Речевое развитие детей 3-4 лет: нормы и отклонения

Детей 3–4 лет называют почемучками. Им интересно все, что их окружает и происходит вокруг.

Поэтому главной отличительной чертой развития речи в этом возрасте является вопросительная конструкция: почему? как? зачем? что будет, если? При этом родителям важно помнить, что каждый вопрос требует ответа, но максимально понятного и краткого, поскольку малыши еще не могут внимательно выслушивать длинные объяснения.

Речевое развитие детей 3-4 лет: нормы и отклонения

Особенности речи в 3-4 года

Если говорить глобально, то речевое развитие детей сейчас имеет следующие характеристики.

  • Интенсивное овладение речью: рост словарного запаса, усложнение речевых конструкций, улучшение артикуляции.
  • К. И. Чуковский охарактеризовал этот период «гениальной лингвистической одаренностью»: сейчас малыши активно занимаются словотворчеством, создавая самые невообразимые слова и синтаксические конструкции, пытаются рифмовать, сочинять стихи, часто понятные только им самим.
  • Речь детей отличается ситуативностью, то есть она не подготовлена, определяется конкретной ситуацией.

При более подробном делении можно выделить отличительные особенности в совершенствовании различных направлений.

Словарный запас ребенка может состоять из 1500–2000 слов. При этом довольно часто искажаются длинные или непонятные слова («литекричество» – электричество, «салямот» – самолет).

Ребенок может переставлять в них местами звуки или слоги («паравачивай» – поворачивай, «звять» – взять, «гамазин» – магазин). Сейчас малышу еще сложно произносить звукосочетания из двух или более согласных.

Он может вставить между ними гласный звук или пропустить половину согласных («драстуй» – здравствуй, «зинаю» – знаю).

  • Грамматический строй речи.

Фразы малыша в 3 года состоят из 3–4 слов, к 4 годам он использует распространенные предложения. Многие малыши могут использовать сложносочиненные и даже сложноподчиненные конструкции (Миша хочет кушать, я сварю кашу. Когда наступает лето, расцветают цветы).

Дети начинают использовать в речи простые однородные члены как в единственном, так и во множественном числе (Я рисую солнышко и облака. Гуси плавают и гогочут). Однако возможны сложности с образованием множественного числа некоторых слов (рты, деревья). Дети учатся использовать в разговоре больше частей речи – появляются прилагательные, местоимения, наречия, числительные.

Но еще возможны речевые ошибки при согласовании окончаний прилагательных и существительных, при изменении глаголов по лицам и числам.

Артикуляционный аппарат малыша постепенно укрепляется, он меньше «сюсюкает» — гласные произносит, не смягчая («мяся» – мясо, «сядик» – садик). Но еще возможны фонетические огрехи, не требующие специальной коррекции.

Например, не умея произносить шипящие, ребенок заменяет их свистящими («сапка» – шапка, «ёзик» – ёжик). Звуки [ц] и [ч] пока «разложены на составляющие» («тсыпленок» – цыпленок, «тяй» или «тсяй» – чай). Часты проблемы с произношением сонорных [л] и [р].

Их либо вообше пропускают, либо заменяют на [j], [л’], [в] («ожка» – ложка, «гавава» – голова, «кайова» – корова, «лёт» – рот).

Дети 3–4 лет самостоятельно, без дополнительных вопросов, пока не могут связно и логично изложить произошедшее или увиденное, пересказать то, что им прочли взрослые, составить полный рассказ по картинке.

Они могут лишь описать изображенные предметы и действия, которые те производят («Это утенок. Он ест травку. Там утка. Это его мама. Она стоит и смотрит на утенка»).

Зато малыши сейчас активно запоминают и воспроизводят разные понятные им по смыслу стишки, потешки.

  • Интонация, выразительность.

Дети сейчас могут не просто копировать оттенки интонации, которые им показали взрослые, читая стихотворение, но и привнести свои выразительные нотки, которые, как им кажется, соответствуют прочитанному.

Однако на четвертом году жизни малышам не всегда доступна регулировка темпа и громкости речи. Они могут не понимать, что говорят слишком тихо, особенно если общаются с малознакомыми людьми.

А находясь под сильным впечатлением от чего-то, рассказывают об этом, «захлебываясь эмоциями», сбивчиво и торопливо.

Речевое развитие детей 3-4 лет: нормы и отклонения

«Речевые нормативы»

Многие специалисты в шутку говорят, что дети в этом возрасте молчат, только когда спят. То есть в речевом плане они безумно активны. Но не всегда родители могут определить, нормально ли развивается речь их крохи. Вдруг он говорит мало? Вдруг неправильно, что он что-то без конца тараторит? Вдруг он слишком нечетко произносит звуки?

Для ориентира, кроме вышеперечисленных умений, можно обратиться к примерным возрастным речевым нормам.

  • Дети к 3–4 годам уже накопили некоторый жизненный опыт и багаж знаний о предметах и явлениях, поэтому могут рассуждать и делать простые выводы.
  • Ребенок уже знает и называет свою фамилию, имя и отчество, имена родителей, близких родственников, друзей.
  • Может называть и обобщать в группы все известные ему предметы (еда, одежда, мебель, посуда, игрушки).
  • Может определить и назвать признаки предметов (солнце горячее, яблоко вкусное, шапка теплая, стол деревянный).
  • Понимает и называет действия предметов (папа спит, воробей прыгает, кот умывается).
  • С удовольствием повторяет за взрослыми слова и предложения.
  • Может представлять простые образы.

Если малыш пока может не все из перечисленного, возможно, ему просто не хватает родительского внимания, которое стоит направить на коррекцию конкретных показателей речи.

Речевое развитие детей 3-4 лет: нормы и отклонения Насторожить должны лишь явные симптомы отставания ребенка в речевом развитии:

  • невнятная монотонная речь;
  • быстрая, рваная или растянутая речь;
  • непонятная «тарабарщина»;
  • речь не оформлена в предложения с подлежащими, сказуемыми, предлогами, дополнениями;
  • малыш произносит только фразы из мультиков или книг, не строя собственных;
  • не может выполнить простых поручений из 2 действий (достань книгу с полки и отнеси папе);
  • «съедает» окончания слов;
  • постоянно путает порядок слогов или звуков в большинстве слов, искажает или заменяет много звуков другими;
  • не использует в речи предлоги, союзы, наречия;
  • вообще не говорит полноценных слов;
  • у ребенка постоянно открыт рот и течет слюна;
  • он плохо держит равновесие, неловок, имеет плохую координацию (не умеет переступать преграды, ловить мяч, лазать по лестнице, стоять на одной ноге);
  • не может выполнять мелкие движения (застегивать пуговицы, точно вставлять детали мозаики в отверстия, собирать «лего», сильно давит на карандаш при рисовании);
  • невнимателен, не может сосредоточиться;
  • гиперактивен или, наоборот, слишком заторможен.

Такие признаки требуют обязательной консультации специалистов (педиатра, невролога, психиатра, психолога, логопеда, дефектолога, отоларинголога, сурдолога). Может понадобиться не только коррекция речи, но и комплексное лечение, если будут выявлены нарушения в работе центральной нервной системы, органов слуха или артикуляции.

Речевое развитие детей 3-4 лет: нормы и отклонения

Чем родители могут помочь?

Если же с малышом все в порядке, не стоит думать, что речь у него сформируется сама собой. Здесь уже говорилось о том, какие проблемы характерны для деток 3 – 4 лет. Вот над ними и нужно работать, постоянно проводя с детьми увлекательные игры, развивающие речь.

Итак, что конкретно требует сейчас внимания взрослых?

  • Логическое мышление, внимание, память. Это позволит малышу запоминать больше из прочитанного или увиденного, рассуждать об этом, делать выводы, излагать свои мысли последовательно.
  • Умение употреблять слова в речи синтаксически правильно (использовать род, число, падеж, лицо для употребления правильных окончаний).
  • Расширение словарного запаса. Это один из важнейших аспектов становления речи, позволяющих малышу полно, понятно и распространенно рассказывать.
  • Освоение разных форм речи (диалог, монолог, описание).
  • Работа над улучшением артикуляции. Это важно для того, чтобы малыш смог быстрее осилить сложные для него звуки (об артикуляционной гимнастике подробнее можно прочесть здесь).
  • Выразительность, темп, интонация. Ребенка нужно учить говорить с нужной силой голоса, соответственно ситуации, окрашивать речь эмоционально, не тараторить и не тянуть слова.
  • Фонематический слух. Малышу важно научиться правильно воспринимать каждый звук в слове, слышать количество слогов и их порядок.
  • Мелкая моторика. Она поможет ребенку улучшить произношение и активировать центры мозга, отвечающие за развитие речи (примеры игр на развитие моторики можно найти тут – «Моторика рук для развития речи»).

Уделите особое внимание тем проблемам, которые имеются конкретно у вашего ребенка (возможно, он не может группировать предметы по общим признакам, или не выговаривает конкретные звуки, или ему сложно запомнить текст).

Речевое развитие детей 3-4 лет: нормы и отклонения

Упражняемся, играя

Какие занятия нужно проводить с детьми, чтобы помочь им освоить все эти навыки? Конечно, игровые. Это самый доступный и интересный для малыша вид деятельности. Для каждого отдельного навыка можно подобрать свои игры. При этом специально покупать дорогие пособия или игрушки не обязательно.

  • Для развития логики полезно собирать простые пазлы (3–4 детали), находить отличия на картинках, объединять предметы в группы не только по очевидным признакам (посуда, одежда), но и менее понятным с первого взгляда (например, по признаку «красное» можно объединить мяч, кубик, кружку, божью коровку, машину). Также можно вычленять лишний предмет из группы. Тогда здесь лишней, к примеру, окажется божья коровка, потому что она живая. Подумать ребенка заставит и упражнение, в котором нужно определить, какому предмету какой контур на бумаге соответствует (прикладывать нельзя). Полезно расставлять несколько предметов по размеру – от большего к меньшему и наоборот. Вариант: расставить кастрюли-сковородки и отдельно сложить крышки от них – пусть малыш подберет каждому свою «шляпу».
  • Память и внимание тренирует, например, такое упражнение: назвать с закрытыми глазами все, что находится на столе, а потом открыть глаза и определить, какой предмет исчез. Или определить, что изменилось на картинке (дорисовала мама), пока малыш не видел. Можно дать ребенку запомнить несколько предметов, а затем, когда он закрыл глаза, добавить еще один – пусть найдет новый. Можно предложить ребенку картинки с ошибками (зеленый гусь, корова с крыльями, заяц ест мышь и т. д.) – пусть укажет, в чем подвох.
  • Упражнения для развития навыка правильного употребления форм слов могут быть следующими. Перемещение предмета (на стол, под, перед, за, над), когда малышу нужно проговаривать: мяч лежит на столе, мяч лежит под столом и т. д. Упражнения на сравнение предметов по количеству: один, мало, много (у тебя много конфет, а у меня мало; на столе много яблок, а у меня одно). Полезной будет игра, когда малышу предлагают полно отвечать, каким предметом из лежащих перед ним что можно делать (карандашом я рисую, в шапке пойду гулять). Еще вариант: взрослый описывает один из стоящих перед ребенком предметов или игрушек, а он должен догадаться, о чем речь (у нее пушистый рыжий хвост, маленькие лапки, она любит орешки, ее домик – дупло в дереве).
  • Выразительность речи, сила голоса, интонация. Эти навыки прекрасно отрабатываются при ролевом обыгрывании различных народных сказок («Три медведя», «Теремок»). Взрослый читает ребенку сказку выразительно, меняя интонацию и силу голоса, потом просит ребенка озвучить одного из персонажей, затем – другого (Михайла Потапыча, Настасью Петровну, Мишутку, Машеньку). Пусть малыш по тону голоса угадает, фразу какого героя прочел взрослый. Затем можно поменяться ролями с ребенком. Силу голоса можно тренировать, объяснив крохе, что колокольчик звенит громко, а лист с дерева падает совсем тихо. Увидев колокольчик, он должен говорить что-то громко, увидев лист – тихо.
  • Разные формы речи. Диалоговая речь развивается непосредственно при общении взрослого с малышом. Отвечая на вопросы, кроха постепенно научится строить и более развернутые предложения-ответы, и собственные вопросы. Монолог – это, прежде всего, рассказ ребенка о чем-то, что с ним произошло или особенно заинтересовало. Чем чаще его расспрашивать об этом, тем быстрее он научится строить связный и полный рассказ. Описание легче всего освоить, рассказывая, что изображено на рисунке, картине, что видно из окна, что происходит в песочнице во время прогулки.

Речевое развитие детей 3-4 лет: нормы и отклонения

Лексическое богатство

А вот развитию словарного запаса способствуют практически все эти игры. Плюс, конечно же, разучивание новых стихотворений, потешек, постоянное чтение книг, энциклопедий для самых маленьких, активное общение с малышом.

Читайте также:  Симптомы болезней у ребенка

Мы наращиваем словарный запас и развиваем речь малыша, когда:

  • рассказываем на прогулке обо всем, что видим, объясняя, что из чего состоит, чем отличается, для чего нужно;
  • читаем скороговорки, загадки, пословицы;
  • обсуждаем прочитанную сказку, увиденный мультик или фильм;
  • учим детей сравнивать предметы, подмечать их отличия;
  • побуждаем их задуматься над смыслом прочитанного, задавать вопросы о сюжете или характерах героев (это приходит само собой, если читать книжки постоянно);
  • попадаем в новое место (парк, аттракцион, учреждение), где можно узнать новые названия предметов, ощущений, профессий;
  • играем в словесные игры («Кто говорит так?», «Съедобно или нет?», «Найди отличие», «Что где лежит?» и т. д.).

Речь малышей важно развивать поэтапно, уделяя внимание ее возрастным особенностям и уровню общего развития детей. Тогда на каждом следующем этапе им будет легче. А к школе мы подготовим ребенка, владеющего речью на нужном уровне.

Текст

Источник: https://Razvivashka.online/razvitie-rechi/razvitie-rechi-u-detej-3-4-let

Особенности развития речи детей 3-4 лет: нормы, отклонения. Учим ребенка говорить

В раннем возрасте малыши с интересом познают окружающий их мир, при этом речь ребенка в 3 года является важной составляющей. Для родителей очень важно следить за развитием крохи, усвоением новой информации.

В этом возрасте малыш должен говорить понятно, пусть он пока и не может произносить сложных предложений. Уже к четырем годам речь должна быть насыщена местоимениями, прилагательными, которые позволяют описывать свойства окружающих предметов.

Развитие речи для детей в данном возрасте крайне важно, поэтому важно устранять любые дефекты.

Речевое развитие детей 3-4 лет: нормы и отклоненияРазвитие речи детей 3-4 лет характеризуется следующими особенностями: ребенок говорит понятно, пусть и невнятно, повторяет слова, которые слышит, умеет составлять простые предложения, может составить небольшой пересказ.

Диагностика

Говоря о развитии речи у детей 3 4 лет, нужно сказать, что оно является фундаментальным. От него будет зависеть социальная адаптация крохи, а также в дальнейшем школьном обучении.

Существуют определенные нормы, по которым определяется, имеется ли задержка речи у ребенка или нет. Если отмечается отставание, тогда стоит использовать специальную программу по развитию речи.

Также существует немало пособий, которыми могут руководствоваться заботливые родители. Не стоит допускать того, чтобы кроха отставал от своих сверстников, важно вовремя догонять упущенное.

Речевое развитие детей 3-4 лет: нормы и отклоненияСпециалисты выделяют нормативные показатели, узнав которые вы сможете определить, соответствует ли речь ребенка его возрастным особенностям.

Нормы

Перед тем, как разбираться с вопросом о том, как научить ребенка разговаривать в 3 года, стоит познакомиться ближе с нормами развития речи детей. Такие показатели являются строго индивидуальными, не существует строгих ограничений. Но примерно родители должны ориентироваться на следующие положения:

Словарный запас ребенка 3 лет должен составлять 800-1000 слов. К 4 годам в норме он увеличивается до 2000 слов.

В активном словаре ребенка появляются почти все части речи: существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, числительные, наречия, предлоги, частицы, союзы.

  1. У ребенка получается проговаривать собственные фамилию, имя и отчество.
  2. Он может точно повторять то, что услышал.
  3. С удовольствием пересказывает сказку, мультик, который смотрел.
  4. Обладает способностью разговаривать тихо или громко, если есть такая необходимость.
  5. Может назвать имена родственников или друзей.
  6. Для ребенка в три года считается нормальным называть действия.
  7. Рассказывает, какими признаками обладают окружающие предметы, например, мама красивая, яблоко грязное и так далее.
  8. Также у детей получается группировать предметы, то есть к одежде они относятся и пальто, и шорты, и трусы. При этом он не отнесет к одежде сковороду или карандаши.
  9. В пособиях говорится о том, что кроха может описать ситуацию, которую увидел.
  10. У крохи получается воспринимать говорить простыми предложениями, но при этом отмечаются попытки переходить к более сложным.

Особенности речи

Речевое развитие детей 3-4 лет: нормы и отклоненияНесовершенство развития артикуляционного аппарата в возрасте 3-4 лет предполагает характерные для этого возраста особенности речи, которые являются нормой и не должны вызывать беспокойство у родителей.

Речь детей 2 3 4 лет обладает рядом особенностей, которые признаются нормой для большинства детей. Родители должны знать, что можно охарактеризовать, как отставание, а что признается нормальным течением развития речи.

Многие малыши стараются говорить красиво, правильно, как-то подражать взрослым. Но у многих это не получается, чаще слова звучат коряво, даже смешно. Кроха трех лет говорит невнятно.

  • Неправильно произносит длинные и малознакомые слова.
  • Сокращает длинные слова (вместо “пароход” – “паход”, вместо “машина” – “шина”).
  • Переставляет слоги в словах ( вместо “музыкальные” – “замукальные”).
  • Пропускает звуки (вместо “красный”- “касин”).
  • Произносит согласные в мягкой форме (вместо “кошка” – “коська”).
  • Свистящие звуки С, З, Ц произносит недостаточно четко, пропуская или заменяя другими звуками (вместо “замок” – “мамок”, вместо “собака” – “тобака”).
  • Шипящие звуки Ш, Ж, Щ, Ч  произносит не четко, пропускает (вместо “шапка” – “сяпка”, вместо “жук” – “юк”).
  • Звуки Р, Л пропускает или заменяет на “й”, “ль” (вместо “ракета” – “йакета” или “лякета”).
  • Неправильно строит предложения, переставляя слова (Я кашу хочу нет. Много игрушкав.).

Кроха трех лет говорит невнятно, но его речь быстро совершенствуется, улучшается.

Нужно, чтобы крошки развивались правильно, такие недочеты не требуют коррекции. Такие проблемы, как переставление слогов, смена звуков не являются отклонением. Проблема состоит в том, что физиологическое развитие речевого аппарата не совершенно, он еще только формируется. Поэтому крохи не справляются с такими сложными звукам, как “р”, “л”, “с”, “ш”.

Развитие звуковой культуры речи у детей 3 4 лет подразумевает, что кроха прислушивается ко всем звукам, словам, которые окружают его. Если не удается воспроизводить слова так, как требуется, то кроха легко образует более удобные словоформы. У ребенка в этом возрасте отмечаются попытки повторять потешки и стишки, а также сочинять их.

Отклонения

Ознакомившись с нормами развития речи в этом возрасте можно определить, развивается ли малыш нормально. Родителей должны насторожить следующие характерные признаки задержки речи.

  1. У ребенка полностью отсутствует речь в 3 года или он говорит крайне мало.
  2. Родители не могут понять, что говорит ребенок.
  3. Он говорит очень быстро или наоборот замедленно.
  4. Не может построить даже простое предложение.
  5. У малыша часто приоткрыт рот, обильное слюнотечение.

Все эти признаки могут указывать на тяжелые речевые отклонения, и в этом случае родителям необходимо обратится к специалистам.

Речевое развитие детей 3-4 лет: нормы и отклоненияКонсультация педиатра, детского невролога и логопеда поможет выяснить причину речевых отклонений и вовремя начать лечение и коррекцию.

Что способствует развитию речи

Чтобы выяснить это, родителям стоит изучить разнообразные пособия, методики. Можно сделать это самостоятельно, а можно пообщаться со специалистами. В том случае, когда самостоятельные занятия не дают никаких результатов, стоит обратиться к логопедам.

Можно подобрать специальные упражнения для ребёнка, это можно делать даже в два года. В любом случае, нужно общаться с крохой, разговаривать с ним, а также расширять сферу общения.

Постарайтесь знакомить малыша с новыми людьми, подталкивайте его к контакту с ними, объясните, что ему нечего бояться.

В разговорах с ребенком на третьем году жизни, нужно употреблять новые слова, чтобы увеличивать его словарный запас. Любые успехи должны отмечаться с вашей стороны, нужно хвалить кроху и поощрять его.

Что касается словарного запаса, то он постепенно должен увеличиваться, нужно учить с малышом отдельные слова. Также увеличению словарного запаса способствует чтение сказок. Помните о том, что при чтении нужно уделять внимание интонации и выразительности.

Так малыш будет запоминать, как нужно говорить правильно.

К четырем годам можно учить потешки, это позволит научиться проговаривать шипящие, свистящие звуки. Не стесняйтесь и не ленитесь исправлять малыша, если он произносит слова неправильно.

Если вы будете внимательны к детской речи, то кроха будет задумываться о том, что нужно стремиться говорить правильно. Можно подобрать разнообразные дидактические игры по развитию речи для детей 3 4 лет.

Если решите играть, совершенствуя при этом речь, нужно стараться говорить с малышом по-разному, – громко, тихо, быстро, медленно.

Учим ребенка говорить

Многих родителей беспокоит вопрос, с какого возраста нужно учить крошек говорить. Нужно ли учить двух трёхлетних? Не нужно специально учить кроху речь, заставлять зазубривать слова.

  • Обучайте малыша в процессе игры, уже к годику можно использовать различные методы мотивации речи. Можно, например, просто рассказывать крохе обо всем, что видите на прогулке. Всегда нужно спрашивать о том, как прошел день, что интересного было в детском саду, что нового он увидел.
  • Говорите правильно и четко произнося слова. Активно артикулируйте во время общения с малышом.
  • Хвалите кроху за любые попытки произнести новые звуки или слова.
  • Мягко поправляйте малыша, если он произносит слова и звуки неправильно, но не ругайте.
  • Учите ребенка формулировать описания предметов и явлений : что это? или кто это? какого цвета? что это у куклы? как можно назвать куклу?
  • Стимулируйте общение малыша с другими детьми. Чаще посещайте детские площадки, мероприятия, дни рождения.
  • Читайте детские потешки, стихи, загадки, они прекрасно воспринимаются малышами, при этом их проговаривание способствует речевому развитию.
  • Позволяйте крохе играть с мелкими деталями, это может быть и крупа, и песок, и пластилин.
  • Познакомьтесь с презентациями и пособиями, которые расскажут о развитии мелкой моторики. Ведь она напрямую сказывается на формировании речи.

Упражнения

Важно планирование, нужно понимать, кто, когда будет заниматься с крохой. Включите в режим для малыша регулярные занятия артикуляционной гимнастикой. Заниматься лучше в утреннее время. Достаточно уделять занятиям 10-15 минут в день.

Речевое развитие детей 3-4 лет: нормы и отклоненияАртикуляционная гимнастика для губ: показать зубки и широко улыбнуться, удерживать 5 секунд, вытянуть губки трубочкой и удерживать 7 секунд. Повторять до 10 раз.

Если не уверены в собственных силах, не хватает презентаций и потешек, то можете привлечь специалистов со стороны. Возникновение отставания развития речи детей не возникает неожиданно, это длительный результат, это может подтвердить даже фгос. Малышам могут помощь развивающие игры, постановка звуков. Когда не получается самостоятельно, можно отыскать хорошего логопеда.

По материалам статьи мы подготовили презентацию “Учусь говорить. Особенности развития речи детей 3-4 года”.

Презентация “Учусь говорить. Особенности развития речи детей 3-4 года” скачать

Источник: https://orechi.ru/razvitie-rechi/rech-detej-3-4-let

Речь ребёнка в 3 года: норма и задержки речевого развития

Речевое развитие детей от 3 до 4 лет

К трём годам большинство малышей уже достаточно самостоятельны, они имеют представление об окружающем их мире, вооружены некоторым запасом знаний о предметах и их свойствах, а речь ребёнка в 3 года содержит достаточное количество связанных слов и предложений. Ведь многие знания проверены ими на практике, то есть дети опробовали на собственном опыте, как можно манипулировать с предметами своего окружения, и теперь могут говорить об этом с пониманием.

Развитие речи ребенка в 3 года имеет особенно широкий диапазон для разных детей одного и того же возраста.

Одни не испытывают никаких трудностей в своих высказываниях, чутко реагируют на малейшее отклонение от нормы в речи окружающих их взрослых и сверстников, проявляют интерес к звуковому анализу слова.

Другие же малыши в это же самое время только начали более-менее правильно строить фразы, и их речь очень далека от совершенства.

Особенности развития речи детей 3–4 лет

В этом возрасте детская речь продолжает активно развиваться. Дети четвёртого года жизни начинают делать умозаключения, могут рассуждать о предметах и окружающих их явлениях.

Ребёнок интересуется миром людей и вещей, ему интересно общаться с близкими и с посторонними людьми.

Наступает пора вопросов, ответы на которые малыш в силу своего возраста иногда не в состоянии дослушать до конца.

Читайте также:  Чем опасна отслойка плаценты

Активный и пассивный словарь

Развитие речи для детей 3–4 лет приводит к тому, что количество слов, которые дети употребляют в речи (активный словарь), возрастает в два раза: от 1 тысячи слов, доступных им к трём годам, до 2 тысяч к окончанию третьего года жизни.

Причём они их не просто используют, а пытливо вслушиваются в значение слов, и даже создают собственные.

«Кто назвал кошку кошкой, а бегемота – бегемотом?» Дети играют со словом, пробуя его «на вкус», рифмуют и изменяют, придумывая несусветные комбинации из звуков: молоко, толоко, далеко, колоко; плям, тлям, глям, слям.

Длинные новые слова, непонятные по содержанию, могут произноситься искажённо (липестричество – электричество, лисипед – велосипед), в них нередко переставлены местами слоги и звуки (певрый – первый, гамазин – магазин).

Сочетания двух согласных звуков подряд продолжают вызывать сложность в произношении. Чтобы их правильно проговорить, ребёнок вставляет между ними гласный звук (зинаю – знаю), или просто не произносит один согласный звук.

Дети уже могут называть детали предметов, различать внешне сходные предметы, например, чашка-кружка, тигр-лев. К наступлению трёхлетнего возраста, большинство ребят уже должны легко различать зверей на картинке ниже (покажите её своему малышу, и проверьте):

Речевое развитие детей 3-4 лет: нормы и отклонения

Осваивая новые слова, дети этого возраста устанавливают смысловые связи между предметами, действиями и их названиями. Они начинают осмысленно относиться к лексике родного языка.

Тем не менее, для полноценного общения детская речь ещё недостаточно развита.

Если на бытовом уровне малышу ещё хватает освоенных слов, то для пересказа длинной сказки или описания запомнившегося события их бывает недостаточно.

Грамматика речи трёхлетних детей

Речь малыша четвёртого года жизни состоит из фраз. В среднем, в предложении насчитывается 3–4 слова. В четыре года они становятся распространёнными, начинают встречаться сложные конструкции – сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Например: «кукла хочет кушать, я приготовлю суп», «когда наступает весна, прилетают птицы».

Дети могут использовать во фразах однородные члены в единственном и во множественном числе. Например, «я рисую цветы и облака», «мышка прыгает и смеётся». Существительные и глаголы начинают уступать свои позиции, в речи встречается всё больше прилагательных, наречий, местоимений и числительных (один, два, три, первый, второй, третий).

Но речь 3-х летнего ребёнка ещё несовершенна, ему сложно образовать множественное число многих существительных, например, деревья, рты, рукава. В согласовании прилагательных с существительными он тоже может допускать ошибки, например, «спелая яблоко», «яркая солнце».

Нередко в речи малышей встречаются неправильные падежные окончания, страдает изменение глагола по лицам и числам. Например, «я вижу деревы», «у меня много конфетов», «дети едют на велосипеде». Покажите картинку ниже малышу, и проверьте этот момент:

Речевое развитие детей 3-4 лет: нормы и отклонения

Звукопроизношение

Ребёнок растёт – укрепляется его артикуляционный аппарат, становятся более точными и скоординированными движения языка, губ, нижней челюсти. Окрепший язычок позволяет правильно произносить ранее смягчаемые согласные звуки: маляко – молоко, сядик – садик. Легче даются длинные слова из 3–5 слогов, а также слова со стечениями двух согласных типа хлеб, класс, бутылка.

Чаще всего в этом возрасте встречаются следующие нарушения звукопроизношения:

  • Замена шипящих звуков свистящими: сапка – шапка, нозик – ножик;
  • Нечётко произносимый звук ц, ч: тсыпленок – цыплёнок, принтс — принц, тяй-чай;
  • Отсутствие в речи звуков л, р или замены их звуками й, в, смягчённым л: либа – рыба, йодка – лодка, вожка — ложка.

Заметив у своего чада эти нарушения, не стоит беспокоиться, а необходимо проконсультироваться с логопедом. Он всегда подскажет является это возрастной нормой, пока не требующей вмешательства специалиста, или нет. Хотя, надо отдать должное, уже в этом возрасте встречаются дети, звукопроизношение которых практически не имеет дефектов.

Развитие речи в 3 года допускает перестановки и пропуски слогов в многосложных словах типа здравствуйте, пожалуйста, фиолетовый. Такие недостатки произношения успешно преодолеваются к окончанию этого возрастного периода.

Растёт интонационная выразительность речи – малыши могут подражать взрослым, вносить в чтение стихотворений наизусть и в рассказы из собственного опыта очень выразительные нотки.

Регулировка темпа речи и её громкости не всегда доступна детям четвёртого года жизни. Они могут говорить очень тихо, особенно когда разговаривают с незнакомыми им людьми.

Когда впечатления от какого-нибудь значимого события слишком велики, ребёнок может рассказывать о них «взахлёб», сбиваясь и торопливо произнося слова.

Появляется очень ценное качество – внимание к собственной речи и к речи окружающих. Дети начинают замечать недостатки произношения, допущенные их сверстниками, но реже – собственные.

Связная речь

Речевое развитие детей 3-4 лет: нормы и отклонения

Трёхлетний ребёнок пока ещё не в состоянии логично и связно рассказать о том, что он видел, что его заинтересовало, полностью пересказать содержание прочитанного ему художественного произведения. Произнести монолог на какую-нибудь тему дети этого возраста пока ещё не могут без дополнительных вопросов. Детские высказывания не развёрнуты, фразы просты и не всегда связаны друг с другом.

Дети не могут составить связный рассказ по картинке. Им доступно только перечисление предметов, изображённых на ней, и действий, которые производят герои изображения. «Тут зайка. Он ест морковку. Там его мама. Она сидит и смотрит».

Дети этого возраста легко запоминают и с удовольствием декламируют понятные им по содержанию стихи и потешки. Они могут неоднократно слушать одну и ту же сказку, а затем практически дословно пересказать её содержание, причём содержание некоторых слов им может быть совершенно непонятно (избушка лубяная, смоляной бочок).

Нормы развития речи детей с 3 до 4 лет

Несмотря на то что дети этого возрастного периода могут находиться на различных уровнях развития речи, существуют примерные ориентиры, на которые можно опираться, оценивая речь своего ребёнка. К окончанию трёх лет малыш приходит с такими достижениями:

  • Его речь более отчётлива, а произношение заметно улучшилось.
  • Малыш может назвать практически все предметы, окружающие его: одежду, обувь, мебель, игрушки, предметы интерьера.
  • В речи появляется всё больше прилагательных, наречий, местоимений, предлогов.
  • Ребёнок согласует слова по родам, падежам и числам, но не всегда правильно.
  • Дети могут запомнить и пересказать небольшие стихи и сказки.

Нормально развивающиеся дети этого возраста стремятся к общению со сверстниками и взрослыми, активно налаживают контакты с помощью речи.

Как определить задержку речевого развития детей 3 лет

Развитие речи ребёнка в 3 годика чаще всего сопровождается нарушениями моторики и поведения. Специалисты, работающие с такими детьми, с полной уверенностью могут сказать, что у детей с нарушениями речи отмечаются такие признаки деятельности:

  • Дети неловки, их движения не скоординированы, они плохо удерживают равновесие;
  • Заметно отставание мелкой моторики пальцев, недоступны точные движения с мелкими деталями игрушек, настольных игр, дети не любят одеваться, застёгивать пуговицы, не могут регулировать силу нажима на карандаш во время рисования.
  • Малыши невнимательны, постоянно отвлекаются;
  • Среди таких детей часты проявления гиперактивности, или, наоборот, заторможенности.

Наличие этих симптомов говорит о том, что имеются нарушения центральной нервной системы, обусловленные её органической недостаточностью. В некоторых случаях задержка речевого развития (ЗРР) может быть вызвана неблагоприятными условиями воспитания ребёнка, его социальным окружением.

Задержка речевого развития у детей 3 лет затрагивает все стороны речи: и звукопроизношение, и словарный запас, и связную речь, и её грамматическое оформление. Возможные проблемы:

  • Дети не произносят не только фразы, но и отдельные слова, их речь остаётся на уровне лепета.
  • Согласование частей речи отсутствует, детская речь похожа на речь иностранца, только что выучившего русский язык. Например, «Таня дай киса», «Коля пошла спать», «Мама сел стула».
  • Неправильно произносятся целые группы звуков, ребёнок искажает или заменяет одни звуки другими, переставляет звуки и слоги не только в многосложных, но и в простых словах. Например, носик – носки, очик – очки, палата – лапата.
  • Предлоги отсутствуют или употребляются неправильно (на, в, над, под, за, перед, между).
  • Речь ребёнка неплавная, её темп слишком быстрый или слишком медленный.
  • Фразы состоят из 1–2, реже из 3 слов, в них присутствуют только существительные и глаголы («телеграфный» стиль речи).

В этом возрасте большинство детей уже осознают ограниченность своих речевых возможностей. Поскольку ЗРР мешает им контактировать со сверстниками и взрослыми, у таких малышей может проявляться негативизм, замкнутость, повышенная раздражительность.

Самостоятельная диагностика задержки речи

Основной метод диагностики ЗРР в домашних условиях – это наблюдение за речью своего ребёнка. Наблюдая за малышом, нужно отметить, насколько развит его словарь, как много слов он употребляет.

Для этого создаются игровые ситуации, где детей побуждают назвать предметы и игрушки, разыгрываются маленькие спектакли с его игрушками.

Нужно внимательно проанализировать, как малыш строит фразы, из скольких слов они состоят.

Для оценки понимания ребёнком речи взрослых можно предложить ему такие задания:

  • Показать части своего тела, части тела игрушечных животных;
  • Показать на сюжетных картинках, что делают их герои. Например, кто бежит, кто поливает цветы, кто кормит кур, кто спит;
  • Дать простые поручения, состоящие не менее чем из двух ступеней. Например, сначала возьми из шкафа куклу, а потом посади её на стул;
  • Спросить о назначении предметов. Например, покажи, чем ты ешь, вытираешь руки, чистишь зубы;
  • Прочитать небольшой текст и задать вопросы по его содержанию.

Речевое развитие детей 3-4 лет: нормы и отклонения

Нужно отметить, какие звуки малыш произносит неправильно, какими звуками он заменяет те, что произносит. Оценивается способность ребёнка пересказать короткую сказку, его умение пользоваться интонацией. Кроме оценки речи, надо обратить внимание на состояние общей и мелкой моторики. Проверяют такие показатели:

  • сохраняет ли ребёнок равновесие при ходьбе и беге,
  • умеет ли перешагивать через предметы;
  • как он ловит мяч,
  • умеет ли он лазать;
  • сохраняет ли равновесие на уменьшенной площади опоры, стоя на одной ноге,
  • может ли застёгивать пуговицы,
  • в состоянии ли малыш совершать точные движения пальчиками рук.

При отклонении развития речи и моторики ребёнка от нормы следует обратиться за консультацией к специалисту и пройти рекомендуемое углублённое обследование. Если в этом имеется необходимость, нужно начать коррекционную работу с логопедом, дефектологом, психологом.

Упражнения для профилактики речевого развития

Роль взрослых в профилактике недоразвития детской речи трудно переоценить. Если они внимательны к ребёнку, постоянно разговаривают с ним, отвечают на детские вопросы, знакомят малышей с новыми предметами и явлениями, большинство возрастных несовершенств быстро исчезает. Помимо развития речи, такая родительская стратегия способствует и умственному развитию ребёнка.

Во время прогулок нужно рассказывать малышу обо всём, что он видит: о деталях дома и автомобиля, из чего «состоят» и как называются деревья и цветы. Нужно называть, из чего сделаны те или другие предметы привычного окружения.

Их цвет, форма, величина, другие качества – отличная возможность поучиться правильному согласованию слов и построению фраз.

Можно дать собственный пример верного построения предложения, можно деликатно исправить фразу, произнесённую ребёнком.

Нужно учить детей сравнению предметов, обращать их внимание на то, чем они отличаются друг от друга. Большое значение для речевого развития имеет детская литература.

Надо внимательно отбирать произведения для чтения, отдавая предпочтение лучшим образцам, подходящим по возрасту для малышей четвёртого года жизни.

Дети, которым регулярно читают, начинают размышлять, задают вопросы о содержании произведений.

Стихи, сказки, рассказы лучше читать неоднократно, спрашивать о содержании произведения, рассматривать книжные иллюстрации. Подбирая загадки, потешки, стихи, доступные детям, родители стимулируют их на запоминание, тем самым развивая не только речь, но и память ребёнка.

Читайте также:  Ребенок часто болеет простудными заболеваниями – ищем причины

Для выработки более точного звукопроизношения нужно обращать внимание детей на неправильно произнесённые им звуки, учить прислушиваться в речи окружающих. Это поможет малышу замечать недостатки своего произношения и стараться их исправить. Укреплению мышц языка помогает выполнение таких развивающих упражнений:

  • цокать языком как лошадка, при этом активно растягивать губы в улыбке;
  • открывать и закрывать широко рот, как птенчик;
  • высунуть язык и убрать его обратно в рот;
  • сделать язык лопаткой, а потом трубочкой;
  • поводить высунутым языком вправо-влево, поиграть в часики.

Нервные и возбудимые дети, как правило, отличаются торопливостью речи, произнесением слов в ускоренном темпе.

Для профилактики этого недостатка нужно показывать пример собственной размеренной речи, создавать в семье спокойную и доброжелательную атмосферу.

Таким детям помогают занятия продуктивной деятельностью, лепкой, рисованием, конструированием, настольными играми, пением. Торопливая речь часто является предвестником появления такого тяжёлого речевого дефекта, как заикание.

Успешное развитие речи у детей 3-х лет позволяет в 4 года получить отличные результаты. Для этого нужно способствовать накоплению ими знаний об окружающем, учить малышей правильно строить фразу и согласовывать слова в предложениях.

Рассматривание картинок, чтение художественных произведений, беседы по их содержанию, заучивание стихов и потешек значительно обогатят речь ребёнка 3 лет, помогут освоить интонационные средства выразительности.

Отклонения от возрастных норм речевого развития требуют обязательной коррекции с участием невролога, дефектолога, логопеда, психолога.

Источник: https://OurKids.ru/razvitie/1-3/rech-3-goda/

Нормы речевого развития детей в 3-4 года и методики развития речи

Речевое развитие детей 3-4 лет: нормы и отклонения

Дети должны активнейшим образом развивать речь уже в 3-4-летнем возрасте, чтобы успеть завершить этот процесс к периоду школьного обучения. Именно развитие речевых навыков многое определяет в будущей социализации малыша. Родители должны внимательно контролировать этот процесс и следить, насколько состояние ребенка соответствует установленным нормам. Если в речевом развитии ребенка наблюдаются явные отклонения, то без помощи специалистов, скорее всего, не обойтись.

Речевое развитие детей 3-4 лет: нормы и отклонения

Логопеды отмечают определенные маркеры процесса освоения речи детьми в 3-4 года, которые считаются нормальными для большинства. Родителиобязаны это знать: тогда они смогут вовремя обнаружить, соответствует ли общепринятым нормам взросление их малыша.

Признаки, на которые следует ориентироваться:

  • малыш старается четко и правильно произносить слова в подражание старшим, но обычно получается еще не очень хорошо: речевое развитие ребенкав 3-летнем возрасте пока не завершено, но оно активно совершенствуется;
  • ребенок прислушивается к любым звукам вокруг и новым словам с попыткой их воспроизвести;
  • малыш придумывает стишки, свои оригинальные словоформы, пытается рифмовать слова;
  • у четырехлетнего ребенка в арсенале должно быть примерно две тысячи слов, норма речевого развития для детей трех лет — 1,5 тыс. слов.

При этом структура речи детей в 3-4 года развита достаточно слабо: они не в состоянии полностью логично говорить, строить четкие, связные и развернутые предложения. Малыши часто делают ошибки в произношении, ошибочно используют падежные окончания, предлоги и т. д.

Поскольку речевой аппарат ребенка в физиологическом плане еще не очень развит, то он часто не справляется с некоторыми звуками. Это относится как к сонорным (р, л), так и к свистящим или шипящим (с, ш). Также дети могут путать звуки или менять в словах слоги.

В процессе формирования навыков общения все очень индивидуально. И все-таки развитие ребенка должно опираться на образцы речевых навыков в 3-4-летнем возрасте. Ответственным мамам и папам следует на них равняться.

Малыш в указанном возрастном периоде должен уметь следующее:

  • правильно называть свои фамилию, имя и даже отчество;
  • уметь звать по именам родных и некоторых знакомых;
  • воспринимать окружающую обстановку и рассказывать о том, что увидел;
  • переходить от простых к более сложным предложениям;
  • группировать по определенным признакам объекты (еда, игрушки, мебель или одежда);
  • определять характеристику объекта: молоко белое, конфета сладкая и пр.;
  • обозначать действие: бабушка вяжет, птичка поет, брат разговаривает;
  • в точности копировать услышанные словосочетания;
  • близко к содержанию пересказывать мультик или сказку;
  • во время речи уметь повышать или понижать тональность.

Логопеды относят именно эти умения к нормам речевого развития ребенка в 3-4 года. Если малыш при этом неправильно называет признаки или действия объекта, то в этом нет ничего ненормального. Такие ошибки можно легко исправить во время занятий. Не будем также забывать о том, что мальчики по развитию речи довольно часто отстают от девочек примерно на 4 месяца.

Серьезными отклонениями можно считать:

  • малыш то и дело «тарахтит» и заглатывает окончания слов: его речь слишком торопливая и невнятная, а иногда, наоборот, такие дети, долго тянут каждое слово;
  • в детской речи отсутствуют простейшие предложения с подлежащими, сказуемыми, дополнениями;
  • ребенок с трудом воспринимает даже несложные фразы;
  • малыш не выстраивает свои предложения, лишь копирует их за взрослыми, берет готовые фразы из прочитанных сказок либо мультиков;
  • предложения есть, но слова в них по-прежнему слоговые (ка — качели, каша, кабачок и т. п.).

При таких отклонениях от нормы необходима специализированная диагностика развития детской речи в связи с возможностью ее патологической задержки.

Обычно это бывает из-за определенных сбоев в функционировании мозга, в этом случае необходимо лечение по рекомендации профессионалов.

Если же это просто недостаток внимания со стороны родителей либо детсадовских воспитателей, то достаточно будет и небольшой коррекции.

Речевое развитие детей 3-4 лет: нормы и отклонения

Прежде всего в период с трех до четырех лет необходима качественная диагностика речевого развития ребенка. Она предусматривает комплексное исследование, ведь навыки речи имеют связь с умственным развитием и интенсивной работой мозга.

Многие родители обращаются исключительно к логопеду, который может работать над произношением звуков. Но для постановки достоверного диагноза дети должны посетить множество других специалистов. Для полноты картины нужно обратиться, например, к логопеду-дефектологу, неврологу, психиатру, отоларингологу, стоматологу и т. д.

Порой необходимы также неврологические методы диагностики — такие, например, как МРТ. Они нужны для того, чтобы выявить сбои в функционировании детского головного мозга.

Задачи диагностики в целом таковы:

  • определение с помощью тестирования показателей психомоторного развития;
  • изучение моторики лицевых мышц, строения челюстно-лицевой мускулатуры;
  • сравнение того, как ребенок понимает и воспроизводит речь;
  • анализ информации о беременности, родах, воспитании.

При отставании в речевом развитии придется оперативно догонять ровесников при помощи усиленных занятий по различным методикам: через 12 месяцев сделать это будет намного труднее.

Сфера общения ребенка должна расширяться. Пусть он знакомится с различными людьми, а не только с детьми. Ему нужно в ускоренном темпе наращивать словарный запас.

Родители должны следить, как малыш выговаривает шипящие и свистящие, твердые и мягкие звуки. Разговаривайте с ним в разных режимах: громко, тихо, медленно, быстро.

Каждый день читайте вместе с малышом скороговорки, стишки, загадки. При чтении сказок выдерживайте интонацию, говорите выразительно. Даже за небольшие успехи нужно поощрять ребенка, хвалить его.

Практикуйте упражнения, развивающие мелкую моторику. Приучайте малыша проводить достаточно времени за перебиранием мелких предметов. Очень хороши в этом случае пазлы, конструкторы, специальные песок и глина для лепки, пластилин и прочие игрушки.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Источник: https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/razvitie_ditey/normy_i_otkloneniya_razvitiya_rechi_u_detey_v_3_4_goda/

Речь ребенка в 3 года: нормы и отклонения

Речевое развитие детей 3-4 лет: нормы и отклонения

По теории Даниила Борисовича Эльконина (психолог советского периода), при нормальном психическом развитии внимание ребенка главным образом сосредоточено либо на эмоциональном общении, либо на предметной деятельности. И у детей четвертого года жизни на первое место снова выходят отношения с другими людьми, как это было в возрасте от рождения до года, например. Больше всего малышей сейчас занимают сюжетно-ролевые игры. А значит, главное – уметь общаться с помощью языка, чтобы в эти игры играть.

Нормы развития речи ребенка в 3 года

Для речи ребенка в 3 года существуют определенные нормы. Обычно детки в этом возрасте уже могут:

  • Рассказать, как их зовут, к какому полу они относятся и сколько им лет (называя возраст, часто используют пальчики для наглядности);
  • Обобщать предметы, у которых одинаковое назначение или которые похожи по каким-то признакам (посуда, одежда, инструменты, игрушки, цветы);
  • Говорить предложениями, которые состоят из 3-5 слов;
  • Строить предложения, в которых значительно меньше грамматических ошибок, чем было раньше (наличие этих ошибок – пока еще явление нормальное);
  • Использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы и «примерять» слова новых частей речи: местоимения, числительные, притяжательные прилагательные, наречия;
  • Правильно ставить ударения в словах (но пока допускается совершать ошибки);
  • Правильно выговаривать подавляющее большинство звуков (еще могут не получаться ж, ш, ч’, щ’, р, р’, л);
  • Словарный запас около 1500 слов.

Речевое развитие детей 3-4 лет: нормы и отклонения

Кроме того, развитие речи у детей 3 лет немыслимо без так называемого словотворчества, когда малыши начинают «изобретать» новые слова. Именно этот процесс вызывает у взрослых наибольшее умиление, а между тем это говорит о том, что ребенок пытается интуитивно применять законы построения слов, пусть и на свой манер.

Речь ребенка в 3 года: отклонения

У ребенка есть отклонения от нормы, если он:

  • Испытывает серьезные затруднения при пересказе, то есть не может запомнить содержание короткого простого текста, который соответствует возрасту, типа «Колобок», «Курочка Ряба», плохо его понимает, не может сформулировать мысль;
  • Неправильно произносит более 5-7 звуков к 4 годам (трехлетним малышам это еще разрешается);
  • Использует звукоподражания и упрощенные варианты слов вместо полных;
  • Имеет маленький словарный запас;
  • Имеет трудности при произнесении слов – повторяет звуки или слоги (вместо машина – мммашина, вместо мультик – мумумультик);
  • Говорит слишком быстро.

Последние 2 пункта иногда связаны с заиканием.

Заметили у ребенка эти проблемы? Стоит задуматься о том, чтобы обратиться к логопеду. Потому что в этом случае родители зачастую не обладают необходимыми знаниями и не смогут самостоятельно помочь малышу.

Как способствовать развитию речи ребенка в 3 года

Дорогие, мамы и папы, вы не должны оставаться в стороне, вы тоже можете внести свою лепту и поделиться новыми необходимыми знаниями о языке, о мире в целом. А значит, помочь детям развить и улучшить свои речевые навыки.

Речевое развитие детей 3-4 лет: нормы и отклонения

  • Общайтесь на разные темы, доступные возрасту ребенка;
  • Знакомьте детей с новыми предметами и явлениями и их характеристиками, рассказывайте что, как, зачем и почему происходит;
  • Говорите не только как называются сами предметы, но и их составные части (рубашка – воротник, карман, рукав, пуговицы…);
  • Играйте, предлагая искать предметы определенного цвета, формы и т.п.;
  • Тренируйте ребенка ставить правильные окончания в словах;
  • Знакомьте с предлогами и учите правильно их употреблять;
  • Играйте в сюжетно-ролевые игры;
  • Вместе рассматривайте и комментируйте картинки в книгах, задавайте вопросы к ним;
  • Читайте малышу книги выразительно, изображая голосом разных героев;
  • Учите пересказывать (в этом помогут наводящие вопросы о прочитанном), заучивайте стихи и песенки;
  • Делайте упражнения для развития артикуляционного аппарата (например, «заборчик» – растягиваем рот в широкой улыбке, «шарик» – сдуваем и надуваем щеки, «часики» – высовываем язык и водим им из стороны в сторону, «лошадка» – цокаем языком и т.п.);
  • Занимайте малышей делами, которые требуют мелкой работы пальцев – игры с пуговицами, крупой, маленькими игрушками, лепка, рисование пальчиковыми красками и т.п.

То, что речь ребенка в 3 года еще далека от совершенства, в некотором смысле даже на руку родителям. Этот период – благодатная почва для того, чтобы сблизиться с малышом. Поэтому обязательно отвечайте на «почемучкины» вопросы и откликайтесь на призыв помочь выговорить то или иное слово, а дети и об этом иногда просят.

Будьте помощником своему ребенку, будьте рядом!

Источник: https://rechrebenka.ru/rech-rebenka-v-3-goda-normy-i-otkloneniya/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector