Плавание детей до года: подготовительный этап, методика, принципы

Раннее плавание для грудничков в последние годы стало очень популярным. Зачем оно нужно, как научить ребенка плавать до года и какие методики предпочесть, разбираемся вместе со специалистом.

Плавание детей до года: подготовительный этап, методика, принципы

Польза раннего плавания

Раннее плавание – не купание и не способ вырастить чемпиона по плаванию. Это прежде всего способ оздоровить малышей. Нагрузка на мышцы усиливает кровообращение, за счет чего головной мозг интенсивней обогащается кислородом. Это, в свою очередь, стимулирует созревание коры головного мозга. В результате улучшается регулирующая функция центральной нервной системы.

Кроме того, раннее плавание прекрасная тренировка для мышц. За счет активных плавательных движений они получают симметричную гармоничную нагрузку, укрепляются и развиваются, что помогает нормализовать мышечный тонус и стабилизировать деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и опорно-двигательной систем.

Благодаря регулярным занятиям в воде ускоряется развитие хрящевой ткани, своевременно формируются вертлужные впадины тазобедренных суставов. А это – хорошая профилактика дисплазии тазобедренных суставов. Снижается также риск нарушений осанки и развития сколиоза, налаживается работа желудочно-кишечного тракта. Таким образом, раннее плавание – это еще и эффективная профилактика запоров.

Плавание детей до года: подготовительный этап, методика, принципы

Противопоказания

Но у такого способа оздоровления есть и противопоказания: заболевания в острой стадии, открытые, гнойные раны, кожные инфекции, серьезные нарушения в работе сердечно-сосудистой системы, печени и почек, кишечные инфекции. Если кроха перенес, например, ОРВИ, занятия плаванием можно возобновлять только через 2 недели после полного выздоровления.

Противопоказанием для раннего плавания является и негативная реакция грудничка на погружение в воду.

Если малыш при таких занятиях перевозбуждается, сделайте перерыв и через несколько дней снова повторите попытку. Если реакция осталась прежней, продолжать попытки уже не стоит.

Возможно, кроха уже вырос и заниматься ранним плаванием уже поздно, так как плавательный рефлекс сохраняется только до 3 месяцев.

Плаваем дома

Занятия проводятся обычно в специальных бассейнах, но, если позволяют размеры ванны (она должна быть хотя бы вдвое больше малыша), можно заниматься с грудничком и дома под контролем опытного инструктора по грудничковому плаванию.

Обратите внимание на условия, при которых возможно домашнее раннее плавание для малышей. Новорожденные и груднички должны пройти осмотр у педиатра. Если доктор подтвердил, что ребенок здоров, препятствий нет.

Главное – малышу плавание должно доставлять удовольствие.

Во время первых 6-10 занятий температура воды должна соответствовать температуре тела и быть на уровне 36-37°С. Затем она постепенно снижается, к году ее можно довести до 33-34°С.

Первые занятия продолжаются по 5-7 минут. Чтобы не испугать кроху резкой сменой среды обитания, погружать его в воду надо постепенно, держа ножками вниз, а лицом к себе, не окуная голову в воду.

В отличие от бассейна, заниматься плаванием с малышом в домашней ванне можно каждый день.

Плавание детей до года: подготовительный этап, методика, принципы

Упражнения в домашней ванне

  1. Погружать ребенка в воду надо в вертикальном положении, ножками вниз. Возьмите его под мышки, ласково разговаривайте с ним. Постарайтесь, чтобы при этом малыш видел ваше лицо. Улыбайтесь.
  2. Если малыш спокоен, не кричит и в воде ему понравилось, переходите к следующему упражнению. Осторожно уложите его в воде на спинку, как во время купания. При этом поддерживайте его снизу. Все хорошо? Попробуйте провести его в таком положении по всей длине ванны. Разверните его так, чтобы ножками он уперся в стенку ванны. Кроха тут же от нее оттолкнется. Уверяем: это упражнение малышу понравится, и он не раз захочет проделать такой «кульбит». Наградой вам за понимание будет счастливая улыбка крохи.
  3. Надежно поддерживая малыша снизу, осторожно переверните его на животик.
  4. Чтобы ребенок лучше почувствовал воду, между упражнениями слегка покачайте его на воде.

Если кроха устал, прекращайте водную гимнастику и немедленно вынимайте малыша из воды. Признаки усталости заметить легко: ребенок начинает капризничать и выгибаться.

Грудничковое плавание – деликатная методика. Она не предполагает стрессовых воздействий и основывается на врожденных рефлексах крохи.

Для месячного ребенка нахождение под водой с задержкой дыхания физиологично и не является стрессом. Занятия проходят только тогда, когда мама и малыш испытывают исключительно положительные эмоции.

По мере того, как кроха все увереннее задерживает дыхание, его начинают учить подныривать. Детям это очень нравится.

Плавание детей до года: подготовительный этап, методика, принципы

Занятия с малышом в бассейне

Для посещения бассейна маме и малышу нужно сдать анализы кала на кишечную группу и яйца глистов, соскоб на энтеробиоз.

Малыша должны осмотреть педиатр и невролог, чтобы исключить противопоказания к занятиям плаванием, маму – терапевт и дерматолог.

Если бассейн при детской поликлинике или медицинском центре, направляет кроху на грудничковое плавание и курирует правильность обучения физиотерапевт.

Для занятий в бассейне понадобятся: маме – купальник и шапочка, мыло и мочалка, тапочки; ребенку – специальные памперсы или трусики для плавания.

Родители сами решают, сколько раз в неделю они с малышом будут посещать бассейн. Рекомендуется делать это 2 раза в неделю. Численность малышей в группе зависит от площади бассейна. По санитарным нормам на каждого ребенка младше 7 лет должно приходиться 3 квадратных метра. Так что группы набираются по 5-6 человек.

Преимущества занятий в бассейне налицо: уровень воды здесь значительно выше, держать ребенка намного проще. Вы будете стоять в воде вместе с малышом, а не в наклоненной позе над ванной.

Мама под руководством инструктора повторяет все упражнения с малышом, которые они наработали, занимаясь в ванне. Обычно комплекс включает в себя несколько разных упражнений. Если маме одно из них не нравится, его можно будет пропустить.

Плавание детей до года: подготовительный этап, методика, принципы

Методики раннего плавания

Базовыми являются две: классическая «плавать раньше, чем ходить» (основатель – признанный авторитет в области детского плавания З.П.Фирсов) и Birthlight (основатель – Франсуаза Фридман).

Классическая методика рассчитана на занятия в течение 9-12 месяцев. Конечная цель — до годовалого возраста научить ребенка самостоятельно держаться на воде 10-15 минут, нырять на небольшую глубину, доставать со дна игрушки и плавать под водой в течение 7-8 секунд.

Раннее плавание Birthlight предусматривает обучение плаванию от 1,5 месяцев до 4 лет. В ее основу положены упражнения йоги, которые учат расслабляться. Это умение считается очень важным для крохотных пловцов. Принципы раннего плавания Birthlight:

  • плавная адаптация к воде,
  • свободное движение и релаксация в воде,
  • развитие естественных рефлексов и преобразование их в осознанные движения рук и ног,
  • дети и родители в воде – на равных. Нет учителей и нет учеников.

Обе методики нацелены на обучение родителей. Советовать родителям, какую из существующих методик предпочесть, трудно, ведь у каждой – свои достоинства. Главное, чтобы занятия проводил квалифицированный инструктор.

Читать на эту тему:

Источник: http://www.parents.ru/article/kak_nauchit_detej_plavat_do_goda/

Методика обучения плаванию детей

Плавание детей до года: подготовительный этап, методика, принципы

Начинать учить детей плаванию можно с 5-6 лет. Плавание способствует закаливанию организма, развивает легкие, укрепляет сердце и воспитывает смелость у детей.

Обучение плаванию детей дошкольного возраста лучше начинать летом. Однако задолго до лета нужно разучивать подготовительные движения на суше, чтобы ребенок был готов к упражнениям в воде.

Упражнения для обучения плаванию детей — на суше:

Эти специальные упражнения имитируют первые движения в воде. Взрослым нужно следить, чтобы ребенок правильно выполнял все рекомендуемые упражнения.

  1. Встать прямо. На счет 1-2 ребенок поднимается на носки, руки поднимает через стороны вверх ладонями вперед, сначала левую руку, затем таким же движением поднимает правую руку, чтобы большие пальцы рук прикоснулись друг к другу – сделать вдох. На счет 3-4 опускает через стороны сначала левую руку, затем – правую, принимает исходное положение, делает выдох. Выполнить 6-8 раз.
  2. Встать прямо. На счет 1-4 выполнять прямыми руками круговые движения назад, делает вдох. На счет 5-8 делает круговые движения вперед, выдох. Голову держать прямо, круговые движения руками выполнять с максимальной амплитудой. Повторить 2-4 раза.
  3. Встать, наклонить вперед туловище, левая рука вверху ладонью вперед, правая – у бедра. Прямыми руками попеременно выполнять круговые движения вперед, как при плавании способом «кроль». На счет 1-4 поднять голову, смотря вперед, сделать вдох, на счет 5-8 опустить голову, делая выдох. Выполнить 4-6 раз.
  4. Сесть на пол, наклониться назад, опираясь на локти. Приподнять прямые ноги, развести их на 30-40 см между ступнями, оттянуть и слегка повернуть внутрь носки, производить встречные движения, как при плавании способом «кроль», дыхание не задерживать. Выполнить 4-6 раз по 10-15 секунд.
  5. Лечь на спину. На счет 1-2 согнуть в коленях ноги, руками взяться за голени и плотно прижать их к груди, одновременно наклоняя голову и прижимая к груди подбородок, сделать выдох, на счет 3-4 вернуться в исх. положение, делая вдох. Повторить 6-8 раз.
  6. Встать на колени, прямыми руками опереться о пол. Сгибая руки касаться грудью пола 5-6 раз, голову не опускать. Выполнить 3-4 подхода.
  7. Встать, затем приседать на носки, поднимая руки через стороны вверх, ладони вперед, большие пальцы касаются друг друга, голову держать прямо – выдох. Вернуться в исх. положение – вдох. Сделать 5-6 приседаний. Повторить 2-4 раза.
  8. Прыжки на носках: попеременно хлопая руками то над головой, то за спиной. Дышать свободно. Выполнить 20-30 прыжков.
  9. Ходьба в течение 30-40 секунд.

Обязательно после занятий принять душ или растереть тело влажным полотенцем. Обтирание и обливание подготовит кожу ребенка к охлаждению во время купания в водоеме.

  • Если обучение плаванию дошкольников проводится в естественном водоеме, тогда нужно выбрать место с чистой водой, ровным дном, не быстрым течением, с глубиной воды не больше 30-50 см, а при купании детей – глубина воды не должна превышать 60-80 см в 2-3 метрах от берега.
  • Приучайте ребенка соблюдать определенные правила купания в водоемах:
  • — заранее сходить в туалет,
  • — начинать купаться можно только через час после еды,
  • — входя в воду, сначала нужно намочить водой лицо и под мышками.

Продолжительность купания в первые дни ограничивается 2-5 минутами и постепенно доводится до 10-20 минут. Если у ребенка посинели губы, он дрожит, его немедленно нужно вывести на берег, растереть полотенцем и одеть в сухую одежду.

  1. Упражнения для обучения плаванию детей – в воде:
  2. Успех первых занятий в воде во многом зависит от подготовки ребенка: выполнял ли он специальные упражнения, приведенные выше, ежедневно ли делал утреннюю зарядку.
  3. При обучении плаванию не следует принуждать детей, старайтесь заинтересовать их, хвалите за успехи – все это облегчит процесс обучения.

Вначале нужно помочь ребенку научиться не бояться воды: пусть он побегает по воде около берега и поиграет с надувными игрушками. Но не рекомендуется надевать на ребенка надувной резиновый круг.

Хотя ребенок всегда тянется к воде, но впервые в водоеме он может испытать и неприятные ощущения: даже на мелком месте он может захлебываться, падать в воду, безуспешно пытаться встать на ноги и т. п.

Это может напугать его, поэтому взрослым нужно быть особенно внимательными. Помнить, что некоторые упражнения для ребенка могут оказаться трудными.

Не нужно повышать голос и раздражаться, а просто объяснять, что нужно делать и в чем его ошибка, а пояснения дополнить личным показом.

Данный комплекс упражнений помогает разучить самый простой способ плавания, легкий для детей – это плавание без выноса рук из воды, его еще называют плавание «собачкой». Все упражнения дети выполняют, находясь по пояс в воде, стоя лицом к берегу.

  1. Упражнение «Душ». Стоя в воде, пригоршнями зачерпнуть воду и вылить на голову, глаза при этом не закрывать. Выполнить 5-10 раз.
  2. Упражнение «Ходьба по дну». Ребенок ходит по дну с опущенными в воду руками, размахивая одновременно двумя руками и поочередно каждой рукой.
  3. Упражнение «Погружение в воду с головой». Два ребенка встают лицом друг к другу, взявшись за руки. Один из них делает глубокий вдох ртом, приседает, опускаясь в воду на 3-5 секунд, другой ребенок стоит. Затем другой погружается, а этот держит его за руки. Каждый погружается 5-6 раз. После выныривания не нужно вытирать лицо руками, достаточно стряхнуть воду движением головы.
  4. Упражнение «Открывание глаз в воде». Два ребенка одновременно делают вдох, приседают, погружаясь в воду, открывают глаза и поднимают со дна камешки или положенные заранее предметы. Дети могут держаться за руки.
  5. Упражнение «Выдох в воду». Два ребенка встают лицом друг к другу, взявшись за руки. После глубокого вдоха ртом один из них или сразу оба приседают и погружаются в воду. В воде они делают энергичный, продолжительный выдох через рот и нос, чтобы на поверхности воды были видны пузыри и открывают при этом глаза. Повторяют упражнение 5-10 раз. При выныривании лицо руками не вытирать.
  6. Упражнение «Ложиться грудью на воду» — очень важное упражнение, выполнив которое, ребенку будет интересно, и обучение пойдет быстрее. Основная задача – отрывая ноги от дна, ложиться грудью на воду. Для этого ноги нужно поставить врозь, руки поднять вверх. Ребенок делает глубокий вдох, наклоняется, опускает руки на воду, слегка отталкивается ногами от дна, ложится на воду. При этом лицо погружается в воду до середины лба, руки лежат на поверхности воды, пятки слегка закрыты водой. Оставаться в таком положении нужно 3-5 секунд.
  7. Упражнение. Выполнить такое же упражнение, но соединив ноги и руки.
  8. Упражнение «Скольжение на груди». Стоя в воде, поднять вверх руки и соединить их большими пальцами. Сделать глубокий вдох, присесть и наклониться, голову опустить между руками, обеими ногами оттолкнуться от дна и сколько удастся проскользить по воде, голову не поднимать. Выполнив 2-3 скольжения, сделать 5-10 выдохов в воду.
  9. Упражнение «Движение ног кролем». Лечь грудью на воду, держась за опору, делать встречные движения ногами. Научившись скользить по воде без опоры, нужно следить за тем, чтобы ноги не были напряжены, носки были оттянуты, а ступни не выходили из воды.
  10. Упражнение «Движения рук и ног». Если ребенок уже научился продвигаться по воде, работая ногами, тогда подключаются к этому упражнению гребковые движения руками. Сделав гребок, руку не вынимать из воды, она проходит, как можно ближе к телу, чтобы сделать следующий гребок. Следите за ногами, чтобы они двигались чаще, чем руки.
  11. Упражнение «Правильное дыхание». Теперь важно научиться правильному дыханию: голову до подбородка поднять из воды, одновременно делая короткий вдох, затем опустить голову, делая продолжительный выдох в воду. Во время вдоха руки и ноги не прекращают двигаться, а тело не прогибается.
  • Плавая таким способом, в дальнейшем ребенок может с успехом освоить другой способ плавания – «кроль».
  • Полезные статьи:
  • Закаливание детей дошкольного возраста.
  • Режим дня дошкольника.
  • Подвижные игры для детей дошкольного возраста.
  • Типы нервной системы у детей — советы по воспитанию.
Читайте также:  Шестой месяц беременности

Источник: https://zdorovejka.ru/zdorove-detej/fizkultura-dlja-detej/metodika-obuchenija-plavaniju-detej/

Методика обучения детей плаванию

При организации и проведении начального обучения детей спортивному плаванию необходимо всегда учитывать анатомо-физиологические и психологические особенности детского организма.

Методика начального обучения спортивному плаванию взрослых и детей не имеет особо принципиальных различий.

Но несмотря на это, преподаватель плавания, занимающийся с детьми, должен применять методические приемы сообразно с возрастными особенностями и возможностями детей.

Метод показа и объяснения особенно широко используется при обучении плаванию детей. В занятиях с детьми младшего возраста показ должен сопровождаться популярным и образным объяснением.

Занимаясь с детьми среднего и старшего возраста, нужно объяснять полнее и глубже, используя при этом фотографии и другие наглядные пособия. Необходимо иметь в виду, что дети очень восприимчивы к показу. Поэтому показ должен быть точным и высококвалифицированным.

От качества показа во многом зависит и качество овладения занимающимися техникой спортивного плавания и спортивное будущее учеников.

Метод упражнений также используется в занятиях с детьми всех возрастов.

Для обучения плаванию детей также применяется метод раздельного и целостного изучения техники плавания, однако количество повторений для детей младшего возраста должно быть меньше, так как им нужны более продолжительные и частые паузы для отдыха.

При этом необходимо предлагать различные варианты упражнений, так как однообразные упражнения утомляют психику детей, у них ослабевает интерес к ним, что приводит к неряшливому их выполнению.

Дети среднего и старшего возраста большинство учебных плавательных упражнений могут с успехом выполнять без поддерживающих средств, в то время как дети младшего возраста в начальной стадии обучения большую часть упражнений могут выполнять только с помощью поддерживающих средств или при поддержке и непосредственной помощи преподавателя. Во время исполнения упражнений не следует допускать того, чтобы дети неряшливо или неверно выполняли технику плавательных движений. После того как дети овладеют техникой плавания в общей, грубой форме, необходимо повседневно совершенствовать и оттачивать каждое плавательное движение в процессе выполнения упражнения.

Дети 5 — 6-летнего возраста, как правило, не умеют плавать, и многие из них не могут решиться самостоятельно войти в воду и тем более выполнить даже простое упражнение.

При попытках плавать самостоятельно на резиновых плавательных кругах они начинают применять движения ногами и руками, сходные с движениями при ходьбе, поднимая при этом голову высоко над водой.

В результате этого ноги глубоко погружаются в воду, тело принимает почти вертикальное положение, и продвижение в воде становится почти невозможным.

Дети дошкольного возраста плохо воспроизводят движения, показанные им в воде, и слабо понимают словесное объяснение. Упражнения или отдельные плавательные движения они делают с большим трудом. В этот период обучения они особо нуждаются в непосредственной помощи и моральной поддержке преподавателя.

Поэтому до тех пор, пока дети не научатся самостоятельно и уверенно входить в воду и выполнять плавательные упражнения, преподаватели должны быть особенно внимательны. Они должны ободрять их своим непосредственным присутствием и помогать им правильно выполнять плавательные движения ногами и руками.

При этом желательно, чтобы преподаватель был в воде вместе с детьми.

Прежде чем приступить к изучению техники спортивного плавания, необходимо применить комплекс специальных подготовительных упражнений, направленных на освоение с водой.

Эти упражнения значительно отличаются от подготовительных упражнений, выполняемых при начальном обучении взрослых и детей среднего и старшего возраста. Подготовительные упражнения по освоению с водой для детей дошкольного возраста выполняются в определенной последовательности.

1. Окунать ребенка в воду (вначале по грудь, затем до плечевого пояса и после этого с головой), держа его на руках и погружаясь вместе с ним в воду. При этом необходимо обучать ребенка задерживать дыхание на вдохе во время погружения под воду.

2. Выполнять то же, держа ребенка руками, но не погружаясь в воду.

3. Плавать брассом на груди или ходить по дну, погрузившись до шеи в воду, с ребенком, который держится за плечи преподавателя и находится у него за спиной.

4. Плавать на спине или ходить по дну, погрузившись до шеи в воду, с ребенком, лежащим на груди, держа его за руки, и с лежащим на спине, держа его за подмышечные впадины или поддерживая за голову.

5.

Приучить детей принимать и сохранять горизонтальное положение (на груди и на спине) при помощи преподавателя, который их поддерживает: под спину и живот; за руки, прижатые к туловищу; за туловище в области поясницы; за трусы, при различных положениях рук: а) прижаты к туловищу, б) вытянуты вперед, в) одна рука вытянута вперед, другая прижата к туловищу, г) ладони прижаты к затылку, локти развернуты в стороны (только в положении на спине).

Эти упражнения выполняются вначале на месте, а затем с перемещением преподавателя по дну.

6.

Научить детей сохранять горизонтальное положение на воде (на груди и на спине, с различным положением рук) в скольжении от одного преподавателя к другому от преподавателя к бортику и от бортика к преподавателю, используя скорость скольжения, сообщенную преподавателем (легкое подталкивание) или полученную ребенком за счет отталкивания ногами от борта. Упражнения выполняются с постепенным увеличением расстояния между преподавателями и преподавателем и бортиком бассейна.

Упражнения 3, 4, 5 и 6 проводятся вначале без движений, а затем с движениями ногами кролем на груди и на спине, которые изучаются в процессе освоения подготовительных упражнений. Упражнения 5 и 6 в положении на груди выполняются с задержкой дыхания на вдохе, а в положении на спине с произвольным дыханием.

Детей младшего возраста следует вначале обучать способу плавания кроль на спине, так как при плавании на груди они не могут быстро освоить ритмичное дыхание. При плавании же на спине в начальной стадии обучения вполне допустимы некоторые нарушения в ритме дыхания.

Технику плавательных движений и их согласование следует изучать в такой последовательности:

  • изучение движений ногами способами кроль на груди и на спине, с поддерживающими средствами у бортика, и в скольжении при помощи преподавателей и самостоятельно;
  • плавательные движения ногами при выполнении упражнений 3 и 4 из серии подготовительных;
  • то же, при выполнении упражнения 5 из серии подготовительных;
  • то же, при выполнении упражнения 6 из серии подготовительных;
  • то же, держась руками за палку, с которой преподаватель идет по борту бассейна (палку, прижатую к туловищу, можно держать под мышкой);
  • то же, скользя поперек бассейна в сопровождении преподавателя, идущего рядом по дну бассейна;
  • плавание поперек и вдоль бассейна на спине с помощью ног, с различными положениями рук в сопровождении преподавателя, плывущего рядом с ребенком;
  • то же, в сопровождении преподавателя, идущего по борту и страхующего ребенка с помощью палки, за которую в случае необходимости ребенок может взяться рукой и восстановить устойчивое положение и продолжать плыть;
  • то же, в сопровождений преподавателя, идущего по борту без страховочной палки. Время от времени преподаватель дает ребенку необходимые указания голосом и жестикуляцией, все время подбадривая и поощряя его на проплывание всего бассейна без остановки;
  • то же, под наблюдением преподавателя, стоящего на месте, откуда начал плыть ребенок;
  • групповое плавание поперек и вдоль бассейна на спине с помощью ног (с различными положениями рук) под наблюдением и руководством преподавателей, находящихся на бортах бассейна, дающих детям необходимые указания, направленные на соблюдение ими правильного положения тела в воде и правильного выполнения плавательных движений ногами и дыхания.

Когда дети научатся уверенно плавать на спине за счет выполнения плавательных движений ногами, при различных положениях рук, следует перейти к изучению плавательных движений руками и согласования их с движениями ногами и дыханием в такой последовательности:

  1. изучение плавательных движений руками при поддержке и помощи преподавателя, идущего по дну бассейна сбоку или впереди ребенка, плывущего на спине за счет движений ногами. Преподаватель берет одну или обе руки ребенка в области локтевых суставов и помогает ему выполнять движения руками;
  2. плавание на спине поперек бассейна в сопровождении преподавателя, идущего по дну бассейна рядом с ребенком и показывающего ему движения руками и выполнение вдоха и выдоха;
  3. плавание на спине вдоль бассейна при страховке преподавателя, плывущего рядом с ребенком;
  4. то же, в сопровождении преподавателя, идущего по борту бассейна (со страховочной палкой или без нее) и показывающего ребенку движения руками и согласование их с дыханием;
  5. групповое плавание на спине поперек и вдоль бассейна под наблюдением и руководством преподавателей, находящихся на бортах бассейна и показывающих детям движения руками и согласование их с дыханием.
Читайте также:  Причины многоплодной беременности

Перечисленные упражнения делают:

  • с раздельным выполнением плавательного движения отдельно каждой рукой с остановкой ее в исходном положении, другая рука прижата к туловищу или вытянута вперед;
  • с раздельным выполнением попеременных чередований плавательных движений руками (во время движения одной рукой и остановки ее в исходном положении (вытянутой впереди) производится полное движение другой рукой) и т.д.;
  • с одновременными движениями рук остановкой их в исходном положении (одна рука вытянута вперед, другая вдоль туловища), т.е. в то время, когда одна рука делает гребковое движение, другая движется над водой.

После того как дети научатся легко проплывать на спине длину бассейна, сохраняя правильное положение тела и правильно выполняя плавательные движения ногами и руками в согласовании с дыханием, необходимо периодически включать в урок упражнения на освоение безостановочного проплывания, постепенно увеличивая расстояние (до 200 м), п на овладение навыками скоростного проплывания коротких отрезков без учета времени с оценкой техники плавания.

После того как дети научатся легко и уверенно плавать на спине, следует перейти к изучению способа плавания кроль на груди, выполняя соответствующие упражнения в той же последовательности.

В урок включают также упражнения, направленные на изучение дыхания, согласование дыхания с движениями ног и рук, на согласование движений рук и ног с задержкой дыхания н согласование движений рук, ног и дыхания.

После овладения техникой способов плавания кроль на спине и груди изучается техника способа плавания брасс, а затем баттерфляй.

В специальном мелком детском плавательном бассейне или на детском пляже с ровным мелким дном обучение детей дошкольного и младшего школьного возраста проводится в той же последовательности. Многие упражнения дети выполняют самостоятельно под руководством и наблюдением преподавателя. Температура воды в зимнем бассейне должна быть 27 — 29 °С и 23 26 *С в открытом водоеме в солнечную погоду.

В процесс обучения плаванию включаются соскоки и прыжки ногами в воду, а также спады головой вперед с бортика и стартовой тумбочки.

  1. Соскок в воду по направлению к стоящему на дне преподавателю. который подхватывает ребенка, окунает его в воду, а затем подталкивает к борту.
  2. То же, но преподаватель подхватывает ребенка после того, как он погрузится и воду.
  3. То же, при страховке преподавателем, но ребенок сам выбирается из воды и подплывает к борту.
  4. То же, по когда преподаватель стоит на бортике со страховочной палкой.

Вначале упражнения проделывают с резиновым плавательным поясом, а затем без него.

Спады в воду головой вперед выполняются в такой последовательности:

  • из положения сидя на борту, упираясь стопами в пенное корытце. Туловище до отказа наклонено вперед. Руки сомкнуты над головой;
  • из положения глубокого приседа, ухватившись пальцами ног за край борта. Туловище наклонено вперед. Руки сомкнуты над головой;
  • то же, из положения наклона вперед. Туловище наклонено вперед до горизонтального положения. Hоги прямые, руки сомкнуты над годовой;
  • то же, из положения согнувшись. Туловище наклонено до отказа вперед вниз. Руки опущены вниз и касаются ладонями голеностопных суставов.

После успешного овладения перечисленными спадами можно перейти к изучению стартового прыжка вначале с борта, а затем со стартовой тумбочки.

Обучение поворотам проводится при непосредственной помощи преподаватели, который находится в воде, демонстрирует детям поворот и помогает им выполнять его.

Обучение нырянию с доставанием предметов со дна мелкого бассейна также проходит при непосредственной помощи преподавателя, который находится в воде, показывает детям, как нужно нырять, находить и доставать предметы со дна. Помогает им овладеть этим навыком, вначале ныряет вместе с каждым ребенком, а затем наблюдает, как они по очереди ныряют без его помощи.

Процесс обучения плаванию детей в возрасте 7— К) лет в основном аналогичен процессу обучения детей среднего и старшего возраста и взрослых.

Однако в первой стадии обучения при проведении общих подготовительных упражнений по освоению с водой и изучению техники движений ногами преподаватели должны находиться в воде, чтобы показывать и помогать детям выполнять изучаемые упражнения, а также поддерживать и страховать их.

Применение игровой формы проведения уроков с различного рода играми и развлечениями в каждом занятии на суше и в воде создает жизнерадостную обстановку, повышает эмоциональное состояние детей и вызывает у них повышенный интерес к последующим занятиям в бассейне.

Преподаватель должен мобилизовать весь свой опыт, изобретательность и смекалку, чтобы с первых же занятий с малышами организовывать и проводить посильные и доступные игры и развлечения в воде (с использованием поддерживающих средств и без них), различного рода хороводы и передвижения в воде, игры с мячами и игрушками, игры в пятнашки и т.д.

На начальных этапах обучения с детьми применяются игры, включающие элемент соревнования, которые проводятся на материале подготовительных упражнений по освоению с водой. В дальнейшем используются сюжетно-образные игры, которые требуют предварительного разъяснения на суше. Игры плодотворно сказываются на успешном овладении детьми умением плавать.

Источник: http://sportguardian.ru/article/3268/metodika_obucheniya_detey_plavaniyu

«Особенности обучения плаванию детей младшего дошкольного возраста»

  • Бальбух Алевтина Валентиновна
  • Normal
  • 0
  • false
  • false
  • false
  • RU
  • X-NONE
  • X-NONE
  • /* Style Definitions */
  • table.MsoNormalTable
  • {mso-style-name:»Обычная таблица»;
  • mso-tstyle-rowband-size:0;
  • mso-tstyle-colband-size:0;
  • mso-style-noshow:yes;
  • mso-style-priority:99;
  • mso-style-parent:»»;

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

  1. mso-para-margin-top:0cm;
  2. mso-para-margin-right:0cm;
  3. mso-para-margin-bottom:10.0pt;
  4. mso-para-margin-left:0cm;
  5. line-height:115%;
  6. mso-pagination:widow-orphan;
  7. font-size:11.0pt;
  8. font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
  9. mso-ascii-font-family:Calibri;
  10. mso-ascii-theme-font:minor-latin;
  11. mso-hansi-font-family:Calibri;
  12. mso-hansi-theme-font:minor-latin;
  13. mso-fareast-language:EN-US;}
  14. «Особенности обучения плаванию детей младшего дошкольного возраста»
  15. Бальбух Алевтина Валентиновна,
  16. инструктор по физической культуре
  17. МОУ д/с № 350 г. Волгограда

       Одной из важнейших  задач дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО, является  создание максимально благоприятных условий для охраны и укрепления здоровья и гармоничного физического развития ребенка.

Эти задачи успешно решаются на занятиях по плаванию в бассейне  в детском саду.

Цель занятий по плаванию — создание необходимых условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей посредством формирования и развития двигательных умений и навыков в воде.

        Влияние плавания на организм ребенка нельзя недооценивать. Оно помогает стать здоровым, сильным, ловким, выносливым, смелым.

Плавание с ранних лет способствует развитию дыхательной системы, оказывает положительное влияние на сердечно-сосудистую систему, способствует формированию правильной осанки.

Обучение ребенка плаванию – это не только полезный жизненно необходимый навык, но и возможность укрепить иммунитет, ведь плавание – один из наиболее эффективных методов закаливания.

        В нашем дошкольном учреждении дети начинают посещать бассейн с 3-х лет, ведь важно как можно раньше начать процесс обучения плаванию. Это понимают и специалисты, этого хотят и родители. С первого дня посещения детского сада родителей интересует вопрос: когда же их малыш будет плавать в бассейне. По их мнению, все дети  очень любят воду, с удовольствием  плещутся в ванной.

Подчас родители не понимают, для чего нужно сначала на суше освоить дыхательную и двигательную технику, и только с середины учебного года занятия проходить в воде. Поэтому для родителей важна информация инструктора по плаванию, какие задачи решаются на первом году обучения плаванию, какие методы и приёмы важно использовать при этом, какие особенности маленьких детей нужно учитывать.

        Первый год обучения плаванию – это помимо общеукрепляющих и оздоровительных целей, решение ряда конкретных задач:

  • привыкание к воде;
  • освоение воды;
  • овладение дыхательными и элементарными плавательными движениями.

Следует понимать, что большинству малышей присуще чувство водобоязни, ведь для большинства детей бассейн – это не ванна для купания, это огромное водное пространство. Преодолевать эту тревогу нужно постепенно, без насилия и принуждения.

Занятия в бассейне включают в себя большую подготовительную работу, которая помогает детям справиться со страхом воды, с неуверенностью в собственных силах, познакомиться со свойствами воды, научиться держаться на воде и, как результат, овладеть навыками плавания облегченными способами.

Детям нужно время, чтобы привыкнуть к воде и научиться не бояться ее, правильно дышать в водной среде.

         Поэтому на первом этапе дети осваивают дыхательные упражнения, которые проходят «на суше». Малыш учится делать вдох через рот, а выдох через нос и рот. Главное – задать ритм. «Раз!» – вдох, «Два, три!» – выдох.

В этом нам помогают различные игровые упражнения — например, сдувание бумажных снежинок, пушинок с ладони.

С каждым занятием детям предлагаются большие предметы, которые необходимо с помощью дыхания сдвинуть с места: воздушные шарики, теннисные шары и другие.

        Игра «Ноги врозь». Попросите ребенка вытянуть руки вверх, кисти рук наложить одну на другую, прижать подбородок к груди. Выполнить 10 фаз. Проследите за тем, чтобы малыш при этом «подтягивал» живот.

        Игра «Воронка». Для этой игры нам нужны разноцветные тазики с водой. Попросите малыша дуть на поверхность воды до образования воронки. Играйте с детьми, превратите упражнение в соревнование: чья воронка будет глубже?

        Игра «Пузыри». После вдоха он опускает голову в таз с водой и производит глубокий выдох. Опять же устройте соревнование: у кого получится больше пузырей? Проследите за тем, чтобы ребенок не вытирал глаза руками, а стряхивал воду движениями головы.

Это очень важно!  Это  упражнение прекрасно учить задерживать дыхание. Сделать такое же упражнение, только задержку дыхания выполнять с опущенной в воду головой.

Так же в своей работе, для первоначального привыкания детей к воде и закаливания,  я использую различные умывания и обливание детей из леечки. Главная задача этих тренировочных упражнений, чтобы в бассейне ребенок не наглотался воды, не испугался.

На этом основано правило: сначала  занятия проходят на суше – так называемое «сухое плавание», и только потом занятия проходят в воде.

         Кроме дыхательных упражнений дети на этом этапе овладевают двигательными и плавательными навыками, осваивают игровые упражнения на обучение работе ног, согласованию дыхания с работой ног, обучение работе рук, общее согласование работы ног, рук и дыхания.

Учитывая наглядно-образный характер мышления детей этого возраста, на занятиях используется литературный материал, музыкальное сопровождение, чтобы дети могли воссоздать тот или иной образ и были способны имитировать движения. Все задания и упражнения, выполняемые малышами, как на суше, так и в воде нужно превратить в игру.

Именно игра является ведущим видом деятельности ребенка.

        Со 2-го полугодия с детьми 3-4 лет решаются следующие задачи:

  • обучение детей вхождению в воду, ознакомление со свойствами  воды, преодоление страха перед ней.
  • обучение передвижению по дну бассейна различными способами на различной глубине.
  • обучение погружению в воду с открытыми глазами; обучение дыханию в воде (выдохи в воду).
Читайте также:  Головные боли во время беременности: причины и возможные методы лечения

Первый выход в бассейн – событие в жизни дошкольника. Большое светлое помещение, сверкающее голубизной зеркало воды, плеск, брызги буквально ошеломляют малышей. От инструктора по плаванию  зависит, чтобы эти впечатления были положительно окрашены.

         На первых занятиях дети учатся входить в воду. Основная трудность входа в бассейн чаще всего связана с тем, что в него дети спускаются по лестнице, на которой могут оступиться, поскользнуться, упасть в воду. Глотнув воды, ребенок  может напугаться и не захочет больше приходить в бассейн.

Важно предупредить его неожиданное падение в воду. Нельзя принуждать детей. Того, кто входит в воду нехотя, нерешительно, можно брать на руки и водить его ладонью по поверхности воды, приговаривая: «Какая водичка гладкая, теплая, нежная, добрая!».

Затем ребенка следует поставить в воду лицом к себе, взять за обе руки и, незаметно отступать, звать за собой. Когда дети привыкнут к воде и начнут передвигаться в ней самостоятельно, они обходят бассейн, держась рукой за поручень или мою руку. Не рекомендуется пользоваться всевозможными устрашающими формулировками.

Всегда можно подобрать выражения, в которых полностью отсутствует угроза опасности: «Смелее», «Делай, как все», «Молодец».

Детям младшего возраста необходимо 4 занятий, чтобы научиться входить в воду. В группе всегда есть тревожные дети, с которыми нужно заниматься отдельно, соблюдая большую деликатность, убеждая в посильности задания на примере других детей.          После того как дети научились самостоятельно входить в воду, надо приучать их к простейшим передвижениям.

Малыши ощущают, насколько труднее двигаться в воде, чем на суше. Разнообразные упражнения (ходьба, бег, прыжки) не трудны для малышей, они выполняют их с удовольствием в том случае, если глубина невелика и соответствует реальному уровню подготовленности детей. Сначала эти упражнения проводятся при глубине ниже коленей и до колен.

Постепенно глубина увеличивается до уровня бедер, пояса.

Дети учатся ходить по одному («Мы гуляем»), группой («Дружные ребята»), держась за палку («Тележка»), ходят вдоль бортика бассейна большими и маленькими шагами, придерживаясь за поручень («Ножки идут по дорожке»), в заданном направлении («По прямой дорожке»), до условного места («Дойди до рыбки»), по кругу, держась за руки («Закружилась карусель»), помогая себе гребковыми движениями руками («Лодочки»). Особое удовольствие доставляет детям вбегать в воду, выбегать из неё, шлепая ногами, поднимая брызги («Футболисты, «Принеси игрушку»), высоко поднимая колени («Как лошадки»), помогая себе руками («Весла гребут»), убегать от взрослого и догонять его («Догонялки»),  с разбега падать в воду (на руки инструктора). Оптимальным упражнением являются прыжки. Они помогают хорошенько разогреться, поднять настроение, ненавязчиво подготовить малыша к погружению в воду.  Дети учатся подпрыгивать на двух ногах с поддержкой взрослого, держась за поручень, а также без опоры («Зайка серенький», «Мячик»), «опираясь», отталкиваясь ладонями о воду (на глубине по пояс) и приседая («Спрячемся в воду»). Учатся на двух ногах продвигаться вперед, прыгать в длину с места, подпрыгивать и падать в воду вперед на глубине до бедер, по пояс («Самолет»).

Немаловажное значение имеет обучение движениям рук. Дети хлопают по воде ладошками, изображая «дождик», стучат по ней кулачками, как «молотком», гладят воду ладошками, как «утюгом», двигают руками вверх-вниз, вправо-влево, изображая «полоскание  белья» или «волны», скрестив пальцы кистей рук,  изображают «рубку дров». Особое место занимают передвижения по дну на руках, вытянув ноги. Эти упражнения подводят к умению принимать горизонтальное положение тела в воде. Они выполняются на небольшой глубине и часто с трудом осваиваются детьми. Поэтому в  младшей группе используется только ползание на животе («Доползу до кораблика», «Крокодилы», «Раки»).

         Следующий шаг в освоении с водой, который делают дети младшего возраста -погружение. К сожалению, не всем детям погружение в воду дается легко. Психологически очень важно, чтобы ребенок в первый раз окунулся с головой в воду самостоятельно. Ни в коем случае нельзя заставлять его делать это, если он не хочет, бросать, сталкивать в воду и т. д.

В противном случае у ребенка появится страх перед водой, может надолго пропасть желание заниматься плаванием. Если на «суше» погружение в воду (в тазик с водой) с задержкой дыхания  отработано, то проблем с этим упражнением в бассейне дети не будут испытывать.

Обучаясь погружению по шею на глубине воды по пояс, дети моют руки, плечи, грудь, шею, лицо, поливают воду себе на спину («Чистюли»), с ними проводятся игры: «Лягушата умываются», «Сделаем дождик» (брызгать себе в лицо). Обучая  игровому упражнению «Водопад», когда малыши поливают на голову воду из бутылочки, важно научить их дышать приоткрытым ртом.

В этом случае исключаются неприятные ощущения от попадания воды в нос, дети привыкают к ощущению воды на лице. И только  после этого дети погружаются до уровня подбородка («Островки»).

Следующие упражнения связаны с    непосредственным    погружением головы  в  воду  («нос  утонул», «глазки в воде», «загляни в колодец», «достань игрушку» и  погружение в воду с головой, задерживая дыхание на вдохе).

Затем дети знакомятся  с простыми упражнениями, которые подводят к овладению выдохом: подуть на плавающую игрушку; на воду, как на горячий чай; опустить губы в воду и вспенить ее; погрузить голову в воду и сделать выдох. Выдыхать в воду дети учатся долгое время. Параллельно дети учатся открывать глаза в воде.

После высокой двигательной нагрузки с детьми  проводятся релаксационные паузы, с целью снятия мышечного напряжения. Дети, при поддержке инструктора или в нарукавниках отдыхают на воде, лежа на спине, или  выполняют упражнения на восстановление дыхания («веселые пузыри», «попрощайся с водичкой»).

          Все дети, которые регулярно посещали занятия  в бассейне, не испытывают страха в воде, безбоязненно передвигаются по всех акватории бассейна, с радостью и желанием выполняют игровые упражнения в воде, что позволяет им легко осваивать программу по обучению плаванию.

 Хочется еще раз подчеркнуть: каждое занятие должно быть направлено на формирование у малыша только положительных эмоций и чувств – радости, удовольствия, также заинтересованности и наслаждения от пребывания в воде. Это повысит эффективность занятий по плаванию, способствующих укреплению и оздоровлению организма детей.

Использованная литература:

  1. Булгакова, И.Ж. Познакомьтесь – плавание [Текст] / И.Ж.Булгакова. — М.: аст астрель, 2002.
  2. Егоров, Б.Б., Ведерникова, О.Б., Яковлева, А.В. и др. Оздоровительный комплекс в детском саду: бассейн – фитобар – сауна [Текст]: методическое пособие / под ред. Б.Б.Егорова. — М.: Гном и Д, 2004.
  3. Протченко, Т.А., Семенов, Ю.А. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников [Текст]: методическое пособие / Т.А.Протченко, Ю.А.Семенов. – М.: Айрис дидактика, 2003.
  4. Соколова, Н.Г. Плавание и здоровье малыша [Текст] / Н.Г.Соколова, — Р-н-Д.: Феникс, 2007.

comments powered by HyperComments

Источник: https://solncesvet.ru/osobennosti-obucheniya-plavaniyu-dete/

Подготовительный этап

Занятия начинаются после заживления пупочной ранки (5—7-й день жизни) и продолжаются до 3-месячного возраста. Методика их основывается на общепринятых приемах купания младенцев. Во время бодрствования малышей приучают к ежедневным водным процедурам в полных ваннах.

Сначала температура воды составляет 36,5 °С, продолжительность пребывания в воде — 10—15 минут. На этом этапе особенно важно, чтобы занятия вызывали у ребенка положительные эмоции. Подготовка на суше.

Начиная с 2 месяцев в комплекс подготовительных мероприятий включают массаж, общую и плавательную гимнастику.

Специальную гимнастику (имитацию плавания) вначале проводят на суше, а затем — в воде.

  • Закрепляются следующие врожденные плавательные рефлексы: рефлекс Моро — симметричное обхватывающее движение руками при похлопывании по ягодицам (4—5 раз на первом занятии и 8—9 раз в конце этапа), рефлекс Робинзона (тонический) — прочное удерживание предмета (1—2 раза на первом занятии и 4—5 раз в конце этапа), рефлекс Таланта — дугообразное изгибание тела при поглаживании кожи между позвоночником и лопаткой (1—2 раза в начале и 3—4 раза в конце этапа), рефлекс Бауэра — феномен ползания, или брасс ногами, в положении ребенка на груди — отталкивание ножками от ладоней рук взрослых (4—6 раз в начале и 8—10 раз в конце этапа).
  • Проводятся также упражнения: гребок рукой от головы к бедру через сторону и обратно (4—6 раз в начале и 8—10 раз в конце этапа) на спине и имитация гребков руками типа кроль на спине и груди, а также симметричный гребок из-за головы к бедрам (4—6 раз в начале и 8—10 раз в конце этапа).
  • Плавание в полной ванне

Поддержка двумя руками при положении ребенка на спине и 8—10 проводок вдоль ванны (проводка «челнок»). Поддержка одной рукой «полукольцом» при положении малыша на спине (уши в воде).

Поддержка двумя руками «ковшиком» под подбородок (ребенок на груди) и проводка, поддержка одной рукой «ковшиком», а также такая, при которой большой палец упирается в подбородок ребенка, а остальные находятся на груди, и проводка по длине ванны с поворотами (25—30 раз).

Стимулирование отталкивания ногами от ладони и бортика (10—14 раз в начале и 20—30 раз в конце этапа). Туалет проводится в конце занятия.

Кормление — через 15—20 минут после его окончания. Это касается и последующих этапов обучения.

«Уход, питание и вакцино-профилактика ребёнка», Ф.М.Китикарь

В. А. Гутерман (1978) различает несколько способов ручной поддержки. Наилучшим из них автор считает поддержку двумя руками при плавании на спине: четырьмя пальцами под спинку, шею и головку, большие пальцы лежат на груди. При поддержке одной рукой («ковшиком» или «полукольцом») большой и указательный пальцы обхватывают шею, а предплечье взрослого находится со стороны затылка ребенка и…

Оборудование домашней ванны

Обычная ванна может быть переоборудована в своеобразный домашний маленький плавательный бассейн для грудных детей. Если в квартире нет ванны, ее можно сделать из листов фанеры и оклеить изнутри полиэтиленовой пленкой. Для этой цели используют и полиэтиленовую переносную ванну или детский резиновый бассейн (они есть в продаже). В жаркие летние дни переносную ванну устанавливают во дворе…

Второй этап рассчитан на детей 4—6 месяцев, прошедших подготовительный этап и адаптировавшихся к полным ваннам (температура воды 35 °С).

Осуществляется дальнейшее закрепление плавательных рефлексов с помощью слова. Занятия проводятся в виде игры на фоне положительных эмоций.

Ребенок плавает при автономной поддержке и максимальном ослаблении ее на спине и на груди. Продолжительность плавания — 32—42 минуты….

Совершенствование плавания

На последнем этапе обучения плаванию дети в возрасте 10—12 месяцев могут самостоятельно проплыть вдоль ванны и бассейна «Малютка», посещают зал водных процедур 3 раза в неделю, любят нырять за игрушками. Общее время занятий составляет 62—72 минуты, температура воды 31,5—30,5 °С. Подготовка на суше. Продолжительность массажа и гимнастики достигает 10—12 минут и более. Игры на суше…

I класс (возраст ребенка — от 3—4 до 9—10 недель) Главной задачей данного этапа является закаливание ребенка, постепенная выработка у него способности без ущерба для здоровья находиться обнаженным в воде, подогретой в начале до температуры тела (около 37 °С), а к концу периода — до 34 °С (комфортная для малышей 2—3 месяцев температура). Проводят 25—30…

Источник: https://www.kelechek.ru/uhod_za_rebenkom/obuchenie_detey_grudnogo_vozrasta_plavaniu/560.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector