он не «проникается» маминым обращением.

Хорошие манеры малыша. Учим ребенка, как вести себя

В квартире Вани Максим в восторге от шариков, подарков, тортов и большого количества детей.

Он бегает по комнатам, шумит, ссорится с другим мальчиком из-за игрушки, обзывает его, кричит, проливает сок на рубашку, ноет, что ему мало положили мороженого, не слушает Ванину маму и роняет кусок торта на ковёр в гостиной.

Читайте также:  Боль в пояснице у женщин: причины, почему болит поясница

Мама Максима в ужасе, кричит на него, ругает его, в итоге они одеваются и уезжают раньше времени. Ей очень стыдно за сына, и всю дорогу она говорит ему об этом, не заботясь особенно о том, что это слышат посторонние люди. Максим всё это время тихо плачет.

Не знакома ли вам такая ситуация? Если нет — то замечательно! И всё же, давайте посмотрим, как мама Максима могла бы поступить иначе:

«Максим, я знаю, что ты очень ждёшь Ваниного Дня Рождения. Перед тем, как мы поедем к нему, я хочу, чтобы мы сели вместе и поговорили о том, как правильно вести себя в гостях». Максим и мама садятся на диван и некоторое время спокойно разговаривают: «Максим, в гостях будет весело и интересно.

Будет очень много детей, и я хочу, чтобы ты понял некоторые правила о том, как нужно себя вести, хорошо?» (Максим кивает). «Когда мы будем в гостях, я хочу, чтобы ты слушал свой внутренний голос, даже если ты будешь очень сильно радоваться, хорошо? (Максим кивает).

Я хочу, чтобы ты слушался Ванину маму и делал то, что она будет тебе говорить, хорошо? (Хорошо, — говорит Максим). «Ещё несколько вещей. Пожалуйста, ходи спокойно, когда ты будешь в квартире, и будь осторожен с мебелью, хорошо? (Максим кивает). Я хочу, чтобы ты говорил «Спасибо» и «Пожалуйста», и говорил только хорошие слова.

Если ты не сможешь выполнять всё, что я тебе рассказала, мы должны будет уехать из гостей, понимаешь?»

Хорошие манеры малыша. Учим ребенка, как вести себя

Когда они подъезжают к дому Вани, мама говорит Максиму: «Давай ещё раз повторим, как правильно себя вести на Дне Рождения, хорошо?» Нам нужно слушать свой внутренний голос, внимательно слушать взрослых, да? Нам нужно ходить, а не бегать в квартире, говорить «Спасибо» и «Пожалуйста» и не говорить плохие слова.

Ты сможешь это делать, чтобы мы не уходили раньше времени?» Максим с готовностью кивает головой. Он понимает все мамины слова. Он теперь знает, чего от него ждут. Конечно, он будет очень возбуждён, и, возможно, прольёт сок на рубашку (а может быть и нет, если не будет бегать).

Если он начнёт ссориться с другими ребятами, мама может тихо ему напомнить: «Помнишь, мы говорили с тобой, что надо быть вежливым и говорить только хорошие слова. Это значит, что нужно уступать другими детям. Давай не будем говорить плохие слова, я не хочу сейчас уходить, а ты?» Когда Ванина мама скажет, что пирожные можно кушать только на кухне, Максим, скорее всего, послушается её.

Если так, то по дороге домой Максима нужно похвалить за это, и сказать, что он старался хорошо вести себя в гостях. Можно даже и не упоминать о соке (потому что это было случайно).

Если Максим не слушается, и всё-таки ведёт себя плохо, нужно уехать из гостей, как и обещала мама. Он будет плакать, но мама может сказать спокойно, но твёрдо: «Если дети говорят плохие слова и ссорятся, им приходится рано уезжать из гостей». Позже, когда Максим успокоится, мама может ещё раз поговорить с ним о том, как важно слушаться и о том, что происходит, когда он не слушается.

Наши дети нуждаются в чётких правилах и объяснениях и им необходимо знать, что последует, если они не будут слушаться. Важно говорить об этом спокойным тоном, используя позитивные слова, а не те, которые подрывают веру ребёнка в себя, его самооценку.

Важно так же последовательно выполнять то, что вы пообещали ребёнку в случае непослушания. Всё очень просто. Уважение, чёткость, и ясность объяснений, поощрение хорошего поведения, последовательные действия в случае плохого поведения, и ещё раз уважение.

Критика. Даже когда критика необходима, важно «оформить» её в позитивные, конструктивные слова. Это значит, что следует говорить ребёнку о том, какое поведение вы ожидали от него, чем ругать его за то, как он вёл себя на самом деле. В первом случае, ребёнок поймёт, как ему нужно было вести себя.

Во втором случае ребёнок услышит лишь то, что он сделала что-то не так. Например: «Не рисуй на полу!» можно заменить на: «Пожалуйста, рисуй только на бумаге. Сейчас нужно вытереть краску с пола». Ещё очень важно не путать поведение ребёнка с его личностью.

Согласитесь, есть большое различие между: «Ты не убрал свои носки на место» и «Ты — неряха», между: «Ты сказал мне неправду» и «Ты — обманщик», между: «Ты не убрала игрушки» и «Ты — лентяйка». А лучше всего, конечно, сказать: «Нужно убрать свои носки на место», «Нужно говорить только правду», «Нужно убрать игрушки».

Приучайте себя к этому, и ваш труд обязательно принесёт свои плоды!

Случайности. Важно помнить, что случайности происходят, особенно, когда деткам 1-5 лет. Не нужно ругать ребёнка за то, что он что-то столкнул, разбил, сломал, испортил случайно.

Это большая ошибка ругать его за случайные, непреднамеренные действия! Ведь и вы можете что-то уронить или разбить, и вас никто не посмеет за это отругать. Постарайтесь просто объяснить, что именно случилось, и почему. И не «застревайте» на этом дольше, чем нужно: «Ой! Стакан опрокинулся — ничего страшного.

Это случилось потому что он был слишком близко к краю стола. Давай его поставим сюда, ближе к середине, чтобы он не мешал своим локтям, когда ты кушаешь, хорошо?»

Хорошие манеры малыша. Учим ребенка, как вести себя

В завершение, ещё раз повторим основные мысли:

1. Спокойно и чётко объясняя ребёнку заранее правила и ограничения, вы помогаете ему понять желательное поведением ПЕРЕД тем, как возникнут проблемы.

2. Отмечая ребёнка за хорошее поведение, а не критикуя за плохое, вы помогаете ему быстрее учиться.

3. Если всё-таки критика необходима, критикуйте только поведение, а не личность ребёнка.

4. Критикуя, говорите о том, какое поведение вы ожидали от ребёнка, а не о том, что у него что-то не получилось.

5. Если ребёнок делает что-то случайно, просто объясните ему, что к чему, не ругая.

Если вы хотите наладить отношения с вашим ребёнком и воспитывать его без криков и наказаний, приглашаю вас на мой бесплатный онлайн-марафон, который состоится уже совсем скоро. Кликните на баннер ниже, чтобы записаться.

Хорошие манеры малыша. Учим ребенка, как вести себя

P.S. Если вам понравилась статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей. И, как всегда, буду рада вашим м и вопросам ниже.

Хорошие манеры малыша. Учим ребенка, как вести себя

9 простых советов, которые помогут научить ребенка хорошим манерам – Medaboutme.ru

Кажется, что научить кроху хорошим манерам — задача с пометкой «невыполнимо». Ребенок шалит на улице и в гостях, иногда отказывается здороваться со взрослыми, благодарит за вкусный обед только после напоминания — взрастить в нем правила хорошего тона бывает непросто. Начните прививать ребенку нормы правильного поведения с малых лет. Какие советы помогут воспитывать малыша вежливым?

Совершенно бесполезно учить трехлетку аккуратно есть за столом, умело орудуя вилкой и ножом. Мало того, что малыш пока не поймет, а для чего это вообще все нужно, так еще и физическая координация еще не настолько хорошо развита. Ничего из этой затеи не выйдет. Всему свое время!

Обучайте ребенка хорошим манерам поэтапно, учитывая его возраст. Сначала самое простое — «здравствуйте» и «до свидания», «спасибо», к взрослым на «вы», чужое без разрешения не брать.

Малыш 4-х лет уже должен знать эти основы.

Потом переходите к более сложному — старшим нужно уступать место, взрослых не перебивать, за столом сидеть спокойно, что и при каких обстоятельствах можно/нельзя делать.

Если плотно заняться эстетическим воспитаем ребенка, когда ему будет 5-7 лет, к подростковому возрасту достойное поведение и хорошие манеры в обществе станут нормой для него.

Даже не пытайтесь устраивать ребенку ускоренный курс этикета, вываливая на него ворох новой информации. Малыш сразу не усвоит множество правил, и тем более, не сможет их применять на практике.

Выберите те несколько тем, которые ребенку стоит усвоить в первую очередь, и начните их тщательно прорабатывать. Потом переходите к изучению других правил.

Хорошие манеры малыша. Учим ребенка, как вести себя

Пример родителей — важная составляющая в воспитании малыша. Стоит ли ждать от ребенка послушания и вежливого общения со старшими, если мама и папа так не поступают? Нет. Малыш будет перенимать манеру поведения родителей, копируя их.

Если хотите, чтобы ребенок был вежлив, тактичен и добр, придется самим становиться такими! Доказывайте на собственном примере, что умение хорошо себя вести располагает окружающих, позволяет заслужить их доверие и одобрение. Следите за собственной манерой говорить и даже тоном. Иначе иные нецензурные обороты речи ребенок потом с легкостью воспроизведет в детском садике или на игровой площадке, не понимая даже их смысла.

Хорошие манеры только тогда станут устойчивой моделью поведения, когда ребенок будет постоянно применять их на практике. Объясняйте ему, что даже дома, когда рядом только самые близкие, следует соблюдать определенные правила. Нормы поведения отрабатывайте сначала в кругу семьи, а потом тренируйтесь в гостях.

Бесполезно требовать от малыша примерного поведения на людях, если дома вы постоянно закрываете глаза на то, что он кидается едой за столом, перебивает старших и никогда не говорит «спасибо».

Не пускайтесь в пространные объяснения о морали, о сложных взаимоотношениях людей в социуме — малыш не поймет. Установки о правильном поведении давайте только в позитивном ключе и максимально конкретными фразами. Тут опять же стоит учитывать возраст ребенка.

Малыш, скорее всего, спросит, а зачем вообще нужны все эти правила. И ответ «так надо» не подойдет! Придется подобрать другие, более «прагматичные», доводы. Попытайтесь объяснить ребенку, как обижен будет человек, с которым он забудет поздороваться, как неприятно становится лично вам, когда он забывает поблагодарить за вкусный ужин.

Читайте также:  Как определить ребенок левша или правша?

Хорошие манеры малыша. Учим ребенка, как вести себя

Маленький ребенок в силу нехватки жизненного опыта не понимает, как правильно вести себя в той или иной ситуации. Именно это часто является причиной «неадекватного» поведения малыша, когда вы приходите в гости, в кинотеатр или на детский праздник. Ребенок теряется и стесняется, не знает, куда себя деть. И плохое поведение как раз и становится выражением этой неуверенности в себе.

Будет проще, если вы станете заранее моделировать разные ситуации перед определенными мероприятиями. Собираетесь в первый раз в театр? Расскажите ребенку о той обстановке, что царит там, о том, как принято себя вести на спектакле и в антракте. Проговорите весь сценарий предстоящего выхода «в свет». Ребенку будет уже не так страшно, и он не растеряется, оказавшись в незнакомой обстановке.

Не все взрослые вспоминают, что нужно поздороваться при встрече и поблагодарить за услугу. Что же говорить о детях. Малыш постоянно будет забывать помыть руки перед обедом, говорить «здравствуйте» воспитательнице в детском саду, попросить прощения у друга после ссоры. Постоянно напоминайте ему о правилах, повторяйте основы поведения снова и снова.

Напоминания — это не прилюдные замечания! Ничего хорошего нет в том, что родители постоянно во всеуслышание отчитывают ребенка за поведение, не достойное воспитанного человека. Так понимания не добиться.

У малыша наверняка выработается неприязнь к «глупым» правилам — в следующий раз он не исправит свою оплошность. Ребенок не поздоровался с кем-то из взрослых? Ненадолго отложите воспитательную беседу.

Дома в спокойной обстановке еще раз напомните о правилах хорошего тона.

Ни за год, ни даже за два ребенок не станет образцом вежливости и примерного поведения. На обучение хорошим манерам уходит много времени. Быстрых результатов ждать не приходится.

Будьте к ребенку снисходительны. Не кричите на него, не ругайтесь, строго не наказывайте за мелкие промахи.

Хорошие манеры малыша. Учим ребенка, как вести себя

Когда родители хвалят ребенка за успехи, это лучшая для него мотивация. Это относится ко всем сферам жизни малыша. Вознаграждать его конфетами за каждое сказанное «спасибо» не нужно. Но словесная похвала крайне важна — это стимул.

Почему бы не похвалить ребенка, если он без напоминаний от мамы поздоровался с доктором на приеме в поликлинике? Почему бы не сказать ему, как благородно он поступил, что без всякой подсказки уступил бабушке место в автобусе?

Консультация для родителей "Учим ребенка хорошим манерам"

Учим ребенка хорошим манерам

Как приятно слышать от своего крохи вежливые фразы: «Спасибо», «Пожалуйста», «Будьте добры»; видеть проявления благодарности в ответ на заботу! Чтобы ребенок с раннего детства обучался вежливым словам и выражениям, необходимо их постоянное использование в речи окружающими людьми. Тогда малыш будет впитывать все, как губку.

Что такое вежливость, какую роль она играет в жизни человека

Вежливость — важнейшее качество воспитанного человека, которое помогает установить нравственное равновесие, облегчить дальнейший путь в жизни.

В древности словом «вежа» называли знатока, знающего правила приличия, умеющего выразить доброжелательное отношение к другим людям.

И сегодня, общаясь с воспитанным человеком, ощущаешь его благорасположение, при этом беседа с ним доставляет радость и позитив.

С чего нужно начинать воспитание вежливости

у многих родителей возникает вопрос, как научить ребенка вежливости и хорошим манерам. психологи говорят, что вежливость для детей начинается с «волшебных» слов. уже с раннего возраста малышу необходимо объяснить, что в разных ситуациях нужно говорить: спасибо, пожалуйста, извините. это первые слова вежливости, которые должен знать каждый ребенок. специалисты дают такие советы:

  • не заставляйте свое чадо заучивать эти фразы на автомате, старайтесь, чтобы он произносил их искренне.
  • уделяйте внимание любым мелочам, за которые нужно благодарить, так как из них складывается наша повседневная жизнь.
  • обращайте внимание ребенка, что говоря каждый раз слово «спасибо», он учится быть благодарным; желая спокойной ночи или доброго утра, он сам заряжается позитивом.
  • стоит объяснить крохе, что нужно считаться с правами других людей, не высказывать громко свои негативные мысли, сдерживать свои эмоции, заменяя их «волшебными» словами.
  • учите малыша отстаивать свое мнение не криками и кулаками, а вежливым отношением к окружающим.

проблемы при обучении вежливым манерам

не всегда мамам, папам и педагогам удается с первого раза обучить дитя этикету. основными препятствиями, с которыми могут столкнуться взрослые при воспитании вежливости у детей, становятся следующие моменты:

  • карапуз не реагирует на замечания взрослых;
  • отмалчивается при попытке заставить его произнести «волшебные» слова;
  • использует в речи ненормативную лексику;
  • капризничает и не подчиняется просьбам взрослых проявить хорошие манеры.

с чем это связано?

  1. часто такие проблемы с вежливостью проявляются у детей — трехлеток, так как кризис трехлетнего возраста характеризуется повышенным упрямством. родители должны запастись терпением и исправлять погрешности в поведении малыша собственным примером. не помешает чаще хвалить кроху за хорошие поступки.
  2. зачастую подобное поведение проявляется и в младшем школьном возрасте, когда ребенок стоит на пороге перехода к подростковому периоду. в этот период ребята хотят доказать окружающим свою взрослость. и не находят ничего лучшего, чем нарушать этикет, вносить в свое поведение вызывающие манеры: грубый тон, нарочитое пренебрежение правилами поведения в общественных местах, нежелание выполнять застольный этикет. задача родителей — проявить максимум понимания и показать своим поведением вежливое отношение к ребенку, к его возрастающей самостоятельности.

Хорошие манеры малыша. Учим ребенка, как вести себя

как поступать с детской непосредственностью

при воспитании вежливости у детей родители часто сталкиваются с детской непосредственностью, которая проявляется, казалось бы, в неумении детей вести себя правильно в обществе. порой взрослые могут попасть в такие неудобные ситуации, связанные с нарушением правил вежливости их детьми, как:

  • показ на людей пальцем в общественных местах;
  • высмеивание других детей, попавших в неловкую ситуацию;
  • обсуждение необычной внешности постороннего во всеуслышание;
  • обсуждение домашних дел при посторонних людях;
  • нарушение застольного этикета (ковыряние в носу, чавканье, хватание еды руками и подобное).

даже при правильном воспитании такие ситуации могут возникнуть от недостаточного самосознания малышей.

во всех этих случаях родителям необходимо поговорить со своим чадом еще дома, объяснить, какие поступки можно делать, а какие нельзя.

постарайтесь при помощи разных способов (см ниже в тексте) объяснить крохе, если бы он был на месте тех людей, в отношении которых были произведены неэтичные действия, то ему стало бы неприятно общаться с такими ребятами.

как обучать детей вежливости дома

Известно, что первые зачатки вежливости закладываются в семье. Практически правила вежливости для детей преподносятся близкими, а потом уже социумом. Карапуз неосознанно копирует поведение своих мам и пап.

Родители могут воспользоваться этим и ненавязчиво прививать первые правила этикета, например, если каждый вечер желать чаду спокойной ночи, а после пробуждения доброго утра, благодарить за добрые дела, просить прощения в неловких ситуациях, то дети уже с младенчества будут вести себя так же.

Как еще можно рассказать детям про вежливость? По советам специалистов используем детскую «азбуку вежливости»:

«Вежливые» игры.  Например:

Кто из вас, проснувшись бодро,

“С добрым утром!” скажет твердо? (игрушки «отвечают» маминым голосом: это я, это я, это все мои друзья!)

Кто из вас, скажите, братцы,

Забывает умываться? (аналогично: это не я…)Хорошие манеры малыша. Учим ребенка, как вести себя

У кого из вас в порядке,

Куклы, книжки, шоколадки? (игрушки отвечают)…

«Вежливые» загадки

Дошкольникам нравятся загадки в стихах, когда в конце фразы можно подставить правильное слово и закончить рифму. Подобные загадки помогают ненавязчиво закрепить правила вежливости для детей:

  1. Если встретился знакомый, хоть на улице, хоть дома – не стесняйся, не лукавствуй, а скажи погромче:… (Здравствуй).
  2. Если просишь что-нибудь, то сначала не забудь, разомкнуть свои уста и сказать:… (Пожалуйста).
  3. Если словом или делом тебе помог кто – либо, не стесняйтесь громко, смело говорить:… (Спасибо).
  4. Говорить друзьям не лень, улыбаясь:… (Добрый день).
  5. Друг другу на прощание мы скажем:… (До свидания).

Просмотр мультфильмов

Существует много добрых мультиков, которые можно просмотреть совместно с крохой, например, про Винни-Пуха, Дюймовочку, Чебурашку и др.

После просмотра обсудите правильные или неправильные поступки героев. Пусть малыш выскажет свое мнение по этому поводу. Слушайте, не перебивая, это тоже элемент воспитания вежливости.

Если вы считаете, что его мнение не совсем правильное, мягко объясните неверные моменты.

Чтение книг

Читая старые добрые сказки или авторские рассказы, можно извлечь из них уроки вежливости. Например, произведения Н. Носова, В. Осеевой, Г. Шалаевой, В.

Степанова и многие другие помогут понять, что такое вежливость для детей. Довольно актуально в отношении хороших манер произведение Носова про Незнайку в Солнечном городе.

Или сказки «Два жадных медвежонка», «Морозко», «Вежливый кролик».

Пословицы

В культуре каждого народа обязательно есть и другие фольклорные формы, кроме сказок, которые также помогут закрепить правила вежливости для детей. Вы можете почитать пословицы про доброту и вежливость, малыши быстро их запоминают:

  • Про доброе дело говори смело.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Ласковое слово лучше мягкого пирога.

Советы родителям

  • Всегда будьте на стороне своего чада, поругать его нужно, но сделайте это дома за закрытыми дверями. Это относится и к малышам, и к школьникам. Другое поведение родителей будет расценено как предательство.
  • Дома в спокойной обстановке побеседуйте с сыном или дочкой, обыграйте ситуацию заново. Если он считает себя правым, объясните, что в любом случае с окружающими нельзя вести себя грубо.
  • Путем поощрения и замечания можно добиться многого в воспитании вежливости. Маленькие детки, которые только постигают азы этикета, должны часто слышать слова похвалы. Тогда они будут видеть разницу между хорошими и плохими поступками.
  • Откройте для себя и своих детей определенные правила, придерживаясь которых, родителям будет легче выработать у малыша вежливые манеры.
Читайте также:  Кровотечение из желудочно-кишечного тракта. Врачебная тактика при кровотечении из ЖКТ.

Оформите их красочно, повесьте в доме на видном месте. Дошколенок лучше уясняет слово в сочетании с наглядностью.

  • Важно, чтобы ребенок чувствовал уважение со стороны своих близких и родственников, только тогда можно рассчитывать на взаимность.
  • Несмотря на открытость и доброжелательность между детьми и родителями, каждый из них должен знать свое место. Если кроха переходит границы и начинает общаться с вами как со сверстниками, нужно деликатно его поправить.
  • Всегда проще одернуть кроху и отчитать за неправильное поведение. Сложнее говорить и беседовать, объяснять, как правильно себя вести, а как нет. Но нужно уделять своим детям чуть больше времени, хвалить за хорошие поступки, напоминать, как близкие гордятся своим ребенком за то, или иное действие, проявлять свою любовь. Тогда у него появится чувство благодарности, он захочет говорить такие слова, как спасибо, пожалуйста, научится хорошим манерам.

Хорошие манеры малыша. Учим ребенка, как вести себя

Кодекс вежливости: 6 золотых правил, как научить малыша хорошим манерам

Хорошие манеры малыша. Учим ребенка, как вести себя

детский и семейный психолог

По глубокому убеждению боль­шинства родителей, ребенок должен прилично вести себя не только на улице, в такси или в кафе, но и в гостях и дома. И, разумеется, выказывать всяческое уважение и вам, и всем окружающим, включая сверстников.

Хамство, кривляния, ругательства, перепачканные сгущенкой локти и брови, разговоры с набитым ртом в эту программу точно не вписываются. Но без этих лирических отступлений еще не вырос ни один ребенок.

А так хотеть всего и сразу совсем не вредно.

Полезные навыки

Хорошие манеры — понятие относительное. В каждой культуре существует свой код вежливости. Но желание передать накопленные знания потомкам, да еще как можно скорее, у взрослых в крови. И это правда важно сделать.

Действуя согласно принятым в обществе канонам, мы показываем свою принадлежность к группе. Это свойство присуще каждому человеку как представителю homo sapiens. А еще хорошие манеры позволяют комфортно чувствовать себя в социуме.

Они помогают открывать запертые двери, выстраивать полезные контакты, заводить друзей и поддерживать отношения, а еще придают уверенность в собственных силах.

Никому из родителей не хочется, чтобы малыш вырос изгоем или отщепенцем. Он должен усвоить общепринятые правила, чтобы социум его принял и чтобы в любых обстоятельствах он вел себя адекватно, а не отталкивающе.

Отсюда — заведомо завышенные требования к детям и сверхожидания, которым не суждено сбыться раньше времени. Обычно родительское терпение лопается в районе 2–3 лет. Это как раз тот возраст, когда семья впервые серьезно начинает демонстрировать ребенка социуму.

А социум в ответ выставляет негласную оценку родителям. По поведению ребенка окружающие судят, хорошо мама и папа справились с ролью воспитателей или не очень. Проблема в том, что высокие оценки редко кто получает. Маленькие дети просто не способны контролировать свое поведение.

Так что ляпы случаются постоянно. А еще это время яростных возрастных кризисов с громкими припевами «Не хочу!», «Не буду!», «Я сам!».

Родителям сложно. Общество мечет неодобрительные взгляды, терпение иссякает быстро, и начинается эпоха безостановочных дерганий: «Вытри руки салфеткой! Скажи спасибо! Нельзя показывать на людей пальцами! Не кричи, вокруг люди!» Правда, ничего хорошего из ранней муштры не получается.

Объясняйте правила так, чтобы ребенок мог воспроизвести их в точности. Иначе потом придется доучиваться или переучиваться. Например, скажите, что, когда мы здороваемся, важны не только слова, которые мы подбираем, но и улыбка, и дружелюбный взгляд, и тон.

Если ребенок ведет себя отвратительно, запомните: в этот момент вы не сможете превратить его в паиньку. Пока им владеют эмоции, ваша задача — не включаться в игру и сохранять спокойствие. Ждать окончания номера совсем не обязательно.

Вы имеете полное моральное право взять ребенка за руку и увести его из самого распрекрасного и самого расчудесного места на планете. Если он один раз не досмотрит спектакль, в следующий раз у вас вряд ли возникнут аналогичные проблемы.

Заодно используйте возможность еще раз проиллюстрировать непреложное правило: в общественных местах так себя не ведут.

Не ждите, пока он распалится не на шутку. Уходите в укромное место при первых же тревожных признаках. Чтобы беседа возымела действие, вам нужно уединиться.

Отведите малыша в машину, в ванную комнату или в любой укромный уголок, где вас никто не потревожит.

Если вы видите, что ребенок настроен на продуктивное сотрудничество, можно дать ему шанс реабилитироваться, но для этого вы должны предложить ему четко сформулированные альтернативы: «Что ты хочешь: сесть в тележку или идти рядом со мной?»

Не торопитесь поскорее завершить обучение. К полутора годам вполне достаточно освоить «привет» и «пока», а «пожалуйста» и «спасибо» могут подождать до 3 лет.

Вечером, когда эмоции полностью улягутся, будет нелишним проговорить последствия его истерики, но без обвинений. Лучше всего сработает сухая констатация фактов: «Из-за того что ты устроил концерт в ресторане, нам пришлось уйти раньше и мы не смогли попробовать десерт». И в следующий раз вам будет гораздо легче призвать его к порядку.

Не забывайте, что дети не роботы. Очень часто, если не всегда, за плохим поведением и нарушением чужих границ стоят психологический дискомфорт и чувство стыда. Ваша задача — выяснить, что стало причиной дерзких эскапад. Тогда получится придумать способ выразить негативные эмоции другим способом, не раня чувства окружающих.

Перед родителями стоит непростая задача. Нужно ведь научить малыша хорошим манерам и при этом не сломать его как личность. Попробуйте действовать по этой схеме.

  1. Делай как я. Общепринятые правила и кодекс вежливости ребенок обычно заучивает наизусть к 4–5 годам. Но первые уроки он получает от родителей.

    Если ребенок слышит, как вы говорите «спасибо», «доброе утро», «пожалуйста» и в каких обстоятельствах, он бессознательно впитывает эти формулы. Помните, что вы для малыша — образец для подражания.

    Если хотите, чтобы он вел себя определенным образом в ряде конкретных обстоятельств, начните с себя и задайте ему требуемую планку. Но будьте последовательными, иначе ничего не выйдет.

  2. Не давите. Важно, чтобы ребенок вел себя хорошо по собственной воле, а не потому что его заставляют или угрожают наказанием. Если будете давить, в один прекрасный момент вежливость обратится в хамство. В знак протеста. Если малыш не усвоил какие-то правила, не надо отчитывать его за это прилюдно.

    Многие дети в какой-то момент отказываются здороваться или говорить «пожалуйста», и трагедию из этого раздувать не следует. Если есть возможность, попросите вашего знакомого, который вдруг попал в немилость, проявить лояльность. Пусть он какое-то время здоровается с вашим ребенком первым, пусть обнимет его при встрече или потреплет по плечу, если хочет.

    Но в этот момент не надо уговаривать ребенка здороваться в ответ. Возможно, малыш чего-то стесняется и проблему лучше обсудить с ним с глазу на глаз, в спокойной обстановке. Если малыш не здоровается с малознакомым человеком, легко скажите: «Сегодня я поздороваюсь за тебя».

    Не заостряйте эту тему, а в следующий раз заранее попросите: «Я бы очень хотела, чтобы ты здоровался с тетей Светой, потому что…»

  3. Обратная связь. Недальновидно хвалить малыша за каждое сказанное им вежливое слово или за хорошее поведение. Если так поступать, рано или поздно он начнет пользоваться этим оружием против вас.

    В те моменты, когда он захочет выказать недовольство или добиться своего, в ход пойдут манипуляции самого разного рода. А в результате вы получите очередной бунт или всплеск непослушания.

    Лучше похвалите его тогда, когда он без вашего напоминания поступил действительно очень галантно. Точно так же не скупитесь на похвалу, если кто-то из вашего окружения проявил чудеса воспитанности. Например, сумел сдержаться и на дерзость ответил спокойно и дружелюбно.

    Такие моменты стоит подмечать постоянно: чувствуя, с каким одобрением вы отзываетесь о поступках других, ребенок будет стремиться и в ваших глазах заслужить восхищение.

  4. Обсуждайте вместе. Проводите подготовительные беседы. Прежде чем отправляться в кафе, музей или театр, обязательно напоминайте малышу, как принято себя вести в таких местах. Никогда не будет лишним отрепетировать культпоход в игре, например все с теми же плюшевыми игрушками.

    И обязательно повторите пройденный материал непосредственно перед выходом в свет. Только не за пять минут до входа в зрительный зал, а хотя бы за несколько часов. Тогда ребенок сможет переварить информацию наилучшим образом.

    У него будет возможность получить ценный опыт, который можно потом применить на практике. Если малыш придет неподготовленным, даже не надейтесь, что у него получится отключить эмоции, собраться и выполнить инструкции, которые он слышит от вас первый раз в жизни.

    Инструктаж проводите перед каждым важным событием. Пока кодекс вежливости не усвоится до конца, ребенку нужна ваша поддержка.

  5. Обучаем, играя. Говорить взрослым «вы» дети обычно начинают ближе к 5–6 годам. Но на формирование стойкого навыка потребуется еще несколько месяцев. Зато начать чуточку раньше вам тоже никто не мешает.

    Тем более что во время этой игры у вас будет возможность от души повеселиться. Например, попробуйте поиграть с малышом в «Клуб почетных сэров» или в «Ваше величество».

    Главное правило — говорить друг другу только «вы», все остальное придумайте вместе.

  6. Повторяем и объясняем. Правила нуждаются не только в многократном повторении, но и в подробных объяснениях.

    Старайтесь приводить наглядные примеры: «Мы уступаем места пожилым людям, потому что у них слабые ноги и им трудно всю дорогу стоять. Помнишь, как твоей бабушке тяжело подниматься по лестнице? Так же и этой женщине трудно».

    Этот метод гораздо продуктивнее. Сопоставляя, сравнивая и рассуждая, ребенок быстрее улавливает аналогии.

Больше полезных материалов о воспитании малышей — в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector