Проблемы личностного развития у ребенка

Нормальное личностное развитие ребенка зависит от трех факторов: семья, окружение, возможности для получения знаний. Родители хотят для своих детей всего самого лучшего. В том числе и того, чтобы они приобрели самые достойные личностные качества.

Стоит помнить, что каждый малыш уже с рождения имеет Проблемы личностного развития у ребенкасобственный характер. Он — индивидуальность. Дальше все дело за родителями. Конечно же, необходимо воспитание. Очень важно задуматься, как и чем живет ваша семья, ведь именно вы — главный пример для ваших детей.

Малыш должен учиться ставить перед собой цели, достигать их. Это не всегда просто, и на пути обязательно будут ошибки. Ограничивать его самостоятельность, возможность принимать решения нельзя. Без этого личность не может развиваться гармонично и полно.

Даже маленький ребенок — уже личность

Все родители хотят, чтобы их ребенок вырос успешным, активным, интеллигентным, любил читать, уважал старших, занимался спортом… Этот список можно продолжать бесконечно, ведь положительных качеств характера и личности очень много.

Родители, конечно же, желают добра своем малышам. Но не Проблемы личностного развития у ребенкастоит забывать: ваш ребенок с самого начала уже личность, индивидуальность. С первых дней жизни он будет показывать свой характер: спокойный он или активный, крикливый. С каждым днем все яснее становится, что это действительно личность. Чем старше он будет, тем это очевиднее.

На какие-то ключевые составляющие личности человека повлиять почти невозможно, но это не значит, что нужно оставить его на произвол судьбы.

Видя, какой он, ваш малыш, вы можете помочь ему что-то понять, а где-то проявить строгость. Воспитание дает многое для развития полноценной, гармоничной личности.

При условии, конечно, что сами родители и окружение могут похвастаться положительными личностными качествами.

Ругать малыша за то, что он не хочет в 6 лет читать книжки, или слишком робкий, или, наоборот, его не переспорить, — не самое умное решение. Проявлять агрессию — еще глупее со стороны взрослого человека. Это естественно, что у ребенка будет свой взгляд на жизнь, характер, увлечения и предпочтения. Хотя в основном на формирование личности оказывают влияние три фактора:

  • ближайшее окружение (родители);
  • среда (где, как, чем вы живете);
  • возможности для обучения и развития (школа, кружки, домашние занятия, чтение, музеи, театры…).

Ребенок берет пример со своих родителей, копирует их поведение. Не забывайте об этом.

Личностные черты

Если говорить про личностное развитие, то стоит начать с главного – с характеристики личности. Тип эмоционального контакта с окружающими складывается практически сразу же после рождения.

От некоторых младенцев так и веет тревогой. Они плачут, Проблемы личностного развития у ребенказанимают оборонительную позицию (выставляют сжатые кулачки перед собой). Другие же спят спокойно, мирно смотрят на происходящее вокруг, мало плачут. Тут нет никакого секрета. Наш мозг формируется все 9 месяцев, пока крошка находится у мамы в животе. Чем дальше, тем сложнее становится структура мозга и протекающие в нем процессы. Начинается внутренняя жизнь, складывается подсознание.

Во многом личностные черты зависят от первых дней и даже часов жизни малыша. В идеале должно быть так: ребенок родился – мама обняла его и не отпускает больше. Он помнит звук ее сердца, запах. Ему хорошо и спокойно, когда мама рядом с ним. Ведь он еще ничего не знает о мире – естественно, что он его пугает.

Однако очень часто бывает так, что ребенок родился, и его тут Проблемы личностного развития у ребенкаже понесли куда-то обмывать, пеленать, делать замеры. Маме в роддоме малыша приносят лишь на кормление. Ему некомфортно и страшно, он просто не понимает, что с ним произошло. Мозг уже работает, внутренняя жизнь крохи уже началась. И с первых дней мир вокруг – чужое место для него.

Это ведет не только к повышенной нервозности малыша – после этого взгляд на мир всегда может быть немного пессимистическим. Вырастая, человек забывает эту первую психологическую травму, но ощущение остается.

Отсюда неуверенность в себе, замкнутость, некоммуникабельность. От этих первых минут или часов после рождения многое зависит.

Они всегда оставляют видимый отпечаток на личности ребенка, а потом и взрослого человека.

Самостоятельность

Учиться всему нужно постепенно. Сначала дети смотрят, потом пытаются повторить, затем делают что-то вместе со взрослыми, и только потом уже — самостоятельно. Часто на такой процесс уходит не так уж много времени. Держать ручку, вилку, застегивать кофточку кроха может научиться за несколько минут или пару дней.

Главная цель развития — достижение этой самой Проблемы личностного развития у ребенкасамостоятельности. Сначала мы только разглядываем предметы, потом учимся держать головку, сидеть, ползать, только после этого начинаем ходить и бегать. За нас этого никто не может сделать. И это очень хорошо. Учиться – значит набираться опыта.

Если же вы не даете ребенку самому пройти этот путь от наблюдения до действия, то о какой самостоятельности может идти речь? А она необходима малышу, чтобы развиваться физически и психически.

Многие мамы считают, что только они могут хорошо умыть личико ребенка, тщательнее почистить ему зубки, выбрать подходящую одежду. Крохе остается только стоять и ждать, пока о нем позаботятся.

А что дает нам самостоятельность?

  1. Умение ставить цель и искать пути достижения.
  2. Способность логически мыслить, искать возможности решения проблемы.
  3. Использование личного опыта для достижения цели, получение нового опыта.
  4. Радость от достижения цели, успеха.
  5. Умение не опускать руки, стараться.
  6. Оценка собственных возможностей.
  7. Чувство независимости, уверенности в себе.

Это лишь 6 пунктов, а на самом деле самостоятельное решение проблемы дает нам очень много. «Лучше мамы никто не сможет сделать» — в этом много негативного для личностного развития человека.

Детям нужно давать пространство для самостоятельности, иначе они очень быстро поймут, как это удобно — во всем полагаться на родителей.

Умение ставить перед собой цель

Возраст от 3 до 6 лет очень важен. В этот период времени дети учатся ставить перед собой цели, планировать, искать Проблемы личностного развития у ребенкапути достижения желаемого. Это необходимо для того, чтобы научиться нормально жить в нашем обществе.

Цели могут быть большими или маленькими: вырасти и стать ветеринаром, самому проехаться на лифте, научиться завязывать шнурки, плести косичку и т.д. Главное не содержание, а сам процесс: ребенок ставит перед собой цель и идет к ее осуществлению.

Уже в этом возрасте можно понять, есть ли у малыша задатки лидера. Проявляются ли у него следующие положительные качества?

  • концентрация на цели;
  • уверенность в себе;
  • поиск решений;
  • логический подход;
  • творческий подход;
  • умение договариваться;
  • аккуратность, прилежность.

Или же, как только становится трудно, малыш бросает все на полпути? Тут важно, какой пример подают родители. Добиваться своей цели можно научиться, особенно если у тебя хорошие учителя.

Помогайте ему, подсказывайте. Сейчас все похоже на игру, но через несколько лет нужно Проблемы личностного развития у ребенкабудет идти в садик, школу, институт — начинается взрослая жизнь. Тут уже умение ставить цели и достигать результата очень важно. Также необходимо научить малыша самого принимать некоторые решения. Чем дальше, тем их больше и они сложнее.

Все это стимулирует психическое и личностное развитие. Если не будет самостоятельности, возможности принимать решения, ошибаться и учиться на своих ошибках, то личность получится незрелой, ей потребуется больше времени на взросление.

Факторы личностного развития

На процесс развития личности влияют три группы факторов. Каждый из них важен, и необходимо рассматривать их совместное влияние. Только тогда удается понять, что же происходит с ребенком, каким он вырастет, кем станет.

Семья

Здесь важно:

  • поведение родителей, общение их друг с другом;
  • общение с ребенком и внимание к нему;
  • нормы поведения в семье (уважение к старшим, нормы общения, лексикон…);
  • воспитание детей;
  • климат в семье.

Если отношения теплые, основанные на взаимном уважении и понимании, то ребенку гораздо проще вырасти гармоничной личностью. Агрессия в отношениях родителей, ссоры, крики, скандалы и оскорбления формируют иной взгляд на жизнь.

Проблемы личностного развития у ребенкаАгрессия порождает только агрессию. С детства видеть такое поведение родителей — значит создать у малыша неверное представление об общении, отношениях в семье. Это не может не отразиться пагубно на его личности.

Конечно же, необходимо воспитание. Тут родители могут проявить жесткость, давая понятие о том, что правильно, а что нет. Такие вещи мы держим в памяти, а потом они просто становятся частью нашей личности. И мы уже не можем бросить бумажку на улице или есть немытыми руками. Или же не помочь другу в сложной ситуации, пройти мимо того, кому необходима помощь.

Окружение

Кроме ближайших родственников, есть еще и более широкое окружение: соседи, друзья, родственники, даже случайные прохожие. Дети с раннего детства привыкли: то, что делают взрослые, безусловно правильно. Копируются не только слова, но и поведение. Отсюда складывается привычка.

Если все окружающие совершают те или иные действия, Проблемы личностного развития у ребенкамалыш воспринимает это как единственную норму поведения. Необходимо родиться удивительно сильной личностью, чтобы с детства видеть недостатки окружения, не поддаваться влиянию общества. Чаще всего малыш просто живет по законам той среды, в которой существует.

Родители должны это понимать. Если даже в не самой благополучной среде они сумеют создать нормальные условия для личностного развития, это уже поможет малышу.

Возможности для развития

От возможностей для развития и обучения тоже зависят личностные особенности человека. В период взросления нужно:

  • учиться;
  • общаться;
  • играть.

Таким образом у детей формируется понимание нашего мира, отношений между людьми. Учиться необходимо даже Проблемы личностного развития у ребенкамалышам: это заставляет мозг работать, логически мыслить. Чем активнее ведется умственная работа, тем лучше.

У детей уже с 1-1,5 лет появляется сильная потребность учиться, исследовать мир вокруг. Если сейчас подавить это желание, оно может больше и не возникнуть – личность не будет развиваться правильно, станет пассивной. С детьми нужно разговаривать, заниматься, что-то делать вместе. Очень тяжело выстраивать свою личность, если для этого нет «строительного материала»:

  • новых знаний;
  • социального и практического опыта;
  • впечатлений.

Все это ребенок получает через игры, общение, посещение садика, кружков, спортивных секций. Спорт тоже многое дает, в первую очередь – волевое развитие личности.

Читайте также:  Асимметрия мышечного тонуса

Занимаясь спортом, мы очень быстро понимаем разницу между «хочу, не хочу» и «нужно, должен». А это уже ценное личностное качество — наличие воли.

Кроме того, от получения новых знаний, достижения целей дети испытывают нормальную радость и гордость. Это необходимо для того, чтобы научиться ценить себя. А еще – чтобы реально оценивать свои силы. Тогда уже можно будет ставить перед собой новые цели и контролировать их достижение.

Источник: https://rebenkoved.ru/psihologiya/formirovanie-lichnosti-vashego-rebenka.html

Проблемы личностного развития у ребенка

Проблемы личностного развития у ребенка

Чтобы легче понять о чем идет речь и не вдаваться в путанные объяснения, ответим на вопрос: «В чем проявляется недостаточное личностное развитие?». Первое и самое распространенное проявление подобных проблем – это «ребячливость» ребенка. То есть, он ведет себя как 2-3-летний малыш (читайте развитие детей в 2-3 года), слишком импульсивно и непосредственно, практически не контролируя свое поведение. Еще вариант – ребенок слишком эгоистичен и избегает контактов с другими детьми, предпочитая играть в одиночестве.

Как избежать проблем с личностным развитием?

Ответить на этот вопрос поможет понимание того, от чего вообще зависит личностное развитие. Итак, ребенку необходимы обязанности, только не какая-то мелочь, а постоянные и серьезные.

Например, забота о домашнем животном или обязанности по дому. Но есть один нюанс – никакого принуждения, ваша задача организовать все так, чтобы малыш сам захотел этого.

Подобные обязанности могут очень значительно повысить его статус в семье, а соответственно, и вызвать уважение окружающих.

Важно понять простую истину – для полноценного развития личности, недостаточно только потреблять. Правда, современные родители в большинстве случае даже не задумываются, что такому маленькому ребенку это может быть необходимо. Отсюда и появляются проблемы личностного развития.

И если нечто подобное вам придется услышать от психолога, не нужно сильно расстраиваться и переживать по этому поводу. Просто постарайтесь взглянуть на все по другому, и начните организовывать жизнь ребенка таким образом, чтобы он учился не только брать, но и отдавать.

Первый шаг в решение проблем личностного развития сводится всего лишь к придумыванию обязанности для малютки и заинтересовывании ее выполнять. Дальше – учите ребенка заботе.

Например, о маме, ведь помогать ей – это также очень ответственное занятие, а главное – приятно от осознания своей роли.

Благодаря таким простым действия, ребенок постепенно начнет развиваться как личность, и в скором времени вы забудете, что какие-то проблемы вообще были.

Источник: https://vse-pro-detey.ru/problemy-lichnostnogo-razvitiya/

Статья на тему: Проблемы воспитание личности дошкольника в современных условиях. | Социальная сеть работников образования

  • Проблемы воспитание личности дошкольника в современных условиях.
  • Милкина Марина Владимировна
  • МДОУ «Детский сад №55», г.  Саранск, Россия,
  • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: личность, социализация, социально-личностное развитие, коммуникативная компитентность, игра, самоценность.
  • АННОТАЦИЯ: В статье представлены современные проблемы воспитания детей дошкольного возраста.
  • Problems preschool education of the individual in modern conditions.
  • Milkina MarinaKindergarten
  • «Kindergarten № 55», Saransk, Russia,
  • KEYWORDS: personality, socialization, social and personal development, communication kompitentnost, game, self-worth.
  • ABSTRACT: The article presents the current problems of education of children of preschool age.

В настоящее время произошли значительные изменения в концепции дошкольного воспитания России в сторону признания самоценности дошкольного детства, его уникальности и особой значимостив становлении человека.

Функции современных дошкольных образовательных учреждений не исчерпываются подготовкой ребенка к школе, а расширяются до формирования социально-психологических основ его личности, происходит замена ценности обучения ребенка на ценность его личностного развития. Новый подход в осмыслении ценностей и целей дошкольного образования актуализирует разработку и уточнение содержания воспитательной работы по развитию личности современного дошкольника.

На современном этапе человеческое детство представляет собой не только физиологическое, психологическое, педагогическое, но и сложное социокультурное явление.

В то же время специалистами дошкольного воспитания наших дней отмечается, что существующие подходы к обучению и воспитанию в период детства рассчитаны на ребенка «вообще», они не учитывают культурно-историческую ситуацию, специфику исторически нового типа детства, складывающегося на рубеже XX и XXI веков. Изменение статуса детства в системе человеческой культуры нуждается в осмыслении учёными и практиками образования[4,с.75].

Воспитание личности всегда было сложной задачей.Перед педагогами, кроме традиционных вопросов – чему учить и как воспитывать ребенка в современных условиях, встает проблема: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития [5, с.54].

Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию личностных качеств у подрастающего поколения.

Одна из главных целей — способствовать успешной социализации ребенка.

Успешная социализация дошкольника – проблема наиболее актуальная для дошкольного образовательного учреждения сегодня. Социализация – процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек усваивает общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе.

В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, выделены четыре направления развития дошкольников. Одним из которых является социально-личностное развитие. В это направление включена и образовательная область “социализация” как область, ориентированная на развитие интеллектуальных и личностных качеств дошкольников.

Именно социально-личностное развитие, целенаправленное, систематическое, помогает сформировать высокие нравственные личностные качества [1, с. 24.].

  1. От успешной социализации в дошкольном возрасте зависит дальнейшее развитие индивида, раскрытие его способностей, становление личности, поэтому задача педагогов направить свои усилия на создание в ДОУ условий для успешной социализации воспитанников.
  2. Социализация дошкольника предполагает:
  3. -развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества;
  4. -эмоциональное благополучие ребенка – это прежде всего комфорт в душе ребенка (высокая самооценка, ориентация на успех в достижении целей, наличие положительных эмоций). Создание атмосферы, комфортной для каждого ребенка, способствующей развитию его индивидуальности, творчества, навыков созидательной деятельности и достижения жизненного успеха;
  5. -положительное отношение ребенка к окружающим людям, воспитание уважения и терпимости. От особенностей взаимоотношений, складывающихся у ребенка с окружающими, во многом зависит процесс формирования личности;
  6. -развитие коммуникативной компетентности ребенка – способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми, сотрудничать, слушать и слышать, распознавать эмоциональные переживания и состояния других людей, выражать собственные эмоции;

-развитие социальных навыков детей. Социальные навыки помогают установить доброжелательные отношения, чувствовать себя комфортно в любой обстановке, готовность общаться с другими людьми, способность адаптироваться [3, с. 137].

Обогащение предметно-пространственной средыпредоставляет ребёнку возможность для саморазвития.

В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и ее условием. В этом возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, хотя и не вполне сложившейся, но способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.

Этому способствует игровая и различные виды продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), а также начальные формы трудовой и учебной деятельности.

Благодаря игре личность ребенка совершенствуется:

  1. развивается мотивационно-потребностная сфера: возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы приобретают более важное значение для ребенка, чем личностные (происходит соподчинение мотивов).
  2. преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм: ребенок, принимая роль какого-либо персонажа, героя и т.п., учитывает особенности его поведения, его позицию. Ребенку необходимо согласовывать свои действия с действиями персонажа – партнера по игре. Это помогает ориентироваться во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самосознания и самооценки у дошкольника.
  3. развивается произвольность поведения: разыгрывая роль, ребенок стремится приблизить ее к эталону. Воспроизводя типичные ситуации взаимоотношений людей в социальном мире, дошкольник подчиняет свои собственные делания, импульсы и действует в соответствии с социальными образцами. Это помогает ребенку постигать и учитывать нормы и правила поведения.
  4. развиваются умственные действия: формируется план представлений, развиваются способности и творческие возможности ребенка [4, с.78].
  • Ещё одним важным условием является профессионализм воспитателей, специалистов дошкольного учреждения, способных оказывать влияние на развитие личности дошкольника:
  • — понять и помочь – основной принцип педагога;
  • — позитивное отношение к жизни;
  • — стремление к лучшему;
  • — формирование творческой активности;
  • — доброжелательное отношение;
  • — обогащение внутреннего мира ребенка впечатлениями;
  • -грамотное и педагогически целесообразное построение воспитательно-образовательного процесса;
  • — создание и обеспечение условий социально-личностного развития ребёнка дошкольника
  • Воспитывает только тот, кому дети доверяют, кого уважают, образу которого бессознательно стараются подражать.
  • В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими могут являться:
  • — семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры);
  • — детский сад (в первую очередь воспитатели);
  • — общество (сверстники, друзья).
  • При всех самых замечательных условиях, созданных в детском саду, дошкольное образовательное учреждение лишь дополняет воспитание, получаемое ребенком в семье.

Приоритетным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения

Отсюда главная задача: создать условия для эффективного взаимодействия с семьями воспитанников детского сада.

Вот почему одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде “педагог – дети– родители”.

Сотрудничество – общение “на равных”, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Родители активные участники образовательного процесса [2, с. 95].

Проблема эффективности воспитания и обучения сегодня, как никогда, остра. За последние годы родители и педагоги перестали считать детство чем-то очень простым и самоочевидным. Современные образовательные системы приблизились к потребностям ребенка.

Постепенно уходят в прошлое педагогические установки на воспитание в детях, прежде всего, послушания, даже в ущерб их инициативе и самостоятельности. О таких установках писал Я.

Корчак: «Все современное воспитание направлено на то, чтобы ребенок был удобен, последовательно, шаг за шагом, стремится усыпить, подавить, истребить все, что является волей и свободой ребенка, стойкостью его духа, силой его требований. Вежлив, послушен, хорош, удобен, а и мысли нет в том, что будет внутренне безволен и жизненно немощен»[4, с.59].

Проблема воспитания личности в условиях современности носит глобальный характер, поскольку от ее решения зависит не только судьба отдельного человека и его близких, но и судьба общества. От того, с какими ценностными установками будет воспитываться современное подрастающее поколение, напрямую связаны судьбы мира.

Читайте также:  Лечение ларингита у детей

Качества личности, воспитанные у ребенка дошкольного возраста, готовят его к эффективному преодолению возрастных и других личностных кризисов, объективно и неизбежно возникающих в жизни.

Во время кризиса начинается процесс переоценки ценностей, и в этом процессе человек начинает переосмысливать свое место в жизни и основные смыслы своего существования на земле. На протяжении всей жизни он решает проблемы материального, социального и духовного содержания.

Чтобы развиваться дальше, человек должен уметь преодолевать кризисы разного характера, а это и есть фундаментальная основа жизнестойкости, жизнеспособности личности, ее эффективности в противоречивых и динамичных условиях современности [4,с.93].

Общественное дошкольное воспитание, детский сад – это только помощник семьи в деле воспитания личности, и от признания этого факта значение детского сада ничуть не умаляется, но, напротив, все становится на свое место.

Литература:

  1. Бабаева,Т.И., Михайлова,З.А., Гурович,Л.М.Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Т.И.Бабаева, З.А.Михайлова, Л.М.Гурович. –   Спб.:  Акцидент,  996. – 115С.
  2. Дьяченко,О.М., Лаврентьева,Т.В. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / О.М.Дьяченко, Т.В.Лаврентьев – М.: ГНОМ и Д, 2001. – 144 с.
  3. Власова, А.В. Развитие личности ребенка. Планирование, рекомендации, конспекты занятий / А.В.Власова – М: Просвещение, 2011. – 199 с.
  4. Загуменная, Л.А. Социально – личностное развитие дошкольников / Л.А.Загуменная  – М:.  Академия, 2013. – 231с.
  5. Ярошевский, М. История психологии / М. Ярошевский. – М.: Академия, 1997. – 90 с.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/03/09/problemy-vospitanie-lichnosti-doshkolnika-v-sovremennyh-usloviyah

Актуальные проблемы социального развития личности дошкольника

Потребность современного общества в гармоничном развитии личности предъявляет новые требования к системе образования.

Задача современного образования – воспитывать граждан, способных думать, самостоятельно «открывать» знания, быстро ориентироваться в потоке информации, умеющих найти правильное решение в ситуации выбора.

Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей.

Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать способности: «Особое внимание должно быть уделено системе дошкольного образования как первой ступени непрерывного обучения, стимулирующего развитие детей, обеспечив их эффективными программами для развития творческих и интеллектуальных способностей», отмечает Н.А.Назарбаев [1].

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе.

В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п.

.

Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы ДОУ и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий социально-личностного развития дошкольников.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка.

Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.   Государственный стандарт дошкольного образования РК  выдвигает ряд требований к социальной компетентности  дошкольников.

Социально-личностное развитие дошкольников многоаспектно, трудозатратно, часто отсрочено во времени. Основная цель педагогов детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений. Педагогическая технология социально-личностного развития детей осуществляется поэтапно:

  • — сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;
  • — перспективное планирование работы с детьми по социально-личностному развитию;
  • — систематическая работа с детьми по социально-личностному развитию;
  • — коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем.

Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из администрации детского сада, воспитателей, педагога-психолога, инструктора по физкультуре, музыкальных руководителей.

Воспитатели формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию. Музыкальные руководители помогают в создании драматизаций, обыгрывании ситуаций с использованием декораций, костюмов.

Педагог-психолог ведёт работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности; формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания.

В целях обеспечения социального партнёрства ДОУ и семьи необходимо уделять большое внимание работе с родителями.

Для обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей по социально-личностному направлению работы с детьми необходимо составить план работы с родителями в этом направлении, а для ознакомления родителей с работой детского сада использовать родительские собрания, консультации, открытые занятия, совместные праздники, оформления в «Уголке родителей» и др.

Социальное развитие ребенка – это процесс, во время которого усваиваются ценности, традиции, культура общества, к которому принадлежит малыш. Общаясь со сверстниками и взрослыми, играя, занимаясь, маленький человек учится жить по определенным неписанным правилам, учитывать интересы других людей, нормы поведения.

Большое влияние на социально личностное развитие ребенка оказывает семья. Именно семья становится своеобразным транслятором, который передает из поколения в поколение знания, опыт, ценности, традиции.

Вот почему для нормального развития малыша очень важна теплая атмосфера в семье, доверительные взаимоотношения, уважение друг к другу.

Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры, так как игра для дошкольника является ведущей типом деятельностью. В процессе игры развитие ребенка движется быстрыми темпами: социальное, психическое, эмоциональное.

При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого.

В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга – то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать.

Для социального развития дошкольников огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека.

Ребенок очень глубоко воспринимает прекрасное – значит, его нужно познакомить с лучшими творениями человека, показать репродукции картин или посетить вместе с ним выставку, музей, галерею. Следует подготовиться к такому походу, потому что ребенок обязательно будет задавать множество вопросов, на которые взрослому придется отвечать.

Дошкольный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социализации, который, по мнению Л.С.Выготского рассматривается как «врастание в человеческую культуру» [3].

Социальное развитие (социализация) – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из: трудовых навыков; знаний; норм, ценностей, традиций, правил; социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей, педагогов и детей (терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной).

Развитие социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Человек по природе своей является существом общественным.

Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.

Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением.

Развивающая среда без активной позиции взрослого, направленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несет.

Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми.

Для реализации задач социально-личностного развития детей дошкольного возраста педагогам необходим высокий уровень профессиональной компетентности, ведь процесс социального воспитания ребёнка в ДОУ требует от педагога освоения специальных профессиональных установок и понимания своеобразия авторских программ дошкольного образования. Всех взрослых, которые общаются с ребенком и влияют на его социальное развитие, можно разделить на четыре уровня приближенности, характеризующиеся различными сочетаниями трех факторов: частотой контактов с ребенком; эмоциональной насыщенностью контактов; информативностью.

На первом уровне находятся родители – все три показателя имеют максимальное значение. Второй уровень занимают воспитатели ДОУ – максимальное значение информативности, эмоциональная насыщенность.

 Третий уровень – взрослые, имеющие с ребенком ситуативные контакты, или те, которых дети могут наблюдать на улице, в поликлинике, в транспорте и т.д.

 Четвертый уровень – люди, о существовании которых ребенок может знать, но с которыми он никогда не встретиться: жители других городов, стран и т.д.

Ближайшее окружение ребенка – первый и второй уровень приближенности – в силу эмоциональной насыщенности контактов с ребенком не только влияют на его развитие, но и сами меняются под воздействием этих отношений.

Для успешности социального развития ребенка необходимо чтобы его общение с ближайшим взрослым окружением было диалогично и свободно от директивности. Однако даже непосредственное общение людей на самом деле является сложным и многогранным процессом.

В нем осуществляется коммуникативное взаимодействие, происходит обмен информацией.

Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить.

Этот опыт представлен в структуре личности неповторимым сочетанием находящихся в тесной взаимозависимости четырех компонентов: Культурные навыки – представляют собой совокупность специфических навыков, вменяемых обществом человеку в различных ситуациях как обязательные.

Например: навык порядкового счета до десяти перед поступлением в школу.

 Специфические знания – представления полученные человеком в индивидуальном опыте освоения окружающего мира и несущие на себе отпечатки его взаимодействия с действительностью в виде индивидуальных пристрастий, интересов, системы ценностей. Их отличительная особенность – тесная смысловая и эмоциональная взаимосвязь между собой. Их совокупность образует индивидуальную картину мира.

Ролевое поведение – поведение в конкретной ситуации, обусловленной природной и социокультурной средой. Отражает знакомство человека с нормами, обычаями, правилами, регулирует его поведение в тех или иных ситуациях, определяется его социальной компетентностью.

Даже в дошкольном детстве у ребенка уже много ролей: он- сын или дочь, воспитанник детского сада, чей-то друг. Недаром маленький ребенок дома ведет себя иначе, чем в детском саду, а с приятелями общается не так, как с незнакомыми взрослыми.

Каждая социальная роль имеет собственные правила, которые могут меняться и различны для каждой субкультуры, принятых в данном обществе системы ценностей, норм, традиций.

Читайте также:  Как правильно переходить на новую смесь грудничку: полезные советы родителям

Но если взрослый человек свободно и осознанно принимает ту или иную роль, понимает возможные последствия своих действий и осознает ответственность за результаты своего поведения, то ребенку только предстоит этому научиться.

.

Социальные качества, которые можно объединить в пять комплексных характеристик: сотрудничество и забота об окружающих, соперничество и инициативность, самостоятельность и независимость, социальная адаптированность, открытость и социальная гибкость.

Дошкольное детство — короткий, но важный, уникальный период жизни человека. Человечество лишь постепенно пришло к осознанию самоценности детства, как части человеческой жизни, а не просто ее преддверия.

В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Ребенок обладает своими специфическими человеческими правами, провозглашенными в Декларации о правах ребенка, принятой Организацией Объединенных Наций. В числе прочих жизненных и социальных прав есть там и право ребенка на игру — главнейшее условие психического, социального, физического его развития.

.

Литература:

  1. Послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Повышение благосостояния граждан Казахстана — главная цель государственной политики» — 6 февраля 2008. – Астана, 2008.
  2. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Дошкольное воспитание и обучение. — Астана, 2009. – 31 с.

Источник: http://kazorta.org/aktualnye-problemy-sotsialnogo-razvitiya-lichnosti-doshkolnika/

Личностные проблемы

Личностные проблемы — разновидность психологических проблем наряду с душевными и социальными (семейными) проблемами. Если акцент на то, что человеку на душе плохо, говорят скорее о душевных проблемах, если же акцент на том, что человек потерял интерес и возможности развития, начал по жизни спускаться, говорят о личностных проблемах.

  • Под личностном развитием при этом понимается умение жить среди людей, общаться с ними, умение проявить себя, свои индивидуальные особенности и при этом понять другого.
  • Личностное развитие ребенка можно условно разделить на три составляющие:
  • Нравственное развитие (сочувствие, доброта, готовность и умение оказать поддержку, уважение интересов и мнения окружающих, знание нравственных норм, принятых в обществе, отношение к ним и умение им следовать).

Эмоциональное развитие (Это очень важный компонент для развития ребенка т. к без него никакое общение и взаимодействие с окружающим миром не будет эффективным. Ребенку необходимо уметь: во-первых, понимать эмоциональное состоянии другого, а во- вторых, распознавать собственные эмоции, уметь их выражать и управлять ими).

Развитие коммуникативных способностей (умение конструктивно общаться, ощущать внутреннюю психологическую уверенность, способность доверять миру, получать радость от общения и взаимодействия с окружающими.

При развитии коммуникативных навыков у ребенка формируется и личная культура, ощущение собственной индивидуальности и одновременно чувство эмпатии — понимания как другой человек чувствует себя в конкретной ситуации, способность посочувствовать ему и умение оказать помощь или поддержку).

Говоря об особенностях развития детей с ОНР следует отметить следующие проблемы личностного развития.

  • 1. Нарушения в социальной адаптации и взаимодействии с социальной средой, поскольку речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающими и на формировании его самооценки. Самооценка у детей с ОНР обычно занижена, что находит свое отражение в проявлении тревожности и агрессивности разной степени выраженности, а взаимоотношения с окружающими ограничены.
  • 2. Что касается вопроса коммуникативной сферы то из-за несформированности средств общения значительно нарушается развитие этой функций. Дети часто бывают не заинтересованы в контакте , не умеют ориентироваться в ситуации общения, договариваться, проявляют негативизм и отторжение, который может выражаться как в проявлении агрессивности, так и в замкнутости ребенка, его закрытости от мира.
  • 3. Дети с ОНР, как правило обладают скудной палитрой эмоций, испытывают трудности в умении выразить их мимикой, жестами , интонацией, при этом им свойственны резкие эмоциональные выплески, с которыми им очень трудно справиться. Детям сложно понять как настроение и характер музыкальных произведений, сказочных персонажей, так и эмоциональное состояние окружающих людей.
  • 4. Одновременно с этим у детей не сформированы нравственные нормы, существуют трудности в оценке поступков, умении отличать хорошее от плохого, адекватно реагировать на внешнюю ситуацию. Требуется помощь в развитии отношения к людям, отношения к труду, к волевым и моральным качествам( смелый -трусливый, честный -лживый, щедрый — жадный), к животным, к природе.

В зависимости от уровня коммуникативных нарушений и степени переживания ребенком речевого дефекта детей с ОНР можно разделить на три группы:

  • 1. Дети, которые не демонстрируют переживания речевого дефекта и не проявляют трудностей при осуществлении контакта с окружающими ( как взрослыми , так и сверстниками), широко используя при этом невербальные средства общения. Иначе говоря они сами стараются социально адаптироваться.
  • 2. Дети, демонстрирующие умеренное переживание речевого дефекта и имеющие определенные трудности при установлении контакта с окружающими. Они обычно не стремятся к общению, на вопросы стараются отвечать односложно, избегают ситуаций, требующих использования речи. В игре прибегают к невербальным средствам общения.
  • 3. Дети, остро переживающие речевой дефект. Им свойственен речевой негативизм, что выражается в отказе от общения, замкнутости, агрессивности, заниженной самооценке. Такие дети, как правило, избегают общения со взрослыми и сверстниками, сторонятся коллективных игр, на занятиях в речевой контакт вступают только после длительной стимуляции.

Психокоррекционные занятия (тренинги), имеющие целью помощь в разрешении указанных проблем детям с ОНР, проходят как в подгрупповой так и в индивидуальной форме.

Реализуемые задачи:

  • — отработка коммуникативных навыков, развитие навыков сотрудничества.
  • — развитие взаимной эмпатии ( умения сопереживать).
  • — снижение психоэмоционального напряжения, коррекция тревожности.
  • — коррекция агрессивных и иных негативных проявлений, препятствующих общению.
  • — создание положительного эмоционального фона в группе.
  • — развитие у детей способности регулировать свои эмоциональные состояния.
  • — работа над пластикой тела, над координацией движений и развитием тактильного восприятия.

Источник: https://vuzlit.ru/443452/lichnostnye_problemy

Проблема личностного развития детей с тяжелыми нарушениями речи — современные проблемы науки и образования (научный журнал)

1

На современном этапе развития логопедии одной из наиболее значимых проблем является проблема разработки современных технологий логокоррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

В связи с этим на первый план выходит необходимость выявления и изучения личностных особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи, которые в логопедии и логопсихологии являются наименее изученными. Некоторые аспекты личностного развития ребенка с речевыми нарушениями отражены в работах В.М. Шкловского, В.И.

Селиверстова, Г.А. Волковой и некоторых других исследователей, которые изучали данную проблему преимущественно по отношению к детям с заиканием. Исследования особенностей личностной сферы детей с общим недоразвитием речи немногочисленны и не позволяют выявить специфику и механизмы нарушений. По результатам исследований Л.М. Шипициной, Л.С.

Волковой и ряда других авторов, среди проблем, выявленных у детей с общим недоразвитием речи, отчетливо проявляются пассивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению, недостаточная критичность при оценке собственных возможностей и ряд других особенностей, которые свойственны не только детям с тяжелыми нарушениями речи, но и детям с нормальной речью.

Но исследователями отмечается одна особенность детей с тяжелыми нарушениями речи, которая, к сожалению, на сегодняшний день изучена недостаточно: они менее общительны, чем нормально говорящие сверстники. На наш взгляд, именно эта особенность личностной сферы детей с тяжелыми нарушениями речи нуждается в изучении, так напрямую связана с характером и тяжестью речевого нарушения.

Одним из механизмов недоразвития общения у детей с тяжелыми нарушениями речевого развития является несформированность речевой регуляции, которая у детей с нормальным речевым развитием начинает складываться во второй половине первого года жизни и в своем становлении проходит ряд закономерных этапов.

Источником развития регулирующей функции речи, по мнению А.Р. Лурии, является способность подчиняться речи взрослого, которая обеспечивает первоначальную регуляцию действия и поведения ребенка.

Этот процесс не только вносит изменения в психическую деятельность ребенка, но и закладывает основы развития речевого общения. Кроме того, развитие регулирующей функции речи обеспечивает ребенку и собственно речевое развитие: начинает формироваться значение слова и понимание обращенной речи.

На следующем этапе речевого развития — этапе однословных и двухсловных высказываний — ребенок начинает использовать речь как средство коммуникации и воздействия на поведение и деятельность других людей, что позволяет ему в рамках предметно-манипулятивной деятельности активно накапливать предметный и глагольный словарь, осваивать грамматическую систему родного языка и овладевать основными синтаксическими моделями.

Тяжелые отклонения речевого развития, особенно обусловленные органическими поражениями ЦНС, у детей раннего возраста проявляются не столько в количественных нарушениях языковых средств, сколько в недостаточной готовности к речевой регуляции. На следующих возрастных этапах это отставание спонтанно не преодолевается.

Более того, если логопедическая работа с детьми раннего возраста, как и на следующих этапах речевого развития, направлена преимущественно на накопление словаря, это отставание может усугубляться дальнейшим снижением готовности к использованию речи как средства саморегуляции, т.е.

к использованию речи для регуляции собственного поведения и деятельности.

Таким образом, решая вопрос о направлениях и содержании логопедического воздействия мы должны иметь ввиду, что для предупреждения и преодоления нарушений речевого общения необходимо не только учить детей использованию языковых средств в заданных условиях, а строить логопедическую работу с учетом необходимости формировать у них речевую деятельность и усвоение способов общения посредством речи. К сожалению, далеко не во всех методических рекомендациях к определению содержания логопедической работы учитывается необходимость осуществлять воздействие не только на языковую составляющую речи, но и на формирование коммуникативной направленности речи, т.е. на формирование готовности ребенка с тяжелыми нарушениями речи к порождению и реализации речевого высказывания.

Библиографическая ссылка

Ковригина Л.В. ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=311 (дата обращения: 08.10.2019).

Источник: https://science-education.ru/ru/article/view?id=311

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector