Развитие ребенка с первого года жизни

Развитие ребенка с первого года жизни

Родителям очень важно знать особенности развития ребенка первого года жизни. Эти процессы идут очень интенсивно, это касается как физического, так и психомоторного развития. Именно в первый год жизни происходят колоссальные изменения с ребенком. Всего лишь за 12 месяцев маленький беспомощный сверточек превращается в человека, который не только уверенно ходит, но и учится разговаривать, выражать свои желания и эмоции, общаться с окружающим миром. Родители должны ценить это время и не упускать ни одного дня в развитии своего крохи, ведь этот процесс не приостанавливается ни на минуту.

Чем характеризуется физическое развитие детей первого года жизни?

Развитие ребенка с первого года жизни

К исследуемым показателям физического развития детей первого года жизни относят: рост (длина тела), вес, окружности груди и головы. Отслеживает изменение этих параметров участковый педиатр. Сравнение полученных результатов с данными центильных таблиц позволяет врачу оценить, нормально ли развивается малыш или есть отклонения.

Особенности физического развития ребенка первого года жизни:

  • При оценке физического развития новорожденного ребенка первостепенное значение имеет масса тела, в дальнейшем — рост.
  • Важно оценивать не только то, укладываются ли параметры веса и длины тела в возрастную норму, но и то, каково их соотношение между собой. Это называется гармоничностью развития.
  • Отклонение показателей роста и веса ребенка относительно общепринятых стандартов далеко не всегда свидетельствует о какой-либо патологии. Развитие каждого ребенка уникально.
  • При наличии явных отклонений в физическом развитии ребенка важно соотносить полученные результаты с параметрами нервно-психического развития ребенка. Это необходимо для выяснения причин данной проблемы и выбора способов ее устранения.

Основные показатели нервно-психического развития ребенка первого года жизни

Развитие ребенка с первого года жизни

К основным показателям нервно-психического развития ребенка первого года жизни относятся: ориентировочные реакции со стороны органов зрения и слуха, развитие эмоций, общие движения и движения руками, развитие речи, развитие умений и навыков.

Развитие ребенка первого года жизни по месяцам отражает эти основные параметры.

Для удобства оценки нервно-психического развития ребенка разработаны удобные таблицы, в которых отражены срок появления тех или иных навыков и то, как они совершенствуются.

Отклонения в развитии малыша вызывают много тревог у родителей, но не все они обоснованы. Каждый ребенок уникален и может развиваться по своему индивидуальному «графику».

Причины нарушения психомоторного развития детей первого года жизни многообразны. Главным образом, оказывает влияние то, как протекла беременность и роды, здоровым ли родился малыш.

Не менее важно то, в какой среде растет малыш и то, достаточно ли времени уделяют родители его развитию.

Исходя из причин возможных отклонений от нормы в развитии детей первого года жизни, предлагаются определенные мероприятия по развитию и воспитанию, а при необходимости, и по лечению и реабилитации ребенка.

Особенности речевого развития ребенка первого года жизни

Развитие ребенка с первого года жизни

Речь играет основополагающую роль в развитии человеческого существа, открывая перед человеком безграничные возможности. Некоторые родители ошибочно считают, что речевое развитие ребенка первого года жизни начинается с появления первых слов, то есть ближе к году. На самом деле, развитие речи начинается с рождения. Возможность слышать разговоры родителей, нахождение в своей языковой среде, «купание» в языке необходимы для нормального развития речи. Так, некоторые глухие дети не разговаривают только из-за того, что они не слышат звуков, хотя у них нет дефектов, мешающих говорить.

Этапы развития речи детей первого года жизни практически одинаковы, хотя их временные рамки могут отличаться. Первыми проявлениями речи являются плач и крик. Следом за ними появляется «гуление» (в 1,5-2 месяца). Это тихие или горловые звуки, которые содержат отдельные гласные. Все дети гулят примерно одинаково, не зависимо от национальности и родного языка.

Следующая стадия развития речи — появление лепета (в 5-6 месяцев). Это основополагающий этап на пути овладения языком. Лепет младенцев уже имеет отличия в зависимости от языка и этнической принадлежности.

В 7-8 месяцев ребенок начинает произносить отдельные слоги, он много слушает и старается подражать разным звукам. В этом возрасте он же очень много понимает, как отдельные слова, так и целые фразы. Хотя пройдет еще несколько месяцев, прежде чем он начнет произносить первые слова. Так, к году словарный запас ребенка составляет около 10 простых слов.

Если у родителей есть хоть малейшее беспокойство относительно речевого развития ребенка, стоит обсудить этот вопрос с педиатром. Задержки речевого развития могут быть как его индивидуальной особенностью, так и признаком некоторых патологических состояний.

Почему важно эмоциональное развитие в первый год жизни ребенка

Развитие ребенка с первого года жизни

Не менее важно эмоциональное развитие в первый год жизни ребенка. Эмоции называют языком всех возрастов. Часто человек прежде, чем что-либо сказать или сделать, сначала выражает свое состояние и настроение через эмоции. Дети не исключение. Они еще не умеют говорить, но по их эмоциям можно многое угадать.

Даже в первые часы и дни после родов можно отметить, испытывает ребенок удовольствие или раздражение, радость или может даже обиду. Родители не должны игнорировать или не придавать значения чувствам младенца.

Развитие ребенка в течение первого года жизни идет непрерывно и очень интенсивно. Эмоции и чувства у детей развиваются постепенно от простых к сложным. Завершение формирования эмоций происходит примерно к 10 годам, но есть те эмоции, которые закладываются именно на первом году жизни. К ним относится ощущение счастья.

Дети, которых любили еще во время беременности, очень ждали их появления на свет, начинают свое отношение к миру с радостных ноток. Тот ребенок, которого родители часто носят на руках, обнимают и даже берут к себе в постель, ощущают себя в полной безопасности в окружающем мире, смелее берутся за новое.

Они более любопытны и заинтересованы происходящим вокруг.

Психологическое развитие ребенка первого года жизни включает в себя и эмоциональное развитие. Родителям следует знать ориентировочные сроки развития ребенка в первый год жизни, чтобы вовремя заметить, нет ли отклонений у малыша.

Что касается эмоционального развития, то стоит обращать внимание на появление первой улыбки, смеха, комплекса оживления. Имеют значение интонация плача, различные гримасы, мимика и жесты малыша. Правильно ли эмоционально развивается младенец, оценивают не только родители, но и врачи (педиатр, невролог).

Они могут дать советы по развитию малыша, опираясь на его индивидуальные особенности, в частности темперамент.

Развитие ребенка с первого года жизни

На вопросы MedAboutMe отвечает Полякова Ольга Александровна, детский травматолог-ортопед ОАО «Медицина»

— С какими страхами чаще всего к вам обращаются родители грудничка?

— Как правило, это переживания по поводу того, что малыш отстает (на их взгляд) в физическом развитии — должен держать головку, но не держит, должен уже переворачиваться, и так же не делает, пора сделать первые шаги, но все еще ползает и так далее. Но на консультации выясняется, что все нормально и это всего лишь частная особенность развития ребенка.

— На чем основываются эти страхи родителей?

— Родители нынче часто занимаются самодиагностикой, изучают просторы Интернета, различные учебные пособия и по ним наблюдают за состоянием малыша.

Следует понимать, что критерии нормы и рамки в них условные и не учитывают индивидуального развития.

В большинстве случаев только врач во время осмотра и при наличии результатов анализов и инструментальных методов обследования может выявить патологические отклонения.

— Когда следует родителям бить тревогу?

— Если ребенок в полтора года не ходит и даже не ползает, это уже повод для волнения. Но, повторюсь, только врач может определить, формируется ли у ребенка патология или нет, поэтому не надо сразу самостоятельно ставить диагнозы.

— Если судить по темам форумов, почти всех мамочек волнует тема тонуса.

— Начнем с того, что тонус в той или иной мере есть у всех новорожденных и это нормально. Все новорожденные появляются на свет с физиологическим гипертонусом. И это не повод для волнения, просто за ребенком надо наблюдать.

Так называемый физиологический гипертонус, как правило, проходит к концу первого месяца. Если врач видит, что требуется массаж, он его назначит, как и лечебную гимнастику, и другие процедуры.

А самостоятельно принимать решения не стоит, особенно по совету друзей, соседей и так далее. Ведь нужно руководствоваться правилом — не навреди!

— Что надо обязательно знать родителям про развитие ребенка в первый год жизни?

— Помимо основного (кормления, ухода и игр) родители, конечно, должны наблюдать за состоянием малыша, фиксировать его физические параметры (вес, рост). При этом не стоит сопоставлять данные вашего ребенка и его сверстников — все дети развиваются индивидуально. Одни детишки делают первые шаги в десять месяцев, другие в год.

— Но как ни успокаивают врачи мам, у них все равно сомнения вряд ли убавится. Что чаще всего беспокоит родителей?

— Да практически страхи у всех одни — подозрение на наличие патологии или подозрение на задержку в физическом развитии. Но, как правило, на приеме у врача становится ясно, что волновались родители зря.

— В последнее время врачи развенчивают многовековые мифы ухода за детьми, так, например, наложено табу на тугое пеленание детей, что еще можно отнести к относительно новым запретам?

— Американские врачи доказали, что детей до полугода не желательно выкладывать на животик ввиду высокой внезапной детской смертности. И мы уже сейчас предупреждаем мам об этом.

Кроме этого, рассказываем родителям, что до двух лет лучше, чтобы ребенок спал без подушки, просто на матрасике.

Педиатрия не стоит на месте, с каждым годом появляются новые данные, которые мы оперативно доносим до родителей.

  • — После ваших слов про подушку, вспомнилось, как одна мама беспокоилась о том, что у ее сына слишком большая голова — это тоже часто беспокоит родителей?
  • — Когда ко мне на прием приходит мама с переживаниями насчет размеров головы ребенка, я сразу рекомендую сначала посмотреть детские фотографии ее и отца ребенка, и тогда не будет повода для волнений.
  • — Спасибо за познавательную беседу!

Источник: https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/razvitie_ditey/chto_nado_obyazatelno_znat_roditelyam_pro_razvitie_rebenka_v_pervyy_god_zhizni/

Развитие ребенка в течение первого года жизни по месяцам

Развитие ребенка с первого года жизни

Как должен развиваться ребенок в первый год жизни по месяцам после рождения?

Позади самый трудный месяц в жизни ребенка — период новорожденности. Для вас этот этап был не только напряженным и сложным, но одновременно радостным и богатым на открытия. Молодая женщина преодолела робость перед малюткой и неуверенность в своих действиях, приобрела, необходимые навыки и бесценный опыт по уходу за ребенком и с достоинством несет гордое звание Матери.

А впереди еще немало забот и хлопот, множество испытаний, сомнений, вопросов. И вполне естественно желание узнать: как развивается ребенок по месяцам после рождения, все ли происходит правильно?

На первом году жизни в организме младенца происходят ускоренные процессы обмена веществ, обеспечивающие высокие темпы его физического и нервно-психического развития.

Всего за 12 месяцев ребенок превращается из беспомощного существа, почти беспробудно спящего в своей кроватке, в активного разумного человека, стремящегося к самостоятельному познанию мира и свободе передвижения.

Этот огромный скачок в нервно-психическом развитии ребенка первого года жизни весьма заметен посторонним людям: «Как быстро растут чужие дети!».

А родители в повседневных делах и заботах не всегда замечают успехи своего отпрыска, но зато болезненно реагируют, если соседский ровесник в физическом развитии опережает их собственного ребенка. Появляются сомнения и страхи: правильно ли происходит развитие ребенка в первый год жизни, не отстает ли малыш от положенного ему по возрасту прогресса? Кроме того, появляется стремление «догнать и перегнать».

Дорогие мамы и папы! Соревнования в этом «виде спорта» неуместны. Каждый малыш уникален, развитие ребенка в первый год жизни происходит по собственному плану, по индивидуальным законам, предначертанным для него природой.

А ваша задача состоит в том, чтобы обеспечить ребенку на первом году жизни условия для развития психики, рациональное питание, здоровое пространство, правильный уход, массаж, гимнастику, достаточное пребывание на свежем воздухе.

В медицине существуют примерные нормы, облегчающие врачам динамическое наблюдение за эмоциональным и физическим развитием детей в первый год жизни, но стремиться к выполнению, а тем более к перевыполнению этих показателей неразумно и неуважительно по отношению к ребенку. Разве вы станете любить его меньше, если в три месяца он не очень уверенно держит голову? Или, может быть, ваша любовь превысит все мыслимые пределы, если в 10 месяцев он начнет ходить?

Читайте также:  Когда можно давать ребенку фрукты

Не пытайтесь непременно научить ребенка садиться в 8 месяцев или ходить в 1 год только потому, что «так положено». Он должен выполнить эти действия самостоятельно. Кстати, раннее сидение приводит к искривлению позвоночника, а раннее вставание отнюдь не способствует стройности ног. Ведь косточки у ребенка еще довольно гибкие, а мышцы не в состоянии удерживать вес туловища.

Особенности развития речи и мелкой моторики детей первого года жизни с 1 до 4 месяцев

Как развиваются новорожденные в возрасте одного месяца, что они умеют? Если пронести яркую игрушку у младенца перед глазами, он проследит за ней. На голос мамы, разговор в комнате или звучание игрушки прислушается, сосредоточится. На мамино обращение ответит первой улыбкой.

И хотя психологи утверждают, что это не улыбка, а непроизвольная гримаска, сокращение мимических мышц, приятнее считать, что он узнал вас и в ответ улыбнулся. Обязательно учитывайте такую особенность физического развития ребенка первого года жизни на втором месяце, как его чрезвычайную слабость и невозможность удержать голову более пяти секунд.

На разговор с ним в этот период малыш отвечает отдельными звуками. Крик младенца приобретает эмоциональный оттенок.

В возрасте двух месяцев малыш уже способен длительно сосредоточить внимание на привлекательной игрушке, на лице взрослого человека, следит глазами за движущимся предметом, мамиными передвижениями. Прекращает сосание при показывании ему яркого предмета.

Поворачивает голову на звук, на голоса людей в комнате. В этот период продолжается эмоциональное развитие ребенка первого года жизни: на обращение к нему малыш отвечает улыбкой и отдельными звуками, с удовольствием общается.

В положении на животе поднимает голову и довольно длительно удерживает ее.

Физическое развитие детей первого года жизни в три месяца позволяет им удерживать голову в вертикальном положении, следя при этом за движущейся игрушкой, младенец смотрит на лицо говорящего с ним человека. Отвечает оживлением на обращение к нему любого человека, ищет глазами источник звука и поворачивает голову на звук.

В положении на животе опирается на предплечья, высоко подняв голову и длительно удерживая ее. Беспорядочное искание материнской груди сменяется открыванием рта при приближении груди или при виде бутылочки, ложечки (условный рефлекс). Движения рук становятся свободными и целесообразными: тянет предметы в рот, пробует дотянуться до игрушек.

Для развития мелкой моторики на первом году жизни очень важно давать ребенку ощупывать разные предметы. Иногда малыш узнает мать, смеется в хорошем настроении, криком выражает недовольство, когда его оставляют одного. Музыкальные звуки вызывают положительные эмоции.

Продолжается речевое развитие детей первого года: гуление в этот период становится разнообразным.

Развитие ребенка с первого года жизни

Психомоторное и речевое развитие детей первого года жизни с 5 до 8 месяцев

В возрасте пяти месяцев младенец различает своих и чужих. Психологическое развитие ребенка первого года жизни в этот период продолжается: малыш радуется общению, узнает голос матери и близких людей, понимает ласковые или строгие интонации. Малыш берет протянутую игрушку из чужих рук, удерживает ее.

Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь ладонями выпрямленных рук о поверхность. Переворачивается со спины на живот. Поддерживаемый под мышки, уверенно стоит на прямых ногах. Хорошо сидит с поддержкой, но позвоночник легко подвижен и изгибается при сидении. Подолгу «разговаривает», гулит.

Ест и пьет с ложки.

Развитие ребенка с первого года жизни

Как развивается ребенок по месяцам после рождения далее, какие новые навыки он обретает во втором полугодии?

В семь месяцев психомоторное развитие детей первого года жизни позволяет им легко управляться с игрушками: малыш размахивает, стучит ими, перекладывает с места на место, бросает. Встает на четвереньки, на колени, хорошо и быстро ползает. Ползание не только помогает ребенку перемещаться в пространстве, но и формирует нижнее поле зрения.

Кроме того, во время ползания совершенствуется взаимодействие между руками и ногами. Психологи доказали, что у мало ползавших или совсем не ползавших детей в более старшем возрасте снижена способность к анализу и синтезу, менее развита речь, а письмо небрежно. Так что не спешите ставить ребенка на ножки и поощрять раннее хождение.

Физическое развитие должно проходить постепенно и поэтапно.

Развитие ребенка с первого года жизни

Как далее развивается ребенок по месяцам и что он умеет? В восемь месяцев малыш сам садится, сидит уверенно и долго, ложится из сидячего положения. Держась руками за опору, сам встает, стоит, переступает ногами, приседает.

На вопрос «где?» показывает нужные предметы. Узнает себя в зеркале, радуется своему отражению. Главная особенность развития речи детей первого года жизни в этот период – способность четко и громко повторять отдельные слоги.

Ребенок сам держит в руке сухарик, сушку и ест их.

Показатели развития психики и речи ребенка в период первого года жизни с 8 до 12 месяцев

В девять месяцев с удовольствием «пляшет» под ритмичную музыку, ползет вслед за взрослым или ребенком, догоняя их. Развитие детей первого года жизни в этот период позволяет им подражать действиям других людей.

С предметами совершает осмысленные действия в зависимости от их формы и свойств: открывает крышку, достает из коробки игрушку, катает грузовик по полу, бросает мячик. Передвигается по кроватке и по комнате, держась руками за спинку и другие предметы.

Знает свое имя, откликается на него, знает названия многих предметов и находит их по просьбе взрослого. Повторяет за взрослыми отдельные слоги. Хорошо пьет из чашки, сам поддерживает ее. Спокойно относится к высаживанию на горшок.

В десять месяцев любит играть со старшими детьми и с взрослыми, выполняет инструкции: дай мячик, возьми машинку, открой ящик и т. д.

Развитие моторики у детей первого года жизни настолько высоко, что позволяет им самостоятельно выполнять разные действия с игрушками и предметами: малыш их вынимает, вкладывает, катает, нажимает, бросает. Любит играть в «ладушки», в пальчиковые игры, в прятки.

По просьбе «дай!» находит и дает знакомые предметы. Ходит с поддержкой за обе руки или держась руками за опору. Активно делает попытки найти общий язык с окружающими, лопочет по-своему, пробует разные интонации, вслед за взрослым повторяет новые слоги.

Знает, как мычит корова и лает собачка, по просьбе произносит слоги «му», «ав-ав». Так формируется речевой аппарат, и созревают речевые центры. Помогайте малышу овладеть речью, постоянно разговаривайте с ним.

Развитие ребенка с первого года жизни

В двенадцать месяцев знает названия многих предметов, указывает части тела. Выполняет многие инструкции, произносит простые слова. Самостоятельно ходит.

Знает всех членов семьи и близких людей по именам. Любит играть с детьми, протягивает игрушки, ищет спрятанные предметы, играет в прятки.

На прогулке интересуется разнообразием окружающего мира: кормит птичек, гладит собачку, пытается поймать кошку.

В возрасте одного года ребенок ходит самостоятельно. Некоторые малыши ходят уже с 10-11 месяцев (чаще мальчики), а другие пойдут после года — в 13-14 месяцев. Не страдайте понапрасну, если ваш годовичок не хочет ходить без поддержки.

По всей видимости, он хорошо ползает, и такой способ передвижения его вполне устраивает.

Ползание имеет чрезвычайно высокое значение в развитии ребенка: укрепляются мышцы спины и конечностей, развивается координация тела в пространстве, вырабатывается синхронность в движениях шеи, туловища, конечностей, осваиваются сложные повороты тела.

Совершенствуется тактильная чувствительность ладоней при соприкосновении с твердым полом, шершавым ковром, гладким кафелем, мягким одеялом. Если у ребенка отсутствует патология опорно-двигательного аппарата, он скоро непременно сделает первые самостоятельные шаги, и ваше самолюбие не будет испытывать ущерба при виде давно бегающих ровесников вашего малыша.

Помогайте малышу развивать мелкую моторику пальчиков и кистей рук.

Психологи доказали, что движения в мелких суставах кистей рук способствуют развитию мыслительной деятельности и речи, так как многочисленные рецепторы, расположенные на пальчиках, посылают импульсы в центральную нервную систему и побуждают к развитию речевой аппарат.

Уже в первые месяцы жизни рекомендуется вкладывать в ручки младенца предметы, отличающиеся друг от друга по форме, размерам, плотности и качеству поверхности.

Так совершенствуется тактильная чувствительность и формируется понятие о свойствах предмета: большой — маленький, мягкий — твердый, круглый — угловатый, шершавый — гладкий и т. д. Обязательно включайте в занятия с ребенком с первых месяцев пальчиковые игры типа «сорока-ворона кашку варила», «ладушки», «посчитаем пальчики» и т. д.

Теперь вы знаете, как развивается ребенок до года по месяцам, пришла пора подвести итог и сделать правильные выводы.

Как развиваются новорожденные дети?

Развитие ребенка с первого года жизни

Если вы являетесь сторонницей тугого пеленания и до полугода держали младенца завернутым в одеяло, не удивляйтесь, что развитие ребенка первого года жизни по месяцам будет более заторможенным: он поздно начнет садиться, ползать и ходить, а также брать игрушки в руки.

Единственный ребенок в большой семье, которого передают из рук в руки, как переходящий приз, лишен возможности двигаться самостоятельно по манежу или квартире, поэтому не освоит ползания и поздно начнет ходить, кроме того, он вырастает зависимым от взрослых и несамостоятельным.

Некоторые родители, зная, как должен развиваться ребенок по месяцам, в стремлении опередить ровесников своего малыша начинают преждевременно сажать его в подушки или ставить на ножки.

Такие рекорды наносят непоправимый вред неокрепшей костно-мышечной системе, вызывая формирование сколиоза, плоскостопия и других заболеваний.

Если вы хотите ускорить физическое развитие ребенка, занимайтесь с ним массажем, гимнастикой, плаванием, развивающими играми — и непременно достигнете успеха.

Вот и подошел к концу первый год жизни вашего малыша — самый ответственный период в жизни человека.

В это время новорожденные дети не только развиваются – происходит закладывание основ физического и психического здоровья, формируется будущая личность.

Создайте необходимые условия для того, чтобы ребенок мог реализовать врожденный жизненный потенциал, которым наградила его природа, и вы обретете истинную радость материнства.

Материал подготовлен редакцией сайта ladycharm.net

Источник: https://ladycharm.net/2018/09/razvitie-rebenka-v-pervogo-goda/

Как развивать ребенка до года по месяцам: практические советы

Здравствуйте, дорогие читатели! С вами психолог-дефектолог Ирина Иванова. Сегодня я хочу рассказать вам о том, как развивать ребенка до года по месяцам. Недавно мне пришлось присутствовать при дискуссии, которая развернулась в компании молодых современных женщин.

Развитие ребенка с первого года жизни

Речь шла о популярном теперь раннем развитии. Все мамы с воодушевлением рассказывали о достижениях своих деток. Кто-то водит их в студию раннего развития, которых теперь открылось очень много. Кто-то в домашних условиях пользуется методикой Глена Домана, и их дети уже к трем-четырем годам знают буквы и чуть ли не готовятся читать книги самостоятельно.

Нашлись даже приверженцы подзабытой ныне, но от этого не ставшей менее ценной, системой воспитания семьи Никитиных, очень популярной в конце прошлого века.

Ну, а уж пособия Марии Монтессори не использует теперь только тот, кто вообще ничем не интересуется. Но… все это касалось малышей старше полутора-двух лет.

А как же дети, которым не исполнилось и года? Неужели им нужен только здоровый сон и полноценное питание?

Просветить аудиторию на этот счет взялась одна из участниц дискуссии — девушка, работающая в развивающем детском центре психологом. Я хочу познакомить вас с тем, что она нам рассказала. Во-первых, она привела нам авторитетное мнение многих известных специалистов в области детской психологии. Оказывается, не стоит возлагать неоправданные ожидания на искусственную стимуляцию развития.

Читайте также:  Почему ребенка тошнит: 4 распространенные причины

Каждое умение придет к малышу только тогда, когда для его освоения психика, клетки мозга и весь организм в своем развитии поднимется на определенный уровень. Это генетически заложенное в человеке свойство. Ведь вы не сможете сразу сесть на шпагат, если никогда не занимались гимнастикой? Даже если на одно яйцо посадить двух куриц сразу, цыпленок все равно вылупится только на 21-й день.

Да, подготавливать базу для новых умений и навыков нужно. Когда придет пора, зерно упадет в подготовленную почву, но чрезмерно форсировать события излишне. Что касается грудничков до года, то развивать их можно и нужно, но в соответствии с возможностями малыша.

Развитие ребенка с первого года жизни

Чем заниматься с ребенком грудного возраста

Нет слов, очень важно, чтобы и «попка была сухая», и «животик работал, как часы», но нужно помнить и о том, что каждый день жизни младенца бесценен для его развития. Вот несколько рекомендаций о том, как развивать малыша по месяцам, чем с ним играть и заниматься.

Не нужно ухаживать за ребенком в полном безмолвии. Разговаривайте с ним спокойным ласковым голосом, и к концу месяца он станет задерживать свой взгляд на вашем лице, а вы дождетесь первой драгоценной улыбки – приглашения к дальнейшему общению. Повесьте над кроваткой на расстоянии 60 см яркую погремушку, пусть он пробует сосредоточить на ней свой взгляд. На первое время этого достаточно.

Берите чаще младенца на руки, да он и сам предпочитает такое положение. Так реализуется генетически заложенное в человеке стремление к познанию. Причем, когда вы держите кроху, не вздумайте с кем-то спорить в это время или злиться. Только добрая мимика, только спокойный и ровный тон разговора. На этом этапе развития главное – удовлетворение ориентировочного рефлекса.

Выкладывайте грудничка на животик, положив перед ним яркий предмет. Разговаривайте с ним, откликайтесь на его гуление: а-а-а, гу-гу, бу-бу. Пойте песенки, включайте мелодичную музыку, не оставляйте надолго плакать в кроватке, чтобы «приучить» занимать себя самостоятельно. Это предпосылки для будущего невроза.

Развитие ребенка с первого года жизни

Как можно красочнее оформите интерьер, в котором младенец проводит больше всего времени – яркие цвета тканей, карусель с мелодичной музыкой, или двигающиеся модули создадут нужное настроение, подготовят к освоению форм и оттенков цвета. Вкладывайте в его ручку погремушки, подвешивайте их на уровне рук, чаще меняйте положение крохи: то в кроватке, то в манеже, то на руках.

Это месяц проявления интереса к игрушкам. С этого времени ребенок может сам их взять, захватить, потянуть к себе. Теперь научите его заниматься с ними: постучать, переложить из ручки в ручку, внимательно рассмотреть.

Демонстрируйте ему движущиеся игрушки – прыгающие, кружащиеся. Развитие внимания – основа будущего успешного обучения. Не забывайте отвечать на гуление, которое к пятому месяцу становится активным и очень мелодичным.

Так вы помогаете развивать речь, основы которой закладываются именно сейчас.

Ребенок стремится к тому, чтобы начать ползать, и теперь нужно создать для этого условия. Лучше, если это будет специальный манеж, но и часть ковра, закрытая плотным одеялом, тоже подойдет. Выкладывайте перед малышом, лежащим на животике, игрушки. Он будет к ним тянуться и попытается ползти, возможно, на животике или на четвереньках.

Главные развивающие игры в этом месяце – всевозможные коробочки и модули, в которые можно вкладывать и доставать из них предметы. Желательно, чтобы они были снабжены крышками, которые младенцу очень нравится открывать и закрывать.

Развитие ребенка с первого года жизни

Это период интенсивного развития понимания речи. Разговаривайте с вашей крохой, показывайте предметы окружающего мира, игрушки, называйте их. Так развивается пассивный словарь и предпосылки к тому, чтобы он сам начал разговаривать. Самые лучшие игрушки на данный момент – коробка или ящик с кубиками и шариками, небольшими игрушками. Пусть ребенок их достает оттуда и вкладывает обратно.

Очень полезны игры с водой во время купания, с плавающими в ней предметами. С этого возраста нужно разумно вводить в обиход понятия «можно» и «нельзя». Не стоит забывать о том, что потакание капризам – почва для развития истеричности, а излишняя строгость – предпосылки для воспитания или бунтаря, или нерешительного в будущем человека.

Не выкладывайте много игрушек сразу, лучше периодически прячьте их и доставайте по очереди. Для того чтобы развивалось мышление, нужно разыгрывать с ними небольшие сценки, понятные малышу.

Пусть куклы ходят, едят, спят, кормят кошечек и собачек. Сопровождайте эти спектакли понятными ми и звукоподражаниями.

Они принесут гораздо больше пользы для развития интеллекта и речи детей, чем самые лучшие развивающие мультики.

Поиграйте в прятки, когда вы будете прятать под платком или пеленкой себя, вашего малыша или игрушку. У детей в этом возрасте появляется модулированный лепет. Выделяйте из него слоги, похожие на слова родного языка, повторяйте их выразительно несколько раз. Так вы создаете предпосылки для того, чтобы их произнес ваш малыш.

Включайте музыку для слушания, пусть это будут легкие мелодии или детские песенки. Стоя на полу или в манеже, дети будут пританцовывать под них. Играйте с игрушками вместе, показывайте их возможности, называйте цвет и форму предметов, просите подать вам определенную вещь. Цепкая память крохи сохранит эти  знания, и скоро он сам будет оперировать этими понятиями.

Развитие ребенка с первого года жизни

В это период нужно неустанно разговаривать с ребенком. Говорите все, что угодно, нельзя только молчать. Сопровождайте ми ваши действия, рассказывайте о том, что происходит в доме, что вы видите на прогулке, за окном.

Всевозможные пирамидки, вкладыши, игры, где требуется что-то куда-то вложить (типа игры «почтовый ящик»), колечки, надевающиеся на штырьки, матрешки, крупные пазлы из пластика – вот минимальный набор развивающих игр и игрушек. Дайте малышу лист плотной бумаги и мягкий карандаш. Он уже способен оставить след на листе, провести черточку. Читайте книжки, играйте в пальчиковые игры, пойте ему песенки и рассказывайте потешки.

Самое главное, без чего нет никакого развития при самом великолепном уходе – это эмоциональный контакт младенца с близкими людьми, а, самое главное, с матерью. «Первые месяцы жизни ребенка и самочувствие мамы».

Если вам понравилась эта статья, приглашаю вас поделиться ею с вашими друзьями в социальных сетях. Подписывайтесь на обновления моего блога, и вы узнаете много интересного.

Источник: http://pozdnyakova.org/kak-razvivat-rebenka-do-goda-po-mesyatsam/

Физическое развитие детей до 1 года

Развитие ребенка с первого года жизни

Когда говорят о физическом развитии ребенка, подразумевают совокупность определенных показателей. Это рост, вес, окружность груди и головы. Все эти показатели каждый месяц оцениваются на приеме у педиатра. Врачу важно отслеживать именно их динамику роста. На основе пола вашего малыша и всех четырех показателей делается вывод о физическом здоровье ребенка. Таким образом, специалист может сказать уровень физического развития вашего дитя и при необходимости дать рекомендации.

В конце статьи мы подготовили удобную таблицу физического развития ребенка. Скачайте её, чтобы быть уверенной, что кроха развивается согласно нормам!

Считается, что рост ребенка соответствует его возрасту, и примерно за год дети вырастают на 25 см.

Вес малыша должен соответствовать его росту. К концу первого года жизни детки весят примерно 10 кг. При этом масса тела считается самым нестабильным показателем. Она зависит от состояния младенца (болезнь, потеря аппетита, нарушение сна, дискомфорт)

До 4 месяцев окружность головы должна быть на пару сантиметров больше окружности груди. К 4 месяцам эти показатели приравниваются. После четырех — окружность груди становится больше окружности головы.

Все дети разные и уровень физического развития даже при рождении отличается. Кто-то рождается маленьким и длинным, активно сосет грудь и лежит спокойно в кроватке, а у кого-то вес при рождении большой, тонус мышц слишком повышен, а ребенок вздрагивает от малейшего звука.

Поэтому точка отсчета физического развития у всех малышей индивидуальна. Родители должны быть бдительны и если что то вызывает беспокойство или волнение нужно сразу же обращаться к врачу. Только специалист сможет грамотно определить и рассчитать физическое развитие ребенка.

Развитие ребенка с первого года жизни

В первый год жизни у детей хорошо развита кожная чувствительность и для лучшего физического развития необходимо постоянно прикасаться, трогать, производить легкие массажные движения вашему крохе.

Развитие ребенка с первого года жизни

Физическое
развитие детей до 1 года по месяцам

Новорожденный имеет врожденные безусловные рефлексы: пищевой (сосательные движения), ориентировочный (повороты головы на различные стимулы), оборонительный (крик на раздражающие факторы). Движения рук, ног, глаз спонтанные, неупорядоченные и нескоординированные. Двигается новорожденный всем телом.

К концу первого месяца жизни движения становятся более скоординированные, малыш старается приподнять голову в позе лежа на животе. На громкий звук реагирует разведением ручек в сторону, а затем поджимает их к телу и сжимает кулачки.

На 2 месяце жизни движения глаз становятся скоординированными, голова поворачивается в сторону звука, грудничок пытается хватать и трогать заинтересовавшие его предметы, голову может удерживать в течение 1-1.5 минуты в позе лежа на животе. Некоторые малыши в этом возрасте отвечать улыбкой на улыбку.

В течение 3 месяца жизни ребенок в позе на животе опирается на предплечья и локти. Переворачивается со спины на бок, крутит головой, удерживая ее в вертикальном положении. Подтягивает свое тело, когда берут на руки. При обращении к нему взрослого появляется «комплекс оживления» — улыбается, может смеяться, агукать и отвечать.

В 4 месяца младенец может узнавать лица и простейшие предметы, переворачивается со спины на живот. В положении лежа на спине, может приподнимать голову. Хватает и удерживает в руках мелкие предметы, тянет их в рот, появляются любимые и не любимые игрушки, предпочитает маму другим взрослым.

Пятый месяц — пытается сесть, но держать спину без поддержки не может, узнает знакомые голоса, при поддержки за подмышки ровно стоит на ногах, имитирует звуки.

Шестой месяц — самостоятельно садится, пытается ползать на четвереньках, учится произносить элементарные слоги, произношение которых похожи на сосательные движения губ и рта: ма-ма и т.д.

Малыш меньше спит, физическая активность увеличивается, тенят ручки к маме, крепко хватает игрушки обеими руками. Происходит быстрое развитие мелкой моторики, бросает игрушки на пол и смотрит, что с ними произойдет.

Прорезываются первые зубы, сначала появляются 2 нижних средних резца.

Во время седьмого месяца жизни свободно ползает, в положении сидя может выпрямлять и наклонять вперед туловище, старается воспринимать, понимать и запоминать слова. Расстраивается, когда теряет игрушку из виду и ищет ее. Умеет перемещать пищу из передней части рта в заднюю и как следствие лучше глотает.

В конце статьи мы подготовили удобную таблицу физического развития ребенка. Скачайте её, чтобы быть уверенной, что кроха развивается согласно нормам!

Восемь месяцев – сам встает, имея опору. При поддержке пробует ходить, производит различные манипуляции с игрушками (роняет, катает, бросает и т.д.), уверенно сидит самостоятельно. Появляются 2 верхних средних резца.

В девять месяцев ходит, держась за опору, знает свое имя, может выполнять простые просьбы. Удерживает предметы большим и указательным пальцами.

Десять месяцев — может подниматься и стоять без помощи посторонних, начинает произносить простые слова, не отдает понравившуюся игрушку, по просьбе взрослого ищет знакомый предмет. Появляются 2 верхних боковых резца.

В одиннадцать месяцев знает название многих предметов и частей своего тела, мелкая моторика хорошо развита, свободно ориентируется в пространстве, продолжает пытаться делать самостоятельные шаги.

К одному году самостоятельно ходит, может сам нагнуться. Понимает все, о чем говорят и что его просят сделать. Произносит первые осмысленные слова. Появляются 2 боковых нижних резца.

К концу 1 года жизни у малыша должно быть 8 зубов, из них 4 сверху и 4 внизу.

Читайте также:  Как защитить ребенка от вирусов во время роста заболеваемости

Развитие ребенка с первого года жизни

На физическое развитие влияют не только генетические факторы, но и факторы внешней среды (воспитание, питание, социальные условия). Если хотите чтобы у ребенка своевременно развивались все физические показатели необходимо ежедневно с ним заниматься, правильно кормить и в неограниченном количестве дарить свою любовь, в которой так нуждается ваш малыш.

Польза грудничкового плавания. Грудничковое плавание с рождения. Упражнения на фитболе для новорожденных. Читайте в нашей следующей статье.

Источник: https://viline.tv/moda/article/fiziceskoe-razvitie-detej-do-1-goda

Развитие детей в первый год жизни по месяцам

Развитие детей по возрасту. Развитие ребенка в первые 12 месяцев жизни ( от рождения до 1 года).  Описание хронологии физического развития, рост и вес ребенка в соответствующем возрасте, умения, рефлексы и приобретенные навыки.Ребенок в первый месяц своей жизни. Особенности развития.

Развитие ребенка на первом месяце жизни.

За первый месяц жизни новорожденному предстоит привыкнуть к новым условиям существования, адаптироваться к новым условиям жизни.  За этот месяц он станет уже не новорожденным человечком, а грудным ребенком. За этот короткий первый месяц он незаметно многому научится, уже многое будет уметь.

Читаем в статье: 1-ый месяц жизни.

Развитие ребенка на втором месяце жизни.

Малыш окреп и готов познавать мир. Как ему в этом помочь? Несколько советов для родителей.

Читаем в статье: 2-ой месяц жизни.

Развитие ребенка на третьем месяце жизни.

Ваш малыш стал более крепким и сознательным, он заметно подрос за первый месяц жизни и научился новым навыкам. В два месяца любой малыш привыкает к своему дому и начинает чувствовать себя в нем свободно.

Развитие  новорожденного ребенка в 2 месяца испытывает особый скачок: его уже сложно назвать новорожденным, так как организм полностью приспособился к вне утробному образу жизни и вошел в наиболее активную фазу своего роста.

Читаем в статье: 3-ий месяц жизни.

Развитие ребенка на четвертом месяце жизни.

Развитие ребенка в 3 месяца – результат всего того, чему малыш научился за прошедшее время. После того, как закончилась адаптация к новым условиям и способу существования, ребенок начинает активно изучать окружающий мир. Его физическое, психическое, эмоциональное и социальное развитие входит в активную фазу.

Читаем в статье: 4-ый месяц жизни.

Развитие ребенка на пятом месяце жизни.

Пятый месяц жизни малыша – это время больших перемен, особенно в психологическом и эмоциональном развитии. Большинство детей к этому возрасту пережили уже болезненные моменты, связанные с коликами. Работа желудочно-кишечного тракта стала стабильной и теперь малыш все больше погружается в окружающий его мир, учится реагировать на него и познавать.

Читаем в статье: 5-ый месяц жизни.

Развитие ребенка на шестом месяце жизни.

Ребенок на 6-м месяце продолжает осваивать инструменты общения: улыбку, смех, лепет, которые становятся с каждым днем все выразительней, живей, и наполняются смыслом. Он становится активней и мобильней в движении: переворачивается, из лежачего положения постепенно стремиться к сидячему, самостоятельно принимает различные позы. 

Читаем в статье: 6-ой месяц жизни.

Развитие ребенка на седьмом месяце жизни.

Ведущую роль в развитии малыша приобретает предметная деятельность. Окружающие ребенка яркие предметы, игрушки побуждают его ползком преодолевать пространство, чтобы завладеть ими. Любопытство малыша огромно. В его основе лежит врожденная ориентировочная активность, например, в том числе — реакция «на новизну».

Читаем в статье: 7-ой месяц жизни.

Развитие ребенка на восьмом месяце жизни.

Восьмой месяц жизни ребенка знаменует окончание второй четверти младенчества. Ребенок динамически развивается во всех сферах деятельности: познавательной, социальной, речевой, моторной. В этот период закрепляются и совершенствуются приобретенные навыки, закладываются предпосылки дальнейшего роста и развития.

Читаем в статье: 8-ой месяц жизни.

Развитие ребенка на девятом месяце жизни.

Все новые и новые успехи — 8 месяцев уже позади …

Читаем в статье: 9-ый месяц жизни.

Развитие ребенка на десятом месяце жизни.

Наступил последний триместр периода младенчества! Что может наш кроха на 10-ом месяце?

Читаем в статье: 10-ый месяц жизни.

Развитие ребенка на одиннадцатом месяце жизни.

Только на первый взгляд, кажется, что за такое короткое время – с 10-го по 11-ый месяц – не стоит рассчитывать на существенные изменения в развитии ребенка. Тем не менее это время для малыша также имеет свои неповторимые особенности.

Читаем в статье: 11-ый месяц жизни.

Развитие ребенка на двенадцатом месяце жизни.

Поздравляем, Вашему малышу скоро исполнится годик! За первый год жизни наблюдаются существенные изменения в психическом развитии ребенка.

Читаем в статье: 12-ый месяц жизни.

Источник: https://mamsik.net/razvitie/141-razvitie-detej-v-pervyj-god-zhizni-po-mesyatsam.html

Почему так важен первый год в жизни ребенка?

Долгое время считалось, что младенец сродни животному, и ему больше всего нужен хороший уход и питание, а развитием и воспитанием стоит заниматься позже, когда он подрастет, окрепнет и научится общаться.

Однако, исследования и открытия в психологии показывают обратное — ранний младенческий опыт имеет важнейшее значение для всей последующей жизни ребенка и вносит неоценимый вклад в развитие его индивидуальности и судьбы.

В первые годы жизни закладывается основа, фундамент всей человеческой личности, на основании которого раскрываются и развиваются его индивидуальные особенности, заложенные природой.

Эти знания также привносят весомые аргументы в давнишний спор разных традиций о воспитании: нужно ли оставлять ребенка «проораться» и как реагировать на его «плохое» поведение. Выделим важнейшие факты, свидетельствующие о важности этого периода.

Развитие мозга

Человеческий ребенок рождается очень незрелым; в сравнении с большинством других млекопитающих можно даже сказать – недоношенным. Ему нужно много времени, чтобы научиться простейшим вещам и очень много заботы и внимания со стороны родителей. Это – плата людей за возможность ходить на двух ногах и использовать свой мозг в качестве главного эволюционного преимущества. Мозг у новорожденного так же очень незрелый. Его развитие начинается в утробе и активнейшим образом продолжается в первые годы после рождения. После родов у младенца сформировано всего лишь около 15-20% нервных связей, и подавляющее большинство оставшихся связей формируется в первые два-три года жизни. При этом младенческий мозг очень пластичен и подвержен влиянию внешней среды, а ранний опыт оказывает огромное воздействие на его развитие и формирование. Развитие младенца невозможно рассматривать отдельно, в отрыве от заботящихся о нем взрослых. Первый год жизни – это постоянное тесное взаимодействие, в процессе которого идет становление важнейших систем ребенка, и значимость этой взаимосвязи для психического и физического развития ребенка огромна. Благодаря последним открытиям в нейробиологии стало известно, что на развитие мозга самым прямым образом влияют эмоциональное окружение и способы взаимодействия с ребенком окружающих его взрослых. В зависимости от того, как реагируют взрослые на потребности ребенка и какой эмоциональный фон превалирует в семье, по-разному формируются нейронные связи и области мозга, отвечающие за чувствительность к определенным гормонам. Таким образом, эмоции и реакции взрослых закладывают психофизиологическую и биохимическую базу организма – самые что ни на есть материальные, объективные, измеримые параметры. Это напрямую влияет на развитие личности и построение способов взаимодействия с миром и реагирования на различные факторы и ситуации. Ранний опыт может сформировать у ребенка здоровую устойчивость к стрессу или, наоборот, чрезмерную тревожность. Говоря простым языком – от того, чувствовал ли ребенок в младенчестве любовь и заботу зависит его способность в дальнейшем быть счастливым и радоваться жизни. Это зависит от биохимических реакций, которые закладываются как раз в самом раннем возрасте. Психолог Сью Герхард в своей книге «Как любовь формирует мозг ребенка?» приводит множество данных современных исследований на эту тему. Она пишет: «Младенец — интерактивный проект, а не автономный. Некоторые системы организма человеческого детеныша готовы функционировать, но гораздо больше таких, которые еще не закончены и будут развиваться в ответ на влияние других людей».

Психологическое развитие

Самое важный итог первого года жизни в психологическом плане – это формирование образа окружающего мира, базового доверия к нему, базовой безопасности. В зависимости от обстановки в семье, у ребенка формируется понимание, каков же тот мир, в который он пришел – холодный и равнодушный или принимающий, поддерживающий и дающий возможности. Если потребности ребенка игнорируются, а родители холодны эмоционально, ребенок растет с пониманием, что хорошего ждать от этого мира не стоит – а это чревато неуверенностью в себе, депрессиями и различными другими проблемами во взрослом возрасте.

  • Эмоциональная сфера

Еще одна важнейшая веха — формирование привязанности к значимому взрослому. Одно из главных открытий возрастной психологии 20 века: основополагающим для развития младенца фактом является наличие в его мире заботящегося взрослого, с которым возникает тесная взаимосвязь. Психологический комфорт и тепло важнее простого удовлетворения физиологических нужд. Для ребенка это жизненно важно – науке широко известны печальные случаи проявления «госпитального синдрома», когда воспитывающиеся в детских домах дети, получающие хороший уход и питание, но не имеющие возможности эмоционального контакта и связи, болели и умирали гораздо чаще своих сверстников, живущих с родителями. В первый год жизни закладывается основа эмоционального развития ребенка. Он во многом определяет, каким будет его эмоциональный фон, который сохранится на всю жизнь, сформируется ли у него эмоциональная устойчивость, будет ли он способен понимать свои и чужие эмоции. Младенцу жизненно необходимо чувствовать тепло, любовь и заботу. Это обеспечивает его правильное развитие и способствует формированию устойчивой основы личности. Общение с близким взрослым, телесный и эмоциональный контакт, доброжелательная атмосфера дают ребенку чувство безопасности. Это вовсе не значит, что родители должны всегда быть радостными и излучать постоянно только позитив. Полезнее проживать эмоции и выражать их правильным, не травмирующим малыша способом. Ребенок естественным путем знакомится со всем спектром чувств и эмоций, учится определять их сначала у взрослых, а затем, в дальнейшем, у себя, реагировать на них адекватно и правильно обходиться с ними. Способность понимать чужие эмоции и сопереживать, то есть эмоциональный интеллект, тоже начинает закладываться именно в младенчестве. Задача взрослых – постепенно научить ребенка понимать свои эмоции и правильно выражать их. Для этого сначала их нужно «контейнировать» — перерабатывать самим, оставаясь при этом устойчивым и спокойным, озвучивать и помогать ребенку с ними справиться. Постепенно ребенок научится делать это сам.

Физическое развитие

Связь психического и физического развития в раннем возрасте очень велика, поскольку все познание мира поначалу происходит через познание и осознание своего тела, через движение и телесные ощущения. За первый год жизни с ребенком происходит невероятные изменения – вначале он практически ничего не умеет, но постепенно учится ползать, ходить, говорить, координировать движения рук и пр. Младенец с самого рождения непрерывно познает и развивает свои возможности, приобретает все новые умения, навыки и способы управления собственным телом. Телесные ощущения имеют огромное значение в жизни ребенка. Все знают, что детям обязательно нужно все прочувствовать собой — потрогать, потрясти, облизать. Таким образом, они учатся не только чувствовать свое тело и управлять им, но и получают массу сведений об окружающем мире и его законах. Тут большую роль играет разнообразие и богатство среды. Если лишить ребенка достаточного количества впечатлений и ощущений, это может негативно повлиять на его развитие. Может возникнуть повышенная или пониженная чувствительность, медленнее будут проходить процессы познания и интеллектуальное развитие. Так же негативно влияют ограничения двигательной активности (например, постоянное использование манежа или перестраховывание). Ребенок должен сам узнавать возможности своего тело, это программа, заложенная природой.

Подведем итоги. Самое важное для ребенка первого года жизни – это наличие близкого заботящегося взрослого, тесный контакт с ним, в том числе телесный и эмоциональный, позитивный эмоциональный фон в семье, богатство и разнообразие среды, возможность изучать и использовать свое тело.

Источник: https://ponaroshku.ru/blog/pervyy-god-zhizni-ochen-vazhen/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector